Познавательное развитие детей через развитие речи. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности и представлен опыт работы по данной теме

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

средствами игровой деятельности

Исполнитель:

Здорова Галина Анатольевна,

воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида

«Северное сияние» пос. Ниженсортымский

Актуальность

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Умение общаться со сверстниками и другими людьми - одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

  • обедненный словарь;
  • часто неверная конструкция предложений;
  • неспособность связно и последовательно изложить события;
  • дефекты произношения;
  • сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Особенно это актуально в настоящее время, так как наблюдается культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи, проблема познания мира во всех его взаимосвязях, проблема в установлении партнёрских взаимоотношений в коллективе.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Дети с широким кругозором уже в 5 лет могут похвастаться богатым речевым запасом и умением строить красивые, сложные предложения.

Актуальность выбранной темы определилась моими наблюдениями, в результате которых я столкнулась с рядом противоречий:

  1. Между формами обучения и воспитания и индивидуальным темпом речевого и познавательного развития ребенка.
  2. Между методологическими подходами традиционной программы и использование в педагогическом процессе новых форм организации деятельности дошкольников.
  3. Между необходимостью высокого уровня познавательно-речевой готовности к школе и возможностями обеспечения оптимальных условий.
  4. Между заинтересованностью родителей в достижении детьми высокого уровня познавательно-речевой активности и владением ими практическими знаниями и умениями в организации деятельности познавательно-речевого направления в домашних условиях.

Ведущая педагогическая идея опыта: развитие познавательно-речевых способностей дошкольников посредством игровой деятельности, способствующая не только усвоению и обогащению знаний, но и активизации речи детей в различных видах деятельности.

Обоснование приоритета игровых технологий опыта.

Игра - ведущая деятельность дошкольника. В игре ребенок - полноправный субъект деятельности, а не объект воздействия взрослого. Поэтому в игре дети стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и самостоятельно решают их. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний, активизируют речь детей.

Диапазон опыта

  • специально организованная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность педагога и ребёнка (детей);
  • создание условий, предпосылок для самостоятельной деятельности;
  • работа с родителями по познавательно-речевому развитию детей в домашних условиях.

Теоретическая база

Игра, как особый способ взаимодействия человека с миром рассматривалась еще выдающимися мыслителями - Платоном, Аристотелем, Ж.-Ж. Руссо и другими. Современные ученые исследовали психологию игры и ее влияние на развитие личности. Перед началом работы по теме опыта мною изучены исследования психологов: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, а так же методические рекомендации ученых и педагогов: А.В. Запорожца, В.Н. Сенеренко, А.П. Усовой. Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии дошкольника, даются практические рекомендации по развитию их интеллектуальных способностей, рассматриваются принципы педагогической поддержки становления познавательной сферы дошкольника.

Цель работы

Формирование связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность.

Достижение поставленной цели возможно при решении задач:

  • создание условий, способствующих выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно - речевой деятельности;
  • формирование предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
  • обеспечение взаимосвязи игры с познавательно-речевой деятельностью детей;
  • способствование формированию у детей речевых навыков в процессе игры.

Принципы организации опыта:

  • принцип развивающего обучения: развитие всех познавательных психических процессов;
  • принцип научности обучения и его доступности;
  • принцип воспитывающего обучения: обеспечение благоприятных условий для воспитания ребёнка;
  • принцип гуманизации педагогического процесса и индивидуального подхода: обучение на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка;
  • принцип деятельности: новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;
  • принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения;
  • принцип психологической комфортности: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач познавательно-речевого и личностного развития каждого ребенка в моей группе.

Условия формирования опыта:

  • использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов деятельности;
  • обогащение предметно-игровой среды в группе ДОУ;
  • изменение формы общения с детьми и родителями, они построены на основе субъект - субъектных отношений: педагог - ребёнок - родитель;
  • использование в педагогическом процессе всего многообразия игр, рекомендованных программой: дидактических, развивающих, сюжетноролевых, строительно-конструктивных и др. усовершенствование системы взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника.

Опыт внедряется посредством:

  • внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • внедрения игровых педагогических технологий;
  • оптимизации нагрузки воспитанников группы ДОУ и расширения возможностей дополнительной деятельности детей;
  • повышения гуманизации воспитательно-образовательного процесса и его культурологической составляющей;
  • внедрение технологий детского проектирования в образовательный процесс группы ДОУ;
  • внедрение инновационных форм (технологий) сотрудничества с родителями (законными представителями) детей группы ДОУ.

Направления работы:

Работа над собственной речью

Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний.

Работа с игротекой. (Подбор игр и их внедрение в работу с детьми).

Игра - не только весёлое времяпровождение детей. Именно с помощью игры ребенок познает самого себя и окружающий мир; игра способствует одновременному развитию физических, социальных и речевых навыков детей, а также стимулирует их желание узнать что-то новое. А, так как, игра - основное и любимое занятие детей, то умелое руководство ею и правильный подбор поможет и развивать и воспитывать и обучать. В своей работе, при отборе игр, опираюсь на те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Игра, имеющая познавательное значение.
  • Игра, направленная на речевое развитие детей.
  • Игра, способствующая развитию воображения и детского творчества.
  • Игра, создающая условия для развития коммуникативных способностей детей и содействующая сплочению детского коллектива

Формирование представлений об окружающем мире.

Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении.

Развитие любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

Данные направления помогают воспитателю в организации развивающего обучения обеспечивают решение задач личностного развития каждого ребенка.

Одним из наиболее важных компонентов воспитательного процесса считаю работу с семьёй, так как согласно закону РФ «Об образовании», родители (законные представители) детей являются законными участниками воспитательно-образовательного процесса. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Кто еще подаст пример лучше родителей.

Здесь тоже наблюдается проблема: для большинства семей моих воспитанников характерны пробелы в знании русского языка, что объясняется многонациональным составом населения Ханты-Мансийского округа. Основная масса дома разговаривает на родном языке и вследствие этого ребёнок часто путается в речи. Это добавляет свои сложности в речевое развитие детей.

Исходя из вышеуказанного, работа по познавательно-речевому развитию осуществлялась параллельно по двум блокам:

  • работа с воспитанниками группы;
  • работа с родителями (законными представителями) воспитанников группы.

Этапы работы

  1. Подготовительный

На этом этапе:

Осуществлялись подбор и изучение методической литературы по данному вопросу, с целью определения цели и задач, выбора средств и методов, а также направлений работы;

Была проведена диагностика воспитанников, для успешного выполнения условия индивидуального подхода к каждому ребёнку группы, исходя из его личностных возможностей. Она помогла выявить: какими познавательными и речевыми умениями владеет ребенок, уровень развития и совершенствование словаря;

Было проведено анкетирование родителей, для выявления осведомленности об особенностях развития речи детей 5го года жизни и определения маршрута дальнейшего сотрудничества по данному вопросу.

  1. Основной этап характеризуется практическими действиями:

Создание условий для осуществления познавательно-речевого развития средствами игры;

Совместная работа с детьми и родителями, обеспечивающая создание оптимальных условий для развития познавательно-речевой деятельности посредством игры.

Главным условием нормального психического развития ребенка являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Воспитатель должен ввести малыша в детский коллектив, ведь от того, как сложатся отношения ребенка с воспитателем и с другими детьми, зависят его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном развитии. Для реализации этой задачи мною были подобраны цикл игр, объеденных в картотеку, это игры на взаимодействие «Ты мой друг и я твой друг», игры на повышение личностной самооценки «Это - я». Кроме того, была создана «копилка» ритуалов, используемых в качестве организационных моментов при смене деятельности. Эти игры помогают ребенку раскрыться для общения, что дает базу для формирования личности ребенка.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня ни для кого не секрет, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Так как, я пальчиковым играм уделяю большое внимание, то создала целую папку под названием «Умные пальчики», куда включила: упражнения для массажа рук и пальцев, пальчиковые разминки, пальчиковые игры на расслабление, пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок и потешек, пальчиковую гимнастику по лексическим темам и пальчиковый тематический тренинг (игры, объединённые единым сюжетом).

Широко использовала физминутки и речедвигательные игры, применяя их не только на занятии, с целью предупреждения утомления и восстановления умственной работоспособности, но и в совместной деятельности. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Свою подборку речедвигательных игр я разбила по тематике, распечатала на цветной офисной бумаге (каждая тема - отдельный цвет) и заламинировала. Это очень удобно и практично - можно делать пометки маркером согласно планированию, которые всегда можно изменить или убрать за ненадобностью.

С целью осуществления здоровьесберагающего компонента проводила «Минутки здоровья» с применением игрового самомассажа (создала картотеку игр).

Организация учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс старалась строить и строю таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время непосредственной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. В начале каждой образовательной деятельности провожу ритуал приветствия и специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук (используя картотеку).

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

В обновлении подходов к организации работы с детьми я пошла по пути организации совместной игровой деятельности, используя интеграцию разных образовательных областей. При определении целей этой деятельности, я выделила два ведущих направления работы педагога:

  • развитие познавательных способностей детей
  • развитие связной речи

Это, прежде всего формирование знаний о предметах или явлениях окружающего мира, развитие способности к поисковой деятельности, умение классифицировать, группировать предметы, обобщать явления, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.

Кроме этого, я убеждена, что развитие связной речи ребенка и формирование словаря ребенка связано со становлением доказательной, объяснительной, описательной речи, а также умением читать наизусть стихи, потешки, придумывать сказки.

Опыт показывает, что на основе единого занимательного сюжета задачи решаются целостно, в единстве. Поэтому, во время проведения НОД использовала и использую игровые приёмы. Мною написана парциальная программа по формированию основ экологического сознания у детей среднего дошкольного возраста «Первые шаги в мир Природы», на основе технологии Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с включением регионального компонента. Данная программа реализуется на базе ДОУ. Конспекты занятий программы были составлены на основе игровых технологий.

Предметно-развивающую среду в группе построила на организации непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально игровой, творческой сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью. Это позволило детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

Для решения задачи по просвещению родителей по вопросу познавательно-речевого развития посредством игр, на базе группы был создан детско-родительский клуб «Раз словечко, два словечко». Заседания клуба проводились с использованием нетрадиционных методов работы: тренингов, викторин, поисковой деятельности. Выпускались буклеты-трилистники, проводились консультации и мастер-классы «Как говорить правильно», «Речевое перевоплощение - что это», «Мы найдем слова везде», «Игры на ходу», «Познаём и развиваем речь», «Поиграй со мною, мама». Кроме того, в совместной работе с родителями использовался проектный метод. Были разработаны и проведены проекты: «Мой любимый посёлок», «Это я», «Котишка Говоришка», «Азбука вежливости».

Результативность

Результатом работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности явились позитивные сдвиги в игровой, интеллектуальной и речевой активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников.

Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики, которая осуществлялась через общение с детьми и родителями. Для его проведения использовала: методы диагностики (наблюдение, анкетирование, беседа).

По результатам диагностики данные внесены в таблицу.

Динамика развития познавательно - речевых способностей детей

2014-2015г

2мл. группа

2015-2016г

Средняя группа

в

с

н

в

с

н

Начало года

18%

73%

9%

27%

67%

6%

Конец года

24%

70%

6%

36%

61%

3%

Выводы

Через познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности у детей была сформирована связная речь, повысился уровень овладения родным языком. На основе расширения и углубления знаний об окружающем возрос игровой опыт детей.

Использование игровой технологии способствовало выявлению и поддержанию интересов, проявлению самостоятельности в познавательно-речевой деятельности, развитию речевого творчества детей. У детей увеличился объем памяти и внимания, обогатился словарь, возросла потребность в речевом общении. Сюжет игр стал более разнообразен.

Внедрение проектного метода в воспитательный процесс помогло развить любознательность, навыки сотрудничества, реализовать познавательные потребности детей.

Использование инновационных форм сотрудничества с родителями позволило сплотить коллектив родителей, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, заинтересовать и привлечь к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Жизнь детей в детском саду стала интересней и разнообразней. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы, с удовольствием занимаются, играют. В общении с друзьями используют разные виды игр.

Между родителями и коллективом детского сада установлены доверительные отношения.

Литература

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», под ред. Бабаевой
  • Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. (ФГОС)2015г.
  • Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000
  • Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в дошкольном возрасте. М., 1999.
  • Алексеева М. Н. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
  • Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.
  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
  • Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Комплексно - тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет. 2012г.
  • Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. 2014г.

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 11 1.1. Представления ученых о познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста 11 1.2. Особенности развития познавательно-речевой активности у дошкольников с нарушением речи 14 1.3 Пути изучения и развития познавательно-речевой активности у дошкольников с нарушением речи 16 Выводы по 1 главе 25 ГЛАВА 2: ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 26 2.1. Организация констатирующего исследования 26 2.2. Организация формирующего исследования 29 2.3. Организация контрольного исследования 43 Выводы по 2 главе 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53 ПРИЛОЖЕНИЕ 58

Введение

Детей дошкольного возраста с проблемами речевого развития становится больше с каждым годом. Недоразвитие речи препятствуют их полноценному общению, вызывают трудности в успешном овладении знаний из разных предметов. Речевые трудности негативно влияют и на эмоциональное состояние ребенка. Дети с особыми потребностями нуждаются своевременной помощи, которую педагог должен предоставлять им с большим терпением. «Ребенок, развитие которого затруднено дефектом, не менее развитый, чем его нормальные ровесники, а иначе развитый. Она может достичь того же, что и нормальный, но другим способом, иным способом », - говорил Л.С. Выготский . Вследствие определенных умственных и физических недостатков такие ученики медленно усваивают программный материал, со временем при этом возникают большие трудности. Дети лучше воспринимают учебный материал, если он подается в виде сказки или театральной постановки. Нужно ставить цель оказать помощь детям с нарушениями речи, решать проблемы, связанные с их воспитанием и обучением, обеспечивать их интеграцию в общество. ... Сказка, творчество - это самая тонкая и нежная ощупь. Сказка - детство мысли. Она делает мир детства ярким и интересным. (В. Сухомлинский) На занятиях развития речи вместе с детьми часто используйте сказку и составляйте сказки. Написания сказок помогает в коррекционной работе с детьми, поддерживает интерес к учебной деятельности, помогает приобретать навыки и умения строить предложения, последовательно выражать свое мнение, придерживаться логических связей между отдельными высказываниями; у учащихся обогащается словарь, развиваются творческие способности, возникают позитивные эмоции. «Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, показывает свое отношение к добру и злу. В притче черпаются первые представления о справедливости и несправедливость »(В. Сухомлинский). Актуальность. Речевая активность - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Познавательно-речевое развитие дошкольников направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития. Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного развития детей с речевой патологией, можно назвать таких ученых, как Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е.М. Мастюкова , Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева, которые исследовали разные виды восприятия; Г. С. Гуменная, изучавшая особенности памяти; О.Н. Усанова, Ю. Ф. Гаркуша, Т. А. Фотекова, исследовавшие внимание; И.Т.Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р.Давидович, Л.А.Зайцева, В. А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, О.Н.Усанова, изучавшие своеобразие различных форм мышления; В.П. Глухов, исследовавший воображение. Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребенка. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения - неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов. При изучении детей с ОНР основное внимание следует обратить на состояние познавательной активности и особенно языковых средств общения: во многих исследовательских работах акцентируется наличие стойких лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений, ограничивающих возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков у детей. Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Формируя у детей восприятие, внимательность, наблюдательность мы развиваем познавательные процессы, которые являются предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит в немалой степени готовить их к успешному обучению. Содержание коррекционно-логопедической работы определено через реализацию совокупности функций логопеда (преодоление нарушений устной речи путем развития: речевого дыхания, моторики, артикуляционного аппарата и звукообразования, интонационной выразительности речи; усовершенствования лексического и грамматического строя; формирования морфологической и синтаксической систем языка и развитие связной речи; преодоления нарушений письменной речи). Воспитатель реализует содержание работы по развитию речи на занятиях. Коррекционно-развивающей работа по развитию речи может быть эффективной только при условии тесного сотрудничества логопеда, психолога, воспитателя и родителей в деле преодоления нарушений речи и развития на основе коммуникативной компетентности дошкольников с недоразвитием речи. Актуальность исследования позволила сформулировать тему выпускного квалификационной работы: «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с нарушением речи». Объект работы: познавательно-речевая активность дошкольников с нарушением речи. Предмет: развитие познавательно-речевой активности дошкольников с нарушением речи. Цель работы: Выявить влияние нетрадиционных технологий на речевое развитие ребёнка. Гипотеза. У детей с речевыми нарушениями снижен уровень развития познавательно-речевой активности. Специально организованные коррекционные занятия и игры позволят скорректировать нарушения познавательно-речевой активности. Согласно гипотезе и цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы в работах специалистов. 2. Развивать речь детей, используя в своей работе все группы нетрадиционных методов; 3. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию нетрадиционных методов; 4. Проанализировать результативность работы. В ходе нашего исследования были использованы следующие методы: 1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; 2) сбор и анализ данных по исследуемой проблеме. База исследования: МАДОУ детский сад № 23 города Хабаровска Для обеспечения достоверности положений и выводов и решения очерченных задач комплексно использовались следующие методы исследование: теоретические: анализ, систематизация и обобщение данных общей и специальной психолого-педагогической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы; анализ учебных программ, коррекционных методик и методических пособий с целью выяснения современных подходов к коррекционной работы с детьми с нарушением речи дошкольного возраста; синтез, абстрагирование и конкретизация с целью теоретического обоснования методики формирование познавательно-речевой активности; эмпирические: целенаправленное наблюдение за учебно-воспитательным процессом и игровой деятельностью старших дошкольников с нарушением речи, анкетирование родителей, логопедов, психологов и воспитателей, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формовочный) с целью обоснования и апробации психолого-педагогических условий и коррекционно-развивающей методики формирования речевой активности в детей с нарушением речи дошкольного возраста; статистические: количественный и качественный анализ и обобщение экспериментальных данных, методы статистического анализа с целью определения различия между двумя статистическими выборками (КГ и ЭГ) по? * критерием Фишера (угловым преобразованием Фишера) и t-критерию Стьюдента. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория полиморфности структуры дефекта (Л. С. Выготский, М.С. Певзнер , Ж. Пиаже и др.) учение о психологических аспектах диагностики аномального развития детей (Б.В.Зейгарник, В. И. Лубовский , С. Я. Рубинштейн и др.); теория озакономерности развития общения в онтогенезе и концептуальные положенияо ведущей роли общения в формировании личности ребенка(Л. Н. Галигузова, Н. С. Жукова, Я. Л. Коломинский, М.И.Лисина,С. Ю. Мещерякова, Т. И. Пироженко, Т. А. Репина, А. А. Смирнова и др.);концепция учета индивидуально-личностных особенностей ребенка инеобходимости системного влияния коррекционного процесса на становление содержательных, деятельностных и личностных компонентов интеллекта инструмента уравновешивания человека и окружения (В. М. Синев) концепция индивидуального генетического исследования личности (С. Д. Максименко, В. С. Мерлин и др.); положение о индивидуально-дифференцированном подходе в структуре педагогического изучения детей (В. И. Бондарь, И. Г. Еременко) концепция развития, обучения и социализации детей с нарушением речи (В. В. Тарасун, Г. М. Хворова) положение о необходимости активного поиска положительного в структуре личности (Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, Л. И. Фомичева и др.);положение о ведущий устойчивый когнитивный стиль ребенка нарушением речи (В. Тарасун) научные выводы о единстве возрастных закономерностей при нормальном и аномальном психическом развитии(А. К. Агавелян, Л. И. Божович, В. И. Бондарь, Л. С. Выготский, Т. А. Власова,В. В. Давыдов, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, В. М. Синев, В. Тарасун,Л. И. Фомичева, М. К.Шеремет и др.); деятельностный подход к пониманию общения(Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев , А. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. А. Петровская, С. Л. Рубинштейн и др.); нормативные показатели и критерии речевого развития ребенка дошкольного возраста (Е. Ф. Соботович )психолого-педагогические подходы к построению классификаций интеллектуального развития детей с развитием речи (Д. И. Шульженко). Научная новизна полученных результатов данного исследования заключается в том, что впервые комплексно исследованы проявления познавательно-речевой активности у детей с нарушением речи дошкольного возраста; конкретизированы особенности познавательно-речевой активности у дошкольников с нарушением речи; разработаны, научно обоснованы и апробированы коррекционно-развивающую методику формирования речевой активности у детей с нарушением речи дошкольного возраста с учетом выявленных дифференцированных психологических механизмов недоразвития речевой системы; определены этапы и психолого-педагогические условия формирования познавательно-речевой активности у детей с нарушением речи дошкольного возраста; усовершенствованы методы, приемы и средства формирования речевой активности у детей с нарушением речи дошкольного возраста; уточнено содержание составляющих познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста. Практическое значение полученных результатов заключается в возможности использования разработанной специальной коррекционно-развивающей методики формирование познавательно-речевой активности у детей с нарушением речи дошкольного возраста в процессе обучения и воспитания детей указанной нозологии родителями, воспитателями, коррекционными педагогами и специальными психологами специальных дошкольных учреждений, учебно-воспитательных и реабилитационных центров, посещают дети с нарушением речи; возможности применения методики определения уровня речевой активности и опросного листа в дифференциальной диагностике коммуникативного развития детей с речевыми нарушениями. Материалы исследования могут использоваться при преподавании профессиональных курсов в высших учебных заведениях по направлению «Коррекционное образование. Логопедия », а также в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации коррекционных педагогов, в частности, логопедов, специальных психологов, воспитателей, работающих в дошкольных учреждениях, посещают дети с нарушениями речи в системе последипломного педагогического образования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение

Определение теоретических основ формирования познавательно-речевой активности детей с нарушением речи дошкольного возраста и обобщения результатов проведенного экспериментального исследования позволили сформулировать следующие выводы: 1. Доказана актуальность проблемы формирования познавательно-речевой активности у детей с нарушением речи на основе междисциплинарного анализа специальной психолого-педагогической научно-методической литературы и современных подходов к обучению и воспитанию детей указанной категории. Разнообразие нарушений речевого развития таких детей влияет на процесс развития познавательно-речевой активности, можно объяснить непосредственно специфичностью речевого развития наряду с ограниченностью языкового опыта и недостаточными знаниями о языке и его использование в процессе общения. Анализ исследований ученых о речевом развитии детей с нарушением речи позволил определить нарушение коммуникативной функции речи,проявляется как в неспособности полноценно воспринимать вербальную информацию, так и в невозможности адекватно формировать речевое высказывание и взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с ситуацией. Согласно термин «познавательно-речевая активность» рассматривается в значении наличии мотива к речевому высказыванию и непосредственное речевое высказывание, которое может возникать как ответная реакция на реплику собеседника или как желание сообщить собеседнику о собственной мысли, переживания, эмоции, потребности. 2. Определены компоненты познавательно-речевой активности и критерии их сформированности: содержательность (способность к продуктивной коммуникации, использование речи как средства коммуникации) мотивированность (контактность в коммуникации, способность к диалогической речи), инициативность (инициативность в процессе общения, способность к монологической речи). По каждому критерию был выделен ряд показателей, которые позволили определить уровни сформированности компонентов познавательно-речевой активности: высокий, достаточный, средний, низкий и нулевой. Установлено, что у детей с нарушением речи познавательно-речевая активность не всегда формируется и развивается спонтанно, что требует компетентной помощи со стороны специалистов. 3. Установлено, что дети с нарушением речи дошкольного возраста находятся на значительно более низком уровне сформированности познавательно-речевой активности до проведения с ними занятий, чем после них. Выявлены особенности познавательно-речевой активности дошкольников с нарушением речи: снижение способности к коммуникации; снижение желание проявлять свою индивидуальность, заявлять о себе; снижение инициативности в процессе общения; нарушение контактности и выборочная контактность; снижение инициативности и самостоятельности в речевых высказываниях; снижение умение поддерживать разговор на тему, высказаться в соответствии с ситуацией; неустойчивый интерес к взаимодействию; ограниченное понимание названий предметов, названий действий, названий качеств и свойств предметов и пространственно-временных отношений и умение находить и демонстрировать соответствующие рисунки или предметы; ограниченное понимание названий действий и способность выполнять соответствующие действия; выборочная реакция на обращение, на собственное имя; несоответствие возрастным показателями использование в речи необходимых языковых единиц; наличие эхолалий, фраз-штампов, автономной речи; присутствие некоммуникативной речи; ограниченность или отсутствие употребления в речи слов «да», «нет»; недостаточный лексический запас (согласно возрастных и программных требований) существительных, глаголов, прилагательных и ограниченность применения их в речи; ограниченное понимание и соблюдение лексических и грамматических норм родного языка; снижение способности ребенка к словоизменению и словотворчеству; особенности использования интонационных средств выразительности и паузации; особенности связного высказывания; снижение возможности полно, последовательно, логично излагать свои мысли. Доказано, что все дети с нарушением речи дошкольного возраста имеют особенности формирования познавательно-речевой активности разной степени проявления. 4. Разработано коррекционно-развивающую методику формирования познавательно-речевой активности у детей с нарушением речи дошкольного возраста, что исследовательско-диагностический, коррекционно-деятельностный и функционально-речевой этапы формирования, каждый из которых предполагает собственную цели, задачи, направления, методы и приемы работы. Этапы сочетались внешними и внутренними связями, выливаются в непрерывный педагогический процесс, а полученные дошкольниками с нарушением речи знания, умения и навыки рассматриваются как целостная система. 5. Определены и научно обоснованы психолого-педагогические условия коррекционного подхода к формированию речевой активности у детей указанной категории, а именно: наблюдение за ребенком и непосредственное взаимодействие с ним и объективная оценка динамики развития познавательно-речевой активности у ребенка с нарушением речи; структурирования коррекционного воздействия на основе учета информации, полученной при обследовании и наблюдение за ребенком; создание адекватно организованного среды для проведения коррекционного воздействия (структурирование режима, времени, пространства) осуществления корреляции эмоционального состояния ребенка с целью формирования мотивации к усвоению нового речевого материала и повышение познавательно-речевой активности; использование аутостимуляций как неотъемлемой части поведения ребенка с нарушениями речи с целью наполнения ее новым смыслом, который станет основой для формирования познавательно-речевой активности; использование соответствующего количества задач, изменение которых предшествовала бы перенасыщению впечатлениями ребенком с нарушением речи; поэтапное предъявления задач с обязательными с пользованием стимулирования как метода формирования мотивации к взаимодействию и непосредственно познавательно-речевой активности; взаимосвязь в работе специалистов и родителей детей с нарушением речи; стимуляция познавательно-речевой активности с учетом особенностей коммуникативно-речевой деятельности ребенка с нарушением речи. 6. Разработаны, научно обоснованы и апробированы действенные приемы формирования познавательно-речевой активности, куда вошли: создание и поддержание познавательно-речевой среды; постоянное речевое сопровождение деятельности ребенка; обучение ребенка выражать мысли любым доступным ей способом; применение стимулирований и поощрений с целью повышения мотивации к познавательно-речевой деятельности; использование имеющихся вокализаций ребенка; использование эхолалий и склонности к стереотипному повторению действий; стимуляция познавательно-речевой активности на фоне эмоционального подъема; развитие познавательно-речевой активности путем подражания; активизация пассивного словарного запаса и постепенный перевод его в активный; воспитания инициативности и стремления к самореализации. 7. Экспериментально доказана эффективность экспериментальной коррекционно-развивающей методики формирования познавательно-речевой активности в детей с нарушением речи дошкольного возраста на основе положительной динамики уровней сформированности компонентов познавательно-речевой активности детей с нарушением речи дошкольного возраста, наблюдавшееся при сравнении результатов диагностико-моделирующего(Констатирующего) и апробационно-обобщающего (формовочного) этапов эксперимента. В частности, показатели уровня сформированности компонентов речевой активности в КЭ по сравнению с КЭ соответственно составляют: мотивированность: высокий не обнаружено, достаточный: + 8,6%, средний: + 19%,низкий: + 14,3%, нулевой - 41,9%; инициативность: высокий: не обнаружено, достаточный: + 10,7%, средний: + 13,8%, низкий: + 9,5%, нулевой - 34%;содержательность: высокий: + 4,3%, достаточный: + 17,6%, средний: + 12,9%, низкий:- 27,3%, нулевой - 7,5%. Данные математической статистики по угловым преобразованием Фишера и t-критерию Стьюдента свидетельствуют, что лучших показателей достигли дети на контрольном этапе. Все вышесказанное дает основание утверждать результативность и целесообразность применения в процессе коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи предложенной методики формирования речевой активности. Сделанные выводы подтверждают, что цель исследования достигнута, намечены задачи выполнены. Проведенное дипломное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования речевой активности у детей с нарушением речи дошкольного возраста в связи со сложностью данного нарушения и многогранностью вопросов, входящих в данную тему.

Список литературы

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]. – М.: Академия, 2011.- 258с 2. Беккер-Совак К.-П., Совак М. Логопедия.- М., 1981. 3. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. / Под ред. А.В.Брушлинского, В.А.Кольцовой. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2010. – 416 с. 4. Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. – К.: Рад.шк., 1990. – 216 с. 5. Бородич Г.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1984. 6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т.; Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1982. – С.5-361. 7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1987. – 124 с. 8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 644 с. 9. Занков Л.В. Психические особенности учеников младших классов вспомогательной школы. – Известия АПН СССР. – 1951. – Вып. 37. – С. 34-36. 10. Запорожец А.В. Психологиявосприятиясказкиребенком-дошкольником // Дошкольноевоспитание. – 1988. – №9. – С. 34- 41. 11. Копытин А. И. Основыарттерапии. – СПб.: Речь, 1999. – 242 с. 12. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М. : Академия, 2003. – 288 с. 13. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. виш. учеб.заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е издание – М.:ВЛАДОС, 2006. - 703 14. Мастюкова О.М. Специальная педагогика. – М.: Педагогика- Пресс, 1996. – 80 с. 15. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой. – М. : Академия, 2006. – 224 с. 16. Морозова Н.Г. О пониманиитекста // Известия АПН РСФСР. – 1947. – №7. – С. 191-239. 17. Нищева Н.В. Система коррекционной работы. – СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001 – 352 с 18. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до 3-х лет. - М.: Просвещение, 1981. 19. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] / Е. А. Пожиленко. – М. :Владос, 2011– 79с. 20. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 445с. 21. Понятийно-терминологический словарь логопеда [текст] / под ред. В. И. Селиверстова. – М. :Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. – 400 с. 22. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина - М.: 1969. 23. Психолого-педагогическая диагностика: Уч. Пособие Под.ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М.: Академия, 2013. 24. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах и схемах. - Минск:Аверсэв, 2006. 25. Pay, Е. Ф. Воспитание правильного произношения у детей [Текст] / Е. Ф. Pay. – М. :Медгиз, 1961– 430с 26. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Д.: «Издательство Сталкер», 2003. – 288 с.: ил. 27. Селиверстов В.И. Справочник логопеда. - М., 2002 28. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи. - К.: Рад.шк., 1989. 29. Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии [Текст]/ И.А. Смирнова // Дошкольная педагогика. – 2013. – №5(14). – С. 20-24. 30. Соботович Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Хрестоматия по логопедии [извлечения и тексты] : [учебн. пособие] / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М. :Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. – в 2 тт. Т. І. – С. 208–213. 31. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. -- М.:Эксмо-пресс, 2005. -- 224с. 32. Сороколетов Ф.П., Федоров А.И. Правильность и выразительность устной речи. - Л.: Педагогика, 1962. 33. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Уч.пос. – 2 изд., 2005. – 224 с. 34. Специальная психология [Текст]/ Под ред. В.И. Лубовского.- М.: Академия, 2013.- 452 с. 35. Специальная педагогика [Текст]/ Под ред. Н.М. Назаровой.- М.: Академия, 2013.- 400 с. 36. Стишонок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, 37. Стрелкова Л.П. Уроки сказки - М.: Педагогика, 1999. - 128 с. 38. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта [Текст]: учеб. Для студентов вузов – олигофренопедагогика / Е.А. Стребелева. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 256 с 39. Токарева, С. А. Дизартрии Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / С. А. Токарева; под редакцией С. С. Ляпидевского. – М. : Академия, 1999. – 234с. 40. Толстикова М.А. Сказка в цвете // Знание-сила. , 2002, №1. - с. 29-32. 41. Ушинский К. Д. «Теоретическиепроблемывоспитания и образования. О пользепедагогическойлитературы» //Журн. «Для воспитания», 1974.-12 с.Федоренко Л., Фомичева Г., Лотарев В. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. - М.: Просвещение, 1977. - 239 с. 42. Физиология высшей нервной деятельности. Хрестоматия. Уч.пос. / Авт. – сост. Т.Е.Россолимо, Л.Б.Рыбалов. – 3 изд.. стер. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2007. – 336 с. 43. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. Б. Туманова. – М. :Владос, 2000. – 80 с 44. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М: Айрис-пресс, 2001 45. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Гном-Пресс, 2011. – 346с. 46. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г. А. Основы логопедии.- М., 1989. 47. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая робота в специальном детском саду. – М.: 1987. – с. 5-24. 48. Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей: пос. [для восп. дошк. учрежд.] [Текст]/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232 с. 49. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 2014. – 428с. 50. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника [Текст] / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. Екатеринбург: Изд-во Ард Лтд, 1996. – 250с. 51. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1989. 52. Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию.-Москва-Воронеж,1996. 53. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии [Текст] / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1999. - 320с. 54. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами. - К.: Рад.шк., 1987. 55. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата [Текст] / Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение 1969. 56. Якобсон П.М. Психологияхудожественноговосприятия. – М.: Искусство, 1964. – 86 с.

Разделы: Работа с дошкольниками

Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую технологию, на основе которой была создана система работы “Удивительное рядом”, построенная на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов: исследовательско-игровых, творческо-исследовательских, информационно-исследовательских, практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Вся работа строится на следующих принципах:

  • принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
  • принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
  • принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
  • принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
  • принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

  • развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
  • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
  • формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
  • повысить уровень коммуникабельности.

Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:

I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.

На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).

На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству, поэтому система работы “Удивительное рядом”, позволяет применять метод проектов уже с младшего дошкольного возраста.

Так во второй младшей группе были разработаны исследовательско-игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и ролево-игровая деятельности. Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; во время реализации проекта « Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать какие они бывают; с помощью проекта «Котя-котенька» дети познакомились с разнообразным миром домашних животных и основами ухода за ними.

Особый интерес детей вызвал исследовательско-игровой проект "Волшебная капелька!", где на первом этапе был создан центр воды и песка, изготовлена «Капелька» – игровой персонаж, помогающий создать игровую мотивацию, осуществлялся подбор материала для практической игровой деятельности.

На втором этапе – детям давались знания о свойствах воды и ее состояниях в природе, проводились опыты, во время которых дети с помощью воспитателя учились делать выводы, воспитывалось бережное отношение к воде, особой популярностью у детей пользовались игры с водой «Веселые капельки», экспериментальная деятельность «Разноцветные капельки», во время которой проводился опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками, «Будем учиться заваривать чай», где дети знакомились со свойствами горячей воды и правилами безопасности при обращении с ней.

На третьем, заключительном этапе знания детей были обобщены при помощи интегративной деятельности по теме «Капелька в гостях у деток».

В средней группе реализовывались творческо-исследовательские проекты. Такие как:

– «В гостях у сказки», где дети учились находить основное отличие сказок, понимать эмоциональное состояние героев через мимику, жесты, движения; у них формировались навыки совместного участия в театрализованных действиях, навыки содружества педагогов и детей; повышалась детская самооценка, воспитывалось доброжелательное отношение к персонажам;

– «Праздник непослушания», с помощью которого дети знакомились с правилами этикета, исследовались основы безопасности жизнедеятельности, формировалось умение делать простейшие выводы в процессе специально смоделированной проблемной ситуации, коммуникативные навыки.Результатом проекта стало проведение детского праздника совместно с родителями.

Особенно запомнился детям исследовательский творческо-игровой проект «Михайло Потапыч и другие», в ходе которого дети познакомились со сказочным образом медведя в различных произведениях искусства. Были созданы условия для игровой и творческо-исследовательской деятельности детей. На первом этапе был выпущен информационный лист для родителей о начале работы проекта. Затем совместно с детьми и родителями был организован в группе мини-музей “Медвежий угол», где была собрана различная информация о видовом разнообразии медведей, осуществлен подбор художественной литературы, энциклопедических данных о медведях, аудио и видеоматериалов, создана картотека речевых, дидактических и подвижных игр.

На втором этапе приоритетной деятельностью была игровая. Дети с удовольствием играли в игры: “Как медведь рычит?” (для развития моторики речедвигательного аппарата), подвижную игру “Медведь и пчелы”, где дети учились действовать, согласно правилам игры, музыкально – ритмическую “Кто уснул под кустом?”, познавательную “Мишка, мишенька, медведь», с помощью которой формировались умения детей анализировать поступки сказочных героев (медведей), делать выводы, заключения. Также дети собирали пазлы “Сказочные медведи”, просматривали мультфильмы, видеофильмы, слушали и разучивали песни, стихи о медведях. С детьми проводилась игровая утренняя гимнастика «У медведя во бору»?

На заключительном этапе проекта была организованна игра-драматизация “Теремок” для показа малышам, выставка творческих работ, совместно с родителями и детьми была создана рукописная книга “Каким бывает медведь?”.

Используя принцип от простого к сложному, в старшей группе были разработаны исследовательско-информационные и практико-ориентированные проекты, цель которых – собрать и исследовать информацию о каком-либо объекте, явлении, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты, ознакомить с ними участников и реализовать в практической деятельности. Проекты этого типа требуют четкой структуры, обозначенных целей, продуманных методов сбора информации. Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей ее фиксировать. Способствуют приобретению таких навыков следующие упражнения: “Напиши другу письмо”, “Прочти, что тебе написал друг”, “Угадай, что это”, “Запишем сказку”, “Говорящие рисунки” и другие.

Учитывая интересы детей и актуальность тематики,были разработаны следующие проекты:

– информационно-практико-ориентированный проект «Здоровые спинки», где формировались обобщенные понятия о строении своего организма и сохранении его здоровья, основы правильной осанки, воспитание уверенности в себе. В результате проекта дети смогли на практике применять коррекционные игры и упражнения в течение дня – на прогулках, утренних гимнастиках, во время двигательной деятельности;

– исследовательско-информационный проект «Веселая семейка», задачей которого было собрать и исследовать информацию о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”, о семейных традициях, семейных реликвиях:

– индивидуальный информационно-исследовательский проект о художниках, инициатором которого выступил ребенок. Интерес к этой теме возник у него после экскурсиина художественную выставку в детской художественной школе им. Г. В. Перова. Там были выставлены картины не только нарисованные красками, но и выполненные разнообразными материалами: соломкой, из камня.из меха и ткани. Ребенок заинтересовался: «Кого же можно называть художником? Когда появились первые рисунки? Где учатся на художника?». С помощью педагога была выдвинута гипотеза, поставлена цель, определены задачи проекта.

Сначала совместно с педагогом им была собрана информация о художниках в энциклопедиях, в детской познавательной литературе о появлении первых рисунков в истории человечества, стилевом разнообразии художников. Проанализировав информацию, ребёнок пришел к выводу – для того, чтобы стать настоящим художником нужно не только уметь рисовать, но еще необходимо учиться. Для того, чтобы узнать, где учатся на художников, ребёнок совместно с родителями посетил художественно-графический факультет ТГСПА им. Д.И. Менделеев, творческий центр М. Тимергазеева «Город Мастеров», где понаблюдал за процессом создания этюдов и очередного шедевра косторезного искусства, художественно-графический музей.

Обобщив собранную информацию, ребенок с помощью педагога составил рассказ-презентацию об увиденном и изученном, который представил для всех детей группы. Прослушав информацию, дети пришли к выводу, что изобразительное искусство с течением времени приобретало всё новые направления, сейчас появилось очень много художников, которые работают в разных стилях и изображения создаются с помощью разных форм и техник.

В результате этого проекта у детей появилось желание создать художественные работы, которые приняли участие в выставке детского изобразительного творчества «Рождественская – 2011» и были отмечены дипломами.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.

Результатом моей работы стало повышение качественного уровня познавательного развития детей за три года на 11 %.

2008–2009 уч. год

2009–2010 уч. год

2010–2011 уч. год

(6 месяцев)

У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, желание узнавать больше об окружающем их мире, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении окружающего мира к ним. В сотворчестве с другими детьми ярче проявляется индивидуальность каждого ребенка.

Список используемой литературы

  • Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
  • Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
  • Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Журнал “Завуч”, 2003, № 6.
  • Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Как часто мы слушаем выступления разных людей, и вот парадокс: одних ораторов слушаешь со всем вниманием, осмысливая каждое выданное слово; на выступлениях же других, с трудом воспринимаешь суть сказанного.

Отчего это зависит? Думаю, не ошибусь, если скажу, что от качества и количества словаря оратора, правильного подбора им слов и организации их в предложении, умения точно, последовательно, содержательно с интонационной выразительностью, эмоциональной окраской передавать содержание своего выступления.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.

Достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

Ухудшение состояния здоровья детей

Существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Поэтому, я считаю, что речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДО.

В текущем учебном году в ДО продолжается работа по созданию оптимальных условий для развития речевой компетенции воспитанников. Большое внимание уделяется методическому обеспечению педагогического процесса по данному разделу, использованию инновационных технологий, новейших методик.

Одной из годовых задач стала:

Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Поэтому приоритетом своей работы по развитию познавательно-речевой деятельности я выбрала развивающие игры.

Содержание познавательно-речевой деятельности в сочетании с игровой содействует обогащению словаря, раскрытию ретроспективного и перспективного взгляда на предметное окружение, расширению представлений о целесообразности создания человеком различный предметов, т. е. создает необходимые условия для формирования базиса личностной культуры ребенка.

Положительное влияние игр развивающего характера обусловлено их особенностями - в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима и нарочитой тренировки, учиться наблюдать, выделять особенности различных предметов. Наличие познавательно-речевой задачи подчеркивает направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Задачи мною построены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Развивается способность аргументировать свои утверждения, дается возможность детям самим найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать собственное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания.

Сотрудничество детей во время игр создает благоприятные условия для развития их коммуникативных качеств, умение вести диалог, видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия. Дети начинают творчески мыслить, содержательно спорить, становятся инициативными в получении знаний, умений и навыков.

Сегодня к таким играм можно отнести Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, кубики Никитина, круги Луллия. Играя, ребенок без усилий, познает все сенсорные эталоны. Каждый раз, включаясь в игру, ребенок "открывает" маленькие истины, не получая при этом готовые рецепты.

Развивающая игра влияет на совершенствование разных сторон речи детей, и, прежде всего, словаря. Дети знакомятся с понятиями «низкий - высокий», „узкий - широкий“, „длинной- короткий“ и др. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга), дети обязательно усваивают их словесное обозначение (выше всех - ниже всех, медленно –медленнее, быстро–быстрее).

Развивающие игры занимают особенно важное место в моей работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательно - речевое содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Этому виду игры я уделяю большое внимание, т.к. она развивает речевую активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Сущность развивающей игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную, речевую и умственную активность. В развивающей игре формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется его речь.

Развивающие игры - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В замысле, содержании развивающих игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания.

Развивающие игры, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей. Дети рассматривают разные предметы, определяют их цвет и размер, местоположение, а затем закрепляют полученную информацию.

Осваивая игровые задачи, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усвоению сложного типа монолога - рассуждения. Можно использовать работу парами, задания, построенные на вопросах воспитателя детям и вопросах детей друг другу. Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.

Под моим руководством дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.д.

В группе предоставлены для детей разнообразные игры, большая часть которых сделана своими руками и руками родителей. Это такие игры как планшет «Валентинка», игровой коврограф «Четыре времени года», «Пальчиковый твистер», конструктор «Велькрошка», «Веселый рыболов» и т.д.

Это настольные развивающие игры, которые очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

В группе оформлен уголок для познавательно-речевого развития детей. Он охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности, предоставляет возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Главный принцип его оформления - доступность. Всё, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны содержит в себе: развивающие и настольно-печатные игры разной направленности.

В процессе деятельности я разработала дидактико – методическое обеспечение для работы по познавательно – речевому развитию дошкольников: картотеки развивающих игр, развивающие игры, пособия, способствующие развитию речи детей, материалы позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Я всегда готова выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Работая по познавательно-речевому направлению, мною, обязательно учитывается возрастной и индивидуальный подход к детям, наблюдается преемственность в развитии речи между возрастными группами.

В результате использования развивающих игр в познавательно – речевом развитии, я добилась положительных моментов:

    Возросла речевая активность во всех видах деятельности.

    В речи детей все чаще стали появляться распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога.

    Дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.

    У большинства детей возникло желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры, активно включаться в игру и уметь договариваться.

    У малоактивных детей стал проявляться интерес к дидактическим играм.

    Повысилась компетентность родителей при выборе развивающей игры.

В заключении, можно сделать вывод о том, что познавательно речевая деятельность в процессе развивающих игр, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.

Особенности познавательно – речевого развития дошкольников.

Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то, что узнали о действительности в процессе восприятия и мышления.

Дошкольный период является наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее ребенка.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.

Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.

Познавательная сфера личности, включает в себя:


  • Ощущения;

  • Восприятие;

  • Воображение;

  • Внимание;

  • Память;

  • Мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям);

  • Речь.
Работа по познавательно - речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Познавательное развитие дошкольника связывают с развитием познавательных психических процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи. В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Основные задачи познавательного развития детей


  • Обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать информацию через слово;

  • Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми;

  • Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности;

  • Формировать бережное и созидательное отношение к миру, закреплять свой положительный опыт;

  • Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности;

  • Создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.
В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.

В качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное – наглядно-образное – наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.

При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период , когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

«РЕЧЕВАЯ СРЕДА»

Ребенок родился.... Мама наклонившись, говорит ровным доброжелательным тоном, одобряя его движения: «Да, так, молодец, у тебя все получиться».

Другие, порицая: «Нет, так не надо, нельзя так делать!» и одно-двухмесячный малыш по каким-то неуловимым признакам догадывается, когда его хвалят, когда не одобряют. Ребенок чувствителен к мимике, жесту. Позе, но еще более чувствителен к слову. Создание речевой среды - это речевые потоки, которые окружают ребенка, льются из уст близких ребенку людей - мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер, из уст педагогов и сотрудников детского сада, просто посторонних людей: соседей, дворовых ребятишек и т.д. Ребенок слышит речь когда смотрит телевизор, видеомагнитофон, слушает радио, посещает театр, ему читают книги.

Изолировать малыша от речевых потоков невозможно, да и не нужно, ведь его речь формируется на их основе. Ребенок оказывается в речевой среде сразу после рождения. Но какая это среда? Какого качества речь слышится в ней? Чистота речи ребенка, правильность его речевых высказываний, культура выражений полностью завися от среды. Ребенок (точнее его речевая функция) сам не занимается отбором чистых речевых потоков. Он выбирает их такими, какие они есть.

Речевое общение - это обмен информацией, где всегда участвуют двое. Перенимая манеру речевого общения, установившуюся среди близких ему людей.

Ребенок перенимает речевое поведение взрослых и несет это с собой в жизни - в детский сад, школу, во двор... Речевое поведение не рождается само по себе, его необходимо формировать с раннего возраста и родители могут сделать очень многое.