Речевая готовность определение степени речи. Речевая готовность детей к школьному обучению

Готовность к школьному обучению детей с ОНР. Консультация на родительском собрании в логогруппе

Речевая готовность ребенка к школе

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

· хорошее физическое развитие ребенка;

· развитый физический слух;

· развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

· нормальное функционирование ЦНС;

· владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

· произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

· познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

· коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок
должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.


Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование правильной, богатой и четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 - 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

У школьников с нарушениями произношения звуков, недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Чтобы не допустить этого нужно:

· вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи

· начать логопедическую работу с ним до школы (чем раньше, тем лучше)

· Ежедневно заниматься с ребенком (выполнять рекомендации логопеда:
- по формированию звукопроизношения,
- по развитию фонематического слуха,
- по развитию лексико-грамматических категории т.е по развитию словаря.

· Занятия должны быть не продолжительными (в пределах 20 минут), но ежедневными.

Для наилучшего результата развития всех сторон речи советуем играть в игры, которые вы найдете в сборнике методических рекомендаций для родителей «Поиграем с ребенком дома» в разделе «Игры для развития речи»

Чем раньше будет начата работа, и чаще будет она проводится, тем лучше будет ее результат.

Речевая готовность к школе неотрывно связана с психологической готовностью.

Что значит психологическая готовность ребенка к школе? Из чего она состоит?

Психологическая готовность ребенка к школе состоит из:

· мотивационной готовности (наличие у детей стремления, желания учится)

· интеллектуальной готовности (развитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления, - - - представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.)

· волевой готовности (развитие самоконтроля, умения слушать, умение подчинятся правилам),

· социально-психологической готовности (или готовности в сфере общения)(формирование качеств, благодаря которым они бы смогли благополучно наладить отношения в новом коллективе).

Мотивационная готовность.

Прежде всего у дошкольника должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Опрос детей подготовительных групп показал, что практически все дети не хотят в школу, обосновывая это нежелание по-разному: трудно учиться; в школе будет домашняя работа и др. А те, кто дает положительный ответ на этот вопрос, обосновывают его тем, что все его сверстники туда пойдут, что в школе есть звонки, перемены, столовая. Однако это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Внутренняя позиция ребенка является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у него правильное отношение к школе, новому социальному статусу.

Если ребенок не готов к новой социальной роли - позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно, возникнут трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью.

Родителям стоит задуматься, если к 6 - 7 годам ребенок:

· негативно относится к любой умственной деятельности;

· не любит отвечать на вопросы, не любит слушать чтение;

· не может подчиняться правилам;

· не умеет ориентироваться на заданную систему требований;

· не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;

· не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца.

Для предотвращения этих негативных сторон родители должны:

· рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

· на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;

· воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;

· никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Умственная готовность

Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?» и «хочу в школу».

Но не только умение писать, читать и считать определяют готовность к школе. Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Но это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для развития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать психические процессы ребенка. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать речь, внимание, мышление, память. Различие между ребенком, который рано научился читать, и тем, который научился позднее, сотрется к 3 – 4-му классу, а возможно, другие дети и вовсе перегонят его.

Поэтому обучение чтению и счету – важная, но не главная часть в развитии ребенка.

Важнее само желание узнать новое, а оно не возникнет, если ребенку трудно и воспринимать и запоминать новый материал. Следовательно, для того, чтобы появилось это желание необходимо развивать психические процессы.

Охарактеризуем кратко каждый психический процесс.

Память - способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Многие родители переживают, что у их ребенка «дырявая» память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес), боятся сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель - запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

Слух - почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.

Внимание - способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения.

Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

Пространственная ориентация - способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко ориентироваться в пространстве. Для этого полезно поиграть с ним в игры. Например: спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.

Мышление - умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.

Мелкая моторика – «чем умнее рука, тем умнее ваш малыш». Развитие тонких движений пальцев руки, напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит чем точнее и тоньше движение руки, тем лучше развивается мозг. Хорошо развитая мелкая моторика поможет ребенку в выработке красивого почерка.

Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15-30 мин. Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность.

Волевая готовность

У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Речь идет не столько об умении слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким - либо делом (рисовать, лепить, мастерить). Ребенку, который не слушается учителя потому, что не слушался и родителей, и воспитателей в детском саду, уготована роль «трудного» ученика. Умение слушаться, умение следовать правилу проще всего вырабатывается в процессе игры (дочки - матери, настольные игры). Как развивать волевую готовность?

1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:

· закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;

· учить стихи, пересказывать сказки, рассказы.

2. Развивать самоконтроль:

· использовать игры типа: «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий»...

· развивать стремление действовать по моральным мотивам.

Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.

Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).

Готовность в сфере общения

Социально - психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом коллективе.

Готовность детей к школе в сфере общения включает:

· развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;

· умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;

· развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.

Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.

Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:

· доброжелательность;

· уважение к товарищам;

· общительность;

· готовность проявить сочувствие.

Наличие таких черт способствует созданию эмоционального тона в общении.

Такие психологические предпосылки включения в классный коллектив,
как умение согласовывать действия с другими, осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности, складываются у дошкольника в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:

При подготовке консультации использовалась литература:

1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – 2-е издание, стериотип. – М.: Дрофа, 2001

2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ,2004

3. статья Дмитриева Г.Ф. Родительское собрание «Подготовка детей с недостатками речи к школе», журнал «Логопед» № 5.2008

Консультация для родителей.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Критерии готовности к школьному обучению:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.


Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.


Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

уметь четко произносить все звуки речи;

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять заданный звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

уметь произносить слова по слогам;

уметь составлять предложения из 3-5 слов;

уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);

уметь составлять несколько предложений о предмете;

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

уметь последовательно передавать содержание сказки.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова,...);

уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...);

иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень - желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);

знать названия 1-3 комнатных растений;

знать названия 12 месяцев года;

знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме,

полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Консультация для родителей

«Что такое ОНР?»

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.

В нашем детском саду работают две логопедические группы, одна из них для детей с логопедическим заключением ОНР. Подробнее остановлюсь на этом речевом нарушении.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи.

Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:

Более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);

Экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

Дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

У детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

Речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень - у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень - к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень - уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень - наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Причины общего недоразвития речи.

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.

При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невропатолог, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение.

Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.

В современной психологии и педагогике пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости». В решении вопросов готовности детей к школьному обучению существует два направления. Первый подход можно назвать педагогическим. Сторонники педагогического подхода определяют готовность к школе по сформированным у дошкольников учебным навыкам: считать, писать. Такой подход непродуктивен по двум причинам:

направлен исключительно на решение задачи по отбору детей, готовых к школе на основе сформированных учебных навыков;

констатирует уровень усвоения конкретных учебных навыков.

Педагогический подход оставляет неразрешенным спектр вопросов, связанный с актуальным и потенциальным психическим развитием ребенка. Возможными отклонениями в развитии не обозначает зону ближайшего развития дошкольника. Понимание этих ограничений заставило педагогов обратиться к помощи психологов в решении проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Таким образом, сформировался второй подход.(46)

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать однородным или универсальным. Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что разные авторы выделяют в качестве ведущих разнообразные факторы и характеристики психической сферы дошкольника.

А.Анастази практикует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими характеристиками усвоения школьной программы, необходимыми для оптимального уровня развития». (2)

И.Шванцара более четко определяет понятие готовности, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». (42)

Л..И.Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.(3)

А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.(23)

Л.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью». (8)

Необходимо также учитывать, что дошкольный возраст является переходным, кризисным.

Д.Б.Эльконин считал, что готовность к школе включает не только оценку новообразований прошедшего возрастного периода, но и начальные формы деятельности следующего периода, а также уровень развития симптомов, которые характеризуют кризис симптомов, которые характеризуют кризис семи лет. Поэтому Д.Б. Элькони выделяет в качестве основных компонентов готовности к школе как сформированность игровой деятельности, так и зачатки учебных новообразований. (69)

Исследования Лисиной М.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как речевая готовность к школьному обучению.(44)

Прежде всего, необходимо помнить о психологических особенностях детей пяти-семи лет, о том общем и особенном, что отличает дошкольника от школьника. (45)

Дошкольник

Младший школьник

Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность и запечатлеваемость, устойчивое бодрое и радостное настроение, пластичность высшей нервной системы, подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, неустойчивость, непроизвольность внимания.

Особенное:

Первоначальное формирование личности на основе соподчинения мотивов, связанное с их борьбой.

Формирование первых этических инстанций, определяющих отношение к другим людям.

Образование «детского общества»

Наибольшая значимость первого (семейного) круга общения.

Правдивость, открытость.

Преобладание неустойчивого внимания.

Преобладание непроизвольности психических процессов.

Неустойчивость интересов и желаний.

Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств.

Формирование новых потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.

Образование детского коллектива, формирование общественной направленности.

Наибольшая значимость и ориентация на мнение учителя.

Внутренняя позиция школьника.

Формирование произвольности.

Глобальность интересов.

Дифференциация способностей.

Хорошая работоспособность.

Приятие норм и требований поведения.

Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятиям, в котором можно выделить следующие структурные компоненты(53):

а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

Личностная готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции». (70)

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к педагогу, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. (30)

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях.

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

К шести годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Активно развивается в этот период самооценка - важная форма проявления самосознания.

Самооценка 6-летнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании, он может оценивать себя правильно, в овладении грамотой - переоценивать, в пении - недооценивать себя. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога.(32)

Представление 6-летнего ребенка о себе уже довольно адекватно отражает его ценностную сферу. Почти все дети этого возраста осознают сферу своих предпочтений: ценностность 1) отношения к себе окружающих; 2) общения; 3) деятельности; 4) нормативного отношения к действительности; 5) реально-практического функционирования.

б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

Е.И.Рогов (53) указывает на следующие критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время и переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, их мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

1. Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т.д.).

14. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

15. Запомнить и назвать 6 - 10 предметов, картинок, слов.

16. Различать гласные и согласные звуки.

17. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

19. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).

в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и педагогом. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками.

Социально-психологическая готовность к школе включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться со сверстниками, с педагогом. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Дети, предпочитающие играть с взрослым или общаться с ним по поводу конкретных вещей, не способны долго слушать педагога, часто отвлекаются на посторонние раздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детей крайне низкая. И напротив, дети, которые в свободном обращении могут отвлекаться от конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более или менее общие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают задания взрослого и старательно их выполняют. Успешность решения задач у таких детей значительно выше.

г) речевая готовность. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень развития речи.

Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.(36)

Наша речь - процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

В этой связи очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:

правильность произношения звуков;

умение различать звуки речи на слух;

владение элементарными навыками звукового анализа слов;

словарный запас;

связную речь.

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта, уровень развития речи (см. таблицу 1.1.).

Критерии готовности детей к школьному обучению

Таблица 1.1.

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Планирование (умение организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью)

Полностью соответствует

Частично соответствует

Не соответствует цели

2. Контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью)

Может самостоятельно сопоставить результаты своей деятельности с целью

Частичное соответствие

Полное несоответствие, сам ребенок этого не видит

3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности)

Стремится к анализу и общению, хочет учиться

Стремится ориентироваться на некоторые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться

Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет

4. Уровень развития интеллекта

Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий

Неумение слушать другого человека, сравнение и обобщение в форме словесных операций выполняет, а абстракцию, конкретизацию, анализ и синтез - допускает ошибки.

Не выполняет логические операции в форме словесных понятий.

5. Уровень развития речи

Правильное звукопроизношение, владеет связностью речевого высказывания, владеет пересказом, составлением рассказов, словесным описанием.

Нарушения сложных в артикуляции звуков в связи с неразличением звуков близких по параметрам, недостаточный словарный запас, несформирована монологическая форма речи, страдает звуковой анализ и речь ситуативна.

Речь не выступает средством общения, ребёнок замкнут. Проявляются трудности коммуникации.

Краткая характеристика готовности к обучению в школе

Основными показателями речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению являются:

более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание,

завершается процесс фонематического развития,

развитие лексико-грамматического строя речи,

обогащение словаря,

совершенствование словесно - логического мышления.

Жанна Цыганкова
Речевая готовность к школе

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ .

Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности.

Речь взрослого человека – это его визитная карточка.

Речь ребенка – это отражение социальной среды, в которой он растет.

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний : где и как подготовить ребенка к школе , нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой , и так далее.

Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе , а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот.

Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно , потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду , других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки .

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе " различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы , то это и будет залогом их успешной учебы. Однако "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника .

Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра . Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием. Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением но трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник . Одним из критериев готовности к школе является мыслительная готовность .

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа : ба-па-ба, та-ца-та, и др. Перед поступившим в школу ребенком встает достаточно сложная задача - освоение звукового анализа слова. Взрослый должен понимать, что 6-7-летнему ребенку не очень-то просто определить в уме, сколько звуков в слове «кот» или «петух» . Для выработки подобного умения следует целенаправленно обучать ребенка.

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик, словоизменение (стул - стулья, согласование (желтый мяч, управление (вышел из дома, рассказал о друге) . Грамматическая сторона речи ребенка, поступившего в школу , развита в норме достаточно хорошо. Однако перед ребенком встает новая задача - если раньше он усваивал правила грамматики практически, в непосредственной речи, то теперь он должен усваивать грамматику в виде правил и основных понятий. Это предполагает осознанное отношение к речи. Однако нередко 6-7-летние дети затрудняются, если перед ними поставить задачу сознательно выделить из речи слова различных категорий - они еще не умеют ориентироваться на существенные признаки слова. Трудность в обучении грамоте заключается в том, что слова воспринимаются ребенком только как обозначение предметов, он никогда раньше не сталкивался со словом как с элементом письменной речи. Ребенку трудно сразу понять, что слово делится на слоги, а слоги делятся на буквы. Не меньшую трудность может вызывать у ребенка необходимость понимания того, что такое предложение, и то, что предложение состоит из слов.

Состояние словарного запаса.

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы : времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д., синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д., слова - действия, слова - признаки. Активный словарь младшего школьника насчитывает от 3000 до 3500 слов. Однако части речи в словаре ребенка представлены неодинаково. Характерной особенностью является глагольность речи - используются глаголы, связанные с движением и деятельностью. Прилагательных же в речи еще явно недостаточно (около 2%) . Поэтому необходимо особенное внимание уделить развитию словарного состава речи ребенка - обучать его использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое обучение обеспечивает расширение возможностребенка в построении сложных предложений.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы , пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, рассказы из личного опыта.

Обратите внимание на :

Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое) .

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов) .

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм)

Если не уделять должное внимание развитию речи ребенка, у него могут возникать следующие проблемы :

Недостаточность развития фонематического слуха :

неумение правильно слышать и выделять все звуки речи;

неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах;

Недостаточный словарный запас.

Неумение выстроить сложную и развернутую фразу

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются : сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если эти процессы недостаточно сформированы, то при чтении будут наблюдаться следующие ошибки : трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих, побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А, искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся : замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, наращения или перестановки слогов; орфографические ошибки. Эти нарушения письменной речи и чтения называются дисграфия и дислексия.

Самым эффективным методом решения данных задач является использование обучающей игры, как основного вида деятельности дошкольника .