Познавательные процессы которые не поддаются целенаправленному формированию. Особенности психических познавательных процессов детей дошкольного возраста

Елена Чигина
Познавательные психические процессы - ведущие ориентиры в педагогике

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ »

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлены определенные направления или образовательные области развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Содержание образовательной области познавательное развитие направлено : развитие интересов детей; любознательности и познавательной мотивации ; формирование познавательных действий ; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

АКТУАЛЬНОСТЬ

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо :

последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры,

владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Соответственно, ещё в дошкольном детстве, задолго до поступления в школу необходимо вести работу по формированию психических процессов , которые в дальнейшем станут основой прочных школьных знаний.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Познавательные психические процессы - ощущение , восприятие, мышление, воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики .

Необходимым условием полноценного развития ребенка является наличие определенных природных предпосылок в виде наследственных особенностей человеческой нервной системы и нормального хода их созревания в онтогенезе.

Это положение явилось исходным для дальнейших экспериментальных исследований, которые показали, что своевременное и оптимальное развитие мышления у детей находится в прямой зависимости от развивающего характера обучения, от развития у детей ориентировочных действий , от максимального использования ведущей деятельности возраста.

Восприятие - процесс отражения в сознании человека целостных предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия .

Свойства восприятия

Предметность, целостность, константность и категориалъностъ (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия

Эти свойства с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

Виды восприятия

Восприятия пространства, времени и движения, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека.

Внимание - это психический процесс , заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Внимание характеризуется свойствами : избирательность, объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость.

Одним из видов нарушения внимания является рассеянность - уменьшение способности к концентрации и переключению внимания.

В результате постоянного упражнения внимания у детей должна развиться наблюдательность как черта личности, позволяющая человеку за короткое время заметить большее число различных объектов, их деталей и характеристик.

Память - это сложный психический процесс , определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека.

Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания . С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы, или операции : анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Возрастные особенности восприятия у дошкольников

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметный характер.

Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета. Сравнивая, измеряя и прикладывая предметы, ребенок 4-5 лет получает представление : об основных геометрических фигурах, об основных цветах спектра; о параметрах величины, о пространстве, о времени.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности.

Возрастные особенности внимания у дошкольников

Первые признаки внимания у ребенка проявляются уже на второй-третьей неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения, однако еще долгое время этот процесс не приобретает самостоятельности.

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов.

Возрастные особенности памяти у дошкольников

Память существует у ребенка с момента рождения. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами - узнавать. Узнавание - первый процесс памяти , появляющийся у ребенка. После 8 месяцев формируется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта. К дошкольному возрасту память становится доминирующей функцией. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.

Возрастные особенности мышления у дошкольников

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы - представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности - игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания - создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру .

Развивающие игры направлены на : развитие познавательных процессов и предпосылок учебных умений; расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря; совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок , двигательной памяти; развитие сукцессивных способностей.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен уметь : проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания; должна быть развита крупная и мелкая моторика; должен быть способен к волевым усилиям; должен проявлять любознательность, должен быть способным к принятию собственных решений.

Дидактические игры должны способствовать развитию познавательной деятельности , интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Развитие познавательных процессов в обучении

Познавательные процессы: воображение и мышление - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение - основная характеристика памяти, преобразование - основная характеристика воображения. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.

Воображение может быть четырех основных видов: пассивное, активное, репродуктивное, творческое.

Непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение

Произвольное или активное воображение имеет для человека гораздо большее значение: этот вид воображение проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определённых образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны.

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Особый вид воображения - мечта . Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления.

Важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обуславливает активизацию процесса воссоздающего воображение. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребёнок активно использует своё воображение, его вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребёнок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.

Воображение развёртывается на основе какого-либо исходного материала (слово, текст, чертежа, знака), точность и яркость образов зависит от знаний человека, от умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.

В познании человека окружающего мира воображение и память взаимодействуют друг с другом.

В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но изменения в восприятии, в памяти является произвольными от мышления.

Способность мышления, как отражения существующих между вещами связей и отношений, проявляется у человека в зачаточной форме уже в первые месяцы жизни. Дальнейшее развитие и совершенствование этой способности протекает в связи:

1. с жизненным опытом ребёнка;

2. его практической деятельностью;

3. овладением речью;

4. воспитывающим влиянием школьного обучения.

Значительная перестройка процесса мышления происходит у детей в дошкольном возрасте, общение со взрослыми, от которого дети получают словесные описания и объяснения явлений, расширяет и углубляет знания детей. В связи с этим мышление ребёнка получает возможность сосредоточиться на явлениях, которые только мыслятся и уже не являются объектом его непосредственной деятельности.

В младшем школьном возрасте у детей начинает вырабатываться способность к целенаправленной мыслительной деятельности. Этому содействуют программа и методы обучения, направленные на сообщение детям определённой системы знаний, усвоение путём упражнения под руководством учителя определённых приёмов мышления (при решении задач на определённые правила и т. д.), обогащение и развитие в процессе обучения правильной речи. Ребёнок всё больше и больше степени начинает пользоваться в процессе мышления отвлечёнными понятиями, однако в целом его мышление продолжает опираться на конкретные восприятия и представления. Этим объясняется большая роль наглядного метода обучения, в начальных классах школы овладевая определёнными приёмами мышления и обучаясь их правильному обучению, дети младшего школьного возраста, однако, не осознают этих приёмов и не могут ещё объяснить своих умственных операций. Обосновывая свои действия при решении тех или иных заданий, усвоенному образцу, опираясь при этом на единичные факты и примеры. Лишь медленно и постепенно они подходят к абстрактно-логическому мышлению с его опорой на общие положения и закономерности.

Способность к абстрактно-логическому мышлению развивается и совершенствуется в среднем и особенно старшем школьно возрасте. Этому содействует усвоение основных наук, т. е. основных закономерностей, характерных для изучаемых явлений природы и общества, методы обучения, направленные на осмысления для той или иной науки теоретических положений, а не на простое запоминание фактического материала, постепенное формирование цельного, основанного на строгих научных данных мировоззрения, раскрывающего самые общие основы существования и развития явлений объективного мира в их взаимосвязи. В связи с этим мышлением учащихся старших классов школы протекает уже на базе научных понятий, в которых отражаются наиболее существенные признаки, взаимосвязь явлений. Учащиеся приучаются к точному логическому определению понятий, их мышление в процессе обучения приобретает плановый, осознанный характер. Это выражается в целенаправленности мышления, в умении строить доказательства выдвигаемых или разбираемых положений, проводить их анализ, находить и испровлять допущенные в рассуждении ошибки. Большое значение при этом приобретает речь – умение ученика точно и ясно выразить свои мысли в словах.

Психологические условия формирования знаний,

Учебных умений и навыков.

"Знания" – это "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Знания, умения и навыки целенаправленно формируются в процессе обучения. Одним из важных психологических условий их формирования является понимание , т.е. осознание, уяснение сущности содержания нового знания, состава осваиваемых действий, приемов работы и др.

Механическое запоминание без осмысливания не приводит к полноценному усвоению знаний.

Другим психологическим условием усвоения знаний, умений и навыков выступает личностная мотивация - т.е. желание приобрести знания, осознание их значимости для профессии. Мотивация возбуждает в человеке повышенный интерес к изучаемому предмету.

При формировании навыков изменяется их психологическая структура:

1) изменяется двигательное звено навыка - возникает слитность элементов, объединение их в одно целое; происходит освобождение от ненужных, лишних движений; приобретаются экономные приемы выполнения движений;

2) изменяются приемы сенсорного контроля действий - замена зрительного контроля осязательным (например, печатание на машинке, управление велосипедом и др.); развитие различительной чувствительности;

3) изменяются приемы умственного регулирования действий - автоматизация оценки ситуации и принятия решения.

При освоении навыка важное значение имеют следующие условия: интерес к деятельности; знание о выполняемом действии и его цели; знание результата и анализ ошибок; выполнение действия по принципу «от простого к сложному»; медленный темп выполнения действий на начальном этапе; более частое повторение действий в начале обучения.

Дошкольное детство– один из самых важных этапов жизни ребёнка.

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) .

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Восприятие в среднем дошкольном возрастестановится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени.

В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) - Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения.

Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.

В начале дошкольного детствавнимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него.

Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Младшие дошкольникимогут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.

Дети 4-6 летначинают овладевать произвольным вниманием.

Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Начиная со старшего дошкольноговозраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа) . Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, чася смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Память –это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка.

После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Память младшего дошкольниканепроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы.

Третий и четвертый год жизнистановятся годами первых детских воспоминаний.

В 4-5 летначинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности.

На пятом году жизнипамять начинает играть ведущую роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией.

К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

6-7 ЛЕТ– благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия.

Именно в этом возрасте наблюдается высокий уровень моторной памяти.

У детей возрастает потребность в двигательной активности. Они осваивают сложные движения, выполняют их быстро, точно. Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление –высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.

Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.

В 3-4 годаребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя внаглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное) , по форме (это все круглое) , величине (это все маленькое) .

По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольноговозраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия.

Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям он не готов.

В старшем дошкольном возрастеначинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими. Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.

В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Старший дошкольный возраст является сенситивным – чувствительным – для развития воображения. Именно в этот период воображение ребенка становится управляемым.

В 5-6 лету детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа.

Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.

34. Особенности развития эмоционально-волевых процессов в дошкольном возрасте. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний , который составляет переживаемые отношения человека к предметам и явлениям. Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности . В чувствах отражается значимость предметов и явлений для человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер . Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность , отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными . Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами . Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей . Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные , но и эмоциональные результаты своей деятельности . Ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания . Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Существенными компонентами волевого действия выступают возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнение. Волевое действие характеризуется целеустремленностью, как сознательной направленностью человека на определенный результат. Первый этап волевого действия связан с инициативностью , выражающейся в постановке собственных целей, самостоятельностью , проявляющейся в умении противостоять воздействию других. Решительность характеризует этап борьбы мотивов и принятие решения . Преодоление препятствий в достижении целей на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии, предполагающем мобилизацию своих сил. Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое». В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия . Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем . Волевое действие начинается с постановки цели . Дошкольник осваивает целеполагание - умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца . У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели , своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком .

В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля , возникает саморегуляция собственной деятельности. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся развитие потребности проверять и корректировать свою работу и освоение способов самопроверки . В 5-7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность , направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Особенности развития воли в дошкольном возрасте:

У детей формируются целеполаганне, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;

Развивается способность к волевому усилию;

Складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения с взрослыми

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков", или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников", с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления, они, тем не менее, не возникают на пустом месте. Для того чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия – представления, приобретенные в дошкольном возрасте и продолжающие спонтанно появляться вне стен школы на основе собственного опыта каждого ребенка.

Житейские понятия – это нижний понятийный уровень, научные – верхний, высший, отличающийся осознанностью и произвольностью. По выражению Л. С. Выготского, "житейские понятия прорастают вверх через научные, научные понятия прорастают вниз через житейские". Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического, мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь нс на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. Для развития теоретического мышления особое значение приобретает такое свойство сознания, как рефлексия – осознание детьми своих действий, точнее, результатов и способов своего анализа условий задачи. Именно развитие рефлексии в учебной деятельности создает предпосылки развития в подростковом возрасте личностной рефлексии, важнейшего новообразования подростков.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Хотя школьник может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются так же, как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства, – в основном цвет, форма и величина. К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.

Новообразования в интеллектуальной сфере: произвольность и осознанность психических процессов.

Развитие личности. Младший школьный возраст в развитии личности начинается с потери непосредственности в поведении младших школьников.

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность, ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается нс показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется. Проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения.

В развитии самосознания для младшего школьника характерна внешне обусловленная Я-концепция. Младшие школьники хотят отвечать на вопросы психологических опросников не как они думают, а как правильно. Поэтому вербальные опросники оказываются нечувствительными к оценке самоотношения школьников. К тому же личностная рефлексия у младших школьников еще очень слабо развита. Отсюда самоотношсние и, в том числе, самооценка ребенка младшего школьного возраста оказываются чрезвычайно сильно связаны с оценками родителей и оценками школьного учителя.

Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.

В развитии мотивационной сферы личности младший школьный возраст оказывается сензитивным для развития мотивации достижения успеха. Немалую роль в этом играют содержательные оценки учебной деятельности и чувство компетентности в учебной деятельности и выполнении трудовых поручений в семье. Одно из самых важных "открытий" младшего школьного возраста состоит в том, что успех зависит не только от способностей, но и от приложенных усилий. К сожалению, в культурной традиции воспитания учителя и родители чаще указывают на недостатки сделанной работы, развивая тем самым мотивацию избегания неудачи. Очень важно давать полную оценку с указанием того, что у школьника получилось сделать хорошо – какие достоинства у его работы.

Важным аспектом в семейном воспитании младшего школьника является воспитание у ребенка привычки к трудовому усилию (В. Э. Чудновский). Эта способность справляться с задачами, трудовыми поручениями, бытовыми обязанностями является предпосылкой волевого самовоспитания в подростковом возрасте и основой жизненной успешности.

Также младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития психомоторных способностей. Именно к этому возрасту происходит созревание всех психофизиологических характеристик, необходимых для быстрого развития физических показателей – мышечной силы, выносливости, гибкости, скорости образования устойчивых моторных навыков.

В становлении гендерной идентичности младших школьников также происходят изменения. Дети начинают осознавать свой пол и разные способы, нормы поведения в обществе в соответствии со своим иолом. У них появляется убеждение, что взаимоотношения со сверстниками противоположного пола отличаются от взаимоотношений со сверстниками другого пола. Это приводит к тому, что игры, общение девочек и мальчиков становятся все более изолированным друг от друга; появляются специфические игры только для девочек (типа "резиночек", "одень куклу" и пр.) и для мальчиков (чаще это спортивные игры – футбол, баскетбол, "одно касание" и пр.). Как своеобразная психологическая защита появляется демонстрация презрения к детям противоположного пола, их занятиям, играм. Как еще одна новая форма взаимодействия с детьми противоположного иола к концу младшего школьного возраста появляется общение-ухаживание. Это, скорее, игра-имитация отношений взрослых девушек и юношей.

В когнитивной психологии используется теоретическое представление, в котором процесс познания характеризуется как получение, обработка и передача информации. Ведущую роль в этом играют познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. С одной стороны, каждому из этих процессов отводится свое место в познавательной деятельности человека. С другой стороны, все эти процессы тесно взаимодействуют друг с другом и обусловлены потребностями – исходными побуждениями к действию, выражающими зависимость от условий существования и направленность ее на предметы окружающего мира.

В основе познания мира лежат ощущения , получаемые с помощью анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, вестибулярного и др.). Анализаторы участвуют в обработке информации определенной модальностьи, (световой, звуковой, химической, тепловой, электрической и др.). С их помощью человек реагирует на многочисленные внешние воздействия и сигналы о состоянии различных органов и систем организма. Вместе с тем, только самые простые из инстинктивных действий запускаются отдельным ощущением (рецепцией, отдельным сенсорным раздражителем), например запахом. Действия научения, инстинктивного поведения, а тем более сознательные поступки, базируются на восприятии предмета (предметном восприятии).

В восприятии предмет представлен не только предметно, но и целостно, образно, структурно, константно, осмысленно. При этом различные ощущения, представленные в восприятии, взаимодополняют друг друга. Предмет, способный удовлетворить потребность, должен быть не только представлен субъекту, но и определенным образом выделен из множества других предметов.

Сосредоточенность психического действия, ее направленность на определенный предмет, обеспечение избирательного характера действий основывается на внимании . Познание объективной реальности каждый раз начиналось бы вновь и с самого начала, если бы последующие действия не были связаны с прошлым опытом.

Эту способность к закреплению прошлого опыта, использованию этого опыта и возврат к осознанным действиям после временной потери сознательного контроля над ними (например, после сна) обеспечивают процессы памяти . Однако рассмотренные выше познавательные процессы могли бы обеспечить лишь приспособление, но не возможность успешных действий в принципиально новых условиях, не имевших аналогов в прошлом опыте.

Такая возможность возникает в результате мышления, познавательного процесса, обеспечивающего предвосхищение результата действия, направленность этого действия на определенную цель, учет законов природы и общества, дополнение необходимой информации сведениями, выведенными из опыта. При этом в мышлении совершаются действия, выходящие за пределы переноса знакомых действий в новую ситуацию. Результат действия может быть представлен в психическом отражении вне действия, мысленно, до реального осуществления замысла на практике.

Особую роль в познании играет воображение. Оно, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, но в ситуации, когда доля неизвестного, непредсказуемого и вероятного гораздо меньше. Для воображения характерно допущение психических образов в качестве достоверных, оперирование этими образами как отражениями объективной реальности, изначальная готовность к преобразованию информации, полученной с помощью остальных познавательных процессов, включая мышление. Художественное творчество, религиозное мировоззрение, научное познание немыслимо без высокой степени абстрагирования (отрыва от реальности), свойственного мышлению и, особенно, воображению.

Принципы развития познавательных процессов

Исследования педагогов и психологов, практика деятельности тренеров и учителей физического воспитания позволяют выделить ряд принципов развития познания, характерных для большинства видов человеческой деятельности и актуальных для спорта. В основу развития положены задания, имеющие определенную цель и специальные условия.

Принцип различения свойства предмета или явления . Состоит в сопоставлении двух или более предметов, запахов, цветовых оттенков, формы движений и т.п. с задачей безошибочного указания их сходства или различия по заданным параметрам.

Пример: различение правильного, “чавкающего” звука при захвате воды в академической гребле. Гребец должен сказать “есть ”, когда движение было верным и промолчать, если была допущена ошибка.

Принцип комплексации состоит в одновременном использовании нескольких анализаторов для распознавания существенного признака действия. Механизм комплексации базируется на межанализаторном синтезе, в результате которого у опытных спортсменов формируется специализированное восприятие, именуемое практиками “чувством” (воды у пловцов, снега у лыжников, мяча у игровиков, дистанции у боксеров, снаряда у гимнастов и т.п.).

Пример: «Чувство мяча» у баскетболиста обусловлено его формой, упругостью, весом, свойствами поверхности. Оно формируется и поддерживается в ходе игры: при выполнении бросков по кольцу, передач, дриблинга, перехватов. В состав этого специализированного восприятия непременно входят действия игрока с мячом, которые «привязаны» к оценке расстояния до кольца, соперника или партнера. Все это определяется с помощью зрения, слуха, двигательного анализатора, на ощупь, по характеру отскока, пробным передачам и броскам по кольцу. Малейшие отклонения от привычных параметров могут привести к неуверенности, ошибкам в технике движений, снижению результативности бросков и передач.

Принцип соблюдения режима основан на психическом отражении событий во времени. Если событие (физическая нагрузка определенного характера, тренировка или соревнование) циклически повторяется через примерно равные промежутки времени, то к началу очередной нагрузки происходит восстановление сил и организм готовит состояние, сходное с тем, которое требовалось в предыдущих циклах. Специалистам хорошо известен эффект “сверхвос­стано­вления”. После выполнения физической нагрузки, используемой в цикле подготовки, уровень готовности к ее повторению восстанавливается с некоторым превышением. В результате этого некоторое время существует возможность начать очередную тренировку с более высоким двигательным потенциалом. Хорошо известен 48 часовой цикл, а также циклы: недельный, месячный, 42-дневный. Принцип соблюдения режима представляется весьма важным не только для улучшения физической готовности, но и для развития любого познавательного действия.

Принцип кодировки опирается на психосемантику, область психологии, которая изучает различные формы существования значений и личностных смыслов в индивидуальном сознании. Одно и то же явление у разных людей может быть смоделировано, обозначено с помощью определенного знака (символа), образа, символического действия, слова. Кроме этого, за каждым этим обозначением “стоят” мотивы, эмоции.

Принцип абстрагирования полагается на абстракцию - один из основных процессов умственной деятельности человека. С помощью абстракции возможно выделение, обособление, отвлеченное рассмотрение определенного свойства, состояния или стороны предмета. Абстракция лежит в основе обобщения и образования понятий. В спортивной деятельности существует немало задач, решение которых невозможно без абстрагирования.

Тренерский замысел предстоящей игры не может вместить всех ее конкретных эпизодов. Выделение слабого места соперника и подготовка игроков своей команды к использованию этого недостатка – пример абстрагирования, обобщения и понимания игры, ведущих к победе. Опыт абстрагирования – основа тактического мастерства спортсмена.

Принцип включения в деятельность – один из важнейших принципов развития психики. Он означает, что любое действие человека, направленное на развитие психики (в том числе познавательной сферы), не сможет реализовать всех ее возможностей, если это действие изолировано от конкретной деятельности, т.е. не опирается на мотивы деятельности, не использует общественно-исторический опыт, не подкреплено операциями, свойственными этой деятельности.

Стремление к развитию физических качеств и двигательных навыков характерно для физического воспитания и спорта. Тем не менее, редко лица, занимающиеся развитием двигательных качеств на уроках физического воспитания, достигают результатов, характерных для спортивной деятельности. В основе этих различий - акцентирование соревновательных мотивов в спорте и преобладание оздоровительных мотивов в физическом воспитании. Очень часто бывшие спортсмены отказываются (даже во вред здоровью) от активного двигательного режима. Для них лишены смысла действия вне соревновательной деятельности.