Самосознание в психической организации жизни человека. Структура и формы самосознания Самосознание предполагает осознание характеристик на

Сознание возникло в процессе эволюции. Сознание всегда есть использование информации об окружении и самом себе для решения жизненных проблем. Человек находится на ступень выше животного в развитии, отличается тем, что его сознание вырастает в самосознание. Это становится возможным благодаря общественной жизни и линии второй сигнальной системе, речи.

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.

Самосознание высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образы и отношения неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самосовершенствованию. И одна из высших форм самосознания попытка найти смысл в собственной деятельности, что нередко вырастает в попытки отыскать смысл жизни. Моментом рождения самосознания был тот, когда человек впервые задал себе вопрос, что за силы дают ему творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его духовная жизнь. Кратко это событие можно выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.



А.Г. Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода «духовный свет, обнаруживающий и себя и другое

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «я».

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. Но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание существует как постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образом, который хранится где-то в его душе. Этот образ представляет собою множество свойств, которые соотносятся и крепко срослись с его именем. Он выступает как скелет самосознания, используемый для сравнения. Самосознание же осуществляет выбор поведения с учетом Я концепции.

Самосознание повышает эффективность деятельности, однако оно способствует появлению рассогласования между реальным поведением и Я концепцией. Если их невозможно устранить путем предметной деятельности, то включаются механизмы психологической самозащиты делающие это рассогласование более терпимым. Защитные механизмы могут обнаруживаться в любом поведении.

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфической деятельности.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Самосознание представляет собой неразрывное единство трех его сторон когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной (самоконтроль). Самосознание рефлексия процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышление о самом себе; осознание того, как воспринимают и оценивают человека его окружающие. Самонаблюдение,

Выделяют следующие формы самосознания:

Человек осознает себя в самых различных контекстах своих проявлениях; имеет представление о строение своего тела;

Самочувствие: состояние тела, его функций, отношение к окружению, напряженность потребностей и многое другое. Оно дает общее представление о состоянии. В момент воображения потребности человек осознает не только то, что ему хочется есть, в его голове появляется суждение: «Я хочу есть».

Самосознание может порождать такие психические образования, как чувство неполноценности, тщеславие, неумеренную гордость, необъяснимую тревогу, зависть, отсутствие покоя, неудовлетворенность и многие другие чувства, которые иногда терзают человека до такой степени, что он был бы согласен расстаться с теми преимуществами, которые дает самосознание. Имея ненасытное стремление к успеху человек не может успокоиться ни на минуту. Пользуясь взаимной любовью страдает от страха ее потери, имея деньги часто думает что их мало, а сравнивая свои успехи с успехами другого разочаровывается с себе.

Самосознание личности в различных его проявлениях результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному сказываются для каждого. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения, самочувствия человека, другими словами динамику его самосознания.

Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов самооценки личности.

Самооценка оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает, вместе с тем, и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличить свои достоинства и преуменьшить недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию, и в конце концов может устроить межличностные конфликты. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Обычно самооценку интерпретируют как одномерную переменную, которая складывается из множества конкретных представлений индивида о себе. Однако есть немалый смысл в том, чтобы выделить ряд универсальных аспектов самооценки на основе более общего теоретико-личностного подхода. Это дает возможность сделать ее анализ менее зависимым от особенностей каждого индивида, опираясь на то, что так или иначе объединяет всех.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность выбрать степень трудности очередного действия, порождает конформизм двух тенденций: с одной стороны стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой стороны - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе соответственно снижается.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего тем, что иногда смутно осознается и плохо учитывается прошлый успех или неудача. В ряде исследований было показано, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношений собственных притязаний и реальных достижений.

Понятие самоуважения многозначно. Во-первых это чрезвычайно важный компонент самосознания; а во-вторых, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего личного и идеального «Я». Психологические тесты и шкалы самоуважения измеряют более или менее устойчивую степень отношения индивида к самому себе. Но высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия и не самокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное состояние и социальное поведение человека. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствует о пониженном самоуважении. Несовпадение идеального и реального «Я» вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

Самосознание

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

А.Г.Спиркин дает следующее определение: “ самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание одругом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир.но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Структура и формы самосознания

Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я».

«Образ «Я» -- это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

1) познавательный (когнитивный) -- знание себя, самосознание;

2) эмоционально - оценочный -- ценностное отношение к себе;

3) поведенческий -- особенности регуляции поведения.

Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

Самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Однако самосознание - это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

Как уже говорилось, образ «Я» -- не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов -- самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.

Самооценка -- непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Происхождение самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах.

Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности.

Различно и содержание и функции на этих уровнях:

1 Отражение субъекта в сист. его органической активности.

2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений.

3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням.

Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания :

1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу.

2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность.

3. на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Важной категорией самосознания является поступок, как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению.

Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам:

А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего;

Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями;

В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего;

Г) вышележащий уровень управляет нижележащим;

Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Кант: сознание самого себя заключает в себе двоякое “Я”: а) Я как субъект мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ “Я”.


Образ “Я”.

Розенберг . Образ “Я” состоит:

1. Наличное “Я” - каким индивид видит себя в настоящий момент;

2. Желаемое “Я” – каким бы он хотел себя видеть;

3. Представляемое “Я” – каким он показывает себя другим.

Вместе: образ “Я” и самосознание (как рефлексирующее “Я”) образуют две стороны “Я”.

На этой основе “Я” выполняет свои главные функции: а) регулятивно – организующую – чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б) Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа “Я”, даже ценой искажения информации. (проблема адекватных и ложных самооценок).

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих . Зарубежная литература – У.Джеймс, К. Роджерс, Р.Бернс итд. (Чужой реферат)

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я» (16).

С. Л. Рубинштейн: Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени - как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект (16).

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире (16).

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин :

1. сознание своей тождественности,

2. сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала,

3. осознание своих психических свойств и качеств,

4. определенную систему социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. (Чужой реферат)

А.Г.Спиркин : - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней.

Самосознание имеет своим предметом сознание , следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Однако А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как проблему «высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. (Чужой реферат)

Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей (16).

Самосознание личности: «Я» - концепция, самооценка, уровень притязаний .

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание .

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности (7).

«Я – концепция»

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определе­но. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует, тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосозна­ния как результат, итоговый продукт процессов самосознания (15).

Психологический сло­варь : Я-концепция как динамическая система представлений человека о самом себе.

Р. Бернс: Я-кон­цепция как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой» (15).

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменени­ям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная за­висимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях вос­принимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные сомати­ческие, индивидуально-биологические детерминанты.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекват­ность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировос­приятия в целом, обусловливает основную линию поведения че­ловека (15).

Я–концепция - система представлений человека о самом себе.

В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие:

  • Я–физическое как схема собственного тела;
  • Я–социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;
  • Я–экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти.

Формирование Я–концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей (16).

Не существует универсального определения.

Бауэр – понимается как представление о себе или «Образ Я». Следовательно, появляется в младенчестве, когда ребенок осознает свое тело.

Бернс – система устойчивых, непротиворечивых представлений о себе. Появляется поздно. Этому предшествует: представление о телесном Я, узнавание себя в зеркале, феномен «Я сам» и «Я хороший», завышенная самооценка дошкольника, самооценка младшего школьного возраста, неустойчивая самооценка подростка. И только потом происходит стабилизация Личности. (17)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«МАМИ»

Кафедра «Философия и психология»

Реферат по психологии и педагогики.
Тема: самосознание и самооценка.

Подготовила студент(ка)
Разумихина Е.И.
группа 5-ЭФАк-9
Руководитель
Канд.психол.н.,доцент
Ивлева М.Л.


Москва 2010
Содержание

Введение ……………………………………………………… ……………………………………...... 3
Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания.4
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека 4
1.2 Уровни развития самосознания.6
Глава 2. Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми.8
Глава 3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение.10
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания.10
3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки. ……………………………… ……………………………………………….........12
3.3 Самооценка и самоуважение.14
Заключение17
Литература19

Введение.

Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием , а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно.
Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.
Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.
Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто превосходящее всякую ученость, хотя и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство - мудрость.
Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано.
Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с помощью оценок взрослых.
Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки.
Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения.
Цель: раскрытие сущности понятий самосознания и самооценки
Задачи: 1) раскрыть понятие самосознания; 2) раскрыть понятие «Я - Концепции»; 3) раскрыть понятия самооценки и самоуважения.

Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания.

      Самосознание и его место в психической организации человека.
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности . В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих . Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.
Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
А.Г.Спиркин дает следующее определение: самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе.
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.
    В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”.
1.2 Уровни развития самосознания.

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.
Первой его формой, которую иногда называют самочувствием , является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.
Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.
Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

Глава 2. Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми.

«Я-концепция» - это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют :
1) «образ Я» - представление индивида о самом себе;
2) самооценку – эмоционально окрашенную оценку этого представления;
3) потенциальную поведенческую реакцию - те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.
Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». Скажем, достижение сорокалетнего возраста один считают порой расцвета, а другие - началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими той или иной социальной среде.
Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной «Я-концепции» становятся негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
«Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.
В «Я-концепции» запрограммировано, каким должно быть поведение человека. «Я-концепция» - это представление о «Я», которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. «Я-концепция» дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем «Я» запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое «Я».
Однако если в моем «Я» жестко записано, что я «беспощадный и сильный», то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.
Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией» и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между «Я-концепцией» и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в «Я», тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление «Я-концепции» настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева.
Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных «образов Я».
«Образ Я» – одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе, неприятие собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.

Глава 3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение.

А. Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как "Я". Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его.

Самосознание – это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Оно направлено на самого человека, его внутренний мир, на познание и оценку своих физических качеств, мыслей, чувств, желаний. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.

Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания и отношения.

Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С. Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в процесс ее развития в качестве определенного момента, стороны, компонента. Это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания.

Исторически самосознание – более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и вместе с ним возникшей речи. Различные акты самосознания – это как бы общение человека с самим собой. Для этого, как подчеркивает известный специалист в области психологии самосознания И. И. Чеснокова, необходимо развитие внутренней речи, достаточная сформированность таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем "Я", отличном от "Я" другого.

В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение "Я" как субъекта ("действующее Я") и как объекта самопознания и самоотношения ("рефлексивное Я"). В психологическую науку это основополагающее для всех теорий "Я" различение было введено У. Джеймсом , который полагал, что в едином и целостном "Я" (Self) содержатся две неразрывные составляющие, существующие одновременно: чистый опыт ("Я сознающее") и содержание этого опыта ("Я как объект", эмпирическое "Я").

Под "чистым" , или познающим , "Я" Джеймс подразумевает мыслящего субъекта, который чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это ощущение "Я", или степень центрации субъективной системы, может быть более или менее отчетливой, выраженной или диффузной. Наше сознание текуче и изменчиво, а "чистое Я" рассматривается как некий неизменный субстрат, деятель, вызывающий изменение в нашем сознании, всегда и везде тождественный с самим собою, – неизменный принцип нашей духовной деятельности, по мнению Джеймса.

Под эмпирическим "Я" (или "Мое") Джеймс понимает совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим. Эмпирическое "Я" подразделяется на три части.

  • Первая часть содержит составные элементы личности, куда входят:
  • физическое "Я" – телесная организация, одежда, семья, домашний очаг, собственность;
  • социальное "Я" – представления и оценка другими людьми собственного "Я", социальные роли и статусы, т.е. то, чем признают данного человека окружающие. При этом каждый человек имеет столько социальных "Я", сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается;
  • духовное "Я" – совокупность психических особенностей, склонностей и способностей.
  • Вторая часть – чувства и эмоции, вызываемые перечисленными выше составными элементами, или самооценка. Согласно Джеймсу самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самодовольство включает такие чувства, как гордость, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие, а недовольство собой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. У.

У. Джеймс утверждает, что самочувствие человека зависит от его успеха или неуспеха в развитии наиболее значимой, сильнейшей стороны своего "Я". Неудачи в развитии именно этой стороны характера могут вызвать недовольство собой, стыд и смущение, а успех – чувство радости и самодовольство. Неуспех или успех в чем-то другом, нс имеющем к этой стороне отношения, нс будет переживаться

как неудача или подлинный успех и соответственно влиять на самоуважение. Таким образом, по Джеймсу, самоуважение обусловлено тем, какому делу мы себя предназначим, и определяется отношением наших действительных способностей, которые обеспечивают успех , к потенциальным или предполагаемым способностям, составляющим наши притязания. Это выражено в его известной формуле

Самоуважение = Успех / Притязания.

Не надо понимать формулу Джеймса упрощенно, в том смысле, что любой успех в любом деле или всякое снижение притязаний приведет к увеличению самоуважения. Нет, эта формула действует только для важнейшей стороны личности человека, выбранной им самим. И если он выбрал действительно одну из сильнейших сторон своей личности, то ему чаще будет сопутствовать успех, а следовательно, и самоуважение.

Третья часть эмпирического "Я" – поступки человека, т.е. забота о самом себе и самосохранение.

У. Джеймс известен как первый психолог, начавший разработку проблематики "Я", тем не менее многие его взгляды вполне актуальны и в настоящее время. Особенно это касается соотношения самооценки и уровня притязаний, а также выделенной им трехкомпонентной структуры "Я", включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты

Самосознание можно рассматривать не только как структурное образование, но и как особо сложный процесс, динамическое образование психики , которое находится в постоянном движении в онтогенезе и в повседневном функционировании. В реальной жизнедеятельности личности, как указывает И. И. Чеснокова, самосознание проявляется в неразрывном единстве своих отдельных внутренних процессов – самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения. Результатом процесса самосознания служит "Я-концепция".

"Я-концепция" – это система относительно устойчивых и осознанных представлений человека о самом себе; переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и их оценка. Это не просто результат самосознания, по и важный фактор детерминации поведения.

Существуют разные представления о структуре самосознания.

пример

Так, отечественный психолог В. С. Мерлин (1892–1982) полагает, что самосознание включает в себя в качестве особых компонентов:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала:
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенную систему социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами и собственным телом. Сознание "Я" проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Поскольку все указанные компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Несколько иное представление о структуре самосознания принадлежит известному отечественному психологу В. С. Мухиной, которая выделяет пять звеньев в сто структуре.

Первое звено – имя собственное, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. Идентификация с именем происходит с первых лет: ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает возможност ь представить себя как обособленного от других уникального индивида.

Второе звено в структуре самосознания – притязание на признание. С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на "хорошие" и "плохие". Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, тяга к признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообразии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства и самоценности.

Третье звено структуры самосознания – половая идентификация. Она включает психологическое признание собственной идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.

Четвертое звено – психологическое время личности , связанное с построением субъективной картины жизненного пути, стремлением соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем.

Пятое звено структуры самосознания – социальное пространство личности. Это сфера прав и обязанностей человека, определяющая стиль и содержание общения в соответствии с нормами культуры, к которой он принадлежит.

Зарубежные исследователи Дж. Капрара и Д. Сервон, опираясь на обзор работ, посвященных "Я-концепции", выделили пять ее аспектов:

  • 1) образы личных качеств и атрибутов, т.е. разнообразные представления о себе, которые постепенно связываются и упорядочиваются;
  • 2) оценки самоценности, или самооценки, – представление о ценности собственных атрибутов;
  • 3) представление о самоэффективности, т.е. восприятие собственной эффективности, компетентности; представление о способности совершить определенные действия, которые приведут к успеху;
  • 4) метакогнитивные знания и стратегии самоконтроля – знания о собственных мыслительных процессах и о факторах, влияющих на поведение, а также способность контролировать свои эмоции и побуждения, обусловливающие те или иные тенденции поведения;
  • 5) стандарты самооценки, т.е. личные критерии того, насколько достойно то или иное действие.

Дж. Капрара и Д. Сервон подчеркивают, что перечисленные аспекты "Я", хотя и представляют собой самостоятельные психические процессы, функционируют согласованно, как целостная система, образуя интегрированную "Я-систему".

Структурные компоненты самосознания и "Я-концепции". Наиболее распространенным является представление о структуре самосознания или "Я-концепции", в которой выделяют три компонента: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение) и поведенческий (саморегуляция).

Такой взгляд на структуру самосознания принадлежит, например, И. И. Чесноковой, которая отмечает, что перечисленные аспекты – не статичные структурные компоненты самосознания, а его внутренние процессы.

Когнитивная подструктура – это некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая представляет собой самопознание – процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание – начальное звено, основа существования и проявления самосознания. И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания.

  • На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление "Я" и "другого человека". Основными внутренними приемами самопознания выступают самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения в конкретной ситуации. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем "Я", но еще нет целостного понимания себя.
  • Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках "Я и Я", когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания выступают самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне у субъекта постепенно возникает обобщенный образ своего "Я", который как бы сплавляется из единичных конкретных образов "Я" в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный "Я-образ".

"Я-образ" – это когнитивный компонент "Я-концепции", к которому относится содержание представлений о себе.

И. И. Чеснокова особо подчеркивает, что процесс самопознания не является плавным и равномерным, лишенным противоречий. Основная трудность заключается в том, что и субъект и объект познания слиты, поэтому возрастает субъективизм в познании самого себя. Кроме того, процессу самопознания свойственна некоторая инерционность. Человек, прочно усваивая собственное мнение о себе, "сливается" с ним, привыкает действовать в его рамках, не стремясь к его уточнению, более того, сопротивляясь ходу его обновления, защищая привычное представление о самом себе. В некоторых случаях наблюдаются намеренная "подгонка" фактов, событий под собственное мнение о себе, тенденциозная их интерпретация или почти неосознанное избегание тех из них, которые способны поколебать привычное представление человека о себе, поскольку это может переживаться как состояние внутреннего дискомфорта, потери внутреннего равновесия.

Представления о себе многоплановы. Исследователи выделяют различные формы представлений о себе, дифференцированные либо по сфере проявлений человека ("физическое Я", "социальное Я", "профессиональное Я", "семейное Я", "моральное Я", "духовное Я" и т.д.), либо во временном континууме ("Я в прошлом", "Я в настоящем", "Я в будущем"), либо по какому-то иному признаку.

пример

Известный американский социолог Морис Розенберг различает: 1) "реальное Я" – то, каким человек кажется себе в действительности, в данный момент; 2) "идеальное Я" – желаемое "Я"; то, каким человек хотел бы быть; 3) "фантастическое Я" – то, каким человек желал бы стать, если бы все было возможно; 4) "должное Я" – то, каким должен быть, ориентируясь на моральные нормы и социальные предписания; 5) "изображаемое Я" – то, каким человек представляет, демонстрирует себя окружающим; 6) "динамическое Я" – то, каким он мог бы быть, каким поставил перед собой цель стать. Нередко выделяют "зеркальное Я" – установки, связанные с представлениями человека о том, каким его воспринимают другие.

Согласно модели М. Розенберга отдельные компоненты "Я-образа" различаются:

  • по степени отчетливости осознания. Одни аспекты "Я" более ясно, "выпукло" представлены в сознании, другие – менее отчетливо, третьи могут вообще нс осознаваться человеком;
  • по субъективной значимости. Те аспекты "Я", которые хорошо осознаются человеком, имеют для него разную значимость, различаются по степени их важности;
  • по когнитивной сложности и дифференцированности, измеряемой числом и характером осознаваемых индивидом собственных качеств, – чем больше своих качеств человек осознает и чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень когнитивной сложности его "Я-образа";
  • по согласованности, последовательности. Воспринимаемые черты могут быть логически согласованны друг с другом, создавая непротиворечивый "Я-образ" в целом, а могут быть в принципе несовместимы или несогласованны, что определяет противоречивость, дисгармоничность, непоследовательность "Я-образа", вызывая внутреннюю напряженность, конфликтность;
  • по устойчивости, определяемой как стабильность или изменчивость во времени представлений индивида о себе и своих качествах;
  • по адекватности. Человек может выделять у себя те черты, способности, качества, которые в действительности ему присущи, а может приписывать себе такие характеристики, которые ему не свойственны, что и определяет степень адекватности или неадекватности его "Я-образа".

Представления о себе могут быть как позитивными, так и негативными. Отделить процессы самопознания от процессов оценки и эмоционального отношения личности к себе крайне трудно, поскольку эти компоненты "Я" тесно взаимосвязаны.

В большинстве исследований эмоциональный и оценочный компоненты "Я-концепции" не разделяют, в таком случае говорят об эмоционально-ценностном самоотношении. Однако ряд экспериментов убедительно доказывает, что самоотношение и самооценка нс тождественны, поэтому мы рассмотрим эти компоненты отдельно.

Оценочная подструктура отражает субъективное значение, приписываемое собственному "Я". Самооценивание представляется процессом сопоставления "Я" или отдельных его сторон с собственной системой ценностей, с личными целями, смыслами, нормами и стандартами. Самооценивание – это суждение о степени выраженности или качестве какой-либо собственной характеристики, и осознание человеком, чем для пего является то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя.

Самооценка – это суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом.

"Самооценка – это наличие критической позиции индивида но отношению к тому, чем он обладает, по это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей, поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что я имею, а чего это стоит, что это значит, означает?" (Л. В. Бороздина.)

В сфере самопознания наблюдается движение знания о себе от отдельных ситуативных образов к более или менее устойчивому представлению о себе (И. И. Чеснокова). В области оценочной подструктуры самосознания обнаруживается та же самая интегративная тенденция развития. Из многих частных самооценок самых различных сторон своей личности, собственных действий, поступков, перспектив развития, проявляющихся в разных ситуациях и контекстах, в разных деятельностях и при взаимодействии с разными людьми складывается более или менее обобщенная, устойчивая, целостная самооценка. Частные самооценки, структурируясь в единую целостную самооценку, взаимодействуют друг с другом, обусловливая то или иное строение и параметры общей оценки себя.

Традиционно выделяют следующие параметры самооценки:

  • высота, или уровень (выраженность того или иного качества и его субъективной ценности);
  • обобщенность (оценка каких-либо отдельных сторон личности, конкретных действий или приписывание значения своей личности в целом);
  • устойчивость (стабильность во времени);
  • адекватность (правильность, истинность);
  • интегрированность (системность, целостность);
  • дифференцированность (полнота, определяемая количеством параметров подлежащих оцениванию);
  • глубина (степень "проработанности", рефлексивности);
  • осознаваемость (открытость сознанию, или имплицитность);
  • независимость (степень подверженности влиянию каких-либо внешних факторов).

Таким образом, самооценка является сложным образованием, функционирующим в разнообразных формах и видах. Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше – высокая или низкая, стабильная или динамическая, дифференцированная или недифференцированная. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Однако именно от вида и формы самооценки во многом зависят как отношение личности к себе, так и особенности организации личностью своего поведения и деятельности. Наиболее исследованным в психологии параметром самооценки является ее высота.

Психологические характеристики людей с высокой и низкой самооценкой

Люди с высокой самооценкой достаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными проблемами; знают свои цели и ценности, достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости; обладают оптимистическим взглядом на жизнь и тенденцией жить здесь и сейчас, рассматривают других, как равных себе, и себя, как равного другим; могут принять как поощрения, так и упреки; могут быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации, не боятся собственных чувств и способны выражать их; вызывают симпатию у окружающих; довольны собой, миром и другими людьми. Люди с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, депрессия, неуверенность, зависимость; они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях, им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят; они менее общительны, чаще переживают одиночество, отличаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к непостоянству и колебаниям; у них более выражена потребность в одобрении; они работают менее эффективно при стрессовых условиях или неудачах; в постстрессовый период медленнее возвращаются к первоначальному уровню исполнения; свое профессиональное будущее находят угрожающим и мрачным и, действительно, чаще испытывают неудовлетворенность работой, а также всеми аспектами своей жизни. Высокую самооценку не надо путать с ложным представлением о себе, бравадой, самовлюбленностью, высокомерием, самодовольством, тщеславием или стремлением к самовозвеличиванию. Такие характеристики нс могут быть атрибутами высокой (здоровой) самооценки. В действительности они являются защитой против отсутствия подлинного самоуважения.

Одного лишь высокого уровня самооценки недостаточно, чтобы она стала источником полноценной, гармоничной жизни, эффективного управления собственной жизнедеятельностью. Для этого самооценка, как минимум, должна сочетать ряд параметров, поэтому исследователи все чаще говорят не о высокой самооценке, а о здоровой или оптимальной, имеют в виду не низкую самооценку, а слабую или хрупкую. В целом иод здоровой (благоприятной , оптимальной ) самооценкой понимается высокая, адекватная, реалистическая, согласованная, достаточно устойчивая, независимая, но в то же время гибкая самооценка. Под слабой или хрупкой самооценкой понимается низкая или неадекватно заниженная – завышенная, зависимая, внутренне противоречивая, постоянно флуктуирующая или, наоборот, ригидная самооценка. Кроме того, самооценка является оптимальной, когда цели человека сфокусированы не на стремлении достичь самоуважения, а на стремлении к знаниям, личностному и профессиональному росту, достижению благополучия других и т.п.

Эмоциональная подструктура. Представления о себе и оценка себя не воспринимаются человеком нейтрально, а всегда пробуждают те или иные чувства, интенсивность которых зависит как от когнитивного содержания, так и от социального контекста. Эмоция, связанная с "Я", – это реакция на значение, приписываемое своей личности или отдельным ее чертам и поступкам, форма субъективной представленности самооценки. От самооценки зависит эмоциональное отношение к себе, выраженное в форме разных чувств и эмоциональных состояний: смущения, досады, стыда, гордости, радости, удовлетворенности и т.д. Подобные эмоции нередко называются самооценочными.

Из многих переживаний личности относительно самой себя складывается более или менее обобщенное эмоциональное отношение субъекта к себе, в котором отражается отношение к тому, что он узнает, понимает, "открывает" относительно себя (И. И. Чеснокова). В реальном функционировании самосознания, на что указывают многие психологи, разделить процессы оценки и эмоции вряд ли возможно. Самооценка вместе с самоотношением образует то, что зарубежные психологи обозначают термином "самоуважение", а отечественные – "эмоционально-ценностным отношением к себе". Однако при анализе самосознания, чтобы лучше прояснить сущностную природу составляющих его процессов и структурных компонентов, а также их возможного взаимодействия и, следовательно, влияния на жизненные отношения и деятельность человека, выделять процессы оценки и эмоции как отдельные абсолютно необходимо.

пример

Факты расхождения уровней самооценки и самоотношения отмечают многие исследователи (Л. В. Бороздина, В. В. Столпи). В частности, у человека в единой "Я-концепции" может присутствовать высокое самоуважение (отражающее некую приписываемую ценность) и низкая симпатия к самому себе, и наоборот. К примеру, человек может считать, что у него "ужасный" характер, что он плохо учится, что он вообще никуда не годится, но при этом любить себя ("Да, я дурной человек, но я нравлюсь себе"). Может быть и другая ситуация: человек полагает, что он успешен, компетентен, ему есть за что ценить и уважать себя, но он испытывает неприятие к себе. Более того, снижение общей самооценки нередко в качестве компенсаторного механизма сопровождается повышением аутосимпатии. Таким образом, сформировавшись, самоотношение может существовать и относительно независимо от общей самооценки, обусловливая сложные взаимоотношения между этими компонентами самосознания – отношения гармонии, согласия или взаимодополнительности, и напротив, дисгармоничности, противоречивости, конфликтности.

Поведенческая подструктура заключается во внутренних действиях саморегуляции и самоконтроля, в потенциальной поведенческой реакции, которые могут быть вызваны "Я-образом", самооценкой и эмоциональным отношением к себе. Регулирующая роль "Я-концепции" направлена на защиту, поддержание и развитие собственной личности.

Английский психолог Роберт Бернс выделяет три основные функции "Я-концепции". По его мнению, "Я-концепция":

  • 1) способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет, как будет действовать человек в той или иной ситуации;
  • 2) накладывает отпечаток на социальные суждения и установки человека, определяет интерпретацию опыта, в частности то, как человек истолковывает действия других;
  • 3) определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти.

Рассмотрим действие этих регулирующих функций подробнее.

"Я-концепция" определяет стратегию поведения человека, направленную на поддержание имеющихся у него представлений о себе и самооценок. Несогласованные образы "Я" становятся источником стресса, вынуждая человека искать способ устранить возникающее противоречие. Исследователи выделяют несколько способов защиты определенного представления о себе и уровня самооценки. В первую очередь они касаются взаимоотношений субъекта с другими людьми. В частности, человек может избирательно подходить к формированию круга знакомств, предпочитая общаться с теми, чье поведение и оценки не противоречат его "Я-образу"; дискредитировать тех, чье мнение и оценки не совпадают с его представлением о себе; преуменьшать успех других, чтобы выиграть в "соревновании" (модель "они не лучше меня"); субъективно трактовать, манипулировать фактами, касающимися противоречащей "Я-образу" информации. "Я-концепция" может защищаться и другими способами.

Примеры защитных стратегий

Приукрашивание себя в сферах, лежащих вне зоны актуального самопроявления, – один из способов защиты "Я". Например, ученик, понимая, что оценка сверстниками его учебных успехов или спортивных достижений не очень высока, начинает преувеличивать свои достоинства в тех областях, которые не могут быть ими проконтролированы (проявленная смелость во время летних каникул, успехи па каких-либо курсах и др.).

Так называемая ложная скромность также может выступать защитным механизмом. Цель такого подчеркнутого самоуничижения – добиться успокаивающих социальных "поглаживаний". Одно из проявлений феномена ложной скромности заключается в том, что человек часто демонстрирует более низкую самооценку, более негативный "Я-образ", чем чувствует в глубине души. Действительно, мы нередко слышим от других: "Я ничего не знаю, совсем тупая, ничего нс помню, точно нс сдам этот экзамен" или "Я такая страшная, ужасно толстая, мне ничего нс идет" и т.п. За этим обычно следуют ожидаемые заверения в обратном: "Нет, ну что ты! Ты все знаешь, понимаешь... Ты прекрасно выглядишь" и т.п. Таким странным способом человек может не только защитить свою самооценку и "Я-образ", но и добиться усиления своего "Я" Другой защитной стратегией может быть манипулирование параметрами, по которым человек оценивает себя и других.

Чем более позитивно индивид оценивает какие-либо из своих характеристик (умственные способности, смелость, чувство юмора и др.), тем в большей степени он использует их в качестве основы для суждений о других. Возможно, также варьирование значимостью своих качеств, способностей или умений в сферах компетенции или некомпетенции (повышение их в первых и преуменьшение во вторых) или варьирование значимостью самих сфер оценивания.

Защита своей "Я-концепции" происходит и посредством препятствий, которые человек сам себе создает. Такие "самопреграды" могут защитить самооценку двумя путями. В случае неуспеха человек может защитить свое самоуважение приписыванием неудачи преградам, т.е. создавая подходящие оправдание возможной неудачи ("Я не прилагал больших усилий", "Мне было некогда подготовиться"). В случае успеха человек может поддержать (повысить) свое самоуважение, приписывая успех самому себе, несмотря на возникающие препятствия, т.е. значимость успеха возрастает благодаря имеющимся преградам.

Из мотива поддержать и повысить самооценку вытекают две тенденции, на которые указывает американский психолог Дэвид Майерс: переоценка широты распространенности собственных мнений и недостатков (ложный консенсус) и недооценка широты распространенности у других людей тех способностей и добродетелей, которыми сам человек обладает (ложная уникальность). Проще говоря, люди считают свои недостатки нормой, а свои добродетели – редкостью.

Для социально-психологических исследований "Я" поведенческая составляющая "Я-концепции", как правило, выражается понятием самопрезентации (самоподачи).

пример

Известный американский психолог Рой Баумейстер выделил две стратегии самопрезентации:

  • 1) ублажающая стратегия управляется критериями, принятыми в данной аудитории, она направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под аудиторию) и получить "вознаграждение";
  • 2) самоконструирующая стратегия направлена на поддержание и укрепление "идеального Я", т.е. вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в "идеальное Я" субъекта.

Люди с низкой и высокой самооценкой используют разные стратегии саморегуляции. В ситуации угрозы их собственной "Я-концепции" люди с высокой самооценкой применяют стратегию самовозвышения (самовозвеличивания ), повышая значимость и ценность своих позитивных качеств и считая свои слабости незначимыми (буквально: "пусть у меня не получается это задание, но я красив, у меня хорошие друзья, я прекрасно играю на гитаре" и т.д.). Люди с низким уровнем самооценки не способны минимизировать важность своих недостатков, слабостей, они "застревают" на своих неудачах и промахах. Кроме того, у них меньше ресурсов самооценки (т.е. позитивных качеств, способностей и т.п., которые могли бы быть привлечены в случае неуспеха), поэтому в ситуации угрозы собственному "Я" они нередко используют защитную стратегию, часто – стратегию "умаления других" ("я так себе, но ты (он) совсем ужасен"),

"Я-концепция " определяет, как человек будет воспринимать, оценивать и интерпретировать действия других людей. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному, и это во многом зависит от их "Я-концепции".

пример

Так, когда учитель хвалит подростка с высокой самооценкой, тот думает: "да, я действительно это заслужил, я достоин похвалы, горжусь собой". Когда похвала адресована подростку с низкой самооценкой, реакция может быть совсем иной: "я совсем тупой, если за такие пустяки меня хвалят" или "учитель специально так сильно меня хвалит, чтобы все окончательно убедились, что я ни па что не способен".

"Я-концепция" определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти.

пример

Дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: "я знаю, что окажусь полным дураком" или "я знаю, что плохо напишу эту контрольную". Повышенная тревожность, ожидание неудачи, отсутствие веры в собственные способности действительно часто ведут к тому, что такой ребенок хуже справляется с контрольной работой и это только укрепляет его в своей низкой самооценке. Таким образом действует механизм самореализующегося пророчества. Это подтверждается и в экспериментальных исследованиях: люди, считающие себя трудолюбивыми и преуспевающими, лучше справляются со сложной задачей, чем те, кто считает себя неудачником.

Результатом процессов саморегулирования, если мы рассматриваем структуру "Я-концепции", нс может быть собственно поведение человека, поскольку оно не заключено в ее пределах: действует личность, субъект, а не его "Я-концепция". На наш взгляд, саморегуляция, или поведенческая составляющая самосознания, называемая таким образом, поскольку в большей мере, чем остальные составляющие, определяет организацию человеком собственного поведения и деятельности, может быть выражена через обращение к феномену самоэффективности. Впервые этот феномен описал американский психолог Альберт Бандура (1925–1988).

Самоэффективность – это восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации, вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации.

Самоэффективность – это чувство собственной компетентности в той или иной деятельности, суждение о своих способностях и возможностях, а не суждения о собственной ценности. Самоэффективность понимается А. Бандурой не как стабильная и статичная характеристика, а как переменная, которая находится во взаимной зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида.

пример

В целом ряде исследований установлено, что ожидания эффективности коррелируют с реальным поведением. Представление о собственной эффективности оказывает существенное влияние на многие стороны человеческой деятельности, определяя уровень усилий, настойчивость, выбор задач определенной степени трудности, успех в деятельности, эмоциональные переживания. Иными словами, человек преимущественно демонстрирует то поведение, которое он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждет. Человек, сомневающийся в своей эффективности, старается избегать трудностей, бросает дело, столкнувшись с проблемами, и испытывает тревогу; человек, убежденный в своей эффективности, имеет более высокие притязания, более настойчив в достижении целей, более уверен в их реализации.

Таким образом, самосознание представляет собой единство процесса самопознания, самооценивания, эмоциональных переживаний и саморегуляции, а "Я-концепция" предстает как совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки, эмоции и ожидаемую эффективность собственных действий. Процесс самосознания и его результат – "Я-концепция" схематично представлены на рис. 6.1.

Рис. 6.1.

  • Джеймс Уильям (1842–1910) – американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете США и в Германии. Профессор философии (1885–1889) и психологии (1889–1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мюнстербергом) первую в США лабораторию прикладной психологии (1892). Развил представление о сознании как о "потоке" непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, обеспечивающем приспособление индивида к среде; создал теорию личности, оказавшую решающее влияние на формирование американской персонологии и теорию эмоций. Основные труды: "Принципы психологии" (1890); "Научные основы психологии" (1902); "Прагматизм" (1910); "Многообразие религиозного опыта" (1910).