Количественный анализ не зависит от качественного. Количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования

Анализ вещества может проводиться с целью установления качественного или количественного его состава. В соответствии с этим различают качественный и количественный анализ.

Качественный анализ позволяет установить, из каких химических элементов состоит анализируемое вещество и какие ионы, группы атомов или молекулы входят в его состав. При исследовании состава неизвестного вещества качественный анализ всегда предшествует количественному, так как выбор метода количественного определения составных частей анализируемого вещества зависит от данных, полученных при его качественном анализе.

Качественный химический анализ большей частью основывается на превращении анализируемого вещества в какое-нибудь новое соединение» обладающее характерными свойствами: цветом, определенным физическим состоянием, кристаллической или аморфной структурой, специфическим запахом и т. п. Химическое превращение, происходящее при этом, называют качественной аналитической реакцией, а вещества, вызывающие это превращение, называют реактивами (реагентами).

Например, для открытия в растворе Fe +++ -ионов анализируемый раствор сначала подкисляют хлористоводородной кислотой, а затем прибавляют раствор гексацианоферрата (II) калия K4.В присутствии Fe+++ выпадает синий осадок гексацианоферрата (II) железа Fe43. (берлинская лазурь):

Другим примером качественного химического анализа может служить обнаружение солей аммония путем нагревания анализируемого вещества с водным раствором едкого натра. Ионы аммония в присутствии OH- ионов образуют аммиак, который узнают по запаху или по посинению влажной красной лакмусовой бумаги:

В приведенных примерах растворы гексацианоферрата (II) калия и едкого натра являются соответственно реактивами на Fe+++ и NH4+ ионы.

При анализе смеси нескольких веществ, близких по химическим свойствам, их предварительно разделяют и только затем проводят характерные реакции на отдельные вещества (или ионы), поэтому качественный анализ охватывает не только отдельные реакции обнаружения ионов, но и методы их разделения.

Количественный анализ позволяет установить количественные соотношения составных частей данного соединения или смеси веществ. В отличие от качественного анализа количественный анализ дает возможность определить содержание отдельных компонентов анализируемого вещества или общее содержание определяемого вещества в исследуемом продукте.

Методы качественного и количественного анализа, позволяющие определять в анализируемом веществе содержание отдельных элементов, называют элементным анализом; функциональных групп -- функциональным анализом; индивидуальных химических соединений, характеризующихся определенным молекулярным весом, -- молекулярным анализом.

Совокупность разнообразных химических, физических и физикохимических методов разделения и определения отдельных структурных (фазовых) составляющих гетерогенных! систем, различающихся по свойствам и физическому строению и ограниченных друг от друга поверхностями раздела, называют фазовым анализом.

Качественные (неформализованные) методы анализа основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, морфологический, сравнения систем показателей и т.п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

Экспертные оценки – количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Они основываются на суждениях специалистов и поэтому их нельзя считать вполне объективными. Разрабатываются научные методы такой обработки индивидуальных экспертных оценок, чтобы они давали в совокупности более или менее объективные ответы (с помощью продуманных форм вопросов и ответов, которые впоследствии обрабатываются компьютером).

Сценарий – описание возможных вариантов развития исследуемого объекта при различных сочетаниях определенных условий (заранее выделенных) с целью дальнейшего анализа и выбора наиболее реального.

Морфологический анализ используют при прогнозировании сложных процессов. Это экспертный метод систематизированного обзора всех возможных комбинаций развития отдельных элементов исследуемой системы. Он построен на полных и строгих классификациях объектов, явлений, свойств и параметров системы, позволяющих строить и оценивать возможные сценарии ее развития в целом.

В основе количественных (формализованных) методов анализа лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Перечислим их:

Классические методы анализа – метод цепных подстановок, балансовый, процентных чисел, дифференциальный, интегральный, дисконтирования и т.д.;

Методы экономической статистики – средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики;

Математико-статистические методы изучения связей – корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонентов, ковариационный анализ и т.д.;

Эконометрические методы – матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса;

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования – методы системного анализа, линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование и др.;

Методы исследования операций и теории принятия решений – методы теории графов, теория игр, метод деревьев, байесовского анализа, теория массового обслуживания, методы сетевого планирования и управления.

Математические методы позволяют заменить приближенные расчеты точными вычислениями, осуществлять многомерный сравнительный анализ, что практически невозможно вручную.

3. Методы финансового анализа: горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ

Горизонтальный метод анализа – используется для оценки изменения показателей в динамике. Для определения абсолютного изменения показателя рассчитывается величина, равная:

∆З = З 1 – З 0 ,

где З 1 – значение показателя в отчетный период;

З 0 - значение показателя в базисный период.

Для оценки темпа роста показателя рассчитывается величина:

Т р (З) = З 1: З 0 .

Значение показателя показывает, во сколько раз изменилось значение показателя в отчетный период по сравнению с базисным периодом.

Для оценки относительного изменения рассчитывается темп прироста по формуле:

Т пр (З) = (З 1: З 0 – 1) х 100% = ∆З: З 0 х 100%.

Темп прироста Т пр (З) показывает, на сколько процентов изменилось значение показателя в отчетный период по сравнению с базисным периодом.

Вертикальный метод анализа – используется для анализа сложных экономических показателей, позволяет определить долю каждой составляющей сложного показателя в общей совокупности.

Для оценки структуры используется формула:

где Дi – доля i-й составляющей;

Зi – абсолютное значение i-й составляющей, входящей в сложный показатель;

З – значение этого сложного показателя.

Для оценки динамики структуры сложного экономического показателя используется горизонтальный метод, на основе которого определяют абсолютное и относительное изменение каждой составляющей:

∆Дi =Дi 1 – Дi 0 ;Т пр (Дi) = ∆Дi: Дi 0 х 100%.

Вертикальный анализ балансовой стоимости организации позволяет определить качество использования конкретного вида ресурса в хозяйственной деятельности, проводить сравнительный анализ организации с учетом отраслевой специфики и других характеристик. Относительные показатели типа Дi, в отличие от абсолютных, более удобны при проведении анализа деятельности организации в условиях инфляции, позволяют объективно оценивать изменения составляющих в динамике.

Трендовый метод анализа – основан на использовании данных рядов динамики изучаемых факторов, например, валюты баланса, структуры активов и пассивов организации. Использование данного метода позволяет оценить основные направления развития организации как в текущий момент, так и в последующие периоды.

Для каждого основного показателя, характеризующего деятельность организации, проводится анализ изменения темпов роста, средних темпов роста за рассматриваемые периоды (месяц, квартал, полугодие, год), выявляются основные направления изменения этих показателей. Результаты расчетов средних значений темпов роста (темпа прироста), учет связей между основными показателями позволяют рассчитать прогнозное значение изучаемого показателя на перспективу. Прогноз на основе трендовых моделей позволяет с определенной степенью надежностью рассчитать значение прогнозируемого фактора, выбирать наиболее рациональные управленческие решения и оценить последствия этих решений для финансово-хозяйственной деятельности организации.

Аналитическая химия – это наука о методах определения качественного и количественного состава веществ и их смесей по наличию и интенсивности аналитического сигнала . Аналитическим сигналом может быть, например, образование осадка, изменение окраски, появление линии в спектре. Появление аналитического сигнала принято связывать с качественным обнаружением компонента, а его величину (интенсивность) – с количественным содержанием. В большинстве методов интенсивность аналитического сигнала – это среднее из измерений физической величины, функционально связанной с содержанием определяемого компонента.

Аналитическая химия разрабатывает теоретические основы химического анализа. Термин химический анализ подразумевает совокупность действий, которые имеют своей целью получение информации о химическом состава объекта.

Химический анализ делится на качественный и количественный анализ. Предметом качественного анализа является идентификация компонентов и определение качественного состава веществ или их смесей.

Задача количественного анализа – определение количественного содержания составных частей вещества. Можно сказать, что качественный анализ отвечает на вопрос – «какой?», а количественный – «сколько?»

Исследуя новое соединение, прежде всего устанавливают из каких компонентов оно состоит, а затем находят их количественные соотношения. Поэтому качественный анализ предшествует количественному. Если качественный анализ известен, сразу приступают к качественному, выбрав наиболее подходящий метод.

Необходимо отметить, что деление на качественный и количественный анализ в некоторой степени условно. Чисто качественное обнаружение веществ или элементов («обнаружен» или «не обнаружен) имеет смысл только для общей характеристики объекта анализа, например, для решения вопроса о том, есть ли уран в данной руде, ртуть в фармацевтических препаратах. Существует некий порог концентраций или количеств, выше которого компонент может быть обнаружен (если он есть в объекте). Ответ «не обнаружен» не означает, что этого компонента вообще нет в объекте, просто выбранным методом он не обнаруживается. При определении микропримесей грань между качественным и количественным анализом подчас стирается.

Теоретическую основу химического анализа составляет ряд физико-химических законов и прежде всего периодический закон Д.И. Менделеева, а также основные теоретические положения общей химии: закон действующих масс, теория электролитической диссоциации, химическое равновесие в гетерогенных системах, комплексообразование, амфотерность, автопротолиз, окислительно-восстановительные реакции и т.д.



Классификация видов химического анализа может быть основана на различных принципах. Так, по природе анализируемых веществ или частиц анализ делят на неорганический, органический, элементный, молекулярный, вещественный, фазовый, функциональный. Можно предложить и другие классификации видов анализа: валовой – локальный; деструктивный – недеструктивный; дискретный – непрерывный. По объему или массе пробы различают макро-, полумикро-, микро-, ультрамикро- и субмикроанализы.

Для получения сигнала используют химические реакции разных типов (кислотно-основные, окислительно-восстановительные, комплексообразования), разные процессы, например, осаждение, а также разнообразные химические, физические и даже биологические свойства самих веществ или продуктов их реакций. Поэтому аналитическая химия располагает различными методами для решения своих задач: химическими, физическими, физико-химическими и биологическими.

В химических методах обнаружения сигнал, возникающий в результате химической реакции (образование осадка, изменение окраски, выделение газа), наблюдают главным образом визуально. Химические процессы, используемые в целях анализа называют аналитическими реакциями. В физических методах аналитический сигнал, как правило, получают и регистрируют с помощью специальной аппаратуры. Такое деление несколько условно: между методами обеих групп нет резкой границы. Как в химических, так и в физических методах качественное и количественное определение составных частей анализируемого материала основано на наблюдении и измерении какого-либо физического свойства системы (электропроводности, плотности, массы, объема, интенсивности окраски и т.д.). Но в физических методах химические реакции не проводят, а сразу измеряют свойства материала. В физико-химических методах предварительно проводят химическую реакцию или следят за ее ходом с помощью прибора, регистрирующего физическое свойство.

Часто физические и физико-химические методы объединяют называя инструментальными.

Многие химические методы стали классическими и хорошо проверены. Тем не менее, они не всегда удовлетворяют современным требованиям, особенно при проверке чистоты вещества (например, германий для полупроводников пригоден, если на 10 млн его атомов приходится не более одного атома примеси – фосфора, мышьяка, сурьмы). Большинство химических методов по чувствительности недостаточны для обнаружения или количественного определения таких примесей. Этим требованиям в значительной степени удовлетворяют некоторые инструментальные методы. Кроме высокой чувствительности эти методы характеризуются высокой скоростью определения (экспресcностью), что важно при контроле технологических процессов и экологической ситуации. Однако большинство инструментальных методов менее точны, чем химические.

Уже в ходе исследования можно предполагать о его результатах, но обычно эти вы-воды рассматривают как предварительные, а более достоверные и основательные данные можно получить лишь в результате тщательного анализа.

Анализ данных в социальной работе заключается в интеграции всей собранной информации и в приведении ее к виду, удобному для объяснения.

Методы анализа социальной информации можно условно разделить на два больших класса в соответствии с той формой, в которой эта информации представлена:

- качественные методы ориентированы на анализ инфор-мации, представленной главным образом в словесной форме.

- количественные методы носят математический характер и представля-ют собой приемы обработки цифровой информации.

Качественный анализ является предварительным условием для применения количественных методов, он направлен на выявление внутренней структуры данных, то есть на уточнение тех категорий, которые используются для описания изучаемой сферы реальности. На этой стадии происходит окончательное определение параметров (переменных), необходимых для исчерпывающего описания. Когда имеются четкие описательные категории, легко перейти к простейшей измерительной процеду-ре — подсчету. Например, если выделить группулюдей, нуждающихся в определенной помощи, то можно подсчитать количество таких людей в дан-ном микрорайоне.

При качественном анализе возникает необходимость произвести сжатие инфор-мации, то есть получить данные в более компактном виде.

Основным приемом сжатия информации выступает кодирование - процесс анализа качественной информации, который включа-ет выделение смысловых сегментов текста или реаль-ного поведения, их категоризацию (называние) и реорганизацию .

Для этого в самом тексте находят и отмечают ключевые слова, то есть те слова и выражения, которые несут главную смысловую нагрузку, прямо указывают на со-держание текста в целом или его отдельного фрагмен-та. Используются разные типы выделения: подчерки-вание одной или двумя линиями, цветовая маркировка, наносят пометки на полях, которые могут носить характер как дополни-тельных значков, так и комментариев. Например, можно выделять те фрагменты, где клиент говорит о себе. С другой стороны, можно выделять все, что касается его здоровья, можно разделить те проблемы, которые клиент в состоянии решить сам, и те проблемы, для решения которых он нуждается в посторонней помощи.

Сходные по содержанию фрагмен-ты метятся аналогичным образом. Это позволяет легко их идентифицировать и при необходимости собиратьвместе. Затем выделенные фрагменты отыскивают по разным рубрикам. Анализируя текст, можно сравнить отдельные его фрагменты между собой, выявляя сходства и различия.


Обработанный таким образом материал становится легко обозри-мым. Главные моменты выступают на первый план, как бы возвышаясь над массой деталей. Появляется возможность анализировать отношения между ними, выявлять их общую структуру и на этой основе вы-двигать некоторые объяснительные гипотезы.

Когда изучается одновременно несколько объектов (как минимум два) и когда сопоставление с целью обнаружения сходств и различий становится основ-ным приемом анализа применяется сравнительный метод . Количество изучае-мых объектов здесь невелико (чаще всего два или три), и каждый из них изучается достаточно углубленно и всесторонне.

Необходимо найти такую форму представления данных, которая наиболее удобна для анализа. Основ-ным приемом здесь выступает схематизация. Схема всегда упрощает реальные отношения, огрубляет истинную картину. В этом смысле схематизация отноше-ний является одновременно и сжатием информации. Но она предполагает также нахождение наглядной и легко обозримой формы представления информа-ции. Этой цели служит сведение данных в таблицы или диаграммы.

Для удобства сравнения материал сводят в таблицы. Общая структура таблицы такова: каждая клетка представляет собой пересечение строки и столбца. Таблица удобна тем, что в нее можно включать как ко-личественные, так и качественные данные. Смысл таблицы в том, чтобы ее мож-но было окинуть взглядом. Поэтому обычно таблица должна умещаться на одном листе. Сводная таблица, используемая для анализа, часто чертится на большом листе бумаги. Но большую таблицу всегда можно раз-бить на несколько частей, то есть сделать из нее не-сколько таблиц. Чаще всего строка соответствует одному случаю, а столбцы представляют его различные аспекты (при-знаки).

Еще одним приемом сжатого и наглядного пред-ставления информации служат диаграммы. Существу-ют разные типы диаграмм, но практически все они яв-ляются структурными схемами, на которых условными фигурами (прямоугольниками или овалами) изобража-ются элементы, а линиями или стрелками — связи между ними. Например, с помощью диаграммы удобно представить структуру любой организации. Элемента-ми ее выступают люди, точнее — должности. Если ор-ганизация большая, то в качестве элементов выбира-ются более крупные структурные элементы — подраз-деления. С помощью диаграммы легко представить иерархию отношений (систему подчинения): старшие должности располагаются на схеме выше, а младшие — ниже. Линии, соединяющие элементы, точно указыва-ют, кто кому непосредственно подчиняется.

Представление в виде диаграмм вполне можно ис-пользовать и для выявления логической структуры со-бытий или текста. В этом случае вначале проводится смысловой анализ и намечаются узловые события или компоненты, а затем они представляются в графичес-кой форме так, чтобы максимально ясной становилась связь между ними. Понятно, что схематизация приво-дит к огрублению картины за счет опускания многих деталей. Однако происходит сжатие информации, преобразование ее в вид, удобный для восприятия и запоминания.

Таким образом, основными приемами ка-чественного анализа являются кодирование и нагляд-ное представление информации.

Количественный анализ включает методы статистического описания выборки и методы статистического вывода (проверки статистических гипотез).

Количественные (статистические) методы анализа широко применяются в научных исследованиях вооб-ще и в социальных науках в частности. Социологи прибегают к статисти-ческим методам для обработки результатов массовых опросов общественного мнения. Психологи применя-ют аппарат математической статистики для создания надежных диагностических инструментов — тестов.

Все методы количественного анализа принято разделять на две большие группы. Методы статистичес-кого описания направлены на получение количествен-ной характеристики данных, полученных в конкрет-ном исследовании. Методы статистического вывода позволяют корректно распространять резуль-таты, полученные в конкретном исследовании, на всё явление как таковое, делать заключения общего ха-рактера. Статистические методы позволяют выявлять устойчивые тенденции и строить на этой основе теории, предназначенные для их объяснения.

Наука всегда имеет дело с разнообразием действи-тельности, но свою задачу она видит в обнаружении порядка вещей, некоторой устойчивости внутри на-блюдаемого разнообразия. Статистика снабжает удобны-ми приемами такого анализа.

Для использования статистики требуются два ос-новных условия:

а) необходимо иметь данные о группе (выборке) людей;

б) эти данные должны быть представлены в формализованном (кодифицированном) виде.

Нужно учитывать возможную ошибку выборки, так как для исследования берутся только отдельные респонденты, нет никакой га-рантии, что они являются типичными представителя-ми социальной группы в целом. Ошибка выборки зависит от двух моментов: от размера выборки и от степени вари-ации признака, который интересует исследователя. Чем больше выборка, тем меньше вероятность того, что в нее попа-дут индивиды с крайними значениями исследуемой переменной. С другой стороны, чем меньше степень вариации признака, тем в целом ближе будет каждое значение к истинному среднему. Зная размер выборки, и получив меру рассеяния наблюдений, нетрудно вывести показатель, который называется стандартная ошибка среднего. Он дает интервал, в котором должна лежать истинная средняя популяции.

Статистический вывод представляет собой процесс проверки гипотез. Причем первоначально всегда выдвигается предположение, что наблюдаемые различия носят случайный характер, то есть выборка принадле-жит к той же генеральной совокупности. В статистике такое предположение получило название нулевая ги-потеза.

Методика подготовки выпускной (квалификационной) работы, требования к ее содержанию и оформлению

Выпускная (квалификационная) работа завершает подготовку специалиста по социальной работе в вузе и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи.

Выпускная (квалификационная) работа должна представлять собой самостоятельную законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы социальной работы, раскрываются содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном уровнях. Любая выпускная (квалификационная) работа по социальной работе должна быть своего рода социальным проектом.

Выпускная (квалификационная) работа должна свидетельствовать о наличии у автора глубоких и всесторонних знаний объекта и предмета исследования, способности к самостоятельным научным исследованиям с использованием полученных в ходе освоения основной образовательной программы знаний и навыков;

Выпускная (квалификационная) работа должна содержать обоснование выбора темы исследования, обзор опубликованной специальной литературы по данной проблеме, изложение полученных результатов исследования, конкретные выводы и предложения.

Выпускная (квалификационная) работа должна продемонстрировать уровень овладения автором методами научного исследования и научным языком, его умение кратко, логично и аргументированно излагать материал.

Выпускная (квалификационная) работа не должна механически повторять учебные работы выпускника (курсовые, реферативные работы и пр.).

Выводы, предложения и рекомендации по исследуемым проблемам, выдвигаемые автором в адрес органов, организаций, учреждений и служб социальной защиты населения, должны быть конкретны, иметь практическую и теоретическую ценность, обладать элементами новизны.

Цели дипломной работы:

Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по социальной работе, их применение при решении конкретных практических задач;

Развитие навыков самостоятельной работы;

Овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.

В дипломной работе студент должен показать:

Прочные теоретические знания по избранной теме, проблемное изложение теоретического материала;

Умение изучать и обобщать общую и специальную литературу по теме, решать практические задачи, делать выводы и предложения;

Навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования, владения вычислительной техникой;

Умение грамотно применять методы оценки социальной эффективности, предлагаемых мероприятий.

Дипломная работа имеет четкую композицию: введение, основная часть, состоящая из нескольких глав, и заключение.

Во введении указывается тема и цель дипломной работы, обосновывается актуальность исследования, его теоретическое и практическое значение, называются основные методы исследования. В нем дается обоснование обращения к данной теме, ее актуальность в настоящий момент, значение, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов.

Темы выпускных (квалификационных) работ утверждаются выпускающими кафедрами. Тема должна соответствовать специальности, при ее формулировке целесообразно учитывать сложившиеся на кафедре научные направления и возможность обеспечения студентов квалифицированным научным руководством. Желательно, чтобы темы были актуальными и обладали новизной, теоретической и практической значимостью. При формулировке темы нужно учитывать наличие или отсутствие литературы и практических материалов, наработки самого студента по теме (курсовые работы, научные доклады и т. п.), интерес студента к избранной теме, возможности студента провести необходимые исследования.

Следовательно, введение является достаточно ответственной частью дипломной работы, т. к. предопределяет дальнейшее раскрытие темы и содержит необходимые квалификационные характеристики.

Актуальность темы, важность, значимость в настоящее время, современность, злободневность - обязательное условие любой научной работы. Обоснование актуальности - начальный этап любого исследования, характеризующий профессиональную подготовку студента в том, как он умеет выбрать тему, сформулировать, насколько правильно он ее понимает и оценивает с точки зрения современности, ее научной или практической значимости. Освещение актуальности не должно быть многословным. Достаточно показать суть проблемы, определить, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования.

От формулировки научной проблемы и доказательств, что ее часть, являющаяся объектом исследования данной работы, еще не получила достаточной разработки и освещения в научной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Цель исследования - то, к чему стремится дипломник в своей дипломной работе, что собирается осуществить, установить, для чего он взялся за разработку данной темы. В соответствии с заданной целью, студенту предстоит сформулировать конкретные задачи исследования как определенные этапы исследования, которые необходимо пройти для достижения поставленной цели.

Кроме вышеуказанного, обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования, где объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования, а предмет - то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Именно на предмет исследования и должно быть направлено основное внимание дипломника, т. к. именно предмет исследования определяет тему работы, обозначенную на титульном листе.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования , которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь же дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

Основная часть состоит из нескольких глав, которые, в свою очередь, делятся на параграфы. В этой композиционной части излагаются основные теоретические положения дипломной работы, анализируется фактический материал, приводятся статистические данные. Возможный иллюстративный материал может быть представлен здесь же, либо внесен в приложение.

В основной части работы студент раскрывает методологию и методику исследования, используя с этой целью следующие методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, теоретическое моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному, и наоборот.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Выводы, сделанные дипломником в исследовании, должны быть непротиворечивыми, аргументированными, научно обоснованными. При этом под аргументированностью понимается логический процесс, суть которого заключается в том, что в нем обосновывается истинность высказанного суждения с помощью других суждений, примеров, доводов.

Заключение содержит выводы по дипломной работе. Выводы должны отражать основное содержание работы, быть точными и краткими. Они не должны подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а содержать то новое, что составляет итоговые результаты исследования. Именно здесь содержится то знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку государственной комиссии и общественности в процессе защиты дипломной работы.

В случае, если работа имела практическое значение, в выводах должны содержаться указания, где и каким образом они могут применяться в практике социальной работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, те задачи, которые придется решать будущим исследователям в первую очередь. Завершают работу список использованных нормативных материалов и список использованной литературы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. По содержанию приложения могут быть достаточно разнообразными. Это, например, могут быть копии подлинных документов (Уставы, Положения, Инструкции, отчеты, планы и т. д.), отдельные выдержки из инструкций и правил, неопубликованные тексты и т д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

Выпускная квалификационная работа сдается на кафедру в печатном виде. Примерный объем работы должен составлять 2-2,5 п.л. (50-60 страниц машинописного текста). Границы полей: слева - 3,5 см; справа - 1,5 см, сверху и снизу - 2,5 см. Компьютерный набор осуществляется в текстовом варианте Microsoft Word (интервал 1-1,5 по множителю, 12-14-й кегль Times New Roman).

Все страницы работы, включая страницы с таблицами и схемами, нумеруются последовательно арабскими цифрами, расположенными, как правило, над серединой текста.

Титульный лист дипломной работы включает полное название организации, в которой выполнена работа, название кафедры, заглавие сочинения, шифр и наименование специальности, фамилию и инициалы исполнителя, фамилию, инициалы, научную степень (должность, звание) научного руководителя, город и год написания.

Название глав и параграфов обозначается в той же последовательности и в той же формулировке, в какой они приводятся в тексте работы.

Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты, параграфы.

Оформленная в соответствии с требованиями дипломная работа должна быть сдана на выпускающую кафедру не позднее 14 дней до срока защиты. Сроки предзащиты и сроки защиты дипломной работы устанавливаются выпускающей кафедрой.

С целью определения уровня школьной мотивации учащихся начальных классов была применена методика Н.Г.Лускановой. Первичные результаты проведения диагностики школьной мотивации учащихся начальных классов представлены в Приложении А. Обобщенные результаты диагностики представлены на рисунке 2.2.1.

Рисунок 2.2.1. Уровни школьной мотивации младших школьников

В результате проведения исследования было выявлено, что у 60 % младших школьников (23 человека) высокий уровень школьной мотивации, то есть преобладание типов ответов, характеризующих учебную мотивацию, собственно учебно-познавательную, основанную на желании знать, научиться, то есть на познавательной потребности. Высокий уровень учебной мотивации свидетельствует о том, что ребенок, осознает важность учения, учебные цели для него привлекательны, он проявляет высокую познавательную активность, интерес ко всем предметам примерно равен, к самостоятельной работе, занимает благоприятное статусное положение в классе. Высокий уровень также говорит о социальном взрослении учащихся. Высокая мотивация означает в целом положительное отношение к процессу обучения. Положительное отношение характеризуется познавательной активностью, интересом к учебе, качественностью домашних работ, посещением дополнительных занятий.

Высокий уровень - познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний, мотивы самообразования, их самостоятельность, осознание соотношение своих мотивов и целей. Также характерны мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности, активное отношение к учению, мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

У 48 % младших школьников (11 человек) средний уровень школьной мотивации. Средний уровень свидетельствует о том, что ребенок положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых, дружит со многими детьми в классе. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно. Иногда доминирующее значение у этой группы детей имеют мотивы учения, лежащие вне самой учебной деятельности. Большинство детей привлекает возможность реализовать в роли школьника потребности в признании, в общении, в самоутверждении. Средний уровень - широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и оценке учителя, характерна неустойчивость мотивов.

Как видно из графика у 29 % низкий уровень школьной мотивации (14 человека). Низкий уровень - несформированность учебной мотивации, возможно, преобладание игровой дошкольной мотивации (ориентация ребенка на дошкольные виды деятельности). Низкий уровень мотивации свидетельствует о том, что ребенок к школе относится отрицательно или безразлично, требует контроля и помощи, к самостоятельным заданиям интереса не проявляет, нарушает дисциплину, близких друзей в классе не имеет, но может общаться со многими. Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе. Для отрицательного отношения школьников к учению характерны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям. Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый - в общем, правильная характеристика обучаемых, принадлежащих к этому типу. Данной группе детей характерны и нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка.

Низкий уровень мотивации характеризуется избеганием неудач, если характерно нейтральное отношение, то проявляется неустойчивый интерес, переживание скуки и мотивируют внешние результаты учения - отметки.

Таким образом, по результатам изучения мотивации обучения показатели девочке лучше, чем у мальчиков.

С целью выявления адаптации к школе и сформированности позиции школьника проведено исследование с помощью методики "Школа зверей", сводная таблица результатов которой представлена в Приложении А. Обобщенные результаты по методике представлены на рисунке 2.2.2.

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что у 66 % младших школьников (32 человека) сформирована позиция школьника. На рисунках таких детей изображена учебная деятельность, большое количество животных вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними, что говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками.

Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

у 20 младших школьников (10 человек) школа привлекает внеучебными сторонами (на рисунках таких детей изображена преимущественно игра, или взаимодействие между учениками,

у 12% (6 человек) младших школьников позиция школьника не сформирована. На рисунках таких детей нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать вывод, что ребенок не осознает своих задач как школьника.


Рисунок 2.2.2 Сформированность позиции школьника

Таким образом, по результатам диагностики по методике «Школа зверей» можно сделать вывод, что у большей части младших школьников позиция школьника сформирована. Количество девочек превышает количество мальчиков по показателю «позиция школьника сформирована».

С целью выявления особенностей внутрисемейных отношений проведено исследование с помощью теста “Кинетический рисунок семьи”, результаты которого представлены в Приложении А. Обобщенные результаты по методике представлены на рисунке 2.2.3.

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что у 23% младших школьников (34 человека), выражено положительное отношение к родителям, у 20% младших школьников (30 человек) был выявлен эмоциональный комфорт, т.е. ощущение себя частью семьи, у 10 % младших школьников (14 человек) выявлены тесные, дружественные взаимоотношения между братьями и сестрами. Данные характеристики выражаются на рисунке: все члены семьи (нет упущений кого-либо из членов семьи) изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела, члены семьи изображены держащимися за руки.

У 10% младших школьников (15 человек) выражена тревожность по отношению к родителям, у 13% младших школьников (19 человек) выражены чувство одиночества, тревожность, отсутствие чувства общности с семьей, у 24% младших школьников (35 человек) выявлено соперничество с братьями и сестрами. Данные характеристики выражаются на рисунке: изображение семьи как несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом, возможны упущения кого-либо из членов семьи; какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о "дистанции", которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее, возможно помещение одного из членов семьи выше или ниже остальных, увеличение или уменьшение его размера; отсутствие себя на рисунке.


Рисунок 2.2.3 Процентное соотношение ориентаций учащихся во внутрисемейных отношениях

Таким образом, по результатам диагностики внутрисемейных отношений по методике «Кинетический рисунок семьи» у большей части младших школьников положительное отношение к родителям, эмоциональный комфорт. У девочек значительно лучше отношения с родителями и братьями, чем у мальчиков.

С целью выявления диагностики межличностных и межгрупповых отношений проведено исследование с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено. Первичные данные по результатам диагностики с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено представлены в Приложении А. Обобщенные результаты отражающие деловой (производственный) выбор партнера в производственной ситуации, связанной с какой-либо производственной деятельностью («С кем бы ты предпочел вместе выполнять контрольные работы?»), представлены в таблице 2.1. и 2.2.

Таблица 2.1.

Количественное соотношение ролевого распределения в группе при выборе ориентированном на работу (1-А класс)

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что имеется два лидера (Виктория К. и Артем Ч.), не контактирующих между собой, что может вызывать различные конфликты в группе и провоцировать борьбу за лидерство, оба лидера ориентированы на статусные ценности.

Статусные ценности говорят об ориентации субъекта на такие ценности в системе межличностных отношений, которые бы определяли его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы, включает стремление к лидерству, отношениям доминирования и подчинения. Кроме того, лидеров выбирают разные члены групп, что может быть основанием предполагать разделение класса на четко выраженные два лагеря, мало общающихся между собой.

В целом группе характерны следующие типы взаимоотношений:

1. X выбирает V, а V выбирает X - полная взаимная симпатия, взаимовыбор

2. X выбирает V, а V опускает X - "односторонняя любовь"

3. X выбирает V, а V отклоняет X - связь существует редко, склонна к конфронтации, неустойчива

4. X опускает V, а V опускает X - дети находятся в одном коллективе и не связаны друг с другом -- полное безразличие

5. X опускает V, а V отклоняет X - один равнодушен к другому, а другой ненавидит его -- "дремлющий конфликт"

6. X отклоняет V, а V отклоняет X - назревший конфликт

Таблица 2.2.

В структуре группы выявлено преобладание только диад (двусторонних взаимовыборов, обозначает желание респондента сотрудничать с другим, обозначает наиболее ценную связь).

Референтное ядро мало взаимодействует с лидерами группы, что может свидетельствовать о том, что оно диффузорно, т.е. не является референтным ядром, члены референтного круга в данном случае являются просто вторичными лидерами.

Обобщенные результаты, отражающие неформальный (непроизводственный или эмоциональный) выбор партнера для совместной деятельности в сфере досуга, отдыха, проведения свободного времени («Кого бы ты из членов группы пригласил на свой день рождения?)», представлены в таблице 2.3. и 2.4.

Таблица 2.3.

Количественное соотношение ролевого распределения в группе в сфере досуга, отдыха, проведения свободного времени (1-А класс)

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что имеется два лидера (Виктория К. и Артем Ч.), не контактирующих между собой, что может вызывать различные конфликты в группе и провоцировать борьбу за лидерство, оба лидера ориентированы на статусные ценности. Статусные ценности говорят об ориентации субъекта на такие ценности в системе межличностных отношений, которые бы определяли его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы, включает стремление к лидерству, отношениям доминирования и подчинения. Кроме того, лидеров выбирают разные члены групп, что может быть основанием предполагать разделение класса на четко выраженные два лагеря, мало общающихся между собой.

В структуре группы выявлено преобладание только диад (двусторонних взаимовыборов, обозначает желание респондента сотрудничать с другим, обозначает наиболее ценную связь).

Референтное ядро мало взаимодействует с лидерами группы, что может свидетельствовать о том, что оно диффузорно, т.е. не является референтным ядром, члены референтного круга в данном случае являются просто вторичными лидерами.

Основная масса группы - 50% - относятся к числу пренебрегаемыех.

Преобладает 4 тип взаимоотношений основанные на взаимном опускании («опускание» -- отсутствие и выбора, и отклонения, т. е. оставление одним индивидом другого без внимания.), то есть безразличие друг к другу. Также выявлено 8 взаимных отклонений, что может свидетельствовать о ярко выраженных конфликтах в группе, нежелании сотрудничать и отрицательном выборе.

Обобщенные результаты отражающие неформальный (непроизводственный или эмоциональный) выбор партнера для совместной деятельности в сфере досуга, отдыха, проведения свободного времени («Кого бы ты из членов группы пригласил на свой день рождения?)», представлены в Таблица 2.4.

Количественное соотношение ролевого распределения в группе в сфере досуга, отдыха, проведения свободного времени (1-Б класса)

Таблица 2.4.

Количественное соотношение ролевого распределения в группе при выборе ориентированном на работу (1-Б класс)

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что имеется два лидера (Владимир К. и Екатерина Х.), не контактирующих между собой, что может вызывать различные конфликты в группе и провоцировать борьбу за лидерство, оба лидера ориентированы на статусные ценности. Статусные ценности говорят об ориентации субъекта на такие ценности в системе межличностных отношений, которые бы определяли его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы, включает стремление к лидерству, отношениям доминирования и подчинения. Кроме того, лидеров выбирают разные члены групп, что может быть основанием предполагать разделение класса на четко выраженные два лагеря, мало общающихся между собой.

В структуре группы выявлено преобладание только диад (двусторонних взаимовыборов, обозначает желание респондента сотрудничать с другим, обозначает наиболее ценную связь).

Референтное ядро мало взаимодействует с лидерами группы, что может свидетельствовать о том, что оно диффузорно, т.е. не является референтным ядром, члены референтного круга в данном случае являются просто вторичными лидерами.

Основная масса группы - 78,3% - относятся к числу отверженных.

Преобладает 4 тип взаимоотношений основанные на взаимном опускании («опускание» -- отсутствие и выбора, и отклонения, т. е. оставление одним индивидом другого без внимания.), то есть безразличие друг к другу. Также выявлено 5 взаимных отклонений, что может свидетельствовать о ярко выраженных конфликтах в группе, нежелании сотрудничать и отрицательном выборе.

Таким образом, по результатам диагностики с помощью социометрии выявлен неблагоприятный психологический климат в классе, что говорит о неудовлетворительной психологической атмосфере, характеризующейся высокой конфликтностью, соперничеством, наличием агрессивных тенденций, подавлением со стороны референтного ядра группы учащихся остальных членов группы, их стремление навязать свои правила. Также группа имеет следующие характеристики: низкая сплоченность, доброжелательность в группе зависит от внешних обстоятельств, наличие разрозненных группировок, нестабильность, слабая внутригрупповая дисциплина, зависимость от мнения референтного ядра группы.

В целом по результатам исследования психологических особенностей социализации младших школьников можно сделать вывод о наличии в экспериментальной группе детей, у которых выявлены неблагоприятные факторы, влияющие на социальную адаптацию и социализацию: функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослым, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий статус до поступления в первый класс и в период обучения, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к учителю, фактор воспитания в неполной семье.

С целью выявления развития воли в младшем школьном возрасте с помощью метода наблюдения, результаты которого представлены в Приложении Ж. Обобщенные результаты по методике представлены втаблице 2.5

Таблица 2.5

Количественное соотношение признаков воли

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что у девочек (25 человек) по признаку «целеустремленность» результаты более выражены, чем у мальчиков, у девочек процентный показатель составляет 89,3%, а у мальчиков 63,1%, по признаку «настойчивость» результаты более выражены у девочек 75, 5%, а у мальчиков 44, 2%, по признаку «выдержка» результаты так же выражены более у девочек, процентный показатель составляет 93%, а у мальчиков 70, 5%, по признаку «решительность» результаты более выражены у девочек, процентный показатель составляет 73,9%, а у мальчиков 50,3%, по признаку «самостоятельность» результаты более выражены у девочек, процентный показатель составляет 86, 9%, а у мальчиков 53,1%, по признаку «инициативность» результаты более выражены у девочек, процентный показатель составляет 66, 6%, а у мальчиков 45,3%.


Таким образом, по результатам выявления воли с помощью наблюдения было выявлено, что по 6 признакам показатели девочек выше, чем показатели у мальчиков.

Для определения уровня социализации и социальной адаптации детей младшего школьного возраста применялась соответствующая анкета. Первичные результаты представлены в Приложении А. Обобщенные результаты диагностики представлены на рисунке 2.2.5.

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что у 31 % младших школьников (15 человек) высокий уровень социализации. Высокий уровень социализации характеризуется тем, что основной тип адаптационного процесса - активный, то есть характерно преобладание активное воздействие на социальную среду. Социальная адаптация рассматривается как готовность личности к выполнению различных социальных ролей, как устойчивость социальных связей. Высокий уровень адаптации характеризует способность изменять свое поведение в зависимости от требований общества (компенсаторные функции в процессе социализации, т.е. без ущерба собственным целям) и оптимальное взаимосоотношение потребностей индивида и социума: сбалансированной соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями среды. Абсолютно уравновешенная гармоничная личность отличается полной сбалансированностью умеренно выраженной тенденций к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение общепринятых нормативных требований среды. Высокий уровень социализации предполагает не только сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколь их анализ и выработку собственного стиля жизни и поведения, а также приобретение социальных связей.

У 45 % младших школьников (22 человека) по результатом диагностики - средний уровень социализации, а соответственно основным типом адаптационного процесса является активно-приспособительный. Средние значения говорят об убеждении, что возможность контролировать события собственной жизни не всегда подвластна силам человека, на жизнь человека в равной степени влияют, как его собственные возможности и усилия в адаптации к обстоятельствам, так и внешние обстоятельства, заставляющие иногда излишне приспосабливаться (в ущерб себе и своим потребностям) и вести себя по типу пассивного наблюдателя.

Для 24 % испытуемых характерен низкий уровень социализации (11 человека). Низкий уровень предполагает пассивный тип адаптационного процесса, то есть определяется пассивным, конформным принятием целей, задач и ценностных ориентаций группы. Проявляется в принятии установок и стереотипов поведения без внутреннего сопротивления и достаточного осмысления, стремлении соответствовать мнению большинства. Преобладание излишнего стремления к коллективизму, что приводит к социальной дезадаптации. Низкий уровень также характерен детям, которые излишне стремятся к индивидуализму, то есть быть не как все, что в свою очередь вызывает негативные оценки окружающих и стремление людей избегать общения и взаимодействия с такой «белой вороной». Индивидуализм также является пассивной стратегией, так как человек не стремится изменить ситуацию, а, напротив, протестует (механизм защиты) против ее изменения.


Рисунок 2.2. 5 Уровни социализации и социальной адаптации младших школьников

Таким образом, по результатам анкетирования у большей части младших школьников средний уровень социализации и социальной адаптации, а именно у девочек уровень социализации лучше, чем у мальчиков.

Для выявления гендерных различий младших школьников в сформированности позиции школьника используем многофункциональный критерий Фишера. Значение критерия вычисляется по формуле:

где и - значения, процентных долей в экспериментальной и контрольной группе.

и - объемы выборок.

Среди девочек сформированная позиция школьника выявлена у 24 из 24 девочек.

Следовательно,

Среди мальчиков сформированная позиция школьника выявлена у 8 из 24 мальчиков.

Следовательно,

Для того чтобы вычислить значение, полученные значения и переведем в радианы с помощью специальных статистических таблиц: , .

Так как больше чем значение, гендерные различия в уровни сформированности позиции школьника можно считать статистически значимыми.

С помощью монгофункционального критерия Фишера проверим достоверность гендерных различий младших школьников в сформированности учебной мотивации. Значение критерия вычисляется по формуле:

Среди девочек высокой уровень мотивации учения выявлен у 21 из 24 девочек.

Следовательно,

Среди мальчиков высокий уровень мотивации учения выявлен у 2 из 24 мальчиков.

Следовательно,

Для того чтобы вычислить значение, полученные значения и переведем в радианы с помощью специальных статистических таблиц: ,

Полученные результаты подставим в формулу:

С помощью специально статистических таблиц найдем критические значения и: , а.

Так как больше чем значение, гендерные различия в уровнях сформированности мотивации учения можно считать статистически значимыми.

Таким образом, были выявлены достоверные гендерные различия в уровнях сформированности позиции школьника и мотивации учения.

Следовательно, гипотеза данной дипломной работы подтверждена, цели достигнуты.