Общественный п. Общественный прогресс

При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что противоречие есть источником всякого развития. Следует заметить, что в решении вопроса об источнике общественного прогресса среди исследователей этой проблемы единства нет, хотя большинство из них исходит из того, что указанный источник следует искать в противоречиях. Вместе с тем, в вопросе о том, какое противоречие следует считать источником общественного прогресса, существуют разные взгляды.

Наиболее распространенной является мысль, что источник общественного прогресса возникает из противоречия между производительными силами и производственными отношениями. При этом подчеркивается, что процесс решения и воспроизведения этого противоречия находит свое проявление в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это противоречие рассматривается как основное противоречие, которое присуще всем общественно-экономическим формациям.

Распространен также взгляд, в соответствии с которым основным противоречием общественного развития есть противоречие между неуклонно возрастающими материальными и культурными потребностями человека, с одной стороны, и достигнутым уровнем производства – с другой.

Исследуя противоречие как источник общественного прогресса и всякого развития вообще, важно учитывать утверждение В.И. Ленина о том, что “в собственном понимании диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...”. Это означает, что главное внимание следует обращать, прежде всего, на выявление противоречия, которое оно имеет в себе самом.

Применяя указанное положение к анализу источника общественного прогресса, можно сделать вывод: если общественный прогресс есть по своей сути процессом становления и развития сущности человека, то источник следует искать именно в противоречиях человеческой сущности, которая проявляется в диалектике потребностей и деятельности. При этом потребности составляют определенную систему, которой отвечает и определенная система видов деятельности. Так, сущность первого порядка реализуется в диалектике непосредственных жизненных потребностей человека и в разнообразной деятельности по их удовлетворению и воспроизведению. Сущность второго порядка – в диалектике потребностей в производстве орудий работы и трудовой деятельности. Сущность третьего порядка – в диалектике потребностей в системе общественных отношений и деятельности по их воспроизведению. Сущность четвертого порядка – в диалектике потребностей в целях и деятельности по их реализации, воспроизведению и рождению новых. Сущность пятого порядка – в диалектике потребности в свободе и творческой деятельности по ее реализации и воспроизведению.

Если рассматривать сущность человека как целостную систему, которая включает в себя все указанные равные сущности, то можно сказать, что она (сущность) обнаруживается в диалектике потребностей и деятельности и реализуется как разногласие между потребностями и возможностями их удовлетворения, обусловленными уровнем развития производственных сил, характером общественных отношений (прежде всего производственных), масштабностью и направленностью целей, а также мерой осознания человеком сущности мира своего бытия и собственной сущности, которые воплощены в равные свободы, а также характером, содержанием и направленностью деятельности. Беспрерывное решение и воспроизведение этого разногласия является сущностью общественного прогресса, который возникает как процесс становления и развития человеческой сущности.

Раскрытие вопроса об источнике прогресса обусловливает необходимость анализа проблемы системы противоречий в границах сущности человека. Речь идет о противоречиях выявления взаимосвязей, между которыми разрешено рассматривать процесс исторического развития общества как процесс его самодвижения. Кроме того, раскрытие источника общественного прогресса как процесса становления и развития сущности человека делает необходимым выяснение основного противоречия общественного прогресса. Последнее важно и с той точки зрения, что в литературе, посвященной исследованию общественного прогресса, его основное противоречие и источник развития отождествляются.

На самом деле понятие источника общественного прогресса более широко по объему, чем понятие основного противоречия. Источник общественного прогресса составляет систему взаимосвязанных противоречий разных уровней (порядков) сущности человека. Основное же противоречие – это противоречие той стороны сущности человека, которая является определяющей в его жизнедеятельности в формировании сущности человека как системы, целостности.

Таким образом, основное противоречие общественного прогресса в целом есть противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения, обусловленными достигнутым уровнем производства. Здесь следует отметить, что речь идет не только о непосредственных жизненных потребностях человека как живого существа (пища, одежда, жилье), но и о потребностях в орудиях труда, удовлетворение которых есть необходимым условием удовлетворения исходных жизненных потребностей, их воспроизведением и рождением новых.

Основное противоречие общественного прогресса не противопоставляется источнику общественного развития, а является определяющим относительно него. Итак, решение и воспроизведение основного противоречия осуществляется не само по себе, не изолированно от других, а во взаимодействии и под влиянием всей системы противоречий, которые характеризуют разные уровни (порядки) сущности человека.

Следует подчеркнуть, что сама потребность возникает как противоречие. Поскольку человек есть сложная открытая система, которая может существовать, функционировать и развиваться только в непосредственном взаимодействии с условиями существования, то потребность как выражение противоречия между необходимостью существования системы и ограниченностью ее обеспечения приобретает качество внутреннего импульса жизнедеятельности. Решение этого противоречия становится возможным только во взаимодействии человека (благодаря деятельности) с окружающей действительностью.

Удовлетворение потребностей в процессе деятельности ведет к возникновению новых потребностей, которые выражают (составляют) более высокий уровень развития человека. В свою очередь, новая потребность для своей реализации обусловливает необходимость в более совершенной деятельности, т.е. и основное противоречие, и источник общественного прогресса в целом реализуются в беспрерывном решении и воспроизведении себя в пределах сущности человека.

Этот процесс проявляется как взаимодействие закона повышения потребностей и закона развития деятельности, взаимодействия, в котором потребность как импульс жизнедеятельности предопределяет необходимость деятельности. Последний выступает здесь, с одной стороны, как результат наличия и проявления потребности, с другой – как средство его удовлетворения и предпосылка рождения новой, более масштабной потребности. Новая потребность, возникнув как результат деятельности, становится предпосылкой развития деятельности, необходимой для своего решения. Итак, в наиболее общей форме источник общественного прогресса отображается в диалектике потребностей и деятельности.

Однако этого общетеоретического уровня характеристики общественного прогресса и его источника как процесса становления и развития человеческой сущности недостаточно для анализа конкретного хода истории. Ведь в действительности сущность проявляется во взаимодействии с внешними явлениями, которые обусловливают неадекватность ее проявления.

Следует подчеркнуть, что в отличие от природы, где противоречие как источник развития является вместе с тем и его движущей силой, в обществе проблема источника развития и движущих сил приобретает более сложный характер. Это поясняется тем, что в обществе объективные законы его развития реализуются через целенаправленную деятельность людей, заинтересованных в обеспечении необходимых условий удовлетворения своих потребностей, своего существования, функционирования и развития. Интересы людей, групп, классов (социальных субъектов)далеко не всегда совпадают с направлением действия объективных законов. Эта деятельность людей может или оказывать содействие поступательному развитию общества, или тормозить его. Поэтому под движущими силами общественного прогресса следует понимать те социальные силы, благодаря деятельности и взаимодействию которых осуществляется решение и воспроизведение противоречий, которые представляют собой источник развития общества.

В зависимости от особенностей проявления и способа решения противоречий общественного прогресса, прежде всего антагонистических и неантагонистических, в истории общества выделяют два основных типа общественного прогресса: антагонистический и неантагонистический, хотя границы между ними бывают условными. Общим для этих типов общественного прогресса является то, что развитие общества, его поступательное восхождение от низших к высшим, более совершенным формам общественной организации начинается из производства и усовершенствования орудий труда в их взаимосвязи с удовлетворением и воспроизведением потребностей. Усовершенствование же орудий труда предопределяет необходимость развития и усовершенствования самого человека как главной продуктивной силы. Поэтому, как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, что уже с самого начала обнаруживается материальная связь людей между собой, связь, которая предопределяется потребностями и способом производства и есть такой же старой, как сами люди, связь, которая набирает все новых форм, а значит, представляет собой “историю”. Развитие производства предопределяет формирование и развитие производственных отношений, всей системы общественных отношений, которые, возникнув как результат производства, превращаются в его необходимую предпосылку.

Важной особенностью первого типа общественного прогресса было то, что в условиях первоначального общества субъектом социальной деятельности выступала община. Потребности общины, процесс их удовлетворения и воспроизведения опосредствовали удовлетворение потребностей каждого индивида. Племенная община была первой предпосылкой присвоения людьми объективных условий как их жизни, так и той деятельности, с помощью которой эта жизнь воссоздается и приобретает предметные формы (деятельность как пастуха, охотника, земледельца и т.д.).

На этом этапе истории община выступает как первая большая производительная сила. Осуществляя процесс производства, она обеспечивала свое существование и существование каждого индивида, т.е. основное противоречие общественного прогресса (между потребностями и достигнутым уровнем производства) в первоначальном обществе находилось в производительных силах, в содержании способа производства. Низкий уровень развития самого человека и орудий работы предопределяли необходимость совместного труда, непосредственную связь производителя с орудиями работы, общинную собственность на средства производства, равнозначное место членов общины в системе производства, распределение в интересах всей общины.

Рассмотренная система была той социальной формой, на основе и в границах которой решалось и воссоздавалось основное противоречие. Движущей силой общественного прогресса здесь были объединенные действия членов общины, которые обеспечивали необходимые условия для ее существования и развития. Незрелому развитию производственных сил и системы общественных отношений отвечали низкий уровень свободы и творчества. Источник общественного прогресса в рамках его первого типа, возникал как противоречие между потребностями общины и возможностями их удовлетворения, обусловленными уровнем развития производительных сил, характером общественных отношений, масштабностью целей, а также уровнем свободы и творчества.

С усовершенствованием орудий труда, развитием человека и его потребностей возрастала и производительность труда, которая обусловила распределение и специализацию труда внутри общины. Вследствие этого общественная собственность на средства производства уступает место частной собственности, равенство мест индивидов в системе производства – социальному неравенству.

С разделением общества на классы возникает новый тип общественного прогресса, который включает в себя рабовладельческую, феодальную и капиталистическую формации. Главной производственной силой в этом обществе становятся угнетенные трудящиеся массы, которые, не имея собственности на средства производства, не могли пользоваться созданными ими благами, удовлетворять свои потребности. Для обеспечения своего существования угнетенные массы были вынуждены вести борьбу против эксплуататоров и господствующих производственных отношений. Необходимость этой борьбы определялась также тем, что с разделением общества на классы интерес господствующего класса стал движущим фактором производства в целом. Господствующие классы, обеспечивая удовлетворение своих потребностей и интересов, развивали в соответствии с ними и производство, которое в значительной мере осуществлялось за счет эксплуатации угнетенных. Человек рассматривался прежде всего как средство осуществления общественного прогресса.

Таким образом, новый тип общественного прогресса характеризовался тем, что с разделением общества на классы основное противоречие его перемещалось из сферы производительных сил в сферу взаимосвязей между производительными силами и производственными отношениями. Итак, борьба передовых классов против отживших производственных отношений, реакционных социально-политических порядков есть решающей силой восходящего исторического развития.

В условиях капитализма противоречие между производительными силами и производственными отношениями приобретает всё более острый характер. Общественный характер производства, суть которого состоит в том, что разные области производства переплетаются в единый производственный процесс, обусловливает потребность в планомерной организации производства, управлении всем этим процессом, а также в установлении распределения в интересах тех, кто осуществляет производство. На этапе становления капитализма и развития его как общественно-экономической формации, противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения находила свое выражение в обострении противоречий между рабочим классом и буржуазией.

На современном этапе общественного развития капитализм, осуществив научно-техническую революцию и приспособив свои производственные отношения к имеющемуся уровню развития производительных сил, пошел классическим путем экономического либерализма. Тем самым это общество обнаружило значительные потенциальные возможности для прогрессивного развития. Особое значение приобрели интеграционные процессы, которые охватили практически все стороны социальной жизни. В этих условиях значительно усилилось влияние на развитие общества потребностей, от решения которых зависит не только его прогресс, но и само существование человечества. Указанные обстоятельства обусловили возникновение ситуации, в которой общечеловеческое приобретает приоритетное значение. Итак, на первый план выходят вопросы, связанные с общественным прогрессом и глобальными проблемами современности.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, а постоянно изменяется. Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. На основе изменений осуществляется процесс социального развития. Понятие «социальное развитие» конкретизирует понятие «социальное изменение». Социальное развитие – необратимое, направленное изменение социальных систем. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. В свою очередь, понятие «социальное развитие» уточняется такими качественными характеристиками, как «социальный прогресс» и «социальный регресс»

Общественный прогресс – это такое направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимым изменением человечества, в результате осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного состояния к более совершенному. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Регресс – тип развития, характеризующийся переходом от высшего к низшему.

Таким образом, прогресс и локален и глобален. Регресс только локален.

Обычно под общественным прогрессом подразумевается не те или иные прогрессивные изменения отдельных социальных общностей, слоев и групп или индивидов, а восходящее развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества.

Механизм общественного прогресса во всех системах состоит в возникновении новых потребностей в различных сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетворения. Новые потребности возникают как результат производственной деятельности человека, они связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, с расширением и углублением масштабов научного знания, усложнением структуры творческой и потребительской деятельности человека.

Очень часто возникновение и удовлетворение общественных потребностей осуществляется на основе открытого конфликта интересов различных социальных общностей и социальных групп, а также подчинения интересов одних социальных общностей и групп другим. В таком случае социальное насилие оказывается неизбежным спутником социального прогресса. Общественный прогресс, как последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предшествующих этапах и фазах общественного развития.

Источником, первопричиной общественного прогресса, определяющей желания и действия миллионов людей, выступают их собственные интересы и потребности. Каковы же человеческие потребности, обуславливающие общественное развитие? Все потребности разделяются на две группы: естественные и исторические. Естественные потребности человека – это все социальные потребности, удовлетворение которых необходимо для сохранения и воспроизводства жизни человека, как природного биологического существа. Естественные потребности человека ограничены биологическим строением человека. Исторические потребности человека это все социальные и духовные потребности, удовлетворение которых необходимо для воспроизведения и развития человека, как социального существа. Ни одна из групп потребностей не может быть удовлетворена за пределами общества, вне развития общественного материального и духовного производства. В отличие от естественных потребностей исторические потребности человека порождены ходом общественного прогресса, безграничны в развитии, в силу чего неограничен общественный и интеллектуальный прогресс.


Однако, общественный прогресс – это не только объективная, но и относительная форма развития. Там где не появляются возможности для развития новых потребностей и их удовлетворения, линия социального прогресса прекращается, возникают периода упадка и стагнация. В прошлом нередко наблюдались случаи социального регресса, гибели сложившихся ранее культур и цивилизации. Следовательно, как показывает практика, социальный прогресс в мировой истории совершается зигзагообразно.

Весь опыт ХХ века опроверг однофакторный подход к развитию современного общества. На формирование той или иной общественной структуры оказывают влияние множество факторов: прогресс науки и техники, состояние экономических отношений, устройство политической системы, вид идеологии, уровень духовной культуры, национальный характер, международная среда или существующий миропорядок и роль личности.

Различают два вида социального прогресса: постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный).

Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Революция – комплексное скачкообразное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя и представляющее собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Различие между реформой и революцией обычно усматривается в том, что реформа – это изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей. Революция же представляет собой радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие.

Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресса на основе сочетания реформ и революции в современной западной социологии признается модернизация. В переводе с английского «модернизация» означает осовременивание. Суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару общественных отношений и ценностей капитализма. Модернизация – это революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

Социологи различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующего развития. Она происходит как естественный процесс поступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается с изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правящими кругами той или иной страны, с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается с экономики и политики. Она совершается путем заимствования зарубежного опыта, приобретения передовой техники и технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, перестройки форм государственного управления и норм культурной жизни по образцу передовых стран.

В истории социальной мысли было предложено три модели социальных изменений: движение по нисходящей линии, от вершины к упадку; движение по замкнутому кругу – циклами; движение от высшего к низшему – прогрессу. Эти три варианта всегда присутствовали во всех теориях социальных изменений.

Простейший тип социальных изменений – линейный, когда объем происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. В основу линейной теории общественного прогресса положен прогресс производительных сил. События последней четверти ХХ века показали, что придется расстаться с представлением, согласно которому за ключевой и, в сущности, единственный источник развития принимаются изменения в производительных силах и производственных отношениях. Подъем производительных сил еще не гарантирует прогресса. Жизнь показывает, что безграничное увеличение материальных средств жизни, принятое за благо, оборачивается для человека губительными последствиями. Длительный период понимание социального прогресса связывалось с промышленным развитием, с высокими темпами экономического роста и созданием крупной машинной индустрии. Условия и формы образования экономической, политической и социальной жизни подчинены развитию технико-экономических параметров, достижению индустриальной технологии. Но в последней трети ХХ века эйфория индустриально-технического оптимизма пошла на убыль. Индустриальное развитие не только создало угрозу социальным и культурным ценностям, но и подорвало собственную основу. На Западе заговорили о кризисе индустриализма, признаками которого стали разрушение окружающей среды и истощение природных ресурсов. Все более очевидным становится несоответствие уровня научно-технического и экономического развития уровню удовлетворения потребностей человека. Изменилось и само понятие социального прогресса. Основным его критерием становится приведение общественного устройства в соответствие не столько с требованиями развития техники, сколько, прежде всего, с естественной природой человека.

Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Согласно этой теории социальное развитие идет не по прямой, а, скорее по кругу. Если в направленном процессе каждая последующая фаза отличается от любой другой, предшествующей ей во времени, то в циклическом процессе состояние изменяющейся системы в более позднее время будет таким же, каким оно было раннее, т.е. в точности повторится, но на более высоком уровне.

В повседневной социальной жизни очень многое организуется циклически: например, сельскохозяйственная жизнь – и в целом вся жизнь аграрных обществ – носит сезонный, циклический характер, поскольку определяется природными циклами. Весна – время сева, лето, осень – время сбора урожая, зима – пауза, отсутствие работы. На следующий год все повторяется. Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания, затем период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и привносит в жизнь, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни.

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Долговременные циклические изменения связаны с расцветом и упадком исторически конкретных цивилизаций. Именно их имеют ввиду Шпенглер и Тойнби, говоря о цивилизационных циклах.

О развитии циклических представлений в библейской книге Эклеззиаста сказано: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

В записях Геродота (V в. до н.э.)дана схема приложения цикла к политическим режимам: монархия – тирания – олигархия – демократия – охлократия. В работах полибия (200-118 гг. до н.э.) проводится похожая мысль, что все государства проходят неизбежные циклы роста – зенита – упадка.

Социальные процессы могут идти по спирали, когда последовательные состояния, хотя в основе своей схожи, но не идентичны. Восходящая спираль означает повторение процесса на относительно более высоком уровне, нисходящая спираль – повторение на относительно более низком уровне.

Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.

«Прогресс - это движение по кругу, но все более быстрое»

Так считал американский писатель Леонард Левинсон.

Для начала вспомним, что мы уже знаем понятие и его а также проработали тему

Напомним, что одним из признаков является – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института

Посмотрим на другие важные институты – представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:

Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.

Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним) .

Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.

Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним) . Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина) . РЕВОЛЮЦИЯ в смысле исходит от

Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной Существуют два основных подхода к изучению общества.

По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.

Попробуем сравнить три типа обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:

И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:

Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на и преобладании и

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на внедрении в ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве (компьютерных в производстве, Результат XX века.

Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из

  • Понятие общественный прогресс;
  • Многовариантность общественного развития (типы обществ).

А теперь ПРАКТИКУМ ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!

Выполняем

задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.

Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило . Соответственно:
«Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.

И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:

2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Таким образом, вот как выглядит наш ответ:

25. «Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

  1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
  2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов :

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох :

  • Золотой;
  • Серебряный;
  • Медный;
  • Бронзовый;
  • Железный.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы :

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса - это движение вперед. Регресс - антоним, противопоставление первому понятию. Регресс - движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх - к лучшему, вниз - к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии - это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы :

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса - это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина - индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Что мы узнали?

Тема «Общественный прогресс» раскрывает особенности развития разных стран. Помогает разобраться, по каким законам движется история и человек как ее составляющее. Подходы ученых менялись вместе с течением истории. Найти закон развития конкретного общества, его будущего, не смог ни один историк.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 140.

С проблематикой социальных изменений тесно связана тематика социального прогресса.

Одна из первых научных концепций социального развития как последовательного продвижения обществ по восходящим уровням прогресса , которое определяется приростом знания , принадлежит А.Сен-Симону.

Его идеи развил основоположник О. Конт. Контовский закон интеллектуальной эволюции человечества прямо указывает на направление и критерий социального прогресса — степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития. Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ . Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше . В теории К. Маркса вопрос социального прогресса решался практически однозначно. Достижение высшей ступени человеческого развития — построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, — неизбежно, хотя и отдалено во времени.

Если О. Конт , Г. Спенсер и Э. Дюркгейм конструировали понятие прогресса в виде двустороннего процесса дифференциации и интеграции безотносительно к его благодетельным последствиям , то Л. Уорд, Н. Михайловский и др. считали, что прогресс заключается в увеличении человеческого счастья или уменьшении человеческого страдания. В одной из первых своих работ П.Сорокин указал, что оба эти течения недостаточны и их необходимо синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу застоя.

Большинство сторонников социального эволюционизма убеждены в наличии интеллектуального и технического прогресса , однако по поводу морального прогресса мнения расходятся . Те, кто считает, что моральный прогресс существует, принадлежат к течению эволюционной этики. Они исходят из того, что само наличие морали как основы взаимодействия и взаимопомощи людей уже является важнейшим фактором выживаемости общества. Моральная эволюция не отменяет борьбы за существование, но гуманизирует ее, заставляя находить все более мягкие способы борьбы.

Среди эволюционистов долгое время господствовало представление об однонаправленности эволюции для всех обществ, когда каждое из них проходит последовательно одинаковые стадии развития на пути к прогрессу. В ХХ в. это воззрение было признано несостоятельным на основании антропологических исследований. Оказалось, что не только незападные, но и многие европейские страны развивались не по одному, а по разным сценариям, включавшим различное количество и последовательность этапов.

На новой основе эволюционный подход возродился в последние годы: эволюция не является однонаправленной, а может идти по многим направлениям . По теории эволюционных изменений структурного функционалиста Т. Парсонса общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, причем новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем прежние.

Существенно отличается позиция сторонников циклического развития . и периодические экономические кризисы вызвали сомнения в общем прогрессивном развитии человечества. Так, немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) обосновывал периодизацию развития и упадка культур по аналогии с этапами жизненного цикла человека, включая закат и смерть. По его мнению, каждая из восьми изученных им культур существовала около 1000 лет. Поэтому, если считать что западноевропейская культура зародилась около 900 лет назад, то ее конец уже близок .

Английский историк Арнольд Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит по одному пути, совершенствуясь и продвигаясь к упадку по сходным этапам. Возникая как ответ на какой-либо вызов природных или человеческих факторов, цивилизация достигает расцвета, пока eе элита способна обеспечить противодействие этому вызову . В противном случае наблюдается раскол и дезинтеграция цивилизации и вследствие нарастания внутренних конфликтов — движение к упадку.

К циклическим теориям следует отнести также социокультурную динамику П.Сорокина, содержащую весьма пессимистичную оценку перспектив развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна, согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь , пройденный государствами — лидерами современной экономики; капиталистическая мир-экономика , зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла — фазу кризиса .

Социальный прогресс и прогнозирование в философии

Современная осуществляется в рамках научно-технического прогресса, который в свою очередь выступает стороной общественного прогресса .

Вопросам общественного прогресса уделяли внимание Д. Вико, И.Г. Гердер, А. Тюрго, Ж. Кондорсс, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.

Общественный прогресс — это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д.

Вопрос о критериях общественного прогресса является дискуссионным. Одни исследователи в качестве критерия общественного прогресса называют уровень развития способа производства, другие в этом качестве выделяют уровень развития производительных сил общества, третьи сводят его к производительности труда. Думается, что можно принять как наиболее представительную точку зрения, согласно которой в качестве критерия общественного прогресса можно принять уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда.

В философском объяснении общественного процесса издавна боролись две точки зрения — эволюционная и революционная .

Одни философы отдавали предпочтение эволюционному развитию общества , а другие усматривали большую привлекательность в революционных изменениях общественной жизни . Очевидно следует обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Протекание последнего не исключает сочетания революционных и эволюционных преобразований общественной жизни. При проведении прогрессивных преобразований и реформ следует ориентироваться на то, чтобы их осуществление оборачивалось не упадком экономики, снижением уровня развития производительных сил и сокращением , а, наоборот, увеличением экономического богатства общества на основе повышения уровня развития производительных сил и производительности труда.

Предвосхищение будущего в разных формах всегда играло важную роль в жизни общества . Значение предвидения особенно возрастало в переломные эпохи истории, в период острых социальных конфликтов. Это особенно характерно для современной эпохи, когда становится очевидным, что и отдаленное, и ближайшее будущее человечества будет радикально отличаться от его настоящего и недавнего прошлого.

Предвидение — это знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что может совершиться в будущем, но также и ответы на такие вопросы, когда этого следует ожидать, какие формы будущее обретет и какова мера вероятности данного прогноза.

Различают три основных способа социального прогнозирования:
  • экстраполяция;
  • моделирование;
  • экспертиза.

Наиболее надежный метод социального прогнозирования — экспертиза . Любой социальный прогноз сочетает в себе научное и идеологическое назначения. Выделяют четыре вида прогнозов: поисковый; нормативный; аналитический; прогноз-предостережение. Предвосхищение будущего — междисциплинарное исследование, и оно плодотворно только в процессе интеграции гуманитарного, естественно-научного и технического знания.