Что такое политическая система общества. Политическая система

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Определение 1

Политические системы общества – это системы связанных и взаимодействующих объединений людей.

В их основу заложены разнообразные формы собственности, подразделяющиеся по интересам и воле социальных классов, слоёв, групп, наций, реализующие политическую власть либо борющиеся за её выполнение в рамках закона посредством государственного управления.

Структура политической системы

Определение 2

Политическая система включает следующие компоненты:

  1. Группу политических объединений (государство, партии, общественные организации и течения).
  2. Политические взаимоотношения, образующиеся между структурными звеньями системы.
  3. Политические обычаи и нормы, организующие политическую жизнь государства.
  4. Политическое сознание, в котором отражается идеология и психология общества.
  5. Политическая деятельность, включающая действия и решения конкретных представителей партий, членов политобъединений.

Можно сказать, что все 5 компонентов – это характеристика политической системы .

При определении политсистемы важное значение имеет человеческий фактор . Люди – материальные и одухотворённые существа, наделённые разумом. Они как раз и творят политику, порождают политические идеи, создают политические нормы и традиции, устанавливают отношения и т.д. Однако конкретные индивиды сами по себе не выступают в качестве структурных элементов политсистемы. Человек рождается социально-биологическим, но не политическим существом. В данном понимании он является тем “сырьем”, из которого в определенных условиях возникают элементы и система в целостности.

Исходя из материалистического понимания истории, можно сделать заключение.

Вывод 1

В реальной жизни “политическое” требует закономерного организационного оформления. В своём развитии политическое становится реальностью, осязаемой лишь в специфических материализованных формах, организациях, институтах (государство, течения, политические партии). Индивид может быть гражданином, депутатом, членом партии или общественной организации.

Политическая власть

Выступает сущностным фактором и реализуется через несколько уровней:

  • Власть конкретных политобъединений (партий, общественных и политических организаций и течений). Реализуется посредством организационных руководящих структур. Это институциональный уровень, наиболее зримый и реальный.
  • Следующий уровень – коалиционный, отражает властные устремления либо несколько социально-однородных политорганизаций, либо блок политорганизаций, либо блок партий и объединений с интересами разных социальных общественностей. Здесь власть выполняется посредством временных или постоянных органов наподобие “круглого стола”, совета парламентских фракций.
  • Общеполитический уровень, на котором сосредотачиваются результаты политического консенсуса, достигаемого в соперничестве и сотрудничестве разнообразных политических сил. При отражении данных результатов в правовых актах политвласть совпадает с государственной и реализуется государством. В остальных ситуациях она осуществляется посредством политических органов, обычно обладающих равномерным характером (конференции народного согласия, отечественные фронты и т.д.).

Понятие и структура политической системы предполагает использование следующих критериев (зависимо от сферы жизнедеятельности общества):

  • Политические (реальность общественного самоуправления, классовое разделение политвласти).
  • Правовые (демократические права и свободы граждан, гарантии, легитимность политвласти, уровень правопорядка и законности).
  • Социально-экономические (форма и типы собственности на орудия и средства производства, характер осуществления труда, ключевые принципы ведения хозяйства).
  • Социально-структурные (наличие/отсутствие определённых классов, слоёв).
  • Социально-культурные (степень образованности общества, реальность совокупного развития личности).
Вывод 2

Политическая структурность реального общества обусловлена многообразием определенных критериев. А политические события в целом складываются в систему, характеризующуюся постоянным движением комплексного и диалектического назначения.

Классификации политической системы общества

Любая политическая система “живет”, функционирует во времени и пространстве, поскольку является одной из главных форм движения социально-классовой материи. Классификация проводится по разным основаниям.

В зависимости от политического режима политическая система может быть демократической или тоталитарной.

В соответствии с марксистской теорией по основанию общественно-экономической формации, политсистемы бывают рабовладельческими, феодальными, буржуазными, и социалистическими.

Согласно географическому и территориальному фактору можно выделить европейские, азиатские, североамериканские и прочие региональные системы. По национальным, религиозным, языковым, общим и особенным чертам предопределяется принадлежность к арабским, индуистским, мусульманским и прочим политсистемам.

Внутри системы конкретной общественности в виде специфических политических образований выступают также и её структурные звенья: государство, политпартии, общественные группы и объединения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Направление юриспруденция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет: Политология

Тема: Понятие и структура политической системы

Выполнил: студент 2 курса

Казаков В.В

Проверил: к.и.н. доцент

Кальсина А.А.

Пермь - 2014

Введение

1. Понятие и структура политической системы

3. Функции политической системы

Заключение

Список литературы

Введение

Политическая система - одна из наиболее важных центральных курса «Политология». Она представляет собой совокупность институтов, идей, норм, и отношений, с помощью которых работает политическая власть.

Понятие «политическая система» неразрывно с понятием «государство», т.к. является главным элементом структуры политической системы. Предполагается, что возникновение политической системы связано как с возникновением государства, так и с его еще не государственными образованиями. Политическую систему составляет большое количество структур, подсистем и процессов. Все они взаимодействуют с другими подсистемами, такими как экономическая, социальная, культурная и идеологическая.

От политической системы во многом зависит, как общество будет реагировать на растущие потребности индивидов, как будет адаптироваться к непростым и изменяющимся условиям жизни. Благодаря деятельности политических институтов, выполнению людьми особых ролей в политике осуществляется управление политической системой, ее целенаправленные властные полномочия на все сферы жизнедеятельности человека в обществе.

Основное назначение политической системы состоит в выполнении двух функций:

1) распределять ценности в обществе;

2) побуждать большинство членов общества принять это распределение как обязательное.

1. Понятие и структура политической системы

Понятие политической системы

Политическая система - упорядоченная совокупность институтов, которая подкреплена нормами позитивного права и других социальных регуляторов поведения общества. Понятие политической системы вошло в научный мир во второй половине XX века, однако встречается еще в труде Аристотеля «Политика» .

В основе термина «политическая система» лежат такие научные понятия как «политика» и «система». Второе обращает внимание, что речь идет действительно о системе, т.е. о целостности, и органическом взаимодействии всех структурных элементов. Структурный компонент системы можно рассматривать и в качестве подсистемы, но в рамках целого, и в качестве системы, которая имеет свои компоненты, специфику и организацию.

Слово «политическая» обращает на наше внимание на характер изучаемой нами системы. Оно дает определение, какую именно сферу человеческой жизни мы будем рассматривать. Ведь помимо политической сферы существуют и экономическая, духовная и социальная .

Политическая система как бы говорит, что она связана именно с политической жизнью общества, и не с какой иной более. В основе этой системы лежит политика, политическая власть, политические отношения. Политика - главный предмет функционирования политической системы.

В разные времена, разные политологи и ученые обращались к понятию политической системы. Так появился ряд теорий и концепций, отражающих их понимание этого понятия.

Т. Парсонс, считал, что общество взаимодействует в четырех сферах, соответственно, включает в себя четыре подсистемы: политическую, экономическую, духовную и социальную. Каждая из подсистем выполняет свои функции. Так экономическая подсистема направлена на реализацию потребностей людей в товарах и услугах. Социальная обеспечивает поддержание образа жизни, стабильность в обществе, передачу ценностей другим поколениям. Политическая подсистема направлена на удовлетворение коллективных интересов, мобилизует ресурсы. Духовная нацелена на интеграцию общества, сохранность солидарности между этими элементами.

Г. Алмонд представляет политическую систему и как возможность осуществлять преобразования в обществе для поддержании стабильности, и как совокупность зависимых друг от друга элементов.

Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм функционирования политической власти в обществе по поводу распределения ценностей. Такой подход позволил более детально определить место политики в жизни общества.

К. Дойч основатель кибернетической теории. Он рассматривал политическую систему как процесс управления человеческих усилий, направленных на достижение целей. В свою очередь система осуществляет формулировку, и корректировку курса осуществления общественных целей, путем расчета расстояния до цели и результатов предыдущих действий. Работоспособность политической системы зависела от поступающей информации о состоянии окружающего мира, а так же информации определяющей прогресс в реализации поставленных целей.

Таким образом, под политической системой можно понимать характерные взаимоотношения между обществом и государством. Важно учитывать то, что политическая система определяется, прежде всего, природой государства, будь то форма правления (страна президентского или парламентского типа), политический режим (демократизм, тоталитаризм, деспотизм), или же тип государства (республиканский или монархический).

Итак, политическая система - есть особенная система управления общественными процессами, структурные компоненты которой, органически взаимосвязаны друг с другом, и благодаря этому осуществляется влияние на все социальные группы, поддерживает порядок, опираясь на государственную поддержку .

2. Структура политической системы общества

Понятие системы предполагает наличие структурные элементов (компонентов), которые взаимообусловливают, и зависят друг друга. Любая система, будь то социальная политическая или экономическая регулируют отношения между своими элементами . Так, в зависимости от выполняемых функций можно выделить такие структурные компоненты, которые характеризуют различные стороны деятельности системы:

1. Институционный компонент, называющийся еще организационным. Он выражает внешние проявления политической системы общества, т.е. все входящие в него организации: государство, политические объединения, СМИ. Ядром политической системы и основным политическим институтом, сосредотачивающим максимальную силу и власть, выступает государство. Все эти институты корректируют общественные цели, направляют в нужное русло, тем самым осуществляя политическое развитие.

Институциональный компонент представляется самым важным, т. к. поддерживает стабильность политической системы, посредством нормативного воздействия на общество.

2. Регулятивный компонент является совокупностью правовых и политических норм, т.е. средствами регулирования взаимодействия относительно субъектов политической системы. Регулятивный компонент образуют нормы, выработанные государством, и направленные на контроль поведения людей в рамках дозволенности и запретов. Номы заключаются в праве, основном законе страны - Конституции, традициях. Так же базой можно считать и истоически сложившиеся обычай, принципы и убеждения, имеющие влияние на политическую систему.

3. Коммуникативный компонент представляет совокупность отношений, которые возникают при функционировании политической системы. В основном они возникают между субъектами по поводу осуществления политической власти. Базой этому компоненту служат каналы, по которым правительство может получать информацию - комиссии по расследованию, средства массовой информации, журналы, газеты, книги, Internet, т.е. все те средства, рассчитанные на огромную аудиторию, и которые используются ежедневно.

В основном этот компонент нацелен на завоевание, удержание, и поддерживание авторитета той или иной политической власти.

4. Идеологический компонент являет собой политическое сознание, которое господствует в данном обществе, при данной политической идеологии, системе взглядов, представлений, и идей. Данный компонент базируется на политических теориях, политических доктринах и политической культуре.

Этот структурный компонент лежит в основании политико - общественных институтов, политических норм, отношений в политической системе.

Таким образом, каждый из компонентов политической системы по- своему важен, так как все элементы находятся в единстве и тесной взаимосвязи. Если взять любой из компонентов политической системы, можно увидеть, что каждый имеет структуру, способы выражения, а так же признаки внутренней и внешней организации.

3. Функции политической системы

Политическая система, как и любая другая имеет ряд специфических выполняемых функций. Функция - характеризует проявление свойств в определенной совокупности отношений, и направлена на поддержание работоспособности системы и поддержание ее в устойчивом состоянии .

Главной политической функцией является руководство и управление человеческим обществом , которая осуществляется руководством государства. Он заключается в определении целей и путей общественного развития, а так же способах их реализации.

Регулятивная функция направлена на установление порядка и принятии правил политического поведения, а так же отношений между обществом и государством. Обычно данную функцию связывают и с системой ценностей, которые существуют, или буду привиты обществу. Они отражаются в представлениях, воззрениях и взглядах.

Мобилизационная функция обеспечивает максимальное использование человеческих, материальных и духовных ресурсов, с целью поддержания и развития политической власти. политический государство общество

Воспитательная функция заключается в интеллектуальном развитии личности, расширение политического и жизненного кругозора благодаря получению «свежих» политических знаний. Особое воспитательное воздействие оказывает политическая культура. Еще в детстве мы получает установки, которыми руководствуемся всю жизнь. Так и политические установки формируют устойчивый интерес граждан к политической жизни страны.

Функция легитимизации определяется достижением определенного уровня доверия политической власти, а так же соответствия реальной политической власти ожиданиям общества, и правовым нормам.

Таким образом, политическая система отражает состояние общества, его отношение к политике государства. Через политическую систему выражаются основные потребности социальных групп. А благодаря функциям государство способно реализовать потребности общества. Рассмотрев основные функции политической системы можно судить о ее механизмах взаимодействия с обществом. Именно с помощью функций проявляется активность политической системы.

Заключение

Итак, благодаря политической системы в обществе создаются предпосылки для нормального функционирования политической власти. Политическая система является основополагающей не только политической, но и социальной, экономической, духовной сфер общественной жизнедеятельности. Политическая система регулирует взаимоотношения общества и государства, а так же отдельных индивидов в политическом взаимодействии.

Основным регулятором политических отношений выступают нормы права. Они вырабатывались на протяжении всей правовой и политической практики государств. А каждое государство - это своя политическая система, обладающая своими специфическими чертами.

Сейчас политическая система представляется как соединение государства с другими социальными элементами, выполняющими сходные с политическими функции, т.к. политические и социальные функции тесно переплетены. Главной функцией политики в любом государстве является захват и удержание власти и властных полномочий партией или отдельной личностью.

Политическая система призвана обеспечивать активное проведение внутренней и внешней политики, а так же направлена на формирование и реализацию интересов отдельных групп, и общества в целом.

Список литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права, 3-е-изд. - М.: Юриспруденция, 2000г.

2. Гаджиев К.С. Введение в политологию. - М., 2008г.

3. Зеркин Д.П. "Основы политологии". - Ростов-на-Дону, "Феникс", 2008г.

4. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Наука, 1974г.

5. Мухаев Р. Т. Политология. - М., 1997 г.

6. Муштук О.З., Политология. - М., 2003г.

7. Панарин А.С. "Политология". М., Проспект, 2009.

8. Политология: учебное пособие для вузов /Отв. ред. Радугин А.А. - М.: Центр, 1999г.

9. Попов П.Б. "Политология". - СПб. - Чита, 2007г.

10. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, структура и виды политической системы общества, закономерности ее развития и характеристика. Особенности политической системы РФ. Государство как основной институт политической системы, его место и роль, суть правового и социального государства.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2010

    Понятие политической системы общества, ее структура и функции. Взаимодействие государства с политическими партиями, общественными объединениями и другими субъектами политической системы общества. Роль государства в политической системе общества.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Понятие политической системы общества. Функции политической системы. Основные структурные элементы политической системы. Роль средств массовой информации и церкви в политике. Теория политических систем в науке о политике.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2004

    Понятие и признаки политической системы. Выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп. Структура политической системы общества и тенденции ее развития. Видовые и функциональные характеристики политической системы.

    реферат , добавлен 14.11.2011

    Институциональный и системный подход к описанию политической системы общества. Структура, функции, типология политической системы общества, государство как ее основной структурный элемент. Элементы политической системы общества в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Понятие и структура политической системы. Характеристика взаимоотношений между государством и обществом. Государство как главный институт политической системы. Структура государства, полномочия власти и принуждения. Виды государственного устройства.

    реферат , добавлен 17.03.2009

    Понятие и теория политической системы общества. Структура и функции политических систем общества. Место и роль государства в политической системе. Нейтрализация негативных тенденций в развитии общества. Смена государственно-политических режимов.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Понятие, значение, структура и функции политической системы общества. Теории политической системы (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд). Типы систем политической организации общества. Формирование институциональной подсистемы политической системы Казахстана.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Характеристики политической системы. Эволюция политической системы. Институциональные, т.к. неинституциональные формы политической жизни. Виды политической системы. Структура политической системы. Политические нормы и политические традиции.

    реферат , добавлен 18.03.2004

    Понятие, структура и основные функции политической культуры. Типы политической культуры. Понятие, структура и функции политической системы. Современная теория государства. Модель политической системы Д. Истона. Эффективность политической деятельности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения; 2) совокупность взаимосвязанных институтов, органов, организаций, групп людей и отдельных граждан, участвующих в политической деятельности данной страны. Прежде всего, в нее входит со всеми своими органами, далее следует указать на политические партии и отдельные общественные организации, деятельность которых имеет отчетливо политический оттенок. Следующая группа компонентов системы - общественные организации, которые не имеют строго политической окраски (профсоюзные, кооперативные, религиозные и т.п. организации), но при случае могут оказать существенное влияние на политику государства. Следует отметить в рассматриваемом ряду и словно бы далекие от политики организации, например, спортивные, "собирательские" (они являются объектом политических воздействий), а т.ж. учреждения, которые занимаются воспитанием и образованием подрастающего поколения: школа, театр, армия и т.д.

В политическую систему входит и система идей, принципов, воплощенных в законах, идеологии, морали. Сюда же можно отнести и деятельность отдельных людей, выступающих с политическими целями. В политическую систему современного общества входят не все и не всякие общественные объединения. Как и государство, они должны быть определенным образом юридически признаны (легитимированы), т.е. получить официальный правовой статус (например, средства массовой информации, политические партии, общественные объединения должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законом). Значит, криминальные, иные "теневые", "мафиозные" организованные преступные группы не входят в понятие "политическая система" (хотя фактически оказывают большое влияние на политическую жизнь страны).

Все составные части П.с.о. находятся в тесном, органическом единстве, но каждая из этих частей имеет собственную структуру, свои организации и деятельности. Государственная - это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории данного государства. Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным, культурным и т.д. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы общественной самодеятельности, социальной помощи, кооперативы и ассоциации производителей и т.д. В той или иной мере все они участвуют в политической жизни страны и, таким образом, вместе с государством составляют П.с.о. Государство занимает в ней решающее место. Это обусловлено следующими обстоятельствами: государство - это единственная полновластная в масштабе всей страны, охватывающая все население, проживающее на его территории; государство является концентрированным выражением и воплощением общества, официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене; государство, определяет основные направления развития общества, располагает особым (государственным) аппаратом, веление которого обеспечивается принудительной силой государства, а т.ж. обладает особыми юридическими средствами воздействия на общественные отношения, которыми не располагает никто другой. Место и роль государства и других структурных элементов П.с.о. закрепляются в действующем законодательстве, конституции государства.

В зависимости от степени участия в политической жизни, в П.с.о. можно выделить несколько групп: А Политические группы, имеющие прямое отношение к осуществлению политической власти. К их числу относятся государство, политические партии, отдельные общественные объединения, политические движения. Их роль особенно заметна в период выборов. Партии в политической системе образуют партийную систему, выступая в качестве посредника между обществом и государством. Б. Общественные объединения, не ставящие непосредственно политических целей, а возникающие в силу экономических, социальных и других причин и интересов. К ним относятся профсоюзные, религиозные, кооперативные и другие организации. Свою активность они проявляют в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни, но их деятельность всегда оказывает определенное влияние на государственную власть, на политический климат в обществе. В. Другие общественные объединения, возникающие в соответствии с интересами и личными склонностями граждан к занятию определенной деятельностью в области культуры, искусства, народного творчества, науки, истории и т.д. Их деятельность имеет незначительное политическое содержание. К их числу относятся организации типа клубов творчества, кино- и фотолюбителей, нумизматов и филателистов, туристов и др. В определенные периоды (например, ) государство, политические партии и движения стремятся втянуть такие организации в политическую борьбу; привлечь их к более активному участию в политической жизни страны.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА" в других словарях:

    Сложная совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно политических процессов. Основная функция … Политология. Словарь.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения; 2) совокупность взаимосвязанных … Юридическая энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ система ОБЩЕСТВА, система социальных институтов государственно организованного общества, осуществляющих определенные политические функции. Включает государство, партии, профсоюзы, церковь, а также организации и движения, преследующие … Современная энциклопедия

    Политическая система общества - ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, система социальных институтов государственно организованного общества, осуществляющих определенные политические функции. Включает государство, партии, профсоюзы, церковь, а также организации и движения, преследующие … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Англ. system, political; нем. System, politisches. Система отношений институтов и организаций, обеспечивающая поддержание власти и управление обществом. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется… … Большой юридический словарь

    Политическая система общества - упорядоченная на основе права или иных социальных норм совокупность институтов (государства, политических партий, движений), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть … Пограничный словарь

    Система социальных институтов государственно организованного общества, осуществляющих определенные политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Значительную роль в… … Энциклопедический словарь

    политическая система (общества) - 1) (как комплексный конституционно правовой институт) совокупность норм, которые устанавливают конституционно правовой статус государства, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулируют их взаимоотношения; 2) (в… … Большой юридический словарь

Книги

  • Политическая система Японии. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры , Сосковец Л.И.. В пособии освещены основные проблемы формирования, состояния и функционирования политической системы Японии. Дается характеристика и выявляются особенности конституционного развития, системы…
Введение

Тема «Политическая система общества» занимает важное место в курсе политологии: ее изучение позволяет составить представление об обществе как сложном организме, усвоить характерные особенности его функционирования, преодолеть односторонний подход в анализе политики.

Проблема формирования политической системы имеет актуальное значение для современной России, переживающей переход в качественно иное состояние. Знание структуры и функций политической системы дает возможность понять происходящие политические процессы, определить их тенденции.

1 Структура

Преобладающей точкой зрения в политической науке на структуру является выделение таких подсистем как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная. Кратко раскроем содержание каждой из подсистем.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, общественно-политической, представляющей, в свою очередь, частные подсистемы.

Фундаментальной основой политической системы в целом и ее институциональной подсистемы является государство. Оно представляет собой властную опору существующей общественной системы, оказывает значительное воздействие на деятельность других подсистем. Государство обладает монопольным правом на контролируемой им территории осуществлять от имени всего общества внутреннюю и внешнюю политику, издавать законы, нормативные акты, обязательные для всего населения, взимать налоги, различные платежи, контролировать соблюдение законов и правовых норм вплоть до применения или угрозы применения физического принуждения.

В границах политической системы действуют различные политические партии, общественно-политические движения, профессиональные союзы, молодежные организации, организации предпринимателей, творческие объединения, всевозможные лоббистские организации в структурах законодательной и исполнительной ветвей власти, группы давления.

Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан с политической жизни.

Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы. Особое место занимают нормы права, Конституция, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность последних. Нормативная подсистема включает политические традиции, мораль, этику политической жизни.

Функциональная подсистема выражается в формах и направления политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, связи государства, общества, индивида, то есть политическом режиме. Современная наука выделяет такие режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политическими системами стран. Важным элементом коммуникативной подсистемы являются средства массовой информации, выступающие в качестве государственных учреждений и как органы партий, массовых общественных организаций. Велико их воздействие на политическую жизнь как важного канала формирования и выражения общественного мнения и гласности, а также информирования населения о событиях, деятельности государства, партий, движений.

Культурная подсистема представляет собой комплекс ценностей и образцов поведения, отвечающих потребностям развития данной политической системы и предполагающих участие граждан в политической жизни, одобрение и поддержку ими существующей власти, участие в процессах принятия решений, выборах и т.п. На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание – восприятие и осознание мира политики, политических процессов и событий личностью, социальной группой, обществом в целом. Одной из форм общественного сознания является политическая идеология, выражающая интересы определенных социальных групп и оправдывающая способы достижения поставленных целей.

Скрепляющим фактором структуры политической системы являются политические отношения , в процессе которых обеспечивается функционирование всех сфер жизнедеятельности общества. Особая роль политических отношений заключается в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти больших групп людей – классов, наций, социальных групп.

2 Функции

Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Исходные объективные требования к политической системе состоят в обеспечении ее сохранности и стабильности. Функции суть все, что способствует самосохранению и результативности политической системы. Функции политической системы не являются неизменными, они постоянно развиваются, обновляются с учетом конкретной исторической обстановки. Можно выделить следующие функции:

1) определение целей развития общества;

2) властно-политическая интеграция;

3) регулирование режима общественно-политической деятельности;

4) легитимация политического режима;

5) обеспечение целостного управленческого воздействия на общество;

6) разрешение конфликтов;

7) мобилизация ресурсов и др.

Иначе указанные функции можно обозначить как «координирующую, интегративную, направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов в принимаемых политических решениях» (см. Фарукшин М. Политическая система общества. // Социально-политические науки, 1991, № 5).

Американский политолог Г.Алмонд предложил разделить функции политической системы на «входящие» и «исходящие».

«Входящие» функции:

1) политическая социализация и вовлечение в политику;

2) артикуляция (выражение) интересов;

3) агрегирование (интеграция) интересов;

4) политическая коммуникация.

«Исходящие» функции:

1) нормотворчество;

2) использование правил и норм;

3) контроль за соблюдением правил и норм