Налоговое право. Система налогового права

Термин "налоговое право" в юридической литературе используется в нескольких значениях:

  • – для выделения совокупности норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих при установлении, введении, взимании налогов и сборов, и отношений, складывающихся в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • – для отграничения научных подходов, применяемых для изучения норм права, регулирующих налоговые отношения;
  • – для обозначения учебной дисциплины .

Существует несколько точек зрения о месте налогового права в системе российского права, и оно рассматривается как:

  • – подотрасль финансового права;
  • – правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;
  • – как самостоятельная отрасль российского права (данное мнение наименее распространено) .

Ввиду того, что налоговое право представляет собой довольно обособленную группу норм, представляется возможным выделить ее качественные характеристики – предмет и метод правового регулирования, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Как отмечают некоторые ученые, фактическое существование налоговых отношений становится возможным лишь после их законодательного закрепления, в результате практической реализации правовых норм .

Согласно справедливому утверждению E. М. Ашмариной в связи с принятием НК РФ "в настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что в Российской Федерации завершается период становления общественных отношений в области налогообложения" .

Предмет налогового права можно определить как финансовые отношения, в процессе реализации которых государство и иные публично-правовые образования выполняют свои задачи и функции, формируют и распределяют фонды денежных средств.

Предмет налогового права определен законодателем в ст. 2 НК РФ и включает в себя властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Д. В. Винницким отмечается, что после введения в действие НК РФ новая система налогово-правовых норм создает соответствующие ей налоговые отношения – предмет налогового права .

Предмет налогового права имеет определенную структуру, в которой можно выделить несколько групп.

В частности, можно выделить отношения, складывающиеся в процессе установления налогов. Их наличие обусловлено необходимостью создания (изменения) системы налогов и сборов. При этом с учетом отдельных положений налогового законодательства в рамках указанных отношений принимают участие законодательные органы как Российской Федерации, так и иных публичных образований (субъектов РФ, муниципальных образований).

Следующую группу составляют отношения, связанные с исчислением, уплатой налогов и сборов.

Наконец, третью группу составляют отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и применения мер принуждения (в случае неисполнения требовании законодательства).

В. А. Парыгина предлагает структурировать предмет налогового права за счет включения в него модельных и конкретных правоотношений, где модельными называются гипотетические налоговые правоотношения, сконструированные правопорядком и являющие собой бесконечное множество конкретных правоотношений .

Кроме того, также выделяют внутриаппаратные и внешние налоговые правоотношения.

Наряду с предметом, налоговое право имеет и определенный метод правового регулирования.

Метод налогового права – совокупность способов, приемов, средств, с помощью которых оказывается воздействие (регулятивное, охранительное) на налоговые отношения.

Особенности метода налогового права связаны с тем, что оно имеет публичный характер. Характеризуя метод налогового права, следует отметить присущие ему признаки.

Во-первых, публично-правовой характер регулирования, поскольку при установлении и взимании налогов и сборов на первое место выходит публичный интерес. В подтверждение этому можно привести акты Конституционного Суда РФ, который отметил тот факт, что уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти .

Во-вторых, наличие большого количества обязывающих и запрещающих норм , что объясняется необходимостью реализации прежде всего фискальной функции налога ввиду наличия тесной взаимосвязи налоговых и бюджетных правоотношений. Кроме того, такая специфика налогового права связана с решением задач по созданию единых условий применения законодательства, предотвращению нарушения прав публично-правовых образований (органов власти и должностных лиц, действующих от их имени), по защите имущественных прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений. Стоит отметить, что, несмотря на то что налоговые правоотношения являются властными, субъектам предоставляется в ряде случаев (не всегда) право на выбор. Так, при соблюдении установленных в законе требований (действие властного предписания), налогоплательщик может выбирать режим обложения (например, льготный) или же вовсе не уплачивать налог.

И, как следствие, в-третьих, регулирование норм налогового права носит императивный характер.

Характеризуя особенности метода налогового права при рассмотрении особенностей применения мер ответственности, С. В. Мирошник указывает на то, что налоговые правоотношения отличаются "неравноправностью сторон, наличием определенной субординации. Стороны изначально неравны. Это обусловлено тем, что государственные органы реализуют фискальный суверенитет, а налогоплательщик действует в рамках гражданской право- и дееспособности" .

Вместе с тем указанная субординация не имеет такого значения, как это имеет место в рамках административных отношений. Полного подчинения и не может быть, поскольку в таком случае нарушится целый ряд принципов, на которых базируются налоговые правоотношения .

Налоговое право, будучи подотраслью финансового права, состоит из совокупности норм, объединенных общим предметом и методом регулирования. Группы указанных норм могут быть выделены в самостоятельные правовые институты.

В рамках системы налогового права выделяются общая и особенная части.

Общая часть налогового права включает те нормы права, которые имеют универсальный (общий) характер, что позволяет применять их к любым налоговым правоотношениям. К общей части налогового права можно отнести нормы, закрепляющие принципы налогового права (ст. 3 НК РФ) и дальнейшую их реализацию (обязательные элементы налогообложения), определяющие налоговую правосубъектность, а также права и обязанности органов власти (налоговых, таможенных и т.д.), порядок осуществления налогового контроля и применения мер ответственности и т.д.

Особенная часть налогового права состоит из норм, которые применяются при регулировании отдельных налоговых правоотношений (например, нормы, содержащиеся в отдельных главах части второй НК РФ).

Система налогового права - это объективно обусловленная внутренняя организация налогового права, которая представлена совокупностью норм налогового права, согласованные и сгруппированы в Институты налогового права.

Все нормы и институты налогового права образуют Общую и Особенную часть налогового права.

Общая часть налогового права включает нормы и институты налогового права, закрепляющие общие подходы к регулированию системы налогообложения, касающиеся всех видов налогов, других обязательных платежей налогового характера, всех норм и институтов Особенной части. Положения Общей части применяются к институтам Особенной части, однако уже в конкретном случае, обусловленном определенным обязательным платежом налогового характера.

К Общей части включены нормы, определяющие понятие налога и элементы правового механизма налога: закрепляют принципы, признаки и функции налогов; устанавливают полномочия органов власти в сфере налогообложения; определяют понятие, принципы и структуру налоговой системы; закрепляют основные права и обязанности сторон налоговых правоотношений; регулирующие вопросы осуществления налогового контроля и применения мер юридической ответственности за правонарушения в сфере налогообложения.

Особенная часть налогового права состоит из норм и институтов, которые конкретизируют налоговую систему в целом и определяют конкретные механизмы отдельных обязательных платежей налогового характера. Особенная часть содержит нормы, регламентирующие порядок взыскания налоговых платежей, круг плательщиков по каждому налогу, объекты налогообложения, порядок начисления и уплаты конкретного налога и тому подобное.

Существуют различные подходы к определению места налогового права в системе права Украины. Его рассматривают как сложный институт финансового права, подотрасль финансового права, а Иногда как самостоятельную отрасль права. Однако большинство ученых ограничивают предмет налогового регулирования пределами предмета финансового права.

Налоговое право как составная часть финансового права тесно связано с другими составляющими элементами последнего. Наиболее тесно налоговое право сближается с бюджетным правом, институтом финансового контроля. Связь с бюджетным правом прослеживается в содержании и структуре доходной части бюджетной классификации, тесно связанных со структурой системы налогообложения, в зависимости выполнения доходной части бюджетов всех уровней от реализации норм налогового права по взысканию налогов. Связь с Институтом финансового контроля проявляется через институт налогового контроля, который является видом финансового контроля и содержит нормы по регулированию контрольной деятельности налоговых органов.

Взаимодействует налоговое право также со всеми другими институтами финансового права, поскольку особенности механизма налогообложения характерны и для регулирования сферы банковской деятельности, страхования, рынка ценных бумаг и т.

За пределами системы финансового права налоговое право связано с Другими отраслями права, прежде всего с конституционным правом. Ведь конституционные нормы, закрепляющие принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, полномочия этих органов в сфере налогообложения, которые определяют общие принципы системы налогообложения, является основой для развития налогового законодательства и входят в состав налогового права.

Тесная связь налогового права с административным правом обуславливается тем, что меры административной ответственности применяются к нарушителям налогового законодательства. Кроме того, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность налоговых органов являются источниками административного права Украины, однако также включаются и в налоговый права, поскольку в них выражены правовые нормы, определяющие полномочия в области налогообложения.

Также связано налоговое право с гражданским, уголовным, международным, экологическим правом и другими отраслями права.

Совокупность налоговых норм во внешнем проявлении формируют источники налогового права. Итак, источники налогового права - это правовые формы внешнего выражения норм, составляющих налоговое право.

В науке налогового права источника последнего разделяют по нескольким принципам:

1) по властно-территориальному признаку:

Общегосударственные нормативные акты:

Республиканские (Автономная Республика Крым);

Местные нормативные акты.

2) по характеру правовых норм:

Нормативные-акты, содержащие правовые нормы общего характера, принятые компетентными органами в установленном порядке;

Ненормативные - акты, не содержащие правовых норм общего характера.

3) по особенностям правового регулирования и характером установки:

Обычай, санкционированный компетентными органами в установленном порядке (им в основном регулируются процессуальные стороны функционирования налоговых актов, пределы компетенции государственных органов в сфере налогообложения);

Прецедент, который получил широкое распространение в правовых системах англосаксонского типа, особенно при наличии пробелов в законодательстве (специфика здесь заключается в том, что право-застосовчий орган фактически является нормотворческой структурой);

Международные договоры (конвенции, соглашения), которые приобретают важное значение при урегулировании двойного налогообложения, других вопросов налогообложения (в Украине они имеют преимущество перед законами, принятыми Верховной Радой)

Правовая доктрина, присущая мусульманским странам. где она как один из важных источников шариата заполняет пробелы законодательства в соответствии с предписаниями мусульманской доктрины;

Нормативно-правовой акт-самое важное, а иногда единственный источник налогового права.

Источниками налогового права Украины являются нормативно-правовые акты, закрепляющие нормы налогового права, а также международные договоры Украины, касающиеся сферы регламентации налоговых правоотношений, и в совокупности составляют налоговое законодательство. Налоговое законодательство Украины характеризуется рядом особенностей:

1. Выступая формой реализации налогового права, содержит достаточно широкий круг нормативно-правовых актов, регулирующих сферу налогообложения.

2. В соответствии с частью 2 статьи 92 Конституции Украины система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины, а их основу нормативно-правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения, должны составлять именно законы.

3. Наряду с законами существует значительное количество подзаконных нормативно-правовых актов (указы, инструкции, разъяснения, приказы), регулирующие налоговые правоотношения.

4. Часть налогового законодательства Украины включается в бюджетный права, выделяет фискальные функции в налоговом регулировании, хотя налоги существенно влияют на деятельность субъектов хозяйствования, а налоговая система выполняет функцию структурирования экономики.

Термин "законодательство" широко используется в правовой системе в основном в значении совокупности законов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих ту или иную сферу общественных отношений и являются источниками определенных отраслей права. Этот срок без определения его содержания использует и Конституция Украины (статьи 9,19,118, п. 12 Переходных положений). В законах зависимости от важности и специфики общественных отношений, регулируемых этот термин употребляется в разных значениях: в одних имеется в виду только законы; в других, прежде всего кодифицированных, к понятию "законодательство" включают как законы и другие акты Верховной Рады Украины, так и акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а в некоторых случаях-нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти.

Частью национального законодательства Украины в соответствии со статьей 9 Конституции Украины также действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. К ним прежде всего относятся соглашения об избежании двойного налогообложения.

Основу же налогового законодательства должны составлять только законы и важнейшие подзаконные акты (в большинстве случаев - приравненные к законам, которыми являются Декреты Кабинета Министров Украины, принятые в конце 1992 - на начале 1993 лет).

К принципам налогового законодательства относятся:

Принцип сочетания интересов государства "органов местного самоуправления и налогоплательщиков;

Принцип установления налогов исключительно законами;

Приоритет налогового закона над неналоговым;

Защита от незаконного налогообложения налогоплательщиков;

Наличие всех элементов налогового механизма в налоговом законе.

Налоговые законы это нормативно-правовые акты законодательного органа власти, в которых закреплены нормы налогового права, регулирующих особую сферу общественных отношений - сферу налогообложения, и которые имеют высшее юридическое силу по Других нормативно-правовых актов.

Они составляют определенную систему:

1) общие нефинансовые законы - конституционные законы или законы, принадлежащих к другим отраслям права, содержащие налоговые нормы;

2) общие финансовые законы- это в основном бюджетные законы;

3) общие налоговые законы- законы, содержащие положения, регулирующие налоговую систему в целом. ее основы, главные характеристики налоговых рычагов;

4) специальные налоговые законы-законы, регулирующие отдельные группы или виды налогов.

При установлении налогов (других обязательных платежей налогового характера) путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов решается ряд вопросов, связанных с взиманием налогов:

Механизм взимания налогов (иных обязательных платежей налогового характера) не должен устанавливаться ничем иным, кроме законов о налогообложении;

Изменения относительно механизма взимания налогов (иных обязательных платежей налогового характера) должны вноситься не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года;

Любой закон о налогообложении должен соответствовать принципам, закрепленными в Законе Украины "О системе налогообложения" от 25 июня 1991 года;

Любой налог (другой обязательный платежей налогового характера) должен справляться в порядке, определенном законом;

Механизм взимания налогов (других обязательных платежей налогового характера) не должен устанавливаться законом о Государственном бюджете.

Налоговое право РФ является подотраслью финансового права , имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств. Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, УСН, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции). Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями.


4. Понятие и виды налоговых правоотношений, их субъекты, объект, содержание

Понятие «налоговые правоотношения» в НК РФ отсутствует. Ст. 2 НК РФ закрепляет круг общественных отношений:

Отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;

Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

Отношения в области обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

Отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, налоговые правоотношения - это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами налогового права, носящих властно-имущественный характер.

Субъект налогового правоотношения - лицо, чье поведение может быть подвержено регулированию нормами налогового права.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, - обязательный безвозмездный платеж, размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ. Объект налогообложения является одним из обязательных элементов налогообложения, без которого налог не может считаться установленным. П. 1 ст. 38 НК РФ определено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ:

Реализация товаров (работ, услуг). Устанавливается ст. 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также ст. 182 НК РФ в качестве объекта налогообложения акцизами.

Имущество. Устанавливается ст. 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом, ст. 374 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций, ст. 389 НК РФ в качестве объекта налогообложения земельным налогом, а также ст. 2 Закона № 2003-1 в качестве объекта налогообложения налогами на имущество физических лиц.

Прибыль. Устанавливается ст. 247 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль организаций.

Доход. Устанавливается ст. 209 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц, ст. 346.4 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом, ст. 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, и ст. 346.29 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения. Налоговые отношения могут существовать исключительно в правовой форме. Большинство налоговых правоотношений возникает на основании действия норм налогового права. Если правоотношения в других отраслях права в основном возникают по инициативе самих субъектов, то в налоговом праве - на основании прямого предписания закона.
5. Характеристика субъектов налоговых правоотношений

НК РФ ст. 9:

1. налогоплательщики или плательщики сборов (организации и ФЛ);

2. налоговые агенты (организации и ФЛ);

3. налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4. таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Правовой статус участников налоговых отношений, перечисленных в ст. 9 НК РФ, регулируется всей совокупностью НПА о налогах и сборах, включая региональное налоговое законодательство и правовые акты органов МСУ.

Организации

ФЛ

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Сборщикам налогов и сборов являются гос. органы, органы МСУ, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие в силу прямого указания НК РФ прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, ФЗ и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и НПА представительных органов МСУ.

6. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и ФЛ, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организации – ЮЛ, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные ЮЛ, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

ФЛ – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

НК РФ устанавливает следующие права налогоплательщиков:

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

7. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и ФЛ, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организации – ЮЛ, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные ЮЛ, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

ФЛ – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ:

– уплачивать законно установленные налоги;

– встать на учет в налоговых органах;

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

– нести иные обязанности.


Взаимозависимые лица

Согласно п.1 ст. 105.1 НК РФ для целей налогообложения лица признаются взаимозависимым в случаях, когда особенности отношений между лицами могут оказывать влияние - на условия сделок, совершаемых этими лицами; - (и/или) результаты сделок, совершаемых этими лицами; - (и/или) экономические результаты деятельности этих лиц (представляемых ими лиц).

В п. 2 ст. 105.1 НК РФ приведен перечень лиц, которые однозначно признаются взаимозависимыми:

– ФЛ и его родственники:

Супруг (супруга),

Родители (в том числе усыновители);

Дети (в том числе усыновленные);

Полнородные и неполнородные братья и сестры;

Опекун (попечитель) и подопечный.

Взаимозависимыми для целей налогообложения являются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) ФЛ и организация в случае, если такое ФЛ прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе ФЛ совместно с его родственниками), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его родственниками);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же ФЛ совместно с родственниками;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) ФЛ в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) ФЛ в случае, если одно ФЛ подчиняется другому ФЛ по должностному положению.

1 Система налогового права. Налоговое право как отрасль права вхо­дит в единую систему российского права и, в свою очередь, является систе­мой более низкого уровня, т:е. сама представляет собой систему последова­тельно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и метод такого регулирования.

Как и нормы большинства отраслей российского права, нормы налого­вого права группируются в две части - общую и особенную.

Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавли­вающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов в РФ, права и обязанности участников налоговых право­отношений, основания возникновения, изменения и прекращения обязан­ности по уплате налога, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, устанавливает порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты субъектов налогового права.

Особенная часть налогового права включает в себя н ормы, регули­рующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются вторую (Осо­бенную) часть Налогового кодекса.

2. Место налогового права .В настоящее время налоговое право выделяется и обосновывается на­ми в качестве самостоятельной отрасли российского права в силу наличия взаимосвязанной системы нижеследующих объективных обстоятельств:

1} наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обу­ словленное спецификой регулируемых данной отраслью общественных от­ношений. Общеизвестно, что предмет правового регулирования выступает первым в ряду критериев разграничения единого российского права на от­дельные отрасли.. предмет нало­гового права составляют общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения в процессе функционирования налоговой системы РФ. (в частности, сферы государственных, имущественных и властно-распорядительных отношений),

2) наличие государственной и общественной потребности в самостоя­ тельном правовом регулировании налоговой системы и налогообложения, обусловленное совокупностью следующих необходимостей:

Особой значимостью налоговой системы для успешного осуществле­ния экономических реформ;важностью налоговой системы для обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности страны; - значением эффективного правового регулирования налогообложе­ния для финансовой достаточности-- необходимостью наличия специального, не зависимого от субъектив­ных и сиюминутных обстоятельств правового механизма;- необходимостью формирования эффективного правового механиз­ма управления налоговым бременем и распределением публичных (государ­ственных и муниципальных) расходов между фискально обязанными лицами (ст. 8 НК РФ) и т.д.

3) наличие собственного (особого) метода правового регулирования

4)наличие особых (специальных) источников права. Указанный крите­рий также выделяется на соврем этапе развития российского права в качестве важного критерия выд отраслей права.

5)конституционное и (или) законодательное закрепление принципов отрасли права и наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий

3. Принципы НП: Виды принципов налогового права. Как и принципы других отрас­лей права, принципы налогового права могут быть разделены на два вида: социально-правовые (- законность, правопорядок и т.д.) и специально-правовые принципы.

Принцип законности налогообложений. Налоговый кодекс также указы­вает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установлен­ные налоги и сборы (п. 1 ст. 3).

Принцип всеобщности и равенства налогообложения. является конституционным и закреплен в статье 57 Конституции, согласно которой «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, частью 2 ст. 8 Конституции устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, преду­смотренные Конституцией.

Принцип справедливости налогообложения : «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституци­ей РФ принцип равенства требует фактической способ­ности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и со­размерности. «... при установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости». То есть налоги должны быть справедливыми.

Принцип взимания налогов в публичных целях. предполагает поиск баланса интересов отдель­ных лиц - налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотно­шений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплатель­щиков, но и других членов общества» .

Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом

Принцип экономического основания налогов (сборов). Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налого­плательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не быть произвольными.

Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.

Принцип определенности налоговой обязанности акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы

таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Принцип единства экономического пространства Российской
Федерации и единства налоговой политики

4.,6 Источники 1. Конституция2. Нормы межд-го права и межд-ые договоры РФ3. Специальное налоговое зак-во:а) федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодатель­ство о налогах и сборах), включающее:Налоговый кодекс;иные федеральные законы о налогах и сборах;б) региональное законодательство о налогах и сборах:законы субъектов РФ;иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые зако­нодательными (представительными) органами субъектов Федерации;в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые предста­вительными органами местного самоуправления.4 .Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, со­
держащие нормы налогового права).5Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанны с налогообложением и сборами:а) акты органов общей компетенции:указы Президента; постановления Правительства; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов Федерации;подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами мест­ного самоуправления; б) акты органов специальной компетенции:- ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопро­сам, связанным с налогообложением и сборами, органов специальной ком­петенции, издание-которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом.6. Решения Конституционного Суда.

5.Нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

7. Предметом налогового права в совокупности выступают:

1)властные отношения по установлению, введению и взиманию нало­гов и сборов;

2)правовые отношения, возникающие в процессе исполнения соответ­ствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

3)правовые отношения, возникающие в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

4)правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав и закон­ных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

Страница 3 из 3

Система налогового права

Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. В системе налогового права выделяются комплексы однородных налогово-правовых норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система налогового права основывается на логическом, последовательном разделении налогово-правовых норм и их объединении в однородные правовые комплексы (институты и субинституты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере налоговой деятельности государства и органов местного самоуправления. При этом система налогового права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования уплаты налогов как целостного социального явления. Поэтому система налогового права в определенной степени производна от системы финансового права, но имеет и свою объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики развития налогообложения, которая оказывает существенное влияние на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенными внутренними согласованием и строением.

Следовательно, система налогового права - это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Система налогового права позволяет выявить, из каких институтов и субинститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой.

Налоговое право подразделяется на две части - Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы налогового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля и т.д. Нормы Общей части применяются ко всем налогово-правовым отношениям и действуют относительно всех иных институтов, субинститутов и норм налогового права.

Конкретизируются положения Общей части налогового права в его Особенной части , которую образуют нормы, детально регламентирующие виды налогов и сборов.