Цивилизационный и формационный подходы. Подходы к изучению истории: цивилизационный и формационный Когда происходит разработка формационной теории

В середине XIX в. в рамках позитивизма возникло два подхода к истории – формационный и цивилизационный . Первый представляет собой взгляд на прошлое как на процесс единый (однолинейный), прогрессивный, идущий по определенным закономерностям и ступеням. Классическим его примером является марксистская теория формаций. С точки зрения К. Маркса (1818–1883) формация – это отдельная ступень в развитии общества, отличающаяся способом производства, структурой общества, политическим устройством, правом, моралью и культурой. Характер формации определяет способ производства, являющийся ее основой (базисом) и состоящий из производительных сил (орудия труда, средства труда и люди как работники) и производственных отношений (отношения, возникающие между людьми в процессе производства и выражающиеся в собственности на средства производства, т.е. орудия и средства труда). Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, а производственные отношения статичны: возникнув, они на протяжении всей формации не изменяются. Поэтому рано или поздно наступает момент, при котором эти две составные части базиса приходят в неразрешимое противоречие и производственные отношения становятся тормозом развития общества. Тогда происходит социальная революция , в ходе которой уничтожаются старые и устанавливаются новые производственные отношения. Одновременно с этим происходит переворот в социальной, политической, правовой и культурной надстройке. Общество переходит на новую ступень развития. Но Маркс подчеркивал, что это совершается лишь при условии действительного, а не кажущегося превращения производственных отношений в препятствие общественного развития и тогда, когда новые формы собственности уже возникли в рамках старой формации и доказали свою эффективность. Таких ступеней в развитии человечества Маркс выделял пять: первобытнообщинная, азиатская, античная (рабовладельческая), феодальная и капиталистическая . Они представляют собой первый виток развития общества, идущего по спирали, и составляют предысторию человечества. Подлинная его история, считал Маркс, начинается со второго витка развития, открывающегося коммунистической формацией. Родоначальником марксистской концепции отечественной истории является М.Н.Покровский (1868-1932).

Цивилизационный подход к истории – это взгляд на прошлое как на процесс не единый (многолинейный), как на процесс появления, развития и гибели отдельных цивилизаций. С точки зрения сторонников этого подхода цивилизация – особый социальный организм, представленный народом или группой народов, отличающийся духовными, политическими, социальными и экономическими чертами и развивающийся по определенным законам. Идею цивилизационного подхода выдвинули Н. Я. Данилевский, Ар. Тойнби, О.Шпенглер.



Согласно теории Н. Я. Данилевского (1822 – 1885) цивилизация – это особый культурно-исторический тип, основой которого может быть культурная, религиозная, политическая или общественно-экономическая деятельность. Первичные цивилизации (египетская, вавилонская, китайская, индийская и иранская) не имели никаких основ. Пришедшие им на смену еврейская, греческая и римская цивилизации были одноосновными, европейская (германо-романская) – двухосновной, а славянская – это первая в истории четырехосновная, наиболее развитая цивилизация. Всего Данилевский выделил 13 культурно-исторических типов. Он сформулировал законы их развития: языка, политической независимости, неповторимости цивилизации, их расцвета в рамках федерации или политической системы государств. Пятый закон гласит: ход развития цивилизации подобен росту многолетнего одноплодного растения, т.е. после неопределенно долгого развития наступает короткий период ее цветения и плодоношения, после чего она неизбежно гибнет.

Освальд Шпенглер (1880-1936) трактовал исторический процесс как циклическое развитие независимых, обособленных культур. Он развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетская, индийская и др.), выражающих коллективную «душу народа» и проходящих определенный жизненный цикл (зарождение, расцвет, старение, угасание). Таких культур он выделил восемь. Цивилизацию Шпенглер рассматривал как такую стадию развития, когда культура вся воплощается во внешнем, застывает, после чего наступает «неорганическое время», старость культуры, за которой следует ее закат и гибель.

Арнольд Тойнби (1889-1975) определял цивилизацию как особое общество, основой которого является религия. Таких обществ он выделял около двадцати, подчеркивая, что в XX веке их сохранилось пять: западное католическое, восточное византийско-православное, исламское, индуистское и дальневосточное. Остальные погибли, но не потому, что прошли свой путь до конца, а потому, что нарушили законы развития. Главными из них Тойнби считал закон непрерывного движения, а также закон постоянства и однонаправленности движения («Цивилизации представляют собой не статические формации, а динамические образования эволюционного типа, они не только не могут пребывать в состоянии покоя, но не могут и произвольно менять направление, как если бы они двигались по улице с односторонним движением»).

Эволюционный подход - подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития

4. Историография истории

В России история как наука возникает в связи с изучением и критическим осмыслением источников в XVIII веке

Выдающимся российским историком является

Н. М. Карамзин

С.М. Соловьев

Представителем российской исторической науки, этнографом, автором «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» являлся Н.И. Костомаров

В.О. Ключевский

П. Н. Милюков

Марксистскую школу основал М. Н. Покровский

Крупными советскими историками были Черепнин, Сахаров, Рыбаков, Милов, Минц, Нечкина, Ковальченко и др.


ИСТОРИЯ РОССИИ –

Для выработки объективной картины исторического процесса, науке необходимо опираться на определенные общие принципы, методологию. Это позволит упорядочить весь материал, накопленный исследователями, и создать эффективные описательные модели. Далее рассмотрим формационный и цивилизационный подходы (таблица, кратко описывающая их, будет приведена в завершении статьи).

Общие сведения

В течение продолжительного периода применялись субъективистские или объективно-идеалистические методы изучения истории. С позиций субъективизма процесс объяснялся активностью великих людей: королей, царей, предводителей, императоров и прочих крупных деятелей политики. В соответствии с этим, ошибки либо, наоборот, умные расчеты провоцировали то или иное событие. Взаимосвязь таких явлений определяла в итоге ход и результат исторического процесса. Согласно объективно-идеалистической концепции, решающая роль отводилась влиянию надчеловеческих сил. В частности, речь идет о провидении, воле Божией и прочему. При таком толковании исторический процесс приобретал целенаправленный характер. Под влиянием данных надчеловеческих сил происходило неуклонное движение общества к определенной заранее цели. Крупные деятели при этом выступали лишь в качестве орудия, средства этих безличных факторов.

Периодизация

Она была обусловлена решением вопроса о характере движущих сил процесса. Наиболее распространена была периодизация по историческим эпохам. В частности, выделяют Древнее время, Античность, периоды Средневековья и Возрождения, Просвещение, а также Новое и Новейшее времена. В этой последовательности достаточно явно был выражен фактор времени. Вместе с этим в периодизации отсутствовали качественные содержательные критерии выделения этих эпох.

Новая концепция

Преодолеть недостатки, которыми обладали методы изучения истории, поставить процесс, как и прочие гуманитарные направления, на научную основу в середине 19-го столетия попытался Маркс. Он сформулировал новую концепцию материалистического описания и объяснения. Основывалась она на 4 главных принципах:

  • Единстве человечества и, как следствие, исторического процесса.
  • Закономерности. В данном вопросе Маркс основывался на признании влияния в процессе устойчивых, общих, повторяющихся, имеющих существенное значение связей, а также человеческих отношений и результатов деятельности людей.
  • Детерминизме. Этот принцип предполагает признание существования зависимостей и связей причинно-следственного характера. По мнению Маркса, из всего многообразия явлений необходимо выделить определяющие, основные. Одним из базовых он считал способ производства разных материальных благ.
  • Прогрессе. Маркс считал, что историческое развитие представляет собой поступательное совершенствование общества, которое поднимается на более высокий уровень.

Материалистическое объяснение: описание

Его базой является формационный подход к истории. Маркс в своих рассуждениях исходил из того, что при поступательном, закономерном развитии человечества как единого целого всему ему необходимо пройти определенные этапы. Таким образом, ключевую позицию при описании и объяснении движущих факторов процесса и периодизации занимает общественно-экономическая формация. Собственно, она и представляет те этапы, которые определял Маркс. В соответствии с определением мыслителя, общественно-экономическая формация представлена в виде объединения людей, находящегося на определенном уровне развития. При этом обществу свойственны своеобразные черты. Термин "формация" был заимствован Марксом из естествознания.

Формационный подход к истории: основа

Как выше было сказано, ключевое место Маркс отводил способу производства разных материальных благ. Тот либо иной прием отличается определенной степенью и характером развития производительных сил и соответствующими взаимодействиями. В последних в качестве основы Маркс называл отношения собственности. Комплекс производственных отношений формирует их базис. Над ним надстраиваются правовые, политические и прочие взаимодействия и институты. Им, в свою очередь, соответствуют формы социального сознания. К ним, в частности, относят мораль, искусство, религию, науку и прочие. В составе общественно-экономической формации, таким образом, присутствует все многообразие человеческой жизни на разных этапах развития.

Основные стадии развития человечества

Согласно формационному подходу, существует пять этапов человеческого прогресса:

  • коммунистический (в нем социализм выступает в качестве первой фазы);
  • капиталистический;
  • феодальный;
  • рабовладельческий;
  • первобытнообщинный.

Переходы осуществляются на базе социальной революции. В качестве ее экономической основы выступает углубляющийся конфликт между производственными силами, вышедшими на новый уровень и консервативной, устаревшей системой отношений. Это противостояние проявляется в виде усиления социальных антагонизмов, обострения борьбы между угнетенным, требующим улучшения своей жизни, и господствующим, заинтересованным в обеспечении сохранности существующего строя, классами.

Результат революции

В итоге, конфликт приводит к смене господствующего слоя. Победивший класс начинает преобразования в различных областях жизни общества. Вследствие этого формируются предпосылки для образования новой структуры правовых, социально-экономических и прочих взаимоотношений, нового сознания и так далее. В итоге появляется новая формация. На основании этого, в своей теории Маркс придавал существенное значение революциям и классовому противостоянию. Борьба признавалась в качестве главнейшей движущей силы истории. При этом революция характеризовалась Марксом как "локомотив" прогресса.

Положительные черты

Описанная выше концепция была господствующей в России в течение последних 80 лет. Достоинства формационного подхода состоят в том, что он формирует четкую модель, объясняющую развитие, используя определенные критерии, делает ясными его движущие силы. В результате процесс становится закономерным, объективным, поступательным.

Недостатки

Тем не менее, формационный подход объяснения и познания имеет и минусы. На его недостатки указывают и отечественные, и зарубежные критики. В первую очередь, они говорят о том, что история при таком подходе приобретает однолинейный характер. Маркс сформулировал теорию как обобщение европейского пути развития. Однако он видел, что некоторые государства не укладываются в нее. Тем не менее, подробной разработки им не было проведено. Такие страны он просто отнес к категории "азиатского способа производства". На его основании, как считал Маркс, формируется новая формация. Однако и в самой Европе есть государства, которые не всегда возможно соотнести с такой схемой. Кроме этого, формационный подход характеризуется жесткой привязкой событий к производственному способу, экономической системе отношений. Решающая роль отводится внеличностным, объективным факторам. При этом человека как субъекта истории подход ставит на второстепенный план. В итоге принижается личностное содержание процесса.

Во-вторых, в рамках формационного подхода абсолютизируется значение конфликтных отношений, насилия в том числе. Описание процесса осуществляется, главным образом, сквозь призму борьбы между классами. Противники данной концепции, проводя сравнение формационного и цивилизационного подхода, например, говорят о том, что социальные конфликты, являясь, несомненно, неотъемлемым компонентом жизни общества, не играют в ней ведущей роли. Данное положение, в свою очередь, требует переоценки и места политических взаимодействий. В структуре формационного подхода присутствуют элементы социального утопизма и провиденциализма. В соответствии с приведенной выше схемой, развитие процесса должно неизбежно проходить конкретные этапы. Маркс со своими учениками потратил достаточно много усилий, доказывая неотвратимость прихода коммунистической эры. В ней предполагается внесение каждым человеком своего достояния по способностям и получение материальных благ по потребностям. Утопичность данной концепции отражена в последних десятилетиях существования социалистической системы и Советской власти.

Цивилизационный подход к истории

Он в определенной степени противостоит описанному выше. Цивилизационный подход к истории стал складываться в 18-м столетии. Но наиболее полного развития он достиг только к концу 19-20-го веков. К наиболее ярким приверженцам этого подхода следует отнести Вебера, Шпенглера, Тойнби. Среди российских сторонников выделяются Сорокин, Леонтьев, Данилевский. Достаточно явны черты, отличающие формационный и цивилизационный подходы. Философия и концепции этих систем направлены в несколько разные области жизни людей.

Характеристика

Формационный и цивилизационный подходы имеют структурные отличия. В частности, основным элементом последнего считается культурный уровень развития общества. Слово "цивилизация" имеет латинские корни и в переводе значит - государственный, гражданский, городской. Изначально этот термин применялся при обозначении определенного уровня общественного развития, который наступал в народной жизни после периода варварства и дикости. В качестве отличительных черт цивилизации выступают наличие письменности, формирование городов, государственность, социальное расслоение.

Преимущества

Соотношение формационного и цивилизационного подходов в этом смысле неравное. У последнего, несомненно, гораздо больше преимуществ. В частности, среди них стоит отметить следующие:

  1. Возможность применять принципы цивилизационного подхода к историческому развитию любого государства или групп стран. Они ориентированы на познание развития общества в соответствии со спецификой регионов. Таким образом, формационный и цивилизационный подходы отличаются уровнем своей применимости. В данном случае последний можно называть универсальным.
  2. Преподнесение самой истории как многовариантного, многолинейного процесса.
  3. Наличие определенных выделенных критериев. За счет них исследователи имеют возможность оценивать уровень прогресса в том или ином государстве, регионе, народности, а также проанализировать их вклад в мировое развитие.

Цивилизационный подход предполагает целостность истории человечества. При этом формирующиеся в процессе развития системы можно сопоставить друг с другом. Благодаря этому появляется возможность широко применять сравнительно-историческую методику исследования. Это, в свою очередь, предполагает рассмотрение развития региона, народа, государства не в качестве самостоятельной единицы, а в сравнении с остальными. Таким образом, формационный и цивилизационный подходы имеют разную глубину понимания процессов. Последний позволяет более четко зафиксировать особенности развития.

В заключение

Выше подробно были описаны формационный и цивилизационный подходы. Таблица, представленная ниже, кратко иллюстрирует их особенности.

Название

Отличительные черты

Формационный подход

  1. Основное направление исследования - объективные закономерности, независимые от человека.
  2. Материальные ценности, производство имеют решающее значение.
  3. Движение общества рассматривается как переход от низших ступеней к более высоким.

Цивилизационный подход

  1. Центром исследования выступает человек. Рассмотрение общества осуществляется посредством оценки форм и продуктов политической, социальной, культурной и прочих видов деятельности.
  2. Решающая роль принадлежит мировоззрению, системе высших ценностей, культурному ядру.
  3. Общество представлено в качестве совокупности цивилизаций, имеющих свои особенности.

Формационный и цивилизационный подходы ставят на ведущие места разные системы и ценности. Во втором случае большое значение имеет социальная организация, культура, религия, политический строй. Эти элементы имеют тесную взаимосвязь друг с другом. Каждый компонент отражает своеобразие той или другой цивилизации. При этом надо отметить, что, несмотря на происходящие изменения при внешних и внутренних воздействиях, основа и ядро остаются неизменными. Цивилизационный подход к изучению развития человечества выделяет определенные культурные типы. В качестве них выступают сложившиеся общности, занимающие тот или иной ареал, имеющие свойственные только им особенности социального и культурного прогресса.

Философское понимание общества сводится к определению роли человека в истории и смысла его существования. Основными философскими подходами в понимании общественных явлений являются формационный и цивилизационный (культурологический ).

Основателями формационного подхода являются К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Формационный подход предполагает базисную роль общественного способа производства материальных благ поотношению к другим сторонам общественной жизни. Производство является ведущей стороной общественной жизни, организуя людей и развивая способности человека. Люди включены, независимо от их воли, в определенную систему материальных отношений.

Маркс выделил три макроформации :

-архаическая (первобытное бесклассовое общество, основанное на общинной собственности);

-эксплуататорская , или экономическая (классовые общества, основанные на частной собственности и принудительном труде);

-коммунистическая (общества, основанные на общественной собственности и свободном труде как первой потребности человека).

Эксплуататорские макроформации характеризуются полной зависимостью человека от экономики. Энгельс выделил три основные формы эксплуатации (принуждения) человека человеком – рабство, крепостничество и наемный труд.

Всемирная история есть процесс развития человека посредством труда. Трудовая деятельность является условием физического существования общества и отдельного человека. Марксистская теория выделила основные ступени поступательного развития общества. Они отделяют человека от животного. Каждая из формаций есть шаг человечества по пути общественного прогресса. Это магистральная линия развития человечества, объективная закономерность всемирной истории, в основе которой лежит развитие способов общественного производства.

Идеал марксизма – коммунистическое общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Цель этого общества – снятие всех форм отчуждения человека, раскрепощение его сущностных сил, максимальная самореализация человека, всестороннее гармоничное развитие его способностей на благо всего общества. В труде человек должен удовлетворять свою подлинно человеческую потребность – потребность в творчестве. Для этого необходимо преодолеть основную форму эксплуатации – экономическую, чтобы труд перестал быть средством выживания.

Основоположники марксизма не дали однозначного определения общественно-экономической формации (ОЭФ) и количества выделяемых в истории формаций. В 1930-е годы утвердилась концепция, выделяющая пять ОЭФ: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социализм – ее первая фаза).

Общественно–экономическая формация – исторический тип общества и ступень его развития, характеризующаяся господствующим способом производства материальных благ.

Экономические эпохи различаются в первую очередь «не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.191]. Производство – это не только производство материальных благ, но и развитие производительных сил и общественных отношений. Изменение способа производства ведет к изменению всей общественной жизни. Способ производства посредством производственных отношений определяет социальную структуру общества, его духовную и политическую жизнь. Сущность и тип способа производства определяется господствующими формами собственности на средства производства и его результаты.

Способ производства имеет две стороны: производительные силы (люди, орудия и предметы труда) и производственные отношения людей (отношения производства, распределения, обмена и потребления материальных благ). Люди понимаются в качестве «рабочей силы» – носителей производственных инициативы, способностей, знаний, умений и опыта. Природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда становятся элементами общественного производства.

В производительных силах представлен культурный потенциал человечества. Их уровень развития определяет уровень производства и степень господства человека над природой. В орудиях труда воплощены сущностные силы человека, фиксируется отношение людей к природе. Уровень развития производительных сил, эффективность использования человеческого потенциала проявляется в производительности труда.

Производственные (экономические) отношения представляют собой внутреннюю форму функционирования и развития производительных сил, их общественную структуру. Они определяются господствующей формой собственности, которая проявляется через все элементы экономических отношений. Отношения собственности являются главным элементом производственных отношений, определяют цель, законы производства, стимулы труда, взаимоотношение людей в производстве, а через них социальную структуру общества – меру социального равенства, свободы, обмена, распределения, потребления и качества жизни.

Производственные отношения складываются объективно. К.Маркс (1818-1895) сформулировал закон соответствия производственных отношений производительным силам.

Закон смены формаций – общий закон развития общества: если производственные отношения не соответствуют уровню развития производительных сил, то они отмирают, происходит смена ОЭФ.

Существующая формация не должна и не может исчезнуть, пока не будут исчерпаны все ее возможности.

При наличии соответствия производственные отношения выступают стимулом развития производительных сил. Противоречие между ними является внутренней причиной развития общества. Повышение производительности труда – главная причина развития производительных сил и их воздействия на производственные отношения. Сохранение старых производственных отношений обычно поддерживается экономически господствующим классом. В условиях социализма соответствие должно контролироваться и вовремя разрешаться.

Основными структурными элементами ОЭФ являются экономический, по сути, базис и идеологическая, по сути, надстройка.

Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации: господствующие в обществе материальные и соответствующие им идеологические общественные отношения.

Базис – это совокупность производственных отношений, экономическая структура формации, а надстройка - система прямо или косвенно отражающих их идеологических отношений и социальных институтов (экономических, политических, правовых, нравственных и др.). Необходимо различать базис и экономическую организацию общества, которая несет в себе субъективное начало.

Взаимодействие базиса и надстройки подчиняется закону определяющей роли экономического базиса . При этом надстройка является относительно самостоятельной, имеющей специфические законы функционирования и развития. Надстройка выражает и закрепляет отношения собственности данного общества. Господствующее положение в ней занимают идеи и институты экономически господствующего класса.

Другие элементы ОЭФ - исторические общности людей, формы быта, семьи, язык - меняются более медленно. Формационная теория отражает логику общественного развития, то общее, что присуще всем обществам.

С материалистической точки зрения социальный прогресс ведет к уничтожению господства частной собственности , лежащей в основе деления общества на эксплуататорские и эксплуатируемые классы; государства эксплуататорского типа и господства религиозного мировоззрения в духовной жизни общества. Устранение господства частной собственности в материальной жизни общества означает прекращение доминирования частнособственнических интересов людей. Государство не должно выражать и защищать имущественные интересы отдельных слоев общества. Религия никогда не должна быть поводом для социальных конфликтов.

Отрицательные стороны частной собственности должны сглаживаться другими формами собственности. Выделяют следующие формы собственности: личная, частная и общественная (акционерная, коллективная, государственная и др.). Коллективная собственность является исторически первой и предполагает совместный труд и пользование благами. Возникновение частной собственности характерно для этапа разложения первобытного общества, когда в результате интенсификации производства появляется излишек материальных благ, присваиваемый группой лиц. Для частной собственности характерно извлечение прибыли. Если прибыль не извлекается, то собственность следует считать личной. Государственная собственность предполагает государство в качестве владельца собственности от имени народа.

В начале XX века представление о закономерности исторического процесса дополнилось представлением о неповторимости культур. История человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга самобытных цивилизаций. В понятии цивилизация подчеркивается социокультурная уникальность, неповторимость обществ.

Цивилизационный подход делает акцент на духовной стороне жизни общества, предполагает культурное многообразие типов обществ, плюралистическую картину истории. С точки зрения этого подхода различные культуры равноценны: не существует высшей или низшей культуры. Цивилизационный подход формировался в работах немецких философов М.Вебера (1864-1920), О.Шпенглера (1880-1936) и английского философа А.Тойнби (1889-1975).

Согласно Веберу общество есть сложное переплетение субъективных и объективных факторов (экономики, политики, религии, традиций, природных факторов и т.п.). В конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны социальных изменений. Шпенглер отвергал представления о прогрессивном развитии общества – подобно живому организму, общество проходит стадии рождения, расцвета и гибели. Тойнби представлял историю как сосуществование замкнутых, развивающихся по своим внутренним законам цивилизаций.

Цивилизация (лат. городской, государственный) – категория социальной философии, обозначающая либо культуру в целом, либо материальную культуру. В последнем случае соотносится с внешними, материальными формами культуры – наукой и техникой, интеллектом и материальными ценностями, а культура отождествляется с духовной культурой, нравственностью и развитием искусства.

В рамках цивилизационного подхода существует несколько взглядов на историю. Выделяют следующие типы цивилизаций :

Локальные (существовавшие в конкретном месте и времени);

Особенные (мировая, европейская, исламская, буддистская и т.д.);

Всеобщие (варварство, цивилизация, культура).

Недостатком цивилизационного подхода является неясность критериев, движущих сил, направленности исторического процесса. Он обычно сводится к территориальному или религиозному критерию.

Формационный подход служит основой понимания общества, а цивилизационный - дополняет, а не опровергает формационные представления. Косвенным доказательством этому является в рамках цивилизационного подхода так называемая теория постиндустриального общества , основные положения которой были изложены в 1960-1980 годы в работах Д.Белла (р.1919), А.Тоффлера (р.1928), З.Бжезинского (р.1928), Ж.Фурастье (р.1907) и А.Турена (р.1925) и др. Эта теория создавалась в качестве альтернативы формационному подходу, но содержит общие с ним моменты.

За основу периодизации истории берется технологический уровень производства (фактически, доминирующая сфера экономики). Отношениям собственности отводится второстепенная роль. Переход от низших стадий к высшим совершается благодаря технологическим революциям в производстве. Это аграрная революция в неолите (переход в 10-9 тыс. до н.э. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству), промышленная революция в XVII веке и научно-техническая революция XX века.

Здесь выделяют аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества. Капитализм и социализм являются разновидностями индустриального общества, характеризующегося наличием промышленного производства. Постиндустриальное общество характеризуется автоматизацией промышленного производства и развитием информационных технологий.

Философское понимание общества сводится к определению роли человека в истории и смысла его существования. Основными философскими подходами в понимании общественных явлений являются формационный и цивилизационный (культурологический ).

Основателями формационного подхода являются К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Формационный подход предполагает базисную роль общественного способа производства материальных благ поотношению к другим сторонам общественной жизни. Производство является ведущей стороной общественной жизни, организуя людей и развивая способности человека. Люди включены, независимо от их воли, в определенную систему материальных отношений.

Маркс выделил три макроформации :

-архаическая (первобытное бесклассовое общество, основанное на общинной собственности);

-эксплуататорская , или экономическая (классовые общества, основанные на частной собственности и принудительном труде);

-коммунистическая (общества, основанные на общественной собственности и свободном труде как первой потребности человека).

Эксплуататорские макроформации характеризуются полной зависимостью человека от экономики. Энгельс выделил три основные формы эксплуатации (принуждения) человека человеком – рабство, крепостничество и наемный труд.

Всемирная история есть процесс развития человека посредством труда. Трудовая деятельность является условием физического существования общества и отдельного человека. Марксистская теория выделила основные ступени поступательного развития общества. Они отделяют человека от животного. Каждая из формаций есть шаг человечества по пути общественного прогресса. Это магистральная линия развития человечества, объективная закономерность всемирной истории, в основе которой лежит развитие способов общественного производства.

Идеал марксизма – коммунистическое общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Цель этого общества – снятие всех форм отчуждения человека, раскрепощение его сущностных сил, максимальная самореализация человека, всестороннее гармоничное развитие его способностей на благо всего общества. В труде человек должен удовлетворять свою подлинно человеческую потребность – потребность в творчестве. Для этого необходимо преодолеть основную форму эксплуатации – экономическую, чтобы труд перестал быть средством выживания.

Основоположники марксизма не дали однозначного определения общественно-экономической формации (ОЭФ) и количества выделяемых в истории формаций. В 1930-е годы утвердилась концепция, выделяющая пять ОЭФ: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социализм – ее первая фаза).

исторический тип общества и ступень его развития, характеризующаяся господствующим способом производства материальных благ.

Экономические эпохи различаются в первую очередь «не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.191]. Производство – это не только производство материальных благ, но и развитие производительных сил и общественных отношений. Изменение способа производства ведет к изменению всей общественной жизни. Способ производства посредством производственных отношений определяет социальную структуру общества, его духовную и политическую жизнь. Сущность и тип способа производства определяется господствующими формами собственности на средства производства и его результаты.

Способ производства имеет две стороны: производительные силы (люди, орудия и предметы труда) и производственные отношения людей (отношения производства, распределения, обмена и потребления материальных благ). Люди понимаются в качестве «рабочей силы» – носителей производственных инициативы, способностей, знаний, умений и опыта. Природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда становятся элементами общественного производства.

В производительных силах представлен культурный потенциал человечества. Их уровень развития определяет уровень производства и степень господства человека над природой. В орудиях труда воплощены сущностные силы человека, фиксируется отношение людей к природе. Уровень развития производительных сил, эффективность использования человеческого потенциала проявляется в производительности труда.

Производственные (экономические) отношения представляют собой внутреннюю форму функционирования и развития производительных сил, их общественную структуру. Они определяются господствующей формой собственности, которая проявляется через все элементы экономических отношений. Отношения собственности являются главным элементом производственных отношений, определяют цель, законы производства, стимулы труда, взаимоотношение людей в производстве, а через них социальную структуру общества – меру социального равенства, свободы, обмена, распределения, потребления и качества жизни.

Производственные отношения складываются объективно. К.Маркс (1818-1895) сформулировал закон соответствия производственных отношений производительным силам.

Закон смены формаций – общий закон развития общества: если производственные отношения не соответствуют уровню развития производительных сил, то они отмирают, происходит смена ОЭФ.

Существующая формация не должна и не может исчезнуть, пока не будут исчерпаны все ее возможности.

При наличии соответствия производственные отношения выступают стимулом развития производительных сил. Противоречие между ними является внутренней причиной развития общества. Повышение производительности труда – главная причина развития производительных сил и их воздействия на производственные отношения. Сохранение старых производственных отношений обычно поддерживается экономически господствующим классом. В условиях социализма соответствие должно контролироваться и вовремя разрешаться.

Основными структурными элементами ОЭФ являются экономический, по сути, базис и идеологическая, по сути, надстройка.

Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации: господствующие в обществе материальные и соответствующие им идеологические общественные отношения.

Базис – это совокупность производственных отношений, экономическая структура формации, а надстройка - система прямо или косвенно отражающих их идеологических отношений и социальных институтов (экономических, политических, правовых, нравственных и др.). Необходимо различать базис и экономическую организацию общества, которая несет в себе субъективное начало.

Взаимодействие базиса и надстройки подчиняется закону определяющей роли экономического базиса . При этом надстройка является относительно самостоятельной, имеющей специфические законы функционирования и развития. Надстройка выражает и закрепляет отношения собственности данного общества. Господствующее положение в ней занимают идеи и институты экономически господствующего класса.

Другие элементы ОЭФ - исторические общности людей, формы быта, семьи, язык - меняются более медленно. Формационная теория отражает логику общественного развития, то общее, что присуще всем обществам.

С материалистической точки зрения социальный прогресс ведет к уничтожению господства частной собственности , лежащей в основе деления общества на эксплуататорские и эксплуатируемые классы; государства эксплуататорского типа и господства религиозного мировоззрения в духовной жизни общества. Устранение господства частной собственности в материальной жизни общества означает прекращение доминирования частнособственнических интересов людей. Государство не должно выражать и защищать имущественные интересы отдельных слоев общества. Религия никогда не должна быть поводом для социальных конфликтов.

Отрицательные стороны частной собственности должны сглаживаться другими формами собственности. Выделяют следующие формы собственности: личная, частная и общественная (акционерная, коллективная, государственная и др.). Коллективная собственность является исторически первой и предполагает совместный труд и пользование благами. Возникновение частной собственности характерно для этапа разложения первобытного общества, когда в результате интенсификации производства появляется излишек материальных благ, присваиваемый группой лиц. Для частной собственности характерно извлечение прибыли. Если прибыль не извлекается, то собственность следует считать личной. Государственная собственность предполагает государство в качестве владельца собственности от имени народа.

В начале XX века представление о закономерности исторического процесса дополнилось представлением о неповторимости культур. История человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга самобытных цивилизаций. В понятии цивилизация подчеркивается социокультурная уникальность, неповторимость обществ.

Цивилизационный подход делает акцент на духовной стороне жизни общества, предполагает культурное многообразие типов обществ, плюралистическую картину истории. С точки зрения этого подхода различные культуры равноценны: не существует высшей или низшей культуры. Цивилизационный подход формировался в работах немецких философов М.Вебера (1864-1920), О.Шпенглера (1880-1936) и английского философа А.Тойнби (1889-1975).

Согласно Веберу общество есть сложное переплетение субъективных и объективных факторов (экономики, политики, религии, традиций, природных факторов и т.п.). В конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны социальных изменений. Шпенглер отвергал представления о прогрессивном развитии общества – подобно живому организму, общество проходит стадии рождения, расцвета и гибели. Тойнби представлял историю как сосуществование замкнутых, развивающихся по своим внутренним законам цивилизаций.

Цивилизация (лат. городской, государственный) – категория социальной философии, обозначающая либо культуру в целом, либо материальную культуру. В последнем случае соотносится с внешними, материальными формами культуры – наукой и техникой, интеллектом и материальными ценностями, а культура отождествляется с духовной культурой, нравственностью и развитием искусства.

В рамках цивилизационного подхода существует несколько взглядов на историю. Выделяют следующие типы цивилизаций :

Локальные (существовавшие в конкретном месте и времени);

Особенные (мировая, европейская, исламская, буддистская и т.д.);

Всеобщие (варварство, цивилизация, культура).

Недостатком цивилизационного подхода является неясность критериев, движущих сил, направленности исторического процесса. Он обычно сводится к территориальному или религиозному критерию.

Формационный подход служит основой понимания общества, а цивилизационный - дополняет, а не опровергает формационные представления. Косвенным доказательством этому является в рамках цивилизационного подхода так называемая теория постиндустриального общества , основные положения которой были изложены в 1960-1980 годы в работах Д.Белла (р.1919), А.Тоффлера (р.1928), З.Бжезинского (р.1928), Ж.Фурастье (р.1907) и А.Турена (р.1925) и др. Эта теория создавалась в качестве альтернативы формационному подходу, но содержит общие с ним моменты.

За основу периодизации истории берется технологический уровень производства (фактически, доминирующая сфера экономики). Отношениям собственности отводится второстепенная роль. Переход от низших стадий к высшим совершается благодаря технологическим революциям в производстве. Это аграрная революция в неолите (переход в 10-9 тыс. до н.э. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству), промышленная революция в XVII веке и научно-техническая революция XX века.

Здесь выделяют аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества. Капитализм и социализм являются разновидностями индустриального общества, характеризующегося наличием промышленного производства. Постиндустриальное общество характеризуется автоматизацией промышленного производства и развитием информационных технологий.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абсолютная и относительная истины - категории, характеризующие приближенность знания к гносеологическому идеалу.

Абсолютная истина – полное и завершенное знание о действительности; знание, которое никогда не будет опровергнуто.

Абстрактность и конкретность истины – принципы, характеризующие приближенность знания к реальному предмету.

Абстрактность истины – принцип, означающий, что содержание мысли никогда полностью не совпадает с отражаемым предметом.

Агностицизм (греч. непознаваемый ) – философская концепция, отрицающая познаваемость мира.

Аксиология – раздел философии, учение о ценностях.

Акциденция (модус) – несущественное свойство объекта.

Антропогенез – процесс происхождения человека современного типа от его животного и человекоподобного предка.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель совершающихся в мире событий.

Апория – в древнегреческой философии неразрешимое противоречие.

Апостериори – знание, полученное из опыта.

Априори – знание, изначально присущее сознанию, до опыта.

Архетипы – универсальные, формальные структуры человеческой психики, являющиеся элементами коллективного бессознательного.

Атрибут – неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться (в отличие от акциденции ).

Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации: господствующие в обществе материальные и соответствующие им идеологические отношения.

Бессознательное – сфера психики за пределами сознания.

Бессознательное коллективное – сформировавшийся в психике предков образ мира, мыслеформы , закодированные в головном мозге, отвечающие за организацию человеческой психики и мировосприятия.

Благо – синоним категории ценность ; как синоним добра означает конечную положительную ценность взаимодействия человека с миром.

Бог – в религии высшее сверхъестественное существо.

Бытие (нечто) – наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

Вероятность – мера превращения возможности в действительность, количественная степень возможности появления события.

Возможность и действительность – категории, характеризующие всеобщие моменты, ступени развития действительности: потенциальное (предпосылки, тенденции развития явлений) и актуальное существование.

Восприятие – чувственный образ (синтез ощущений) предмета в психике, возникающий в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств животного или человека.

Время – форма существования материи, характеризующая длительность и последовательность существования событий.

Генезис – происхождение, возникновение, развитие.

Гилозоизм (греч. вещество и жизнь ) – учение о всеобщей одушевленности мира.

Гносеология (эпистемология) – раздел философии, изучающий общие закономерности, формы и методы познания действительности.

Гоминиды – семейство отряда приматов, включающее современного и ископаемого человека.

Государство – основной политический институт, управляющий обществом, материальными и культурными ценностями на определенной территории.

Дао (кит. путь, дорога ) – исходное понятие китайской философии, первоначально обозначающее естественный путь, закон природы.

Движение – способ существования материи, характеризующий изменчивость существующих объектов и явлений;

Деизм – принцип, признающий Бога в качестве причины мира, но отрицающий его дальнейшую связь с миром.

Демократия – форма организации общества, основанного на принципах признания воли большинства в качестве источника власти, на соблюдении прав и свобод граждан, их равноправия, верховенство закона.

Детерминизм (лат. определять , отделять ) – это учение о всеобщей объективной обусловленности явлений действительности.

Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю ) – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектическая логика – наука о всеобщих законах мышления.

Диалектический материализм – форма материализма, основанного на диалектическом методе познания действительности.

Догматизм – некритический тип мышления, характеризующийся слепой приверженностью какой-либо доктрине.

Добро – общее оценочное понятие аксиологии, фиксирующее положительный аспект человеческой деятельности.

Динамическая закономерность – закономерность, характеризующаяся однозначным характером связей между явлениями.

Дуализм – форма плюрализма, утверждающая, что в основе бытия лежат два равноправных, не сводимых друг к другу начала.

Духовная культура – совокупность ценностей, направленных на удовлетворение духовных потребностей людей, а также способов их создания, совершенствования и усвоения.

Дхарма (санскр. закон, справедливость, природа ) – понятие древнеиндийской философии, в общем смысле вечный, моральный по своему содержанию закон.

Единичное и общее – категории, характеризующие противоположные стороны предметов: индивидуальные, неповторимые свойства предметов и одинаковые, повторяющиеся свойства предметов.

Заблуждение – объективное содержание знания, не соответствующее действительности.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что все предметы и явления содержат противоречия, характеризующие их существование и развитие.

Закон отрицания отрицания - всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что развитие происходит через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение.

Закон перехода количественных изменений в качественные – всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что постепенное накопление количественных изменений неизбежно приводит к качественным изменениям.

Закон смены формаций – закон развития общества, означающий, что если производственные отношения не соответствуют уровню развития производительных сил, то они отмирают, происходит смена ОЭФ.

Зло – общее оценочное понятие, отрицательный аспект человеческой деятельности, подлежащий ограничению и преодолению.

Знание – форма отражения объективных характеристик действительности в сознании человека (объективная реальность, данная в сознании человека).

Значение (смысл) – предмет и содержание мысли языкового выражения (слова, предложения, знака и т.п.).

Идеализм (греч. идея ) – философское направление, исходящее из первичности духовного и вторичности материального.

Идеальное – субъективный образ объективного мира; способ существования объекта в психическом мире субъекта.

Идея – мысль, включающая в себя сознание цели познания и практического преобразования мира.

Индетерминизм – концепция, отрицающая всеобщую объективную обусловленность, закономерность и взаимосвязь явлений.

Индивид – представитель человеческого рода безотносительно к его конкретным антропологическим и социальным характеристикам.

Индивидуальность – специфические черты, присущие данному человеку и отличающие его от других людей.

Интернализм (лат. внутренний ) – направление в философии науки, утверждающее, что развитие науки не зависит от общества.

Информатика – междисциплинарный научный подход, исследующий процессы производства, переработки, хранения и распространения информации.

Информация (лат. разъяснение ) – содержание отражения субъектом объекта.

Иррационализм (лат. неразумный ) – направление, провозглашающее приоритет иррационального над рациональным.

Истина – знание, соответствующее действительности.

Исторический материализм – материалистическое учение об обществе и истории.

История философии – наука о развитии философской мысли.

Капиталистическое (буржуазное) государство – общество класса капиталистов как собственников средств производства и класса юридически независимых наемных рабочих.

Картина мира – рациональная составляющая мировоззрения, исторически обусловленный образ мира, формируемый на основе научных, философских или религиозных представлений.

Каузальность – то же, что и причинность.

Качество и количество – категории, характеризующие противоположные стороны предмета: свойства, определяющие предмет и характеризующие степень его развития.

Классический (лат. образцовый ) – лучший, совершенный.

Классы – основные социальные группы, характеризующиеся отношением к средствам производства.

Конкретность истины (лат. срастаться ) – свойство истины, означающее, что нет истины вообще, т.е. не обладающей какими-либо конкретными свойствами.

Креационизм (лат. создание , сотворение ) – религиозное учение о творении мира сверхъестественным существом.

Культура (лат. возделывание , воспитание , образование ) – содержание исторического процесса, способ существования человека, отличающий его от животного, выраженный в способах организации общества и созданных материальных и духовных ценностях как носителях и средствах передачи социальной информации.

Личность – характеристика социально значимых черт индивида.

Логика – разумность, внутренняя закономерность мышления.

Логос (греч. слово, разум, закон) – понятие древнегреческой философии, первоначально обозначающее всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию.

Материализм (лат. вещественный ) – одно из главных философских направлений, признающее объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, являющейся первоосновой мира.

Материальная культура – совокупность ценностей, направленных на удовлетворение материальных потребностей людей, средств их производства, способов овладения ими.

Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

Махизм (эмпириокритицизм) – субъективно-идеалистическое течение, представляющее мир как совокупность «ничьих» ощущений.

Ментальность (менталитет) – стереотипы мышления и поведения, присущие людям определенной общности.

Метафизика (греч. после физики ) – в зависимости от подхода категория, употребляемая в качестве синонима понятий философия , онтология или антидиалектика .

Метафизический материализм – первая форма материализма, абсолютизирующая какую-либо черту мышления или бытия.

Метод (греч. путь к чему-либо ) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Методология – область знания, изучающая принципы организации и рационализации познавательной и практической деятельности.

Механицизм – метод познания и миропонимания, утверждающий, что все формы движения можно свести к закономерностям механической формы движения.

Мировоззрение – совокупность знаний, ценностей и убеждений, определяющих общее понимание мира, место в нем человека и программу его жизнедеятельности.

Мифология – исторически первая форма мировоззрения, характеризующаяся одушевлением явлений природы.

Монизм (греч. один , единственный ) – философское учение, принимающее за основу всего существующего одно начало.

Мутации – изменения наследственных структур живой материи, ответственных за хранение и передачу наследственной информации.

Мышление – высшая форма рационального отражения действительности, характеризующаяся изменением действительности в соответствии с ее сущностью.

Наука – форма познания, направленная на производство объективных знаний о действительности, имеющих доказательство и эмпирическую проверку.

Научная картина мира – совокупность представлений о мире как результат систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки.

Научная революция – процесс смены научно-исследовательских программ, парадигм научного мышления.

Необходимость и случайность – категории, характеризующие противоположные стороны предмета: свойства и связи, обусловленные внутренними и внешними взаимодействиями (причинами).

Неокантианство – философское течение, ограничивающее познание априорными категориями и сферой опыта.

Нечто – то же, что и бытие .

Ничто – то же, что и небытие .

Номинализм – направление средневековой философии, отрицающее реальность общего и трактующее абстрактные понятия как названия.

Ноосфера – сфера деятельности человека, высшая ступень развития биосферы.

Общественное бытие – независимая от сознания материальная жизнь общества, совокупность материальных отношений и условий существования людей.

Общественное сознание – духовная жизнь общества, совокупность социальных идей, теорий, традиций, чувств, настроений, отражающих общественное бытие.

Общественно–экономическая формация – исторический тип общества и ступень его развития, характеризуемая господствующим способом производства материальных благ.

Общественные отношения – устойчивые связи между социальными группами, характеризующие специфику и социальную структуру общества.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Объект (лат. предмет ) - фрагмент действительности, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Объективный – не зависящий от субъекта.

Объективный идеализм – главная форма идеализма, утверждающая первичность сознания по отношению к материи и берущая за первооснову действительности сверхчеловеческое духовное образование.

Оккультизм – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и Космосе.

Онтогенез – процесс индивидуального развития.

Онтология – раздел философии, учение о бытии.

Основной вопрос социальной философии – отношение общественного сознания к общественному бытию:

-онтологический аспект - что является определяющим – духовная или материальная жизнь общества;

-гносеологический аспект - возможно ли познание общества (существуют ли объективные законы общественного развития).

Основной вопрос философии - отношение сознания к бытию:

-онтологический аспект - первично материальное или духовное;

-гносеологический аспект – познаваем ли мир.

Относительная истина - неполное, незавершенное, содержащее заблуждения знание о действительности.

Отражение – универсальная способность материальных объектов изменяться в соответствии с особенностями воздействующих объектов.

Отрицание диалектическое – всеобщая форма связи моментов развития, в которой прежнее качество одновременно уничтожается и сохраняется как преобразованное и подчиненное в новом качестве.

Отчуждение – отношение субъекта и какой-либо его функции, характеризующееся обеднением природы субъекта и перерождением природы отчужденной функции.

Ощущение – элементарное психическое явление, отражение отдельных свойств предмета, возникающее при его воздействии на органы чувств.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу.

Парадигма (греч. пример ) – совокупность фундаментальных фактов, теорий, гипотез, проблем, методов, критериев научности, образцов решения задач, стилей научного мышления и т.д., обеспечивающих функционирование научного знания.

Плюрализм (лат. множественный ) – концепция, признающая множество не сводимых друг к другу видов или начал бытия.

Позитивизм – философское направление, отрицающее ценность философии и абсолютизирующее истинность научного знания.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс развития знания.

Понимание – постижение и реконструкция смыслового содержания явлений действительности.

Понятие – простейшая форма мышления, обобщенно отражающая предметы в их существенных чертах.

Постмодернизм – в философии течение, выдвигающее в качестве основного принцип радикального плюрализма, т.е. равнозначности и самоценности стилей мышления, мировоззрений и культур.

Право – совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством, нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях.

Правовое государство – ориентир развития цивилизованного общества, основной характеристикой которого является главенство закона над властью, права над государством.

Практика – историческая материальная деятельность человечества по преобразованию природы, общества и самого человека.

Предмет – аспект объекта, исследуемый в познавательном процессе.

Представление – хранящийся в памяти чувственный образ предмета.

Принцип (лат. первоначало ) – центральная идея, направляющая мышление.

Природоцентризм – противоположное антропоцентризму воззрение, согласно которому человек является частью природы и должен жить в гармонии с ней.

Причина и следствие – категории, характеризующие противоположные стороны действительности: два явления, одно из которых предшествует второму во времени и является основой его возникновения (одно явление порождает другое).

Прогресс – развитие с повышением уровня организации.

Провиденциализм (лат. провидение ) – религиозное воззрение, согласно которому развитие человеческого общества определяется божественной волей.

Пространство – форма существования материи, характеризующая протяженность и порядок расположения одновременно существующих объектов.

Противоположности – стороны, имеющие противоположные направления изменения.

Противоречие - отношение единства и борьбы противоположностей.

Психика (греч. душа ) – продукт и условие сигнального взаимодействия животных и человека со средой.

Психоанализ – наука о бессознательных психических процессах.

Рабовладельческое государство – исторически первая форма государства, состоящая из антагонистических классов рабов и рабовладельцев, являющихся собственниками земли, средств производства и рабов.

Равенство – социально-философская категория, характеризующая организацию общественной жизни, обеспечивающую одинаковое социальное положение всех граждан.

Развитие – высшая форма движения, необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение.

Рационализм – философское направление, признающее познаваемость мира; в узком смысле – направление, согласно которому источником и основой знания является независимое от опыта мышление.

Реализм – направление средневековой философии, философская основа католицизма, согласно которой общие понятия предшествуют существованию единичных вещей.

Регресс – развитие с понижением уровня организации.

Религия – высшая форма мифологического мировоззрения, основой которого является вера в существование сверхъестественных сил.

Рефлексия (позднелат. обращение назад ) – высшая теоретическая форма самосознания, осмысление собственных предпосылок.

Речь (язык) – орудие мышления и сознания, материальная форма их существования, знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности (речь - звуковая, язык – зрительная система знаков).

Самоорганизация – спонтанный, с непредсказуемой направленностью процесс усложнения открытой неравновесной системы.

Самосознание – функция сознания, способность человека иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях.

Свобода – мера общественного прогресса, способность человека к активной деятельности в соответствии со своими способностями и целями.

Свойство (отношение) – признак, принадлежащий объекту самому по себе (признак, сопринадлежащий нескольким объектам).

Синергетика (греч. совместный, согласованный) – теория самоорганизации объектов любой природы.

Скептицизм – концепция, утверждающая невозможность доказать или опровергнуть возможность познания действительности.

Смысл – см. значение .

Смысл жизни – ценности, подчиняющие себе жизнь человека.

Сознание – социальная функция мозга, форма рационального отражения действительности человеком, опосредованная всеобщими формами общественно–исторической деятельности людей.

Солипсизм (лат. единственный и сам ) – исходная форма субъективного идеализма, отрицающая реальность вне индивида.

Социализация – процесс индивидуального усвоения и развития социально-культурного опыта через включение индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств.

Социалистическое государство – общество, свободное от класса частных собственников на землю и средства производства.

Социальная философия – раздел философии, изучающий сущность общества, его общие законы функционирования и развития.

Софистика – способ доказательства, игра смыслом слов, замаскированная внешней, формальной правильностью рассуждений.

Справедливость – социально-философская категория, характеризующая разумность общественной жизни, должный способ распределения выгод и тягот совместного существования людей.

Статистическая закономерность – закономерность поведения систем, образуемых совокупностью независимых элементов.

Субстанция (лат. сущность ) – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее движения.

Субстрат (лат. основа ) – объективная реальность в аспекте качественно элементарных образований.

Субъект (лат. лежащий под, в основе ) – носитель познавательной деятельности, направленной на объект.

Субъективный идеализм – философское направление, которое либо отрицает какую-либо реальность вне сознания человека, либо ставит ее существование в зависимость от активности человека.

Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход к развитию общества.

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства , в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

В чём же выражается зависимость производственных отношений от формы собственности на средства производства? Возьмём для примера первобытное общество. Средства производства там являлись общей собственностью, поэтому и трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Напротив, в капиталистическом обществе средства производства (земля, предприятия) находятся в собственности частных лиц - капиталистов, поэтому и производственные отношения другие. Капиталист нанимает рабочих. Они производят продукцию, но распоряжается ею тот самый владелец средств производства. Рабочие только получают зарплату за свой труд.

Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство – земля – принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него). Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться результатами своего труда, продавать произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд – это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).

Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

2. Цивилизационный подход к развитию общества.

Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:

  • Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
  • Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.
  • Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.
  • Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.
  • Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.

Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.

Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.

Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.