Какие наказание для непослушного ребенка. Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить ему? Различные способы наказания детей

Наказание – это очень важная часть воспитания ребёнка. Люди, которые утверждают, что детей нельзя наказывать, скорее всего, имеют в виду жестокое обращение с ребёнком, оскорбление его или даже физическое воздействие. Это, безусловно, недопустимо, а вот в других аспектах, наказание – необходимая составляющая воспитания. Но сначала необходимо понять, какие задачи решает наказание и зачем вообще оно нужно.

Можно ли наказывать детей?

Наказывают детей обычно, если они нарушили какой-то договор, запреты или правила поведения. Например, ребёнок побежал с друзьями в соседний двор, несмотря на то, что мама ему несколько раз сказала, чтобы он от дома никуда не уходил. Таким образом, он нарушил запрет и договор – то, что ему сказала мама, и на что он ей пообещал никуда не уходить с указанного места. Значит, с помощью наказания родители обучают ребёнка выполнять договорённости. В данном случае необходимо объяснить ребёнку, что не слушаться родителей – нельзя, и за это ему выбираете меру наказания.

Кроме того, наказания призваны помочь ребёнку осознать границы своих поступков. Например, если малыш бьёт своих сверстников в песочнице лопаткой по голове - его нужно наказать, чтобы он понял, что есть границы воздействия на другого человека, и что нельзя причинять другому боль – это правила поведения. В данном случае наказание должно иметь несколько стадий: для начала ваш ребёнок должен извиниться перед тем, кого обидел, и вы обязательно должны объясните ему, почему он должен это сделать, затем вы должны прочитать ему лекцию о его поведении.

Если же ребёнок продолжает делать то, что делал раньше или если он совершил очень плохой проступок - в ход идёт наказание, чтобы малыш мог получить опыт того, какие последствия может иметь его поведение в дальнейшем. Смысл наказания именно в этом – показать ребёнку последствия его поступков. Меры наказания дети будут помнить хорошо, и их, в отличие от простых лекций, уясняют навсегда.

Как наказать ребенка за непослушание

Да, в некоторых случаях объяснения, которые мы можем дать ребёнку в виде лекций, недостаточно эффективны. Ребёнок выслушает лекцию, но может повторить данный поступок не из-за своей избалованности, а из-за того, что просто-напросто забыл про всё это.

Наказание в значительной мере оберегает ребёнка от возможных ошибок и потрясений в жизни. Ведь родители, наказывая его, учат в «инкубационных условиях», наказание за мелкие проступки создаёт правила поведения в будущем, в уже более сложных ситуациях и поступках. Без наказания у вас не получится вырастить послушного ребёнка и у него не будет выработано чувство самодисциплины.

Анализ поступков ребёнка
Очень важно, при наказании ребёнка, проанализировать его поступки. Ведь иногда есть оправдание, почему он так поступил. Возможно, что он поступил так по объективным причинам. Например, если ребёнок ударил совочком по голове мальчика, то с виду это выглядит плохо. Но перед тем как наказывать ребёнка - восстановите всю картину произошедшего. Ведь может быть, «жертва» до этого несколько раз сама ударила ребёнка по голове, а ваш ребёнок сделал ему несколько замечаний, которые были проигнорированы. В таком случае ребёнок просто-напросто защитил себя, что, несомненно, правильно. С другой же стороны, ребёнок не должен привыкать решать все проблемы физически, пусть он знает, что проблемы в первую очередь нужно решать словами.

Кроме того, иногда плохие поступки ребёнка – это следствие нашего плохого примера, и перед тем как наказывать его нужно посмотреть на себя со стороны и на методы своего воспитания. Практически все дети пытаются подражать взрослым, возможно корень проблемы именно в вас. Ну и не стоит исключать пробелов в воспитании: возможно причина поведения ребёнка в том, что вы что-то упустили или что-то истрактовали не совсем верно, не в полной мере или двояко.

Несправедливое наказание очень негативно скажется на ребёнке. Он перестанет вам доверять и у него будет зарождаться неправильное мировоззрение. Если родители так поступают, то почему бы и ребёнку не поступать неправильно. Из-за этого у ребёнка может просыпаться чувство агрессии и недоверия к людям. Такие дети часто становятся подлыми: подставляют других, скрывая свою вину, или же делают пакости, выставляя себя под любым предлогом - ангелом.

Перед выбором меры наказания спросите у ребёнка: понял ли он, почему так произошло? Какой вывод он усвоил? Согласен ли он с наказанием и что может сказать в свою защиту и оправдание.

Как правильно наказывать ребёнка
Теперь о том, каким должно быть наказание и как наказывать детей нельзя.

  • Во-первых, нельзя срывать злобу на детей . Наказание должно быть спокойным и взвешенным действием, именно тогда оно будет иметь силу для того, чтобы изменить поведение ребёнка. Если мама или папа срывают на ребёнка негатив, то наказание становится несправедливым и ребёнок это чувствует. Как ни парадоксально, наказания в запале не воспринимаются ребёнком всерьёз. Да, он может испугаться ваших криков, может заплакать, но при этом он будет убеждён, что вы не правы, вы не имеете права наказывать его таким образом, а значит, и он может не выполнять то, что вы от него требуете.

  • Во-вторых, наказание должно соответствовать проступку . Не стоит быть чрезмерно мягким, или перегибать палку. Размер наказания должен зависит от ситуации, вы её должны проанализировать, о чём мы говорили выше, и при выборе меры наказания учитывать всевозможные факторы. Например, если это повторное наказание, то оно должно быть суровее предыдущего. Если в проступке ребёнка косвенная вина или он осознал свою вину, то наказание может быть чисто символическим или условным.

  • В-третьих, все члены семьи должны иметь единое мнение по поводу наказания . Если папа наказывает, а мама тайком жалеет, то у ребёнка просто не сложится единая система ценностей, он будет знать, что всегда есть возможность жить по двойным стандартам: мама то пожалеет, а когда папа уйдёт - вообще будет замечательно (или наоборот). Перед вынесением наказания у вас с мужем должно быть единое мнение.

Будьте внимательны! Существует масса причин, верить им или нет - дело каждого. Но об этом должен знать каждый родитель.



Наказание призвано продемонстрировать ребёнку последствия его поступков. Не нужно запирать ребёнка в тёмной комнате, лишать его ужина или не пускать гулять. Дело ведь не в устрашении, а в понимании.

Объясните ребёнку, за что вы его наказываете. Дети не всегда это понимают. Покажите ему логическую цепочку, которая приводит к наказанию. Например: «Если ты не хочешь слушаться, и делать так, как мы договорились - ты меня расстраиваешь и делаешь мне больно. А раз ты делаешь мне больно, то мне не хочется больше общаться с тобой и дарить тебе подарки. Поэтому я не куплю тебе машинку (куклу, игрушку)». Либо же запретите на определённое время ребёнку доступ к телевизору или компьютеру.

Главное, нужно сдержать своё слово. Ребёнок должен быть уверен, что мир устроен правильно и справедливо. Раз вы обещали, значит, вы сделаете так, как обещали. В определённом возрасте многие дети специально делают вещи, заведомо неприемлемые. Они проверяют на прочность границы, которые родители им поставили. И здесь обязательно нужно быть последовательными и не давать слабинку. То, что было запрещено вчера - должно быть под запретом всегда, а не «Ну ладно… Хочешь - делай». Правила поведения должны быть железными!

Таким образом, у ребёнка формируется чувство доверия к миру, что очень важно. Дети, чьи родители проявляют излишнее мягкосердечие и не наказывают их, если обещали, вырастают более тревожными и неуверенными или наоборот – у них развито чувство вседозволенности и безнаказанности.

Наказание - это вполне нормальная и необходимая мера в воспитании детей. Наказание достигнет своей цели, как только ребёнок поймёт свою ошибку и изменит свой способ поведения в подобных ситуациях. Способы наказания могут быть самыми разными, только нельзя проявлять жестокость и лишать детей того, без чего они никак не могут обойтись.

Одни мамы и папы применяют физическое воздействие, другие подолгу игнорируют своих отпрысков или ставят их в угол, третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые вообще оставляют серьёзные проступки без последствий.

Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей? Многие психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, однако они должны учитывать его возраст и тяжесть проступка.

Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если . Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

  1. Соблюдайте последовательность . Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
  2. Учитывайте тяжесть проступка . Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
  3. Ограничивайте длительность наказания . Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
  4. Действуйте спокойно . Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
  5. Согласуйте решение с супругом . Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
  6. Демонстрируйте позитивный пример . Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
  7. Учитывайте особенности ребёнка . Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
  8. Наказывайте ребёнка наедине . Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
  9. Разработайте ритуал примирения . Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему . Это нужно знать всем родителям!

Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий . Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого . Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Тайм-аут . Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение . Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  5. Игнорирование . Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  6. Получение негативного опыта . В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  7. Ограничение общения с ровесниками . В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  8. Наделение обязанностями . В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  1. Унижение . Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью . Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок . Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание . Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания . Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание . Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры. Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.

Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

  1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
  2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
  3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
  4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
  5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
  6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
  7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.

Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.

Без криков и наказаний. Давайте попробуем разобраться, почему это не всегда у нас получается, и узнаем, что нужно сделать для того, чтобы в нашем доме царила мирная и спокойная обстановка.

По мнению психологов, зачастую родителям не удается ничего добиться словами, потому что они используют неправильную методику воспитания. Также специалисты отмечают, что большую роль в этом вопросе играет и темперамент малыша. Конечно, в воспитании ребенка советов, которые бы одинаково подходили каждой отдельной семье, быть не может. Однако основные правила, соблюдая которые можно построить правильные взаимоотношения, следует знать.

Кризисы возраста у детей

Иногда родители неправильно определяют причины своих детей. Мамы и папы думают, что они поступают не так, как следует, вопреки запретам и назло. Оказывается, что причиной капризов и истерик во многих случаях является кризис возраста, который знаменует основные этапы взросления ребенка.

Этапы взросления несовершеннолетних детей:

  1. С двух до четырех лет. Это тот возраст, когда ребенок впервые начинает проявлять свой характер. Ему хочется быть более самостоятельным, чем это позволяют родители. Избежать криков и наказаний в этом возрасте достаточно просто.
  2. Семь лет. В этом возрасте дети во многих вопросах становятся независимыми от своих мам и пап. Сложность состоит в том, что у ребенка в семь лет могут появляться авторитеты помимо родителей.
  3. Подростковый возраст. Этот период психологи считают одним из самых сложных в жизни каждого человека.

Главные правила педагогики

  • В первую очередь нужно отметить, что нельзя давить на своих маленьких детей авторитетом и всячески пытаться сдерживать их самостоятельность. Это палка о двух концах. С одной стороны, можно воспитать довольно послушного ребенка. Но с другой стороны, это также грозит тем, что во взрослом возрасте он не сможет брать ответственность за свои поступки. Отношения родителей и детей должны выстраиваться по принципу партнерства.
  • Не требуйте от ребенка послушания в форме ультиматумов и приказов. Намного правильнее свои просьбы преподносить в виде пожеланий.
  • Чаще хвалите своего ребенка за хорошие дела.
  • Никогда не повышайте в разговоре с малышом голос, не теряйте самообладания и будьте спокойны.
  • Помните, что вы авторитет для детей. Всегда будьте положительным примером для них. Малыши видят в родителях идеал и внимательно наблюдают за тем, как они ведут себя в кругу семьи и среди чужих людей. Прежде чем отчитать своего ребенка за нарушение каких-либо запретов, убедитесь, что вы также их не нарушаете.

Учимся наказывать детей правильно

Некоторые родители считают, что не может быть воспитан без наказаний и криков. Они уверены, что это является одной из составляющих педагогического процесса. В этом случае мамы и папы должны четко придерживаться граней наказания. Им следует понять, что целью воспитания ни в коем случае не должна становиться месть, и соблюдать некоторые правила:

  • В отношениях с ребенком не должно быть абсолютно никакого насилия. Избегать нужно даже легких шлепков якобы в шутку.
  • Требования родителей должны быть последовательны всегда. Нельзя в разное время по-разному относиться к одному и тому же проступку ребенка.
  • Малыш должен знать, что непослушание повлечет за собой плохие последствия.
  • Наказывать нужно сразу же после проступка. Меры, которые будут предприняты позже, не будут восприняты должным образом и потеряют свою эффективность.
  • Наказание детей в семье должно быть временным.
  • Плохой поступок нужно обсуждать наедине с ребенком.
  • Нельзя оскорблять или же приклеивать малышу ярлык. Осуждению подлежит конкретное действие, а не личность ребенка.
  • Не стоит вспоминать детям их прежние проступки. Обсуждая наказание ребенка, говорить с ним лишь о том, в чем он провинился сейчас.

Шлепать или нет ребенка в 2 года?

Особенно нужно разобраться с наказанием ребенка до трехлетнего возраста. Ругать малыша или нет, как поступать с непослушным крохой? Некоторые родители, не задумываясь, применяют физическую силу: ставят в угол или же шлепают по попе. Другие же взрослые предпочитают оказывать на ребенка моральное давление, к примеру отказываются почитать малышу перед сном или не дают посмотреть мультик.

  • справедливое,
  • несправедливое.

Справедливой считается мера воздействия, следующая за нарушение правил, которые ранее родители с ребенком обсудили. Если малыш наказан несправедливо, то в результате он получает очень сильную обиду, а его родители - глубокое чувство вины. Речь идет о ситуациях, в которых присутствует непонимание смысла наказания. Поэтому мамы и папы должны максимально конкретизировать свои требования к ребенку.

Также родители зачастую несправедливо наказывают своих детей из-за влияния каких-либо ситуаций, не связанных напрямую с поведением малышей. Взрослые должны научиться контролировать свое психоэмоциональное состояние. Это позволит детям не путаться из-за непоследовательного поведения родителей.

Самой трагической, по мнению психологов, является ситуация, когда ребенка наказывают, потому что он нелюбимый. Если родители нашли в себе силы признать это, то они могут попытаться исправить ситуацию. Отношения с детьми у таких родителей должны строиться на чувстве долга.

Педагоги не устают повторять, что главная задача мам и пап заключается в том, чтобы вырастить своих детей с минимальными психологическими травмами.

Методы поощрения ребенка

Метод поощрения ребенка за хорошее поведение выбирается исходя из его возраста. Так, чем младше малыш, тем ощутимее для него должно быть поощрение. Можно подарить ребенку новую игрушку, которую он давно хотел, или же подольше поиграть с ним. Старшим детям можно в качестве одобрения предложить сходить в ближайшие выходные в цирк или в развлекательный комплекс. У ребят повзрослее лучше развито чувство времени, поэтому они воспримут эту награду правильно.

Методы наказания

Выбирая методы наказания ребенка, нужно также исходить из его возраста:

  1. Изоляция. Если ребенок провинился, его либо ставят в угол, либо же оставляют в комнате. Поблизости не должно быть никаких развлечений, чтобы малыш смог спокойно обдумать свой проступок и осознать вину. Время этого наказания рассчитать очень просто: сколько ребенку лет, столько минут он должен быть изолирован.
  2. Лишение удовольствий. Если непослушный ребенок совершил нелицеприятный поступок, то в качестве наказания будет уместно лишить его на некоторое время сладостей или любимой игрушки.
  3. Наказание ребенка чужим человеком. Этот метод очень эффективен. Ребята близко к сердцу воспринимают критику посторонних, поэтому можно попросить чужого человека рассказать о вреде плохого поведения.
  4. Крик. Этот метод нужно использовать лишь в опасных для здоровья ребенка ситуациях. Накричать на малыша можно, чтобы он прекратил опасное действие. В остальных случаях этого делать не нужно. Малыш, скорее всего, не поймет, в чем суть родительских претензий, а вот стиль такого поведения усвоит на отлично и будет применять в ваш адрес.
  5. Строгость. Некоторым родителям достаточно лишь строго взглянуть на ребенка, как он уже начинает размышлять о своем поведении. Излишняя строгость приводит к тому, что малыш начинает врать, чтобы избежать наказания.

Каждый родитель на собственном опыте убеждается, что воспитание ребенка - это одна из самых сложных миссий в жизни человека. Если взрослые обладают знаниями, как это делать правильно, то растить малыша во взаимопонимании и любви им будет намного проще.

Иногда дети просто невыносимы: бегают, прыгают, кричат, закатывают истерики. Родители, в один прекрасный момент, понимают, что без наказаний не обойтись. Но как наказывать, например, 2-летнего и 4-летнего малыша? Ведь дети такие разные в силу своего возраста и степени развития. В этой статье, мы назовем самые эффективные меры воздействия на детей, квалифицируя их по возрастному критерию.

Наказание ребенка 1 года

Возраст одного года - это пора больших детских открытий и достижений. Дети учатся ходить, бросать предметы, преодолевать некие преграды и т.д. и еще не осведомлены о том, что можно, а что нельзя. Можно ли наказывать малыша за попытки познания и изучения окружающего мира? Конечно же, нет. Родителям нужно понимать, что на этом этапе развития, необходимо дать понять крохе, что означают понятия «дозволено» и «запрещено».

Другими словами, малыш разбил тарелку? Объясните строгим тоном, что такое поведение недопустимо, тарелка - не мяч, и при ударе она разобьется. При повторении одного и того же деяния, проведите очередную беседу, сохраняя спокойствие и терпение.

Что же будет, если начать применять меры воспитания к детям в раннем возрасте? Для начала, необходимо разобраться, каким наказанием можно усмирить малыша. Поставить в угол? Не поможет, кроха не сможет уловить суть такого ограничения его свободы. Сделать больно? Но, родитель не дрессировщик, а кроха не животное, чтобы использовать такие вот методы, которые могут сильно навредить детской психике.

ВНИМАНИЕ! Самый эффективный способ - говорить с годовалым малышом о правильности или неправильности его действий.

Наказание детей 2-3 лет

В данном возрасте непоседы уже осознают, что правильно, а что нет. Но вот только самоконтроль еще хромает. Поэтому наказание ребенка 2 лет не имеет никакого смысла, даже психологи не советуют наказывать детей в этом возрасте. Главным родительским «оружием» от непослушания является слово: говорите, объясняйте, приводите примеры. А лучше всего, исключайте ситуации, которые провоцируют кроху на непослушание.

Стоить заметить, что детей нельзя наказывать за:

  • желание изучать окружающий мир. Малыш открутил колесо очередной машинке? Или тянет все в рот на пробу? Это естественное поведение маленьких детей;
  • физиологические и возрастные особенности. Если кроха в 1,5 года не может заснуть без мамы, это не каприз, а норма;
  • неаккуратность . Много ли вы знаете аккуратных детей, которые при прогулках или во время еды совсем не пачкаются? Таких наверное не существует;
  • особенности в поведении . Например, не стоит наказывать, если дошкольник боится стоматолога;
  • проявление чувств. Если старший малыш ревнует родителя к младшему, стоит объяснить, что вы его не меньше любите, а просто его маленький братик еще слишком маленький, чтобы позаботится о себе самостоятельно.

Если дошкольник совершил ошибку, хотя всячески хотел ее предотвратить, это тоже не повод применять к нему наказание, а лишь шанс показать на его же примере, что нужно быть более осторожным.

Обычно уже к 3-х летнему возрасту, маленькие сорванцы начинают осознавать себя личностями и понимать, кто реальный исполнитель всех поступков, а также, какие действия радуют окружающих, а какие нет. Но, это не значит, что на этом этапе они перестают шалить, все продолжается. Родителям стоит информировать малыша не только о том, запрещено это или разрешено, но и озвучивать свое отношения к его действиям. Используйте такие предложения, как «меня огорчили твои действия», «я очень расстроилась, узнав об этом» и т.д.

Кризисный возраст характеризуется частыми детскими истериками. Поэтому наказание трехлетнего ребенка не должно совершаться за плач и недовольство, так вы спровоцируете очередной конфликт.

СПРАВКА! Лучший вариант - оставить малыша наедине со своими мыслями. Таким образом, он быстро придет в себя и это поможет сгладить напряженную обстановку в доме.

Каким должно быть наказание ребенка 3 лет ? Посмотрите данное видео, чтобы более детально узнать о всех особенностях применения наказания к детям данного возраста:

Наказание детей в 4-5 лет

«Без наказания нет воспитания». А стоит ли наказывать 4-летнюю кроху? Давайте разбираться.

Большинство психологов уверяет, что наказывать в этом возрасте можно, но это не должно вредить их физическому и психическому здоровью. Можно использовать такие виды наказаний, как ограничения просмотра мультфильмов, определение время для раздумий, исправления содеянного и т.д.

Не рекомендуется игнорировать детей , особенно на данном этапе, так как они, в возрасте 4-5 лет, очень нуждаются в общении с родителями, и лишать их такой возможности считается не целесообразно. Мама или папа могут «обидеться» на то, что малыш их ослушался. Проявлять такую обиду следует сухим, не веселым, без ласковых слов общением. После этого, малыш совсем скоро осознает свою ошибку и захочет попросить извинения у родителей. Не забудьте похвалить дошкольника за такой взрослый поступок.

Наказание ребенка в 4 года можно заменить чтением сказки. Очень эффективный метод обучения хорошим манерам и правилам поведения через интересные и поучительные истории. Плюс ко всему, таким образом можно привить любовь к книгам с самого раннего возраста. Сегодня малыш вас ослушался? Прочитайте ему сказку перед сном, в которой описываются истории про непослушных детей. Дошкольник обязательно запомнит такой урок.

Для детей 4-5 лет и для любого другого возраста, лучше любых наказаний будет работать, так называемый метод естественных последствий. Малыш хочет подольше погулять на улице? Да, без проблем. Только вот вернутся домой к началу мультиков не получится. Не хочет собирать свои игрушки? Ну ладно, их уберет мама, но время для прочтения сказки у нее не останется.

ВАЖНО! При применении такого метода, не стоит разрешать детям делать то, что может навредить их здоровью.

Другая часть представителей психологии настаивают на том, что наказание детей 5 лет не оправдывает себя. Лучшим подходом к воспитанию является полный отказ от любого вида наказаний. Родителям достаточно лишь выставить границы, выходить за которые малышу запрещено. Больше о таком подходе к воспитанию можно узнать, посмотрев это видео:

Стоит заметить, в свою очередь, некоторые психологи утверждают, что к детям в случаях угрозы их жизни и здоровья, можно применять легкие телесные наказания. В этом видео предлагаем послушать все мотивы данного воздействия:

Наказание детей 6-7 лет

В этом возрасте следует наказывать за серьезные проступки, так как 6,5 лет они отлично понимают последствия своих действий и уже умеют за них отвечать. У него уже есть свое мнение, которое он способен отстаивать. В случаях, когда малыш ошибается, достаточно просто поговорить с ним и узнать, почему он придерживается той или иной точки зрения, из-за чего думает, что это нормально. Ведь, если дошкольник до этого возраста не научился различать что плохо, а что хорошо, это не его вина, а родителя. Значит, мама и папа не смогли его научить этому. Зачем же сейчас наказывать малыша? Согласитесь, это несправедливо.

Недопустимо применение наказания за особенности характера. Малыш чрезмерно спокоен и не любит подвижных игр? Смиритесь, это его отличающая черта, нет причин для наказания.

Некоторые родители предпочитают наказывать детей 7-ми лет выполнением домашнего задания. А правильно ли это? С уверенностью можно сказать нет. Таким способом у школьника отбивается вся охота учится, домашнее задания для него это наказание. Зачем же сегодня нужно делать уроки, если он не провинился, но ребенок обязан это делать и поэтому, каждый день чувствует себя наказанным. Выполнение задания - это естественная и, практически ежедневная процедура, не стоит превращать ее в принудительную меру воспитания.

Многие мамы и папы также уверены, что детей можно наказывать деньгами. Но, это не совсем так. Данное наказание ребенка 7 лет можно использовать тогда, когда проступок несет за собой материальный ущерб. Например, школьник мячом разбил окно в школьной столовке. Конечно, покрывать расходы будут родители, но в виде наказания они могут каждую неделю уменьшать сумму детских карманных денег, до тех пор, пока не будет возмещен убыток.

Полезное видео

О том, как правильно наказывать детей, рассказано в следующем видео:

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье вы узнаете, как наказать ребенка за непослушание. Мы рассмотрим возможные причины плохого поведения детей. Вам станут известны способы мирного решения сложившихся ситуаций.

Стили воспитания

Возможно, вы и сами не знаете, какого метода придерживаетесь со своим ребенком. Давайте рассмотрим возможные варианты:

  • демократический стиль — родители дают ребенку право голоса, он является полноценным членом общества, к его мнению прислушиваются;
  • авторитарный — воля малыша постоянно подавляется, родители сами решают, как нужно действовать в той или иной ситуации, как лучше для малыша;
  • смешанный — родители умело комбинируют послабление со строгим режимом.

Я стараюсь быть демократичной к своему ребенку. С самого раннего детства я общаюсь с ним на равных, всегда выслушиваю его мнение, часто спрашиваю его совета.

Причины непослушания

  1. Ребенок не осознают, почему его ругают. Он не видит неправильности в своих поступках.
  2. Попытка быть самостоятельным и не поддаваться другому влиянию.
  3. Малыш плохо себя ведет, если его унижают и оскорбляют. Это является ответной реакцией на постоянное угнетение. Часто наблюдается, если его сравнивать с кем-то лучшим и успешным.
  4. Слабая нервная система. Ребенок может быть с заниженной самооценкой, легко поддается чужому влиянию, из-за чего часто попадает в неприятности.
  5. Малыш начинает идти наперекор, когда его заставляют делать то, что ему не нравится, особенно, если отвлекают от любимого занятия.
  6. Возрастной кризис . Изменения в характере и поведении, способы самореализоваться и показать свою самостоятельность чаще всего наблюдается у детей в годик, 3 года, 7 лет и в подростковый период.
  7. Непоследовательность. Мама может в один день что-то запрещать, а на следующий — уже разрешает. У карапуза не вырабатывается причинно-следственная связь из-за изменений в запретах.
  8. Пересечение разных способов наказания. Когда своими методами, а мама с папой другими.
  9. Способ привлечь внимание.
  10. При повышенном контроле, переизбытке запретов, карапуз рано или поздно начинает сопротивляться поставленному порядку.
  11. Недержание своих слов. Когда наказание озвучивается, но не приводится в исполнение.
  12. Отсутствие у родителей уважительного отношения к своему малышу.
  13. Способ определения границ дозволенности.

Возрастные особенности

  1. Родители должны понимать, что детки в самом раннем возрасте не понимают, за что их наказывают и могут просто решить, что мама или папа их вовсе не любит.
  2. Что касается деток от года до двух, то лучшим способом является отлучение ребенка от пакостного действия, переведение его внимания на другой процесс. Также нужно помнить о необходимости объяснить, что он не так сделал.
  3. В три годика наступает тяжелый период, малыш всеми силами пытается показать свою самостоятельность, противостоит просьбам родителей. В этот период лучшим способом наказания является отказ в покупке ожидаемой игрушки или прекращения игры.
  4. Деткам с трех до пятилетнего возраста уже начинают водить первые реальные наказания, это время для установления дисциплинированных мер. Малыша могут поставить в угол или оставить сидеть на стуле «для непослушных детей».
  5. Ребенку шести — семи лет необходимо объяснять неправильность его поведения, приводить примеры, активно развивать сочувствие.
  6. Стоит учитывать, что для детей в переходном возрасте необходимо применять такие меры наказания, чтоб их не ущемлять и не унижать. Помните, что они очень чувствительно реагируют. Лучше всего лишить, например, возможности играть на компьютере или не дать встретиться с другом.

Действенные методы

Давайте рассмотрим, как можно наказывать ребенка за его проступки.

  1. Работы по дому. Особенно эффективными являются, если наказывать малыша за то, что он намусорил или порисовал стены. Предложите ему подмести или вытереть рисунок.
  2. Малыша можно поставить в угол или вывести в комнату без игрушек, дайте ему несколько минут на анализ совершенных действий.
  3. Исключите приятности. Например, лишите ребенка сладостей из-за плохого поведения.
  4. Наказание со стороны. Дети очень остро реагируют, если прохожий начинает говорить о недопустимых действиях ребенка.
  5. Когда малыш пытается сделать что-то, что принесет ему тот или иной вред, иногда можно позволить это сделать. Он будет учиться на своих ошибках. Примером подобной ситуации является желание съесть горчицу и недоверие маминым словам, что она горькая.
  6. Предложите карапузу самому выбрать себе способ наказания.
  7. Крик. Такой способ является допустимым только в случае экстренного запрета какого-то действия. Но не стоит злоупотреблять этим методом, со временем малыш перестанет на него реагировать.
  8. Стульчик «для непослушных детей». Когда малыш плохо себя ведет, его сажают на такой предмет мебели, обязательно объяснив, что было сделано не так. Оставляют ребенка сидеть на стуле какое-то короткое время. Данный способ иногда практикуется в детских садах.
  9. Игнорирование детей. После плохого поступка, сделайте вид, что вы не замечаете ребенка, не разговаривайте с ним. Но не стоит слишком долго увлекаться таким способом.

Иногда я прибегаю к такому методу. Бывает достаточно нескольких минут, чтоб сын подошел ко мне, начал обнимать и просить прощения за свой проступок.

  1. Строгий взгляд. Если ваш малыш послушный и исполнительный, ему будет достаточно такого способа наказания для осознания своих ошибок.
  2. Объясняйте, в чем провинность малыша, разбирайте его проступок по деталям, совместно анализируйте его действия.

Как нельзя поступать

Важно, чтоб родители знали, как наказать ребенка, чтобы не нанести серьезный вред его психике.

Беда в том, что молодые и неопытные мамы и папы зачастую допускают ошибки, что приводит к обострению ситуации, иногда наносит серьезный вред психологическому здоровью малыша.

Вы должны учитывать, что неправильное наказание приводит к замкнутости ребенка, к частым протестам, нежеланию общаться с родителями, трудностями в учебе, в дальнейшем и в жизни.

  1. Не следует унижать малыша. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, тем более не обзывайте его.
  2. Нельзя наказывать карапуза такими мерами, как лишение еды, воды, обливание холодной водой, стояние коленями на крупе.
  3. Одновременно за ряд провинностей. Не нужно сразу принимать меры за несколько проступков, лучше выбрать самый серьёзный.
  4. Не применяйте публичное наказание. Такое действие приводит к серьезной психологической травме и боязни людей в будущем.
  5. Если уже высказались о наказании, не забирайте свои слова назад. Так вы только потеряете весь авторитет в глазах ребенка, и он перестанет серьезно относиться к вашим словам.
  6. Не стоит говорить малышу, что вы подумаете над способом наказания и озвучите его на следующий день. Карапуз будет сутки находиться в тяжелом нервном напряжении, а это ни к чему хорошему не приведет.
  7. Никогда , чтобы он не сделал.

Родители могут сталкиваться с ситуациями, в которых будет возникать вопрос, можно ли наказывать ребенка за совершение какого-то конкретного проступка? Малыша нужно пожурить, если он намеренно ведет себя так, как было запрещено.

В каких же случаях наказания недопустимо:

  • за проявление стандартных эмоций ревность к младшему братику, зависть чужим вещам;
  • если малыш познает окружающий мир: прыгает по лужам, разбирает предметы на детали;
  • не может сходить на горшок , за слабую память, за повышенную активность;
  • за проявления неврологических заболеваний;
  • за поступки по неосторожности, например, пролитый чай на ковер.

Родители должны учитывать некоторые особенности применяя наказание.

  1. Наказывайте моментально. Например, после совершенной провинности, сразу поставьте в угол, а не лишайте завтрашнего похода в кинотеатр.
  2. Наказание должно быть соизмеримым проступку.
  3. Ребенок должен чувствовать, что его ругают. Не делайте никаких поблажек, например, поставив малыша в угол, не разрешайте брать с собой плюшевого медведя или любимую машинку.
  4. Наказание не должно быть слишком длительным.
  5. Не угрожаете малышу тем, что не сможете осуществить.
  6. Всегда разъясняйте, что именно оказалось плохим поступком.
  7. Не наказывайте в присутствии чужих людей.
  8. Не угрожайте ребенку наказанием, не говорите, что за ним придет Бабайка или Серый Волк.
  9. Соблюдайте полное спокойствие, не жалейте малыша, не идите на уступки.
  10. Не забывайте лишний раз похвалить ребенка за совершение правильных действий.
  11. Рассказывайте малышу, какие поступки хорошие, какие плохие.
  12. Очень важно, чтобы ваше мнение полностью совпадало с мнением второго родителя.
  13. Сами станьте положительным примером для подражания.
  14. Всегда учитывайте темперамент и возрастные особенности малыша.
  15. Не срывайтесь на ребенке, если у вас плохое настроение.

Теперь вы знаете, какими способами и когда можно применять наказание. Помните, какие моменты нужно учитывать в этих ситуациях и как недопустимо себя вести. Выбирайте единую модель воспитания и следуйте ей совместно с другими членами вашей семьи. Желаю вашему малышу расти в здоровой атмосфере, быть послушным и жизнерадостным!