Показатели соматического состояния при психозах. Выделяют три вида здоровья: физическое(соматическое), психологическое и социальное Что включает в себя термин соматические показатели

Стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания у его матери, являясь как бы пусковым механизмом этого процесса. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний. Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и для родителей, в первую очередь матерей.
Согласно литературным данным (В. А. Вишневский, 1985, 1987; М. М. Кабанов, 1978; B. B. Ковалев, 1979, 1982; Р. Ф. Майрамян, 1974, 1976; В. Н. Мясищев, 1960) и нашим наблюдениям, соматические заболевания у родителей больных детей имеют следующие особенности. Матери больных детей жалуются на колебания артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции. Чем старше становится ребенок, т. е. чем длительнее психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья. Возникают: расстройства менструального цикла и ранний климакс; частые простуды и аллергия; сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания; выраженное или тотальное поседение; проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом (Р. Ф. Майрамян, 1976). Наши наблюдения свидетельствуют о том, что матери больных детей часто жалуются на общую усталость, отсутствие сил, а также отмечают состояние общей депрессии и тоски.
Безусловно, физическая нагрузка у родителей таких детей чрезвычайно велика, особенно это касается родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом (постоянная физическая помощь ребенку при его перемещении по дому, еженедельная перевозка ребенка различными видами общественного транспорта из дома в школу и назад при отсутствии надлежащих вспомогательных средств). Трудности, с которыми сталкиваются родители умственно отсталых детей, имеют свою специфику, так как ежедневное сопровождение ребенка в школу (если это не школа-интернат) и домой в большом мегаполисе занимает много времени и в некоторых случаях соответствует во временнóм отношении целому рабочему дню.
Тем не менее при наличии огромной физической нагрузки, которая, несомненно, истощает силы и влияет на соматическое состояние родителей, психологический фактор и ничем не измеримая тяжесть переживаемого играют первостепенную роль. Как известно, «патогенно то переживание, которое занимает значимое место в системе отношений личности к действительности» (Н. И. Фелинская, 1982, с. 16). Для родителей больных детей в первую очередь патогенными являются перечисленные ранее психологические особенности развития их детей: признаки интеллектуального недоразвития, внешнее калечество, двигательные и речевые нарушения. «Шоковые травмы, равно как и пролонгированные травмы, обычно задевают аффектологические регистры психического аппарата и вызывают расстройства в виде эмоциогений» (А. Д. Зурабашвили, 1982, с. 14). Чувства страха, неуверенности в себе, различные формы депрессий - все эти болезненные состояния родителей являются не только ответной реакцией их личности на травмирующее переживание, но и ответной защитной реакцией всего их организма.
Среди осложнений или отдаленных последствий перенесенного стресса некоторые авторы усматривают возможность изменения нервно-психической реактивности организма родителей «вследствие повышения психогенной „ранимости“ даже после однократно перенесенного психогенного заболевания и возможность возникновения резидуальных невротических состояний» (B. B. Ковалев, 1982, с. 12).
Особо значимым в данном контексте является воздействие на отдельных матерей повторных психотравм, уже не связанных непосредственно с состоянием здоровья и особенностями развития их ребенка. К таким травмам могут относиться как достаточно легкие - конфликты в транспорте или в магазине, конфликт с начальством, увольнение с работы, ссора с родственниками, страх перед исключением ребенка из учебного учреждения по причине неуспеваемости, так и более тяжелые - уход мужа в другую семью, развод, смерть близкого человека. Новая травмирующая ситуация оценивается такими родительницами как более тяжелая, длительная и глубокая. Они как бы принимают от жизни удар за ударом, и каждый новый травмирующий их психику стресс низвергает их все ниже и ниже. Повторное внешнее воздействие даже другого характера - «второй удар», по А. Д. Сперанскому (1955 1), - способствует выявлению тех нарушений, которые имели место при прошлых болезненных состояниях, а также следов давних психических травм, не приведших в момент своего действия к развитию болезненных реакций.
Оказывается, что отзвучавшие системы переживаний при определенных условиях могут иметь влияние на переживания данного момента. Важнейшими из этих условий являются степень завершенности отключенной системы переживаний и ее эмоциональная значимость. По мере взросления больных детей переживания их матерей могут лишь несколько сглаживаться, и то не всегда, однако это вовсе не означает, что переживание завершается и отключается от настоящего, как это имеет место в некоторых случаях у больных неврозами.
Соприкосновение с сигнальным раздражителем, которым может быть любой из приведенных выше факторов, вызывает повторение болезненного эмоционального переживания. Сигнальный раздражитель частично возобновляет ранее пережитую систему, актуализируя лишь эмоциональный фон, в то время как интеллектуальный смысловой компонент пережитой системы не воспроизводится в сознании. Длительная психотравма ведет к нарушению эмоциональной регуляции и смещению уровней аффективного реагирования.
В результате перенесенных психотравм у матерей этой категории могут развиться различные соматические заболевания. Ведущей подсистемой, объединяющей биологический уровень адаптации (гипоталамический, нейродинамический уровень) и психологические процессы защиты, является эмоция. При развитии психогенного процесса дезадаптационные механизмы проявляются в различной последовательности и в зависимости от того, в каком звене эмоциональной системы имело место перенапряжение. На уровне психологической защиты (эмоционально-социальный стресс) это приводит к развитию невротических состояний.
«Однако при развитии психосоматических процессов выступает обратное соотношение - эмоционально-социальный стресс нейтрализуется процессами психологической защиты, невротизация не развивается, а перенапряжение суммируется и проявляется в дезадаптации физиологического уровня реагирования - гипоталамической дезинтеграции, приводящей к соматической дезадаптации» (Н. А. Михайлова, 1982, с. 33). Это обусловливает формирование порочного круга, что в дальнейшем может привести к вторичной невротизации - реакции личности на болезнь.

Л. Г. Букина, Н. Н. Тятенкова

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время приобретает большую значимость. Эта проблема многогранна, так как на здоровье человека влияют экологические, социально-экономические условия жизни, а также биологические факторы (пол, конституция и др.). Одним из подходов к прогнозированию здоровья является оценка психосоматической конституции человека. Адаптационные возможности и предрасположенность к различным заболеваниям коррелируют с принадлежностью к определенным конституциональным типам . Конституциональный тип - это интегральный показатель, характеризующий физические и функциональные возможности организма человека. Морфологическим выражением конституции является соматотип . Основываясь на его знании, можно достаточно точно прогнозировать темпы созревания и старения организма, особенности реактивности на разнообразные воздействия внешней среды .

Цель настоящего исследования состояла в изучении взаимосвязи уровня соматического здоровья девочек 12-13 лет с принадлежностью к определенному соматотипу.

Материал и методы

Исследование проведено на школьницах 12-13 лет, проживающих в г. Ярославле. Общее количество детей, участвовавших в исследовании, составило 506 человек. В ходе работы были проведены измерения длины тела (ДТ, см), массы тела (МТ, кг), окружности грудной клетки во время паузы (ОГК, см), частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.), артериального давления систолического (АДС, мм рт. ст.) и диастолического (АДД, мм рт. ст.), жизненной емкости легких (ЖЕЛ, мл) и мышечной силы рабочей руки (МСР, кг). Были рассчитаны следующие индексы: весо-ростовой индекс (ВРИ) - соответствие массы тела длине, которое оценивалось по центильным таблицам; жизненный индекс ЖИ=ЖЕЛ:МТ(мл/кг);силовой индекс

СИ=МСР:МТ (%); индекс Робинсона ИРоб=(ЧССхАДС): 100 (усл. ед.); индекс Руфье (ИРуф) - реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (30 приседаний за минуту).

Определение уровня соматического здоровья, под которым понималась количественная характеристика функционального состояния организма, проводилось по методу Г. Л. Апанасенко . Общая оценка соматического здоровья определялась путем перевода количественных показателей (индексов) в баллы, их сумма соответствовала определенному уровню аэробного энергопотенциала.

Деление подростков на группы микро-, мезо- и макросоматиков проводили по схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бахрака. Соматотип оценивали по сумме номеров центильных интервалов, полученных для длины, массы тела и окружности грудной клетки: МТ+ДТ+ОГК. У микросомати- ков сумма коридоров центильных таблиц не превышала 11, у мезосоматиков находилась в пределах от 11 до 15, у макросоматиков - выше 16 .

Все показатели были статистически обработаны с вычислением средних величин, ошибки среднего, коэффициента Стьюдента, был проведен корреляционный анализ при уровне значимости р<0,05.

Результаты и их обсуждение

Анализ соматотипов в обследованной группе показал, что наибольший удельный вес имеют школьницы с мезосоматотипом (70,4 %), девочки с микро- и макросоматотипом встречаются значительно реже (17,5 % и 12,1 % соответственно). Средние значения морфофункциональных показателей в общей выборке, а также у девочек с разными соматотипами приведены в табл. 1.

Таблица 1

Морфофункциональные показатели девочек 12-13 лет

Показатель Микросоматотип Мезосоматотип Макросоматотип Вся выборка р<0,05
1 2 3
МТ, см 37,5±0,7 44,8±0,3 55,0±0,6 44,8±0,3 1-2;1-3;2-3
ДТ, кг 146,5±1,1 155,3±0,3 161,8±0,6 154,5±0,4 1-2;1-3;2-3
ОГК, см 67,6±0,5 74,5±0,3 82,6±1,0 74,3±0,3 1-2;1-3;2-3
ЧСС, уд/мин 80,2±1,2 82,7±0,6 85,4±1,2 82,6±0,5 1-2;1-3;2-3
АДД, мм рт. ст. 69,3±0,7 67,4±0,4 68,2±0,9 67,8±0,3 1-2
АДС, мм рт. ст. 106,5±1,0 105,3±0,5 105,9±1,2 105,6±0,4 -
ЖЕЛ, мл 2264,0±38,1 2331,6±21,3 2422,1±65,8 2330,6±18,3 1-3
МСР, кг 20,6±0,5 20,2±0,2 20,0±0,6 20,3±0,2 -
ЖИ 61,8±1,4 52,5±0,5 44,5±1,4 53,2±0,5 1-2;1-3;2-3
СИ 55,9±1,5 45,6±0,6 36,3±1,0 46,3±0,6 1-2;1-3;2-3
ИРоб 85,4±1,5 87,2±0,7 90,4±1,7 87,3±0,6 1-3; 2-3
ИРуф 10,5±0,4 11,1±0,2 11,9±0,5 11,1±0,2 1-3
ВРИ -1,2±0,09 -0,8±0,03 -0,2±0,05 -0,8±0,03 1-2;1-3;2-3

Одним из важнейших показателей состояния здоровья детей и подростков является физическое развитие, для характеристики которого в первую очередь измеряют и оценивают антропометрические показатели. Результаты обследования выявили, что в исследуемой группе школьниц средние значения длины тела, массы тела и окружности грудной клетки находятся в пределах средней возрастной нормы. Анализ с учетом соматотипа свидетельствует, что у девочек с микросоматическим телосложением преобладают значения ниже среднего, в то время как у макросоматиков - выше среднего и высокие. Для девочек с микро- и мезосоматотипом характерна средняя степень весоростового соотношения, а подростки-макросоматики по этому же показателю относились к категории выше среднего. Согласно традиционному подходу оценки физического развития, девочки-микросоматики имеют замедленный темп развития, мезосоматики - нормальный, а макросоматики - ускоренный. Внимание специалистов привлекают в этом случае подростки с отклонениями в темпах развития от нормального. В наблюдаемой выборке это 29,6% школьниц.

Важным показателем физического развития является жизненная емкость легких. Оценка полученных результатов выявила тенденцию увеличения абсолютных значений ЖЕЛ по мере усиления крепости телосложения. Иная картина наблюдается, если рассмотреть этот показатель в расчете на 1 кг массы тела. Расчет жизненного индекса как одной из наиболее важных составляющих соматического здоровья показал, что подростки микросоматического типа имели самое высокое значение этого показателя (табл. 1), который оценивался выше среднего. Среднегрупповые значения ЖИ у мезосоматиков соответствовали среднему уровню, а у - макросома- тиков - низкому. Следовательно, девочки с мик- росоматическим типом, которые по основным показателям физического развития (массе тела, росту и ОГК) могут быть отнесены к группе с замедленным физическим развитием, функционально развиты лучше своих сверстниц с более высокими антропометрическими показателями.

Сопоставление среднегрупповых данных по мышечной силе руки у девочек разного сомато- типа не выявило достоверных различий, в то время как значения силового индекса, характеризующего отношение силы руки к массе тела, достоверно выше у девочек-микросоматиков и оценивались как высокие. Мезосоматики показали средние значения, у макросоматиков СИ определялся как низкий.

В исследуемой группе школьницы микросо- матического телосложения имеют более низкие значения частоты сердечных сокращений и высокий уровень диастолического артериального давления (табл. 1). У макросоматиков отмечаются достоверно более высокие значения ЧСС. Это означает, что в данном случае сердечная мышца работает в наименее экономном режиме и диапазон компенсаторных возможностей организма ограничен . Достоверных различий в значениях АДС между девочками с разными соматоти- пами не выявлено.

Наиболее ценным критерием энергопотенциала организма является состояние резервов сердечно-сосудистой системы. Один из важнейших показателей этого резерва - индекс Робинсона, который характеризует систолическую работу сердца. Чем ниже индекс Робинсона в покое, тем выше максимальные аэробные способности и, следовательно, уровень соматического здоровья индивида . Полученные нами данные свидетельствуют, что в группе микросоматиков

Индивидуальная оценка уровня соматического здоровья приведена в табл. 2.

Так, среди дево чек микросоматического типа чаще встречались лица со средним уровнем соматического здоровья, чем у мезо- и макросоматиков. Группу с са мым неблагоприятным уровнем составили подростки макросоматического типа, среди которых ных соматических группах школьниц.

Следовательно, макросоматиков, имеющих высокие значения ИРоб, можно отнести к группе лиц с пониженными функциональными резервами сердечно-сосудистой системы. Полученные данные совпадают с результатами обследования подростков г. Магадана , согласно которым у подростков-макросоматиков снижены показатели физического состояния и резервы сердечно-сосудистой системы. Индекс Руфье отражает адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы в ответ на дозированную физическую нагрузку. У детей всех со- матотипов ИРуф показал ниже среднего уровень резерва функций сердечно-сосудистой системы. Достоверно лучшие результаты отмечены у школьниц с микросоматическим телосложением.

Соматическое здоровье является интегральным показателем, для его оценки используют ряд индексов. Средние значения соматического здоровья во всей выборке можно охарактеризовать как низкие. Однако подростки с разными типами телосложения достоверно отличаются по уровню соматического здоровья (рис.1).Девочки-микросоматики имеют более высокий балл при определении соматического здоровья, которое оценивалось ниже среднего, в то время как у мезо- и макросоматиков - как низкое.

Рис. 1. Уровень соматического здоровья у девочек с разным соматотипом

Таблица 2

Уровень соматического здоровья девочек в зависимости от соматотипа (количество обследованных, %)

Соматоскопические (описательные) показатели – это данные наружного осмотра. Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии ребенка:

– типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности;

– наличии функциональных или патологических отклонений.

Соматоскопия включает:

а) оценку состояния опорно-двигательного аппарата;

б) определение степени жироотложения;

в) оценку стадии полового развития;

г) осмотр зубов и составление зубной формулы.

а) Состояние опорно-двигательного аппарата

Костяк

О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности, ширине плеч. Различают 3 типа костяка:

1 – тонкий или узкий, характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней.

2 – коренастый или широкий, характеризуется широкими плечами, большими размерами кистей и ступней.

3 – средний, занимает промежуточное положение (промежуточный).

Позвоночник

Различают нормальный, лордотический, кифотический типы позвоночника.

Нормальный позвоночник в сагиттальной плоскости имеет S-образную форму. Шейная и поясничная кривизны невелики и обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад.

Для лордотического характерна малая шейная кривизна и резко выраженная поясничная.

У кифотического позвоночника обе кривизны и выпуклость резко выражены.

К деформациям позвоночника относятся право- и левосторонние сколиозы разной степени. Виды сколиоза: грудной, общий, левосторонний, S-образный.

При сколиозе I степени отмечается слабовыраженная ассиметрия плеч, лопаток. Дефект не имеет стойкого характера, при напряжении мускулатуры выпрямляется.

Сколиоз II степени характеризуется устойчивым искривлением вправо или влево, наличием мышечных компенсаторных валиков.

При III степени отмечаются глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки.

Начинающиеся изменения позвоночника можно обнаружить следующим способом: пальцем с нажимом проводят по верхушкам остистых отростков позвонков, а затем по образующейся сплошной красной полосе судят об изменениях в изгибе позвоночника.

Виды осанки: нормальная, сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная.

Комбинированный визуально-инструментальный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата

Комбинированный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников при массовых осмотрах включает в себя:

    визуальное выявление нарушений осанки (модификация теста Е.Рутковской, Польша);

    тест для выявления нарушений осанки;

    визуальное выявление истинного сколиоза (методика Центрального института травматологии и ортопедии им. Н.Н. Пирогова);

    плантографию в скрининг-модификации для выявления продольного плоскостопия (методика А.В. Сидоровой).

1) Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных особенностей физиологической осанки у детей и подростков; осанка с возрастом меняется, в связи с чем, нельзя использовать в качестве образца осанку, признанную правильной для взрослых. В процессе формирования осанки создаются варианты типичных (привычных) для того или иного возраста осанок, которые не следует считать неправильными, если они отличаются от образца так называемой “идеальной” осанки. Тест учитывает также, что оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей требует не только статического, но и динамического исследования (стоя и при ходьбе).

Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их.

Например, черты нормальной осанки детей дошкольного возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль). При этом линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.

Характерными чертами нормальной осанки для детей школьного возраста являются: голова незначительно наклонена вперед к корпусу, плечи не выдвинуты вперед, на уровне груди небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно, поясничный лордоз постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но менее выражено, чем у детей 6-7 лет. Ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная (Х-образная) - расстояние между стопами при осмотре в фас до 2 см (2 пальца); у мальчиков - прямая или незначительно варусная (О-образная) - расстояние между голенями при осмотре в фас до 2 см (2 пальца). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей в возрасте 10 лет. Тестовое обследование выявления нарушения осанки проводится медицинской сестрой дошкольного учреждения или школы.

Обследование осуществляется следующим образом: зная особенности нормальной осанки детей обследуемого возраста, медсестра осматривает ребенка и отвечает на 10 вопросов теста, подчеркивая “ДА” или “НЕТ” в тестовой карте каждого ребенка. Исследование проводится в положении стоя (ребенок раздет до трусов), но без стремления заставить обследуемого стоять прямо - ребенок должен принять естественную, привычную для него позу.

Порядок осмотра:

    осмотр в фас, руки вдоль туловища - определяется положение головы, шеи, симметрия плеч, ключиц, деформация грудной клетки, равенство треугольников талии, форма ног (нормальная, О - и Х-образная), симметрия таза.

    осмотр сбоку, поза, как при осмотре в фас, - определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.

    осмотр со спины (поза сохраняется) - симметрия плеч, углов лопаток. Равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О- и Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).

    в конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления нарушений в походке.

2) тест для выявления нарушений осанки

ТЕСТОВАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью

2. Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, таз установлены несимметрично

3. Выраженная деформация грудной клетки - грудь “сапожника”, впалая, “куриная”

4.Выраженное увеличение или уменьшение

физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза

5. Сильное отставание лопаток (“крыловидные” лопатки)

6. Сильное выступание живота (более 2-х см от линии грудной клетки)

7. Нарушение осей нижних конечностей (О - образные или Х-образные)

8. Неравенство треугольников талии

9. Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния

10.Явные отклонения в походке: прихрамывающая, “утиная” и др.

С помощью данного теста оценка осанки проводится по следующим градациям:

1. Нормальная осанка для данного возраста - отрицательные ответы на все вопросы.

2. Незначительные нарушения осанки - положительные ответы на один или несколько вопросов от номера 3, 5, 6, 7 включительно. Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача дошкольного учреждения или школы.

3. Выраженные нарушения осанки - положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9,10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

3) тест для выявления истинного сколиоза

В последние десятилетия у детей все чаще диагностируется истинный сколиоз. Следует отметить, что такими сколиозами можно считать только те, которые сопровождаются торсией. Торсия (torsia) - поворот позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного, структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед. Наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется ассиметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявления торсии позвоночника осмотр следует проводить в двух проекциях: спереди и сзади.

При осмотре сзади , наклоняя туловище ребенка от себя, можно обнаружить торсию грудопоясничного и поясничного отделов.

При осмотре спереди, наклоняя туловище ребенка к себе, можно обнаружить торсию верхнегрудного и грудного отделов.

Данное тестовое обследование проводится врачом или фельдшером дошкольного учреждения или школы. Все дети с подозрением на сколиоз должны быть направлены к ортопеду.

Формы грудной клетки: плоская, цилиндрическая, коническая и смешанная.

4) плантография

Стопа - орган опоры и передвижения. Различают нормальную, (сводчатую), уплощенную и плоскую.

Плантография - метод получения отпечатков стопы. Для получения отпечатков используют различные красящие вещества и плантограф.

Плантографпредставляет собой рамку высотой 2 см и размером 40x40 см, на которую натянуто полотно или мешковина. Поверх его натягивается полиэтиленовая пленка. Полотно с помощью ватного тампона смачивается чернилами для авторучки или штемпельной краской, разведенными водой 1:1. на пол, под окрашенную сторону плантографа, кладется чистый лист бумаги. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп - плантограмму. При получении плантограммы стоп необходимо следить, чтобы обследуемый стоял на двух ногах с равномерной нагрузкой. При раздельном получении отпечатков (у старших школьников при больших размерах стопы) одна нога ставится на середину плантографа, другая рядом с плантографом, на пол. Для получения четкого отпечатка пальцев стоп медицинской сестре необходимо при исследовании слегка прижимать к полу пальцы ног обследуемого. Отпечаток подписывают и высушивают, а затем его обрабатывают.

Для массовых обследований дошкольников и школьников наиболее удобна оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца с соавторами и Штритера.

Обработка плантограммы

По методу Яралова - Яролянцазаключение о состоянии свода стопы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке (рис. 2).

Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца.

Нормальная стопа характеризуется умеренной высотой подошвенного свода. Опорная поверхность занимает менее 1/3 подошвенной поверхности, контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает линии, проведенные из середины пятки.

Рис. 2 Оценка плантограммы

А – нормальная стопа;

Б - уплощенная стопа;

В - плоская стопа.

При определении уплощенности стопы следует различать 3 степени:

1 степень - небольшое уплощение стопы.

2 степень - умеренное плоскостопие.

3 степень - выраженное плоскостопие.

При уплощении стопы первая линия расположена внутри отпечатка, при плоской стопе обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы (рис. 2).

При увеличении высоты свода стопы (экскавации) также различают 3 степени:

1 степень - опорная поверхность занимает менее 1/3 (небольшая экскавация (углубление));

2 степень - в большей степени увеличена высота свода стопы (заметная экскавация);

3 степень - очень высокий свод стопы (выраженная экскавация).

Дети с уплощенной, плоской стопой и выраженной экскавацией должны быть направлены на консультацию к ортопеду. Тестовое обследование и оценку плантограммы проводит медицинская сестра дошкольного учреждения или школы. Плантограммы должны храниться в “Медицинской карте ребенка” (ф. № 026/у) или в “Истории развития ребенка” (ф. № 112/у).

По методу Штритера на полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы. Из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы, (рис. 3). Затем вычисляют процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей его длине (а+б).

Если перешеек составляет до 50 % длины перпендикуляра - стопа нормальная, 50-60 % - уплощенная, свыше 60 % - плоская.

Быстрота получения отпечатков и простота последующей обработки позволяют использовать этот способ при массовом обследовании детей.

Рис. 3. Схема отпечатка стопы.

а - ширина перешейка ; а+б – ширина стопы .

Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко.

При нерезко выраженных формах деформации свода стопы (плоскостопие 1 степени) субъективные жалобы, как правило, отсутствуют. Однако для своевременного назначения ортопедических мероприятий имеет значение выявление именно данных форм. Ведущую роль в этом должны играть массовые профилактические осмотры, в процессе которых решается вопрос о направлении ребенка к ортопеду. В педиатрической практике, особенно при массовых обследованиях, состояние свода стопы чаще всего определяется путем осмотра. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. При нормальной стопе перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии, строго перпендикулярно к поверхности опоры. При уплощенной стопе перешеек широкий, линия его наружного края несколько выпуклая, вертикальные оси также перпендикулярны поверхности опоры. При плоской стопе перешеек занимает почти всю ее ширину, часто ось пятки с осью ахиллова сухожилия образует угол, открытый кнаружи. Но метод осмотра не может быть признан достаточно объективным для диагностики продольного плоскостопия.

Формы ног: нормальная, X-образной и О-образная.

При определении данного показателя обследуемый ставит пятки вместе и стоит, выпрямившись. При нормальной форме ноги соприкасаются в области коленных суставов. При О-образной - коленные суставы не касаются, при X-образной - один коленный сустав заходит за другой.

б) Определение степени жироотложения

Степень жироотложенияколеблется в значительных пределах и свидетельствует об упитанности обследуемого. Определяется по выраженности рельефа костей и толщине подкожного жирового слоя (жировая складка).

Толщину жировой складки измеряют тупыми концами скользящего циркуля, прозрачной линейкой. Более достоверные результаты могут быть получены при использовании специального прибора для определения толщины жировой складки - калипера.

Необходимо учитывать неравномерность распределения жировой клетчатки в связи с возрастными и половыми обстоятельствами.

В соответствии с результатами обследования могут быть выявлены нормальное, избыточное и недостаточное отложение жировой ткани. В некоторых случаях отложение жира может быть непропорциональным.

Измерение кожно-жировых складок (КЖС) производится с помощью калипера, обеспечивающего стандартное давление на КЖС 10 г/мм 2 . Толщину кожно-жировой складки измеряют на правой стороне тела в четырех стандартных точках: на уровне средней трети плеча над двуглавой мышцей и трехглавой мышцей, на уровне нижнего угла правой лопатки и в правой паховой области на 2 см выше середины паховой связки.

Исследователь захватывает двумя пальцами левой руки участок кожи: на конечностях 2-3 см, на туловище до 5 см, не вызывая болезненных ощущений у обследуемого, слегка ее оттягивает и накладывает на образовавшуюся складку ножки калипера, фиксируя толщину складки. Складку надо брать быстро, так как при длительном сжатии она утончается. Складка должна быть по толщине равномерной. Измерения производят с точностью до 1 мм. Рассчитывается средняя толщина кожно-жировой складки.

При измерении калипером сжатие складки регулируется силой пружины самого прибора. При измерении прозрачной линейкой сила сжатия определяется естественным тургором тканей – складка должна захватываться плотно, но без сдавления тканей. Результат дается в миллиметрах, который затем следует сравнить с табличными данными.

в) Оценка стадии полового развития

Начиная с 10 - 11 лет у мальчиков и с 9 - 10 лет у девочек, при оценке физического (точнее биологического) развития не­обходимо учитывать степень полового созревания.

Степень полового развития является неотъемлемой частью характеристики физического развития и определяется по совокупности развития вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечных впадинах, кроме того, у девочек по развитию грудной железы и времени появления менструаций, а у юношей - по развитию волосяного покрова на лице, кадыка и мутации голоса. Развитие этих признаков различают по стадиям.

Вторичные половые признаки развиваются в определенной последовательности.

У мальчиков половое созревание начинается с изменения (мутации) тембра голоса (Vox), затем отмечается оволосение лобка (Pubis), далее увеличение щитовидного хряща гортани (Larinx), оволосение подмышечных впадин (Axillaris) и лица (Facies). Подмышечное оволосение начинается при достижении 2-3 стадии оволосения лобка, оволосение лица начинается при II стадии - оволосения подмышечных впадин.

У девочек половое созревание начинается с развития грудных желез (Mamma), позднее наступает оволосение лобка (Pubis) и подмышечных впадин (Axillaris). Ведущим критерием полового созревания девочек является становление менструальной функции (Menses), в частности возраст установления первой менструации. Появление menses (Me) обычно происходит при развитии грудных желез до III стадии, оволосение лобка до II стадии и начальных стадиях подмышечного оволосения. Регулярный менструальный цикл (Мез) устанавливается у здоровых девочек при III стадии развития грудных желез и лобкового и подмышечного оволосения. Нерегулярный менструальный цикл обозначается Me.

Сложение стадий развития, всех вторичных половых признаков дает общий балл полового развития (БПР).

Стадии развития волос на лобке (Pubis):

Стадия 0 (Р0) - отсутствие волос;

Стадия 1 (Р1) - единичные короткие;

Стадия 2 (Р2) – волосы в центре лобка, густые, умеренные;

Стадия 3 (РЗ) - на всем треугольнике лобка, густые, длинные;

Стадия 4 (Р4) - на всем треугольнике лобка, густые, длинные, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и вверх по белой линии живота (мужской тип оволосения).

Стадии развития волос в подмышечной впадине (Axillaris):

Стадия 0 (Ax 0) – отсутствие волос;

Стадия 1(Ax 1) – единичные;

Стадия 2 (Ax 2) - занимают центральный участок впадины, более густые;

Стадия 3 (Ax 3) - расположены по всей поверхности подмышечной впадины, длинные, вьющиеся.

Стадии оволосения лица (Facies):

Стадия 0 (F 0) – отсутствие волос;

Стадия 1 (F 1) - появление густого пушка над верхней губой;

Стадия 2 (F 2) - появление отдельных жестких на лице;

Стадия 3 (F 3) - наличие сформированных усов и бороды.

Стадия 2(V 2) - установившийся мужской.

Стадии развития кадыка (Larinx):

Стадия 1 (L 1) - не контурируется, но ясно выражен при пальпации;

Стадия 2 (L 2)– выступает.

Стадии развития грудных желез (Mamma):

Стадия 1 (Ma 0) – детская стадия;

Стадия 1 (Ma 1) - сосок приподнят над околососковым кружком, железы не выделяются;

Стадия 2 (Ма 2) - околососковый кружок увеличен, вместе с соском образует конус, железы несколько выделяются;

Стадия 3 (Ма З) - сосок и околососковый кружок сохраняет форму конуса, железы приподняты на большом участке;

Стадия 4 (М 4) – женская стадия, железы принимают размеры и форму свойственные взрослой женщине.

Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов, например, Ax 3 Р4у мальчиков или Ма З Ax 2 РЗу девочек и т.д. Наибольшее внимание надо обращать на развитие показателей Ма и Р;

Показатель Ax – наиболее вариабельный и потому менее надежный.

Различают 4 степени полового созревания

Стадия 1 - короткие единичные волосы на лобке и в подмышечной области; у девочек сосок поднимается над околососковым кружком.

Стадия 2 - волосы более густые и длинные, расположены в центральной части лобка и подмышечной впадины; у девочек околососковый кружок поднят, вместе с соском образует конус; у мальчиков появляется растительность на лице, "ломается голос".

Стадия 3 - волосы длинные, густые, вьющиеся, занимают треугольник лобка и всю подмышечную область; у девочек грудная железа поднята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, появляется менструация; у мальчиков более густая растительность на лице, голос низкий.

Стадия 4 - волосы густые, занимают всю область лобка и подмышечной впадины, у юношей переходит на бедра и вдоль белой линии живота, густая растительность на лице, голос низкий, у девочек грудная железа сформирована, менструации установились.

Иногда подобное сочетание признаков отсутствует. Появление первых признаков волос на лобке и в подмышечных впадинах свидетельствует о начале периода полового созревания, установление менструаций и густая волосистость о его полном наступлении.

Соматоскопия включает описательные признаки-данные наружного осмотра(развитие мускулатуры, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового созревания).

Состояние опорно - двигательного аппарата: Костяк - о его развитии судят по общему впечатлению массивности ширины плеч. Различают три типа костяка: 1/тонкий или узкий,2/средний, 3/массивный или широкий.

Позвоночник - выполняет основную опорную функцию. В норме позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении (кифозы, лордозы), так и боковые (сколиоз). В зависимости от степени искривления различают сколиоз, кифоз и лордоз I,II,III степени.

I степень- функциональные нарушения, нефиксированный дефект, исчезающий при активном напряжении мускулатуры.

II степень- стойкое искривление, не исчезающее при напряжении мускулатуры; резко выраженных деформаций позвоночника и грудной клетки нет.

III степень- резко выраженные фиксированные искривления позвоночника и деформация грудной клетки.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую, выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы, а также проводят инструментальные исследования.

При сутуловатой осанке увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены.

При лордотической осанке увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный, живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад.

При кифотической осанке увеличивается величина как шейного, так и поясничного изгиба, спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен.

Выпрямленная осанка характеризуется сглаживанием обоих изгибов, спина выпрямлена, живот подобран.

Форма грудной клетки - определяется при рассматривании в профиль и анфас. Различают грудную клетку цилиндрическую, плоскую, коническую. Грудная клетка может быть смешанной формы, встречаются патологические формы грудной клетки (куриная грудь, « грудь сапожника», другие деформации и ассиметрии).

При определении формы ног обследуемый ставит пятки вместе и стоит выпрямившись. При нормальной форме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при О - образной - коленные суставы не касаются, при Х-образной - один коленный сустав заходит за другой.

Стопа – орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Помимо осмотра применяют методы получения отпечатков стопы (плантогрфия) и рассчитываю степень уплощения стопы по методу Штритер. Для этого на полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы, из середины касательной восстановить перпендикуляр до наружного края стопы. Затем вычисляют процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей его длине (а+б). Если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра – стопа нормальная, 5-60% - уплощенная, 60%- плоская.

Развитие мускулатуры – характеризуется количеством мышечной ткани и ее упругостью.

Степень жироотложения – определяется с помощью скользящего циркуля. Кроме того, определяется по выраженности рельефа костей и по толщине подкожного жирового слоя. Существует 3 степени жироотложения: малая, средняя, большая.

Степень полового созревания – является неотъемлемой частью характеристики физического развития и определяется по совокупности развития вторичных половых признаков. (см. вопрос 38).

41.Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы). Так, например, если средний рост студентов 173 (М) ± 6 (S) см, то большинство обследованных (68–75)% имеют рост в пределах от 167 (173- 6) см до 179 (173+6) см.

Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (173 см при S = ± 6), значит рост данного студента на 8,5 см больше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S. Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше - 2,0 (очень низкое); от - 1,0 до - 2,0 (низкое); от - 0,6 до - 1,0 (ниже среднего); от - 0,5 до +0,5 (среднее); от + 0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое), больше+2,0 (очень высокое).

В нашем примере получаем частное 8,5: 6,0 = 1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке “высокий”.

Индексы физического развития . Это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т. п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные – больше. Наиболее часто встречающиеся индексы.

Ростовой индекс Брока-Бругша . Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.

Весоростовой индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350–400 г у мужчин и 325–375 г у женщин.

Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и идеальный вес. Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.

Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75)% веса, женщин – (50–60)% , спортсменов – (75–81)% , спортсменок – (60–70)% .

Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях:

В норме КП = (87–92)% . КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество в прыжках, беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.

Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181–(80+90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – как среднее, от 26 до 35 – как слабое и более 36 – как очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.

42.Оценка физического развития детей и подростков по комплексной схеме.

· Расчет паспортного возраста и определение возрастной группы.

Для расчета паспортного возраста необходимо из даты обследования ребенка вычесть дату рождения его. Вычисления начинают с определения количества дней, затем месяцев и лет.

Пример расчета

Дата обследования 10.04.02.

Дата рождения 18.06.92

Для расчета количества дней занимаем 1 месяц-30 дней и из 40 дней вычитаем 18, получаем 22дня; для определения числа месяцев занимаем 1 год-12месяцев, прибавляем к оставшимся 3месяцам и из 15 вычитаем 6месяцев, получаем 9месяцев; для расчета числа лет из 2001 вычитаем 1992 и определяем число лет -9.. Таким образом, ребенку 22 дня, 9месяцев, 9лет.

Для определения возрастной группы детей и подростков от 7 до 18 лет принят интервал 1 год. К 7 летним относятся дети от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней, к 8 летним- от 7лет 6 месяцев до 8лет 5 месяцев 29дней и т.д(Руководство, стр.59).

Ребенку 22дня, 9месяцев, 9лет, он относится к группе 10 летних.

· Оценка биологического возраста ребенка.

Оценка биологического возраста проводится путем сравнения показателей физического развития обследуемого ребенка со средневозрастными данными.

Оценка гармоничности морфо-функционального состояния.

Оценка гармоничности морфо-функционального состояния проводится путем сравнения показателей физического развития обследуемого ребенка с половозрастными нормативами. Результаты оценки должны быть представлены в таблицах отдельно для морфологических и функциональных показателей.

Для определения степени жироотложения необходимо оценить толщину кожно-жировых отложений.

Физическое здоровье (соматическое) – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловливается способностью организма к саморегулированию.

Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Степень физического здоровья человека достоверно устанавливает медицина, используя специальные дифференциально-диагностические приемы.

Показатели психического здоровья представлены рядом отечественных авторов (Громбах A.M., 1988; Тхостов А.Ш., 1993; Лебединский В.В., 1994; Карвасарский Б.Д., 1982 и др.)

С учетом жалоб на здоровье самого человека, выделяются четыре группы людей:

ü 1 -я группа - совершенно здоровые люди, жалоб нет;

ü 2-я группа - легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микро социальных факторов;

ü 3-я группа - лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астеноневротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких лиц неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);

ü 4-я группа - клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.

Переход от психологического к социальному уровню условен. На психическое здоровье воздействуют социальные факторы, семья, общение с друзьями и родственниками, работы, досуга, принадлежности к религии и т.п. Только люди со здоровой психикой чувствуют себя активными участниками в социальной системе, а само душевное здоровье принято определять как вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие.

Критерии психического здоровья основываются на понятиях "адаптация", "социализация" и "индивидуализация" (Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А.,1998).

Понятие "адаптация " включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в привычных для него геосоциальных условиях.

Социализация определяется по трем критериям , связанным со здоровьем человека.

ü Первый - связан со способностью реагировать на другого человека, как на равного себе. "Другой такой же живой, как и Я".

ü Второй критерий определен как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им.

ü Третий критерий - то, как человек переживает свою относительную зависимость от других людей. Существует для каждого человека необходимая мера одиночества, и если человек эту меру переступает, то он чувствует себя плохо. Мера одиночества - это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.

Индивидуализация, по К.Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других - один из важнейших параметров психического здоровья.

Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов нормативного человека данного общества в данный конкретный момент.

Однако можно заметить и недостаточность этих критериев для полного описания внутренней картины здоровья . Она в частности связана еще и с тем, что любой человек потенциально имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить ее (рефлексия ). Существенной особенностью рефлексивных переживаний является, то, что они возникают помимо воли и индивидуальных усилий. Они являются предпосылками духовной жизни человека, в которой, в отличие от психической жизни, результатом является переживание жизни как ценности.

Духовное здоровье человека, как подчеркивают многие психологи (Маслоу А., Роджерс К. и др.), проявляется, прежде всего, в связи человека со всем миром. Это может проявляться разнообразно - в религиозности, в чувствах красоты и гармонии, восхищения перед самой жизнью, радости от жизни.

Переживания, в которых осуществляется связь с другими людьми, соответствие конкретному идеалу человека и составляют содержание внутренней картины здоровья как трансцендентального, целостного представления о жизни.

Характеристика здоровых людей (по А. Маслоу):

1) Высшая степень восприятия реальности

2) Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле

3) Повышенная спонтанность, непосредственность

4) Более развитая способность сосредоточиться на проблеме

5) Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению

6) Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре

7) Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций

8) Более частые прорывы на пик переживаний

9) Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим

10) Улучшение в межличностных отношениях

11) Более демократичная структура характера

12) Высокие творческие способности

13) Определенные изменения в системе ценностей

Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, демократизм в поведении.

«Здоровое общество» - это то общество, где минимален уровень «социальных болезней» (Никифоров Г.С., 1999).

Социальное здоровье включает:

· социальную значимость тех или иных заболеваний в силу их распространенности вызываемых ими экономических потерь, тяжести (т.е. угрозы для существования популяции или страха перед такой угрозой);

· влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их течения и исходы (т.е. возможности выздоровления или смерти);

· оценку биологического состояния определенной части или всей человеческой популяции на основе интегрированных статистических показателей, составляющих социальную статистику.

Таким образом, перспективными направлениями психологии здоровья являются изучение механизмов здоровья, развитие диагностики здоровья (определение уровней здоровья) и пограничных состояний, отношение системы здравоохранения и профилактики к здоровым клиентам. Практическая задача – создание простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний, по формированию разнообразных профилактических программ.

Несмотря на то, что проблемы психического здоровья активно изучались отечественными психологами, психология здоровья как отдельная область знаний больше распространена за рубежом, где активнее внедряется в практику медицинских учреждений. В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление проходит стадию своего становления.