Для сенсорной комнаты. Сенсорная комната: что это и для чего нужно? Для чего нужна сенсорная комната

Что такое сенсорная комната?

Сенсорный - (от лат. сsensus - «ощущение», «чувство») означает относящийся к чувственному восприятию, ощущениям. Сенсорная комната - это организованное пространство, воздействующее на органы чувств человека: зрение, слух, осязание (и вестибулярные рецепторы), обоняние. В комнате размещается безопасное (без твердых поверхностей, острых углов) оборудование, созданное специально, чтобы стимулировать ощущения. Благодаря такой среде ребенок прислушивается к своим ощущениям, учится их контролировать. Понятие сенсорной комнаты было введено в практику Марией Монтессори - педагогом, разработавшим целую систему развивающей и образовательной среды.

Зачем нужна сенсорная комната в школе?

Во-первых, это профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников. В условиях сенсорной комнаты создается ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижается беспокойство и агрессивность, снимается нервное возбуждение и тревожность. Во-вторых, это способ развития чувственного восприятия, стимуляция правого полушария коры головного мозга. А правое полушарие отвечает за творческое мышление, воображение, интуитивное принятие решений, то есть навыки, без развития которых успешное обучение представить сложно.

Для кого предназначена сенсорная комната?

Существует миф, что занятия в сенсорной комнате показаны для особых детей, имеющих проблемы со здоровьем. Однако само предназначение комнаты - чувственное развитие - предполагает, что находиться в комнате может любой ученик. Самое главное, нужно учитывать индивидуальные особенности восприятия ребенка, а так же его желание и готовность выполнять упражнения в этой комнате. Разработчики оборудования для сенсорной комнаты и специалисты по методическому сопровождению занятий указывают на индивидуальный подход к детям, имеющим проблемы со здоровьем: астенический синдром, синдром гиперактивности, синдром эпилепсии, психоневрологические заболевания, нарушения зрения и слуха. В этих случаях требуется дополнительная консультация врача.

Что делаем в сенсорной комнате?

Сенсорная комната - это не игровая, где ребенок проводит досуг и отдыхает. Здесь проходят специальные занятия, на которых ребенок выполняет упражнения с использованием оборудования. Например, ладонями и стопами трогает разные по фактуре поверхности, или «купается» в бассейне с шариками, прислушиваясь к своим ощущениям. Один из основных методов, используемых в сенсорной комнате, релаксация (от лат. relaxatio - «облегчение», «расслабление»). Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате воздействия спокойной музыки и приглушенного света. Все упражнения организованы в игровой форме. Занятие проводит специалист, имеющий необходимые компетенции: владеющий знаниями об особенностях сенсорного восприятия, учитывающий психолого-возрастные особенности развития детей, владеющий педагогическими технологиями. Занятия по продолжительности от 15 до 20 минут, проходят как индивидуально, так и в небольших группах от 3-х человек.

Какие правила поведения в сенсорной комнате?

Для получения максимальной пользы от пребывания в «волшебной комнате» нужно соблюдать правила:

  1. При входе снимать обувь.
  2. Не приходить в комнату с симптомами заболеваний (насморк, кашель), или в состоянии болезни.
  3. Не приносить в комнату школьные принадлежности, напитки и еду.
  4. Не мешать друг другу выполнять упражнения.

Сенсорную Комнату в своей работе могут использовать разные специалисты (врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги).
В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

· снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

· активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

· стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

· развитие двигательных функций;

· создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Сенсорные комнаты можно использовать в различных учреждениях: медицинских, образовательных, психолого-педагогических и медико-социальных центрах или кабинетах психолога при каких-либо учреждениях и организациях.
В медицинских учреждениях сенсорные комнаты могут быть использованы для:

· уменьшения невротических и вегето-сосудистых реакций у больных, имеющих различные психоневрологические проблемы (неврозы и неврозоподобные состояния; резидуально-органического поражениями ЦНС);

· снятия хронических болей;

· предоперационной подготовки больных;

· подготовки женщин к родам.

Сенсорная комната - это важное лечебное средство для людей, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.
Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате возможно осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.
Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями.
В образовательных учреждениях (особенно специализированных) СК используются для:

· для педагогической коррекции детей в домах ребёнка;

· проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; с детьми с синдромом РДА;

· коррекции игровой деятельности;

· для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.)

В ППМС центрах для:

· для коррекции психического развития людей с заболеваниями нервной системы;

· реабилитации людей с повышенной агрессивностью и аномальнымповедением;

· реабилитации людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям;

· развития познавательной деятельности у людей с психоневрологическими отклонениями;

· психоэмоциональных тренингов для специалистов, работа которых связанна с острыми стрессовыми ситуациями;

· развития речи и диагностики больных с нарушениями слуха и речи.

Кроме того, сенсорные комнаты используются для организации досуга и релаксации здоровых людей - детей и взрослых. Прежде всего, это касается людей, неудовлетворенных своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией. Занятия в Сенсорной комнате с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни.

Время сеансов в сенсорной комнате 40 - 45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психотерапевтом индивидуально.
После посещения сенсорной комнаты человек должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.
Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода пациента и педагога-психолога. Занятия должны проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом пациентов и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, особенно, если необходимо достичь релаксационного эффекта.
При использовании сенсорной комнаты для проведения занятий по релаксации взрослых возможно проведение фронтальных занятий (10 - 15 человек).
С детьми занятия должны проводиться в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков. В последнем случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.
При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

МЕТОДИКИ РАБОТЫ

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств.
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.
Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме:

· осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;

· улучшают состояние иммунной системы;

· регулируют функции многих гормонов;

· задают и поддерживают ритм суточных колебаний;

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:

· КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;

· ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;

· ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует;

· ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;

· СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.

· ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.
Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.
С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.
По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д.

Поэтому, если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются различные колыбельные: “Спи, моя радость, усни” (Моцарт - Флис), “Сон приходит на порог” (Дунаевский - Лебедев-Кумач), “За печкою поет сверчок” (Островский - Петрова), “Колыбельная Светланы” и т.п.

Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: Бах И.С. “Ария из сюиты № 3”, медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. “Аве-Мария”, 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. “Каватина Нормы”; Вивальди А. “Зима”; Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, “Июнь” и “Октябрь” из цикла времена года и др.
К активизирующим музыкальным произведениям относят, например, произведения В.Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, “Рондо” из “Маленькой ночной серенады”, отрывки из оперы “Волшебная флейта”; П. Чайковского - вальсы из балетов, “На тройке” из “Времен года”, отрывок из финала 4-й симфонии; М. Глинки “Романсы”; А. Вивальди “Весна”; Л. Боккерини “Менуэт” и др.

Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.

К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию.

В зависимости от проблематики и возраста пациента используются разные приёмы и методы работы в Сенсорной комнате.
Для подбора игр и занятий можно использовать различную методическую литературу. Будет неправильно, если педагог или психолог будет видеть в предложенных играх готовые рецепты: они должны лишь служить примером и стимулом для самостоятельного творчества.

Ранний возраст.

Занятия в Сенсорной комнате являются одним из направлений медико-педагогической коррекции детей первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС.
Занятия проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах. Поощряется присутствие на занятии близкого ребёнку человека (мамы) - это снижает тревожность малыша.
Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций.
Перед началом занятий проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития, на которую и направляется основное стимулирующее действие.

I. Корректировка зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций. Для этого по очереди используются пузырьковая колонна, зеркальный шар и другие световые стимулы, подвижные конструкции (мобайлы).
Примерный ход занятия (предложен сотрудниками Ухтинского дома ребёнка):

· Светоцветовой фон выключен.

· Взять ребёнка на руки, чтобы его тело располагалось вертикально. При необходимости осуществлять поддержку спины и головы ребёнка.

· Включить колонну и поднести к ней ребёнка так, чтобы он зафиксировал её взглядом.

· Медленно поворачивая ребёнка, следя за тем, чтобы ребёнок продолжал удерживать колонну в поле зрения.

· Через некоторое время упражнение повторить (возможно 3 - 4 повторения).

· Затем выключить колонну и включить зеркальный шар.

Обратите внимание на раздел «Противопоказания»!

II. На коррекцию слуховых ориентировочных реакций.
Для этого используются различные музыкальные инструменты, погремушки, колокольчики. Важно, чтобы используемые инструменты имели звуки разной высоты и интенсивности.
Для того чтобы ребёнок научился поворачивать голову к источнику звука, в начале используйте яркие звучащие игрушки. Расположите игрушку перед ребёнком, издавая звук, перемещайте её медленно в сторону. Обращайте внимание ребёнка на то, чтобы ребёнок поворачивал голову вслед за игрушкой. Если же он её потерял, то начните сначала.

По мере того, как ребёнок начнёт обращать внимание на близкие звуки, постепенно увеличивайте расстояние между источником звука и ребёнком. Воспроизводите звук из разных мест комнаты.

III. Для развития тактильных ощущений.
Применяются предметы различной формы из разного материала.

· Если ребёнок не берёт предмет в руку, то аккуратно разожмите его кулачок и вложите ему игрушку, массажный валик или шарик.

· Возьмите руку малыша, слегка потрясите, расслабляя её. Погладьте открытой ладошкой ребёнка разные предметы на тактильной панели (по очереди правой и левой рукой).

· Когда ребёнок начнёт брать предметы в обе руки, предлагайте ему шарики, поднесите его к колонне и помогите обнять её ладошками. Малыш почувствует лёгкую вибрацию, а пузырьки привлекут его внимание.

IV. Для развития эмоциональной сферы.
На первом году непосредственное эмоциональное общение ребёнка со взрослым является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребёнка положительными эмоциями. Общайтесь с ребёнком ласково, улыбкой и нежным словом поощряйте выполнение им действий.

Использование Сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребёнком, а этот этап является начальным во всей психокоррекционной работе.

V. Развитие общей моторики.
В Сенсорной комнате удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкие маты на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребёнок защищён во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижений малыша.

Дошкольный возраст.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.

Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания.

Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.

Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.

Можно выделить два направления в данной работе:

· Развитие рецепторов, содержащихся в коже;

· Развитие рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях.

Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы. Как дополнение, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши).

На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев. Они дают возможность освоения новых ощущений, что особенно важно для слабовидящих и слабослышащих детей.

Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками - великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата.

В Сенсорной комнате можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в “Волшебный мешочек”. В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию. Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка не глядя достать резинку, карандаш, ручку. Для детей, имеющих проблемы внимания, не стоит класть в мешочек много предметов. Для начала можно положить один предмет и попросить на ощупь угадать, что это такое.

Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным (сказочным) эффектом обладают световые стимулы.

Подростковый возраст.

Спектр работы с данной возрастной категорией довольно широк. Подростки часто недоверчиво относятся к взрослым, поэтому необходимо вначале работы над любыми проблемами наладить с ними отношения. Сенсорная комната создаёт безопасную, дружественную обстановку, которая как раз способствует созданию таких доверительных отношений. Перед началом работы в Сенсорной комнате или на начальных её этапах необходимо выяснить интересующие подростка темы, предпочтительную музыку. От этого будет зависеть дальнейший выбор оборудования для работы.

В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.

5. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. -М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001.

Очиева Яна Юрьевна

Сенсорная комната (в литературе встречаются и другие названия: Комната психологической разгрузки / Комната релаксации / Комната "Снузлин" / Мультисенсорная комната) представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната (СК) является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка СК способствует нормализации психического состояния у людей.

Размышляя о будущем свой школы, мне захотелось привнести в неё что-то новое и в тоже время важное и действительно необходимое. Я решила, что сенсорная комната необходима в каждой школе будущего, поскольку ученикам и сотрудникам очень важно правильно расслабляться, отдыхать, и более того, получать от этого пользу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Школа нашей мечты»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

( Сенсорная комната)

Ученица 10 «Б» класса

МОУ СОШ №1

ХМАО-Югра

628240

Тюменская область

Г. Советский

Ул. Орджоникидзе д.13 кв.

Руководитель: Симигук Елена Ивановна

Учитель технологии

МОУ СОШ №1

Ул. Гастелло д.24

г. Советский

2011

Аннотация

I Введение…………………………………………………………………………. 3

II Основная часть…………………………………………………………...…….. 4

1.История создания сенсорных комнат…………………………...........................4

2.Области применения сенсорной комнаты……………………………….….......4

3. Ресурсная база…………………………………………………………….……. 5

4. Методики работы в сенсорной комнате …………….………………...……….7

5. Социальная значимость сенсорной комнаты……….……………….….………9

6. Экономическое обоснование……………………………..……………………...10

III. Заключение………………………………………………………………………11

IV. Литература……………………………………………………………………... 12

V. Приложение………………………………………………………………..……. 13

Аннотация

Сенсорная комната (в литературе встречаются и другие названия: Комната психологической разгрузки / Комната релаксации / Комната "Снузлин" / Мультисенсорная комната) представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната (СК) является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка СК способствует нормализации психического состояния у людей.

Размышляя о будущем свой школы, мне захотелось привнести в неё что-то новое и в тоже время важное и действительно необходимое. Я решила, что сенсорная комната необходима в каждой школе будущего, поскольку ученикам и сотрудникам очень важно правильно расслабляться, отдыхать, и более того, получать от этого пользу.

I. Введение

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сенсорные комнаты используются в медицинской и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:

Обучение на основе сенсорной стимуляции,

Психотерапия.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует:

Улучшению эмоционального состояния;

Снижению беспокойства и агрессивности;

Снятию нервного возбуждения и тревожности;

Нормализации сна;

Активизации мозговой деятельности;

Ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Сенсорные комнаты используются в работе как со взрослыми, так и с детьми. Отсутствие опасных предметов, "мягкий пол и стены" дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.

Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.

Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций).

Разрабатывая проект, я поставила перед собой цель : создание в моей школе такого места, куда я могла бы прийти и отдохнуть морально и физически.

Задачи: 1) Изучить историю

2) Исследовать имеющиеся варианты

3) Разработать свой вариант СК приемлемый для нашей школы и школ в небольших городах России.

Актуальность: Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас, при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС.

Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.

Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно

безобразно . В сенсорной комнате возможно создать условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. Английскими учеными установлено, что состояние релаксации наступает через 15 - 20 минут пребывания в сенсорной комнате, а это, значит, появляется реальная возможность сократить время на восстановление сил и работоспособности.

В наше время у молодёжи много стрессовых ситуаций, вследствие которых случается множество случаев суицида, психических расстройств, нервных срывов. Тем самым создание таких комнат актуально, необходимо и важно.

II Основная часть.

1. История создания сенсорных комнат.

Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов, где родилась идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия. Сенсорные комнаты использовались реабилитологами и социальными работниками для работы с наиболее тяжелым контингентом больных психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.

В начале 80-х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей сенсорных комнат стала Великобритания. Расширился круг пациентов: комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и т.д. Метод был также с успехом опробован в анти-стрессовых и реабилитационных центрах.

В простых вариантах комнаты делается акцент на методы цветосветовой и звуковой терапии. Более сложные проекты предлагают создание мультисенсорной комнаты с определенной тематической атмосферой (воссоздание атмосферы пещеры, осеннего парка). При воссоздании соответствующей темы используется комплексное воздействие на органы чувств. Например: зрение - сухие листья, слух - шум сухих листьев, ветра в деревьях, шум дождя, осязание - листья разного размера и формы, обоняние - запахи трав и сухих листьев, вкус - травяной чай.

2. Области применения сенсорной комнаты.

Сенсорную комнату в своей работе могут использовать разные специалисты (логопеды, психологи, коррекционные педагоги).

Сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
  • Активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
  • Стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.)
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Развитие двигательных функций.

В образовательных учреждениях сенсорная комната используется для:

  • для педагогической коррекции детей;
  • коррекции игровой деятельности;
  • для решения школьных проблем (снятие стрессов, коррекция психических процессов и др.).
  • реабилитации детей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением;
  • для снятия нервно - психического напряжения сотрудников (педагогов и других специалистов).

Основные направления деятельности сенсорной комнаты.

Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Визуализация - свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального (зрительного) ряда в своем сознании. По сути - картинки , которые наше сознание воспринимает как зрительный образ, или ощущение такого зрительного образа.
Релаксация (от лат. relахаtiо - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта следствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Аутотренинг

Целевые группы.

Дети начальных классов;

Дети классов среднего звена;

Дети старших классов;

Сотрудники школы (педагоги и специалисты).

3. Ресурсная база.

В сенсорной комнате школы необходимо следующее оборудование:

№п/п

Наименование оборудования

Количество (шт.)

Музыкальный центр

Маты напольные

Маты настенные

Подушки

Панно «Бесконечность»

Светильник «Пламя»

Сухой душ

Сенсорная тропа для ног

Установка для ароматерапии

Набор эфирных масел

Функциональность оборудования сенсорной комнаты позволяет работать с различными возрастными группами детей. В зависимости от возраста ребенка изменяется степень сенсорной нагрузки, задания.

При невозможности приобретения дорогостоящего оборудования для сенсорной комнаты можно организовать сенсорные уголки в игровых помещениях. Их можно оборудовать при помощи подручных средств. Можно использовать витражи, выполненные при помощи цветной пленки, музыкальный центр с подобранной релаксационной музыкой, самодельные тактильные поверхности с различной текстурой для рук и для ног, подбор детских музыкальных инструментов с разным звучанием, самодельные панели для мелкой моторики.

Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два основных функциональных блока:

  • релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушечки, настенные маты, сухой бассейн с безопасными зеркалами, водный матрас, приборы, создающие рассеянный свет, установка для аромотерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и покоя;
  • активационный блок – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, интерактивное оборудование последнего поколения. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу, эмоционально стимулируют человека к новым открытиям, действиям. Применения оборудования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского интереса, развитие ориентировочно-исследовательской деятельности, стимулирует двигательную активность.

Все оборудование в СК можно разделить на блоки в зависимости от чувств, на которые воздействует оборудование:

мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность, ее цель - создание условий для релаксации и спокойного состояния.

зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной, слуховой и речевой стимуляции, вызывают двигательную активность и исследовательский интерес.

тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, что позволяет не пресыщать ребенка сенсорными стимулами, сохранить новизну ощущений и мотивационный компонент деятельности. Средняя продолжительность занятий 20-30 минут.

Занятия в сенсорной комнате назначает психолог после комплексного обследования. Психолог определяет наиболее приемлемую форму занятий (индивидуальную, групповую, сочетание индивидуальной и групповой форм), дает рекомендации по содержанию занятий. Групповые или индивидуальные занятия

назначаются в зависимости от возраста, интеллектуальных, коммуникативных возможностей ребенка.

4. Методики работы в сенсорной комнате.

Для работы в сенсорной комнате используются методики свето -, цвето -, звуко - и ароматерапии для воздействия на состояние человека через соответствующие органы чувств.

Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, "красивая пища для глаз" - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето - и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.

Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме:

  • осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;
  • улучшают состояние иммунной системы;
  • регулируют функции многих гормонов;
  • задают и поддерживают ритм суточных колебаний.

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:

КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;

ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует,

ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует,

ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает,

СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.

ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Со всех сторон нас окружают самые разнообразные звуки. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.

Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия. Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.

С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во

время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии людям предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.

При активной музыкотерапии люди сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.

Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.

К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины; в частности, в психотерапию.

Ароматерапия. Обоняние у людей развито не так сильно, как другие ощущения, но его значение часто недооценивается. Ароматы сопровождают нас всю жизнь, именно они способны вызывать самые отдаленные и дорогие воспоминания, они поэтичны и прекрасны, но, оказывается, еще и полезны. В основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древних времен. Ароматические растения и масла тысячелетиями используются в качестве фимиамов, в парфюмерии и косметике, кулинарии и медицине.

Древние греки открыли, что растительные эссенции оказывают различное действие и могут: возбуждать, освежать, расслаблять, усыплять.

Каждому аромату присущи свои достоинства:

Чабрец, ромашка, бергамот, лимон - это ароматы широкого спектра действия;

Лимонник, мелисса, шалфей - являются стимуляторами;

Ладан, сандал, душица - релаксаторами;

Роза, сосна, герань, мирра, розовое дерево - обладают восстанавливающими свойствами;

Мускатный орех, шалфей - согревающими и тонизирующими свойствами;

Ладан, лаванда, мята - охлаждающими.

Одним из основных правил подбора эфирных масел является "одобрение" запаха. Если аромат эфирного масла не нравится человеку, его следует заменить другим, сходным по свойствам.

Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Аутотренинг - один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.

Аутотренингом можно заниматься как в группе под руководством психолога (в кабинете психологической разгрузки), так и индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий зависит от степени психоэмоционального

напряжения и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени. Для усиления эффекта аутотренинговых упражнений рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку.

5. Социальная значимость сенсорной комнаты.

Значимость использования сенсорной комнаты в структуре образования велика, так как в условиях сенсорной комнаты занятия могут быть направлены:

– на стимуляцию сенсорных систем, развитие перцептивного восприятия, сенсорных функциях (развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия);

– возможность упорядочить получаемые сенсорные стимулы (раздражители);

– развитие способов взаимодействия, игровой деятельности;

– развитие коммуникативных навыков, что способствует преодолению социальной депривации;

– развитию произвольности и саморегуляции в поведении ребенка;

– возможности сенсорной комнаты позволяют работать над снятием психоэмоционального напряжения, преодоление стрессовых ситуаций.

Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение, и снижать эмоциональную напряженность через релаксацию. Сенсорная комната позволяет обогатить чувственный мир и обрести уверенность в себе.

Противопоказаний к проведению занятий в сенсорной комнате практически нет, но есть ограничения, которые определяет врач:

– при эпилепсии и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку;

– также специалист, работающий в кабинете, в своей работе учитывает рекомендации, которые предоставляют специалисты в листе здоровья. Это может касаться групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей, переживших психическую травму.

– при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции;

– при работе с тревожными детьми следует исключать резкие переходы от одного стимула к другому.

Процесс реабилитации и восстановления, утраченных или ослабленных функций организма напрямую зависит от психоэмоционального состояния человека.

В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.

Упражнения, включаемые в каждое занятие, позволяют улучшить психомоторное и эмоциональное состояние ребенка и тем самым создать основу для усвоения больших объемов информации. Дети активно осваивают новые ощущения, что стимулирует познавательную деятельность и мотивацию.

Занятия по релаксации могут проводиться и со взрослыми, в данном случае с сотрудниками учреждения.

Чаше всего потребность в таких занятиях возникает у людей, неудовлетворенных своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией. Деструктивный социум, внутренний дискомфорт оказывают пагубное воздействие на психическое состояние, вызывают стрессы, которые приводят к неврозоподобным реакциям и сказываются на профессиональной деятельности. Психорегулирующие воздействия, например, проводимые в СК имеют восстановительный эффект, снимающий утомление и нервно-психическое перенапряжение как аутогенной тренировкой, так и комплексом воздействий, сочетающих, к примеру, внушение или функциональную музыку Занятия в СК с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни. Занятия по саморегуляции проводятся под музыкально-шумовое сопровождение в затемненной комнате.

6. Экономическое обоснование.

Создание комнаты с учетом материальной базы и ресурсов школы:

Наименование оборудования

Цена за 1шт.

Количество

Сумма

Музыкальный центр

Имеется в наличии.

0руб.

Маты напольные

Имеются в наличии.

0руб.

Маты настенные

Имеются в наличии.

0руб.

Подушки

0руб.

Панно «Бесконечность»

Изготовить учителем технологии.

0руб.

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой

7500руб.

7500руб.

Безопасное настенное небьющееся зеркало

3540руб.

7080руб.

Безопасный оптиковолоконный пучок

5664руб.

5664руб.

Светильник «Пламя»

3800руб.

3800руб.

Сухой душ

Изготовить с учителем технологии.

0руб.

Сенсорная тропа для ног

3000руб.

3000руб.

Установка для ароматерапии

1700руб.

1700руб.

Музыкальная картина с водопадом

975руб.

975руб.

Набор дисков с релаксационной музыкой

540руб.

540руб.

Набор эфирных масел

2100руб.

2100руб.

Итого:

32359

При заказе всего оборудования:

Наименование оборудования

Цена за 1шт.

Количество

Сумма

Музыкальный центр

5900руб.

5900руб.

Маты напольные

2416руб.

9664руб.

Маты настенные

3168руб.

12672руб.

Подушки

200руб.

1200руб.

Панно «Бесконечность»

2735руб.

2735руб.

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой

7500руб.

7500руб.

Безопасное настенное небьющееся зеркало

3540руб.

7080руб.

Безопасный оптиковолоконный пучок

5664руб.

5664руб.

Светильник «Пламя»

3800руб.

3800руб.

Сухой душ

2500руб.

2500руб.

Сенсорная тропа для ног

3000руб.

3000руб.

Установка для ароматерапии

1700руб.

1700руб.

Музыкальная картина с водопадом

975руб.

975руб.

Набор дисков с релаксационной музыкой

540руб.

540руб.

Набор эфирных масел

2100руб.

2100руб

Итого:

67030

Вывод: Проведя экономические расчеты можно сделать вывод, что используя имеющую материальную базу школы и работая вместе с учителями технологии, создание СК экономически выгодно, так как при заказе всего оборудования затраты составят 67030руб.

III. Заключение.

Разрабатывая проект, я изучила историю появления сенсорной комнаты, исследовала имеющие варианты и пришла к выводу, что сенсорные комнаты можно использовать в работе как со взрослыми, так и с детьми. Отсутствие опасных предметов, "мягкий пол и стены" дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить

коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации. Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций). При изучении материальной базы школы и имеющихся ресурсов, пришла к выводу, что их использование значительно снизит затраты на создание СК в школе, что дает возможность и другим школам малых городов создавать такие комнаты. В сенсорной комнате созданы условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции (приложение). Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. В наше время у молодёжи много стрессовых ситуаций, вследствие которых случается множество случаев суицида, психических расстройств, нервных срывов. Тем самым создание таких комнат актуально, необходимо и важно в каждой школе будущего.

Сенсорная комната

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

В комнате психо-эмоциональной коррекции с помощью различных элементов создаётся обстановка комфорта и безопасности. Сочетание специально подобранной цветовой гаммы, мягкого света, удобных кресел, тихой нежной музыки и специальных световых эффектов создают ощущение покоя и умиротворённости. Всё это способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний. Это «комната-доктор», используемая как дополнительный инструмент терапии, повышающая эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.

Название

модуля

Фото

Описание

Интерактивная светозвуковая панель «Лестница света»

Принцип работы этой светозвуковой панели интуитивно понятен и детям и взрослым - датчик реагирует на громкость звука в комнате и зажигает тем большее количество световых модулей, чем громче звук. Панель идеально подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий, помогает выработать понимание причинно-следственных связей и просто поднимает настроение. Высота - 102 см., ширина - 38 см., толщина - 20 см.

Полусфера зеркальная с мотором

Полусфера зеркальная с мотором предназначена для создания/усиления зрительных ощущений в сенсорной комнате.

Вращающаяся полусфера отражает узконаправленные на нее лучи светового прибора (пушки) и распространяет отсветы в разные стороны. При этом создается ощущение космического пространства, полета по ночному небу. Все это располагает к расслаблению и отвлечению от повседневных проблем.

Подобные эффекты могут использоваться и на праздничных мероприятиях для создания атмосферы сказочности и волшебства.

Стол-мозаика

Стол выполнен из высококачественного дерева.

Столик накрывается акриловым стеклом 4 мм. При работе стекло снимается. Шарики можно перемещать как с верхней части стола, так и с нижней (находясь под столом).

Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики ребенок воспитывает целенаправленность деятельности, внимательность и наблюдательность

Сенсорный уголок

Воздушно-пузырьковая колонна дает сильную зрительную, тактильную, слуховую стимуляцию. Пузырьковая трубка мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Прикоснувшись к трубке, вы почувствуете мягкую вибрацию пузырьков. Безопасное угловое зеркало создает оптический эффект расширения пространства.

Установка для ароматерапии

Распылитель генерирует аэрозоль, по своим физическим параметрам очень близкий к параметрам природных аэрозолей эфирных масел, выделяемых растениями. Наиболее удачно применение эфирных масел с помощью прибора "Эфа" при следующих состояних: ослабление иммунитета; умственное переутомление; тревожное состояние, бессонница, депрессия; снижение памяти, стресс, невроз; агрессия, замкнутость; боль различной локализации; зашлакованность организма; угроза эпидемии.

Светильник для подсветки фиброоптического волокна COLOR-F

Пучок фиброоптических волокон - самый доступный и универсальный вид фиброволокна. Просто закрепив источник света в удобном для Вас месте, Вы можете разместить пучок на полу, рядом с мягким сиденьем или сухим бассейном. Перебирая руками волокна, наблюдая за плавной сменой цветов, Вы сможете снять стресс и расслабиться. Волокна абсолютно безопасны:

их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей со слабым зрением.

Модульный лабиринт

Лабиринт развивает координацию, мелкую моторику. Наблюдение за движением шарика по лабиринту отлично укрепляет мышцы глаз.

Тактильно-разивающая панель "Кисточки"

Служит для

развития тактильных ощущений.

Тактильно-развивающая панель "Разноцветное домино"

Предназначена для развития мелкой моторики, тактильной и зрительной стимуляции. Идеально подходит для изучения цветов

Балансировочная доска-лабиринт

Основная функция балансировочных лабиринтов - стимуляция деятельности вестибулярного аппарата, развитие навыков проприоцепции. Удержать равновесие, стоя на балансировочном диске, совсем непросто

Лабиринт "Спираль"

Ручные лабиринты предназначены как для детей, так и для взрослых. Тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.

Держась за боковые ручки, лабиринт можно двигать в воздухе, можно положить на стол или на пол. Высокие бортики гарантируют, что шарик не выпадет из лабиринта.

Каждый лабиринт имеет свою ступень сложности.

Настенный лабиринт квадратный

Настенные лабиринты тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.

Декоративно-развивающая панель "Дерево"

На стволе и в нижней части панели "Дерева" находятся лабиринты, по которым можно двигать жучков и цветы. Ствол дерева и крона состоят из нескольких элементов, что создает объемный эффект

Декоративно-развивающая панель "Пруд"

Лабиринт и движущиеся элементы (лягушки) панели "Пруд" предназначены для развития мелкой моторики.

Тактильная панель с декоративными элементами

На корпусе многофункциональной панели совмещены звуковые, игровые и декоративные элементы различных форм, размеров, фактуры и цветов.Посередине панели имеется «Волшебное» безопасное зеркало, заглянув в которое, можно увидеть «Звездное небо», усыпанное множеством ярких мерцающих и разноцветных звездочек.

Оптоволоконная подсветка нескольких элементов панели послужит отличным релаксантом, тренажером визуального восприятия и воображения при полном или частичном отсутствии освещения. Панель развивает осязательные навыки, идеальна для людей с ослабленным зрением.

Релаксационные кресла "Капелька"

Кресла очень удобные, легкие. Удобное сидение каждого кресла, наполненное полистирольными гранулами. Кресло служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на кресле можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв кресло под себя, обнять его и расслабить мышцы спины.

Поверхность кресла способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Лёгкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счёт лёгкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело.

Упражнения в сенсорной комнате

Воздушно-пузырьковая колонна

- Упражнение «Мысленная картина» выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны.

Цель: Создание хорошего настроения, тренировка зрительной памяти. Детям нужно посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну, закрыть глаза и попытаться удержать увиденное в памяти.

Обсуждение: удалось ли удержать увиденное в памяти, ощущения.

- Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: Сплочение коллектива, зарядка положительными эмоциями, развитие коммуникативных навыков, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие цветового восприятия, релаксационный эффект.

Дети стоят около колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и опусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.

Световая каскадирующая трубка

- Упражнение «Коса». Дети садятся рядом с этим прибором, перебирают волокна, заплетают косы, общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.


Понятие "сенсорная комната" было введено М. Монтессори. Главные задачи сенсорной комнаты - релаксация , снятие напряжения и избавление от стресса . В нашем образовательном учреждении сенсорная комната функционирует сравнительно недавно - с января 2013 г. Но уже сегодня можно отметить большой потенциал данного метода коррекционно-развивающей работ ы.

Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния и осязания.

Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО)- одно из центральных идей является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как ценностной составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Поэтому в школе –интернате разработана и успешно применяется развивающая программа «В волшебном мире», направленная на раскрытие интеллектуально- личностного потенциала учащихся и создание условий для их эмоционально- нравственного развития.

Сенсорная комната для школьника – это идеальная обстановка, в кото-рой ребенок не только расслабляется, но и развивается, получает новые представления о мире, ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

В оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов - цветовые таблички, объемные и шероховатые буквы, различные мягкие модули.


Внимание обучающихся привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует их познавательную деятельность и мотивацию, а также эмоциональное и речевое общение, мелкую и общую моторику и двигательные навыки.

Дети младшего школьного возраста нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, трево- жность, агрессивность, которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей.

В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.
В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, аквалампа), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие, что является особенно важным в условиях школы - интерната, когда ребенок практически весь день находится в коллективе своих сверстников.

Особое место в программе занимают игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развитие координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и различных видов восприятия (зрительного, тактильного, слухового). Эти занятия, прежде всего, рассчитаны на детей младшего школьного возраста.
Особенно они необходимы детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ощущение безопасности и принятия способст-вуют созданию положительного эмоционального фона и повышают мотивацию детей.

В атмосфере медленно плывущего света, лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках, ребенок словно попадает в сказку. В такой сенсорной комнате создается ощущение полной безопас-ности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.


Самым важным и уникальным в программе «В волшебном мире» является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Кому показаны занятия в сенсорной комнате

Занятия в сенсорной комнате полезны детям любого возраста. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей, обусловленных возрастными или индивидуальными особенностями. Занятия с детьми от года до трех лет направлены в первую очередь на развитие:

зрительно-моторной координации (в том числе ее коррекцию);

ориентировочной реакции;

сенсорики;

пассивного словаря.

В дошкольном детстве (в три - шесть лет) с помощью оборудования сенсорной комнаты можно стимулировать психические процессы, развивать эмоциональную сферу, способности к произвольной регуляции (снижать импульсивность, учить концентрировать внимание), повышать устойчивость к стрессогенным раздражителям. Все это способствует психоэмоциональной разгрузке.

Сеансы для детей с ограниченными возможностями здоровья показаны в следую- щих случаях:

наличие неврозов и неврозоподобных состояний;

задержка психомоторного и речевого развития;

резидуально-органические поражения нервной системы (тики, заикание, энурез и др.);

аутизм;

адаптационные расстройства;

трудности усвоения программного материала;

ДЦП и двигательные нарушения другой этиологии;

нарушения слуха, зрения и речи.

Посещение сенсорной комнаты сотрудниками педагогического коллектива помогает снять психоэмоциональное напряжение, обеспечить релаксацию, повысить мотивацию к деятельности.

Противопоказания
Занятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности (в таком случае используются только релаксационные приемы без мигающего оборудования и ритмичной музыки). При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. Тревожным детям не рекомендуются резкие переходы от одного стимула к другому.
Дети, имеющие частичные противопоказания, должны предварительно получить консультацию и рекомендации невролога.

Сенсорная комната представляет собой пространство, специально оборудованное таким образом, чтобы максимально успешно стимулировать различные органы чувств ребенка или взрослого человека. Все элементы комнаты устанавливаются и настраиваются индивидуально, тем самым позволяя регулировать степень и глубину воздействия. В зависимости от поставленных задач можно воздействовать на зрение, обоняние, осязание, слух, вестибулярный аппарат, причем это можно делать как одновременно, так и поочередно. С помощью специальных элементов в сенсорной комнате достигается ощущение комфорта и уюта, человек чувствует себя в полной безопасности, может прийти в состояние глубокой умственной и мышечной релаксации, что создает благоприятную среду для общения, терапии (психотерапии) и лечения различных расстройств и заболеваний. Доверительная обстановка позволяет наиболее успешно контактировать пациенту и специалисту, сглаживает острые углы при обсуждении каких-либо спорных вопросов, максимально раскрепощает партнеров по общению. Успокаивающая цветовая гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка – что может действовать более благоприятно на психику!? Именно поэтому сенсорные комнаты часто называют лечебными и широко используют в медицинских учреждениях, а также при профилактике различных заболеваний, общих оздоровительных процедурах или устранении патологий.

Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих эффектов:

    улучшение настроения;

    появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;

    получение положительных эмоций;

    нормализация сна;

    снижение тревожности и беспокойства;

    уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;

    отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;

    повышение иммунитета;

    ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;

    ускорение процессов мозговой активности;

    стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.

Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у здоровых людей и у людей с психическими расстройствами нормализуется психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития сознания, восприятия и познания окружающего мира и всех процессов, происходящих в нем. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в обыкновенном кабинете врача или психолога. Поэтому во многих медицинских учреждениях и организациях, специализирующихся на работе с детьми, обустраиваются сенсорные комнаты. И специалисты отмечают положительную динамику после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их положительное влияние на развитие психики ребенка.

Сенсорная комната используется в профессиональной деятельности очень многих специалистов. Свои занятия там могут проводить психологи, психотерапевты, логопеды, коррекционные педагоги, врачи разных направлений. В зависимости от имеющихся у пациента заболеваний или патологий проводимые сеансы могут помогать в достижении следующих целей:

    снимать напряжение, расслаблять мышечную систему;

    расслаблять организм в целом или какую-то конкретную его часть, помогать достигать состояния расслабленности и покоя;

    снимать психоэмоциональное напряжение, помогать в достижении душевного равновесия;

    активизировать работу центральной нервной системы, стимулировать протекание различных процессов в организме;

    стимулировать ослабленные реакции на внешние раздражители (образы, картины, запахи, звуки и др.) за счет большого количества сенсорных проявлений;

    развивать двигательные и познавательные функции;

    улучшать настроение, создавать благоприятный фон для общения и обучения;

    повышать мотивацию к проведению различных процедур, направленных на оздоровление организма.

Во многих образовательных организациях есть специально оборудованные сенсорные комнаты, которые используются для проведения педагогической коррекции, занятий с детьми, имеющими нарушения моторики и сенсорики, с задержкой психического развития, заболеваниями ЦНС. Сенсорные комнаты также помогают в решении проблем в школе или детском саду, снимают стрессы, снижают раздражительность и нервное напряжение в сложные периоды жизни (например, во время подготовки к экзаменам). Детей с повышенным уровнем тревожности занятия в сенсорной комнате успокаивают и приучают контролировать свои эмоции в различных ситуациях.

При работе с детьми в сенсорной комнате нужно знать особенности детской психики, влияние стимуляции органов чувств на протекание заболеваний и особенности лечения тех или иных патологий. Например, для гипервозбудимых и гиперактивных детей может быть противопоказано излишнее воздействие на сенсорную систему, поэтому следует снизить активную стимуляцию и воздействовать более мягко и спокойно. А для тревожного ребенка переходы от одного стимула к другому должны быть плавными, а не резкими.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений

Задача Название игры Описание

Развитие фонематического слуха и восприятия:

«Телеграфисты»«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»«Какой звук?» «Сосчитай, не ошибись»

Простучи шариком заданный ритмический рисунок.Стукни ладошкой по шарику, когда услышишь заданный звук.Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) шарик, (синий - твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.

Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

Автоматизация звука в слогах, словах, фразах

«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»«Ты колечко надевай, фразу верно повторяй»

Повтори данный звук (слог, слово) заданное количество раз.

Надень массажное кольцо на каждый палец и повтори, как я:

«На сосне сидит сова, говорит она слова…» (автоматизация «С»),

автоматизация «Ш»:Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)

поочередно на правой и левой руке

Звуковой и слоговой анализ слов

Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”«По слогам словечко называй и на шарик нажимай

Выкладывай звуковую схему слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.Проговори слово по слогам и нажимай ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог.

Словообразование, словоизменение

«Много - один», «Один – много»,«Назови ласково»«Чей? Чья? Чьи?» «Скажи наоборот»

Прокати шарик и назови слово в единственном числе (котята – котенок), во множественном - (машина – машины).Прокати шарик и назови ласково (стол – столик).Прокати шарик и назови: Чей? Чья? Чьи? («Хвост лисы, хвост чей?»)

Скажи наоборот (слова – антонимы)

Совершенствование навыков употребления предлогов

«Ловко с шариком играем и предлоги называем»

Клади шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Связь звука с буквой

«Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу»«Шар по ладошке прокати – верно букву напиши»

Прокати шарик по написанной букве

Напиши букву и ее элементы прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.