Попова, М. Психология как учебный предмет в школе (Попова М.В.) Приблизительный поиск слова

в зарубежной школе

Вопрос о праве на существование «Психологии» как учебно­го предмета в школе обсуждается в Европе на протяжении двух последних веков. Однако на страницах образовательных жур­налов по-прежнему встает вопрос: готовы ли мы к науке само­познания?

Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений понималась, признава­лась и поддерживалась не только крупнейшими философами, например Гербертом и Гегелем в Германии, но и педагогами, политиками, чиновниками от просвещения. «Психологию» вво­дили в учебные планы, через какое-то время исключали, ссы­лаясь на неудовлетворительное качество преподавания, и сно­ва вводили. Неудовлетворительное качество преподавания в основном связывалось с двумя причинами: отсутствием специ­альной подготовки у преподавателей и чрезвычайной сложно­стью предлагаемого учащимся материала.

С некоторыми перерывами «Психология» как предмет в сред­них учебных заведениях существует в Европе с 1811 года. В XIX веке преподавание осуществлялось следующим образом: в Ав­стрии психологии уделялось 2 часа в неделю в 8-м классе гим­назии, в Италии - 6 часов, начиная с 6 класса, во Франции - 8 часов в неделю в последнем классе философского направления, в Германии - 2 часа в неделю 1 .

Психология как область знаний изучалась в рамках филосо­фии, как философская пропедевтика в тесной связи с логикой.

В начале XX века интерес к психологии как науке возрос, психологические идеи стали проникать в более широкие слои общественной жизни, что нашло, естественно, отражение и в дидактике. Уже в первой половине нашего столетия «Психоло­гия» имела свое место в учебных планах как полноправная школьная дисциплина в развитых странах Европы и Америки, Психология преподавалась в старших классах, т.е. для учащих­ся 16-18 лет, 1-2 часа в неделю в течение семестра в качестве предмета по выбору. Типичным учебником для школьников Англии и США была книга «Психология для жизни» Соренсона и Мальм (1948) в Германии - учебник Вульфа,

Интересно, что все учебники имели практически одну и ту же структуру в соответствии с натурфилософской логикой по­знания, то есть явления психической жизни были представле­ны максимально расчленение. Все явления психической жиз­ни изучались отдельно примерно в следующем порядке:

1) ощущения, сенсорика;

2) восприятие, апперцепция;

3) память;

4) умственная деятельность и мозг;

5) воображение;

6) внимание.

Общая установка в преподавании психологии сводилась к тому, чтобы дать определенное количество информации по спе­циальным вопросам, обеспечить изучение некоторых психоло­гических понятий и категорий.

Начиная с 60-х годов появляются новые тенденции в препо­давании психологии.

Во-первых, появляются спецкурсы, которые с разными ва­риантами чаще всего имеют название «Социальные и личностные умения».

Во-вторых, разрабатываются психологические развивающие программы, которые объединялись одной общей идеей-личностного роста.

В-третьих, в 70-х годах разработкой программ по психологии для школ начинают заниматься отдельные исследователи или группы самостоятельных исследователей.

В результате, например, в США к концу 80-х годов уже имелось 200- самых разнообразных программ по психологии в школе.

Параллельно с разнообразными развивающими программа­ми в обучении сохраняется место и за традиционным изложе­нием психологических знаний, предназначенным старшекласс­никам.

Таким образом, можно выделить два направления работы школы на Западе и в Америке в области введения психологи­ческих знаний в школьное образование. Первое направление - это разработка экспресс-курсов, рассчитанных на короткий интервал учебного времени (от 2-х недель до 6 месяцев), имеющих совершенно определенные задачи и прагматически ориентированную идеологию. Второе направление - объемные учеб­ные курсы, включающие целый спектр самоподготовки ребен­ка к самостоятельной жизни (эти же тенденции существуют и в российской школе).

Проведенный анализ позволяет нам выделить в данном правлении как бы три вида «психологии в школе», которые, на наш взгляд, являются типичными и могут характеризовать тенденции и перспективы развития указанной проблемы в разви­тых странах Европы, США и Канады на сегодняшний день.

Во-первых, мы имеем в виду крупные по масштабу програм­мы, проводимые в основном университетами. Такие программы:

а) осуществляются большой группой исследователей и учи­телей;

б) предполагают целую систему специальной подготовки учи­телей к реализации программы в условиях конкретной

в) охватывают довольно большое количество школ.

Рассмотрим особенность этой линии на примере«Пастораль­ной программы» (§ 3).

Во-вторых, это так называемые авторские учебные курсы, разрабатываемые коллективом исследователей под руковод­ством автора. Эту линию мы представим краткой характерис­тикой курса «Positive Action» (Позитивный поступок), предло­женного Кэрол Оллред.

В-третьих, это традиционно построенные учебные курсы с использованием учебников классического образца. Мы остановимся на характеристике двух типичных учебников, лежащих в основе учебных курсов: «Understandingpsychology» («Вве­дение в психологию») и «Psychology» («Психология») (§ 4).

Серия: "Воспитание и дополнительное образование детей"

Книга является первым аналитическим изданием по вопросу введения психологических знаний в структуру школьного образования. Особенность ее состоит в сочетании трех аспектов: обзорного, методического и диагностического. Первая часть книги представляет известные подходы к проблеме преподавания психологии в школе на Западе ив дореволюционной России. Во второй главе излагаются цели, задачи, принципы, содержание, методы, средства и формы обучения психологии в современной школе, разработанные автором с учетом возраста и специфики учебной ситуации. Третья глава содержит диагностику формирования психологической культуры, усвоения знаний и личностного развития школьников в процессе изучения психологии как учебного предмета. Пособие адресовано психологам, руководителям школ, студентам психологических факультетов - будущим педагогам психологии, педагогам дополнительного образования.

Издательство: "Владос" (2000)

Формат: 84x104/32, 288 стр.

ISBN: 5-691-00413-1

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    М.В. Попова Книга является первым аналитическим изданием по вопросу введения психологических знаний в структуру школьного образования. Особенность ее состоит в сочетании трех аспектов: обзорного, методического и… - Владос, (формат: 60x88/16, 288 стр.) 2002
    19 бумажная книга
    М. В. Попова Книга издана в 2000 г., 288 стр. Книга является первым аналитическим изданием по вопросу введения психологических знаний в структуру школьного образования. Особенность ее состоит в сочетании трех… - ВЛАДОС, (формат: 60x88/16, 288 стр.) Воспитание и дополнительное образование детей 2002
    32 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      ЛИТЕРАТУРА

      ЛИТЕРАТУРА - уч. предмет в общеоб разоват. школе. Осн. содержание его составляют произведения словесного иск ва. Особая роль этого иск ва в истории культуры и в духовной жизни общества определяет место и значение преподавания Л. в школе. Через слово в его… … Российская педагогическая энциклопедия

      Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

      МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ I - МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ I. История медицинского образования. Первые достоверные сведения о М. о. относятся к древнейшим историческим памятникам восточной культуры. В Месопотамии кодекс Хаммураби (около 2250 г. до н. эры) уже занимается врачебными … Большая медицинская энциклопедия

      - (от лат. universitas совокупность). В настоящее время с понятием У. соединяют представление о высшем учебном заведении, которое, имея целью свободное преподавание и развитие всех отраслей науки (universitas litterarum), независимо от их… …

      Самоназвание: Hornjoserbšćina Страны: Германия … Википедия

      ЗАКОН БОЖИЙ - церковная дисциплина в низших и средних учебных заведениях, в рамках к рой изучаются основы христ. вероучения, богослужения, Свящ. истории и др. До XVIII в. в России начальное образование входило в компетенцию Церкви, оно строилось на чтении… … Православная энциклопедия

      - (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… … Философская энциклопедия

      Слово, употребляемое: а) как литературный термин и б) как обозначение системы среднего образования. В том и другом случае оно происходит от латинского слова classis, обозначавшего разряды (классы), на какие, сообразно имущественному цензу, были… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Система подготовки специалистов географов в вузах. Как учебная дисциплина география была введена в некоторых университетах Западной Европы уже в средние века, в учебных заведениях России в 17 в. (например, в Киево Могилянской академии). В … Большая советская энциклопедия

      I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Книга является первым аналитическим изданием по вопросу введения психологических знаний в структуру школьного образования. Особенность ее состоит в сочетании трех аспектов: обзорного, методического и диагностического. Первая часть книги представляет известные подходы к проблеме преподавания психологии в школе на Западе и в дореволюционной России. Во второй главе излагаются цели, задачи, принципы, содержание, методы, средства и формы обучения психологии в современной школе, разработанные автором с учетом возраста и специфики учебной ситуации. Третья глава содержит диагностику формирования психологической культуры, усвоения знаний и личностного развития школьников в процессе изучения психологии как учебного предмета.

    Пособие адресовано психологам, руководителям школ, студентам психологических факультетов – будущим педагогам психологии, педагогам дополнительного образования.

    Практики о новом курсе

    Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в быстро меняющемся мире. Совершенно очевидно, что такая подготовка не может заключаться только в формировании у ребенка некоторой суммы знаний в различных научных областях, а должна включать в себя и четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности. Именно поэтому в последние годы все отчетливее прослеживается тенденция гуманизации и гуманитаризации общего и среднего образования. Введение элементов человекознания в содержание образования позволяет развивающейся личности познавать не только законы материального мира, но и формировать систему знаний о себе как о человеке, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности и расширять их, т.е. приобретать психологические знания. Рамки уже существующих школьных предметов для этого очень ограниченны. Поэтому столь актуальна потребность в разработке отдельного курса «Психология» для общей и средней школы, который, с нашей точки зрения, удачно реализован в книге М. В. Поповой «Психология как учебный предмет в школе».

    П58

    ВОСПИТАНИЕ

    и дополнительное ОБРАЗОВАНИЕ

    М.В. Попова

    Психология

    как учебный предмет в школе

    Допущено Министерством образования

    Российской Федерации

    в качестве учебно-методического пособия
    Калужская

    обл. библиотека

    им. В. Г.Белинского

    МОСКВА ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

    ВЛАДОС
    ББК 74.268.8 П58

    Руководитель направления - Е.Б. Евладова,

    кандидат педагогических наук,

    зав. лабораторией Института общего образования

    Минобразования России

    Попова М.В.

    П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод, посо­бие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 288 с. -(Воспитание и доп. образование детей).

    18ВМ 5-691-00413-1.

    Книга является первым аналитическим изданием по вопросу введения психологических знаний в структуру школьного образования. Особенность ее состоит в сочетании трех аспектов: обзорного, методического и диагнос­тического. Первая часть книги представляет известные подходы к проблеме преподавания психологии в школе на Западе и в дореволюционной России. Во второй главе излагаются цели, задачи, принципы, содержание, методы, средства и формы обучения психологии в современной школе, разработан­ные автором с учетом возраста и специфики учебной ситуации. Третья глава содержит диагностику формирования психологической культуры, усвоения знаний и личностного развития школьников в процессе изучения психоло­гии как учебного предмета.

    Пособие адресовано психологам, руководителям школ, студентам пси­хологических факультетов - будущим педагогам психологии, педагогам дополнительного образования.

    18ВЫ 5-691-00413-1

    © Попова М.В., 1999

    © «Гуманитарный издательский

    центр ВЛАДОС», 1999 © Серийное оформление.

    Художник Уранова М.Л., 1999

    Практики о новом курсе

    Современное российское общество предъявляет к системе об­разования новые требования, связанные с необходимостью под­готовки будущих выпускников к жизни в быстро меняющемся мире. Совершенно очевидно, что такая подготовка не может за­ключаться только в формировании у ребенка некоторой суммы знаний в различных научных областях, а должна включать в себя и четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности. Именно поэтому в по­следние годы все отчетливее прослеживается тенденция гума­низации и гуманитаризации общего и среднего образования. Введение элементов человекознания в содержание образования позволяет развивающейся личности познавать не только зако­ны материального мира, но и формировать систему знаний о себе как о человеке, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности и расширять их, т.е. приобретать пси­хологические знания. Рамки уже существующих школьных предметов для этого очень ограниченны. Поэтому столь акту­альна потребность в разработке отдельного курса «Психология» для общей и средней школы, который, с нашей точки зрения, удачно реализован в книге М. В. Поповой «Психология как учеб­ный предмет в школе».

    Обширный материал, изложенный в книге, хорошо структу­рирован и содержит все необходимое концептуально-методичес­кое обеспечение предлагаемого учебного курса.

    Книга содержит подробный обзор по проблеме преподавания психологии в средней школе не только в России, но и за рубе­жом, а также большое количество ссылок на литературу по дан­ной проблеме. Это, на наш взгляд, является несомненным ее достоинством, так как позволяет расширять профессиональный репертуар педагога-психолога.

    Во второй главе работы дан огромный конкретно-методичес­кий материал, включающий все компоненты учебно-воспита­тельного процесса: программу курса психологии, в которой чет­ко сформулированы принципы, цели, задачи и результаты обучения; подробное «Содержание предмета», представленное пя­тью базовыми психологическими категориями; описаны фор­мы обучения, способы оценки знаний.

    Эта же глава знакомит с философскими идеями (философией русского космизма), а также идеями и принципами гуманис­тической психологии и педагогики, лежащими в основе кон­цепции курса психологии. По нашему мнению, это может спо-)бствовать формированию у читателя (возможно, будущего преподавателя психологии) гуманистически ориентированно­го мировоззрения.

    Здесь же дается практически исчерпывающее описание ме­тодов преподавания, специфики педагогического процесса не-имых и достаточных условий его организации. Особого имания заслуживают тщательно проработанные рекоменда-о подготовке учителей психологии. Очевидно, что изло->нные автором требования к квалификации педагога-психо­лога очень обоснованны. В целом, методические материалы вто-лавы свидетельствуют о реальной педагогической практи-и возможностях внедрения данного курса, прошедшего ап­робацию в нескольких школах.

    Изложенные в третьей главе результаты проведенных диаг-остических исследований позволяют убедиться в том, что дан­ный курс помогает подростку выстраивать целостную картину >а, познавать свой внутренний мир, гармонизировать свои кипения с окружающими людьми, стать более творческим нциативным, ответственным за себя и свои действия Это юдтверждается и приведенными в Приложениях творческими работами детей, прошедших обучение психологии. Хотелось бы отметить уникальность и несомненную ценность этих Прило­жений.

    Проведенный автором работы анализ реальных проблем, свя­тых с разработкой и введением курса психологии в струк-ТРУ школьного образования, с подготовкой специалистов-одавателей, свидетельствует о том, что затягивание их ре-:ия может привести к дискредитации самой идеи введения ихологических знаний в школьную реальность.

    Е. В, Сазонова Психолог гимназии №1514 ЮЗАО г. Москвы, преподаватель психологии
    Моим учителям посвящается
    кандидату психологических наук Зэрембе Г. Ф.,

    доктору психологических наук Забродину Ю. М.,

    доктору педагогических наук Коджаспировой Г. М.,

    доктору психологических наук Мухиной В. С.,

    доктору педагогических наук Сластенину В. А.,

    доктору психологических наук Толстых А. В.

    Предисловие

    Самым важным в преподавании психологии, на наш взгляд, является вопрос о том, в какой парадигме обучения должно вес­тись преподавание психологии в средней школе: в традицион­ной или гуманистической, известной в мировой педагогике под названием «Учение через опыт».

    Более чем десятилетние педагогические и психологические исследования в этой области убедили нас в целесообразности преподавания психологии в школе в гуманистической парадиг­ме обучения.

    В традиционной концепции обучения преподаватель главной своей задачей считает передачу знаний ученикам, а также фор­мирование у них умений и навыков. Учитель передает ученику знания в устной форме либо предлагает учебный текст, из кото­рого можно получить информацию. После того как ученик по­лучает определенный объем знаний, учитель проверяет каче­ство его запоминания, в лучшем случае - усвоения. Главное при таком подходе - контроль того, что ученик усвоил, и оцен­ка. Учитель психологии в данной концептуальной схеме обуче­ния ничем не отличается от учителя любого другого предмета.

    Какова же структура психологического знания в традици­онном курсе психологии? Организация этого знания осуществ­ляется в соответствии с натурфилософской логикой познания, когда целое членится на составные части и изучается по отдель­ности. Например, сегодня разбирается тема «Ощущение, его свойства, функции». Завтра изучению подлежит тема «Воспри­ятие», затем - «Мышление» и т. д. Предполагается, что вы­пускник школы должен сам сообразить, как это ощущение свя­зано с этим восприятием и другими процессами, какое между ними взаимодействие. Если изучается тема «Личность», то это личность без внимания, памяти, мышления, характера, темпе­рамента, в виде скелета, схемы. При таком подходе изучается «человек вообще», и у этого «человека вообще» есть «ощуще­ния вообще», есть «личность вообще», «деятельность вообще» и т.д. Все это не только по отдельности, но и совершенно дис-танцированно от самого ребенка, изучающего психологию.

    Позиция автора заключается в том, что в школьном курсе психологию Человека следует изучать в его конкретно истори­ческих условиях, в его личной истории, со всеми привходящи­ми в эту историю факторами. Следует представить человека как психологическую реальность, которая взаимодействует с дру­гими объективными реальностями и развивается в сотрудни­честве с ними. То есть феномен человека на уроках психоло­гии - это человек с памятью, собственной системой отноше­ний с конкретными людьми, предметами и явлениями, с реаль­ными конфликтами, позициями, проявлениями личностной

    уникальности.

    При преподавании психологии в школе в первую очередь не­обходимо учитывать фактор возрастных психологических по­требностей. Как автору и экспериментатору, создававшему этот курс целенаправленно для подростков, мне вполне очевидно, что удержать внимание и интерес подростковой аудитории к неко­торому абстрактному теоретическому знанию в течение 3 часов еженедельно невозможно. Поэтому при отборе содержания (что давать?) мы руководствовались представлениями о том, на что более всего мотивирован человек в этом возрасте. Какое знание 13-летнему ребенку и как дать, чтобы это знание не перегружа­ло его, а работало на него, чтобы он мог сегодня же начать ре­ально его использовать, чтобы оно давало ему новые возможно­сти лучше учиться и жить, строить свое будущее.

    Соответственно нам пришлось пересмотреть содержание учеб­ного предмета, отражающее структуру психологического знания. Так, Содержание нашей авторской Программы для учащихся 8- 11 классов составляют следующие пять категорий: «Отношение», «Переживание», «Поведение», «Развитие», «Творчество».

    Возрастной подход, с одной стороны, отражается в содержа­нии обучения, а с другой стороны - в методах, средствах и фор­мах обучения, поскольку важно не только какое психологичес­кое знание, но и как его в подростковом возрасте давать. Здесь возникает проблема разработки новых специальных методов обучения в преподавании психологии. Если учитель пользует­ся только обычными методами, принятыми в традиционной педагогике (метод объяснения, метод иллюстрации и т.д.), то есть посредством прямой передачи знаний, создается лишь ин­формационный каркас. Чтобы вывести освоение психологичес­ких категорий на уровень присвоения, недостаточно метода объяснения. Следовательно, необходимо было разработать та­кие методы обучения, которые позволили бы сделать феноме-ны психологической реальности «работающими» в актуальном и перспективном пространстве конкретного ученика; методы, которые позволили бы реальность объективного знания пере­вести в реальность субъективного знания. Т. е. фактически речь идет о двух вариантах преподавания психологии: проговарива-ние знаний или переживание их.

    На наш взгляд, формирование психологической культуры возможно лишь с привлечением жизненного опыта ученика, его персональной заинтересованности, мотивации и актуаль­ных стремлений. Эта позиция предполагает и иную методоло­гию: сначала необходимо сформировать реальность, в которой учитель вместе с учениками создает некий психологический фе­номен, пережить его, «пощупать руками», почувствовать, по-взаимодействовать с ним, и лишь затем приходит время дефи­ниций и обобщенных высказываний. Поэтому нами были спе­циально разработаны и введены в практику преподавания пси­хологии в школе специальные методы обучения, соответствую­щие идеалам гуманистической педагогики.

    Гуманистическая парадигма обучения, идеи которой мы при­няли для себя за основу разработки курса психологии, предпо­лагает и совершенно иную фигуру учителя как субъекта учеб­но-воспитательного процесса.

    Преподаватель психологии в нашей концепции - это интег­рированная фигура, объединяющая в одном лице гуманисти­ческого психолога, учителя и исследователя. Это новая фигура для педагогики, иная генерация учителя, имеющая принципи­ально иные функции и, соответственно, другую роль.

    Здесь учитель - специалист, который не только передает зна­ния, но и создает психолого-педагогические условия, в которых ученики могли бы успешно осуществлять процесс своего уче­ния, условия для самоактуализации опыта, для развития твор­ческого потенциала, для выбора собственного пути учения, иду­щего от конкретного опыта ребенка, от его возможностей, ин­тересов, личностных стремлений, то есть создает определенное учебное пространство.

    Есть еще один принципиально важный момент в преподава­нии психологии в школе - это учет специфики учебной ситуа­ции. Методика преподавания должна быть адекватна канонам прежде всего обучающих технологий, а не только терапевтичес­ких или развивающих. Мы подчеркиваем именно учебность ситуации, т.е. наличие учебной задачи, педагогической зада­чи, результата, структуры учебной деятельности, всех компо-

    нентов учебного процесса (принципов, содержания, методов, средств, форм) - того, что присуще каждому учебному предме­ту как таковому.

    Одна из задач преподавателя психологии в школе - сформи­ровать отношение к психологии не только как к области теоре­тического знания, но и как к области психологической практи­ки: психологическая помощь, психологическое консультиро­вание, диагностика, психотерапия, личностный рост и решение самых различных жизненных задач при помощи психологичес­кого знания. Этот аспект не был затронут ранее в психологии как учебном предмете в истории российской школы. И именно он должен быть отражен в методике преподавания психологии. Поэтому при нашем подходе учебный курс психологии имеет выраженную практике ориентированную направленность.

    Хотелось бы обратить особое внимание читателя на творчес­кие работы учеников, прошедших обучение в рамках предло­женной нами концепции (см. Приложение), которые являются оригинальным информативным источником сути происходив­шего в экспериментальном обучении, ценной частью нашей ра­боты и ее основанием. Мы считаем учащихся эксперименталь­ных классов своими соавторами, ибо учебный курс психологии создавался непосредственно вместе с ними и для них. Мы гово­рим «спасибо» каждому из учащихся - участников экспери­мента за сотрудничество с нами, терпение и бесценный личност­ный вклад в разработку концепции и методики преподавания курса психологии.

    Сердечно благодарим психологов-экспериментаторов, высту­пивших в новой и сложной роли учителя психологии: Неаре Юлю, Сазонову Елену Васильевну, Чахмахчеву Нину Василь­евну, Минаева Алексея Викторовича, Саввину Ольгу Виталь­евну, Сорокова Дмитрия Георгиевича, Шаповал Наталью Львовну, Кацера Макса Менделевича за доверие к нашей про­грамме, огромный труд, вложенный ими в развитие наших идей, и профессиональную компетентность.

    Искреннюю признательность выражаем коллегам, поддер­жавшим нашу работу на разных этапах ее создания: старшему научному сотруднику кафедры психологии МПГУ, кандидату педагогических наук Герасимовой Рите Наумовне, заведую­щей лабораторией дошкольного образования НИИ общего об­разования, кандидату педагогических наук Евладовой Елене Борисовне, заведующему кафедрой психологии Красноярско­го педагогического института, доктору психологических наук,

    профессору Яблоновой Людмиле Викторовне, заведующему кафедрой возрастных психологии МГУ, кандидату психологи­ческих наук, доценту Лидерсу Александру Григорьевичу, кан­дидату психологических наук, доценту кафедры психологии МГ ГУ Ветровой Валентине Вениаминовне, доктору педаго­гических наук, профессору кафедры высшей школы МПГУ Ко лесовой Алле Константиновне, доктору психологических наук, профессору Дружинину Владимиру Николаевичу,

    Психология в школе: культурно-исторический аспект

    Тенденции и перспективы преобразования педагогиче ской реальности средствами психологии

    Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    Логически операторы

    По умолчанию используется оператор AND .
    Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    Тип поиска

    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
    По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
    Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

    $ исследование $ развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    " исследование и разработка"

    Поиск по синонимам

    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
    В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
    В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
    Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    # исследование

    Группировка

    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
    Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    Приблизительный поиск слова

    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
    Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.

    Критерий близости

    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    " исследование разработка"~2

    Релевантность выражений

    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
    Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
    Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

    Поиск в интервале

    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
    Будет произведена лексикографическая сортировка.

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
    Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.