Опросник как поживаешь. «Определение компетенций образовательных организаций Самарской области в сфере профориентационной деятельности

Опросник “Как поживаешь?” используется с целью рассмотрения в шутливой форме существенных для данного подростка жизненных ценностей, а также для того, чтобы оценить, с точки зрения каких людских стереотипов подобные ценности получают одобрение, а какие - осуждаются...

Методика позволяет работать с группой (классом) и занимает по времени примерно 30-40 минут.

Общий порядок работы с опросником следующий:

1. Ведущий показывает на доске, как лучше подготовить бланк, а учащиеся в своих тетрадях в клеточку, положенных так, чтобы листы оказались в горизонтальном положении, рисуют такой бланк (см. Таблицу 4).

2. Общая инструкция: “Сейчас Вам будут предлагаться пары каких-то ценностей из перечня, который есть в Вашем бланке. Каждый раз Вы должны определить, какая ценность для Вас важнее, а какая - менее важная. К начальному баллу более важной ценности (к 10 баллам) прибавьте +1 и сразу напишите в бланк новый результат = 11 баллам, а из начального балла менее важной для Вас ценности (тоже из 10 баллов) вычтите -1 и сразу запишите рядом результат = 9 баллам. В дальнейшем, все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательные значения. Это и будет показателем того, что для Вас более важно в жизни, а что - менее”.

3. Ведущий зачитывает пары ценностей (см. Перечень вопросов... - в конце данного раздела) , а учащиеся в своих бланках делают соответствующие записи (к более привлекательным ценностям прибавляют баллы, а из менее привлекательных ценностей - вычитают).

4. После зачитывания всех пар ценностей итоговые результаты по каждой из 15-ти ценностей для наглядности обводятся кружочком.

5. Ведущий зачитывает по каждой ценности “нормы" (см. Таблицу 5). Если по рассматриваемой ценности результат учащегося ниже нормы, то в графе “нормы” он проставляет напротив ценности знак минус (“-”), если выше - знак плюс (“+”), если попадает в норму включительно - знак ноль (“0”).

Полученные результаты хотя и не являются корректной психодиагностической информацией, но все же ориентировочно показывают, что для данного подростка более важно в жизни, а что не является для него особой “ценностью”...

6. Далее, если позволяет время, ведущий в ироничной форме определяет вместе со школьниками, как отнеслись бы к таким ценностным ориентациям различные люди, представляющие те или иные социальные стереотипы. Для этого ведущий сначала зачитывает имеющиеся стереотипы (см. Таблицу 6), а учащиеся все вместе выбирают 3-5 наиболее авторитетных для себя стереотипа, которые тут же выписываются на доске .

7. “Мнение стереотипа” по поводу тех или иных ценностных ориентаций конкретных школьников определяется следующим образом. Ведущий начинает со стереотипа, выписанного в самой крайней правой части бланка (это намного удобнее для подсчетов). Зачитываются типичные для данного стереотипа ценностные приоритеты (см. Таблицу 6, знаки рассматриваемого стереотипа по каждой ценности). Учащиеся должны сразу же сложить эти знаки со своим знаками (выписанными в графе “нормы”), полученными после соотнесения результатов с нормами и общую сумму знаков выписать в графе данного стереотипа. Например, рассматривается такой замечательный стереотип как “домохозяйка”. По первой ценности (автомобиль-иномарка) у домохозяйки конечно же “плюс”. У подростка, после соотнесения результатов с нормами в графе “нормы”, напротив автомобиля также стоит “плюс”. В итоге получается два плюса, т.е. уже в графе стереотипа “домохозяйка”, напротив ценности “автомобиль” делается запись “++”. Если при сложении знаков оказывается “плюс” и “минус”, то в итоге - “ноль”. Если “минус” и “ноль”, в итоге - “минус” и т.п.

9. Ведущий сразу же зачитывает “норму” для рассматриваемого стереотипа. Оценка отношения стереотипа к ценностям, на которые ориентируется подросток осуществляется по той же логике. Если алгебраическая сумма “плюсов” и “минусов” меньше нормы, то скорее всего, стереотип Вас «не очень уважает”, если выше – «уважает очень даже…» (а может и завидовать еще начнет...), если попадаете в норму включительно, то отношение к Вашим ценностным ориентациям «нормальное» и спокойное.

Хотя, конечно же, все это шутка (!), даже несмотря на использование “норм” и всяческих “расчетов”...

10. Таким же образом рассматриваются и другие интересные (авторитетные) для подростков стереотипы.

Таблица 4.

Пример бланка для опросника-шутки “Как поживаешь?”.

Ценности

(обязательно с порядк. номерами)

Начальные баллы - по 10

(слева-направо сразу выписываются новые значения)

“Нормы”

“Деловой”

Труженик

Домохозяйка

1. Автомобиль

2. Вилла с бассейном

3. Отдых в Италии

4. Друзья-артисты

5. Друзья-иностранцы

6. Друзья-ученые

7. Друзья-рабочие

8. Здоровье

9. Красота

10. Пиво с воблой...

11. Творческая работа

12. Вас страстно любят

13. Вы сами влюблены

14. Вера в Бога

15. Опасные

приключения

Перечень вопросов к методике “Как поживаешь?” .

Укажите, какая из двух ценностей лично для Вас более привлекательна (+1 в бланке ответов), а какая - менее (-1 балла в бланке ответов). Цифры в каждом вопросе обозначают порядковые номера этих ценностей в бланке ответов - для удобства их поиска при работе с опросником.

Итак, что лично для Вас более важно в жизни?...

1) 1 - Автомобиль (“Мерседес”) или 8 - Здоровье (сила, выносливость...)

2) 5 - Друзья-иностранцы (из развитых капстран) или 7 - Друзья-рабочие (простые люди)

3) 9 - Красота (обаяние, модные одежды) или 11 - Творческая работа (возможность создать что-то значительное)

4) 2 - Вилла с бассейном (свежий воздух, все удобства) или 6 - Друзья- ученые (учителя, инженеры...)

5) 1 - Автомобиль (“Вольво”) или 9 - Красота (обаяние, дорогие наряды...)

6) 3 - Отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 10 - Пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами...)

7) 4 - Друзья-артисты (поэты, журналисты - “богема”) или 15 - Опасные приключения (жизнь, полная азарта)

8) 9 - Красота (обаяние, привлекательность) или 12 - Вас страстно любят (готовы жизнь за Вас отдать)

9) 14 - Вера в Бога (умиротворение души...) или 15 - Опасные приключения (масса событий, куча переживаний...)

10) 2 - Вилла с бассейном (свежий воздух, все удобства) или 4 - Друзья-артисты (“богема”)

11) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+1”, а из любой другой ценности вычтите “-1”.

12) 5 - Друзья-иностранцы (“валютные”) или 13 - Вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души...)

13) 7 - Друзья-рабочие (простые люди) или 15 - Опасные приключения (азарт жизни)

14) 3 - Отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 12 - Вас страстно любят (готовы за Вас жизнь отдать)

15) 8 - Здоровье (сила, выносливость) или 11 - Творческая работа (возможность сделать что-то великое)

16) 10 - Пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами) или 13 - Вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души)

17) 1 - Автомобиль (“Ситроен”) или 11 - Творческая работа (возможность проявить свои таланты)

18) 2 - Вилла с бассейном или 8 - Здоровье

19) 12 - Вас страстно любят или 13 - Вы сами влюблены

20) 3 - Отдых в Италии или 14 - Вера в Бога (успокоение души...)

21) 4 - Друзья-артисты (“богема”) или 7 - Друзья-рабочие (простые люди)

22) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+1”, а из любой другой ценности вычтите “-1”.

23) 5 - Друзья-иностранцы (с валютой) или 6 - Друзья-ученые (умные и интеллигентные. но без валюты...)

24) 2 - Вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая) или 10 - Пиво с воблой (душевные разговоры с настоящими мужиками)

25) 4 - Друзья-артисты (известные на всю страну) или 14 - Вера в Бога (очищение души..)

26) 2 - Вилла с бассейном (роскошная!) или 11 - Творческая работа (возможность познать истину, красоту, чудо...)

27) 3 - Отдых в Италии (белые пароходы, экскурсии по руинам) или 13 - Вы сами влюблены (Ваша душа страдает и блаженствует...)

28) 7 - Друзья-рабочие (простые люди) или 14 - Вера в Бога (отпущение грехов...)

29) 1 - Автомобиль (“БМВ”) или 6 - Друзья-ученые (интересные, эрудированные люди...)

30) 5 - Друзья-иностранцы (бизнесмены) или 9 - Красота (Ваша волшебная привлекательность...)

31) 8 - Здоровье или 10 - Пиво с воблой (и никаких забот...)

32) 12 - Вас страстно любят (ради Вас готовы на всё) или 14 - Вера в Бога (счастье соприкосновения с Всевышним...)

33) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+2”, а из любой другой ценности вычтите “-2”

34) 13 - Вы сами влюблены (готовы на все ради любимого человека) или 15 - Опасные приключения (незабываемые впечатления и переживания)

35) 1 - Автомобиль (“Форд”) или 7 - Друзья-рабочие (очень простые и небогатые люди, без валюты...)

36) 4 - Друзья-артисты (художники, поэты...) или 9 - Красота (обаяние, роскошные наряды, косметика...)

37) 5 - Друзья-иностранцы (Европа-Америка) или 10 - Пиво с воблой (уважение крутых ребят и женщин...)

38) 6 - Друзья-ученые (воспитанные и образованные) или 14 - Вера в Бога (очищение и благоговение...)

39) 8 - Здоровье или 12 - Вас страстно любят

40) 3 - Отдых в Италии или 15 - Опасные приключения

41) 6 - Друзья-ученые или 7 - Друзья-рабочие

42) 11 - Творческая работа (возможность воплотить себя в чем-то значительном) или 13 - Вы сами влюблены (теряете над собой контроль, зато счастливы...)

43) 2 - Вилла с бассейном или 12 - Вас страстно любят

44) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+2”, а из любой другой ценности вычтите “-2”

45) 4 - Друзья-артисты (утонченные люди, “богема”) или 13 - Вы сами влюблены (Вы узнали, что такое счастье...)

46) 3 - Отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 6 - Друзья-ученые (знают много удивительного и интересного...)

47) 5 - Друзья-иностранцы (могут пригласить к себе в гости...) или 11 - Творческая работа (возможность раскрыть свои таланты)

48) 10 - Пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами) или 15 - Опасные приключения (возможность испытать себя...)

49) 8 - Здоровье (долголетие) или 9 - Красота (все восхищаются Вами...)

50) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+3”, а из любой другой ценности вычтите “-3”.

Таблица 5.

Примерные “нормы” для опросника “Как поживаешь?”.

Ценности

1 автомобиль

2 вилла с бассейном

3 отдых в Италии

4 друзья-артисты

5 друзья-иностранцы

6 друзья-ученые

7 друзья-рабочие

8 здоровье

9 красота

10 пиво с воблой

11 творческая работа

12 Вас любят

13 Вы влюблены

14 вера в Бога

15 опасные приключ.


Таблица 6.

Стереотипы и их примерное “отношение” к тем или иным ценностным ориентациям.

Ценности

Домохозяйка

Аристократ

Иностранец

Верующий

Труженик

1 автомобиль

2 вилла с бассейном

4 друзья-артисты

5 друзья-иностранцы

6 друзья-ученые

7 др.- рабочие

8 здоровье

9 красота

10 пиво с воблой

11 творчество

12 Вас любят

13 Вы влюблены

14 вера в Бога

15 приключения

“Нормы” для

стереотипов


Таблица 6 (продолжение).

Ценности

Творческая

личность

Преступник

Красавица, мечтающая о выгодном браке

Хитрый малый, желающий

где-то пристроиться

“Деловой” человек

Ребенок (дошкольник)

1 автомобиль

2 вилла с бассейном

3 отдых в Италии

4 друзья - артисты

5 друзья - иностранцы

6 друзья - ученые

7 друзья - рабочие

8 здоровье

9 красота

10 пиво с воблой

11 творческая работа

12 Вас страстно любят

13 Вы сами влюблены

14 вера в Бога

15 опасные приключения

Примерные “нормы”

для стереотипов


Если работать со всеми 13-ю имеющимися в методике стереотипами, то это займет много времени и методика может показаться утомительной для учащихся.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Активизирующий опросник-шутка КАК ПОЖИВАЕШЬ? Пряжникова Опросник Как поживаешь? используется с целью рассмотрения в шутливой форме существенных для данного подростка жизненных ценностей, а также для того, чтобы оценить, с точки зрения каких людских стереотипов подобные ценности получают одобрение, а какие - осуждаются... Методика позволяет работать с группой (классом) и занимает по времени примерно минут. Общий порядок работы с опросником следующий: 1. Ведущий показывает на доске, как лучше подготовить бланк, а учащиеся в своих тетрадях в клеточку, положенных так, чтобы листы оказались в горизонтальном положении, рисуют такой бланк (см. Таблицу 4). 2. Общая инструкция: Сейчас Вам будут предлагаться пары каких-то ценностей из перечня, который есть в Вашем бланке. Каждый раз Вы должны определить, какая ценность для Вас важнее, а какая - менее важная. К начальному баллу более важной ценности (к 10 баллам) прибавьте +1 и сразу напишите в бланк новый результат = 11 баллам, а из начального балла менее важной для Вас ценности (тоже из 10 баллов) вычтите -1 и сразу запишите рядом результат = 9 баллам. В дальнейшем, все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательные значения. Это и будет показателем того, что для Вас более важно в жизни, а что - менее. 3. Ведущий зачитывает пары ценностей (см. Перечень вопросов... - в конце данного раздела), а учащиеся в своих бланках делают соответствующие записи (к более привлекательным ценностям прибавляют баллы, а из менее привлекательных ценностей - вычитают). 4. После зачитывания всех пар ценностей итоговые результаты по каждой из 15-ти ценностей для наглядности обводятся кружочком. 5. Ведущий зачитывает по каждой ценности нормы" (см. Таблицу 5). Если по рассматриваемой ценности результат учащегося ниже нормы, то в графе нормы он проставляет напротив ценности знак минус (-), если выше - знак плюс (+), если попадает в норму включительно - знак ноль (0). Полученные результаты хотя и не являются корректной психодиагностической информацией, но все же ориентировочно показывают, что для данного подростка более важно в жизни, а что не является для него особой ценностью Далее, если позволяет время, ведущий в ироничной форме определяет вместе со школьниками, как отнеслись бы к таким ценностным ориентациям различные люди, представляющие те или иные социальные стереотипы. Для этого ведущий сначала зачитывает имеющиеся стереотипы (см. Таблицу 6), а учащиеся все вместе выбирают 3-5 наиболее авторитетных для себя стереотипа, которые тут же выписываются на доске . 7. Мнение стереотипа по поводу тех или иных ценностных ориентаций конкретных школьников определяется следующим образом. Ведущий начинает со стереотипа, выписанного в самой крайней правой части бланка (это намного удобнее для подсчетов). Зачитываются типичные для данного стереотипа ценностные приоритеты (см. Таблицу 6, знаки рассматриваемого стереотипа по каждой ценности). Учащиеся должны сразу же сложить эти знаки со своим знаками (выписанными в графе нормы),

2 полученными после соотнесения результатов с нормами и общую сумму знаков выписать в графе данного стереотипа. Например, рассматривается такой замечательный стереотип как домохозяйка. По первой ценности (автомобильиномарка) у домохозяйки конечно же плюс. У подростка, после соотнесения результатов с нормами в графе нормы, напротив автомобиля также стоит плюс. В итоге получается два плюса, т.е. уже в графе стереотипа домохозяйка, напротив ценности автомобиль делается запись ++. Если при сложении знаков оказывается плюс и минус, то в итоге - ноль. Если минус и ноль, в итоге - минус и т.п. 8. Далее по рассматриваемому стереотипу подсчитывается алгебраическая сума всех плюсов и минусов и итог выписывается внизу, под колонкой данного стереотипа. 9. Ведущий сразу же зачитывает норму для рассматриваемого стереотипа. Оценка отношения стереотипа к ценностям, на которые ориентируется подросток осуществляется по той же логике. Если алгебраическая сумма плюсов и минусов меньше нормы, то скорее всего, стереотип Вас «не очень уважает, если выше «уважает очень даже» (а может и завидовать еще начнет...), если попадаете в норму включительно, то отношение к Вашим ценностным ориентациям «нормальное» и спокойное. Хотя, конечно же, все это шутка (!), даже несмотря на использование норм и всяческих расчетов Таким же образом рассматриваются и другие интересные (авторитетные) для подростков стереотипы. Таблица 4. Пример бланка для опросника-шутки Как поживаешь?. Ценности (обязательно с порядк. номерами) 1. Автомобиль Вилла с 10 бассейном 3. Отдых в 10 Италии 4. Друзьяартисты Друзьяиностранцы Друзья-ученые Друзьярабочие Здоровье Красота Пиво с 10 воблой... Начальные баллы - по 10 (слева-направо сразу выписываются новые значения) Нормы Деловой человек Труженик Домохозяйка

3 11. Творческая 10 работа 12. Вас страстно 10 любят 13. Вы сами 10 влюблены 14. Вера в Бога Опасные 10 приключения Перечень вопросов к методике Как поживаешь?. Укажите, какая из двух ценностей лично для Вас более привлекательна (+1 в бланке ответов), а какая - менее (-1 балла в бланке ответов). Цифры в каждом вопросе обозначают порядковые номера этих ценностей в бланке ответов - для удобства их поиска при работе с опросником. Итак, что лично для Вас более важно в жизни?... 1) 1 - Автомобиль (Мерседес) или 8 - Здоровье (сила, выносливость...) 2) 5 - Друзья-иностранцы (из развитых капстран) или 7 - Друзья-рабочие (простые люди) 3) 9 - Красота (обаяние, модные одежды) или 11 - Творческая работа (возможность создать что-то значительное) 4) 2 - Вилла с бассейном (свежий воздух, все удобства) или 6 - Друзья- ученые (учителя, инженеры...) 5) 1 - Автомобиль (Вольво) или 9 - Красота (обаяние, дорогие наряды...) 6) 3 - Отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 10 - Пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами...) 7) 4 - Друзья-артисты (поэты, журналисты - богема) или 15 - Опасные приключения (жизнь, полная азарта) 8) 9 - Красота (обаяние, привлекательность) или 12 - Вас страстно любят (готовы жизнь за Вас отдать) 9) 14 - Вера в Бога (умиротворение души...) или 15 - Опасные приключения (масса событий, куча переживаний...) 10) 2 - Вилла с бассейном (свежий воздух, все удобства) или 4 - Друзья-артисты (богема) 11) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности +1, а из любой другой ценности вычтите -1.

4 12) 5 - Друзья-иностранцы (валютные) или 13 - Вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души...) 13) 7 - Друзья-рабочие (простые люди) или 15 - Опасные приключения (азарт жизни) 14) 3 - Отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 12 - Вас страстно любят (готовы за Вас жизнь отдать) 15) 8 - Здоровье (сила, выносливость) или 11 - Творческая работа (возможность сделать что-то великое) 16) 10 - Пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами) или 13 - Вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души) 17) 1 - Автомобиль (Ситроен) или 11 - Творческая работа (возможность проявить свои таланты) 18) 2 - Вилла с бассейном или 8 - Здоровье 19) 12 - Вас страстно любят или 13 - Вы сами влюблены 20) 3 - Отдых в Италии или 14 - Вера в Бога (успокоение души...) 21) 4 - Друзья-артисты (богема) или 7 - Друзья-рабочие (простые люди) 22) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности +1, а из любой другой ценности вычтите) 5 - Друзья-иностранцы (с валютой) или 6 - Друзья-ученые (умные и интеллигентные. но без валюты...) 24) 2 - Вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая) или 10 - Пиво с воблой (душевные разговоры с настоящими мужиками) 25) 4 - Друзья-артисты (известные на всю страну) или 14 - Вера в Бога (очищение души..) 26) 2 - Вилла с бассейном (роскошная!) или 11 - Творческая работа (возможность познать истину, красоту, чудо...) 27) 3 - Отдых в Италии (белые пароходы, экскурсии по руинам) или 13 - Вы сами влюблены (Ваша душа страдает и блаженствует...) 28) 7 - Друзья-рабочие (простые люди) или 14 - Вера в Бога (отпущение грехов...) 29) 1 - Автомобиль (БМВ) или 6 - Друзья-ученые (интересные, эрудированные люди...) 30) 5 - Друзья-иностранцы (бизнесмены) или 9 - Красота (Ваша волшебная привлекательность...) 31) 8 - Здоровье или 10 - Пиво с воблой (и никаких забот...) 32) 12 - Вас страстно любят (ради Вас готовы на всё) или 14 - Вера в Бога (счастье соприкосновения с Всевышним...)

5 33) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности +2, а из любой другой ценности вычтите -2 34) 13 - Вы сами влюблены (готовы на все ради любимого человека) или 15 - Опасные приключения (незабываемые впечатления и переживания) 35) 1 - Автомобиль (Форд) или 7 - Друзья-рабочие (очень простые и небогатые люди, без валюты...) 36) 4 - Друзья-артисты (художники, поэты...) или 9 - Красота (обаяние, роскошные наряды, косметика...) 37) 5 - Друзья-иностранцы (Европа-Америка) или 10 - Пиво с воблой (уважение крутых ребят и женщин...) 38) 6 - Друзья-ученые (воспитанные и образованные) или 14 - Вера в Бога (очищение и благоговение...) 39) 8 - Здоровье или 12 - Вас страстно любят 40) 3 - Отдых в Италии или 15 - Опасные приключения 41) 6 - Друзья-ученые или 7 - Друзья-рабочие 42) 11 - Творческая работа (возможность воплотить себя в чем-то значительном) или 13 - Вы сами влюблены (теряете над собой контроль, зато счастливы...) 43) 2 - Вилла с бассейном или 12 - Вас страстно любят 44) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности +2, а из любой другой ценности вычтите -2 45) 4 - Друзья-артисты (утонченные люди, богема) или 13 - Вы сами влюблены (Вы узнали, что такое счастье...) 46) 3 - Отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 6 - Друзья-ученые (знают много удивительного и интересного...) 47) 5 - Друзья-иностранцы (могут пригласить к себе в гости...) или 11 - Творческая работа (возможность раскрыть свои таланты) 48) 10 - Пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами) или 15 - Опасные приключения (возможность испытать себя...) 49) 8 - Здоровье (долголетие) или 9 - Красота (все восхищаются Вами...) 50) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности +3, а из любой другой ценности вычтите -3. Таблица 5. Примерные нормы для опросника Как поживаешь?. Ценности девушки юноши женщины мужчины

6 1 автомобиль вилла с бассейном отдых в Италии друзья-артисты друзья-иностранцы друзья-ученые друзья-рабочие здоровье красота пиво с воблой (-3) - 9 (-1) - 9 (-2) творческая работа Вас любят Вы влюблены вера в Бога опасные приключ Таблица 6. Стереотипы и их примерное отношение к тем или иным ценностным ориентациям. Ценности Домохозяй ка Аристокр ат Честны й Иностране ц Верующи й Тружени к Пьяниц а челове в России к автомобиль 2 вилла с бассейном 3 Италия друзьяартисты друзьяиностранцы друзьяученые др рабочие 8 здоровье красота пиво с воблой творчество 12 Вас любят 13 Вы влюблены 14 вера в Бога приключени

7 я Нормы для стереотипо в Таблица 6 (продолжение). Ценности Творческая личность Преступник Красавица, Хитрый мечтающая малый, о выгодном желающий браке где-то пристроиться Деловой человек 1 автомобиль вилла с бассейном 3 отдых в Италии 4 друзья артисты 5 друзья иностранцы 6 друзья ученые 7 друзья рабочие 8 здоровье красота пиво с воблой творческая работа 12 Вас страстно любят 13 Вы сами влюблены 14 вера в Бога 15 опасные приключения Примерные нормы для стереотипов Ребенок (дошкольник)

8 - Если работать со всеми 13-ю имеющимися в методике стереотипами, то это займет много времени и методика может показаться утомительной для учащихся.


Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ Тренинг для подростков Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях

Тренинг «Я в мире профессий» 1. Знакомство. - Игра «Радистка» (рукопожатие по кругу) -Визитка: имя, школа, девиз. 2. Разминка - Фруктовый салат из профессий. 3. Беседа «Хочу-Могу-Надо». Ведущий. Что нужно

БЛАНКОВАЯ ИГРА «Я - КОМПАНЬОН» Цель игры Познакомить старшеклассников с особенностями коммерческой деятельности, с взаимоотношениями между компаньонами. Время проведения - 30-40 минут. Основные этапы 1.

Технологическая карта урока Приложение 2. Тема: Конкретный смысл действия умножения. Тип урока: урок первичного предъявления знаний Цель: создать условия для организации совместной деятельности учащихся

Описание профориентационной методики ПЕРЕКРЕСТОК (Пряжников) 1. Общая характеристика методики. Методика включает в себя две основные части: 1. Первая часть методики - «Перекресток 1» предназначена для

Москва: Издательство АСТ: Астрель, 2016. 284, с. (Академия начального образования). 978-5-17-098011-6 978-5-271-47746-1 978-5-17-098011-6 978-5-271-47746-1 Содержание Уважаемые взрослые!... 6 Числа

Page 1 Почему ты думаешь так, а не иначе? Почему ты испытываешь именно эти чувства, а не другие? Что такое мечта? Куда спрятаться от страхов? Что такое "личность"? И хочешь ли ты ею стать? Предлагаемая

Образовательная область «Познание» Раздел «Формирование элементарных математических понятий». Методика Уровень знаний о количестве, счёт в пределах 20 А) Выявление знаний цифр и умения определять место

Консультация для родителей по гендерному воспитанию «Из чего же сделаны девчонки?», «Из чего же сделаны мальчишки?» Составил: воспитатель МБДОУ Д/с 15 Иванова Н.С. Сентябрь 2012г. "Из чего же сделаны ДЕВОЧКИ?"

Приложение 3.4. Социометрия Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий

ПРОФЕССЬЯНС «МОЛЕКУЛЫ ПРОФЕССИЙ» Цель методики Методика предназначена для ориентировочного определения наиболее привлекательных для оптанта профессий. Общая логика использования основана на построении

МКОУ «Специальная школа 106» Классный час «Нравственные ценности» Подготовила и провела: Шепелева А.С., классный руководитель 7 класса Новокузнецкий городской округ Нравственные ценности Цели Формирование

Человек, познающий свой внутренний мир, способен познать Вселенную. Представляем Вашему вниманию несколько психодиагностических тестов для самопознания. Тест 1 Опросник «Оценка коммуникативных и организаторских

Методика «Доминирующая мотивация подростков» В.Н. Колюцкого, И.Ю. Кулагиной (анкета для подростков) АНКЕТА Источник: Педагогическая психология: учебное пособие /Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: Сфера, 2008.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена и рекомендована Педагогическим советом МБОУ «Николаевская СОШ» протокол 1от 30.08.2013

Консультация для родителей. «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть

Что я знаю о мире профессий? Цель: актуализация знаний о профессиях; определение сферы профессиональных предпочтений учащихся. Форма: игра-аукцион. Участники: учащиеся класса, классный руководитель или

Вопросы к смотру знаний по математике. 5-6 класс. 1. Определение натуральных, целых, рациональных чисел. 2. Признаки делимости на 10, на 5, на 2. 3. Признаки делимости на 9, на 3. 4. Основное свойство

1.1 Заполнение бланка ответов 1 (рис. 6) Бланк ответов 1 предназначен для записи результатов выполнения заданий с кратким ответом. В верхней части бланка ответов 1 информация для заполнения полей о коде

Задача 1 ЕГЭ -2015 (базовый) Если нужен только ответ первый пример 2,65 - второй пример 3,2 - третий пример -1,1 Это задание на действия с обыкновенными дробями. Вот небольшая теория для тех, кто слегка

Конспект открытого урока по математике на тему "Сложение и вычитание трехзначных чисел на основе знания их разрядного состава". 2 «А» класс Учитель начальных классов: Левыкина А. В. 15.03.12. Цели: формирование

115 Учитель начальных классов Беляева М. Ю. ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Цели урока: Учить приемам сложения и вычитания трёхзначных чисел вида: 261+124;

ТЕСТ-ОПРОСНИК КОС - 1 Процедура исследования Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются

СЛОЖЕНИЕ Прибавить 1 к числу означает получить число, следующее за данным: 4+1=5, 1+1=14 и т.д. Сложить числа 5 и значит прибавить к 5 три раза единицу: 5+1+1+1=5+=8. ВЫЧИТАНИЕ Вычесть 1 из числа означает

УДК 7(07.) ББК 74. Г70 Во внутреннем оформлении использованы иллюстрации: a Sk, Bloomicon, iconizer, Introwiz, jehsomwang, KannaA, Katerina Davidenko, Vanzyst, VDOVINA ELENA, WonderfulPixel / Shutterstock.com

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ИТОГОВАЯ РАБОТА ТЕМА ИТОГОВОЙ РАБОТЫ: «РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКТА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ» 1. Технологическая матрица отбора содержания образования

4 класс I полугодие МАТЕМАТИКА Технологическая карта 3 Раздел Тема изучения Цели Основное содержание темы Термины и понятия Приёмы рациональных вычислений (17 часов) Приёмы рациональных вычислений (17

Календарно-тематическое планирование курса математика 4ч в неделю, 33 учебные недели(132 часа в год) Автор учебника: М.И.Моро Тема Кол-во часов Дата по плану Дата фактическая Сравнение предметов и групп

Анализ стихотворения пушкина мы любим тех >>> Анализ стихотворения пушкина мы любим тех Анализ стихотворения пушкина мы любим тех С ее помощью легче постичь особую глубину чувств героя. Но все равно он

Рабочий лист 1 Арифметические действия на множестве рациональных чисел Напомним важные правила, которые нужно соблюдать, проводя арифметические вычисления Порядок действий в арифметических вычислениях

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Терехова. Сегодня я выбрала на освещение достаточно непростую тему, которая волнует каждую вторую женщину. Тема эта непроста еще и тем, что нас не учат отношениям, выстраиванию

Раздел І. обобщение и Систематизация учебного материала за 1 класс Цель раздела І обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных в 1 классе. Учебное содержание раздела разделено

Конспект урока по теме: Умножение положительных и отрицательных чисел. 6 класс 112016 (Вязкова О.М.) Цели урока: Организовать совместную деятельность, нацеленную на предметный результат: вывести правила

Самостоятельная работа по теме «Положительные и отрицательные числа». 6 класс. Вариант на выбор. Желаю успеха. 1. Отметьте на координатной прямой числа: 2; 2,5; 3; 4. Запишите: а) наибольшее число; б)

Математика 1 класс (132 часа) Дата Тема урока Характеристика деятельности учащихся Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов) 1. Учебник математики. Роль математики

1 План урока Сложение и вычитание в пределах 20 Возрастная группа: П о д го т о в ка к ш ко л е, 1 кл ас с, 2 кл ас с Онлайн ресурсы: Сп ро с и чуд и ка Открытие Д емонстрация учителем Зад ание учащимся

Диагностика личностной тревожности Бланк методики содержит инструкцию и задание, что позволяет проводить ее коллективно. Методика включает в себя ситуации трех типов: 1. Ситуации, связанные со школой,

1. Пояснительная записка 1.1.Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(москва2011г.), Концепции духовно-нравственного развития

ММ этап 5-6 класс Удивительные числа и делимость ЗАДАНИЯ И РЕШЕНИЯ Задача. В первом столбце таблицы даны числа. С каждым числом нужно проделать операции согласно блок-схеме и результат записать в соседней

Диагностическая работа (2 класс конец года) Задание 1 Какую цифру надо поставить в рамочку, чтобы вычисление было проведено верно? Подчеркни правильный вариант ответа. _61 2 37 а) 0 б) 6 в) 4 г) 3 Задания

Речевое развитие младших школьников на уроках математики Сорокина Светлана Александровна Санкт-Петербург 2011 год 1 Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности

Выражать выразить (мысли, чувства, эмоции) здорово = привет здорово = классно Как здорово! Как здорово, что сегодня такая хорошая погода! Выразите радость 1) Девушка написала, что она летит в Петербург.

ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная

Единый государственный экзамен КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК 1 / 8 Единый государственный экзамен по китайскому языку Инструкция по выполнению работы Раздел 1. Аудирование КИМ Экзаменационная работа по китайскому языку

Конспект урока Класс: 2 «Б» Предмет: математика Тема: Буквенная запись свойств сложения (переместительное, сочетательное, сложение с нулѐм) Тип урока: комбинированный Цель урока: знакомство с буквенной

ПЛАН УРОКА Предмет Учитель Школа, класс Тема урока Информатика Сафарова Л.Н. с. Конаева, СШ им. Толе би, 7 класс Компьютерная графика Цели урока: сформировать понятие компьютерной графики, рассмотреть

Конспект занятия "Здоровье семьи" для учащихся 9-11 классов (в рамках акции «Защита»)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 86» Лицевой счет 0347306563 Б г. Челябинск 454071 В Комитет финансов ул. Котина, 22 Города Челябинска тел./факс 772-28-11

Занятие 2. Мои жизненные ценности

Цель занятия: активизировать самопознание

1. Упражнение «Угадай, кто такой МПС»

2. Активизирующий опросник «Как поживаешь?»

3. Обратная связь. Анализ своего состояния и обмен мнениями

Ход занятия

Упражнение «Угадай , кто такой МПС»

Цель: установка на взаимодействие и взаимопознание.

Из аудитории выходит человек, остальные договариваются с ведущим о том, что они будут говорить. Задача вошедшего - отгадать аббревиатуру МПС (мой правый сосед). Каждый из участников описывает своего правого соседа, отвечая на вопросы вошедшего.

Активизирующий опросник «Как поживаешь?»

Цель методики : рассмотреть в шутливой форме существенные для данного подростка жизненные ценности. Время проведения - 30-40 минут.

Основные этапы

1. Ведущий показывает на доске, как лучше подготовить бланк ответов, а учащиеся на листах в клеточку, положенных так, чтобы они оказались в горизонтальном положении, рисуют такой же бланк (см. таблицу «Пример бланка ответов для опросника-шутки «Как поживаешь?»).

Общая инструкция

Сейчас вам будут предлагаться пары ценностей из перечня, который есть в вашем бланке. Каждый раз вы должны определяться с тем, какая ценность для вас более важная, а какая - менее важная. К начальному баллу более важной ценности (к 10 баллам) прибавьте +1 и сразу запишите в бланк новый результат -11 баллов, а из начального балла менее важной для вас ценности (тоже из 10 баллов) вычтите -1 и сразу запишите рядом результат - 9 баллов. В дальнейшем все ценности будут либо увеличиваться в своем значении, либо уменьшаться, приобретая иногда даже отрицательные значения. Это и будет показателем того, что для вас более важно в жизни, а что - менее.


2. Ведущий зачитывает пары ценностей (см. Перечень вопросов к методике «Как поживаешь?»), а учащиеся в своих бланках делают соответствующие записи (к более привлекательным ценностям прибавляют баллы, а из менее привлекательных ценностей - вычитают).

Таблица «Пример бланка ответов для опросника-шутки «Как поживаешь?»»

Ценности (обязательно с порядковыми номерами)

Начальные баллы - по 10 (слева направо сразу выписываются новые значения)

1. Автомобиль

2. Вилла с бассейном

3. Отдых в Италии

4. Друзья-артисты

5. Друзья-иностранцы

6. Друзья-ученые

7. Друзья-рабочие

8.Здоровье

9. Красота

10. Пиво с воблой

11. Творческая работа

12. Вас страстно любят

13. Вы сами влюблены

14. Вера в Бога

15. Опасные приключения

Перечень вопросов к методике «Как поживаешь?»

Что лично для вас более важно в жизни:

2) 5 - друзья-иностранцы (из развитых капстран) или 7 - друзья-рабочие (простые люди).

3) 9 - красота (обаяние, модные одежды) или 11 - творческая работа (возможность создать что-то значительное).

4) 2 - вилла с бассейном (свежий воздух, все удобства) или 6 - друзья-ученые (учителя, инженеры...).

6) 3 - отдых в Италии (роскошный отель, много валюты) или 10 - пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами).

7) 4 - друзья-артисты (поэты, журналисты - «богема») или 15 - опасные приключения (жизнь, полная азарта).

8) 9 - красота (обаяние, привлекательность) или 12 - вас страстно любят (готовы жизнь за вас отдать).

9) 14 - вера в бога (умиротворение души) или 15 - опасные приключения (события, переживания)

вилла с бассейном (свежий воздух, все удобства) или 4 - друзья-артисты («богема»).

11) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности «+1», а из любой другой ценности вычтите «-1».

друзья-иностранцы («валютные») или 13 - вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души).

друзья-рабочие (простые люди) или 15 - опасные приключения (азарт жизни).

отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 12 - вас страстно любят (готовы за вас жизнь отдать).

здоровье (сила, выносливость) или 11 - творческая работа (возможность сделать что-то великое).

пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами) или 13 - вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души).

вилла с бассейном или 8 - здоровье.

вас страстно любят или 13 - вы сами влюблены.

друзья-артисты («богема») или 7 - друзья-рабочие (простые люди).

22) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности «+1», а из любой другой ценности вычтите «-1».

друзья-иностранцы (с валютой) или 6 - друзья-ученые (умные и интеллигентные, но без валюты).

вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая) или 10 - пиво с воблой (душевные разговоры с настоящими мужиками).


друзья-артисты (известные на всю страну) или 14 - вера в бога (очищение души).

вилла с бассейном (роскошная!) или 11 - творческая работа (возможность познать истину, красоту, чудо).

отдых в Италии (белые пароходы, экскурсии по руинам) или 13 - вы сами влюблены (ваша душа страдает и блаженствует).

друзья-рабочие (простые люди) или 14 - вера в бога (отпущение грехов).

друзья-иностранцы (бизнесмены) или 9 - красота (ваша волшебная привлекательность).

здоровье или 10 - пиво с воблой (и никаких забот).

вас страстно любят (ради вас готовы на все) или 14 - вера в бога (счастье соприкосновения со Всевышним).

33) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности «+2», а из любой другой ценности вычтите « - 2 » .

вы сами влюблены (готовы на все ради любимого человека) или 15 - опасные приключения (незабываемые впечатления и переживания).

автомобиль («Форд») или 7 - друзья-рабочие (очень простые и небогатые люди, без валюты).

друзья-артисты (художники, поэты) или 9 - красота (обаяние, роскошные наряды, косметика).

друзья-иностранцы (Европа, Америка) или 10 - пиво с воблой (уважение крутых ребят и женщин).

38) б - друзья-ученые (воспитанные и образованные) или 14 - вера в бога (очищение и благоговение).

здоровье или 12 - вас страстно любят.

отдых в Италии или 15 - опасные приключения.

отдых в Италии или 14 - вера в бога (успокоение души).

друзья-ученые или 7 - друзья-рабочие.

творческая работа (возможность воплотить себя в чем-то значительном) или 13 - вы сами влюблены (теряете над собой контроль, зато счастливы).

вилла с бассейном или 12 - вас страстно любят.

44) по своему выбору прибавьте к одной любой ценности «+2», а из любой другой ценности вычтите « - 2 » .

друзья-артисты (утонченные люди, «богема») или 13 - вы сами влюблены (вы узнали, что такое счастье).

отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 6 - друзья-ученые (знают много удивительного и интересного).

друзья-иностранцы (могут пригласить к себе в гости) или 11 - творческая работа (возможность раскрыть свои таланты).

пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами) или 15 - опасные приключения (возможность испытать себя).

здоровье (долголетие) или 9 - красота (все восхищаются вами).

50) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности «+3», а из любой другой ценности вычтите « - 3 » .

3. После зачитывания всех пар ценностей итоговые результаты по каждой из 15-ти ценностей для наглядности обводятся кружочком.

4. Ведущий зачитывает для каждой ценности «нормы» (см. таблицу «Примерные «нормы» для опросника «Как поживаешь?»»). Если по рассматриваемой ценности результат учащегося ниже нормы, то в графе «нормы» он проставляет напротив ценности знак минус («-»), если выше - знак плюс («+»), если попадает в норму включительно - знак ноль («О»).

Полученные результаты хотя и не являются корректной психодиагностической информацией, но все же ориентировочно показывают, что для данного подростка наиболее важно в жизни, а что не является для него особой «ценностью».

5. Далее, если позволяет время, ведущий в ироничной форме определяет вместе со школьниками, как отнеслись бы к таким ценностным ориентациям различные люди, представляющие те или иные социальные стереотипы. Для этого ведущий сначала зачитывает имеющиеся стереотипы (см. таблицу «Стереотипы и их примерное отношение к тем или иным ценностным ориентациям»), а учащиеся все вместе выбирают 3-5 наиболее авторитетных для себя стереотипов, которые тут же записываются на доске (Если работать со всеми имеющимися в методике стереотипами, это займет много времени, и методика может показаться утомительной для учащихся.).

Таблица «Примерные «нормы» для опросника «Как поживаешь?»

https://pandia.ru/text/78/618/images/image002_49.jpg" width="408" height="438 src=">

6. Мнение стереотипа по поводу тех или иных ценностных ориентации конкретных школьников определяется следующим образом. Ведущий начинает со стереотипа, выписанного в самой крайней правой части бланка (это намного удобнее для подсчетов). Зачитываются типичные для данного стереотипа ценностные приоритеты. Учащиеся должны сразу же сложить эти знаки со своим знаками (выписанными в графе «нормы»), полученными после соотнесения результатов с нормами, и общую сумму знаков выписать в графе данного стереотипа. Например, рассматривается такой замечательный стереотип как «домохозяйка». По первой ценности (автомобиль-иномарка) у домохозяйки, конечно же, «плюс». У подростка, после соотнесения результатов с нормами в графе «нормы», напротив автомобиля также стоит «плюс». В итоге получается два плюса, т. е. уже в графе стереотипа «домохозяйка», напротив ценности «автомобиль» делается запись «++». Если при сложении знаков оказывается «плюс» и «минус», то в итоге - «ноль». Если «минус» и «ноль», в итоге - «минус» и т. п.

8. Ведущий сразу же зачитывает «норму» для рассматриваемого стереотипа. Оценка отношения стереотипа к ценностям, на которые ориентируется подросток, осуществляется по той же логике. Если алгебраическая сумма «плюсов» и «минусов» меньше нормы, то скорее всего, стереотип вас «не очень-то уважает», если же выше - «уважает очень даже...» (а может и завидовать еще начнет), если попадаете в норму включительно, то отношение к вашим ценностным ориентациям «нормальное» и спокойное.

Хотя, конечно же, все это шутка (!), даже несмотря на использование «норм» и всяческих «расчетов»...

Таким же образом рассматриваются и другие интересные (авторитетные) для подростков стереотипы.

Обратная связь. Анализ своего состояния и обмен мнениями

Опросник “Как поживаешь?” используется с целью рассмотрения в шутливой форме существенных для данного подростка жизненных ценностей, а также для того, чтобы оценить, с точки зрения каких людских стереотипов подобные ценности получают одобрение, а какие - осуждаются...

Методика позволяет работать с группой (классом) и занимает по времени примерно 30-40 минут.

Общий порядок работы с опросником следующий:

1. Ведущий показывает на доске, как лучше подготовить бланк, а учащиеся в своих тетрадях в клеточку, положенных так, чтобы листы оказались в горизонтальном положении, рисуют такой бланк (см. Таблицу 4).

2. Общая инструкция: “Сейчас Вам будут предлагаться пары каких-то ценностей из перечня, который есть в Вашем бланке. Каждый раз Вы должны определить, какая ценность для Вас важнее, а какая - менее важная. К начальному баллу более важной ценности (к 10 баллам) прибавьте +1 и сразу напишите в бланк новый результат = 11 баллам, а из начального балла менее важной для Вас ценности (тоже из 10 баллов) вычтите -1 и сразу запишите рядом результат = 9 баллам. В дальнейшем, все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательные значения. Это и будет показателем того, что для Вас более важно в жизни, а что - менее”.

3. Ведущий зачитывает пары ценностей (см. Перечень вопросов... - в конце данного раздела) , а учащиеся в своих бланках делают соответствующие записи (к более привлекательным ценностям прибавляют баллы, а из менее привлекательных ценностей - вычитают).

4. После зачитывания всех пар ценностей итоговые результаты по каждой из 15-ти ценностей для наглядности обводятся кружочком.

5. Ведущий зачитывает по каждой ценности “нормы" (см. Таблицу 5). Если по рассматриваемой ценности результат учащегося ниже нормы, то в графе “нормы” он проставляет напротив ценности знак минус (“-”), если выше - знак плюс (“+”), если попадает в норму включительно - знак ноль (“0”).

Полученные результаты хотя и не являются корректной психодиагностической информацией, но все же ориентировочно показывают, что для данного подростка более важно в жизни, а что не является для него особой “ценностью”...

6. Далее, если позволяет время, ведущий в ироничной форме определяет вместе со школьниками, как отнеслись бы к таким ценностным ориентациям различные люди, представляющие те или иные социальные стереотипы. Для этого ведущий сначала зачитывает имеющиеся стереотипы (см. Таблицу 6), а учащиеся все вместе выбирают 3-5 наиболее авторитетных для себя стереотипа, которые тут же выписываются на доске .

7. “Мнение стереотипа” по поводу тех или иных ценностных ориентаций конкретных школьников определяется следующим образом. Ведущий начинает со стереотипа, выписанного в самой крайней правой части бланка (это намного удобнее для подсчетов). Зачитываются типичные для данного стереотипа ценностные приоритеты (см. Таблицу 6, знаки рассматриваемого стереотипа по каждой ценности). Учащиеся должны сразу же сложить эти знаки со своим знаками (выписанными в графе “нормы”), полученными после соотнесения результатов с нормами и общую сумму знаков выписать в графе данного стереотипа. Например, рассматривается такой замечательный стереотип как “домохозяйка”. По первой ценности (автомобиль-иномарка) у домохозяйки конечно же “плюс”. У подростка, после соотнесения результатов с нормами в графе “нормы”, напротив автомобиля также стоит “плюс”. В итоге получается два плюса, т.е. уже в графе стереотипа “домохозяйка”, напротив ценности “автомобиль” делается запись “++”. Если при сложении знаков оказывается “плюс” и “минус”, то в итоге - “ноль”. Если “минус” и “ноль”, в итоге - “минус” и т.п.

9. Ведущий сразу же зачитывает “норму” для рассматриваемого стереотипа. Оценка отношения стереотипа к ценностям, на которые ориентируется подросток осуществляется по той же логике. Если алгебраическая сумма “плюсов” и “минусов” меньше нормы, то скорее всего, стереотип Вас «не очень уважает”, если выше – «уважает очень даже…» (а может и завидовать еще начнет...), если попадаете в норму включительно, то отношение к Вашим ценностным ориентациям «нормальное» и спокойное.

Хотя, конечно же, все это шутка (!), даже несмотря на использование “норм” и всяческих “расчетов”...

10. Таким же образом рассматриваются и другие интересные (авторитетные) для подростков стереотипы.

Таблица 4.

Пример бланка для опросника-шутки “Как поживаешь?”.

Ценности

(обязательно с порядк. номерами)

Начальные баллы - по 10

(слева-направо сразу выписываются новые значения)

“Нормы”

“Деловой”

Труженик

Домохозяйка

1. Автомобиль

2. Вилла с бассейном

3. Отдых в Италии

4. Друзья-артисты

5. Друзья-иностранцы

6. Друзья-ученые

7. Друзья-рабочие

8. Здоровье

9. Красота

10. Пиво с воблой...

11. Творческая работа

12. Вас страстно любят

13. Вы сами влюблены

14. Вера в Бога

15. Опасные

приключения


Перечень вопросов к методике “Как поживаешь?” .

Укажите, какая из двух ценностей лично для Вас более привлекательна (+1 в бланке ответов), а какая - менее (-1 балла в бланке ответов). Цифры в каждом вопросе обозначают порядковые номера этих ценностей в бланке ответов - для удобства их поиска при работе с опросником.

Итак, что лично для Вас более важно в жизни?...

1) 1 - Автомобиль (“Мерседес”) или 8 - Здоровье (сила, выносливость...)

2) 5 - Друзья-иностранцы (из развитых капстран) или 7 - Друзья-рабочие (простые люди)

3) 9 - Красота (обаяние, модные одежды) или 11 - Творческая работа (возможность создать что-то значительное)

4) 2 - Вилла с бассейном (свежий воздух, все удобства) или 6 - Друзья- ученые (учителя, инженеры...)

5) 1 - Автомобиль (“Вольво”) или 9 - Красота (обаяние, дорогие наряды...)

6) 3 - Отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 10 - Пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами...)

7) 4 - Друзья-артисты (поэты, журналисты - “богема”) или 15 - Опасные приключения (жизнь, полная азарта)

8) 9 - Красота (обаяние, привлекательность) или 12 - Вас страстно любят (готовы жизнь за Вас отдать)

9) 14 - Вера в Бога (умиротворение души...) или 15 - Опасные приключения (масса событий, куча переживаний...)

10) 2 - Вилла с бассейном (свежий воздух, все удобства) или 4 - Друзья-артисты (“богема”)

11) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+1”, а из любой другой ценности вычтите “-1”.

12) 5 - Друзья-иностранцы (“валютные”) или 13 - Вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души...)

13) 7 - Друзья-рабочие (простые люди) или 15 - Опасные приключения (азарт жизни)

14) 3 - Отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 12 - Вас страстно любят (готовы за Вас жизнь отдать)

15) 8 - Здоровье (сила, выносливость) или 11 - Творческая работа (возможность сделать что-то великое)

16) 10 - Пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами) или 13 - Вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души)

17) 1 - Автомобиль (“Ситроен”) или 11 - Творческая работа (возможность проявить свои таланты)

18) 2 - Вилла с бассейном или 8 - Здоровье

19) 12 - Вас страстно любят или 13 - Вы сами влюблены

20) 3 - Отдых в Италии или 14 - Вера в Бога (успокоение души...)

21) 4 - Друзья-артисты (“богема”) или 7 - Друзья-рабочие (простые люди)

22) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+1”, а из любой другой ценности вычтите “-1”.

23) 5 - Друзья-иностранцы (с валютой) или 6 - Друзья-ученые (умные и интеллигентные. но без валюты...)

24) 2 - Вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая) или 10 - Пиво с воблой (душевные разговоры с настоящими мужиками)

25) 4 - Друзья-артисты (известные на всю страну) или 14 - Вера в Бога (очищение души..)

26) 2 - Вилла с бассейном (роскошная!) или 11 - Творческая работа (возможность познать истину, красоту, чудо...)

27) 3 - Отдых в Италии (белые пароходы, экскурсии по руинам) или 13 - Вы сами влюблены (Ваша душа страдает и блаженствует...)

28) 7 - Друзья-рабочие (простые люди) или 14 - Вера в Бога (отпущение грехов...)

29) 1 - Автомобиль (“БМВ”) или 6 - Друзья-ученые (интересные, эрудированные люди...)

30) 5 - Друзья-иностранцы (бизнесмены) или 9 - Красота (Ваша волшебная привлекательность...)

31) 8 - Здоровье или 10 - Пиво с воблой (и никаких забот...)

32) 12 - Вас страстно любят (ради Вас готовы на всё) или 14 - Вера в Бога (счастье соприкосновения с Всевышним...)

33) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+2”, а из любой другой ценности вычтите “-2”

34) 13 - Вы сами влюблены (готовы на все ради любимого человека) или 15 - Опасные приключения (незабываемые впечатления и переживания)

35) 1 - Автомобиль (“Форд”) или 7 - Друзья-рабочие (очень простые и небогатые люди, без валюты...)

36) 4 - Друзья-артисты (художники, поэты...) или 9 - Красота (обаяние, роскошные наряды, косметика...)

37) 5 - Друзья-иностранцы (Европа-Америка) или 10 - Пиво с воблой (уважение крутых ребят и женщин...)

38) 6 - Друзья-ученые (воспитанные и образованные) или 14 - Вера в Бога (очищение и благоговение...)

39) 8 - Здоровье или 12 - Вас страстно любят

40) 3 - Отдых в Италии или 15 - Опасные приключения

41) 6 - Друзья-ученые или 7 - Друзья-рабочие

42) 11 - Творческая работа (возможность воплотить себя в чем-то значительном) или 13 - Вы сами влюблены (теряете над собой контроль, зато счастливы...)

43) 2 - Вилла с бассейном или 12 - Вас страстно любят

44) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+2”, а из любой другой ценности вычтите “-2”

45) 4 - Друзья-артисты (утонченные люди, “богема”) или 13 - Вы сами влюблены (Вы узнали, что такое счастье...)

46) 3 - Отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 6 - Друзья-ученые (знают много удивительного и интересного...)

47) 5 - Друзья-иностранцы (могут пригласить к себе в гости...) или 11 - Творческая работа (возможность раскрыть свои таланты)

48) 10 - Пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами) или 15 - Опасные приключения (возможность испытать себя...)

49) 8 - Здоровье (долголетие) или 9 - Красота (все восхищаются Вами...)

50) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+3”, а из любой другой ценности вычтите “-3”.

Таблица 5.

Примерные “нормы” для опросника “Как поживаешь?”.

Ценности

1 автомобиль

2 вилла с бассейном

3 отдых в Италии

4 друзья-артисты

5 друзья-иностранцы

6 друзья-ученые

7 друзья-рабочие

8 здоровье

9 красота

10 пиво с воблой

11 творческая работа

12 Вас любят

13 Вы влюблены

14 вера в Бога

15 опасные приключ.


Таблица 6.

Стереотипы и их примерное “отношение” к тем или иным ценностным ориентациям.

Ценности

Домохозяйка

Аристократ

Иностранец

Верующий

Труженик

1 автомобиль

2 вилла с бассейном

4 друзья-артисты

5 друзья-иностранцы

6 друзья-ученые

7 др.- рабочие

8 здоровье

9 красота

10 пиво с воблой

11 творчество

12 Вас любят

13 Вы влюблены

14 вера в Бога

15 приключения

“Нормы” для

стереотипов


Таблица 6 (продолжение).

Ценности