Характер взаимодействия природных объектов друг на друга. Взаимодействие

Общество не состоит из отдельных индивидов, а обнаруживает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг относительно друга. Основу этих связей и отношений формируют действия людей и их взаимовлияние, получившие название взаимодействия. Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и звьязок1.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть собственный мир. Под взаимодействием в социальной философы и психологии, а также теории менеджмента, кроме того, понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, что позволяет группе реализовать общую для ее членов деятельность. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это также взаимодействие их внутренних миров: обмен мнениями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Взаимодействие является систематическим и постоянным совершением действий, направленных на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность людей как в обществе, так и в организации в отличие от индивидуального имеет более жесткие ограничения любых проявлений активности или пассивности. В процессе реального взаимодействия формируются также адекватные представления работника о себе и других людей. Взаимодействие людей - ведущий фактор в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

В организации наблюдаются две разновидности взаимодействия - межличностных и межгрупповых, которые осуществляются в системе межличностных отношений и общения.

Межличностное взаимодействие в организации - это длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты между работниками внутри групп, отделов, команд, которые вызывают взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Чем больше контактов происходит между их участниками и чем больше времени они проводят вместе, тем узгодженишою является работа всех подразделений и организации в целом.

Межгрупповая взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного действия множества субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимообусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно она присутствует между целыми группами организации (а также их частями) и является интегрирующим ее фактором.

Межличностные отношения (взаимоотношения) - это взаимосвязи между людьми, субъективно переживаются и в которых проявляется система их межличностных установок, ориентаций, ожиданий, надежд, которые определяются содержанием совместной деятельности1. В организации они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включает обмен информацией и формирование единой стратегии взаимодействия, взаемовидносин2. Общение в организации включены преимущественно в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение) и обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Непосредственной основой общения людей в организации является совместная деятельность, объединяющая их ради достижения определенной цели. Более широкое понимание факторов, побуждающих людей к общению, изложены в западной науке. Среди них прежде всего можно назвать следующие:

Теория обмена (Дж. Хоманс): люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и расходы;

Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер): поведение людей по отношению друг к другу и предметов окружающего мира устанавливается значениями, которые они им предоставляют;

Управление впечатлениями (Э. Гофман): ситуации социального взаимодействия подобные драматических спектаклей, в которых актеры пытаются создавать и поддерживать приятные впечатления;

Психологическая теория (З. Фрейд): на взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты.

В процессе отбора кадров, формирования производственных групп и команд менеджеру следует учитывать ряд психологических особенностей поведенческих реакций индивидов из начального этапа развития их взаимодействия.

Так, на начальном этапе (низком уровне) взаимодействие - это простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеется определенный первичный и очень упрощенный взаимный или односторонний "физический" влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в результате конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не приобретать всестороннего развития.

Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не представляют простой "суммы" индивидов, а является некоторым совсем новым и специфическим образованием связей и отношений, которые регулируются реальной или мнимой отличием - сходством, сходством - контрастом людей, привлеченные к совместной деятельности (практической или умственной). Различия между индивидами является одним из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, износа), а также их самих как личностей.

Любой контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего вида, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга.

Отношения принятия - неприятие оказываются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, попытке закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся люди друг другу или нет. Если нет, то наступают взаимные или односторонние реакции отторжения (скольжение взгляда, отдергивание руки при пожатие, предотвращения головы, тела, огражу-ные жесты, "кислая мина", суетливость, убегания и т.п.). И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, поворачивается лицом, отвечает бодрой и веселой интонацией, как к тем, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, принятие или непринятие партнерами по взаимодействию друг друга имеет и более глубокие корни. Поэтому следует различать научно обоснованные и проверенные уровне однородности - разно редкости (степени сходства - различия) участников взаимодействия.

Первый (или ниже) уровень однородности является соотношением индивидуальных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени сходства - контраста участников межличностного взаимодействия) - представляет собой соотношение в группе (сходство - различие) мнений, отношений (в том числе симпатий - антипатий) к себе, партнеров или других людей и к предметному миру (в том числе в совместной деятельности). Второй уровень делится на подуровни: первичный (или восходящий) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень - восходящий, данное в межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень является соотношением (сходство - различие) мнений и отношений, как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности1. Большую роль во взаимодействии на ее начальном этапе играет также эффект конгруэнции.

Конгруэнция (лат. Congruens, congruentis - соразмерный, соответствующий, то, что совпадает) - подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единственный резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предусматривает минимальное количество шероховатостей в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатий на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Она может оказаться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами или не возникнуть вообще. Но наличие конгруэнции свидетельствует о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. Поэтому в процессе взаимодействия необходимо стараться достичь конгруэнции с первых минут контакта.

В формировании организационного поведения работников организации на основе развития межличностного взаимодействия необходимо учитывать ряд факторов, способствующих достижению конгруэнции. К основным из них относятся:

1) переживания спивналежности, которое возникает в случаях:

Связанности целей субъектов взаимодействия между собой;

Наличия основы для межличностного сближения;

Принадлежности субъектов к одной социальной группы;

2) эмпатия (гр. Empatheia - сопереживание), которая более легко реализуется:

За установление эмоционального контакта;

Сходства поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;

Наличие одинакового отношения к определенному предмету;

В случае привлечения внимания к чувствам партнеров (например, они просто описываются)

8) идентификация, которая усиливается:

При живых различных поведенческих процессов взаимодействующих сторон;

Когда человек видит в другом черты своего характера;

Когда партнеры словно обмениваются мнениями и ведут обсуждения с позиций друг друга;

При условии общности мнений, интересов, социальных ролей и позиций.

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми - процесс взаимонаправленных ответных действий, который способствует поддержанию последующего взаимодействия и во время которого осуществляется также умышленное или неумышленное сообщение другому лицу о том, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережитые.

Выделяют три основные функции обратной связи. Он обычно являются:

Регулятором поведения и действий человека;

Регулятором межличностных отношений;

Источником самопознания.

Обратная связь бывает разных видов и каждый его вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и возникновению между ними устойчивых отношений.

Обратная связь может быть:

Вербальным (передается в виде речевого сообщения);

Невербальным, то есть таким, что осуществляется с помощью мимики, позы, интонации голоса и т.д.;

Таким, что воплощается в форме действия, ориентированной на выявление, показ другому человеку понимание, одобрение и оказывается в общей активности.

Обратная связь может быть непосредственным и отсроченным во времени, ярко эмоционально окрашенным и передаваться человеком другому человеку как некое переживание или быть с минимальным проявлением эмоций и соответствующих поведенческих реакций.

В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Поэтому следует заметить, что неумение использовать обратную связь существенно препятствует взаимодействию людей в организации, снижает эффективность менеджмента.

Психологическая общность участников организационного взаимодействия, ситуации укрепляет их контакты, помогает развитию взаимосвязей между ними, способствует превращению их личных отношений и действий на общие. Установки, потребности, интересы, отношения в целом, будучи мотивам, определяют перспективные направления взаимодействий партнеров, тогда как их тактика регулируется также взаимным пониманием особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге, о себе, задачи совместной деятельности.

При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношений людей осуществляется не одним, а целой группой образов. Кроме образов-представлений партнеров друг о друге, в систему психологических регуляторов совместной деятельности входят образы-представления о себе - так называемая Я-концепция, совокупность всех представлений индивида о себе, что приводит к убеждению его поведения, с помощью которых личность определяет, кто он есть. Сюда добавляются также представление партнеров о впечатлениях, которые они производят друг на друга, идеальный образ общественной роли, которую выполняют партнеры, взгляды на возможные результаты совместной деятельности. И хотя эти образы-представления не всегда четко осознаются людьми, психологическое содержание, сосредоточен в установках, мотивах, потребностях, интересах, отношениях, оказывается с помощью волевых действий в различных формах направленной на партнера поведения.

На начальном этапе процесса взаимодействия людей в группе (организации) активное сотрудничество, постепенно развивается, все больше приобретает воплощение в эффективном решении проблемы сочетания взаимных усилий работников. Этот этап получил название продуктивной совместной деятельности.

Различают три формы, или модели, организации совместной деятельности:

Каждый участник выполняет свою часть общей работы независимо от другого;

Общая задача выполняется последовательно каждым участником;

Происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (характерна в условиях командной организации труда и развития горизонтальных связей), реальное существование которой зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

В организации или ее подразделениях стремление людей все же могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций, в результате чего люди вступают в отношения "согласия - несогласия" один за другим. В случае согласия партнеры привлекаются к совместной деятельности. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия, связанную либо с уступкой, или с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень его сознания и самосознания. В то же время взаимодействие людей активно сопровождается и опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, которые получили название совместимости и несовместимости или износа - неспрацьованости. Межличностные отношения в группе (организации) и определенную степень совместимости (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно социально-психологическое явление, которое принято называть "психологическим климатом".

Различают несколько видов совместимости людей. Психофизиологическая совместимость базируется на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость имеет предпосылкой согласования социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость основывается на общности идеологических ценностей, сходства социальных установок в отношении различных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например, физиологической и социально-психологической, социально-идеологической, имеют очевидные видминности1.

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих ее участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что влияет на исполнительную часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

Однако следует помнить, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности является прежде всего именно мотивация ее участников. Есть несколько видов социальных мотивов взаимодействия (то есть мотивов, благодаря которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

Максимизация общего (совместного) выигрыша (мотив кооперации)

Максимизация собственного выигрыша (индивидуализм)

Максимизация относительного выигрыша (конкуренция)

Максимизация выигрыша другого (альтруизм)

Минимизация выигрыша другого (агрессия);

Минимизация различий в выигрышах (равенство) 2. Взаимный контроль, который осуществляют участники совместной

деятельности, может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если наблюдаются значительные различия по их направленности и уровнем. В результате индивидуальные мотивы начинают корректироваться и координироваться.

Во время этого процесса постоянно согласуются мысли, чувства, отношения партнеров по совместной деятельности в различных формах воздействия людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, размышления), которая может происходить в разных формах. Однако выбор воздействия чаще обусловлено функционально-ролевыми связями партнеров по совместной работе. Например, контрольная функция руководителя (менеджера) побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционируя ответов, тогда как воспитательная функция того же руководителя требует нередко использовать дискуссионные формы взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. С ее помощью люди "обрабатывают" друг друга, пытаясь изменить и превратить психические состояния, установки и в конечном итоге поведение и психологические качества участников совместной деятельности.

Распространено утверждение, что любое социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Однако некоторые ученые считают, что социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия, т.е. в каких-то случаях социальное действие не порождает социального взаимодействия.

В учебной и справочной литературе понятие «социальное взаимодействие» трактуется по-разному. Внимание акцентируется либо на обмене действиями, либо на способе осуществления социальных связей, либо на системе взаимообусловленных социальных действий, либо на процессе воздействия социальных субъектов друг на друга, либо на отношениях между людьми и социальными группами, либо на поведении индивида. Обобщая, можно дать такое определение.

— это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.

Следует различать социальное действие и социальное взаимодействие.

Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга. При этом социальное действие может быть инициировано самим социальным субъектом (индивидом, группой) и тогда оно рассматривается как «вызов», а может быть реакцией на социальные действия других как «ответ на вызов».

Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание междуакторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Понятие социального взаимодействия

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

  • оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
  • оно внешне выражено ,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами , знаками, которые расшифровываются противоположной стороной ;
  • оно ситуативно ,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
  • оно выражает субъективные намерения участников .

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией , но и косвенный обмен смыслами . Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь . Обратная связь предполагает наличие реакции . Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

  • обладать психикой и органами чувств , т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
  • участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли , т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне , так и на макроуровне.

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, и даже в целом.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

  • физическое;
  • вербальное, или словесное;
  • невербальное (мимика, жесты);
  • мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность , мотивированность, ориентированность на другого человека .

Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:
  • (индивиды выступают как собственники и наемные работники);
  • политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);
  • профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);
  • демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
  • семейно-родственная;
  • территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);
  • религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

  • кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
  • конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
  • конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
  • обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);
  • обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;
  • обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).

Следует сказать, что проблема взаимодействия субъекта и объекта широко обсуждается на страницах философских и социологических изданий. До последнего времени единственной формой связи между ними считалось субъект- объектное отношение. Но сейчас все больше начинает осознаваться тот факт, что оно не исчерпывает всего богатства и многообразия отношений между этими диалектическими противоположностями.

Основные формы субъект-объектного взаимодействия

В связи с многочисленными дискуссиями уже вполне сформировалась идея о том, что в обществе необходимо различать, по крайней мере, два "типа" отношений: "субъект – объект" и "субъект – субъект". Субъект-объектное отношение характеризуется как отношение человека к предметам внешнего мира и, прежде всего, как его отношение к природе. А субъект-субъектное отношение – как отношение людей друг к другу . Например, В. Н. Сагатовский даже определение деятельности дает через эти два типа отношений. "Деятельность, – утверждает он, – это система субъектнообъектных и субъектно-субъектных отношений, выражающих сущностные силы субъекта" .

Поскольку в анализ вводятся два типа взаимодействий ("субъект – объект" и "субъект – субъект"), естественно, возникает вопрос, как они соотносятся между собой. Одни авторы считают, что между ними должны существовать от ношения координации, в связи с чем эти два типа связей разводятся по разным сферам социальной деятельности, а соответственно, и по разным отраслям научного знания. Так, Б. Г. Юдин полагает, что "диалектический материализм имеет дело, главным образом, со схемой “субъект – объект”, а исторический материализм – со схемой “субъект – субъект”" .

Другие авторы убеждены, что между субъект-объектными и субъект-субъектпыми взаимодействиями существуют отношения субординации. А именно, субъект-объектные связи включаются в субъект-субъектные как часть в целое. Например, В. П. Фофанов все попытки различать в обществе два типа взаимодействий считает "результатом серьезной теоретической путаницы". Специфика общественной жизни, но его мнению, обусловливается субъект-субъектным взаимодействием, а субъект-объектные связи выступают как зависимые и производные от него. В обществе действуют прежде всего "субъекты – люди" и потому взаимодействие "субъект – вещь" оказывается вторичным и подчиненным. Он пишет: "Субъект-объектное отношение – это не самостоятельный тип социальных отношений, а один из моментов более сложного целого, один из моментов взаимодействия двух субъектов" .

Дело здесь, однако, обстоит несколько иным образом. Уже говорилось, что субъект и объект – это парные, соотносительные функционально проявляющиеся феномены.

В мире нет индивидов, которые бы всегда выступали только в качестве субъектов или объектов. Свойство субъективности или объективности проявляется лишь функционально, т.е. в зависимости от того, какую роль данные индивиды играют в конкретном взаимодействии.

Характеризуя, например, взаимодействие человека и природы К. Маркс пишет: "Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти истории неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" .

Как видим, здесь не ставится категорически история природы в зависимость от истории людей. Напротив, подчеркивается их полная тождественность в процессе взаимодействия, ибо они взаимно обусловливают друг друга. В конкретных взаимодействиях не только люди, но и природные силы могут выступать в качестве субъектов взаимодействия. Так было, например, в процессе антропогенеза, а сейчас так бывает вполне наглядно в период "стихийных бедствий" – землетрясений, засухи, наводнений, экологических отклонений и других "изобретательств" или "инициатив" природы. Говоря о роли и значении природы в органической жизни человека, К. Маркс считал необходимым подчеркнуть: "Конечно, при этом сохраняется приоритет внешней природы..." .

Следовательно, люди – это особые материальные образования, которые в биологическом плане на всем протяжении своего существования всегда в той или иной форме зависят от природы. Конечно, характер этой зависимости исторически изменяется, по "приоритет внешней природы" в определенных сферах сохраняется и по сей день. Рассматривать людей только как субъект, а природу – только как объект, – это отдавать сполна дань антропоцентризму, допускать односторонность в анализе сложного взаимодействия. Люди, как биологические организмы, и в прошлом, и теперь нередко выступают в качестве объектов природных сил.

К. Маркс в своих работах неоднократно отмечает исключительно большое в определенных взаимодействиях влияние природы на человека как живое существо. Так, рассматривая вопросы антропогенеза, он указывает на конструктивную функцию природы в формировании "телесной организации индивидов". По его мнению, геологические, орогидрографические, климатические и иные отношения, которые они застают, "обусловливают не только первоначальную естественно возникшую телесную организацию людей, в особенности расовые различия между ними, но и все ее дальнейшее развитие – или отсутствие развития – по сей день" . Таким образом, телесная организация людей, особенно их расовые различия, являются результатом деятельности природы на всем протяжении их истории, т.е. как в прошлом, так и сейчас они создаются природой. В этом взаимодействии субъектом выступает внешняя природа, а объектом – человеческое тело.

Однако если человек берется как социальный индивид, то его роль во взаимодействии с природой определяется весьма однозначно – он обычно выступает в качестве субъекта. Это положение обусловливается тем, что определяющей формой взаимодействия человека с природой в большинстве случаев является труд, материальное производство, в процессе которых он преобразует природу в соответствии со своими потребностями. Материальное производство, будучи основой существования и развития общества, позволяет человеку создавать свою специфическую социальную систему, в которой природа выступает в качестве перманентного объекта.

Таким образом, только в социальном аспекте, когда рассматривается взаимодействие, с одной стороны, производительного труда человека, а с другой – веществ природы, общество выступает как всеобщий субъект, а природа – как всеобщий объект. К. Маркс указывает, что "субъект, человечество и объект, природа" – это "определения, имеющие силу для производства вообще" . Следовательно, лишь в отношении производства вообще могут применяться такие понятия, как субъект вообще и объект вообще. Но при этом следует помнить, что основу подобного взаимодействия составляют "человек и его труд на одной стороне, природа и ее материалы – на другой" . За пределами подобной абстракции субъективность и объективность как человека, так и природы всецело зависят от характера конкретного взаимодействия.

Нужно отметить, что К. Маркс в "Капитале" и в подготовительных работах к нему очень часто говорит именно в этом плане о субъективной и объективной сторонах материального производства. Например, он выделяет "составные части капитала, которые с точки зрения процесса труда, различаются как объективные и субъективные факторы, как средства производства и рабочая сила..." .

Или, характеризуя роль человека в первобытном обществе, указывает: "Главным объективным условием труда является не продукт труда, а находимая трудом природа. С одной стороны, имеется налицо живой индивид, а с другой – земля как объективное условие его воспроизводства... Если объективные условия как принадлежащие индивиду являются предпосылкой его труда, то субъективной предпосылкой является сам индивид как член той или иной общины, которая опосредует его отношение к земле" .

Аналогичным образом, существует устойчивая субъект- объектная зависимость и в процессе познания человеком окружающего его мира. Познающий человек всегда выступает в качестве субъекта, предметы природы и другие люди – в качестве его познаваемых объектов.

Исчерпывают ли субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействия все многообразие связей между субординирующими индивидами. Вполне очевидно, что нет. Мир богат предметными сущностями, а поэтому формы взаимодействий между субъектами и объектами разнообразны. Однако в деятельностном плане они могут быть дифференцированы на четыре основные группы: субъект-объектные, субъект-субъектные, объект-субъектные и объект-объектные. Из них субъект-объектные отношения являются основными и определяющими. Все субъект-субъектные, объект-субъектные и объект-объектные взаимодействия разворачиваются обычно на базе каких-либо субъект-объектных связей. Например, руководители двух предприятий могут вступить между собой в субъект-субъектные отношения только потому, что являются элементами субъект-объектных взаимодействий.

В чем специфика субъект-субъектных отношений?

Как уже отмечалось, для субъекта, включенного в субъект-объектное взаимодействие, свойственные три основные функции – инициатора, систематизатора и регулятора. Присущи ли эти функции индивидам в субъект-субъектном взаимодействии? Оказывается, им свойственны лишь две из этих функций. Оба субъекта здесь выступают в качестве инициаторов и регуляторов взаимодействия, но ни один из них не в состоянии выполнить функцию систематизатора. В результате субъект-субъектное взаимодействие, как правило, не принимает характера самостоятельной системы. Поэтому оно в большинстве случаев имеет неустойчивый и временный характер. Например, учителя-предметники взаимодействуют между собой в процессе обучения учеников, но это не приводит к возникновению новой системы социальной деятельности.

В зависимости от нужд своих систем или иод влиянием каких-либо других факторов субъекты могут вступать между собой в специфические взаимодействия, но это обычно не приводит к возникновению новых качественных определенностей. Новая система может возникнуть только в том случае, если один субъект возьмет верх над другими и превратит их в свой объект. Но в подобных ситуациях прежние субъекты меняют свое качество, а вместе с этим меняется качество и той системы, которая формируется под влиянием нового субъекта. Так, учитель-новатор обычно создает школу передового опыта, в которой его коллеги-учителя выступают уже в качестве учащихся.

Специфика объект-субъектного взаимодействия вытекает из специфики объекта, которая рассматривалась выше. К сказанному можно добавить лишь то, что объект-субъект - нос взаимодействие выступает как антипод субъект-объектного взаимодействия и потому первому не присуще все то, что присуще второму. При этом не вызывает сомнений, что связь объекта с субъектом – это тоже взаимодействие, но оно имеет свои особенности, которые нельзя игнорировать. Деятельность объекта во взаимодействии с субъектом может иметь три основных формы – содействовать деятельности субъекта, мешать ей, или в одних отношениях содействовать, а в других мешать. Если взять, для примера, поведение больных при взаимодействии с врачами, то все эти три формы вполне очевидны.

А что представляет собой объект-объектное взаимодействие? В науке оно специально пока не исследовано. Вместе с тем это один из важнейших факторов реального развития. Объект-объектное взаимодействие возникает обычно между индивидами в том случае, если все они оказываются общим (совокупным) объектом одного и того же субъекта. Например, коллективы цехов какого-либо завода, будучи объектами управления дирекции, вступают между собой по поводу этого управления в определенные отношения.

Судя по всему, здесь возможны два варианта взаимодействия. Один из них можно назвать взаимодействием объектов в виде консолидации, когда люди объединяются в той или иной мере для выработки ответного действия на воздействие субъекта. Будучи объектами единого субъекта, общности консолидируют свои усилия в процессе реакции. Эти консолидации могут возникать, а могут по тем или иным причинам не возникать. Они обычно не имеют перманентного характера. Так, заводские цеха нередко объединяются при защите своих интересов против дирекции, или, наоборот, поддерживают ее в каких-либо делах.

Другой вариант имеет противоположный характер. Его можно назвать взаимодействием объектов в виде нейтрализации, когда некоторые индивиды сдерживают процесс консолидации ответного действия. Они подрывают (нейтрализуют) силы, направленные на объединение. Например, в борьбе угнетенных против угнетателей всегда находятся социальные группы или отдельные личности, которые мешают и всячески тормозят процесс консолидации сил угнетенных. Нейтрализация может играть в соответствующих условиях и позитивную роль, скажем, при дезорганизации сил политического противника.

Объект-объектное взаимодействие в определенных условиях может приводить к тому, что один из взаимодействующих индивидов постепенно трансформируется и оформляется в нового субъекта. Он начинает инициировать, координировать и систематизировать все возникающие ответные действия. Продолжая быть объектом определенного субъекта, этот индивид в рамках данной системы постепенно создает новую систему взаимодействия, в которой выступает уже в качестве субъекта. Именно данный процесс субъективизации индивида приводит к тому, что на определенном этапе взаимодействия он оказывается в состоянии создать новую систему общественных отношений. Успешная борьба пролетариата против буржуазии служит тому убедительным доказательством.

Превращение объекта в субъект – сложная теоретическая и практическая проблема, которая всегда привлекала внимание многих исследователей. Анализируя систему капиталистической эксплуатации, К. Маркс отмечал: "Привилегия современных правящих классов и рабство рабочего класса в равной мере основаны на существующей организации труда, которую первые будут, конечно, защищать и поддерживать всеми имеющимися в их распоряжении средствами, одним из которых является современная государственная машина. Следовательно, чтобы изменить существующую организацию труда и заменить ее новой организацией, нужна сила – социальная и политическая сила, – сила не только для сопротивления, но и для нападения; а чтобы приобрести такую силу, нужно организоваться в армию, обладающую достаточной моральной и физической энергией, чтобы вступить в борьбу с вражескими полчищами"

Мы рассмотрели, как происходит взаимодействие объектов с текстом и с элемен­тами печатной страницы, но если на одной странице имеется несколько встроенных объектов, то они могут взаимодействовать и друг с другом. Характером этого взаимодействия тоже нужно управлять.

Первое, что нужно решить, - это разрешено ли объектам перекрывать друг друга. Для тех объектов, которым перекрытие разрешено, следует установить флажок Формат объекта > Положение > Дополнительно > Положение объекта > Разрешить перекрытие. Напомним, что доступ к диалоговому окну Формат объекта открывается командой (для разных объектов она может называться по-разному) контекст­ного меню объекта.

Управление взаимным положением объектов выполняют с помощью операций:

Группирования;

Задания порядка следования;

Выравнивания;

Распределения.

Группирование объектов. Если на странице представлено несколько объектов и при этом важно строго зафиксировать их взаимное расположение, то их объединяют в один комплексный (групповой) объект с помощью операции группирования. После этой операции свойства группового объекта можно настраивать точно так же, как мы настраивали свойства простейших объектов, - ему может быть задан характер обтекания текстом, метод привязки к абзацу или к элементам печатной страницы и т. п.

Для группирования нескольких объектов их следует выделить (выделение несколь­ких объектов выполняют при нажатой кла­више SHIFT), щелкнуть на любом из объектов группы правой кнопкой мыши и выбрать в контекстном меню команду Группировка > Группировать. Сгруппированные объекты можно перемещать как единое целое. Что­бы разгруппировать объекты и получить доступ к индивидуальным свойствам каж­дого из них, надо выделить группу и дать команду Группировка > Разгруппировать.

Рис. 3. Разгруппированный комплексный объект

Управление порядком следования объектов. Если на странице документа разме­щается несколько объектов, то предполагается, что у каждого объекта есть свой слой. По умолчанию порядок следования слоев связан с порядком создания объек­тов, то есть те объекты, которые были созданы раньше, лежат на слоях ниже, чем объекты, созданные позже. Если между объектами нет перекрытия, то мы не заме­чаем, что существует некий порядок следования объектов, однако, когда объекты перекрывают друг друга, этот порядок становится заметен.

Управляют порядком следования объектов с помощью ко­манды Порядок контекстного меню. Она открывает вложен­ное меню, средствами которого можно поднять объект на передний план, опустить на задний план, сместить на один слой вверх или вниз и задать положение объекта относи­тельно текста.

Рис. 4. Управление порядком следования

Выравнивание объектов. Если объекты, составляющие композицию, не перекры­вают друг друга, важно иметь средство их относительного выравнивания между собой. Выравнивание объектов выполняют до группирования, ведь после него объекты уже нельзя сдвинуть друг относительно друга. В этом случае операция группирования закрепляет взаимное расположение объектов. После нее объекты уже не могут сдвинуться друг относительно друга, и положением всей группы на странице можно управлять как единым целым. Чтобы выполнить выравнивание, необходимо предварительно открыть дополнительную панель инструментов Рисо­вание (Вид > Панели инструментов > Рисование).

Для выравнивания нескольких объектов между собой их следует выделить при нажатой клавише SHIFT, а затем дать команду Действия > Выровнять/распределить (с помощью кнопки Действия панели инструментов Рисование). Существует шесть методов выравнивания. Им соответствуют три команды горизонтального выравни­вания (По левому краю, По правому краю, По центру) и три команды выравнивания вертикального (По вер­хнему краю, По нижнему краю, По середине). Следует обратить внимание на особенность действия команд выравнивания. Так, например, если два объекта вы­равниваются по нижнему полю, значит, они вырав­ниваются по нижнему полю нижнего объекта. Вырав­нивание по правому полю - это выравнивание по правому полю самого правого объекта из числа вы­деленных и так далее. Если необходимо выполнить выравнивание относительно полей страницы, следует предварительно установить флажок меню Действия > Выровнять/распределить > Относительно страницы.

Распределение объектов. Эта операция родственна выравниванию. Ее суть в том, что между объектами устанавливаются равные интервалы по горизонтали или (и) вертикали. Соответственно, в меню команды Действия > Выровнять/распределить имеются команды: Распределить по горизонтали и Распределить по вертикали.

Равномерное распределение объектов обычно выполняют после выравнивания, но, разумеется, до группирования. Нередко объекты выравнивают по вертикали и одно­временно равномерно распределяют по горизонтали или, соответственно, наоборот. Дополнительное отличие команд распределения от команд выравнивания заклю­чается еще и в том, что для взаимного выравнивания достаточно иметь два выде­ленных объекта, а для команд распределения должно быть выделено не менее трех объектов.

Ввод формул

Необходимость в наличии средства для ввода математических выражений в тек­стовый документ характерна для научно-технической документации. Одним из таких средств является специальное приложение Mathcad. Но функции системы Mathcad намного шире, и есть немало оснований для того, чтобы иметь простое средство ввода формул в самом текстовом процессоре.

В программе Microsoft Word таким средством является редактор формул Microsoft Equation 3.0. Он позволяет создавать формульные объекты и вставлять их в тексто­вый документ. При необходимости вставленный объект можно редактировать непо­средственно в поле документа.