Менеджмент — важная профессия в мире современного бизнеса. История зарождения и развития профессии менеджер Сущность профессии менеджера в современных условиях

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Ни одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому можно сказать, профессия менеджера является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых в современной экономической системе.

Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий управления. Предметом науки менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, непосредственно либо опосредованно влияющих на эффективность организованной трудовой деятельности. Основы науки базируются на философии; очевидна связь менеджмента с политологией, социологией и другими науками. Наука управления обязательно должна опираться на нормы гражданского и административного права, огромное значение имеют и непременно должны учитываться положения трудового права.

Объект - процесс управления персоналом на предприятии.

В качестве предмета - менеджер в современном обществе.

Целью работы является осмысление особенностей качественного управления персоналом компании современным менеджером. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить особенности профессии менеджера.

2. Рассмотреть существующие типы профессии управленца.

3. Ознакомиться с ролью менеджера в организации.

4. Дать оценку профессиональным и личностным качествам менеджера.

5. Проанализировать уровни и роли управления.

менеджер профессия управление

ГЛАВА 1. МЕНЕДЖЕР КАК ПРОФЕССИЯ

1.1 Профессия менеджера

Основное содержание деятельности менеджера, - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства .Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим :

* неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);

* высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;

* повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;

* положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;

* особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, -- к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;

* наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта -- гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;

* весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;

* определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;

* конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;

* уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.

Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий:

* характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек- человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек - природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие).

По целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации - вычислительная и организационная техника.

По условиям труда профессия менеджера относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.

Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Труд менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» - работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой групп людей, профессия которых связана с иными :

* целями (гностическими профессиями - эксперт, ревизор; изыскательскими - научный работник);

* объектами (взаимодействие «человек - живая природа» - инженер, механик и др.; «человек- человек»- врач, учитель, продавец и др.);

* средствами (ручного труда - представители ремесел; машинно-ручного труда - машинист, водитель; с применением автоматизированных систем - оператор);

* условиями - с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС и др.);

* степенью квалификации (профессии с простым квалифицированным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);

* характером труда (автоматический труд - строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик; полуавтоматический труд - действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка; шаблонный исполнительский труд - задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями, в частности швея).

Существует четыре типа профессии управленца (менеджера организации) :

1) руководитель. Его основная деятельность - управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;

2) консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;

3) ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;

4) преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных типов профессии управленца связаны специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста . Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления - творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя менеджмента - его способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента). В качестве более широкой сферы приложения сил и способностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной комиссией. Как более узкая сфера деятельности управляющего крупным предприятием может выступать руководство федеральной целевой программой.

В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифицированное управление, в их числе риск-менеджмент, антикризисное управление, создание единой системы благотворительности, разработка и внедрение новых социальных идей (связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т.д.) .

1.2 Роль менеджера в организации

Роль менеджера в организации - направляющая, формирующая, структурирующая, и в целом организующая. Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего, синергетического), ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.

Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.

Руководитель (менеджер) организации как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики.

В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.

Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.

Руководитель в роли преподавателя (педагога) должен проявить способность обучить подчиненного необходимым приемам и навыкам труда, этике профессии, подходам к разрешению возможных конфликтов интересов взаимодействующих сторон, использованию специфичных форм и методов в конкретной сфере профессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт.

Выполнение руководителем роли психолога означает его деятельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач деятельности перед подчиненным и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания.

Роль воспитателя предполагает помощь работнику со стороны руководителя в понимании традиций организации, в осознании общественно значимых целей деятельности организации. Весьма важным является также формирование у работника чувства служебного долга, усвоение им элементов корпоративной культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом организации, а с другой - укрепить его гражданские позиции.

Роль представителя организации (общественного деятеля) - подписывает от имени организации документы, представляет организацию во внешней среде, в вышестоящих организациях, взаимодействует со средствами массовой информации, принимает посетителей организации, в целом, как теперь принято говорить, осуществляет связи с общественностью, принимает совместно с общественными организациями решения по социальным вопросам, участвует в конференциях и иных общественных мероприятиях.

Следует иметь в виду также, что во всех случаях главенствующей для руководителя (менеджера) остается роль организатора.

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА

2.1 Структура профессиональных и личных качеств менеджера

При рассмотрении качеств человека, способствующих формированию определенных трудовых навыков и выполнению определенных служебных обязанностей, обычно разделяют профессиональные и индивидуальные (личные) качества. К профессиональным качествам относят, как правило, те, которые касаются выполнения им работы, его служебной деятельности, усиливаются при профессиональной специализации человека, а также отражают преимущественно рациональное в поведении человека. В противоположность этому считается, что индивидуальные (личные) качества - те, которые проявляются и вне служебных отношений, в быту, в семье, в повседневном общении с друзьями, членами семьи, родственниками и другими людьми.

К числу деловых качеств менеджера относятся следующие: трудолюбие, инициативность, аккуратность, профессионализм, организованность, исполнительность, энергичность, ответственность, способности к работе, дисциплинированность. В качестве важнейших личностных качеств руководителя рассматриваются: доброжелательность, справедливость, коллективизм, умение держать слово, отзывчивость, уравновешенность, скромность, внешняя привлекательность, жизнерадостность, широта кругозора .

Вместе с тем практика показывает, что указанное разделение не только условно, но зачастую не вполне отражает реальную действительность. Дело в том, что эффективность управления и успешность деятельности организации напрямую связаны не только с чисто профессиональными, но и со всеми иными качествами руководителя. В частности, существуют управленческие ситуации, успешное разрешение которых зависит, определяющим образом именно от нравственных качеств руководителя.

Подобные ситуации предполагают наличие различного рода межличностных и иных конфликтов, связанных с возникновением проблем этического характера. В них руководитель выступает, прежде всего, в роли судьи, посредника, иногда психолога или педагога. Способ и характер разрешения руководителем подобных ситуаций имеет весьма долговременные последствия и определяют отношение к руководителю и всей организации со стороны подчиненных, партнеров, конкурентов, а также вышестоящих руководителей и органов.

Не случайно целый ряд источников среди качеств руководителя, имеющих значение для эффективности управления организацией, не разделяет профессиональные и индивидуальные (личные) . Так, среди важнейших качеств лиц, принимающих решения в бизнесе, особое внимание уделяется следующим: мотивации, самооценке и уровню притязаний, особенностям мышления, волевым факторам, фактору совести, субъективной значимости денег, индивидуальной рисковой стратегии, конфликтному поведению, возможному девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению, а также невротическому и патологическому поведению.

В процессе своей деятельности руководитель неизбежно проецирует свой внутренний мир, свои качества, все свои достоинства и недостатки на возникающие управленческие ситуации, на деятельность коллектива и развитие организации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются и разрешаются позитивно, способствуют развитию и усилению возглавляемого им коллектива и в целом организации, или наоборот, усугубляются, способствуют возникновению новых проблем и ведут к разложению коллектива, деградации, разрушению и, в конечном счете, к ликвидации организации.

Таким образом, не менее важны для успешности работы менеджера общее отношение к жизни и деятельности и его нравственные качества, в том числе уважение к людям, чувство долга, верность слову и делу, честность перед собой и перед другими, энтузиазм по отношению к работе, оптимизм, открытость, любознательность, креативность (творческие способности), самостоятельность суждений, гибкость поведения, беспристрастие, способность к критике и самокритике, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, требовательность, великодушие, скромность, чувство нового.

Трудно переоценить значение для руководства и управления коммуникативных качеств менеджера, и прежде всего общительность, тактичность, умение слушать и понимать собеседника, умение ладить с людьми, вежливость, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять дистанцию.

Весьма необходимы для менеджера его волевые качества - настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания.

Большое значение для эффективности работы менеджера имеют также его эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

Следует отметить и иные качества, нередко забываемые, такие как алертность (расслабленная собранность, мгновенная готовность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя).

С другой стороны, для различных сфер деятельности менеджера - научной, практической, консультационной - можно выделить некоторые качества, которые имеют для этих сфер особое значение. Так, для практического руководителя чрезвычайно важны его лидерские способности. Для ученого - его спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением одной и той же проблемы, творческое мышление, фантазия и наблюдательность, здесь лидерские качества имеют гораздо меньшее значение.

Необходимыми качествами для практического руководителя, а также консультанта является уверенность в поведении соответственно с подчиненными, партнерами и клиентами. Вместе с тем, эта уверенность не должна доходить до своих крайних проявлений - самоуверенности и самоутверждения.

Коммуникативные качества имеют исключительно важное значение для деятельности практического руководителя и консультанта в области управления, менее важны они для ученого, специализирующегося на проблемах науки управления.

Следует иметь в виду, что в профессиональной деятельности, особенно на первых ее этапах трудно быть успешным во всем. Не ко всем видам деятельности, присущим менеджеру, начинающий руководитель проявляет одинаковые склонности и способности. Далеко не все свойственные сфере управления формы и методы осваиваются одинаково успешно. В этой связи начинающему менеджеру важно целенаправленно формировать свой индивидуальный стиль руководства, который бы учитывал с одной стороны, его склонности и способности, различного рода индивидуальные особенности, а с другой - необходимость развития профессиональных качеств и самосовершенствования.

В этой связи начинающему менеджеру важно иметь адекватную самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности, способности и склонности, сильные и слабые стороны характера, а также способы и методы компенсации собственных недостатков. Абсолютно недопустимы как исключающие эффективное социальное управление негативные качества менеджера: вероломство, зазнайство, косность (рабская приверженность отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое потребностями жизни), догматизм, формализм, авторитаризм.

Такого рода знания своих качеств помогают менеджеру формировать индивидуальный стиль управления, способствуют повышению эффективности его деятельности, а значит успешности действий возглавляемого им коллектива, стабильному развитию организации.

Для самостоятельной оценки своих качеств, в частности мышления, менеджерских способностей, волевого фактора, нравственных качеств менеджера следует учитывать мнение окружающих, использовать самонаблюдение, а также психологические тесты.

Важнейшими для менеджера являются организаторские и коммуникативные способности.

Вместе с тем следует учитывать, что стремление заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми во многом зависит от содержания соответствующих форм активности и от особенностей самого человека. В значительной мере это стремление определяется субъективной ценностью и значимостью для конкретного человека будущих результатов его деятельности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере его включения в них становятся значимыми. Здесь весьма важны постановка человеком перед собой целей собственного развития, а также усилия, прилагаемые человеком в достижении поставленной цели.

2.2 Уровни и роли управления

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Чем выше уровень управления, тем большее влияние на коллективы организации и, в конечном счете, на общество в целом оказывает соответствующий руководитель. Сочетание рассмотренных выше качеств человека определяет реальную возможность для него осуществлять эффективное управление в соответствующих масштабах.

Уровень деятельности руководителя определяются различными факторами, в частности :

* значением для жизни общества реализуемой им идеи;

* количеством людей, входящих в возглавляемый им коллектив;

* масштабом предпринимательских проектов, реализацией которого он руководит;

* значением управляемого им подразделения для деятельности крупной коммерческой или общественной организации;

* местом и ролью возглавляемой им организации в системе государственного управления;

* степенью соответствия его конкретной руководящей должности.

Для эффективного руководства на любом уровне управления имеют значение две группы индивидуальных качеств менеджера :

* качества, знания, навыки и умения, определяемые сферой деятельности организации (экономика, наука, культура, военное дело и т.д.). Здесь большое значение имеют образование по профилю деятельности, опыт работы б данной сфере, а также наличие личных связей в сфере деятельности организации;

* качества и навыки, относящиеся к области руководства людьми и в своей сути не зависящие от сферы деятельности организации (лидерские качества и навыки, степень развития волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферы, нравственные качества человека). В этой связи важным является то обстоятельство, что знания приобретаются в результате возможно весьма интенсивных учебных занятий, полного погружения в служебные ситуации, приобретаются и закрепляются относительно быстро при наличии Учителя и источников информации (книг, документации и т.д.), а также практики работы в конкретных жизненных ситуациях.

В то же время воля, эмоциональная и интеллектуальная сферы, нравственные качества руководителя (как и любого человека) формируются в течение всей его жизни. Развитие этих качеств требует напряженной работы над собой, осознавания и нравственной оценки жизненных ситуаций, конкретных событий, своей роли и места в них. Это длительный процесс, резкие скачки в нем чрезвычайно редки и маловероятны.

В то же время сущность большинства проблем в деятельности любой организации, сложных управленческих ситуаций составляют различного рода этические конфликты. Подобного рода конфликты возникают вследствие различия в интересах различных подразделений организации, разных работников, интересов отдельного работника и трудового коллектива или всей организации, интересов организации и потребителя или общества в целом и т.д. Для адекватного реагирования на уникальные управленческие ситуации и успешного, гармоничного разрешения возникающих проблем в деятельности организации требуются, прежде всего, нравственные качества руководителя, а также развитые эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы.

По мере повышения уровня управления значительно расширяются права руководителя в отношении подчиненных, как в части, касающейся поощрения, так и в части наказания. Увеличивается группа подчиненных ему работников в количественном отношении. Изменяется возглавляемый им коллектив и качественно: в его подчинении оказываются все более квалифицированные работники. Повышается доля «организационной составляющей» в труде руководителя в ущерб текущему управлению: растет его влияние при определении целей деятельности организации, он все в большей степени определяет общие для всех участников организации правила и процедуры деятельности. Все в большей мере его внимание привлекают стратегическое планирование и стратегическое управление. Расширяются представительские функции, по впечатлению от руководителя все больше судят об организации в целом.

Расширяется круг людей, которых в той или иной мере затрагивают конкретные действия и решения руководителя (особенно, если это руководитель сферы государственного управления). Этих людей, их отношения и деятельность руководитель должен охватить своей интеллектуальной сферой, с ними для достижения эффективности собственной деятельности ему необходимо эмоционально отождествиться. Эти люди все в большей степени испытывают воздействие его волевой сферы. Возможные последствия принимаемых им управленческих решений (как позитивные, так и негативные) становятся все более масштабными и долговременными.

Индивидуальные представления руководителя, его нравственные качества и стереотипы, направленность личности все в большей степени проецируются на подчиненных ему людей, на руководимую им организацию . Как следствие, существенно возрастает значение его нравственных качеств, эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер.

3. МОЙ ИДЕАЛ МЕНЕДЖЕРА

Лучший менеджер 2003 г. Александр Георгиевич Мазыр - лидер фармацевтического рынка. В сложном кризисном 1998 г. он не только стал руководителем дочернего предприятия «СИА Интернейшнл-Самара» и привел компанию к успеху на региональном фармацевтическом рынке, но и в финале всероссийского конкурса «Платиновая унция» был назван лучшим менеджером года. Сейчас А.Г. Мазыр работает в другой компании, однако победителем конкурса «Платиновая унция» он стал, будучи сотрудником «СИА» .

Процесс перехода в другую компанию планировался им заблаговременно. Уходить в другую компанию необходимо было на пике успеха. Мазыр А.Г. стоял у истоков создания «СИА» и поставленные цели были выполнены. Просто стало понятно, что для продолжения успешного движения необходимо было перейти в другую компанию, сделать новый шаг вперед. И он его сделал.

Первое образование Мазыра А.Г. -- архитектурно-строительная академия, специализация «Автоматизированные системы управления». Второе -- Самарская экономическая академия, специальность «Экономика и управление предприятием». Так же он получил и получает неоценимые знания в Московской классической бизнес-школе по программе Master of Business Administration.

Ему удалось стать победителем в номинации «Менеджер года» благодаря целеустремленности и неутомимости, тяге к внедрению инноваций. Возможно еще благодаря тому, что он 4,5 года Для успешного менеджера необходимы многие качества. Но основа это способность к развитию. Развитие -- это постепенное увеличение количества задач, которые менеджер может решать качественно, без посторонней помощи. Если руководитель со временем не увеличивает количество этих задач, то это может означать, что его развитие остановилось.

Можно также определить причины результативности работы и вывести некую формулу для успешного менеджера. Первое -- это образование. Фундаментальные знания позволяют заглянуть внутрь процессов, происходящих на предприятии. Второе -- управленческий потенциал. Должен быть лидер, работающий по современным технологиям, разрабатывающий свои методики, проекты и программы. Также важна компетенция. Чтобы контролировать ситуацию, руководитель должен досконально знать каждый участок своего предприятия. Иначе процесс управления может свестись к некомпетентным распоряжениям. И, конечно, маркетинг. Каждый руководитель, работающий на динамичных рынках, должен знать базовые законы рынка, уметь отличать торговую марку от бренда. Менеджеру необходим и опыт прямых продаж.

Важно и такое личностное качество, как высокие этические нормы, интеллигентность, ум, честность, открытость. Немаловажным фактором успеха менеджера является и самомотивация. Каждый человек знает и умеет гораздо больше того, что делает. Основной принцип А.Г. Мазыра -- творческое приложение своих знаний в условиях изменяющегося рынка. Это подкрепляется настойчивостью, почти наивным стремлением делать себя и окружающий мир лучше.

Особо привлекательны жизненные принципы А.Г. Мазыра: «Удача любит сильных» и «Красота спасет мир». Надо уметь делать все красиво -- и мыслить, и работать, и отдыхать. Красота -- это внутреннее состояние. Поэтому все надо делать красиво и быть уверенным в себе .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученного материала можно сделать вывод, что эффективность руководящей деятельности зависит от личностных качеств менеджера, от применяемого им вида власти и, конечно же, от авторитета, которым он обладает.

Для того, чтобы овладеть профессией менеджер, необходимо не только приложить немало усилий и иметь большое желание, но и обладать определёнными внутренними качествами, необходимыми для достижения успеха в этой профессии.

Главное для руководителя это выбрать наиболее приемлемый стиль руководства, сочетающийся с его личностными качествами. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него - на характер и результаты функционирования самого объекта.

Деятельность управления содержит ряд определенных функций, владение которыми в достаточном минимуме дает право тому или иному человеку называть себя управленцем или менеджером. Несомненно, в число этих функций входит организаторская задача. Он должен обладать умениями планирования, нормирования и регламентации работы, анализа, коррекции норм и контроля. Ему необходимо знать, правильно ли все делается, отклоняется ли конкретный специалист от выполнения обязанностей по заданной норме или нет. Но арсенал профессиональных компетенций менеджера не может ограничиваться только организационной составляющей. Он должен еще и мотивировать работников. Управленческая деятельность проявляется в области организации труда. Однако труд не может быть отчужден от мотивации, поскольку тогда выпадает из поля зрения основной источник желания, являющийся той самой возможностью, которая позволяет человеку выполнять определенную работу. Не только организация, не только норма регламента и технология заставляют человека быть более производительным, более эффективным и ответственным, порождая в итоге качество, но и трудовые мотивы. Поэтому, когда менеджер организует труд, он должен закладывать в него компонент мотивации. Менеджер умеет сочетать мотивационные навыки с чисто организационными.

В условиях современного управления организацией менеджер должен обладать рядом необходимых ему качеств, как личных так и профессиональных.

К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей.

Такими качествами являются:

* высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;

* широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;

* стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

* поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;

* умение рационально использовать время, планировать свою работу.

Личностные качества менеджера также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:

* высокие моральные стандарты;

* физическое и психологическое здоровье;

* внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;

* отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;

* оптимизм, уверенность в себе.

Но обладание ими -- тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо менеджером делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

* умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;

* доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;

* контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);

* инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;

* умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;

* стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.

Требования к менеджерам в отношении этих качеств на различных уровнях управления неодинаковы.

На низовых, ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних - в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.

Поскольку менеджер любого уровня не только организует и направляет работу сотрудников, но и при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баринов В.А. Справочник менеджера. - М.: АДС, 2000.

2. Веснин. В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект, 2004.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2003.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Юнити, 1994.

5. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. - М.: Инфра-М, 2004.

6. Общий и специальный менеджмент. / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.Н. Панкрухина. - М.: РАГС, 1997.

7. Одинцов А.А. Менеджмент организации. Введение в специальность. - М.: Экзамен, 2004.

8. Петрухина И. Лучший менеджер года крупным планом. // Еженедельная информационно-аналитическая газета. - № 26. - 2003.

9. Психология личности. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Просвещение, 1992.

10. Румянцева З.А. Общее управление организацией. Теория и практика. - М.: Инфра-М, 2001.

11. Сусанов А.Н. Ваш психологический портрет. - Минск: Полымя, 1997.

12. Управление организацией для современных руководителей. / Под ред. Е.А. Борисова. - СПб.: Питер, 2003.

13. Халипов В. Введение в науку о власти. - М.: Просвещение, 1996.

14. Экономика и организация рыночного хозяйства. / Под ред. Б.К. Злобина. - М.: Экономика, 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности качественного управления персоналом компании менеджером. Его роль в организации. Типы профессии управленца. Структура профессиональных и личностных качеств менеджера. Уровни и роли управления. Особенности подготовки менеджера как специалиста.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2011

    Особенности управления и руководства. Знания и умения менеджера. Этические нормы менеджера. Процесс управления. Структура и звенья управления. Принятие и реализация решений. Лидерские качества. Как стать лидером. Современный управляющий. Работа менеджера.

    реферат , добавлен 24.10.2005

    Профессия офис-менеджера: требования к подготовке. Документы, регламентирующие деятельность офис-менеджера, квалификационные требования к профессии. Деятельность офис-менеджера на примере компании ООО "Элит-строй". Организация работы офис-менеджера.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2014

    Особенности работы финансового менеджера. Отличия профессии финансового менеджера от бухгалтера. Практические аспекты работы менеджера на Солнечногорском пассажирском предприятии. Основные меры защиты от информационного и эмоционального стресса.

    реферат , добавлен 15.03.2009

    Менеджмент как профессия. Требования, предъявляемые к менеджеру библиотеки. Деловое общение менеджера. Перспективы развития профессии менеджера библиотеки. Требования, предъявляемые к руководителю среди женщин и мужчин. Должностная инструкция менеджера.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2012

    Профессиональная деятельность менеджера: управленческая, организационная, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая и т. д. Особенности работы менеджера, риски профессии. Новые подходы к системе эффективного управления предприятием.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Менеджмент организации или предприятия. Управление как функция и процесс. Новая парадигма управления. Характер труда и роль менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров. Роли менеджера на уровнях организационной иерархии.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2009

    Теоретические основы роли менеджера в организации. Профессиональные знания и механизм активизации менеджера в организации. Жизненный цикл менеджера. Роль менеджера в формировании современного управляющего на примере руководителя предприятия ООО "РОСНО".

    курсовая работа , добавлен 26.12.2011

    Теоретические аспекты и особенности профессии менеджера. Этапы и методы обучения менеджменту. Анализ основных функция менеджера: планирование, организация, распорядительство, координация, мотивация, контроль. Проблемы в обучении менеджменту и их решение.

    реферат , добавлен 18.02.2010

    Общая характеристика и особенности профессиональной деятельности менеджера по продажам, основные требования к личностным качествам и навыкам представителей данной профессии. Критерии оценки деятельности и анализ востребованности менеджеров на рынке.

Итак, сейчас в России очень популярная такая профессия, как менеджмент. Она получила свое распространение благодаря довольно лояльной системе поступления на специальность в вузе. И многие абитуриенты отдают предпочтение именно ему. Но так ли менеджмент хорош? Какие у него есть плюсы и минусы? Да и вообще, кем работать по выпуску из вуза? Давайте попытаемся разобраться с вами в этом действительно непростом вопросе.

Смысл

Что означает профессия "менеджмент"? Вообще, если переводить данное слово с английского языка, то мы получим что-то вроде значения "управленец". То есть это фактически руководитель, который чем-то заведует. И данное слово очень сильно привлекает к себе абитуриентов. Подчиненным быть никто не хочет, только руководителем.

Но на деле профессия "менеджмент" предполагает работу самым обычным менеджером. В России это люди среднего звена, которые будут работать где угодно. И занимать абсолютно разные должности. Это может быть и руководитель, и продавец, и даже уборщица. Все зависит от того, куда конкретно вы устроитесь на работу. И сейчас мы с вами попытаемся узнать плюсы и минусы профессии "менеджмент", а затем посмотрим, каким образом можно построить карьеру, поступив и окончив данное направление.

Положительные стороны

Начнем выяснения, что же привлекает абитуриентов в нашей сегодняшней специальности, а также какие положительные стороны у нее есть. Стоит отметить то, что далеко не все представляют себе при поступлении, на что они "подписываются". Но, тем не менее, все равно упорно учатся на направлении.

Профессия "менеджмент" доступна почти каждому человеку. Для поступления сейчас нужно сдать экзамены по русскому и математике (непрофильный), а также обществознание. Простота при подаче документов - это очень важно.

Также данное направление не очень дорогое. Например, профессия "менеджмент" требует в семестр оплаты 20 000 рублей, а все остальные специальности в том или ином вузе - от 40 000. То есть стать менеджером по карману, пожалуй, каждому.

При правильном трудоустройстве вы сможете занимать очень высокие должности. Причем те, о которых даже не догадывались. К примеру, стать председателем совета директоров или ректором. Это профессии высшего звена. В России трудоустроиться на них можно, только придется постараться.

В процессе обучения вам будут давать только нужную информацию. В основном это экономика. Профессия "менеджмент" скорее экономическая, чем математическая. Много алгебры и геометрии в ней не будет.

Также менеджер по выпуску сможет трудоустроиться практически везде. Сейчас эта специальность, пожалуй, нужна для "корочки". Чтобы просто была хоть какая-то "вышка". А после окончания вуза сможете просмотреть рынок труда и подыскать себе подходящую вакансию.

Минусы

Но профессия "менеджмент" имеет ряд своих недостатков. Для некоторых они незначительны. Но вот многие сомневаются в поступлении на данное направление после того, как узнают, что их ждет в будущем. Давайте узнаем о минусах профессии, чтобы потом не было неожиданностей.

Первая проблема, с которой вы можете столкнуться - это большая конкуренция при поступлении на направление. Бюджетных мест довольно много, но и абитуриентов тут тоже предостаточно. К счастью, на контрактное обучение поступить намного проще.

Менеджеров не очень любят среди общества. Многие полагают, что данная специальность - это самое низшее звено образования, которое уже давным-давно стало ненужным. И поэтому некоторые особи высказывают свое недовольство и показывают неуважение к студентам и выпускникам направления "менеджмент".

Построить хорошую карьеру менеджеру зачастую очень трудно. Ведь люди, не привыкшие пробиваться "в свет", так и будут сидеть на той работе, куда возьмут. Да еще и общество будет уверять, что "менеджмент" - это не то направление, которое позволит получить хороший заработок и подняться высоко по карьерной лестнице.

Логист

А теперь стоит узнать, кем можно работать по профессии "менеджмент". Если честно, то вариантов тут крайне много. И начнем мы с вами с менее распространенных. Например, окончив данное направление, вы сможете пойти работать логистом.

Что делает такой сотрудник? В ваши обязанности будет входить управление поставками товара. Разрабатывайте разнообразные направления, выбирайте наилучшее место для обоснования фирмы (например, в каком месте нужно построить магазин для максимального дохода), рассчитывайте полезность местности и так далее.

В принципе, логисты - это очень ценные сотрудники. И далеко не все знают, что они получаются от профессии "менеджмент". Зарплата такого работника колеблется, но остается на довольно высоком уровне. Нынче это от 25 000 рублей. В принципе, далеко не каждый дипломированный специалист столько зарабатывает.

Маркетолог

Еще один очень интересный вариант развития событий - это работа в области маркетинга. То есть, маркетологом. Такие сотрудники тоже очень ценятся в России. А если у них дополнительно есть экономическое образование, то работодатели буквально передерутся за таких кадров.

Что делает маркетолог? Если честно, то в его обязанности входит продвижение фирмы по всех смыслах. Тут и исследования целевой аудитории покупателей, и изучение конкурентов, и разработка стратегий поведения вашей корпорации на рынке труда, и даже разработка "плана Б" на случай непредвиденных обстоятельств.

В принципе, если вы хорошо учились в вузе, то никаких проблем с данной работой у вас не возникнет. Показывайте свои знания, проявляйте креатив - и вам обеспечена хорошая карьера маркетолога. Зарплатой вас точно "не обидят". Она приблизительно такая же, как и у логистов - от 20 000 рублей.

Среднее звено

Вообще, описание профессии "менеджмент" включает в себя такое понятие, как три звена карьерного роста. О высшем мы с вами уже говорили. Устроиться на такие должности крайне трудно, да еще и в дополнение, как правило, просят второе высшее образование. Теперь узнаем, кем можно работать, окончив "менеджмент" в так называемом "среднем звене".

Обычно данная область подразумевает должности управленцев над низшим звеном. Это разные начальники: отдела продаж, старшие менеджеры в компании, начальники цехов, а также деканы. Зарплаты у таких сотрудников, если честно, тоже довольно высокие. И на эти вакансии может претендовать каждый с опытом работы приблизительно 3 года. Если вы начали карьеру обычным менеджером, то со временем можете "подняться" до старшего. В принципе, в большинстве случаев "среднее звено" является главным в той или иной компании. Оно поручает подчиненным работу (порой свою), а затем получает более высокую зарплату, нежели "низшее звено".

Низшее звено

Профессия "менеджмент" отзывы в целом от абитуриентов и выпускников получает вполне положительные. И негатив можно услышать только от тех, кто устроился на работу в качестве самого "низшего звена". Если честно, то именно тут и начинают свою карьеру многие успешные люди.

Каких менеджеров называют низшими? Это менеджеры по продажам, продавцы в магазинах и супермаркетах, торговые представители, уборщики, грузчики, работники кафе быстрого питания и так далее.

Зарплаты у таких сотрудников, если честно, бывают не очень высокими. А вот ответственность огромна. И работы предостаточно. Зачастую "низшему звену" поручают задачи, не относящиеся к их обязанностям, но выполнять поручения все равно приходится.

Популярные направления

Но какие профессии после выпуска с факультета менеджмента сейчас популярны и распространены больше всего среди выпускников? Это:

  • кассир;
  • менеджер по продажам;
  • работник в кафе быстрого питания;
  • грузчик;
  • торговый представитель;
  • старший менеджер;
  • уборщик.

Данная статистика вовсе не указывает на то, что после менеджмента вы можете забыть о карьере вовсе. Многие люди просто становятся индивидуальными предпринимателями, открывают собственное дело, а затем развиваются довольно активными и быстрыми темпами. Если у вас есть идеи, то можете попытаться воплотить их в жизнь.


Введение

С развитием рыночной экономики кроме срока «менеджер» начали широко употреблять термин «бизнесмен» и «предприниматель», между которыми есть существенные отличия. Менеджер занимает какую-то постоянную должность и в его подчиненности, находится но другое количество ли исполнителей. Бизнесмен, как правило, не занимает никакую постоянную должность, у него нет подчиненных. Это, в первую очередь, деловой человек, который занимается предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибыли, берет на себя риск и несет при этом ответственность собственным капиталом. Бизнесмен - это тот, кто владеет капиталом, который находится в обороте, приносит прибыль. Им может быть деловой человек, у которого нет подчиненных, она не занимает никакую постоянную должность в организации, но является обладателем ее акций и может быть членом ее правления.

Менеджеры осуществляют функции планирования, организации, контроля и координации, стимулирования деятельности подчиненных. Им принадлежит решающая роль в принятии управленческих решений, правильном использовании имеющихся ресурсов, забезпеченнні жизнедеятельности предприятия, и достижении поставленных целей.

Менеджеры выполняют широкий круг работ, и их роль в управленческом процессе характеризуется большим разнообразием функций. Американский ученый Г.Минцберг выделил 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители. Эти роли разбиты на 3 групи:міжособові роли, информационные роли и заключительные (роли по принятию решений). Они взаимозависимые, взаимодействуют для создания единственного целого. Они, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера в любой организации.

«Менеджер организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли (дохода) и благосостояния, удовлетворенности профессией (должностью) каждого работника. Изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией. Обеспечивает анализ и решение организационно - технических, экономических и социально - психологических вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы приема, подбора и профессионально - квалификационного роста работников, их перемещения по вертикали и горизонтали. Содержание и особенности труда менеджера в значительной мере определяются сферой и степенью разнообразия его деятельности, а также экономическим статусом предприятия (менеджер - собственник, менеджер - наемный работник и т. д.). Рабочий день менеджера строго не нормирован, нередко возникают стрессовые ситуации, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском.

Менеджеру необходимы внятная речь, хорошая память, высокая эмоционально - волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, терпеливым, компетентным, иметь чувство юмора и обладать эмпатией».

Работа не рекомендуется лицам, страдающим заболеваниями сердечно - сосудистой и нервной систем (гипертоническая болезнь, стенокардия, проявления невротических и истерических реакций), имеющим дефекты речи и физические недостатки.

Менеджеру необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, рекламы, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства. Менеджер должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Умение работать на ПК, желательно знание иностранного языка.

Целью работы является изучении управления как профессии.

Актуальность выбранной темы несомненна, ведь на протяжении всего нескольких лет, управление (менеджмент) стало самым популярным направлением.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

    изучить особенности профессии - менеджер

    раскрыть историю развития теории и практики менеджмента в России

    рассмотреть характеристику управления на примере генерального директора ОАО «Череповецкий хлебокомбинат» Болотуева А.В.

1. Понятие и сущность управления как профессии

1.1. Профессия - менеджер

Ни одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому можно сказать, что сегодня менеджер - одна из основных и наиболее востребованных профессий.

Английское слово "management", употребляемое в русском языке без перевода происходит от латинского слова "манус" - "рука". Первоначально это слово использовалось в области управления животными и обозначало искусство управления ими. Позднее оно было распространено на сферу человеческой деятельности и стало применяться для обозначения процессов управления людьми и организациями. Современное понимание этого термина, которое приведено в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как:

1) вид деятельности, процесс управления людьми в разнообразных организациях,

2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления,

Итак, менеджмент - это в первую очередь управление. А управление, по определению Питера Друкера, это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Поэтому менеджмент можно определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности ее работы. А менеджера - как работника компании, принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.

Каждое структурное подразделение фирмы возглавляет менеджер, основной вид деятельности которого включает в себя управление внутренними процессами в подразделении и согласование их со всеми внешними процессами. По аналогии с группированием структурных подразделений, одни менеджеры подчиняются другим менеджерам, образуя таким образом иерархию менеджеров (управленческую иерархию).

Следует также учесть, что высокий уровень квалификации и большой объем ответственности работника еще не означают того, что он является менеджером. Если он самостоятельно и единолично выполняет работу, связанную с управлением, то это еще не дает оснований считать его менеджером. Потребность в менеджменте появляется только в том случае, когда объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников, специализирующихся в конкретных вопросах, и возникает необходимость управлять их деятельностью.

Конечной целью деятельности любого менеджера является достижение требуемого результата (качества) всех производственных процессов, которые выполняются в возглавляемом им структурном подразделении. Управление людьми - работниками компании не является целью его деятельности, и представляет собой только способ и средство, позволяющие менеджеру добиться нужных результатов.

По мнению специалистов, у данной профессии есть ряд особенностей:

Менеджер - это руководитель и у него всегда имеются подчиненные.

Менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником.

Менеджер может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией.

Менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить.

При этом менеджер может возглавлять предприятие и организацию (менеджеры высшего звена), а может возглавлять только часть ее (менеджеры среднего, низшего звена).

Среди основных функций менеджера выделяют:

Планирование - определение целей организации и действий по их достижению;

Организация - структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы;

Распорядительство - это процесс доведение решений от менеджера к его сотрудникам;

Координация - согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей;

Мотивация - создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их обязанностями;

Контроль - обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки ошибок.

Управление же отдельным работником (менеджером младшего звена или специалистом) включает в себя следующий минимальный набор действий и процедур, выполняемых менеджером:

Передача прав и ресурсов: подчиненным менеджерам передается право управлять работниками и право распоряжаться ресурсами, подчиненным специалистам - только право распоряжаться ресурсами.

Анализ результатов и формирование оценки эффективности деятельности подчиненных.

Подготовка и осуществление корректирующих управленческих действий.

Специалисты отмечают, что в функциональном плане все действия менеджера условно могут быть распределены по трем группам. Можно считать, что исполнение функций, отнесенных к одной из трех групп, соответствует одной из трех ролей руководителя.

В этой системе главное место занимает "Администратор", который производит необходимые действия по управлению подчиненными ему работниками и формированию нужной микросреды. "Технолог" обеспечивает технологическую поддержку действий менеджера и подготовку решений, а "Специалист" занят сопутствующей деятельностью неуправленческого характера.

В ряде случаев конкретные действия менеджера невозможно однозначно отнести к той или другой роли. Условность ролевого подхода проявляется в ситуациях, когда менеджеру приходится решать задачи, одновременно входящие в сферу ответственности разных ролей. Например, принятие решений представляет собой действие, в котором участвуют и "Администратор" и "Технолог". Однако, распределение функций руководителя в виде системы трех ролей позволяет в идеальном случае обеспечить все функциональные потребности менеджера.

Ресурсы менеджера представляют собой набор средств, которыми он располагает, и которые могут быть им использованы в процессе управленческой деятельности. Система ресурсов менеджера формируется из нескольких источников и включает в себя: административные, профессиональные ресурсы и психологические ресурсы личности.

Источником административных ресурсов является управленческая иерархия. В личные административные ресурсы менеджера входит соответствующее его должности право руководить подчиненными и управлять ресурсами. Получение этого ресурса происходит в момент, когда менеджер "вступает в иерархию", этот процесс можно назвать иерархизацией менеджера.

Профессиональные ресурсы менеджера включают накопленный опыт практической управленческой деятельности и специальные знания. Структура профессиональных ресурсов должна быть ориентирована на обеспечение ролевых запросов. Одним из источников этих ресурсов служит сама личность, самостоятельно инициирующая процессы получения знаний, и иерархия как источник управленческого опыта и знаний.

Психологические ресурсы менеджера включают в себя стиль делового поведения и способ мышления. Источником этого ресурса является сама личность, заданная структурой базовых компонент, включающих способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивацию.

Баланс системы ресурсов является одним из условий хорошей работы менеджера: профессиональные и психологические ресурсы менеджера должны соответствовать административным ресурсам, которые будут ему предоставлены в результате иерархизации.

В заключение хочется отметить, что лишь навыки топ - менеджеров, то есть менеджеров высшего звена, можно считать универсальными, поскольку только они применимы в разных компаниях, независимо от отраслевой принадлежности и организационной формы. Чем ниже ранг менеджера, тем более специализированы его знания и навыки по отношению к данной конкретной отрасли деятельности.

Основное содержание деятельности менеджера, - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства .Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим :

  • * неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
  • * высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
  • * повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;
  • * положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
  • * особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, -- к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;
  • * наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта -- гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
  • * весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;
  • * определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;
  • * конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;
  • * уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.

Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий:

  • * содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;
  • * характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек- человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек - природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие).

По целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации - вычислительная и организационная техника.

По условиям труда профессия менеджера относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.

Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Труд менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» - работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой групп людей, профессия которых связана с иными :

  • * целями (гностическими профессиями - эксперт, ревизор; изыскательскими - научный работник);
  • * объектами (взаимодействие «человек - живая природа» - инженер, механик и др.; «человек- человек»- врач, учитель, продавец и др.);
  • * средствами (ручного труда - представители ремесел; машинно-ручного труда - машинист, водитель; с применением автоматизированных систем - оператор);
  • * условиями - с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС и др.);
  • * степенью квалификации (профессии с простым квалифицированным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);
  • * характером труда (автоматический труд - строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик; полуавтоматический труд - действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка; шаблонный исполнительский труд - задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями, в частности швея).

Существует четыре типа профессии управленца (менеджера организации) :

  • 1) руководитель. Его основная деятельность - управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;
  • 2) консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;
  • 3) ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;
  • 4) преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных типов профессии управленца связаны специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста . Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления - творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя менеджмента - его способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента). В качестве более широкой сферы приложения сил и способностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной комиссией. Как более узкая сфера деятельности управляющего крупным предприятием может выступать руководство федеральной целевой программой.

В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифицированное управление, в их числе риск-менеджмент, антикризисное управление, создание единой системы благотворительности, разработка и внедрение новых социальных идей (связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т.д.) .

На сайтах вакансий можно увидеть десятки объявлений, авторы которых ищут менеджеров. Потенциальные работодатели зовут на работу менеджеров по продажам, управлению персоналом, логистике, закупкам и так далее. Кто же такой менеджер, и что это за профессия - менеджмент?

Что это за профессия - менеджер?

Слово менеджмент пришло в русский язык из английского. Английское managementзначит управление. Обычно термин употребляется для обозначения практической управленческой деятельности. Менеджментом называют управление организациями, проектами и процессами на разных уровнях: от политического или делового руководства на уровне начальников высшего звена до администрирования небольших подразделений или отдельных бизнес процессов.

Например, председатель правления коммерческого банка - это топ-менеджер, который руководит финансовой организацией. А менеджер по потребительскому кредитования этого же банка - это по сути рядовой специалист, который управляет отдельным бизнес-процессом.

В бизнес-организациях с высоким уровнем корпоративной культуры менеджерами называют классических управленцев, которые отвечают за работу подразделений и имеют в подчинении сотрудников. Рядовые представители таких компаний называются специалистами или экспертами. То есть сотрудника банка, отвечающего за потребительское кредитование в конкретном отделении или торговой точке, корректно называть специалистом, а не менеджером или управленцем.

Сколько зарабатывает менеджер? Какая зарплата?

На самом деле, это абсурдный вопрос. Например, генеральный директор «Сбербанка России» - это менеджер. Также менеджером называют специалиста по подбору персонала в небольшой торговой компании или эксперта по логистике в отделе снабжения на заводе.

Уровень доходов сотрудника зависит от его ценности для компании, места в иерархии организации, умения продать себя работодателю. Гордое название «менеджер» не обеспечивает высокого оклада или личного водителя и секретаря.

Где учат профессии «менеджер»

Вы можете поступить в университет на специальность «менеджмент». Обычно ВУЗы оговаривают специализацию будущих выпускников. Например, существует менеджмент организаций, экологический менеджмент, менеджеры по персоналу и так далее. Окончив университет, вы получите диплом. Документ подтвердит, что вы получили степень бакалавра или магистра по специальности «менеджмент».

Обратите внимание, диплом не гарантирует вам позицию реального управленца при трудоустройстве. Более того, было бы абсурдным, если не имеющий опыта выпускник занял бы пост управленца в любой организации.

Вчерашний студент не может сразу претендовать на роль управленца

Чтобы стать настоящим менеджером или руководителем, вам необходимо получить опыт, пройти по карьерной лестнице и занять соответствующую позицию. У кого-то уходит вся жизнь, чтобы из рядового сотрудника стать начальником отдела. А кто-то умудряется за год из новичка стать руководителем регионального представительства компании.

Кроме этого, настоящий менеджер должен соответствовать определенным интеллектуальным и личностным характеристикам.

Психологические характеристики менеджера

Менеджер должен хорошо знать бизнес своей компании, ее продукты, рынок в широком смысле этого слова и потребителей. Также он должен иметь широкий кругозор. Это минимальный набор интеллектуальных качеств, необходимых для руководителя.

К основным личностным характеристикам, необходимым менеджеру, относятся:

Высокий эмоциональный интеллект, личная харизма. Чтобы увлекать подчиненных, руководитель должен быть интересной и сильной личностью. В этом случае ему практически не придется использовать в работе с сотрудниками так называемый кнут или наказания.

Коммуникабельность. Менеджер может быть экстравертом или интровертом. Но у него не должно быть проблем с общением. Руководитель должен просто общаться с коллегами, подчиненными, высшим руководством, партнерами, клиентами, представителями власти.

Объективность и чувство справедливости. Начальник может быть самодуром и тираном. Но подчиненные не уважают таких руководителей. Зато работник с удовольствием трудится под началом справедливого менеджера, который придерживается этических норм.

Также у руководителя должен быть стандартный набор личностных качеств, необходимых для выживания в корпоративной среде. В первую очередь речь идет о стрессоустойчивости, так как каждый сотрудник ежедневно сталкивается с разными стрессами.

Менеджер - это руководитель

Однако в настоящее время менеджерами принято называть едва ли не любого сотрудника. К классическому менеджеру можно отнести специалиста, который занимает руководящую должность, имеет в подчинении сотрудников и руководит бизнес-процессами. А так называемые линейные менеджеры - это скорее специалисты или эксперты.