Главная » 2017 » Декабрь » 20 » Проблемы и пути развития профессиональной подготовки кадров для предприятий города
13:38
Проблемы и пути развития профессиональной подготовки кадров для предприятий города

Большие проблемы на рынке труда, связанные с наличием «свободной от работы» категории трудоспособных граждан, даже специалистов высокой квалификации, увольняемых с предприятий «по сокращению штатов», и нехваткой специалистов высокой квалификации нужных профессий, вызваны рядом противоречий, в которых следует разобраться...

Мы все прекрасно знаем, что подготовка специалиста очень дорогое «удовольствие». Стоимость обучения или переобучения одного инженерно-технического работника колеблется от 80 до 280 тысяч и более рублей в год. Несмотря на это, государство выделяет на образование огромные средства, чтобы обеспечить развитие промышленного производства в стране. И родители идут на эти затраты, чтобы обеспечить достойную жизнь своим детям. И то и другое вполне оправдано. Однако противоречия заключаются в том, что сами предприятия не хотят оплачивать подготовку специалистов для своих производств второй раз, справедливо считая, что добросовестно платя все налоги, они могут рассчитывать на получение специалистов, которых готовят за счет средств государственного или муниципального бюджета. Государственные и муниципальные образовательные учреждения - вузы и ссузы города специалистов готовят. Однако очевидно, что их уровень и направления подготовки не всегда и не в полной мере соответствуют запросам промышленных предприятий. Преодоление этих противоречий сложная задача, требующая безотлагательного решения, так как касается всех, без исключения, категорий граждан, от детей, молодежи, трудоспособного населения до пенсионеров. Наличие работы у населения - это не только большие отчисления в бюджеты разного уровня, но и гарантии детских пособий, пенсионного обеспечения старшего поколения, а главное - устойчивая и безопасная социальная среда в городе.
Именно с целью решения данных задач представителями Общественной палаты города Димитровграда проводится мониторинг образовательных услуг, предоставляемых в течение последних трех лет образовательными учреждениями города.
Анализ эффективности работы государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждений позволит выявить причины оттока выпускников школ из города (о котором свидетельствуют данные доклада начальника управления образования администрации города Ольги Строгой), выяснить причины нежелания молодежи учиться в вузах города, наметить пути совершенствования подготовки кадров для промышленных предприятий и разработать рекомендации по приведению системы профессионального образования в соответствие с планами социально-экономического развития города.
Анализ материалов, полученных в ходе мониторинга от руководства управления образования и технического колледжа, показывает:
1. Уровень подготовки выпускников средних школ Димитровграда высок, о чем свидетельствуют данные поступления их в ведущие вузы страны, в такие города, как Москва, Казань, Самара, Тольятти, Санкт-Петербург и другие. Однако в школах плохо организована профориентационная работа среди учащихся, имеющий средний уровень подготовки. Данная категория выпускников слабо ориентируется в вопросах выбора будущей профессии, так как не имеет достаточной информации о потребностях в рабочих профессиях на местном рынке труда. Во многих случаях они продолжают свое обучение только по настоянию родителей или «за компанию» со своими друзьями.
2. Уровень подготовки выпускников среднетехнических учебных заведений (колледжей, техникумов) достаточно высок, но, как показывает практика, они не всегда востребованы. Это определяется как объективными, так и субъективными причинами.
Объективные причины:
- падение объемов производства в последние годы и разукрупнение промышленных предприятий привело и к сокращению в потребности данных специалистах;
- неполное соответствие учебных курсов и отдельных образовательных программ реальным, современным требованиям подготовки специалистов для существующих в городе обновляемых предприятий (конкретных производств), так как данные программы были подготовлены и ориентированы еще много лет назад на массовый выпуск специалистов среднего звена для крупных промышленных предприятий (ДААЗ, ДУС, «Олимп», КСК, «Алев» и т.д.).
Оснащение вновь создаваемых промышленных предприятий (малой и средней мощности) новым и нестандартным оборудованием требует и особой специфичной подготовки кадров для его обслуживания, которого в учебном процессе ссузов просто нет.
Субъективные причины:
- невостребованность специалистов без опыта работы на рынке труда;
- низкий уровень заработной платы на большинстве предприятиях малой и средней мощности;
- высокий уровень безработицы среди инженерно-технического персонала, даже с большим опытом работы, сокращает шансы получить хорошую работу молодым специалистам.
3. Рынок труда ощущает нехватку в конкретных рабочих и специалистах, таких, как сварщик, каменщик, швея, водитель грузового автотранспорта, экскаваторщик, мастер-ремонтник станков с ЧПУ и т.д. (по данным «Центра занятости населения»).
Учитывая вышеизложенное, следует констатировать, что время требует разработки новых форм и методов подготовки профессиональных кадров в ссузах города, на основе реальных потребностей конкретных промышленных предприятий. Это и разработка новых образовательных программ, и организация курсов подготовки специалистов узкого профиля (как по заявкам конкретных производств, так и по запросам муниципального «Центра занятости населения»). Причем, оплата такого обучения уже закладывается в бюджет муниципалитета на организацию деятельности «Центра занятости населения» и может быть увеличена по желанию предприятия-заказчика.
Однако данная работа может быть эффективной только в случае трехстороннего сотрудничества на основе договорных отношений между ссузом, «исполнителем», «Центром занятости населения» и конкретным промышленным предприятием, совместно выступающими «заказчиками».
Содержание данного трехстороннего договора должно отражать цели и задачи профессиональной подготовки кадров.
Предметом договора должен стать заказ на целевую подготовку требуемого числа специалистов заданного профиля и направления (по расчетным объемам курсов, практических и учебных занятий).
Предприятие-заказчик должно выступать в качестве гаранта предоставления технической базы для практического освоения технологий и оборудования с обеспечением практик под руководством высококвалифицированных специалистов в качестве преподавателей или наставников.
Такое тройственное сотрудничество позволит:
- подготовить для малых и средних предприятий нужных специалистов;
- сократить затраты на обучение и подготовку кадров (как муниципального, так и федерального бюджетов);
- обеспечивать трехсторонний контроль качества подготовки специалистов нужных профессий для конкретных производств и предприятий города.
Данные вопросы обсуждались членами Общественной палаты города Димитровграда 12 декабря на внеочередном заседании, по итогам которого было принято решение пригласить к обсуждению все заинтересованные стороны, то есть администрацию города, руководителей предприятий и учебных заведений.
В настоящее время по поручению главы города Алексея Кошаева Общественной палатой совместно с представителями администрации города разрабатываются концепция и стратегия развития профессионального образования для обеспечения предприятий города специалистами с требуемым уровнем подготовки. Приглашаем принять участие в обсуждении этого вопроса и небезразличных горожан (самих учащихся и их родителей). Будем рады, если вы поделитесь своими соображениями на эту тему на сайте Общественной палаты.


Иван ПАНИН, председатель Общественной палаты города Димитровграда


 


 

 

Категория: Общество | 50 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]