Способы вмешательства государства в экономику. Вмешательство государства в экономику и проблема ограничения такого вмешательства

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

1) прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения;

2) косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики и приоритеты.

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов классификации методов государственного регулирования экономики.

Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Преимуществом косвенных методов является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком – определенный промежуток времени, возникающий между моментами принятия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

По организационно-институциональному критерию различают: административные и экономические методы государственного регулирования.

Административные методы основаны на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Функциями административных методов являются: обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защита конкурентной среды; гарантирование права собственности и свободы принятия экономических решений. Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы народного хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий. Административные методы подразделяются на меры запрета, меры разрешения и меры принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба. Из экономических мер наиболее часто используются:

Средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики;

Средства денежно-кредитной политики;

Прогнозирование, планирование и программирование экономики;

Воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

ТЕМА 13: Доходы населения и социальная политика в рыночной экономике

1. Доходы населения и источники их формирования

2. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Показатели уровня жизни

3. Социальная политика и способы ее реализации

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

  • 1) прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения;
  • 2) косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики и ее приоритеты. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2008г. с.203

Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также являются формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях таких как угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т. п., в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах -- аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» -- высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства.

Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую инфраструктуру, создать для частного сектора - домохозяйств и бизнеса -- разумные правовые условия функционирования. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил экономического поведения для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функционирования фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета например меры запрета на производство и торговлю оружием, наркотиками, некоторыми видами лекарств и пр., меры разрешения, например лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осуществление какого-либо вида деятельности, меры принуждения, это уплата налогов, установка очистных сооружений и пр. Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут использоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры регулирования в странах с развитой рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничиваются охраной окружающей среды, социальной защитой населения. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях -- во время войны, тяжелого положения в экономике. Глазунов Н.И. Система государственного управления: Учеб. М.: Юнити - Дана, 2008г. с.107

Объекты Гос вмешательства

Неоклиссические теории

Великая депресси

Класическая теория

Школа меркантилистов.

Экономическая роль государства рыночной экономике

История представления роли государства в экономике.

Задачи, объекты и экономиские ф-и в рыночной экономике

Формы и методы государственного вмешательства в экономику

Меркантелиты своим учением провозглашали усиление роли государства в рыночной экономике

Недооценивание роли государства. Государство это «ночной строж»

Кейнс: Усиление роли государства в экономике

Уменьшение роли государства в экономике, но надо создавать хорошее условие для частных предпринимателей (они сами могут насытить рынок)

Задачи государственного ругулирования

1. Обеспечение экономического роста

2. Разрежение нарушений в денежном отношении

3. Поддержка экспорта

4. Инвестирование в производство

1. Структура хозяйства

2. Платежный баланс

3. Окружающая среда

4. Внешне экономические связи

5. Регулировние экономического цикла

6. Регулировангие структуры экономики

7. Денежное обращение

8. Подготовка кадров

Экономические ф-и государства

1. Создание правовой основы для принятия решений (создания законов, который регулируют права и обязанности государства)

2. Стабилизация экономики (используя кредитно налоговую государство может преодаливать спад производства. Снизить безработицу, поддержать стабильный уровень цен и национальной валюты.)

3. Социально ориентированное производство товаров и услуг(создает уловия для развития хозяйства, транспорта. Определяет расходы на оборону, нра науку, формирует программы здравохранинеия и образование)

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий (грарантируется минимальная зп. Пособие по без работнице, пенсия т д)

Формы вмешательства:

1. Бюждетно финансовая политика

2. Политика регулирования доходов

3. Социальная политика

4. Внешне экономическая политика

5. Экономическое программирование

1. Административные

2. Правовые

3. Экономические

Все методы делятся на прямые и косвенные

Прямые методы – не дают объекту регулировния возможностей для манипуляции, выбора решения

1. Экономическое законодательство

2. Контроль над доходами

3. Конроль над ценами

4. Экспортные и импортные квоту

5. Лицензии на туи ли иную деятельность

Косвенные- дают объекту возможность выбора при принятии решения

1. Банковский процент

2. Нормы гос резервов

3. Гос закупки

4. Таможенные пошлины

5. Валютный курс


Тема6

Денежно кридинтая система и денежно кридитная политика государства

Вопросы

1. Понятие и типы денежных систем

2. Денежная масса и ее структура

3. Сущность, принципы, функции, формы кредита

4. Кредитно банковская система государства и ее структура

5. Денежно кредитная политика государства

Вопрос №1

Слушать

Экономика любого государства представляет собой систему сложных взаимосвязанных процессов, институтов и управленческих решений, характеризующихся определёнными признаками и особенностями, которые определяют модель экономической системы.

Рыночная экономика – определение термина

Рыночной называют экономическую модель, основанную на свободе предпринимательской деятельности, праве частной собственности, рыночном построении цен путем нахождения пересечения кривых спроса и предложения, то есть целью функционирования субъектов рыночной экономики является получение выгоды, при этом риски деятельности субъект несет и покрывает самостоятельно.

Рынок предлагает множество вариантов продукции, работ и услуг для потребителя, который свободен в своем выборе. Для производителя модель рыночной экономики предлагает условия конкуренции с иными производителями аналогичной продукции. Издержки производства ложатся на самого производителя, но и цену производитель формирует на основании своего суждения. Полученные средства (доход) производитель также распределяет самостоятельно. В рыночной модели экономики роль государства как регулятора очень ограничена.

Так как выбор товаров, работ либо услуг широкий для потребителя, между производителями возникают отношения конкуренции – основополагающие при рыночной модели экономики. Также базой будет являться право собственности, гарантирующее свободу от вмешательства посторонних лиц.

Рыночная экономика – основные черты и признаки

Основополагающими характеристиками модели данного типа экономики являются:

  • Право частной собственности как гарантия невмешательства государства и иных лиц.
  • Право на осуществление предпринимательской деятельности – оно есть у каждого субъекта, и он может самостоятельно выбрать и заниматься каким-либо видом деятельности, при этом его издержки относятся ему на расходы и субъект самостоятельно распределяет полученный доход.
  • Выбор потребителя, его спрос будет являться решающим фактором для производства товара либо оказания услуги.
  • Цена формируется за счет нахождения точек пересечения кривых спроса и предложения на рынке. Регулирование цен на продукцию со стороны государства не предусматривается, при рыночной экономике рынок регулирует себя самостоятельно.
  • При свободном выборе покупателя – что ему приобретать, а также при свободе выбора вида деятельности производителем, возникают отношения конкуренции, являющиеся отличительной чертой рыночной модели экономики.
  • Государство не устанавливает цены на продукцию, услуги, и не является главным регулятором при рыночной экономике.

Рыночная экономика – показатели развития

  1. Рост в пределах 2-3%.
  2. Низкий уровень инфляции и инфляционных ожиданий.
  3. Дефицит госбюждета в пределах 9%.
  4. Низкий уровень безработицы (до 6%).
  5. Положительное сальдо платежного баланса.

Экономика России ранее существовала в рамках административной модели, характеризующейся централизацией всех процессов, наличием мощного регулятора в виде государственных органов, установлением цен на определенном уровне регулятором, системой планирования. С момента распада СССР, Россией принят курс на построение экономической модели рыночного типа для вывода экономики из состояния спада.

Кардинальное изменение экономической модели развития не могло не отразиться на таких сферах, как политика, госрегулирование, социальная сфера.

Помимо затяжного спада в экономике, предпосылками перехода к рыночной системе стали:

  • наличие жесткого государственного регулирования экономики привело к образованию большой доли теневого сектора экономики;
  • малая экономическая активность субъектов экономики в связи с тотальным регулированием всех сфер деятельности;
  • формирование неверной структуры отраслей экономики, неориентированных на бытовое обслуживание, а на обслуживание и производство в сфере военной промышленности;
  • отсутствие условий свободной конкуренции, монополистические явления во многих отраслях привели к неконкурентоспособности производимых товаров;
  • совокупность данных факторов привела к кризису экономической системы, который, в свою очередь, затронул политическую, социальную систему.

Мероприятиями по переходу к рыночной экономической модели стали:

  1. Приватизация имущества, ранее монопольно принадлежащего государству.
  2. Возникновение самого стабильного слоя населения – среднего класса.
  3. Формирование связей с внешним миром на уровне политики и экономики.
  4. Создание организаций совместной формы собственности – между государственным и частным сектором, с привлечением внешнеэкономических инвестиций.
  5. Формирование устойчивых международных связей.

Рыночная экономика – способы перехода

Для окончательного формирования рыночной модели, следует определиться со стратегией перехода к ней:

  • Постепенное, последовательное проведение реформ и изменений, при котором происходит замена институтов. Характеризуется постепенным ослаблением регулирования ценообразования, экономики, социальной сферы государством.
  • Шоковая терапия – когда изменения не происходят поэтапно, а экономика отпущена «в свободное плавание», с минимальным госрегулированием. Рынок, как самый экономически эффективный инструмент, сам отрегулируется. Расходы государства резко снижаются, а ценообразование происходит рыночным методом.