Процесс закрепощения крестьян в 16 17 веках. Подготовка к егэ по истории: этапы закрепощения крестьян

Удобная навигация по статье:

Как осуществлялось закрепощение крестьян на Руси?

Согласно утверждениям историков и исследователей, предпосылкой крепостничества на Руси являлась её географическая расположение. Фактически, изъятие прибавочного продукта, который требовался для развития общества по всей обширной территории государства, требовало формирования жёсткого хорошо отлаженного механизма.

Само же становление крепостничества проходило в процессе противостояния общины и активно развивающегося поместного землевладения, а простые крестьяне изначально воспринимали пахотную землю как царскую или Божью собственность, тем не менее, считая, что владельцем таких земель являются по закону те, кто обрабатывает и трудится на этой пахоте.

Стремительное распространение поместного землевладения и многочисленные попытки служилых людей получить под свой контроль определённые общинные территории или их часть (получить, так называемую «барскую запашку»), которая выступила бы в качестве гаранта для дальнейшего удовлетворения их потребностей – давали возможность впоследствии передать эту же землю по наследству своим сыновьям, закрепив, тем самым, на ней право своего рода, что встречало естественное сопротивление в обществе. Такие бунты и негодования можно было преодолеть только одним способом – подчинив полностью себе крестьян.

Кроме этого, государству необходимы были гарантии поступления старых и новых налогов. А в период становления сильного центрального аппарата управления все налоги собирались помещиками. Для этого нужно было не только осуществить перепись крестьян, но и прикрепить их к определённому феодалу.

Процесс закрепощения крестьян на русской земле проходил в несколько этапов и был весьма продолжительным.

Первый этап закрепощения крестьян

Ещё в период становления первого славянского государства часть его населения могла потерять личную свободу, превратившись в холопов или смердов. При этом, в условиях раздробленности Киевской Руси крестьянам разрешалось покинуть своё княжество и перейти работать к другому землевладельцу.

Судебник, принятый в 1497 году подтвердил законно это право, указав на законность ухода крестьянина после выплаты «пожилого». Осуществить уход полагалось в осенний Юрьев день – то есть, в период недели до двадцать шестого ноября и недели после этого числа.

В другой сезон крестьяне и не могли перейти в другие княжества, ведь им мешала занятость на пахоте, а также морозы, весенняя и осенняя распутица и др.

Описанная выше фиксация срока перехода с одной стороны выступала в качестве подтверждения факта желания государства и феодалов ограничить крестьянскую свободу, а с другой – являлась подтверждением того, что они не в состоянии закрепить крестьян за определённым землевладельцем. Стоит отметить, что описанное право заставляло «хозяев земли» считаться с крестьянскими интересами, что само по себе сказывалось благотворно не только на экономическом, но и на социальном развитии государства.

Данная норма просуществовала до 1581 года, пока Иван Грозный ввёл «заповедные годы», которые запрещали крестьянский труд на пахотах, располагающихся на территориях пострадавших от бедствий того периода.

Второй этап закрепощения крестьян

Следующий этап в развитии закрепощения крестьян в России длился с конца шестнадцатого века до издания Соборного Уложения в 1649 году. Примерно в 1592-93 годах в период, когда государством правил Борис Годунов, выходит указ, согласно которому запрещался выход крестьян по всей территории страны. В тот же год началась большая перепись населения и обновление писцовых книг, которые стали попыткой государства прикрепления крестьян к определённому месту жительства со всеми вытекающими последствиями в случае их бегства.

На собранные данные ориентировались и составители указа от 1597 года, согласно которому вводились «урочные годы», представляющие собой пятилетний срок сыска беглых крестьян. После истечения срока крестьяне закреплялись на новых территориях, что было на руку землевладельцев в южных регионах страны, куда направлялось большинство беглецов.

Третий этап закрепощения крестьян

Третий этап закрепощения крестьян, продолжавшийся с середины семнадцатого века и до конца восемнадцатого века, отобрал у крестьян остаток прав. К примеру, согласно закону от 1675 года их можно было продавать без земли, а в восемнадцатом веке землевладельцы получили право распоряжаться не только имуществом крестьян, но и их личностью, в целом. В данный период крестьяне в России по своему правовому и социальному статусу приближались к рабам.

Четвёртый этап закрепощения крестьян

С конца восемнадцатого века до 1861 года крепостничество начало распадаться, а государство стало вводить определённые меры, которые ограничивали крепостнический произвол. При этом, осуждение крепостничества стало одной из либеральных и гуманных идей, которыми увлеклось дворянство. Это всё привело к отмене крепостного права в феврале 1861 года в период правления царя Александра.

Таблица: основные вехи закрепощения крестьян

Крепостное право – высшая форма неполной собственности феодала на крестьянина, основанная на прикреплении крестьянина к земле феодала (боярина, помещика, монастыря и т.п.) или феодального государства.

Фактически сложилось в конце XVI в.

Юридическое оформление крепостного права –

1649 г. – «Соборным уложением» крестьянам окончательно запрещены переходы от феодала к феодалу.

1-й этап: по «Русской правде» смерд и закуп, работавшие на феодала – крепостники. Жизнь = 5 гривен. Если умирал без наследников по мужской линии имущество – к феодалу.

2-й этап: время складывания централизованного государства. Ограничение права ухода от феодала к феодалу.

3-й этап: 1497 г. – «Судебник» Ивана III официально ввел день перехода – Юрьев день осенний – 26 ноября. Введение платы за «пожилое».

4-й этап: 1550 г. – «Судебник» Ивана IV подтверждает право перехода в Юрьев день и увеличивает плату за «пожилое».

5-й этап: 1581 г. – введение «заповедных лет» – годов, в которые вообще запрещены переходы. Не ясно, действовали ли они на территории всей Руси. Не ясна периодичность.

6-й этап: 1592 г. – все население включено в писцовые книги. Появилась возможность установить, какому феодалу принадлежат крестьяне. Ряд историков считает, что был издан указ, запрещающий переход от феодала к феодалу (указ не найден).

7-й этап: 1597 г.

1) Указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления первых писцовых книг, должны быть возвращены (срок сыска – 5 лет).

2) Кабальные холопы (рабство за долги) после выплаты долга остаются закрепленными за кредитором.

3) Добровольные холопы (вольный найм) через ½ года работы – полные холопы. И кабальные, и вольные холопы освобождаются только после смерти господина.

8-й этап: 1607 г. – по «Уложению» Василия Шуйского срок сыска = 15 лет. Те, кто принимал «беглых» – штраф со стороны государства, компенсация старому владельцу.

9-й этап: 1649 г. – юридическое закрепощение по «Соборному уложению»


8. Образование русс. централизованного государства (XIV – XV в.).

Особенности и этапы образования единого Российского государства

В конце XIII - начале XIV в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от Зап. Евр., на Руси этот процесс имел ряд особенностей :

> монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в XIII в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самост. гос-ва. Политические задачи объедин. отдельных княжеств в единое государство стали определяющими;


> развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Зап., еще не возникли буржуазные отношения, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Зап. Евр.;

> единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей, и к началу XIV в. Росс. Гос-во носило многонац. х-р;

> процесс объедин. русс. земель в единое гос-во был обусловлен необх. защиты от внешних врагов - татар, турок, поляков, немцев и т. д.

Этапы образования единого Росс. Гос-ва:

> первый этап - конец XIII - 80-е гг. XIV в. - хозяйственный подъем в русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы;

> второй этап - 80-е гг. XIV - вторая четверть XV в. - дальнейшее объединение земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удельными князьями;

> третий этап - вторая половина XV - начало XVI в. - образование единого государства.

Предпосылки объединения русских земель в единое государство

Монголо-татарское иго сдерживало развитие Руси, но не могло его остановить. Центром возрождения и объединения стала Северо-Восточная Русь. Леса и реки, окружавшие ее земли, затрудняли набеги татар, туда усилился приток населения. Восстанавливались города, наиболее крупные из них - Москва, Нижний Новгород, Тверь, Псков, Ростов, Ярославль, Суздаль - становятся ремесленными и торговыми центрами. Возрождаются городские ремесла: оружейное, кузнечное, кожевенное, гончарное, сапожное. Появляются и новые ремесла - литье пушек, чеканка серебряной монеты, изготовление бумаги. Росло феодальное землевладение князей, бояр, церквей, монастырей. Общинные земли переходили к ним путем захватов, дарений, купли-продажи. Так, великий князь Иван Калита имел 50 сел, а Василий Темный - 125 сел. Основная форма феодального землевладения - вотчина (идущая от отца), передаваемая по наследству. Появляется условное землевладение - поместье, т. е. земля, которая дается на время в качестве платы за службу. Военные и административные слуги князя, составлявшие его двор, стали называться дворянами.

В XIV в. людей, занимавшихся земледелием, еще называли «люди», «смерды». В XV в. они стали называться «крестьяне» (от «христиане»). Крестьянство делилось на две категории: черные - крестьяне, которые жили общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, и крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в феодальной вотчине и платившие феодалу натуральный оброк или отрабатывавшие на его полях барщину. Сопротивление крестьян: поджоги, грабежи, убийства представителей администрации вотчины. Но самым распространенным был переход от одного феодала к другому. Поэтому для феодалов было чрезвычайно важно закрепить свою собственность на землю. Это можно было сделать лишь путем закрепощения крестьян. А для этого нужна была единая, сильная власть и мощный государственный аппарат. Поэтому феодалы всех уровней были заинтересованы в создании единого, централизованного государства.

Таким образом, Российское единое государство создавалось как государство феодальное на основе укрепления собственности феодала на землю и закрепощения крестьянства. Это был по сути своей процесс политического объединения, не подкрепленный экономической централизацией. Носителем его была великокняжеская власть. Необходимость свержения монголо-татарского ига и защиты от нападений Великого княжества Литовского и Ливонского ордена лишь ускорила этот процесс. На Руси, в отличие от стран Западной Европы, сложился иной тип государства - самодержавно-крепостническое государство.

В первой четверти XIV в. резко обострилась борьба между Москвой и Тверью за политическое главенство в объединительном процессе. При сыне Александра Невского Данииле Москва стала столицей небольшого княжества. В него входили Звенигород, Руза и несколько прилегающих к ним волостей. Но в начале XIV в. его территория расширяется: в 1301 г. Даниил захватил Коломну, потом Можайск, в следующем году получил по завещанию Переяславль. Эти территории были экономически развиты, находились в бассейнах важных рек. После смерти Даниила его сын Юрий начал борьбу за ханский ярлык с тверским князем Михаилом (1318г.). Но монголы казнят Михаила, а Юрий гибнет в Орде (1324 г.). Новым московским князем становится Иван Данилович Калита (1325-1340).

Политический курс Ивана Калиты

При Иване Калите Московское княжество становится сильнейшим на Руси. Царило относительное спокойствие, не было ордынских набегов. Он первым из русских князей добился права собирать дань для Орды с русских земель (часть собранного оставлял Москве). Благодаря поддержке хана Калита получил ярлык на отдельные земли (Галич, Углич, Белоозеро). Князь покупал села: в Новгородской, Владимирской, Костромской, Переяславской, Юрьевской и Ростовской землях. Московско-Владимирское княжество стало крупнейшим в Восточной Европе. В 1326 г. он построил в Москве первую каменную церковь - Успенский собор и предложил митрополиту Петру покинуть Владимир. Митрополит согласился, но в 1326 г. умер. Его преемник митрополит Феогност сделал Москву центром русской митрополии. При Иване были построены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на Бору. После пожаров в 1331 и 1337 гг., уничтоживших старый Кремль, Калита соорудил новую крепость из дубовых бревен.

Превращение Москвы в центр складывающегося Русского государства

Важнейшими объективными причинами превращения Москвы в центр складывающегося единого государства являются следующие:

> Москва являлась центром довольно развитого пашенного земледелия и ремесла;

> она находилась на пересечении торговых путей, что способствовало развитию экономических связей с другими областями, более широкому и тесному общению людей;

> географическое положение гарантировало ее относительную безопасность от внешних вторжений, обусловливало приток населения, увеличение его плотности, что, в свою очередь, ускоряло экономическое развитие;

> Москва являлась средоточием тех территорий, где формировалась великорусская народность. Население более развитого московского региона в большей степени влияло на отдельные элементы языка, культуры и быта людей всей Северо-Восточной Руси.

Однако перечисленные специфические условия во многом были характерны и для Тверского княжества. Но центром объединения стала не Тверь, а Москва, в первую очередь благодаря умелой политике московских князей (Даниила, Ивана Калиты, Симеона Гордого). В конце XIV в. московские князья, и прежде всего Дмитрий Донской, выступили организаторами борьбы против ордынского ига. К концу XIV в. были созданы экономические, политические и социальные предпосылки для объединения и образования единого государства.

Образование единого государства России. Политика Ивана III

После смерти Василия II (1462) великим князем становится его сын Иван III (1462-1505). Именно в годы его правления завершился процесс объединения русских земель. При Иване III Новгород окончательно был включен в состав Московского княжества. Еще в 1471 г. пролитовски настроенная часть новгородской аристократии заключила с литовским князем Казимиром IV договор: Новгород признавал Казимира IV своим князем, принимал его наместника, а король обещал помощь Новгороду в борьбе против великого князя Московского. Иван III организовал хорошо спланированный поход на Новгород. Главное сражение произошло на реке Шелонь. Новгородцы потерпели поражение. В 1477 г. Иван III предпринял второй поход против Новгорода. В декабре город был блокирован со всех сторон. Переговоры длились целый месяц и закончились капитуляцией Новгорода. В начале января 1478 г. было отменено новгородское вече. Иван III приказал снять и отправить в Москву вечевой колокол. Новгородская республика перестала существовать и вошла в состав Московского княжества. В 1485 г. Иван III совершил поход на Тверь , князь Михаил Тверской бежал в Литву. Соперничество двух центров Северо-Восточной Руси завершилось в пользу Москвы. Князем в Твери стал сын Ивана III - Иван Иванович. С 1485 г. московский государь стал именоваться «государем всея Руси». При Василии III (1505-1533) присоединены Ростов, Ярославль, Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521). Сложилась территория единого Русского государства. С конца ХV в. оно стало называться Россией. Гербом государства стал двуглавый орел. Оформляются органы государственного управления: во главе государства великий князь, которому подчинялась княжеско-боярская власть, набирает силу служилое дворянство – опора великому князю в его борьбе с боярством. Происходят изменения в армии. На первый план выходят дворянские ополчения, дворянская конница, пешие полки с огнестрельным оружием (пищалями) и артиллерия. Но великий князь вынужден еще считаться с экономической и политической силой князей и бояр. При нем существует постоянно действующий совет - Боярская дума. Члены назначаются на основе местничества (в соответствии с родовитостью, близостью рода к великому князю и давностью службы). Боярская дума заседала ежедневно, решая все вопросы внутренней и внешней политики. В конце XV - начале XVI в. создаются приказы - специальные учреждения для управления военными, судебными и финансовыми делами.

Самым значительным новшеством Ивана III стала судебная реформа, обнародованная в 1497 г. в виде специального законодательного сборника - Судебника. До 1497 г. наместники великого князя за осуществление судебно-административных функций получали право собирать с подвластного населения «корм» на свои нужды. Они назывались кормленщики. Судебник Ивана III запретил взятки за судопроизводство и хозяйствование, провозгласил нелицеприятный суд, установил единообразные судебные пошлины за все виды судебной деятельности. Это был крупный шаг на пути создания судебного аппарата в стране. Судебник в законодательной форме выражал интересы господствующего класса - бояр, княжат и дворян - и отражал наступление феодального государства на крестьян. Статья 57 Судебника знаменовала собой начало юридического оформления крепостного права. Она ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому. Отныне крестьянин мог уйти от своего феодала за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября), т.е. когда заканчивались все сельские работы. При этом он должен был уплатить феодалу за проживание на его земле «пожилое» и все долги. Размер «пожилого» составлял от 50 копеек до 1 рубля (цена 100 пудов ржи или 7 пудов меда).

В начале XVI в. завершился процесс объединения русских земель, образовалось Российское централизованное государство, сложилась великорусская народность на основе восточнославянских народов, проживающих на территории Владимиро-Суздальского княжества и Новгородско-Псковской земли. В состав России входили также другие народности: утро-финны, карелы, коми, пермяки, ненцы, ханты, манси. Российское государство формировалось как многонациональное.

Время Содержание этапа Нормативные акты
1 946 При княгине Ольге "полюдье" древний сакральный сбор дани с подвластного населения превращается в "урок" фиксированную норму обложения, государственное тягло, рентный налог (оброк)
2 1061, 1072 Основная масса крестьян - смерды - еще свободны. Появляются первые формы зависимости: рядовичи (крестьяне заключившие договор, ряд) по поводу кредита или натуральной формы долга; в составе рядовичей - закупы, отрабатывающие на земле князя или боярина свою купу (долг);вдачи (изорники) - разорившиеся общинники, жившие на земле хозяина и обрабатывающие ее хозяйским инвентарем; огнищане (дружинники) и тиуны привилегированные домоправители и ключники, добровольно отдавшиеся в услужение. "Русская правда" Ярослава Мудрого; "Правда" Ярославичей.
3 XIII-XIV вв. Рост задолженности крестьян, При отчуждении имений (вотчин), имевших свою задолженность, крестьяне передавались новому владельцу вместе со своими долгами
4 XIV-XV вв. "Окняжение" и "обояривание" земель, в т. ч. населенными "черными" крестьянами, которые потеряли право свободного распоряжения, продажи. дарения и завещания земли.
5 XIV в. Появляются добровольно "задавшиеся" под чужое покровительство крестьяне, в т. ч. добровольные холопы.
6 1388 г. Запрет "черным" крестьянам продавать свою землю Указ Дмитрия Донского
7 XV век, вторая половина Появляются факты "вывоза" крестьян: землевладелец платит долги крестьянина и вывозит его в свое имение, обязывая трудиться на себя. Факт "старожительства" и задолженности крестьянина влекли за собой фактическое крепостное состояние
8 XV век, вторая половина Князья жалуют землевладельцам льготу: не отпускать от себя крестьян
9 1481 год Первое упоминание в документах о "кабальных" людях - переходном состоянии к холопству за долги
10 1497 год Установление правила Юрьева дня: крестьяне могут переходить к другому землевладельцу в ограниченный срок - за неделю до и неделю после 26 ноября. При этом росла плата за пожилое Судебник Ивана III
11 1550 год Отменено рабство за долги, подтвержден Юрьев день, но при этом увеличена плата за "пожилое". Прикрепление к тяглу посадских людей Судебник Ивана IV
12 1565 год Опричнина: усиление гнета крестьян служилыми людьми
13 1581 год Первый указ о "заповедных летах", запрещающий переход крестьян в связи с чрезвычайными обcтоятельствами Указ Ивана IV
14 1597 год Установление пятилетнего срока исков о беглых крестьянах и пожизненной службы по кабалам Ноябрьское (1597 г.) Уложение царя Федора Иоановича
15 16 век, конец Несмотря на юридическое сохранение права крестьян на переход, процесс переходов фактически прекращен. Общий принцип: неоплатный долг порождает крепостное состояние, хотя и не наследственное. Крестьяне обязаны при переходе найти и посадить на свое место другого "жильца".
16 1601 год Запрет перехода крестьянам. записанным в писцовых книгах 1592 - 1593 гг. Указ Бориса Годунова
17 1642 год Срок давности исков о вывезенных крестьянах увеличивается до 15 лет, а беглых крестьян до 10 лет Указ Михаила Федоровича (Романова)
18 1646 год Срок давности по искам о беглых и вывезенных крестьянах вовсе отменен Указ Алексея Михайловича
19 1649 год Полное запрещение переходов крестьян, включая и "Юрьев день". Прикрепление к личности владельца, а не к земле. Запрещен выход из городского сословия. Окончательное оформление крепостного права Соборное Уложение Алексея Михайловича

План


Введение

Начало ограничения крестьянских переходов. Судебники 1497 - 1550 г.

Решающий этап формирования системы крепостного права

3. Окончательное оформление общегосударственной системы крепостного права. Соборное уложение 1649г.

Заключение

Библиография


Введение


В середине XVI в. Россия вступила в новый период своего развития. Вассально-сюзеренные отношения, характерные для раннего феодализма и Русского централизованного государства, сменились новой формой - сословно-представительной монархией. Прежде государственное единство Руси основывалось на политической договоренности феодалов. Поэтому предыдущий период иногда называют политическим феодализмом. В XVI-XVII вв. единство основывалось на всесословных Земских Соборах. Получается, что социальная база монархии была шире, а феодализм этого периода можно назвать социальным.

В XVI-XVII вв. интенсивнее развивались все сферы общественной жизни, что отразилось на социальной структуре общества и государственно-политическом устройстве России.

В социальной структуре общества усилились тенденции закрепощения крестьян. Закрепощение крестьян оказало огромное влияние на развитие нашей страны - оно вызвало резкий, хотя и малозамечаемый пока исследователями, сдвиг в психологии самых широких масс населения России.

Когда и как была поставлена решающая точка в процессе закрепощения крестьян, остается и по сей день не вполне выясненным, несмотря на почти необозримую историографию вопроса. Отсутствие прямых свидетельств в источниках обрекает историков на многочисленные гипотетические реконструкции этого события.

Цель исследования - рассмотреть основные этапы закрепощения крестьян в России.

1. Начало ограничения крестьянских переходов. Судебники 1497 - 1550 г


Феодально-зависимое население России XVI-XVII вв. было неоднородным. В наиболее выгодном положении оказались государственные (черносошные) крестьяне. В XVII в. значительными по численности были дворцовые крестьяне. Частновладельческие крестьяне принадлежали в XVI-XVII вв. не только боярам, но и дворянам. В этот период появляется термин «поместные крестьяне». Как и в предыдущие периоды, крестьянство было объединено в общины. На протяжении указанного периода в России сохранялось холопство, однако численность и социальная база этого сословия сокращалась .

По решению Земского собора 1549 г. началась переработка устаревшего Судебника 1497 г. Судебник, принятый в 1550 г., состоял из 100 статей вместо 68 в предыдущем, т. е. примерно третья часть законов - новые. Судебник Ивана Грозною (1550 г.) отразил изменения, произошедшие в законодательстве с 1497 г.

Ст. 76, 78, 82 Судебника регламентировали кабальные отношения и холопство. Холопы, как и в предыдущем законодательстве XV в., становились субъектами права. Судебник продолжал сужать социальную базу холопства. Например, ст. 82-83 разграничивали обязательственные отношения и холопство. Теперь обязательства не распространялись на личность должника. Ст. 76 полностью раскрывает источники холопства и разъясняет, что холопами не являются дети, рожденные до того, как таковыми стали их родители, а также поступившие на службу в городе или на службу в селе без соответствующего оформления докладных. Кроме этого ст. 81 запрещает принимать в холопы служилых и их детей .

Прикрепление крестьян к земле началось уже в XIV веке. В междукняжеских договорах записывалось обязательство не переманивать друг у друга чернотяглых крестьян. С середины XV века издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех феодалов срок отпуска и приема крестьян. В тех же грамотах указывалось обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму. Размер пожилого (плата за проживание крестьянина на земле господина) зависел от того, находился ли двор в степной или лесной полосе, и от срока проживания.

Развитие крепостного права происходило в несколько этапов, рамки которых можно ограничить следующими документами:

Судебник 1497 года, установивший в ст.57 правило Юрьева дня;

Судебник 1550 года, во время действия которого введены заповедные лета;

Соборное Уложение 1649 года, отменявшее урочные лета и устанавливающее бессрочность сыска .

Прикрепление развивалось двумя путями - внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV веке существовало две основные категории крестьян - старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывши, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половинником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

По законодательным актам XIV-XV столетий все разряды крестьян землевладельцев - черные, дворцовые, боярские, вотчинные. Поместные по отношению к землевладельцам делились на три неравные категории:

крестьяне тяглые, государственные, обложенные определенными государственными податями и повинностями, не имевшие права перехода. Они составляли преобладающую массу государственного народонаселения;

крестьяне частновладельческие, жившие на земле своих господ и платившие им оборок;

вольные крестьяне-колонисты на чужих землях, государственных и частных, освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный срок, по истечении которого зачислявшиеся в разряд крестьян черных или частновладельческих .

Помещики и вотчинники были судьями своих крестьян по всем делам за исключением дел уголовных.

Судебником 1497 года при царе Иване III впервые в общегосударственном масштабе было ограничено право крестьянского выхода: их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (25 ноября) после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязывали плотить владельцу пожилое - деньги за утрату рабочих рук, за двор - хозяйственные постройки. Так было положено начало созданию общегосударственной системы крепостного права. Какую выгоду получило феодальное хозяйство?

Для развития феодального хозяйства в тогдашних условиях требовалась высокая степень внеэкономического принуждения, что и доказывает весь ход закрепощения крестьян. Но очевидно и то, что Юрьев день был достаточно эффективным средством: ограничение перехода коротким сроком, высокая плата за выход делали самостоятельный уход крестьянина крайне затруднительным и чаще всего речь шла о вывозе, то есть о смене феодала. Добровольный же выход крестьянина, не заплатившего пожилого и ушедшего не в Юрьев день, был ничем иным, как бегством, преследовавшимся по закону. Следовательно, и существовавшая система сыска крестьян вряд ли серьезно изменилась после прикрепления. Более того: сыск, вероятнее всего, был бессрочным, что в гораздо большей степени обеспечивало права помещика на своего крестьянина, чем пятилетние "урочные лета", введенные, возможно, еще до указа 1597 года. Так что и для рядового помещика система Юрьева дня могла иметь определенные преимущества. Кроме того, наиболее дальновидные представители этого слоя могли понимать, что с его отменой и они лишатся естественного ресурса рабочей силы, а методы ведения хозяйства утратят гибкость и эффективность .

По-видимому, следует все-таки признать, что и в XVI в. отношение представителей поместной системы к прикреплению крестьян было, как минимум, далеко не однозначным, ибо, будучи объективно выгодным (в теории) прежде всего не очень крупным представителям поместной системы, в практике реальных отношений оно влекло за собой массу негативных для них последствий. Кроме того, существовали отдельные слои и территориальные группы помещиков, для которых прикрепление было отнюдь не безусловно выгодным (например, в условиях поместной системы юга России). Возможно, вовсе не случайно дошедшая до нас информация о челобитной дворян на соборе 1580 г., непосредственно предшествовавшем введению "заповедных лет", не содержит дворянских требований о прикреплении крестьян.

В конце XVI - начале XVII вв. были приняты законы, в которых получили развитие положения «О Юрьевом дне» Судебника 1497г. (ст. 57), Судебника 1550 г. (ст. 88) и «Стоглавого Собора» 1551 г. (ст. 98) .

Народные выступления и боярский произвол в период малолетства Ивана IV, а также общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание этого нового свода законов. Взяв за основу судебник Ивана III, составители нового судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. Его характерной чертой стало стремление улучшить отправление правосудия. Правда, старая система управления и суда в лице наместников и волостелей сохранилась, но с существенными поправками, суть которых сводилась к усилению контроля над ними со стороны местного населения и центральных властей.

Население страны было обязано нести тягло-комплекс натуральных и денежных повинностей. Установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли, соха составляла (400-600 га) земли. Таким образом, неместническая система управления, сложившаяся в период ликвидации уделов и вошедшая в сильное противоречие с требованием времени сначала была ограничена. А затем - в силу своей коренной непригодности - упразднена.

Вместе с тем происходило сокращение холопства. По судебнику 1550 года холопам - родителям было запрещено холопить своих детей, рожденных на свободе. С 1589 года ставиться под сомнение холопство свободной женщины, вышедшей замуж за холопа. Судебники XV-XVI веков в качестве источников холопства уже не упоминали наказание за бегство закупа, разбойное убийство, поджог и конокрадство (как это было в Русской Правде). Вместе с тем усложнялась процедура отпуска холопов на волю - выдача грамот осуществлялась в ограниченном числе городов. Требовалась усложненная форма выдачи документа (судом с боярским докладом).


. Решающий этап формирования системы крепостного права


В 1581 г. был введен указ «О заповедных летах». Указ принимался как временная мера в условиях Левонской войны и отменял («заповедовал», запрещал) переход крестьян в Юрьев день до следующего, т. е. 1582 г. Действия «заповеди» перехода крестьян фактически отменяли положения предыдущих законов и повторялись из года в год .

В 1592 г. была проведена перепись населения. Результаты переписи были внесены в «Писцовые книги», которые послужили основой для дальнейшего законотворчества. В 1597 г. на основании «Писцовых книг» издан указ «О пятилетнем сыске беглых крестьян». Крестьяне, не вписанные в «Писцовые книги», т. е. ушедшие от феодалов до переписи пятилетней давности относительно 1597 г., розыску и возврату господину не подлежали. Исключением являлись особые розыскные дела о сбежавших крестьянах. Крестьяне, зарегистрированные в 1592 г., равнозначно ушедшие из вотчины или поместья после указанного срока, подлежали розыску и возврату.

В русле крепостнической политики можно интерпретировать указ 1597 г. «О холопах». Указ развивал соответствующие положения холопов, юридически оформлял холопство и приравнивал положение холопов к крепостным крестьянам. До смерти своего господина холоп не имел возможности возвращать себе личную свободу (ст. 3). Закон разрешал обращать в кабальных тех холопов, которые прослужили у своего господина не менее полугода, даже при отсутствии у служилых холопов долговых обязательств перед хозяином (ст. 9) .

Для упорядочения возможных вопросов в делах о холопстве предусматривались соответствующие переписи, данные которых должны были вписываться в «Книги» Холопьего приказа (ст. 1-2). Определяли срок исковой давности в вопросе о праве собственности на холопа (ст. 4). Все возникавшие по указу 1597 г. вопросы решались в Холопьем суде Холопьего приказа в соответствии с новым законодательством и предыдущими положениями Судебника 1550 г. (ст. 1,2,4,7).

В начале XVII в. крепостническое законодательство несколько раз менялось. В условиях голода 1601 г. правительство разрешило свободный переход зависимого населения к другим феодалам в том случае, если хозяин не был в состоянии прокормить своего крепостного или холопа. Позднее действие указа было отменено, а новый указ «О урочных летах» увеличивал срок розыска и возврата крестьян своему хозяину до 15 лет. Однако в условиях «смутного времени» указы феодально-зависимым населением игнорировались, а у правительства не было ни сил, ни возможностей исполнять принятое законодательство.

Итак, законодательство конца XVI - начала XVII вв. являлось решающим в процессе закрепощения крестьян.

Переписью и решениями собора 1584 г., вероятно, были связаны и отрывки закона об установлении в 1586/1587 г. норм подмосковных поместных окладов, а также Уложение 1586 г. о холопстве, главной заботой которого была регистрация сделок на кабальных людей, что, очевидно, могло помочь учесть и зафиксировать тяглую часть холопов. Возможно, с проведением переписи было связано и распространение "заповедных лет" для тяглецов на более значительной территории, объяснявшееся теми же причинами, что и раньше. Вероятность подобного сценария подтверждают и недавние наблюдения Б.Н. Флори над практикой введения "заповедных лет" в первой половине 1580-х гг., причем в анализируемом им писцовом наказе галицким писцам Ю.И. Нелединскому и Л. Сафонову от 30 июня 1585 г. вполне отчетливо просматриваются фискальные мотивы нового описания ("Посадцкие люди и волостные крестьяне разбежались... не хотя государевых податей платить и от посланников" - эмиссаров центральной власти, выколачивающих чрезвычайные налоги) .

Как видно из исследований, проведение переписи занимало не менее одного-двух лет, составление и оформление писцовых книг также один-два года (например, в 1623 г. Фока Дуров "...мерил Тотемский уезд, а книги "вчерне и начисто делали 2 годы на Москве").

Таким образом, результаты переписи могли быть получены не ранее, чем через три года. Ничего удивительного в этом нет - даже процедура подушной переписи и ревизий в XVIII в. (1-я ревизия) растянулась, несмотря на более простую податную единицу и процедуру учета и описания, более, чем на пять лет. Основная работа по переписи была проделана в 1585-1587 гг., однако сводные данные по ней могли быть получены лишь по окончании последних описаний, а последние писцовые книги по данным Корецкого приходятся уже на 1590-е годы. Перепись затягивалась и из-за того, что в ходе работ возникали споры, доносы на переписчиков, следствия, иногда - пересмотр работ неквалифицированных писцов. Сводные результаты переписи могли быть получены не ранее 1590/1591 года.

Но с какой же целью тогда вообще проводились переписи в масштабе всей страны, если они не ставили подобной задачи? По мнению многих авторов целью переписи было закрепощение крестьян.

Современные исследования прослеживают процесс продолжающегося и даже прогрессировавшего запустения. "Тетради сбора данных" конца 1580-х годов пестрят пометами: "крестьяне разбрелись", "взяти не на ком", "не взято с пустых доль", не взято на бедных и на тех, кого дома нет". Растет и удельный вес недоимок с 2,4% в 1581-1582 годах до 13,3% в 1589-1590 годах (без учета скрытых недоимок). Логически следующий из этого пересмотр правительством Бориса Годунова налоговых окладов в сторону их уменьшения подтверждается как цитируемым Н.М. Карамзиным наказом посланнику Исленьеву в июле 1591 г. ("Что ни есть земель всего государства, все сохи в тарханех учинил, во льготе"), так и выводом Е.И. Колычевой по материалам монастырских архивов того времени ("в начале 90-х годов правительство вынуждено было сократить ставки основных налогов"), а также частичным обелением барской запашки не позднее 1593 года .

Данные о неплатежеспособности части населения, понудившие снизить налоги, могли заставить правительство принять экстраординарные меры. К этому могла подтолкнуть и конкретная обстановка в стране в начале 1590-х годов. Начавшееся заселение Сибири, правительственная политика по освоению южных районов, развернувшееся там и сям после 1584-1586 гг. (строительство цепочек укрепленных городков требовали служилых людей и одновременно создавали условия для бурной колонизации этих районов, контролировать которую было чрезвычайно трудно, и она, очевидно, в значительной степени шла за счет беглых. Наиболее простым решением, принятым с целью остановить отток налогоплательщиков со старых территорий, подрывавший налоговую систему страны, был запрет выхода, уже опробованный в практике "заповедных лет". Он мог распространяться не только на владельческих крестьян, но и на другие категории тяглецов, и указ о нем, вероятнее всего, мог быть принят не ранее 1591 - 1592 годов. Запрет выхода для тяглецов автоматически останавливал действие Юрьева дня. Он прекращал и действие "заповедных лет", так как превращал временную норму в постоянное прикрепление к тяглу.

Этого требовала налоговая политика, опирающаяся не на прогрессивный подоходный налог, а на статичный оклад, пусть даже и установленный в соответствии с экономическими возможностями плательщиков, но фиксированный на определенный момент, после которого до следующей переписи, отстоявшей на довольно длительный срок (обычно 20-30 лет), положение плательщиков могло резко меняться. Жесткая система долгое время не пересматривавшихся территориальных окладов, которые к тому же взимались разными учреждениями, что объективно мешало их взаимному пересмотру, требовала по возможности и неизменности податных единиц, то есть ограничения передвижения налогоплательщиков, ибо, хотя подати и взимались с земли, всем было очевидно, что количество "пашни паханой" в конечном счете зависит от того, сколько человек ее пашут. Эта потребность достаточно жестко централизованной податной системы в ограничении подвижности населения отчетливо проявилась в XVIII в. при проведении подушных переписей. С ними было связано новое усиление крепостнических отношений, инициатором которого были не помещики. Действовала сама логика функционирования подушной податной системы. Поэтому вполне возможно, что и в XVI в. крестьяне были прикреплены не к земле, а к государственному тяглу, и не в связи с настояниями и требованиями помещиков (которых в основном могла удовлетворять и уже сложившаяся в практике Юрьева дня система внеэкономического принуждения), а в связи с фискальными интересами государства. Именно финансовые потребности государства могли вынудить Бориса Годунова пойти на прикрепление тяглецов, "не слушая совета старейших бояр".

Конечно, пятилетние урочные лета отвечали прежде всего нуждам крупных вотчинников, но во многом учитывали и интересы государства. Они в какой-то степени разрешали проблемы колонизации, защиты и обустройства новых границ, а также фиксировали "оперившегося" плательщика на новой территории, не допуская его повторного разорения, неизбежного при возврате на старое место. Пятилетний срок являлся, вероятно, ни чем иным, как временем полного хозяйственного обустройства крестьянина на новой территории. Судебник 1550 г. не случайно устанавливал выплату всей суммы пожилого только после четырехлетнего проживания. Возможно, при установлении пятилетнего сыска преобладали именно эти мотивы. Правда, политическая обстановка конца 1597 г. могла подтолкнуть к закреплению складывающейся системы в интересах бояр, которым она объективно предоставляла определенные преимущества. Для массы же служилых людей прикрепление крестьян, откорректированное урочными летами, могло быть далеко не столь выгодным.


3. Окончательное оформление общегосударственной системы крепостного права. Соборное уложение 1649 г


Крупнейшим законодательным актом того времени явилось Соборное Уложение 1649 г. Непосредственным поводом для его принятия послужило вспыхнувшее в 1648 г. восстание посадских людей Москвы. Посадские обратились к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили дворяне, которые считали, что их во многом ущемляют бояре. Царь подавил восстание посадских, но все же был вынужден отложить взыскание недоимок, облегчить в некоторой мере положение посадских. В июле 1648 г. он приказал начать разработку проекта нового закона под названием «Уложение».

Главнейшая причина принятия Соборного Уложения заключалась в обострении классовой борьбы. Царь и верхушка господствующего класса, напуганные восстанием посадских, стремились для успокоения народных масс создать видимость облегчения положения тяглого посадского населения. На решение об изменении законодательства повлияли челобитные дворянства, в которых содержались требования об отмене урочных лет.

Соборное Уложение 1649 г. - значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В этом законе регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. В Соборном Уложении 1649 г. нашли отражение нормы различных отраслей .

Важнейшим разделом Соборного Уложения была глава суд о крестьянах. Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян. Подтверждался запрет перехода крестьян к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы получили право практически полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические отношения распространялись на черносотенных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.крестьянский право соборный уложение

Феодалы имели право на землю и крестьян, но обязаны служить с поместий и вотчин. За уклонение от службы грозит конфискация половины поместья, битье кнутом, за измену - смертная казнь и полная конфискация имущества.

Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать лишь с возов и в торговых рядах.

Таким образом, все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам. Усилилась власть монарха, что означало движение по пути установления абсолютной монархии в России. Соборное Уложение было принято, прежде всего, в интересах дворянства и верхушки посада, учитывало интересы боярства и духовенства.

Итак, закрепление крестьян с принятием Соборного уложения завершилось. Причинами закрепощения крестьянства интересовались многие историки. Рассмотрим некоторые из теорий.

Уже в 1857-1860 годы оформилось несколько специфических вариантов теории закрепощения и появилась концепция "безуказного" закрепощения, выдвинутая в статьях М.П. Погодина и М.М. Сперанского. Согласно последней, прикрепление крестьян произошло без активного участия государства, в результате постепенно усиливавшейся экономической зависимости крестьян от их владельцев.

Тогда же, в русле демократической традиции (А.И. Герцен) возникло представление о закрепощении как длительном процессе, в котором сам факт прикрепления крестьян к земле не имел какого-то исключительного значения. Оно было почти целиком воспринято В.И. Лениным (для которого "крепостничество" поэтому стало почти синонимом феодальной зависимости вообще), а через него - и советской историографией. Достоинством этого этапа обсуждения проблемы было повышенное внимание к мотивам закрепощения крестьян .

Если Сперанский объяснял постепенное формирование крепостного права экономическими отношениями крестьянина и помещика, то Б.Н. Чичерин видел в указе 1592 г. стремление "прикрепить" крестьянство в ряду других сословий к определенному виду службы и прекратить "бродячее состояние" крестьян. По мнению И.Д. Беляева, этот указ означал прикрепление крестьян к земле и был вызван прежде всего фискальными потребностями государства, а также стремлением пресечь бегство крестьян на окраины после ливонского "разорения", но парадоксальным образом не вел к потере крестьянами личной свободы. С.М. Соловьев, считавший указное запрещение выхода крестьян средством для обеспечения поместной системы рабочей силой, фактически стал родоначальником концепции, объясняющей закрепощение "борьбой за рабочие руки" между помещиками и вотчинниками - концепции, широко использованной впоследствии советской исторической наукой.

Но с 1880-х годов и до конца XIX в. в науке торжествовала "безуказная" теория, в законченном виде оформленная В.О. Ключевским. Она переносила центр тяжести на экономические взаимоотношения крестьян и помещиков и трактовала установление крепостного состояния как прикрепление к личности владельца. Эта теория была детищем своего времени: в ней отразилась положительная для той эпохи тенденция к "экономизму" в исследовании исторических процессов, связанная с распространением контовского позитивизма и марксизма, а также влияние конкретной практики взаимоотношений помещиков и крестьян в период "временнообязанного" состояния.

Дух эпохи чувствовался и в общем выдвижении на первый план межличностных, собственнических отношений, столь свойственных формирующемуся буржуазному обществу. Существенным аргументом в пользу подобной концепции в пору становления позитивистской методологии научного исследования было также отсутствие прямых следов указа 1592/1593 г. в накопленном к тому времени актовом материале .

Однако позиции "безуказной" теории закрепощения крестьян были существенно подорваны в начале XX в. после обнаружения упоминаний о "заповедных летах", трактовавшихся как запрещение крестьянского выхода в последние годы правления Ивана Грозного. В связи с этим родилась новая модификация "указной" теории, связывающая закрепощение с "заповедными летами". Она перешла и в классические для советской историографии концепции Б.Д. Грекова, пока не произошло возвращение к татищевскому варианту "указной теории" в работах В.И. Корецкого, выводы которого получили в 1970-1980-е годы широкое признание .

Но в борьбе сторонников "указной" и "безуказной" концепций уже в дореволюционной историографии предмет дискуссии сузился: центральной становилась проблема времени и способа закрепощения, но не его мотивов, отошедших как бы на задний план и под влиянием историографической традиции "безуказной" теории молчаливо сведенных в плоскость взаимоотношений феодалов и владельческих крестьян. Эта тенденция была усилена методологическими схемами, господствовавшими в советской исторической науке с ее доминантой экономических процессов и классовой и внутриклассовой борьбы, как основной движущей силы развития общества. В связи с этим произошло сужение поля исторического исследования, фактически превращенного в сталинский период (1930-е - начало 1950-х годов) из многомерного в одномерное - в арену борьбы феодалов и крестьян. Упрощение картины сил, реально действовавших в обществе и влиявших на его развитие, не было до конца преодолено и в послесталинскую эпоху, несмотря на успехи советской исторической школы середины 1950-1980-х годов.

Отсюда преобладающими в советской историографии стали восходящие к Соловьеву различные варианты объяснения причин закрепощения крестьян интересами поместной системы (если не считать оригинальной концепции Л.В. Милова, видевшего в закрепощении один из этапов борьбы феодалов с сопротивляющейся им общиной). Они, пожалуй, остаются доминирующими и в "постперестроечный" период с характерной для него общей методологической неустойчивостью и нечеткостью (исключением является, пожалуй, концепция Б.Н. Миронова, расширительно трактующая крепостничество как состояние, распространяющееся с начала XVIII в. на все слои общества без исключения и характеризующееся крепостной зависимостью человека не только от помещика или государства, но и от сословных корпоративно-общинных структур).


Заключение


В контрольной работе была рассмотрена тема «Основные этапы закрепощения крестьянства в России. Соборное уложение 1649г.». В процессе исследования были выделены основные моменты закрепощения крестьянства. Причины и следствия данного процессы для России. В заключение подведем итоги работы.

Итак, русское крестьянство могло потерять свободу в ряду других категорий тяглецов не по желанию и настоятельным просьбам помещиков, а под давлением механической, безликой силы финансовых государственных интересов. Выразители их даже не задавались вопросом о последствиях этого решения и его значения для будущего России. Но феодальные землевладельцы, поставленные перед фактом прикрепления крестьян к тяглу, вскоре приспособили сложившуюся систему к своим нуждам, подавив последние остатки свободы личности у владельческих крестьян и породив самые грубые формы произвола и эксплуатации, дозревшие к XVIII в. почти до рабского состояния, исковеркавшего души и психологию русских людей во всех слоях общества на века вперед.


Библиография


1.Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России.- М.,1985

2.Петрухинцев Н.Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце XVI в. // Вопросы истории. 2004. № 7. С. 23-40.

Российское законодательство X - XX веков в 9-ти томах / Под ред. О.И.Чистякова. Т.2-3. - М., 1984-1985.

Сахаров А.Н., Буганов В.И. История с древнейших времен до конца XVII века: Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. 3-е изд. М., 1997

Соловьев С. М. История России. М., 1989. Кн 4. С. 187.

Хрестоматия по истории России;В 4-ч тт.-Т.1.С древнейших времен до XVII века /Сост.: И.В.Бабич, В.Н.Захаров,И.Е.Уколова. -М.:МИРОС - Междунар.отношения,1994

Черепнин Л.В. К вопросу о складывании сословно-представительной монархии в России в XVI в. // Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. - М., 1976.

Юрганов А.Л. У истоков деспотизма // История Отечества: люди, идеи, решения. М.,1991


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

На протяжении веков влияние на положение крестьянства оказывали многие факторы и события. Закрепощение крестьян можно разбить на четыре основных этапа, от первых указов, легализующих крепостничество, и вплоть до его отмены.

Первый этап (конец XV - конец VXI вв.) - Юрьев день

Из-за роста господских повинностей крестьяне всё чаще уходят от помещиков на другие земли. Власть государя еще не настолько велика для введения жёстких запретов. Но необходимость сохранить лояльность дворянства требует принятия мер. Поэтому в 1473 году издает Судебник, согласно которому уход от помещика теперь возможен только после окончания пахатных работ, 26 ноября, в течение недели до Юрьева дня и недели после, при условии выплаты «пожилого».

В 1581 году на фоне тяжелых разорений страны царь Иван 4 Грозный издает Указ о введении «заповедных лет», временно запрещающий крестьянам уходить даже в Юрьев день.

Второй этап (конец XVI в. — 1649 г.) — Соборное уложение

В эпоху Смутного времени удержать крестьян от бегства становится все труднее. В 1597 г. издается указ о введении 5-летнего срока сыска беглых крестьян. В последующие годы срок «урочных лет» увеличивается. В обязанности местных администраций входит сыск беглых и дознание, которому подвергаются все пришлые крестьяне.

Соборное Уложение 1649 года окончательно признаёт крестьян собственностью землевладельцев. Крепостнический статус утверждается как наследственный - дети отца-крепостного и свободные люди, вступающие в брак с крепостными, также становятся крепостными. «Урочные лета», объявленные Иваном Грозным, отменяются: в силу вступает указ о бессрочном сыске беглых.

Третий этап (середина XVII - конец XVIII вв.) — полное укрепление крепостничества

Самый тяжелый этап закрепощения крестьян. Помещики получают полное право распоряжаться крепостными: продавать, подвергать телесным наказаниям (нередко приводящим к гибели крестьян), без суда ссылать на каторгу или в Сибирь. К этому времени крепостные фактически ничем не отличаются от чернокожих рабов на плантациях Нового Света.

Четвертый этап (конец XVIII вв. — 1861 г.) — разложение и отмена крепостного права

К началу этого периода становится всё более очевидной упадочность крепостнической системы. Развитие либеральных идей среди дворянства приводит к формированию негативного отношения передовой его части к явлению крепостничества. Понимание неэффективности и позорности самого явления крепостной зависимости постепенно укрепляется и на самом верху. Попытки изменить существующее положение предпринимает , затем Александр 1. Но лишь спустя полвека Александр 2 издает Манифест, дающий крепостным право распоряжаться своей свободой, по своему усмотрению менять виды деятельности и переходить в другие сословия.

  • Крепостничество в России распределялось по территориям неравномерно. Известно, что на западных территориях процент крепостных был значительно выше, чем в других районах. В то время как в Сибири и Поморье крепостного права как такового не было.
  • Извечная вера простого народа в «доброго царя» послужила причиной того, что содержанию Манифеста Александра II многие крестьяне не поверили. Почти сразу после оглашения возникли многочисленные слухи о том, что текст истинного Манифеста от них скрыли, а зачитали подложный: свободу получали сами крестьяне, но их земли оставались в собственности у барина. Крестьянин же являлся пользователем и стать владельцем мог, только выкупив свой надел у помещика.
  • Генетически сформировавшаяся психология крепостных порой приводила к тому, что после реформы крестьяне отказывались от воли просто потому, что не знали, что с нею делать: «Здесь мой дом. Куда я пойду?» Известно, что добросердечные человеческие отношения с барином и ранее зачастую тоже вызывали нежелание бывших крепостных покидать его. Например, воспетая Александром Сергеевичем Пушкиным няня, Арина Родионовна, тоже будучи крепостной и получив свободу, отказалась уходить от своих господ, которых любила всей душой.