Синквейн как приём обучения и воспитания, применяемый в практике внеурочной деятельности в начальных классах «Родное слово». Как придумать синквейн на заданную тему Синквейн к слову учеба примеры

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат . Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся .

Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Форма синквейна

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка - одно слово-резюме , характеризующее суть предмета или объекта.
Варианты применения

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны варианты:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн - это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

Современный человек перерабатывает огромные массивы информации. Однако зачастую нет никакой пользы от хранения отрывочных сведений.

Как научиться извлекать из информации то, что затем пригодится в профессиональной деятельности? И пригодится не только взрослому, но и ребёнку?

Ответ на эти вопросы есть! Образовательные технологии, например, такие как Технология развития критического мышления через чтение и письмо, помогают на основе анализа и синтеза информации сохранять в памяти то, без чего сложно обойтись, постигая азы разных наук.

Один из таких методов - синквейн (от французского пятистрочье ).

Синквейн - формализованное стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк.

Первая строка

Название из одного слова, обычно существительного.

Вторая строка

Два слова - прилагательные или причастия, характеризующие или описывающие заданную в первой строке тему.

Третья строка

Три слова - глаголы или глаголы с деепричастиями, рассказывающие о типичных действиях описываемого предмета.

Четвёртая строка

Словосочетание или предложение (идеально, если оно состоит из четырёх слов ), которое выражает личное мнение автора синквейна о предмете стихотворения. Возможно использование поговорок, пословиц, цитат, устойчивых выражений.

Пятая строка

Слово, подводящее итоги либо расширяющее содержание темы. Обычно это существительное, с помощью которого автор отражает собственные ассоциации и чувства. Но возможно использование и слов других частей речи: местоимений, наречий или междометий.

Упражнения в составлении синквейнов нравятся и педагогам, и учащимся. Вот 27 примеров. Их авторы - педагоги, директора и завучи школ, руководители профессиональных образовательных организаций, которые в ноябре прошлого года приняли участие во Всероссийском практическом семинаре «Образовательные технологии, рекомендованные для реализации ФГОС» .

Портфолио

Учебный, искусственный.
Отбирают, анализируют, оценивают.
Форма оценивания образовательных результатов.
Деятельность.

Исследование

Социологическое, научное.
Анализ, сбор, выборка.
Существует ложь, большая ложь и статистка.
Относительность.

Проект

Тематический, творческий.
Придумать, сделать, показать.
Проект - часть процесса образования.
Знание.

Портфолио

Форма оценивания, метод познания.
Отбирать, анализировать, учиться.
Важен процесс.
Учиться, учиться и учиться!

Тьютор

Профессиональный, грамотный.
Воспитывает, надзирает, заботится.
Выстраивает индивидуальный образовательный маршрут.
Специалист.

Доклад

Устный, научный.
Написать, выступить, находить.
Сообщение на актуальную тему.
Доклад.

Проект

Ученический, педагогический.
Делать, защитить, обучить.
Учащиеся самостоятельно выполняют и защищают.
Самостоятельность.

Траектория

Кривая, прямая.
Построить, отследить, уточнить.
Траектория шторма.
Найди свою траекторию!

Проект

Запланированный, творческий.
Сделать, оценить, презентовать.
Ограничен во времени.
Практичность.

Доклад

Устное сообщение обобщённого материала.
Сбор информации, анализ, обобщение.
Доклад - устное сообщение, проанализированной обобщённой информации.

Обучающийся

Активный, не пассивно следует,
А учится, изучает, исследует,
Став активным субъектом образования!
Радует!

Портфолио

Индивидуальное, грамотное.
Составляется, оценивается, представляется.
Необходимый элемент ФГОС.
На результат!

Компетенции

Юридические, правовые.
Действовать, выражать, позволяющие судить.
Опыт индивидуума в профессиональной деятельности.
Знание.

Проект

Учебный, социальный.
Задумал, спланировал, выполнил.
«Обучение посредством делания» Д. Дьюи
Продукт проекта.

Доклад

Устный, научный.
Подготовить, выступить, обсудить.
Подготовиться и выступить с научным сообщением.
Сообщение.

Технологии

Образовательные, интерактивные.
Изучила, осмыслила, выработала,
Чтобы учеников включить в деятельность, нужно овладеть этой деятельностью.
Результат - ФГОС.

Проект

Актуальный, реальный.
Планирует, двигает, достигает.
Мечту воплощает в жизнь.
Действие.

Отзывы-синквейны участников семинара

Схематичный синквейн

Семинар

Интересный, практический.


Спасибо!

Занятие

Эффективное, интересное.
Изучили, делали, достигли.
На интересных эффективных занятиях познали новое.
Семинар.

Семинар-практикум

Обучающий, практикоориентированный.
Пришёл, проработал, применил.
«Если хочешь сделать хорошо, сначала научись и сделай сам».
Новые знания.
Новые знакомые.

Семинар

Обучающий, эффективный.
Захотел, разъяснили, научили.
Век живи - век учись.
Поучительно.

Семинар

Интересный, практический.
Мотивирует, обучает, информирует.
Появилось много интересных идей.
Спасибо!

Курсы

Интересные, познавательные.
Научили, помогли, настроили.
Семинар удался.
Удовольствие от общения.

Семинар-практикум

Обучающий, уточняющий.
Помогают выстроить, систематизировать.
Взбудоражил мысль, вдохнул новую волну.
Спасибо!

Курсы

Полезные, доступные.
Получили, строили, исследовали.
Получили полезный материал для работы.
Оригинально!

Открытие

Активно, интересно.
Обучает, информирует, вдохновляет.
Современные технологии обучения руководителей.
Результат (max)!

Попробуйте и вы составить синквейн!

Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне

Многие школьники задаются вопросом о том, как составить синквейн. На уроках им часто дают такое задание. Но что же это такое? Синквейн - это способ, позволяющий пересказать какой-либо материал парой фраз. Это своеобразное стихотворение (в нем отсутствует рифма), содержащее пять строчек. В них заключены сокращенные сведения, взятые из пройденной темы.

Это маленькое стихотворение позволяет передать самую главную информацию из изученного материала, и поэтому учителя часто прибегают к данному приему.

Функции синквейна

Синквейны выполняют две важнейшие функции: помогают преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает много. Такое стихотворение позволяет учителям осуществлять контроль над детьми, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было ознакомления с необходимым материалом.

Как составить синквейн по истории?

Сначала нужно определиться с темой. Пусть это будет, например, война. Далее необходимо написать стихотворение по плану. Пример такого синквейна:

Беспощадная, кровавая.

Убивают, разрушают, страдают.

Война приносит горе в каждый дом.

Жестокость.

Возникновение синквейна, основная задача данного метода

Синквейн появился в Америке на заре ХХ столетия благодаря влиянию японской культуры. Через некоторое время он стал применяться в учебных целях как действенный способ совершенствования образной речи, помогающий в короткие сроки добиться успеха. метода - помочь школьникам лучше понять материал.

Создание синквейнов на уроке

Поэтапное описание данного приема:

1. Ознакомление с требованиями по созданию синквейна.

2. Написание такого стихотворения на какую-либо тему с соблюдением всех правил.

3. Прочтение некоторых синквейнов (по желанию).

Если ученик не хочет делиться своим стихотворением со всеми, то и не стоит заставлять его. Главное, чтобы дети разобрались в том, как составить синквейн. Все остальное второстепенно.

Парная работа

Каждому ребенку выделяется несколько минут для того, чтобы создать синквейн. Потом он вместе с соседом по парте складывает два стихотворения в одно, которое обоим пришлось бы по душе. Это позволяет критически оценить данный материал. Данный прием требует того, чтобы ученики прислушивались к своим товарищам и брали из синквейнов те мысли, которые созвучны с их собственными. Как правило, это порождает спор, который, однако, идет ребятам на пользу.

Пример из обществознания

Как составить синквейн по обществознанию? Нет ничего проще. Нужно лишь хорошо разбираться в теме, и тогда все получится. Рассмотрим пример.

Индивидуум.

Разумный, уникальный.

Живет, дышит, трудится.

Общество состоит из индивидуумов.

Требования по созданию синквейна

Такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:

Строчка № 1 - название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.

Строчка № 2 - пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.

Строчка № 3 - содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета. У детей, пытающихся понять, как составить синквейн, затруднения часто возникают именно на этом этапе.

Строчка № 4 - какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.

Строчка № 5 - слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.

Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами, таким образом, ребенок может что-либо кратко описать или повторить.

Как написать такое стихотворение по биологии?

Во-первых, нужно внимательно слушать преподавателя на уроке.

Парнокопытные.

Красивые, неторопливые.

Пасутся, размножаются, спят.

Парнокопытные питаются растениями.

1. На первом этапе предлагается написать синквейн по вопросу, в котором школьники хорошо разбираются.

2. Изначально при создании данного стихотворения предполагается парная или групповая работа, а через некоторое время уже можно приступать к самостоятельному составлению такого произведения.

3. Предпочтение отдается синквейнам, которые передают наиболее верные сведения о некоторых сторонах темы. Ученика, составившего такое стихотворение, необходимо поощрить. Особенно трудно дается детям синквейн по истории, и это нужно учитывать.

Почему полезно писать синквейны?

Каких результатов добивается преподаватель? В первую очередь развития у ребят учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, а также регулятивных), формирования способностей к коллективной работе, приобретения навыков учебно-исследовательского труда. Синквейн помогает достигнуть всех перечисленных целей.

Первоначально работа может осуществляться в группах, затем в паре и, наконец, поодиночке. Ребята узнают новые слова и термины, практикуются в составлении фраз и создании предложений. Одновременно с этим возникает необходимость выказать свое отношение к чему-либо, выразить эмоции, сформировать мнение о заданной теме.

Еще один пример

Школьникам очень нравится подобная работа, они начинают самостоятельно придумывать темы, которые просто неограничены. Однако все зависит от того, по какому предмету необходимо составить синквейн, какой материал изучается. Но больше всего ученикам нравится писать такие стихотворения на свободные темы. Многие желают составить синквейн «Семья». Как его написать? Да просто поразмышлять о своей семье, о родственниках, а затем приступать к делу. Рассмотрим пример.

Семья.

Дружная, крепкая.

Живут, поддерживают, помогают.

Семья является общественной ячейкой.

Родственники.

Способности, которыми должен обладать ученик

Труд по составлению такого стихотворения - это хороший способ обобщить понятия. Школьник должен отлично знать предложенную тему, располагать творческим мышлением и личным мнением. Кроме того, ему нужно уметь отыскивать в учебном материале наиболее важные детали и подводить итоги.

Помощь в развитии талантов

Ребята могут создавать синквейн в школе или дома. Этот прием позволяет лучше понять основные моменты, правила и определения из пройденной темы. Это творческое переосмысление материала, которое помогает некоторым ученикам развить свои таланты и способности. Каждый преподаватель, не желающий отставать от времени, использует на своих уроках данную методику. Теперь вы знаете о том, как составить синквейн. Это совсем несложно и доступно каждому. В этом деле, как и везде, важна практика. С каждым новым синквейном ученику все легче будет даваться составление подобных стихотворений. Многие школьники жалуются на то, что эта задача им не по силам, но это пустые слова, свидетельствующие лишь о том, что ребенок ленится и не хочет вникать в тему. А в детях необходимо воспитывать трудолюбие и объяснять им, что всегда нужно верить в свои силы, и тогда все обязательно получится.

Фалина Лидия Валериевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ Николо-Поломская СОШ
Населённый пункт: п. Николо-Полома
Наименование материала: статья
Тема: методическтийе приемы синквейн
Дата публикации: 26.05.2017
Раздел: среднее образование

Фалина ЛВ. Синквейн на уроках истории и обществознания.

На каждом уроке используются разные методические приемы для

активизации учебно-познавательного процесса. Я давно открыла для себя и

своих обучающихся Синквейн. Синквейн - это методический прием,

который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5

строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным

принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование,

подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является

одной из технологий критического мышления, которая активирует

умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание

синквейна - это свободное творчество, которое требует от учащегося найти

и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы,

проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать,

основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и

представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой

рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент

рефлексии,

обобщения

информации.

осмысленно

использовать

определять

отношение

рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

Создание синквейнов - пятистрочных "стихотворений" - позволяет не только

обобщить информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое

мышление.

со ст авить

синквейн

н е о бход и м о

проанализировать всю информацию о событии, человеке, понятии, и выбрать

самое важное.

Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в

начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала

использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических

целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет

быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны

в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве

среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом

жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной

и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно

существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет,

о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательноые или

причастие), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне

предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями

описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное

Пятая строка - одно слово резюме, характеризующее суть предмета

или объекта.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются

незначительные отклонения от основных правил его написания. Так,

например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких

строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера можно привести стихотворение, составленное детьми

про сам данный метод обучения:

Синквейн

Образный, точный

Обобщает, развивает, обучает

«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»

Творчество.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы

основных

образовательных

информационной,

деятельностной и личностно ориентированной.

Как работать с синквейнами:

Составление нового синквейна.

Составление краткого рассказа по готовому синквейну с

использованием слов и фраз, входящих в синквейна.

Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и

определение названия темы этого синквейна.

Организационные формы работы с синквейнами:

Самостоятельно при выполнении домашней работы.

Самостоятельно на практическом занятии.

В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший

синквейн, составленный по выбранной теме.

В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего

в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.

При выполнении контрольного задания на составление синквейна,

написание рассказа по синквейну или определение темы неполного

синквейна..

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но

при этом он является эффективным способом развития образной речи,

который способствует быстрому получению результата.В ходе работы по

данной методике ученики способны не только углубить свои знания по

любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с

дополнительными источниками информации, планировать свою учебную

деятельность.

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

повышается интерес к изучаемому материалу;

развивается образное мышление;

развиваются творческие способности учащихся;

совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично

выражать свои мысли;

развивается мышление и воображение;

вырабатывается способность к анализу;

уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

расширяется словарный запас.