Клиническая психотерапия - Бурно М. Бурно М.Е

Марк Евгеньевич Бурно (род. 14 марта 1939) - врач-психиатр, психотерапевт , доктор медицинских наук , профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования . Автор клинико-психотерапевтического метода "Терапия творческим самовыражением" . Является членом Независимой психиатрической ассоциации , редакционной коллегии издаваемого этой ассоциацией «Независимого психиатрического журнала» и журнала «Консультативная психология и психотерапия ».

Биография

Напишите отзыв о статье "Бурно, Марк Евгеньевич"

Примечания

Публикации

Книги

  • «Терапия творческим самовыражением» (1989, 1999, 2006, 2012)
  • «Клиническая психотерапия» (2000, 2006)
  • «Алкоголизм. Терапия творческим самовыражением» (2002)
  • «Больной человек и его кот. Психотерапевтическая проза о целебном и творческом общении с природой» (2003)
  • «О характерах людей» (2005, 2006, 2008, 2014)
  • «Клинический театр-сообщество в психиатрии» (2009)
  • "Целебные крохи воспоминаний. К живой истории московской психиатрии и психотерапии и о многом другом" М.: Институт консультирования и системных решений (2013)
  • "Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением" под редакцией М.Е.Бурно и Е.А.Добролюбовой. Издательство: Академический проект, ОППЛ (2003)
  • "Письма пациентам" М. Бурно.Общество «Знание» Латвийская ССР. 1978.
  • Бурно М.Е., Канарш Г.Ю. "Психотерапия здоровых. Психотерапия России. Практическое руководство по Характерологической креатологии" М.: Институт консультирования и системных решений, (2015)
  • Бурно М.Е., Калмыкова И.Ю. "Краткосрочная Терапия творческим самовыражением (метод М. Е. Бурно) в психиатрии: монография" М.: Институт консультирования и системных решений, ОППЛ (2015).

Статьи, выступления

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Бурно, Марк Евгеньевич

M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Эта же книга в других форматах

Приятного чтения!

Марк Евгеньевич Бурно о характерах людей

Сегодня хоть немного более, нежели вчера, знать, понимать себя среди других людей – это значит яснее видеть свою дорогу, свое предназначение в жизни. По мере того, как постепенно постигаешь, что же именно в соответствии с твоими природными особенностями у тебя получается лучше, чем другое, и лучше, чем у многих других, – стараешься более и более делать в жизни это свое и по-своему. То есть стараешься душевно-духовно развиваться, расти в соответствии со своей природной предрасположенностью к определенным осмысленным и любимым жизненным делам. И тогда, рано или поздно, возникает в душе тихий или яркий стойкий свет содержательно-осознанной встречи с самим собою для людей. Этот радостный свет и есть уже пожизненное, даже сквозь наплывы тревоги-тоскливости, творческое вдохновение, пронизывающее всего тебя до самой крохотной клеточки организма природно-волшебными лекарствами и потому целебное в высоком смысле.

Уже немолодой врач-психотерапевт, я убежден, что многим людям с душевными трудностями изучение характеров помогает обрести это свое счастье. Реальное счастье, свойственное именно твоему складу.

Мой психотерапевтический метод – терапия творческим самовыражением – предназначен прежде всего для пациентов с тягостно-тревожным переживанием своей неполноценности. Он состоит, коротко говоря, в изучении характеров и различных нехарактерологических душевных трудностей (депрессивных расстройств, навязчивостей и т. д.) в процессе разнообразного творческого самовыражения с поиском своего, свойственного своим конкретным особенностям, целебного пути в жизни, своего смысла (Бурно, 1989, 1990, 1994). Изучая характеры и то, как обнаруживают они себя в творчестве известных художников, в творчестве, в поступках, переживаниях вообще, мы с пациентами, конечно же, стремимся и в собственном творчестве к своей духовной неповторимости, уникальности, но в общих рамках определенного, все повторяющегося в Человечестве характерологического склада – как и в рамках, например, определенной, повторяющейся половой конституции, повторяющегося нашего человеческого вида.

Эти известные общие рамки дают нам ориентир, дабы не заблудиться, не свернуть в сторону со своей намеченной Природой, но не всегда ясно видимой дороги, дабы легче, естественнее включились свойственные нам творческие механизмы. Ведь если душевно сложный человек по каким-то причинам, упрямо-намеренно или вынужденный обстоятельствами, делает в жизни не то, к чему предрасположен, не может раскрыть-реализовать себя творчески – он обычно болеет душой и телом. Так, сплошь и рядом несчастен тот, кто не только в юности, но и в паспортной зрелости пытается выпрыгнуть из рамок своего характера, завидуя людям с другим складом и не обращая серьезного внимания на собственные личностные богатства, не зная толком о них, а то и презирая их.

В этой книге попытаюсь кратко описать известные здоровые и болезненные характеры – основной «рисунок«, самую суть каждого. Этот рисунок в случае патологии характера лишь болезненно усилен, гипертрофирован, более отчетлив и выразителен в своем гротеске или затуманен болезнью.

В классической клинической психиатрии, неотделимой от характерологии – учения о здоровых характерах, сложилась целая группа-гирлянда человеческих характерологических типов (характеров), независимо от того, как их называть. Каждому здоровому характеру в патологии соответствует своим рисунком врожденно-патологический характер – психопатический (болезненно усиленный) и даже олигофренический (с греч. – малоумный). Характер может быть «занавешен», «замутнен», искажен или чуть «завуалирован» каким-то болезненным процессом, протекающим остропсихически или мягко, с остановками или с полным завершением, оставшимся, например, в виде душевного «рубчика», еле видимого, но иногда по-своему красивого – и в общении с людьми, и в творческой работе. В таких случаях характер все равно более или менее просвечивает. Может быть, тут уместнее говорить не о конкретном законченном характере, здоровом или патологическом, а шире и глубже – о «характерологическом радикале».

Естественно, что высокое, сложное творчество как выражение сложной, страдающей индивидуальности есть все же удел людей с более или менее болезненной душой, с болезненно усиленными чертами характера. Таким образом, подлинное творчество есть лечение от страдания, как удивительно сгущенно показал это Дюрер в своей «Меланхолии» (1514).

Там, где есть серьезные основания думать о врожденной патологии характера или о депрессии, острых страхах, галлюцинациях и т. п., конечно же, требуется помощь психиатра, психотерапевта. Но там, где все, так сказать, в терпимо-житейских рамках, возможно человеку и самому поработать с собою, начав хотя бы с изучения этой книги, а потом, с ее помощью, может быть, перейти к более подробным и сложным работам. Часть из них дана в списке литературы.

Книга, надеюсь, послужит как краткое пособие и пациентам, и здоровым людям с душевными трудностями, занимающимся в терапии творческим самовыражением. Она может пригодиться также врачам всех лечебных специальностей для более отчетливого понимания душевного состояния, характеров своих пациентов, в том числе даже психиатрам и психотерапевтам, поскольку здесь, кажется, удалось мне описать существо каждого характера с ясностью, какой не было в прежних моих работах.

Врач психиатр-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по Здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации» (Москва).

Вице-президент Профессиональной психотерапевтической лиги (ППЛ).

Внесен в единый реестр профессиональных психотерапевтов мира. Основатель отечественного метода-школы «Терапия творческим самовыражением».

Основное поле психотерапевтической работы - разнообразные тревожно-депрессивныерасстройства с тяжким переживанием своей неполноценности (в том числе, с алкоголизацией).

Биография: Родился в 1939 г. в Москве в семье психиатров. Окончив среднюю школу в 1956 г., в течение года работал санитаром в остром отделении психиатрической больницы №1 им. П.П. Кащенко (ныне - снова Психиатрическая больница им. Н.А. Алексеева). В 1957 г. поступил во 2-й Государственный медицинский институт им. Н.И. Пирогова. Последние полтора года студенчества одновременно работал фельдшером-воспитателем в детском отделении той же больницы, где был санитаром. В 1963-65 годах работал врачом-психиатром в Калужской областной больнице №2 (деревня Ахлебинино). В 1965 г. вернулся в Москву и до 1970 г. работал врачом-психиатром в Психоневрологическом диспансере №2 - в психотерапевтическом и наркологическом кабинетах. Одновременно преподавал психотерапевтическую практику как почасовик на кафедре психотерапии Центрального института усовершенствования врачей (ныне - Российская медицинская академия последипломного образования - РМАПО). В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию «О личностях, особенно предрасположенных к алкоголизму», как соискатель - под руководством проф. Г.К. Ушакова, в своей Alma mater.В 1970 г. избран по конкурсу на должность ассистента кафедры психотерапии РМАПО. С 1976 г. - доцент и с 1998 г. - профессор этой кафедры. В 1998 г. защитил докторскую диссертацию в виде научного доклада «Терапия творческим самовыражением» (специальности - психиатрия (14.00.18.) и медицинская психология (19.00.04)). К тому времени уже сложилась отечественная психотерапевтическая школа «Терапия творческим самовыражением - ТТС», которой являюсь основателем. В настоящее время о ТТС защищено 9 кандидатских диссертаций врачами и психологами, опубликовано моими последователями более 400 научных работ. ТТС государственно преподаётся в стране врачам и психологам, вошла в некоторые энциклопедии и словари, проводятся конференции по ТТС. Центр ТТС в структуре ППЛ имеет региональные отделения в стране и за границей (особенно сильные - в Новокузнецке и в Одессе).

Основные мои книги (вышли в Москве): «Терапия творческим самовыражением» (1989,1999, 2006); «Клиническая психотерапия» (2000,2006); «Алкоголизм. Терапия творческим самовыражением» (2002); «Больной человек и его кот. Психотерапевтическая проза о целебном творческом общении с природой» (2003); «О характерах людей» (2005,2006). В 2003 г. вышло в Москве «Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением» (под. ред. М.Е. Бурно и Е.А. Добролюбовой). В 2007 г. в Одессе вышли «Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражением» (под. ред. Е.А Поклитара и М.А. Раскиной).

Моя жена - Алла Алексеевна Бурно (урождённая Журавлёва) - практический психиатр-психотерапевт. Сын - Антон Маркович Бурно - психиатр-психотерапевт, доцент. Внук - Вася - пока хочет быть египтологом.

Бурно Марк Евгеньевич (1939) - врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, член Независимой психиатрической ассоциации и редакционной коллегии «Независимого психиатрического журнала», доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования, вице-президент Профессиональной психотерапевтической лиги (ППЛ). М.Е. Бурно - автор метода и основатель отечественной школы психотерапии творческим самовыражением. А автор более 200 публикаций, в том числе 8 книг.

Психотерапевтическая специализация: разнообразные тревожно-депрессивные расстройства с тяжким переживанием своей неполноценности, в том числе на фоне алкоголизма.

Публикации

  1. + - Клиническая одухотворенная психотерапия и феноменологическая психиатрия - светлые грани созвучия

    Как клинический психотерапевт, работающий сейчас, прежде всего, приемами терапии духовной культурой, я, понятно, неравнодушен к феноменологической психиатрии, которая сама по себе, вся насквозь, есть незаметная внешне, но внутренне одухотворенная психотерапия (Бинсвангер, Ясперс, Курт Шнайдер, Бруханский, Босс, Минковский). Феноменологической психиатрии близка по своей психотерапевтической сути экзистенциально-гуманистическая психотерапия (Маслоу, Роджерс, Франкл, Мэй, Бьюдженталь). Вообще говоря, слова "феноменологический" и "экзистенциальный" в психиатрической и психотерапевтической литературе нередко синонимы. Конечно, экзистенциалист Хайдеггер подчеркивает, что экзистенция (существование) есть "бытие в мире", "озабоченность вещами и забота о близком сущем", "совместное бытие с встречающими его людьми", а не "самозамкнутая субъективность"

    Http://www.characterology.ru/characterology/worldview/item_4331.html

  2. + - О терапии творческим самовыражением

    Терапия творческим самовыражением (ТТС) - психотерапевтический (психопрофилактический) метод, способный серьезно помочь прежде всего людям с тягостным переживанием своей неполноценности. Этим методом могут овладеть, как показала жизнь, не только врачи-психотерапевты, но и психотерапевты с не-врачебным образованием - овладеть по-своему, то есть со своими особенностями. Однако это возможно лишь тогда, когда психотерапевт, во-первых, способен искренне сочувствовать людям, переживающим свою неполноценность; во-вторых, испытывает живой интерес к духовной культуре и, в-третьих, стремится помочь человеку выразить себя целебно-творчески сообразно его природе.

    Http://afield.org.ua/force/b5_1.html

  3. + - Одна философия дополняет другую. Марк Бурно о дефензивных людях, характерологии и творческом самовыражении

    Http://www.characterology.ru/characterology/worldview/item_3672.html

  4. + - Терапия творческим общением с природой и свой путь к Богу

    Терапия творческим общением с природой (ТТОП) - одна из методик терапии творчеством в сложном и, смею думать, по-светски одухотворенном психотерапевтическом методе - терапии творческим самовыражением (ТТС) . Метод предназначен для помощи людям с болезненным, часто тревожно-депрессивным или протекающим в границах тревожного здоровья переживанием своей неполноценности. Сущность ТТС, как не раз уже отмечалось, состоит в изучении под руководством психотерапевта индивидуальной природы своего страдания, переживания, в изучении элементов психиатрии вообще, характерологии, естествознания, психотерапии, но без сухой академичности, в разнообразном творческом самовыражении в условиях уютной обстановки. Делается все это для того, чтобы легче было найти свои, свойственные своей природе дороги и способы творческого самовыражения, что становится возможным при сравнении своих душевных особенностей, хронических душевных расстройств с особенностями и расстройствами товарищей по психотерапевтической группе, с особенностями и расстройствами известных людей, оставивших или оставляющих себя нам в творческих произведениях, в своем творческом отношении к природе. Важно учиться у знаменитостей и друг у друга постигать свойственные именно твоей природе способы целительного самовыражения-вдохновения, в котором живут любовь и смысл, а с ними - уверенность в себе, душевная, духовная стойкость.

Из многих действительных писем к своим пациентам я составил эти обобщенные письма — таким образом и для того, чтобы помочь людям с душевными трудностями, быть может, усмотреть в этих письмах переживания, подобные своим, узнать, что здесь может серьезно помочь, обратиться к психотерапевту или же самому попробовать помочь себе, хотя бы элементарно, в том духе, как тут рассказано.

Первые девять писем (вплоть до «В каждом кусочке Вашей жизни сверкает эгоцентризм») были опубликованы тиражом в 450 экз. под названием «Письма психотерапевта к пациентам» в 1978 г. в Риге (общество «Знание» Латвийской ССР).

Они написаны в первые 15 лет врачебно-психотерапевтической работы. С тех пор прошло еще столько же. Я читал эти письма и улыбался над многими словами своей молодости, быть может, излишней лиричностью и нравоучительной категоричностью, но ничего не поправил, так как таким я тогда и был, а настоящих психотерапевтических ошибок там не нашел.

За многие годы постепенно сложился у меня психотерапевтический метод — терапия творческим самовыражением, которым удается помочь людям с тягостным переживанием своей неполноценности так, как не удавалось прежде. Этот метод — дело, смысл моей жизни, и я не мог не написать о нем в тех пяти сегодняшних письмах, которые прибавил к прежним. Еще я, в противовес тому, что пишу в прежнем, первом письме, давно уже перестал вовсе пить вино. Это произошло прежде всего потому, что, став старше, серьезнее, спохватился наконец: ведь если среди моих пациентов есть и алкоголики и я требую от них для их спасения полной трезвости навсегда (и в этом заключается существо лечения) — так нужно же показать им своим примером, что это возможно.

Вы уже никогда не сможете пить понемногу

Письмо Ваше получил. Рад, что пребываете в абсолютной трезвости, купаетесь в море, пишете стихи и фотографируете экзотику. Но сам бы сейчас в Крыму скучал по окуням, грибам, березам.

Потому живу как обычно в калужской деревне, в избе. Ловим с сыном рыбу в речушке, впадающей в Оку. Жена жарит наших окуньков и голавлей с зелеными еще помидорами. Варим уху, пьем парное молоко. Овцы, гуси, куры. Много грибов, особенно маслят, от них потом руки, черт знает, какие черные.

Итак, читаю, пишу статьи и вот письма.

Фотографию снегиря на елке мне успели до отпуска застеклить в переплетной, она теперь висит в Москве, у нас дома, в моем кабинете, и очень хороша, спасибо!

Я все теперь размышляю, вспоминая эту Вашу работу, что фотография, конечно же, может быть настоящим искусством, как живопись, поэзия, музыка, то есть фотография тоже может быть отпечатком личности творца. Но если понятно, что, например, Левитан кистью изображал свои переживания в осенних листьях, последнем снеге, берегах реки и т. д., то как человек оставляет свое «Я» в художественной фотографии? Видимо, фотограф-художник схватывает аппаратом такие моменты окружающего мира, которые тонко соответствуют, отвечают его собственным переживаниям, и тогда выходит, что он дает себя, свое мироощущение через, например, этого бодрого, веселого снегиря на еловой ветке, через утренние морозные снежинки, которые блестят на зеленых иголках под солнцем. Мне ужасно теперь хочется, чтоб у сына, который фотографирует здесь лягушек, ворон, коров, тоже получалось что-то большее, нежели просто лягушки, вороны, коровы. Понимаете, чтобы не просто «хризантемы, сломанные бурей», а как у Басе:

Есть особая прелесть
В этих, бурей измятых,
Сломанных хризантемах.

Впрочем, прекрасно сами знаете, что Вы человек одаренный и в фотографическом искусстве, и в поэзии, хотя стихи Ваши редко печатают.

Вы, конечно, со мной согласны, что художественное творчество глубоко личностно. В предмете искусства отражаются душевные, личностные особенности автора. И если личность, ее мозговую основу нарушить, огрубить, например, ядом, то огрубеет и творчество.

Поймите меня правильно: я сам иногда с удовольствием понемногу пью вино, но для Вас даже рюмка сухого вина, даже глоток пива сделались жутким ядом. Дело в том, что Вы по-настоящему больны алкогольной болезнью (хроническим алкоголизмом) — следствие систематического пьянства в прошлом. Теперь, когда благодаря собственному желанию и моему врачеванию бросили пить, Вы уже никогда не сможете пить понемногу, «как все». Если попробуете это делать, то непременно сорветесь, болезнь углубится, личность разрушится, разрушится вместе с ней творческая способность, В снимках сохранится, быть может, как это бывает, профессионализм, но не одухотворенность; стихи сделаются сухими, неинтересными, без изюминки, если вообще не забросите творчество. В конце концов не сможете работать фотокорреспондентом.

Не сердитесь на меня за эту серьезную мораль. Поверьте врачебному опыту: я наблюдал подобное уже много раз. Выход один: не пить спиртного вовсе, ни капли, никогда. Тогда будет практическое здоровье и радость творчества. Хорошо, что болезнь не зашла еще непоправимо глубоко. Не забывайте, наконец, что у Вас есть маленький сын, который стремится подражать папе. По всему по этому прекратите спрашивать меня: «Когда же пройдет тошнота и можно будет попробовать немного слабого вина?» — Несмотря на Ваш талант, я не смогу Вас уважать, если не оставите спиртное совсем.

Сейчас на юге есть случай себя испытать. Не огорчайтесь, что Вас тошнит, когда смотрите на вино. Совсем не плохо, что Вас в ресторане вырвало, когда рядом пили водку. Это действуют гипнотические сеансы. В рестораны, однако, лучше не ходить, и вообще подальше от банкетов. Если же случается такая необходимость, «пьянейте» в застолье от воды или сока, веселитесь как ни в чем не бывало.

После отпуска нам необходимо систематически встречаться. А пока с сыном собирайте коллекцию жуков, ходите в музеи, в горы. Ваша жена столько лет почти не видела Вас трезвым. Надеюсь, Вы благодарны ей, что привела Вас за руку ко мне?

Поскольку практически невозможно пока вылечиться от алкоголизма так, чтобы пить умеренно, самое сложное для Вас сейчас — научиться жить трезвым среди выпивающих, причем не какой-нибудь месяц, пока свежа еще в памяти трагедия дрожащего, тягостного похмелья, а, подчеркиваю, всю жизнь.

Если возникнет вдруг старое болезненное влечение к спиртному, мы его всегда погасим, только, не откладывая, нужно сразу приехать ко мне. Вам останется лишь отказывать соблазнителям. Советую благородно обманывать их, чтобы не было лишних вопросов, советов и разговоров. То есть, если не помогает объяснение «совсем не пью», говорите, что у Вас хроническое воспаление поджелудочной железы (панкреатит), при этом тоже нельзя ни капли спиртного.

В Москве Вас познакомлю с двумя художниками, они в таком же положении, и, быть может, подружитесь, как говорится, семьями, чтоб вместе встретить, например, Новый год без вина, но душевно и весело.

Меня смутило одно Ваше замечание в письме. Это о том, что похмелье обостряет «творческий дух», что Саврасов писал своих «грачей», стуча зубами о стакан с водкой, а Есенин, Верлен не написали бы многих прекрасных стихов, не сделавшись алкоголиками.

Я, конечно, согласен, что и больной алкоголизмом художник, пока не наступило глубокое разрушение организма, способен создать прекрасное. А вот чем Вы докажете, что Саврасов, Есенин, Верлен, Мусоргский, Глазунов не создали бы в своей жизни еще больше вечных шедевров искусства, если бы не опустились в алкоголизм?

Н.А. Римский-Корсаков пишет о Глазунове в периоды его болезненного пьянства: «Вино не веселило его, он не кутил, а пил один у себя дома, находясь в состоянии невменяемости иногда до двух недель подряд. Он ничего не сочинял».

Или вот что говорит о поздних саврасовских работах не врач, искусствовед: «Среди них много не заслуживающих права называться произведениями искусства. Это — откровенно рыночные холсты, написанные в не вполне здравом рассудке, часто, может быть, чтобы расплатиться в трактире». «Болезнь окончательно сломила Саврасова, силы иссякли, творческий дух угасал. Художник, открывший для своего народа высокую красоту его родной природы, уходил из жизни».

Ощущая выработанную тошнотную реакцию на спиртное, Вы ясно должны понимать, что произошло, должны обрести иное отношение ко всему, связанному со спиртным.

Да, Вы оказались предрасположенным к алкоголизму. Еще юношей заметили, что вино хорошо «смягчает» переживания по поводу несбывшихся надежд, и малейшую разочарованность, грусть стали заглушать вином, а радость вином усиливали. Организм, испытывая частое воздействие вина, быстро включил алкоголь в обмен веществ, и Вы почувствовали алкогольный голод, подобный пищевому голоду или жажде. Вы стали тогда «поправляться» спиртным, ощущая себя без него больным. Дрожали руки, мучили кошмарные сновидения, подозрительность, раздражительность, постоянное желание выпить, чтобы все это уменьшилось. И раз уж механизм больного похмелья возник, то не исчезнет теперь и через двадцать лет трезвости. То есть даже если через 20-30 лет прикоснетесь к спиртному, проснется мучительное похмелье, вернутся запои.

Главная трудность лечения этой болезни в том и состоит, что многие больные через неделю-месяц трезвости начинают слепо верить в то, что теперь смогут пить «как все», чтоб не быть больше «белыми воронами». Но если подобное подумается, перечитайте это письмо, вспомните, как пропили шубку своего малыша, как отнимали у жены деньги и дома тогда был только хлеб с луковицами. Теперь, когда практически здоровы, Вы просто не имеете права зачеркнуть достигнутое самим собой, женой Вашей, мною.

Век наш, конечно, сложен высоким душевным напряжением, но талантливому человеку должно быть легче смягчать это напряжение творчеством, а не вином. Кроме того, быть может, следует завести хорошего умного пса, посадить дома в горшках цветы, ведь Вы любите «общение с вечной природой». Однако об этом подробнее, когда встретимся. Сын зовет копать червей.