Алхимия. Наука алхимия, происхождение термина, история алхимии Кто такие алхимики и чем они занимаются

Если обратиться к этимологии данного слова, то оно пришло из арабского ’al-khīmiyā’, которое туда попало из давнегреческого χυμεία — «флюид», или χυμενσιζ — «литьё». Или, может, оно от древнего названия Египта - Хем. Изначальное значение слова "алхимия" - скорее всего, «египетское искусство».

Упоминания об алхимии встречается в древних рукописях Китая и Индии. Уже из данного ясно, что алхимия - это знание, пришедшее из давнего прошлого, из периода осевого времени цивилизации, времени зарождения основных религий и философских знаний человечества.

Возрожденное утраченное

Расцвет алхимии связан с эпохой крестовых походов Средневековья, когда таинственно-метафизические знания, почти утраченные и дошедшие в виде рецептов или практических рекомендаций, подверглись экспериментальной проверке.

История Средневековья наполнена сведениями об ученых, изучавших, как сделать в алхимии золото, и получивших милости королей. И о тех, которые не добились успеха, а некоторые исчезли вместе с лабораториями.

Тогда знания начали возрождаться и оформляться как наука алхимия. История подарила нам имена великих алхимиков Парацельса, Александра Калиостро, Марии-еврейки, Николаса Фламеля, Жоржа Риплея и других. Тогда же появились и цели учения, объяснявшего, что такое алхимия.

Исторические истоки

Практические знания алхимии появляются в мифические времена Небесных императоров Китая, первочеловека Паньгу и Владык, принесших на землю Огонь. Философ Древнего Китая Лао Дзы и Братство Кузнецов дают представление об умении уже тогда добиваться изменений и трансмутации металлов.

В Древней Индии алхимия - это наука о человеке, его внутреннем изменении и мистическом состоянии. Не металлам, как в Китае, а способам и методам развития человека посвящены древнеиндийские алхимические трактаты.

Египетская алхимия имела широкие познания о металлах и камнях, которые и сегодня поражают. Знания египтян воплотились в тайне постройки пирамид и особенностях мумификации. С изысканиями философского камня бессмертия связан миф об Озирисе - боге возрождения и смерти. Согласно мифу, тело человека, умирая, продолжает жить, переходя в другое состояние, бессмертная душа вечно живет в одном теле (вот и причина развития науки мумификации). Считается, что алхимию открыл полубог Гермес Трисмегист, именно поэтому эти знания называют еще герметическими.

Многовековые знания Египта перенимают арабы. У них алхимия - это наука без таинственности. Идеи Аристотеля о взаимопревращении металлов алхимик Аюб Аль Рухави воплотил в трактат о свойствах металлов, на удивление точных. Алхимик Гебер (Джабир ибн Хайан) вводит ртутно-серную теорию происхождения металлов, ставшую основой на многие столетия науки алхимия. На бумаге впервые расшифрованы знания и запечатлены объяснения свойств металлов и возможность их изменений.

Европейская алхимия

Крестовые походы европейцев принесли с собой и арабские знания об алхимии. Наука или магия, но она приобрела множество восторженных приверженцев и благодаря зашифрованным рукописям обросла кучей мошенников и шарлатанов. Долгие годы и правления разных королей попадали под влияние мистического очарования алхимии.

С легкой руки одного из самых преданных поклонников этой науки императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) Прага и сегодня - столица алхимии. По его велению астрологи, алхимики и астрономы поселились на Золотой улочке Праги.

Прародитель Парацельс

С работами этого алхимика, жившего в период 1493-1541 годов, связывают основы знаний, что такое наука алхимия. Им были разработаны задачи европейской науки, сводившиеся к следующим:

  • поиск и изготовление эликсира (философского камня);
  • рождение гомункулуса;
  • поиск алкагеста - растворителя любых веществ;
  • восстановление из пепла живых существ (палигенез);
  • изобретение магической субстанции - мирового духа;
  • поиск способов квинтэссенции;
  • поиск aurum potabile - совершенного лекарства.

Философия алхимии

Философские принципы алхимиков сложны, запутанны и символичны. Вкратце они следующие:

  • Макрокосмос или Вселенная - это продукт Единого Абсолюта или Божественного Сущего. «Все является Одним, а Один является всем».
  • Все существует в единстве противоположностей, дуальности. Все явления, понятия, свойства рассматриваются с противоположных сторон (мужчина/женщина, дух/тело, вода/огонь).
  • Все состоит из алхимических субстанций: Душа, Дух, Тело (Три Королевства).
  • Разделение, очищение и синтез - три этапа алхимического практики и духовной части алхимии.
  • Все живое состоит из главных элементов: Огня, Воды, Воздуха, Земли.
  • К этим элементам прилагается пятый - Философский Меркурий, квинтэссенция четырех элементов.
  • Эволюция, развитие всего идет к предначертанному состоянию абсолютного совершенства.

Таким образом, практическая алхимия действительно искала способ превращения всего в совершенство - в золото. Духовные практики алхимии искали путь, как получить из «нечистых» элементов (обычных людей) духовное золото - мудрость. И с учетом философии, алхимия - это наука о трансмутациях и превращениях.

Направления движения мысли

Первое, что приходит на ум, при рассуждении о том, что такое алхимия, это изыскания способа изготовить золото из неблагородных металлов. Именно это занимало умы средневековых ученых. Золото приобретало все большую власть, и условия требовали поиска способов быстрого обогащения.

Другое направление, которое приобрела алхимия, - это поиск и обретение бессмертия. Множество легенд дошло до наших дней об алхимиках, которые нашли способ жить вечно в физическом теле, а рецепты продления молодости и жизни продолжают находить своих последователей и сегодня.

Третья цель, о которой редко встретишь информацию в философских трактатах, это достижение гармонии и счастья.

Современная метафизическая литература переполнена информацией, в разной мере популяризирующей и иногда подменяющей понятия такой науки, как алхимия. Наука или магия, магические ритуалы и рецепты излечения от всех болезней, достижение физического бессмертия и мгновенного обогащения - что из всего правда, а где вымысел?

Главные принципы алхимии

В основе знаний лежит три принципа или закона алхимии.

Первый принцип: материя, как основа всего, едина. Она принимает множество форм и может видоизменяться и перетекать из одной в другую. Но все сущее есть Великая Первоматерия, единая и неделимая.

Из этого закона следует следующий, гласящий что все, что есть в макромире, есть и в микромире. Что есть в великом, есть и в малом. И понять процессы, происходящие в большом, можно, изучив их в малом.

Третий - материя состоит из трех составных элементов (это субстанции, а не химические элементы):

  • Сера. Мужское начало. Бессмертный дух, который без остатка исчезает при обжиге материи.
  • Ртуть. Женское начало. Душа, что связывает тело и дух. Самая главная их трех субстанций.
  • Соль. Материальное тело, та часть, что остается после обжига.

Эти элементы составляют суть природных тел и выступают неразделимой триадой. От их соотношений зависят степени совершенства. Более совершенны те, где больше Серы. Где много Соли, там много тяжелого, в применении к человеку земного, телесного.

Церковь и алхимия

Позиция церкви в отношении этой «темной науки» понятна. И хотя достоверно известно, что папа Иоанн XXII был увлечен алхимией, именно он издал в 1317 году буллу «Против алхимиков». Тайной, как сделать в алхимии золото, интересовались такие церковники, как Фома Аквинский, папа Бенедикт II, Альберт Великий и многие другие. Католическая церковь наложила проклятие на занятия этой наукой. Ее запретили во Франции, Венеции, Англии. Количество ученых, подвергшихся гонениям и смерти, несчетно.

Церковь и скептицизм, нараставший в ученой среде из-за нашествия мошенников, сделали свое дело. К концу XVI века алхимия как наука вошла в период заката, длившегося три столетия.

Лишь в XVIII веке к ее истокам обратили свой взор и стали адептами науки такие выдающиеся умы, как Исаак Ньютон, Г. Лейбниц, Р. Бойль и другие.

Алхимия как донаучная химия

В ученом сообществе по-разному относятся к статусу и роли работ алхимиков. Действительно, критерии научности не подходят к алхимическим опытам и изысканиям. Они проводились без точных измерений, основывались на домыслах. Таинственность, мистика и колдовство окутывали деятельность алхимика, что вполне соответствовало средневековой культуре общества.

И хотя чаще гипотезы и теории алхимиков не подтверждались экспериментально, невозможно отнять у нее право на первые описания свойств веществ и металлов. А многие их идеи успешно были реализованы в стеклоделии, металлургии и изготовлении лекарственных препаратов.

Алхимия: наука или магия?

И сегодня не утихают споры и обсуждения в данном вопросе. Мистицизм и тайна, окутавшие знаменитых алхимиков древности, легенды и рецепты волшебных снадобий подпитывают интерес современников.

Человеку свойственно верить в чудо и надеяться на магическое решение своих проблем. Тяга людей к мгновенному обогащению также неистребима. Поэтому сторонники алхимии есть и всегда будут. И самоотверженно будут продолжать искать каждый свой философский камень.

Алхимия возникла еще в глубокой древности, ее возрождение произошло в Средние века, когда ее таинственные метафизические (исследующие первоначальную природу мира) знания были почти утрачены, остались только рецепты и советы. Для того, чтобы подтвердить правильность этих рецептов в Средние века проводилось огромное количество экспериментов. Существуют исторические сведения об алхимиках, которые смогли осуществить то, что нам кажется фантастикой, т.е. сделали золото. В то же время имеется множество упоминаний об алхимиках, которые, несмотря на и огромные старания, не смогли добиться успеха.

Какова была цель алхимии?

Первое, что думают все об алхимии, - это получение золота из менее благородных металлов с целью обогащения и приобретения власти.

Вторая цель - достижение бессмертия. Часто алхимиков сопровождало множество странных слухов. Говорили, что они нашли формулу бессмертия. При этом, имелось в виду, физического бессмертия, потому что это единственная форма существования, которая в наше время интересует людей.

Третья цель - достижение счастья. Алхимики искали счастья, вечной молодости или сказочного богатства.
Такие представления об алхимии широко представлено в современной литературе. Однако есть и совершенно иная задача алхимии.

История алхимии

Еще в Древнем Китае существовали алхимики, причем еще в мифические времена, в эпохи Небесных императоров и Владык, принесших на землю огонь. В этот период появились Братства Кузнецов, которые владели величайшими таинствами, и, работая с металлами, они добивались их изменения.

В Индии алхимия имела магико-практический характер, но изучала не только металлы. Ее главной целью являлся Человек. Труды алхимиков Индии были посвящены трансмутации (преображению) человека, внутреннему изменению.

Алхимия была известна и в Древнем Египте. До сих пор не разгаданы полностью загадки построения пирамид, камни которых прилегают друг к другу без соединительного раствора, обработки диорита медными орудиями (радиоуглеродный анализ показал присутствие следов меди) и многие другие. Остается допустить, что в Древнем Египте знали формулы, методы и условия изменения свойств природных тел.

Алхимическая традиция Египта восходит к богу мудрости и наук Тоту, которого в Греции называли . Алхимия и имя Гермеса связаны с тайной, часто говорят об алхимии как о герметической традиции, связанной с таинством. Алхимические знания всегда хранились в тайне, в основном, из предосторожности, чтобы недостаточно понимающие не смогли употребить их во вред.

Древнеегипетская алхимическая традиция нашла продолжение в философских школах Александрии. В VII-VIII веках у египтян ее переняли арабы и позже принесли в Европу.

В Западной Европе развитие алхимии началось в эпоху Крестовых походов в XI веке, ее принесли с Востока. Само название «алхимия» происходит от арабской науки «Ал-кимийя».

Физические, химические и алхимические процессы

Алхимии считается предшественницей химии, говорят, что «алхимия — безумная мать разумной дочери химии».

Алхимия, как и химия, работают с природными элементами, но их цели, методы и принципы различны. В основе химия лежат химические вещества, ей нужны лаборатории, человек является физическим посредником. Алхимия базируется на философских и моральных основах, и в ее основе лежат не только материальные тела, но обязательно учитывается душа и дух.

Древние не ставили знака равенства между физическими, химическими и алхимическими явлениями.

Например, физическое воздействие на тело изменяет его форму, не меняя молекулярной структуры. Если истолочь кусочек мела, он изменит свою форму, превращаясь в порошок. При этом молекулы мела не изменятся.

При химических явлениях можно разделить молекулу вещества на различные элементы, например в молекуле воды, состоящей из двух атомов водорода и одного атома кислорода, можно соответствующим способом отделить водород от кислорода.

При алхимическом явлении в атоме, например водорода, с помощью приемов алхимии можно осуществить внутренние изменения, преобразования, в результате которых атом водорода превратится в атом другого элемента. В наше время такой процесс известен как расщепление атома.

В алхимических преобразованиях скрывается глубокий смысл, связанный с принципом эволюции, который заключается в том, что все в природе, во Вселенной движется, развивается, к чему-то стремится, имеет предназначение и цель. Это относится и к минералам, и к растениям, и к животным, и к людям.

Цель алхимических исследований - поиск того, что могло бы ускорить эволюцию. То, что когда-нибудь может стать золотом, может быть им уже сегодня, потому что это его истинная суть. То, что когда-нибудь станет бессмертным в человеке, может уже сегодня быть бессмертным, так как в этом истинная суть человека. То, что станет совершенным когда-нибудь, может уже сейчас быть совершенным.

В этом смысл преобразований, которые часто называют золотом, являющимся символом совершенства, высшей точкой развития. Все должно вернуться к своему источнику, все должно стать совершенным и прийти к своей высшей точке.

Алхимические знания с давних времен скрывались в тайне, потому что были опасны для тех, кто не умеет владеть собой, своими страстями и желаниями, кто может использовать эти знания для собственной выгоды, но не для природы и других людей.

Основные законы и принципы алхимии

Основной принцип алхимии - это единство Материи. В проявленном мире материя принимает разнообразные формы, но Материя едина.

Второй принцип: все, что существует в Макрокосме, существует и в Микрокосме, то есть все, что есть в большом, есть и в малом. Это позволяет, проводя аналогии с процессами в нас самих, понять космические явления. Принцип Гермеса: «Что наверху, то и внизу». Алхимические процессы и преобразования не противоречат природе и не разрушают ее. Преобразование свинца к золоту заключается в том, что предназначение свинца - стать золотом, а предназначение людей - стать богами.
Третий принцип: первоматерия состоит из трех элементов, называемых в алхимической терминологии Сера, Ртуть и Соль. Это не химические элементы ртути, серы и соли. Эти понятия характеризуют степени совершенства в природе. Чем больше Серы в комбинации, тем выше степень совершенства. Большое количество Соли, наоборот, говорит о меньшей степени совершенства.

Задача алхимика состоит в изменении этих соотношений, чтобы трансформировать все в золото. Но не элемент золота, из которого чеканят монеты и делают украшения! Все должно превратиться в золото, то есть достичь высшей степени совершенства.

Алхимия рассматривает три элемента Серу , Ртуть и Соль в человеке.

Золото - это Высшее Я , совершенный человек.

Сера - это Дух , то наивысшая совокупность достоинств и потенциалов человека, высшая способность понимать интуитивно.

Ртуть - это Душа , совокупность эмоций, чувств, жизненной силы, желаний.

Соль - тело человека .

Совершенный человек отдает приоритет Сере, достигает три элемента стабильны, и высшее преобладает над низшим. Крест символизирует эту идею: Сера - вертикальная перекладина, Ртуть -горизонтальная. Соль - точка стабильности, точка их пересечения.

В алхимии имеется учение о «семи телах» человека, утверждавшееся в древних религиозных и философских школах. Сера, Ртуть и Соль символизирует четыре низших тела. Причем существует соответствия:

Сера - Огонь ,

Ртуть в жидком состоянии - Воздух , Ртуть в твердом состоянии - Вода .

Соль - Земля .

Но и здесь это четыре стихии алхимиков, а не известные нам огонь, вода, воздухи и земля.

Алхимия считает, мы знаем единственную стихию - Землю, потому что наше сознание погружено в нее.
Представить эти стихии можно так:

  • Землю - тело,
  • Воду - жизненная сила,
  • Воздух - совокупность эмоций и ощущений,
  • Огонь - способность мыслить, рассуждать и понимать

Еще три принципа:

  • Высший Разум - разум, на все сущее;
  • Интуиция- мгновенное понимание;
  • Чистая воля - действие без желания вознаграждения.

Философский камень

Великом Делание осуществляется над Первичной Материей, о превращении ее в Философский камень .

Практическая сторона Великого Делания охватывает всё, от тела до Души. Работа начинается с отделения Первоматерии. В этой Первоматерии, присутствуют в определенном соотношении Сера, Ртуть и Соль.

  • Первый этап Великого Делания - отделение Серы.
  • Второй этап - отделение Ртути. Соль, как и в символе креста, - соединяющий элемент, существующий, пока существует крест. То есть тело существует, пока объединены дух и душа, служа для выражения их единства.
  • Третья фаза Великого Делания - это новое объединение Серы и Ртути, образование того, кто больше не имеет различий, называемый Гермафродитом. Он сначала мертв, его Душа просит Бога дать телу новую жизнь, потому что объединение Серы и Ртути является следствием разделения, отделения, познания и объединения. Бог нисходит с Душой, позволяя ей войти в тело, которое рождается второй раз. Иными словами: сознание родилось, пробудился человек.

Конечная цель Великого Делания - Философский камень, универсальная панацея, превращающая людей в богов, солнца в огромные звезды, и трансформацию свинца в золото.

Философский Камень необходимо растолочь в порошок. Для трансформации в золото, он золотисто-красный, для трансформации в серебро - белый.

Философия алхимии

Философия алхимии открывает две грани: теорию, то есть все, что связано с духом и познанием, и практику.

Алхимическая философия утверждает: внимание нужно обращать не на внешний вид, а искать глубокие корни и причину всего. Важна не форма, а дух, живет в ней. Философия алхимии учит глубокому познанию природы, умению жить вместе с ней.

С практической стороны алхимия учит в определенный момент эволюции возвращать себе силы, ранее утраченные однажды, возвращать способность подняться, ускорить свою эволюцию. Алхимия позволяет человеку вновь обрести когда-то утраченное бессмертие, потому что человек изначально бессмертен.

Бессмертны не физические тела. Бессмертие не является свойством тела, оно качество духа. Бессмертен дух!

В душе каждого человека есть внутренняя лаборатория, в каждом живет алхимик, превращающий Ртуть в Золото, то есть делающий свою душу совершенной, и имеющий Философский Камень, то есть инструменты для получения золота совершенства. Из свинца своих недостатков каждый человек может создать золото своих достоинств.

Понятия «алхимия», «философский камень» всегда привлекали людей, как нечто загадочное и запретное. Окруженные тайной, овеянные преданиями и домыслами, они до сих пор будоражат пытливые умы. Так что такое алхимия, и чем занимаются алхимики?

Значение понятия

Точное происхождение понятия «алхимия» (лат. аlchymia от араб. al-kimia) не известно. Принято считать, что в арабский язык оно пришло из греческого. Там существовали схожие слова, означавшие «эссенция», «сплав», «литье», «смешивание». В Грецию понятие попало из Египта, где «keme» означало «черный», «черная земля» и имело отношение к знаниям, связанным с землей и металлами.

То есть, основным объектом изучения алхимии с древних времен были металлы и их преобразование.

История возникновения и развития

История алхимии начинается в глубокой древности. В науку эта область знаний превратилась в период поздней античности. Большой вклад внесли александрийские ученые (Египет III-IV вв.), разработав систему металлопланетной символики. Каждому металлу соответствовало небесное тело (золото – Солнце, серебро – Луна, ртуть – Меркурий и т. д.).

Последователями античных ученых стали арабские алхимики, принесшие эти знания в Европу после завоевания Пиренеев в VIII в.

Что изучала алхимия

Наибольшее распространение алхимия получила в Европе в средние века. Многие считают, что алхимия – прообраз современной химии. Однако она включала в себя и философские знания о природе и человеческой душе.

Основной целью ученых был поиск путей для совершения качественных изменений внутри объектов, их перехода на иной уровень. Это относилось и к одушевленным, и к неодушевленным предметам. Помочь в таких преобразованиях должен был философский камень, или жизненный эликсир. Ученые упорно искали это вещество как средство превращать металлы в золото и серебро, исцелять болезни и омолаживать организм.

Роль алхимии

Открытия алхимиков оказали огромное влияние на развитие естественных наук. Это получение сплавов, солей, кислот и щелочей, красок. Были разработаны многие методы лабораторных работ. Велик и вклад алхимиков в развитие фармакологии, медицины (Авиценна, Парацельс). То есть, алхимия оказалась очень полезной наукой.

Много веков назад человек полагал, что все окружающее нас, дело рук Божьих, а выяснять как что устроено – является ужасным грехом. С грешниками тогда не церемонились, их подвергали пыткам и сожжению.

Потому чтобы стать ученым в темные времена, необходимо было обладать острым умом и незаурядной храбростью . Такие люди были и назывались алхимиками.

Если объяснять просто, то алхимия – это натурфилософия, учение о природе, изучающее метаморфозы.

Наукой алхимию назвать сложно, это наблюдения, которые не имеющие доказательств, поэтому её часто называют псевдонаукой.

Когда появилась наука физика, отпала необходимость в её существовании, ведь алхимия сочетала в себе оккультизм и базировалась на магических явлениях, известных в то время химических взаимодействиях и представления о живых организмах, существовавшими в тот период.

Алхимики пытались выяснить из чего состоит окружающий нас мир, принципах его функционирования и питали надежду суметь превращать одни элементы в другие, в частности, их интересовало превращение металлов в золото .

Еще алхимики надеялись создать универсальное лекарство, дарующее молодость – «эликсир жизни» .

Поскольку инакомыслящие подвергались гонениям со стороны церкви и государства, то алхимики вынуждены были обустраивать в темных подземельях свои лаборатории, а чтобы уберечь таинство от посторонних, использовали шифры. Изображение горящей рыбы означало соединение ртути и серы, а ключ – поваренную соль.

Они считали, что для успешного опыта необходимо, чтобы особым способом выстраивались планеты и звезды, поэтому алхимики были еще и немного астрономами. Во время экспериментов изучалось всё – жидкости животного происхождения (слюну, желчь, кровь), глина, металлы, вода, дерево, помёт… Многое пробовали на вкус, подвергали сжиганию, растворению, смешиванию, то есть проводили элементарные химические реакции.

Возникновение алхимии

Сейчас уже никто не знает, кто же положил начало алхимической деятельности. Однако доподлинно знаем, что в античности на основе учения Аристотеля об изначальных элементах (их было четыре – воздух, огонь, земля и вода).

Аристотель считал материю единой, а то, что мы созерцаем – её видоизмененным состоянием. В этот исторический период человек приступил к исследованию процессов горения и начал ставить первые химические опыты.

Известно, что как учение, алхимия развивалось в Римской империи, Древнем Египте, в арабских странах (именно на Востоке жили сильнейшие алхимики), в эпоху Возрождения в Европе (когда Парацельс воспользовался достижениями химии для нужд медицины).

В поисках философского камня

Алхимики стремились к совершенствованию знаний, одной из основных целей ставили создание магического реактива, позволяющего облагородить металл (например, свинец), превратив его в золото. Философский камень имел несколько названий, среди них магистериум, пятый элемент, великий эликсир.

Но на самом деле золото не являлось их целью, их цель была создание инструмента (философского камня), дарующего колоссальные возможности и свободу. Кроме того он должен был в растворенном виде, называемом «золотым напитком» , выполнять функции лекарства.

Считалось, что философский камень удавалось находить, этих алхимиков называли адептами. Однако это не доказано, но часть опытов-рецептов, придуманных алхимиками можно сделать и в домашних условиях. И пусть магистериум принято считать сказкой, но ученым удалось осуществить трансмутацию веществ в золото, в частности, это происходит в результате реакций, происходящих в ядерном реакторе.

Тем не менее, лекарством результат таких трансмутаций не является.

Способы получения философского камня, описываемые алхимиками разнообразны. Например, монах Рогерус считал, что сначала нужно в темном подвале вывести василиска из яйца, снесенного петухом, затем взять его кровь, кровь рыжеволосого мужчины и красную медь и прокаливать на огне до получения золота.

А вот Джордж Рипли использовал для этой цели более приземленные предметы, чем мифический василиск. Он брал виноградный спирт, ртуть, реторту, закаленную в глине и проводил дистилляцию.

Алхимики часто проводили испытание веществ на себе, гибли от взрывов, травились газами. Бывало, им удавалось изобрести полезные соединения, например, монах Бертольд Шварц случайно, проводя алхимические опыты, получил порох, а Иоганн Бетгер – нашел метод производства фарфора.

Алхимики систематизировали полученные ими в ходе опытов данные о веществах, химических реакциях, предпосылки для метаморфоз веществ и создавали базу для химии. А ведь их идея о том, что вещества способны изменяться была верной, что доказали современные ученые. Жаль, что эликсир жизни еще не удалось открыть.

Под алхимией понимают целую систему трансформации металлов и человеческого духа, существующую в различных системах. Надо сказать, что алхимия смогла дать толчок развитию многих современных наук, главным образом, химии. Многие ученые прошлого были упорными в своей работе исследователями, которые искали скрытые возможности, в том числе и дух в каждой неорганической крупице материи.

Алхимия вместила в себя не только банальный поиск золото, эта наука питалась идеями гностицизма, который формально до начала Эпохи Возрождения был в забвении. Карл Юнг предположил, что алхимическая философия являлась на самом деле протопсихологией, направленной на достижение индивидом своей индивидуации. Так что самые знаменитые алхимики были выдающимися людьми своего времени, умными и многогранными. Об этих личностях и пойдет речь ниже.

Альберт Великий (1193-1280). Мэтр появился на свет в богатой семье графа фон Больштедта. Легенды гласят, что в детстве успехи Альберта в учебе были довольно скромными. Никто и не подумал, что в будущем он станет одним из самых видных ученых. Объясняет такую трансформацию чудо, случившееся с юношей. Вступившему в орден доминиканцев Альберту явилась Дева Мария, у которой тот выпросил ясный ум и преуспевание в философии. В ту эпоху бесконечных войн монастыри являлись спокойным местом, где можно было заниматься культурой. Хотя мэтр Альберт и относился к доминиканцам, он получил значительные послабления в соблюдении устава. Чтобы ученый мог заниматься исследованиями, ему разрешили даже пользоваться своим личным капиталом. Проведя несколько лет в Кельне, Альберт переезжает в Париж. Там он для получения степени магистра начинает читать лекции, которые пользуются бешеным успехом. Альберт был не только философом, его отличает универсальность. Альберт изучал растения, минералы, животных. Он оставил работы по неорганической химии, которые намного опередили время. Его именем подписано пять алхимических трактатов, дошедших до нашего времени. Самый знаменитый так и зовется - «Об алхимии». Любимым учеником Альберта Великого с 1244 года становится Фома Аквинский, который присутствует при опытах по получению золота. Алхимику приписывают множество чудес, о нем слагали сказки. В конце жизни ученый потерял память и заперся в монашеской кете. Когда Альберт умер, весь Кельн одел траурные одежды. В 1931 году ученый, философ, алхимик и чародей был официально канонизирован Римом.

Арнольдо де Вилланова (1240-1311). Великий ученый получил отличное образование. Классические науки он изучал в Экс-ан-Провансе, в Монпелье - медицину, затем была Сорбонна. Среди близких знакомых Арнольдо значились английский монах Роджер Бэкон, автор «Зеркала Алхимии», и Альберт Великий. Надо сказать, что де Вилланова завидовал своему коллеге-доминиканцу, который имел гораздо больше возможностей для опытов. Окончив обучение, Арнольдо объездил всю Европу, став популярным и недешевым врачом. Однако необычные методики и вольные разговоры привели к преследованиям со стороны церковных властей. Странные микстуры, амулеты, гипноз - все это указывало на связь с нечистой силой. В медицине ученый использовал золото, как универсальное лекарство, не гнушаясь также пользоваться достижениями алхимии (ртути, соли, сернистые соединения). Жизнь де Вилланова отличалась от религиозных алхимиков, вроде Альберта Великого, Роджера Бэкона или Фомы Аквинского. Преподавая в Парижском университете, Арнольдо произносит столь смелые речи, что всполошилась инквизиция. Говоря об алхимии, стоит заметить, что ученый считается одним из тех, кому действительно удалось создать философский камень. Это указано в его трактате «Великие четки», правда, исторического подтверждения так и не существует. Арнольдо утверждал, что сумел осуществить превращение свинца в золото. Уже после смерти ученого церковь решила осудить его. Большая часть сочинений де Вилланова была сожжена, не помогла и дружба с понтификом. Непонятно сегодня, какие именно сочинения из дошедших до нас, собственно, принадлежат мэтру.

Раймонд Луллий (1235-1314). Помимо официальной истории алхимии есть и более надежная, устная, передаваемая через поколения адептов. Раймонд Луллий считается одним из самых величайших алхимиков всех времен. Официальная же история это оспаривает. Дело в том, что незадолго до своей смерти, в 1311 году ученый выпустил нечто вроде автобиографии, где указал список всех своих работ. Алхимических трактатов там не нашлось. Но по причинам религиозного характера Луллий предпочитал не афишировать эту сторону своей деятельности. Ученый родился в богатой семье и всю свою юность посвятил любовным похождениям. Однако очередная его пассия, показав свое изъеденное болезнью, призвала к служению Христу, который может дать вечную награду. Это, а также мистические видения религиозного толка, так потрясло Луллия, что он пообещал посвятить свою жизнь служению Господу. В 1289 году богослова к алхимии приобщил Арнольдо де Вилланова. Легенды гласят, что в Лондоне по просьбе короля Эдуарда, алхимик произвел трансмутацию металлов, создав золота на шесть миллионов фунтов. Монах-францисканец много путешествовал, он выучил арабский, писал труды по физике и астрологии. Помимо деятельности алхимика Луллий немало сделал для распространения христианства, основал много учебных заведений. Говорят, что созданные им золотые монеты существуют до сих пор, их зовут Raymundini. Легенды гласят, что алхимик смог даже получить эликсир бессмертия, но отказался его принять.

Василий Валентин. Считается, что этот псевдоним принадлежал некоему монаху из монастыря бенедиктинцев в немецком Эрфурте. Валентин, без сомнения, входит в число самых известных алхимиков. Правда, поговаривают, что его тексты на самом деле принадлежат целой группе авторов. Тем не менее его трактаты чаще всего переводятся и переиздаются. Также высок авторитет Валентина, как ученого. Его имя упоминается в связи со многими химическими открытиями. Алхимик к тому же является довольно загадочной личностью. При его жизни работы Валентина не издавались. По легенде в середине XV века, через несколько десятков лет после смерти ученого, неожиданно раскололась одна из колонн в Эрфуртском соборе. Там нашли алхимические трактаты, принадлежавшие бенедиктинцу, в том числе и знаменитый «Двенадцать ключей к философии». Тем не менее монах-ученый действительно существовал. Из его работ можно выяснить даже некоторые факты биографии Валентина. В юности он побывал в Англию и Бельгию, современники вспоминали о нем, как о великом ученым в области медицины и естественных наук. Василий Валентин смог открыть сурьму и четко определить третий алхимический элемент - соль. Писали, что монах гораздо яснее прочих очертил душу металла, которую назвал серой, вещества - соли и духа - ртути. Известная максима алхимика гласит: «Проникните должным образом в недра земные, и вы найдете спрятанный камень, истинное снадобье». Первые буквы этого изречения на латыни составляют слово «купорос». Такое название Валентин дал тайной соли и растворителю, использовавшейся в его магистерии. Многие принципы алхимика позаимствовал позже и Парацельс.

Парацельс (1493-1541). Этот знаменитый врач не менее знаменит, как алхимик. Он один из первых медиков начал рассматривать протекающие в организме человека с точки зрения химии. Хотя многие и отрицают роль Парацельса, как алхимика, все же некоторые алхимические методики ученый использовал для получения лекарств. Родился Парацельс в 1493 году в Швейцарии, его псевдоним состоит из двух частей. Греческое слово «para» означает почти, а Цельс являлся римским врачом V века, который по мнению ученого уступал ему в мастерстве. Получив образование в нескольких университетах, врач путешествовал по Европе, исцеляя в основном за счет природных средств. В 1527 году Парацельс получил звание доктора и профессора медицины в Базеле. Там он показательно сжег книги таких авторитетов, как Аристотель и Гален, чьи идеи находил устаревшими. Парацельс смело шел наперекор традициям, разрабатывая собственные методики. Ему помогал опыт и мистика. Ученый считал, что магия может дать врачу больше, чем все книги. Парацельс немало времени посвятил поиску философского камня, однако считал, что тот не может превращать металлы в золото. Алхимику он нужен был, чтобы дать эликсир бессмертия и приготавливать чудодейственные лекарства. Надо сказать, что такая точка зрения стала поворотной от алхимии к химии. Алхимия Парацельса - это химия жизни, наука, доступная каждому. Надо только суметь воспользоваться. Человек, наделенный разумом, может создать то, на что у природы ушли бы долгие годы. Также Парацельс предсказал современную гомеопатию. Нынешняя медицина вообще многим обязана этому ученому. Он открыто высмеял теорию, выставлявшую эпилептиков одержимыми дьяволом. Сам ученый заявлял, что смог создать философский камень и будет жить вечно. Но умер Парацельс в возрасте 48 лет, упав с высоты.

Никола Фламель (1330-1418). Франция всегда славилась своими алхимиками, но самым прославленным стал именно этот адепт. Родился Фламель в бедной семье, в юном возрасте он отправился в Париж, чтобы стать писарем. Женившись на немолодой женщине, Никола получил капитал и открыл две мастерские. Такой брак позволил Фламелю войти в ряды мелкой буржуазии. Он решил заняться торговлей книгам. Переписывая их, француз заинтересовался алхимическими трудами. Началом карьеры послужил сон, в котором писцу явился ангел и показал книгу, в которой спрятаны неразгаданные еще секреты. Сам Фламель в своем труде «Толкование иероглифических знаков» рассказывал, как к нему попала древняя большая книга. Никола мало что понял тогда ни о первичной материи, ни о способе получения философского камня. Фламель исполнился убеждения, что ему предстоит осуществить свой вещий сон. Никола стал изучать тексты и фигурки, к своему секретному занятию он привлек даже супругу. Тайну первичной материи Фламель получил то ли благодаря паломничеству, то ли инициации и помощи другого алхимика. Уже через три года по словам ученого в своем подвале он смог получить философский камень, благодаря ему ртуть была превращена в серебро. Вскоре алхимик трансмутирует золото. С 1382 года Фламель начинает сказочно богатеть. Он скупает дома и земельные участки, строит часовни и больницы. Алхимик раздаривает деньги и занимается благотворительностью. О неожиданном богатстве Фламеля узнал даже король Карл VI, но с помощью взяток алхимику удалось убедить всех в своей бедности. В 1418 году была зафиксирована смерть богатого ремесленника. Но только его история так просто не закончилась. Путешественник Поль Люка, живший в XVII веке, слышал от некоего дервиша, что тот знал Поля Фламеля. Якобы алхимик, узнав секрет философского камня, открыл и тайну бессмертия. Инсценировав смерть, он с женой стал путешествовать по миру, переехав в итоге в Индию.

Бернардо, Добряк из Тревизо (1406-1490). Этот алхимик заслуживает особого упоминания среди других адептов. Этот граф небольшого итальянского пограничного государства, подчинявшегося Венеции, начал свои труды в 14 лет. А философский камень был им найден только в 82 года. Приобщил Бернардо к таинственной алхимии его отец, который дал изучить старинные сочинения. Следуя советам предшественников, молодой граф потратил несколько лет и кучу денег, но успеха так и не добился. Первая череда опытов отняла 15 лет жизни и большую часть капитала, а успеха так и не случилось. Следуя советникам одного чиновника, Бернардо пять лет выпаривал кристаллы философского камня. Бедный алхимик перепробовал множество способов, обращался к различным трактатам, но все было тщетно. К 46 годам от былого богатства графа практически ничего не осталось. Последующие 8 лет он вместе с монахом Жоффруа де Леврье пытался выделить первичную материю из куриных яиц. Потерпев неудачу, Бернардо стал путешествовать по Европе, пытаясь найти истинного адепта. Алхимик в поисках секрета побывал даже в Персии, Палестине и Египте. В 62 года Бернардо оказался на греческом Родосе, без денег и друзей, но в уверенности, что разгадка близка. Алхимик даже занял денег, чтобы продолжить опыты с очередным ученым, знавший секрет философского камня. По легендам уже перед самой смертью секрет открылся-таки Бернардо. Он к тому же сумел разгадать тайну безмятежной жизни - надо было просто довольствоваться тем, что у тебя есть. Труды Бернардо полны аллегорий, они понятны лишь настоящим алхимикам-практикам. Добряк из Тревизо смог в совершенстве изучить теорию магистерии, что и воздалось ему по заслугам в конце его жизни.

Дени Зашер (1510-1556). Настоящее имя этого адепта так и остается неизвестным. Родился он в Гиени в 1510 году в знатной семье. Получив образование в замке родителей, Зашер отправился изучать философию в Бордо. Его наставником стал некий алхимик, который и приобщил к этому занятию молодого любопытного человека. Вместо учебных дисциплин в университете Зашер искал рецепты трансмутации. Вместе с наставником он переехал в университет Бордо, якобы для занятия правом. На самом деле пара пыталась на практике проверить свои рецепты. Деньги у будущего адепта быстро кончились, улетев в буквальном смысле в трубу. В 25 лет Зашер вернулся домой, но лишь для того, чтобы заложить свое имущество. С неудачными опытами деньги быстро таяли. Снова заложив имущество, Зашер отправился в Париж. Там он к удивлению своему обнаружил около сотни практикующих алхимиков. Несколько лет ученый провел в одиночестве, изучая труды древних философов. Наконец в 1550 году Зашер сумел получить из ртути золото. Алхимик поблагодарил Господа и поклялся использовать этот дар исключительно в его славу. Зашер распродал свое имущество и раздал долги. Он переехал в Швейцарию, а затем в Германию, где намеревался вести тихую спокойную жизнь. Однако родственник Зашера убил его во сне, убежав с молодой женой.

Эдвард Келли (1555-1597). Настоящее имя этого англичанина Тальбот. Родители мечтали видеть его нотариусом, вот почему отправили изучать право и староанглийский язык. Однако молодой человек увлекся расшифровкой старинных рукописей. Келли научился подделывать старинные грамоты, занимаясь мошенничеством. Однако его быстро поймали, приговорили к изгнанию и отрезанию ушей. Опозоренный Тальбот решил сменить свое имя. В Уэльсе Келли неожиданно нашел древнюю рукопись, в которой говорилось о золоте и трансмутации металлов. Документ был куплен за бесценок вместе с таинственным порошком, который был в шкатулке с бумагой. Но Келли, изучив документ, быстро осознал, что его ничтожных познаний в химии не позволят даже разобраться в терминах. Вернувшись тайком в Лондон, Эдвард призывает к сотрудничеству своего знакомого, Джона Ди, известного и поныне оккультиста. Изучив порошок, друзья обнаружили, что тот способен превращать свинец в золото! Ди и Келли вошли в доверие поляку Ласкому, продолжив свои опыты у него дома в Кракове. Результатов не было, в 1585 году алхимики переехали в Прагу. Там Келли провел ряд публичных трансмутаций, ошеломивших город. Он стал кумиров светской публики, желанным гостем на приемах. Под очарование чудесного порошка попал даже император Максимилиан II, который сделал Келли маршалом. Только вот адептом сам Келли так и не стал, использую старые запасы, купленные вместе с рукописью. Хвастовство приблизило крах. Император приказал алхимику произвести несколько фунтов волшебного порошка, когда Келли не смог сделать этого, его посадили в тюрьму. Не помог и верный друг Джон Ди, воззвания к королеве Англии. При попытке бегства из крепости Келли упал и сломал ноги и ребра. Эти повреждения стали для него фатальными. Хотя алхимик и не являлся настоящим ученым, а был скорее ловким мошенником, в истории осталось немало свидетельств его чудесных превращений металлов в золото.

Александр Сетон. Об этом шотландце известно немного, до недавнего времени его работы вообще приписывали другому, Михаэлю Сендивогу. Именно ему Сетон перед смертью подарил немного порошка, который тот стал демонстрировать, выдавая себя за адепта Космополита и автора трактата «Новый свет химии». Первые упоминания о нем относятся к началу XVII века. Сетон к тому времени был уже вполне состоявшимся алхимиков. В 1602 году он показывал друзьям в Германии трансмутацию неизвестного металла в золото. Неясно только, откуда Сеток научился своему искусству. Стоит также отметить его бескорыстие. Куда бы он ни направлялся, пропагандируя алхимию, его опыты завершались чудесным превращением. Сам ученый при этом заботился не об обогащении, а об убеждении сомневающихся. Созданные драгоценные металлы Сетон даже просто раздавал неверующим. В те времена адепты изменили вектор своего действия. Их деяния перестают быть направленными на самих себя. Сетон стал миссионером своей науки, что тогда было довольно опасным занятием. Космополит путешествовал по Германии, не выдавая своего настоящего имени. Ведь за ним охотилась и церковь, и алчные монархи. В конце концов молодой курфюст Саксонии Христиан II, не удовлетворившись малой порцией порошка, приказал схватить алхимика и потребовал от него выдать секрет философского камня. Сетон отказался сделать это. В Дрездене в тот момент оказался Сендивог, который упросил курфюста разрешить ему свидание с Космополитом. Алхимик пообещал рассказать свой секрет в обмен на спасение. Сендивог продал имущество, подкупил солдат и выкрал ученого. Умирающий от полученных из-за пыток ран, Сетон все равно отказался рассказать свой секрет. Сендивогу досталась жена алхимика и немного порошка, а впоследствии и часть славы. Трактат Сетона «Новый свет алхимии» Сендивог выпустил уже от своего имени.

Зефельд. Об этом алхимике, жившем во Франции в середине XVIII века, долгое время никто ничего не знал. Только в 1963 году Вернар Юссон рассказал историю Зефельда в своих «Алхимических исследованиях». Об алхимике писали те люди, которых невозможно было заподозрить во лжи, к тому же они получали всю информацию из первых рук. Зефельд появился на свет в Австрии во второй половине XVIII века. С раннего возраста он увлекся алхимией и поисками философского камня. Его неудачные попытки вызвали волну насмешек, поэтому ученому пришлось покинуть страну. Вернулся в страну Зефельд лишь через 10 лет, поселившись в маленьком городке Родау. Там он продемонстрировал своему хозяину и его семье в знак признательности трансмутацию олова в золото. Вскоре весь город знал, что у них поселился самый настоящий алхимик. Тихая жизнь продолжалась недолго - нагрянули жандармы из Вены. В столице все обратили внимание, что у Зефельда много золота. Алхимика обвинили в мошенничество и обману и приговорили к пожизненному заключению в крепости. Со временем император Франц I решил помиловать ученого, но потребовал, чтобы тот продолжал опыты исключительно для него одного. Доказав свое мастерство алхимик все же сбежал из Австрии. Он начал вести странствующую жизнь, его видели в Амстердаме и Галле. Со временем Зефельд будто растворился в воздухе. Непонятно, являлся ли он адептом, либо настоящим алхимиком. Возможно, за годы странствий он просто встретил другого мастера, который и одарил его чудесным порошком. Возможно, Зефельд повторил судьбу Сендивога - обладая философским камнем, так и не научившись его создавать.

Эйреней Филарет. Этот человек является одним из самых загадочных в истории. Родился он в Англии, предположительно в 1612 году. Это следует из того факта, что при написании его главного труда в 1645 году Филарету не было еще и 33 лет. Ранние годы Филарет провел в Северной Америке, где сблизился с аптекарем Старки. В его присутствии алхимик проводил опыты, создав немало золота и серебра. Алхимик похож на Космополита тем, что ворвался в Историю, уже обладая полноценным знанием сокровенной тайны. В книге «Открытый вход в закрытый дворец Короля» сам Филарет рассказывает, что стремится помочь тем, кто потерялся в лабиринте заблуждений. Этот труд был призван осветить путь тем, кто этого захочет. Своей работой алхимик хотел научить людей создавать чистое золото, так как поклонение этому металлу ведет к тщеславию и роскоши. Трактат должен был сделать золото и серебро обычной вещью. Говорили, будто алхимик продемонстрировал свои таланты самому английскому королю Карлу I. При этом порошок Филарета обладал поразительной силой. В 1666 году алхимик появился в Амстердаме, поручив перевести на латынь свой труд. Тогда же Филарет утверждал, что обладает таким количеством философского камня, которого хватит на создание 20 тонн золота. О конце жизни алхимика известно еще меньше, чем о ее начале. Он просто исчез. Многие уверены, что Филарет употребил философский камень для создания снадобья бессмертия. Говорили даже после, что Эйреней Филарет и граф Сен-Жермен являются одним и тем же человеком. А трактат алхимика очень ценил даже сам Исаак Ньютон, оставив множество заметок на полях книги.