Экономика совместного потребления. Sharing economy (Шеринг экономика) vs Гиперпотребление

Почему все популярнее становится идея оплачивать временный доступ к благам, а не владеть ими, рассказывает экономист Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра НИУ ВШЭ. Узнать больше о современных технологиях и их влиянии на наше будущее можно в проекте « », созданном совместно с Корпоративным университетом Сбербанка .

У шеринг-экономики (sharing economy ) много синонимов: экономика деления, экономика совместного потребления, сетевая экономика. По своей сути это экономическая модель, пиринговая система, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. В экономике по-прежнему остаются две базовые вещи - производство и потребление, но связи между ними сильно трансформируются. Шеринг-экономика позволяет напрямую связывать ключевых экономических агентов и распределять продукты и услуги между ними без участия посредников. Совместное потребление предполагает, что удобнее платить за временный доступ к благам, чем владеть ими.

Практика деления восходит еще к Древней Греции, отдельные элементы такой экономической системы можно встретить в любую эпоху - вспомните колхозы в советское время. Библиотеки, секонд-хенды - это тоже пример совместного потребления. Сегодня шеринг-экономика полностью поставлена на рыночные рельсы, и в ней нет принуждения. Вместо отеля можно на короткий срок воспользоваться чужой квартирой, а для короткой поездки на велосипеде - взять его в аренду.

Базовые социологические предпосылки в совокупности с технологическим прогрессом породили такую систему, как экономика деления. Есть два фактора, объясняющие популярность шеринг-экономики, - технологический и ценностный. С точки зрения технологий стало гораздо проще связывать экономических агентов при помощи платформенных технологий. Развитое программное обеспечение способно напрямую связывать владельцев квартир с клиентом без посредника в виде турфирмы. А в ритейле фермер, минуя супермаркеты, выходит к потребителю.

Также на распространение шеринг-экономики повлияла трансформация базовых ценностей. Изменилось понимание счастья и привычки, которые на протяжении прошлого века считались незыблемыми. В 1970–1980-е годы признаком успешности в жизни были дача и машина, а персональный доступ к информационным источникам отходил на второй план. Сегодня многие отказываются от персональных автомобилей (хотя эта тенденция справедлива для Москвы - в регионах машина пока еще считается признаком среднего класса). Но так как большие расстояния никуда не делись, возникает масса компаний, которые предоставляют услуги каршеринга. С жильем та же самая ситуация: снять коттедж за городом на лето дешевле, чем инвестировать в собственный дом. Ценность в виде мобильности сегодня важнее, чем необходимость закрепиться на одном месте.

Важными для развития шеринг-экономики стали трансакционные издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов: затраты на сбор и обработку информации, на заключение контрактов, на контроль. Например, раньше многие финансовые сервисы формировались в условиях асимметрии информации, когда потребители готовы платить за ценные для них сведения, которыми владеет кто-то другой. Еще один источник трансакционных издержек - издержки оппортунистического поведения, когда люди из-за асимметрии информации могут вести себя неблагонадежно. В пиринговых системах информация прозрачна, и предпосылки для нарушений исчезают: нет смысла воровать, если это сразу откроется.

Со стороны шеринг-экономики есть большой вызов государству: использовать мягкую силу или ввести жесткий контроль. Многие страны, например, не определились, что делать с биткоином, как не упустить его из-под контроля. В любом случае регулирование нужно осуществлять через точки влияния, которые пока до конца не понятны.

Шеринг-экономика растет экспоненциально. Если в 2014 году ее объем оценивался в 14 млрд долларов, то, по некоторым оценкам, к 2025 году он составит 335 млрд долларов. Пока понятно, что шеринг-экономике будет очень непросто встраиваться в существующие отношения производства и потребления. Не все готовы к таким изменениям, и будет сопротивление со стороны нынешних игроков рынка. Любая технологическая революция сопровождалась другими революциями, - правда, в этот раз всем хотелось бы избежать этого трека. Экономисты и политики ищут решение, как мягко встроить новую технологическую революцию в существующую систему отношений без сильных социальных потрясений.

В России, вслед за Западом, растет число проектов, которые развиваются в модели sharing economy (шеринг экономика).

Рассказываем о возможностях такого подхода для начинающих предпринимателей и значении его для ответственных потребителей, которые «голосуют кошельком».

Что такое sharing economy

Термин sharing economy (от share – делиться) переводят на русский по-разному - экономика совместного пользования, «долевая» экономика, даже экономика сотрудничества и участия.

Один из основных принципов - это доступ к пользованию, а не владению каким-то благом: у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим, - инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время.

На почве этого вырастает большое число конкретных сервисов, которые соединяют тех, кто владеет ресурсом с теми, кто в нем нуждается.

Аргументы в пользу шеринг экономики - в наших городах и домах становится все меньше места, а в 21 веке люди стремятся к большой мобильности. Иметь доступ к какому-то благу становится удобнее и выгоднее, чем владеть им.

С одной стороны, это далеко не новое явление. Например, пункты проката оборудования и спортинвентаря были весьма популярны в Советском Союзе.

С другой стороны - благодаря интернету оно приобрело такой масштаб, что о sharing economy заговорили как о конкуренте привычной нам экономической модели.

Немало споров ведется вокруг того, считать ли sharing economy такие коммерческие сервисы, как Uber и Airbnb (пожалуй, самые цитируемые примеры новой экономики) или они превратились в чистый капитализм и правильнее называть их экономикой доступа. А шеринг - это, прежде всего, про некоммерческий обмен.

В то же время, есть исследователи, считающие, что отличие sharing economy от традиционной, лежит не по линии «коммерческий-некоммерческий».

Они обращают внимание на другие аспекты - например, горизонтальные связи и отсутствие посредников: peer-to-peer (равный - равному), доверие между незнакомыми людьми и инструменты для его выстраивания (рейтинги, отзывы и т.д.). Не зря sharing economy также называют «экономикой доверия».

А как с шерингом обстоит в России?

Давайте познакомимся с некоторыми российскими проектами и сервисами, которые используют подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы.

Мы приведем лишь несколько сервисов из разных сфер в качестве примера.

Вторая жизнь вещей

Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, - и тем самым продлевать их жизненный цикл.

Один из давних некоммерческих проектов - это «Дарудар» . По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров.

Другой вид проектов, который развивается в России - это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге.

Кроме важной благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая - непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из нее делаются полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола.

Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта «Крок и Зябра» . Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимально возможной цене.

Еще один способ избавиться от ненужных вещей предлагает проект «Свалка» , который ряд действует уже во многих городах. К ним можно сдать самые разные вещи от книг, обуви, одежды до мебели, холодильников, светильников. И купить все это по низким ценам.

Организаторы сообщают на сайте, что часть вырученных денег организаторы проектаони перечисляют в благотворительные фонды, сотрудничающие с Добро.Mail.Ru.

Проект «Чумодан» кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.

Аренда вещей

Столь популярный в советское время прокат медленно реинкарнирует в онлайн-платформы аренды вещей - они пока не столь массовые, однако развиваются и появляются новые.

А два месяца назад в Петербурге стартовало сообщество Вконтакте

Что такое sharing economy: история термина

Со времен появления натурального обмена люди делились друг с другом имеющимися благами - приглашали в гости родственников и друзей, пускали переночевать и на время делились вещами, которыми сами не пользовались.

С развитием технологий общество вернулось к этой практике - но теперь обмен вещами и услугами не ограничен узким кругом общения конкретного человека, а вырос до масштабов всего мира. Это явление получило название sharing economy - совместное потребление - и вошло в составленный журналом Time список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем.

Концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в книге «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» (2010). Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Выступая на конференции TED, Ботсман назвала sharing economy новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг.

Прогноз Ботсман сбывается: миллионы людей по всему миру уже пользуются сервисом аренды жилья Airbnb, приложением для поиска попутчиков BlaBlaCar, сервисом заказа такси Uber, онлайн-аукционом eBay и другими продуктами. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом в $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.

Экономика совместного потребления в мире: как это работает

В первую очередь идея совместного потребления прижилась в элитном сегменте. Состоятельные потребители быстро поняли, что единолично владеть самолетами, дорогими автомобилями и загородными резиденциями дороже, чем делить их с другими людьми. Так появился стартап JetSmarter, основанный россиянином Сергеем Петроссовым, который позволяет взять в аренду частные самолеты. Инвесторами выступили рэпер JayZ и королевская семья Саудовской Аравии, которые в общей сложности вложили в компанию $105 млн Пионерами в sharing economy для среднего класса стали основатели сервиса аренды отпускного жилья Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа. В 2008 году они начали сдавать надувные матрасы в съемной квартире в Сан-Франциско, чтобы накопить на арендную плату. Спустя полтора года компания привлекла $1 млн инвестиций и почти столько же пользователей.

Жизнь Брайана Чески, сооснователя Airbnb

Uber и Airbnb могут спасти людей от взаимного недоверия

Каверзные вопросы на собеседовании в Airbnb

В 2016 году число активных пользователей Airbnb выросло в десять тысяч раз - на тот момент сервисом ежедневно пользовались 500 тысяч путешественников, или 115 млн человек в год. Сейчас компания стоит дороже гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt вместе взятых и предлагает к сдаче больше комнат, чем Marriott после слияния со Starwood.

Идеи sharing economy быстро проникли и в другие сферы жизни. В Китае стартап Sharing E Umbrella сдает в поминутную аренду зонты, а немецкая компания Conjoule создала маркетплэйс для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они могут продать излишки электроэнергии. Сервис Rentoid позволяет сдавать в аренду палатки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение, а площадка SnapGoods - инструменты, лыжи, теплую одежду: то есть все то, чем владелец пользуется редко.

Уберизация в бизнесе - то же самое, что шеринговая экономика?

Интересный пример экономики совместного потребления - сервис заказа такси Uber, который поставил цель побудить потребителей отказаться от личных автомобилей в пользу такси. Сейчас он работает в 250 городах по всему миру. Вслед за ним появились сервисы каршеринга - поминутной аренды автомобилей, которые пропагандируют те же принципы.

Uber дал жизнь неологизму «уберизация», который обозначает компании, которые из поставщиков конкретных товаров превращаются в поставщиков сервисов. Как Uber предлагает не сам автомобиль, а услугу по перемещению из одного пункта в другой, так и производители медицинского оборудования продают не само оборудование, а саму возможность сделать УЗИ или МРТ.

Такая модель ведения бизнеса позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы в сравнении с традиционной. Поскольку «уберизация» возникла отчасти благодаря экономике совместного потребления, сервисы, относящиеся к этим моделям, тоже обычно можно отнести к sharing economy.

Читайте по теме:

Что нужно, чтобы запустить следующий Uber?

Убер-компании: что это такое и на что они надеются?

Экономика уберизации, или как я заработала 1,2 млн за два месяца

Как изменились бизнес-модели с приходом Uber и Airbnb?

«Прелесть модели совместного использования - в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, - считает основатель сервиса для шеринга парковочных мест Roost Джонатан Гиллон. - Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду. Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хочет делать добро».

Следуя этим принципам, компания Feastly связывает желающих вкусно пообедать с опытными поварами, предлагающими уникальные блюда вне ресторанов, а EatWith дает возможность пойти на обед в гости к другим пользователям, и создает условия для знакомства людей друг с другом за домашним обедом.

По подсчетами PwC, в 2015 году (более поздние исследования не проводились) в Европе работало более 300 компаний, созданных в разных секторах экономики совместного потребления. Их совокупный доход за год составил более 4 млрд евро. В США на тот момент таких компаний было в четыре раза больше.

Sharing economy в России

В 2014 году, когда в Россию зашел сервис райдшеринга BlaBlaCar, участники рынка были настроены скептически - многие говорили, что россияне стараются отгородиться от других высоким забором. Однако спустя три года Россия стала основным рынком для компании: на сервис подписалось более миллиона водителей, его услугами во всему миру пользуется 50 миллионов пассажиров, большая часть из которых приходится на Россию.

Столь же быстро в России развивается каршеринг - с 2015 года в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды автомобилей, парк которых в середине 2017 года Дептранс оценил в 10 000 - 15 000 машин. В феврале 2018 года запустить каршеринг намерен «Яндекс» - в компании обещают, что парк автомобилей по численности превысит количество автомобилей у компаний-конкурентов вместе взятых.

Другая «уберизированная» отрасль российской экономики - торговля. В ней работают сервисы Avito, «Юла» и Rentomania, который представляют собой доски объявлений с предложениями купить или взять в аренду товары. По данным на июль 2017 года, число пользователей Avito составляло 65 млн человек; «Юлы» - 16,6 млн Rentomania данные по числу пользователей не раскрывает.

Российский аналог сервиса заданий для пользователей SnapGoods - YouDo. Ежедневно на сайте компании появляется около 2 тысяч объявлений с заданиями для пользователей, которые звучат как «повесить два карниза за 1000 рублей» или «отследить билеты на сайте Большого театра за 2500 рублей». Однако аудитория YouDo невелика - за последние четыре года им воспользовалось не более 1 млн человек.

Как регулируется sharing economy

Бизнес-модель большинства компаний, работающих по принципам экономики совместного потребления, сводится к тому, чтобы выявить спрос на определенный товар или услугу и сопоставлению его с уникальным предложением на этом рынке. Таким образом, компании часто выступают агрегаторами предложений, а продавцы, владельцы домов и автомобилей не являются их сотрудниками.

Отсутствие регулирования в этой области грозит серьезными рисками для бизнеса - например, в конце ноября Тимашевский суд Краснодарского края запретил BlaBlaCar размещать на своем сайте данные о совместных поездках. В «Региональном автотранспортном союзе (РАС)», который выступал в суде истцом, посчитали, что сервис способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Представители BlaBlaCar тогда заявили, что ее пользователи не оказывают услуг такси и не получают прибыли, а лишь частично компенсируют расходы на бензин. В итоге решение суда удалось отменить, и сайт компании избежал блокировки на территории России.

На мировом рынке сервис заказа такси испытывает более существенные проблемы. Так, в конце декабря Европейский суд признал Uber транспортной компанией, а не «информационным сервисом» - согласно решению, теперь компания предоставляет «услуги в сфере транспорта», которые должны регулироваться соответствующим образом. С октября 2017 года компания ведет разбирательство с властями Лондона - те угрожают лишить Uber лицензии за то, что сервис не отвечает требованиям, предъявляемым к оператору по вызову автомобиля, в том числе в сфере сотрудничества с правоохранительными органами и проверки водителей на предмет имевшихся ранее нарушений закона.

Другой юридический вопрос встает перед самими пользователями сервисов краткосрочной аренды квартир, автомобилей и других вещей - должны ли владельцы вещей платить налоги с дополнительного дохода. «Ответственность по уплате налога с аренды вещей лежит на владельце. Наша задача - соединить две стороны, владельца и арендатора. Мы рассчитываем на зрелых и ответственных пользователей, которые относятся уважительно и друг к другу, и к государству», - говорит директор по маркетингу сервиса Rentmania Людмила Булавкина.

Власти европейских стран стремятся к регулированию этого процесса - так, в Великобритании готовится законопроект, освобождающий от налогообложения доходы граждан, полученные ими на сервисах sharing economy от сдачи в аренду жилья (до 1000 фунтов) и автомобиля (до 1000 фунтов). В России граждане обязаны платить налог в размере 4% от суммы, которую они получают от аренды вещей - будь то автомобиль или спортивное снаряжение. Налоговые послабления от сдачи в аренду собственности через сервисы совместного использования вещей в России пока не предусмотрены.

В России концепция совместного потребления стала приобретать популярность с 2012 года. Что это такое и как можно совместно пользоваться различными услугами и товарами, чтобы не только экономить, но и приносить пользу окружающей среде, - в нашем обзоре.
Совместное потребление – это экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. Совместное потребление основано на идее, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом. Например, у одного человека есть вещи, которыми он не пользуется и он предлагает их другим людям. Совместное потребление позволяет более эффективно использовать ресурсы, в том числе природные. Оно позволяет сократить производство лишних товаров и количество вредных отходов. С 2011 года увеличилось количество проектов и людей, включенных в экономику совместного потребления (sharing economy). В списке товаров и услуг, которыми люди охотнее всего делятся, лидируют жилье (снять, сдать), совместные путешествия, транспорт (совместные поездки), еда (совместные закупки еды – оптом получается дешевле), инструменты, товары для дома и отдыха (совместные покупки, аренда), совместный Wi-Fi, совместное обучение детей, общая няня. Концепция совместного потребления идеально подходит для крупных городов, таких как Москва, где вокруг много соседей, а места для хранения вещей ограничены. Так, жители одного многоэтажного дома в Москве создали собственную социальную сеть , через которую они обмениваются новостями, полезными контактами и различными вещами: саженцами растений, насосом для велосипеда, прикуривателем для автомобиля и так далее.

Жилье

Airbnb – самая популярная платформа в мире для сдачи и аренды частного жилья. Забронировать жилье можно у местных жителей в более чем 190 странах мира. Снять можно комнату, целый дом или уникальное жилье, например, замок. Основная причина того, почему люди готовы сдавать свое жилье в аренду незнакомцам, – дополнительный источник дохода. Людей, предпочитающих Airbnb отелям, также привлекает возможность увидеть новое место глазами местного жителя. На сайте можно почитать истории других людей и поделиться своим опытом аренды жилья. Пожить в другом городе и даже в другой стране можно бесплатно. Для этого можно воспользоваться одной из крупнейших гостевых сетей – CouchSurfing . Она объединяет более семи миллионов человек в 246 странах мира. Эта гостевая сеть была создана с целью содействия процессу глобализации. Члены сети бесплатно предоставляют друг другу ночлег во время путешествий и организуют совместные поездки (по взаимной договоренности гости платят за еду или другие расходы). Регистрация и поиск на сайте бесплатны, но существует так называемая верификация аккаунта, предоставляющая доступ к расширенным возможностям системы, она стоит более 1000 рублей и требует ввода данных платежной карты. Зарегистрироваться может только человек, достигший 18 лет. В разных городах проходят встречи «каучсерферов». В целях безопасности, прежде чем ехать или приглашать гостей к себе, стоит сходить на подобные мероприятия, познакомиться и пообщаться с единомышленниками. В России и Беларуси активно развивается новое направление – «обмен домами» . Это первый русскоязычный интернет-проект по временному и безвозмездному обмену жильем на время выходных, отпуска, каникул, командировок. Можно подружиться с семьями-участниками и обмениваться домами регулярно, отправлять друг к другу своих детей на все лето и так далее. Обмен домами предоставляет возможность путешествовать гораздо чаще, узнавать не только другие страны, но и свою Родину. Сейчас на сайте зарегистрировано больше пяти с половиной тысяч участников из разных городов.

Транспорт

Организовать совместные поездки и путешествия можно на портале Bla-bla-car . Там же можно найти водителей или пассажиров для поездки в другой город. Это крупнейшее сообщество для поиска попутчиков, площадка, объединяющая водителей и пассажиров, активно раскрученная в соцсетях. Сервисом уже воспользовались более 20 миллионов человек из 19 стран мира. Не так давно это направление начало развиваться и в нашей стране, в частности, в Москве. Благодаря этой услуге было сэкономлено порядка 700 000 тонн выбросов CO2, как сказано на сайте сообщества.

Обмен вещами

Приобрести что-то новое (одежду, обувь, технику, гаджеты, литературу и прочее) или продать/отдать ненужные вещи можно на регулярных фримаркетах, сайтах бесплатных объявлений, таких как Avito или «Из рук в руки» , в тематических группах в соцсетях. Для этих же целей активно используются ресурсы «Отдам-даром» и «Дару-дар» . Вещи можно передать при личной или общей встрече или отправить по почте.

Услуги

Услуги на безвозмездной основе можно получить на базе социальной программы взаимопомощи «Банк времени» . В основе проекта – учет рабочего времени, потраченного клиентом Банка на оказание услуги, и последующее использование заработанных часов в свою пользу. Оказав помощь одному участнику, клиент Банка может рассчитывать на помощь другого участника (при этом количество затраченных часов должно быть одинаковым). В «Банке времени» каждому участнику доступны различные услуги, от изучения языков до помощи по хозяйству.

Путешествия

Портал Vayable предлагает найти специализированного гида по городу: историка, фотографа, архитектора или знатока местной кухни, который покажет и расскажет о городе или районе, учитывая все предпочтения путешественника.

Интернет

Самая большая Wi-Fi-сеть в мире – Fon – предлагает приобрести специальный роутер, через который пользователь получает две интернет-линии: собственную сеть и отдельную точку Wi-Fi для других участников. В обмен на раздачу своего интернета пользователь получает доступ к 15 миллионам Wi-Fi-точек по всему миру, что удобно в путешествиях и передвижениях по городу. Сервис Fon доступен и в России благодаря компании МТС . Для подключения к сети нужно приобрести или взять в аренду в любом из салонов-магазинов МТС оборудование FON, зарегистрироваться в системе и получить персональную активную Wi-Fi-точку (хот-спот). Открыв другим участникам всемирной сети FON доступ к своему хот-споту, пользователь получает бесплатный доступ к Wi-Fi-точкам всех пользователей сети FON. В любой стране мира он находит беспроводную сеть, являющуюся частью глобальной сети FON, и подключается к ней, набрав логин и пароль клиента «МТС-FON».

Совместные покупки

Совершая совместные покупки в интернет-магазинах, покупатель получает товары с приличными скидками, а также существенно экономит на доставке. Приобрести можно все, что угодно – одежду, продукты питания, канцтовары, средства бытовой химии, косметику. Заказать можно как российские товары (в магазинах

) и каршейринг сеть (Zipcar или RelayRides), совместное потребление переосмысливает не только что люди приобретают, но и как они это получают. Совместное потребление основано на идее, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом.

Новые торговые площадки, такие как TaskRabbit, ParkatmyHouse, Zimride, Swap.com, Zilok, Bartercard и thredUP позволяют обмениваться навыками, вещами, услугами и деньгами.

В России концепция совместного потребления только начинает приобретать популярность (на начало 2012 г.), однако уже активно используются такие ресурсы, как OtdamDarom.ru (darom.org), ДаруДар и orangeme.org , где участник сообщества может одолжить вещь на временное использование или взять попользоваться.

Происхождение

Концепция совместного потребления была создана Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, соавторами книги «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption». В июне 2010 года, ТВ программа Big Ideas показала выступление Ботсман на конференции TED в 2010 году, рассказывающее о новой социо-экономической модели, которая должна революционировать наше потребление товаров и услуг.

Концепция

Концепция вторичного использования и общего использования не нова. Десятилетиями, многие общественные и частные организации использовали вариант совместного использования: библиотеки, секонд-хенд магазины, каршейринг , велошейринг . В последнее время, получила развитие идея аренды товаров у других людей (а не только организаций), в особенности у проживающих по-соседству. Вместо аренды у организаций, появляются площадки для обмена между людьми напрямую.

Рынок перераспределения

Система колаборативного потребления основана на товарах бывших в употреблении, которые передаются (временно или навсегда) от одного человека, которому они больше не нужны к другому, которому они требуются.

Секторы экономики

Идея совместного потребления получает развитие во многих секторах экономики. Например, транспорт (машины - [карпул], [Краткосрочная аренда автомобиля|каршейринг], [велошейринг|велосипеды]), одежда, питание, жильё, аксессуары для дома, деньги (социальный кредит, виртуальные валюты, временные банки), путешествия, помещения (хранение, паркинг).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Совместное потребление" в других словарях:

    Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей экономических (См. Потребности экономические), заключительная фаза процесса воспроизводства (См. Воспроизводство). Различают П. производственное… …

    непроизводственное потребление - Совместное или индивидуальное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Личное, индивидуальное потребление благ составляет основу Н.п., значение же коллективного, общественного… …

    Непроизводственное потребление - Непроизводственное потреб­ление совместное или индивидуальное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Личное, индивидуальное потребление благ … … Экономико-математический словарь

    Совокупность материальных благ (средств производства и предметов потребления), созданных во всех отраслях материального производства в течение определённого периода (обычно за год). Эта категория отражает сложные производственно… … Большая советская энциклопедия

    - (от лат. redistributio перераспределяю) термин, получивший широкое распространение в экономической антропологии, особенно среди сторонников субстантивизма. В самом общем виде редистрибуцию можно определить как собирание воедино… … Википедия

    ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ - ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ, материальные блага в вещной форме, удовлетворяющие материальные, духовные и социальные потребности человека. П. п., находящиеся в личной собственности отд. семей или индивидов, потребляются индивидуально (продовольствие,… … Демографический энциклопедический словарь

    Автомобили Flexcar (поглощена Zipcar) для краткосрочной аренды, Атланта, Джорджия … Википедия

    ЗИБЕР Николай Иванович - (10(22). 03. 1844 28. 04 (10. 05). 1888) социолог, экономист, философ. Окончил юридический ф т Киевского ун та. В 1869 г. защитил магистерскую диссертацию Теория ценности и капитала Д. Рикардо в связи с позднейшими дополнениями и разъяснениями.… … Русская философия: словарь

    розничный товарооборот - Ндп. розничные продажи Объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. Примечания 1. В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха,… … Справочник технического переводчика

    Товарооборот розничный - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия