Облакачивание во время азана,чтение намаза не на арабском языке, разговор во время речи имама в пятницу. Дозволено ли разговаривать во время чтения азана? Как произносится азан и икамат

Вопрос:

Ас-саляму алейкум. Братья у меня есть ряд вопросов. Я находился в мечети и услышал как человек из числа бида’чиков сделал замечание другому, что бы он не облокачивался во время призыва (азан), сказав: «нельзя облокачиваться во время призыва». Получается, что это действие он назвал запретным словом – «нельзя» (харам). Есть ли такое в сунне посланника Аллаха (мир ему и покой)? Этот человек из числа заблудшей группы «крачковские» - они известны тем, что читают солят на русском языке, что я могу сказать им в опровержения этого поступка(чтение намаза на русском языке)? И еще один вопрос – запрещено ли во время хутбы имама (на арабском языке) отвлекаться (разговаривать с кем либо, читать куран и т.д.)?

Ответ:

Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.

Что касается запрета облакачиваться во время азана, то честно говоря слышу первый раз такое, и не знаю доказательства запрещающее это делать. Это выражение конечно не значит что я отрицаю вероятность наличия такого хадиса.

Однако существует несколько прямых и косвенных доказательств указывающих на обратное.

1.Основа - разрешенность в любых действиях человека до прихода обратного доказательства. Будет это действие совершаться в мечети или в другом месте.

Передал Абдуллах ибн Зайд- да будет доволен им Аллах- то что он увидел Посланника Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует- Лежавшего в мечети положив одну ногу на другую.

См аль-Бухари 475, Муслим 5626

Есть хадис запрещающий подымать одну ногу на другую при лежании на спине (см. ат-Тирмизи 2767, Абу Дауд 4865) , но сказали ученые что это в случае вероятности раскрытия ауарата.

См. Фахтуль-Бари 1\728\729 , Шарх Муслима имама ан-Науауи 14\28.

В любом случае это не относится к нашему вопросу напрямую так как мы говорим о лежании как таковом.

Сказал имам ибн Хаджар в тафсире этого хадиса(Абдуллах ибн Зейд)

"Сказал аль-Хаттаби: В этом хадисе разрешение на облокачивание в мечети."

См. Фахтуль-Бари 1\729 .

Тоже самое сказал имам ан-Науауи.

См. Шарх Муслима имама ан-Науауи 14\28.

Конечно мы не скажем что это действие было именно во время азана, так как на такое утверждение необходимо отдельное доказательство,однако будет сказано что это указало на разрешение этого действия как такового.Т.е. это частное доказательство в разрешении облокачиваться в мечети, которое входит в общую основу разрешения двигаться как человеку хочется, в любом месте.

И то что будет разрешено в одном отрезке времени будет разрешенным и в другом, кроме как если на обратное укажет доказательство.

2. Как известно пришли в сунне в азане аль-фаджр слова(смысл): Намаз лучше чем сон.

Нет сомнения что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – знал что человек может спать в этот момент, или только вставать, облокачиваться, все равно будет это дома, или в мечети, ведь некоторые сподвижники жили и спали в мечети. И честно говоря не знаю чтобы в каком то хадисе было сказано: "Если услышите азан, то не облокачиватейсь".

А ведь как известно из науки Усуль Фикх- Не разрешается отдалять разъяснение от времени нужды.

3 . Также пришли разные хадисы в которых Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – говорит:"Кто услышит муаззина, то пусть говорит это и то, или повторяет за ним" и подобное этому. Но также честно говоря не знаю чтобы в каком ты из них было сказано: "Если услышите муаззина,то не облакачивайтесь."

Поэтому этот запрещающий и должен привести доказательство на свое заявление.

Если оно действительно есть, то конечно мы должны его принять.

Это если речь идет именно об облакачивании во время азана, в какой бы это форме не было, а не облакачивание как таковое определенным образом, все равно будет это во время азана или нет.

Что же касается чтения намаза на русском, или каком то другом языке, т.е. чтение аль-фатихи, и чего то из Корана, то это может быть заблуждением и ошибкой, а может быть полным неверием с принятием во внимание того что будет сказано дальше с позволения Аллаха.

У нас нет подробной информации о том, чем эти люди вообще аргументируют на необходимость чтения Корана в намазе, однако отталкиваясь от того что все таки они считают это обязательным(чтение как таковое), хоть и на русском, можно допустить что они аргументуруют например словом ВсевышнегоАллаха (смысл):

Читайте из Корана то, что необременительно для вас.

Сура аль-Муззаммиль 20

Или например словом Посланника Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует(смысл):

Нет намаза для того кто не читает мать(т.е. главную, основную, важную часть) Корана.

См. Муслим 902

Или в другом хадисе в котором Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – сказал человеку:

Если ты встал совершать намаз, то соверши такбир а затем прочитай то что можешь из Корана.

См. Муслим 911.

В любом случае, также не пускаясь в разногласие среди ученых, что является обязательным – в общем что то из Корана или аль-Фатиха, как бы то ни было мы говорим о чтении чего то из Корана.

И если это так, то мы хотим выяснить для начал- что же такое Коран?

Какового его значение в шариате, его изначальный, а не переносный смысл, как если говорится в отношении перевода смысла Корана, в переносном смысле: Это Коран, или слово Аллаха и т.д.?

Говорит имам ибн Хазм в разделе: Иджма в вопросах убеждений, противоречащий которому будет неверным также по иджма :

… (Единогласны ученые) в том что Коран, тот что читается(т.е. не буквы написаные чернилами) который в руках людей(т.е. у мусульман) – От начала аль-Фатихи (аята -аль-хамд…) до конца суры ан-Нас(Люди) – слова Аллаха, и Его откровение которое Он ниспослал Своему Пророку Мухаммеду – да благословит Его Аллах и приветствует.

См. Маратибу ль-Иджма 268

Это же иджма привел имам аз-Заркаши в "аль-Мансур филь Кауаид" 3\122 , также он же в "аль-Бахр аль-Мухит" 2\118 , имам ибн Сама"ни в "Кауатыу аль-адилля" 1\17 , аз-Заркани в "Манахиль аль-Ирфан" 1\260 , ибн Адиль ханбалитский ученый умерший в 775 г. в "Тафсир аль-Любаб" 11\192 , ар-Рази в "Мафатихуль-Гайб" 10\427 и многие другие ученые перечислять которых нет большой нужды.

И если это так, то эти люди либо должны сказать что то что они читают на русском языке и есть Коран ниспосланный на Мухаммеда – да благословит его Аллах и приветствует, и это полный и очевидный куфр. Либо должны сказать что это его смысл переданый на русском языке.

И это возвращается к вопросу разрешения чтения намаза не на арабском языке.

Мазхаб большинства ученых на том это не разрешено и намаз будет недействительным.

Общий смысл их аргументации предельно просто и очевиден. А это то что Коран- смысл и произношение, и если что то из этого будет отсутствовать, то это уже не Коран, а значит просто слова человека.

См. аль-Маджмуа 3\380\379, аль-Мугний 350\1, аль-Мухалля 2\280

Это также мнение Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана- сторонников имама Абу Ханифа.

И было передано от имама Абу Ханифы разрешение чтение намаза не на арабском языке, отталкиваясь от его мнения что смысл в этом – именно в вопросе намаза - чтение того смысла на который указал Коран.

Однако во-первых нет сомнения что это явная ошибка, так как все доказательства указывающие на требование чтения Корана включают себя именно Коран смыслом и произношением.

Говорит имам ибн Хазм:

"Тот кто читает аль-Фатиху, или что то из нее, или что то из Корана в намазе, переведом с арабского, или неарабскими словами, не теми словами в которых его ниспослал Всевышний, и он делает это намеренно – то его намаз недействителен, и такой человек- фасик.

Так как Всевышний Аллах сказал(смысл): Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке. Сура Юсуф 2.

И то что не на арабском не будет арабским, и значит не будет Кораном….

И сказал Абу Ханифа – его намаз будет действительным.

И аргументировал тот кто следует за ним словом Всевышнего(смысл):… и упоминается(Коран) в писаниях древних народов. Сура аш-Шуара 196

И нет для них в этом аргумента, так как Коран ниспосланный нам, ниспослан на языке нашего Пророка- да благословит его Аллах и приветствует-, и не был ниспослан на древние народы, однако он был упомянут в их писаниях, упомянуто согласие с ним.

См. аль-Мухалля 3\214\215

В самом деле аргументация этим аятом упомянута в ханафитских книгах в при разъяснении мазхаба Абу Ханифы.

См. Бадаиу ас-Санауи 1\463,аль-Мабсут 1\99, Табъину аль-Хакаик 41\2 и др.

Мотивируется это тем, что Коран был упомянут в древних писаниях которые были на другом языке, т.е. были упомянуты его смыслы, и это не мешало ему называться Кораном.

Однако нет сомнения, что это предельно далекая аргументация.

И удивительно что в самом же этом аргументе есть аргумент опровергающий подобное понимание.

Ведь аятом выше Всевышний Аллах сказал(смысл):

Оно (откровение) ниспослано на ясном арабском языке.

Сура аш-Шуара 195

В любом случае, даже если принять во внимание это мнение имама Абу Ханифы, то даже по этому мнение чтение не по арабски для того кто может по арабски- нежелательно.

См.аль-Мабсут 98\1, аль-Мухит 416\1.

А как очевидно эти люди говорят как минимум о желательности этого. И нет сомнения что это великое заблуждение.

Во-вторых многие ханафитские ученые сказали что имам Абу Ханифа вернулся от этого своего мнения к мнению Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана.

Сказал это Мухаммед Махмуд аль-Бабирти один из ханафитских ученых в книга "аль-"Иная шарху ль-Хидая" занимающей важное место в ханафитском фикхе:

"И было передано его (имама Абу Ханифы возвращение) от основы вопроса к их (Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана) мнению. И это и есть то, на что следует опираться(в фатве и т.д.)."

См. аль-Иная шарх аль-Хидая 462\1

То же самое сказал один из специалистов ханафитского мазхаба – ибн Хумам. См. Фатхуль-Кадир 45\2.

Также один из поздних ханафитских ученых Мула Хусру сказал:

"И более правильное мнение- возвращение имама(Абу Ханифы) к мнению Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана в запрете начинания(чтения) намаза на персидком языке, в отношении того кто способен на арабский(т.е. может читать на арабском)."

См. Дурар аль-Хуккам шарх гурар аль-Ахкам 296\1

Также в других ханафитских книгах те же слова.

Табъину аль-Хакаик 41\2 , аль-Хидая 37\1, Мараки ль-Фалях 126\1.

В любом случае, если это ясно, то то что читают эти люди в своем намазе –не Коран, однако они говорят человеческие слова, да еще и на русском языке(т.е, не арабском), на разрешение которых нет отдельного доказательства.

Ведь это не дуа, а именно чтение которое они установливают в то место где должен быть Коран.

Так как все что пришло в Коране, Сунне с требованием чтения Корана распространяется именно на Коран как слова Всевышнего о чем было сказано.

И если это так, то сказал также имам ибн аль-Мунзир:

"Единогласны ученые в том, что тот кто намеренно говорит в намазе и не хочет этим исправление намаза(как подсазка имаму если он забыл суджуд например), то что его намаз недействителен."

См. аль-Иджма 25.

Такое же иджма привел имам ибн Хазм, и имам ибн Абдуль-Бар. См. Маратибуль-Иджма 51 , ат-Тамхид 1\350\351

И сказал Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует: Тому кто заговорил в намазе:

Поистине этот намаз, в нем не должно быть что то из слов (речи) людей.
Однако в нем только тасбих, такбир и чтение Корана.

См. Муслим 1227

И если это так, то то что говорят эти люди в намазе не является ни Кораном, ни тасбихом, ни такбиром, ни дуа, однако они убеждены что они читают Коран, в том, месте где он должен читаться. И если в основе все то что говорит человек - относится к нему,и если то что они читают – не слова Аллаха, а это так, то это слова людей. В этом случае, самое меньшее что ожидает этих людей если они будут упорстовать читать намаз на русском языке попадание под следующий аят(смысл):

Скажи: Не собщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток?

Тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали что поступают хорошо.

Сура аль-Кахф 103\104

Что же касается разговора во время хутбы имама на арабском языке, и мусульманин слышит имама, то в среди ученых есть раногласие в тахриме разговора,а некоторые разрешают делать тихий зикр, хоть они не спорят в том, что молчать лучше.

См. аль-Маусуат ль-Фикхия 1147\2

И у имама аш-Шафии два мнения в этом вопросе.

В старом мазхабе – запрет(т.е. тахрим)и доказательство этого слова Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал:

Если ты скажешь своему другу – Молчи, в то время как имам делает хутбу в пятницу, то ты отвелкся (т.е. сказал никчемность, глупость).

См. Муслим 851

Сказал имам ан-Науауи:

"В этом хадисе запрет всех видов речи во время хутбы… Так как если он сказал: Молчи что в основе является приказом одобряемого, и Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует- назвал это никчемностью и глупостью, то другие слова тем более (достойны этого)."

См. Шарх Муслим 138\6

В новом мазхабе и это также мнение некоторых саляф то что разговор в таком случае нежелателен.

И доказательство этому то что однажды когда Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – совершал пятничную хутбу, встал один бедуинов и сказал:

О Посланник Аллаха! Наше имущество погибли, наши дети голодны, сделай за нас дуа Всевышнему Аллаху.

См. См. аль-Бухари 933,Муслим 897

Сказал шейх аш-Ширбини, один из поздних специалистов шафиитского мазхаба:

"Суть аргументации этим хадисом заключается в том, что Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – не порицал бедуина за его речь, и не объяснил ему обязательность молчания."

См. Мугний аль-Мухтадж 1\631\632

Нет похожих записей.

002. Глава об азане (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

2. Глава об азане.

502. Определение азана и икамы азан в арабском языке: извещение, а в шариате: особое поминание Аллаха, узаконенное для извещения о временах намазов. Икама в арабском языке: существительное от глагола акама, а в шариате: извещение о необходимости вставания на намаз посредством особого поминания.

503. Достоинство азана – об этом множество хадисов.

«لو يعلم الناس ما في النداء و الصف الأول ثم لم يجدوا إلا أن يستهموا عليه لاستهموا»

Из них: 1. Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если бы люди знали, какая награда за азан и первый ряд, и они бы не нашли другого пути к этому, кроме как посредством жребия, то они бы непременно бросали бы его». (Согласованный).

«أراك رجلا تحب الغنم و البادية فإذا كنت في غنمك أو باديتك فارفع صوتك فإنه لا يسمع صوت المؤذن جن و لا إنس و لا شيء إلا شهد له يوم القيامة»

2. Хадис Абу Са’ида о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Са’са’у: «Я вижу, что ты – человек, любящий овец и отдаленные от города места (пустыня и т.п.). Поэтому когда ты будешь среди своих овец и в своей пустыне, то давая азан, повышай свой голос, ведь поистине, какой бы джинн или человек или еще кто-либо не услышал голос муаззина, он непременно будет свидетельствовать за него в Судный день». (аль-Бухари).

«المؤذنون أطول الناس أعناقا يوم القيامة»

3. Хадис Му’ауии марфу’ан: «У муаззинов будут самые длинные шеи в Судный день». (Муслим).

504. Что более почетно – азан или имамство в намазе – имамство, потому что Аллах избрал для Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, именно имамство.

505. Постановление азана и икамы – азан: коллективная обязанность, а икама: личная обязанность для того, кто совершает намаз в одиночестве, и для каждого коллектива (джама’ата).

«و إذا حضرت الصلاة فليؤذن لكم أحدكم و لْيَؤُمُكم أكبركم»

Довод – 1. Хадис Малика ибн уль-Хуэйриса марфу’ан: «Когда придет время намаза, то пусть один из вас произнесет азан, и пусть возглавит намаз старший из вас». (Семеро).

«كان إذا غزا قرية و طلع الفجر استمع فإن وجد أذانا أمسك و إلا أغار»

2. Хадис Анаса: «Если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал поход на какое-либо селение, и наступал рассвет, то слушал, и если слышал азан, то удерживался, а если нет, тогда нападал». (Согласованный).

3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не оставлял азан и икаму ни дома, ни в пути. Коллективная обязанность — потому что не пришло, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал тем, которые опоздали на первый джама’ат, чтобы они давали азан для второго джама’ата. А икама обязательна для каждого джама’ата, ведь ее цель – объявление о начале намаза, а не извещение людей о заходе времени намаза.

Примечание: в случае если поселок небольшой так, что все люди слышат один азан, тогда грех спадает со всех. Если же город большой, то грех со всех мусульман одним азаном не спадает, и они должны давать его в разных районах для того, чтобы покрыть город азаном. Но даже если все мусульмане совершили намаз без азана и икамы, то намаз действителен с грехом, потому что азан и икама – уаджиб для намаза, а не уаджиб намаза так же, как коллектив (джама’ат), сутра и т.п.

506. Узаконен ли азан и икама для женщин – если азан женщины для мужчин, то это запрещено, если для самих себя, то узаконено в том случае, если они не слышали азан своей местности, и если азан будет даваться не слишком завышенным голосом. Лучше этого не делать, ведь на это не пришло довода, но если произнесли азан, с соблюдением вышеупомянутых условий, то нет ничего страшного.

Сказал Сулейман ат-Тейми: «Мы спрашивали Анаса: «Нужно ли женщинам произносить азан?» Он говорил: «Нет. Но если все — таки сделали, то это – поминание Аллаха»». (Ибн Аби Шейба). Достоверный асар. Также спросили Ибн ‘Умара тот же вопрос, на что он разгневался и сказал: «Разве я буду запрещать поминание Аллаха?!» (там же). Хороший асар.

Примечание: асар ‘Айши о том, что она произносила азан и икаму (Ибн Аби Шейба) недостоверный. В нем: Лейс ибн Аби Сулейм — слабый и запутавшийся.

507. Какие виды азана узаконены 1) В котором 15 выражений.

«طاف بي و أنا نائم رجلٌ فقال: تقول الله أكبر الله أكبر فذكر الأذان بتربيع التكبير بغير الترجيع و الإقامةَ فرادى إلا قد قامت الصلاة قال: فلما أصبحت أتيت النبيﷺ فقال: إنها لرؤيا حقٍّ»

Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда ибн ‘Абдиррабих: «Однажды во сне я видел одного человека, который ходил вокруг меня и сказал: «Скажи: «Аллаху акбар, Аллаху акбар…» и он упомянул азан, произнося такбир четырежды, и без тарджи’а, а икаму по одному разу, кроме слов «Кад камат ис-саля, кад камат ис-саля». Когда я проснулся, то пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «Поистине, это – истинный сон»». (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи). Хороший.

Примечание: а) Хафиз привел этот хадис в сокращенном виде. б) Что такое «Тарджи’»? — см. 2-ой пункт в ответе на вопрос.

2) Как первый, но к этому перед свидетельством добавляется свидетельство «Ля иляха илля Ллах» и «Мухаммадан расулюЛлах» по два раза, тихим голосом.

«أن النبيﷺ علّمه الأذان فذكر فيه الترجيع»

Довод – хадис Абу Махзуры (محذورة) о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил его азану и упомянул в нем тарджи’ (Пятеро и Муслим).

Примечание: слово Муслима такое же, как у пятерых, но такбир (Аллаху акбар) в нем два раза, вместо четырех, но это – ошибка, и правильно – произнесение такбира 4 раза по некоторым причинам: 1. ан-Насаи привел хадис от шейха Муслима со словом 4-х такбиров. 2. У пятерых в хадисе Абу Махзуры пришло, что у азана 19 фраз, упомянутые дословно, и в нем пришло упоминание азана, в общем, что в нем 19 фраз, в противоречие версии Муслима (у него получается 17 фраз). 3. Версия пятерых соответствует хадису ‘Абдуллаха ибн Зейда (см. выше). 4. Кады Ибн ‘Ыяд сказал, что в некоторых изданиях «Сахих Муслим» («аль-Фариси») пришло 4 такбира. ИТОГ: поэтому не говорим, что можно произносить и 2 и 4 такбира, но говорим, что 2 такбира – ошибка.

508. Как нужно давать икаму к намазу – если азан был дан из 15 выражений – то икама нечетная.

«أمر بلال أن يشفع الأذان و يوتر الإقامة إلا الإقامة يعني قوله: قد قامت الصلاة»

Довод – хадис Анаса: «Билялю было приказано давать азан четным количеством, а икаму нечетным количеством выражений, кроме «Кад камат ис-саля, кад камат ис-саля»». (Согласованный). А у ан-Насаи: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Билялю».

Если из 19 выражений, то икама четная. Это – Сунна, а кто противоречит этому порядку, тот противоречит Сунне.

Довод – хадис Абу Махзуры (см. вопрос 507). У имама Абу Дауда — азан 19 выражений, а икама 17 выражений.

Примечание: как икама может быть четной тогда, когда она состоит из 17 выражений? Ответ: имеется в виду такбир 4 раза, каждое свидетельства по 2 раза и т.д.

509. Об узаконенности произнесения «ас-Саляту хайрун минан наум» в азане на Фаджр – желательно.

«من السنة إذا قال المؤذن في الفجر: حيَّ على الفلاح قال: الصلاة خير من النوم»

Довод – хадис Анаса: «Из Сунны – то, когда муаззин говорит на Фаджр: «Хайя ‘аля аль-фалях», после этого говорит: «ас-Саляту хайран мин наум»». (Ибн Хузейма). Достоверный.

Примечание: хадис о том, что однажды Биляль дал азан на Фаджр, и ему сказали: «Посланник Аллаха спит». Тогда он сильно закричал: «ас-Саляту хайрун минан наум (намаз лучше, чем сон)». (Ахмад) – слабый. В нем: Мухаммад ибн Исхак – уровня хорошего хадиса, но мудаллис, и в этом хадисе не заявил явно. К тому же, он противоречил другим крепким (Ма’мар, Йунус), которые передали его от аз-Зухри от Ибн уль-Мусейиба в отосланном виде (мурсаль).

510. Произнесение фразы «ас-Саляту хайрун минан наум» в первом азане на Фаджр или во втором – можно и в этом и в другом. В этом вопросе нет явного достоверного хадиса, поэтому можно делать оба варианта.

Примечание: хадис Абу Махзуры марфу’ан: «Если произносишь первый азан на Фаджр, тогда скажи: «ас-Саляту хайрун минан наум»». (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи) – слабый. В нем: 2 неизвестных передатчика (маджхуля).

511. Узаконена ли фраза «Хайя ‘аля хайриль ‘амаль» в азане – нет, более того, это один из признаков шиитов.

Довод – хадис Биляля о том, что он говорил во время азана на намаз Фаджр: «Хайя ‘аля хайриль ‘амаль», а затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ему заменить эту фразу на «ас-Саляту хайрун минан наум» (аль-Бейхакы) – очень слабый (мусальсаль бид ду’афа уаль маджахиль) и отвергаемый (мункар). В нем: 3 слабых и несколько неизвестных (маджхулей). Билял не имел права сам придумывать фразы азана, и это указывает на то, что этот хадис – отвергаемый (мункар).

Примечание: установлено от Ибн ‘Умара и ‘Али ибн уль-Хусейна ибн ‘Али ибн Аби Талиба (Зейн уль — ‘Абидин), что они говорили данную фразу во время азана на намаз Фаджр («Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы и «Сунан» аль-Бейхакы).

512. Узаконено ли вкладывать пальцы в уши во время азана – желательно. Нет ничего достоверного относительно этого. Но это – путь праведных предшественников (саляфов). Пришло достоверно от Мухаммада ибн Сирина (таби’ин), что так делали ученые его времени («Мусанниф» Ибн Аби Шейбы). К тому же, затыканием ушей пальцами достигается повышение голоса, что требуется во время азана.

Примечание: 1) Хадис Абу Джухейфы: «Однажды я видел, как Биляль давал азан, и я наблюдал за его ртом (т.е. за лицом – прим. пер.). Он поворачивал его то туда, то сюда, а его пальцы были в ушах». (Ахмад, ат-Тирмизи). Достоверный, кроме добавки: «а его пальцы были в ушах» — слабая. В нем: ученики ас-Саури — ‘Абдурразак и Муъаммаль ибн Исма’иль передали два разных хадиса одним иснадом. И у этой добавки есть свой иснад – по дороге Суфьяна ас-Саури от Хаджаджа ибн Артата (слабый и мудаллис), а в другой раз Суфьян передавал его от неназванного передатчика (мубхама).

2. Хадис о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Билялю вложить пальцы в уши и сказал: «Так твой голос будет выше». (Ибн Маджа) – слабый. В нем: ‘Абдуррахман ибн Са’д ибн ‘Аммар — слабый, а его отец и дед – неизвестные (маджхули).

513. Поворот направо и налево при произнесении фраз «Хайя ‘аля ссаля», «Хайя ‘аляль фалях» – каждую фразу и направо и налево, поворачивая только голову, без поворачивания тела.

Довод – 1. Хадис Абу Джухейфы (см. вопрос 512). 2. Хадис Абу Джухейфы о том, что Биляль говорил: «Хайя ‘аля ссаля, хайя ‘аля аль-фаляк» вправо и влево (Согласованный).

Примечание: 1) Этот хадис указывает на некоторые детали: произнесить эти фразы нужно после поворачивания. На это указывает хадис во 2-ом пункте. А также каждую из фраз нужно произносить как вправо, так и влево. 2) Нет ни одного достоверного хадиса о том, что нужно поворачивать тело во время произнесения данных фраз.

514. Повернуться в сторону кыйблы при произнесении азана – желательно.

Довод – Ибн уль-Мунзир передал единогласие ученых в том, что это – Сунна («аль-Аусат»). К тому же, это — то, что делали мусульмане во все времена. Что делать, если нет микрофона, и кибла в мечети смотрит в одну сторону, а населенный пункт за спиной? Ответ: если люди слышат азан, когда он произносит его в сторону киблы, то пусть так и делает, а если не слышат, то нужно оставить поворачивание в сторону киблы и нужно повернуться в сторону населенного пункта для того, чтобы люди услышали азан.

515. Произносить азан стоя – желательно.

«قال لبلال: قم فأذن»

Довод – хадис Абу Катады о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Билялю: «Вставай и произнеси азан». (аль-Бухари).

516. Произношение азана с возвышенного места – желательно.

«كان بيتي أطول بيت حول المسجد و كان بلال يؤذن عليه الفجر فيأتي بسَحَر فيجلس على البيت ينظر إلى الفجر فإذا رآه تمطَّى ثم قال: اللهم إني أستعينك و أستعديك على قريش أن يقيموا دينك»

Довод – хадис женщины из бану ан-Наджар: «У меня был самый высокий дом около мечети, и Биляль поднимался на него и давал азан на Фаджр. Он приходил во время темноты, садился на крышу дома и смотрел на рассвет. И если увидел, что рассвет наступил, то подтягивал свое тело, а затем говорил: «О Аллах! Я прошу у Тебя помощи и поддержки, чтобы курейшиты исповедовали Твою религию», а затем давал азан». (Абу Дауд). Хороший. В нем: Мухаммад ибн Исхак (уровня хорошего и мудаллис), но заявил явно.

Примечание: 1) Если азан был дан в микрофон, но затем после азана выяснилось, что наружные колонки не работали, то нужно повторить азан, ведь цель узаконенности азана – донесение до людей того, что время намаза зашло. 2) Минареты – нововведение, ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. И возможность сделать это была в отличие от микрофона и т.п. современных вещей.

«من أحدث في أمرنا هذا ما ليس منه فهو رد»

В хадисе ‘Айши пришло: (Согласованный). К тому же, в строительстве минаретов есть расточительство (исраф), ведь для постройки хотя бы одного минарета нужны огромные деньги.

517. Нужно ли давать икаму с высокого места – нет.

«كان بلال يؤذن إذا دحضت فلا يقيم حتى يخرج النبيﷺ فإذا خرج أقام الصلاة حين يراه».

Довод – хадис Джабира ибн Самуры: «Биляль давал азан тогда, когда солнце уходило с зенита, а икаму не давал, пока пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не выходил из дома. И когда видел его, то давал икаму». (Муслим). Внешне он указывает на то, что Биляль давал икаму внутри мечети.

518. По каким критериям выбирать муаззина – крепкий и красивый голос, знание в вопросах определения времени намаза.

«أن النبيﷺ أعجبه صوته فعلمه الأذان»

Довод – 1. Хадис Абу Махзуры о том, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, понравился его голос, поэтому он научил его азану. (Ибн Хузейма). Хороший.

«قم مع بلال فألقها عليه فإنه أندى صوتا منك»

2. Хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда (см. вопрос 507), и в конце пришло: «…встань вместе с Билялем и продиктуй ему слова азана, ведь его голос выше, чем твой».

519. Произношение азана припеваюче, словно песню – нововведение, но азан действительный.

Довод – хадис ‘Айши: «Кто внесет в наше дело то, что не из него, то это будет отвергнуто». (Согласованный).

«كان له مؤذن أذَّن فطرَّب في أذانه فقال له عمر بن عبد العزيز: أذِّنْ أذانا سمحا و إلا فاعتزلْنا»

Примечание: у ‘Умара ибн ‘Абдуль’азиза был муаззин, который давал азан припеваючи, подобно песне, и тогда он сказал ему: «Давай азан нормальным образом или оставь нас». (Ибн Аби Шейба). Достоверный.

520. Можно ли разговаривать в процессе азана – да при нужде, с условием чтобы не нарушалась непрерывность азана.

Довод – отсутствие довода за запрет. Поэтому главное – непрерывность азана. И если поговорил или попил воды и т.п., но при этом не нарушилась непрерывность в азане, то нет в этом ничего страшного.

521. На праздничный намаз не дается ни азан, ни икама, ни какой-либо иной призыв – да.

«صليت مع النبيﷺ العيدين غير مرة و لا مرتين بغير أذان و لا إقامة»

Довод – хадис Джабира ибн Самуры: «Я совершал праздничные намазы с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, не один и не два раза без азана и без икамы». (Муслим).

Примечание: хадис ‘Айши о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, для намаза затмения послал человека, который призвал людей: «ас-Саляту джами’а» не годится тут в довод, ведь это нужно из-за того, что многие люди не знают о затмении, в противоречие праздничному намазу.

522. Нужно ли давать азан и икаму на пропущенный по уважительной причине намаз – если пропущен один намаз – то нужно дать и азан и икаму, а если пропущен более чем один намаз, то все намазы совершаются с икамой, а азан дается только на тот намаз, время которого идет на данный момент.

«ثم أذن بلال فصلى النبيﷺ كما كان يصنع كلَّ يوم»

Довод на один намаз — хадис Абу Катады о том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проспал намаз Фаджр: «Затем Биляль дал азан, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз так, как совершал его каждый день». (Муслим).

Несколько намазов – хадис Абу Са’ида о том, что в «День рва» пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил несколько намазов только с икамами, и приказал дать азан на тот намаз, время которого было в тот момент (ан-Насаи – «ас-Сахих уль-Муснад»). Достоверный.

Примечание: хадис Ибн Мас’уда о том, что в «День рва» пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Билялю дать азан и икаму на намаз Зухр, затем совершил его, затем приказал дать икаму на ‘Аср, затем совершил его, затем приказал дать икаму на Магриб и совершил его (Ахмад) – слабый. В нем: пропуск – Абу ‘Убейда не слышал хадисы от своего отца Ибн Мас’уда.

523. Нужно ли давать азан на намаз в пути – да.

Довод – 1. Хадис Малика ибн уль-Хуэйриса (см. вопрос 505). Сказал шейх ‘Усеймин: «А они прибыли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и уезжали домой, тогда им был дан этот приказ». («аш-Шарх уль-Мумти’).

2. Хадисы об азане обобщенные.

3. Отсутствие довода на то, что можно оставить азан в пути. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оставлял его ни дома, ни в пути.

524. Узаконен ли азан в пути, верхом на животном или сидя в машине – да.

Довод – хадисы об азане обобщенные, включают в себя как того, кто дает азан стоя, так и того, кто дает его сидя на животном. И нет довода на запрет или нежелательность.

«كان يؤذن على البعير و ينزل فيقيم»

Примечание: установлено, что Ибн ‘Умар давал азан сидя на верблюде, а затем спускался и давал икаму. (Ибн Аби Шейба, Ибн уль-Мунзир).

525. Нужно ли давать азан и икаму на намазы, объединяемые в пути – дается один азан, а затем перед каждым намазом икама.

«أتى المزدلفة فصلى بها المغرب و العشاء بأذان واحد و إقامتين»

Довод – хадис Джабира о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел на Муздалифу, и совершил там Магриб и ‘Иша с одним азаном и двумя икамами. (Муслим).

«جمع بين المغرب و العشاء بإقامة واحدة»

Примечание: пришел хадис Ибн ‘Умара о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собрал между Магрибом и ‘Ишой одной икамой (Муслим). А также похожий на него хадис Усамы ибн Зейда также с упоминанием одной икамы для двух намазов без азана (Согласованный). Почему не сказать, что можно делать и так, как в хадисе Джабира, и так, как в этих хадисах? Ответ: потому что это – одна и та же история, ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал Хадж один раз в жизни. Поэтому предпочтение отдается хадису Джабира, ведь в нем есть добавка.

526. Действителен ли азан, произнесенный до наступления времени намаза – нет.

Единогласное мнение на это, кроме Фаджра передали Ибн уль-Мунзир и Ибн Кудама («аль-Аусат» и «аль-Мугни»).

Довод на Фаджр – хадис Малика ибн уль-Хуэйриса (см. вопрос 505).

Довод на 1-ый азан на Фаджр (Сунна) – хадис Ибн ‘Умара и ‘Айши марфу’ан: «Биляль дает азан ночью, поэтому ешьте и пейте, пока не даст азан Ибн Умм Мактум и он был слепым, который не давал азан, пока ему не скажут: «Наступил рассвет, наступил рассвет»» . (Согласованный). Слова: «и он был слепым, который…» не хадис, но это — слова аз-Зухри (мудрадж). Об этом упомянул Ибн Хаджар («Фатх уль-Бари»).

«أن بلالا أذن قبل الفجر فأمره النبيﷺ أن يرجع فيناديَ: ألا إن العبد نام»

Примечание: хадис Ибн ‘Умара о том, что однажды Биляль дал азан до наступления рассвета и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему вернуться и объявить людям: «Поистине, раб проспал (т.е. ошибся)». (Абу Дауд) — слабый. В нем: ошибся Хаммад ибн Саляма.

Сказал Ибн Хаджар: «Все передатчики этого хадиса крепкие, хафизы, однако имамы хадиса: Ибн уль-Мадини, Ахмад, аль-Бухари, аз-Зухли, Абу Хатим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Асрам (الأثرم), ад-Даракутни сошлись единогласно на том, что Хаммад ошибся в поднятии этого хадиса до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и что правильно – то, что эта история произошла с ‘Умаром. И сошлись единогласно на том, что Хаммад – единственный, кто передал его в виде марфу’». («Фатх уль-Бари»).

527. Когда произносится первый азан на намаз Фаджр – так, чтобы между двумя азанами было время, достаточное для совершения намаза витр и для совершения сухура (примерно минут 30-40).

«ولم يكن بينهما إلا أن ينزل هذا و يرقى هذا»

Довод – хадис ‘Айши о том, что она упомянула азан Биляла и Ибн Умм Мактума и сказала: «И между ними было короткое время так, что один успевал слезть, а другой подняться». (Согласованный).

528. Постановление о повторении за муаззином – желательно.

«إذا سمعتم النداء فقولوا مثل ما يقول المؤذن»

Довод – хадис Абу Са’ида марфу’ан: «Если услышите азан, то говорите то, что говорит муаззином». (Согласованный).

«سمع مؤذنا فلما كبَّر قال: على الفطرة فلما تشهد قال: خرج من النار»

Уводит на желательность – 1. Хадис о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышал муаззина, и когда тот произнес такбир, сказал: «На своем врожденном свойстве» , а когда тот произнес свидетельство, сказал: «Вышел из Огня». (Муслим). А если бы повторение за муаззином было бы обязательным, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оставил бы это.

«من قال حين يسمع النداء: و أنا أشهد أن لا إله إلا الله و أن محمدا رسول الله رضيت بالله ربا و بالإسلام دينا و بمحمد نبيا غُفر له ذنبه»

2. Хадис Са’да ибн Аби Уаккаса марфу’ан: «Кто скажет, когда слышит азан: «И я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. Я доволен Аллахом как Господом, и Исламом как религией, и Мухаммадом как пророком», тогда ему будут прощены грехи». (Муслим). Ведь если человек будет произносить этот ду’а, то может не успеть повторять за муаззином.

Примечание: слова: «И я свидетельствую…» указывают на то, что этот ду’а нужно произносить после того, как муаззин произнесет два свидетельства.

3. Асар о том, что во времена ‘Умара в пятничный день сподвижники разговаривали во время азана, и переставали беседовать тогда, когда ‘Умар начинал пятничную проповедь («Мууата Малик»). Достоверный.

Примечание: мнение о желательности повторения за муаззином – мнение шейха аль-Альбани, Ибн База, и ‘Усеймина и др.

529. Что говорить, когда муаззин произносит «Хайя ‘аля ссаля», «Хайя ‘аляль фалях» – «Ля хауля уа ля кууата илля биЛлях» («Нет силы и мощи, кроме как от Аллаха»).

إذا قال المؤذن: الله أكبر الله أكبر فقال أحدكم: الله أكبر الله أكبر ثم قال: أشهد ألا إله إلا الله قال أحدكم: أشهد ألا إله إلا الله ثم قال: أشهد أن محمدا رسول الله قال: أشهد أن محمدا رسول الله ثم قال: حيَّ على الصلاة قال: لا حول و لا قوة إلا بالله ثم قال: حيَّ على الفلاح قال: لا حول و لا قوة إلا بالله ثم قال: الله أكبر الله أكبر قال: الله أكبر الله أكبر ثم قال: لا إله إلا الله قال: لا إله إلا الله من قلبه دخل الجنة

Довод – хадис ‘Умара марфу’ан: «Когда муаззин скажет: Аллах Велик, Аллах Велик, и один из вас говорит: Аллах Велик, Аллах Велик. Затем, когда он скажет: Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и один из вас говорит: Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. Затем, когда он скажет: Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха, и один из вас говорит: Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Затем, когда он скажет: Спешите на намаз, и один из вас говорит: Нет силы и мощи, кроме как от Аллаха. Затем, когда он скажет: Спешите к спасению, и один из вас говорит: Нет силы и мощи, кроме как от Аллаха. Затем, когда он скажет: Аллах Велик, Аллах Велик и один из вас говорит: Аллах Велик, Аллах Велик. Затем, когда он скажет: Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и один из вас говорит: Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И если он (то есть, один из вас – прим. пер.) говорит это искренне из сердца, то зайдет в Рай». (Муслим). Более правильно – то, что хадис ‘Умара разъясняет хадис Абу Са‘ида (см. вопрос 528), ведь фраза, в которой не нуждается слушающий, была заменена на фразу с поминанием Аллаха. А некоторые ученые говорят, что можно делать и так и так.

530. Нужно ли повторять за муаззином фразу «ас-Саляту хайрун минан наум» – да.

Довод – общность хадиса Абу Са’ида (см. вопрос 528).

531. Нужно ли повторять за муаззином когда он произносит икаму – нет.

Довод – отсутствие довода на это. И это — фетва шейхов ‘Усеймина, Мукбиля, Яхьи аль-Хаджури и др., в противоречие шейху Ибн Базу.

532. Должен ли муаззин повторять за самим собой пониженным голосом – нет.

Довод – хадис ‘Айши: «Кто внесет в наше дело то, что не из него, то это будет отвергнуто». (Согласованный).

Сказал шейх Яхья аль-Хаджури: «Если он сделает так, то повторит фразы азана дважды, без разницы повторял за собой после азана или во время азана. Все это – нововведение». («Ахкам уль-Джум’а»).

533. Повторять ли за муаззином, если во время азана совершаешь намаз – нет.

«إن في الصلاة شغلا»

Довод – хадис Ибн Мас’уда марфу’ан: «Поистине, в намазе есть занятость». (Согласованный).

534. Если слышал муаззина, но не смог повторять за ним, можно ли произнести все фразы после азана – да, ведь у него есть оправдание.

535. Если слышит сразу несколько муаззинов, то за кем повторять – за всеми, если же это затруднительно, то за тем муаззином, который дает азан из твоей мечети.

536. Можно ли обуславливать зарплату за азан – нет, запрещено.

«قال: يا رسول الله اجعلني إمام قومي فقال: أنت إمامهم و اقتد بأضعفهم و اتخذ مؤذنا لا يأخذ على أذانه أجرا»

Довод – хадис ‘Усмана ибн Аби аль — ‘Аса о том, что однажды он сказал: «Посланник Аллаха! Сделай меня имамом моего народа». (в намазе – прим. пер.). Тогда он сказал: «Ты будешь их имамом. Ориентируйся на слабых из них, и возьми себе муаззина, который не будет брать плату за азан». (Пятеро). Достоверный.

537. Можно ли брать что-либо за азан, не обусловливая ничего конкретного – да.

Сказал Ибн Кудама: «Мы не знаем разногласия в том, что дозволено брать удел за азан». («аль-Мугни»). Под уделом имеется в виду, если имам сам дает муаззину что-либо за азан, без обусловленности конкретно чего-либо.

538. Действителен ли азан грешника – да.

Довод – хадис Малика ибн уль-Хуэйриса (см. вопрос 505). А грешник входит в общность слов: «один из вас». И это – фетвы шейхов Ибн База и ‘Усеймина.

«الإمام ضامن و المؤذن مؤتمن»

Но лучше не ставить муаззином нечестивца из-за хадиса Абу Умамы: «Имам ответственный, а муаззин – тот, кому можно доверять». (Ахмад и др. – «ас-Сахих уль-Муснад»). Хороший.

«الإمام ضامن و المؤذن مؤتمن اللهم أرشد الأئمة و اغفر للمؤذنين»

А со слов Абу Хурейры пришла добавка: «О Аллах! Направь имамов на правильный путь, и прости муаззинов». (Ахмад, Абу Дауд и др.). Достоверный.

539. Действителен ли азан ребенка – да, если известно, что он дал его вовремя.

540. Действителен ли азан раба – да.

Довод на вопросы 539 и 540 – хадис (см. вопрос 505).

«قال النبيﷺ: إذا حضرت الصلاة فليؤذن لكم أحدكم و ليؤمكم أكثركم قرآنا فنظروا فلم يكن أحد أكثر مني قرآنا…»

Если в населенном пункте азан дал только ребенок, который различает (мумайиз), то коллективная обязанность с жителей снимается из-за достоверного хадиса ‘Амра ибн Салямы марфу’ан: «Если пришло время намаза, то пусть один из вас произнесет азан, а имамом будет тот, кто больше всех заучил Коран». Они посмотрели, и не было никого, кто бы заучил больше меня из Корана. Затем он совершил с ними намаз, будучи ребенком. И если имамство ребенка над людьми действительно и снимает коллективную обязанность, то азан тем более.

541. Если человек совершает намаз дома, нужно ли давать азан и икаму – если в этой местности азан был дан – то нет.

Ближе к Сунне не давать азан, но если дал, то это не запрещено. Пришли достоверные асары от Ибн Мас’уда, что однажды он совершил намаз дома с Алькамой и аль-Асуадом без азана и икамы (Муслим) и Ибн ‘Умара, что он сказал: «Если ты в населенном пункте, в котором дают азан и икаму, то этого достаточно для тебя». (аль-Бейхакы). А также пришел достоверный асар от Джабира, что он давал азан и икаму дома (Ибн Аби Шейба). Поэтому из-за отсутствия довода на азан дома, этого лучше не делать, но кто будет так делать, основываясь на действие Джабира, то это не порицается.

542. Можно ли дать азан и икаму в той мечети, в которой люди уже совершили намаз, дав азан и икаму – если человек местный, то лучше азан и икаму не повторять, если же путник, то ему это узаконено. Ведь если он — житель города, то ему достаточен азан этого города, а если путник, то он не относится к азану города.

Примечание: пришел достоверный асар от Анаса, что однажды он зашел в мечеть, в которой уже совершили намаз, произнес азан и икаму, а затем совершил намаз. (Ибн Аби Шейба, Ибн уль-Мунзир).

543. Как давать азан и икаму – азан растягивая, икаму – быстрым темпом. Таким описанием мусульмане произносили азан и икаму во все времена. Пришел достоверный асар от Ибн ‘Умара о том, что он произносил икаму быстрым темпом (Ибн Аби Шейба).

Примечание: 1) Хадис Джабира о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Билялю: «Когда даешь азан, то растягивай его, а когда даешь икаму, то произноси ее быстро, и делай так, чтобы расстояние между азаном и икамой было равно тому, чтобы принимающий пищу освободился от приема пищи». (ат-Тирмизи) – очень слабый. В нем: ‘Абдульмун’им ибн Ну’ейм аль-Асуари (الأسواري) и Яхья ибн Муслим аль-Баккаъ (البكَّاء) – оба очень слабые. Слабым этот хадис назвал шейх аль-Альбани («Ируа аль-Галил»).

2) Асар ‘Умара о том, что однажды он сказал муаззину мечети «аль-Кудс» Абу Зубейру то, что в первой части хадиса Джабира – слабый. В нем: 2 неизвестных (маджхуля). Но даже если человек будет противоречить этому описанию, то азан и икама действительны, но это противоречит тому, что лучше.

544. Каким должен быть временной промежуток между азаном и икамой – ограничений не установлено, но желательно, чтобы между азаном и икамой был определенный промежуток, даже в намазе Магриб. То есть, промежуток времени, чтобы люди успели совершить Сунну намаз и успели собраться в мечети.

«صلوا قبل المغرب قالها ثلاثا و قال في الثالثة: لمن شاء»

Примечание: установление четкого (минута в минуту) промежутка времени с намерением приближения к Аллаху является нововведением (см. вопрос 516). Но и без вышеупомянутого намерения лучше этого не делать.

545. Можно ли давать азан в состоянии малого или полового осквернения (без вуду и гусля) – да, но лучше во время азана муаззину быть в состоянии ритуальной чистоты.

«إني كرهت أن أذكر الله إلا على الطهارة»

Довод – хадис аль-Мухаджира ибн Кунфуза марфу’ан: «Я не люблю поминать Аллаха, кроме как будучи в состоянии религиозной чистоты». (Абу Дауд). Достоверный.А в «Книге очищения» уже было разъяснено, что поминать Аллаха без омовения или гусля не запрещено (см. вопрос 269).

Примечание: «Пусть не дает азан никто, кроме того, кто взял малое омовение». (ат-Тирмизи) – слабый как марфу’, так и маукуф. В нем: Му’ауия ибн Яхья ас-Садафи (الصدفي) — слабый и аз-Зухри не слышал хадисов от Абу Хурейры.

546. Может ли дать икаму не тот, кто дал азан – да, но лучше, чтобы давал икаму тот, кто дал азан.

Довод – так делали муаззины во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует. (см. вопрос 517).

Примечание: хадис Зияда ибн уль-Хариса марфу’ан: «А тот, кто произнес азан, тот пусть произносит икаму». (ат-Тирмизи) – слабый. В нем: ‘Абдуррахман ибн Зияд ибн Ан’ум аль-Ифрики — слабый.

547. Кто решает нужно ли дать икаму или еще подождать – имам, но при условии, что он постоянный.

Довод – хадис Джабира ибн Самуры (см. вопрос 517). Ведь Биляль не давал икаму, пока не приходил пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Но если имам задерживается сильно, дольше чем обычно, то нет ничего страшного, если муаззин даст икаму без имама.

Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Муаззин имеет больше прав относительно азана, а имам имеет больше прав относительно икамы». (Ибн ‘Ади) – слабый. В нем: Шарик аль-Кады — слабый. А также Яхья ибн Исхак аль-Сайладжини (السيلجيني) противоречит другим, которые передали его с другим словом (см. хадис Абу Умамы, вопрос 538).

548. Мольба между азаном и икамой не отвергается Всевышним Аллахом – да.

«لا يُرَد الدعاء بين الأذان و الإقامة»

Довод – хадис Анаса марфу’ан: «Ду’а между азаном и икамой не отвергается». (ан-Насаи и Ибн Хузейма). Достоверный.

549. Какую мольбу (дуа) произносить после азана – Салават, затем дуа уасиля.

«من قال حين يسمع النداء: اللهم ربَّ هذه الدعوة التامة و الصلاة القائمة آتِ محمدا الوسيلة و الفضيلة وابعثه مقاما محمودا الذي وعدته حَلَّتْ له شفاعتي يوم القيامة»

Довод на ду’а аль-уасиля – хадис Джабира марфу’ан: «Кто скажет тогда, когда услышит азан: «О Аллах – Господь этого полноценного призыва, и того намаза, который будет совершаться, дай Мухаммаду аль-уасиля и почет, и вознеси его на достопохвальное место, которое ты ему обещал», для того станет обязательным мое заступничество в Судный день». (Четверо и аль-Бухари). А добавка: «ведь поистине, Ты не нарушаешь обещаний» — слабая, как это разъяснил аль-Альбани.

«إذا سمعتم المؤذن فقولوا مثل ما يقول ثم صلوا علي فإنه من صلى علي صلاةً صلى الله عليه بها عشرا ثم سَلُوا الله لي الوسيلة فإنها منزلة في الجنة لا تنبغي إلا لعبد من عباد الله و أرجوا أن أكون أنا هو فمن سأل لي الوسيلة حلَّت له الشفاعة»

На салауат и ду’а аль-уасиля после азана – хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра марфу’ан: «Когда вы услышите муаззина, то повторяйте за ним, а затем произнесите за меня салауат, ведь поистине, тот, который возведет на меня благословение, то за это Аллах благословит его десять раз. Затем попросите Аллаха за меня аль-уасиля, а это – место в Раю, которого не достоин никто, кроме одного раба из рабов Аллаха, и я надеюсь, что этим рабом буду я. И тот, кто попросит для меня аль-уасиля, то мое заступничество за него станет оьбязательным». (Муслим).

550. Постановление о повышении голоса при совершении азана – повышение голоса – столп азана, а повышение голоса до предела возможности – не столп, но желательно.

Довод – хадис Абу Са’ида (см. вопрос 503).

551. Если отступил от веры при произнесении азана – азан недействительный.

Довод – хадис Малика ибн уль-Хуэйриса (см. вопрос 505), ведь он перестал быть одним из нас. А если он стал вероотступником (муртаддом) после того, как закончил давать азан, то азан действителен, но он за него награду не получит.

552. Если муаззин не смог довести азан до конца, можно ли довершить его, или нужно начать азан заново – можно довершить, если соблюдается условие непрерывности азана, потому что цель от азана (объявление о заходе времени намаза и призыв людей на него) достигается, и нет довода на запрет довершить за него азан.

553. Если муаззин произнес азан, перепутав его фразы местами – азан недействителен.

Довод – хадис ‘Айши: «Кто внесет в наше дело то, что не из него, то это будет отвергнуто». (Согласованный). И если переставить местами фразы азана, то не будет достигнута цель от азана.

554. Фраза в азане «ас-Саляту фир-рихаль» (совершайте намаз в своих домах) – узаконена при сильном ветре, дожде и морозе, дома, а также в пути.

«كان يأمر المؤذن إذا كانت ليلة باردة أو ذات مطر في السفر أن يقول: ألا صلوا في رِحالكم»

Довод – хадис Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал муаззину, если была холодная ночь, или дождливая ночь в пути, чтобы он говорил: «Совершайте намаз в своих домах». (Согласованный).

«ليلة باردة أو ذات مطر أو ذات ريح»

А у Ибн ‘Ауаны в его «ас-Сахихе» пришло: «холодная, дождливая и ветряная ночь». А со слов Ибн ‘Аббаса — дождливая ночь не в пути (см. вопрос 555).

555. В каком месте произносить фразу «ас-Саляту фир-рихаль» – 1. либо вместо фраз «хайя ‘аля ссаля» «хайя ‘аляль фалях» 2. либо после окончания азана 3. либо после фразы «хайя ‘аляль фалях».

«أنه جلس على المنبر فقال لمؤذنه: إذا قلت أشهد أن محمدا رسول الله فلا تقل: حيَّ على الصلاة قل: صلوا في بيوتكم. فكأن الناس استنكروا فقال: فَعَله من هو خير مني إن الجمعة عزمة و إني كرهت أن أُخرِجكم فتمشون في الطين و الدحَض»

Довод – 1. Хадис Ибн ‘Аббаса о том, что однажды он сел на минбар и сказал своему муаззину: «Если скажешь: «Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха», то не говори: «Спешите на намаз», но скажи: «Совершайте намаз дома»». И люди как будто не поверили ему, и он сказал: «Так делал тот, кто лучше меня. Пятничный намаз является обязательным, и я не хотел заставлять вас выходить из домов, чтобы вы шли в грязи». (Согласованный).

«كان يأمر مؤذنا يؤذن ثم يقول على أثره: ألا صلوا في الرحال في الليلة الباردة أو المطيرة في السفر»

2. Хадис Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в холодную ночь и дождливую ночь в пути приказывал муаззину говорить после азана: «Совершайте намаз дома». (аль-Бухари).

«أنبأنا رجل من ثقيف أنه سمع مؤذن النبيﷺ في ليلة مطيرة في السفر يقول: حيَّ على الصلاة حيَّ على الفلاح صلوا في رِحالكم».

3. Хадис человека из Сакифа, что однажды он слышал, как муаззин пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в дождливую ночь в пути сказал: «Спешите на намаз, спешите к спасению, совершайте намаз у себя в домах». (ан-Насаи). Достоверный (соответствует условиям аль-Бухари и Муслима).

556. О необходимости сражения с жителями селения, которые не произносят азан – обязанность правителя мусульман, даже если жители произносят икаму.

Довод – хадис Анаса (см. вопрос 505).

557. Когда нужно вставать при произнесении икамы – если имам в мечети, то как удобно, т.к. нет никакого достоверного довода, указывающего на конкретный момент вставания, если же имам не в мечети, то после того, как увидишь имама.

«إذا أقيمت الصلاة فلا تقوموا حتى تروني»

Довод – хадис Абу Катады марфу’ан: «Если произнесли икаму, то не вставайте, пока не увидите меня». (Согласованный).

Примечание: а если в мечети много народу так, что имама не видно? Ответ: тогда действуешь по хадису Джабира ибн Самуры (см. вопрос 517), ведь если муаззин произносит икаму, значит, он увидел, как имам зашел в мечеть.

Чтение дуа после азана является обязательным в исламе, чтобы получить благословение Аллаха, подтвердить искреннюю веру. Произносятся священные тексты после призыва от муэдзина к молитве. Делать долгую паузу, отвлекаться на посторонние дела, мысли запрещено.

Азан появился в Исламе после переселения мусульманской общины, совершенное благодаря Мухаммаду, в Медину из Мекки. Пророк решил, что истинно верующим необходима определенная речь, собирающая всех на молитву 5 раз в день. Проведение служит посланием для живущих о силе Ислама, освобождении мусульман. Читая дуа, люди продолжают благое дело Мухаммада, объединяются с единоверцами. В азане заключены благие желания мусульман — счастье, покровительства единого и единственного Бога.

Дуа является продолжением священного действа. Произносить текст подобает каждому, кто произнес азан или услышал речи муэдзина.

У мусульманина появляется возможность попросить что-то для себя, своей семьи. Если соблюдать все правила: прочесть молитву во время намаза, сразу после Ташаххуда, затем дуа читаемое после азана, то великий пророк Мухаммад станет заступником, защитит от бед, отгонит шайтанов, сомнения, подарит благословение. Нужно правильно произнести слова, слушать муэдзина, понимать истинный смысл сказанного, а не проводить священное действо по причине почитания традиций.




Текст и транскрипция дуа

В хадисе, повествующем о словах, действия великого пророка Мухаммада сказано:

“Как донесется зов муэдзина, дословно проговаривайте тексты. После приступите к молитве, чтобы я пророк ваш получил благословение. Знайте же: кто помолится за меня, тому Всевышний даст в 10 раз больше. Произнесите мольбы, чтобы Аллах подарил мне наивысшую ступень в Раю (Аль-Василя), молите, ведь место есть для 1 раба Аллаха. Кто помолится, тому стану защитником”.

Священный текст дуа азана:

«Аллахума, Раб-ба хазих-хи дагьюати та-амати, уа-ссальатиль каа-имати, а-ати Мухамаданиль уасильата-уаль фадыльата уабгасху макаман махмуданил-льази уагадта”.

В конце азана дополнительно говорят:

“Ин-нака льа тухлифуль-мигяд”.

Значение священное призыва, дуа:

“О Великий, единый и единственный Бог Аллах, произнесенного азана, подготавливающегося намаза! Даруй пророку Мухаммеду наивысшую ступеньку в Раю, одари добродетелью, осуществи воскрешение «МакамМахмуд», что пообещал ему. Сомневаться не стоит, что слова будут несдержанны”.

После утреннего намаза, совершаемого после азана, произносятся отдельные дуа.




Для правильного произношения используется транскрипция:

“Ау-узу бил-льахи минаш-шайта-ани раджи-им, бисмил-льа-ахи рахма-ани рахи-им”.

Суть дуа в переводе на русский язык:

“Начало дня с имени Аллаха. С именем Его ничего на земной тверди, на небесных сводах повредить мне не сможет. Бог — все слышит, все знает!”.

Другая священная дуа, произносимая после азана, утреннего намаза:

Для правильного произношения используются звуки:

“Аллаахума анте-раб-бии, льа ильаахэ ил-льаа анта, хальактани-и ва ана абдукьа, ва-ана а-альа ахдикьа ва ва-дикьа мастато-оту, а-ау-узу бикьа мин ша-ри ма-а сона-ту, абу-у-у льакьа би ни-матикьа а-аляйа ва абу-у-у льакьа бизанби-и, фагфирли-и, фа инэху льа-а йагфируз-зуну-убэ илльа-а анта”.

Повторяется дуа после священного азана трижды, перевод:

“О Всевышний, ты Бог. Не существует иных божеств. Создал меня, оттого твоим рабом являюсь. Все силы приложи, чтобы оправдывать ожидания, справиться с обязанностями, воплощать в жизнь обещанное. Обращаюсь к Аллаху, уходя от злого, порочного, сделанного мной. Благодарю за блага, дареные мне, печалюсь собственной греховности. Молю о прощении. Некому простить мои грехи, только Ты в силах!”.

Дуа принесут пользу в случае искренней веры, правильного произношения слов. Механическое произношения после азана, без раскаяния в грехах, без желания обратиться к Аллаху не работают.

Правила чтения священных текстов

Дуа, читаемое после азана, является частью священного действа — нужно соблюдать все правила. Когда закончится призыв от муэдзина, делают сунна-намазы, произносят 255-й аят суры аль-Бакара.

В перерыве между азаном возносятся дуа к Аллаху, затем читать икамат.

Дуа, читаемые после азана, произносятся спокойным, уверенным тоном, повышать голос не нужно. Священные тексты читать на разных языках, но лучше выучить на арабском. Призывы верующих в силу Аллаха будут услышаны. Фальшь, ложь, неискренность, отсутствие веры при чтении азана, молитв недопустимо. Обещание бороться с собственными грехами выполняйте по мере сил. Произносите те дуа, смысл которых понятен. Советуйтесь со старшими, просите объяснить недопонятые моменты, избавляйтесь от невежества.

Если произносить священный текст вместе с другими верующими, общиной, эффект будет сильнее и быстрее. Дуа после проведения азана произносятся ежедневно. Нельзя периодически прерываться, вспоминать о священных текстах, когда что-то понадобится. Заступничество пророка Мухаммада получают достойные, произносящие молитвы не для собственной выгоды, а из соображений истинной веры во всемогущего Аллаха.

Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом» . Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому» .

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда» . Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а » (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется .

Азан это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению . Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан , исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха .

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Слова азана

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего).">أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)

(Спешите на молитву).

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)

(Спешите к спасению).

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха).

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм » النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

Икамат это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда) .

Слова икамата

Произносятся размеренно:

У ханафитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

(Молитва начинается).

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ляя иляяхэ илля ллаах.

У шафиитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

Хайя ‘аля ссаляя.

Хайя ‘аляль-фаляях.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно , а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа »), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной») .

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День] » .

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута ». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу? » Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах » .

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

Ему не обязательно при этом иметь омовение.

«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.

Вопрос: Некоторые братья, приходя в мечеть, продолжают разговаривать между собой в то время, когда читается азан, дозволено ли это?

Ответ:

Азан (призыв к молитве), который звучит пять раз в день во всех населенных пунктах, где проживают мусульмане – это одно из важных знамений Ислама. Если этого не делают в том или ином населённом пункте, то грех за это ляжет на каждого жителя-мусульманина, достигшего совершеннолетия, ибо азан является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая).

Отвечать на азан является особенностью нашей уммы, ибо и сам азан – это особенность нашей уммы. То есть во время чтения азана следует отвечать на него, а не разговаривать. Даже если человек во время оглашения Азана занимается получением знаний, чтением Корана, поминанием Аллаха (зикром), то ему желательно прервать своё занятие и не произносить ничего другого, кроме слов, которыми полагается отвечать на азан.

В книге «Бушра Аль-Карим » пишется:

«Следует прервать обучение, даже если это является обязательным, ибо обучение не упускается. То есть обучение можно возобновить, а ответ на азан упускается, если не ответить вовремя.

Джалалуддин Ас-Суйути в книге «Мухтассар Азкари Ан-Навави » сказал:

«Поистине, тому человеку, который разговаривает во время оглашения азана, стоит опасаться за свой плохой конец. По этой причине его конец может оказаться плохим. А мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от такого конца ».

Имам Аш-Шаʻрани в книге «Аль-ʻухуд Аль-Мухаммадийя» пишет об этом следующее:

«Посланник Аллаха ﷺ взял с нас общее обязательство отвечать на азан, согласно тому, что указано в сунне, и не отвлекаться на пустые разговоры и прочее, проявляя уважение к Пророку ﷺ . Поистине, для каждой сунны указан определенный отрезок времени, в течение которого следует совершить эту сунну. Также для ответа муэдзину есть отведённый отрезок времени. Такой же отрезок времени отведен для тасабиха, чтения Корана, и других поклонений. Подобно тому, как раб Аллаха не имеет права читать вместо суры Аль-Фатиха истигфар, или вместо тасбиха в поясном или земном поклоне – суру Аль-фатиха, или вместо ташххуда что-то другое, так же дело обстоит и с ответом на азан.

Этим обязательством пренебрегают и не отвечают на азан многие, даже из числа тех, кто приобретает знания, не говоря уже о других простых мусульманах. Более того, некоторые из них не идут на джамаат-намаз. В то время, когда люди коллективно делают намаз, они читают книги по грамматике, уссулу или фикху и говорят в своё оправдание, что ильм (приобретение знаний) предпочтительнее джамаат-намаза, но это далеко не так ».

Саййиди ʻАли Аль-Хавасс (да смилуется над ним Аллах), когда слышал слова азана «Хайя ʻаля ссалях», начинал дрожать и был близок к тому, чтобы растаять от почтительного страха пред Всевышним Аллахом. Он отвечал муэдзину со смиренностью сердца (хузуром) и с покорностью тела, да будет доволен им Всевышний Аллах.

Исходя из всего вышеприведенного, мы поняли, что во время оглашения азана человек должен отвечать на азан, оставив все посторонние дела. Даже если человек занимается чтением Корана, приобретением полезных знаний и другими тому подобными занятиями, не говоря уже о других обычных разговорах и делах, ему следует прерваться, чтобы ответить на азан. Более того, разговоры во время оглашения азана могут привести человека к сууль-хатимат (плохому концу жизни).

Говоря коротко, при чтении азана человеку по мере возможности стоит оставить все свои дела и внимательно слушать азан, повторяя его слова в качестве ответа муэдзину.