Кого еще из глав снимет Минниханов и как «завернули» Стояние на Угре? "Полный бак" для Минниханова? Сми отставка президента рт минниханова.

Глава Татарстана Рустам Минниханов и Шафгат Тахаутдинов знакомы не первый десяток лет. Тахаутдинов стал миллиардером, а Татарстан подсчитывает убытки?

Компания "Инвестсодружество" бывшего главы "Татнефти" Шафагата Тахаутдинова приобрело 30% пермской нефтяной компании "Сиаль", - сообщает The Moscow Post .

Несмотря на то, что Шафагат Тахаутдинов покинул пост главы Татнефти еще в 2013 году, его продолжают связывать с главой Татарстана . В свое время Минниханов даже заявил, что имя Тахаутдинова будет золотыми буквами внесено в историю нефтедобычи Татарстана.

Насколько это заявление соответствует реальности и не следует ли внести имя Тахаутдинова в протоколы надзорных и силовых ведомств буквами попроще?

Уже никто никуда не уходит?

Тахаутдинов и Минниханов заняли 2 главные руководящие должности в "Татнефти" в июне 1999 года. Минниханов, на тот момент премьер-министр Республики Татарстан, стал председателем Совета Директоров, а Тахаутдинов занял пост гендиректора АО "Татнефть".

Прошло 20 лет. Минниханов, как глава Татарстана, по-прежнему является и главой Совета Директоров ПАО "Татнефть", а Тахаутдинов - членом Совета Директоров. Тахаутдинов по-прежнему является еще и миноритарием "Татнефти".

Официально ему принадлежит 0,11% акций компании. Злые языки намекают на то, что через офшоры ему принадлежит больше, но на то они и злые языки. Про Минниханова такое тоже поговаривают.

Но, в любом случае, было бы неразумным предполагать, что Минниханов и Тахаутдинов не оказывают влияния на политику компании.

Особенно если учесть, что Тахаутдинов, к тому же является помощником Минниханова по вопросам нефтяной промышленности. Так почему же Тахаутдинов ушел с поста главы Татнефти в 2013 году? Ведь официальная формулировка "на заслуженный отдых" слабо сочетается с бурной деятельностью Тахаутдинова после отставки.

Вероятнее всего, Тахаутдинов покинул пост гендиректора в связи с обвинениями в выводе активов из "Татнефти". Были ли эти обвинения беспочвенными?

Впрочем, на данный момент Тахаутдинов не находится на госслужбе, он советует Минниханову исключительно на общественных началах. Что ни говори, Минниханов может быть доволен.

Особенности парного хождения

Иметь советника-предпринимателя, способного зарегистрировать офшор, к которому не имеют доступа российские надзорные структуры, наверняка, хотели бы многие чиновники.

Перспективы выглядят весьма привлекательно: Тахаутдинов и Минниханов вместе работают уже не первое десятилетие, с чего бы им прекращать сотрудничать? Ах да, российское законодательство мешает.

Вот если бы Рустаму Минниханову какой-нибудь небольшой нефтяной бизнес, но не публичный и желательно не в Татарстане... Например, в Пермском крае. Например, "Сиаль".

В последнее время к Рустаму Минниханову как к главе Татарстана накопилось довольно много вопросов, все чаще раздаются голоса, требующие его отставки. Уж не для старого ли товарища Тахаутдинов приобрел актив в Пермском крае?



Объективных предпосылок, которые способствуют ликвидации республик, немало для того, чтобы в скором времени цепочка формальных поводов позволила запустить этот процесс. Можно только предполагать, как будут развиваться события в рамках этого негативного сценария. Формирование такого сценария, ровно как и выделение предпосылок, важно не для распространения пессимистических настроений и уверенности в скорой катастрофе, а для понимания, как работать с этими рисками, как строить свою стратегию действий гражданскому и экспертному обществу на том или ином этапе ликвидации республик. ​

Планомерное давление на Татарстан в 2012-2013 гг. и в 2017 году (дезавуирование федеративного договора, банковский кризис и языковой конфликт) являют собой пример планомерной десакрализации образа успешной республики

Вместе с тем, этот процесс весьма трудозатратный, рискованный и может вызвать массовое недовольство граждан (прежде всего, на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане, Якутии, в Калмыкии и Бурятии), протесты и непридвиденные сопротивление. Сделать это одним росчерком пера, как хотел бы г-н Жириновский, невозможно. Для этого необходима методологически верно организованная и тщательно спланированная многоходовая спецоперация. Кремль умеет это делать - жёсткая смена руководства ряда республик прошли почти безболезненно, в том числе, за счёт тщательной подготовки общественного мнения. Планомерное давление на Татарстан в 2012-2013 гг. и в 2017 году (дезавуирование федеративного договора, банковский кризис и языковой конфликт) также являют собой пример планомерной десакрализации образа успешной республики, которая при необходимости могла быть использована для передела сфер влияния в республике.

Итак, какие общие контуры можно нащупать у такой спецоперации? Это дальнейшая дискредитация национальных республик в массовом сознании через масштабные антикоррупционные кампании, общефедеральный резонанс в СМИ, громкие отставки и аресты представителей экономической и политической элиты, а вместе с ними и первых лиц республик. Предварительная подготовка к таким арестам - это , смена местного силового блока, процедуры банкротства крупных работодателей или крупные, неожиданные финансовые проблемы у флагманов местной экономики, контролируемые социальные протесты. Любой из этих факторов способен привести к обоснованной зачистке местных элит. В таком случае какая-либо воля к сопротивлению может быть парализована.

Параллельно силовиками зачищаются все национальные группы, способные к общественному сопротивлению, раскрываются "сепаратистские заговоры", которые могут быть увязаны с иностранным влиянием. Дополнительных вариаций много: тюркские народы, их интеллигенцию можно обвинить в пантюркизме и турецком влиянии (недавно в Telegram-каналах прошла информация о создании "турецких" отделов в структурах республиканских ФСБ), финно-угорских общественников - в излишних связях с Финляндией, Эстонией и Венгрией, традиционно сильную на Северном Кавказе религиозную общественность - в вахаббизме. В этом отношении, кроме контртеррористических операций у силовых органов есть опыт зачистки крымскотатарского движения, работы с черкесским влиянием, точечных посадках татарских и башкирских активистов.

Параллельно усиливаются группы, заявляющие о массовом нарушении прав русского населения, поднимаются "старые дела", жалобы о притеснениях. В наиболее беспокойных республиках может усилиться казачий контингент и грантовые ассигнования для них. Может быть запущен управляемый процесс межнациональных конфликтов: между осетинами и ингушами, чеченцами и ингушами, черкессами с одной стороны и балкарцами с карачаевцами с другой. Именно тогда Северному Кавказу может понадобиться "генерал-губернатор".

Ещё одна потенциальная точка управляемого хаоса - между татарами и башкирами.

Любой негатив из национальных республик может проецироваться и на вполне устойчивые Татарстан, Башкортостан, Якутию, Северную Осетию

В целом, в каждой республике заложено немало "мин" замедленного действия, и языковой конфликт 2017 года показал, что такие мины включаются очень быстро и технологично. К тому же любой негатив из национальных республик может проецироваться и на вполне устойчивые Татарстан, Башкортостан, Якутию, Северную Осетию и другие сильные республики.

Финансовые нарушения, без которых не обходится ведение любого масштабного бизнеса в стране, могут стать причиной для запуска процедур банкротств, назначением внешнего управления, с постепенным переходом прав собственности к крупным федеральным финансово-промышленным группам. Оставшейся элите предлагаются экономические и политические преференции, интеграция в новую вертикаль власти. Назначение новых руководителей в республики происходит без согласования с местными элитами, главная функция новых команд - довести республики до принятия новой российской Конституции. Вымывание элит, которое может быть воспринято неоднозначно в республиках, может быть объяснено необходимостью ротации управленческих кадров. Недаром, подготовку кадрового резерва для смены управленческих элит Кремль полностью взял на себя. Лояльность, технократизм и аполитичность, абсолютная контролируемость - непоследний фактор для записи новых кадров в число запасных игроков.

Следующий шаг: Конституционное совещание для создания проекта новой Конституции проходит без активного участия подавленных элит национальных республик. В конституционных проектах название субъектов РФ приводятся к общему знаменателю (например, "земли", края). Послушные региональные парламенты, депутаты Государственной Думы от республик не вносят существенных правок, соглашаясь со спущенным сверху проектом. Несогласные парламентарии оставляются в меньшинстве.

Кстати, в обновленном "эскизе" Стратегии развития татарского народа федеративность России осмыслена уже несколько иначе: теперь там говорится, что "РФ - это федерализм регионов и национально-культурных автономий", т.е. никаких республик уже нет!

Лояльность, технократизм и аполитичность, абсолютная контролируемость - непоследний фактор для записи новых кадров в число запасных игроков

Более долговременный сценарий, с переходным периодом адаптации, предполагает постепенное лишения субъектов федерации (в том числе республик) своей финансовой базы и передачу части налоговых отчислений на агломерационный уровень. Большая часть столиц республик попадут в эту категорию, а республикам останется управление дотационными сельскими муниципалитетами. В таком случае местное население не будет видеть необходимости в республиках, лишенных экономического базиса, их ликвидация станет делом 2-3-х лет. Руководство агломераций может назначаться из Москвы.

Титульным этносам в качестве механизма компенсации и защиты их прав будут предложены национально-культурные автономии, большие вливания в фольклорную культуру, фестивали дружбы народов, мнимая забота о родных языках. В последнем случае, мы видим, что в ходе языкового конфликта такая забота сыграла на умиротворение титульных этносов. В результате народы Российской Федерации получили фонд родных языков с унизительным малым бюджетом, хотя создание фонда подавалось как важный механизм компенсации для языков республик. При этом централизованный путь распределения средств на поддержку языков привел к тому, что средства получают малочисленные народы, лишенные каких-либо этнополитических амбиций. Дополнительно, в бюрократических структурах новых регионов, для показной заботы, могут возникнуть министерства по делам национальностей, чьей реальной функцией будет контроль этнических процессов, создание дополнительных препонов для сохранения и развития народов Российской Федерации. Яркий пример - Ольга Артеменко , руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования, которая вместо развития системы национального образования в республиках на деле стала главным действующим лицом в запуске языкового конфликта.

Раскулачивание республик и ряда сильных регионов РФ, передел сфер влияния - это то, что позволит дать стране экономическую передышку на несколько лет и компенсирует часть убытков путинской элиты от западных санкций

Что может происходить дальше? Несомненно, ликвидация республик и мнимая угроза сепаратизма будут поданы как исторический успех Путина и необходимое обновление российской государственности. Главный исход: постепенный переход крупных региональных активов в руки федеральных групп влияния, который может происходить как мирным путём - вынужденной продажей собственниками своих активов по заниженным ценам, так и путём их отъёма в духе дела братьев Магомедовых, Ашаруковых, Евтушенкова. На фоне ликвидации республик и громких процессов над политическими элитами бывших республик второй вариант будет проходить гораздо легче и под одобрение общественности. Во всяком случае, раскулачивание республик и ряда сильных регионов Российской Федерации, передел сфер влияния - это то, что позволит дать стране экономическую передышку на несколько лет и компенсирует часть убытков путинской элиты от западных санкций.

В новом административно-территориальном делении России будет заложен, прежде всего, экономический принцип и рассредоточение этнически однородного населения по разным регионам. Например, Казанская и Камская агломерация (Набережные Челны, Заинск, Нижнекамск, Елабуга), входящие ныне в состав Татарстана, могут быть разнесены по разным субъектам федерации. Сохранение федеративного устройства при одновременном укрупнении регионов будет подано как удачное решение и сохранение преемственности в государственном устройстве.

Преподавание родных языков постепенно будет сведено к факультативному формату или вовсе будет ликвидировано вместе с оставшимися национальными школами

В общественно-политическом плане - ликвидация республик приведет к активизации пропаганды российской единой нации с доминированием русского культурного кода, к их противопоставлению республиканскому прошлому, из которого будет лепиться стереотипный образ по типу "лихих 90-х". В этом случае сократится до абсолютного минимума количество национальных организаций, резко снизится поддержка национальных СМИ, театров, книгоиздательств и иной инфраструктуры, поддерживающей на сегодняшний день этничность и историческую память в республиках. Преподавание родных языков постепенно будет сведено к факультативному формату или вовсе будет ликвидировано вместе с оставшимися национальными школами.

Параллельно с общероссийским усилением цензуры, попытками тотального контроля над гражданским обществом любые национальные мероприятия будут проходить через сито согласований и утверждения их повестки. Поэтому публичные проявления нерусской этничности будут сводиться к фольклорному действу, либо будут пресекаться. В рамках возможного возвращения к распределению выпускников учебных учреждений по разным регионам этот инструмент непременно будет использован и для смены этнического состава территорий, как это было в советское время.

На территориях мусульманских республик помимо , может быть использован советский опыт закрытия мечетей "по просьбе трудящихся", снос построек из-за неточностей в документации, фактический запрет на возведение новых мечетей (как это происходит во многих регионах Российской Федерации), запреты на ношение хиджабов, слом халяльной индустрии. При этом уже был представлен пример того, на каких идеологических основаниях и за счёт каких ресурсов может продвигаться . В конечном счёте, нельзя сбрасывать со счетов частичное использование методов этнической зачистки территорий по китайскому сценарию.

Если вам кажется всё это нереальным, то спросите себя, ожидали ли вы 10 лет назад войну на Донбассе, крымские события, жёсткую конфронтацию с Западом и "игру Искандерами", войну в Сирии и российские ЧВК в Африке, попытки закрыть интернет, языковой конфликт в школах республик, повышение пенсионного возраста и четвертьвековой срок Путина у власти?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram . Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать

Татарстан остался единственным регионом России, где высшее должностное лицо вопреки закону до сих пор именуется президентом. Из республики в Москву снова поступило обращение с требованием остановить попрание закона местными властями.

Президента Татарстана Рустама Минниханова нужно как минимум привлечь к ответственности, а как максимум прекратить его полномочия в связи с нарушением закона о наименовании руководителя региона. В этом уверен бывший депутат городской думы Набережных Челнов Сергей Яковлев, который направил соответствующее обращение на имя Владимира Путина и в Генпрокуратуру РФ. Он требует заставить власти региона привести Конституцию республики в соответствие с законом.

Договор о разграничении полномочий между Татарстаном и Москвой перестал действовать 11 августа прошлого года, однако тему президентства в республике никто не поднимает и добровольно, видимо, не поднимет. Между тем, теперь даже формальных причин оставлять наименование «президент» в республике нет, и фактически закон предписывает внести поправки в региональную конституцию, установив другое наименование. Но этого не происходит. Как отмечает экс-депутат, он посылал в Москву аналогичное обращение в конце прошлого года, но тогда остался не услышанным. Зато его услышали местные власти, и тот поимел много проблем.

«Меня по формальному признаку с грубым нарушением установленной законом процедуры исключили из депутатского корпуса (ходатайствовал письменно лично Минниханов), деятельность моего предприятия фактически заблокирована, предприятие моей жены пытаются незаконно лишить арендуемой площадки и обанкротить, через суд пытаясь навязать вымышленный долг. Прошу Вас довести начатое дело до конца, остановив публичное нарушение, надругательство над законом. Либо третье: досрочно прекратить полномочия президента Татарстана Минниханова Р.Н., основания переданы в центральный аппарат ФСБ России», - отмечается в обращении Яковлева на имя Путина.

А вот Генпрокуратуру бывший депутат просит привлечь Минниханова к ответственности все на том же основании - неисполнении федерального закона. Вместе с ним ответ должен держать, считает Яковлев, также спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, который до сих пор не инициировал рассмотрение соответствующих изменений в Конституцию Татарстана.

Как сообщалось ранее, в начале июня городской совет Набережных Челнов лишил мандата опального депутата Яковлева, которого также в 2016 году выгнали из «Единой России». Поводом для такого решения якобы стали нарушения, которые нашли в его декларации о доходах. Тогда Минниханов лично направил в адрес совета заявление о досрочном прекращении полномочий Яковлева. Большинство предложение поддержали, и фактически изгнали депутата из своих рядов. При этом он ранее неоднократно заявлял, что коррупционных нарушений в его декларации нет, есть только неточности, допущение которых никак нельзя отнести к серьезному проступку.

Возможно, свежее обращение - в какой-то степени месть за отобранный мандат и бизнес, который сейчас пытаются задушить. Хотя в целом не исключено, что произошедшее с ним является следствием его позиции по отношению к властям региона. В Татарстане о руководстве как о мертвых - либо хорошо, либо никак. Этого принципа придерживается большинство местных СМИ, даже формально частных и «независимых».

Президент России Владимир Путин в ходе проходившей в Казани встречи, посвященной реализации нацпроекта, сделал замечание руководителю Татарстана Рустаму Минниханову.

Причиной для этого стала невнимательность главы республики, который во время выступления упустил момент, когда к нему обращался президент, отвлекшись на диалог со своим соседом.

«Рустам Нургалиевич, Рустам Нургалиевич! Не отвлекайся, что это... Не слушает нас», — посетовал Путин.

Затем российский лидер попытался проверить, слышал ли Минниханов, о чем говорил Путин. После того как глава Татарстана не смог повторить сказанное, Путин решил оставить главу региона в покое.

«Не будем ставить руководителя республики в сложное положение. Он не слышал, о чем мы тут говорили», — сказал президент России.

Но и на этом неловкие моменты для Минниханова не закончились. Спустя несколько часов, уже во время заседания президиума Госсовета Путин в очередной раз предоставил слово главе Татарстана: «Хочу предоставить слово , руководителю рабочей группы Госсовета. Прошу вас».

Однако Минниханов вновь не откликнулся. Пока присутствующие искали взглядами, где сидит глава Татарстана, президент России раздосадовано произнес: «Ну взял и ушел куда-то. Куда он ушел?»

У российского лидера также состоялась отдельная встреча с главой Татарстана, на которой глава региона рассказал президенту о развитии региона.

На этой встрече Минниханов сообщил, что в 2018 году валовый региональный продукт республики составил 2,44 трлн руб. В то же время промышленность в регионе выросла на 2%, инвестиции в основной капитал превысили 660 млрд руб., а внешнеторговый оборот составил $19 млрд.

Президент Татарстана обратил внимание главы государства на успехи нефтеперерабатывающей отрасли региона. А также похвастался достижениями в социальной политике: средняя зарплата в регионе превысила показатель в 35 тыс. рублей, а уровень безработицы опустился до 0,5%.

В свою очередь, Путин отметил рост несырьевого производства в Татарстане. В ответ Минниханов заявил об успехах в развитии и авиационной промышленности.

Немало внимания на двусторонней встрече было уделено подготовке Татарстана к принятию чемпионата мира по рабочим профессиям Worldskills.

Минниханов пригласил Путина на открытие мероприятия, которое состоится 22 августа. «Без вас открывать не будем, сразу говорю», — предупредил он главу государства.

Глава региона отметил, что в этом году в чемпионате примут участие 1500 представителей из 67 стран. Он попросил Путина содействовать в принятии декларации по повышению престижа рабочих профессий. «Просили бы вас дать поручение до открытия провести мероприятие и принять эту декларацию. Вся страна нуждается в пропаганде и подготовке рабочих профессий», — пояснил он.

Путин эту идею поддержал. Он также выразил уверенность, что чемпионат Worldskills в Казани пройдет на самом высоком уровне.