Конкурс частушек в начальной школе. Сценарий


Сценарий «Частушки-хохотушки»
(Выходят ведущие)
1.Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие.
Гости дорогие - ребята удалые.
2.Девицы-красавицы,
Все вы нам так нравитесь!
1.Собирайтесь, собирайтесь!
Приходи на праздник к нам.
Будут песни, будут пляски,
Шум, веселье, смех и гам!
2.Уж мы словом не обидим,
Но пошутим мы сполна.
Конкурс песен и частушек
Спешит открыть Семёновна!
(Выходит Семёновна)
С.:Ждали, заждалися?
Вот я и пришла.
И частушек море
К вам я принесла.

Хотите их услышать?
Ну что же, я спою!
Но только вот тематику
Сейчас определю.
(Начинает петь частушки)
«Запою я вам частушки -
Тралялюшки-траляля,
И в округе все услышат.
Как поет Семёновна!

Как-то раз учитель Свете
Объяснял, что знанья - свет.
Света спать легла при свете,
Утром встала - знаний нет.

Всех смелей Андрей бежит
И съезжает с горки,
А за партой он дрожит,
Словно мышка в норке.

Дрессированных мартышек
Увидала Оля,
И теперь она мальчишек
Дрессирует в школе.

Галя сделала дела
Сегодня раньше срока:
Две косички заплела
Всего за 3 урока.

Признаю, что я не очень
В математике сильна -
Мама за меня решает
Все задачки дотемна.

Школа, школа ты моя,
Каменное здание.
Научила ты меня
Бегать на свидания.

Арифметику за Юлю
Делать бабушка взялась,
Потому что наша Юля
Нынче замуж собралась.

Я частушки вам пропела,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь прошу я вас,
Чтобы вы похлопали!»
Ох, и притомилася!
Напелась, наплясалася!
И прошу теперь я вас
Частушки спеть для всех для нас.
Мне нужны 2 команды, все желающие выходите. Название команд.
Ну, а теперь начинаем наш конкурс «Кто кого перепоёт».
Ох и молодцы ребята, много вы частушек знаете. Занимайте свои места.
Ребята, а вы знаете, что означает частушка?
Частушка – это припевка, коротушка – это самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гуляньях, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще - гармони. Под неё нередко и пляшут.
Чаще всего на частушку отвечают частушкой же:
Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.
Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает:
На столе стоит
Каша манная,
А любовь наша
Обманная...
Другой возражает:
На столе стоит
Каша гречная,
А любовь наша
Бесконечная!
Ну, а мы продолжаем наши соревнования. И следующий конкурс называется «Сочини частушку».
Мне нужны 4 команды по 5 человек. Название команд.
Всем даются одинаковые задания. Я говорю какое-либо слово, с которым нужно сочинить частушку. На сочинение каждой частушки даётся 2 минуты. Та команда, которая не успела сочинить частушку, выбывает из конкурса. Задание понятно?
Итак, первое слово «чай».
Эх, чай, чай, уж ты кумушка встречай
Уж ты кумушка встречай, прибауткой привечай.
2. «рукавицы».
Довяжу я рукавицы
Нарумяненным девицам.
А вы спойте песню мне
Да поиграйте-ка в тепле.
3. «ушки»
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Пропоём мы вам частушки
Очень замечательно.
4. «курица»
По деревне я шла
И Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал –
Курица обидела.
5. «красавица»
Я надену платье бело,
Буду я красавица.
Пусть лентяи не подходят
Пока не исправятся.
6. «музыкант»
Мы ребята любим шутку:
Шутка делу не вредит.
Музыкант ни на минутку
Без работы не сидит.
Молодцы ребята, занимайте свои места.
Ну, а у меня для вас ещё один конкурс называется «Продолжи частушку».
Мне нужны самые смелые, самые активные ребята 5 человек. Кто желает испытать свои силы, выходите?
Итак, внимание задание, я начинаю петь частушку, ваша задача её продолжить.
Ах, была я молодая,Ах, была я резвая,И в окошко за гармошкойК гармонисту лезла я!
Нужно спину так держать, Чтобы ровненько стоять. Люди смотрят не дыша: Ох, осанка хороша!
У меня на сарафанеПетушки да петушкиВ целом мире нету крашеМоей милой бабушки!
Я на саночки сажусь,Смело с горочки качусь,Пусть от снега белая,Зато какая смелая!
Дети водят хоровод,Хлопают в ладоши.Здравствуй, здравствуй. Новый год! Ты такой хороший!
С.:Ох, ребята, молодцы,
Все таланты, спору нет,
Я повеселилась от души,
Так не смеялась много лет.

Спасибо вам за приглашенье,
За праздник ваш, а мне пора.
Домой хочу попасть ко свету,
Вам всем привет шлю я - Семёновна.
1.До свиданья, дорогая,
Ждём вновь в гости, приходи,
Да частушечек побольшеТы с собою захвати.

2.Ну что ж, пора прощаться,
Спасибо всем, пока, пока!
Не унывать, а улыбаться
Велит нам всем Семёновна!

Цель: научить детей слышать живую речь, исполнять частушки.

Задачи:
1. Познакомить с понятием «частушка», основными их видами.
2. Рассмотреть основные виды частушек.
3. Воспитать любовь к родному языку, живому слову.

Оборудование: декорации имитирующие русскую избу: стол, покрытый вышитой скатертью, лавки, деревянные ложки, балалайка, музыка (фонограмма). Исполнители частушек и ведущие одеты в народные костюмы.

Ход мероприятия

2 ведущий: Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка». Грамматически это было полной аналогией таких народных названий жанра, как «сбирушка», «набирушка», «коротушка» и т. п.

1 ведущий: Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Частушка всегда в той или иной мере - поэтический экспромт. Импровизационный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах необрядовой народной лирики

2 ведущий: Екатерина II говорила: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Можно ли представить мир без шуток? Нам бы хотелось, чтобы Вы почувствовали красоту частушек, научились их слушать, петь. Поднимите руки, кто слышал частушки? Кто из Вас, их пел дома, в компании? Знаете ли Вы когда появилась частушка?

1 ведущий:
Выделяют несколько разновидностей русских народных частушек:
Лирические песни о любви - частушки, состоящие из четырех строк. Часто их поют на свадьбах. Особенной разновидностью этих частушек являются эротические, нескромные или озорные шутливые песенки.

Плясовые частушки - разновидность любовных припевок с особым ритмом для того, чтобы под них было удобно танцевать;

Страдальные частушки - пения о несчастливой любви. Как правило, они состоят из двух строк и поются более медленно, чем обычные частушки.

«Семеновна» - особый вид частушек, получивший свое название благодаря зачину «Семеновна». Семеновна - это яркий пример русской женщины - «бабы». Такие частушки состоят из двух строк и известны своим заунывным ритмом.

«Матаня» - разновидность любовных частушек, в которых так обращались к возлюбленной.

Политические частушки - более современный вид припевок, которые распространялись в качестве своеобразного протеста против советской пропаганды.

Юбилейные частушки - еще один современный вид народных песен, который используется для оригинального поздравления.

2 ведущий: Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Первым дал исторически объективную, положительную оценку нового песенного жанра Г. И. Успенский.

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам.

Мы с подружкою гуляли,
Возле нашего пруда,
Нас лягушки напугали,
Не пойдем больше туда.

С неба звездочка упала
И разбилась на куски.
Наша молодость проходит
В средней школе у доски.

1 ведущий: Главная сила частушек в личном характере чувств, которые они передают. Поразительна способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, торжествовать и негодовать, смеяться и плакать, сострадать и ненавидеть. Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.

Чем ты, миленький, гордишься,
Красотой иль высотой?
Красотой меня не стоишь,
Высотой - так черт с тобой!

2 ведущий: Как свой собственный воспринимается юмор частушек. Исполняя их, человек предстает наблюдательным, веселым, умеющим отметить и запечатлеть комические стороны жизни.

Ходит милый по деревне
Ходит, улыбается.
Оказалось зубы вставил -
Рот не закрывается.

На горе стоит избушка,
Внучка с бабушкой живет.
Ох, и вредная старушка:
Внучке волю не дает.

1 ведущий: Привлекает в частушках гуманизм, доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут, поддержат как в радости, так и в горе.

Не судите меня бабы,
Я не подсудимая,
У меня на это есть
Мамонька родимая.

2 ведущий: Абсолютного одиночества героев в частушках нет. В них на равных предстали люди разных характеров, разного поведения и отношения к жизни. Как пример - крутенькие об отношении к сопернице. В них раскрывается широкая гамма чувств. Поэтому соперница именовалась еще «соперой», «лиходейкой», «грубиянкой», «супостаткой».

Супостаточка моя
В беленьком платочке.
Перед милым вертится
Как змея на кочке.

Ой, соперница моя,
Как лягушка без костей.
С моим милым постояла
Много было радостей.

Ты, сопера, запевай,
Но меня не задевай.
Если хочешь поругаться —
Поругаемся давай!

1 ведущий: Наверное, вы, дорогие гости, заметили, что при исполнении частушек хочется приплясывать, хлопать в ладоши. Это потому, что в ритме многих частушек есть общее с ритмом плясовых песен.

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.

2 ведущий: Исполнение таких песен сопровождается не только пляской, но и игрой на русских народных инструментах, которые всегда были с собой. Народ даже частушки сочинил про свои любимые инструменты.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.

1 ведущий: Кстати сказать, гармошки бывают разные: тальяночки, ливенки, черепашки, саратовские, венские, пензенские…и каждая звучит по-своему.

2 ведущий: Трагические времена в истории народа не уменьшили тяготения к частушечному жанру. В годы Великой Отечественной войны частушка продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. И это не просто красивые слова.

Это лето, в сорок первом,
Никогда не позабыть,
Привалило к сердцу камень -
Ни за что не отвалить.

Мы с миленочком пойдем
Воевать на парочку
Он пойдет за командира,
Я - за санитарочку.

Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут!
Куда руки, куда ноги
Наши пули разнесут!

Посадила я в саду
Черную смородину.
Воевать пойду с фашистом
За Советску Родину!

1 ведущий: На Донбассе особенно привлекают своей меткостью и жизненной актуальностью частушки, бытующие в рабочей, главным образом, шахтёрской среде. По ним лучше, чем по другим произведениям народной поэзии, можно судить об изменениях в народном сознании, вызванных новым социальным укладом и ростом духовной культуры людей.

Познакомилась я с парнем,
До чего же он востёр,
Я подумала - учитель,
Оказалось, что - шахтёр.

За любимого волнуюсь,
Признаюсь по честности,
Он работает в забое,
Я же - на поверхности.

Эх, шахта, забой
Под землёй нет солнца,
Буду лампочкой светить
Милому в оконце.

Мне, подруга, о любимом
Позаботиться пора,
Он работает в забое,
Даёт уголь «на гора».

На работе мой любимый,
И волнуюсь за него,
Но улыбками встречаю
Я шахтёра своего.

2 ведущий: В вашей жизни сейчас одной из важных задач является учеба. Вы много времени проводите в школе и ваши успехи и неудачи отражены в школьных частушках. Частушечники, просим вас!

Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?

На уборку как-то раз
Попросили весь наш класс.
Наши мальчики бредут
Как на каторгу идут.

Только начался урок,
Кристина шлет записочку:
«Очень вкусный пирожок
меняю на ирисочку».

У Вадима нет терпенья,
Он урок недоучил.
И за полстихотворенья
Полчетверки получил.

Мы немножко пошумели,
В окнах стекла зазвенели.
Мы сказали: «тишина!» -
В школе треснула стена.

1 ведущий: Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

У бедняги депутата
Очень низкая зарплата,
А ему - ну позарез! -
Нужен третий "Мерседес"!

Доллар - папа, кризис - мама,
Снова можно деньги брать.
Хоть долгов уже немало,
Всё равно не отдавать.

2 ведущий: Частушки - выражение весёлого нрава народа, его ясного взгляда на жизнь. Было время когда частушки считали признаком упадка народного творчества, не замечали того мастерства с сложены эти короткие сильные стихи,- бойкие, стремительные, насмешливые.

1 ведущий: Частушки - часть фольклора, богатство нации, это памятник истории. Он может быть утрачен от небрежного обращения. Пусть не станете Вы фольклористами, но если в жизни будете изучать, беречь традиции, и это мероприятие заставит вас задуматься об этом, уже хорошо.

2 ведущий: И вот когда посиделки заканчивались или когда хотели закончить пляску, веселье, то тоже исполняли частушки такого плана.

Мы частушки петь кончаем
От души стараемся
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
А мы что вам не нравимся?

Возле речки, возле мосту
Две фиалочки цветут,
Без частушек прожить могут,
Да чего-то не живут!

И ночь сыра,
И трава в росе,
И спать пора,
И частушки все.

1 ведущий: В заключении скажем, что частушка переживает общерусскую судьбу жанра (Все участники встают, кланяются)

2 ведущий: Всем спасибо за участие!

Маркина Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы Новоазовская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2 г. Новоазовск Донецкая область

Чтобы скачать материал или !

Оформление — на сцене декорации горницы. Подготавливается выставка работ декоративно-прикладного творчества, рисунков ребят. Для проведения конкурсов понадобятся: гимнастический обруч, ложки, к которым привязаны нитки, карточки с номерами от 1 до 7, воздушный шарик, шнурки, ластик, чай, леденец, свеча, карандаш, призы для победителей.

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2)
Скоморохи (1) и (2)
Девочки (1) — (3)
Мальчики (1) — (3)
Баба-яга

СКОМОРОХ (1):

Здравствуйте, народ честной!
Веселья и хорошего настроения всем желаю.
В Доме творчества наш праздник открывается,
Потому что певуны здесь лучшие собираются!
Если вы приглядитесь,
То сами в этом убедитесь.

СКОМОРОХ (2) : Ой вы, красны девицы да добры молодцы! Слушайте да глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали!
(На сцену выходят Девочки (1) — (3),
исполняют частушки).

ДЕВОЧКИ (1) — (3) (вместе): Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться!
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

ДЕВОЧКА (1):
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать!
ДЕВОЧКА (2):
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад — Сапоги мои лежат.
ДЕВОЧКА (3):
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла — Я не удержалася.

СКОМОРОХИ (1) и (2) (вместе):
Вы пропели нам частушки,
Прямо скажем — от души.
Хороши частушки ваши,
И вы тоже хороши!

(Скоморохи (1) и (2) уходят.
На сцену выходят Мальчики (1) — (3) с гармошкой).

МАЛЬЧИКИ (1) — (3) (поют): Разойдитеся! Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику Весёлому народику!

ДЕВОЧКИ (1) — (3) (поют):
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлую Ожидали целый день!
ВЕДУЩИЙ (1): Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!
Любят и знают частушки люди разного возраста — от стариков до малых детей.

ВЕДУЩИЙ (2) : Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине XIX века, но быстро вошли в народную жизнь. В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски и т.д.

Впервые в печати термин «частушка» употребил в 1889 году писатель Глеб Успенский в статье «Новые народные стишки». Автор отмечал, что народ частушками откликается на каждую малость жизни, они «неведомым путём создаются неведомыми поэтами чуть не каждый божий день и непременно в каждой деревне».

ВЕДУЩИЙ (1): Широкому распространению частушки способствовало бурное развитие «отхожих» промыслов. Крестьяне, уходившие в другие губернии, в большие города на заработки, уносили туда свои частушки, а, возвращаясь домой, привозили новые, услышанные на чужбине. Так распространялся этот жанр. Однако местные особенности текста, напева сохранялись. Поэтому тамбовские частушки отличались от воронежских, саратовских, рязанских.

ВЕДУЩИЙ (2): А уж каких только названий для частушек не было придумано: «матаня», «тараторка», «набирушка», «ихохошка» и многие другие. Самые первые частушки исполнялись только во время молодёжных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Частушки, исполняемые на гулянке, назывались «ходовыми», на покосе — «покосными», при сборе грибов — «лесными». Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё чаще переходила к девушкам.

ДЕВОЧКА (1) (поёт) :
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого Поесть не удалось.
ВЕДУЩИЙ (1) : Наибольшей популярностью почти повсеместно пользуются танцевальные и лирические частушки.

(Девочки (1) — (3) исполняют частушки.)

ДЕВОЧКА (2):
Гармонист у нас хороший,
Я в него влюбилася,
Когда б стеклянною была,
Упала б и разбилася.

ДЕВОЧКА (3):
Ты, «Семёновна»,
Везде нашла приют:
Тебя и в городе,
И в селе поют.

ДЕВОЧКА (1):
Мне «Семёновну»,
Запретили петь,
А я,девчоночки,
Не могу стерпеть!

ДЕВОЧКА (2):
Мы с милёнком расставались Между белых двух берёз,
Листья падали и вяли От моих горячих слёз.

ДЕВОЧКА (3):
С неба звёздочка упала И разбилась на куски.
Наша молодость проходит В средней школе у доски.

ДЕВОЧКА (1):
Ой, ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь.
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь.

ДЕВОЧКА (2):
Потеряла из кармана Яровое зёрнышко.
Я на милого глядела,
Как на красно солнышко.

(На сцену выходи Баба Яга).

БАБА ЯГА : Ой, так к вам на праздник торопилась, что чуть свой транспорт не сломала. Я тоже петь умею — заслушаетесь!
А я Бабушка Яга,
Костяная ножка.
И спою я вам частушки Под свою гармошку.
Посмотрите на меня — Писана красавица.
Что причёска, что походка,
Всем ужасно нравится!
Я бабулька не простая,
Я Бабуленька яга.
У меня есть костяная,
Костяная есть нога.
Я диету соблюдаю
Уж не помню, сколько лет.
Мухоморы ем на завтрак И поганки на обед!
(Ребята отвечают).

То-то. Молодцы, ребята! Весёлые да озорные у вас частушки. А теперь давайте вместе поиграем!

(Ведущие (1) и (2) делят ребят на две команды).

Игра «Кто быстрее?»

Участники команд на скорость строятся в алфавитном порядке и по росту. Побеждает та команда, которая выстроится быстрее.

Игра «Раз, два, три! В обруч заберёмся мы!»

Участники по сигналу Ведущих должны забраться в большой гимнастический обруч. Побеждает та команда, у которой большее количество игроков быстрее окажется в обруче

Игра «Умелицы!

ВЕДУЩИЙ (1): А данный конкурс покажет нам, как девушки умеют шить. Если мы дадим им просто пуговицу, они легко справятся с этим заданием. Мы же усложним задачу наших участниц: вместо иголок они получат ложки с привязанными нитками. Участницы должны быстро и качественно «пришить» друг к другу всех членов своей команды. Пришить за лямки, ремешки, петельки — словом, за что можно зацепиться. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.

Игра «Танец сидя»

Участники от каждой команды исполняют танец, сидя на стуле.

ВЕДУЩИЙ (2) : Почему-то считается, что танцевать нужно обязательно на ногах. А разве нельзя танцевать лёжа или сидя? Предлагаю нашим участникам исполнить танец, не поднимаясь со стула. Кто же в этом конкурсе победит? Очень-очень интересно.

Игра «Я - актриса»

В конкурсе участвуют две девочки от каждой команды.

ВЕДУЩИЙ (1) : Этот конкурс даст возможность девушкам проявить и продемонстрировать свои актёрские способно¬сти. Участницы, ваша задача — с помощью мимики, жестов, движения показать себя в предложенной ситуации.
Задание

Нужно пройтись как:
балерина на сцене; девушка, которой жмут туфли; младенец, только научив-шийся ходить; курица по двору; воробей, скачущий по крыше; цапля на болоте; обезьяна в клетке; женщина с тяжёлыми сумками; девушка в короткой юбке на высоких каблуках; часовой, охраняющий продовольственный склад; эквилибрист на канате.

Конкурс «Пословица не даром молвится»

ВЕДУЩИЙ (2): А знаете ли вы пословицы о труде? Я начну,а вы заканчивайте.

Пословицы

Скучен день до вечера…(Коли делать нечего.)

Без дела жить… (Только небо коп¬тить.)

Кто рано встаёт… (Тому Бог подаёт.)

В зимний холод… (Всякий молод.)

И зимой будет ягода… (Если заготовить загодя.)

Конкурс «Петушиный бой»

В конкурсе участвуют два мальчика от каждой команды. Ребята встают напротив друг друга. Задача - вытолкнуть противника за черту.
(Подведение итогов конкурсов. Награждение победителей.)
«Лотерея Бабы Яги»
Желающие тянут карточки, затем по очереди называют Бабе Яге номера карточек. Баба Яга зачитывает шутливое описание выигрыша и вручает его.

Карточки

Летательный аппарат. (Воздушный шарик.)
Вещь, не выходящая из моды. (Шнурки.)
Стиральная машинка малогабаритной формы. (Ластик.)
Вечерами не скучай — ароматный пейты… (Чай.)
Ой, какой ты молодец — получи-ка… (Леденец.)
Пусть в жизни будет вам теплее от подарка Прометея. (Свеча.)
Да, билет счастливый ваш, так держите… (Карандаш.)

ВЕДУЩИЙ (2) : За что любим мы частушки? Что помогает им закрепляться в памяти и переходить из поколения в поколение? Думается, главная сила частушек — в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так и в горе. Ни один другой жанр не наполнен так обращениями и призывом «Ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам,гармонисту.

ВЕДУЩИЙ (1): Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов. И эти изумительные свойства частушки помогут ей дальше идти через века и судьбы.

МАЛЬЧИК (1) (поёт):
Дайте лодочку дубову И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке Далёко унесло.
ДЕВОЧКА (2) (поёт):
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго-долго любовался На мою походочку.
МАЛЬЧИК(2) (поёт):
Шел я лесом, сенокосом,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос,
Ну, какой там сенокос!
ВЕДУЩИЙ (2) : Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.

ВЕДУЩИЙ (1): Частушки поют на больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах.

Частушки живы!

Они слышатся на свадьбах, проводах в армию, юбилеях, днях рождения.

Порой они при-ходят к нам из газет и журналов. Но между ними нет разлада.

Фирдания Салимуллина,
Тюменская область, Ямало-Ненеский АО

Post Views: 7 078

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маловасилёвская средняя общеобразовательная школа

«ПРАЗДНИК ЧАСТУШКИ»

конкурсная программа в рамках проведения недели музыки

(для 4 – 5 классов)

Подготовила и провела:

учитель музыки

Долгая Елена Геннадьевна .

Цель:

    знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой.

Задачи:

    обратить внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;

    воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;

    научиться исполнять частушки.

Оборудование:

Ход программы:

Ведущий:

Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Слово же "частушка" употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.

Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.


Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь).

Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.

Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и стала сопровождать исполнение частушек.

В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества.

    Представление команд.

    команда: название «Весельчаки»

Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!».

Визитная карточка команды:

Никогда на жизнь не ной,

Будь как мы: пляши и пой!

Веселись, честной народ,

Встречай праздник у ворот!

Приветствие соперникам:

Чтоб в игре вас обойти,

Мы сплотились вместе.

Мы уверены в себе

На процентов двести!

    команда: название команды «Озорные ребята»

Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушек ни ногой!»

Визитная карточка команды:

Мы – ребята озорные,

Любим песни петь, плясать.

Если только разойдёмся –

Никому нас не унять!

Приветствие соперникам:

Нос соперникам утрём

И во всём их обойдём!

А ещё в нагрузку

Ни дадим им спуску!

    Домашнее задание: исполнить танцевальные припевки, посвящённые «виновнице торжества» - частушке.

«Весельчаки».

Как нам Васю отучить

От дурной привычки?

Чтоб девчонок перестал

Дёргать за косички!

А давайте про него

Сочиним частушки.

У него от стыда

Покраснеют ушки!

Мы частушечки свои

Васе посвящаем.

Всё вам рассказать о нём

Честно обещаем.

Погодите, вот я вам,

Всем по шее как вот дам!

Только рот откройте,

Что-нибудь напойте!

(обидчик девочек грозит им).

Полюбуйтесь на него,

Кулаком он машет.

Посмотрите – кА, ведь нам

Ещё и угрожает!

На тебя мы уж, Василий

Мы найдём управу,

Чемпиона по дзюдо

Пригласим мы – Славу!

Мы девчонки боевые,

За себя уж постоим.

Драчуну или задире

Мы отпор всегда дадим!

«Озорные ребята».

На уроке пения

Всё без изменения:

Кто как хочет так поёт,

Слов никто не разберёт.

Громко тянет ноту Лена,

Я её перепою:

На полтона, чуть повыше,

Ноту выше я её возьму!

Головой качает Гендель

Нам с портрета на стене:

«Что же, дети, вы творите,

Слушать вас досадно мне!»

А Чайковский нам с портрета

Даже пальцем погрозил:

«Хорошо, что до потомком

Вот таких я не дожил!»

Математика и русский,

Физкультура, чтение.

И вдобавок ко всему

Музыка и пение!

Мы в частушках рассказали

Вам о том, как тут живём.

Согласитесь, что неплохо

Под гармошечку поём!

Ой, спасибо гармонисту,

Хорошо играл для нас.

Выражает благодарность

Ему весь наш классный класс!

    «Что мы знаем о частушке?»

Ответить на три вопроса, приготовлены карточки (время).

    Частушки - это … (коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием).

    Под какой инструмент исполнялись частушки? (Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки).

    Где появились частушки? (Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка).

    «Импровизация».

«Весельчаки».

Исполнить домашние заготовки «Задорные частушки». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

Ставьте ушки на макушки,

Мы поём для вас частушки

Лукавые, задорные,

Останетесь довольные!

Ох, ох, ох, ох!

Я посеяла горох.

У меня теперь вопрос:

Что же делать, чтобы рос?

Посадила я капусту

Вдоль забора густо-густо,

Но и тут не повезло –

Сорняком всё заросло!

Ох, беда, беда, беда!

По колено лебеда!

Урожай совсем мой плох.

Виноват во всём горох!

«Озорные ребята».

Исполнить домашние заготовки «Школьные страдания». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

В нашем классе на окошке

Расцвели цветы в горшочке,

Белый, красный, голубой –

Давай встретимся с тобой!

Ты за партою сидишь,

На меня и не глядишь.

Каков будет твой ответ:

Может, «да», а может «нет»?

Безразличный ловлю взгляд

И тому совсем не рад …

На окне цветут цветы,

«Нет!» - ответила мне ты.

    «Расскажи о себе с помощью частушки».

«Весельчаки»

Мы в учёбе первые,

Во всём всегда примерные.

Педагоги хвалят нас –

Весь наш дружный 5 класс.

Возникает вдруг проблема –

Не решаем сгоряча.

Все проблемы разбираем

Только вместе, сообща.

В нашем классе есть ребята

Умные, спортивные.

Как в учёбе, так и в жизни

Весёлые, активные!

Книголюбы, шахматисты,

Футболисты, пианисты –

Они в нашем классе есть,

Они – гордость наша, честь!

В небольших своих припевках

Рассказали, как живём.

Что допеть мы не успели,

В другой раз уж допоём!

«Озорные ребята».

Мы частушки пропоём,

В них расскажем обо всём.

Вместе с вами развлечёмся

И немного посмеёмся!

Мы – спортивные ребята.

Кто нам скажет, что не так?

На футбол мы ходим часто

И болеем за «Спартак».

У меня есть друг хороший,

Мы с ним не разлей вода.

Он поддержит и поможет,

Если вдруг случись беда.

Наш учитель – капитан,

Ну, а мы – матросы.

С ним решаем сообща

Насущные вопросы.

Все преграды одолеем,

Мели, рифы обойдём.

Мы с таким вот капитаном

Ни за что не пропадём!

    Подведение итогов.

Литература.

Квятковский А. П. Поэтический словарь.

Золотая коллекция. Русские озорные частушки.

Т. Лагутина. Народные частушки.

Интернет - страницы:

1-й тур

Фонограмма приближающейся ярмарки. Из- за занавеса в нетерпении выглядывают участники ярмарки, наконец, взявшись за занавес, открывают его и машут руками, зазывая остальных. Танец «Ярмарка». На финал танца выходят Ведущая и компания.

Ведущая (поет):

Дует ветер, дует ветер,

Дует ветер с севера,

В нашей местности ребята

Чуть повыше клевера.

Мужчины (поют):

Новгородская машина

Ходит задом наперед.

Новгородских-то девчонок

Никто замуж не берет!

Ведущая (поет):

Не смеяться вами-то,

Вами-то над нами-то:

Посмотрите на себя —

Хороши ли сами-то.

На веселое гулянье

Я пришла без ремешка.

Девяносто песен знаю,

Еще дома два мешка! (С поклоном)

Здравствуйте, люди добрые! Знакомые и незнакомые! На веселом гулянье вас видеть рады! Ваши глаза и улыбки — для сердца отрада!

Мужчина 1-й:

Сегодня весь акроновский народ,

Дела забросив — частушки поет.

А что такое частушка для народа?..

Мужчина 2-й: Правильно... Что для медведя бочонок меда!

Ведущая : Вам бы все про бочонки, да про бочки... Да чтоб сразу ягодки, а не цветочки... (Подзывает их к себе, как бы по секрету) Слушай сюда! История такая. Акрон не только в нашем городе знают. Так?

Мужики (кивают): Так!

Ведущая: Люди здесь живут — не скучают, так?

Мужики : Так!

Ведущая : В КВН и «Брэйн-ринг» играют, конкурсы и фестивали не пропускают, так?

Мужики: Так!

Ведущая: Частушки вот петь собрались — только кликнули, так?

Мужики: Так!

Ведущая : Ну вот, у них там есть своя Семеновна. А у нас быть надлежит своей Акроновне, так?

Мужики : Так!

Ведущая : Вот заладили: так да так!

Мужики : Так ведь так! А Акроновна, она какая? Собой красавица?

Ведущая:

Акроновна — образ собирательный,

Но от этого не менее обаятельный,

А в результате песенных состязаний

Станет вполне осязаем.

Мужики : Ага, кажется, все проясняется — Акроновна на «Акроне» выбирается! Среди поющего веселого народа, в течение полугода! А на майской последней программе мы Акроновну и представим!

Мужики (оживляясь): Свою! Натуральную! Местную! Со всех сторон интересную!

Ведущая : Все верно — идея ясна! А пока суть да дело — Акроновну сыграю я!

От вас же ждем частушек на любой манер,

Лишь бы рифма была и размер.

Виршей высоких никто не ждет!

Все вместе : Сочиняй частушки, дерзай, народ!

Ведущая:

Мы объявляем сейчас фестиваля открытие!

И пусть это станет доброй традицией!

1-й тур фестиваля — Осенний!

Встречайте команды цехов и подразделений!

Фонограмма на выход команд. Команды из зала выходят и выстраиваются на сцене. Ведущая их представляет.

Ведущая: Уважаемые участники и не менее уважаемые зрители и болельщики! Еще несколько минут, и мы станем участниками уникального в своем роде действа: «Акрон» сочиняет и поет частушки на свой лад и свой манер. Частушка сама по себе явление столь же загадочное и уникальное, как и русская душа. Частушка — всегда за жизнь, всегда — не в бровь, а в глаз, и всегда — на злобу дня. Рискну предположить, что она вполне может претендовать на роль национальной идеи... Впрочем, увидим и услышим.

Фестиваль «Эх, Акроновна!» пройдет в три тура с ноября по май. По сумме баллов в трех турах и определится команда-победитель. Кроме того жюри определит участницу, которой будет присвоен почетный титул «Акроновна». А Т&КЖ6 будут отмечены отдельные исполнители. И еще некоторые приятные сюрпризы ждут участников фестиваля, но пока это секрет. А пока позвольте представить вам членов жюри.

Представление состава жюри.

Ведущая: Жюри оценивает каждое выступление по 10-балльной системе. Оцениваются три основные позиции: раскрытие темы, исполнительское мастерство и культура поведения, а также оригинальность сценического решения. Мы желаем участникам максимальных оценок и море удовольствия! (Поет)

Разреши, деревня-матушка,

По улице пройдем,

Безобразничать не будем,

Где у нас хорошие?

Где у нас пригожие?

В амселитре все хорошие!

В амселитре все пригожие!

(Выступление команды цеха амселитры)

Ведущая:

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели девки под плетень,

Похвалялися весь день:

Как у нас в ЦХЛ

Частушек на любой манер!

(Выступление команды центральной химической лаборатории)

Мужчина 1-й:

Как семья у нас большая да веселая!

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны объедаются,

А у азотки частушки не кончаются!

(Выступление команды цеха азотной кислоты)

Мужчина 2-й:

Соль тяну, рыбу ловлю,

Попало немало:

Семь окуней, пятьдесят карасей.

Один ершок — и того в горшок.

Ухи наварю — азофоску накормлю!

(Выступление команды производства нитроаммофоски)

Ведущая:

Ой, люли, та-ра-ра!

На горе стоит гора.

Под горою — сухой лед

И гуляет, и поет.

(Выступление команды цеха сухого льда)

Ведущая:

Ай, лады, лады, лады —

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся —

Людям улыбаемся.

В ХВП живем — не скучаем,

Частушки распеваем!

(Выступление команды цеха химводоподготовки)

Ведущая:

Скок-поскок! Молодой дроздок

По водичку пошел —

Молодушек нашел.

Молодушки, пташки ранние

С комбината питания.

(Выступление команды комбината питания)

Ведущая:

За ступенькою ступенька —

Станет лесенка.

Слово к слову ставь складненько —

Будет песенка.

А колечко на колечко —

Будет заглядение.

Запевай частушки бодро,

Заводоуправление!

(Выступление команды заводоуправления)

Мужчина 1-й:

Мы частушки все пропели,

Больше петь нам нечего.

Мы пошли, а вы сидите, кому делать нечего!

Ведущая: Кому, может, и нечего, а кому сейчас ох, как нелегко придется!

Жюри, собрав все свои замечания,

Удаляется на совещание.

Но зрителю скучать мы не позволим никогда:

Споет для вас ансамбль «Росстань» и спляшет «Ромада»!

Концертные номера, пока жюри подводит итоги.

Ведущая: Вот и отзвенели звонкие голоса, стихли звуки баяна, улеглись страсти и волнения. Я приглашаю на сцену всех участников этой программы. Осталось только услышать мнение жюри, которое я также приглашаю на сцену в полном составе.

Участники фестиваля выходят на сцену, все члены жюри высказывают свое мнение, последним — председатель, она же и оглашает оценки.

Председатель жюри: У жюри есть еще одна приятная, но очень трудная задача. Перед началом фестиваля каждому из нас раздали только по одному «бонусу». Бонус — это символ. Каждый из нас может отдать его, а может и не отдать одному из участников. Количество набранных бонусов поможет жюри при выборе нашей Акроновны весной, на заключительном туре. (Жюри отдает свои бонусы участникам)

Ведущая: Организаторы фестиваля решили, а администрация и профком поддержали эту идею, что за участие в 1-м туре фестиваля все участники получают небольшие памятные сувениры. За смелость, за поддержку этого нового для нас проекта, за оптимизм и активную жизненную позицию. Спасибо вам! Вашим усердием этот фестиваль обрел форму, голос и жизнь! Увидимся во 2-м туре! (Подарки участникам вручают члены жюри) Спасибо всем, кто принимал участие в подготовке этой программы, а самый низкий поклон — дорогому зрителю!

Все участники:

И ночь сыра,

И трава в росе,

И спать пора,

И частушки все!

Массовое ликование. Занавес.

«Весна. Женщины. Любовь». 2-й тур

Занавес. Участники программы прогуливаются и сидят парами на лавках. Сцена оформлена, как деревенская улица, плетень, скамейка, на плетне горшки и т. п. Под фонограмму высаживаются на игру, а солисты поют на мотив песни «Кострома».

Солисты:

Здорово, азофоска!

Здоровенько!

Че вы делаетя?

Да частушки доучиваем!

Ну, доучивайтя...

(Подходят к следующей группе участников)

Здорово, сухой лед!

Здоровенько!

Че вы делаетя?

Да в «Редьку» играем...

Ну, играйтя...

Припев:

Эх, Акрон-Акроновна!

Государыня моя — голова...

Как частушки запевай

С огоньком, с огоньком,

Купец: Бабушка! Продай редечки!

Бабушка: Купи, батюшка!

Купец осматривает «редьку», ощупывает и старается выдернуть

Купец: Бабушка! Нет ли щуплавой редьки?

Бабушка: Что ты, батюшка! Вся молодая, сладкая, одна к одной. Выдерни себе любую на пробу.

Купец начинает выдергивать, «редьки» верещат, но не «вырываются».

Купец: Бабушка! Твою редьку не выдернуть по доброй воле: уросла. Дай-ка косарик — выкопать с корнем!

Бабушка : А ты, свет мой, потряси ласково — глядишь, она и выплывет!

Купец начинает трясти игроков — кого за голову, кого за волосы, кого за руку. Выдернувши кого-то из игроков, начинает его «стряхивать», тут все поднимаются и прогоняют купца. Выходят на общий припев.

Ведущая : Вот так, играючи, встречают весну на «Акроне»: очищают, расщепляют, отгружают... Да мало ли чего можно делать играючи, да в добром здравии, да частушечкой приправить, как острым перчиком... Любо- дорого будет посмотреть. А посмотреть есть на что. Ведь сегодня здесь пройдет второй тур фестиваля «Эх, Акроновна!». И в песенном состязании сойдутся уже 9 команд, на одну больше, чем в прошлый раз. Встречайте аплодисментами.

Представляет команды. Все выходят на сцену.

Ведущая: Уважаемые участники и не менее уважаемые зрители и болельщики! Сегодня второй тур фестиваля. Частушки команды готовили на тему «Весна. Женщины. Любовь». Тема — горячая, объемная, весенняя. Пожелаем всем участникам удачи!

А пока позвольте представить вам членов жюри. (Представляет членов жюри) Жюри оценивает каждое выступление по 10-балльной системе. Оцениваются три основные позиции: раскрытие темы, исполнительское мастерство и культура поведения, а также оригинальность сценического решения. Хочу напомнить, что по сумме баллов в трех турах определится команда-победитель. Кроме того, на каждом туре каждый член жюри имеет право отдать свой бонус одной из участниц, которая, по его мнению, могла бы получить титул «Акроновна». Мнения жюри по этому вопросу также будут суммироваться. Мы желаем участникам максимальных оценок, а зрителям — море удовольствия! (Команды уходят за кулисы). Мне остается только уступить свое место на сцене участникам программы «Эх, Акроновна!».

Фонограмма — позывные. Команды перед своим выступлением сами себя представляют, либо группами, либо только солисты.

1-я команда:

Метанолу — выступать,

Ну а вам — переживать!

И вопросом мучиться:

Как у нас получится!

2-я команда:

Хорошо гармонь играет —

Пусть не остановится!

Азофоска петь начнет —

Завидно становится!

3-я команда:

Вы чего сидите, гости?

Вы чего приперлися?

Надо так азотке хлопать,

Чтоб ладони стерлися!

4-я команда:

Играй, гармонист,

Доводи до пляски.

У девчонок с ХВП

Каренькие глазки!

5-я команда:

Чтоб частушки петь в «Акроне»,

Комбинат питания есть...

Только жаль, что те частушки

На обед никак не съесть!

6-я команда:

Если б не было талантов

В заводоуправлении,

Не слыхать бы вам частушек

В нашем исполнении!

7-я команда:

А у нас хороший повод

Петь частушки и плясать —

Амселитре не в новинку

В фестивалях выступать!

8-я команда:

Из примет могу одну лишь

Безошибочно назвать:

Если сухой лед на сцене —

Значит, вам его встречать!

9-я команда:

Расступитесь-ка, девчата,

Дайте мне частушку спеть.

В ЦХЛ народ веселый,

Мочи нету усидеть!

Ведущая:

Хоть концерт к концу подходит,

Рано подводить итог.

Но встречать гостей желанных

Самый подходящий срок.

Не утерпели-таки гости из Киришей и Череповца. Чем нас удивят-порадуют? (Выступление гостей с частушками)

Ведущая : Приготовьтесь разразиться бурными и продолжительными аплодисментами, как только я начну приглашать на сцену всех участников сегодняшней программы.

Все участники выходят на сцену. Приглашается жюри. Все члены жюри высказывают свое мнение, последним — председатель, она же и оглашает оценки. Жюри отдает свои бонусы «Акроновна» участницам.

Ведущая: Спасибо всем участникам фестиваля за доставленное истинное наслаждение, за юмор, задор и весну, которая влилась в сердце и зазвенела песнями. Спасибо всем, кто принимал участие в подготовке этой программы, а самый низкий поклон — дорогому зрителю!

Команды проходят на авансцену.

Все вместе:

Может сами захотели,

Может так устроен свет.

Мы частушки все пропели

На сегодня больше нет!

Массовое ликование. Занавес.

«Акрон и мы!». 3-й тур

Фестиваль цехового творчества исполнителей частушек.

Фонограмма. Ансамбль «Росстань». Поют. В песне выводят команды цехов на сцену. 8 команд.

Ведущая: Участники фестиваля «Эх, Акроновна!» и ансамбль «Росстань» Культурного центра приветствуют дорогого зрителя, уважаемое жюри и друг друга!

Народ на сцене ликует.

Ведущая: 3-й тур! Он же — последний! Частушки, которые сегодня исполнят команды, поведают нам о нас самих. Тема звучит коротко и предельно ясно — «Акрон и мы». Состав жюри прежний. С удовольствием еще раз представляю всех поименно. (Представляет членов жюри. Они в зале.) Жюри оценивает каждое выступление по 10-балльной системе. Оцениваются три основные позиции: раскрытие темы, исполнительское мастерство и культура поведения, а также оригинальность сценического решения. Хочу напомнить, что каждый член жюри имеет право отдать свой бонус одной из участниц, которая, по их мнению, могла бы получить титул «Акроновна». За предыдущие два тура команды уже набрали некоторое количество баллов, о предварительных результатах мы не говорим, дабы поддержать интригу. Победитель будет определен по итогам трех туров. Хотя у меня есть подозрение, что настоящий победитель окажется не по эту, а по ту (жест в зал) сторону рампы.

Итак, мы приветствуем:

Команду «Кислинка» цеха азотной кислоты 2-й очереди;

- «Гранулиху» цеха амселитры;

- «Цэхаэлушек» Центральной химической лаборатории;

- «ХВПэлочек» Цеха химводоподготовки;

- «Сухольдинок» — сухого льда;

- «Балагуров» — производства нитроаммофоски;

- «Крошечек-Акрошечек» Комбината питания;

- «АЗУшек-озорнушек» Заводоуправления.

Пожелаем всем участникам удачи, задора, азарта и везения!

Все команды уходят за кулисы, на сцене остаются участницы ансамбля «Росстань», они выступают ещё и в роли соведущих.

«Росстань» (только девушки):

1-я: Ой, девоньки, что скажу — не поверите...

2-я: Ну, сказывай, не томи!

1-я: Видала я намедни...

3-я: Фу, эка невидаль! Детские сказочки! Вот я видала, так видала...

2-я: Что ты такое видала?

3-я : Видала я, как в ХВП метелки зацвели! Во как!

1-я : Да не бреши!

3-я: Так то ж не только я, весь зал видал. А все потому, что есть у них там девицы-умелицы — Михайлова Ирина, что костюмы шьет, да Марина Тактарова, что частушки сочиняет, сама исполняет, да других подгоняет.

4-я: А я что видала! На сухом льде такая ромашка выросла, вот такая (показывает).

2-я : Ясно дело, что на химии вырасти может...

4-я: Я ее сорвать хотела, погадать чтобы, а она взяла да убежала...

1-я: Так то ж не ромашка, а Зоя!

4-я: Кака така Зоя?

Все (возмущенно): Ты не знаешь Зою из сухого льда? (В зал) Кто не знает Зою? Зою знают все!

Юра (Юрий Биневский — руководитель и солист ансамбля «Росстань», строго): Так! Что тут за сорочья ярмарка? Ишь, разгалделись! А кому сейчас частушки петь?

Девушки (спохватившись): Ой, так ведь это... «сухольдинкам» да «хэвэпэлочкам»!

Юра: То-то же! Смотрите у меня! (Уходя) Эх, женщины...

Выступление команд.

Выходят Ведущая и «Росстань», о чем-то шепчутся.

Ведущая: О чем спор? Что случилось?

2-я: Мы пока по улицам гуляли, такого понаслушались....

1-я: Слухов да разговоров всяких принесли.

4-я: Вот идем и кумекаем, правду люди говорят али брешут?

Ведущая: Ну, выкладывайте, что там у вас, всем миром и разберемся, где правда, а где нет.

2-я: А точно не обманут? Так мы поспрашиваем!

1-я (обращаясь к зрителям): Правду говорят, что в амселитре девица есть, да не простая, а на все руки мастерица...

3-я (перебивает):... ночами костюмы шьет, днем сочиняет, сама и поет, и пляшет, да еще и всех петь заставляет, не девица, а вечный двигатель, правда ли, что есть такая?

Ведущая : Правда, есть такая, Ирина Грехонина ее зовут, и не только в амселитре ее знают.

2-я: Ой, а еще поговаривают, что в азотке женщина- машинист есть — коня железного компрессорного укрощает, парней молодых обучает, вечера цеховые проводит, внука воспитывает и песни поет, правду ли говорят али брешут?

Ведущая: Чистая правда, а звать ее Евгения Терентьева.

1-я: Да, есть женщины в цехах «Акрона»... Вот ведь чудеса! Хоть бы глазочком посмотреть на них, да пораспрашивать, как со всем справляются...

Ведущая: Ну, разговоры вести некогда сейчас, а вот взглянуть — это очень даже можно, нужно только, чтобы наш зритель встретил команды амселитры и азотки бурными аплодисментами!

Выступления команд.

Девушки из «Росстани» (поют, заводят в хоровод Марину Иванову):

Поплыли гуси,

Поплыли серы,

Вдоль по речке,

Вдоль по Волхову.

Приплыли гуси,

Приплыли серы,

К умной-то умнице,

К разумной разумнице.

Взяли у умницы,

Взяли у разумницы,

С шейки платочек,

Ай да платочек... (берут у Марины с шеи платок и бросают его вверх, Марина ловит)

1-я: Ба... (бросает)

Марина (ловит): ...ня!

Девушки (вместе): Да нет, не баня!

2-я (бросает): Ба...

3-я (бросает): ...ла...

Марина (ловит): ...лайка!

Девушки (вместе): Да нет, не балалайка! (Обращаясь в зал) Давайте-ка все вместе! (Перебрасывают платок и вместе с залом скандируют по слогам) Ба... ла... гу... ры!

Марина : А!.. Балагуры!

Выступление команд.

Девушки (выходят, вздыхают, или поют со вздохами 4-6 строчек)

Юра: Любезные подруженьки! Не скрывайте далее печаль вашу, которая от принуждения только усиливается: вам позволяется вздыхать! О чем вздыхаешь, девица?

1-я : Я тут намедни добра молодца повстречала, росту богатырского, нраву кроткого, ох!

2-я : А я иду давеча и слышу: поет голос, как река, глубокий, широкий, сердечко так и замерло... ох!

3-я: А я в заводоуправлении такого парня видала, да говорят, жена у него красавица... ох!

Юра : А зовут-то их как, величают?

Девушки (все одновременно): Андреюшкой! (и, переглянувшись, опять вместе) Ах!

Юра: Вот вам и ОХ, вот вам и АХ! А вот вам и УХ! «АЗУшки-озорнушки» поют свои частушки!

Выступление команды.

«Росстань» выходит, бурно жестикулируя.

1-я: Не верим!

2-я: Быть такого не может!

3-я: Враки все это!..

Юра: Странные какие! Я им говорю, что любую женщину на ощупь узнаю, чем занимается, кого любит, и всякие прочие приметы, а они не верят...

4-я: Докажи, тогда поверим!

1-я: Да! Боишься?

Юра: Еще чего! Запросто! (Завязывают ему глаза, раскручивают, приводят Наташу из комбината питания, он ее обнимает за плечи)-. Чую, пирогами пахнет, да с капусточкой... Зовут Наташею, сама поет, сама народ собирает...

2-я: Ну-ка, а об этой что скажешь? (Приводят следующую)

Юра: Лабораторию вижу, в пробирках что-то булькает, а вдалеке что-то движется, сейчас рассмотрю, ага, парочками ходят, вроде как танцуют, а рядом все булькает, а они танцуют... интересно. Ночь. Кровать вижу, лежит вся такая...

3-я: Не отвлекайся...

Юра : И снится ей сцена, и опять парочками ходят, и днем, и ночью — прямо наваждение какое-то...

4-я (снимает платок, спрашивает у Наташи и Ольги): Ну как, правду сказал? (Те отвечают: правду)

1-я : Что же это за секрет такой особенный?

Юра: Какие тут секреты, любую женщину обнять ласково, да к сердцу прижать, тут все про нее и узнаешь или про себя, не верите — попробуйте!

Девушка: А кому сейчас частушки петь — вы и сами догадалися, поди, не первый раз места просиживаете, так что ладошек не жалейте, команды встречайте!

Выступление команд комбината питания и лаборатории.

Ведущая : Жюри отправляется подводить итоги. А мы с вами проведем это время вместе с ансамблем «Росстань»! (2-3 песни)

Ведущая : Приготовьтесь разразиться бурными и продолжительными аплодисментами, как только я начну приглашать на сцену всех участников сегодняшней программы. (Приглашает команды) Послушаем мнение жюри, которое я также приглашаю на сцену в полном составе.

Жюри — оценки за 3-й тур.

Каждый член жюри отдает свой бонус «Акроновне», при этом говорит несколько слов о фестивале в целом.

Председатель жюри говорит о том, что на Дне химика все вместе выберут «Акроновну», и отдает всем номинанткам конверты с заданием.

Вручаются подарки всем участникам фестиваля.

Председатель жюри — общие результаты фестиваля.

Всем командам дипломы за участие (вручают члены жюри).

Диплом победителю фестиваля.

Подарки и благодарность группе поддержки: специалистам ДК, хореографам, вокалистам, режиссерам. А также жюри за постоянство, бескомпромиссность и профессионализм. Подарки жюри.

Ведущая: Очередной фестиваль прощается со своими участниками и зрителями. Страсти и волнения скоро улягутся. Что же останется? Останутся добрые воспоминания, незабываемые впечатления и осознание того, что наша национальная русская сущность, а частушка — это истинно русское изобретение, — это наше богатство, которым мы рады щедро делиться и которое от этого только прибывает! Добра вам и благополучия!