Ваша аюрведическая конституция. Почему я советую друзьям прочесть книгу Роберта Свободы «Пракрити

НЕСВАРЕНИЕ

Несварение представляет собой основу всех физических болезней, недуг, от которого происходят все остальные недуги. В определенном смысле несварение, неспособность к усвоению какой бы то ни было физической, умственной или эмоциональной пищи, является единственной болезнью живых существ. Обычно оно начинается в уме как «преступление против мудрости» и оттуда проецируется на физическое тело.

Всякая болезнь - результат сочетания физических, умственных и духовных причин. Некоторые болезни, например, язвенный колит, обусловлены в основном психическими влияниями; другие, как, например, обычная простуда, имеют в основном физические причины. Больные, страдающие одновременно и психическими, и соматическими болезнями, скажем, шизофренией и астмой, обычно замечают, что физическое состояние ухудшается, когда ослабевает психическое расстройство, и наоборот. В конечном итоге все болезни имеют психическую природу: все они вызваны своеволием, тем извращением интеллекта и здравого смысла, которое заставляет нас делать то, на что мы не рассчитаны. Это своенравное извращение и называется «праджнапарада» - «преступление против мудрости».

Предположим, например, что вы человек ВК-типа, живущий в северной Миннесоте. Сейчас середина ночи, середина зимы и на улице бушует буран. Вас неожиданно охватывает желание поесть мороженого. Вам известно, что мороженое холодное, влажное, клейкое, тяжелое и активизирует выработку Капхи, что как ночь, так и зима - это время Капхи и что ваша конституция тоже включает в себя Капху. Вы знаете, что если вы едите мороженое, то тем самым усиливаете Капху, но вы все равно делаете это - и на следующее утро ваш организм полностью засорен Капхой. Это и есть наказание за «преступление против мудрости». Конечно, это не «божья кара» в буквальном смысле слова: никто не поразит вас молнией за то, что вы съели неподходящую пищу. Это своего рода штраф, который вам автоматически приходится выплачивать при нарушении какого-либо из правил здорового образа жизни. Как метко заметила одна проницательная индианка, нас наказывают не за наши поступки, а самими этими поступками: мы лишь пожинаем то, что посеяли, совершив «преступление против мудрости».

Межконтинентальный перелет является стрессом для всех, вне зависимости от конституции. Вы можете пересечь США от побережья до побережья примерно за шесть часов, миновав три часовых пояса. Ваше сознание прибывает к месту назначения через шесть часов и покидает самолет вместе с вами. Ваше тело, однако, в действительности прибудет туда лишь через три дня, так как ему нужен день, чтобы прийти в себя после каждого часового пояса, который вы пересекли. Если вы не пожалеете времени на то, чтобы отдохнуть и восстановить силы после своего путешествия, то сможете легко адаптироваться к своему новому местонахождению.

Ваш ум, однако, не любит оставаться без движения и не хочет позволить телу успокоиться. Нередко он убеждает сам себя, что его равновесие зависит от того, насколько быстро он отделается от предстоящей работы. Попытка приступить к работе сразу же, как только вы сойдете с трапа самолета, - это не меньший стресс, чем само воздушное путешествие. Нетерпимое отношение вашего ума к телу за его неспособность быстро адаптироваться еще больше затрудняет процесс адаптации. Если ваш ум будет настаивать на своем, и вы попытаетесь как ни в чем не бывало взяться за работу, то вполне возможно, что вашему телу это очень не понравится и оно выразит свое неудовольствие в виде болезни. Не следует винить свое тело за то, что оно мстит уму: ведь ваша болезнь - это естественное следствие совершенного вами «преступления против мудрости».

Между физиологией тела и ума можно провести параллель. Подобно физическим Пяти Великим Элементам, ум имеет свои Пять Элементов: Постоянство - психический эквивалент Земли; Эмоция - психический эквивалент Воды; Различение - психический эквивалент Огня; Память - психический эквивалент Воздуха; Пустота - психический эквивалент Эфира.

Пустота ума есть то, что позволяет проявиться другим его состояниям. Различение - это пищеварение ума, определяющее, насколько тот или иной образ действий способствует благополучию организма. Пока ваша способность различения находится в норме, вы не будете совершать «преступлений против мудрости». Умственная неустойчивость ослабляет вашу способность различать - точно так же, как нарушения Ваты, Питты и Капхи негативно влияют на способность вашего тела к пищеварению. Слабое различение способствует образованию умственной Амы (аномалий восприятия) - точно так же, как слабое пищеварение приводит к образованию Амы физической (токсичных отходов).

Вата, Питта и Капха отвечают за объединение Пяти Великих Элементов в теле. Саттва, Раджас и Тамас выполняют ту же функцию по отношению к уму. Полезная, простая, хорошо переваренная пища и полезные, простые привычки поддерживают Саттву. Стимулирующая пища и интенсивная деятельность, например секс, увеличивают Раджас. Несвежая, испорченная пища и притупляющая деятельность, такая как сон, увеличивают Тамас. Раджас и Тамас - это доши ума. Они нужны в небольших количествах, но когда они накапливаются в избытке, то вызывают болезни. На хорошее физическое пищеварение указывают следующие признаки:

Вы не ощущаете дискомфорта, съев столько пищи, сколько вам хотелось.

После еды вы не отрыгиваете газ с тем же запахом и вкусом, что и у съеденной пищи.

После еды ощущение тяжести в животе не продолжается слишком долго.

Вы не ощущаете, как пища проходит через тонкую и толстую кишку; вы даже не должны осознавать этой стадии пищеварения.

Вы испражняетесь всегда в одно и то же время. Кал должен иметь нормальную плотность, не должен содержать крови, слизи, частиц непереваренной пищи или иметь отвратительный запах.

После переваривания пищи ощущение голода приходит в обычное время. (Желание ума доставить удовольствие языку не в счет.)

Если какой-либо из этих признаков отсутствует, то налицо физическое несварение. Нижеперечисленные признаки указывают на хорошее умственное пищеварение:

Вы не ощущаете психического дискомфорта после получения желаемого количества чувственных ощущений.

Ваш ум не чувствует себя после этого пресытившимся и измученным.

Во время усвоения этой новой информации не появляется никаких неприятных эмоций.

При необходимости вы точно и без усилий можете найти в памяти этот опыт и воспользоваться им.

У вас крепкий и приятный сон без тревожных сновидений (указывающих на психическую Аму).

Желание чувственного удовольствия возникает вновь спустя нормальный промежуток времени.

Если какой-либо из этих признаков отсутствует, то налицо умственное несварение. Физическое несварение может стать причиной несварения умственного и наоборот, но чаще всего они сопутствуют друг другу. Поскольку контролировать тело гораздо легче, чем ум, Аюрведа считает, что сначала надо, по возможности, очистить и уравновесить тело, а потом начинать работу над умом. Гармонизированное тело оказывает гармонизирующее влияние на ум.

Физическое несварение бывает трех основных типов: обусловленное Ватой, обусловленное Питтой и обусловленное Капхой. Любая из этих дош может отрицательно влиять на способность тела перерабатывать пищу, но каждая делает это по-своему. По симптомам можно определить, какая доша в наибольшей степени нарушена.

Несварение, обусловленное Ватой, в основном влияет на толстую кишку. Запоры чередуются с поносами, и при этом обычно обильно образуется кишечный газ, но все эти симптомы непостоянны. Они могут исчезнуть на несколько дней, а затем без видимых причин возвращаются. Состояние все время меняется, и, в конце концов, человек уже не знает, какая пища и в какое время дает короткие периоды нормального пищеварения.

Несварение, обусловленное Питтой, в основном влияет на тонкую кишку и обычно характеризуется поносами. Возникают ощущения жжения, такие как изжога после еды или жжение в заднем проходе после дефекации. Может хотеться горячей пряной пищи, которая, однако, только ухудшает состояние.

Обусловленное Капхой несварение главным образом влияет на желудок. Больной обычно вообще не хочет есть и ощущает тяжесть в верхней части живота, слюнотечение во рту и тяжесть в конечностях. Это обычно сопровождается запорами.

Капха в основном образуется и локализуется в желудке, Питта - в тонком кишечнике, а Вата - в толстой кишке. Если несварение никак не пытаться лечить, то одна или больше дош значительно увеличатся, выйдут за пределы своих исходных органов и начнут циркулировать по всему организму, ища слабое место, где можно остановиться и вызвать болезнь. Оставленное без внимания несварение может стать причиной острых заболеваний - таких как простуда, лихорадка, кашель, грипп, понос, язва желудка и двенадцатиперстной кишки и т.д. Все эти болезни представляют собой методы, которые использует Природа, чтобы очистить ваш организм, когда ваше существо не может «переваривать» опыт жизни и вместо этого позволяет скапливаться внутри себя физической и психической грязи.

Не важно, насколько эффективно вы лечите острое заболевание: ваши усилия будут напрасны, если одновременно вы не обратитесь к лежащему в его основе несварению. Если не удалить этот корень, из него в дальнейшем вырастут другие болезни. Лечение должно начинаться с устранения коренной причины болезни и только затем переходить к любым специфическим проявлениям. Правда, в опасных для жизни ситуациях требуется экстренная помощь, но после того как кризис миновал, необходимо энергично приниматься за несварение.

Первый раз я прочитала книгу Роберта Свобода «Пракрити» восемь лет назад - тогда она сильно вдохновила меня на изучение аюрведы и поставила под сомнение многие догмы о здоровом питании. Я следую далеко не всем рекомендациям и до сих пор не поняла, какая всё-таки у меня конституция, но мне очень близки многие принципы аюрведы. По аюрведе, не существует одной диеты правильной для всех. Даже для одного человека рацион должен меняться в зависимости от сезона, физической активности и количества стрессовых факторов. Если вы читали только короткие выдержки об аюрведе, эта книга Роберта Свободы поможет вам получить более глубокие знания и начать применять их на практике. О простых принципах хорошего пищеварения и причинах лишнего веса, о белковой диете и природе стресса - избранные цитаты из книги мы собрали в этом посте.

Брать здоровье в свои руки

«Современные врачи склонны игнорировать индивидуальность. Они зачастую смотрят на людей как на «печень» или «легкие» и забывают об индивидууме, которому эти печень и легкие принадлежат. Одно и то же лечение может казаться им панацеей для всех больных, и при этом из виду упускается то, что даже среди страдающих одной болезнью могут быть её различные вариации. Такой подход к лечению не может способствовать восстановлению равновесия в организме. Поскольку врачи зачастую не в состоянии восстановить здоровье своих пациентов, больным в наше время следует самим учиться этому. Всякий, кто хочет быть здоров, обязан сам узнать о здоровье как можно больше.»

Простые принципы хорошего пищеварения

«Самая здоровая пища на свете обращается в худший из ядов, если вы не способны как следует переварить и усвоить её. Пищеварение начинается во рту, в тот миг, когда язык ощущает вкусы пищи, - ведь к тому времени, когда пища достигнет кишечника, органы пищеварения должны быть уже готовы к её приему. Информация о вкусах передается от языка непосредственно в мозг, который и определяет, какие именно жиры, белки или углеводы входят в состав пищи и какого рода ферменты должны выделиться для её оптимального усвоения.»

«Не ешьте, когда не ощущаете физического голода. Если вы не уверены в том, что были когда-либо голодны, день голодания даст вам понять, что это такое. Не ешьте в состоянии раздражения, подавленности и других эмоционально неуравновешенных состояниях, а также сразу после физической нагрузки.»

«Лучше, если во время еды у вас хорошо работает правая ноздря, так как она усиливает ваш пищеварительный огонь. Чтобы заставить её работать, можно полежать несколько минут перед едой на левом боку или ритмично подышать несколько минут через правую ноздрю, закрыв при этом левую средним пальцем правой руки. Чтобы перевести дыхание в правую ноздрю, можно также просто заткнуть левую ноздрю или отвести левую руку за спинку своего стула.»

«Сосредоточьте внимание на процессе принятия пищи. Ни телевизор, ни радио, ни магнитофон, ни разговор не должны отвлекать вас. Во время еды соблюдайте молчание; после еды посидите и поговорите о чем-нибудь приятном. Жуйте не спеша, тщательно пережевывая каждый кусочек. Если возможно, ешьте руками, чтобы кожа могла передавать мозгу сигналы о температуре и структуре пищи.»

«Если вы переели или чувствуете физическую слабость, полежите несколько минут на левом боку, стараясь не засыпать. Нужно добиться, чтобы ваша правая ноздря работала достаточно хорошо, чтобы поддерживать горячее пищеварение. Старайтесь не есть слишком поздно вечером. Не ешьте по вечерам усиливающие Капху продукты, такие как дыня, йогурт, блюда с кунжутом, сыр или мороженое. Вообще всякая холодная пища ослабляет пищеварение.»

Лишний вес, одиночество и суровые диеты

«Истинной причиной ожирения является «изобилие» в уме. Ваше преображение начинается тогда, когда вы порываете со скукой, которая заставляет вас есть из-за того, что вы не можете найти лучшего занятия. Отвращение к себе, приводящее к тому, что вы переедаете из сожаления о своей мнимой неспособности измениться, также представляет собой форму изобилия. Вашей целью должно стать преображение себя, а не потеря веса. Снижение веса составляет часть такого преображения и происходит автоматически.»

«Когда вы пытаетесь сбросить вес, одиночество для вас куда вреднее рациона, содержащего много жиров. Большинство строгих диет в действительности ведет к саморазрушению, потому что в их основе лежит ненависть к себе и отвращение к жиру и своему «Я», слабость которого позволяет накапливаться жиру. Такое отношение приводит к желанию уморить тело голодом, чтобы наказать ум. Тело во время любой суровой диеты чувствует голод и, поскольку ему не нравится голодать, предпринимает действия, чтобы сохранить свою самую высокоэнергетическую ткань, снижая темп обмена веществ таким образом, чтобы жир сгорал медленнее. Кроме того, оно также старается сначала сжечь те ткани, которые ему менее необходимы. Поэтому всякий, кто сидит на диете, но не делает упражнений, потеряет в первую очередь мышечные ткани, поскольку они не используются.»

О белковой диете

«Диета с высоким содержанием белка может способствовать быстрой потере веса, однако она создает излишек отходов и чрезмерно стимулирует ум. Напротив, диета с высоким содержанием углеводов (например, включающая цельные зерна злаков в больших количествах) вызывает расслабление и «размягчение». Похудение будет происходить более приятно и с меньшим напряжением, если вы будете в разумном количестве употреблять углеводы. Кроме того, они нужны для сжигания жира, и потому попытка отказать себе во всех углеводах и жить на белке и овощах сделает снижение веса более трудным и менее надежным.»

Стресс vs. Равновесие

«Стресс возникает всякий раз, когда вам приходится приспосабливаться к новой ситуации. Каждый раз, когда ваша среда - ваше физическое, психическое, эмоциональное, социальное и духовное окружение - изменяется, вы должны изменяться вместе с ней и заново устанавливать с ней равновесие. Ваш иммунитет - это ваша упругость, то есть способность катиться в направлении толчка и быстро возвращаться в нормальное состояние даже после самых подлых ударов. Вместе с ростом стресса растет нагрузка на вашу иммунную систему. Когда нагрузка становится слишком большой, ваша иммунная защита не справляется с ней, и вы заболеваете.»

Удовольствия, которые не делают нас лучше

«Удовольствие, поглощающее всё время, - это, по сути, рабство, потому что чем больше мы потребляем, тем в большую зависимость впадаем. Неограниченное потакание себе делает нас менее свободными, поскольку оно уменьшает нашу самодостаточность. Каждое из наших пристрастий - будь то кофеин, сахар, соль, алкоголь, наркотики, спортивные зрелища, телевизионные шоу, азартные игры или прочие поблажки - это еще один гвоздь в гроб нашей свободы, ещё большее стеснение нашей индивидуальности. Многие из нас даже не знают, как правильно удовлетворять свои желания, и побочные эффекты удовольствий ослабляют и убивают нас. Истинное наслаждение жизнью возможно только при истинном здоровье.»

Достигая совершенства

«Если вы еще не достигли бессмертия, то ваше здоровье представляет собой динамическое, а не перманентное состояние. Нет предела для гармонии в вас, и нет предела для гармонии, которую вы можете создать вокруг себя.»

«Наша задача на этой несовершенной планете заключается в постоянной работе ради достижения относительного совершенства. Совершенствование мира начинается с совершенствования себя. Самосовершенствование требует мира в себе, который начинается с устранения своих физических, умственных и эмоциональных ограничений. Понимание, честность, принятие, прощение и сострадание - вот ваши инструменты для самосовершенствования.»

Роберт Свобода (Robert Svoboda) прожил в Индии около пятнадцати лет. Окончив в 1980 году Тилакский Аюрведический колледж при университете г.Пуна, он стал и до сего дня остается единственным врачом с Запада, получившим официальную лицензию на медицинскую практику в рамках Аюрведы.

Покидая в 1973 году США для кратковременной поездки в Африку, студент медицинской школы при Университете Оклахомы Роберт Свобода и не подозревал, что в конце концов станет жить в Индии... Однако месяц спустя он уже лежал без сил в Абиджане (Берег Слоновой Кости), страдая от жестокой дизентерии. Друзья привели к нему африканского шамана и знахаря, который излечил его. Это была первый опыт встречи с традиционной медициной. Тогда же, на квартире друзей, Роберт прочел свою первую книгу по йоге. Позднее он оказался в Непале, где врач из Миротворческого Корпуса познакомил его с Аюрведой, а посвящение в тибетскую Калачакру еще больше склонило его к изучению йоги.

Ряд лет Роберт посвятил глубокому изучению Аюрведы, что позволило ему стать одним из самых известных популяризаторов ведического учения и Аюрведы на Западе. Сегодня его имя можно встретить практически на любой научной конференции по йоге, аюрведе или джйотиш в Соединенных Штатах. В Америке и по всему миру Р.Свобода ведет свои образовательные программы по Аюрведе. Он также является автором нескольких бестселлеров, открывающих знания этой древнейшей науки широкому кругу читателей. Язык его книг обладает удивительной образностью и выразительностью, что позволяет думать о Свободе как о непосредственном носителе традиции.

Книги (7)

Агхора. Книга 1

Цель агхоры - полная свобода. Свобода не в смысле распущенности, а в смысле от ограничений времени, пространства и причинности.

Тантру часто рассматривают только в ее самых вульгарных и низших формах, которые проповедуют недобросовестные люди. Это отпугивает от нее искренне ищущих, которым Тантра могла бы многое дать.
Агхора основывается на предельной внутренней чистоте практикующих.

Только при этом условии они будут защищены от духовного падения во время проведения ритуалов, которые могут включать в себя некромантию, использование наркотических веществ, секс и другие запретные практики.

Агхора. Книга 3

В заключительной книге из трилогии "Агхора" Вималананда использует Бомбейский ипподром как яркую и содержательную метафору игры нашей жизни, где предназначение и удача либо побеждают, либо проигрывают на острие финишной линии.

В каждом моменте жизни скрыты и переплетены линии судьбы и возможностей и каждое действие влияет на конечный результат.

Аюрведа: жизнь, здоровье, долголетие

Книга знакомит с философией, историей и практикой аюрведы - искусством исцеления, развившемся из Вед. Терапевтические методы аюрведы используют травы, минералы, очистительные процедуры и духовные практики и охватывают все планы бытия человека - физический, психический и духовный.

Книга может быть интересной и тем, кто только начинает изучать аюрведу, и тем, кто хочет расширить свои познания в этой области.

Величие Сатурна

В этой книге рассказывается древняя индийская легенда, которая проникает в вас гораздо глубже, чем просто информация для ума, она исцеляет вас.

Сатурн известен в астрологии как планета, приносящая страдания и несчастья. Однако не следует избегать Сатурн — лучше отдаться в его объятия и познать его смысл.

Если вам интересно саморазвитие, если хотите активизировать свои сильные стороны, избавиться от болезней и вредный привычек, стать здоровее, мудрее и чище, значит, вы не просто так читаете эти строки…

Именно с этой книгой началось мое знакомство с наукой, религией и философией Аюрведой.

Обладая знаниями, описанными в этой пусть и небольшой книге, вы сможете найти причины ваших беспокойств, касаемых здоровья, привычек, отношений, поведения (своего и близких), образа мыслей, проблем в разных сферах жизни. Аюрведа — про все, что только может вас волновать. От вас требуется только… честность и готовность на перемены.

О чем эта книга?

В целом книга о том, как всесторонне гармонизировать свою врожденную конституцию, чтобы избежать болезней и продлить себе жизнь. Это возможно сделать, определив сильные и слабые стороны, данные при рождении, и основываясь на традициях аюрведы, начать выстраивать диалог со своей внутренней природой.

Прошло несколько месяцев после того, как прочла «Пракрити», но все равно заглядываю в нее время от времени. Читая книгу, сразу возникло ощущение, что я уже обладала этими знаниями. Просто лежат они очень глубоко и сложно до них добираться. Теперь понимаю, почему так происходит.. Повседневная жизнь наполнена стрессами, страстями, устремлениями к успеху, деньгам и материальному благополучию, мы меньше проводим времени с природой, да и с самими собой, игнорируем внутренний голос. Состояния, в которых мы находимся большую часть времени, забирают у нас природную мудрость, мы становимся все менее и менее способными слушать свое тело. К сожалению, если диалог отсутствует длительное время, нашему микромиру не остается ничего другого, как только обратить на себя внимание болезнями и болью.

Вы будете непрерывно удивляться 🙂

На протяжении всего прочтения я испытывала ощущение, что книга просто описывает меня и моих близких друзей и родственников , тех, кого очень хорошо знаю в жизни. Капха — это же мой муж! Питта — это про меня! Объясню: в аюрведе каждая сущность может быть одной из трех дош — Ваттой, Питтой или Капхой. По ходу прочтения вы сразу определите свой тип и тип ваших близких, будете знать, какое питание подходит именно для вашего типа: оптимальное количество приемов пищи, узнаете про более приемлемые вкусы, про склонности к похудению или к полноте, болезням… Как это возможно, спрашивала я себя? Ну ладно, продукты, время принятия пищи… но как это древнее знание так точно определяет характер, способности, склонности, поведение, да и вообще привычки, не связанные с питанием?

Про болезни. Хорошо описаны метафизические причины происхождения болезней, сразу стало понятно, чего не нужно делать и как правильно выстраивать «взаимотношения» с телом. Из этой книги я получила огромное количество ответов и очень ценю то, что она попала в мои руки в нужный момент.

Если вы честны с собой и не можете разобраться, в чем причина ваших недугов, я настоятельно рекомендую вдумчиво прочесть главы, посвященные болезням. Лично я благодарю вселенную, что теперь знаю, к каким именно серьезным неприятностям могут привезти мои привычки, как в еде, так и в образе мыслей, и что делать, как думать и не думать, если хочешь жить долго.

Хочу привезти некоторые цитаты из книги, чтобы как можно полнее передать вам ее суть:

Аюрведа представляет собой науку об Истине, о том, как она проявляется в жизни.

Ваша индивидуальная конституция была определена состоянием тел ваших родителей в момент вашего зачатия. На вашу конституцию повлияли гены ваших родителей, питание вашей матери, привычки, которые были у нее в пору беременности, а также все аномальные события, какие имели место во время вашего появления на свет. Подобно вашим генам, ваша конституция останется с вами до конца жизни, нравится вам это или нет.

Тем не менее, вы можете научиться приспосабливаться к ней таким образом, чтобы ее диспропорции оказывали на вас возможно меньшее влияние. Вы можете научиться предотвращать заболевания и излечивать их, если они все-таки возникают. Вы получите возможность предвидеть, что произойдет, когда вам случится контактировать с носителем той или иной болезни, или же выработать оптимальную для вас программу омоложения. Изучая и используя принципы аюрведы, вы сможете понять, по какой причине ваша жена (или муж), ваши дети, родственники, друзья, соседи и сотрудники поступают так, как они поступают, и определить, как следует строить общение с ними, чтобы достичь максимально гармоничных отношений. Вы сможете планировать питание своей семьи таким образом, чтобы каждый из ее членов получал пишу, наиболее благоприятную для его пракрита.

Ваша конституция через гены влияет на ваши эмоции и на ваше тяготение к тому или иному вкусу. Ученые уже обнаружили гены, порождающие различные эмоциональные состояния, которым подвержена наша плоть. Едва ли каждая эмоция контролируется одним- единственным геном, но тем не менее, поскольку все наши психические состояния имеют физиологическую основу, должны существовать гены или сочетания генов, порождающие группы белков, которые, взаимодействуя с группами гормонов, в свою очередь порождают определенное физическое состояние, вызывающее определенную эмоцию. И наоборот - ваши эмоции могут активизировать некоторые из ваших генов, не затрагивая при этом другие, и воздействовать таким образом на ваши гормоны и метаболическое равновесие.

Если ваши родители и дедушки с бабушками легко впадали в гнев, есть серьезные основания предполагать, что они передали вам ген или набор генов, которые и вас заставляют гневаться по пустякам. Если они были пугливы, они могли передать вам соответствующие гены, и потому вас всю жизнь будет глодать страх. Каждый из нас живет в океане эмоций, который образован слиянием генов.

За счет вкуса пищи, которую мы принимаем, гены можно лишь активировать или деактивировать, но не изменить. Гены, которые «включаются» часто, могут с каждым разом активизироваться все легче и легче, а гены, используемые редко, могут отступить на задний план, однако все они на протяжении всей нашей жизни постоянно ожидают возможности проявить себя. И до тех пор, пока ваши гены существуют, ваша склонность к определенным эмоциям останется при вас. До тех пор, пока вы не научитесь изменять собственные гены, вам придется полагаться на знание своей конституции, если вы надеетесь достичь равновесия. Понимание вашей пракрита позволит вам понять, почему вы делаете именно то, что делаете, и даст вам ключи к самосовершенствованию.

Роберт Эдвин СвОбода (англ. Robert Edwin Svoboda , род. 1953) - американский писатель и доктор аюрведы, который постоянно путешествует по миру, давая лекции по аюрведе, джъотищу, тантре и религиям востока. Автор более 11 книг. Также ведет частную практику, консультируя клиентов из США, Канады, Европы, Австралии и Индии. Свобода - первый из людей запада, кто закончил колледж аюрведы (в 1980) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии (из Википедии).

Искусство медицины 11

Здоровье, личность, бессмертие 13

Глава 1. ДОШИ И ВКУСЫ 23

Пять Великих Элементов 27

Три доши 28

Шесть Вкусов 34

Последствия злоупотреблений 38

Свойства пищи 87

Пища для каждой конституции 91

Особые продукты 103

Пристрастия и вкус 107

Глава 4. ПИТАНИЕ 115

Семь дхату 115

Ожирение 128

Прибавление в весе 133

Снижение веса 134

Глава 5. РЕЖИМ 143

Распорядок дня 146

Поклонение Солнцу (Сурья Намаскар) 159

Образ жизни 162

Глава 6. РАВНОВЕСИЕ 175

Прана, Теджас и Оджас 176

Несварение 178

Аюрведическое лечение 183

Выведение Амы 185

Уравновешивание дош

Лечение ума 196

Глава 7. БОЛЕЗНЬ 201

Аллергия 201

Хроническое расстройство кишечника 207

«Желтая угроза» 213

Как устранить «желтизну» 216

Ревматическая болезнь 218

Лечение артрита 224

Увядание 236

Прочие заболевания 239

Глава 8. ОМОЛОЖЕНИЕ 243

Повышение половой потенции 244

Расаяна 250

Минералы и металлы 256

Макарадхвадж 260

Другие Расаяны 263

Сезоны 266

Глава 9. ЗА ПРЕДЕЛАМИ АЮРВЕДЫ 269

Бессмертие 269

Жертва 272

Кундалини 275

Свет и тьма 279

Тарпана 280

Заключение 284

Рецепт кичади 286

Указатель

Обязательно напишите ваши эмоции по прочтении ниже в комментариях! Уверена, они сподвигнут и других в сторону улучшения своей жизни и здоровья.

Обнимаю, пока пока!