Происхождение человека и становление общества. Происхождение человека и становление общества - общество и человек Происхождение человека и становление общества 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Наука о происхождении человека Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIXв. выходом книги Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871), где впервые была сформулирована гипотеза происхождения человека от обезьяноподобного предка. Ф. Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. Среди наук, которые сегодня занимаются изучением проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. * Чарльз Дарвин (12.02. 1809 – 19.04.1882) Фридрих Энгельс (28.11. 1820- 05.08.1895)

3 слайд

Описание слайда:

Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда. Современные исследования уточняют так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.

4 слайд

Описание слайда:

Антропогенез - процесс становления и развития человека Рамапитек (14-20 млн. лет назад) Австралопитек (5-8 млн. лет назад) Питекантроп homo habilis (человек умелый) около 2 млн. лет назад homo erectus, человек прямоходящий, 1-1,3 млн. лет назад Завершает процесс антропогенеза вид, получивший название кроманьонец (homo sapiens)

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

* * Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным. Paranthropus boisei 2.3 - 1.0 млн. лет назад

7 слайд

Описание слайда:

Около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Homo erectus Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появился примерно 1 – 1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга 800- 1200 см в кубе, у современного человека – 1200 - 1600 см куб., умел изготавливать орудия охоты, овладел огнем, видимо, обладал речью. Его прямым потомком стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад).

8 слайд

Описание слайда:

* * Кроманьонец На стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) предок человека вполне приблизился к современному не только по внешнему облику, но и по уровню интеллекта, по способности к совместному труду, умению строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, по интересу к творчеству и по другим качествам. Другие факторы, повлиявшие на эволюцию человека – стр. 72-73. Космические факторы, тектонические, вулканические, сейсмические, радиационные катаклизмы; изменение структуры и строения мозга; стресс, вызванный комплексом причин; естественный отбор.

9 слайд

Описание слайда:

В отличие от животного, у которого полушария дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае поражения одного полушария другому взять на себя все его функции, у человека оба полушария действуют по разной программе. Это могло произойти в результате повреждения одного из соединенных друг с другом участков мозга.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.

12 слайд

Описание слайда:

Становление общества В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество. Эти коллективы были основаны на кровном родстве, совместно владели имуществом и совместно трудились. С усложнением труда и орудий усложнялась структура общества. Большое значение в сфере общения имели обычаи, табу, верования, мифы, обычаи.

13 слайд

Описание слайда:

С переходом к производящему хозяйству (возникновением земледелия), к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения. Одновременно росла численность людей и шло их расселение по Земле. В коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду; появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др. Одновременно с усложнением жизни и отношений развивались продукты человеческого общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия. Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество. Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей разумного. «Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг

15 слайд

Описание слайда:

Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества Отличительная особенность человека – его способность творить «вторую культуру». В процессе творчества менялся и сам человек, и общество. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др. Культура – феномен человечества. Существует точка зрения, что первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов). Другая точка зрения: в основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий; наскальные рисунки –образ действий. Только человек испытывает потребность в творчестве, в прекрасном, дорожит добром и справедливостью. Вне культуры человечество не существует – это бесспорно.

Видеоурок «Происхождение человека и общества» расскажет о том, что такое антропосоциогенез. Вы узнаете больше о том, как общество и человек взаимодействуют друг с другом, как происходит взаимовлияние. Преподаватель объяснит, какие взгляды на происхождение общества и человека приняты в современном мире.

Тема: Общество

Урок: Происхождение человека и общества

Здравствуйте. В прошлый раз мы говорили о том, что такое общество, каковы его структура и функции. Тема сегодняшнего урока – «Происхождение человека и общества».

В науке этот сложный процесс носит название «антропосоциогенез». Давайте разберемся, откуда взялся такой термин.

«Антропос» по-гречески означает «человек», «социум» по-латыни – «общество», «генезис» по-гречески – «возникновение, происхождение» (рис. 1).

Рис. 1. Антропосоциогенез

Существуют различные теории антропосоциогенеза. Хронологически первой из них является креационизм. Согласно этой теории около 6 тысяч лет назад Бог сотворил Вселенную, небо, землю и всех живых существ, в том числе человека.

Другая теория носит название «градуализм» или «эволюционизм». Ее основоположником считается Чарлз Дарвин (рис. 2). Согласно этой теории все живое развивается в ходе эволюции – постепенных изменений, а в начале этих изменений были простейшие существа. Разумеется, сегодня теория эволюции значительно отличается от того, что предлагал Дарвин: многие факторы развития человека и общества в его время были еще неизвестны.

Рис. 2. Чарлз Дарвин

Некоторые исследователи считали, что Дарвин неправ хотя бы потому, что мы не можем наблюдать проявления эволюции сегодня.

В результате появилась третья теория, известная как катастрофизм. Ее основоположником считается естествоиспытатель Жорж Кювье. В рамках катастрофизма считается, что жизнь – результат планетарных катастроф, а ее формы не развиваются. Некоторые ученые объясняют многие значимые события в истории Земли именно катастрофами – извержениями вулканов, столкновениями нашей планеты с кометами, катастрофическими землетрясениями. Например, именно так многие объясняют гибель динозавров.

Все эти теории с большим трудом объясняют, откуда взялась жизнь. Четвертая теория, известная как панспермия, появилась еще в середине XIX века. Ее авторами считаются немецкий медик Герман Рихтер и шведский физик Сванте Аррениус. Но не надо думать, что в XX веке этой теории никто не придерживался; среди ее сторонников был даже Владимир Иванович Вернадский.

Собственную теорию предложил академик Александр Иванович Опарин. Согласно ей жизнь на Земле зародилась в результате цепи химических превращений.

В научном мире в XX веке почти безраздельно господствует теория эволюции. Однако сторонники креационизма время от времени переходят в наступление.

Давайте посмотрим, как и когда с точки зрения современной науки появились человек и общество.

Процесс появления человека носит название «антропогенез». В современной науке этот процесс вкратце описывается следующим образом.

Первой стадией антропогенеза считают австралопитека (homo habilis) (рис. 3).

Рис. 3. Австралопитек

Вторая стадия антропогенеза – питекантроп (рис. 4).

Рис. 4. Питекантроп

Третья стадия – неандерталец (рис. 5). Наконец, последняя стадия – homo sapiens sapiens. Это мы с вами.

Рис. 5. Неандерталец

Перейдем к процессу социогенеза, то есть появления и развития общества. Он имеет три стадии, но если антропосоциогенез идет по планете примерно одинаковыми темпами, то социогенез в разных районах земли идет с разной скоростью.

Первая стадия социогенеза – праобщина (человеческое стадо).

Вторая стадия – родовая община – объединение людей по кровнородственному признаку.

Третья стадия – соседская община – объединение людей по территориальному признаку.

Давайте подытожим. Процесс социогенеза проходит в три этапа.

Различные народы проходят социогенез разными темпами. Многие этносы уже давно живут соседской общиной, но есть и такие племена, которые до сих пор находятся на стадии родовой общины.

Процессы антропогенеза и социогенеза тесно связаны между собой. Это лишний раз доказывает, что человек, несмотря на его социальную сущность, все же остается и частью природы. В следующий раз мы поговорим, как природа и общество влияют друг на друга. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Идет ли эволюция сегодня?

Эволюция продолжается постоянно. На протяжении последних сотен лет человек непрерывно менялся.

Средний рост японцев вырос за последние 100 лет как минимум на 15 см. В гвардию при Петре Первом брали молодых людей с ростом не менее 170 см (рис. 6).

Рис. 6. Средний рост

Обезьяньи процессы»

Рис. 7. Джон Скоупс

В 1925 году в штате Теннесси был принят Акт Батлера, запрещающий преподавание теории Дарвина. В том же году в штате было возбуждено дело против учителя Джона Скоупса (рис. 7), обвиненного в нарушении акта. Скоупс был признан виновным и приговорен к уплате штрафа в размере 100 долларов.

В 2006-2007 годах подобный процесс состоялся и в России.

Как оправдали неандертальца

За последние годы наши представления о неандертальце сильно изменились.

В 2005 году на территории Словении был обнаружен древнейший музыкальный инструмент – неандертальская флейта (рис. 8).

Рис. 8. Неандертальская флейта

В 1938 году советский археолог Алексей Окладников (рис. 9) обнаружил в пещере Тешик-Таш захоронение неандертальского мальчика (рис. 10).

Рис. 9. А. Окладников

Рис. 10. Неандертальский мальчик

Самое отсталое племя

В начале 1970-х годов в лесах филиппинского острова Минданао было обнаружено племя тасадай-манубе, которое считается самым отсталым племенем в мире. Тасадаи до сих пор живут родовым строем. Причиной этого является то, что в течение последней тысячи лет они развиваются изолированно.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Тасадай-манубе (продолжение) ().

Новые данные о неандертальцах ().

Изменение среднего роста у разных народов в ХХ веке ().


Происхождение человека и становление общества

Продажа новых идей требует отдачи всех сил. Для начала необходимо, чтобы слушатели согласились с вами в принципе. Затем их следует подвести к конкретному действию. Используйте формулу Факты – Действие – Выгода из рекомендаций Dale Carnegie Training®, и вы создадите мотивированную, побуждающую к действию презентацию.


  • Прочитать параграф №7.
  • Ответить на вопросы после параграфа с. 78 «Проверь себя».

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг

Вопросы урока:

  • Наука о происхождении человека.

2. Становление общества

3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.




ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Божественное происхождение человека.
  • Вмешательство инопланетян.
  • Очередное возрождение человечества.
  • Теория эволюции Чарльза Дарвина.

Мутации в результате:

- болезней и травм

- изменения климата

- повышенной радиации

- космических излучений

- химического воздействия


Наука о происхождении человека

  • Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIXв. выходом книги Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871), где впервые была сформулирована гипотеза происхождения человека от обезьяноподобного предка. Ф.Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее.
  • Среди наук, которые сегодня занимаются изучением проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию.

Чарльз Дарвин

(12.02. 1809 – 19.04.1882)

Начните презентацию, приведя привлекающий внимание пример. Выберите пример, относящийся к аудитории. Этот пример должен явиться основанием для действия, ведущего к получению прибыли. Начиная презентацию с такого примера, вы подготавливаете аудиторию к дальнейшим действиям.

Фридрих Энгельс (28.11. 1820- 05.08.1895)


Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека

Отбор на высокий интеллект

Роль рук как естественные орудия труда

Влияние стресса


Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда.

Современные исследования уточняют так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.


Предложите действие. Сделайте это четко, ясно и кратко. Вы должны хорошо представлять, как аудитория выполнит это действие. Если вы этого не можете представить, аудитория тем более не может этого сделать. Будьте уверенным, предлагая действие.

Эта картинка дает общее представление о времени существования ископаемых предков человека и их предполагаемых родственных связях.


5 млн. лет

4 млн. лет

3 млн. лет

2 млн. лет

1 млн. лет



Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным.

Ardipithecus ramidus (4,4 миллиона лет назад )

Paranthropus boisei

2.3 - 1.0 млн. лет назад

Australopithecus afarensis , 4-3 млн. лет назад

Следуя формуле Факты – Действие – Выгода из рекомендаций Dale Carnegie Training®, покажите выгоду, которую получит аудитория в результате выполнения действия. Учитывайте ее интересы, потребности и предпочтения. Подкрепите свои рассуждения фактами (статистикой, демонстрацией, свидетельствами, примерами, аналогиями, доказательствами), и вы получите доверие аудитории.

Homo neanderthalensis

200 000 - 28 000 лет назад

Homo habilis 2.4 - 1.5 млн. лет назад


2 октября 2009 г., Science , выпуск 326 Анализ скелета ардипитека (Ardipithecus ramidus) 4,4 млн. лет


Ardipithecus ramidus, 4,4 млн. лет

Lovejoy C.O., Suwa G., Simpson S.W., Matternes J.H., White T. The Greate Divides: Ardipithecus ramidus Reveals the Postcrania of Our Last Common Ancestors with African Apes // Science. 2009. 326. P. 100 - 106.


Около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis , или Человек умелый.

Homo habilis 2.4 - 1.5 млн. лет назад

Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появился примерно 1 – 1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга 800- 1200 см в кубе, у современного человека – 1200 - 1600 см куб., умел изготавливать орудия охоты, овладел огнем, видимо, обладал речью. Его прямым потомком стал Homo sapiens , или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад).

В завершение повторите предлагаемые действия и их преимущества. Говорите убежденно и уверенно, и вы продадите свои идеи.

Homo erectus

Homo sapiens


Человек умелый

2.4-1.5 млн лет назад


Человек умелый – орудия труда

Homo Habilis. Умели изготавливать примитивные орудия труда.

Обработанный кварц / галька

2.4-1.5 млн лет назад


Питекантропы / Синантропы

Питекантропы и синантропы. Определенно умели изготавливать каменные орудия труда (напр, обоюдоострое рубило).

Были значительно крупнее австралопитеков и с большим объемом мозга.

Могли уже использовать огонь для приготовления пищи, но добывать скорее всего не умели.

Азия / Индонезия / Китай

800-500 тыс. лет назад


Неандерталец

От находки вблизи города Неандерталя (Западная Германия).

Умственные способности более развиты, чем у предшествующих перв. людей.

Скорее всего учились осваивать речь, но не полностью владели речью.

300-40 тысяч лет назад


Неандертальцы – жизнь в пещере

В эпоху обледенения селились в пещерах.

Неандертальцы постепенно вымерли, причины не совсем понятны.

300-40 тысяч лет назад


Охота неандертальцев

Умели охотиться на крупных животных. Для этого, скорее всего, требовалось минимальное владение речью.

Пещерный медведь


Орудия труда неандертальцев

Еще плохо обтесаны

300-40 тысяч лет назад


На стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) предок человека вполне приблизился к современному не только по внешнему облику, но и по уровню интеллекта, по способности к совместному труду, умению строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, по интересу к творчеству и по другим качествам.

Кроманьонец

Другие факторы, повлиявшие на эволюцию человека – стр. 72-73.

Космические факторы, тектонические, вулканические, сейсмические, радиационные катаклизмы; изменение структуры и строения мозга; стресс, вызванный комплексом причин; естественный отбор.


Кроманьонцы

Homo Sapiens

По облику, объему мозга, росту и т.п. похожи на современного человека.

Кроманьонцы освоили всю Европу и Азию. В России находки кроманьонцев сделаны в окрестностях Воронежа и Владимира, в Сибири и на Урале, а также в Средней Азии.


Неандерталец и кроманьонец

Вытеснение неандертальцев Homo Sapiens (завершилось примерно 30-40 тысяч лет назад)


Группа Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка, Лейпциг Май 2010 г. Генетические различия между неандертальцами и сапиенсами - 0,16 % Генетически неандертальцы ближе всего к населению Евразии, и, прежде всего, к европейцам. С африканцами сходство намного меньше.




ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Германия

500 тыс. лет

СИНАНТРОП

Китай (Пещера Чжоукоудянь)

500 – 200 тыс. лет

НЕАНДЕРТАЛЕЦ

Германия Пещера Неандерталь 150-40 тыс. лет

ПИТЕКАНТРОП Остров Ява Индонезия 1,9-0,5 млн. лет

ХАБИЛИС Ущелье Олдувай (Танзания) 1,8 млн. лет

АВСТРАЛОПИТЕК афарский (Эфиопии) 2,9-3,7 млн. лет


неандертальцы и сапиенсы

Homo sapiens sapiens

Гейдельбергские люди

Архантропы

Первые Homo

Синхронные пласты гоминид и «эволюционный конус»

Австралопитековые


Человечество позднего плейстоцена –

неандертальцы и сапиенсы

Homo sapiens sapiens

Гейдельбергские люди

Архантропы

Первые Homo

Австралопитековые


Сен-Сезер




КРУПНЫЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МАССЫ ТЕЛА МОЗГ СПОСОБЕН К:

- Образному и логическому мышлению.

- Долгому и разнообразному обучению,

- Управлению членораздельной речью

- Точной координации зрения и движений рук.

- возможны психические заболевания.

- крупные черепов младенцев затрудняют роды.

Объём мозга человека от 900 до 2000 куб.см. Если рассматривать человеческий мозг сверху, видно, что он изборожден глубокими извилинами. Площадь их поверхности очень велика, от этого и зависят в значительной степени умственные способности человека.



Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе.

Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.


Становление общества

В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество.

Эти коллективы были основаны на кровном родстве, совместно владели имуществом и совместно трудились. С усложнением труда и орудий усложнялась структура общества. Большое значение в сфере общения имели обычаи, табу, верования, мифы, обычаи.


С переходом к производящему хозяйству (возникновением земледелия), к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения. Одновременно росла численность людей и шло их расселение по Земле. В коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду; появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др. Одновременно с усложнением жизни и отношений развивались продукты человеческого общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия. Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество.

Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей разумного.

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество».

Г.Лессинг


Единого человечества нет,

народы живут в

разновременном

пространстве.

Существует множество

могучих культур, а не

единое человечество

(Шпенглер)

Понятие человечества

совокупность родственных

племен – истинное

выражение социального

единства (Данилевский)

Земля – единый корабль,

человечество сплачивается

в «коллектив землян»

(К.Циолковский,

В.Вернадский)

Каждый человек – необ-

ходимая и важная часть

человечества, так как

вносит реальный вклад

в культуру. (Трубников)


Человек

Существо биологическое

Существо социальное

Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку.


Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений.

Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество.


Два понимания термина «человечество».

Единая судьба народ ов

Собирательное понятие

Отмечается, что несмотря на различие этносов, рас, культур, можно говорить об общечеловеческих жизненных интересах и ценностях. Земля – единый корабль, человечество сплачивается в коллектив «Земля».

Идея единой глобальной культуры отвергается. Общечеловеческое единство мыслится как связанное незримыми узами мозаика культур.

Человечество-результат биологической и социальной революции.


Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества

Отличительная особенность человека – его способность творить «вторую культуру». В процессе творчества менялся и сам человек, и общество. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др.

Культура – феномен человечества. Существует точка зрения, что первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов).

Другая точка зрения: в основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий; наскальные рисунки –образ действий.

Только человек испытывает потребность в творчестве, в прекрасном, дорожит добром и справедливостью. Вне культуры человечество не существует – это бесспорно.


Два взгляда зарождения культуры.

Магия

Образ

Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.

В основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят.

  • http://macroevolution.narod.ru/human.htm
  • http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/HOMO.HTM
  • http://macroevolution.narod.ru/derevjanko.htm
  • http://macroevolution.narod.ru/dolnik04.htm
  • http://offline.computerra.ru/2007/703/334770/
  • http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st001.shtml
  • Всемирная история, 1 том: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/index.shtml
  • Обществознание. Учебник для 10 класса (профильный уровень) под ред Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. Стр. 70-80

Обществознание, профильный уровень

Урок17-18-19

Глава II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Д.З: § 7, ?? (с.78), задания (с.78-80),

таблица (в тетради)

© А.И. Колмаков


  • рассмотреть современные теории происхождения человека, сравнить их с официальной теорией Дарвина;
  • изучить процесс становления общества, определить человечество как результат биологической и социокультурной революции, проследить процесс становления культуры;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать теории происхождения человека и становления общества, объяснять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

  • человечество;
  • антропогенез;
  • социальная память;
  • гоминиды;
  • социогенез;
  • антропосоциогенез;
  • тотем;
  • исторический тип;
  • культура

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг


Изучение нового материала

  • Наука о происхождении человека.
  • Становление общества.
  • Человечество как результат биологической и социокультурной революции .
  • Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

Вспомните: как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс?



АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека

СОЦИОГЕНЕЗ – процесс формирования общества

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – двуединый процесс формирования человека и общества.

Генезис- происхождение, возникновение, (за)рождение.


Как на Земле появился вид современных людей

Дриопитеки

Австралопитеки

Человек умелый

Человек разумный

Неандертальцы

Древнейшие люди


проблемы, связанные с изучением происхождения человека:

1. Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека;

2. Какие стадии развития Homo sapiens выделяются

на сегодняшний день;

устанавливаются недостающие звенья;

3. Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации

предков человека, а так же формирование отличительных свойств современного человека;

4. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.



2-я версия

Homo erectus

(1-1,3 млн. лет назад)

Homo sapiens

(150-200 тыс. лет назад)



Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека

  • Процесс прямохождения
  • Роль рук как естественных орудий труда
  • Космические факторы
  • Изменения в земной коре
  • Радиация
  • Стресс
  • Отбор на высокий интеллект связанный с отбором на выживание при родах

Человечество – общность народов, населяющих Землю.


биологическое

социальное

биосоциальное


Формы организации человеческого сообщества

Община

Общество

Человеческое стадо

Производящее хозяйство

Преимущественно оседлый образ жизни

Увеличение численности людей на Земле

Создаются ценности – язык, искусство, мораль, религия и т.д.

Непостоянный коллектив

Поведение сходно с поведением высших животных

Совместное добывание пищи (охота)

Совместное воспитание потомства

Усложнение трудовой деятельности

Влияние обычаев

Система табу

Влияние тотемов



Взгляды философов на человечество

Философ

Взгляды

Философы античности

Философы- просветители

Ж.Ж. Руссо

И. Кант

В.С.Соловьёв

Г. Лессинг

Н.Данилевский

О. Шпенглер

Н.Трубников


Существо биологическое

Существо социальное

Как шло формирование общества людей?

- первые коллективы – человеческое стадо;

- постепенное усложнение человеческого общества

Переход от присвающего к производственному хозяйству

Переход от кочевого к оседлому образу жизни

Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества

Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку.


«ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ – ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?»

Человеческое стадо

Первоначальное общество

  • Усложнение трудовой деятельности;
  • Влияние обычаев;
  • Система табу;
  • Влияние тотемов;
  • Основаны на коллективном родстве;
  • Предполагали совместное владение имуществом;
  • Коллективный труд;
  • Не знали имущественного расслоения.
  • Охотились сообща;
  • Согревались в холодные дни;
  • Сражались за самку;
  • Сходны с поведением высших социальных животных;
  • Воспитывали потомство;
  • Непостоянный коллектив.

Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений.

Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество .


Два взгляда зарождения культуры

Магия

Образ

В основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят.

Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.


Человек – единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.

Люди никогда не жили вне культуры

природа

культура

река

канал

наконечник

камень

парфюм

запах

стон

слово

КУЛЬТУРА (лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание) - совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданная человечеством в процессе освоения природы.


Среди антропологов распространены две концепции происхождения Человека разумного и его рас - моноцентризма и полицентризма. Согласно первой, преобладающей в настоящее время, Человек разумный возник в результате однократной или нескольких последовательных мутаций в одном определенном месте (предположительно Восточная Африка) и затем расселился на других континентах, постепенно приобретая в процессе приспособления к окружающей среде существующие ныне расовые различия. Согласно концепции полицентризма, появление Человека разумного происходило неоднократно и в нескольких местах Старого Света, так что многие современные расовые различия унаследованы от этих непосредственных предков Человека разумного. Существующие фрагментарные данные, по-видимому, не позволяют антропологам прийти к общепринятому мнению в данном вопросе, и большинство из них ныне полагают, что становление Человека разумного было слишком сложным эволюционным процессом, чтобы сводить его к альтернативе: либо моноцентризм, либо полицентризм.


Проверь себя

1) Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

2) В чем они сходятся в ответе на вопрос о происхождении человека?

3) Укажите основные признаки понятия «человечество».

4) В чём состоят особенности социальной памяти человечества? Чем она отличается от памяти отдельного человека?

5) Какую роль в становлении человека и общества играла культура?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?






Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человечество», «антропогенез», «социальная память», «гоминиды», «социогенез», «антропосоциогенез», «тотем», «исторический тип», «культура»; ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...

Кто же есть человек? В чем его особенности?

О том, как трудно дать одно-единсгвенное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.

Платон, основатель философской школы, вопрошал своих учеников: что такое «человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».

Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке.

Тема урока: «Происхождение человека и становление общества». Мы рассмотрим следующие вопросы;

1. Наука о происхождении человека.

2. Становление общества.

3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.


II. Новый материал

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.

Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.

Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).

Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается социогенез - процесс становления общества, антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.

1. Наука о происхождении человека

Люди по-разному объясняли процесс появления человека на Земле. Вот некоторые из воззрений:

Гомо сапиенс - человек разумный.

Звери, мы с вами одной стаи.

Человек - общественное животное.

Человек - образ и подобие Бога.

Какие вы помните мифы, объясняющие происхождение Человека?

Как же наука объясняет процесс зарождения и эволюции человека на Земле?

Прочитайте п. 1 § 7.

Когда и как было положено начало процессу научного исследования теории происхождения человека?

Каким образом Ч. Дарвин объяснял появление человека?

На какой фактор антропогенеза указывал в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс?

К какому выводу пришла научная мысль в XX в.?

Охарактеризуйте современные представления процесса становления человека, используя приведенную схему:



Человек своими корнями уходит в биосферу Земли. Исследуйте биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации наших предков:

Процесс прямохождения;

Роль рук как естественных орудий труда;

Влияние космических факторов;

Изменения, происходящие с корой Земли;

Влияние радиации (изменения в коре головного мозга, изменения в психике);

Влияние стресса;

Отбор на высокий интеллект, связанный с отбором на выживание женщины при родах.

Охарактеризуйте теорию трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества.

Какие альтернативные теории происхождения человека на Земле вы знаете?

Какие бы теории мы не обсуждали, неизменным остается вывод о том, что человек в полной мере стал человеком только в единстве с другими людьми.

Теория космической природы жизни. Она противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Только под влиянием экспериментов Л. Пастера теория самостоятельного зарождения жизни была подвергнута сомнению.

Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно наличие воды, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд. лет тому назад.


2. Становление общества

«Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?

Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.

Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?

(На доске формируется схема.)


Становление общества

Как шло формирование общества людей?

Первые коллективы - человеческое стадо:

Непостоянный коллектив;

Сходны с поведением высших социальных животных;

Вместе охотятся;

Воспитывают потомство

Постепенное усложнение человеческого общества.

Факторы усложнения:

Усложнение трудовой деятельности;

Влияние обычаев;

Система табу - запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива;

Влияние тотемов

Переход от присваивающего к производящему хозяйству

Переход к оседлому образу жизни

Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества

Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык, искусство, мораль, наука, религия и др. Все это передавалось из поколения в поколение


3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции

Каковы ваши ассоциации при слове «человечество»? (Человечество - общность народов, населяющих Землю, объединяющая всех представителей человека разумного.)

Работая с п. 3 § 7, заполните таблицу:


Взгляды философов на человечество


Философы древности

Человечество - общая судьба, берущая начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий

Античные философы

Человечество отождествляют с тем или иным культурным ареалом, например, «эллины» и «варвары»

Философы-просветители

Человечество как единое целое сложилось постепенно, в определенное историческое время. Народы постепенно входили в человечество

Ж. Ж. Руссо

В качестве фактора развития человечества он выдвигал фактор совершенствования способностей человека

Предлагал соотносить любой поступок конкретного человека с идеей человечества как целью самой по себе, «человечество обладает гораздо большим потенциалом, задатками большего совершенства», нежели отдельный человек

B. C. Соловьев

Основанием для единства человека стала религия

Г. Лессинг

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается»

Н. Я. Данилевский

Совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе философ и видел высшее и окончательное выражение социального единства

О. Шпенглер

Утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Вместо монотонного образа растянутой в линию всемирной истории он предлагал рассматривать множество могучих культур, каждая из которых «...дает собственную форму своему материалу - человечеству. Каждая из них имеет собственную идею, собственные страсти, волю, чувство и собственную смерть»

Н. Н. Трубников

Связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру


Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о человечестве, то получается следующая схема:


4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества

Слушая мой рассказ, определите, какую роль сыграла культура в становлении человечества.

Один из мыслителей произнес следующую фразу: «Человек - самое эксцентричное создание на Земле». Смысл сказанного гаков: на свете много диковинного, но философа в наибольшей степени способен заинтересовать только человек, потому что он уникален.

Но разве каждое живое существо, обитающее на планете, не отличается оригинальностью, неповторимостью природного проекта?

Человек весь соткан из парадоксов. Человек - животное, но существует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается подчинить ее себе. Он обладает естественными вожделениями, но ориентируется прежде всего на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное. Человек имеет все, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания он не может приспособиться к ней...

Исключительность человека не только в том, что у него множество разных качеств и задатков. Человек одновременно «настроен» на несколько программ, каждая из них, словно демон, тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное - бессознательному, инстинкты - культуре. Человек - единственное на земле существо, способное жить в ситуации абсурда. Он, например, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта. Вот почему американский философ Эрих Фромм (1900-1980) назвал человека едва ли не самым эксцентричным созданием на земле.

Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошел от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но именно человек создал культурные традиции, моральные нормы.

Разве волки знают муки совести, а пчелы - обычаи? И потом, человек обладает такими очевидными достоинствами, как речь, разум, культура.

По современной эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Однако в те 2-4%, которыми наша совокупность генов отличается от обезьяньей, уместились разум, творчество, культура... Да, животные могут жить в сообществе. Но все, что происходит в их стадах, стаях, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рожденного ею олененка вместе со средой. Перемещенная в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.

Человек - единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов. В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека. Русский философ Николай Александрович Бердяев писал: «Человек есть принципиальная новизна в природе». Немецкий просветитель Иоганн Гердер назвал человека «вольноотпущенником природы», а Артур Шопенгауэр - ее «дезертиром»...

Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным заново приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной жизни - социальную. Так и родился феномен, которого нет в природе.

Но как случилось, выражаясь в шутку, что обезьяна сошла с ума и превратилась в человека? Каким образом человек выпал из природы и даже стал противостоять ей? Культурные ценности - вот что отличает человека в окружающей среде.

Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе.

Но не существует и культуры, не связанной с человеком, не рожденной им или же сохраняющей автономность по отношению к человеку. Культура - это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.

Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.

Река - это природа, канал - культура.

Кусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура.

Стон природен, слово - достояние культуры.

Запах - природа, аромат и парфюмы - культура.

Вот камень. Он отвалился от скалы и лежит в долине. Это природный объект. Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.

Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения собственных усилий.

Культура - это специфика исключительно человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна. Выражая формы человеческой деятельности, культура в то же время - арсенал обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?

Послушайте притчу.

Богатый хозяин созвал к себе на пир множество гостей из разных стран и земель. Были выставлены щедрые угощения, каждый из гостей получил дорогие подарки. Большинство приглашенных благодарили хозяина и пользовались его дарами, но нашлись и те, кому показалось, что соседям дали больше. Тогда они стали отнимать питье и еду у ближних и жадно поглощать отобранное. Завязалась потасовка, в которой богатый стол был разорен, быстро опустел, и от былого изобилия на нем ничего не осталось.

Как вы думаете, о чем повествует эта притча?

Этот щедрый хозяин - природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру - люди, населяющие Землю. Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиванием ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.


III. Итог урока

Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

Укажите основные признаки понятия «человечество»?

В чем состоят особенности социальной памяти человека?

Какую роль в становлении человека и общества играла культура?


Домашнее задание

Выучите § 7, выполните задания.