Подходы психодиагностики. Психодиагностика: Этика и методы Что отсутствует среди психодиагностических подходов

Психологические законы и закономерности раскрываются на основе анализа исследовательских данных, для получения которых используют различные методы исследования. Надежность и пригодность методов исследования свидетельствует о степени достоверности полученной с их помощью информации. Методы классифицируют по определенным критериям (например, общенаучные: наблюдение, эксперимент, конкретно-психологические: поперечные срезы, лонгитюда, клинический метод и т.д.). Для измерения индивидуально-психологических особенностей личности, получения разносторонней информации о ее развитии применяют специальные психодиагностические методы.

Сущность методологии, метода, методики психодиагностики

Все науки основываются на методологии как системе научно и социально апробированных принципов (правил) и нормативов познания действительности, ее объективных законов и является формой теоретического осмысления принципов познавательной деятельности, выделение в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине. Реализуется методология на философском, общенаучном, конкретно-научном уровне. Философский и общенаучный уровни связаны с философско-теоретическими основами и имеют мировоззренческий характер. Именно эти уровни методологии определяют психологическое направление, или школу (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, отечественная диалектико-материалистическая позиция и т.п.).

Конкретно-научный уровень связан с разработкой метода, то есть формы практического и теоретического освоения действительности, системы средств, приемов, принципов, подходов, применяемых конкретная наука для изучения своего предмета. Эта система объединяет как универсальные, так и присущие каждой науке элементы. С выбора метода начинается отдельный акт исследования, так как он позволяет выделить предмет изучения, сформулировать проблему, определить процесс исследования, поскольку метод концентрирует накопленное знание.

Любой метод должен быть воплощен на практике. Такая возможность дают отдельные методики, с помощью которых исследователь получает эмпирические данные. Методики психодиагностики являются инструментами, с помощью которых исследователь изучает испытуемого. К ним относятся различные тесты, опросники и тому подобное.

Психодиагностические метод

Исследования в психодиагностике подчинено методологии науки - системе принципов построения и способов организации научного исследования. Эти методологические принципы воплощают неэкспериментальных, экспериментальный и психодиагностические исследовательские методы.

К НЕ экспериментального метода относятся различные виды (методики) наблюдений, беседы и метод изучения продуктов деятельности. Суть экспериментального метода состоит в целенаправленном создании условий, обеспечивающих активное проявление исследуемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, а также возможность активного вмешательства экспериментатора в ситуацию исследования и деятельность испытуемого. Этот метод подробно изучается в экспериментальной психологии. Некоторые ученые (Л. Бурлачук) настаивают на выделении еще одного - психодиагностического - метода, имеет определенные особенности и обобщает много конкретных методик, в частности тесты.

Психодиагностические (греч. Psyche "- душа и diagnostikos - способен распознавать) метод - способ исследования, что позволяет получать точные количественные и качественные характеристики исследуемых индивидуальных психических свойств личности с соблюдением основных требований разработки и использования диагностических методик - нормы, надежности и валидности.

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-исследовательская направленность, благодаря которой количественно (и качественно) квалифицируется изучаемое явление.

Психодиагностические метод конкретизируется в субъективных, проективных, объективных подходах, которые охватывают известные методики (рис. 1.1).

По субъективного подхода диагностирования осуществляется на основе сведений, которые испытуемый сообщает о себе, то есть самоописания (самооценки) особенностей личности, состояния, поведения в определенных ситуациях. Диагностирования проводят с помощью многочисленных личностных опросников, опросников состояния и настроения, мыслей, а также опросников-анкет и тому подобное.

Проективный подход заключается в диагностике на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, обезличенным материалом, который из-за неопределенности (слабо структурированность) становится объектом проекции. К методам проективного подхода принадлежат моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и аперцептивно-динамические (С. Розенцвейг, 1964).

Рис. 1.1. Иерархическая структура методов исследования в психологии

Объективный подход предполагает, что диагностирование осуществляется на основе успеваемости (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Он включает методы диагностики личностных качеств (направленные на "измерение" интеллектуальных особенностей личности); тесты интеллекта (устанавливают уровень ее интеллектуального развития); тесты специальных способностей (предназначены для измерения уровня развития отдельных составляющих интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в узких сферах деятельности); тесты достижений (определяют степень владения определенными знаниями, умениями и навыками).

Сведены в единую систему объективные, субъективные и проективные методики позволяют психологу-практику динамично и оперативно выполнить свою работу в соответствии с возможностями и уровня поставленной психодиагностической задачи, а психологу начинающему помогают получить относительно полную обобщенную и систематизированную информацию о психологических средства оценивания субъекта и его деятельности.

В процессе выбора необходимого метода, методики приоритетное значение имеет такой критерий как предмет исследования. Только после того, как психолог определит предмет психологического изучения, он может выбрать инструмент оценивания психологических явлений, учитывая его методологические и технологические особенности.

Основная особенность психодиагностики – измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого психического явления.

Выделяют три основных психодиагностических подхода, которые охватывают все множество имеющихся диагностических методик.

1. “Объективный” подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Объективный подход к диагностике проявлений индивидуальности привел к появлению тестов личности , тестов интеллекта, тестов специальных достижений и тестов способностей.

2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Подход представлен опросниками, которые могут быть подразделены на опросники личностные (опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники установок, опросники интересов, опросники ценностей), опросники состояния и настроения и опросники-анкеты.

3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.

Различают следующие группы проективных методик :

    конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);

    конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира);

    интерпретативные – истолкование события, ситуации (тест Тематической апперцепции, ТАТ);

    катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама);

    экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему
    (“Дом – дерево – человек”);

    импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (тест Сонди, тест Люшера)

3.2. Классификация диагностических методик

Сегодня существует несколько классификаций психодиагностических методик. Выделяют четыре основных типа методик: тесты , опросники и анкеты , проективные техники и психофизиологические методики .

Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления индивидуальных различий . В состав теста кроме системы заданий входят стандартизованная процедура проведения и технология обработки результатов. Тесты применяют главным образом для изучения познавательных процессов, восприятия, мышления, памяти и т. п.

Чаще всего используется такой тип теста, как тест интеллекта . При исследовании интеллекта важно проводить грань между тестами умственного развития и тестами достижений . Всё здесь зависит от цели исследования, которую ставит перед собой психолог. Так, для выполнения заданий тестов достижений необходимо применение логического и элементов творческого мышления. Тесты же умственного развития, соответственно, не могут быть свободны от знаний, умений и опыта человека.

При разработке тестов достижений и тестов умственного развития следует исходить из взаимосвязи между содержанием конкретных заданий и умственных действий по их усвоению. В психодиагностике под умственными действиями понимают компоненты процесса логической обработки содержания. В учебной деятельности логические приемы выполняются на определенном содержании, которое может быть адекватно усвоено только в определенных формах мыслительной деятельности.

Опросники и анкеты обычно предназначены для описания и оценки человеком самого себя . К ним обращаются тогда, когда необходимо изучить такие стороны человеческой психики, как мотивы, установки, интересы, отношения и т.д.

По форме опросники могут быть открытыми (предполагаются ответы в свободной форме) и закрытыми (ответы: “да”, “нет”, “не знаю” или иного типа). При подготовке опросника закрытого типа проводится большая работа по формулированию вопросов. Необходимо дублирование вопросов по каждому признаку. Это связано с тем, что респондент (отвечающий) иногда невольно пытается представить себя в лучшем или худшем свете. Это так называемый “эффект фасада”, который испытуемым может не осознаваться.

Во всех случаях применения опросников следует учесть, что полученные материалы трудно интерпретировать, их разработка требует высокой квалификации. При конструировании заданий для личностных опросников, необходимо учитывать следующие проблемы:

    Установка на согласие . Это тенденция испытуемого соглашаться с утверждениями или отвечать на все вопросы “да” независимо от их содержания.

    Установка на неопределенные или средние ответы .

Проективные методики не адресуются познавательной стороне психики и предназначены для диагностики личности . В них испытуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например, дать толкование фигур или пятен неопределенных очертаний (тест Роршаха), интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест ТАТ), нарисовать человека или животное и т.д. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие общие инструкции. Предполагается, что характер ответов испытуемого и его реакции выявляют особенности его личности, которые дают проекцию в его ответах. Диагностика с использованием проективной техники изучает результаты деятельности испытуемого, который обычно не подозревает, какие стороны его личности диагностируются. Проективная методика требует широкой теоретической подготовки психолога и большого опыта по применению методики.

Психофизиологические методики выявляют формально-динамические особенности психики и поведения человека . Согласно сложившимся в современной дифференциальной психофизиологии представлениям, темп, выносливость, работоспособность и другие динамические характеристики человека определяются основными свойствами нервной системы (ее силой, лабильностью, подвижностью, динамичностью).

В каждом из указанных типов методик могут быть выделены классы , которые можно разделить по способам проведения на индивидуальные и групповые методы.

Индивидуальное диагностирование имеет большую историю (с нее начинается психодиагностика) и преимущества: возможность вести наблюдения за испытуемым, видеть его непроизвольные реакции, слышать и фиксировать непредусмотренные инструкциями высказывания. Первые авторы тестов обращали на это особое внимание, рассматривали поведение отдельных испытуемых, давали его интерпретацию. При индивидуальном диагностировании психолог, ориентируясь на готовность испытуемого, может заменить некоторые задания другими, эквивалентными. Некоторые виды заданий, когда, например, необходимо собирать кубики различного цвета или блоки из кубиков по чертежу, в принципе невозможно включить в групповое диагностическое испытание.

Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в клинической психологии для тестирования лиц с соматическими и нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т. д. Необходима она и в таких случаях, когда испытуемые плохо знают или совсем не знают языка, на котором изложены задания, не умеют читать и писать или когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности (например, если нужна корректировка промежуточных результатов). Наиболее известные индивидуальные тестовые методики: тесты Станфорд - Бине, Д. Векслера.

Групповая диагностика . С помощью групповых тестов можно одновременно обследовать несколько сотен человек. Одно из основных преимуществ - массовость испытаний. Обычно такие формы имеют несколько (две или три) эквивалентных форм. Появились групповые тесты при вступлении США в первую мировую войну и определялись запросами практики. Понятно, что проведение этих тестов требует меньших затрат сил и времени в расчете на испытуемого.

В зависимости от характера стимульного материала в большинстве из указанных типов выделяют вербальные и невербальные методики.

Вербальные методики . Это методики, в которых задания представлены в словах, предложениях и т.п. Пример вербального теста - тест Р. Амтхауэра.

Невербальные тесты . Это такие методики, задания в которых даны в виде рисунков, чертежей, схем и т.п. Они могут быть как составными частями общих тестов (Векслера, Амтхауэра), так и специальными отдельными тестами (прогрессивные матрицы Равена).

Такие тесты используются в основном для исследования интеллекта. Важной стороной умственного развития также является пространственное мышление. Следует подчеркнуть, что особенности пространственного мышления нельзя выявить в полной мере, используя различные головоломки, пространственно-комбинаторные игры и тесты, построенные на неучебном материале. В реальной практике (игровой, учебной, профессиональной) пространственное мышление всегда включено в решение различных задач, опирается на систему знаний, которые не должны нивелироваться. Но пространственное мышление - лишь один из показателей умственного развития человека. Не менее важную его часть (а в подростковом возрасте, например, наиболее существенную) составляет логическое мышление.

Возможно изучение логического мышления не только в вербальном, но и в невербальном плане. Для этого исследователи (И.С. Якиманская, В.Г. Зархин, О.С. Зяблова) разработали тест логических операций с геометрическими объектами (ЛОГО), предназначенный для изучения невербального мышления старшеклассников.

В зависимости от используемых материалов в различных типах диагностических методик можно выделить классы бланковых , аппаратурных и компьютерных методик.

К бланковым (“карандаш - бумага”) можно отнести большинство тестов интеллекта, умственного развития, опросников, проективных и психофизиологических методик, для выполнения которых требуются только специальные тесты (брошюры), бланки для ответов и карандаш (авторучка).

В аппаратурных методах используются специальные технические средства. Примером таких тестов являются различные методики изучения ручной ловкости и пальцевой моторики, где используются специальные приспособления.

3.3. Параметры эффективности тестов

Для того чтобы тест считался научно-эффективным, он должен пройти проверку по четырем специальным критериям. Эти критерии - стандартизация, нормы, надежность, валидность.

Стандартизация - это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста . Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: 1) как выработка единых требований к процедуре тестирования
и 2) как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний .

Стандартизация процедуры тестирования подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

К числу требований , которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента, можно, например, отнести такие:

1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило письменно (в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере);

2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные объяснения;

4) эксперимент с разными группами следует проводить по возможности в одинаковое время дня, в сходных условиях;

5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т.д.

Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по процедуре её проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики, так как только строгое их соблюдение даёт возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

Другим наиболее важным этапом в стандартизации методик является выбор критерия , по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определённых стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Так, например, ребёнок 6 лет, выполняя тест умственного развития, получил 117 балов. Как это понимать? Хорошо это или плохо? Часто ли такой показатель встречается у детей данного возраста? Количественный результат как таковой ничего не означает. Полученный балл нельзя интерпретировать как показатель относительно высокого, среднего или низкого развития, так как это развитие выражено в мерах, присущих данной методике, и, таким образом, абсолютного значения полученные результаты иметь не могут. Очевидно, необходима такая точка отсчёта, с помощью которой можно оценивать полученные при диагностировании индивидуальные и групповые данные. В традиционном тестировании такая точка добывается статистическим путём - это так называемая статистическая норма .

В общих чертах стандартизация диагностической методики, ориентированной на норму, осуществляется путём её проведения на большой репрезентативной выборке того типа, для которого данная методика предназначена. Относительно этой группы испытуемых, называемой выборкой стандартизации, вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и его относительную вариативность выше или ниже среднего уровня. В результате можно оценить разные степени успешности в выполнении диагностической пробы. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации.

Вернёмся к ребёнку, набравшему 117 баллов. В результате стандартизации данного теста было установлено, что границы нормы для шестилетних детей находятся в пределах от 84 до 116 баллов. Следовательно, результат малыша чуть выше нормы.

Есть и другой подход к оценке результатов диагностических испытаний (его последователи К.М. Гуревич и др.). В качестве точки отсчёта выступает не статистическая норма, а независимый от результатов испытаний, объективно заданный социально-психологический норматив . Этот норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных и групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представлен в тесте (а это полный набор заданий). В качестве критерия оценки выступает степень близости результатов к нормативу.

Надежность означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его проведении на одних и тех же испытуемых .

Степень надежности зависит от многих причин , поэтому важно выявить факторы, снижающие точность измерений. Такими факторами могут быть:

1) нестабильность диагностируемого свойства;

    несовершенство диагностирующих методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания и т.д.);

    меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.п.);

4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту инструкции предъявляются по-разному, различное стимулирование выполнения заданий и т.п.);

5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте хорошее самочувствие, в другом - утомление);

6) элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов.

Если устранить эти факторы, то уровень надежности тестов повысится.

Важнейшим средством повышения надежности психодиагностических методик является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковые обстановка и условия для испытуемых какой-либо выборки; однотипный характер инструкций; одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т.д.

Для надежности большое значение имеет исследуемая выборка, ибо она может как снижать, так и завышать этот показатель. Например, показатель надежности может быть искусственно завышен, если в выборке небольшой разброс результатов и т.д. В настоящее время надежность чаще всего определяется на наиболее однородных выборках (выборках, сходных по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке).

Надежность отражает, таким образом, степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей. Это математико-статистический прием, с помощью которого устанавливается надежность методики, - корреляция.

Чем больше коэффициент корреляции приближается к единице, тем выше надежность методики, и наоборот.

Виды надежности можно толковать в трех смыслах (по К.М. Гуревичу):

1) надежность самого измерительного инструмента ;

2) стабильность изучаемого признака ;

3) константность, то есть относительная независимость результатов от личности экспериментатора .

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надежности , показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, - коэффициентом стабильности , а показатель влияния личности экспериментатора - коэффициентом константности .

Именно в таком порядке следует проверять методики: сначала - элемент измерения, потом - меру стабильности и в конце - критерий константности.

Для проверки надежности измерительного инструмента , говорящего о его однородности (гомогенности), используется так называемый “метод расщепления”. Обычно задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются, а затем результаты двух полученных рядов коррелируются между собой. Для применения этого метода испытуемых нужно поставить в такие условия, чтобы они смогли успеть решить (или попытаться решить) все задания. Если методика однородна, то большой разницы в успешности решения по таким половинкам не будет, и, следовательно, коэффициент корреляции будет достаточно высоким.

Методика признается надежной, когда полученный коэффициент не ниже +0,75 - +0,85. Лучшие по надежности тесты дают коэффициенты порядка +0,90 и более.

Определить надежность методики - не значит решить все вопросы, связанные с ее применением. Нужно установить, насколько устойчив (стабилен) признак, который исследователь намерен измерять. Было бы методологической ошибкой рассчитывать на абсолютную стабильность психологических признаков .

То, что измеряемый признак со временем меняется, не опасно для показателя надежности, важно, в каких пределах варьируются результаты от опыта к опыту у одного и того же испытуемого и т.д., то есть колебания признака не должны носить непредсказуемый характер. Если такое происходит, то признак необходимо исключать в диагностических целях.

Для проверки стабильности диагностируемого признака или свойства используется прием, известный под названием тест-ретест. Смысл приема - повторное обследование испытуемых с помощью той же методики. О стабильности признака судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и повторного обследований. Он будет свидетельствовать о сохранении или несохранении каждым испытуемым своего порядкового места в выборке.

Факторы , влияющие на степень стабильности :

1) качество единообразия процедуры проведения экспериментов ;

    промежуток времени между первым и вторым обследованиями

Коэффициентом стабильности можно измерять не только абсолютные свойства, но и те свойства, которые находятся в процессе интенсивного развития (например умение проводить обобщения). В таком случае он, скорее всего, будет невысоким. Но это не является его недостатком, это еще одна его функция: быть показателем определенных изменений, развития исследуемого свойства. Такое динамичное свойство необходимо брать по частям, по этапам, стадиям его трансформации.

Таким образом, вопрос о стабильности измеряемого свойства не решается всегда однозначно. Решение зависит от сущности самого диагностируемого свойства.

Критерием константности пользуются не часто, но пренебрегать им нельзя. Несмотря на то, что любая методика всегда снабжена программами, инструкциями (по поводу проведения теста), остается много моментов, зависящих от личности исследователя (скорость речи, тон голоса, паузы и т.д.). Особенно существенную роль играет личность экспериментатора при применении проективных методик.

Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытов, проведенных в относительно одинаковых условиях на одной и той же выборке испытуемых, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции не должен быть ниже +0,80.

Итак, важно отметить, что только методика, располагающая полной характеристикой надежности, наиболее пригодна для диагностического применения на практике.

Другим после надежности ключевым критерием оценки качества методик является валидность. Вопрос о валидности решается после того, как установлена точная надежность методики (ненадежная методика не может быть валидной ). Но самая надежная методика без знания ее валидности является практически бесполезной.

Валидность теста - понятие, указывающее нам, ч т о тест измеряет и насколько хорошо он это делает . Валидность - это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность . Поэтому нет универсального подхода к определению валидности (какую сторону валидности исследователь рассматривает, такие же он использует для этого способы доказательства).

Проверка валидности методики называется валидизацией . Валидизация имеет две стороны : теоретическую (валидность измерительного инструмента, методики) и прагматическую (валидность цели использования методики). При прагматической валидизации суть предмета измерения (психологические свойства) оказывается вне поля зрения, так как важно доказать, что “нечто”, измеряемое методикой, имеет связь с определенными областями практики.

Как мы можем узнать, что тест измеряет то, для чего он предназначен? Рассмотрим существующие способы доказательства валидности тестов, каждый из которых соответствует определенному аспекту этого значения.

Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа действий.

Специфические особенности:

1. Предполагают невозможность фальсификации результатов со стороны испытуемого (пр: цель теста скрыта от испытуемого).

2. -//- отсутствие влияния со стороны экспериментатора (например, его теоретических предпочтений).

Предполагает 2 большие группы методик:

Для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные);

Тесты интеллекта.

Личностные опросники – представлены двумя группами.

1- Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания.

Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов.

Иначе их называют непрямыми , т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается.

(пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости.

Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).

2- Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности.

(пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера.

Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание).

Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах:

3- Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности.

(пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей).

4- Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.


Билет 23.



Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта.

4 основных подхода:

1. Интеллект – это обобщенная способность к обучению.

2. Интеллект – это способность к обобщенному абстрактному мышлению.

Функция интеллекта – в эффективном использовании символов и понятий.

Большинство исследователей широко трактовали способность к абстрагированию.

Этот подход очень близок к следующей трактовке интеллекта.

3. Интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации в сложной среде.

Штерн – общая способность приспособления человека к новым условиям, к новым жизненным задачам.

Векслер – общая способность, которая проявляется в целенаправленной деятельности, в правильном рассуждении, понимании, приспособлении среды к своим возможностям.

Пиаже – когнитивная теория: структурирование отношений между средой и человеком.

4. Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта.

Эти подходы – взаимодополняющие.

Бурлачук – рабочее понятие интеллекта.

Интеллект – это относительно самостоятельная динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственных и врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью.

Иерархические теории структуры интеллекта.

Группа различных показателей находится во взаимосвязи, определяя одну способность.

Групповые факторы – общие для более или менее ограниченных групп тестов.

Иерархическая теория интеллекта :

1) На вершине – генеральный фактор (открытый Спирменом)

2) Затем – достаточно широкие групповые факторы: вербально-образовательный и практическо-механический интеллект.

3) Подразделяются на субфакторы:

Вербально-образовательный → вербальный и счетный субфакторы;

Практическо-механический → механико-информационный, пространственный, мануальный субфакторы.

4) На низшем уровне – специфические факторы .

Модели интеллекта.

Модель Девида Векслера (США).

Показал, что успешность решения тестов на интеллект зависит от многих факторов.

3 уровня интеллекта (иерархия – от более высокого уровня к более низкому):

1. Уровень общего интеллекта.

2. Уровень групповых факторов (в том числе – вербальных и невербальных).

3. Уровень специфических факторов, которые соответствуют отдельным субтестам.

Вербальный интеллект – это способность к вербальному мыслительному анализу и синтезу, к решению вербальных задач (пр: определение понятий, установка сходств и различий и т.д.).

Невербальный интеллект – это способность оперировать реальными предметами, образами, изображениями (=интеллект действия = практический интеллект).

Векслер считал, что…

Вербальный интеллект отражает приобретенные способности.

Невербальный – отражает природные психофизиологические возможности человека.

(современные исследования доказывают обратное).

Модель Чарльза Спирмена (США).

1923 г. – разработана модель, основанная на статистическом анализе показателей тестов (мышления, памяти, внимания).

Спирмен обнаружил положительную корреляцию между результатами этих тестов ð отдельные проявления интеллекта сильно связаны (пр: если у человека высокое внимание, то можно предположить, что память и мышление тоже высокие).

Вывод Спирмена: существует некий генеральный фактор , который оказывает влияние на все изучаемые переменные (этот фактор – G ).

Согласно Спирмену, этот фактор имеет 2 интерпретации:

Узкая: этот фактор присущ всем измерениям интеллекта.

Более широкая: фактор-G = умственная энергия.

По мнению Спирмена:

1) Фактор-G связан с постижением связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

2) Фактор-G влияет/ проявляется в сложных математических и вербальных действиях, т.е. максимально проявляется в действиях, которые происходят во внутреннем плане и он практически не проявляется в непосредственных взаимоотношениях с окружающей средой.

Кроме фактора-G Спирмен выявил специфические факторы . Эти факторы присущи только определенному тесту и не связаны друг с другом.

Для измерения фактора-G принято использовать тесты Айзенка, Кеттелла и прогрессивные матрицы Равена.

Модель Кеттелла .

Продолжение модели Спирмена.

Сущность интеллекта (солидарен со Спирменом) – постижение отношений, зависимостей.

Фактор-G складывается их 2 общих факторов :

1. Свободный/ текучий интеллект – не зависит от степени приобщенности человека к культуре. Его уровень определяется общим развитием третичных ассоциативных зон коры больших полушарий.

Проявляется этот интеллект при решении перцептивных задач, когда от обследуемого требуется найти, например, соотношение различных элементов (изображения).

2. Связный/ кристаллизованный интеллект – совокупность знаний и интеллектуальных навыков, которые приобретаются в процессе социализации личности.

Данный фактор положительно коррелирует с вербальным, арифметическим интеллектом и проявляется в решении тестов, требующих обученности.

Кроме этих 2=х факторов Кеттелл выделяет 3 вида интеллектуальных способностей:

Ограничивающие способности– в какой-то мере ограничивают эффект обучения.

1. Общие/ центральные способности – опр. параметры деятельности мозга в целом. Они оказывают влияние на все познавательные процессы. Являются основой свободного интеллекта.

2. Парциальные/ локальные способности – они связаны с уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Обнаруживаются в заданиях, которые требуют звукового, зрительного восприятия + моторной активности.

В психологической диагностике выделяют преимущественно два подхода к распознанию, а затем и к измерению индивидуальных психологических особенностей человека: номотетический и идеографический . Номотетический подход (от лат. norma – образец ) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. Идеографический подход (от греч. idea + gramma – идеограмма) основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.

Номотетический метод подвергается критике, так как общие законы не дают полного представления о человеке и не позволяют предсказать его поведение в силу неповторимости каждого. Идеографический метод также критикуется, прежде всего, за несоответствие стандартам объективности (полученные результаты в значительной степени зависят от концептуальных ориентаций исследователя и его опыта ).

С методологической точки зрения, интеграция этих двух подходов позволяет сформулировать объективный психологический диагноз.

В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определенной долей условности можно обозначить как инструментальный , конструирующий , гностический , помогающий , практикоориентированный и интегральный .

Инструментальный подход рассматривает психодиагностику как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов.

Главная задача психологической диагностики сводится к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека при установлении различий в психической организации разных групп людей.

Инструментальная роль психодиагностики приобретает важное значение в деятельности практического психолога, которая является полипроблемной и предполагает одновременную проверку большого количества диагностических гипотез. Однако сведение психологической диагностики только к методам и средствам, выявления психических феноменов значительно ограничивает ее возможности как научной дисциплины, суживает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматического вопроса, какую методику использовать.

К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее , назначение которого – разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. С позиций этого подхода наиболее важные задачи психодиагностики заключаются в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся; в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования, в разработке психодиагностических технологий. Однако психодиагностика не может сводиться только к разработке или модификации и адаптации инструментария.

Признание за психодиагностикой способности распознания психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим . Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человека.

Основными задачами гностического подхода к психодиагностике являются: определение общих закономерностей становления и развития психических образований; подготовка к свадьбе ; установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности; распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека; соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.

Помогающий подход рассматривает психодиагностику в качестве одного из видов психологической помощи. Многие психодиагностические процедуры содержат в себе терапевтический потенциал. Использование рисуночных методик, заполнение опросников, требующее от человека концентрации внимания на своих переживаниях, часто сопровождается успокаивающим эффектом.

Помогающая функция психодиагностики особенно возрастает на заключительном этапе. В то же время психодиагностическое обследование может вызвать негативную реакцию у испытуемого, поэтому помогающее действие психодиагностики имеет определенные ограничения.

Возникновение практикоориентированного подхода к пониманию сущности диагностики объясняется интенсивным проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Это позволяет рассматривать психодиагностику как особую область практики, направленную па выявление разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, помогающую решению жизненных проблем.

Интегральный подход связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации. В этом плане психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах и занимающееся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.

Таким образом, в настоящее время в психологической науке отсутствует единая точка зрения на сущность психологической диагностики. Разнообразие мнений объясняется как многоаспектностью содержания и направлений профессиональной деятельности психолога, в которой могут реализоваться разные грани психологической диагностики, так и большими, но недостаточно полно раскрытыми теоретическими и практическими возможностями этой дисциплины.

Лекция

Тема: Субъективный подход в психодиагностике

1. Виды личностных опросников

2. Психосемантические методы диагностики личности

«Субъективный» подход – диагностика осуществляется на основе данных, которые сообщает о себе исследуемый, самоописаний особенностей личности, поведения в конкретных ситуациях. Это разнообразные опросники.

Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) – это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

К настоящему времени создано огромное число личностных опросников самых различных типов. При разработке личностных опросников различия в подходах проявляются в формулировке, компоновке, отборе и группировке вопросов.

Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде: 1) типологические опросники; 2) опросники черт личности; 3) опросники мотивов; 4) опросники интересов; 5) опросники ценностей; 6) опросники установок (аттитюдов).

1. Типологические опросники личности

В разных теориях личности постулируется различное количество конкретных ее характеристик, имеющих индивидуальную выраженность. Для их обозначения часто используется понятие «черта». Большим по объему и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие «тип». Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека. Типы – это комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи, «комплексы» (Г. Мюррей), «согласованные паттерны» (С. Мадди).


Типологический подход является основанием для разработки типологических опросников личности. Здесь тип личности не только определяет особенности опросника, но и выступает способом обобщения диагностических данных, а также предполагает группировку обследованных по степени сходства, близости в пространстве личностных признаков. При использовании этого вида опросников диагноз ставится на основе сопоставления индивидуальных результатов с соответствующими (усредненными) типами личности, представленными в опроснике, и определении степени их сходства.

При разработке этой группы опросников авторы могут опираться на имеющиеся и поддерживаемые ими теории личности, используя представленные там классификации типов. Возможен и иной подход, когда создатели опросников действуют эмпирически, не имея какой-либо теоретической основы. Именно так (последним способом) был разработан Миннесотский многопрофильный (многоаспектный) личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory – MMPI). Его авторы С. Хетуэй и Дж. Мак-Кинли, год создания 1941 г.

Близким к MMPI в содержательном отношении является Опросник X. Шмишека, предназначенный для диагностики акцентуированных типов личности. В его основе лежит концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Согласно этой концепции, черты личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушать ее структуру.

Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не являются патологическими. «При ином толковании, – считает К. Леонгард, – мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины (средней нормы) должно быть признано патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако при этом в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что «они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом».

На основе своей концепции К. Леонгард выделил 10 основных типов акцентуированных личностей, в основном соответствующих систематике психопатий в пограничной психиатрии .

Демонстративный тип. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность в самовыражении, постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе интерес, быть в центре всеобщего внимания. Элементами поведения личности этого типа являются самовосхваление, рассказы о себе или о событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов на самом деле является либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.

Педантичный тип. Ярко выраженными внешними проявлениями людей этого типа личности является повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, эти люди долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется, то они с трудом идут на предстоящие перемены. Они любят свое производство, привычную работу. В быту для них характерна добросовестность.


Застревающий тип. Этот тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта , длительностью эмоциональных переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда легко не прощается. В связи с этим окружающие часто характеризуют людей этого типа как злопамятных и мстительных. К этому есть основания: переживания аффекта часто сочетается у них с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести ему.

Возбудимый тип. Особенностью людей этого типа личности является чрезвычайно выраженная импульсивность поведения. Манера их общения и взаимодействия с людьми в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания других людей и своих поступков и действий, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

Гипертимический тип. Основной выраженной особенностью людей этого типа личности является постоянное пребывание в приподнятом эмоциональном настроении, даже несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается у них с высокой активностью, жаждой деятельности. Для них характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь такие люди смотрят всегда оптимистично, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей и жизненных препятствий. Трудности люди такого типа часто преодолевают без особого труда в силу органично им присущей активности и деятельностной направленности.

Дистимический тип. Дистимическая личность является противоположностью гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни и на негативных ее исходах. Это проявляется во всем: в поведении, в общении, в особенностях восприятия жизни, отдельных ее событий и других людей. Обычно эти люди по своей натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность, им совершенно не свойственна.

Тревожный тип. Главной особенностью этого типа личности является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, негативно проявляющееся переживание за свою судьбу и судьбу своих близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству может и не быть или они незначительны. Люди этого типа отличаются робостью, иногда с проявлением покорности обстоятельствам. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается у них с неуверенностью в своих силах.

Циклотимический тип. Выраженной особенностью людей этого типа личности является постоянная смена гипертимических и дистимиче-ских состояний. При этом такие перемены являются не только частыми, но и не случайными. В гипертимической фазе поведение этих людей типичное - радостные события вызывают не только положительные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную активность, словоохотливость. Печальные события вызывают у этих людей не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии для них характерны замедленность реакций, переживаний и мышления, замедление и снижение эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию и сочувствию.

Экзальтированный тип. Главной особенностью личности этого типа является яркая экзальтированная реакция. Люди этого типа легко приходят в бурный восторг от радостных событий и в глубочайшее отчаяние от событий печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу как положительных, так и печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются у людей этого типа с ярким внешним выражением.

Эмотивный тип. Важнейшей особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, порождаемых в сфере духовной жизни человека. Людям этого типа характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях и в различных ситуациях. Характерной особенностью этого типа личности является повышенная слезливость («глаза на мокром месте»). Если экзальтированный тип личности характеризуется как «бурный, порывистый, возбужденный», то этот – эмотивный тип – как «чувствительный и впечатлительный».

Сам личностный опросник X. Шмишека включает перечень вопросов, обращенных к различным установкам и особенностям отношений человека к миру, другим людям, к самому себе. По инструкции испытуемый должен выразить свое мнение по каждому вопросу ответами либо «да», либо «нет». При обработке результатов опросника ответы испытуемого в соответствии с ключом разносятся по десяти типам личности. Эти результаты представляют собой «сырые» баллы. Для каждого из десяти типов личности кроме этого разработаны коэффициенты. В окончательном виде сырые баллы преобразуются в итоговые показатели с помощью их умножения на соответствующие коэффициенты. Критическое значение итогового показателя, позволяющее характеризовать испытуемого как акцентуированную личность определенного типа, лежит в пределах выше 14 баллов (максимальное значение, которое может быть получено по каждому из типов личности, равняется 24 баллам).