Прогулка в средней группе «Наблюдение за одуванчиками. Наблюдение за одуванчиком план-конспект занятия на тему Где можно найти божью коровку

Воспитатель МБДОУ «Д.\С № 37 Касаткина А.Е.
Тема: «Рассматривание одуванчиков»
Программные задачи: обогатить и уточнить представления детей о растениях своего участка (трава, одуванчик), научить узнавать и называть их, различать по цвету строению (цветок и стебелек одуванчика), вызвать радость от непосредственного общения с природой. Учить длительно (2-3 секунды) и довольно сильно дуть на одуванчик.
Предварительная работа: прогулка по участку детского сада, рассматривание различных растений, рассматривание альбома «Цветы», иллюстраций, открыток с изображением цветов, чтение стихотворения Е. Благининой «Одуванчик».
Словарная работа: активизировать словарь детей: стебель, цветок, одуванчик, желтый – желтенький, мягкий, гладкий.
Ход занятия:

Во время одевания детей на прогулку, раздается стук в дверь. В гости к детям приходит знакомая кукла Оля. Она говорит, что когда шла к ребятам в детский сад, на лужайке увидела много желтеньких красивых цветов (показывает), но она не знает, как называются эти цветы. «Дети, посмотрите, какой же цветок принесла Оля? Как называется этот цветок? (Одуванчик). Оля, мы с ребятами как раз сейчас идем гулять, пойдем с нами, у нас на участке много таких цветов, наши ребята тебе покажут их и расскажут как они растут.»
На участке предлагаю детям походить по травке, полюбоваться красотой зеленой травки, желтых одуванчиков: травка зеленая, а одуванчики желтенькие – это очень красиво, Не правда ли!?
Дети, травка какая? (зеленая, густая) А одуванчики? (желтые, желтенькие). Дети, давайте подойдем к одуванчику, но не будем его срывать. Оля, иди к нам поближе. Дети, потрогайте цветок. Какой он? (мягкий, мягонький). Смотрите, одуванчик растет на длинном стебельке (раздвигая траву, обнажаю стебель). Скажи, Элина Оле как растет одуванчик. (Оля, смотри, одуванчик растет на стебельке, стебелек длинный). Стебель длинный и гладкий. Найдите одуванчик и осторожно потрогайте стебель. Он? (гладкий). Проверьте длинный ли стебель? Легонько ведите рукой по стебельку одуванчика сверху вниз (Длинный. Хоровые и индивидуальные ответы. Воспитатель проделывает это движение куклой).
- Вот какой чудесный цветок одуванчик (срывает цветок, показывает детям, кукле). У него длинный и гладкий стебель, а наверху мягкая желтенькая шапочка. (Дети повторяют описание для куклы). Созреет одуванчик и шапочка станет как белый пушистый шарик.
Читаю:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет нарядится
В беленькое платьице.
Найдите одуванчики с белыми пушистыми головками (шариками). И мы с Олей нашли такой одуванчик. Дети срывают по одуванчику и дуют на них сильно, чтобы с 3-4 раз облетели все пушинки. (Упражнение на развитие дыхания).
Пушинки это семена одуванчика. Из них вырастут новые одуванчики (сопровождаю показом пушинок).
- Теперь, Оля, ты знаешь какие это цветы, знаешь где они растут и как. Оля благодарит ребят. Предлагает выбрать по одному самому красивому одуванчику и составляет красивый букет. Вместе с детьми дарит его одному из сотрудников детского сада (заранее договаривается с этим человеком, кому предназначен букет, чтобы в определенное время он был на своем рабочем месте).

Цели:

— учить сравнивать одуванчик в начале и конце цветения, знать изменения, произошедшие с цветком;

— развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

Ход наблюдения

Почему одуванчиков так много? Они неприхотливы. В золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке — парашютиком. Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, и одуванчик становится похож на пушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков, и летят во все стороны отважные семечки-парашютисты. А на месте остаются голые головки цветка. Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В огородах одуванчик считают сорняком и стараются его вырвать с корнем, что не всегда удается.

Зной в травинку подышал

И надул воздушный шар.

Ветерок единым духом

Шар пустил по свету пухом.

Был он желтым, стал он белым,

Только дунет ветерок,

К облакам взлетит он смело —

Он летающий цветок.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

♦ Какие изменения происходят в процессе цветения одуванчика? (Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.)

♦ Почему одуванчик считается лекарственным растением? (Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения.)

♦ Каковы правила заготовки лекарственных растений? (В городе их нельзя рвать. Корни выкапывают только после созревания и осыпания семян, желательно оставлять в земле для возобновления растений, не все корни вырывают.)

♦ Когда закрывается корзинка цветка? Почему в сырую погоду и во второй половине дня?

Исследовательская деятельность

Определить возраст одуванчика.

Рассмотреть через лупу розетку цветка.

Трудовая деятельность

Уборка в аптекарском огороде.

Цель: понимать значение этого вида труда для роста и развития растений.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди».

Цели:

— учить действовать по сигналу воспитателя;

— воспитывать дружеские отношения в игре.

«Скакалка».

Цель : закреплять названия растений.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.

Катунова Людмила Анатольевна

Отделение МАДОУ ГЦРР д/с №4 "Ёлочка" - д/с №5 "Родничок",
Тюменская область, р.п. Голышманово

Воспитатель

Конспект познавательной деятельности для детей подготовительной группы «Наблюдение за одуванчиком»

Форма проведения: групповая.

Цели и задачи:

«Познание»

Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности по

теме «Цветы»;

Развивать наблюдательность, формировать умения рассматривать объект

наблюдения:

Расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о цветке.

«Здоровье»

Формировать умение сохранять здоровье с помощью лекарственных цветов.

«Безопасность»

Воспитывать желание беречь и защищать природу.

«Коммуникация»

Формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе

наблюдения;

Обогащать и активизировать словарный запас: цветок, семя, одуванчик,

парашют, стебель, солнце.

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

«Социализация »

Формировать навыки общения со взрослыми и со сверстниками в процессе

наблюдения.

Ход наблюдения

С приходом весенней поры, нежного солнышка и щебета птиц оживает все вокруг.

Сегодня ребята мы с вами будем любоваться красивой полянкой, на которой растут цветы и наблюдать за самым обычным на первый взгляд растением.

Каким? Вот послушайте стихотворение.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Вете ро ч е к п р ошу рш а л

И развеял этот шар. (Одуванчик)

Правильно одуванчик. Обратите внимание на то, как много одуванчиков вокруг нас.

Кто же это так постарался и украсил нам эту полянку?

Расскажет Настя (стих)

Ребята, посмотрите, одуванчики приветствуют вас и покачивают своими яркими головками. Поздоровайтесь с одуванчиками. Одуванчик самый первый появляется весной.

Вспомните ребята, какие ещё цветы (растения) также расцветает рано
весной?

(подснежник, мать-и-мачеха, ландыши)

- Где еще может расти одуванчик, где можно его увидеть?

Растет одуванчик почти везде: Стих Игра 2.

На своей высокой ножке, Поднимаясь к вышине, Он растет и на дорожке, И в ложбинке, и в траве.

У одуванчика есть друг", на которого он очень похож. Как вы думаете, кто его друг?

Он не только выглядит как солнышко, одуванчик любит своего большого друга. А как они стали друзьями расскажет нам Лера.или Полина.З

Читает стихотворение.

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

От большого солнца, маленький портрет.

История про одуванчик,

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит -одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).

Вот так они и стали друзьями.

Релаксация.(звучит тихая, спокойная музыка, дети внимательно слушают)

А теперь представьте, что вы - маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы - маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они

распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий

на солнышко.) - (найдите те одуванчики, у которых только, что появились маленькие бутоны и у который уже разворачиваются лепестки)

А сейчас давайте с вами рассмотрим это прекрасное растение, поговорим о

его чудесных свойствах, я думаю, вы узнаете об этом растении много

интересного.

(Показываю детям выкопанный из земли одуванчик и предлагаю назвать

и показать все части растения: корень, стебель, листья, иветы.)

(Взять лопату и выкопать одуванчик)

Посмотрите, что это? (корень)

Какой корень у одуванчика: длинный, сверху толстый, книзу тоньше,

покрытый тонкими волосками.

Сможет одуванчик жить без корня?

(ответы детей) Потому что через корень он питается, берёт из земли воду, соли,которые нужны для жизни растений.

Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья.

{найти и сравнить в тени, и на солнце эти растения)

- А это, что? (стебель)

Какими словами можно сказать про стебель? (Высокий, гладкий, круглый, тонкий, зелёный.)

Что расположено на стебле или на ножке? (сам цветок- одуванчик)

Наклонитесь, понюхайте, бережно проведите ладонью по цветку. Какой он?

(пушистый, мягкий, шелковистый).-

Если нюхая одуванчик ты поднесешь его слишком близко к носу, то

выпачкаешься в ярко - желтый цвет.

Чем можно замарать одуванчик ваш нос, кто знает? (пыльца ) .

(дети нюхают и обращают внимание друг на друга) (взять салфетки)

Какие листья у одуванчика? Зелёные, длинные, по краям резные.

В середине каждого листа есть желобок, он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения (рассмотреть желобок)

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

Желтый, как солнышко. Круглый, как...

Мягкий, как...

Белый, как...

Пушистый, как...

Хрупкий, как…

Вот какой удивительный цветок!

- С каким, растение его можно перепутать, когда они только, что начинают
распускаться. (мать-и-мачеха.)

(Найти мать и- мачеху и сравнить с одуванчиком.

Чем похожи и чем отличатся?

Игра на внимание, (какие вы внимательные )

Как только услышите слова одуванчик нужно хлопнуть в ладоши Одуванчик, диванчик, вагончик, одуванчик, барабанчик, одуванчик, мальчик, одуванчик, пальчик, одуванчик, зайчик,

А вы знаете ребята, что по одуванчикам можно определить время. «Утром на солнечной поляне без часов можно узнать время - одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).

- Кто из вас замечал, что происходит с одуванчиками вечером, и ночью? (они закрытые, а днем открытые?

Знаете ли вы, что одуванчики могут предсказывать погоду? Если одуванчик днем закрылся, - значит, будет дождь.

Мы сейчас вместе с вами поиграем в игру. Вы будете одуванчиками и покажите, какие одуванчики бывают днём, ночью, в дождливую погоду.

Игра: «День и ночъ». (бубен, ходить по кругу и показывать)

- Дети посмотрите внимательно на то, как одуванчики растут, по одному
или семейкой?

Редко когда можно увидеть один одуванчик. Как правило, они селятся большой и веселой семьей на солнечных лужайках, тогда их дружное семейство похоже на пушистый желтый ковер.

(предложить найти один одуванчик, семью)

- Как вы думаете, кто бывает частыми гостями у одуванчиков? ( насекомые)

Одуванчик один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед - густой и ароматный.

Подвижная игра «Пчелы и одуванчики»

Описание игры: дети делятся на две команды - одуванчики и пчелы. Все бегают по поляне. По сигналу воспитателя дети-одуванчики встают на колено, а дети-пчелы бегают вокруг них, останавливаются, нюхают, собирают нектар (складывают руки у губ трубочкой, втягивают в себя воздух). Перелетают от цветка к цветку, подражая жужжанию пчел (отработка произношения звука [ж]). Затем дети меняются ролями.

Одуванчики любят не только насекомые, но и люди, которые должны его
беречь.

А как вы думаете, полезен ли одуванчик для человека? И почему человек должен этот цветок беречь?

Одуванчик лекарственное очень полезное растение, им лечат кожные заболевания {соком одуванчика мажут бородавки) , отвар из корней одуванчика пьют для улучшения аппетита и из листьев одуванчика делают салат и т.к. в них много витаминов, из цветков одуванчика варят варенье.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много. Если вы сорвёте редкий цветок, то семян от него не, будет, и такие цветы в природе будут встречаться всё реже и реже. Поэтому рвать редкие цветы в природе нельзя. Ими нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает, Давайте в этом убедимся: на примере нашего одуванчика.(&ш0«1ка с водой)

- Сейчас сорвёт три желтых одуванчика, в группе поставим в воду, а во
второй половине дня посмотрим, что же будет с нашими одуванчиками.

В конце дня воспитатель обращает внимание детей на то, что головки поникли, букет завял

Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытайтесь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня завянут

Но это ещё не все чудеса, которые таит в себе этот удивительный цветок.

Почему говорится, что у одуванчика два платья?

4.стих. Костя

Одуванчик».

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. Подрастёт, нарядится

в беленькое платьице -

Лёгкое, воздушное. Ветерку, послушное.

Какое у него другое платьице? Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

Из чего состоит белое платье? Пушистые семена -Давайте сейчас подойдём к пушистому одуванчику.

Подходят и рассматривают его.

Ярко-желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал, как дедушка, седым!

Как распространяются одуванчики и почему их так много?

(Стих. 5. одуванчик золотой, был красивый молодой).,.

(Их распространяет ветер... .)

Они неприхотливы. В каждой золотисто-желтой корзинке образуется

несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как

шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Семена

легко прорастают, поэтому их много крутом.

Стих Даниил «Парашютики».

Можно детям предложить подуть на пушистый шарик в том. месте, где

одуванчиков мало, чтобы на следующий год проверить, появятся ли там

цветы

Парашютисты

Из шариков пушистых

Над пестрым летним лугом Летят парашютисты Вдогонку друг за другом. Едва земли коснутся — Уснут, как на диванчике.

А по весне проснутся...

и будут - одуванчики! И.Токмакова

Физминутка «Одуванчик»

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит, Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш») .

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

Ш- сольются с небосводом.

Много прозвищ у одуванчика «подойничек» (потому, что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко), «придорож» (потому, что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка «плешивец» (ветер дует, семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка).

Литература:

  1. Виноградова Н.Р. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1982.
  2. Илларионова 10.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.. 1976.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1995.

3. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. - Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. - 66 с

4. Торочкова Т.Ю.. играем на прогулке/Т.Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. - 3 1. - с. 32-35.

Ольга Федоровская

Цель: учить описывать растение, закреплять знания о строении одуванчика; продолжать развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой.

Ход прогулки: Загадывание загадки:

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потом потух

И превратился в пух. (Одуванчик.)


Рассматривание цветка. Обратить внимание детей на то, что одуванчик – это не одиночный цветок, а целое соцветие, которое напоминает корзинку, оно так и называется – корзинка. И семена - «парашутики», когда созреют, будут собраны в пучок, который затем ветер разнесет в разные стороны.

Отметить, что одуванчики – это цветки, у которых можно встретить в одно и то же время все стадии развития (одни растут, другие цветут, у третьих уже созревают семена).

Предложить сравнить величину стебля на солнце и в тени. (На солнце более толстый, более высокий стебель.) Уточнить, как влияют тепло и свет на рост растений? Цветы растут лучше в местах, где больше тепла и влаги.

Чтение стихотворения: «ОДУВАНЧИКИ»

Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке. И. Полянский


Одуванчики так любят солнышко, что не отводят от него восторженного взгляда. Взойдет солнышко на востоке – одуванчики на восток смотрят, поднимается в зенит – одуванчики поднимают голову кверху, приближается к западу – одуванчики не спускают с заката глаз.

Когда на небе ярко светит солнышко, золотые одуванчики как бы копируют его, но стоит солнцу уйти за тучи, «луговое» солнышко тоже спрячется, с головой укроется зелеными листочками.

Познакомить детей с приметами: в солнечный день цветки одуванчика закрылись – к дождю; если пасмурно, но цветки одуванчика открыты – дождя не будет.

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цель: учить находить прилагательное к определенному существительному (например, одуванчик желтый, солнечный, пушистый и т. д.)

Подвижная игра «Цветы».

Цель: Называть и различать цветы. Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Правила игры:

Дети вспоминают садовые и луговые цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей. По считалке выбранный ребенок -цветок, например, василёк, начинает игру. Он называет какой-нибудь цветок, например, одуванчик или роза. Одуванчик бежит, а василёк догоняет его. Когда одуванчику грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Индивидуальная работа по физическому развитию: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, с зажатым между коленями мячом.

Труд на участке: подготовка клумб к посадке семян или рассады цветов.


Спасибо всем за внимание!

Публикации по теме:

«Наблюдение за березой весной». Прогулка в старшей группе Задачи по образовательным областям: Образовательная область «Речевое развитие» - Продолжать учить развивать речь как средство общения;.

Конспект организации прогулки. (младшая группа № 9 «Улыбка») «Наблюдение за одуванчиками» Цель: развивать наблюдательность, любознательность.

Конспект тематической прогулки «Наблюдение за одуванчиками» Цель: уточнить и систематизировать знания детей об одуванчике; научить различать.

Конспект тематической прогулки «Наблюдение за одуванчиками» (младшая группа) Задачи: обобщить и систематизировать представления детей о растениях своего участка (трава, одуванчик); научить узнавать, называть, различать.

Цель. Создание условий для преобладания положительных эмоций во всех видах деятельности на прогулке; формирование двигательной сферы и.

Прогулка - наблюдение «Далеко-близко» Цель: Развивать умение детей видеть перспективу (разницу между величиной предметов, находящихся близко, и предметов, находящихся далеко.

я/с. Айголек

Прогулка

Наблюдение за одуванчиком

Воспитатель: Муратбекова Ш.К.

2015 г. Наблюдение за одуванчиком

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о растениях. Воспитывать любовь к растениям.

Ход наблюдения

Наблюдать за цветком - одуванчиком. Рассмотреть желтую головку, состоящую из множества желтых лепестков. Она окружена двумя рядами зеленых листочков, которые образуют обертку. Днем одуванчик широко раскрывает свой цветок, вечером плотно закрывается; листья темно-зеленого цвета, длинные, резные. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Художественное слово

Загадка

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два -

Облысела голова.

Спрячука в карманчик

Бывший... (одуванчик).

Стихотворения

Желтая головушка,

Розовая ножка.

Одуванчик-солнышко

Подержу в ладошке.

Появилось солнышко

В мае на лугу,

На него любуюсь,

Очень берегу.

Жаль, недолго солнышко

Будет золотым,

Побелеет солнышко -

И расстанусь с ним.

В. Мирясова

Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки - зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.

Одуванчик лекарственный - многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.

Трудовая деятельность

Работа на участке. Уборка песка вокруг песочницы

Учить детей выполнять поручения (убирать лопаткой песок вокруг песочницы). Воспитывать у детей стремление к аккуратности, чистоте.

Подвижные игры

«Спящая лиса».

Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.

«Перелет птиц».

Цель: учить выполнять действия по сигналу.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Самостоятельная игровая деятельность

Рисование мелками на асфальте

Привлечь детей к рисованию мелками на асфальте. Воспитывать способность занять себя игрой. Поощрять инициативу, самостоятельность, совместные действия детей в группах.