Порядок проведения апелляции по егэ. Как подать на апелляцию на егэ

Случается так, что абитуриенты, узнав свои оценки по ЕГЭ, просто недоумевают, почему им выставлен такой низкий балл. Результаты не всегда зависят от подготовленности поступающего - отрицательную роль могут сыграть сбои в компьютерной системе или ошибки экспертов при проверке экзаменационных материалов. Если выпускник не удовлетворен итогами ЕГЭ, он имеет законное право подать апелляцию.

Виды и сроки подачи апелляции

Для разрешения споров, возникающих при проведении ЕГЭ, создается специальная конфликтная комиссия (КК). Она рассматривает апелляции только в двух случаях:

  1. Если организаторами, присутствовавшими в аудитории, допущены нарушения в проведении ГИА .
    В этом случае выпускник должен подавать апелляцию непосредственно в день испытания - до выхода из пункта проведения ЕГЭ (ППЭ): то есть заявление оформляется «по горячему» там, где сдавался экзамен.
  2. Если выпускник не согласен с низкими баллами .
    Если экзаменующийся не удовлетворен результатами и считает, что при проверке были допущены ошибки, он имеет право подать апелляцию в комиссию в течение двух рабочих дней после официального опубликования итогов ЕГЭ.

Конфликтная комиссия не рассматривает заявления, связанные:

  • с претензиями к заданиям и структуре экзаменационных материалов;
  • с неверным пониманием инструкции по заполнению экзаменационных бланков самим поступающим.

О порядке проведения ГИА звучит так:

Как подать протест

Если во время проведения ЕГЭ выпускник заметил явные нарушения правил, оформить апелляцию надо сразу же после окончания экзамена - обязательно до выхода с ППЭ. Для этого участник испытания вправе потребовать от организатора ГИА стандартные бланки заявления. Заполнить надо два экземпляра, затем оба отдать представителю ГЭК, который должен заверить их своей подписью. Один остается у выпускника, второй - направляется в конфликтную комиссию.

На рассмотрение жалобы отводится два рабочих дня, по истечении которых заявитель может ознакомиться с итогами апелляции в учебном учреждении, на базе которого проводилась аттестация.

Если же апелляция пишется ввиду несогласия экзаменуемого с выставленными ему оценками, то ее подача происходит иначе. Участнику ЕГЭ необходимо:

  1. Получить бланк апелляционного заявления у секретаря экзаменационной комиссии.
  2. Оформить заявление (2 экземпляра).
  3. Передать заполненные бланки руководству учебного заведения либо же секретарю комиссии. При этом ответственное лицо обязательно подписывает оба экземпляра, один из которых отдается участнику ЕГЭ, а другой направляется на рассмотрение КК.
  4. Узнать информацию о дате и месте рассмотрения апелляции.
  5. Прийти в указанные сроки в назначенное место.

Рассмотрение жалобы

По желанию апеллянта процедура проходит в его присутствии. Выпускник должен предъявить членам комиссии свой паспорт, а также документ, подтверждающий факт сдачи им экзамена (обычно это пропуск с печатью «Бланки сданы» или штампом ППЭ, в котором сдавался предмет).

Если школьник не достиг восемнадцатилетнего возраста, он может прийти с одним из родителей, который тоже должен предоставить комиссии свой паспорт. КК не имеет права рассматривать протест по результатам ЕГЭ без экзаменуемого, если в заявлении он выразил желание присутствовать на заседании.

Кроме того, члены комиссии не могут удалить из кабинета участника ЕГЭ в момент проверки апелляционной работы.

Для рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами из предметной комиссии запрашиваются:

  • сканы экзаменационной работы;
  • аудиозаписи и протоколы устных ответов;
  • копии протоколов проверки экзаменационной работы;
  • КИМ, тексты для изложений, билеты, по которым проводился экзамен для подавшего апелляцию.

Работа перепроверяется экспертами заранее - до начала заседания, на которое приглашен выпускник. Так что в общем и целом члены комиссии уже имеют представление о том, чем закончится рассмотрение. Но апеллянта никто не собирается лишать слова, и чтобы увеличить свои шансы на успех, стоит заблаговременно и серьезно подготовиться, особенно к защите развернутых ответов или сочинения.

Задания такого типа не предусматривают однозначных решений вроде 2 + 2 = 4, и только 4. Творческая часть КИМ крайне сложно поддается стандартизации, как бы в этом ни пытались убедить, хотя и проверяется по вполне четким критериям, прописанным в демонстрационных вариантах. Выпускнику предстоит доказать свою правоту, поэтому имеет смысл продумать стратегию защиты (или нападения - как угодно). Для этого накануне рассмотрения протеста стоит подобрать, а еще лучше - записать, веские аргументы, чтобы не растеряться перед лицом «высокого ареопага».

Возможные решения

По итогам рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ЕГЭ конфликтная комиссия выносит одно из трех решений:

Если решено пересчитать баллы в сторону повышения или понижения, в течение двух календарных дней протоколы конфликтной комиссии направляются в ФЦТ (Федеральный центр тестирования), где на основании внесенных корректив результаты меняются и в течение пяти рабочих дней передаются в РЦОИ. Региональный центр обработки информации за один календарный день представляет их на утверждение в ГЭК.

Если подавалась апелляция о нарушении процедуры ЕГЭ, то в случае ее удовлетворения результаты аннулируются, а выпускнику предоставляется возможность пересдать ГИА в один из резервных дней расписания.

Несмотря на кажущуюся простоту процедуры, апелляцию о пересмотре результатов стоит подавать только в том случае, если вы на сто один процент уверены в своих знаниях и в правильности ответов. Прежде чем запустить процесс, изучите критерии оценивания, изложенные в демоверсиях КИМ по каждому предмету - без уверенного владения «матчастью» сложно вести конструктивный диалог с членами комиссии и тем более отстоять свою позицию.

Всем удачи на экзамене: чтобы дело не доходило до апелляции ни о нарушении процедуры, ни о пересмотре результатов ЕГЭ.

Ученики вправе подать заявление-апелляцию на пересмотр полученных баллов и пересдачу в конфликтную комиссию или же в судебную инстанцию. В 2018 году бланк заявления не меняется - формы апелляций предусмотрены действующим законодательством РФ.

Рассмотрим, какие заявления может оформить ученик или его законный представитель, а также определим, как составляется иск в суд.

Бланк апелляции на ЕГЭ и образец заполнения документа

В зависимости от обстоятельств обращения, бланки апелляций могут быть различны.

Перечислим, какие можно оформить документы.

Образец бланка апелляции о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ


Готовый бланк апелляции о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ можно бесплатно

Пример заполненного заявления-апелляции о несогласии с полученными баллами

Бланк апелляции о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ

Готовый бланк апелляции о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ можно бесплатно

Для того, чтобы вы правильно написали заявление, следуйте таким правилам:

  1. Код предмета следует прописать цифрами. Вы узнаете его, когда будете сдавать экзамен.
  2. Место проведения экзамена, дату вписывайте в указанные поля, предусмотренные для этого.
  3. Если необходимо указать номер аудитории, где принимался Единый госэкзамен, пункт проведения, то указывайте. Это касается заявления о нарушении порядка проведения экзамена.
  4. Сведения об участнике ЕГЭ должны быть указаны такие, как в паспорте. Любая измененная или неправильно написанная буква будет считаться ошибкой.
  5. Данные паспорта обозначьте в соответствующих квадратах. Обязательны - серия и номер, другую информацию можно не вносить.
  6. Далее последует ваше обращение, в котором вы должны изложить суть требований и просьб. Например, в первом заявлении-апелляции будет прописано, что вы просите комиссию пересмотреть выставленные баллы, так как они обработаны неверно. А во второй апелляции следует прописать обстоятельства, которые произошли, по какой причине были аннулированы баллы (возможно из-за незаконного удаления с экзамена), а также в этой части следует попросить о пересдаче предмета.
  7. Если имеется выбор, как будет рассматриваться заявление, то стоит поставить крестик или галочку напротив подходящего варианта. В апелляции о несогласии с балловыми результатами такой выбор есть. Ученик может выбрать, чтобы заявление было рассмотрено в его присутствии или в присутствии его законного представителя, либо вообще без него. А вот в другом бланке выбора нет, так как апелляцию однозначно будут рассматривать в присутствии ученика или его родителей.
  8. Номер телефона также можно оставить, чтобы вы были в курсе рассмотрения заявления.
  9. Ученик должен поставить свою подпись, когда будет подавать документ.

В подтверждение принятия апелляции ученику выдают уведомление . Организатор должен на нем поставить точное время, когда принял заявление, и свои инициалы, подпись.

Исковое заявление в суд при обжаловании результатов ЕГЭ - правила написания документа и примеры

Ученики и их родители/законные представители могут оспорить решение конфликтной комиссии через судебную инстанцию. Для этого необходимо составить административный иск.

Заявление оформляется в соответствии со статьей 125 КАС РФ и согласно таким правилам:

  1. Документ должен быть подан в письменной форме.
  2. Текстовое содержание должно быть разборчивым и понятным.
  3. В заявлении должна быть оформлена «шапка». В ней вписывается наименование органа, в который подается заявление, сведения об истце и ответчике. Как правило, в качестве истца может выступать сам ученик, его родители, представители, учитель, классный руководитель, директор учебного заведения. В в качестве ответчика в суде будет выступать представитель конфликтной комиссии, организаторы.
  4. Пропишите всю контактную информацию в «шапке» документа. Это может быть не только номер телефона, но и название электронного ящика, факса.
  5. В основной части иска обозначьте, какие права и интересы были нарушены, по какой причине вы обращаетесь в суд.
  6. Обязательно расскажите, что вы обращались в конфликтную комиссию с апелляцией и пытались решить проблему в досудебном порядке.
  7. Требования, выставленные в содержательной части, должны быть обоснованы. Ссылайтесь на нормативно-правовые акты, прикладывайте доказательства, указывайте свидетелей.
  8. В конце иска можно оформить список документов, которые вы прилагаете в заявлению.
  9. Поставьте подпись. Если заявитель - ученик, то он должен ставить свою подпись. Если обращаются с иском его представители, то ставят подпись они.
  10. Дата должна быть поставлена тогда, когда вы подаете документ в суд, не раньше, «задним числом» документ не примут.

Наши успехи в школе и университете без преувеличения определяют нашу судьбу. Успешно сданный ЕГЭ позволяет поступить в симпатичный нам вуз. Диплом об образовании открывает двери в самые разные компании.

У выпускников школ и техникумов с ЕГЭ связано множество страхов. В их числе - боязнь не набрать необходимое количество баллов на государственном экзамене.

Как правило, в случае неудачи (недостаточного количества набранных баллов) многие школьники и родители опасаются оспаривать результаты, боясь конфликта с руководством вуза. Такая позиция в корне неверна. Если есть основания для апелляции, нужно отстаивать свою позицию. Ведь на кону - ваше будущее, будущее вашего ребёнка.

Апелляция ЕГЭ - это реальный шанс повысить баллы, не пересдавая экзамен. Оснований для подачи заявления два: нарушение порядка проведения экзамена и несогласие с оценкой экзаменационной работы. Первый пример - слишком шумно, жарко во время проведения экзамена. Второй пример - неверная (по мнению абитуриента) оценка его работы.

Стоит держать в уме, что апелляция ЕГЭ 2018 - это обычная процедура, предусмотренная законом об образовании. Правила апелляции ЕГЭ чётко прописаны на сайте единого государственного экзамена. В них оговорены сроки, условия и порядок рассмотрения жалоб.

Бланк апелляции ЕГЭ имеет установленную форму. На нём должен быть указан регион, где проводится экзамен, образовательная организация участника, пункт проведения экзамена, ФИО абитуриента, основания для подачи заявления и другая информация.

Чтобы подать жалобу, нужно составить заявление в двух экземплярах. Если оспариваются условия проведения экзаменов, заявление направляется члену экзаменационной комиссии. Если оспариваются результаты подсчёта баллов, - руководителю образовательного заявления. Второе заявление (с пометкой о получении) остаётся у абитуриента.

Абитуриент и его родители (законные представители) имеют право участвовать в рассмотрении апелляции. При этом ему под запись выдаются заключения экспертной комиссии, аудиозаписи устных ответов, копии протоколов.

Рассмотрение апелляции ЕГЭ возложено на отдельную организационную структуру. Спорные вопросы, связанные с оценкой работы участника ЕГЭ, а также порядком проведения государственного экзамена, рассматривает специальная конфликтная комиссия. Сроки рассмотрения - четыре и два дня соответственно.

Если конфликтная комиссия удовлетворит апелляцию, абитуриент, недовольный условиями проведения ЕГЭ, получит право пересдать экзамен в другой день. Результаты предыдущего ЕГЭ аннулируют. В случае неверной оценки результатов ЕГЭ их рассмотрят снова на предмет технических ошибок в тексте и некорректной оценки устной части экзамена.

Сроки апелляции ЕГЭ чётко определены федеральным законодательством. Если абитуриент считает, что госэкзамен был проведён с нарушением установленного порядка, он обязан подать апелляцию в тот же день. Заявление о несогласии с результатами ЕГЭ можно подать в течение двух рабочих дней после объявления результатов экзамена.

Самый главный страх выпускников – получить за ЕГЭ баллы ниже, чем планировалось. Но неправильный ответ – далеко не единственная причина низкой оценки. Разбираемся, в каких случаях стоит подавать на апелляцию и как отстоять свои баллы в 2018 году.

Официальных поводов подать на апелляцию всего два

Во-первых, это нарушение процедуры проведения экзамена – например, если в аудитории не хватило черновых листов для всех желающих, или в коридоре вовсю шумели ремонтники. В таких случаях на апелляцию надо подавать в тот же день, не выходя из школы, где проходил экзамен.

Во-вторых, это несогласие с выставленными баллами. Например, если компьютер неверно распознал слова и буквы в тестовой части ответа, или если эксперты, на ваш взгляд, недооценили письменную часть или эссе. Тут подать заявление на апелляцию нужно в течение 2 рабочих дней после официальной публикации результатов по предмету. То есть надо не ждать, пока школа вывесит списки с баллами на доске объявлений (она это может сделать и спустя неделю), а самому проверять результаты в личном кабинете на официальном портале Единого госэкзамена.

Срок подачи жалобы в конфликтную комиссию

Если во время сдачи ЕГЭ возникла спорная ситуация, и выпускник не доволен оценкой, возможно решение этой проблемы при участии специальной конфликтной комиссии.

Для подачи заявления участником ГИА установлены определенные сроки. В день экзамена, сразу после сдачи экзаменационного бланка, можно подать жалобу о нарушении проведения ГИА по учебному предмету

В течение двух рабочих дней, после получения результатов ЕГЭ, можно оспорить полученный в результате оценивания балл.

Комиссия не занимается вопросами, связанными с содержанием экзаменационных заданий. Не рассматривает жалобы в случае краткого ответа выпускника, в случае если выпускником нарушен действующий порядок, или если оформление работы не соответствует требованиям проведения ЕГЭ. Как аргументы для апелляции не берутся в учет черновые работы учащихся.

Порядок проведения апелляции на результаты ЕГЭ 2018

  1. В течение 2 рабочих после того, когда официально ознакомился с результатами получить у ответственного секретаря конфликтной комиссии (для выпускников текущего года — у руководителя своего образовательного учреждения) форму в 2 экземплярах, по которой составляется апелляция (возможно составление апелляции в произвольной форме).
  2. Составить апелляцию в 2 экземплярах.
  3. Передать оба экземпляра вышеуказанным лицам (которые обязаны принять и удостоверить их своей подписью, один экземпляр отдать участнику ЕГЭ, другой передать в конфликтную комиссию).
  4. Получить информацию о времени и месте рассмотрения апелляции.
  5. Прийти на процедуру рассмотрения апелляций в конфликтную комиссию, имея при себе паспорт и пропуск с печатью.
  6. Подтвердить в протоколе апелляции, что вам предъявлены копии ваших бланков и правильность распознания ваших ответов в бланках.
  7. Участвовать в рассмотрении апелляции.
  8. Подписать протокол рассмотрения апелляции.

Что стоит сделать до дня апелляции?

Вполне понятно, что прохождение такой волнительной процедуры, как апелляция потребует определенной моральной и психологической подготовки. В этом случае вам помогут несколько действенных советов:

освежите в памяти работу. После оглашения баллов работы школьников выставляются в их личных кабинетах. Внимательно знакомьтесь с критериями выставления баллов, чтобы понять, насколько объективным вы считаете решение комиссии по каждому пункту;

подойдите к учителю-предметнику или репетитору, с которым готовились к ЕГЭ – они помогут разобрать неоднозначные моменты и дадут рекомендации, как себя вести и пояснить свое мнение. В отдельных случаях учителя могут вам доказать, что никакой ошибки нет, так что не стоит тратить время и нервы на апелляционные процедуры;

по каждому пункту, с которым вы не согласны, заранее сформулируйте точный вопрос в адрес комиссии, чтобы разговор был предметным, а вы могли пояснить, почему применили тот или иной аргумент, цитату, аналогию или характеристику.

Аргументация, подкрепленная конкретными фактами, выглядит более веско.

Каждый год на апелляциях нарушают права участников ЕГЭ. Мы записали истории выпускников, которые пытались оспорить выставленную оценку, но столкнулись с абсурдными аргументами, психологическим давлением и негласной квотой на баллы.

«Апелляция - процедура защиты интересов участника экзамена в случае выявления нарушений установленного порядка проведения экзамена и (или) несогласия с выставленными баллами», - официальный информационный портал единого государственного экзамена.

Когда Лиза Паршина узнала свой результат по литературе, она впала в ступор.

У меня был шок. Я просто сидела и ничего не понимала. Смотрела в компьютер и все

Лиза получила 66 баллов. В голове пульсировала единственная мысль: «Мама расстроится». Девушка потянулась за телефоном, набрала номер подруги и спокойным голосом отчеканила: «Я никуда не поступлю». Вместо объяснений Лиза разрыдалась.

Даша Спичко не нашла в себе сил справиться с волнением. Когда на сайте вывесили баллы по литературе, она попросила друга посмотреть результат за нее. Тот долго молчал и уходил от разговора. На экзамене Даша набрала 68.

Я до сих пор благодарна моим преподавателям за то, что они не бросили меня и помогали бороться за мои баллы. Они поддерживали меня, хотя даже я осознавала, как подвела их

Весь год Даша занималась с экспертами ЕГЭ, на практике изучившими критерии оценивания. После первых минут отрицания и сомнения девушка отправила преподавателям сканы своих ответов и стала ждать их вердикта. Репетиторы сошлись во мнении, что у нее отличная работа, которая заслуживает 90+ баллов. Они советовали идти на апелляцию. Преподаватели были уверены, что девушка сможет добиться повышения оценки.

Олег Ян подошел к четырехэтажному желтому зданию. Обычная школа на полпути от Семеновской до корпуса Вышки на Кирпичной. Московские комиссии по большинству предметов собираются именно здесь. Пришедшие раньше своего времени апеллянты сидели на ступеньках крыльца и на заборчике - внутрь не пускали. Один нервно листал тетрадь, второй выслушивал наставления от учительницы. Олег поднялся на крыльцо - навстречу выбежала девушка с заплаканным лицом.


Света Зайцева сдавала географию. По мнению комиссии, девушка допустила ошибку в расчетах. Чтобы нарисовать профиль местности, нужно было отмерить линейкой 8 сантиметров. Допустимая погрешность - от 7,6. Света потеряла два балла, потому что нарисовала линию длиной 7,5 см.

Даша Спичко утверждает, что свободно владеет английским языком. В устном ответе на экзамене она использовала инверсию - перестановку слов в предложении. Преподавательница из комиссии настаивала, что в разговорной речи такое построение фразы недопустимо.

Вы должны были применить свои коммуникационные навыки, а вместо этого стали заворачивать какие-то немыслимые конструкции!

На экзамене по литературе Саша Козлов выбрал сочинение по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон». Анализируя образ главного героя, он написал, что Григорий Мелехов искал правду. «Правда у каждого своя», - непринужденно парировала женщина из комиссии. С ее точки зрения, Саша должен был использовать слово «истина». Неправильный подбор синонима стоил ему нескольких баллов.

В одиннадцатом классе Маша К стала призером межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» по обществознанию. Углубленное изучение предмета позволило девушке включить в эссе материал по философии. Конфликтная комиссия увидела в этом достаточную причину для снижения баллов.

Вот вы привели теории философов, зачем вы это сделали? Хотели выпендриться?

«Председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, члены Конфликтной комиссии обязаны обеспечивать объективное рассмотрение апелляций», - приказ департамента образования города Москвы, пункт 4.6.


На апелляции по обществознанию Машу Л. встретили три женщины с непроницаемыми лицами.

Всем своим видом они заведомо пытались вселить ужас и страх

Девушка пошла на апелляцию с мамой. Они сели рядом, эксперты - напротив. Маша подписала документы. «Знаете ли вы, что баллы можно не только поднять, но и снизить?» - сухо произнесла одна из преподавательниц. Началось обсуждение Машиной работы. Девушка пыталась высказать свою точку зрения, но ее обрывали на полуслове, утверждая, что она не права. Никто даже не пытался ее слушать. Следующий шаг, после которого Маша поднялась и ушла, - сказанное с нажимом: «Мы напоминаем вам, что можем не только поднять, но и снизить баллы. Я вижу в вашей работе еще кое-какие неточности…» Маша вышла и расплакалась.

Очень тяжело, когда люди на тебя давят, и ты чувствуешь, что они сильнее

«Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке», - Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, глава X «Прием и рассмотрение апелляций», пункт 80.


«Члены Конфликтной комиссии соблюдают требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих Порядок проведения ГИА-11», - приказ департамента образования города Москвы, пункт 4.4.

На апелляции по обществознанию комиссия вначале вела себя лояльно, вспоминает Маша Л. Преподаватели разводили руками и сетовали, что не могут ничего изменить. Потом направление разговора резко переменилось.

Мне показалось, что они намекали на взятку. Дословно это звучало так: «Мы не в состоянии что-то для вас сделать, потому что потом у нас будут неприятности. Если вы согласны оплатить штрафы, которые нам выпишут, то мы пойдем вам навстречу»

«Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации», - Федеральный закон об образовании, статья 59 «Итоговая аттестация», пункт 8.

Маша Коноплева пришла на апелляцию по русскому языку, получив на экзамене 83 балла. Разговаривать с ней не стали. Конфликтная комиссия мотивировала свой отказ тем, что балл и без того слишком высокий.

Готовясь к апелляции по литературе, Олег Ян оформил нотариальную доверенность на свою учительницу, Елену Красовскую, чтобы она стала его законным представителем. Это стоило ему 1500 рублей. Член конфликтной комиссии препятствовала проходу Елены К. в кабинет. Сначала утверждала, что такого в правилах нет, потом говорила, что это только для тех, у кого нет родителя, и просила показать паспорт. Пока длилась дискуссия, подошел массивный мужчина с пометкой «секретарь» на бейдже. Олег протянул ему доверенность.

Какая доверенность? Ну, это для меня не документ!

С этими словами мужчина вернул Олегу доверенность и теперь уже сам не пустил Елену в кабинет.

«Обучающийся, выпускник прошлых лет и (или) его родители (законные представители) при желании присутствуют при рассмотрении апелляции», - Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, глава X «Прием и рассмотрение апелляций», пункт 80.

Полине К. обнулили баллы сразу за несколько сочинений, которые соответствовали всем критериям. На апелляции выяснилось, что бланк ответов не прочитали с обратной стороны. Несмотря на это, конфликтная комиссия согласилась добавить лишь два первичных балла. Поднимать выше нельзя из-за «указания сверху», пояснили свое решение преподаватели.


Олег Ян охрипшим голосом спорил с комиссией четвертый час подряд. Ему трижды сменили экспертов, причем слова каждого нового противоречили тому, на чем настаивал предыдущий. Шел уже девятый час вечера, и комиссия завершала работу. Олега попытались убедить, что у него нет выбора и нужно подписывать протокол. Тем самым они скрыли информацию о повторном рассмотрении на федеральной комиссии в случае несогласия апеллянта. Однако Олег все же знал о такой процедуре, и его нехотя направили в кабинет на подписание документов.

Катя Собко , ходившая на апелляцию по английскому языку, внимательно изучила свои права еще на этапе подготовки. После безуспешных попыток добиться изменения баллов она заявила, что хочет продолжить дискуссию на федеральном уровне. Женщина с бейджем «психолог» буднично продиктовала порядок действий: нужно подписать отказ от апелляции, затем спуститься на первый этаж и пройти в железную серую дверь. Катя переспросила несколько раз, схема оставалась той же. Тогда она подписала все необходимые бумаги, вышла из аудитории и бодрым шагом направилась к железной двери.

Здравствуйте, я хотела бы подать заявление о пересмотре работы на федеральном уровне.
- Девочка, у тебя апелляция была?
- Была. Я подписала отказ и хочу обратиться к федеральной комиссии. Меня направили сюда.
- Ну вот раз отказ подписала, апелляция закончилась. Гуляй.

«С целью оказания консультационной помощи участникам ГИА-11 организуется работа консультационного пункта Конфликтной комиссии», - приказ департамента образования города Москвы, пункт 5.8.

Позже знакомый преподаватель объяснил Кате, как это работает. Если человек подписывает отказ, его просто отправляют домой. Если же он пишет заявление на федеральную комиссию, действуют по-другому. Пока человек спускается с третьего этажа на первый, люди из конфликтной комиссии успевают позвонить коллегам из федеральной и убедить их не принимать заявление.


Федеральная комиссия собралась в том же здании неделю спустя, вспоминает Олег Ян . По правилам в ней не могут участвовать эксперты, проводившие рассмотрение апелляции на первом этапе. За полчаса до начала заседания Олег стал свидетелем странной картины. Уже знакомая ему преподавательница сидела рядом с женщиной, которая должна будет спорить с ним сегодня, и объясняла ей, как это нужно делать.

Сама комиссия напоминала суд: большой стол, во главе судья - председатель конфликтной комиссии. Слева прокурор - представитель экспертной комиссии, которую только что подробно инструктировали. Вдоль стола сидело десять экспертов. Олег предполагает, что из них экспертами в действительности были лишь двое, ведь только они участвовали в дискуссии и высказывали мнения. Остальные лишь поднимали руки на голосовании. Приятно удивило Олега наличие «адвоката»: женщина, представившаяся гражданским наблюдателем, поддерживала его аргументы и даже смогла убедить комиссию добавить один балл.

Олег отмечает источники, на которые прокурор ссылалась в ходе дискуссии. Она упоминала монографии неких докторов наук и даже цикл лекций на канале «Культура».

Говорить о том, что отношения к школьной программе эти материалы не имеют никакого, думаю, будет излишне

Когда комиссия склонилась к тому, чтобы прибавить один балл, прокурор прибегнула к последнему аргументу. Она достала заявление Олега, зачитала цитату про противоречивые аргументы и сказала, что это неуважение к экспертам. По результатам федеральной комиссии, Олег все-таки смог улучшить свой результат, но только на один балл.


На ЕГЭ по английскому языку Оле М. удалось набрать 91 балл, но естественное желание увидеть и проанализировать ошибки все равно присутствовало. Когда Оля изучала работу по сканам, то заметила странность в оценке эссе. Девушка и ее репетитор пришли к выводу, что баллы урезали неоправданно.

В выходной день Оля отправилась на другой конец Москвы. Уже на месте она узнала, что с комиссией ей придется общаться по скайпу.

«Для участников ГИА-11, по уважительным причинам не имеющим возможности прибыть лично в Конфликтную комиссию, возможно проведение апелляций с использованием информационно-коммуникационных технологий в режиме видеоконференции», - приказ департамента образования города Москвы, пункт 5.6.

Девушку усадили за ноутбук, подключили аппаратуру. Наушники казались большими и неудобными, а микрофон постоянно спадал. Собеседников было трудно расслышать из-за плохой связи. Как только Олю соединили с экспертами, они раздраженно сообщили, что очень спешат на обед. Сначала девушка растерялась. Потом перевела дух и стала зачитывать распечатанные критерии. «Вы там что-то не то читаете», - грубо перебили ее. Она пыталась объяснить, что это критерии с официального сайта, но никто и не думал слушать. Внезапно в разговор влез какой-то посторонний мужчина. Он не счел нужным представиться, а сразу перешел на повышенные тона. Оля не запомнила содержания его слов, только громкий и резкий голос, который заставил ее вжаться в кресло от страха. Она и без того сильно нервничала - качать права девушка не умела и не привыкла. Оля настраивалась на мирную беседу с экспертами, к такому отношению она не была готова. В какой-то момент девушка больше не смогла сдерживать слезы.

Апелляция на ЕГЭ бессмысленна. Ни один балл никто не поднимет, даже при явной ошибке проверяющих


К сожалению, федеральная статистика апелляций не публикуется в открытом доступе. Наша редакция провела исследование на основе данных по регионам России. Для этого мы использовали информацию из официальных документов Республики Татарстан, Хабаровского края, Саратовской и Томской области.

Нам удалось выяснить, что в Республике Татарстан в 2017 году количество апелляций уменьшилось почти вдвое.

В Хабаровском крае в 2017 году отклонили около 85% поданных апелляций.

В Саратовской области в 2018 году больше двух баллов добавили только шести апеллянтам из 180-ти.

В Томской области количество удовлетворенных апелляций снижается в среднем на 5-6% в год.

Из этих цифр видно, что количество поданных и удовлетворенных апелляций сокращается с каждым годом. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов признался «Российской газете», что положительно оценивает этот процесс.

«В последнее время количество заявлений в конфликтные комиссии уменьшилось. Перестали обращаться те ребята, которые подавали апелляцию просто так, на авось: а вдруг экзаменаторы прибавят баллы? Теперь все заявления - по существу, как правило, от тех, кто очень уверен в своих силах и знаниях».

Текст: Александра Левинская
Редактор: Олег Ян