Создание земли богом за 7. Как Бог создал Землю? Сотворение светил и животных

Литературно – художественный материал

для чтения детям по теме духовно – нравственное воспитание

Рассказы для детей

Сотворение мира

Посмотрите вокруг, мои дорогие друзья. Вы увидите людей, дома, горы, леса, камни, деревья, красивые цветы, лошадей, собак, птиц, жуков, бабочек. Если поднимете глаза вверх, то увидите над собой огромное голубое небо и приветливое солнышко. Мир так разнообразен, что не хватит и нашей жизни, чтобы назвать все, что находится в нем.

Но было время, когда не было ни людей, ни животных, ни деревьев, ни камней, ни неба, ни самой земли. Был только один Милосердный Бог. Он захотел, чтобы появился весь этот чудесный мир.

Сначала Бог создал Ангелов. И они жили вместе с ним на небе.

Потом сотворил Бог землю. Не сразу явилась земля в том виде, в каком вы ее теперь видите. Сначала она была пуста и везде была страшная темнота, и над водою носился Дух Божий.

В первый день создал Бог свет. Светло сделалось на земле, наступил ясный, светлый день. И назвал Бог свет днем, а тьму - ночью.

Во второй день создал Бог твердь, и появился обширный небесный свод, который вы видите над собой. И назвал Бог твердь небом.

В третий день Господь Бог повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места (ручейки, реки, озера, моря, океаны), а вокруг воды появилась суша. И стало так. Но земля была еще похожа на пустыню. Если бы вы нигде не видели ни одного зеленого листочка, ни цветочка, ни одного дерева - то было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий день Милосердный Бог сказал: "Да произрастит земля травы, цветы, деревья и другие растения. И пусть каждое растение имеет семена для того, чтобы могли от них вырастать новые растения". И стало так: в ту же минуту на земле поднялись травы, зацвели цветы, выросли деревья со вкусными плодами. На земле стало и красивее, и веселее, чем было сначала.

В четвертый день Бог сказал: "Пусть явятся на тверди небесные светила, которые освещали бы землю, по которым можно было бы отличить день от ночи, считать дни и месяцы и различать времена года". И создал Бог звезды и два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью. Тотчас же заблистали на небе бесчисленные звезды, появились солнце и луна. Теперь стало очень красиво на земле: цвели цветы, журчали ручейки, по синему небу плыли белые облака, а над всей этой красотой сияло огромное солнце. Только ни одна птичка еще не летала в воздухе, не было видно ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, и в озерах и речках не плавала ни одна рыбка.

В пятый день сказал Бог: "Пусть в воде живут рыбы и другие существа, а по воздуху летают птицы". Так и стало. Большие и маленькие рыбы заплавали в реках и морях: окуни, щуки, сельди; появились огромные киты. Запрыгали лягушки, поползли раки. На поверхности воды заплавали гуси и утки; множество других птиц наполнили небо и землю.

В шестой день Бог сотворил всех остальных животных и зверей. "Пусть произведет земля зверей земных по роду их", - сказал Бог. И стало так: по слову Божию явились животные, каждого рода по паре, чтобы они могли размножаться.

Вот теперь-то на земле стало хорошо и весело. В земле ползают червячки, по песку и траве бегают разноцветные жуки, на цветах сидят пчелы, шмели, бабочки. Здесь бежит мышь, там ползет еж. Здесь сидит собака, там кошка. Здесь мычит корова, там щиплет траву овечка. Здесь скачет заяц, там олень. Здесь лежит на траве лев, там стоит огромный слон и помахивает своим толстым хоботом. Везде поют, жужжат, пищат, мычат. Все радуются своей жизни и восхваляют Милосердного Бога, Который создал их. И Бог милостиво взирал на все Свое творение, которое действительно было очень хорошо.

Детям о сотворении человека

И вот Богу угодно было создать человека. Сказал Бог: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими и над птицами небесными, над животными, зверями и над всею землею". Взял Господь Бог горсть земли, создал из нее тело человека и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Первого человека Бог назвал Адамом.

Пока Адам был один-одинешенек, ему не с кем было говорить, не с кем гулять, не с кем радоваться. Милосердному Богу жаль было Адама, и Он решил: "Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". Так Господь и сделал Он навел на Адама очень крепкий сон и, когда тот уснул, взял одно из ребер его и создал из этого ребра жену. Когда Адам проснулся и открыл глаза, перед ним стояла женщина. Адам обрадовался и сказал: "Это такой же точно человек, как и я". Он очень полюбил жену, и они жили весьма счастливо. Жену свою Адам назвал Ева, что означает "жизнь", потому что ей было предназначено стать матерью всех народов.

Вот так в шесть дней был создан весь мир. И когда Бог еще раз осмотрел все, что создал, то увидел, что все это было прекрасно.

В седьмой же день Бог отдыхал от всех дел Своих. И людям заповедал седьмой день в неделю посвящать Богу: ходить в церковь, молиться, читать священные книги и делать добрые дела.

Бог поселил людей в чудесном саду - раю. Там росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, множество цветов, жили добрые и ласковые звери. В раю было необыкновенно красиво.

Господь завещал первым людям всегда помнить своего Творца и Создателя, хранить и возделывать райский сад. Живя в раю, они постоянно ощущали Божию любовь, могли с Ним разговаривать, чувствовали, что Бог всегда рядом с ними.

Человек дал имена всем животным, был хозяином и царем всего мира.

Вначале Адам и Ева жили праведно и свято. В раю никто никого не обижал. Даже животные не нападали друг на друга, так как Бог дал им в пищу разные плоды, зелень, корешки. В раю был мир.

Адам благоустраивал мир, общался с Богом, и через него лилась в мир Божественная благодать. Благодать - это радость, любовь, которую Господь изливает на каждого из нас, добро, которым Он нас согревает.

И сейчас наша обязанность - любить всех и заботиться обо всем вокруг. Если посадил цветок, его нужно поливать. Если завел котенка. его нужно кормить. Ведь Бог заботится обо всем мире и о нас.

БОГ - КАКОЙ ОН?


Сын спросил у отца: "Бог справедливый или милосердный?" Отец ответил сыну: "Что ты, сынок, если бы Бог был только Справедливый, души всех людей отправлялись бы только в ад. Поэтому Бог, прежде всего, Милосердный. Каждого человека любит и ищет, чем бы его оправдать и помиловать."

Так какой же Он, Бог?

Вот как об этом рассказывает протоиерей Серафим Слободской в книге "Закон Божий".

ВСЕМОГУЩИЙ

Все может сделать, что пожелает.

ВЕЗДЕСУЩИЙ

Во всякое время находится везде.

ВЕЧНЫЙ

Всегда был и всегда будет.

ВСЕВЕДУЩИЙ

Всегда все слышит, видит и знает.

ВСЕБЛАГОЙ

Всех любит и заботится о каждом.

ВСЕПРАВЕДНЫЙ

Справедливый.

ВСЕДОВОЛЬНЫЙ

Помогает всем и во всем.

ВСЕБЛАЖЕННЫЙ

Есть наивысшее счастье.



Стихи

Рождественское.

С. Чёрный


В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос.

Бык дохнул в лицо младенца


И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши


К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,


Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком.

Присмиревший белый козлик


На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:

"Посмотреть бы на ребенка


Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине.

А Христос, раскрывши глазки,


Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!»

Рождественская песнь.

М. Мюнте



Жизни всей трепещущий поток,

Человек, и птица, и цветок.
Равную хранит в себе любовь,

На защите слабого стоял

Всей душой и грудью защищал.


Билось лишь любовью горячей.
Для забитых, темных и немых




Добрый Пастырь.


Ангел – Хранитель

Владимир Соколов.

Сегодня день под Рождество.
Чтоб тишь не возмутить,
Не надо делать ничего,
Не надо в сад входить.
Не скрипни дверцей, рукавом
Снежинки не задень.
Сегодня день под Рождество,
Слепящий Божий день.
И если ангела в тени
Увидишь невзначай,
Своим восторгом не спугни,
Светись, не замечай.
Сегодня день под Рождество,
Настолько Божий день,
Что не боятся никого
Ни лань и ни олень.
Сегодня ветви так висят,
Что просто нет беды,
И всюду - Гефсиманский сад,
Где только есть сады.
Сегодня день под Рождество.
И страшное на вид,
Сегодня все мертвым мертво,
Что бытию грозит,
И если Бог шепнет звезде
Неслышно о тебе,
То значит в божеском труде
Твоей сиять звезде,
Сегодня день под Рождество,
Тишайший Божий день,
Не тронь пылинки рукавом,
Снежинки не задень.
И Белоснежного в тени
С поникшей головой -
Лишь краем ока сохрани,
То охранитель твой.
Он отдыхает невдали
И шепчет между тем:
O, не спеши, дитя земли,
В обещанный Эдем...

Был ли маленьким Христос?

Ирина Орлова

Интересен мне вопрос:


Был ли маленьким Христос?
Как учился Он ходить,
Что Он начал говорить?

И любил ли Он гулять?


И во что любил играть?
Был ли Он отцу послушен?
Музыку какую слушал?

Думаю, Он добрым был.


И в собрание ходил.
Дружелюбным быть старался,
И, конечно, Он не дрался.

Младшим братьям помогал.


Иногда Он уставал.
Но капризным, злобным не был.
Он всегда смотрел на небо.

Он всегда молился Богу,


Только в Нём искал подмогу.
Если б мог тогда я жить -
Так хотел бы с Ним дружить!

Как желаю я, о Боже,


На Иисуса быть похожим!

Рождество

Тихо кругом. Спит все мирно, беспечно.

Ночь распростерлась вокруг бесконечно.

Звезды горят золотыми огнями,

Темень пронзают своими лучами.

Не шелохнет, не промолвит ничто.

Тихо кругом. Но не знает никто,

Что в Вифлееме, в пещере простой,

Младенец родился у Девы святой.
Праздник Рождества

В этот светлый праздник -


Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:


За окном зима,
Чудо здесь свершится,
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши,


В этот дивный день,
Будут счастьем нашим,
И подарком всем.

Льются звуки жизни,


Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Венок Ангела

Там, где к полю подходит лес,


Собирали цветочки дети.
Вдруг спускается к ним с небес
Дивный Ангел, как солнце светел.

Ангел! Ангел! - раздался крик.


Дети жадно к нему теснятся...
Он же с ласкою к ним приник:
- Мир вам, милые Божьи чадца!

Сядьте здесь, на траве, в кружок.


Я открою, а вы - вниманье!
- Как сплести из цветов венок,
Ввек не знающий увяданья.

Красота эта расцвела,


Чтобы вас просветить во многом.
Колокольчики-колокола,
Глас, зовущий к беседе с Богом!

Пусть живет он в душе у вас


- То любви христианский глас.

Незабудки - напоминанье


О спасительном том страданье,
Что с любовью за нас понес
Наш Господь Иисус Христос.

Вот и лилия полевая,


Что, своей белизной сияя,
Удивительно хороша
- Так должна быть чиста душа.

Васильки в желтом море хлеба -


Островки голубого неба,
Отблеск рая и девства цвет,
Украшение юных лет.

Увяданья пора настанет,


Дождь и холод, мороз и снег,
Но такой венок не увянет,
Будет свежим во весь свой век.

День любви и радости

М.Пожарова.

Крыло живое тучки нежной


Рассвет янтарный озарил,
И с неба Ангел белоснежный
Господень праздник возвестил.

Ручьями ласковых созвучий


Несется вдаль пасхальный звон,
И мир для радости певучей,
Для жизни новой и могучей,
Для вешней жизни пробужден.
Дитя, повсюду над землею
Плывут моленья в день любви!
Молись - и чуткою душою
Чужую душу позови.

Тому, кто горестной ошибкой


Иль темной скорбью истомлен,
Будь утешеньем, будь улыбкой,
Как луч рассвета в тучке зыбкой,
Как в небесах пасхальный звон!

И. Горбунов-Посадов. Счастлив тот, кто любит все живое...


Счастлив тот, кто любит все живое
Жизни всей трепещущий поток,
Для кого в природе все родное,-
Человек, и птица, и цветок.

Счастлив тот, кто для червя и розы


Равную хранит в себе любовь,
Кто ничьи не вызвал в мире слезы
И ничью не пролил в мире кровь.

Счастлив тот, кто с юных дней прекрасных


На защите слабого стоял
И гонимых, жалких и безгласных
Всей душой и грудью защищал.

Полон мир страданьями людскими,


Полон мир страданьями зверей...
Счастлив тот, чье сердце перед ними
Билось лишь любовью горячей.

Счастлив тот, чья ласка состраданья


Для забитых, темных и немых
Облегчает тяжесть их страданья,
Боль обид жестокостей людских.
Для теснимых пламенно звучит,
Чья душа, сквозь тучи и туманы,
Как маяк, любовью к ним горит!
Улыбнись

УЛЫБНИСЬ, если дождь за окном не кончается.


УЛЫБНИСЬ, если что-то не получается.
УЛЫБНИСЬ, если счастье за тучами спряталось.
УЛЫБНИСЬ, если даже душа поцарапалась.
УЛЫБНИСЬ, и увидишь, тогда все изменится.
УЛЫБНИСЬ, и дождь пройдет, и земля в зелень оденется.
УЛЫБНИСЬ, и печаль стороной пройдет.
УЛЫБНИСЬ, и душа расцветёт.

Любили тебя без особых причин...

А.Барто .

А.Шибаев. Мама на папу глядит...


Улыбка

Улыбка - солнышка кусочек,


Как лучик освещает все,
Теплом своим согреет душу
И в сердце постучит твое.

Растопит льдинки ссор и злости,


Прогонит прочь обид толпу,
Почаще, люди, улыбайтесь
Сквозь будни дней и суету.

Бросайте пригоршней улыбки


И сейте радость, счастье, смех,
Пусть ваши грусть и безнадежность
Растают, словно старый снег.

К вам бумерангом возвратится


Улыбок ваших теплый свет
И запоют вокруг вас птицы,
И солнце подмигнет в ответ.

Включайте лампочки-улыбки,


Дарите искорку добра,
Ведь очень часто не хватает
Кому-то лучика тепла.

К. Кулиев. Сказка о добром муравье


Лез ло тропе с поклажей Муравей,
И вдруг увидел дикую козу.
Она застыла под скалой, внизу,
Склонила голову в тени ветвей.
- Чем опечалена, соседка?
- Ох, мой сын Козленок болен,
Очень плох
Единственный... Пришла ко мне беда.
- А нет ли для него лекарства?
- Да, есть травка под названием тилен,
Старик Козел найти ее велел,
Под язычок Козленку положить -
И все пройдет, сыночек будет жить.
Целебная, волшебная трава,
Да только отыщи ее сперва!
- Как травка называется? Тилен?
- Ты правильно сказал, душа моя.
- Коль есть трава такая на земле,
Клянусь тебе, ее добуду я!
«Нет в мире трав, былинок и цветов,
Которых бы не знали муравьи.
Утешь Козленка: будет он здоров,
И горести развеются твои.
И Муравей исчез. Спустилась ночь,
Он шел и думал про детей своих,
Припомнил, как тревожился за них,
Мечтал Козленку хворому помочь.
Ему листва шептала: помоги!
И травы шелестели: помоги!
Жуки ему жужжали: помоги!
Кузнечики трещали: помоги!
В горах стемнело. Не видать ни зги.
А маленький Козленок не вставал,
Друзей-козлят уже не узнавал.
И солнца свет был для него не свет,
И все равно, закат или рассвет,
Все сделалось пустое, ни к чему,
Что прежде было дорого ему.
Спешил неугомонный Муравей,
Свою старушку маму разбудил
И прямо в ухо глуховатой ей
Он громко закричал что было сил:
- Не знаешь, мама, где растет тилен?
Нет, не полено, а трава тилен!
- Тилен? Прости, я на ухо слаба...
Да, помню, как же, в детстве ты болел,
Спасла тебя волшебная трава -
Мы с бабушкой твоей ее нашли
В далекой котловине Тирменли.
Под белою скалою старый дуб,
Тилен растет под дубом, на корнях.
Мы шли туда три ночи и три дня,
Ни разу не переводили дух.
Пустился Муравей в нелегкий путь
По неисхоженным, чужим местам.
Ни разу не присел он отдохнуть.
Палило солнце, дождь его хлестал,
Он шел голодный, и бессонный шел,
И на рассвете шел, и ночью шел,
И падал, и вставал, и снова шел...
На третий день добрался до земли,
Известной под названьем Тирменли.
Вот белая отвесная скала
И старый дуб. Под ним трава росла.
В тревоге Муравей: «Ну как же быть?
Хоть и сумел я травку раздобыть,
Когда ж ее Козленку принесу?
А если опоздаю, не спасу?»
Тут Ворона увидел Муравей:
- Эй, Ворон, опустись ко мне скорей!
Козленок умирает в Текели.
Нашел я травку на краю земли,
На крыльях ты лекарство отнеси,
Козленка заболевшего спаси!
- Прочь! - каркнул Ворон - Что еще за бред!
Какая травка? Нужен мне обед.
Зачем в такую даль я полечу,
Нет дела мне до вас, я есть хочу! -
Тут Ласточку заметил Муравей:
- Послушай, помоги беде моей!
Козленок очень болен в Текели,
Хочу, чтоб крылья травку отнесли.
- Конечно, я доставлю без труда.
Где эта травка? Дай ее сюда! -
Взяла - и упорхнула в синеву,
Вдаль унесла волшебную траву.
Тяжелою дорогою своей
Назад побрел усталый Муравей.
Три дня, три ночи шел - и привели
Его все те же тропы в Текели.
Вот и Козленок. Он совсем здоров,
Пасется вместе с мамой на лугу.
Бодается, пьет воду из ручьев
И через камни скачет на бегу.
- Мой брат, - Коза сказала Муравью,
Ты сына моего от смерти спас.
Я накормлю тебя и напою,
Прошу, живи до старости у нас!
А для Козленка свет, как прежде, мил,
Вода прохладна и трава вкусна.
Опять он понял, как прекрасен мир,
И снова солнцем жизнь озарена.
Все это сделал добрый Муравей,
Ну как не поклониться Муравью!
Тем, кто в беде не оставлял друзей,
Я посвящаю сказочку свою.

День любви и радости


М.Пожарова.

Добро

А. Барто

Ты твори по жизни лишь одно добро...


Чтоб от доброй мысли множилось оно...
От тепла в округе расцветут сады...
Ведь добро все любят люди и цветы...

Тогда люди вспомнят с теплотой в душе...


След добро оставит в твоём малыше...
Ведь добро есть кладом, клад, что не отнять...
Его, как награду, можно лишь принять...

Если сердце бьётся, всё внутри кипит...


Значит, твоё сердце о других болит...
Расцвело, принялось и взошло добро...
Значит не напрасно в жизни всё прошло...

Будет плодоносить, множиться добро...


Каждый в жизни хочет, чтоб пришло оно...
Без добра, как видно и его тепла...
Не поёт от счастья, не живёт душа.
Доброта

Андрей Дементьев

Доброту не купишь на базаре.


Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
***
- В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
|На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
***

Если хочешь протянуть руку помощи,


Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.
***

Добро и зло творить всегда


Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

Говорит Святая Книга.

Говорит Святая Книга:
У вселенной есть Творец.
Он создал лису и тигра,
И лошадок, и овец.
Он зажёг на небе звёзды,
Повелел ручьям журчать
И бесцветным сделал воздух,
Птицам крылья дал летать.
Подарил мне папу с мамой.
Мы теперь- одна семья.
Наш Господь прекрасный самый-
Это Рождество

Татьяна Бокова
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом...
Поздравляем с Рождеством!

Перед рождеством

Валентин Берестов

"И зачем ты, мой глупый малыш,


Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!" -
"Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!"

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Афанасий Фет

Ночь тиха. По тверди зыбкой


Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, -


Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,


Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -

И над Ним горит высоко


Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Рождественская ночь

Ольга Гузова

Снег ложится белый-белый


на пригорки и дома;
искрой-инеем оделась
старорусская зима.

Неподвижность синей речки...


И не надо ничего -
на расписанном крылечке
притаилось Рождество.

Колыбельку покачает


и отгонит тучи прочь...
Все сомненья развенчает
та Рождественская ночь.

Рождество

Немцев В.С.

Рождество! И земля, и небо


Соединились в Младенце Христе,
И живительным истинным хлебом
Обладаем теперь мы все.

Рождеством в Вифлеемских яслях


Торжеством просияли навек
Божьи замыслы просто и ясно:
Всех дороже Ему человек.

В Сём Младенце кротком и мирном


Бог надежду в сердцах озарил,
Нам не золото, ладан и смирну -
Он нам Небо Собой подарил. то твёрдо знаю я!

Рождественские стихи – загадки


Среди зимы – большое торжество.


Великий праздник – … (Христово Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам


и все нарядные спешат на службу … (в храм).

И, распушив зеленые иголочки


красуются рождественские … (елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,


Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,


а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду


И сердце замирает в ожидании … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –


На земле родился …(Иисус Христос).

В той древней стране известный нам всем,


есть небольшой городок … (Вифлеем).

Когда-то сюда по указу царя


пришла записаться Святая … (Семья).

Сейчас имена их известны всем в мире:


Иосиф-Обручник и Дева... (Мария).

Весь город Иосиф с Марией прошли,


но все же приюта себе … (не нашли).

И только лишь в поле пещера с скотом


им заменила временный … (дом).

В той самой пещере, немного спустя


у Девы Марии родилось … (Дитя).

И с радостью ангел с неба спустился


и пред пастухам в поле … (явился.)

«Не бойтесь, я весть вам благую принес:


Сегодня родился Спаситель - … (Христос)!

В пещере, в яслях, лежащим на сенце


увидите вы Святого … (Младенца)».

И сразу предстали им ангелов много


поющих …. («Слава в вышних Богу!»)

Тотчас пастухи к пещере пошли,


и там Марию с Младенцем … (нашли).

В радости Богу они помолились


И низко Христу пастухи … (поклонились).

А после Младенцу поклон принесли


волхвы из далекой персидской … (земли).

Долгие дни вела их сюда


явившись на небе большая … (звезда).

Прошли они горы, степи, моря,


под звездою рожденного видеть … (Царя).

Ярко звезда светила пред ними,


пока привела их к … (Иерусалиму).

Волхвы отправились в царский дворец


спросить о рожденном великом … (Царе).

Их встретил одетый в шелка и порфиру


сидящий на троне коварный царь … (Ирод).

Созвал мудрецов он и задал вопрос:


«Узнайте, где должен родиться... (Христос)?»

И снова звезда перед ними явилась,


над домом с Младенцем … (остановилась).

Волхвы поклонились Христу до земли,


дары, как Царю, Ему … (поднесли).

Вручили они Спасителю мира


сокровища: … (золото, ладан и смирну).

Исполнив успешно весь замысел свой,


иным путем возвратились … (домой).

Некоторыми эти главы воспринимаются как фактическое описание, другими – как аллегория. Некоторые рассматривают 6 дней творения как описание этапов происхождения Вселенной, хотя фраза сотворение мира носит религиозный оттенок, а фраза происхождение Вселенной используется в естественных науках. Очень часто библейскую историю сотворения мира критикуют за несоответствие тому, что было доказано наукой. Но есть ли здесь противоречия? Порассуждаем!

Сотворение Мира. Микеланджело

Прежде чем более подробно остановиться на истории Сотворения мира, хотелось бы отметить одну интересную особенность. Большинство религий и древних космогонических текстов вначале повествуют о сотворении богов, а лишь затем о сотворении мира. В Библии описана принципиально иная позиция. Библейский Бог был всегда, Он не был сотворен, но является творцом всего сущего.

Шесть дней сотворения мира.

Как известно, мир был сотворен из ничего за 6 дней.

Первый день Сотворения мира.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Книга Бытия)

Так начинается библейская история Сотворения мира. Эти первые строки Библии позволяют нам лучше понять библейскую космологию. Следует обратить внимание, что здесь речь идет еще не о творении привычных нам неба и земли, они будут сотворены несколько позже – на второй и третий день творения. В первых строках Бытия описано сотворение первовещества, или, если угодно, то, что ученые называют сотворением вселенной.

Таким образом, в первый день творения было создано первовещество, свет и тьма. Следует сказать о свете и тьме, ведь светильники на тверди небесной появятся только на четвертый день. Многие богословы рассуждали на тему этого света, описывая его и как энергию, и как радость и благодать. Сегодня также популярна версия, что свет, описанный в Библии, есть не что иное, как Большой Взрыв, после которого началось расширение Вселенной.

Второй день сотворения мира.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

Второй день – день, когда первовещество начало упорядочиваться, начали формироваться звезды и планеты. Второй день творения рассказывает нам о древних представлениях иудеев, которые считали небо твердым, способным удерживать огромные массы воды.

Третий день сотворения мира.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

В третий день Бог создал Землю практически такой, какой мы знаем ее сейчас: появились моря и суша, появились деревья и травы. С этого момента мы понимаем, что Бог творит живой мир. Подобным образом наука описывает становление жизни на юной планете, конечно, это происходило не за один день, но все же глобальных противоречий нет и здесь. Ученые считают, что на постепенно остывающей Земле начались долгие дожди, которые привели к появлению морей и океанов, рек и озер.


Густав Доре. Сотворение мира

Таким образом, мы видим, что Библия не противоречит современной науке и библейская история Сотворения мира вполне укладывается в научные теории. Единственный вопрос тут в летосчислении. Что для Бога один день – то для вселенной миллиарды лет. Сегодня известно, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения Земли, прошел еще миллиард лет - и появились первые растения и микроорганизмы в воде.

Четвертый день сотворения мира.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

Именно четвертый день творения оставляет больше всего вопросов для тех, кто пытается примирить веру и науку. Известно, что Солнце и другие звезды появились раньше Земли, а в Библии – позже. С одной стороны, объяснить это просто, если принять во внимание, что Книга Бытия была написана тогда, когда астрономические наблюдения и космологические представления людей были геоцентричны – то есть Земля считалась центром Вселенной. Однако, все ли так просто? Вероятно, что данное расхождение космологии Библии и науки можно объяснить тем, что Земля – более значима или «духовно центральна», ведь на ней живет человек, созданный по образу Божьему.


Сотворение Мира - день четвертый и день пятый. Мозаика. Собор Святого Марка.

Небесные святила в Библии и в языческих верованиях принципиально разные. Для язычников солнце, луна и другие небесные тела ассоциировались с деятельностью богов и богинь. Автор Библии, возможно, нарочито выражает совершенно иное отношение к звездам и планетам. Они – равны любому другому тварному объекту вселенной. Упомянутые вскользь, они демифологизированы и десакрализированы - и, в целом, сведены к природной реальности.

Пятый день Сотворения мира.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.


Сотворение мира. Якопо Тинторетто

И здесь библейская история сотворения мира полностью подтверждает научные факты. Жизнь возникла в воде – в этом уверена наука, это подтверждает Библия. Живые организмы начали плодиться и размножаться. Мироздание развивалось по воле творческого замысла Бога. Отметим, согласно Библии, животные возникли только после того, как появились водоросли и наполнили воздух продуктом своей жизнедеятельности – кислородом. И это тоже научный факт!

Шестой день Сотворения мира.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Шестой день творения ознаменован появлением человека – это новый этап мироздания, с этого дня начинается история рода людского. Человек – нечто совершенно новое на юной Земле, он имеет два начала – природное и божественное.

Занимательно то, что в Библии человек творится сразу после животных, это демонстрирует его природное начало, он преемственно связан с животным миром. Но Бог вдыхает в лицо человека дыхание Своего Духа – и человек становится сопричастным Господу.

Сотворение мира Богом из ничего.

Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сreatio ex Nihilo . Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира.

Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии –не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе сотворения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Мир был сотворён Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует . Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.

История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)

Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что , на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе. Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.

Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако, мы видим явные различия в стилистике : Текст, поданный по Жреческому кодексу, четко структурирован . Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни отделены фразами «и был вечер, и было утро: день …» . В первые три дня творения четко просматривается акт разделения – в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй – воду под твердью от воды над твердью, в третий – воду от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал.

Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль .

Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

(Быт 1, 1-2).

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев . День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773-1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам . Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки , но никогда не период времени . Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро ? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский : «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин : «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий : «И бысть вечер, и бысть утро, день един... определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин : «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один ».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю .

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» .

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы . Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста . Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3-5).

По Божественному повелению возник свет . Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим , что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20-24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Свет был создан Божественным словом , обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер , а потом утро . По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь... <...> и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо . Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие , ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9-13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки , а также материки и острова . Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7-9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир . Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле . Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их . Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14-18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года , упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29-30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20-21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода ), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24-31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет ... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее ). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства .

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек . Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека . Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному .

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21-22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою . Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна . Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке , мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным . Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой , а для христиан является днем воскресным .

Согласно библейскому описанию, в третий день акта творения Бог создал землю. А за семь дней им был сотворен весь мир и человек. Этот акт представляет собой один из основополагающих догматов иудейской и христианской веры.

Повествование о том, как Бог создал землю и небеса, находится в первой книге Библии, которая называется «Бытие». Но трактовки его среди верующих и неверующих людей очень не похожи друг на друга. Об этом, а также подробно том, за сколько дней Бог создал землю, человека и окружающий мир, мы и поговорим далее в статье.

Об ошибке буквального прочтения

Тот, кто читает Священное Писание, сильно не вдумываясь в его суть, то есть пытаясь воспринимать его в буквальном смысле, может прийти в большое недоумение. Об этом писал еще Иоанн Златоуст. Об этом говорят и священнослужители сегодня.

Они предупреждают, что анализировать библейские тексты нужно с учетом того, что Библия не является учебником и не излагает научных истин. В ней присутствует религиозный взгляд, а также аллегорический аспект.

С учетом данных замечаний мы и постараемся рассмотреть 1 главу библейской книги «Бытие», в которой рассказано, за сколько Бог создал землю, небо, человека, растения и животных. Хотя по форме повествование довольно просто, его содержание не всегда является легким для понимания.

Творение: первые три дня

Первая глава «Бытия» начинается с того, что сначала Бог создал землю и небеса. И эта картина выглядела таким образом: Земля была пустой и безводной, над бездной была тьма, а над водой летал Дух Божий. Затем произошло следующее.

В 1-й день Бог пожелал, чтобы был свет, и он появился. Это понравилось Всевышнему, и он разделил свет и тьму. Свет он нарек днем, а тьму назвал ночью.

На 2-й день Бог повелел, чтобы посреди водного пространства образовалась твердь, и она отделила воду, которая над твердью, от той, которая находилась под ней. И твердь оказалась посреди воды, и была названа небом.

В повествовании о третьем дне творения сказано, как Бог создал землю. Вода, которая находилась под небесами, стеклась в одном месте, и появилась суша, которую Бог назвал землею. Тогда Создатель произнес повеление о том, чтобы земля произрастила всяческую зелень и траву, дающую семя по ее роду и подобию, а также плодовитые деревья. И все это случилось.

Сотворение светил и животных

На 4-й день Господь создал на тверди небесной светила, для того чтобы они освещали землю. А также чтобы отделяли день от ночи, производили знамения, отмечали времена, дни и годы.

В день пятый, по указанию Господа, вода произвела пресмыкающихся, птиц, полетевших над землей, вдоль небесной тверди. Затем Бог создал больших рыб и всяких животных.

Рассмотрев, что сказано в Писании о том, как Бог создал землю, небо, звезды и планеты, птиц и животных, перейдем к

По образу и подобию

И решил Бог создать человека по собственному образу и подобию. И поставил его владыкой над морскими рыбами и над небесными птицами. А также над зверями, скотом, над всей землей и пресмыкающимися по ней гадами. И создал Всевышний мужчину и женщину и, благословив их, повелел, чтобы они плодились, размножались, наполняли землю и властвовали над миром животных.

По прошествии шести дней Всевышний оглядел все, созданное им, и решил, что это очень хорошо. В начале второй главы «Бытия» сказано, что на седьмой день Творец почил, то есть отдыхал от своих дел. Он благословил седьмой день, освятив его.

Изложив библейские события, повествующие о том, как Бог создал землю и окружающий ее мир, а также человека и животных, перейдем к вопросу о толковании акта творения.

Сотворение из ничего

При прочтении древнего повествования, в первом приближении может показаться, что оно противоречит современным представлениям, относящимся к научным. Но, как уже было упомянуто, Библия - это не учебник по какой-либо естественно-научной дисциплине. И в ней нет описания того, как Бог создал землю с точки зрения физической, научной.

Но, как отмечают отцы христианской церкви, в ней есть одна из важных религиозных истин, гласящих, что мир сотворил именно Бог и сделал он это из ничего. Понять эту истину человеческому сознанию, исходящему из своего жизненного опыта, очень трудно, ведь творение находится за пределами нашего опыта.

Еще среди древних философов существовали мнения о том, что Творец и его творение - одно и то же, а мир - это эманация Бога. Он «излился» в этот мир, образуя при этом физическую действительность. Таким образом, Бог находится повсюду - это мнение пантеистов.

Другие философы - дуалисты - считали, что Бог и материя существовали параллельно, а Создатель сотворил мир из вечной материи. Атеистами же существование Бога отрицается в принципе, они утверждают, что есть только материя.

Мы же рассмотрим пояснение сторонников первой из указанных выше версий.

1 день как 1000 лет

По рассказу Священного Писания, Бог создал землю, весь мир, Вселенную из ничего. Он сделал это посредством своего Слова, Всемогущей силы и Божественной воли. Акт творения не является одномоментным, однократным, он протекает во времени. Хотя в Библии речь идет о 7 днях творения, день здесь не равен 24 часам, нашим земным суткам. Тут говорится о других временных отрезках. Ведь, как сказано выше, светила появились только на четвертый день.

Во втором соборном Петра сказано, что Слово Божие возвещает нам о том, что у Господа 1 день как 1000 лет, а 1000 лет как 1 день. То есть Бог находится вне нашего понимания времени, поэтому судить, как долго происходил акт творения, не представляется возможным.

Однако из библейских текстов понятно следующее. В сам Господь говорит: «Се, творю все новое». То есть акт творения еще не закончен, он продолжается невидимым и непостижимым для нас образом. Бог поддерживает своей энергией устройство Вселенной в состоянии равновесия и жизнеспособности.