Кураев г а пожарская е н. Психология человека курс лекций

Ростов-на-Дону, 2002. - 232 с.ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ :
Лекция
1. Предмет психологической науки. Структура современной психологической
науки, отрасли психологии. Принципы психологии (принцип детерминизма, принцип
единства сознания и деятельности, принцип развития).
Лекция
2. Современные представления об этапах развития психики. Понятие о
сознании. Концепции возникновения психики. Признаки проявления психики.
Инстинктивное поведение животных. Индивидуально-изменчивое поведение животных.
Интеллектуальное поведение животных. Человеческое сознание. Сущность различий
психики животных и человека. Труд и формирование сознательной деятельности. Язык и
сознание человека. Структура сознания. Сознание и бессознательное.
Лекция
3. Методы исследования в психологии. Организационные методы (поперечные
срезовые исследования, продольные лонгитюдные исследования, сравнительный метод).
Эмпирические методы (наблюдение, экспериментальный метод, психодиагностические
методы, изучение продуктов деятельности, биографический метод). Методы коррекции
(аутотренинг, групповой тренинг).
Лекция
4. Направления зарубежной психологии. Бихевиоризм. Фрейдизм.
Гештальтпсихология. Генетическая психология Ж. Пиаже. Когнитивная психология.
Гуманистическая психология.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ :
Лекция
5. Мозг и психика. Специализация органов. Строение нервной системы. Функции
нервных центров. Локализация психических функций в коре. Карта коры. Функциональные
системы мозга. Блок тонуса коры. Блок приема, переработки и хранения информации. Блок
программирования, регуляции и контроля деятельности.
Общие представления об основных физиологических механизмах
функционирования мозга Рефлекторный принцип работы мозга. Образование условных
рефлексов. Условия образования условных рефлексов. Движение нервных процессов.
Доминанта. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Системная деятельностью
коры головного мозга.
Лекция
6. Ощущение. Развитие философских воззрений на природу ощущений.
Рефлекторная природа ощущений. Классификация ощущений (интероцептивные,
проприоцептивные, экстероцептивные ощущения). Общие свойства ощущений (качество,
интенсивность, продолжительность, пространственная локализация). Пороги ощущений.
Чувствительность. Явление адаптации. Взаимодействие ощущений (сенсибилизация,
синестезия). Совершенствование ощущений в процессе упражнений.
Лекция
7. Восприятие. Процесс распознания образов. Свойства восприятия (предметность,
целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция). Физиологические
основы восприятия. Классификация восприятий. Роль моторных компонентов в
восприятии. Сложные формы восприятия (восприятие пространства, времени, восприятие
движения). Наблюдение.
Лекция
8. Внимание. Виды внимания (непроизвольное внимание, произвольное внимание,
послепроизвольное внимание). Физиологическая основа внимания. Основные свойства
внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем).
Отвлекаемость внимания. Рассеянность.
Лекция
9. Память. История изучения памяти. Структура памяти (сенсорная память,
кратковременная память, долговременная память). Виды памяти (двигательная память,
эмоциональная память, образная память, словесно-логическая память, механическая память,
непроизвольная память, произвольная память). Теории памяти (психологические теории
памяти, нейронные теории памяти, биохимические теории памяти, локализация функций
памяти в мозге). Характеристика процессов памяти (запоминание, хранение,
воспроизведение). Факторы, влияющие на запоминание. Забывание.). Факторы, влияющие
на забывание. Индивидуальные различия в памяти. Расстройства памяти.
Лекция
10. Мышление. Мышление и речь. Слово. Понятие. Основные этапы процесса
мышления. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация,
обобщение). Виды мышления (дискурсивное, интуитивное, творческое, воспроизводящее,
критическое, теоретическое, практическое, предметно-действенное, наглядно-образное,
словесно-логическое). Индивидуальные особенности мышления.
Лекция
11. Воображение. Виды воображения (активное, пассивное, репродуктивное,
продуктивное, конкретное, абстрактное, фантазии, сновидения, галлюцинации, грезы,
мечты). Физиологическая основа воображения. Функции воображения. Творчество
(стадии творческого процесса, приемы творческого воображения). Индивидуальные
особенности воображения.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ :
Лекция
12. Индивид, личность, индивидуальность. Понятие индивид, личность,
индивидуальность. Соотношение биологического и социального в личности. История
исследований личности. Современные теории личности. Формирование и развитие личности.
Устойчивость личности. Направленность личности. Самосознание личности.
Психологическая защита личности.
Лекция
13. Эмоции. Понятие об эмоциях. Классификация и виды эмоций. Основные
функции эмоций (коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная,
стимулирующая, защитная). Свойства эмоциональных процессов (интенсивность,
продолжительность, глубина, модальность, осознанность, направленность).
Психологические теории эмоций (эволюционная теория Дарвина, психоорганическая
концепция Джемса-Ланге, активационная концепция Линдслея-Хебба, когнитивные теории
эмоций, информационная теория эмоций Симонова). Эмоции и личность, индивидуальное
своеобразие эмоций.
Лекция
14. Мотивации. Понятие мотива и мотивации. Детерминанты поведения. Виды
личностных мотивов. Свойства мотивационной сферы человека. Психологические теории
мотиваций (теория инстинктов, теория биологических потребностей, поведенческая
концепция мотивации, теория психогенных потребностей, теория деятельностного
происхождения мотиваций, когнитивные теории мотивации). Мотивация и деятельность
(мотивация достижения успехов и неудач). Мотивация и личность (мотив аффиляции,
мотив отвергания, мотив власти, мотивация просоциального поведения, мотивация
агрессивности).
Лекция
15. Темперамент. Понятие о темпераменте. История развития представлений о
темпераменте. Учение И. П. Павлова о темпераменте. Индивидуальные различия людей.
Темперамент и основные свойства нервной системы. Свойства темперамента. Темперамент и
личность. Типы темпераментов. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Индивидуальный подход к учащимся.
Лекция
16. Характер. Понятие о характере. История развития представлений о характере.
Характер и темперамент. Характер и другие черты личности. Сферы проявления характера.
Типология характеров (системы Кречмера, Шелдона, Личко, Леонгарда, Фромма).
Формирование характера.
Лекция
17. Способности. Понятие о способностях. Классификация способностей
(природные и приобретенные способности, общие и специальные способности,
теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные).
Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Задатки. Природа
биологически обусловленных способностей. Развитие социальных способностей.
Формирование способностей.
Лекция
18. Воля. Функции воли. Теории воли (экзистенциализм, концепция Павлова,
психоаналитические теории воли, современные теории воли). Физиологические
механизмы воли. Стадии волевого акта. Индивидуальные особенности воли.
Формирование воли.

В ходе решения сложной задачи можно выделить несколько основных этапов

процесса мышления.

Начало мыслительного процесса состоит в осознании проблемной ситуации .

Уже этот этап оказывается не всем под силу - тот, кто не привык мыслить,

воспринимает окружающий мир как само собой разумеющееся. Чем больше

знаний, тем больше проблем видит человек. Необходимо иметь мышление

И.Ньютона, чтобы увидеть в падающем на землю яблоке проблему.

В структуру проблемной ситуации входят познавательная потребность,

побуждающая человека к деятельности; неизвестное достигаемое знание (т.е.

предмет потребности) и интеллектуальные возможности человека.

Следующий этап мыслительного процесса состоит в формулировке задачи .

Это означает, что в данных условиях удалось предварительно расчленить известное

(данное) и неизвестное (искомое), а также определить требование (цель).

Следующий этап мыслительного процесса - это разработка стратегии

решения задачи , общей схемы решения.

Задача решается различными способами, выбор которых обусловлен

условиями задачи и интеллектуальными возможностями субъекта. Если решаемая

задача предполагает знание правил, то это означает включение в общую структуру

еще двух этапов. На первом необходимо определить то правило, которое будет

использовано, а на втором - применить данное общее правило к конкретным,

частным условиям.

Способом решения задачи может быть алгоритм, эвристика, правила и т.д.

В ходе разработки общей схемы решения задачи появляется гипотеза или

несколько гипотез, но возникают они не всегда последовательно, и на любом этапе

мыслительного процесса. Существуют следующие способы выдвижения гипотез: а)

сначала формулируются все возможные гипотезы, а затем в ходе проверки

отбрасываются ложные; б) гипотезы выдвигаются и проверяются последовательно,

по одной; в) в результате бессистемности действий (азарт) ни одна из гипотез не

доводится до конца; г) гипотезы не формулируются, а идет поиск случайного

решения.

Определив стратегию, переходят к выделению частных операций ,

последовательность которых необходимо строго соблюдать. Цепь

последовательных операций приводит к определенному результату.

Последний этап мыслительного процесса - это сравнение результата с

исходным условием . В том случае, если результат соответствует условию, задача

считается решенной. Если же такого соответствия нет, действие начинается снова,

пока нужное согласование результата с исходным условием не будет достигнуто.

Мыслительные операции

В процессе мыслительной деятельности можно выделить ряд умственных

операций. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, срав-

нение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное

выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме

анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. При

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 10.

знакомстве детей с каким-нибудь растением им предлагают показать его часть

(ствол, ветви, листья, корни). Анализ бывает практическим (когда мыслительный

процесс непосредственно включен в деятельность) и умственным (теоретическим).

Синтез - это мысленное объединение частей, свойств в единое целое.

Операция синтеза противоположна анализу. В процессе синтеза устанавливается

отношение предметов или явлений как элементов сложного целого. И синтез и

анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению букв

составляются слоги, из слогов - слова, из слов - предложения.

Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Чтобы в процессе синтеза

объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки

необходимо получить в результате анализа. В мыслительной деятельности анализ и

синтез как бы поочередно выходят на передний план. Преобладание анализа или

синтеза в мышлении может быть обусловлено как характером материала и

условиями задачи, так и умственным складом человека.

Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и

явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается

при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к

другому и т.п. Так происходит процесс сравнения, когда мы измеряем пространство

или взвешиваем тяжести.

Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и

многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким;

неопосредствованным и опосредованным. Для глубокого познания

действительности большое значение имеет такое качество мышления, как

способность находить различие в сходных предметах и сходство - в различных.

Абстракция состоит в вычленении каких-либо свойств, признаков изучаемого

объекта, в отвлечении от остальных. Так, мы можем говорить о зеленом цвете как

о благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов,

имеющих зеленый цвет. В этом случае признак, отделяемый от объекта, мыслится

независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом

мышления.

Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Путем

абстрагирования были созданы отвлеченные понятия длины, широты, количества,

равенства, стоимости и т.д. Благодаря ___________абстракции человек может отвлечься от

единичного, конкретного. Среди видов абстракции можно выделить практическую,

непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю;

высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.

Конкретизация предполагает возвращение от общего и абстрактного к

конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том

случае, если необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 10.

просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации

предшествующих высказываний.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и

существенным признакам. Например, сходные признаки, имеющиеся в яблоках,

грушах, сливах и т.п., соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом

«фрукты».

Мыслительная деятельность часто направлена на получение обобщений.

Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности

и предсказать их свойства. Психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие

закономерности их психики. Обобщение не предполагает отбрасывания

специфических свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных

связей. Повторяемость свойств в ряде предметов указывает на связи между ними.

Существенные признаки связаны между собой и именно в силу этого неизбежно

повторяются.

Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе

отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное

обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее

сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и

объект включается в систему понятий.

Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с

другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как

классификация, систематизация и прочие.

Виды мышления

Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и

протекает в различных формах, что позволяет говорить о существовании разных

видов мышления. В психологии сложилось несколько подходов к проблеме

классификации видов мышления.

По степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно

развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой проте-

кания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

По степени новизны и оригинальности решаемых задач можно выделить

мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное).

Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом

является открытие нового решения той или иной задачи. Необходимо отличать

создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и

субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Так, например,

ученик, выполняя опыт по химии, открывает новые, неизвестные ему лично

свойства данного вещества. В качестве препятствий развитию творческого мыш-

ления может выступать излишняя критичность, ригидность (стремление

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 10.

пользоваться старыми знаниями), конформизм (боязнь выделиться и стать

смешным для окружающих).

Репродуктивное мышление представляет собой применение готовых знаний и

умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их

проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении .

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и

практическое. Теоретический аспект мышления направлен на открытие законов,

свойств объектов. Теоретические, интеллектуальные операции предшествуют

практической деятельности, направленной на их реализацию.

Практическое мышление может проявляться как начальная форма мышления

ребенка, и как зрелая форма мышления взрослого. У ребенка практическое мыш-

ление носит характер сенсомоторного интеллекта, неотрывного от восприятия и от

прямого манипулирования с предметами. У взрослых практическое мышление

связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов. Практическое мыш-

ление - это мышление администраторов, организаторов, руководителей. Оно часто

развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще сложнее,

чем теоретическое мышление.

В зависимости от содержания решаемой задачи выделяют предметно-

действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

При предметно-действенном мышлении задачи решаются с помощью

реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств

объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок

этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя

один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку; он

синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и

обобщает, раскладывая кубики по цвету.

Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий.

Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление.

Поэтому этот вид мышления еще называют ручным.

Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у

взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в

комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается

необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты

действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами - человек

анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и

предметах. Наглядно-образное мышление воссоздает все многообразие

характеристик предмета. В этом смысле наглядно-образное мышление практически

неотделимо от воображения.

В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у

дошкольников в возрасте 4-7 лет. В этом случае познавая объект, ребенку не

обязательно трогать его руками, но ему необходимо наглядно представлять этот

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 10.

объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления

ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым

приходит ребенок, тесно связаны с конкретными ситуациями, в которых они

получены. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно

воспринимаемые признаки вещей. В данном случае наглядность как бы опережает

мышление.

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к

ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет.

Наглядно-образное мышление позволяет придать форму образа явлениям, которые

невозможно увидеть. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее

строение земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое мышление представляет собой наиболее поздний этап

онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления

характерно использование понятий, логических конструкций, которые могут не

иметь образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).

Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать общие

закономерности, предвидеть развитие процессов, обобщать различный наглядный

материал.

Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой.

Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое

мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики. Практически

действенное мышление может быть одновременно и интуитивным и творческим.

Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс

всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все

возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того

или иного вида мышления.