Категории педагогической науки. Основные категории педагогики, их взаимосвязь Категории пед науки

Выделяют следующие основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. В зависимости от исторического периода, той или иной теоретической концепции в эти понятия вкладывалось разное содержание.


Образование

Образование - это и процесс, и результат усвоения человеком опыта, накопленного обществом в ходе исторического развития. Цели образования заключаются во внесении желательных изменений в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. Таким образом, в образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.

Освоение системы ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих интересам индивида и общественным ожиданиям, накопление опыта эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям дают человеку возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, а с другой - поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой.

При этом главным является не объем знаний («обучен, но не образован»), а соединение знаний с личными качествами человека, умением самостоятельно знаниями распоряжаться. Все содержание образования наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Под влиянием образования структура ценностей и отношений у человека изменяется. Это происходит в результате того, что человек усваивает критерии и пути выбора из широкого диапазона ситуаций и проблем, в том числе весьма отдаленных от его конкретного опыта, эмоционально для себя приемлемых. Складываются определенные нормы отношения к природе, людям и к самому себе. Все перечисленное выше есть суть духовной культуры, ее основные, по классификации российского педагога И. Я. Лернера, элементы.

Исторически первой формой образования, обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является ученичество. Оно формирует основу для создания материальных и культурных ценностей, сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производственной деятельности, бытового и культурного обслуживания, обеспечения обороноспособности государства. Без ученичества немыслимо ни освоение искусства: изобразительного, театрального, музыкального и т.п., ни развитие науки с обязательными для нее научными школами.

В зависимости от того, какие способности развиваются в процессе образования, принято различать образование общее и специальное (профессиональное). Общее образование обеспечивает человеку широкий кругозор и выводит его за границы узкой специальности. Багаж универсальных знаний помогает личности адаптироваться к новым ситуациям в науке и практике.

Образование, будучи социально обусловленной системой, включает в свою структуру: учебно-воспитательные учреждения, социальные общности (педагоги и обучающиеся) и учебный процесс как вид деятельности.

Обучение

Обучение - это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.

Способность обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем, а учитывая достижения кибернетики, можно говорить и об искусственных самообучающихся системах.

  • процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта посредством организации усвоения учащимися научных знаний и способов деятельности. Процесс обучения имеет две составляющие: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика);
  • совместная целенаправленная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие учащегося, его образование и воспитание. По мере социального развития обучение становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта. В единстве деятельности «преподавание - учение» заключается основная функция обучения;
  • педагогически обоснованные формы общения и взаимодействия преподавателя и учащихся, направленные на достижение целей образования. В элементарной форме отношение проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. В системе дидактических отношений ученик выступает как объект преподавания и как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю.

Обучение зависит от конкретных исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содержания материала для различных социальных групп, методах идеологической обработки и манипуляции сознанием. В условиях непрерывного образования прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным, учение все более принимает форму самообразования. Содержательная и процессуальная стороны обучения находятся в единстве и влияют друг на друга. Объем и структура содержания образования должны соответствовать закономерностям и принципам обучения, условиям, в которых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихся.

Основная функция обучения социальная: усвоение необходимых для жизни и деятельности знаний, умений, навыков. Второй функцией обучения является формирование мировоззрения. Оно формируется у детей и взрослых постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире. Неразрывно связана с двумя предыдущими функция развития личности и самостоятельного мышления. Развитие человека есть количественный и качественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются прежде всего интеллектуальные. Большое значение имеет и профориентационная функция. В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессиональной деятельности, формируется интерес к ней. Функция подготовки к непрерывному образованию ориентирует человека на активное участие в производстве и общественных отношениях, на постоянное совершенствование своей политехнической, профессиональной квалификации. Функция креативности нацеливает личность на непрерывное и разностороннее развитие.

Существуют различные системы организации обучения: индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская, предметно-курсовая и др. Каждая из них использует свои организационные формы обучения, способствуя созданию специфических условий обучения, воспитания и развития.

Воспитание

Воспитание - одно из тех многозначных понятий, которые существенно зависят от конкретных исторических условий развития общества. Воспитание рассматривают как общественное явление, особый вид деятельности, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие.

В широком педагогическом смысле воспитание - это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно реализуется. Как целенаправленный процесс, воспитание осуществляется системой учебно-воспитательньгх учреждений. Каждый проходит через воспитывающее воздействие общества, иначе он не станет человеком. Воспитание ведется по трем направлениям - культурам: физической, социально-психологической и духовкой. Вопрос о том, что должен освоить в этих культурах человек, решается каждый раз по-разному в зависимости от того, для жизни в какой социальной группе (сообществе) он готовится.

В социальном смысле слова воспитание отождествляют с социализацией, т.е. приспособлением человека к сложившейся в обществе системе социальных отношений через взаимодействие с группой и обществом в целом. Социально контролируемая социализация отличается от стихийной тем, что в ее основе лежит социальное действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Стихийная социализация - процесс непрерывный, в то время как воспитание - процесс дискретный, ибо осуществляется в определенное время определенными организациями. Социализация базируется на вьдвигаемых различными социальными группами идеалах, иногда существенно противоречащих друг другу.

В рамках социализации решаются задачи:

  • формирования социально приемлемых для общества установок в отношении других людей, семьи, народа, государства (социальные ценности, моральные, этические и правовые нормы) и сдерживания задатков, несовместимых с социальным идеалом;
  • выработки позиции (мировоззренческой, социальной, политической) по отношению к многочисленным сообществам и социальным группам, окружающим человека.

В психологии воспитание выступает как условие психического развития человека, становления его личности, его индивидуальности.

В рамках индивидуализации решаются задачи:

  • формирования благоприятного для самого человека способностей, позволяющих ему реализовать себя в жизни;
  • гармонизации человека, развития как единого целого тела, души и духа.

Воспитание как социальный институт состоит из определенных элементов и имеет определенные функции в общественной жизни - как явные (осознаваемые и даже формулируемые обществом, социальными группами и индивидами), так и латеотные (скрытые, неосознаваемые, неформулируемые).

Результаты и эффективность воспитания в современном обществе определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению, самовоспитанию.

Педагогическая деятельность - один из видов профессиональной деятельности, направленной на реализацию целей образования. К основным видам педагогической деятельности относятся обучение и воспитание. Педагогическую деятельность можно рассматривать и более широко - как особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическим, политическими, нравственными и эстетическими целями.

В структуре педагогической деятельности принято выделять три взаимосвязанный компонента: конструктивный, организационный и коммуникативный.

Конструктивная деятельность включает в себя три части: конструктивно-содержательную (планирование и построение всего педагогического процесса, в том числе отбор и,сочетание учебного материала), конструктивно-оперативную (планирование действий как собственных, так и учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организационная деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, в том числе организация совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность - установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественных организаций, родителями.

Для оценки уровня компетентности человека, занимающегося педагогической деятельностью, разработаны различные критерии. Например, Н.В. Кузьмина предложила использовать в этих целях уровни продуктивности работы в аудитории:

  • непродуктивный - преподаватель умеет пересказать другим то, что знает сам;
  • малопродуктивный - преподаватель умеет приспосабливать свое сообщение к особенностям аудитории;
  • среднепродуктивный - преподаватель владеет стратегиями обучения по отдельным разделам курса, т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения студентов в учебно-познавательную деятельность (такую деятельность можно назвать локально моделирующей);
  • продуктивный - преподаватель владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений, навыков по предмету в целом;
  • высокопродуктивный - преподаватель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности, определяет ее потребности в саморазвитии (такую деятельность можно назвать системно моделирующей).

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. В педагогическом процессе реализуются цели образования, и воспитания в условиях педагогической системы. Педагогический процесс, как и любой другой, приводит к определенному результату, возникающему как продукт преднамеренного взаимодействия педагога и воспитанника. Причем результат - это изменение в поведении и деятельности как ученика, так и учителя. Педагогический процесс характеризуется целостностью, системностью и непрерывностью.

Эффективность педагогического процесса диктуется наличием постоянной обратной связи, позволяющей своевременно получить информацию о соответствии результатов планировавшимся задачам.

Педагогическое взаимодействие , относящееся к одним из ключевых понятий педагогики, в то же время рассматривается и как научный принцип, лежащий в основе воспитания.

Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности учащегося. Как процесс, состоящий из взаимосвязанных компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических, он обусловлен и опосредован учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой, составляя начало социальной жизни человечества. Педагогическим взаимодействие между людьми становится тогда, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Оно предполагает равенство отношений, которое, к сожалению, взрослыми порой нарушается. Опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества, они могут использовать авторитарное воздействие. В ситуациях неравноправия у учащегося и даже у маленького ребенка возникает ответная реакция. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и умеют управлять взаимоотношениями, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей учеников, что, в свою очередь, способствует и творческому росту педагога.

Педагогические технологии - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Это направление, занимающееся конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, как новая категория педагогики появилось в 1950-х гг. Главное отличие педагогической технологии от методики (понятие, используемое в классической модели образования) заключается в том, что эта категория системно-деятельностная. Технология позволяет ученику занять позицию субъекта собственной познавательной деятельности, а учителю - спроектировать траекторию индивидуального развития ученика.

Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором задаются однозначные цели и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

К важнейшим чертам технологий обучения относят: разработанность диагностично поставленных целей обучения, что достигается за счет описания действия учащегося в терминах «знает», «понимает», «применяет»;

  • ориентированность всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей;
  • наличие оперативной обратной связи, оценки текущих (по типу «усвоил - не усвоил») и итоговых результатов, которые обязательно разъясняются каждому ученику;
  • воспроизводимость обучающих процедур, т.е. возможность их повторения любым преподавателем.

Сильной стороной педагогических технологий является создание стандартных заданий (тестов) для всех видов целей и уровней обучения. В традиционном обучении измерение уровня усвоения знаний и их оценка носят неопределенный и субъективный характер, замерить и оценить знания учащегося объективно нельзя. К недостаткам педагогических технологий такого типа относится ориентация на обучение репродуктивного типа, своего рода натаскивание, а также неразработанность мотивации учебной деятельности, игнорирование личности, ее внутреннего мира.

Наиболее сложным в педагогических технологиях остается вопрос об описании личностных качеств учащихся. На всех стадиях педагогического процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в понятиях, подлежащих диагностике и измерению. Методика описания с помощью диагностических показателей опыта личности и ее интеллектуальных качеств представлена некоторой совокупностью параметров и связанных с ними критериально-ориентированных тестов для контроля степени достижения учащимися поставленных целей обучения. Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения и качество его усвоения. На основе диагностичного целеполагания разрабатываются образовательные стандарты: содержание обучения, образовательные программы и учебники, а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей.

Педагогическая задача рассматривается как некая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Существуют различные типы и виды задач, которые, так или иначе, являются задачами социального управления. К первому типу относятся содержательные педагогические задачи (СПЗ), направленные на изменение ученика, перевод его из одного состояния в другое. Эти цели описываются через задаваемые качества личности. Педагогические задачи второго типа - функциональные (ФПЗ) - являются частными по отношению к первому типу и связаны с отдельным педагогическим актом. Эти задачи выстраиваются в виде четко прописанной системы, которая должна привести к формированию заданных свойств учеников, т.е. к решению содержательных педагогических задач.

В этой статье мы раскроем вам понятие "педагогика" и то, чем она занимается. Даже если вы не являетесь педагогом, вы в будущем станете родителем, и вам полезно будет узнать, что основными категориями педагогики являются очень важные факторы, над которыми нужно работать. Более того, нужно не только знать, какие это категории, но и понимать, что они собой представляют и в чем выражаются. Вот для такого ознакомления мы и приготовили этот материал.

Прежде, чем изучить основные категории и понятия педагогики высшей школы, а нас интересует сегодня именно эта отрасль, мы разберемся в том, что же такое «педагогика». Данная наука, как отдельная структура, возникла сравнительно давно. Мы понимаем, что пока человек живет и развивается, ему передается опыт всех окружающих его близких людей. С каждым поколением такой опыт обновлялся, и накапливались новые достижения. В конце концов, все знания о том, как правильно обучать и воспитывать человека и личность выделили в отдельную науку, которую мы знаем под именем «педагогика». Стоит отметить, что она обобщает в себе множество наук естественного и общественного характера, и является сборником для всего, что изучает процесс формирования личности.

История возникновения

Само слово «педагогика» произошло от древнегреческого слова «дитя» - paidos и слова «вести» - ago. Уже само название намекает нам на то, что наука изучает пути формирования личности человека, начиная с детского возраста. С древних времен учителя занимались тем, что мы сейчас называем педагогикой. В те часы таким ремеслом могли заниматься только уважаемые люди, в основном это были монахи и священники, а в некоторых странах государственные чиновники. В России такого человека называли «мастер», и никаких отдельных заведений, где готовили специалистов такого профиля, не было.

Позже, когда была выделена отдельная наука, а ее деятелей стали целенаправленно готовить, начали вплотную разбирать дисциплину на части. Выделили высшей школы. Эти категории мы рассмотрим каждую подробно, для того чтобы читатель понял, чем они отличаются и как взаимодействуют.

Основные категории и понятия педагогики

Итак, среди них выделяют три самые главные:

  1. Воспитание.
  2. Образование.
  3. Обучение.

Каждый понимающий человек, прочитав эти три понятия, сразу сообразит, что они тесно связаны между собой. Если говорить о воспитании в общем, то это продуманный и спланированный процесс придания ей формы. Оно проходит под воздействием множества окружающих факторов и может быть разным.

Что касается образования, то со временем именно оно становится неотъемлемой частью процесса воспитания человека. Мы знаем, что это объемный, но кратковременный период, когда личность впитывает необходимые знания, приобретает умения и осваивает навыки, а также развивает свои особые способности. А вот как получает человек образование? Конечно путем обучения. И вот мы видим еще одну связь. Обучение рассматривается как работа в паре учителя и ученика, когда первый прививает какие-то знания, а второй усваивает их. А теперь поговорим подробней о каждой из категорий.

Воспитание

Мы уже назвали основные категории педагогики, их взаимосвязь и то, как одно исходит из другого и является частью третьего. Если говорить отдельно о воспитании, то здесь также идет двусторонняя работа. С одной стороны «воспитатель» обязан:

  • передать весь опыт, который был накоплен человеческим родом;
  • ввести подопечного в культурный мир;
  • всячески поощрять его к любознательности, самостоятельному воспитанию;
  • помочь решить трудные жизненные вопросы, найти пути решения трудных задач.

Но не только «воспитатель» действует в этом процессе. В ответ ему должен работать и подопечный. Он:

  • постепенно впитывает все то, что ему преподносят, делает выводы из опыта предыдущих поколений, овладевает всеми необходимыми основными культурными навыками;
  • занимается саморазвитием;
  • учится общаться с людьми и вести себя в разных ситуациях и в разном окружении.

И только при полном взаимодействии возможен положительный результат.

Рассматривают несколько спектров воспитания:

  • широкий - здесь воздействие на воспитанника оказывает государство и учебное заведение;
  • узкий - работа ведется на базе коллектива заведения (садик, школа, кружок и т.д.);
  • предельно узкий - взаимодействует воспитанник и воспитатель напрямую.

Существует целый ряд разных видов воспитания в зависимости от того на что конкретно направлен процесс, на развитие каких ценностей, умений и навыков идет упор. Так, выделяют умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое воспитание и др.

Образование

Рассмотрев основные категории педагогики и связь между ними, мы понимаем, что образование не может существовать в отрыве от воспитания или обучения. Это невозможно. Поэтому данная категория понимается, как:

  • системный критерий;
  • результат воспитательного процесса;
  • совокупность воспитания и обучения с добавлением самообразования;
  • освоение человеком тех знаний, которые ему необходимы в жизни.

Для этой цели в мире работает множество разных учреждений. Они делятся по возрастным категориям, географическим критериям, и сюда мы может отнести:

  • детский сад;
  • школу (гимназию, лицей, интернат);
  • колледж;
  • техникум;
  • институт;
  • университет;
  • академию;
  • дом творчества (все, что связано с досуговой деятельностью).

Все эти учреждения сменяют друг друга на жизненном пути личности и перехватывают эстафетную палочку. Главное в этом процессе, чтобы все они действовали на один результат - формирование полноценной развитой фигуры, достойного представителя своего поколения.

Обучение

Описывая основные категории педагогики высшей школы и их характеристики, мы не можем обойти стороной обучение, так как именно таким путем человек получает образование. Так как обучение - это взаимодействие между двумя сторонами, то и рассматривать мы будем обе стороны. Итак, с одной стороны стоит учитель, который должен:

  • передавать ученику знания;
  • делиться с ним жизненным опытом;
  • развивать стремление к самосовершенствованию;
  • корректировать процесс приобретения знаний;
  • делает все, что необходимо для создания благоприятных условий для обучения.

С другой стороны - ученик, без ответного действия которого не будет получено никакого хорошего результата. Поэтому выделяем, что ученик должен:

  • учить все то, что ему доносит учитель;
  • тщательно следовать всем его указаниям и рекомендациям;
  • выполнять все задания, которые нужны для освоения предмета изучения;
  • стремиться к самообучению;
  • инициировать поиск дополнительной информации в источниках;
  • пытаться анализировать, думать и делать выводы.

При таком взаимодействии мы получим идеальный результат обучения, а как подтверждение - диплом об образовании (среднем, техническом, высшем).

Функции науки

  1. Изучение разных явлений в педагогике, рассмотрение законов, закономерностей. Имеется ввиду то, что отслеживается наличие усвояемости опыта старшего поколения, соответствие приобретенных знаний с требованием общества и государства и т.д.
  2. Также к функции педагогики относится обязанность обосновать все принципы, методы и формы воспитательного и обучающего процессов.
  3. Важным является необходимость изучать передовой педагогический опыт, при этом нужно на его основе создать новую теорию.
  4. Полезной функцией считается исследовательский фактор. Здесь роль играет способность не только придумать некую схему, но и внедрить ее в реальную деятельность, применив на практике.
  5. Работа над новыми техниками. Речь идет о том, как взаимодействуют ученик с учителем, какими формами общения пользуются и прочее.

Задача педагогики

Теперь точно зная, что основными категориями педагогики являются воспитание, образование и обучение, мы можем сформулировать основную задачу педагогики. Она звучит примерно одинаково во всех странах: Организовать учебно-воспитательный процесс, учитывая особенности исторического периода и национальности человека. Если говорить о более конкретных задачах в наше время, то здесь можно выделить несколько основных:

  • усовершенствовать структуру образование и его содержание;
  • выработать новые подходы к обучению;
  • модернизировать формы и ;
  • сделать более демократическим и гуманным процесс обучения в школе;
  • оптимизировать подготовку личности к профессиональной деятельности.

Дошкольная педагогика

Хотелось бы сказать пару слов и о Ведь наши дети начинают процесс обучения еще в детском саду. Так вот, основными категориями дошкольной педагогики является:

  • воспитание;
  • развитие;
  • формирование;
  • обучение.

Мы видим небольшое отличие от того, что мы привыкли читать о высшей школе, да оно и понятно. На начальном этапе формирования личности задачи стоят другие и до основных этапов нужно еще дорасти, хотя воспитание и обучение присутствуют даже там. Что же касается развития, то имеется ввиду изменения, которые происходят с человеком с течением лет под присмотром воспитателя. Формирование же подразумевает полное развитие ребенка в процессе воспитания с учетом социального окружения. Нужно помнить, что уже в маленьком возрасте начинается становление личности, и нельзя упустить этот момент, и недооценивать этот период жизни человека.

Отрасли педагогики

Теперь, прочитав всю информацию, вы точно знаете, что основными категориями педагогики являются три основных фактора, которые мы рассмотрели подробно. Но кроме категорий в этой науке различают отрасли, в зависимости от того, чем конкретно занимается эта область. Суть каждой отрасли понятна исходя из ее названия. Разбирать каждую мы не будем, но для ознакомления перечислим самые основные:

  • «История педагогики».
  • «Сравнительная педагогика».
  • «Дошкольная педагогика».
  • «Возрастная педагогика».
  • «Специальная педагогика» (для детей с физическими и умственными отклонениями).
  • «Профессиональная педагогика».
  • «Исправительно-трудовая педагогика».
  • «Лечебная педагогика».

И это далеко не все области, входящие в состав данной науки, пользу которой нельзя недооценивать.

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыден-ными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается по¬вседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педаго¬гический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагоги¬ческие категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.
В период становления педагогики как науки были определены три фундамен-тальные категории (основные понятия педагогики) - «воспитание», «обуче¬ние», «образование».
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обуче-ние» и «образование».
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понима¬ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сло¬жившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обуче-нием. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззре-ние человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устрем-ления.
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с рос¬том научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматри-ваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и зада-чи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, осо-бенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В миро¬вой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система кол¬лективных творческих дел».
Вторая категория - «обучение» - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле¬ния).
В свою очередь ученик:
1) учится - овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные зада¬ния с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Таким образом, диалектическое отношение «обучение-воспитание» направ-лено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
Третья категория педагогики - «образование» - понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) как результат последнего;
4) как система.
Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учрежде¬ний выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.
На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.
Как соотносятся три главные категории педагогики?
По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить тео¬рии происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнеч¬ной системы.
В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Вос¬питание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обуче¬ние» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.
Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».
Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».
В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».
Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков по¬зволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.
Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.
Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия вос¬питателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы - цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.
Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделя¬ют и самообразование человека. Если процесс образова¬ния объединяет в себе обучение и учение, то в случае са¬мообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя - свои знания умения и навыки.
Педагогика представ¬ляет собой науку о сущности, закономер¬ностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Объединяющим началом воспитания, обучения и обра¬зования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках кон¬кретной педагогической системы. В настоящее время рас-ширяется спектр традиционных педагогических систем - детского сада, школы и вуза. К новым системам относят¬ся - музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятель¬ность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили извест¬ность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С, Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.
Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, бази¬рующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направ¬лений исследования предмета.
Какое место занимает педагогика в человекознании?
Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эсте-тика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.
Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социо¬логических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты - семья, образовательные и культурные уч¬реждения, общественные, политические и государственные организации.
Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.
Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результа-ты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспи¬тания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, лич¬ности и индивидуальности.
Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:
1) творческое освоение научных идеи синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;
2) применение методов других наук - математического моделирования и про¬ектирования, анкетирования и социологического опроса;
3) использование результатов исследований, полученных различными науками:
данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе разви¬тия;
4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитар¬ных наук для решения общих проблем - перехода к систематическому обуче¬нию детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профи¬лактикой заболевания;
5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсифи¬кация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.
Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естествен¬ными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и ант¬ропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.
В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, законо¬мерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Во-первых, педагогика? это наука о педагогическом процессе, обеспечивающем развитие человека в рамках конкретной педагогической системы.
Во-вторых, основными категориями педагогике являются ”воспитание” ,” обучение” , “образование”.
В-третьих, педагогика? развивающаяся наука и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему.
В-четвертых, педагогика в системе человекознания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.
В-пятых, педагогика как наука имеет свой предмет и взаимосвязана с областями знания? философией, психологией, физиологией, социологией.
В-шестых, взаимозависимость педагогической теории и практики объективно соответствует основному назначению этой отрасли человекознания. А именно внедрять в практику такие варианты организации обучения и воспитания, кото¬рые оптимально обеспечивают развитие и становление человека как индивида, личности, субъекта и индивидуальности. При этом следует учитывать временные, социально-экономические и культурно-исторические факторы жизни и деятель¬ности человека.
В-седьмых, педагогика как наука выполняет три основные функции: теоре-тическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).
Для того чтобы профессионально обучать и воспитывать, надо знать педагоги¬ку как науку. Но одно лишь знание не всегда обеспечивает умение эффективно решать педагогические задачи. Для успеха в деле обучения и воспитания, прояв¬ления педагогического мастерства, необходимо органическое соединение научно-педагогических знаний с постоянным личным творчеством человека, выполняю¬щего педагогическую миссию.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите предмет педагогики как науки.
2. Дайте характеристику основным этапам развития педагогической науки.
3. Какие функции выполняет педагогическая наука?
4. Какие виды педагогического знания существуют?
5. Назовите основные категории педагогической науки и дайте им общую характерис¬тику.
6. Как соотносятся основные педагогические категории?
7. Как связана педагогика с другими науками?
8. Какое место занимает педагогика в системе человекознания?

Любая наука, в том числе и педагогика, имеет понятийный и категориальный аппараты. Понятие - это мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Научные понятия отображают существенные признаки предмета, явления, которые позволяют отличать их от смежных с ними предметов и явлений.
Понятие имеет содержание и объем. Содержание - это совокупность отраженных в понятии признаков; существенный из них составляет ядро. Объем - множество предметов, имеющих однородные признаки. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.

Категории

Категории - общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. «Категории выражают фундаментальные уровни понимания человеком общества, природы, себя; являются важнейшими элементами мировоззрения людей» . В педагогике, очевидно, к таким понятиям следует отнести «развитие» и «формирование», «этапы (стадии)» и «периоды» развития; к педагогическим категориям - образование, воспитание, обучение. Сюда В. И. Андреев включает также «развитие» и «социализацию личности». На основе семантического анализа В. И. Гинецинский выделяет 5 основных понятий педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие и просвещение. В последующих разделах курса педагогики мы дополним эти понятия и категории.
Понятий в педагогике множество, а категорий немного. Понятия и категории составляют костяк науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна для взаимопонимания в науке как общий язык. Научная терминология отличается некоторыми особенностями: точностью, однозначностью, краткостью, дефинитивностью, определенностью и системностью. Надо признать, что не вся педагогическая терминология еще отвечает названным особенностям. К тому же она постоянно пополняется, обновляется. Предстоит большая работа ученых педагогов по ее совершенствованию. В этом отношении известны труды Б. Б. Комаров-ского, И. М. Кантора, Г. И. Железовской, С. С. Кацевича и др.
Итак, развитая система категорий и понятий, точная и однозначная терминология в педагогике - это условие и показатель уровня ее развития как науки.
Развитие человека - процесс (от лат. processus - продвижение) последовательной смены состояний, ход закономерного, необратимого, направленного изменения качеств и свойств человека, становления его личности под воздействием различных факторов. Такое продвижение идет от простого к сложному, от низших уровней к высшим. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц и т.д.), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера). Речь идет также о духовном развитии, охватывающем весь внутренний мир человека.
Философы рассматривают развитие как универсальное свойство материи. Оно полностью присуще как отдельному человеку, так и обществу в целом. Развитие бывает экзогенным , когда оно определяется только извне окружающим миром. Подлинное же развитие бывает эндогенным , если его источник находится внутри самого человека. На это второе положение, по-видимому, и опирается известный ученый, педагог А. В. Мудрик, предлагая такое определение:
«Развитие - это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека». Развитие - это общий процесс становления человека в физическом, психическом и духовном плане.
Формирование есть некоторый этап относительной завершенности процесса развития. Это процесс развития человека под влиянием внешних воздействий. После обучения школьника в начальных классах наступает этап формирования ученика, готового к систематическому изучению основ наук. В процессе физического развития подростка наступает этап ранней юности. Следовательно, формирование личности предполагает придание развитию некоторой законченности и относительной устойчивости.
Наряду с термином «этап» как равнозначное понятие используются термины «фаза» и «стадия», так что встречающиеся в педагогической литературе эти слова надо воспринимать как понятия, означающие одно и то же состояние развития. Вместе с тем понятия «этап» и «стадия» имеют и оттенки. Так, говорят: этапы урока, коллективного творческого дела, планирования, умственного развития; но: стадии игры, развития коллектива, половой зрелости и т.п.
Путь развития, в процессе которого происходит формирование, называют периодом . Период - это время, которое необходимо для наступления очередного, более высокого этапа (стадии) развития человека. В частности, говорят о развитии ребенка в период дошкольного детства, в период младшего школьного возраста, в период юности и т.п.
Процесс развития и наступления какого-либо этапа формирования личности происходит по преемственно-перспективному принципу. Само развитие идет по спирали в соответствии с законом отрицания (одним из законов диалектики), когда наступивший этап развития как бы преемственно концентрирует, аккумулирует все то, что было на предыдущей стадии развития. Опыт развития на достигнутой стадии далее не копируется и не повторяется лишь на достигнутом уровне, а служит необходимой отправной точкой для последующего перспективного развития, передвигающегося к этапу более высокого уровня.
Воспитание как категория педагогики также многозначно. В педагогической литературе уже утвердилось его толкование в двух смыслах - широком и узком.
Под воспитанием в широком смысле обычно принято понимать «всеобъемлющий процесс формирования человека» (В. Е. Гмурман), весь процесс всестороннего развития личности», «овладение всей совокупностью общественного опыта», это - «вся сумма воздействий… и влияние всего уклада жизни общества» на личность. Отмечаются два смысловых значения понятия воспитания: как функция человеческого общества - передавать новым поколениям ранее накопленные ценности и «социальное формирование личности» (В. И. Журавлев).

Социализация и воспитание

Под воспитанием в узком смысле понимают процесс развития и формирования внутреннего мира человека, целенаправленное руководство развитием, «специфический процесс формирования социальных и духовных отношений» (И. Ф. Харламов, там же), «процесс целенаправленного влияния на личность с целью ее всестороннего развития» (В. Е. Гмурман, там же). И. П. Подласый также различает воспитание в широком и узком педагогическом смысле, причем в узком он видит «процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач». В литературе есть и другие толкования этих понятий. Они не всегда совпадают. В частности, понятие «воспитание» в широком смысле истолковывают как социализацию . Довольно пространно определяет понятие воспитания именно в плане социализации личности Г. И. Железовская, хотя она не приводит отдельно понятие социализации личности. В. С. Безрукова определяет воспитание как «процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека». Вместе с тем она также отмечает, что категорию «воспитания» используют очень широко.
Мы не анализируем достоинства или недостатки того или иного определения воспитания как педагогической категории, так как все эти подходы находим недостаточными, а именно суженными. Они ограничивают наши последующие рассуждения о законах и закономерностях воспитания разных уровней, его целях и задачах, философских, логических, социальных и психологических основах, педагогической диагностике и технологии, организации воспитательной практики и других вопросах. На них мы потом остановимся более подробно.
Дать определение такой категории, как воспитание, сложно и трудно. Это предельно широкая категория и притом не только педагогики, но и философии, социологии, психологии, антропологии. Кроме того, воспитание означает и социальное явление, и педагогический процесс. И, стало быть, определения воспитания как понятия не совпадут. В. Н. Наумчик считает, что «подобные фундаментальные понятия следует описывать, а не формулировать», так как само воспитание, как явление, намного богаче, чем это может быть выражено в дефиниции.
Есть смысл поэтому подойти к описанию воспитания как феномену общечеловеческой культуры с выяснения его связей как с категорией «развитие», так и с категорией «социализация».
Действенным фактором развития человека выступает процесс социализации , под которым подразумевается усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социальных норм общества, в котором он живет (А. В. Мудрик). Общество, люди преднамеренно создают благоприятные условия для социализации, которые относительно контролируются. В данном случае имеется ввиду процесс воспитания.
Мы хотим подчеркнуть, что воспитание организуется ради развития личности. Воспитание - целенаправленный и контролируемый (относительно) процесс, но процесс этот не единственный фактор социализации и развития личности.
В. Н. Наумчик отмечает еще одну особенность современного представления о воспитании. Оно не сводится только к передаче опыта старших поколений младшим, как традиционно считалось. Развитие общества, влияние современных научных достижений на формирование человека таковы, что «для гармоничного взаимодействия поколений обязательно необходимо, чтобы существовал обмен жизненным опытом старшего поколения и поколения младшего. Односторонняя преемственная связь поколений, по его мнению, равносильна социальному регрессу. Эта мысль ученого пронизана идеей ненасильственного воспитания, хотя отметим, что в подобном определении не прозвучали идеи самовоспитания, саморазвития и самообучения индивида.
Итак, воспитание - процесс не односторонний (как только передача опыта старших поколений младшим), а двухсторонний. Он предполагает также влияние младших поколений на старшие.
После этих рассуждений попытаемся дать хотя бы неявное определение категории воспитания. Этот процесс преднамеренного взаимодействия старших и подрастающих поколений по передаче, усвоению и воспроизводству общечеловеческого опыта и культуры для разностороннего гармоничного развития личности.
Образование - процесс и результат усвоения обучавшимися системы знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности и формирования на этой основе заданных педагогом качеств личности. Это важнейшее, хотя и не единственное средство воспитания и развития личности. Кроме образования, сюда можно отнести, в частности, средства массовой информации (СМИ), общение, пример, самовоспитание и др. Такова была традиционная трактовка категории образования. Оно в таком случае рассматривается в качестве категории дидактики. Но в конце XX века многие ученые стали разрабатывать образование широко, а именно как категорию общей педагогики. Так, Б. М. Бим-Бад считает, что образование включает «в себя и воспитание, и учение, и обучение».
«Образование целостно охватывает процесс целенаправленного формирования личностных качеств человека … К таким процессам относятся воспитание …, обучение и развитие», считает Н. Д. Никандров и Г. Б. Корнетов.
Подобного же мнения придерживаются А. В. Петровский с Б. М. Бим-Бадом: «В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей».
В. И. Андреев понятие «образование» подводит под родовое понятие «культура»: «Образование - это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование».
Подобный анализ понятию «образование» дал Б. С. Гершунский. Он выделил «четыре аспекта его содержательной трактовки»: как ценности, как системы, как процесса и как результата.
Приведенные суждения известных педагогов о категории «образование» определенно говорят, что ее теперь следует рассматривать как категорию общей педагогики и специфическую категорию теории обучения (дидактики). Вместе с тем этот факт подтверждает мысль о том, что наши суждения о категориях постоянно уточняются на основе данных новых научных изысканий.
Расширительное толкование категории «образование» побудило Н. Д. Никандрова и Г. Б. Корнетова внести коррективы в определение педагогики как науки, связывая его теперь с образованием, в которое входит и «воспитание».
Выделим в приведенных суждениях разных авторов то общее, что характеризует образование как общепедагогическое понятие:
- образование - часть определенного уровня общечеловеческой культуры, которой овладевает индивид;
- образование - это и процесс воспитания и обучения, и результат овладения этой культурой;
- образование переходит в самообразование.
Обучение как категория педагогики означает познавательный процесс в особых, искусственных условиях при взаимодействии учителя и учащихся, в результате чего достигается образование и происходит общее развитие личности.
Естественно и образование, и воспитание, и обучение взаимосвязаны и взаимодействуют, имея разные уровни.
Как уже сказано, понятие «воспитание» также многозначно. И потому сложившееся его толкование в широком и узком смысле хотя и не ошибочно, но тесно, не отражает реального смыслового разнообразия понятия и тем более - педагогической категории. Воспитание как термин и категорию педагогики наглядно можно изобразить как лестницу, опрокинутую ступенями вниз. Смысловое значение термина «воспитание» представляет собой иерархизованную систему, звенья которой взаимосвязаны и взаимообусловлены и потому - взаимодействуют.

Ступени воспитания

I ступень - самая высокая и предельно широкая по смыслу. На этой ступени рассматривается возникновение воспитания как общественного явления, как вечной социальной категории, как передача опыта старших поколений младшим. На этом уровне анализируется история развития воспитания, идеалы и особенности воспитания, присущие конкретному обществу и общественным формациям, народам, общественным движениям. Здесь проявляются законы социальной педагогики. Эта ступень господствует над нижерасположенными и влияет на них. Но цели и задачи воспитания сформулированы на этом уровне в виде глобальных деклараций, общих пожеланий и императивов (повелений); они не конкретны, обозначены как неопределенное указание, не инструментованы, а потому совершенно не технологичны. Их выполнение невозможно проконтролировать. Так, в педагогической литературе можно найти такие формулировки задач: «воспитание нового человека», «скачок в духовном развитии подрастающего поколения», «всестороннее гармоничное развитие личности» и т.п. Они все имеют социальный смысл и глобально адресованы педагогике. А их реализация возможна только лишь при условии предельной конкретизации.
II ступень - воспитание в обще педагогическом смысле, подразумеваемом как целенаправленная деятельность учебно-воспитательных учреждений, но без конкретного адреса к отдельным лицам, группам, личности. Это может быть, к примеру, воспитание человека вообще (подростка, студента, рабочих), объекта некоторой однородной группы. В то же время его направление конкретизировано: воспитание физическое, умственное, нравственное, экологическое и т.п., хотя и на этом уровне цели, задачи и содержание воспитания не технологичны, не диагностируемы.
III ступень - воспитание в частнопедагогическом смысле конкретизирует его объекты и условия. Например, воспитание детей в семье, в детском саду, обучение подростков в школе, профессиональное обучение молодежи в профтехучилище и т.п. На этой ступени, когда известно направление воспитания и конкретизирован его объект, уже можно формулировать общую технологию воспитания, а также в значительной мере можно проконтролировать процесс воспитания.
IV ступень - конкретно-педагогический смысл, когда цель и задачи, объект воспитания совершенно конкретны. Примеры: воспитание у первоклассников культуры поведения в общественных местах; формирование организаторских умений у подростков в летнем оздоровительном лагере; воспитание культуры умственного труда у старшеклассников на уроках математики и т.п. На этой ступени возможно поставить и реализовать цели и задачи воспитания, конструировать предельно конкретную педагогическую технологию, контролировать ее реальное выполнение. Это - уровень конкретного взаимодействия субъекта воспитания с объектом, соприкосновение воспитателя с личностью с целью формирования у нее заранее заданных качеств.
И, наконец, V ступень - индивидно-педагогический уровень воспитания. Он означает изучение и знание индивида и адресное воздействие на каждого воспитанника с учетом только ему присущих особенностей физического, интеллектуального и духовного развития. Например, воспитать у такой-то девочки уверенность в себе и самоуважение; помочь преодолеть такому-то порыву конфликтности и высокомерия во взаимоотношениях со сверстниками; приучить такого-то мальчика к самоконтролю в поведении и т.п. Именно на IV и V ступенях определяются точные, диагностируемые параметры воспитательной работы, конкретизируются цели и задачи, уточняются индикаторы, по которым можно судить, в какой мере достигается (или не достигается) конкретная цель. При этом возможно и необходимо иметь эталоны уровня воспитанности.
Смысловая иерархия «воспитания» как педагогической категории предполагает их соподчиненность: более высокая ступень стоит над расположенной ниже, «командует» ею. Здесь такая особенность: чем выше расположено «воспитание» по смыслу, тем больше оно имеет обобщенный характер, тем более абстрагировано. Для реализации «воспитания» высокого уровня его необходимо выразить в системе целей и задач, в понятиях и терминах более низкого уровня, т.е. конкретизировать на уровне IV и V ступеней. Только так можно общие задачи воспитания довести до конкретной воспитательной практики, до конструирования педагогической технологии.
Идея о пятиуровневом представлении понятия воспитания возникла не из простого желания сказать о чем-либо иначе, нетрадиционно. Она подсказана насущной практической потребностью. О том, что в реальной жизни воспитание не может быть ограничено одним лишь уровнем, говорят многие педагоги. Так, «перспективные линии», которые использовал А. С. Макаренко в воспитательных учреждениях им. Горького и им. Дзержинского, есть не что иное, как система целей, относящихся к понятию воспитания разных уровней. Мысль В. П. Беспалько об иерархии целей в педагогической системе - общегосударственной, общевузовской, факультетской и кафедральной - подтверждает ту же идею о разноуровневом смысле понятия обучения и воспитания. Характеризуя объем понятия «воспитание», А. В. Мудрик отмечает его смысл в широком, узком и локальном значении. Теоретические знания (по педагогике, психологии, методикам обучения и воспитания) «в процессе их использования преобразуются и переводятся на язык практических действий», - справедливо утверждает К. В. Вербова. Но это преобразование и перевод теоретических знаний на язык практических действий также представляет собой не что иное, как переход с общепедагогического уровня понятия воспитания (по нашей схеме - П-го) на конкретно-педагогический (IV-й) и индивидно-педагогический (V-й). О трехуровневом характере педагогических целей прямо говорит Т. И. Ильина. О. Е. Лебедев говорит даже о шести иерархических уровнях обучения и, значит, воспитания. С ними соглашается также В. М. Рогинский.

5 уровней воспитательного процесса

В. И. Гинецинский приходит к мысли, что необходимо выделять по крайней мере пять уровней реализации самого воспитательного процесса:
- социетарный, как трансляцию от поколения к поколению культуры общества;
- институциональный - в рамках воспитательного учреждения;
- социально-психологический - воспитательное воздействие социальных общностей разного типа;
- межличностный - практика межличностного взаимодействия;
- интроперсональный - самовоспитание.
Различие этих уровней В. И. Гинецинский видит в характеристике соответствующего им субъекта.
«Воспитание многомерно, - утверждает группа ученых педагогов …- Оно бывает индивидуальным, групповым, коллективным, массовым, региональным, национальным, государственным» . Здесь названо
даже 7 уровней.
Мы же говорим о пяти уровнях категории воспитания с точки зрения реализации его целей, подходя с меркой диагностичности и педагогической технологии.
Как видим, многоуровневый подход к осмыслению категории воспитания не надуманный, а реально необходимый принцип ее анализа. Такое осмысление необходимо и в теоретическом, и, особенно, - в практическом отношении.
Раскрывая законы и закономерности воспитания, его цели и задачи, формы, методы, средства и организацию; разрабатывая педагогическую технологию, практическую педагогику - сначала надо выяснить, о каком уровне в смысловой иерархии идет речь в конкретном случае. И только выразив все это на IV и V уровнях, т.е. на низшем уровне обобщенности и абстракции, можно реально приступать к воспитательной работе. Это значит, по К. В. Вербовой, что теоретический материал следует преобразовывать и переводить на язык практических действий.
Мы уже отмечали, что в процессе воспитания происходит физическое, психическое, интеллектуальное и духовное развитие личности. При этом подчеркнем, что объект воспитания обладает высокой активностью, избирательным отношением к восприятию окружающего мира и, конечно, учебно-воспитательного процесса. Воспитательный процесс может быть успешным и достигает цели тогда, когда его объект сам «идет» навстречу педагогу, т.е. сам стремится к разностороннему совершенствованию. Тогда говорят о самовоспитании, самообразовании и самообучении. Это уже высокий уровень самосознания личности. Это тот случай, когда объект превращается в субъект педагогического процесса, или, лучше сказать, субъект и его объект совпадают в одном лице. Достичь такого уровня развития личности воспитанника - заветная мечта любого педагога.
Однако, на рубеже веков понятие «самовоспитание» и «самообразование» были уточнены. По справедливому мнению В. Н. Наумчика, самовоспитание начинается уже в раннем детстве «как результат бессознательного отражения предметного и социального окружения ребенка». На ранней стадии самовоспитание ребенка проходит бессознательно, притом обязательно осознанно воздействует на человека. Следовательно, происходит природосообразное ненасильственное самовоспитание. А уже потом в школьном возрасте и старше, этот неосознанный процесс самовоспитания и самообучения у человека дополняется сознательным.
Жизнь сложна и противоречива. В силу разных причин развитие личности иногда идет не в том направлении, какое желательно обществу. Иными словами, обнаруживается отклоняющееся (девиантное) поведение. И тогда приходится решать задачу переориентировки, перевоспитания личности. Это сложная и порой длительная работа по преобразованию мотивов и стереотипа поведения человека.
Следует уточнить, что поведение человека может быть признано отклоняющимся (девиантным) относительно конкретной социальной группы. Например, трудный подросток - он трудный для взрослых. А в референтной группе сверстников его принимают благожелательно как своего единомышленника. Здесь он уже не девиантный. Но сказанное не снимает проблемы перевоспитания: существуют же, к примеру, воспитательные учреждения с особым режимом.
В конце XX - начале XXI века в стране утверждается теория и расширяется практика ненасильственного воспитания, гуманного отношения взрослых к детям. Период детства рассматривается не как подготовка к жизни, а как реальная жизнь: в ней у ребенка есть узаконенные права, которые защищают его честь, достоинство и обеспечивают достойные условия для развития. Такое отношение взрослых к детям характерно в условиях демократического общества.

Вопросы экзамена по педагогике.

1. Общее понятие о педагогике. Её предмет, цели и задачи, функции.

Педагогика-наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития.

Педагогика-наука, изучающая сущность, законы, принципы, методы и формы организации педагогического процесса.

Педагогика- с греч.яз «пайдос»-дитя, и «аго»-вести. «детоводитель»

Педагогика изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения к младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее лёгкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения

Предмет педагогики как особый вид взаимоотношений людей.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие старшего и младшего, целью которого является передача старшим и усвоение младшим социального опыта. Необходимого для жизни и труда в обществе.

Задачи педагогики.

1. разработка теоретических проблем воспитания и образования

2. изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности

3. прогнозирование образования

Педагогика в отличии от других дисциплин, которые изучают отдельные стороны развития человека, занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной личности.

Возникновение и развитие педагогики как науки. Источники педагогики.

Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшие тысячелетия зазвучало на разных языках, заняв прочное место в общеупотребительной лексике. Им пользуются не только специалисты, но и люди, далёкие от педагогической профессии. Такому широкому распространению слово «педагогика» обязано своей неоднозначностью. За ним закрепилось два значения:

Педагогика-область практической деятельности, искусство, ремесло;

Педагогика-область научного знания, наука.

В первом значении слово «педагогика» стало употребляться значительно раньше, чем во втором. Педагогика как наука возникла много веков спустя. Поэтому педагогика- сравнительно молодая отрасль среди таких древних наук, как, например, философия, медицина, геометрия, астрономия.

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно-экономической жизни, вызванными переходом к рабовладельческой формации. Возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Источники педагогики.

1) Народная педагогика (педагогический опыт, сложившийся в истории существования того или иного народа)

2) Религия (изучение путей использования положительного ядра, религиозных учений для блага воспитания и обучения)

3) Педагогическая практика (опыт воспитания и обучения детей и молодёжи, который сложился ранее и формируется по сей день)

4) Экспериментальные исследования (научные знания, добытые в ходе экспериментальной работы в научных институтах)

5) Данные смежных наук (междисциплинарный подход)

Педагогика как любая наука оперирует своими понятиями – категориями.

Основные понятия:

1) Воспитание

Воспитание в социальном смысле – это социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле – это специально-организуемый педагогический процесс, содействующий развитию личности.

Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное целенаправленное действие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия его развития, подготовку к общественной жизни и труду.

2) Обучение – специально-организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение ЗУНов.

Знания – это результат усвоения фактов, закономерностей, понятий, законов развития природы и общества.

Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемые быстро, точно, сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Навыки – действия, доведенные до автоматизма, выполняемые без особых усилий со стороны воли и сознательного самоконтроля; формируется путем многократного повторения.

3) Образование – процесс овладения системой ЗУНов, выработанных человечеством; формирование на этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознания и поведения.

4) Педагогический процесс - сознательно-организованное целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Развитие – это происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе (процесс движения, изменения, переход от старого к новому).

Формирование – изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности внешних и внутренних, природных и социальных, объективных и субъективных.

Среда – это совокупность условий окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.

Проанализируем данные определения и покажем взаимосвязь между ними. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно также мы должны признавать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются. Образование является продуктом процессов воспитания и обучения. Так как эти процессы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, следовательно данные понятия воспитание, обучение и образование имеют воспитательный характер. Это подтверждает определение краткого, общего и вместе с тем относительно точного определения современной педагогики - это наука о воспитании человека. Рассматривая понятия формирование и развитие с точки зрения различных авторов, можно прийти к выводу, что эти междунаучные понятия являются еще не установившимися педагогическими категориями. Анализируя эти понятия хорошо видно, что воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор влияющий на формирование и развитие. Границы понятия «формирование» еще не определены, они могут чрезмерно сузиться, либо расшириться до безграничных пределов. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Но наука постепенно развивается, происходят изменения в различных направлениях формирования жизни. Соответственно, сложно определенно сказать что должно стать целью формирования личности. Так же не определены границы применения в педагогике понятия – развитие. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.