Движение тайпинов в китае. Тайпинское движение и его результаты

Тайпинское восстание началось летом 1850 г., Хун Сюцюань призвал своих сторонников собраться в деревне Цзинь-тянь (тот же Гуйпин) в Гуанси, чтобы подготовиться к решительной борьбе с властями. На призыв откликнулись примерно 20--30 тыс. человек -- мужчины, женщины, дети. Многие, продав все имущество, приходили к тайпинам целыми семьями и даже кланами.

Число сторонников движения росло, ему становилось тесно в отдаленном, богом забытом районе Гуанси. В январе 1851 г. было официально объявлено о начале восстания и образовании Небесного государства великого благоденствия, а также об основной цели восставших -- свержении установившегося общественного порядка, воплощением которого в глазах тайпинов была правящая маньчжурская династия.

Тайпинское восстание принято разделять на несколько этапов. Первый этап охватывает 1850--1853 гг. Это было время, когда восставшие собирали силы, создавали вооруженные отряды, в дальнейшем превратившиеся в армии, и с боями продвигались на север. Он завершился осадой и захватом Нанкина, который был превращен тайпинами в столицу своего государства. Наивысший подъем восстания пришелся на 1853--1856 гг. В этот период инсургентам удалось не только создать вполне стабильное государственное образование на территории нескольких приморских провинций нижнего течения Янцзы, но и предстать в качестве реальной угрозы цинской династии. События, связанные с кровавой междоусобной борьбой в тайпинском руководстве осенью 1856 г., делят историю восстания на восходящий период и время, когда восставшие безуспешно пытались удержать завоеванное в тяжелой борьбе. 1856--1864 гг. -- последний этап в тайпинской истории, завершившийся падением Нанкина и гибелью всех основных участников тайпинской драмы. Всемирная история: Учебник для студ. вузов / под ред. Г. Б. Поляка. -- М.: Культура и спорт, 1997. - С. 250.

Осенью 1851 г. тайпины захватили небольшой город в северной Гуанси -- Юнъань, где пробыли до весны следующего года. Здесь было завершено образование политических институтов тайпинского государства, Небесным ваном (правителем) стал Хун Сюцюань, что свидетельствовало о его главенствующем положении в тайпинской иерархии. Ян Сюцин, командующий тайпинс-кими войсками, получил титул Восточного вана. Вэй Чанхуэй стал Северным ваном, а Ши Дакай -- Отдельным ваном. Каждый из этих правителей имел под своим командованием собственные вооруженные силы и административный аппарат. Верховным вождем считался Хун Сюцюань, которого вскоре стали приветствовать обращением «ваньсуй» (пожелание «десяти тысяч лет жизни»). Однако истинным военным руководителем и верховным администратором был Ян Сюцин, государственный талант которого раскрылся в полной мере. Впоследствии Хун большую часть времени проводил за написанием религиозных и философских сочинений, в то время как главное бремя государственных забот лежало на плечах Ян Сюцина.

Осенью 1852 г. тайпины были блокированы в Юнъане регулярными правительственными войсками. Сумев неожиданным ударом прорвать осаду, нанеся поражение цинским отрядам, пытавшимся остановить их, с боями они двинулись на север. Неудачи сменялись громкими победами. Тайпинам так и не удалось овладеть столицей Хунани г. Чанша, несмотря на его длительную осаду, однако наступление на Учан -- столицу Хубэя -- завершилось захватом этого важнейшего политического и военного центра Китая (февраль 1853 г.). В руки тайпинов, которых к этому времени насчитывалось, очевидно, до полумиллиона человек, попали запасы вооружения из учанских арсеналов. На Янцзы ими также было захвачено большое количество речных судов.

В сложившейся обстановке руководству повстанцев предстояло сделать серьезный выбор -- решить, куда двигаться дальше. Можно было продолжить наступление на север с целью захвата столицы и свержения маньчжурской власти. Избери тайпины этот вариант, им, возможно, удалось бы сбросить цинское владычество, поскольку в этот момент центральное правительство не располагало сколько-нибудь значительными силами между Учаном и Пекином, способными остановить инсургентов.

Однако было принято другое решение -- повернуть на восток и, спустившись по течению Янцзы, овладеть Нанкином и превратить его в столицу тайпинского государства. За этим решением стояли опасения повстанцев, бывших южан, слишком далеко уходить на север, который представлялся им незнакомым и чуждым. Не последнюю роль сыграли также воспоминания о том, что победитель монгольской династии Юань Чжу Юаньчжан также сначала столицей своего государства сделал именно Нанкин. Кара-Мурза Г.С. Тайпины. Великая крестьянская война и тайпинское государство в Китае 1860-1864 / Г. С. Кара-Мурза. - М.: Наука, 1957. - С. 40.

В марте после ожесточенной осады тайпины захватили Нанкин. С этого времени город оставался столицей Небесного государства вплоть до его падения в 1864 г.

Второй этап: Сделав своей базой провинции центрально-южного Китая, расположенные главным образом в бассейне нижнего течения Янцзы, восставшие не отказались полностью от идеи подчинения Северного Китая. Уже весной 1853 г. ими была организована первая экспедиция для завоевания Пекина. Несмотря на то что войсками командовал один из наиболее талантливых тайпинских военачальников, поход закончился неудачей, главным образом из-за недостаточного количества сил. К октябрю того же года армии, численность которой сократилась до 20 тыс. человек, удалось дойти до пригородов Тяньцзиня, но взять город столь немногочисленные силы, лишенные к тому же осадной артиллерии, не смогли. Посланный в начале 1854 г. на помощь второй отряд, насчитывавший приблизительно 40 тыс. человек, не смог поправить дело. Оправившись к этому времени от первых поражений, цинские войска после нескольких месяцев упорных боев разгромили обе армии, участвовавшие в северной экспедиции, их командиры были взяты в плен и казнены. Таким образом, тайпины как минимум дважды упустили реальный шанс положить конец маньчжурскому правлению и объединить Китай под властью Небесного вана. Кара-Мурза Г.С. Тайпины. Великая крестьянская война и тайпинское государство в Китае 1860-1864 / Г. С. Кара-Мурза. - М.: Наука, 1957. - С. 45.

Вначале правительственные силы были слишком слабы и постоянно терпели поражения от восставших. Опасаясь вступить с тайпинами в решающее сражение, цинские армии следовали за ними на почтительном расстоянии. После того как тайпины осели в Нанкине, правительственные войска создали два укрепленных лагеря на подступах к городу, накапливая силы и готовясь к решительному сражению, которое должно было привести к перелому в военных действиях. Однако этот перелом был связан не столько с активностью войск центрального правительства, сколько с формированием новых вооруженных сил, находившихся под контролем китайских чиновников-военачальников и созданных на основе отрядов ополчения могущественных кланов в тех районах, по которым прокатились волны тайпинского нашествия. Первыми такими соединениями были отряды «хунаньских молодцов», сформированные по разрешению цинского правительства видным чиновником хунаньского происхождения Цзэн Го-фанем (1811--1872 гг). Первые победы над тайпинами принадлежали именной хунаньской армии. История Китая с древнейших времен до наших дней. - М.: Наука, 1974. - С. 281.

Создание китайских армий, находившихся под контролем именно китайских, а не маньчжурских военачальников, означало очень многое с точки зрения будущности тайпинского государства. Местная китайская элита, представленная могущественными кланами и связанным с ними чиновничеством, предпочла оказать поддержку маньчжурской династии, а не тайпинам, разрыв которых с общественными устоями конфуцианской государственности оказался слишком радикальным.

Складывание региональных военных формирований, находившихся под номинальным контролем центра, имело и еще одно весьма важное для будущего политического развития Китая последствие: тем самым были заложены ростки явления, которое в китаеведческой литературе принято называть «региональным милитаризмом». Суть его состояла в том, что ослабленная развивавшимся династийным кризисом, внутренними смутами и внешними вторжениями императорская власть была уже не способна удерживать страну в рамках системы централизованного контроля. Влиятельные местные чиновники, подчинившие себе многочисленные вооруженные формирования, созданные первоначально для борьбы с тайпинами, превращались в силу, политически весьма независимую от пекинских властей. Этот процесс имел и другую сторону -- «региональными милитаристами» были не маньчжуры, а представители китайской по своему происхождению чиновничьей элиты. В этом находило выход ее стремление к социальному самоутверждению, и маньчжурская правящая группа, желавшая продолжения своего правления в Китае, вынуждена была с этим смириться.

Между тем, превратившись во властителей Нанкина и территории площадью примерно 50 на 100 км вокруг него, тайпинские правители все более утрачивали облик аскетических руководителей народного движения. Содержание кладовых использовалось для строительства роскошных дворцов, содержания многочисленной челяди и гаремов. Уравнительные принципы, не забытые окончательно, были оставлены исключительно для подданных.

Именно в Нанкине, положение в котором прочно контролировалось тайпинской администрацией и армией, повстанцы на практике попытались реализовать свое видение общества «всеобщей гармонии». Городское население делилось на мужскую и женскую общины, отношения между которыми были ограничены; последние в свою очередь делились на объединения по профессиональному признаку. Ткачи изготавливали ткани, женщины-швеи шили из них одежду, оружейники делали доспехи и мечи, а гончары -- посуду для дворцов тайпинских правителей. Деньги в этом царстве уравнительного коммунизма были отменены, и каждый мог, по крайней мере, рассчитывать, что его нужды будут удовлетворены из общественных кладовых. Однако эта система, введенная в практику общественной жизни в Нанкине, просуществовала недолго и была отменена в результате протестов и недовольства горожан.

За этими мерами, принятыми тайпинами, стояло не только стремление на практике осуществить идеи примитивного социализма, весьма распространенные в традиционных обществах различных типов и питавшиеся идеологией сельских и городских низов, но и желание утвердить модель восточного деспотизма в ее наиболее чистом виде -- так, как она была описана в древних трактатах. Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов / В. П. Илюшечкин. - М.: Наука, 1967. - С. 101.

Тем не менее, практическое проведение политики тайпинской администрации в жизнь в перешедших под ее контроль сельских районах говорило о ее определенных социальных ориентациях. В сущности, тайпины не приняли практических мер, которые можно было бы интерпретировать как стремление изменить характер аграрного строя. Правда, они пытались, сократить арендную плату в случае неурожая или стихийных бедствий. Впрочем, все это входило в традиционный перечень мер, которые должна была осуществлять любая династия, стремившаяся управлять в соответствии с принципами дао и дэ.

В целом, однако, вплоть до осени 1856 г. положение в тайпинском лагере оставалось стабильным. Тайпинам удалось удерживать весьма значительную территорию, имевшую стратегическое значение, и не только успешно отбивать атаки, но и наносить поражения правительственным войскам и отрядам местных военных предводителей, выступивших на стороне цинского правительства.

Тайпинское государство было резко ослаблено внутренней борьбой, вспыхнувшей осенью 1856 г. и отметившей собой рубеж, после которого восстание пошло по нисходящей линии. Причины происшедшего по-разному оценивались историками, но более всего это походило на стремление захватить верховную власть в тайпинском государстве. Действующими лицами сентябрьских событий были все основные руководители тайпинского государства, сумевшие уцелеть в ходе походов и боев. Прежде всего, это была борьба между Небесным ваном Хун Сюцюанем и его наиболее влиятельным соратником Ян Сюцином, уже ко времени занятия Нанкина сосредоточившим главные нити политического и военного контроля в своих руках.

После превращения Нанкина в тайпинскую столицу отношения между ними стали резко ухудшаться, начало чему было положено еще в конце 1853 г., когда Ян под предлогом того, что его устами вещает сам Бог Отец, осудил Хуна за недостойное поведение, объявив, что он «начал слишком много грешить». Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов / В. П. Илюшечкин. - М.: Наука, 1967. - С. 107.

В начале лета 1856 г. произошел еще один эпизод, который также можно было истолковать как претензию Ян Сюцина на захват главенствующего положения в тайпинской иерархии. На этот раз «Бог Отец» потребовал, чтобы Хун Сюцюань пожелал ему, Ян Сюцину, не «девять тысяч лет жизни», а все «десять», что по существующему церемониалу было положено желать только самому Хун Сюцюаню.

Ян Сюцин, который деспотическими методами правления восстановил против себя других тайпинских руководителей, для рядовых тайпинов продолжал оставаться любимым и почитаемым предводителем восстания. Об истинных причинах сентябрьских событий 1856 г. можно строить предположения, внешне же их канва выглядит следующим образом.

На рассвете 2 сентября 1856 г. части, верные Северному вану Вэй Чанхуэю, ворвались в резиденцию Яна и безжалостно уничтожили всех, кто там находился, включая и самого Ян Сюцина. Через несколько дней после этого был издан эдикт от имени Хун Сюцюаня, в котором Вэй Чанхуэй подвергался осуждению за происшедшее, более того, он был приговорен к публичному наказанию палками во дворце верховного правителя тайпинов. Уцелевшие сторонники Ян Сюцина, которых в Нанкине насчитывалось несколько тысяч человек и которые, несомненно, представляли опасность для участников заговора, желая быть свидетелями унижения своего врага, без оружия собрались в указанном месте. Но здесь они были окружены бойцами Вэй Чанхуэя и безжалостно и хладнокровно уничтожены.

Узнав о случившемся, Ши Дакай, находившийся в это время на войне, снял войска с передовых позиций и в октябре объявился у стен Нанкина. Происшедшее вызвало его крайнее осуждение, которое он и не пытался скрывать. Вэй готовил расправу и над Ши Дакаем, надеясь таким образом избавиться от основных соперников в борьбе за главную роль в тайпинской державе. Кара-Мурза Г.С. Тайпины. Великая крестьянская война и тайпинское государство в Китае 1860-1864 / Г. С. Кара-Мурза. - М.: Наука, 1957. - С. 57.

Ши Дакаю чудом удалось избежать смерти. Получив сообщение о готовящейся расправе над ним, он бежал из города. По одним сведениям, его верные люди помогли ему спуститься с городской стены по веревке, по другим -- телохранители вынесли его за пределы Нанкина в корзине, в которой обычно зеленщики доставляли в город овощи. Тогда по распоряжению Вэя была совершена расправа над членами семьи Ши Дакая, оставшимися в городе.

Однако победа Вэй Чанхуэя была непродолжительной. Через месяц по требованию Ши Дакая и других многочисленных руководителей тайпинов он был лишен жизни вместе с несколькими сотнями своих приверженцев. Ши Дакай с триумфом вернулся в Нанкин.

Не совсем ясна роль, которую в этих событиях играл Хун Сюцюань. Скорее всего, он являлся участником заговора, направленного против Яна, но впоследствии стал опасаться чрезмерного усиления власти того, кто, выполняя его волю, расправился с Восточным ваном. Тем не менее, устранение Вэй Чанхуэя, а которого и была возложена вся ответственность за трагические события, помогло ему сохранить ореол верховного правителя, чрезмерным доверием которого воспользовались враждебно настроенные приближенные. История Китая с древнейших времен до наших дней. - М.: Наука, 1974. - С. 294.

Последовавшие государственные перевороты и контрперевороты были поистине ужасны. Погибли тысячи людей, составлявшие цвет тайпинского военного командования и политического руководства. По данным источников, их число составило более 20 тыс. человек.

Все это вызвало рост взаимного недоверия в тайпинском руководстве и в конечном счете привело к расколу движения. В 1856 г. Ши Дакай, очевидно не без оснований опасавшийся за свою безопасность, покинул Нанкин и со своими вооруженными приверженцами (около 100 тыс.) отправился в самостоятельный поход, надеясь основать новый центр тайпинского движения в богатой провинции Сычуань.

События осени 1856 г. нанесли тайпинскому движению удар, от которого оно по-настоящему так и не смогло оправиться. Однако, несмотря на это, тайпины продолжали оказывать упорное сопротивление, отстаивая территорию своего государства еще почти 10 лет. За это время выдвинулись новые талантливые руководители и государственные деятели, которые вынашивали проекты реформ, способных изменить облик традиционного китайского общества, сделав его более современным.

Между тем силы, боровшиеся против тайпинов, все увеличивались. Главное бремя гражданской войны несли на себе региональные вооруженные формирования, значение которых все более росло. Под командованием Ли Хунчжана (1823-1901), служившего несколько лет в армии «хунаньских молодцов» Цзэн Гофаня, в начале 60-х гг. образуется Хуайская армия. В нанесении решающих ударов по тайпинам принял участие Цзо Цзунтан (1812--1885), возглавивший действовавшую против них армию в пров. Чжэцзян.

Эти армии, вооруженные и обученные на европейский манер, далеко превосходили тайпинские войска по оснащенности, но уступали им в боевом духе. С начала 60-х гг. иностранцы, отказавшись от политики нейтралитета, которого они придерживались с начала восстания, также начинают вмешиваться в военные действия, выступая на стороне пекинского правительства. С их точки зрения, тайпины, отказавшиеся подтвердить положения Нанкинского договора 1842 г., являлись менее удобными партнерами, чем маньчжурское правительство. На стороне маньчжуров воевали отряды европейских наемников. Позднее были созданы специальные подразделения, в которых иностранцам была отведена роль офицерского корпуса, рядовыми же бойцами были китайцы.

В 1862 г. Щи Дакай, стремясь превратить в новую базу тайпинского движения провинцию Сычуань, был блокирован на берегах горной реки Дадухэ превосходящими силами противника. Положившись на обещание, данное цинским командованием, в случае добровольной сдачи сохранить его бойцам и ему самому жизнь, он сдался на милость победителей. Однако слова они не сдержали. Рядовые бойцы были преданы мечу, а сам Ши Дакай перевезен в Чэнду и там казнен. Кара-Мурза Г.С. Тайпины. Великая крестьянская война и тайпинское государство в Китае 1860-1864 / Г. С. Кара-Мурза. - М.: Наука, 1957. - С. 66.

В начале 1864 г. столица Небесного государства была подвергнута блокаде правительственными войсками. Весной подвоз продовольствия в город прекратился, стала реальной угроза голода Хун Сюцюань, глубоко уверенный в том, что вмешательство Божественных сил поможет его державе преодолеть все испытания, отказался обсуждать, возможно, разумные предложения о прорыве блокады и уходе на юг, откуда и началось само движение.

К лету 1864 г. стало очевидным, что помощи ждать неоткуда. Видимо, приняв яд, 1 июня 1864 г. Хун Сюцюань скончался, а в конце июля начался решающий штурм столицы Небесного государства. Сигналом к штурму города был подрыв неприятелем части мощных оборонительных стен, окружавших Нанкин. Пятнадцатилетний сын Хуна, коронованный в качестве Небесного вана, несмотря на помощь опытных и верных советников, был бессилен что-либо сделать.

Тем не менее юному правителю в окружении небольшой группы наиболее преданных и близких сановников (в нее входили Ли Сючэн и Хун Жэньган) вместе с вооруженным отрядом удалось вырваться из Нанкина, где последние защитники тайпинского государства вступили в уличные бои с войсками цинского правительства. Они сражались до последнего человека.

В октябре Небесный ван был захвачен и казнен (Ли Сючэн попал в плен и был предан смерти еще ранее). Но разрозненные тайпинские отряды продолжали сопротивление и после гибели своих предводителей. Одни из них боролись на севере, на территории провинций Аньхуэй и Шаньдун, другие -- оказывали сопротивление на юге. Одна из групп тайпинов под давлением правительственных войск даже перешла границу с Вьетнамом и впоследствии приняла участие в событиях франко-китайской войны 1884-1885 гг. История Китая с древнейших времен до наших дней. - М.: Наука, 1974. - С. 309.

Тайпинское восстание (1850-1864) - крестьянская война в Китае против феодального гнёта маньчжурской династии и иностранных колонизаторов. Причинами восстания явились усиление налогового бремени из-за оттока серебра из страны и необходимости выплачивать военную контрибуцию Англии, агрессия капиталистических держав в ходе первой опиумной войны, обусловившие крайнее обострение кризиса китайского феодального общества. Причиной кризиса стал быстрый рост населения, из-за которого происходило уменьшение площади пахотных земель в среднем на каждое крестьянское подворье. Вследствие чего происходило обезземеливание крестьян, а как результат – неспособность выплачивать все налоги.

Тайпинское восстание вспыхнуло в провинции Гуанси летом 1850 г. Идейным вождём восставших был сельский учитель Хун Сюцюань, организовавший религиозное “Общество поклонения Богу”, которое проповедовало идею создания “небесного государства великого благоденствия” - Тайпин тяньго. Общество заимствовало ряд идей из христианства, сочетавшихся с древнекитайскими учениями о справедливом обществе. Общество богопоклонников считало истинным Богом Отцом Иегову, ниже стояли три его сына Иисус Христос, Хун Сюцюань и Ян Сюцин. Сектанты проповедовали борьбу с конфуцианством и буддизмом. В руководство секты входил помимо бедняков и богатый землевладелец Ши Дакай.

К ноябрю 1850 Хун Сюцюань и его соратники Ян Сюцин, Ши Дакай во главе 20-тысячного войска начали военные действия против правительственной армии. 27 августа 1851 г. повстанцы захватили крупный город Юнъань и объявили о создании своего “небесного государства”. В апреле 1852 г. тайпины уничтожили 13-тысячную армию, направились на север и вышли в долину р. Янцзы.

Армия тайпинов, пополнявшаяся за счёт трудового люда (с 20 тыс. она выросла до 300-500 тыс. чел.), отличалась высокой боеспособностью и строгой дисциплиной. Тайпины выработали свою стратегию и тактику и успешно вели манёвренную войну. Последователи Хун Сюцюаня продавали свое имущество, а вырученные деньги отдавали в священные кладовые в Цзиньтяни, из которых все повстанцы и члены их семей получали продовольствие и одежду по общим нормам. Была установлена строгая дисциплина. Женщины жили в отдельных лагерях, общение между мужчинами и женщинами не допускалось. Бойцы тайпинской армии отличались строгой дисциплиной и следовали христианским заповедям. Армию отличали гуманное отношение к населению, отсутствие грабежей и жестокости. Запрету подверглись азартные игры, вино, курение опиума и проституция. Повстанцы убивали всех маньчжуров и крупных чиновников-китайцев, а также своих противников из среды землевладельцев, конфисковывали их имущество. Но все прочие категории землевладельцев сохраняли свое имущество и земельные владения. Новый земельный налог был намного ниже цинского, а ряд прежних дополнительных поборов отменялись. Тайпины заставляли землевладельцев снижать арендную плату. В новом государстве запрещалась купля-продажа невест и рабынь, требование приданого и обычай бинтовать ноги женщинам. Целью повстанцев было освобождение Китая от власти маньчжуров и снижение налогового гнета. Тайпинское движение по своей сущности являлось крестьянской войной.



В январе 1853 тайпины овладели трёхградьем Ухань (гг. Ханьян, Ханькоу и Учан), а в марте заняли Нанкин. Для окончательного свержения цинской династии тайпинам было необходимо разбить войска на севере страны и взять Пекин. Однако руководители Тайпинского восстания промедлили с походом на север и выделили для него незначительные силы, в результате поход закончился неудачно.

Обосновавшись в Нанкине и объявив его своей столицей, тайпинское руководство обнародовало свою программу, названную “Земельной системой небесной династии”, которая должна была стать своеобразной конституцией тайпинского государства. В соответствии с принципами утопического “крестьянского коммунизма” в ней провозглашалось полное уравнение всех членов китайского общества в сфере производства и потребления. Организация всей жизни тайпинского государства была построена на армейско-бюрократической основе. В основу государственного устройства был положен монархический принцип с традиционной для него иерархией чинов и рангов. Номинально главой Небесного государства и абсолютным монархом являлся Хун Сюцюань. По прибытии в Нанкин он удалился от мирских дел, занимался только религиозными вопросами и все время пребывал в своем дворце. Еще до переезда в Нанкин вся власть была передана им Ян Сюцину. Ему были подчинены все остальные предводители повстанцев, имевшие титулы князей. Князья стали строить свои собственные роскошные дворцы с массой челяди. Частная собственность, рыночная экономика и торговля были запрещены в столице тайпинского государства. Мастерские, мануфактуры, магазины и дома стали государственной собственностью. Были запрещены семейные отношения и браки. Во избежание разврата мужчины были отделены от женщин и детей. Все население Нанкина, кроме воинских частей и домов тайпинской знати, было распределено по изолированным друг от друга мужским и женским трудовым лагерям и рабочим командам. В других городах подобные меры не проводились. Но и столичная система вызывала протесты рядовых повстанцев и весной 1855 г. была отменена.

В период 1853-56 государство тайпинов расширялось за счёт земель в среднем течении Янцзы. Маньчжурский режим в это время находился на грани краха. Тайпины наносили цинским войскам одно поражение за другим. На помощь маньчжурской династии пришли китайские помещики и чиновники, создававшие частные военные дружины, которые стали опасными противниками тайпинов. С 1856 г. власть тайпинов стала ослабевать в связи с тем, что среди руководства произошёл раскол, переросший в междоусобную войну, в результате которой был убит фактический вождь тайпинов Ян Сюцин, а Ши Дакай и ряд других порвали с Нанкином и стали действовать самостоятельно. Этим воспользовались маньчжуры и в конце 1856 перешли в наступление, которое было остановлено только к началу 1860 г. из-за 2-й опиумной войны, сковавшей войска Цин на Севере. Англия, Франция и США первое время открыто не выступали против тайпинов. Воспользовавшись гражданской войной в Китае, они начали 2-ю «опиумную» войну. Когда стало очевидным, что тайпины не смогут свергнуть правящую династию и являются серьезным препятствием на пути торговцев опиумом, они начали против повстанцев открытую интервенцию, ускорившую внутреннее разложение их государственной власти. Цинские армии теперь были вооружены современными винтовками и артиллерией. Для тайпинов началась полоса военных неудач, закончившихся в 1864 г. занятием Нанкина маньчжурами.

Тема 2. ИДЕОЛОГИЯ И ПРОГРАММА ТАЙПИНОВ

1. Предпосылки и причины тайпинского движения. Хун Сюцюаньи его роль в истории тайпинов.

2. Идеология тайпинского государства.

3. Характеристика основных этапов тайпинского движения.

4.Программа тайпинов. «Земельная система Небесной династии»:

– аграрное устройство

5.Характер, движущие силы, причины поражения и последствия тайпинского движения для Китая.

    Предпосылки и причины восстания.

Цель восставших - свержении установившегося общественного порядка, воплощением которого в глазах тайпинов была правящая маньчжурская династия.

Предпосылки крестьянской войны.

Помимо общих причин, усугубили первые последствия итогов Первой опиумной войны, когда Китай превратился в полуколонию.

Отлив серебра за границы отсюда повышение стоимости своего серебра. Налоги крестьяне платили серебром, а сами использовали медные монеты – вэни (серебро – ляны). Связки вэней все больше росли отсюда ухудшение положения крестьян. --Повышается арендная плата отсюда положение крестьян-арендаторов и тех, кто держал земли, ухудшается.

Теряют работу кустари и ремесленники (англ конкуренция). Торговые пути стали проходить по морскому побережью (раньше внутри страны). Центр Китая стал тоже разоряться.

Причины, которые привели к началу одного из крупнейших в истории Китая народных восстаний, поставившего под угрозу правление цинской династии и продолжавшегося пятнадцать лет, представляли собой сложное переплетение факторов, носивших традиционный характер, с новыми явлениями, связанными с вторжением иностранных держав.

- Приметы династийного кризиса

Торговля Китая с западными державами, что в свою очередь было результатом огромного увеличения ввоза в страну опиума. На протяжении 1820-1840-х гг. в результате торговых операций китайская экономика получила около 10 млн. лянов серебра прибыли, в то время как вывезено его из Китая было примерно 60 млн. Это отразилось на рыночном соотношении серебра и медной разменной монеты. Так, если в начале XIX в. за один лян серебра давали 1 тыс. медных монет (туцзыр), то в начале 1840-х гг. - до 1500 монет. Последнее обстоятельство имело самое непосредственное отношение к проблеме налогового бремени. Как отмечалось выше, поземельный налог назначался в зависимости от количества и качества земли и исчислялся в граммах серебра. Непосредственная выплата производилась медной монетой в соответствии с реально складывающимся на рынке соотношением. Таким образом, реальное налоговое бремя, и в первую очередь на территории провинций Южного Китая, через которые и шла основная торговля с Западом, должно было увеличиться, и весьма существенно.

Второе обстоятельство, также связанное с иностранным вторжением и питавшее источники народного недовольства, состояло в перенесении основного объема торговли после первой «опиумной» войны в приморские провинции бассейна Янцзы. Это было результатом сопротивления, которое встретили иностранцы в Гуандуне, а также открытия для иностранной торговли целого ряда новых приморских городов. Товары, которые раньше приходилось транспортировать на юг, теперь было весьма удобно отправлять за границу, используя водную транспортную сеть бассейна Янцзы. Это лишило работы весьма значительную часть населения южных провинций, принадлежавшего к общественным низам, которые к середине XIX в. уже традиционно были связаны с перевозками товаров для иностранной торговли.

Таким образом, новые факторы, связанные с воздействием мирового рынка и капитализма, стали как бы частью традиционного механизма, действие которого приводило к обострению династийного кризиса и вспышке народного сопротивления.

К отмеченным обстоятельствам следует добавить и ряд других, носивших вполне традиционный характер. Народное недовольство вызвали последствия стихийных бедствий, обрушившихся на Китай в 40-е гг. XIX в. Плохое содержание ирригационных сооружений привело к тому, что в 1841 и 1843 гг. Хуанхэ прорвала дамбы, контролировавшие ее течение. Это вызвало затопление огромных территорий, в результате чего погибло около 1 млн. человек. В 1849 г. в провинциях нижнего течения Янцзы случился один из самых жестоких неурожаев в XIX в. Засуха, ураганы и нашествие сельскохозяйственных вредителей почти полностью уничтожили посевы.

В условиях серьезного ухудшения положения значительные Массы сельских и городских низов могли принять участие в антиправительственных выступлениях. Кроме того, в провинциях Южного Китая, где, собственно, и началось восстание, были весьма сильны традиционные противоречия между двумя группами населения - пунти («коренные», или бэнъди на пекинском Диалекте) и хакка («пришлые», или кэцзя в нормативном чтении). Первые, организованные в могущественные клановые общины, занимавшие наиболее удобные для земледелия и плодородные земли долин, считали себя истинными хозяевами здешних мест. Хакка были потомками более поздних переселенцев, которым достались земли предгорий, более пригодные для выращивания батата, чем ведения поливного земледелия. Из их числа выходили арендаторы земель пунти. Помимо этого хакка как более поздним пришельцам чаще приходилось сталкиваться с местным некитайским населением и вести с ним борьбу за землю.

    Идеология тайпинов: – Хун Сюцюань и истоки идеологии тайпинов; – Идейно-политическая направленность тайпинского движения.

Идеология:

Смесь традиционных китайский представлений и христианства.

1.Антиманьчжурский характер.

2.Тесная связь с древнекитайскими социальными утопиями (тайпин, разделение земли т.п.)

3.Аскетизм морали (запретили опиум, азартные игры, табак; пуританское общение между М и Ж)

4.Христианская окраска (идея равенства, 10 заповедей – но переиначили, Десять Небесных Заповедей и др)

Сторонники Хун Сюцюаня стремились реализовать некоторые важнейшие принципы его учения. Одним из них было положение об изначальном равенстве всех людей. В этом сказалось влияние как христианских идей, так и китайской традиции, связанной с историей религиозных сект и тайных обществ. Сторонники Хун Сюцюаня попытались воплотить эти верования в некоторых общественных институтах. Одним из наиболее важных нововведений у восставших стали общественные кладовые, куда последователи движения должны были отдавать все имущество, превышающее минимум, необходимый для самой простой жизни. Сюда впоследствии передавалось также захваченное повстанцами в ходе гражданской войны. Тайпинское руководство разделило своих последователей на мужские и женские отряды, объявив, что вступление в брак будет разрешено после победы народной войны. В тайпинских рядах были запрещены и сурово карались употребление табака и наркотиков; а также азартные игры. В знак непризнания власти маньчжурской династии тайпины отрезали косу и носили распущенные волосы, спадавшие на плечи. По этой причине в правительственных источниках их часто называли «длинноволосыми».

Хун Сюцюань

Руководитель Тайпинского восстания был родом из деревни хакка - Хун Сюцюань (1814-1864) родился в простой крестьянской семье в пров. Гуандун. Хун с детства испытывал склонность к учению. Когда мальчику исполнилось шесть лет, родители отдали его в деревенскую школу, которую он сумел успешно закончить, что удавалось очень немногим его сверстникам. Семья Хун Сюцюаня, его родственники по клану, включая его самого, надеялись, что, выучившись, он сможет сдать экзамены на ученое звание, а затем начать и чиновничью карьеру. Таким образом, его юношеские устремления основывались на вполне лояльном отношении к существующему общественному порядку и, казалось, ничто не обещало, что жизнь и время сделают из него вождя одного из самых значительных народных восстаний в истории Китая. Однако преследовавшие Хун Сюцюаня неудачи во время экзаменов на получение первого ученого звания (шэньюанъ) повлияли на всю его дальнейшую жизнь. В 1837 г. после очередного провала на экзаменах Хун, трагически переживавший случившееся, тяжело заболел. Во время болезни ему явилось видение - старец, восседавший на троне и подающий ему меч, украшенный драгоценными камнями. Оправившись от болезни, будущий вождь восстания, пытаясь разобраться в посещавшем его видении, обратился к изучению переводов священных христианских книг, которые годом ранее он привез из Гуанчжоу. В результате их длительного и тщательного изучения Хун пришел к выводу, что явившийся ему старец есть Бог Отец, предназначивший его к исполнению Божьего Завета - освобождению людей и основания на земле Божьего Царства. Впоследствии Хун Сюцюань назвал свое государство Тайпин тяньго (Небесное государство великого благоденствия), откуда и пошло название восстания. Себя Хун Сюцюань считал младшим братом Иисуса Христа и будущим правителем Небесного Царства на земле. Попытка обратить односельчан в новую веру, представлявшую из себя причудливое соединение христианских идей с китайской традицией, знатоком которой можно считать Хун Сюцюаня, не увенчались успехом, хотя он и нашел последователей среди некоторых родственников (так, приверженцем новых идей стал его двоюродный брат Хун Жэньгань) и верных друзей. Стремясь расширить круг своих последователей, Хун Сюцюань переезжает в одну из деревень в соседней провинции Гуанси (уезд Гуйпин), где у него были родственники. В этом бедном горном районе, населенном бедняками-хакка и оторванными от сельской жизни рабочими-углежогами, число сторонников нового учения увеличилось. Здесь же им при поддержке ближайших друзей было основано «Общество поклонения Небесному Владыке», которое вскоре насчитывало до 2 тыс. человек. Несмотря на преследования властей и временные неудачи, проповедь Хун Сюцюаня и его сподвижников привлекала все новых последователей. Из их среды вскоре и сформировалась группа будущих руководителей восстания. Среди них был энергичный и талантливый организатор Ян Сюцин (1817-1856). Будучи простым углежогом, он претендовал на признание того, что его устами с последователями движения говорит Сам Бог Отец. Совсем юным примкнул к инсургентам Ши Дакай (1831-1863), происходивший из зажиточной семьи в Гуанси. Он привел в ряды повстанцев несколько сотен человек, являвшихся его родственниками по клану. Среди руководителей движения можно назвать также Вэй Чанхуэя , человека довольно состоятельного, семья которого принадлежала к шэньши. У каждого из них были свои причины решиться на участие в деле, которое могло кончиться гибелью. Летом 1850 г. Хун Сюцюань призвал своих сторонников собраться в деревне Цзинь-тянь (тот же Гуйпин) в Гуанси, чтобы подготовиться к решительной борьбе с властями.

Устройство и социальный состав восставших

Тайпинское руководство разделило своих последователей на мужские и женские отряды, объявив, что вступление в брак будет разрешено после победы народной войны. В тайпинских рядах были запрещены и сурово карались употребление табака и наркотиков; а также азартные игры. В знак непризнания власти маньчжурской династии тайпины отрезали косу и носили распущенные волосы, спадавшие на плечи. По этой причине в правительственных источниках их часто называли «длинноволосыми».

Социальный состав восставших был разнородным - это было в полном смысле народное движение, собравшее под свои знамена людей разного общественного положения и различных национальностей. В его рядах были земледельцы-хакка, а также те, кто принадлежал к местным кланам, рабочие-углежоги и шахтеры, занятые на разработках в горных районах Гуанси, бедняки и состоятельные люди, выходцы из семей шэньши, ханьцы и представители местных народов, в первую очередь чжуан, и др. Но, разумеется, основную массу составляли те, кого можно отнести к низам тогдашнего китайского общества, - его маргиналы и даже люмпены. Тем не менее из этой крайне разнородной массы людей, увидевших в движении тайпинов путь к иной, более достойной жизни, его руководителям удалось создать вполне дисциплинированное и боеспособное войско. Уже летом и осенью 1850 г. повстанцам пришлось неоднократно вступать в военные действия с отрядами деревенской самообороны, которые по приказанию местного начальства направлялись на подавление начавшейся смуты. Выступления, организованные местными могущественными кланами, были отражены восставшими.

Восставшие выступали за :

    Руководители движения объявили об отказе от традиционной системы экзаменов и набора посредством нее кандидатов на государственную службу.

    Они выступали против традиционных китайских религиозных «трех учений», назвав их ересью, безжалостно уничтожая при этом культовые сооружения и изваяния святых, дорогие сердцу не только книжника-чиновника, но и простого человека. На место всего этого они выдвинули христианство в интерпретации Хун Сюцюаня как единственно верное учение.

    Восставшие требовали восстановить социальную справедливость, покарать нерадивых чиновников, отнять излишки у богатых.

Ход восстания

Тайпинское восстание принято разделять на несколько этапов. Первый этап охватывает 1850-1853 гг. Это было время, когда восставшие собирали силы, создавали вооруженные отряды, в дальнейшем превратившиеся в армии, и с боями продвигались на север. Он завершился осадой и захватом Нанкина, который был превращен тайпинами в столицу своего государства. Наивысший подъем восстания пришелся на 1853-1856 гг. В этот период инсургентам удалось не только создать вполне стабильное государственное образование на территории нескольких приморских провинций нижнего течения Янцзы, но и предстать в качестве реальной угрозы цинской династии. События, связанные с кровавой междоусобной борьбой в тайпинском руководстве осенью 1856 г., делят историю восстания на восходящий период и время, когда восставшие безуспешно пытались удержать завоеванное в тяжелой борьбе. 1856-1864 гг. - последний этап в тайпинской истории, завершившийся падением Нанкина и гибелью всех основных участников тайпинской драмы.

Первый этап (1850-1853 гг)

Летом 1850 г. Хун Сюцюань призвал своих сторонников собраться в деревне Цзинь-тянь (тот же Гуйпин) в Гуанси, чтобы подготовиться к решительной борьбе с властями. На призыв откликнулись примерно 20-30 тыс. человек - мужчины, женщины, дети. Многие, продав все имущество, приходили к тайпинам целыми семьями и даже кланами. Осенью 1851 г. тайпины захватили небольшой город в северной Гуанси - Юнъань, где пробыли до весны следующего года. Здесь было завершено образование политических институтов тайпинского государства, Небесным ваном (правителем) стал Хун Сюцюань, что свидетельствовало о его главенствующем положении в тайпинской иерархии. Ян Сюцин, командующий тайпинскими войсками, получил титул Восточного вана. Вэй Чанхуэй стал Северным ваном, а Ши Дакай - Отдельным ваном. Каждый из этих правителей имел под своим командованием собственные вооруженные силы и административный аппарат. Верховным вождем считался Хун Сюцюань, которого вскоре стали приветствовать обращением «ваньсуй» (пожелание «десяти тысяч лет жизни»). Однако истинным военным руководителем и верховным администратором был Ян Сюцин, государственный талант которого раскрылся в полной мере. Осенью 1852 г. тайпины были блокированы в Юнъане регулярными правительственными войсками. Сумев неожиданным ударом прорвать осаду, нанеся поражение цинским отрядам, пытавшимся остановить их, с боями они двинулись на север. Неудачи сменялись громкими победами. Тайпинам так и не удалось овладеть столицей Хунани г. Чанша, несмотря на его длительную осаду, однако наступление на Учан - столицу Хубэя - завершилось захватом этого важнейшего политического и военного центра Китая (февраль 1853 г.). В руки тайпинов, которых к этому времени насчитывалось, очевидно, до полумиллиона человек, попали запасы вооружения из учанских арсеналов. На Янцзы ими также было захвачено большое количество речных судов. В сложившейся обстановке руководству повстанцев предстояло сделать серьезный выбор - решить, куда двигаться дальше. Было принято решение - повернуть на восток и, спустившись по течению Янцзы, овладеть Нанкином и превратить его в столицу тайпинского государства. В марте после ожесточенной осады тайпины захватили Нанкин. С этого времени город оставался столицей Небесного государства вплоть до его падения в 1864 г.

Второй этап (1853-1856 гг)

Сделав своей базой провинции центрально-южного Китая, расположенные главным образом в бассейне нижнего течения Янцзы, восставшие не отказались полностью от идеи подчинения Северного Китая. Уже весной 1853 г. ими была организована первая экспедиция для завоевания Пекина. Несмотря на то, что войсками командовал один из наиболее талантливых тайпинских военачальников, поход закончился неудачей, главным образом из-за недостаточного количества сил. К октябрю того же года армии, численность которой сократилась до 20 тыс. человек, удалось дойти до пригородов Тяньцзиня, но взять город столь немногочисленные силы, лишенные к тому же осадной артиллерии, не смогли. Посланный в начале 1854 г. на помощь второй отряд, насчитывавший приблизительно 40 тыс. человек, не смог поправить дело. Оправившись к этому времени от первых поражений, цинские войска после нескольких месяцев упорных боев разгромили обе армии, участвовавшие в северной экспедиции, их командиры были взяты в плен и казнены. Таким образом, тайпины как минимум дважды упустили реальный шанс положить конец маньчжурскому правлению и объединить Китай под властью Небесного вана. Вначале правительственные силы были слишком слабы и постоянно терпели поражения от восставших. Опасаясь вступить с тайпинами в решающее сражение, цинские армии следовали за ними на почтительном расстоянии. После того как тайпины осели в Нанкине, правительственные войска создали два укрепленных лагеря на подступах к городу, накапливая силы и готовясь к решительному сражению, которое должно было привести к перелому в военных действиях. Однако этот перелом был связан не столько с активностью войск центрального правительства, сколько с формированием новых вооруженных сил, находившихся под контролем китайских чиновников-военачальников и созданных на основе отрядов ополчения могущественных кланов в тех районах, по которым прокатились волны тайпинского нашествия. Первыми такими соединениями были отряды «хунаньских молодцов», сформированные по разрешению цинского правительства видным чиновником хунаньского происхождения Цзэн Гофанем (1811-1872). Первые победы над тайпинами принадлежали именной хунаньской армии.

Складывание региональных военных формирований, находившихся под номинальным контролем центра, имело и еще одно весьма важное для будущего политического развития Китая последствие: тем самым были заложены ростки явления, которое в китаеведческой литературе принято называть «региональным милитаризмом». Суть его состояла в том, что ослабленная развивавшимся династийным кризисом, внутренними смутами и внешними вторжениями императорская власть была уже не способна удерживать страну в рамках системы централизованного контроля. Влиятельные местные чиновники, подчинившие себе многочисленные вооруженные формирования, созданные первоначально для борьбы с тайпинами, превращались в силу, политически весьма независимую от пекинских властей. Этот процесс имел и другую сторону - «региональными милитаристами» были не маньчжуры, а представители китайской по своему происхождению чиновничьей элиты. В этом находило выход ее стремление к социальному самоутверждению, и маньчжурская правящая группа, желавшая продолжения своего правления в Китае, вынуждена была с этим смириться.

В целом, однако, вплоть до осени 1856 г. положение в тайпинском лагере оставалось стабильным. Тайпинам удалось удерживать весьма значительную территорию, имевшую стратегическое значение, и не только успешно отбивать атаки, но и наносить поражения правительственным войскам и отрядам местных военных предводителей, выступивших на стороне цинского правительства.

Третий этап (1856-1864 гг)

Тайпинское государство было резко ослаблено внутренней борьбой, вспыхнувшей осенью 1856 г. и отметившей собой рубеж, после которого восстание пошло по нисходящей линии. Причины происшедшего по-разному оценивались историками, но более всего это походило на стремление захватить верховную власть в тайпинском государстве. Действующими лицами сентябрьских событий были все основные руководители тайпинского государства, сумевшие уцелеть в ходе походов и боев. Прежде всего это была борьба между Небесным ваном Хун Сюцюанем и его наиболее влиятельным соратником Ян Сюцином, уже ко времени занятия Нанкина сосредоточившим главные нити политического и военного контроля в своих руках. После превращения Нанкина в тайпинскую столицу отношения между ними стали резко ухудшаться, начало чему было положено еще в конце 1853 г., когда Ян под предлогом того, что его устами вещает Сам Бог Отец, осудил Хуна за недостойное поведение, объявив, что он «начал слишком много грешить». В начале лета 1856 г. произошел еще один эпизод, который также можно было истолковать как претензию Ян Сюцина на захват главенствующего положения в тайпинской иерархии. На этот раз «Бог Отец» потребовал, чтобы Хун Сюцюань пожелал ему, Ян Сюцину, не «девять тысяч лет жизни», а все «десять», что по существующему церемониалу было положено желать только самому Хун Сюцюаню. Ян Сюцин, который деспотическими методами правления восстановил против себя других тайпинских руководителей, для рядовых тайпинов продолжал оставаться любимым и почитаемым предводителем восстания. На рассвете 2 сентября 1856 г. части, верные Северному вану Вэй Чанхуэю, ворвались в резиденцию Яна и безжалостно уничтожили всех, кто там находился, включая и самого Ян Сюцина. Через несколько дней после этого был издан эдикт от имени Хун Сюцюаня, в котором Вэй Чанхуэй подвергался осуждению за происшедшее, более того, он был приговорен к публичному наказанию палками во дворце верховного правителя тайпинов. Уцелевшие сторонники Ян Сюцина, которых в Нанкине насчитывалось несколько тысяч человек и которые, несомненно, представляли опасность для участников заговора, желая быть свидетелями унижения своего врага, без оружия собрались в указанном месте. Но здесь они были окружены бойцами Вэй Чанхуэя и безжалостно и хладнокровно уничтожены. Узнав о случившемся, Ши Дакай, находившийся в это время на войне, снял войска с передовых позиций и в октябре объявился у стен Нанкина. Происшедшее вызвало его крайнее осуждение, которое он и не пытался скрывать. Вэй готовил расправу и над Ши Дакаем, надеясь таким образом избавиться от основных соперников в борьбе за главную роль в тайпинской державе. Ши Дакаю чудом удалось избежать смерти. Получив сообщение о готовящейся расправе над ним, он бежал из города. По одним сведениям, его верные люди помогли ему спуститься с городской стены по веревке, по другим - телохранители вынесли его за пределы Нанкина в корзине, в которой обычно зеленщики доставляли в город овощи. Тогда по распоряжению Вэя была совершена расправа над членами семьи Ши Дакая, оставшимися в городе. Однако победа Вэй Чанхуэя была непродолжительной. Через месяц по требованию Ши Дакая и других многочисленных руководителей тайпинов он был лишен жизни вместе с несколькими сотнями своих приверженцев. Ши Дакай с триумфом вернулся в Нанкин. Последовавшие государственные перевороты и контрперевороты были поистине ужасны. Погибли тысячи людей, составлявшие цвет тайпинского военного командования и политического руководства. По данным источников, их число составило более 20 тыс. человек. Все это вызвало рост взаимного недоверия в тайпинском руководстве, и, в конечном счете, привело к расколу движения. В 1856 г. Ши Дакай, очевидно не без оснований опасавшийся за свою безопасность, покинул Нанкин и со своими вооруженными приверженцами (около 100 тыс.) отправился в самостоятельный поход, надеясь основать новый центр тайпинского движения в богатой провинции Сычуань. События осени 1856 г. нанесли тайпинскому движению удар, от которого оно по-настоящему так и не смогло оправиться. Однако, несмотря на это, тайпины продолжали оказывать упорное сопротивление, отстаивая территорию своего государства еще почти 10 лет. За это время выдвинулись новые талантливые руководители и государственные деятели, которые вынашивали проекты реформ, способных изменить облик традиционного китайского общества, сделав его более современным. Одним из наиболее выдающихся руководителей тайпинского государства на этапе его поздней истории стал Ли Сючэн (1824- 1864), с именем которого связано немало удачных военных операций. С проектом реформ, выдержанных в духе западных влияний, в 60-е гг. выступил двоюродный брат Хун Сюцюаня Хун Жэньгань (1822-1864), ставший последователем его идей еще в 40-е гг. Между тем силы, боровшиеся против тайпинов, все увеличивались. Главное бремя гражданской войны несли на себе региональные вооруженные формирования, значение которых все более росло. Под командованием Ли Хунчжана (1823-1901), служившего несколько лет в армии «хунаньских молодцов» Цзэн Гофаня, в начале 60-х гг. образуется Хуайская армия. В нанесении решающих ударов по тайпинам принял участие Цзо Цзунтан (1812-1885), возглавивший действовавшую против них армию в пров. Чжэцзян. Эти армии, вооруженные и обученные на европейский манер, далеко превосходили тайпинские войска по оснащенности, но уступали им в боевом духе. С начала 60-х гг. иностранцы, отказавшись от политики нейтралитета, которого они придерживались с начала восстания, также начинают вмешиваться в военные действия, выступая на стороне пекинского правительства. С их точки зрения, тайпины, отказавшиеся подтвердить положения Нанкинского договора 1842 г., являлись менее удобными партнерами, чем маньчжурское правительство. На стороне маньчжуров воевали отряды европейских наемников. Позднее были созданы специальные подразделения, в которых иностранцам была отведена роль офицерского корпуса, рядовыми же бойцами были китайцы.

В 1862 г. Щи Дакай, стремясь превратить в новую базу тайпинского движения пров. Сычуань, был блокирован на берегах горной реки Дадухэ превосходящими силами противника. Положившись на обещание, данное цинским командованием, в случае добровольной сдачи сохранить его бойцам и ему самому жизнь, он сдался на милость победителей. Однако слова они не сдержали. Рядовые бойцы были преданы мечу, а сам Ши Дакай перевезен в Чэнду и там казнен.

В начале 1864 г. столица Небесного государства была подвергнута блокаде правительственными войсками. Весной подвоз продовольствия в город прекратился, стала реальной угроза голода.

Хун Сюцюань, глубоко уверенный в том, что вмешательство Божественных сил поможет его державе преодолеть все испытания, отказался обсуждать, возможно, разумные предложения о прорыве блокады и уходе на юг, откуда и началось само движение.

К лету 1864 г. стало очевидным, что помощи ждать неоткуда. Видимо, приняв яд, 1 июня 1864 г. Хун Сюцюань скончался, а в конце июля начался решающий штурм столицы Небесного государства. Сигналом к штурму города был подрыв неприятелем части мощных оборонительных стен, окружавших Нанкин. Пятнадцатилетний сын Хуна, коронованный в качестве Небесного вана, несмотря на помощь опытных и верных советников, был бессилен что-либо сделать.

Тем не менее юному правителю в окружении небольшой группы наиболее преданных и близких сановников (в нее входили Ли Сючэн и Хун Жэньган) вместе с вооруженным отрядом удалось вырваться из Нанкина, где последние защитники тайпинского государства вступили в уличные бои с войсками цинского правительства. Они сражались до последнего человека.

Тайпинское восстание в Китае (1850-1864 гг.) - одно из самых значимых событий в истории страны. Что послужило поводом к началу и как это событие повлияло на дальнейшее развитие государства? Об этом читайте далее.

Китай накануне восстания

В начале XIX века Китай вступил в период глубокого кризиса, который охватил все сферы жизни государства. Его политическими проявлениями стали нарастание антиманчжурских настроений (еще с конца XVIII в. была у власти империя Цин, возглавляемая манчжурской династией) и подъем повстанческого движения. Кризис стал главной причиной «закрытия» страны для торговли с английскими и индийскими купцами. Самоизоляция Китая привела к Первой опиумной войне с Англией. В результате агрессивных действий европейских государств с политикой «закрытия» было покончено. Китай начал превращаться в полуколонию.

Поражение в Первой и дальнейшее активное вторжение в экономику страны иностранного капитала подорвали престиж правящей династии. И именно в это время в Китае зарождается новая оппозиционная идеология, отцом которой считается Хун Сюцюань.

Идеология тайпинов

Хун Сюцюань - главный идеолог тайпинского движения. Он родился в 1813 году недалеко от Гуанчжоу. Его отец был обедневшим китайским чиновником. Будущий руководитель восстания тайпинов неоднократно пытался сдать специальный экзамен на замещение государственной должности. Однако все его попытки были неудачны. Именно во время учебы в Гуанчжоу он познакомился с христианскими идеями, которые активно проникали в страну благодаря деятельности европейских миссий. Хун Сюцюань начал изучать незнакомую ему религию. Уже в 1843 г. он создает христианскую организацию под названием «Общество небесного отца».

Рассмотрим основные идеи учения Хун Сюцюаня.

  1. В его основе лежало представление о Святой Троице. При этом Хун Сюцюань включал себя в ее состав в качестве младшего брата Иисуса Христа. В связи с этим все свои действия он трактовал как «предначертание Бога».
  2. Хун Сюцюаню также импонировала христианская идея «царства божьего». Она соответствовала древнекитайским представлениям о «справедливом обществе». В связи с этим тайпины на первый план выдвигали идею равенства и братства.
  3. Характерной чертой идеологии тайпинов была ее антиманчужрская направленность. В своих проповедях он говорили о том, что должна быть свергнута. Кроме того, тайпины призывали к физическому уничтожению манчжур.
  4. Последователи Хун Сюцюаня выступали против конфуцианства и других альтернативных религий, но при этом заимствовали у них некоторые представления (например, идею о «сыновней почтительности»).
  5. Главная цель организации - создание Тайпин Тяньго (Небесного государства великого благоденствия).

Начало восстания и периодизация

Летом 1850 г. началось Цзиньтяньское восстание. Тайпины сочли обстановку в стране благоприятной для открытого выступления против государственной власти, во главе которой стояла династия Цин. 10 тыс. повстанцев сконцентрировались в районе деревни Цзиньтянь на юге провинции Гуанси.

На первом этапе борьбы тайпины ставили своей главной целью освободить Китай. Цин (династия, которая правила здесь уже более 100 лет) была провозглашена вражеской и должна быть свергнута.

В целом, исследователи сходятся во мнении, что Тайпинское восстание в Китае прошло в своем развитии 4 основных этапа:

1 этап охватывает 1850-1853 гг. Это время блестящих успехов тайпинской армии. В сентябре 1851 года она захватила город Юнъань. Именно здесь были заложены основы тайпинского государства.

2 этап - 1853-1856 гг. Начало нового периода борьбы знаменует захват повстанцами города Нанкин. На этом этапе тайпины направили основные силы на расширение своего государства.

3 период крестьянской войны в Китае продолжался с 1856 по 1860 г. По времени он совпал со Второй опиумной войной.

4 этап охватывает 1860-1864 гг. Он ознаменовался открытой военной интервенцией западноевропейских держав в Китай и самоубийством Хун Сюцюаня.

Первый этап войны

В 1851 году тайпины двинулись на север Гуанси. Здесь они заняли город Юнъань, где и создали свое правительство.

Во главе нового государства стал Ян Сюцин. Он получил высшую должность под названием «Восточный князь» (также он получил титул «глашатай бога») и сконцентрировал в своих руках административное управление и руководство армией. Кроме того, во главе государства тайпинов стояли еще 3 князя (Западный - Сяо Чаогуй, Северный - Вэй Чанхуэй и Южный - Фэн Юньшань) и их помощник Ши Дакай.

В декабре 1852 года тайпинская армия двинулась вниз по течению реки Янцзы, на восток страны. В январе 1853 года им удалось занять стратегически важный регион - Трехградье Ухань, который включал такие города, как Учан, Ханьян и Ханькоу. Военные успехи тайпинской армии способствовали росту популярности идей Хун Сюцюаня среди местного населения, поэтому повстанческие ряды постоянно пополнялись. К 1853 году число восставших превысило 500 тыс. человек.

После захвата Трехградья Ухань повстанческая армия двинулась в провинцию Аньхуэй и заняла ее важнейшие города.

В марте 1853 года тайпины штурмовали один из крупнейших Нанкин, который затем стал столицей их государства. Это событие ознаменовало конец первого и начала второго этапа крестьянской войны.

Организация тайпинского государства

Крестьянская война в Китае началась в 1850 году, и уже спустя год на юге страны было создано государство тайпинов. Рассмотрим основные принципы его организации подробнее.

  • С 1853 года столицей государства считался город Нанкин.
  • По своему устройству Тайпин Тяньго было монархией.
  • По характеру - теократическим государством (восставшие настаивали на полном слиянии церкви и институтов власти).
  • Основную массу населения составляли крестьяне. Их требования, как правило, выполнялись правительством.
  • Номинальной главой государства считался Хун Сюцюань, однако фактически вся власть находилась в руках «Восточного князя» и «глашатая бога» Ян Сюцина.

В 1853 году был опубликован важнейший документ под названием «Земельная система Небесной династии». По сути, он стал Конституцией новообразованного тайпинского государства. Этот закон утверждал не только основы аграрной политики, но и основные принципы административного устройства страны.

«Земельная система Небесной династии» предусматривала организацию военизированных патриархальных общин. Так, каждые 25 крестьянских семей составляли отдельную общину. Из каждой семьи один человек был обязан нести военную службу.

Еще с лета 1850 года в среде тайпинов была учреждена система так называемых «священных кладовых». Из них повстанцы и их семьи получали продовольствие, деньги и одежду. «Священные кладовые» пополнялись за счет военной добычи. В то же время в тайпинском государстве была запрещена частная собственность.

В новой Конституции тайпинского государства, по сути, воплощались мечты крестьян о равенстве и уничтожении больших землевладений помещиков. Однако этот документ был написан на «книжном» языке, неизвестном большей части населения. Именно поэтому Конституция не стала основой для реальной политики предводителей тайпинского восстания.

Второй этап войны

Восстание тайпинов с 1853 года набирает новую силу. Начало нового этапа войны ознаменовал захват повстанцами крупнейшего китайского города Нанкина. В этот период тайпины вели активную борьбу за расширение границ своего новообразованного государства.

В мае 1853 года было принято решение о начале Северного похода. Его главной целью стал захват Пекина - столицы Китая. В Северный поход было отправлено две армии. В июне состоялся неудачный захват Хуайция. Далее войска двинулись в провинцию Шаньси, а затем - Чжили.

В октябре тайпинская армия подошла к Тяньцзиню (последнему форпосту на пути к Пекину). Однако к этому времени войска были сильно ослаблены. Кроме того, наступила суровая зима. Тайпины страдали не только от холода, но и от недостатка провианта. Тайпинская армия потеря много бойцов. Это все привело к поражению повстанцев в Северном походе. В феврале 1854 года отряды оставили провинцию Тяньцзинь.

Фактически одновременно с Северным начался и Западный поход тайпинской армии. Повстанческие войска возглавил Ши Дакай. Целью этого похода было расширение границ тайпинского государства к западу от Нанкина и захват новых территорий по среднему течению В июне восставшим удалось вернуть утерянный ранее город Аньцин, а затем - и другие важные пункты. Зимой 1855 года армия Ши Дакая вновь завоевала города Трехградья Ухан.

В целом, Западный поход был весьма успешным для тайпинов. Границы их государства значительно расширились к западу от столицы Нанкина.

Кризис государства тайпинов

Несмотря на ряд успешных военных походов, в 1855 году в новообразованном государстве начался кризис, который охватил все сферы жизни общества. Восстание тайпинов охватило широкие территории и встретило большую поддержку населения. Однако его предводители не смогли реализовать большинство своих планов, а Конституция государства стала, по своей сути, утопической.

В это время значительно увеличилось количество князей. В 1856 году их уже было не 4, а более 200. Кроме того, тайпинские вожди начали отдаляться от простых крестьян. К средине войны о всеобщем равенстве и братстве уже никто не говорил.

Кризис охватил и саму систему власти. По сути, тайпины разрушили старое государственное устройство и взамен не смогли организовать правильную систему. В это время обострились разногласия и между правителями. Апогеем этого стал государственный переворот. В ночь на 2 сентября 1860 года были убиты Ян Сюцин и его семья. Страну охватила волна террора. Уничтожались не только сторонники Ян Сюцина, а и других ванов (Ши Дакая). Государственный переворот 2 сентября 1860 года стал переломным моментом в истории крестьянской войны и ознаменовал начало ее третьего этапа.

Вторая опиумная война

Начало третьего этапа борьбы тайпинов против манчжурской династии ознаменовала Вторая опиумная война. Тайпинское восстание в это время потеряло свое мощь, а новообразованное государство было вынуждено существовать в условиях военной агрессии западных государств.

Поводом к началу военных действий послужил арест британского судна «Эрроу» в Китае.

В 1857 году объединенные англо-французские войска захватили Гуанчжоу. Спустя год они оккупировали Тяньцзинь - стратегически важный пункт, который находился на подступах к Пекину.

В 1858 году был подписан Тяньцзиньский мирный договор. Империя Цин была вынуждена капитулировать. Однако перед самой ратификацией мирного договора император Китая объявил о продолжении войны.

В августе 1860 года англо-французские войска вновь оккупировали Тяньцзинь. Решающее сражение состоялось 21 сентября у моста Балицяо (в районе Тунчжоу). Китайская армия была разбита. В октябре 1860 года объединенные англо-французские войска подошли к Пекину. Китайское правительство было вынуждено приступить к переговорам.

25 октября 1860 года была подписана Пекинская конвенция. Основные ее результаты сводились к следующим положениям:

  1. Англия и Франция получили исключительное право создавать в Пекине свои посольства.
  2. В Китае было открыто для иностранной торговли 5 новых портов.
  3. Иностранцы (купцы и дипломаты) получили право свободно передвигаться по территории страны.
  4. Тяньцзинь объявлялся открытым городом.

Четвертый этап и завершение восстания

Тайпинское восстание в 1860-1864 гг. уже не было таким мощным. Кроме того, новообразованное государство было вынуждено перейти от активных военных действий к обороне. Четвертый период крестьянской войны в Китае характеризуется переходом США, Англии и Франции к открытой военной интервенции в страну.

В начале 60-х гг., несмотря на ослабление армии, тайпинам удалось одержать ряд крупных побед. Войска под руководством Ли Сючена направились в приморские провинции. Здесь им удалось завоевать крупные порты - город Хуанчжоу и другие центры Чжэцзян и Цзянсу. Кроме того, тайпины совершили два похода на Шанхай. Однако захватить город им так и не удалось.

В 1861 году началось наступление контрреволюционных сил.

В то же время Англия, Франция и США перешли к открытой интервенции против тайпинов. В 1863 году северное побережье реки Янцзы оказалось под контролем династии Цин. Тайпины затем были вынуждены покинуть все приморские провинции.

В 1864 году манчжурские подразделения при поддержке западноевропейских войск окружили Нанкин. В результате было уничтожено более 100 тыс. тайпинов. В городе начался сильный голод.

Хун Сюцюань осознал всю безвыходность положения и покончил жизнь самоубийством. После его смерти руководство обороной Нанкина перешло в руки Ли Сючэна. В июле 1864 года императорские войска взорвали крепостные стены города и ворвались в столицу Тайпин Тяньго. Ли Сючэну с небольшим отрядом удалось покинуть Нанкин. Однако после он был схвачен и казнен.

Таким образом, в 1864 году война тайпинов подошла к концу. Их основные силы были уничтожены, а руководители восстания казнены. Последние очаги сопротивления императорские войска подавили в 1868 году.

Итоги и последствия крестьянской войны

Для империи Цин восстание тайпинов стало серьезным потрясением. Оно подорвало основы феодального строя и экономики страны. Были разрушены города и крупные порты, восстание привело к массовому истреблению населения Китая.

Тайпин Тяньго стало большим социальным экспериментом, в который были вовлечены широкие крестьянские массы.

Крестьянская война также оказала значительное влияние на положение династии Цин. Ее позиции в стране пошатнулись, и была утеряна поддержка населения. Для подавления массовых выступлений правящая верхушка была вынуждена обратиться за помощью к крупным землевладельцам. Это привело к усилению позиций помещиков. Как следствие, этнические ханьцы (китайцы) все чаще стали принимать участие в управлении страной, а в государственном аппарате уменьшилось число манчжур. В 60-х гг. в Китае происходит укрепление региональных группировок. Это также приводит к ослаблению позиций центральной власти.

Кроме того, средина XIX века в истории Китая ознаменовалась рядом других крупных восстаний.

Более 18 лет длилась война народности мяо в районе Гуйчжоу. В 1862 году началось крупное восстание дунганского народа, которое охватило провинции Шаньси и Ганьсу. В 1855 году в районе Юньнани вспыхнула антиправительственная война. Участие в ней принимала народность хуэй, исповедовавшая ислам. Все эти восстания оказали значительное влияние на дальйнешее развитие Китая и его взаимоотношения с западноевропейскими государствами.

В истории Китая особенно чётко прослеживается определённая цикличность, присущая большинству мировых цивилизаций. Эпохи процветания здесь чередовались с периодами хаоса и разрухи. К середине XIX века растущее в стране напряжение привело к очередному социальному взрыву, который в этот раз был обусловлен не только традиционными внутрикитайскими проблемами, но и принципиально новыми явлениями.

Причины восстания

С 1644 года императорский престол в Китае занимали представители маньчжурской династии Цин, утвердившиеся тут в результате завоеваний. Несмотря на то, что маньчжуры быстро ассимилировались, местное население продолжало воспринимать их как чужаков. Поэтому все последующие социальные волнения проходили под призывами к свержению ненавистных цинских императоров.

Накалялась и обстановка в деревне. Впрочем, социальные трения не были чем-то новым для Китая. Издревле тут сталкивались интересы богатых арендодателей и беднейших низов, причём, последние всегда были источником антиправительственных настроений. Однако социальный протест середины XIX века был связан не только с внутренними явлениями, но и с последствиями Первой Опиумной войны. Покупка опиума у Великобритании вызвала отток серебра из китайской экономики и инфляцию. При этом выплаты населению выдавались дешёвой медной монетой, а повинности взимались исключительно серебром. Этот дисбаланс стал причиной значительного увеличения налогового бремени и роста недовольства.

Открытие новых портов для торговли с иностранцами разгрузило сухопутные торговые пути в южной части страны — в районе Гуандуна. Перевозки стали осуществляться по реке Янцзы, что требовало меньших финансовых затрат и экономило немало времени. В результате многие крестьяне, проживавшие на юге и занимавшиеся транспортировкой товаров, остались без работы и средств к существованию.

Ещё одним обстоятельством, приведшим к крестьянским выступлениям, стали стихийные бедствия, обрушившиеся на Китай в 1840-е годы: два сильнейших наводнения, унесшие жизни 1 млн человек, и неурожай 1849 года.

Протест беднейших слоёв мог бы вылиться в краткую череду разрозненных и бессистемных восстаний, которые правительство подавило бы за считанные месяцы, а то и недели. Но в этот исторически важный момент в крестьянской среде появился весьма амбициозный человек, не только предложивший чёткое идеологическое обоснование для дальнейших выступлений, но и превративший аморфную массу недовольных в строгую, военизированную организацию. Звали его Хун Сюцуань. На основе собственных представлений об устройстве мира и идеальном государстве, он сумел создать настоящую религию, нашедшую множество приверженцев по всей стране.

Учение и деятельность Хун Сюцуаня

Идеи Хун Сюцуаня сочетали как традиционные для Китая мировоззренческие элементы, так и принципиально новые. По сути, это был синтез даосизма, буддизма и конфуцианства, с одной стороны, и христианства, понимаемого на особый манер, с другой.

Главной целью своей деятельности Хун Сюцуань видел создание «государства великого благоденствия», основанного на принципах равенства и братства. Причиной возникшей кризисной ситуации, на его взгляд, была власть маньчжуров — «дьяволов». Для того чтобы вернуть в мир гармонию, нужно ликвидировать помещичий гнёт, начать сотрудничать с западными странами и изгнать «дьяволов». Самого себя Хун Сюцуань называл «властелином и спасителем людей», ниспосланным на землю свыше, а также младшим братом Христа.

В 1843 году Хун Сюцуань основывает «Общество поклонения небесному владыке» и начинает вести активную пропагандистскую деятельность, переезжая из одной провинции в другую. Достаточно быстро вокруг него складывается широкий круг приверженцев. В основном это были представители беднейших слоёв населения: крестьяне, рабочие и маргиналы, привлечённые идеей обогащения бедных за счёт богатых. Однако под знамена Хунь Сюцуаня вставали и зажиточные люди, недовольные правлением Цин. В результате ему удалось собрать настоящую 30-тысячную армию.

Центром революционного движения стала уединённая деревня Цзинь-Тянь в южной провинции Гуанси. Здесь был разбит настоящий военный лагерь, в котором царила строжайшая дисциплина: под запретом были опио- и табакокурение, алкоголь, половые отношения и азартные игры. Члены «Общества поклонения небесному владыке» призывали к всеобщему равенству, общности имущества, аскезе, ликвидации товарно-денежных отношений, соблюдению десяти христианских заповедей и борьбе с маньчжурами.

Ход событий

Начальный этап революции (1850-53)

Чиновники Гуанси обратили внимание на растущее в их провинции революционное движение только летом 1850 года. Для его ликвидации они создавали вооружённые крестьянские отряды, которые либо не могли оказывать армии тайпинов достойное сопротивление, либо примыкали к повстанцам. В январе 1851, когда армия Хун Сюцуаня окончательно окрепла, было официально объявлено о начале вооружённой борьбы ради свержения старого строя и установления нового. Параллельно было провозглашено образование Небесного Государства великого благоденствия (Тайпин таньго). Был сформирован полноценный государственный аппарат, опиравшийся на армию. Верховным правителем Тайпин таньго — Небесным ваном — объявлялся сам Хун Сюцуань.

Повстанцы громили помещичьи усадьбы, убивали чиновников и их семьи, уничтожали всё, что имело отношение к традиционным китайским религиям: храмы, статуэтки, литературу. Единственно правильным учением объявлялись идеи Хун Сюцуаня, несмотря на то, что сам предводитель движения почерпнул большую часть своих взглядов в древнекитайских религиозных трактатах.

Осенью 1851 года тайпины занимают город Юнъань, где их попыталось блокировать правительственное войско. Однако осада была прорвана, цинской армии нанесён немалый урон, а повстанцы с боями двинулись на север. По пути им удалось овладеть Учаном — стратегически важным городом с богатыми оружейными арсеналами. Поскольку в руки тайпинов также попала часть речного флота, стоявшего на Янцзы, повстанцы быстро и без потерь смогли добраться до Нанкина — древней столицы Китая. После тяжёлой, длительной блокады сопротивление защитников города было сломлено. Нанкин стал столицей Тайпин таньго. С этого момента можно говорить об установлении в Китае двоевластия: революционное правительство в Нанкине и маньчжурское — в Пекине.

Пик революционного движения (1853-1856)

Следующей целью тайпинов было покорение Северного Китая и сердца империи — Пекина. Однако экспедиции, отправляемые к столице, уничтожались цинскими войсками, и руководство Тайпин таньго занялось решением внутренних вопросов.

Население Нанкина было разделено на мужские и женские общины, отношения между которыми пресекались. Эти общины, в свою очередь, подразделялись на профессиональные гильдии, создававшие всё необходимое для жизнеобеспечения нового государства. Деньги были упразднены. Излишками производства и военной добычей распоряжались лидеры Тайпин таньго, быстро отказавшиеся от принципов аскезы и воздержания. Львиную долю богатств они забирали себе, а остальное отправляли в общественные кладовые, откуда любой гражданин мог взять что-то необходимое.

Хун Сюцуань объявил о реформе аграрных отношений в соответствии с разработанной им программой — «Земельная система небесной династии». Согласно ей, частное право ликвидировалось, население страны делилось на сельскохозяйственные общины, бывшие одновременно и военными подразделениями. Общины должны были обеспечивать себя сами, а всё произведённое сверх нормы сдавать государству. Впрочем, на практике эта программа так и не была осуществлена.

Между тем, назревает раскол в тайпинской верхушке. В 1856 году был убит бывший сподвижник Хунь Сюцуаня — Ян Сюцин, предпринявший попытку стать единоличным лидером Тайпин таньго. За этой расправой следует целая череда кровавых событий, итогом которых стало уничтожение не только большинства тайпинских лидеров, некогда поддерживавших Небесного вана, но и 20 тысяч обычных граждан.

Пока руководители тайпинов закатывали пышные пиры, создавали гаремы и расправлялись друг с другом, цинское правительство готовилось к решительным действиям. Во-первых, на местах были организованы хорошо вооружённые отряды самообороны, во главе которых стояли этнические китайцы, во-вторых, для несения военной службы стали использовать европейских наёмников. Англичане оказывают пекинскому правительству активную помощь в подавлении восстания, решив в данной ситуации сделать ставку на цинскую династию. Тайпины, несмотря на их симпатии к европейцам, отказались признавать условия Нанкинского мирного договора, а, следовательно, могли отказаться от сотрудничества с колонизаторами в дальнейшем.

Кризис революционного движения и поражение тайпинов (1856-1864)

Руководство Небесного государства раздирали противоречия. Представители молодого поколения революционеров, понимавшие суть происходивших в мире процессов, например Хун Жэньгань, предлагали комплекс реформ, направленных на оформление в Китае капиталистических отношений: создание банковской системы, развитие промышленности и транспортной сети. Однако все эти проекты так и остались нереализованными. В это время из лагеря тайпинов начинается массовое бегство, репрессии, к которым регулярно прибегали лидеры повстанцев, и радикальный подход к решению вопросов, касающихся частной собственности и вероисповедания, отпугивали все слои населения.

Модернизированное цинское войско начинает одерживать одну победу за другой. В 1862 году вместе со своим войском был взят в плен Ши Дакай — один из старейших сподвижников Хун Сюцуаня. А в начале 1864 года был осаждён Нанкин. В городе начался голод. В данной ситуации обнаружилось полное отсутствие каких-либо военных талантов у Небесного вана, который ранее полагался в тактических вопросах на своих приближённых. После 1856 года не осталось ни одного живого человека, способного повлиять на его решения. Он отверг все возможные варианты прорыва блокады, ожидая, что уцелевшие части некогда огромного войска тайпинов придут ему на помощь. Эти надежды не оправдались, и в начале лета 1864 лидер восстания покончил с собой. Защитники Нанкина смогли продержаться ещё два месяца. В конце июля блокада была прорвана, несколько дней продолжались отчаянные уличные бои, в ходе которых были уничтожены все тайпины. Несмотря на победу цинского правительства, борьба с отдельными отрядами повстанцев, разбросанными по всему Китаю, продолжалась вплоть до 1868 года.

Причины поражения восстания

Несмотря на успех тайпинов на первых этапах революции, восстание было изначально обречено на провал. В 1840-60-е годы помимо тайпинского, в Китае разгорелось ещё несколько крестьянских движений, участники которых желали реставрировать предыдущую династию — Мин, в то время как тайпины хотели поставить во главе государства самого Хун Сюцуаня. Это стало причиной разногласий и не позволило повстанцам выступить единым фронтом против маньчжуров. В это же время начала разлагаться сама тайпинская верхушка.

В ходе восстания повстанцам удалось занять большую часть страны, но они не заботились о том, чтобы удержать за собой эти территории. В провинциях, которые тайпины провозглашали своими, оставался дореволюционный уклад вещей: собственники сохраняли свою землю, помещики продолжали эксплуатацию крестьян, размер налогов практически не сокращался.

Идеология тайпинов так и не привлекла достаточное количество населения. Она несла чуждые для китайцев идеи. Если радикальный передел собственности оттолкнул от тайпинов богатые слои, то религиозный фанатизм и попытка разрушить традиционную систему китайских верований отпугнули от участия в революции простой народ. Кроме того, руководители движения сами не понимали характера изменений, которые происходили в мире и в их стране. Предлагаемое ими государственное устройство было сочетанием утопического коммунизма и восточной деспотии, в то время как все прогрессивные державы входили в эру капитализма. При этом тайпины не понимали и того, что главная причина накалившейся социально-экономической обстановки заключается вовсе не в маньчжурах, которые к тому моменту окончательно приняли китайскую культуру, а в западных колонизаторах. Даже когда последние стали открыто выступать на стороне цинского правительства, тайпины продолжали считать европейцев своими «младшими братьями».

Продолжавшееся 15 лет тайпинское восстание обескровило страну. В ходе гражданской войны, по подсчётам некоторых историков, погибло до 20 млн человек. Хозяйство находилось в упадке, а вмешательство британских войск во внутренние дела Китая усилило колониальную зависимость государства. Движение тайпинов обнажило все проблемы цинской империи, возникшие после крушения китайской самоизоляции, и поставило вопрос о дальнейшем существовании государства в новых условиях.