Начальная форма слова входит. Что такое форма слова: определение, распространенные ошибки

Формой слова занимается морфология. Формы бывают у изменяемых слов. Одну из форм принято называть начальной. Начальная это та форма, в которой слово даётся в словарях.

Для существительных начальной формой является форма ед.ч., И.п., например: школа , класс , ночь .

Для прилагательных - ед.ч., м. р., например: синий , зимний , лисий .

Для числительных начальной формой являются:
для количественных - И.п., например: десять , сто ,
для порядковых - ед.ч., м.р., И.п., например: второй , сотый .

Примечание:

Для глаголов * начальной формой является неопределённая форма глагола (=инфинитив), например: улыбаться , думать , играть .

Примечание:

Для причастий начальная форма глагола определяется по-разному.

Это зависит от интерпретации природы причастия.

Если причастия определяются как особая форма глагола, то начальной формой будет неопределённая форма глагола, например: улыбаться, построить .
Если причастия определяются как самостоятельная часть речи, то начальной формой считается форма ед.ч., м.р., И.п., например: улыбающийся, построенный . Подробнее о природе причастия см.

Данные об авторе

Попова Светлана Ивановна

Место работы, должность:

МОУ СОШ № 4 г. Алексеевки, учитель начальных классов

Белгородская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

Цели деятельности учителя:

познавательные коммуникативные - личностные

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые ЦОР:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова, фишки, карточки для групповой работы.

Краткое описание:

УМК "Перспективная начальная школа"

Тема: Начальная форма слова

Цели деятельности учителя: ввести понятие «начальная форма слова»; познакомить со структурой словарной статьи; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определять начальную форму слов-названий предметов.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять начальную форму слова, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания.

Критерии оценки компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера, вырабатывать общую точку зрения благодаря работе в гурппе; личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова, фишки, карточки для групповой работы.

Урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните плохое настроение, а вдохните свежесть утро и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

1.Сообщение темы и целей урока.

Откройте уч. на странице содержания учебника и назовите тему урока, которая находится на с. 69.

Чем мы будем заниматься на этом уроке? (Начальная форма слова)

Чему научимся на уроке? (Научимся определять начальную форму слову)

2. Работа над каллиграфией.

начальная форма

Как вы понимаете это словосочетание?

  1. . Актуализация опорных знаний

Рассмотрите картинку в учебнике.

Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. Откройте толковый словарь и найдите слово «азбуки». Есть такое слово? (нет)

А может быть есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы «азбуки». (Слово «азбука» стоит в единственном числе, а «азбуки» - во множественном числе.)

А теперь найдите слово «багажом». Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? («Багаж»). Чем она отличается от формы «багажом»? (Слово «багаж» отвечает на вопросы кто? что?, а слово «багажом» - кем? чем?).

Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы кто? что?- это слова в начальной форме.

В словарях все слова всегда стоят в начальной форме.

Откройте слова «Пиши правильно!». Прочитайте первый пять слов-названий предметов. Все ли они отвечают на вопросы кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В начальной форме)

3. Изучение нового материала

Откройте толковый словарь. Прочитайте словарную статью к слову «азбука».

Что за буква - и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова «азбука»: есть (кто? что?) азбука ; нет (кого? чего?) азбуки .

Какая форма слова начальная? (Азбука)

Как называется частичка слова -а, -и ? (Это окончания)

Прочитайте словарную статью к слову «багаж». Расшифруйте букву в этом слове: есть (кто? что?) багаж; нет (кого? чего?) багажа

Работа в парах

Прочитайте в упражнении 46 стихотворение О.Григорьева. найдите две разные формы одного слова.

нет высоты есть высота

Выпиши обе формы столбиком. Выделите окончания. Какая из этих форм начальная? (Высота) .

Поменяйтесь с соседом по парте работами, проверьте, исправьте ошибки, если есть.​

Прочитайте в упр. 47 стихотворение М.Яснова.

Устно задайте вопросы к словам-названиям признаков.

Все (какое?) зеленое.

Деревья (какие?) зеленые.

Травка (какая?) зеленая

Забор (какой?) зеленый

Запишите слова-названия признаков столбиком, подчеркните в них общую часть. Выделите окончания.

У слов-названий признаков одинаковые основы или нет? (Одинаковые). Значит, это разные слова или разные формы одного слова? (Разные формы одного слова).

Назовите это слово. (Зеленый)

  • У каких слов-названий признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленая, зеленый)
  • У какого слова-названия признаков окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые)

Какое окончание указывает на женский род? (-ая). На средний род? (-ое). На мужской (-ый). Слова-названия признаков изменяются по родам? (Изменяются). А слова-названия предметов? (не изменяются). Попробуйте изменить род у слов «травка» и «забор». Получилось?

4. Гимнастика для глаз

5.Закрепление изученного материала (работа в группах)

Выбираем фишки, делимся на группы. Зеленые фишки - в 1 группу, белые - во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.

Дифференцированная работа

Карточка

Угадай и допиши названия животных.

Серый, хищный, жадный…….

Рыжая, хитрая, ловкая….

Косой, слабый, трусливый…..

Большой, косолапый……

Маленький, колючий……

Огромный, темно-серый, ушастый, толстокожий….

6. Словарно-орфографическая работа.

Работа в печатной тетради: задание 26

Разгадайте ребус. Свёкла. (посмотреть в словаре «Произноси правильно»)

Запомните словарные слова: билет, береза

7. Итог урока. Рефлексия.

Над какой темой урока мы работали?(Начальная форма слова)

Чему мы должны были научиться на уроке? (Определять начальную форму слова)

Шуточная картинка условно поделена на 2 части. В первой части звери чинно сидят, словно перед невидимым фотографом. Во второй части звери разбегаются кто куда, каждый из них действует по-своему. Картинка в шуточной форме намекает на то, что в начальной форме все слова вынуждены вести себя чинно, строго, соблюдая определенные правила. А во всех остальных формах слова уже не так упорядочены.

Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.

Мне было легко выполнять…..

Я испытывал(а) трудности ……

У меня особенно получилось ….

Я бы похвалил(а) бы себя …..

Ребята, спасибо большое за участие и работу.

В начале нашей встречи у вас преобладало отличное настроение, а какое оно у вас сейчас?

8. Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы № 1: №27 с. 23

§ 1 Начальная форма слов-предметов

И школьникам, и взрослым иногда бывает необходимо выяснить, как пишется или что обозначает то или иное слово. Для этих целей учёные составили словари. Они бывают разные: орфографические, толковые, этимологические. В словарях находится огромное количество слов, которые расположены по алфавиту. Но это ещё не всё.

Слова в словарях всегда стоят в начальной форме. Например, в тексте упражнения нам встретилось слово АЗБУКИ. Мы решили узнать значение этого слова. Открыли Толковый словарь, но слова АЗБУКИ не нашли. Но есть другая форма этого слова - АЗБУКА, которая отличается от искомого слова окончанием. Попробуем найти слово БАГАЖОМ. Нет такого слова в словаре, зато есть другая форма этого слова - БАГАЖ, которая тоже отличается окончанием. АЗБУКА и БАГАЖ - это начальная форма слов АЗБУКИ и БАГАЖОМ.

Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы: кто? что? - это слова в начальной форме.

Откроем опять Толковый словарь и посмотрим, как записано слово АЗБУКА:

АЗБУКА, -и.

Что это за буква -и стоит после слова? Словарь показывает первое изменение слова АЗБУКА: есть (что?) азбука - нет (чего?) азбуки: -и.

Азбука, азбуки - две разные формы. Азбука - начальная форма. Частички слова -а, -и - это окончания слов азбука, азбуки.

Итак, в начальной форме слова-названия предметов стоят в единственном числе и отвечают на вопросы: кто? что?

§ 2 Начальная форма слов-названий признаков

Прочитайте предложение: Лиса выгнала зайца из лубяного домика.

Найдем в Толковом словаре слово лубяного. Такого слова нет, а есть форма этого слова - лубяной, которая отвечает на вопрос какой? и стоит в единственном числе.

Начальной формой слов-названий признаков считают форму мужского рода единственного числа. Но после слова лубяной, указаны окончания форм женского и среднего рода: -ая, -ое.

Слова-названия признаков, в отличие от слов-названий предметов, могут изменяться по родам: лубяной домик, лубяная избушка, лубяное лукошко.

Слова-названия признаков имеют разные окончания, так как принимают разную форму: форму мужского, женского и среднего рода. И именно слово-название предмета диктует, какого рода будет слово-название признака.

Итак, начальной формой слов-названий признаков считают форму мужского рода единственного числа.

§ 3 Начальная форма слов-названий действий

Прочитайте стихотворение:

Боится идти на рыбалку рыбак.

Чего ты робеешь,

Скажи мне, чудак? -

… К реке не подходит

Трусишка Федот

С тех пор, как прослышал,

Что рыба…

Очень смешное стихотворение! А делает его смешным слово КЛЮЁТ. Это слово имеет несколько значений. Найдём его в Толковом словаре. Теперь мы знаем, что слова в словаре стоят в начальной форме, и легко отыщем форму КЛЕВАТЬ.

Это слово-название действия отвечает на вопрос что делать? Следовательно, слова-названия действий в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Итак, следует запомнить, что в словарях слова расположены по алфавиту и стоят в начальной форме. Начальная форма слова-названия предмета - это форма единственного числа, вопросы кто? что? Начальная форма слова-названия признака - это форма мужского рода единственного числа. Слова-названия действий в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2.
  3. Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы №1: 2 класс/Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева - М.:Академкнига/Учебник, 2012.

Использованные изображения:

, быстры

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

что такое начальная форма и получил лучший ответ

Ответ от Леся[гуру]
Что такое начальная форма?
Формой слова занимается морфология. Формы бывают у изменяемых слов. Одну из форм принято называть начальной. Начальная это та форма, в которой слово даётся в словарях.
Для существительных начальной формой является форма ед. ч. , И. п. , например: школа, класс, ночь.
Для прилагательных - ед. ч. , м. р. , например: синий, зимний, лисий.
Для числительных начальной формой являются:
для количественных - И. п. , например: десять, сто,
для порядковых - ед. ч. , м. р. , И. п. , например: второй, сотый. (некоторые количественные числительные в начальной форме стоят в ед. ч. , И. п. , м. р. , например: один.)
Для местоимений однозначный ответ дать нельзя: он зависит от разряда по значению и грамматической принадлежности местоимения к одной из трёх групп: местоимениям-существительным, местоимениям-прилагательным и местоимениям-числительным.
Для большинства местоимений-существительных это форма ед. ч. , И. п. , например: кто, он, что-либо.
Для местоимений-прилагательных это форма ед. ч. , м. р. , И. п. , например: всякий, мой, какой.
Для местоимений-числительных это форма И. п. , например: сколько, столько, сколько-нибудь. (Начальные формы личных местоимений: ед. ч. , И. п. - я, ты, он, она, оно;
мн. ч. , И. п. - мы, вы, они,
а у возвратного местоимения - Р. п. : себя (у местоимения себя И. п. нет) .
Для глаголов* начальной формой является неопределённая форма глагола (=инфинитив) , например: улыбаться, думать, играть. (Для причастий начальная форма глагола определяется по-разному.
Это зависит от интерпретации природы причастия.
Если причастия определяются как особая форма глагола, то начальной формой будет неопределённая форма глагола, например: улыбаться, построить.
Если причастия определяются как самостоятельная часть речи, то начальной формой считается форма ед. ч. , м. р. , И. п. , например: улыбающийся, построенный.)
ссылка

Ответ от Вика Аникина [новичек]


Ответ от Єедор Булкин [новичек]
Начальная форма есть у тех частей речи, которые изменяются, то есть у имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений и глаголов


Ответ от Ђатьяна Небогатикова [активный]
Примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человеком человека.

* женщины - слабый пол;
* предназначение женщины - быть матерью и женой;
* женщины глупее мужчин, или даже «все бабы - дуры» ;
* женщина не может быть руководителем;
* все женщины хотят одного - выйти замуж;
* умная женщина не может быть счастлива в личной жизни;
* мужчины - сильный пол;
* мужчины не плачут;
* мужчины умнее женщин;
* все мужья изменяют женам;
* мужчины должны руководить;
* мужчины имеют право на то, на что не имеют права женщины.

Возрастные стереотипы:

* все дети - чисты душой;
* все подростки - «трудные» ;
* молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено») ;
* сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;
* пожилые люди - консерваторы;
* старики - ворчуны.

Этнические стереотипы:

* американцы - честолюбивы;
* прибалты - медлительны;
* англичане - консервативны;
* японцы - трудолюбивы;
* французы - любвеобильны;
* китайцы - предприимчивы.

поджатые губы - злой человек,
очкарик - умный,
красивый - значит, хороший,
все лица национальности Х - жулики и пройдохи