Дневник дизайнера-маньяка яны франк. Дневник дизайнера-маньяка яны франк О книге «Дневник дизайнера-маньяка» Яна Франк

Не прошло и дня, как взялся за новую книгу. Автор — Яна Франк. Дневник дизайнера-маньяка. В процессе прочтения пошел в интернет искать информацию об авторе. Все что я знал до чтения об авторе — Яна Франк — иллюстратор-писатель. Некогда работала у Лебедева. На этом мои познания заканчивались. Книга оставила смутные и негативные впечатления. Причем впечатления настолько негативные, что и писать по началу ничего о прочитанной книге не хотелось.

Жизненный путь и биографию Яны пересказывать не буду. Обо всем этом можно почитать на её личном сайте . К тому же там масса ссылок на блог, на вконтакт, на фликр, на беханс. Все можно посмотреть самостоятельно. Вкратце, проживает Франк в Германии, училась на графического дизайнера. Им некоторое время и работала. После работала арт-директором в нескольких студиях. В том числе в филлиале Лебедева в Германии. С нулевых плотно занялась иллюстрацией и начала писать книги. Ну вот вроде и все. А теперь о самой книге.

Мне она не понравилась. Не смотря на то что прочитал я её за день. Но это и понятно. Там 60% картинок, и 50 страничек текста. Читать в общем то нечего. Кому может быть интересна эта книга и кому бы я её посоветовал почитать? Я думаю если вам интересна Яна Франк как личность, если вам интересно что конкретно она пишет, если вам интересны её мысли по всем вопросам, её очерки на свободную тему, то эту книгу вам прочитать нужно. Потому что она именно об этом. Если же вы исходя из заголовка книги хотите узнать что то новое о работе дизайнера, хотите увидеть мир дизайна, хотите понять как дизайнером стать, как им работать, какова его жизнь, если вы хотите узнать как устроены графические агентства изнутри, то эту книгу вам читать не нужно. Ничего из этого вы там не найдете.

Это действительно дневник. Только дневник в полном смысле этого слова. Эмоциональный, заполненный абстрактными рассуждениями о том да сем. Практической пользы книга не несет. Лично я включил её в свой список чтения на ночь исключительно из-за слухов и отзывов. Перелистывая оглавление увидел интересные и завлекательные заголовки вроде Художник против дизайнера или Где берутся свежие идеи, Как стать хорошим арт директором . Главы, согласитесь, с конкретно поставленными вопросами, и я ожидал получить на них конкретные ответы. Но ответов в этой книге нет. Одна вода, досужие размышления и обрывочные ситуации из жизни.

Книга Яны Франк — Дневник дизайнера маньяка открывает нам совершенно картинный мир дизайна. С картинными дизайнерами, которые все сплошь как эмоциональные девицы, уходящие из одной депрессии в другую. С злыми бородатыми админами и уборщицами, ругающимися с дизайнерами из-за выкинутой бумажки. Лично мне сразу вспомнился комичный старинный российский сериал Агентство . С такими же картонными персонажами, с шефом в оранжевом пиджаке, охранником в беретке, эмоциональным девочкоподобным дизайнером и кодером в лучших традициях вязанного свитера. Если по честному, книга и на книгу не похожа. Потому что представляет из себя сборник очерков, написанных в разном стиле, очевидно в разное время, и на разную тему. Очень возможно книга является компиляцией блога, хотя я могу ошибаться.

Книга про дизайн. Но с первых строк очевидно — написана художником. Сайты там «раскрашивают», дизайн «рисуют». Из книги понятно, что автор длительное время создавал дизайн сайтов. Ни одного живого или хотя бы мертвого примера найти не удалось. Не уверен что через 50 лет мир будет помнить дизайнера сайтов Яну Франк. А вот иллюстратора Яну Франк очень может быть, так как иллюстрации хороши. Книга, кстати, на 60% ими и наполнена. Но понять их контекст порой трудно. Я не ханжа, но на мой вкус уровень голых сисек и обнаженных женских промежностей чрезмерно велик. Хотя что это я, это же искусство, надо читать между грудей. Иллюстрации красивые, но совершенно не к месту и не подходят к тематики глав. Как будто просто так поставили все что было.

В книге ровно две полезные главы. Первая о книгах, которые Франк советует для просмотра. Вторая о работе над выявлением карту вкуса клиента. Которая по сути сводится к очевидным банальностям. Надо клиенту показывать картинки и смотреть что ему нравиться… Быть не может. Ну не резиновые члены и дубовые гробы же ему показывать. В общем то суть совета на этом и заканчивается.

Много воды, много рассуждений не по теме, много пустоты. Много внутреннего мира Яны Франк. Мало конкретики. Мало содержания, мало хороших советов. На очереди была другая книга от Франк про коммерческую иллюстрацию. Но после таких раскладов с дизайнерским маньяком решил отложить.

Яна Франк

Дневник дизайнера-маньяка

3-е издание, дополненное

Издательство Студии Артемия Лебедева

Предисловие

Когда-то все мельники продавали муку в одинаковых серых мешках, пока один из них не додумался взять белый пакет из красивой шелковой бумаги, склеить верхние края особым способом, чтобы муку легче было пересыпать, и украсить упаковку своими инициалами. Так родился дизайн.

Само собой разумеется, история рождения дизайна выглядит не столь примитивно, но именно этот пример студентам приводят в академиях профессора, чтобы наглядно объяснить, что это такое и зачем нужно.

Мука в новых пакетах продавалась лучше. Одних привлекло удобство упаковки, другим приглянулось красивое оформление, третьи не могли избавиться от ощущения, что эта мука - особенная.

В дальнейшем дизайнеры десятилетиями изобретали упаковку для муки: испытывали разные материалы, придавали ей неожиданные формы. Многие совершили полный круг: перепробовав все, от круглой банки до коробки в форме космического корабля, вернулись к простейшему бумажному пакету с разборчиво написанным словом мука . В конце концов, это всего лишь мука, и все, что требуется от упаковки, - возможность легко найти ее на полке, без помех положить в сумку, донести до дома и высыпать содержимое, не распылив по всей кухне.

Разумеется, в ходе экспериментов выяснилось, что с помощью дизайна можно многого добиться от покупателя. Например, поставить на тот же продукт цену побольше либо продать товар похуже, выдав его за хороший благодаря солидному оформлению (правда, всего один раз).

Один из моих начальников, Инго Браун, написал диссертацию о возможностях хорошего оформления и визуальной подачи обычных продуктов. Он доказал, что хорошо продуманный дизайн довольно сильно воздействует на человека: вызывает разные ассоциации, заставляет испытать ряд эмоций, приводит к определенным умозаключениям и, в конце концов, рождает желание получить (использовать, съесть, прочитать) именно этот товар.

Во второй части своего исследования Инго пошел еще дальше, доказав, что дизайн, продуманный в совершенстве, работает по этому сценарию, «начиная с любой точки».

Пользователь может годами с удовольствием делать покупки в интернет-магазине, в который пришел по случайной ссылке из форума, ни разу не увидев его главной страницы.

Клиент может открыть каталог на середине, найти вещь своей мечты и лишь позже заинтересоваться производителем и возможностью этот товар приобрести.

Хозяйка может увидеть красивый чайник у своей подруги и немедленно захотеть такой же, а в магазине приятно удивиться, заметив, что и коробка у этого чайника самая красивая на полке.

Если зритель рыдает над финалом, пропустив полфильма, значит авторы «нажали правильную кнопку». Что при этом было в начале, не столь важно, потому что расчувствовавшийся зритель непременно найдет способ посмотреть кино целиком, а там уже решит, покупать ли его на диске.

Таковы возможности хорошего дизайна.

К сожалению, многие дизайнеры интересуются другими возможностями - как выиграть конкурс на самую непонятную навигацию, стать признанным гуру антиискусства или почетным членом сообщества деконструкторов всего человеческого.

Они ежедневно сидят за столами и думают: «Что бы такое нарисовать, чего свет не видывал?» Хотя лучше, может быть, посмотреть, что находится внутри упаковки, и украсить ее названием продукта. Очень красивыми буквами, проверив кернинг и поработав с цветом и композицией.

Благодарность

Артемию Лебедеву - без него не было бы этой книги. Сергею Федорову - за красивый макет и большое терпение.

Вот мы и стали самыми профессиональными дизайнерами, какие только бывают. Нам все равно, что оформлять, - мы одинаково хорошо нарисуем как ангелочков с крылышками, так и скучную деловую страницу. Нет стиля или расцветки, в которых мы не выполнили как минимум десятка работ. Все уже было: черный минимализм и розовые тучки с пышным золотом, свиньи в бриллиантах и современное искусство, непонятное нам самим. Мы разбираемся в стилистических особенностях и умеем выдерживать свои работы в заданных рамках, ловко распознаем клиентов, называющих словом «рококо» типичное барокко и просящих сделать «вот этот русский авангард», показывая на японский плакат 1950-х годов. Нам нетрудно сделать так, чтобы было похоже на тот самый японский плакат, и «знаток», оценивающий работу за нашей спиной, непременно заметит: «Вы решили делать русский авангард?»

По заказу мы можем изобразить все - почерком понравившегося французского иллюстратора или цветами японского дизайнера, сделавшего столь ладный плакат для конкурентов. На время выполнения одной работы мы способны превратиться в кого угодно, стоит нам лишь понять, о чем мечтает клиент.

Кто-то описывает свое дело просто: «За деньги могу нарисовать все». Другие пытаются найти в этом философский смысл, соревнуются: «все смогу», «что угодно продам», «по десяти примерам точно поставлю диагноз, что нравится заказчику», «чем хочешь искренне проникнусь... на некоторое время».

Потом наступает фаза, на которую часто жалуются программисты: заказчик не поговорил еще и пяти минут, а нам уже все ясно. Иногда описание заказа наводит на интересные идеи, но не всякий клиент располагает к тому, чтобы захотелось продавать ему нечто особенное. Хорошо, если он достаточно гибок и может воспринять идею, аккуратно упакованную в его собственные пожелания, или настолько занят другими делами, что согласится на все, стоит лишь объяснить ему, что он сам это придумал. В большинстве же случаев проще выполнить все в соответствии с его пожеланиями и успокоиться, приняв заслуженные благодарности и комплименты за то, как быстро все было сделано и метко угадано.

В определенный момент дизайн дает возможность относительно просто заработать себе на кусок хлеба с маслом, и дизайнеры, сознательно решившие кормить себя этой работой до конца дней своих, старательно развивая описанные выше способности и изучая все вокруг с целью пополнить арсенал своих творческих приемов, становятся настоящим сокровищем для всякого работодателя.

Другие решают, что пора становиться самостоятельной величиной, и, перелистав собственную папку, вдруг задаются страшным вопросом: «Где же мой почерк? Мой собственный, неповторимый стиль? Где во всех этих коллажах из увиденного вокруг - я?»

Выясняется, что даже зарисовки, сделанные «для себя», носят отпечаток всего, столь старательно изучавшегося в последние годы. Исполнив копии лучшего не один раз, мы не можем сделать аппликации, не похожей на работы великого Матисса, наброска, не вдохновленного любимым Шиле, или стилизованной фигурки, не напоминающей работы пятерых популярных иллюстраторов современности одновременно. О большинстве своих работ мы слышим: «Понятно, ты смотрел сюда» или «Тебе нравится вот это».

Поскольку с каждым днем миром все больше правит видеоконтент, YouTube игнорировать просто нереально. Дизайнеры и студии дизайна на своих каналах делятся таким количеством полезной информации, что при желании можно и в интерьерных трендах разобраться, и основам дизайна обучиться, и ремонт самому сделать. The Village рассказывает о десяти интерьерных каналах, на которые стоит подписаться.

«Дневник дизайнера»

Кому будет полезно : тем, кто делает ремонт самостоятельно

Забавный видеоблог дизайнера-самоучки Михаила Шапошникова, который создает интерьеры по всему миру, делает обзоры квартир, дает практические советы из разряда «как переделать однушку в двушку», «как выбрать плитку» и даже «как принимать работу у строителей». Плюс этого канала - в его естественности и персонализации: без харизматичного ведущего, его юморного подхода и динамичных картинок будет явно не то.

«Пуховое-меховое»

Кому будет полезно : тем, кто мечтает обустроить небольшую квартиру или переделать «бабушкин» интерьер

Однажды Даша столкнулась с ремонтом и поняла, что ей нравится экспериментировать с необычными решениями в интерьере, знакомиться с новыми идеями декора, познавать эту сферу и делиться знаниями с остальными. Пуховое - это кошка Даши, обязательная участница ее роликов. Даша делает рум-туры, общается с интересными людьми, рассказывает об их интерьерных предпочтениях и дает советы тем, кто с дизайном на «вы», но мечтает стильно обустроить свой дом. В отличие от «Дневника дизайнера», на этом канале много советов для владельцев малогабаритных квартир.

«Мастерская дизайна Geometrium»

Кому будет полезно : всем, кто интересуется современным интерьерным дизайном

Дизайнеры Алексей Иванов и Павел Герасимов, основатели мастерской, снимают видеообзоры своих проектов, где в легкой и понятной форме рассказывают, как и зачем они воплотили то или иное дизайнерское решение. Ребята путешествуют по всему миру и показывают квартиры, виллы и интерьерные магазины. Также на канале есть советы по ремонту, обзоры международных выставок и профессиональные уроки для начинающих дизайнеров интерьера.

«ДЗЙН (Дизайн интерьера)»

Кому будет полезно : желающим перепланировать квартиру, визуально увеличить пространство и освежить интерьер

На этом канале собрано много идей по оформлению современных интерьеров, практических моментов по планировке жилья, а также обзоров и отчетов из поездок по разным выставкам. Кроме того, как водится на подобных каналах, здесь не обошли стороной советы по обустройству и ремонту: например, как выбрать паркетную доску или какую роль в интерьере играет цвет.

«Дизайн интерьера с Shelnat»

Кому будет полезно : всем, кто интересуется интерьерными трендами

Канал дизайнера Наталии Шелковской, на котором дизайнерские лайфхаки переплетаются с обзорами квартир и личными темами. Информация будет полезна и профессиональным дизайнерам, и обычным зрителям, на чью голову свалился ремонт. Наталия рассказывает о трендах и антитрендах в дизайне интерьера и приводит яркие примеры, показывает квартиры «до» и «после» и объясняет, как сделать свое пространство не только красивым, но и эргономичным.

LESH

Кому будет полезно : всем, кто интересуется дизайном интерьера на профессиональном уровне и хочет разбираться в трендах

Канал, созданный студией дизайна из Санкт-Петербурга LESH, об их идеях и реализации проектов. Ребята также дают видеосоветы по ремонту как профессиональным дизайнерам, так и просто интересующимся этой темой. Секреты по освещению и организации рабочего пространства, обустройству эргономичной кухни и даже правильной установке телевизора - эти и другие видео помогут не прогадать с дизайном своего жилья.

Olga Kulekina

Кому будет полезно : тем, кто любит влоги

Канал Бюро дизайна и архитектуры Ольги Кулекиной, где собраны видео с дизайн-туров по миру, влоги из разных стран, примеры дизайн-проектов и советы по оформлению интерьера. Здесь есть и идеи перевоплощения однушки в двушку, и ремонт огромного загородного дома. Студия Ольги работает уже более десяти лет, поэтому опыта у нее предостаточно и полученными знаниями она делится со своими подписчиками.

«Дизайн интерьера. Екатерина Попова»

Кому будет полезно : тем, кто любит эргономичность в интерьере и краткость в изложении

В своем видеоблоге дизайнер Екатерина Попова делает акцент на советах, а обзоры квартир и домов уходят на второй план. Причем она затрагивает в своих видео интересные темы, не озвученные на других каналах: например, где хранить гладильную доску. Да, в каждой квартире она не вписывается в интерьер, занимает много места и мешает. Но мало кто задумывался, что есть минимум семь мест, куда ее можно пристроить. Еще одна важная тема - животные в доме: Катя рассказывает, с чем приходится сталкиваться владельцам кошек и собак. Советуем посмотреть всем, кто планирует завести питомца.

«Атмосфера свобода»

Кому будет полезно : тем, кто на все руки мастер и сам себе дизайнер

Этот канал - находка для тех, кто занимается обустройством своего жилья самостоятельно. С помощью обучающих видео и советов вы сможете выбрать мебель, шторы, светильники и другие вещи, не прогадав с тем, что сейчас актуально. Также Катя делится обзорами квартир, разбирая их в прямом смысле «на детали», и хитростями, как создать уют в доме буквально за пять минут.

«Дневник архитектора»

Кому будет полезно : тем, кто готовится к ремонту квартиры

На своем канале архитектор Руслан Кирничанский делится важной информацией и полезными советами по обустройству и ремонту, объясняет, чем законная перепланировка отличается от незаконной, сколько розеток должно быть на кухне и как выбрать оборудование для маленького санузла. Кроме этого, на канале идет реалити-шоу «Ремонт в прямом эфире», в котором рассказывается, как сделать капитальный ремонт в обычной хрущевке с минимальными затратами времени и денег.

Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Яна Франк
Дневник дизайнера-маньяка

3-е издание, дополненное



Издательство Студии Артемия Лебедева

Предисловие

Когда-то все мельники продавали муку в одинаковых серых мешках, пока один из них не додумался взять белый пакет из красивой шелковой бумаги, склеить верхние края особым способом, чтобы муку легче было пересыпать, и украсить упаковку своими инициалами. Так родился дизайн.

Само собой разумеется, история рождения дизайна выглядит не столь примитивно, но именно этот пример студентам приводят в академиях профессора, чтобы наглядно объяснить, что это такое и зачем нужно.

Мука в новых пакетах продавалась лучше. Одних привлекло удобство упаковки, другим приглянулось красивое оформление, третьи не могли избавиться от ощущения, что эта мука – особенная.

В дальнейшем дизайнеры десятилетиями изобретали упаковку для муки: испытывали разные материалы, придавали ей неожиданные формы. Многие совершили полный круг: перепробовав все, от круглой банки до коробки в форме космического корабля, вернулись к простейшему бумажному пакету с разборчиво написанным словом мука . В конце концов, это всего лишь мука, и все, что требуется от упаковки, – возможность легко найти ее на полке, без помех положить в сумку, донести до дома и высыпать содержимое, не распылив по всей кухне.

Разумеется, в ходе экспериментов выяснилось, что с помощью дизайна можно многого добиться от покупателя. Например, поставить на тот же продукт цену побольше либо продать товар похуже, выдав его за хороший благодаря солидному оформлению (правда, всего один раз).

Один из моих начальников, Инго Браун, написал диссертацию о возможностях хорошего оформления и визуальной подачи обычных продуктов. Он доказал, что хорошо продуманный дизайн довольно сильно воздействует на человека: вызывает разные ассоциации, заставляет испытать ряд эмоций, приводит к определенным умозаключениям и, в конце концов, рождает желание получить (использовать, съесть, прочитать) именно этот товар.

Во второй части своего исследования Инго пошел еще дальше, доказав, что дизайн, продуманный в совершенстве, работает по этому сценарию, «начиная с любой точки».

Пользователь может годами с удовольствием делать покупки в интернет-магазине, в который пришел по случайной ссылке из форума, ни разу не увидев его главной страницы.

Клиент может открыть каталог на середине, найти вещь своей мечты и лишь позже заинтересоваться производителем и возможностью этот товар приобрести.

Хозяйка может увидеть красивый чайник у своей подруги и немедленно захотеть такой же, а в магазине приятно удивиться, заметив, что и коробка у этого чайника самая красивая на полке.

Если зритель рыдает над финалом, пропустив полфильма, значит авторы «нажали правильную кнопку». Что при этом было в начале, не столь важно, потому что расчувствовавшийся зритель непременно найдет способ посмотреть кино целиком, а там уже решит, покупать ли его на диске.

Таковы возможности хорошего дизайна.

К сожалению, многие дизайнеры интересуются другими возможностями – как выиграть конкурс на самую непонятную навигацию, стать признанным гуру антиискусства или почетным членом сообщества деконструкторов всего человеческого.

Они ежедневно сидят за столами и думают: «Что бы такое нарисовать, чего свет не видывал?» Хотя лучше, может быть, посмотреть, что находится внутри упаковки, и украсить ее названием продукта. Очень красивыми буквами, проверив кернинг и поработав с цветом и композицией.

Благодарность

Артемию Лебедеву – без него не было бы этой книги. Сергею Федорову – за красивый макет и большое терпение.


Яна Франк, август 2006

Дизайн

Где я? Стали разнобытом-универсалом и хотим обратно?

Вот мы и стали самыми профессиональными дизайнерами, какие только бывают. Нам все равно, что оформлять, – мы одинаково хорошо нарисуем как ангелочков с крылышками, так и скучную деловую страницу. Нет стиля или расцветки, в которых мы не выполнили как минимум десятка работ. Все уже было: черный минимализм и розовые тучки с пышным золотом, свиньи в бриллиантах и современное искусство, непонятное нам самим. Мы разбираемся в стилистических особенностях и умеем выдерживать свои работы в заданных рамках, ловко распознаем клиентов, называющих словом «рококо» типичное барокко и просящих сделать «вот этот русский авангард», показывая на японский плакат 1950-х годов. Нам нетрудно сделать так, чтобы было похоже на тот самый японский плакат, и «знаток», оценивающий работу за нашей спиной, непременно заметит: «Вы решили делать русский авангард?»

По заказу мы можем изобразить все – почерком понравившегося французского иллюстратора или цветами японского дизайнера, сделавшего столь ладный плакат для конкурентов. На время выполнения одной работы мы способны превратиться в кого угодно, стоит нам лишь понять, о чем мечтает клиент.

Кто-то описывает свое дело просто: «За деньги могу нарисовать все». Другие пытаются найти в этом философский смысл, соревнуются: «все смогу», «что угодно продам», «по десяти примерам точно поставлю диагноз, что нравится заказчику», «чем хочешь искренне проникнусь… на некоторое время».

Потом наступает фаза, на которую часто жалуются программисты: заказчик не поговорил еще и пяти минут, а нам уже все ясно. Иногда описание заказа наводит на интересные идеи, но не всякий клиент располагает к тому, чтобы захотелось продавать ему нечто особенное. Хорошо, если он достаточно гибок и может воспринять идею, аккуратно упакованную в его собственные пожелания, или настолько занят другими делами, что согласится на все, стоит лишь объяснить ему, что он сам это придумал. В большинстве же случаев проще выполнить все в соответствии с его пожеланиями и успокоиться, приняв заслуженные благодарности и комплименты за то, как быстро все было сделано и метко угадано.

В определенный момент дизайн дает возможность относительно просто заработать себе на кусок хлеба с маслом, и дизайнеры, сознательно решившие кормить себя этой работой до конца дней своих, старательно развивая описанные выше способности и изучая все вокруг с целью пополнить арсенал своих творческих приемов, становятся настоящим сокровищем для всякого работодателя.

Другие решают, что пора становиться самостоятельной величиной, и, перелистав собственную папку, вдруг задаются страшным вопросом: «Где же мой почерк? Мой собственный, неповторимый стиль? Где во всех этих коллажах из увиденного вокруг – я?»

Выясняется, что даже зарисовки, сделанные «для себя», носят отпечаток всего, столь старательно изучавшегося в последние годы. Исполнив копии лучшего не один раз, мы не можем сделать аппликации, не похожей на работы великого Матисса, наброска, не вдохновленного любимым Шиле, или стилизованной фигурки, не напоминающей работы пятерых популярных иллюстраторов современности одновременно. О большинстве своих работ мы слышим: «Понятно, ты смотрел сюда» или «Тебе нравится вот это».

Нет ничего страшного в том, что в работах художника заметно влияние его кумиров, однако иллюстраторов и дизайнеров подводит привычка копировать и срисовывать образцы, старательно подавляя собственные индивидуальные черты.

Откуда же берется это неповторимое «я», называемое почерком, собственным стилем или лицом рисующего человека? Из его уникального взгляда на мир.

Копируя чужой рисунок, мы воспроизводим не мир вокруг нас, а чью-то интерпретацию вещей, живьем нами не виданных. Кто-то другой уже пережил и выстрадал это, изобразил, как мог, наделив произведение своим настроением, характером, опытом и фантазией. Все, что мы можем срисовать с чужой работы, нашим не является.

Единственный способ избавиться от чужих наработок и обзавестись собственными – отложить подальше все лучшие примеры, книги и картинки. Что для начинающего художника обязательно, для опытного иллюстратора или дизайнера, желающего обзавестись собственным лицом, – смерть. Не нужно больше заглядывать в любимые книги, чтобы вспомнить, как было нарисовано красивое пятно или положены штрихи.

Смотрим на реальный мир и пытаемся изобразить то, что видим. И штрихи изобретаем и совершенствуем сами, и цветные пятна рисуем всеми материалами подряд, пока не получится то, что нас устраивает.

Когда родится работа, полная личных мыслей, чувств, опыта и авторского видения вещей, она будет неповторима и похожа только на своего создателя.

Жаль, что лишь немногим удается совмещать подобные эксперименты с обычной работой дизайнера.


Где берут свежие идеи

Откуда берутся свежие идеи, если все на свете уже тысячу раз сфотографировали, нарисовали, слепили, покрасили, завернули в цветную бумажку, вывернули наизнанку, нарисовали еще раз, сфотографировали рисунок, наклеенный на сам объект, завернули в фотографию голую женщину и выставили ее живьем в витрину. Все уже было, все придумано и сделано до нас.

Во всех интересных позах свою модель уже запечатлели все знаменитые художники. Нарисуешь ее живой линией – скажут, что позаимствовал у Шиле, вырежешь из бумаги – ткнут носом в Матисса. Начнешь ломать формы – обязательно упрешься в Пикассо или Малевича (см. главу «Двадцать книг, которые всегда со мной»). Попытаешься написать просто, как есть, следуя всем канонам классической живописи, – начнутся стоны о том, что угнаться за мастерами в этой области лучше даже не пытаться.

Добавим сюда ужасную привычку всех творческих людей – питаться идеями коллег и придумывать свой вариант. Это явление было распространенным еще во времена Иеронима Босха: картин, вдохновленных его работами, и вариаций на придуманные им темы существует в десять раз больше сделанного им самим.

Великий иллюстратор Иван Билибин в свое время опрометчиво впустил в дом простоватого с виду человека, заявившего, что он большой поклонник мастера и приехал с Украины лишь затем, чтобы показать свои рисунки.

Это был художник Нарбут, работы которого оказались очень качественной компиляцией всех самых выразительных приемов Билибина. Нарбут остался погостить и немедленно приступил к делу. Пока Билибин, погруженный в заботы и печали, связанные с разводом, тоскливо чертил очередной орнамент, молодой Нарбут подхватывал каждую идею на лету и моментально превращал ее в обширную коллекцию работ. Билибин злился: не успевал он дорисовать свежепридуманную завитушку до конца, как уже обнаруживал ее в десятке новых произведений приезжего почитателя. А тот в ответ на упреки отмахивался: «Что вам, жалко? Все равно на ваше не похоже».

Сегодня ясно, что Билибина ни с кем не спутаешь, равно как и Нарбута, а самое лучшее из сделанного Нарбутом придумано им самим. Хотя многие идеи родились из срисованных у Билибина картинок. Также неизвестно, сколько собственных рисунков вдохновило самого Билибина после того, как они прошли через руки Нарбута и многочисленных учеников и друзей.

Люди искусства так устроены: они нужны друг другу, потому что получают от коллег идеи, импульсы и вдохновение, столь необходимые в работе, однако благодаря их активному взаимодействию любые свежие мысли моментально пускаются в оборот всеми сразу. Стоит одному придумать что-либо интересное, появляется десяток интерпретаций, сделанных друзьями. Одни пытаются создать свою версию, другие быстро придумывают, как развить идею дальше. Каждый по-своему доводит новую разработку до абсурда, пока она не побывает во всех возможных состояниях – от минималистского решения, превратившись практически в ничто, до «китча с будуаром», изукрашенного мельчайшими узорами.

Когда очередной «приступ» проходит, становится тихо, и творческие личности погружаются в обсуждение старой темы: «Где бы взять свеженькую идею?»

Иногда свежие идеи рождаются во время экспериментов с новыми фильтрами графических программ, в результате случайно пришедших в голову умножений фотографий на векторы и сканированных брюк на рамочки от «Фотошопа». Но эти эксперименты исчерпывают себя слишком быстро, чтобы писать о них всерьез.

Ответ прост. Свежие идеи существуют только в реальном мире, а не в работах других людей. Эту нехитрую формулу подарил мне художник Серебровский: все замечательные композиции, необычные решения и причудливые формы однажды были увидены в жизни. Ко всем орнаментам и схематичным рисункам человек пришел, изучая реальные вещи и обобщая их до «самого главного».

Все интересные эффекты и сюрреалистические сюжеты были обнаружены в каком-нибудь отражении, большинство гениальных композиций, встречающихся в народных вышивках, были найдены в процессе расстановки тарелок на пустом столе. Архитектурные элементы срисованы с медуз и растений, платья великих модельеров стремятся к изяществу цветов и яркости оперений экзотических птиц, а макет странички «Свотч» возник из кучи обрезков, случайно разбросанных на столе.

Если рассматривать окружающие нас вещи внимательнее, среди них найдется множество новых форм, композиций и цветовых решений, никем еще не открытых.

Если рисовать восход солнца вновь и вновь, пока от него не останется только самое главное, возможно, получится флаг огромной страны. И все согласятся, что лучше придумать было нельзя.


Должен ли дизайнер уметь рисовать

Кажется, не так давно мы обсуждали этот вопрос. Но люди снова спрашивают: «А должен ли дизайнер уметь рисовать?» И сами отвечают себе от моего имени: «Ты, конечно, скажешь, что должен. Сама рисовать умеешь, поэтому наверняка думаешь, что это обязательно».

А я вовсе так не думаю. Дизайнер вообще ничего не должен, кроме как быть хорошим дизайнером.

Правда, дизайн сам по себе очень узкая специализация, и большинству дизайнеров «только дизайна» вскоре становится слишком мало. Но это совсем другое дело.

В крупных фирмах с большим штатом, где есть возможность поручать каждому только то, что ему лучше всего удается, «просто дизайнер» может годами трудиться, приносить пользу и получать удовольствие от работы. Он не должен уметь рисовать, для этого существуют иллюстраторы. Они знают свое дело намного лучше дизайнера и всегда выполнят задание элегантней, быстрей и качественней.

К сожалению, «просто дизайнер» редко остается доволен своей работой, если он не делает ничего, кроме дизайна. Хороший дизайнер не обязан уметь рисовать, но должен быть творческим человеком со множеством идей. От него требуется знание чужих работ, направлений, стилей и всяких полезных наук о цветах и шрифтах. Такой человек чаще всего через некоторое время «вырастает» из дизайна и начинает желать чего-то более серьезного, интересного и многогранного.

Правда, и в этом случае дизайнер вовсе не должен становиться иллюстратором. Он может стать арт-директором, увлечься рекламной графикой и наукой о рекламе или углубиться в изучение флеша или языков программирования. Некоторые уходят в сторону трехмерной графики и работы с видео и звуком. Во всех вышеперечисленных направлениях дизайнер может достигнуть головокружительных успехов, совершенно не умея рисовать.



Почему же тогда обучение на дизайнера никогда не обходится без тысячи часов академического рисунка и живописи? Потому что существует определенная степень умения рисовать, которая, грубо говоря, легко вколачивается в кого угодно. Школа академического рисунка похожа на уроки чтения и письма. Посади любого перед гипсовой головой на шестьдесят часов – рано или поздно он сделает несколько набросков, а потом прислушается к преподавателям и начнет работать так, как ему говорят. И через год будет в состоянии нарисовать все, что перед ним поставят, добиваясь сходства с натурой.

Естественно, в любом художественном учебном заведении принято думать, что приобретенное таким способом элементарное умение рисовать никому не помешает. Поэтому человек, получивший высшее образование, связанное с дизайном, рисовать умеет. По крайней мере такой человек никогда больше не терзается вопросом, должен ли дизайнер уметь рисовать.

К моему учителю, Владимиру Серебровскому, часто обращаются желающие научиться рисовать. Все получают один и тот же простой совет: «Купите себе учебник по академическому рисунку, поставьте „натуру“ и начинайте рисовать, следуя правилам, изложенным в учебнике. Того, чему учит такой учебник, вам хватит надолго. А когда знаний, полученных этим путем, станет не хватать, вам уже никакой учебник не поможет. Но эту проблему мы обсудим, когда она будет актуальна, то есть лет через двадцать".


Работа с материалом или плагиат?

Едва заходит речь о работе с чужими гениальными произведениями, бесконечный спор о том, допустимо ли это, разгорается с новой силой. То, что учителя называют «подсматривать» или «учиться у мастеров», многие путают с плагиатом и боятся даже думать об этом. Иным совершенно непонятно, где кончается работа с материалом и начинается воровство чужих идей.

В самом деле, все время, пока студенты пытаются стать художниками, дизайнерами, иллюстраторами или оформителями, преподаватели их учат: «Смотрите на мастеров. Учитесь у них. Берите пример, копируйте, подсматривайте, пытайтесь разобраться, как они что-то сделали…В таком-то веке учеников вообще заставляли несколько лет копировать мастеров, прежде чем позволяли самим нарисовать что-то свое». Век и количество лет называются разные, но общий смысл высказывания остается неизменным, и студентам приходится выслушивать его постоянно.

Существует еще одна интересная дисциплина в образовании дизайнера – работа с материалом. Студентов практически учат «утилизировать» все стóящее из того, что они видят вокруг: не только окружающую действительность, но и чьи-то идеи, техники или приемы. Одновременно с дельными советами их всегда преследуют замечания: «Это ты срисовал!» Когда студенты притаскивают на зачеты копии, «списанные» с книжек, их ругают: «Это не твое. Свое надо пробовать, а не срисовывать готовое. Учись делать сам». В результате многие разводят руками и спрашивают: «Как же с подглядыванием у мастеров? Можно или нет? Или, может быть, даже нужно?»

На самом деле с этим все просто: копировать мастеров полезно. А вот выдавать копии Рембрандта за свои домашние натюрморты преступно. Если уж копируешь кого-то, надо пытаться сделать это один к одному и писать на работе: это копия картины такой-то, автора такого-то, сделана в учебных целях. Самое большее, что можно получить за нее, – хорошая отметка по материаловедению. На оценки по рисунку и живописи такие эксперименты не влияют.

Работа с материалом устроена гораздо сложнее. Здесь дизайнеров учат делать что-то свое не только из собственных фантазий, а черпать вдохновение в изобразительном материале, целенаправленно пересматриваемом в поисках хорошей идеи. Рационально настроенные преподаватели сразу предупреждают: «Муза – девушка ненадежная. Захочет – прилетит, захочет – улетит на неизвестный срок. Чтобы не пропасть без нее, нужно быть профессионалом. А это означает способность находить новые идеи и решения даже тогда, когда в голове пусто, на душе скребут кошки, вы пребываете в апатии, а вдохновение не приходит».

Иногда вовсе не обязательно впадать в апатию и ссориться с музой. Достаточно поработать десять лет в агентстве, где требуется каждый день приносить по новой гениальной идее, и станет ясно, что очень немногие могут производить такое количество хороших мыслей на ровном месте на протяжении долгого времени. Поэтому дизайнеров и учат смотреть вокруг и находить в увиденном красивые решения, интересные композиции и новые идеи. А на вопрос, как отличить все это от простого «передирания» чужих произведений, лучше всех ответил в свое время Адриан Фрутигер. Он сказал, что чужие работы, их фрагменты, композиции или идеи никогда нельзя брать и использовать для себя. Но можно интерпретировать их по-своему и развивать дальше в своем направлении. А чтобы еще проще было опознать, с чем мы имеем дело, он предложил простой рецепт: работа не считается ворованной, если человек превратил ее во что-то свое и в ней осталось некое воспоминание, намек на то, откуда это взялось. Идея считается украденной, если, заимствуя ее, автор «покинул свое русло» и создал произведение, мало отличное от того, на которое он смотрел, но резко выпадающее из его собственного стиля.

Безусловно, нужно помнить о том, что замечание знающего человека вроде «он точно вот того и вот этого насмотрелся» не является чем-то ужасным и не означает, что работу нужно срочно прятать под стол. Все дизайнеры, иллюстраторы и художники кого-то насмотрелись и чего-то «нахватались», пока формировали свой собственный стиль. Конечно, добрый Фрутигер не лишил себя удовольствия пошутить в конце, заметив, что надежнее всего, разумеется, срисовывать только у живой натуры, поскольку природа не отстаивает авторские права на свои шедевры.

Вот как хорошо все придумал художник Клаус Энзикат! Многие его работы составлены из многочисленных картинок, срисованных с журналов, газет или каталогов с фотографиями. Если он копирует рисунки, то всегда только из энциклопедий, справочников или учебных пособий, так как в них иллюстрации очень безличны и не имеют выраженного собственного стиля.


Фрагменты из книги Das A steht vorn im Alphabet. Peter & Klaus Ensikat


Все дизайнеры знают эту каплю: она настолько примелькалась в каталогах фотографий, что ее уже из принципа не используют. Однако никто не запрещал ее срисовывать, к тому же Энзикат превратил ее в настоящий шедевр. И Роми Шнайдер, срисованная с программы телепередач, выглядит совсем по-другому. Гораздо интереснее и благороднее.

Дневник дизайнера-маньяка Яна Франк

(Пока оценок нет)

Название: Дневник дизайнера-маньяка

О книге «Дневник дизайнера-маньяка» Яна Франк

Сначала данное произведение существовало лишь в виде интернет-дневника. Но очень быстро приобрело большую популярность, и было опубликовано в виде полноценной книги. Яна Франк довольно откровенно и с тонким юмором говорит о том, что, прежде всего, волнует ее саму – о дизайне и его особенностях в современном мире развитых технологий.

«Дневник дизайнера-маньяка» – далеко не для всех. В первую очередь, она будет интересна тем, кто непосредственно занимается дизайном или хочет в будущем освоить профессию дизайнера.

Яна Франк с удовольствием делится многими креативными мыслями как о своей деятельности, так и о достижениях своих коллег в данной сфере. Многие ее идеи очень необычные, но это лишь придает им еще большую актуальность. Ведь окружающий мир развивается настолько стремительно, что успеха сможет добиться лишь тот, кто способен заранее предугадать новые тенденции.

Книга «Дневник дизайнера-маньяка» ответит на многие вопросы, которые являются основополагающими для каждого человека, планирующего стать дизайнером. Должен ли человек, занимающийся дизайном, уметь хорошо рисовать? Или это необязательно? Если где-то существует идеальный заказчик, как он может выглядеть? Есть ли специальное место, где находятся все свежие идеи, которые можно использовать в работе? Как наверняка отличить авторскую работу от банального плагиата?

Яна Франк очень содержательно отвечает на все эти вопросы. В ее книге можно также найти много другой интересной информации. Книга написана настолько легко, что читать ее можно даже тем людям, которые не имеют ни малейшего представления о том, что такое дизайн. Каждый читатель найдет в ней полезную для себя информацию.

Книга «Дневник дизайнера-маньяка» содержит много полезных рецептов, способных помочь спасти практически обреченные проекты. Ее можно использовать в качестве прямого руководства к действию. Со времени ее публикации в 2006 году она приобрела много читателей во всем мире и уже несколько раз переиздавалась.

В первую очередь, в книге «Дневник дизайнера-маньяка» внимание привлекают красивые броские заголовки и сама структура изложения материала. Довольно просто и понятно как для профессионального дизайнера, так и для новичка. Яна Франк, имеющая большой опыт в сфере дизайна, охотно делится ним со своими читателями.

Возможно, именно благодаря этому все ее советы звучат настолько убедительно. Она также много рассуждает о смысле избранной профессии и важности серьезного к ней отношения.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Дневник дизайнера-маньяка» Яна Франк в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.