Женщины в жизни максима горького. Максим (логико-сенсорный интроверт)

Влюбился в молодую красивую вдову. Она давала ему поэтические сборники, поощряла его страсть к чтению и являлась для него идеалом женственности и красоты. Он называл её про себя «Королева Марго», посещал по воскресеньям и делился с ней секретами, которые она выслушивала,лёжа в постели. однажды он наблюдал, как она одевалась. «Она надевала чулки в моем присутствии. я не был смущен.

В её обнаженности было что-то чистое». Однажды он, как обычно, пришёл к ней и увидел, что она лежит в постели с мужчиной. эти эпизоды заставили Горького по иному взглянуть на существование в женщине страсти и чистоты.

Горький рано узнал о сексе. Для низжих слоев общества, где он воспитывался, секс всегда был похож на наспех проглоченную убогую пищу, и никогда не давал глубокого наслаждения и чувства духовного единения с партнером. В его рассказах и повестях встречаются сексуальные сцены, часто даже грубые и жестокие, лишенные какой бы то ни было чувственности.

Она знает как это делать

Еще подростком Горький посещал сексуальные оргии, но никогда в них не учавствовал. Стоя у стены, он пел народные песни, надеясь таким образом искупить грехи веселящихся перед ним людей и наставить их души на путь истинный.

В 1887 году 19-летний Горький , отчаявшись найти любовь и понимание и выбраться когди-либо из нищеты и одиночества, совершил попытку самоубийства. Стрелял он неудачно. Пуля не попала в сердце, а застряла в легком. Чувствуя себя несчастным, одиноким и озлобленным, Горький , придя немного в себя, обратился к психиатру. Тот дал ему совет: "Найди себе девшку, которая знает, как это делать. Это пойдет тебе на пользу".

Горький нашел замужнюю женщину, которая была на 10 лет его старше. Ольга Каминская была остроумна и очаровательна. Страсть Горького превратилась в агонию, когда она отказалась оставить мужа ради него. Он уехал, но через два года, в 1892 году, они опять повстречались.

Когда Горький узнал, что она живет одна, упал в обморок от ныхлынувших чувств. Он женился на Ольге, и они стали жить в бане во дворе священника-алкоголика. В течение двух лет супруги были страстно влюблены друг в друга. Горький оставил Ольгу, когда она начала почти открыто ему изменять.

Горький – многоженец

В 1986 году Горький работал в редакции одной из газет. Там он влюбился в Екатерину Павловну Волжину , которая работала корректором, вела активную революционную деятельность и была на 10 лет моложе Горького . Они поженились, и у них родились двое детей. Брак был счастливым. Екатерина Павловна была умным и порой жестким человеком. После того, как их брак распался в 1904 году, они остались друзьями. Официального развода не было, и позже выяснилось, что это – ужасная ошибка.

Некоторое время Горький жил с молодой проституткой, утверждая, что пытается наставить её на путь истинный. В 1901 году он начал совместную жизнь с актрисой Марией Федоровной Андреевой , которая была в то время замужем. В 1906 году Горький в сопровождении Андреевой отправились в поездку по Америке, где его принимали Теодор Рузвельт и Марк Твен.

Горький предствлял всем Марию Андрееву , как свою жену. Поскольку он активно пропагандировал идеи русской революции царское правтельство решило каким-то образом дискредитировать его. Русское посольство выступило с сенсационным разоблачением, рассказав, что Горький путешествует по Америке с любовницей.

Американская пресса подняла скандал, называя Горького анархистом и многоженцем. Известные в США люди отказались от моральной и материальной подержки Горького , и его поездка потерпела полный крах. Дело дошло до того, что Горький с Андреевой не могли поселиться в гостинице. Их выгоняли со словами: "Это вам не Европа".

"Русская миледи"

В 1919 году Горький познакомился с баронессой Марией Игнатьевной Будберг , урожденной графиней Закревской, по первому браку , женщиной поистине легендарной. На Западе её называли "русской миледи", "красной Мата Хари". Она была авантюристкой и двойным агентом:

Горький Максим

Алексей Максимович Горький

Летит степью ветер и бьет в стену Кавказских гор; Горный хребет точно огромный парус, и земля - со Ьвистом - несется среди бездонных голубых пропастей, оставляя за собою изорванные ветром облака, а тени их скользят по земле, цепляются за нее, не могут удержаться и - плачут, стонут...

Деревья гнутся долу, словно бегут; кусты встряхивают ветвями, как собаки шерстью, и стелются по черной земле, - она дымится вся в пыли, течет не умолкая сухой шорох, свист и вой, щелкают аисты, крякают сытые вороны, немолчно трещат степные сверчки, и, словно командуя всем, раздаются крики солидных крупнорослых станичников. С голой степи мчится перебитая молотилками золотая солома, на площади нарядной казачьей станицы крутятся серые вихри, летают птичьи перья и сожженный солнцем желтый лист.

Торопливо появляется солнце, быстро исчезает, точно оно гонится за бегущей землею и устало уже - отстает, тихо падая с неба в дымный хаос на западе, где тоже горы в снежных вершинах и краснеют сырые тучи, тяжелые, как вспаханная земля.

Порою между массами туч ослепительно сверкает седло Эльбруса и хрустальные зубья других гор - они вцепились в облака и пытаются удержать их. Так ясно чувствуешь бег земли в пространстве, что трудно дышать от напряжения в груди, от восторга, что летишь вместе с нею, красивой и любимой. Смотришь на эти горы, окрыленные вечным снегом, и думается, что за ними бесконечно широкое синее море и в нем гордо простерты иные чудесные земли или просто - голубая пустота, а где-то далеко, чуть видные в ней, кружатся разноцветные шары неведомых планет - родных сестер моей земли...

Со степи едут воза обмолоченного хлеба; в пыли, черной и жирной, как сажа, степенно и тяжко шагают круторогие сивые волы, глядя в землю терпеливым взглядом круглых глаз; на возу лежит казак, в серой от пыли рубахе, мохнатая папаха сдвинута на затылок, лицо черно от загара, глаза красны от ветра, а борода склеена потом, пылью - точно каменная. Иногда казак идет впереди воза, у ярма; ветер толкает его в спину, раздувая рубаху; человек так же гладок и солиден, как вол, и глаза у него такие же терпеливо-умные; двигается он не торопясь, как будто зная все, что ждет его впереди.

Цоб... цобе...

У них хороший урожай в этом году, все они - здоровые, сытые, но смотрят хмуро, говорят неохотно, сквозь зубы. Может быть, устали в работе...

Посреди станицы в небо поднялась краснокирпич-ная церковь о пяти главах, с колокольней над папертью; наличники окон оштукатурены и покрашены желтоватой краской - церковь как будто слеплена из мяса, обильно прослоенного жиром, тень ее тучна и тяжела: храм, созданный сытыми людьми большому спокойному богу.

Хороводом стоят приземистые белые хаты; точно дородные бабы, стоят они, опоясавшись кручеными поясами плетней, пышно окутанные шелками садов, покрытые выцветшей парчою камышовых крыш, а над крышами качаются серебристые тополя, вздрагивает кружевная листва акации, тарахтят, как детские погремушки, сухие стручья, темные ладони каштанов треплются в воздухе, точно желая схватить быстро бегущие облака. Со двора на двор бегают казачки, высоко подоткнув подолы юбок и рубах, обнажив до колен большие, крепкие ноги, - торопясь убраться к празднику, они озабоченно покрикивают друг на друга и на круглых ребятишек, которые - словно воробьи - купаются в пыли и, черпая ее горстями, высоко подкидывают в воздух.

У церковной ограды, за ветром, развалились по сухому рыжему бурьяну "шляющие за работой"; их десятка два, всё это - "никудышный народ", мечтатели, ожидающие счастливого случая, доброй улыбки судьбы, или лентяи, опьяненные широким простором богатой земли, пленники русской страсти к бродяжеству. Они ходят группами в два-три человека из станицы в станицу, именно "за работой", смотрят на нее, удивляются ее обилию, но работают только в крайней нужде, когда уже нет возможности утолить голод иными способами - попрошайничеством или воровством.

Завтра - Успеньев день, в богатой станице - праздник, и вот они собрались отовсюду, в надежде, что праздничный день напоит и накормит их досыта, без труда с их стороны.

Все это "русские" - из центральных губерний, они дочерна сожжены непривычным солнцем юга, волосы их выгорели, ветер ершит и треплет их лохмотья, все они притворяются смирными, благочестивыми - устали от трудов, от неудач жизни и вот - сошлись сюда.

Когда мимо них проплывает, охая и поскрипывая, тяжелый воз хлеба, проходит, жуя соломинку, казак, - они покорно, наянливо кланяются ему, а он смотрит на них косо, пренебрежительно, не ломая шапки, чаще же совсем не видит, как изгибаются перед ним серые лохматые фигуры чужих людей.

Ниже и вычурнее других кланяется казакам туляк Конёв, мужик сухой, обгорелый, точно головня, с черной бородкой, беспечно рассеянной по костлявому лицу, с ласковой улыбочкой темных глаз, глубоко спрятанных в орбиты.

Я только сегодня пристал к этим людям, но Конёв - старый знакомый мой, по пути из Курска до Терской области я неоднократно встречал его. Он человек "артельный", любит держаться среди людей, но, кажется, лишь потому, что очень труслив. На всех точках земли вне своей деревни, прижавшейся где-то к пескам Алексинского уезда, он убежденно говорит всегда одно и то же:

Действительно, землица тут богатая, а с людя-ми я не согласен... никак! В нашем краю народ куда те душевнее, настоящий русский народ, равненья нет со здешним! Тут - кремни, тут души и на трешник нет!

Он любит тихо и задумчиво рассказать чудесный случай неожиданного обогащения:

Вот - в подковы ты не веришь, а я те скажу - нашел один ефремовский мужик подкову, а недели через три за этим дядя его, лавошник в Ефремове со всею семьею и сгори, - видал? Всё наследство - мужику этому попало, да! Нет, ты не бай, чего не знаешь: судьба человека жалеет, она его часто с добром стережет...

Его черные, круто изогнутые брови всползают высоко на лоб, а глаза изумленно выкатываются из орбит, Точно Конёв и сам не может поверить в то, что рассказал.

Когда казак пройдет, не ответив на поклон, Конёв Усмотрит в спину ему и ворчит:

Заелся, не видит даже человека... Нет, я прямо скажу: суходушный народ!..

С ним - две женщины; одна - лет двадцати, ко-уротенькая, толстая, со стеклянными глазами и полуоткрытым ртом. У нее лицо дурочки: нижняя часть его, "с обнаженными зубами, как будто смеется, а когда взглянешь в неподвижные глаза под низким лбом - кажется, что она сейчас заплачет, испуганно и визгли-уво, точно кликуша.

Отпустил он меня сюды с чужими людями, - Жалуется она басом, засовывая коротким пальцем под Зеленый и желтый платок выгоревшие волосы.

Дама пентаклей — Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький , Инспектор, Механик, Администратор)

Прямая карта:
Небольшого роста (особенно женщины), крепкие, жилистые, всегда (даже в танце) крепкая, почти борцовская стойка. Подвижные, но не гибкие. Женщины весьма миловидны. У мужчин преобладают крупные черты лица, глубоко посаженые глаза.

Перевернутая карта:
Высокие, стройные (нормостеники). У женщин, особенно в молодости, при всей стройности и сухости, ярко выраженная талия отсутствует. Движения порывисты и вместе с тем – ловки. Мужчины более мощные, склонные к полноте и с возрастом становятся обрюзгшими, если перестают за собой тщательно следить. Все тело скованно, зажато, особенно верхняя часть – плечи, шея, затылок.

И у мужчин, и у женщин всей карты лица почти неподвижны. Мелкая мимика развита слабо, поэтому лицо либо имеет привычный зажим контура, либо при необходимости, включаются другие привычные контуры. Внешне это выглядит как применение разных масок, почти без переходов между ними. Женщин спасает большая эмоциональная подвижность и общая привлекательность. У мужчин же привычное выражение лица впечатывается в морщины и складки очень рано.

Порядок и система помогает не только понимать, что, собственно, происходит в этом мире, но и свое в нем место. Дама пентаклей тяготеет к определению не только своего места в иерархической лестнице данного общества, но и к знанию точного места своих партнеров. Это помогает ей находить нужные тона в общении.

С вышестоящими Дама пентаклей всегда уважительна, пытается относиться панибратски, но по указанию на это в любой момент готова отойти на прежние позиции безо всяких обид. С нижестоящими Дама пентаклей бывает показательно благосклонной или же пренебрежительной – по настроению. А вот равенства принципиально не любит. И старается выделиться чем-то, пытается командовать, брать на себя ответственность. Что кстати, у нее великолепно и получается. Ведь Дама пентаклей находчива, очень работоспособна. Эта работоспособность и умение концентрироваться на достижении цели – главный ее талант. И именно с его помощью Дама пентаклей может заткнуть за пояс любого гения.

С людьми малознакомыми и незнакомыми держится очень корректно, вежливо, мужчины часто весьма галантны и предупредительны. Со знакомыми же общается исходя из уже сложившейся иерархической системы, позволяя тем, кто выше то, что никогда бы не позволил нижестоящим. Любит дружески бороться, возиться, крепко пожать руку или похлопать с силой по плечу. Таким образом проявляется сила, которую Дама весьма уважает. И еще раз можно проверить свой статус и статус партнера. Дома Дама пентаклей весьма жестка и даже сурова, если это мужчина. Он любит читать мораль, и склонен к физическим наказаниям. Ревнив, подозрителен и недоверчив.

Женский же вариант гораздо более мягок. Здесь идет несколько другая градация. Не по вертикали, как у мужчин, но по горизонтали. То есть люди кодируются, как свои или чужие. Своих обычно оберегают, прощают им очень многое, а вот чужих можно игнорировать или от них защищаться.

Дама пентаклей вообще очень надежна, верна в своих привязанностях. И в трудную минуту, если вы свой, на нее всегда можно положиться.

Несгибаемость, жесткость Дамы пентаклей, увы, приносит ей не только победы. Эти же качества имеют и оборотную сторону, делая Даму пентаклей несговорчивой, консервативной. Ей трудно перестроиться, поменять свое мнение. Дама пентаклей очень основательна и потому немного медлительна в своем мышлении. А непрерывно поступающая новая и часто противоречивая информация просто вводит ее в ступор. И для того, что бы обезопасить себя от хаоса, Дама пентаклей имеет одно мировоззрение и придерживается его, что бы ни происходило. Неправильный порядок, как определенность, для нее зачастую приемлемей, лучше, чем многовариантность порядков и неопределенность.

Настроение мужчин и женщин этой карты отличается, как ни у какой другой. Женщины, веселые и оживленные, с достаточно положительными бурными эмоциями, особенно в молодости. И мужчины, которые кажутся угрюмыми чуть ли не с рождения. Они чаще напряжены и недовольны. Но и те, и другие не переносят чужих слез, крика. Это как сигнал к немедленной реакции, когда, что именно делать не ясно, но и бездействовать нельзя. Поэтому с одной стороны – идут на уступки, а с другой стороны – пытаются взяться за воспитание партнера, который позволяет себе проявлять такую слабость. Кстати, многие считают, что у Дамы пентаклей не сложилось с чувством юмора. Наверное, это преувеличение иррациональных. Скорее, юмор Дамы пентаклей своеобразен, и понимают его далеко не все.

Интересно и то, что за внешней сдержанностью, суровостью и зажатостью, прячется душа тонкая, ранимая и очень поэтичная. Жаль, что Дама пентаклей считает показывать себя такую непозволительной роскошью.

Размеренность, пунктуальность, рамки четкого графика позволяют Даме пентаклей несколько расслабиться, чувствовать себя в безопасности от неожиданностей. И за этот порядок она готова бороться. Особенно с теми, кто его стремиться нарушить. Такие люди в ее глазах особенно подозрительны. Сама же Дама пентаклей способна распланировать не только день или месяц, но зачастую – жизнь до самой пенсии.

Дама пентаклей всегда стремится иметь что-нибудь про запас. Запас продуктов, деньги на черный день, связи про запас. Она вообще экономна и бережлива. Кстати, любит контролировать не только свои доходы и расходы, но и чужие. И вообще желание контроля, даже и власть нужна, скорее как контроль, а не как действие, для Дамы пентаклей нормально и обосновано. В системе, для ритмичной работы без изменений, необходима полная прозрачность. Особенно прозрачность информации – кто, с кем, сколько, а главное – зачем. Если же что-то, на ее взгляд, нецелесообразное, то может начать подозревать. Подозревает же Дама пентаклей всегда в одном и том же – в желании сломать любимую систему, нарушить установленный порядок.

С точки зрения белой сенсорики Дама пентаклей весьма малочувствительна. У нее очень высокий болевой порог, то есть она малочувствительна к боли. Так же легко переносит любые лишения. Почитая комфорт, как показатель статуса, легко может довольствоваться грубой однообразной пищей, спать на полу, переносить холод, долгие физические нагрузки и т. д. И в то же время тщательно следит за тем, что бы тело было в форме (особенно этим озабочены мужчины), весьма аккуратны в одежде, и чистоплотны.

Одевается Дама пентаклей подчеркнуто статусно. Очень любит форму, и форма действительно идет и мужчинам, и женщинам. Классический костюм, либо другие модные и в то же время сдержанно-деловые вещи. Девушки и молодые женщины стремятся подчеркнуть свою сексуальность, но только до замужества. Затем быстро остепеняются и выбирают вещи сдержанно умеренные. Кстати, чаще всего это тип «зимней» женщины.

Несколько свойственных фраз:
Кто не с нами – тот против нас.
Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак.

Список фильмов:
1 . «Жестокие игры» — психиатр
2 . «История преступления» – женщина — адвокат
3 . «В бой идут одни старики» – Маэстро
4 . «Д`Артаньян и три мушкетера» – кардинал, Миледи, ля Шане
5 . «Небо в алмазах» – Нина Петровна
6 . «Убрать перископ» – Мартин Песко.
7 . «Лжец, лжец» — начальница главного героя
8 . «Крысиные бега» – устроитель бегов
9 . «Привычка жениться» – главный мафиози
10 . «Миллиардер по неволе» – девушка – репортер, мистер Сидор

Наталия Плаксина — Социоинка в картах Таро

Из цикла «Неизвестный Горький»

ГОРЬКИЙ, МУРА И ДРУГИЕ

В жизни Максима Горького было много мистики. Начиная с рождения до самой смерти.

... Утро выдалось свежее, росистое. Он всю ночь писал и был так возбужден, что спать совершенно не хотелось. Рассказ назывался «Старуха Изергиль» - может быть, лучший, вышедший из-под его пера. Он горел желанием прочитать его своему самому близкому человеку.

А этот самый близкий ему человек равнодушно воспринимал писанину будущего основоположника соцреализма. В самый кульминационный момент повествования Горький вдруг услышал мирное посапывание. Ольга спала.

Злоба душила его. Он вышел в сад и пнул ногой ни в чем не повинную яблоню. Хотелось одного - сунуть голову в петлю...

Печальная история первой любви

В марте подоспело время рожать. Пришлось звать соседского мальчишку.

Сбегай скорей-ка к Гюнтерам, - попросила будущая мамаша. - Позови Варю, акушерку. Скажи, чтоб чемоданчик захватила с инструментом.

Варвара Николаевна не заставила себя ждать. Распорядилась, чтобы кипятили воду, принесли чистые простыни. И вскоре дом Кашириных огласился детским криком - родился младенец, которому суждено было

стать писателем. Но не знала об этом Варвара Гюнтер. Как и о том, что почти через четверть века ее дочь и вот этот горластый малец станут жить вместе. Хитросплетения человеческих судеб порой так причудливы, что поневоле подумаешь о провидении.

А между тем, казалось бы, ничто не предвещало такого поворота событий.

Дочь Варвары Николаевны, Ольга Каминская была на восемь лет старше Горького. Она родилась в Нижнем Новгороде в 1860 году. Отец ее, Юлий Алексеевич Гюнтер, был домашним учителем, а мать, Варвара Николаевна - акушеркой.

В 1877 году Ольга закончила Белостокский институт благородных девиц и познакомилась с членами народовольческой организации - братьями Гриневицкими и Фомой Каминским. Игнатий Гриневицкий впоследствии бросил бомбу, сразившую Александра II и его самого. Чуть позже состоялось знакомство Ольги с Болеславом Корсаком, который был сослан на 5 лет в Иркутскую губернию.

Ольга Гюнтер в 1882 году уехала в Москву, поступив там на акушерские курсы, и вышла замуж за Каминского. В июне следуюшего года у них родилась дочь, и супруги переехали в Белосток.

Жизнь шла неспешно, но нельзя сказать, что Ольга и Фома друг в друге души не чаяли. Похоже, Ольге размеренная семейная жизнь уже сильно наскучила.

И вот в 1887 году к ним неожиданно нагрянул Корсак. Он не был демоном-обольстителем. Он просто стал катализатором, ускорившим распад супружеских отношений. И Ольга стала его сожительницей.

Но тут любовный треугольник перекроили по своему усмотрению полицейские «геометры». Корсака и Каминских, а также Ивана Гриневицкого и его невесту арестовали и выслали этапом туда, где они

родились.

Каминские, которые вновь оказались «в одном купе»,поехали в Оренбург, где жил брат Ольги Юльевны, а в сентябре 1892 года она вновь покидает законного супруга и возвращается в Нижний, где к ней присоединяется супруг незаконный - Корсак. Здесь и состоялась их встреча с Горьким. Этому событию посвящен его рассказ «О первой любви».

Встреча с Ольгой Каминской вообще могла никогда не состояться, если бы Горький не вышел из дома именно в то мгновение, но ни минутой раньше или позже, если бы его маршрут не совпал с маршрутом Ольги и Болеслава. Но судьба распорядилась именно таким образом. И «неотесанный волгарь», как иногда с иронией называл себя «буревестник», был сражен, что называется, наповал. В провинциальном городе, каковым считался тогда Нижний, польские наряды и манеры не могли не произвести фурор.

«Я хорошо чувствовал ее цепкий ум, понимал, что она культурно выше меня, видел ее добросердечно-снисходительное отношение к людям; она была несравненно интереснее всех знакомых барышень и дам, - писал Алексей Максимович.- Нижняя губа маленького рта ее была толще верхней, точно припухла; густые волосы каштанового цвета коротко обрезаны и лежат на голове пышной шапкой».

Однако пристав Второй кремлевской части Чеховский восторга Горького по поводу внешности Каминской не разделял. Вот его сообщение полицмейстеру: «Роста низкого, волосы светло-русые, худощавая, нос большой, стрижена коротко под польку».

Встречи Горького с Ольгой Юрьевной и ее сожителем продолжались каждый день. «Моя любовь, углубляясь, превращалась в страдание, - писал он. - Сидел в подвале, глядя, как, согнувшись над столом, работает дама моего сердца (она занималась картографией, - С.С.), и мрачно пьянел от желания взять ее на руки, унести куда-то из проклятого подвала... Мучительно трудно было мне сдерживать эту страсть - она уже физически сжигала и обессиливала меня».

В феврале 1890 года Корсак получил заграничный паспорт и выехал во Францию. Каминская-Гюнтер осталась. Но старания Горького добиться ее любви были напрасны. Вскоре она отправилась в Париж, к Корсаку.

Будущий «буревестник» был в трансе. И он затеял свое первое странствие, два года шатался по дорогам России, пока не оказался в Тифлисе. И здесь он снова повстречал Каминскую, которая после долгих странствий тоже по странной случайности приехала сюда. Вот уж где мистика, так мистика!

И Ольга Юльевна наконец-то осчастливила Горького своим расположением. Сначала он уезжает в Нижний, а затем и она. Здесь, как сообщал начальник Нижегородского губернского жандармского управления Познанский, Каминская поселилась в квартире «негласно поднадзорного мещанина Алексея Максимовича Пешкова», с которым «состоит в любовной связи, имеет десятилетнюю дочь».

Но счастье Горького продолжалось недолго - всего четыре месяца. В мае 1893 года, узнав, что Корсак вернулся в Россию и его арестовали, Каминская поехала его выручать. Когда Корсака освободили, вернулась в Нижний. Но в их отношениях с Горьким произошла существенная перемена. Размолвки стали повторяться. Ольга Юльевна повадилась часто исчезать из Нижнего, и надолго. «Я большей частью оставалась одна, - вспоминала она. - Разговоры наши были немногословны, редки и только касались дел».

«К моим рассказам она относилась равнодушно, - писал Горький. - Однажды утром, когда я читал ей в ночь написанный рассказ «Старуха Изергиль», она крепко уснула... Я встал и тихонько вышел в сад, испытывая боль глубокого укола обиды, угнетенный сомнением в моих силах».

Но окончательно расстались они, когда Ольга Юльевна стала оказывать знаки внимания какому-то лицеисту, который стал дарить ей богатые подарки. Горький выходил из себя. «Я спросил, чем, по ее мнению, должна окончиться эта грустная история?» . «Не знаю, - ответила она. - У меня нет определенного чувства к нему, но мне хочется встряхнуть его. В нем заснуло что-то, и, кажется, я могла бы его разбудить»... Я чувствовал, что такая жизнь может вывихнуть меня с пути, которым я иду».

Горький предложил ей уехать либо к своему законному мужу, либо к Корсаку. И Каминская так и поступила. Она вернулась к супругу, а потом опять к Корсаку. И вновь к мужу... Не могла она долго жить с каким-то одним мужчиной.

Но Горький ее помнил. Он честно признавался: «Эта женщина была принята сердцем моим вместо матери. Я ожидал и верил, что она способна напоить меня пьяным медом, возбуждающим творческие силы».

Не напоила. Но мистика на этом не заканчивалась. Она только начиналась.

Самарская корректорша

В 1895 году Горький уехал в Самару, устроился в «Самарскую газету». Но не все у него ладилось. Вот что вспоминал поэт, журналист и литературный критик А.А.Смирнов (Треплев): «У меня долго хранилась его записка с такими ошибками, от которых поднялись бы волосы на голове преподавателя русского языка». И действительно, грамотешки начинающему литератору явно тогда не хватало.

К счастью, подвернулась спасительная соломинка в лице молоденькой корректорши Екатерины Волжиной. Она стала править его репортажи, фельетоны и рассказы, иногда просто их переписывала, всячески его опекала.

Дело пошло, и Горький предложил Екатерине Павловне руку и сердце. В конце августа 1896 года состоялась их свадьба, а через год родился сын Максим. В 1901 году появилась на свет дочь Катя. Но она умерла через пять лет, когда пути супругов разошлись, несмотря на то, что Пешкова тоже была женой-«мамой» - « буревестник всю свою жизнь выбирал только таких, кроме, пожалуй, Муры. Но об этом позже. А развод с Екатериной Павловной был обусловлен главным образом тем, что литературный правщик Горькому был уже не нужен.

Были друзья, а потом - враги...

Савву Морозова в России знали все - от мала до велика. Это был не полуграмотный купец, выжимающий последние соки из рабочих. Морозов начал обучение на физико-математическом факультете Московского университета, закончил Кембриджский университет, знал европейские языки. В 25 лет стал управляющим несколькими текстильными фабриками.

Сгубили миллионера женщины. Он увлекался почему-то только замужними светскими львицами. Сначала - супругой своего племянника Зинаидой. И сделал все, чтобы она получила развод, а потом обвенчалась с Морозовым.

Но Зинаида Григорьевна стала вскоре тяготиться этим браком. У нее появились многочисленные поклонники. Впрочем, и Савва тоже охладел к своей «половине».

Новым предметом его воздыханий стала актриса Художественного театра, жена чиновника Желябужского Мария Федоровна Андреева, которая благоволила к большевикам и тратила свои гонорары на помощь революционному делу. И так насела на своего поклонника, что тот, мягкий по характеру человек, сдался без боя. На поддержку РСДРП направлялись баснословные суммы. Морозов даже сам контрабандой привозил из-за границы типографское оборудование и запрещенную литературу.

Роман с Андреевой продолжался, как и предыдущий, очень недолго. На свою беду Савва познакомил Горького с Марией Федоровной. В итоге «третьим лишним» оказался сам. Андреева стала гражданской женой «буревестника».

Такого предательства фабрикант снести не смог. Отношения с Горьким вконец разладились. Весной 1905 года он уехал в Канны и застрелился в отеле. Согласно его завещанию Андреева получила 100 тысяч рублей. Из них 40 тысяч оставила себе, а 60 тысяч передала на нужды революционной борьбы.

Еще одна «мамка»

Мария Федоровна на четыре года была старше Горького. У нее было двое детей: сын Юрий и дочь Катя. Любопытно, что Катя звала своего отчима запросто - Алеша. Чувствовала: ее мать стала и его «мамкой». Но их роман, как бокал черного алжирского вина, был наполнен туманной и дурманящей воображение мистикой. Что такое брак, Горький и Андреева понимали весьма своеобразно.

Горький мог, например, заявить, что желает завести новый роман. Андреева не возражала. Впрочем, и она сама в этом плане была не промах. Своим любовником она сделала ПетраПетровича Крючкова, своего секретаря, а он был моложе ее на... 21 год. Крючков сменил некого Якова Львовича Израилевича. После того, как он сильно избил КрючковаЮ скрываясь от полиции Израилевич подался в в Берлин.

В 1906 году Горький вместе с Андреевой отправился в Америку, тогда еще достаточно пуританскую. Но там разразился крупный скандал. Ни один отель не хотел пускать на постой писателя, который оставил дома законную жену (церковный развод было в то время оформить достаточно сложно), а приехал с любовницей.

Спустя шесть лет Мария Федоровна вернулась на родину, оставив Горького одного среди его итальянских любовниц. Но он и не возражал. Что

касается Андреевой, то в России она ненадолго попала в тюрьму. Но ее пожалели, и актриса работала в театрах Суходольского и Незлобина, а в 1919 году создала Большой драматический театр, где выступала до 1926 года. Горький то жил с ней, то уезжал.

Его любовницы

С легкой руки «буревестника» в Нижнем Новгороде то и дело возникали различные благотворительные общества и кружки, которые вскоре разваливались. Особенно женские. Например, «Общество вспомоществования учительницам Нижегородской губернии» или «Общество помощи нуждающимся женщинам». И, конечно же, у Горького было много поклонниц. В их числе дочь убитого черносотенцами М.И. Гейнце, В.Н. Кольберг, Е.А. Золотницкая, которая аккомпонировала Шаляпину, М.И. Орехова-Медведева. Причем трое из четырех жили в его доме.

В Италии Горький, ничуть не стесняясь присутствия Андреевой, оказывал всяческие знаки внимания жене художника Андрея Дидерикса, Варваре Шайкевич. Роман протекал очень бурно, но закончился, как и все другие, разрывом, после чего Шайкевич поочередно выходила замуж за литераторов и издателей Александра Тихонова и Зиновия Гржебина. Богема есть богема.

Вот что вспоминала художник Валентина Ходасевич: «В 1919 году мы не только сдружились с Алексеем Максимовичем и Марией Федоровной Андреевой, но так случилось, что они предложили нам с мужем переехать жить к ним в большой квартире на Кронверкском проспекте. Мы согласились и жили с ними до отъезда в Италию.

В квартире было 12 комнат. В них жили: Алексей Максимович, Мария Федоровна, Петр Петрович Крючков, художник И.Н. Ракицкий, Мария

Игнатьевна Будберг-Бекендорф-Закревская, секретарь издательства «Всемирная литература», потом секретарь Горького и жена по совместительству, переводившая его произведения на английский язык, Мария Александровна Гейнце, приехавшая из Нижнего Новгорода учиться в медицинской академии... Питаться приходили живущие в верхней квартире этого же дома дочь Марии Федоровны с мужем и ее племянник Женя Кякшт с женой». Кроме того, в качестве медсестры в доме обитала Олимпиада Черткова.

Тогда Горький увлекся Будберг-Бекендорф-Закревской, о которой разговор дальше, но иногда делал «окно» в их отношениях. Однажды, например, всерьез заинтересовался исполнительницей частушек, фамилию которой история не сохранила.

Кошачья полуулыбка

Такой авантюристки, как Мария Игнатьевна Будберг-Бекендорф Закревская, свет, наверное, не видывал. Поэт Андрей Вазнесенский назвал ее «российской Матой Хари». Среди ее бесчисленных любовников и мужей были международный шпион Локкарт, чекист Петерс, барон Будберг, Ницше, Рильке, Фрейд, Уэллс... Горький посвятил ей роман «Жизнь Клима Самгина». Впрочем, список ее возлюбленных куда длиннее.

Предком Муры (так прозвал ее Горький за лукавое, кошачье выражение лица) был Аркадий Андреевич Закревский, служивший при Александре I генералом-адьютантом. С 1823 года он был генерал-губернатором Финляндии. Его жену, Аграфену, Пушкин назвал «медной Венерой» и посвятил ей два стихотворения. В общем, предки Марии Игнатьевны были не так уж просты.

Мура ушла от барона Будберга на второй день после свадьбы. С Бенкендорфом, который был потомком того самого Бенкендорфа, так насолившего Пушкину, она прожила 12 лет. Будберга убили крестьяне, а Бенкендорф скончался сам. За это время Мария Игнатьевна закончила Кембриджский университет и в совершенстве знала английский язык. Достаточно сказать, что за свою жизнь она перевела 36, а может, и больше, толстенных романов.

После этого Мура пустилась, что называется, во все тяжкие. Естественно, привлекла внимание Горького. От нее исходила какая-то особая сексуальность, мужчины мимо просто не могли пройти. И в то же время, по выражению Нины Берберовой, Мура была «железной женщиной», а к таким «буревестника» тянуло всегда.

Берберова прожила с Марией Игнатьевой три года под одной крышей. «Она любила мужчин, - вспоминала Берберова, - и не скрывала этого, хоть и понимала, что эта правда коробит и раздражает женщин и возбуждает и смущает мужчин. Она пользовалась сексом, она искала новизны и знала, где найти ее, и мужчины это знали, чувствовали это в ней и пользовались этим, влюбляясь в нее страстно и преданно... В ее жизни не нашлось места для прочного брака, для детей, для родственников и семейных отношений... Во многих смыслах она была впереди своего времени. Если ей что-нибудь в жизни было нужно, то только ею самою созданная легенда, собственный миф, который она в течение всей своей жизни растила, расцвечивала, укрепляла».

О Муре ходило великое множество слухов. Некоторые из них подтверждены документами. Например, комендант Московского кремля Мальков, который пришел арестовать Роберта Брюса Локкарта, обнаружил в его спальне под кроватью Марию Игнатьевну. В то время она уже жила с Горьким. Было бы известно куда больше, но Мура на излете дней сожгла весь свой обширный архив.

Колхозный бригадир - тоже женщина

1 мая 1934 года в Москве состоялась встреча знатных людей страны. От Азова-Черноморья (ныне Ростовской области) на эту встречу откомандировали полеводческих бригадиров, в том числе Ирину

Никульшину, комсомолку, которой было всего 18 лет.

Бригадиры решили поприветствовать Горького, поехали к нему на дачу.

А что это за девочка, такая маленькая? - спросил он, сверля глазами Никульшину. И глаза у него при этом блестели.

Нет, я не девочка, а бригадир, - ответила Ира.

Видно было, что она ему приглянулась. Когда стали пить чай, Горький усадил ее рядом с собой и говорил, по сути дела, только с ней одной.

Учиться тебе надо, Ира, - посоветовал он ей напоследок.

Вот как только добьюсь двенадцати килограммов зерна на трудодень, так и пойду учиться, - заявила Никульшина.

Бригадиры вернулись домой, а Иру уже ждало письмо от Горького. Потом еще одно, еще... Никому из полеводов он не писал, только ей. Может, это было его последним увлечением?

Роковая супруга

Максим Пешков, сын Горького, тоже был не прочь приударить за женщинами. Совсем, как отец. Но вначале за ним приударила жена, в девичестве Надежда Введенская. Она пришла к нему сама в день своей свадьбы с другом умершего накануне отца доктором Синичкиным. Пришла потому, что сбежала от мужа, выпрыгнув из окна. Ну не нравился он ей, и все.

А Максим, с которым они познакомились на катке на Патриарших прудах, наоборот, нравился. И она попросила его приютить ее у себя. Максим поговорил с отцом, и тот пошел навстречу девушке.

Но поженились они только в 1922 году, когда были в Берлине. На скромной свадьбе присутствовала дочь Шаляпина, Лидия.

Две девочки - Марфа и Дарья - появились на свет уже в Италии. Тимоша - такое прозвище еще в детстве дали Надежде за то, что больную тифом ее остригли наголо - была женщиной красивой и сильной. Она была хозяйкой в доме, а Максим увлекался какими-то несерьезными проектами. Потом стал сильно пить. Начались размолвки. Появились любовницы...

Горького много раз уговаривали вернуться в СССР, но он колебался. Настаивал на этом и сын, которому пообещали подарить автомобиль и обеспечить другими благами.

Наконец, "буревестник" решился на возвращение. Но потом горько об этом пожалел. С самого начала опеку над ним взяло ОГПУ, где заместителем тогдашнего председателя Менжинского был давний друг Горького, бывший нижегородец Генрих Ягода. Его карьерный рост был обеспечен другим бывшим нижегородцем - Яковым Свердловым, с которым Ягода состоял в родстве. Потом он женился на племяннице Свердлова - Иде Леонидовне Авербах.

Ягода зачастил к Горькому, который как бы находился под домашним арестом. А вот Максима Пешкова возили по разным колхозам и заводам, где устраивались застолья, спаивали. Кончилось это все тем, что Максим простудился и 11 мая 1934 года в 38 лет скончался. Хотя есть еще одна версия.

Между Ягодой и Надеждой Пешковой возник роман, Ягода мог устранить своего соперника с помощью яда. Многие историки, в частности Густав Герлинг-Грудзинский, говорят, что "нет никаких оснований не верить обвинительному акту процесса 1938 года, в котором утверждается, что Ягода мог частично по политическим, частично по личным мотивам отправить на тот свет Максима Пешкова".

Но вскоре расстреляли и самого Ягоду. Та же судьба постигла и философа, литератора, историка, директора Института мировой литературы имени А.М.Горького Ивана Капитоновича Луппола. Как только Тимоша собралась выйти за него замуж, его арестовали. Он погиб в лагере в мае 1943 года.

Рок преследовал всех, кто связывал с Надеждой Пешковой свою судьбу. В 1946 году "воронок" увез в тюрьму очередного супруга Тимоши, архитектора Мирона Ивановича Мержанова. Он тоже бесследно исчез в застенках НКВД. Наконец, после смерти Сталина арестовали и нового ее спутника, инженера Владимира Федоровича Попова. Он единственный, кого выпустили спустя полтора года. Но семья распалась.

Роковая женщина часто бывала в Нижнем, участвовала в Горьковских конференциях. Умерла она в январе 1971 года.

Женщина-смерть

Самой последней женщиной Горького была та, что изображена на картине. Вот что писала Валентина Ходасевич: «Утренний кофе пили в зале верхнего этажа, чтобы Алексей Максимович не тратил времени и сил на спуск вниз. Ему не терпелось, и он еще до кофе пригласил меня пройти в кабинет... И вижу замечательно написанную картину. Ясно, что Нестеров. Потрясена сюжетом: передо мной почти в натуральную величину на квадратном холсте изображена молодая женщина, умирающая от туберкулеза... Все вокруг жемчужно-белое, волосы черные, и только запекшиеся губы и роза, почти падающая из безжизненно свесившейся, предельно исхудавшей руки, напоминали сгустки крови... Но почувствовала я, что с картиной этой сама смерть вошла в кабинет Алексея Максимовича».

И действительно, через две недели сердце его остановилось.

Елена Муравьева

Горькие страсти по МАКСИМУуму

Горький - это звучит гордо

Максим Горький не нуждается в презентации, хотя творчество его не очень востребовано в суете и спешке нынешнего века. Но, скажем так, относительное забвение - процесс естественный. У каждого времени свои кумиры. И свои промо–акции. Популярность Горькому в прежние времена обеспечивали школьная программа и дежурные постановки в драматических театрах. Нынче Буревестника революции поминают в основном в привязке к адресам и датам, а также в связи со странными обстоятельствами смерти и фактами бурной личной жизни.

Вот и наш разговор пойдет о горьковских романах. Но не из творческого наследия, а любовных. Вернее даже, о дамах, сумевших оставить след в судьбе писателя.

А для начала, повод: 24 декабря 1887 г. девятнадцатилетний Алексей Пешков (настоящий имя и фамилия), не зная, что ему предстоит стать классиком советской литературы и познать красивейших женщин своей эпохи, совершил попытку самоубийства. Причиной были общая неустроенность и неудачная любовь к некой Марии Деревянкиной.

Имя им легион

По уверениям современников список любовных побед Горького был весьма и весьма велик.

Сразу представилась табличка с графами: номер жены (подруги), статус отношений, годы романа, причины разрыва, особенности союза и т. д. Увы, столь конструктивный подход вряд ли одобрит редактор. Да и полный реестр love story собрать будет сложно. Все–таки биографию классика давно и основательно отлакировали. Да и сам Горький не всегда афишировал своих пассий. Так что придется рассказывать все, как положено: последовательно и постепенно.

Итак, первая супруга Алексея Пешкова - акушерка Ольга Каминская была старше Горького на 10 лет, к моменту знакомства состояла в браке и сожительствовала с приятелем Алексея Максимовича. Однако, преодолев преграды, бурная страсть привела пару к созданию ячейки общества (куда подевался предыдущий муж неизвестно). Страсть и развела молодых. Через два года, в 1894 г. из–за многочисленных измен супруги Горький оставил Каминскую.

Кстати, биографы Буревестника революции обычно умалчивают об этой темпераментной особе. Слишком уж Каминская не подходит на роль спутницы жизни основоположника соцреализма. Куда лучше в этом качестве смотрится морально устойчивая и идейно выдержанная Екатерина Волжина, с которой Горький работал в 1986 г. в редакции одной из газет.

Волжина вела активную революционную деятельность и была на 10 лет моложе мужа, родила ему двоих детей. Брак распался в 1904 г, но официального развода так никогда и не последовало.

Еще находясь в браке, Горький некоторое время вразумлял на путь истинный одну молодую проститутку. Затем с 1901 г. рядом с писателем появилась актриса Мария Андреева, которая ради Алексея Максимовича бросила богатого мужа, двоих малых детей и сцену.

Однако и эти отношения тоже завершись разрывом.

За несколько лет до этого у Алексея Максимовича появились любовницы. Одна из них - Надежда Тихонова - время от времени оставляла тогдашнего супруга в гордом одиночестве и на неделю–другую поселялась в шикарном квартире Буревестника. Кроме нее в качестве временных хозяек в доме гостили и другие дамы. Часто по несколько сразу.

Ну и напоследок пикантная подробность: ходили упорные слухи, что Горький крутил роман с женой собственного сына. Но это были так, шалости. Настоящим увлечением Горького после Андреевой стала Мура - Мария Игнатьевна Будберг, урожденная графиня Закревская, по первому браку Бенкендорф. Благодаря Закревской, утверждает молва и некоторые исследователи, Алексей Максимович и покинул сей бренный мир.

Жизнь - театр

Самыми яркими возлюбленными Горького являлись истинные femme fatale - фатальные женщины Мария Андреева и Мария Закревская. Мало того, обе еще прошлись по жизни Горького действительно красной (в политическом смысле слова) нитью.

Главным талантом актрисы Марии Андреевой была красота, перед которой не мог устоять никто. Ее любили зрители, боготворил муж, обожал миллионер Савва Морозов, который своими деньгами выстелил Андреевой дорогу к славе во МХАТ-е.

Тогда ныне легендарный театр только начинал свою деятельность и всем: появлением и существованием был обязан чувствительности московского фабриканта к искусству вообще и мадам Андреевой в частности.

Не с меньшим пылом и по той же причине: так хотела Мария Андреева - Савва спонсировал и большевиков.

Сама актриса пришла к радикальным идеями тоже через любовь к репетитору сына, студенту Дмитрию Лукьянову. Впрочем, не исключено, что любовь эта была «с интересом». Ведь финансирование партийных касс являлось архиважной задачей текущего момента, а для решения этой задачи партиям (не только большевикам) требовались специалисты разного профиля от налетчиков–экспроприаторов до обворожительных красавиц.

Так или иначе, благодаря Лукьянову Андреева превратилась в преданную большевичку. Актриса перевозила нелегальную литературу, прятала подпольщиков, и главное: добывала для партии деньги. В том числе из карманов Морозова. При этом суммы поражают воображение. За несколько лет купец передал РСДРП(б) около полумиллиона рублей (по другой версии - несколько миллионов), финансировал газеты «Искра», «Новая жизнь» и «Борьба», сам тайно провозил типографские шрифты и нелегальную литературу, прятал у себя на фабрике и в имении видных большевиков - Николая Баумана, Леонида Красина (тоже любовника Марии Андреевой).

Однако этого оказалось мало. Отстраненный родней от управления капиталами, Морозов якобы застрелился, оставив Андреевой последнее свое достояние - страховку на сто тысяч. Которая тут же по получении отправилась в кассу большевиков.

Но и это еще не все. Вскоре при странных обстоятельствах скончался племянник Саввы, тоже благодаря Андреевой - горячий сторонник ленинской партии. Едва дело дошло до раздела имущества, как наследникам тут же объяснили, кому покойный собирался завещать свои миллионы. Брату элементарно пригрозили смертью. Двум сестрам подсунули в мужья красавцев, специально подобранных для этого Красиным и Андреевой.

Но вернемся к горьковской странице в биографии актрисы.

К моменту знакомства Андреева очень нуждалась в поддержке. Увы, ее недавно блистательная карьера клонилась к закату. МХАТ уже мог сам себя обеспечивать и нуждался не столько в морозовских инвестициях, сколько в чеховских пьесах. «Поставкой» оных занималась супруга Антона Павловича - Ольга Книппер. Само собой она же имела монополию на главные роли. Станиславский по сему поводу выразился довольно четко: «Андреева - актриса полезная, Книппер - до зарезу необходимая».

Дружбой с Горьким Андреева надеялась поправить свои служебные дела и не ошиблась. Начинающий входить в моду драматург - «пролетарий» обеспечил своей возлюбленной новую волну популярности. Но «не долго музыка играла».

Вскоре Андреевой пришлось оставить сцену, чтобы стать для Горького женой, секретарем, переводчиком, нянькой, экономкой, литературным агентом и…опекуном со стороны все тех же большевиков.

Чем же был вызван интерес российской социал–демократии к Алексею Максимовичу? О, все довольно банально. Шерше ля мани.

В начале 20‑го века Горький был самым высокооплачиваемым писателем Российской империи и очень популярным драматургом. Его книги печатались неслыханными тиражами, а пьесы шли во всех ведущих столицах мира и пользовались неизменным успехом. К примеру, в Берлине в театре Макса Рейнхардта спектакли прошли с полным аншлагом более шестисот раз. И так повсеместно.

«Тащите с Горького, сколько можете», - наставлял Ленин своего соратника А. Богданова в конце 1904 г. И тащили. В одном случае известны даже «расклады». Приблизительно 20 процентов получал агент (тот, кто доставлял деньги), 40 процентов шло в кассу большевиков, остальные переводилось на имя Горького в банк.

Однако известный писатель - это не только «ценный мех», но идеологическое оружие. Поэтому властителя дум и «формирователя» взглядов партия отправила вместе с Андреевой в феврале 1906 г. в США собирать деньги на нужды революции. Предполагалось, что звезда российской сцены и известный инженер человеческих душ впечатлят заокеанских инвесторов. Однако пуританская Америка сказала одиозной чете бурное «фе». Газеты пестрели сенсационными статьями: Горький бросил жену и детей; Андреева оставила супруга и двух малюток; прелюбодеи, они живут во грехе и т. д.

(Кстати, информацию «слили» царские агенты)

В итоге, вояж пришлось свернуть.

Горький в сердцах заявил журналистам: «Она моя жена. И никакой закон, когда–либо изобретенный человеком, не мог бы сделать ее более законной женой. Никогда еще не было более святого и нравственного союза между мужчиной и женщиной, чем наш».

Но…никогда не говори никогда. Прошло немного времени и святой и нравственный союз затрещал по швам. Андреева устала обслуживать своего гения, тосковала без детей, страдала без театра. Единственной отрадой для нее осталась партийная работа.

Точкой в романе стало новое увлечение Горького. В 1919 г. Горький влюбился в другую Марию. Молодую, яркую, экспрессивную.

Андреева, тогда уже пятидесятилетняя, вынуждена была уступить почетное звание «жена Горького», о чем она впоследствии очень жалела. Но во времена оные стареющая красавица выдержала удар достойно. Нашла молодого любовника, стала работать еще больше. Андреева была очень энергичным человеком и после революции, став во главе «театров и зрелищ союза коммун Северной области» сделала многое для советской культуры. Самым главным своим детищем Андреева считала, открытый по ее инициативе, Большой драматический театр, где она сыграла свои последние роли.

Умерла Мария Андреева она в 1953 г., в возрасте 85 лет.

Русская Миледи

Мария Игнатьевна Закревская - Бенкендорф-Будберг появилась в жизни Горького «с подачи» К. Чуковского и буквально сразу произвела на 52-летнего писателя неизгладимое впечатление. Впрочем, это была вполне закономерная реакция. Горькому всегда нравились «плохие девочки» (наверное, после Ольги Каминской). А Мария Закревская была даже очень «плохой». К 28‑ми годам она дважды сходила замуж, родила двоих детей, слыла то ли английской, то ли немецкой шпионкой, каким–то образом была связана с британским супер–агентом Локкартом и заодно НКВД. Как тут удержаться?

Горький настолько увлекся Закревской, что пренебрег даже ее изменой.

В 1920 г. в СССР приехал знаменитый английский писатель Герберт Уэллс. Гостиницы тогда были в большом дефиците, и Уэллсу пришлось ночевать в доме Горького. Одну из ночей он провел с Марией Закревской. А утром «из командировки вернулся муж…» и застал «голубков» в постели.

«Она неимоверно обаятельна, - описывал Закревскую Герберт Уэллс. - Однако трудно определить, какие свойства составляют ее особенность. Она, безусловно, неопрятна, лоб ее изборожден тревожными морщинами, нос сломан. Она очень быстро ест, заглатывая огромные куски, пьет много водки, и у нее грубоватый, глухой голос, вероятно, оттого, что она заядлая курильщица. Обычно в руках у нее видавшая виды сумка, которая редко застегнута, как положено. Руки прелестной формы и часто весьма сомнительной чистоты. Однако всякий раз, как я видел ее рядом с другими женщинами, она определенно оказывалась и...