Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»
«Гуси лебеди» анализ сказки
Тема : В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.
Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу - такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель - и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.
Герои «Гуси-лебеди»:
- Братец
- Сестрица
- Печка, речка и яблонька - чудесные помощники
- Баба Яга .
- Гуси-Лебеди
Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:
- Начало сказки традиционное : Зачин (Жили – были….)
- Экспозиция (наказ родителей)
- Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
- Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
- Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)
Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный отрывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.
Ход урока
I . Организационный момент и сообщение целей урока
II . Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию
- Ребята, какие сказки вы знаете?
- Откройте учебник «Литературное чтение». Найдите раздел «Устное народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто автор прочитанных вами сказок?
- Верно, у этих сказок нет автора, их сочинял и переделывал народ. Поэтому эти сказки и называются народными.
- Отгадайте, из какой это сказки:
1) «С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь».
2) «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка, мышка-норушка...»
3) «Жили-были два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко».
Что сказочное в этих сказках?
III . Пересказ сказки. Первичное восприятие
Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гуси- лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это произошло, кто ей помог - обо всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку с помощью кар тинок, а вы постарайтесь подумать над следующими вопросами (вопросы записаны на доске):
- С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?
1 .По ходу рассказа проводится словарная работа.
Попытаемся объяснить значение слов:
кудель - пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено - приспособление для ручного прядения, стержень для навивания нити; устьице - выходное отверстие печи.
2. Проверка первичного восприятия.
- Понравилась ли вам сказка?
- Что понравилось в сказке?
- Что понравилось более всего?
- С какими чудесными предметами встречается девочка?
- Кто помог девочке спасти братца?
- На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?
IV . Анализ сказки
Первая ступень анализа:
1. Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по.
1) Начало действия (завязка).
2) Развитие действия.
3) Переломный момент (главное действие).
4) Самый острый момент в развитии действия (кульминация).
5) Конец действия (развязка).
2.
Самостоятельное чтение - поиск по частям.
Вторая ступень анализа:
3. Проверка самостоятельной работы, работа над углублени ем практического представления о сказке, о жанре.
Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:
а) Жили-были мужик да баба - зачин.
б)
Сказочные слова и выражения: Чистое поле, темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая Баба-Яга, серебряные яблочки, девица, яблоня-матушка, печка-
матушка.
4. Работа над словом «гуси-лебеди»:
- Почему сказка так называется?
- Что за птицы «гуси-лебеди»?
5. Словесное рисование:
- Как же выглядят в сказке слуги Бабы-Яги, волшебные «гуси-лебеди»?
- Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?
V . Актуализация знаний
Выборочное чтение с наглядным комментированием и ответы на вопросы.
- Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.
- Как сестра догадалась, кто унес братца?
- Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она им ответила?
- Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не по могли девочке?
- Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы выручили детей.
- А почему в этот раз они помогли девочке?
- Почему не сразу помогли ей?
- Как изменилось поведение девочки при второй встрече?
VI . Выборочный пересказ, близкий к тексту
1. Представьте себя на месте девочки.
2. Что она могла чувствовать на пороге избушки?
3. Как вела себя девочка в избушке?
VII . Подведение итога работы над сказкой
- Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?
- Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.
Ольга Базаря
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Литературно-художественный анализ русской народной сказки
«Гуси- лебеди »
1. «Гуси-лебеди » русская народная сказка – волшебная .
2. Тема : В сказке рассказывается о том , как Гуси - лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
3. Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
4. Характеристика главных героев :
В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.
Сестрица : Любит своего брата :
Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала- Братец не откликается.
Стала плакать, да слезами горю не поможешь.
Храбрая : Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси -лебеди и пропали за темным лесом. Гуси -лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.
Баба-Яга : Злая
В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;
Кликнула она Гусей-лебедей : - скорей гуси – лебеди , летите в погоню!
5. Художественное своеобразие произведения :
Особенности композиции :
o Традиционное начало сказки : Зачин (Жили – были….)
o Экспозиция (наказ родителей)
o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)
o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)
o Сказка заканчивается традиционно : Развязка (побег из избушки и возращение домой) . -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира :
Печка сказала ; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала .
В сказке используются закон троекратного повторения : три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка : Красочный, эмоциональный, выразительный. Например : Гуси -лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели ?» Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.
6. Выводы :
Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.
Публикации по теме:
«Гуси-лебеди». Хореографическая композиция по мотивам одноимённой русской народной сказки Видео Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством музыки народной и классической, является для меня делом жизни.
Цель: Развивать интерес к физическим упражнениям, формировать двигательное воображение. Воспитывать дружеское отношение, вызвать желание.
Игра–драматизация по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» - филиала.
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди». ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.
Конспект - сценарий русской народной сказки «Гуси - лебеди» средняя группа Конспект – сценарий русской народной сказки «Гуси – лебеди» средняя группа Программное содержание: Развивающие задачи: - Развивать навыки.
Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: а) Совершенствовать навыки счет в пределах 10, закреплять состав.
Конспект занятия в младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель. Познакомить детей со сказкой "гуси- лебеди", вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. Предварительная работа. Накануне воспитатель.
НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей логопедической группе НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные.
Цель. В игровой форме закреплять математические знания. Задачи. Закреплять умение считать в пределах пяти, устанавливать равенство предметов,.
План-конспект
Сказка Гуси-лебеди – мудрая поучительная история, которая показывает детям истину: чтобы рассчитывать на помощь и понимание других людей, нужно научиться самому делать добро. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.
Сказка Гуси-лебеди читать
Кто автор сказки Гуси-лебеди
Сказка Гуси-лебеди – фольклорное произведение. Обработана она исследователем фольклора А. Афанасьевым. Входит в его сборник «Народные русские сказки».
Загулялась с подружками девочка, забыла, что ей велели за младшим братиком присматривать. Тем временем гуси-лебеди налетели, подхватили братца и унесли к злой Яге. Побежала девочка братца из беды вызволять. По пути ей встретились речка, яблонька и печка, но не помогли девочке, потому что была неприветлива с ними. Нашла она братца у Бабы-Яги, схватила и убежала. Гуси-лебеди за ней пустились в погоню. Трижды просила девочка о помощи: у речки, яблоньки и печки. В этот раз девочка была приветливой, и ей в помощи не отказали. Так удалось ей с братцем домой прибежать. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.
Анализ сказки Гуси-лебеди
В сказке Гуси-лебеди раскрывается тема добра и благодарности. Героиня должна была усвоить несколько жизненных уроков, главный из которых – что посеешь, то и пожнешь. Это и есть главная мысль сказки. Чему учит сказка Гуси-лебеди? Она помогает детям усвоить правильные линии поведения, учит ответственности и доброжелательности.