Состоит инь. Просвещаем

В основе практической медицины Древнего Востока лежит философское учение, о том, что в картине мира реален только поток превращений, бесчисленных метаморфоз, в которых непрестанно и вечно обновляется весь мир. Ни один момент времени ни похож на другой. Ничто в мире не существует обособленно, в отрыве друг от друга и, более того, связи между вещами определяют положение самих вещей. Таким образом, даже самая малая вещь имеет во вселенной своё переплетение с другими вещами.

Мудрецы древнего Китая говорили: "Вся тьма вещей как раскинутая сеть, и в ней не найти ни начала, ни конца". Реальный мир китайские мудрецы определили как Хаос, под которым понимается бесконечное богатство разнообразия. Для описания взаимодействия всех вещей во вселенной сложилось логически последовательное учение о двух мировых силах: силы Ян , символизирующей мужское, светлое, деятельное начало, тепло, и силы Инь , символизирующей женское начало, тьму, покой, холод.

Основные противоположные свойства Ян и Инь символизировались древними философами как огонь (Ян) и вода (Инь), т.е. Ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется признаками: светлое, горячее, направленное вверх и наружу. Инь по своему свойству подобен воде и характеризуется признаками: тусклое, холодное, направленное вниз и внутрь. Отсюда следует, что в природе всё, обладающее покоем, холодное, медленное, имеющее пониженную функцию относится к Инь; всё что имеет противоположные характеристики: подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, имеющее повышенную функцию - относится к Ян.

Это философское учение легло в основу практической медицины Древнего Востока.

Основные утверждения теории Ян и Инь позволяют описать мир во всём его многообразии, а также сложные физиологические и патологические явления в организме:

  • всё существующее во вселенной имеет два противоположных начала Ян и Инь (любое явление имеет состояние покоя и активности, любой предмет имеет верх и низ и т.д.)
  • Ян и Инь имеют множество значений, и они взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимопревращаемы.
    Так, например, два противоположных начала: день и ночь, жара и холод, движение и покой, полный и пустой, внешний и внутренний и т.д.

Человеческий организм также разделяется на две противоположности:

  • Ян - верхняя часть тела , его поверхность, спина, шесть полых органов, Чи;
  • Инь - внутренняя часть тела , живот, пять плотных органов, кровь.

Вследствие своей противоположности, Ян и Инь взаимно ограничивают и контролируют развитие и деятельность друг друга и при определённых условиях каждая из противоположностей может меняться на обратную ей, развиваясь внутри себя и это соответствует объективной реальности. При ослаблении одной стороны наступает усиление другой. Так, например, нарушение в организме равновесия между Инь и Ян приводит к развитию болезни или к смерти.

Противоположность двух начал Ян и Инь является относительной и определяется только сравнением : ткани и органы человеческого организма могут принадлежать к Ян или Инь в зависимости от их взаимного расположения и функций.

При взаимодействии Ян и Инь имеют относительную самостоятельность, т.к. в них можно выделить составляющие его элементы, взаимодействующие между собой и развивающиеся внутри себя. Так, например, сутки можно разделить на день (Ян) и ночь (Инь), день в свою очередь можно разделить на первую половину (Ян в Ян) и вторую половину (Инь в Ян), ночь можно разделить на вечер (Ян в Инь) и саму ночь (Инь в Инь). Если тело рассматривается как единое целое, то его поверхность и конечности относятся к Ян, а внутренние органы к Инь. Но в тоже время поверхность тела и конечности можно разделить на Ян и Инь. Так, например, кожа и подкожная клетчатка относятся к Ян (Ян в Ян), мышцы и кости по отношению поверхности тела относятся к Инь (Инь в Ян). Во внутренних органах, называемых Чжан-Фу органами, также можно выделить Ян и Инь. (Ян и Инь Почек, Ян и Инь Селезёнки и т.д.).

Деление органов на две составляющие Ян и Инь очень важно для диагностики и выбора лечения. Под Ян понимают участие органа в регуляции нейрогенного фактора, его функциональную активность и жизненную Энергию, под Инь при этом понимают степень участия в регуляции органа гуморального фактора.

Взаимообусловленность Ян и Инь означает, что они сосуществуют в едином организме, опираясь друг на друга. Так, например, в организме структура относится к Инь, а функции - к Ян. Структура является материальной основой функции, а функция - это отражение существования структуры и движущая сила её развития. Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления Ян и ослаблению Инь, а накопление питательных веществ требует определённой функциональной активности и приводит к ослаблению Ян и усилению Инь. При нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие (гармония), а при патологии наступает нарушение гармонии, что может стать причиной заболевания. Применительно к древневосточной медицине это означает, что, поскольку заболевание возникает при нарушение равновесия между Ян и Инь в организме, то главной целью лечения должно быть возвращение Ян и Инь к состоянию относительного динамического равновесия.

Гармония Ян и Инь изображается в виде круга, который разделяется волнистой линией на светлую и тёмную половины. Внешняя окружность символизирует смешение всего в круговороте мирового Хаоса. Волнистая линия обозначает взаимное вытеснение и взаимное порождение Ян и Инь. Светлая точка на тёмном поле и тёмная точка на светлом поле означают соответственно присутствие Ян внутри Инь и присутствие Инь внутри Ян. Кроме того, эта эмблема (монада) ориентирована в пространстве и во времени: Ян зарождается на северо-востоке в зимнюю пору и достигает расцвета летом, а Инь рождается на юго-западе, т.е. в конце лета, и достигает кульминации зимой, т.е. на севере.

Рис.1. Монада (Эмблема "Великого Предела")

Взаимопревращение Ян и Инь означает, что при определённых условиях каждое из двух начал внутри предмета может превратиться в противоположность. Так, например, после продолжительной высокой температуры может произойти резкое понижение температуры, что вызывает ощущение холода в конечностях, нитевидный пульс, бледность кожного покрова, т.е. развиваются симптомы, указывающие, что фактор Ян, вызвавший болезнь, переходит в фактор Инь. И к этому новому состоянию должно быть применено уже другое лечение.

Таким образом, все виды отношений Ян и Инь: взаимоотрицание , взаимосвязанность , взаимообусловленность , взаимопревращаемость создают многообразие постоянно меняющегося мира, его единство и гармонию и их взаимовлияние является и причиной, и следствием.

Согласно теории Ян и Инь в человеческом организме различают:

Анатомические (морфологические) структуры - Инь, а их функции - Ян.;
деятельность организма - Ян, а пищевые вещества - Инь;

Инь сохраняется внутри и является материальной основой для Ян.

Древневосточные врачи, казалось бы, обладая примитивными знаниями, сумели на основании различных изменений на поверхности тела выявить функциональные связи всего организма в целом и это не утратило своего значения до настоящего времени. Так например, нельзя оспаривать функциональные связи между почками и мочевым пузырём, между печенью и желчным пузырём, между желудком и толстой кишкой.

Использование теории Ян и Инь в китайской традиционной медицине является обязательным при диагностике патологии и при выборе методов лечения. Применительно к современной западной медицине, восстановление нарушенного баланса (гармонии) между Ян и Инь является задачей восстановления гомеостаза путём стимуляции защитных сил организма и может быть использована в современной медицине как модель целостного подхода к человеческому организму, как диалектический подход к пониманию состояния здоровья и болезни.

Соотношение Ян и Инь

Вселенная

Времена года

Ночь (18-6)

Вторая половина ночи

Первая половина ночи

Метеофакторы

Влажность

Организм в целом

Функциональная активность

Анатомические структуры

Анатомические структуры

Подкожная клетчатка

Внутренние органы

Наружная поверхность тела

Наружная поверхность конечностей

Верхняя часть туловища (выше талии)

Внутренняя поверхность конечностей

Грудь, живот

Нижняя часть туловища (ниже талии)

Внутренние органы

Фу органы

Чжан органы

Отдельные органы

Ян составляющая органа

Инь составляющая органа

Функциональная активность организма

Повышена

Понижена

Температура тела

Повышена

Понижена

Обмен веществ

Артериальное давление

Повышено

Понижено

Состояние вегетативной нервной системы

Симпатикотония

Ваготония

Цвет кожного покрова

Гиперемированные

Цвет мочи

Характер стула

Спастический запор

Количество слюны

Сниженное

Гиперсаливация

Отношение к температуре окружающей среды

Непереносимость жары

Предпочтение холода

Непереносимость холода

Предпочтение тепла

Продукты питания

Мясо, орехи

Вкус продуктов и трав при фитотерапии.

Другие качества продуктов и трав

Холодные

Как рассматривалось выше, в основе нормальной деятельности организма находится уравновешенное состояние между Ян и Инь, их гармония. Нарушение этой гармонии ведёт к патологии, которая проявляется в усилении или в ослаблении того или иного начала Ян или Инь.

Все процессы, происходящие в организме человека, и стадии жизни (зачатие, рождение, рост, упадок и смерть) можно описать с помощью Инь-Ян. Например:

Юность –Ян, поздние дни –Инь; При вдохе грудная клетка расширяется – фаза Ян, выдох – фаза Инь. Активность человека –Ян, расслабленность, отдых –Инь.

Инь – это материальная основа, ткань для преобразующей силы Ян, которая реорганизует и регенерирует. Пища (Инь) преобразуется в процессе обмена вещества (Ян) в иное вещество и энергию (тепло и метаболическая активность).

Внутренние органы тела, защищённые от внешних воздействий, являются Инь по отношению к коже и мускулам, находящимся снаружи, –Ян.

Нижняя часть тела соприкасается с землёй, как бы уходит в неё корнями, - это Инь, верхняя часть тела – Ян. Переднюю часть тела можно защитить руками, сложенными на груди и прижатыми к животу ногами (Инь), тогда как задняя часть тела остаётся относительно открытой (Ян).

Внешняя поверхность человеческого тела (кожа, волосы, поверхностные нервы и кровеносные сосуд) – Ян, внутреннее строение (внутренние органы, кости, головной и спинной мозг) – являются основой жизнедеятельности –Инь.

Внутренние органы дифференцируются на полые - Ян (Желудок, Желчный пузырь, Тонкий кишечник, Толстый кишечник и Мочевой пузырь), которые выполняют функции пищеварения и выделения и плотные (монолитные) - Инь (Сердце, Печень, Селезёнка, Лёгкое и Почка), которые выполняют функции ассимиляции и хранения. Плотные органы можно сравнить со скалой, которая поглощая свет, хранит его энергию в виде тепла, а полые органы можно сравнить с колесом водяной мельницы, которое способно преобразовывать движение воды в рабочую энергию. Сравнение достаточно ярко показывает, что нагретая скала не может работать, а водяное колесо само не может накапливать энергию.

Но всегда следует помнить, что Инь и Ян относительные, а не абсолютные обозначения: Сердце – плотный орган, а значит Инь, тем не менее, преодолевает сжатие при выталкивании крови через сосуды и поэтому Ян. Таким образом, существует и такое понятие, как Ян в Инь. Другими словами, можно сказать, что каждый орган имеет две составляющие Инь и Ян. Например: Ян и Инь Сердца (Ян в Инь и Инь в Инь); Ян и Инь Желудка (Ян в Инь и Инь в Ян) и т.д. Это очень важно для понимания синдромов поражения органов, а следовательно для правильной диагностики и лечения. Сразу же следует отметить, что соотношение Ян и Инь в различных органах не одинаковы.

В процессе человеческой жизни необходимо поддерживать равновесие между внутренним процессом питания себя (Инь) и внешней деятельностью (Ян). В современной лихорадочной деятельности часто человеком пренебрегается необходимость уделять определённое время на восстановление себя: излишняя работа, слишком усердные занятия сексом – приводит к перенапряжению Ян. Тело не может долго расходовать больше, чем возмещать. Следствием чрезмерной деятельности могут наступить проблемы с мышцами, суставами, костями, сердцем, вплоть до серьёзных, таких как сердечный приступ. С другой стороны, повышенное внимание к вопросу внутреннего здоровья может означать, что акцент смещён на фазу Инь, т.е. накопление и человек становится инертным и не способен к полноценной деятельности. Кроме того, атрофируются без тренировок мышцы, сердечно-сосудистая система ослабляется. Возникшее противоречие можно снять достижением равновесия, что означает подвижность, разнообразие, умеренность и гармонию с собственными ритмами и потребностями.

Основываясь на характере и особенностей строения тела, некоторых людей можно определить по Ян–Инь типу, но обычно проявляются и те и другие свойства. Быть Инь – значит любить спокойную, простую, прохладную среду, обладать умеренной способностью в еде, в работе. Для типа Инь характерны регулярные периоды для отдыха и восполнения сил, постепенное развитие болезней и продолжительное сохранение её симптомов. Инь может прожить дольше, т.к. его образ жизни и среда относительно свободны от стрессов. Ян - тип предпочитает стимулирующую, сложную среду, действует быстро и импульсивно, сильно страдает во время болезни, но потом быстро выздоравливает. Личность в которой больше Ян, склонна дольше страдать от дурного обращения и пренебрежения. Называя кого-либо Ян или Инь типом, не подразумевается, что кто-то слаб, силён или болен. Соотнесение с моделью Ян-Инь помогает наблюдать за течением жизни человека и прогнозировать кто и как будет переносить болезнь и на основе модели Ян-Инь анализировать стадии заболевания. Когда заболевание развивается быстро, остро – Ян стадия, при переходе в хроническую форму – Инь стадия. Обычно острые заболевания поражают поверхностные функции, или поверхность тела и если заболевание подавляет сопротивление тела и проникает внутрь в более глубокие слои, оно переходит в Инь стадию, внутреннюю. Явные острые симптомы являются болезнью избытка, а избыток принадлежит Ян, слабые и расплывчатые симптомы- следствие недостатка, который принадлежит Инь.

Выделяют два типа патогенных факторов Ян и Инь.

Варианты синдромов поражения (объяснение в тексте)

При проникновении патогенного фактора типа Инь (2) происходит преобладание Инь и повреждение Ян, что называется синдромом "холода типа избытка".

При действии патогенного фактора типа Ян (3), происходит преобладание Ян и повреждение Инь, что проявляется синдромом "жара типа избытка".

При истощении собственного Ян (4), происходит относительное преобладание Инь – синдром "холода типа недостатка", и наоборот при истощении собственного Инь (5) происходит преобладание Ян или синдром "жара типа недостатка" .

При дефиците Инь следует уменьшать Ян и прогревать Инь и наоборот, т.е. лечить Инь при расстройстве Ян и лечить Ян при расстройстве Инь.

Одновременный дефицит Ян и Инь называется «взаимным опустошением Инь и Ян. Может возникнуть при длительном голодании, в результате чего происходит ослабление Селезёнки (Ян) и дефицит крови (Инь), т.е. ослабление Чи вследствие недостаточного влияния Ян на Инь.

Некоторые синдромы Ян и Инь заболеваний

Ян (синдромы полноты)

Инь (синдромы пустоты)

Заболевание острая стадия

Хроническое

Боль острая, недавняя, прерывистая, дневная, усиливающаяся при ходьбе, от тепла при надавливании, уменьшается при холоде.

Характер боли: скручивающаяся, стреляющая, колющая, пульсирующая, чувство электрического тока, поверхностная, локальная и меняющая локализацию.

Боль хроническая, давняя (застарелая), постоянная, ночная, уменьшается при движении, в тепле, при надавливании, усиливается от холода.

Характер боли: глубокая, диффузная, костная, рассредоточенная (разлитая), тупая, чувство жжения, ушиб, контузия, постоянная локализация.

Состояние больного: возбуждён, активен, неудержимая речь, глаза живые подвижные, сон поверхностный, длительный.

Больной апатичен, пассивен, молчалив, глаза тусклые полуоткрыты малоподвижные, сон глубокий короткий.

Кожа красная, сухая, не шелушащаяся, зуд.

Цвет лица яркий.

Слизистые влажные.

Ногти эластичные.

Волосы на голове мягкие блестящие, на теле хорошо выражены.

Кожа бледная, влажная, пастозная отёчная.

Цвет лица бледный.

Слизистые сухие.

Ногти ломкие.

Волосы на голове сухие, без блеска, на теле слабо выражены.

Парестезии конечностей, контрактура, склонность к судорогам, спазмам.

Вялость конечностей, слабость, дряблость мышц, атония, тремор пальцев.

Дыхание громкое, замедленное.

Дыхание короткое, тихое, учащённое.

Запор, задержка мочи.

Понос, недержание мочи.

Чаще высокая температура тела, потребность в прохладе (раскрывается).

Чаще субфебрильная температура, потребность в тепле (укутывается).

Функция потовых желёз повышается при физической нагрузке, жажда, предпочитает холодное питьё, небольшая потливость.

Сильная потливость, жажды нет, предпочитает теплое питьё.

Чувство переполнения при пальпации живота, прикосновения неприятны.

Живот мягкий, прикосновения приятны.

Язык красны, налёт толстый, жёлтый.

Язык бледный, налёт белый, тонкий.

Пульс сильный, напряжённый, поверхностный, трудно подавляемый.

Пульс слабый, мягкий, глубокий, легко подавляемый.

Утомляемость медленная.

Сопротивляемость организма нормальная.

Реабилитация медленная.

Утомляемость быстрая.

Сопротивляемость пониженная.

Реабилитация быстрая.

Тело коренастое, подкожная жировая клетчатка хорошо выражена.

Тело астеничное, худощавое, подкожная жировая клетчатка слабо выражена.

Менструальный цикл короткий, выделения скудные.

Менструальный цикл длительный, выделения обильные.

Тип болезни устанавливается по превалированию Ян или Инь симптомов. Если сумма Ян симптомов больше, то надо начинать лечение с седативного воздействия. Если сумма Инь симптомов больше, то используется тонизация.

Теория У-Син

В китайской космологии сила Ян соответствует Небу и творческому началу, а сила Инь - Земле и принципу сохранения. Человек образует с Небом и Землёй как бы союз трёх сил мироздания и этой космической триадой объясняется каждый момент бытия. Древние китайцы различали три силы Неба (солнце, луна, звёзды), три силы Земли (вода, огонь, ветер) и три силы человека (семя, энергия, дух). По принципу трёх сил разделяется и тело человека: верх (голова), середина (руки) и низ (ноги); три части лица (лоб, щёки, подбородок), три сустава конечностей и т. д.

Процесс творения мира представлялся китайцами в виде последовательного деления первозданного Хаоса. Таким образом, из хаотического единства бытия появляются начала Ян и Инь, а из них выходят, так называемые, “четыре явления”, которые считались символами четырёх сторон света и четырёх времён года, а в человеке - четырёх конечностей. Затем из “четырёх явлений” появляется пяти-частная структура, соотносимая с пятью “первоэлементами”:деревом, огнём, землёй, металлом, водой. . В таком порядке первоэлементы “порождают” друг друга, а в порядке “взаимного вытеснения” они располагаются: дерево, земля, вода, огонь, металл (рис. 2)

Рис. 2. Система пяти первоэлементов (У-Син)

Теория У-Син - или теория пяти первоэлементов является второй важнейшей концепцией древнекитайской философии и медицины. Она основана на законах природы и устанавливает процессы взаимодействия всех предметов и явлений во вселенной, в том числе и в человеческом организме. Сама теория, будучи метафизической и архаичной, дает возможность понять традиционную восточную медицину.

Эта теория постулирует, что все во вселенной состоит из пяти первоэлементов, которые являются основой всего материального мира. К ним относятся дерево, огонь, земля, металл и вода, которые находятся в динамическом равновесии и взаимосвязи. Это определяет состояние их непрерывного движения и изменения (Син - движение). Каждый элемент этой системы помогает развитию последующего и побуждает его к активной деятельности.

Дерево символизирует рост и развитие и объединяет предметы и явления как быстрая изменчивость, кислый вкус, зеленый цвет и др.

Огонь символизирует период максимального развития и характеризуется высокой температурой, движением вверх, красным цветом, горьким вкусом.

Земля символизирует период зрелости, обладает влажностью, сладким вкусом, желтым цветом.

Металл соответствует периоду начала увядания и характеризуется сухостью, острым вкусом, белым цветом.

Вода характеризуется наименьшей активностью, текучестью, соленым вкусом, черным цветом.

Внутри каждого предмета происходит выделение первоэлементов.

Например, в годовом цикле дерево соответствует весне, огонь - лету, металл - осени, вода - зиме, а земля - астрономической середине года - точке летнего солнцестояния (“вечному лету”). В пределах суток пять стихий относятся соответственно к восходу, полудню, “склонению” солнца на запад, заходу и полуночи.

В организме человека (и любого живого существа) также выделяют органы, относящиеся к первоэлементам: к категории Дерево относятся Печень и Желчный пузырь; к категории Огонь сердце, тонкий кишечник, Перикард, Три части туловища; к категории Земля относят Селезенку - поджелудочную железу, к категории Металл относят Легкие и Толстый кишечник, к категории Вода относят Почки и Мочевой пузырь. К таким же категориям относят и меридианы этих органов. Кроме того, на каждом меридиане имеются все точки первоэлементов, т.н. античные точки.

Взаимодействия между пятью первоэлементами


Рис. 3 Первоэлементы и их связь с органами

Все предметы и явления, как было сказано выше, подчинены определенным закономерностям, которые характеризуются непрерывным движением, сменой фаз, что играет важную роль в процессах приспособляемости организма к условиям внешней среды. В теории У-Син между пятью первоэлементами существуют следующие отношения:

1. Стимулирующие;

2. Угнетающие;

3. Избыточно стимулирующие (гиперстимулирующие);

4. Избыточно угнетающие (гиперугнетающие);

5. Обладающие обратной стимуляцией;

6. Обладающие обратным угнетением;

Эти связи бывают:

· нормальные - стимулирующие (способствующие возникновению и развитию) и угнетающие (ограничивающие) связи;

· патологически е - избыточные (гиперстимулирующие, гиперугнетающие избыточно угнетающие) и связи, оказывающие обратно угнетающие действия (ослабление) и обратно стимулирующее действие .

1.Стимулирующие связи. Под эти подразумеваетсясвязь при которой каждый элемент воздействует стимулирующим образом на последующий за ним. Это эволюционная связь, способствующая возникновению и развитию (Шен). Последовательность стимуляции такова: Дерево стимулирует Огонь, Огонь стимулирует Землю, Земля стимулирует Металл, металл стимулирует Воду, Вода стимулирует Дерево. Эту связь часто называют "Отец-сын" или "Мать-дочь". Такая стимуляция существует в физиологии и объясняет взаимные связи между внутренними органами - висцеро-висцеральные связи (рис. 2, связь по кругу).

2.Угнетающие связи. Под этим подразумевается сдерживание и ограничение (Ге). Последовательность этих связей следующая: Дерево угнетает Землю, Земля угнетает Воду, Вода угнетает Огонь, Огонь угнетает Металл, Металл угнетает Дерево 9 (рис. 2, связь через элемент). Такую связь часто называют "Бабушка-внучка" или "Дед-внук".

Во взаимосвязи между предметами и явлениями в окружающем мире обязательно должны быть как стимулирующие, так и ограничивающие связи , т.к. без стимулирования не было бы развития, а рост без ограничения может привести к катастрофическим последствиям. Таким образом, благодаря тому, что стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение восполняется стимуляцией, поддерживается необходимое равновесие, обеспечивающее нормальное развитие, т.е. гармонию.

3.Гиперстимулирующее воздействие. Если какой-либоорган избыточно активен, что наблюдается при патологии, то он также обладает и гиперстимулирующим действием. Например, при дискинезии желчного пузыря (Дерево) происходит усиление перистальтики тонкого кишечника, боли в области сердца (Огонь), при воспалении поджелудочной железы (Земля) усиливается перистальтика толстого кишечника (Металл), сопровождаемая диспепсическимявлениями.

4. Гиперугнетающее воздействие . Также наблюдается при избыточной активности какого-либо органа и может возникать одновременно с гиперстимуляцией в направлении угнетающего действия. Например, при остром холецистите (Дерево) угнетается поджелудочная железа (Земля), что приводит к снижению ее функций.

5. Обратная стимуляция - стимуляция в противоположном направлении, когда стимулируемый элемент достаточно силен "сын" и он оказывает обратное воздействие на "отца". Например, при острых панкреатитах (Земля) возникают нарушения в работе сердца (Огонь), сопровождаемые, болями тахикардией, угнетением психики.

6.Обратное угнетение - угнетение в противоположном направлении. Например, при острых панкреатитах (Земля) может снизится перистальтика желчного пузыря (Дерево), что может привести к застоям желчи, запорам.

Обратно угнетающее действие означает ослабление первоэлемента, который оказывает прямое угнетающее действие за счёт чрезмерного развития угнетаемого элемента. Направленность обратного угнетающего действия противоположна направленности прямого угнетающего действия.

Например, если первоэлемент дерево избыточен, то он избыточно угнетает первоэлемент землю и оказывает обратное угнетающее действие на первоэлемент металл . Если первоэлементдерево недостаточен, то он испытывает на себе одновременно и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля и избыточное угнетение со стороны первоэлемента металл .

На основе концепции “мать - сын” применяется лечение, позволяющие усилить или ослабить поток энергии в соответствующем меридиане, где эта энергия нарушена.

Если возникла патология, то рассматриваются три первоэлемента (меридиана):

1. С нарушенной энергией;

2. Предыдущий ему;

3. Следующий за нарушенным.

Например, если в меридиане Мочевого пузыря (вода ) выявлена избыточная энергия, то можно воздействовать на меридиан “сын” Желчного пузыря (дерево ) или на меридиан “мать" Толстого кишечника.

Теория У-Син применялась для классификации природы, органов, эмоций, для объяснений, происходящих в человеческом организме физиологических и патологических взаимодействий, чтобы провести диагностику и назначить лечение. Знание этой теории позволяет понять традиционную восточную медицину и убедиться в правильности её положений.

Некоторые соответствия пяти первоэлементам, которые ассоциируются с человеком и явлениями природы, приведены ниже.

Взаимосвязь первоэлементов с предметами и

явлениями по теории У-Син

Дерево

Огонь

Земля

Металл

Вода

Пять Чжан органов

Селезёнка

Шесть Фу органов

Желчный пузырь

Тонкий
кишечник,

Тройной обогреватель

Толстый кишечник

Мочевой пузырь

Пять органов чувств ”окна”

Пять эмоций

Раздумье

Пять времён года

Солнце-стояние

Пять вкусовых ощущений

слюна (вода ). Меридиан Почки “открывается” в области уха. Окном Почки являются - уши. Поэтому по состоянию слуха и ушной раковины можно судить о состоянии Почки. Из всех видов тканей Почка наиболее тесно связана с костями (вода ) и при заболеваниях костной системы (остеохондрозах, артрозах и др.) воздействуют на меридиан Почки, что даёт хороший терапевтический эффект. С другой стороны, влияние холода, неумеренное потребление соли, чувство страха могут оказать сильное воздействие на Почку, тем самым вызвав их заболевание. Классификация органов, явлений, предметов по их соответствию пяти первоэлементам позволяет также определить симптомы при поражении органов. Например, покраснение лица позволяет предположить поражение Сердца. Болезни, относящиеся к меридиану Лёгких (металл ), могут привести к болезням, относящимся к меридиану Почки (вода ) и т.д.

Вся древняя китайская диагностика связана с природным началом, с природными процессами.

Например, при лечении остро возникших отёков тела проводится аналогия с выводом воды из какого-нибудь сосуда, предположим - чайника. Если выливать воду из чайника через “носик” и открыть крышку чайника, то вода из него будет вытекать быстрей (через “носик” и через отверстие для крышки), чем только через “носик”. Поэтому, чтобы ускорить вывод жидкости при отёках необходимо усилить действие почек (“носик чайника”) и открыть одновременно лёгкие (крышку чайника). Возможности такой аналогии очень широки.

Знакомясь с учением У-Син, следует понимать, что классифицированные с помощью пяти элементов явления, органы и их функции носят отвлеченное понятие, но это деление позволяет привести всё существующее в природе в определённую систему. Так, например, типичными свойствами огня является жар Ян и поднимающееся кверху пламя (с медицинской точки зрения - это когда в верхней части человеческого тела образуется воспаление и состояние жара). Всё, что обладает такими признаками, относится к первоэлементу огонь Рассмотрим принцип эволюции пяти элементов и их динамику. Можно сказать, что благодаря воде растут деревья. Если потереть два куска дерева, они разогреются и символически родится огонь. Если поднести огонь к дереву, оно сгорит и превра-тится в пепел, символизирующий землю. Тепловые процессы земли порождают твер-дые элементы, символически представленные металлом. Огонь расплавит металл и превратит его в жидкость, символически - воду. Описанное известно, как закон по-рождений, или эволюции.

Если соединить дерево и металл, то последний, благодаря своей твердости, порежет первый. Это означает, что металл доминирует над деревом, а дерево подчи-няется металлу. Вода доминирует над огнем, гася его. Земля окружает воду, т.е. до-минирует над ней, Но земля уступает дереву, т.к. корни дерева проникают в землю. Металл будет расплавлен огнем и, таким образом, последний доминирует над пер-вым. Подводя итоги, можно сказать, что:

Дерево доминирует над землей, но подчиняется металлу;

Огонь доминирует над металлом, но подчиняется воде,

Земля доминирует над водой, но подчиняется дереву,

Металл доминирует над деревом, но подчиняется огню;

Вода доминирует над огнем, но подчиняется земле

Помимо законов эволюции и доминирования, существует закон деструкции . В качестве примера возьмем дерево. Если сила дерева чрезмерна, оно разрушит землю. Дерево не должно быть слишком сильным, если земля хочет выжить. Это же справед-ливо и в отношении других элементов, Огонь должен быть не слишком силен, иначе металл будет разрушен. Земля должна быть не слишком "строга", чтобы было доста-точно воды. Металл не должен быть слишком твердым, иначе дерево не сможет рас-ти. Вода должна быть не слишком обильной, чтобы огонь горел нормально.

Существует закон, называемый законом провокации или презрения. Он являет-ся дополняющим завершением для закона противополохшостей (доминирование/управление и деструкция/разрушение) В нормальных условиях дере-во доминирует над землей. Но если дерево становится слабее, чем обычно, то земля осмеливается провоцировать, раздражать или ажитировать его. Вспомним индий-скую поговорку, говорящую: "Когда у слона неприятности, даже лягушка может дать ему пинка". То же самое происходит и с другими элементами, Например, огонь в нор-мальных условиях управляет металлом. Но если огонь ослабевает, то металл будет провоцировать или презирать его. Обычно земля управляет водой, но если она (земля) ослабевает, то вода начинает "оскорблять" ее. В принципе металл контроли-рует дерево, но если он ослабевает, то дерево будет "презирать" металл. Вода домини-рует над огнем, но если вода ослабевает (ее становится мало), то огонь будет провоци-ровать ее.

Китайская медицина считает, что огонь соотносится с духом, а вода - с волей, мотивацией и интенцией, в то же время на уровне органов огонь соотносится с сердцем, а вода - с почками и надпочечниками. (см. далее) Таким образом, если воля ослаблена, нами будет управлять мышление. Как следствие, мы будем вовлечены в порочный круг перегруженного мышления, приводящего к обсессии, что знакомо из практики клинического психологического консультирования.

Возбуждение имеет Ян-статус, что означает гиперфункцию сердца или элемента огонь, в то время как обсес-сия имеет такой же статус поджелудочной железы или элемента земля. Огонь являет-ся матерью земли, так же как возбуждение является матерью обсессии.



Рис.5. Теория пяти первоэлементов (У-Син) и эго-структуры

Теперь рассмотрим основы фрейдовской теории личности . Она предполагает: топографическое деление психики - на подсознательное, предеознательное и созна-тельное, и структурное деление - на ид, эго и суперэго. Бессознательное порождает сознательное через своего посредника - предсознательное. Что это значит? Известно, что один элемент, например, дерево порождает другой, например, огонь. Это есть эволюция элементов. Если пойти на одно поколение дальше, в данном случае к земле, то земля есть "дитя" огня, но дерево противостоит земле в соответствии с законом "управления", или, в гиперфункциональном статусе, в соответствии с законом "деструкции". Для того, чтобы породить землю, дерево должно пройти стадию огня. Здесь дерево есть бессознательное, в то время как огонь есть предсознательное, и зем-ля – сознательное.

В теоретической модели структуры психики в терминах базовых эмоциональ-ных паттернов человека дерево считается ядром первоначального эго, огонь - место-положением идеального эго, земля - корнем субэго, металл - гаванью суперэго. а. во-да - источник ид. Применительно к патогенезу психических расстройств, психические заболевания в терминах эго-дисфункций классифицируются следующим образом:

1. Психоз - заболевание первоначального эго.

2. Невроз - заболевание идеального эго

3. Мягкий невроз - заболевание субэго.

4. Неврастения - заболевание суперэго.
5. Пограничный синдром - заболевание ид.

Символ инь-янь необычайно популярен. Многие считают, что он означает мужское и женское начала, но на самом деле это понятие гораздо шире. Инь и янь – одна из важнейших концепций восточной философии, которая нашла свое отражение в важнейших отраслях жизнедеятельности человека – медицине, религии, музыке, фен-шуй и других. Что такое инь и янь, и какое значение этот древний получил в наши дни?

Ученые считают, что понятие инь и янь берет свое начало в древнекитайской философской книге «И цзин» («Канон перемен» или «Книга перемен»). Изначально «янь» означало «южный, освещенный склон горы», а «инь» - «северный или теневой склон». Таким образом, «янь» служило для обозначения Солнца, света, позитива, активности, твердого, мужского начала, а «инь» - Луны, темноты, негатива, покоя, мягкого, женского начала.

Со временем эта концепция приобретала все более метафизический смысл и стала означать борьбу и единство полярностей – дня и ночи, света и тени, разрушения и созидания, положительного и отрицательного. Эта теория лежит с основе даосизма – традиционного китайского учения, которое сочетает в себе элементы философии и религии.

Теория инь-янь заключается в том, что все во Вселенной находится в движении, изменяется и имеет свою противоположность, и противоположные части, несмотря на антагонизм, являются неделимыми частями единого целого. Противоположности, несмотря ни на что, не могут существовать друг без друга. Таким образом устанавливаются баланс и гармония во Вселенной.

Взаимодействие инь и янь порождает пять стихий, которые как порождают, так и уничтожают друг друга:

  • вода;
  • огонь;
  • металл;
  • дерево;
  • земля.

Они, в свою очередь, дают начало всему материальному миру.

Высшая задача человека, согласно даосскому течению Чжэнь Дао, - обретение Единства, к которому можно прийти, слив воедино эти две противоборствующие энергии. Достигнув слияния, человек получает другой уровень восприятия реальности и почти безграничные возможности.

Знак инь-янь

Графическое изображение символа инь-янь представляет собой идеально ровный замкнутый круг, который делится на две равные половины в виде капель или рыбок, белого или черного цвета, каждая из которых содержит контрастную точку.

Круг в этом знаке символизирует бесконечность Вселенной. Черная и белая половинки означают энергии инь и янь, причем, контрастность цветов отражает их противоположность, а одинаковые размеры – равнозначность. Точки внутри половинок подчеркивают взаимопроникновение одного начала в другое. Половинки внутри круга разделены волнистой линией и как бы переходят одна в другую, показывая, что не существует четкой границы между этими силами и насколько тесно они связаны друг с другом.

Изображение динамично и оставляет впечатление движения по кругу. Когда энергия достигает своего максимума, ее сменяет другая, и этой смене нет конца, так как ни одна из них не может взять верх над другой. Через такие бесконечные трансформации, череду созиданий и разрушений создается жизнь во Вселенной.

Обереги и татуировки с изображением символа инь-янь заключают в себе мощную энергетику. Они помогают своему владельцу уравновесить влияние двух начал, обрести баланс, не позволяя доминирующей энергии подавлять более слабую.

Инь и янь можно соотнести буквально со всем, что нас окружает. День сменяется ночью, вслед за Солнцем на небосводе появляется Луна, работа сменяется отдыхом, а после холодной зимы всегда настает жаркое лето. Понятиями инь и янь можно описать множество как физических, так и нематериальных вещей и явлений.

Янь – легкое, энергичное, светлое, горячее; это огонь, движение, небо, дух, высота, направление от центра к периферии.

Инь – темное, пассивное, холодное; это вода, тело, смерть, земля, спокойствие, молчание, направление от периферии в центр.

Однако на свете нет ничего, что было бы только инь или только янь. Одна энергия может преобладать, но всегда будут присутствовать обе. В том и суть – нужно стремиться уравновесить инь и янь во всех проявлениях: в жилище, характере, даже в питании.

Так, люди, в которых больше энергии янь, энергичны, внимательны, умеют концентрироваться, целеустремленны, но зачастую им присущи вспыльчивость и агрессия. Те, в которых доминирует инь, спокойны, расслаблены, чувствительны, обладают творческими способностями и богатым воображением, но могут быть ленивыми, пассивными и подверженными депрессиям. Определив свои сильные и слабые стороны, работая над собой, можно достигнуть равновесия и гармонии в душе и достичь совершенно иного качества жизни.

Инь и янь – это один из способов восприятия действительности, который позволяет смотреть на мир под определённым углом и видеть, как все происходящее влияет на человека. Те, кто понимает, что такое инь и янь, и использует эти знания, способны добиться большего успеха в жизни и своем духовном развитии.

Самым важным элементом в карте Ба-цзы является Элемент личности . Это ядро человека, его сущность, самое внутреннее наполнение.

Это тот показатель, по которому и строится весь гороскоп.

Хотя первое впечатление, которое создается о человеке, чаще всего соответствует описанию характеристик животного года рождения , а не этому показателю.

Представьте себе, что в кампанию, в которой вы работаете, устраивается новый сотрудник.

Еще на этапе его приема на работу его будут оценивать компетентные сотрудники, и принимать решение, соответствует ли он свободной вакансии.

Например, если человек родился в год Огненного Дракона, то неизвестно, примут ли его на работу, если на вакантное место ищут ответственных и добросовестных работников, умеющих подчиняться. Типичному Дракону чаще всего сложно произвести такое впечатление при первой встрече. В этом случае предпочтение отдадут, например, Петухам или Быкам.

А вот если компания ищет харизматичных и креативных людей, то менеджеры по персоналу гораздо серьезнее отнесутся к кандидатуре Дракона. В этом случае немногословный Бык или педантичный Петух не произведут подходящего впечатления.

Когда новый человек начинает знакомиться с коллективом, то он все еще производит первое впечатление в соответствии со своим годом рождения .

Год рождения показывает, как человек относится к людям вообще и как его воспринимают окружающие при первой встрече. Тут имеет значение, какой год правит гороскопом. Так, Тигр может быть Огненным, Земляным, Металлическим, Водяным, Деревянным.

Например, человек с элементом Личности Янское Дерево, родившийся в год Деревянного Петуха, в глазах окружающих будет выглядеть спорщиком, человеком, легко наживающим себе врагов. А человек Янского Дерева, который родился, например, в год Огненного Дракона, будет производить впечатление уверенного в себе, влиятельного и талантливого человека.

Иньский Металл

Этот тип личности обычно ассоциируют с металлом украшений, ювелирных изделий.

Люди этого типа не такие жесткие и бескомпромиссные, как Янский Металл. Но многие качества Стальных людей прослеживаются даже у самого слабого, не поддержанного родственными стихиями Иньского Металла.

Что в первую очередь бросается в глаза при первой встрече с Человеком - Украшением?

Это очень симпатичные, вежливые, но несколько прохладные люди, которые не любят называть кого бы то ни было «зайками» и «рыбками» и при первой встрече перейдут на «вы» только при настойчивом требовании нового знакомого. Они всегда держат дистанцию и не любят откровенничать и «брататься» при первой е встрече.

Как правило, это очень элегантные и ухоженные люди, с прекрасной кожей, подтянутой фигурой. Они очень любят красиво одеваться, уделяя внимание мелочам в одежде и в своем образе. Редко встретишь Металлическую женщину без макияжа, а мужчину в помятой или грязной одежде. Даже дома Иньский Металл стремиться выглядеть так, как будто ему скоро идти на свидание.

Оборотная сторона этого свойства личности - зацикленность на своем внешнем виде, имидже. Желание блистать и производить впечатление может оставить неудовлетворенность и пустоту в душе у окружающих, как будто в шикарной коробке шоколадных конфет оказалась маленькая мармеладка. Но такие крайности характерны только для тех людей, у которых Иньский Металл слишком явно выражен и преобладает над остальными стихиями в карте Ба-цзы, и которые не задумываются о самосовершенствовании и искоренении своих недостатков.

Аккуратность и любовь к порядку - одна из самых ярко выраженных черт этого типа личности. Но не только к одежде Иньский Металл предъявляет высокие требования. Во всем остальном он также стремится к порядку и системе. У этих людей все систематизировано, разложено по полочкам и строго дозировано. Они любят дисциплину и иногда сами себе создают такие условия существования, которые, например, свободолюбивому Дереву показались бы каторгой. Четкий распорядок дня, ограничения в еде, некоторый аскетизм очень характерен для типичного Металлического человека.

Они живут по своим принципам и правилам, которые не любят нарушать и не любят, когда-то кто-то вмешивается в четко выстроенную симметрию их жизни.

Люди Иньского Металла обычно очень справедливы и правдивы. Они не льстят, не заискивают, не обещают, если не уверены, что смогут выполнить обещанное. И в людях ценят такие же качества. Если им что-то не нравиться, они не бояться высказать все, что думают, не обращая внимания на ранги и уровни. Не всегда такие поступки бывают во благо им самим и окружающим, но потребность в восстановлении справедливости и правды превышает все остальное.

Людей этого типа, также, как и Янский Металл, трудно в чем-либо переубедить и заставить отказаться от своих принципов. Но, в отличие от своего Янского брата, Иньский Металл не так независим и упорен, не такой «стальной» и твердый. Он легко подчиняется, так как боится ответственности. Он легче сходится с людьми, так как более коммуникабелен. И очень часто он нуждается в сильном партнере рядом, например, в Янском Металле или Янской Земле. Иначе у него мало возможностей показать всю свою красоту и блеск. Если же в столпах судьбы у Иньского Металла есть стихия Янского Металла, то такой человек становится более самостоятельным, независимым и успешным.

Иньскому Металлу нужно стремиться в самом начале жизни построить свою жизнь так, чтобы не заниматься грязной и тяжелой работой.

Ведь бриллианты восхищают только тогда, когда они оправлены в золото и мерцают в свете софитов или свечей. А необработанный алмаз в груде руды трудно заметить, даже если его вес превышает десяток карат.

Несколько ключевых слов для описания особенностей этого типа:

Гордость, независимость, удачливость, осторожность, мягкость, искренность, верность, склонность к порядку, системность, справедливость, честность, аккуратность, элегантность, ухоженность, любознательность, лень, скрытность, нерешительность, материализм, жадность, зависимость, несамостоятельность, злословие, подстрекательство, фанфаронство, любят внешние эффекты, обособленность, высокомерие, одиночество, грусть, тоска, депрессивность.

Совместимость с другими типами личности.

Анализируя, как разные люди могут поладить между собой, и насколько их союз благоприятен для той или иной деятельности, следует иметь в виду, что при анализе совместимости учитывают не только взаимодействие по типу личности. Есть очень много тонкостей для подобного анализа. Однако, если вы всерьез хотите научиться разбираться в Ба-цзы, очень важно обращать внимание на эти показатели.

Если в картах Ба-цзы партнеров все стихии более ли менее уравновешены, то приведенные здесь возможные варианты партнерства чаще всего буду проявляться именно так.

Если есть определенный дисбаланс энергий, то все, конечно же, будет развиваться по другому сценарию. Например, Иньский Металл обычно не ладит с Иньским Огнем, но если Металл очень силен, поддержан родственными стихиями и сезоном рождения, а Иньский Огонь очень горячий и нуждается в отдаче своего избыточного тепла, то этот союз может стать полезен обоим партнерам. Благодаря партнеру Человек - Украшение может стать действительно шикарным ювелирным изделием, которым окружающие будут восхищаться и за обладание которым будут готовы платить баснословные суммы.

Самый гармоничный союз у типичного Иньского Металла складывается с Янским Огнем . В лучах Солнца Металл блестит и привлекает внимание, а Солнце с удовольствием дарит свой свет и тепло окружающим. Отличный вариант, если женщина Иньского Металла выйдет замуж за мужчину Янского Огня. Эта шикарная пара будет почти идеальной.

С Иньским Огнем отношения могут складываться по-разному. Чтобы союз был удачным, нужно, чтобы совпало много других аспектов в гороскопе. Но все же, несмотря на противостояние стихий согласно теории У-Син, каждому Металлу в своей жизни нужно обязательно пересечься с Иньским Огнем. Но, как бы не сложились эти отношения и какой бы след ни оставили в душе, Металл получит пользу от этого общения.

Хорошие отношения часто складываются у типичной Янской Земли с Иньским Металлом. Земля в таком союзе выступает в качестве матери, покровителя, поддерживая и помогая. В семейных отношениях чаще всего обоих устраивает такой вариант развития отношений, независимо от того, кто из партнеров мужчина, а кто - женщина.

С Иньской Землей также обычно все складывается более ли менее хорошо, если Металл не слишком силен, а Земля поддержана родственными стихиями и сезоном рождения. Иначе Металл будет бессовестно пользоваться Землей, а для нее такой союз может стать настоящим испытанием.

Очень хорошо, если в жизни Иньского Металла появляется партнер Металл Ян. Янский Металл такой союз не обременяет, делает несколько мягче, а Инь-Металл нуждается в крепкой опоре, на роль которой Человек - Сталь подходит больше всего.

На уровне личностей два Иньских Металла легко находят общий язык. Но более тесное партнерство вряд ли будет продуктивным. Беспечность и перекладывание забот друг на друга могут привести к очень плачевным последствиям. Надежда на приемлемый союз есть, если только хоть один из партнеров хорошо поддержан Янским Металлом или Янской Землей и в картах партнеров присутствует стихия Огня.

Согласно теории порождения стихий Металл и Вода - родственные стихии, и они должны хорошо понимать и чувствовать друг друга. Но типичная Янская Вода слишком мощная. Иньскому Металлу будет трудно справиться с такой мощью. Ему нужно что-нибудь более спокойное и уравновешенное. Поддержки в обществе Воды он не найдет, она не даст ему блистать.

На уровне личностей Человек-Украшение и Иньская Вода хорошо понимают и чувствуют друг друга. Но чтобы такой союз был перспективным и не обременительным для обоих партнеров, Металл Инь должен быть силен, а Иньская Вода должна быть слабой, нуждающейся в поддержке. Сильные Металл и Вода «замерзнут» в обществе друг друга, а Металл будет обеспокоен тем, что не может продемонстрировать все свои достоинства.

Чтобы отношения у Иньского Металла и Янского Дерева складывались гармонично, нужно, чтобы в гороскопе совпало много других факторов. Чаще всего у типичных представителей этих типов личностей отношения бывают сложными и обременительными.

,

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе Инь и Ян, наполнены Ци и образуют гармонию.

Дао Дэ Цзин

Для того чтобы глубже понять основу традицион­ных упражнений, о которых я собираюсь расска­зать, необходимо познакомиться с азами китай­ской медицины.

Поэтому, прежде чем приступать к подробным инструкциям, я должен хотя бы вкратце расска­зать об основных понятиях даосской системы.

инь и ян – единство ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Хотя эти понятия широко известны, их часто ис­пользуют не совсем верно. Это происходит из-за расхождений в понимании Инь и Ян в китайской и японской традициях.

В наши дни многие, с одной стороны, практи­куют японский массаж Шиацу или макробиотику, а с другой - применяют китайское лечение травами и акупунктуру. Это вносит некоторую путаницу в понятия Инь и Ян.

Принцип Инь и Ян - восточное восприятие действительности, подразумевающее и матери­альный, и духовный мир как единство двух про­тивоположных и одновременно взаимозависи­мых сил.

Инь и Ян - это противоположности, образу­ющие целое, они зависят друг от друга, потому что существуют только во взаимосвязи со своей противоположностью.

Основные свойства Инь и Ян

Женское начало Мужское начало

Материя Энергия

Пассивность Активность

Конец Начало

Земля Небо

Ночь День

Зима Лето

Влажность Сухость

Мягкость Твердость

Горизонталь Вертикаль

Сжатие Расширение

Притяжение Отталкивание

Знак Инь-Ян символизирует всеобщий закон перемен. Он показывает нам, что одно, достигая своего наибольшего значения, неизменно перехо­дит в другое. Зима сменяется летом, а лето - зимой. Движе­ние сменяется покоем, а покой - движением.

Слезы превращаются в смех, а смех - в слезы. Жизнь ведет к смерти, а смерть вновь возрождает жизнь.

Знак Инь-Ян, каждая часть которого имеет в центре точку противоположного цвета, пред­ставляет два полюса, содержащих во внутреннем ядре сущность противоположности.

Другими словами, не существует абсолютно чистого Инь или Ян, белого или черного, женско­го или мужского, темного или светлого, доброго или злого.

В женщине обязательно есть и мужские каче­ства, а в мужчине - женские. И в белом, и в чер­ном всегда есть серые тона.

Плохой поступок никогда не бывает только плохим, а хороший поступок может иметь пло­хие последствия.

Проявления Инь и Ян в теле человека

Передняя сторона Задняя сторона

Левая сторона Правая сторона

Нижняя часть туловища Верхняя часть туловища

Ноги Руки

Плотные органы Полые органы

Сгибание Разгибание

Покой Движение

Вдох Выдох

Инь и Ян не являются абсолютными понятиями. Они относительны, как и все в мире. Поэтому они могут использоваться при описании взаимосвязи между разнообразными явлениями мате­риального и духовного мира.

Например, грудь рассматривается как Инь в сравнении со спиной, но по отношению к тазу грудь - это Ян.

Или зима по отношению к лету рассматривается как Инь, но в сравнении с космическим холо­дом - это Ян.

Проявления Инь и Ян в психологических особенностях человека

Интуиция Интеллект

Созерцание Реагирование

Спокойствие Возбужденность

Интровертность Экстравертность

Пессимизм Оптимизм

Консервативность Прогрессивность

Молчаливость [ Разговорчивость

Знак Инь-Ян показывает изменение явлений. Это описание изменения явлений, а не суждение о них.

Знак отражает, каким образом противополож­ности зависят друг от друга, как они воздействуют ДРУГ на друга и как в конце концов переходят друг в друга.

Чтобы понять природу двух фундаментальных начал и их влияние на здоровье человека, нужно запомнить, какие заболевания и недомогания ки­тайская медицина относит к Инь и Ян.

Заболевания, характерные для Инь и Ян

ИНЬ ЯН

Хронические заболевания Острые заболевания

Внутренние болезни Болезни кожи и органов чувств

Дегенеративные заболевания Инфекционные заболевания

Отек Воспаление, лихорадка

Паралич Судороги

Понос Запор

Постоянная глубокая боль Приступы поверхностной боли

Распространенная боль Локализованная боль

Тупая и давящая боль Острая и пульсирующая боль

Ночные приступы боли, в покое Дневные приступы боли, при движении

Жизненная энергия Ци

Ци - это китайское название жизненной энер­гии, или жизненной силы. Японцы обозначают ее термином Ки, а в Йоге она называется Праной.

Понятие жизненной силы, циркулирующей в воздухе, растениях, животных и в человеческом организме, существовало уже в самых древних культурах. Это и есть энергия, которая обнаружи­вается во всех формах материи и концентрируется в живых организмах, «жизнь вне атома».

Более трех тысячелетий тому назад в Индии и Китае были разработаны системы лечения и ме­дитации, направленные на усиление жизненной энергии у людей с целью профилактики и лече­ния болезней. Китайцы выделяли различные виды жизненной силы Ци.

Для более глубокого понимания нам потребу­ются еще два важных понятия, связанных с энергией Ци, - Ши и Сю. Ши означает полноту или избыток энергии, что в большинстве случаев вы­зывает такие симптомы Ян, как воспаление, ост­рая боль и лихорадка.

Сю означает истощение или недостаток энер­гии и проявляется в симптомах Инь: озноб, хро­ническая боль и отеки.

С помощью упражнений для меридианов, опи­санных в этой книге, можно устранить избыток или недостаток энергии Ци и привести ее в равно­весие в различных меридианах и соответствую­щих им органах. Благодаря этому укрепляется здоровье, улучшается самочувствие и отодвига­ется старость.

Меридианы и Органы китайской медицины

Меридианы - это каналы, по которым течет жизненная энергия, Ци. Те места, где можно по­чувствовать этот поток энергии, называют точка­ми акупунктуры.

Традиционная китайская медицина рассмат­ривает меридианы как сеть, связывающую внут­реннее и внешнее: внутренние органы и поверх­ность тела, ткани и дух, Инь и Ян, землю и небо. Эта система состоит из энергетических каналов, расположенных преимущественно вдоль верти­кальной оси тела, сосудов Лю и особого канала Дай Май, который окружает талию как пояс.

Западные врачи сравнивают китайскую систе­му меридианов человеческого организма с систе­мой меридианов Земли: меридианы организма соответствуют меридианам Земли, сосуды Лю параллелям, а Дай Май - экватору.

Уже в «Хуанди Нэй Цзин», трактате о внут­ренних болезнях Желтого Императора Хуандд? датирующемся примерно IIIвеком до нашей эры, были точно описаны расположение меридианов и эффекты воздействия на точки акупунктуры. В этом трактате меридианы сравниваются с боль­шими реками Китая, омывающими землю.

Понятие меридиана выражено китайским ие­роглифом «цзин», означающим «река, дорога, путь» и «кровеносный сосуд». В систему меридиа­нов входят меридианы двенадцати Органов, назы­ваемые двенадцатью постоянными каналами.

Каждый из двенадцати меридианов связан с оп­ределенным Органом и соединяет его с другими Органами.

Двенадцать меридианов образуют пары. Каж­дый меридиан Инь связан с меридианом Ян той же стихии.

Эти пары называют Сдвоенными меридианами, так как поток Ци в меридианах уравновешивается двумя «воротами». Эти «ворота» и есть сосуды Лю. Главная их задача - обеспечение одинаково­го уровня потока энергии в Сдвоенных меридиа­нах. Это снижает риск образования избытка или недостатка Ци в одном из меридианов, а следова­тельно, и в соответствующем Органе.

Хорошее функционирование меридианов и со­судов Лю обеспечивает полноценную циркуляцию энергии Ци в организме и, значит, достаточное питание и сохранность всех Органов и согласованнность их работы. Нужно обязательно упомянуть, что китайские представления о внутренних органах и тканях человека отличаются от принятых на Западе. Это отличие обусловлено прежде всего тем, что ки­тайская традиция не разделяет тело и душу.

Китайская медицина утверждает, что в допол­нение к чисто физическим функциям каждый ор­ган обладает эмоциональной, ментальной и духов­ной функцией. То есть душа и разум существуют в каждой клетке организма и в его энергетиче­ском поле. Поэтому внутренние органы рассмат­риваются в большей степени как единство тела, разума и духа, чем как анатомические образова­ния с определенными физиологическими функ­циями. Каждый орган влияет на личность в це­лом, а взаимодействие всех органов определяет мыслительный и чувственный процессы.

Поскольку внутренние органы рассматривают­ся не с физиологической точки зрения, а исходя из единства тела, разума и духа, анатомические оп­ределения в китайской медицине отличаются от понятий, принятых в западной медицине.

Чтобы избежать путаницы, в этой книге все названия органов в их китайском понимании на­писаны с большой буквы. Например, органы, ко­торые в западной медицине называются желуд­ком, двенадцатиперстной кишкой и начальным отделом тонкой кишки, в китайской медицине именуются просто Желудком, так как процесс пищеварения и транспорта питательных веществ из желудочно-кишечного тракта в кровь считает­ся главной задачей Желудка. А то, что в китай­ской медицине называется Селезенкой, включает не только селезенку, но и поджелудочную желе­зу» и всю лимфатическую систему, то есть органы, образующие иммунную систему человека. Физиологическое назначение Селезенки заклю­чается в общей защите организма.

Китайская медицина различает шесть органов Инь и шесть Ян. Органы Инь называются Чжан, что означает твердый, плотный. Другое название органов Чжан - органы-хранилища, так как, кроме выполнения своих физиологических функ­ций, они еще вырабатывают, накапливают и трансформируют различные формы энергии Ци. Органы Чжан - это Сердце, Перикард, Печень, Почки, Легкие и Селезенка.

Органы Ян называются Фу, что означает по­лый. Главные задачи органов Фу - это прием и переваривание пищи, усвоение питательных ве­ществ и выделение шлаков. К органам Фу отно­сятся Желудок, Тонкая Кишка, Толстая кишка, Желчный Пузырь, Мочевой пузырь и Тройной Обогреватель. Функция Тройного Обогревателя - регуляция температуры тела, координация деятельности систем дыхания и кровообраще­ния, пищеварительной и мочеполовой систем.


И о , многие наши читатели стали задавать вопросы, какие же именно продукты относятся к инь продуктам, а какие к продуктам с энергией «янь»?! Поэтому спешу ответить на вопросы наших читателей отдельным постом. Но учитывая тот момент, что тема эта очень обширная, решил разбить её на 2 отдельных статьи, посвящённых соответственно продуктам с той или другой энергией! Итак, сегодня инь продукты…

Что такое инь продукты?!

Как мы уже знаем, принципы макробиотического питания основываются на восточной философии, поэтому согласно макробиотики вся пища делится на инь продукты и янь продукты. Продукты инь (женское начало по восточной философии) создают кислую реакцию в организме. В случае чрезмерного употребления таких продуктов возникает чувство усталости, анемия, бледность, потеря аппетита, замедляются все движения и даже речь. Больше времени требуется на сон. При длительном употреблении инь продукты могут вызвать состояние, которое характеризуется тяжёлым пробуждением по утрам, чувством угнетённости, разбитости, обиды на окружающий мир.

А вот ещё один очень интересный момент — оказывается продуктов с энергией «инь» гораздо больше, чем с энергией «янь» и это очень интересно объясняется макробиотическим учением. Следует начать с того, что энергия «инь» — это женская энергия, энергия земли, энергия тела, а энергия «янь» — это мужская энергия, энергия неба, энергия духа. Но так как человек очень привязан к земле, он очень неохотно поднимает свой дух к небу, ведь гораздо проще думать лишь о своём теле, поэтому большинство пищи на наших столах — иньская, т.е. земная! От неё дух скудеет и чахнет.

Немаловажным является ещё тот момент, что энергия инь способствует расширению, а энергия янь сжатию. Поэтому, согласно восточной медицины, если в рационе человека преобладают инь продукты, то его тело расплывается и вес увеличивается. Баланс же продуктов инь и янь, способствует преображению тела, стройности и моложавости.

К продуктам с сильным преобладанием «инь» энергии относятся: (продукты расставлены по мере возрастания содержания в них энергии «инь»)

1. Хлебобулочные изделия и другая выпечка из очищенной белой муки;

2. Томаты, картофель, баклажаны, перец, шпинат;

8. Алкоголь;

9. Кофеин;

10. Заменители сахара;

11. Консерванты;

Следует помнить, что чистых продуктов инь или янь не существует, оба вида энергии присутствуют в каждом из них, просто в разных пропорциях. От продуктов с преобладанием определённой энергии не стоит отказываться совсем (за исключением сахара, белой муки, алкоголя, консервантов, а также подумайте об исключении из своего рациона ), просто необходимо научиться их грамотно балансировать с продуктами противоположной энергии.

Как определить инь продукты и янь продукты?

У многих из Вас сразу же возникнет логический и естественный вопрос: кто и по каким признакам разделил пищевые продукты на инь — янь? И можно ли самому научиться определять энергию, преобладающую в том или ином продукте. Вынужден Вас разочаровать — так просто этому не научишься, на это может уйти очень продолжительное время. Ведь степень выраженности свойств инь и янь в продуктах макробиотики оценивают по множеству показателей: вертикальности или горизонтальности роста растений и климатического района их выращивания, вкусу, цвету, размеру, плотности, жирности, соотношению кислот и щелочей и др.

Семена кунжута маленькие и твёрдые, более янь, чем большие и жирные грецкие орехи, которые более инь. Но даже здесь иногда попадаются показатели с весьма противоречивым результатом. Например, красные овощи, как, собственно, и красный цвет наделены свойствами янь, но томаты отнесены к инь, так как они водянистые, кислые и растут в тёплом климате.

Обязательно стоит сказать и про кулинарную обработку продуктов, в зависимости от способа и времени которой может меняться баланс инь — янь.

При всём вышесказанном, макробиотическая классификация расходится с другими восточными классификациями — Тибетской медицины или . Для примера: рис по тибетской классификации — инь, а у макробиотиков это сбалансированный продукт.

Теперь Вы знаете чуть больше о продуктах с энергией «инь», очень надеюсь, что полученная информация поможет сохранить равновесие 2 энергий в организме и Вы навсегда забудете о проблемах со здоровьем, лишним весом и обретёте абсолютную гармонию с окружающим миром!