Основные факторы производства. Труд как фактор производства

Труд, - это процесс сознательной целесообразной деятель­ности людей, направленной на создание необходимых им благ. Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта. По характеру этих затрат труд можно де­лить на физический и умственный. Физический труд характеризу­ется затратами преимущественно физической, а умственный - ум­ственной энергии.

Подобные затраты рассматриваются экономической теори­ей как расходование рабочей силы человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду – способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы тру­диться, надо обладать определенным минимумом здоровья и про­фессиональными навыками. Профессиональные навыки предпо­лагают наличие у человека необходимой для данного труда ин­формацией и умения ее использовать в процессе труда. Такая ин­формация нужна, так как труд всегда конкретный - это труд то­каря, продавца, врача, учителя - и он требует конкретных знаний и умении, необходимых для изготовления какой-то вещи или ока­зания услуги, которые до процесса труда должны существовать в голове работника в виде информационного образа.

Рабочая сила, таким образом, существует до того, как на­чинается процесс труда, являющегося функцией рабочей силы. Поскольку рабочая сила заключает в себе потенциальный труд, то ее можно рассматривать в качестве трудового ресурса, а рабо­чее население страны со всей его совокупностью рабочих сил как трудовые ресурсы общества.

В масштабах всего общества трудовые ресурсы представле­ны той частью населения страны, которая способна к труду, т.е. обладает рабочей силой. Это означает, что лишь часть населения представляет трудовые ресурсы.

В современном обществе основными критериями включения людей как носителей рабочей силы в состав трудовых ресурсов являются возраст, состояние здоровья и готовность трудиться. Человека можно включить в состав трудовых ресурсов, если он находится в трудоспособном возрасте и в трудоспособном состоя­нии. Однако конкретное содержание понятий "трудоспособный возраст" и "трудоспособное состояние" в разных странах может быть различным.

Если обратиться к первому понятию, то оно означает тот возраст человека, при котором он может быть субъектом труда как фактора производства. У этого возраста есть нижние и верх­ние границы, разные в разных странах.

Нижняя граница во многих странах зависит от содержания труда, системы образования и трудового законодательства. Если преобладает труд, не требующий больших знаний, то образование может сводиться к передаче родителями своего трудового опыта детям, при этом если нет запрета на детский труд, то трудоспособ­ный возраст может начинаться рано. Если же в стране работа детей запрещена, при этом преобладает сложный труд, то возникает не­обходимость в обязательном среднем и профессиональном образовании и трудоспособный возраст начинается сравнительно поздно.

Верхняя граница трудоспособного возраста в современных условиях в основном зависит от законодательства, определяюще­го пенсионный возраст. Во многих странах он начинается в 65 лет. В некоторых странах есть законы, согласно которым ушед­ший на пенсию не должен работать. В других странах, как, на­пример, в России, пенсионерам разрешено работать, так что тру­доспособный возраст отдельных людей оказывается в зависимос­ти от их трудоспособного состояния. Трудоспособное состояние характеризуется физической и умственной дееспособностью. С одной стороны, эта дееспособ­ность зависит от состояния здоровья, а с другой - от требований, которые предъявляет производство к труду как к своему фактору. Очевидно, что больной находится в недееспособном состоянии, но не каждый физически и умственно здоровый может считаться дееспособным на тех работах, которые требуют особой квалифи­кации и оказывают такую нагрузку на организм, которую не вся­кий может выдержать. Вот почему при рассмотрении труда как фактора производства необходимо обращение к его качественным и количественным характеристикам.

Качественные характеристики труда отражают уровень ква­лификации работников. По этому уровню существует общее деле­ние работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

К квалифицированным относят рабочих, обучение и подго­товка которых потребовали значительного времени, которые ов­ладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане тру­довые операции. В эту категорию включаются профессиональные работники, относимые в России к служащим: преподаватели, вра­чи, юристы, экономисты, работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходи­мой для осуществления сложных работ.

К полуквалифицированным относят работников, подготов­ка которых не потребовала продолжительного времени и кото­рые, владея ограниченным объемом информации, способны про­изводить трудовые операции средней сложности.

Неквалифицированными считают работников, выполняю­щих работу, не требующую специальной подготовки. Как прави­ло, обучение необходимым трудовым операциям и получение не­обходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как труда землекопов.

Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается про­стым, а квалифицированный - сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности.

Отличить квалифицированного работника от неквалифицированного можно прежде вceго пo их способности к взаимоза­мещению. Квалифицированней работник может заменить неквалифицированного на его работе., а вот обратное невозможно. На­пример, инженер-конструктр может торговать сигаретами, тогда как, киоскер сконструировать машину не в со­стоянии. Ясно, что использование квалифицированных работников на неквалифицированных, работах означает нерациональное использование труда как фактору производства.

В увеличении доли затрат квалифицированного труда и уменьшении доли неквалифицированного труда проявляется про­гресс общества. Тем более, что вместе с профессиональным рос­том человека идет и его общее развитие. Обратный процесс свиде­тельствует об экономическом и социальном регрессе.

Достижение и поддержание определенного уровня квалифи­кации рабочего населения является важной составляющей воспро­изводства совокупной рабочей силы как ресурса. Оно требует на­личия в.стране дошкольного воспитания професси­онального образования и - всех тех, институтов общества, которые, обеспечивают фазу производства рабочей силы. Обществу также важно распределять, рабочую силу по тем отрас­лям и предприятиям, которые испытывают в ней нужду.

Особенности, труда, как фактора производства обусловли­вают тесную связь фазы обмена рабочей силы, с фазой ее потреб­ления, которая проявляется через ко операцию труда, под которой понимается объединение рабочих сил в едином процессе труда. Без кооперации такой процесс оказывается невозможным. Например, при ручной погрузке. 200-килрграммрвый может быть под­нят лишь четверкой рабочих. : Сложный узел к машине может быть изготовлен лишь при совместной работе токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков и слесарей.

В фазе потребления рабочей силы проявляются количествен­ные характеристики труда как фактора производства, поскольку они представляют собой затраты труда. Зависимость результатов производства от затрат труда требует учета факторов, влияющих на эти затраты.

В рамках, страны такие затраты груз прежде всего зависят от численности занятого рабочего населения. Незанятость части ра­бочего населения в общественном производстве, наличие в стране безработицы означает уменьшение величины труда как фактора производства. На затраты индивидуального и совокупного труда влияет продолжительность рабочего дня: и недели; а также отпусков. Ра­бочий день - это время суток, в течение которого происходит про­цесс труда; Рабочая неделя определяется количеством рабочих ча­сов в неделю.

Рабочий день и рабочая неделя характеризуют рабочее вре­мя - время, в течение которого происходит процесс труда. Нера­бочие дни предстают как выходные. Они, как правило, приходят­ся на конец недели. Нерабочие дни, обычно устанавливаемые раз в год с сохранением среднего заработка, считаются отпусками. Оче­видно, что увеличение продолжительности отпусков ведет к со­кращению затрат труда,

На затраты труда влияет и его интенсивность. Под интен­сивностью понимается напряженность труда, измеряемая расхо­дами человеческой энергией единицу времени. Более интенсив­ный труд предполагает при прочих одинаковых факторах боль­шие затраты труда.

Рассмотренные факторы тесно связаны друг с другом, недо­статок одного фактора может быть возмещен другим. С точки зрения общественного производства неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продол­жительностью рабочего времени или интенсивностью труда ра­ботников. Рост интенсивности труда может компенсировать со­кращение рабочего дня и наоборот.

Подобная связь существует между качественными и количе­ственными характеристиками труда как фактора производства. Так, труд полуквалифицированного работника может дать такой же результат в виде блага и его полезности, что и труд квалифи­цированного работника, если он будет более продолжительным или интенсивным. И это несмотря на то, что квалифицированный труд дает в единицу времени при той же интенсивности гораздо больший результат, чем полуквалифицированный.

Отношение результата труда в виде произведенного про­дукта к его затратам в виде" человеческой энергии характеризует его производительность. Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относят все то, что непосред­ственно связано человеком как субъектом труда. Прежде всего, это его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифициро­ванный. Другим таким фактором является кооперация труда, о возможностях которой деле увеличения объема производства мы уже говорили. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исклю­чать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду; вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.

К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - в земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства. При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой, единицы капитала до опре­деленного момента, после чего, отдача начинает падать, т.е. вступает в действие эффект - убывающей отдачи на капитал как фак­тор производства.

Следует отметить, что субъективные и объективные факто­ры влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Тем не менее, можно говорить о чистой производи­тельности того или иного фактора/производства. Чистая произ­водительность личного фактора производства характеризует про­изводительную силу труда, которая существует наряду с производительной силой земли или капитала,

В целом же производительность определяется одновременно несколькими факторами. Так, если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не, обеспечить рост производительности, если не произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.

Ключевые слова: труд, фактор, производства, теории

Одним из определяющих факторов производства является труд.

НОСИТЕЛЬ ТРУДА, Т. Е. РАБОЧАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА, НА­ЗЫВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФАКТОРОМ.

ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ, ОБЛАДАЮЩАЯ СПО­СОБНОСТЯМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ УЧАСТВОВАТЬ В ТРУДЕ, ОБРАЗУЕТ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.

Близким к трудовым ресурсам, но более широким понятием является «трудовой потенциал».

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ - ЭТО ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ, ОБРАЗУЮЩАЯ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, С УЧЕ­ТОМ ТЕХ ЛИЦ, КОТОРЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО МОГУТ ИЗМЕНИТЬ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В ТУ ИЛИ ИНУЮ СТОРОНУ.

В отличие от других факторов производства труд имеет осо­бенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека, от его рабочей силы и поэтому имеет социальный и политический аспект. Именно это обстоятельство определяет разные подходы экономистов к его исследованию. Так, в западной экономической литературе труд считается товаром, в отличие от марксистской теории, где товаром является не труд, а способность человека к труду, его рабочая сила.

Из этой посылки следует важный вывод: поскольку товаром является не труд, а рабочая сила, то и оплачивается в форме зара­ботной платы не весь продукт труда, а лишь часть его, необходи­мая для воспроизводства стоимости рабочей силы. Другая часть продукта труда безвозмездно присваивается капиталистом.

В отличие от марксистского классового подхода, в западных теориях труд рассматривается в основном с точки зрения его организации и управления им.

Так, некоторые исследователи выделяют ремесленный, тех­нократический, инновационный виды управления трудом, со­ответствующие доиндустриальному, индустриальному и научно-техническому вариантам экономического роста (табл. 1).

Таблица 1

Организация и управление трудом

Тип экономического роста

Управление трудом

Материальная основа

Вид управления трудом

Доиндустриальный

Мануфактурное производство

Ремесленный

Индустриальный

Крупное машинное производство

Технократический

Научно-технический

Гибкое производство, ориентированное на нововведения

Инновационный

РЕМЕСЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ характеризуется ручным производством, наличием разделения труда (например, произ­водство кареты требовало разделить труд между столярами, плот­никами и т. д.), подчинением прежде самостоятельного рабочего единой команде и дисциплине.

ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ предполагает пе­реход от ручного труда к машинному, углубление разделения труда, выделение управленческого труда в самостоятельный вид деятельности.

В ходе совершенствования своей материальной базы (совершенствование техники), улучшение видов управления прошло несколько этапов. Переход к технократическому управлению осуществился в конце XIX - начале XXв. и связан с именем Ф. Тейлора.

Тейлоризм включает в себя методы, основанные на хроно­метраже каждой операции, которую выполняет рабочий. В со­ответствии с ним устраняются бесполезные движения рабочего и отбираются наиболее совершенные. Эти принципы работы легли в основу «научной организации труда».

Следующий этап технократического управления связан с име­нем Т. Форда.

Фордизм основан на поточно-конвейерном производстве, ко­торое задает темп работы, снижает издержки, повышает выработку и тем самым - производительность труда.

30-40-е гг. XX в. отмечены включением в технократическое управление психологических и социальных компонентов: соци­ального обеспечения, установления минимального уровня оплаты труда, оплаты сверхурочных работ, введения техники безопасности и др. В значительной мере это было сделано под влиянием соци­альных достижений Советского Союза.

В 50 -60-е гг. в технократическое управление внедряется теория «человеческих отношений», в которой доказывается, что людям нравится самостоятельность в принятии решений, отсутствие мелочной опеки, уважение к ним и их труду. В соответствии с этим пересматривается режим работы, усиливается зависимость вознаграждения от результата работы, внедряются формы «участия рабочих в прибылях» и др.

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ связано с переходом к новому технологическому способу производства, который по­требовал привлечения высококвалифицированного «человеческого ресурса», способного самостоятельно принимать решения, быть лояльным фирме и обеспечивать высокую производительность и качество работы. Методы его применения находятся в состо­янии развития .

Труд как фактор производства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Труд как фактор производства
Рубрика (тематическая категория) Производство

Есть факторы, без которых понятие производство не имело бы смысла, причем это факторы, влияющие на объём производства. Факторы эффективности производства довольно многообразны, поскольку ресурсов для него существует великое множество. Выделяют три основные группы факторов: земля, труд и капитал. Вода, леса, поля, полезные ископаемые и т.д., то есть что-то, данное природой или сотворенное человеком (к примеру, осушенные болота) - ϶ᴛᴏ земля.

Труд как фактор производства очень важен и актуален, поскольку это означает участие человека в процессе производства, использование его собственной энергии и потенциала. К основным элементам труда относятся предметы труда, средства и целœесообразная деятельность человека. Основные результаты труда: экономические блага, развитие человека (физиологическое и умственное), условия жизни человека, накопление знаний и опыта.

Труд - ϶ᴛᴏ не просто двигатель прогресса, труд - ϶ᴛᴏ основа существования и жизнедеятельности человека, поскольку под его воздействием развивается мозг, речь, накапливается опыт, совершенствуются умения.

Труд как фактор производства имеет содержание и характер.
Размещено на реф.рф
По содержанию различают низкоквалифицированный, средней квалификации и высококвалифицированный труд.

У труда есть количественные и качественные характеристики. Качественные характеристики - это уровень квалификации сотрудников, количественные - ϶ᴛᴏ затраты (количество работающих, интенсивность трудовой деятельности, рабочее время). Чем больше времени требуется на обучение и подготовку специалиста͵ тем большей квалификацией он обладает.

Для того, чтобы определить характер труда, нужно провести тщательный анализ соединœения рабочей силы и средств производства, уточнить кто и в каких количествах присваивает результаты труда. С учетом этого выделяют три базовых социальных вида труда: свободный, наемный и принудительный. Принудительный труд - ϶ᴛᴏ работа по принуждению (труд рабов). Сегодня встречаются первые два вида трудовой деятельности.

Свободный труд носит добровольный характер.
Размещено на реф.рф
Это трудовая деятельность на самого себя, когда хозяин и работник выступают в одном лице. Типичный пример такой деятельности: предприниматель, фермер и т.д. В случае если трудовая деятельность носит наемный характер, значит, работодатель и работник - ϶ᴛᴏ разные люди, их отношения оформляются трудовым договором, иногда соглашением или контрактом, а по результатам труда работник получает определœенное денежное вознаграждение.

Долгое время оставался спорным вопрос, выступает ли труд как фактор производства или это рабочая сила. Физические, умственные и интеллектуальные способности человека- это рабочая сила. В случае если работодателя интересует способность человека к труду, значит, фактором производства является рабочая сила. В случае если для него важна продолжительность рабочего времени, значит, этим фактором является труд. Чтобы качественно трудиться, человек должен обладать определœенным здоровьем, способностями и умениями, отсюда следует, что рабочая сила существует до начала процесса труда.

Производительность труда - ϶ᴛᴏ отношение результата труда (количество произведенных продуктов) в определœенный промежуток времени. Производительность труда, в свою очередь, зависит от ряда факторов, которые могут на нее повлиять.

33. Капита́л (от лат. capitalis - главный, главное имущество, главная сумма) - совокупность активов, используемых для получения прибыли в будущем . Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями .

Различают физический (материально вещественный капитал) и человеческий капитал. Физический капитал - имущество дли­тельного пользования (здания, машины, оборудование), исполь­зуемое фирмой в ее деятельности. Различают основной и оборот­ный физический капитал. Основной капитал - реальные активы длительного пользования, стоимость которых переносится на продукт частями в течение ряда периодов производства (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и т. д.).Оборотный капитал - реальные активы, стоимость кото­рых полностью переносится на стоимость нового товара и воз­вращается в денежной форме к предпринимателю при реализа­ции товара в каждом цикле (сырье, топливо, материалы, полу­фабрикаты). Человеческий капитал - физические и умственные способности человека, полученные посредством образования или практического опыта; мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Иными словами, человеческий капитал - осо­бая разновидность трудовых ресурсов. По этой причине под капиталом на рынке факторов производства подразумевают материальные фак­торы, капитальные блага. Еще один аспект капитала связан с его денежной формой. Денежный капитал является общим знамена­телœем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого ак­тива. В денежном выражении должна быть просчитана стоимость как физического, так и человеческого капитала. Капитал, вопло­щенный в средствах производства, принято называтьреальным капита­лом . Денежный капитал , или капитал в денежной форме, пред­ставляет собой инвестиционные ресурсы. Сам по себе денежный капитал экономическим ресурсом не является, его непосредст­венно в производстве использовать нельзя, однако можно ис­пользовать для покупки факторов производства.

35. Предприниматель­ство - способ ведения бизнеса на самостоятельной независи­мой основе.

К числу базовых функций современного предприниматель­ства принято относить:

‣‣‣ Ведение финансов и учета . Управление финансами предпо­лагает мобилизацию капитала, накопление доходов от предпри­нимательской деятельности, управление использованием капи­тала и доходов. Главная задача предпринимательства - обеспе­чение максимальной отдачи предпринимательской деятельности при минимальном риске.

‣‣‣ Кадровую функцию . Управление кадрами включает отбор кандидатов и прием на работу, управление персоналом организации. Управление персоналом - система управленческой дея­тельности в сфере социально-трудовых отношениях коллектива организации.

Конкурентные преимущества кик всœей страт, так отдельного предприятия сегодня во многом определяются человеческими ресурсами. По расчетам Всемирного байка, в составе национального богатства США основные производственные фонды (зда­ния и и сооружения, машины и оборудование) составляют всœего 19 51, природные ресурсы - 5% человеческий капитал - 76 %. В Западной Европе соответствующие показатели - 23,2 и 74 %. В России - 10, 40 и 50 %. Вместе с тем, растут вложения в чело­веческие ресурсы, что обуславливает важность проблемы их оку­паемости.

‣‣‣ Материально-техническое обеспечение . Эта деятельность ох­ватывает операции по приобретению сырья и материалов, ма­шин и оборудования. Главной задачей на данном этапе является бесперебойное снабжение производства необходимыми ресурса­ми при минимальных затратах.

‣‣‣ Производственную функцию . Производство предполагает превращение сырья, материалов и полуфабрикатов в готовый продукт. Управление производством связано с техническими в технологически ми аспектам и направлено на поиск такой комбинации факторов производства, которая при минималь­ных издержках производства позволила бы максимизировать прибыль.

‣‣‣ Маркетингу предполагающий определœение нужд потребите­лей . Маркетинг - система учета потребительских предпочтений и воздействия на потребителя, призванная обеспечить сбыт про­дукции на рынке. На данном этапе задачей предпринимателя становится выявление предпочтений потребителœей, а зачастую и формирование новых.

‣‣‣ Научно-исследовательскую деятельность , направленную на создание новых технологий, обновление системы управления, разработку и выпуск новой продукции. В век научно-техниче­ской, а затем и информационной революции научные открытия и их технологическое применение играют всœе более важную роль и во многом определяют положение предприятия на рынке, а следовательно, и величину предпринимательского дохода.

‣‣‣ Связи с общественностью , подразумевающие управление от­ношениями между фирмой и общественными структурами (ор­ганами государственной власти, обществами потребителœей, профсоюзами, средствами массовой информации).

37. Макроэконо́мика (от др.-греч. μακρός - длинный, большой , οἶκος - дом и Nόμος - закон ) - наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом . Макроэкономическими проблемами можно назвать :

§ Экономический рост, экономические циклы : Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?

§ Безработица : Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?

§ Общий уровень цен : Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?

§ Денежное обращение, уровень ставки процента : Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?

§ Государственный бюджет : Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?

§ Торговый баланс : Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?

Труд как фактор производства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Труд как фактор производства" 2017, 2018.

Труд - это процесс сознательной целесообразной деятель­ности людей, направленной на создание необходимых им благ. Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта. По характеру этих затрат труд можно де­лить на физический и умственный. Физический труд характеризу­ется затратами преимущественно физической, а умственный - ум­ственной энергии.

Подобные затраты рассматриваются экономической теори­ей как расходование рабочей силы человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду – способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы тру­диться, надо обладать определенным минимумом здоровья и про­фессиональными навыками. Профессиональные навыки предпо­лагают наличие у человека необходимой для данного труда ин­формацией и умения ее использовать в процессе труда. Такая ин­формация нужна, так как труд всегда конкретный - это труд то­каря, продавца, врача, учителя - и он требует конкретных знаний и умении, необходимых для изготовления какой-то вещи или ока­зания услуги, которые до процесса труда должны существовать в голове работника в виде информационного образа.

Рабочая сила существует до того, как на­чинается процесс труда, являющегося функцией рабочей силы. Поскольку рабочая сила заключает в себе потенциальный труд, то ее можно рассматривать в качестве трудового ресурса, а рабо­чее население страны со всей его совокупностью рабочих сил как трудовые ресурсы общества.

В масштабах всего общества трудовые ресурсы представле­ны той частью населения страны, которая способна к труду, т.е. обладает рабочей силой. Это означает, что лишь часть населения представляет трудовые ресурсы.

В современном обществе основными критериями включения людей как носителей рабочей силы в состав трудовых ресурсов являются возраст, состояние здоровья и готовность трудиться. Человека можно включить в состав трудовых ресурсов, если он находится в трудоспособном возрасте и в трудоспособном состоя­нии. Однако конкретное содержание понятий "трудоспособный возраст" и "трудоспособное состояние" в разных странах может быть различным.

Если обратиться к первому понятию, то оно означает тот возраст человека, при котором он может быть субъектом труда как фактора производства. У этого возраста есть нижние и верх­ние границы, разные в разных странах.

Нижняя граница во многих странах зависит от содержания труда, системы образования и трудового законодательства. Если преобладает труд, не требующий больших знаний, то образование может сводиться к передаче родителями своего трудового опыта детям, при этом если нет запрета на детский труд, то трудоспособ­ный возраст может начинаться рано. Если же в стране работа детей запрещена, при этом преобладает сложный труд, то возникает не­обходимость в обязательном среднем и профессиональном образовании и трудоспособный возраст начинается сравнительно поздно.

Верхняя граница трудоспособного возраста в современных условиях в основном зависит от законодательства, определяюще­го пенсионный возраст. Во многих странах он начинается в 65 лет. В некоторых странах есть законы, согласно которым ушед­ший на пенсию не должен работать. В других странах, как, на­пример, в России, пенсионерам разрешено работать, так что тру­доспособный возраст отдельных людей оказывается в зависимос­ти от их трудоспособного состояния. Трудоспособное состояние характеризуется физической и умственной дееспособностью. С одной стороны, эта дееспособ­ность зависит от состояния здоровья, а с другой - от требований, которые предъявляет производство к труду как к своему фактору. Очевидно, что больной находится в недееспособном состоянии, но не каждый физически и умственно здоровый может считаться дееспособным на тех работах, которые требуют особой квалифи­кации и оказывают такую нагрузку на организм, которую не вся­кий может выдержать. Вот почему при рассмотрении труда как фактора производства необходимо обращение к его качественным и количественным характеристикам.

Качественные характеристики труда отражают уровень ква­лификации работников. По этому уровню существует общее деле­ние работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

К квалифицированным относят рабочих, обучение и подго­товка которых потребовали значительного времени, которые ов­ладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане тру­довые операции. В эту категорию включаются профессиональные работники, относимые в России к служащим: преподаватели, вра­чи, юристы, экономисты, работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходи­мой для осуществления сложных работ.

К полуквалифицированным относят работников, подготов­ка которых не потребовала продолжительного времени и кото­рые, владея ограниченным объемом информации, способны про­изводить трудовые операции средней сложности.

Неквалифицированными считают работников, выполняю­щих работу, не требующую специальной подготовки. Как прави­ло, обучение необходимым трудовым операциям и получение не­обходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как труда землекопов.

Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается про­стым, а квалифицированный - сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности. Отличить квалифицированного работника от неквалифицированного можно по их способности к взаимоза­мещению. Квалифицированней работник может заменить неквалифицированного на его работе., а вот обратное невозможно. На­пример, инженер-конструктр может торговать сигаретами, тогда как, киоскер сконструировать машину не в со­стоянии. Использование квалифицированных работников на неквалифицированных, работах означает нерациональное использование труда как фактору производства.

В увеличении доли затрат квалифицированного труда и уменьшении доли неквалифицированного труда проявляется про­гресс общества. Тем более, что вместе с профессиональным рос­том человека идет и его общее развитие. Обратный процесс свиде­тельствует об экономическом и социальном регрессе.

Достижение и поддержание определенного уровня квалифи­кации рабочего населения является важной составляющей воспро­изводства совокупной рабочей силы как ресурса. Оно требует на­личия в стране дошкольного воспитания професси­онального образования и - всех тех, институтов общества, которые, обеспечивают фазу производства рабочей силы. Обществу также важно распределять, рабочую силу по тем отрас­лям и предприятиям, которые испытывают в ней нужду.

В фазе потребления рабочей силы проявляются количествен­ные характеристики труда как фактора производства, поскольку они представляют собой затраты труда. Зависимость результатов производства от затрат труда требует учета факторов, влияющих на эти затраты.

В рамках, страны такие затраты груз прежде всего зависят от численности занятого рабочего населения. Незанятость части ра­бочего населения в общественном производстве, наличие в стране безработицы означает уменьшение величины труда как фактора производства. На затраты индивидуального и совокупного труда влияет продолжительность рабочего дня: и недели; а также отпусков. Ра­бочий день - это время суток, в течение которого происходит про­цесс труда. Рабочая неделя определяется количеством рабочих ча­сов в неделю.

Рабочий день и рабочая неделя характеризуют рабочее вре­мя - время, в течение которого происходит процесс труда. Нера­бочие дни предстают как выходные. Они, как правило, приходят­ся на конец недели. Нерабочие дни, обычно устанавливаемые раз в год с сохранением среднего заработка, считаются отпусками. Увеличение продолжительности отпусков ведет к со­кращению затрат труда,

На затраты труда влияет и его интенсивность. Под интен­сивностью понимается напряженность труда, измеряемая расхо­дами человеческой энергией единицу времени. Более интенсив­ный труд предполагает при прочих одинаковых факторах боль­шие затраты труда.

Рассмотренные факторы тесно связаны друг с другом: недо­статок одного фактора может быть возмещен другим. С точки зрения общественного производства неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продол­жительностью рабочего времени или интенсивностью труда ра­ботников. Рост интенсивности труда может компенсировать со­кращение рабочего дня и наоборот. Подобная связь существует между качественными и количе­ственными характеристиками труда как фактора производства. Так, труд полуквалифицированного работника может дать такой же результат в виде блага и его полезности, что и труд квалифи­цированного работника, если он будет более продолжительным или интенсивным. И это несмотря на то, что квалифицированный труд дает в единицу времени при той же интенсивности гораздо больший результат, чем полуквалифицированный.

Отношение результата труда в виде произведенного про­дукта к его затратам в виде человеческой энергии характеризует его производительность. Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относят все то, что непосред­ственно связано человеком как субъектом труда. Прежде всего, это - его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифициро­ванный. Другим таким фактором является кооперация труда. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исклю­чать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду; вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.

К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - в земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства. При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой, единицы капитала до опре­деленного момента, после чего, отдача начинает падать, т.е. вступает в действие эффект - убывающей отдачи на капитал как фак­тор производства.

Субъективные и объективные факто­ры влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Можно говорить о чистой производи­тельности того или иного фактора производства. Чистая произ­водительность личного фактора производства характеризует про­изводительную силу труда, которая существует наряду с производительной силой земли или капитала. В целом производительность определяется одновременно несколькими факторами: если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не обеспечить рост производительности, если не произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.

В товарном хозяйстве труд одновременно является общественным и частным. Первая особенность труда связана с его специализацией и соответствующим разделением труда товаропроизводителей. Труд отдельных производителей предстает как часть общественного труда, создающего общественный продукт. Он является трудом для удовлетворения потребностей других людей, то есть трудом на общество.

При этом труд одного производителя оказывается связанным с трудом других, что характеризует обобществление труда. Благодаря обобществлению труда экономика превращается в единую общенациональную систему, именуемую в экономической теории народным хозяйством. Так что системность экономики, ее народнохозяйственный характер обеспечиваются обобществлением труда, обусловленным развитием товарного производства.

Вторая особенность труда заключается в том, что он выступает как труд обособленных, экономически самостоятельных товаропроизводителей, имеет частный характер.

В основе этого характера труда лежит частная собственность на капитал как фактор производства и на производимый товар. Она обусловливает то, что производство того или иного товара является частным делом владельца капитала как товаропроизводителя. Лишь рынок через покупку товара признает труд его производителя общественным - трудом на общество. Но произведенный товар могут не купить на рынке, что означает его непризнание обществом. В этом случае вложенный в него труд так и остается частным.

Следующая характерная особенность труда в товарном производстве заключается в его подчиненном положении по отношению к капиталу. Это обусловлено тем, что именно собственность на капитал как фактор производства определяет собственность на произведенный товар, и именно собственники товаров, включая деньги как товар-эквивалент, являются субъектами рынка. Отсутствие капитала обусловливает и отсутствие возможности выхода на рынок с произведенным товаром. В этом случае единственным товаром, который можно продать, становится способность человека к труду, то есть рабочая сила. Покупателем такого товара становится владелец капитала, достаточно крупного, чтобы привлекать для обеспечения его функционирования дополнительную рабочую силу.

Труд в системе социально-экономических отношений может быть свободным, либо наемным.

Свободным является труд собственников капитала, которые сами определяют условия труда, его напряженность и продолжительность. Товарный характер производства обусловливает такую особенность данного труда как его единство с предпринимательской деятельностью. Эта деятельность включает выбор вида товара, который нужно производить, организацию производства такого товара и его реализацию.

Подобное единство труда и предпринимательской деятельности характерно для мелкотоварного производства, именуемого простым товарным производством. Его представителями являются ремесленники, фермеры (крестьяне), торговцы.

При достаточно крупных размерах капитала необходимый для его использования труд может быть возложен на наемных работников, а за собственниками капитала остается чисто предпринимательская деятельность. Так возникает отделение труда работников от предпринимательской деятельности, отражающее отношения найма.

Наемный труд возникает при трех основных условиях.

Первое условие. Личная свобода работников как собственников своей рабочей силы, которая позволяет им распоряжаться ею по своему усмотрению, в том числе продавать на рынке труда. Такой возможностью не обладали в свое время ни рабы, ни крепостные крестьяне, так как не были лично свободны.

Второе условие. Лишение работников собственных средств производства в виде земли и капитала, а также средств существования. Так, в свое время развитию наемного труда способствовало освобождение крепостных крестьян без земли. Мы также знаем уже, что могут лишиться собственных средств производства и разорившиеся в результате действия закона стоимости мелкие товаропроизводители.

Третье условие. Сосредоточение крупного капитала как фактора производства в руках отдельных людей, именуемых капиталистами. Этот процесс получил название «первоначальное накопление капитала». В результате данного процесса появляются владельцы крупных капиталов, не способные обеспечить его функционирование собственным трудом без привлечения наемных работников.

В целом, отношения найма возникают при наличии, с одной стороны, массы людей, лишенных собственных средств производства и средств существования и обладающих лишь рабочей силой, потому вынужденных идти в наем, а с другой - крупных капиталов, требующих для своего функционирования значительных затрат труда. Сам характер данных отношений обусловливает подчиненное положение труда по отношению к капиталу - ведь именно владельцы капитала нанимают носителей труда, а не собственники рабочей силы нанимают капитал.

Рабочая сила как товар

Отношения найма предполагают сделку между работником и собственником капитала о предоставлении в распоряжение второго рабочей силы первого за определенную плату.

С точки зрения отношений собственности, рабочий, как владелец рабочей силы передает право ее использования, распоряжения и присвоения результатов ее использования владельцу капитала. По-существу, это не что иное, как сделка купли-продажи рабочей силы как товара.

Существование рабочей силы как товара предполагаетналичие у нее характерных всем товарам свойств: стоимость и потребительная стоимость.

Стоимость товара «рабочая сила» определяется вложенными в ее производство затратами:

    Затраты на необходимые рабочему и его семье средства существования.

    Затраты на образование рабочего, как общие, так и профессиональные.

    На восстановление способности к труду.

    Затрат на содержание детей рабочих.

Потребительная стоимость товара «рабочая сила» может себя проявить лишь в процессе ее потребления, то есть в процессе труда. Ее полезность оценивается покупателем – владельцем капитала. Для последнего эта полезность заключается в способности рабочей силы производить нужный товар. Однако, только этим ее полезность ограничиться не может. Ведь производство организуется владельцем капитала ради дохода, получаемого от продажи произведенных товаров. Причем такое производство для владельцев капитала приобретает экономический смысл, если стоимость произведенных товаров превышает стоимость затраченных факторов производства этих товаров, то есть получается дополнительная, или прибавочная стоимость.

Поскольку прибавочная стоимость - часть стоимости производимого товара, то она также создается трудом. Значит, рабочий, создавая стоимость товара, создает и прибавочную стоимость. В этой способности создавать прибавочную стоимость заключается главная полезность рабочей силы для владельцев капитала.

Ценой рабочей силы является заработная плата. Она предстает как денежное выражение стоимости рабочей силы.

Наемный труд применяется на сравнительно крупных предприятиях, которые в условиях товарно-денежных отношений имеют преимущества перед мелкими и средними предприятиями. С развитием товарного производства возрастает доля наемного труда. Это обуславливает социально-экономическую значимость отношений между владельцем капитала и наемными рабочими. Центральное место в этих отношениях занимают отношения, касающиеся производства и распределения стоимости производимых товаров, включая прибавочную стоимость.

Процесс труда как процесс производства стоимости и прибавочной стоимости

Процесс производства товара требует использования всех факторов производства. Использование наемного труда предполагает, что функцию организации производства выполняет владелец капитала непосредственно либо опосредованно черед передачу факторов в распоряжение специалистов по управлению – менеджеров.

При анализе процесса труда следует учитывать его двойственный характер. Одновременно он предстает как труд конкретный и как абстрактный.

Будучи конкретным, труд создает потребительную стоимость товара со всеми его физическими свойствами и качествами.

Одновременно труд является абстрактным, выступая в виде затрат энергии работника, его мускулов, нервов и т.п. как таковой он создает новую стоимость.

Труд наемного работника делится на две части. Одна создает стоимость, равную стоимости их рабочей силы, другая – прибавочную стоимость. Это означает деление труда не необходимый и прибавочный. На необходимое и прибавочное время делится и рабочий день. Результат необходимого труда достается рабочему в виде заработной платы, а прибавочного – владельцу капитала. Для владельца капитала особую ценность представляет способность рабочей силы создавать стоимость больше собственной на величину прибавочной стоимости.

Дополнительный доход можно рассматривать как дополнительную или избыточную прибавочная стоимость. Возможность получения избыточной прибавочной стоимости выступает в качестве стимулятора роста производительности труда рабочего.

Труд – фундаментальная антропологическая категория. В доиндустриальных обществах типичным является понимание труда как конституированного Богом данной необходимостью человеческой жизни.

В психофизиологическом аспекте процесс труда есть целесообразное, производительное расходование физической и нервной энергии человека. При таком подходе в каждом виде труда можно выделить две характеристики:

– психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления);

– условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная па создание материальных и культурных ценностей. Труд – основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд и работа – понятия не равноценные, не тождественные. Труд – явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа – килограммами, штуками. Наиболее часто в литературе последних лет под трудом понимается всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы.



К предметам труда относятся: земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то – вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания.

Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.

Отчуждение труда – это отношения между субъектом труда и какой-либо социальной функцией труда, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта труда и перерождению отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства.

Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности, но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие – как пассивный.

Таким образом, труд с экономической точки зрения – это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития и, прежде всего, на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта). Производственные условия труда – это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.

Следовательно, труд – явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).

Это социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психологические, и физиологические процессы. Поэтому важную роль в решении задач повышения его эффективности играет изучение деятельности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение категории “труд”.

Труд – это процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физической) энергии человека, в результате которого создаются необходимые для жизни и развития общества потребительские стоимости.

Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ идентично росту производительности, и наоборот, причем расход энергии зависит от различных производственных и личностных факторов.

В представлении о труде также выделяют различные аспекты:

экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование груда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);

технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности);

социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация, социальное партнерство);

психофизиологические (тяжесть, напряженность, санитарно-гигиенические условия труда);

правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда).

Подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в тесной зависимости.

Труд, выступая как процесс взаимодействия человека и природы, в то же время обусловливает определенные отношения между его участниками. В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и социально-экономический характер труда.

Социально-экономический характер труда выражает форму его общественной организации и представляет собой совокупность отношений между участниками трудового процесса, отличительные черты, свойственные тому или иному способу производства.

Один из важнейших методологических аспектов исследования труда – познание его функций. При всем многообразии последних нельзя не отметить их диалектического единства. Труду свойственны следующие функции:

способ удовлетворения потребностей (первая и важнейшая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);

создатель общественною богатства (деятельность, посредством которой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой);

творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего общественного развития – формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия);

ваятель человека (создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает знания и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаимодействия);

сила, открывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность заранее учитывать все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий).

Содержание труда – это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса. Эти особенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уровень технических возможностей, соотношение исполнительских функций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций.

Содержание труда выражает распределение функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций, показывает уровень развития производительных сил. Каждая ступень развития производительных сил предъявляет свои требования к труду, создает предпосылки для формирования определенного типа работника, изменяет соотношение занятых трудом различного содержания.

Происходящие в современных условиях преобразования в экономике, средствах и предметах труда требуют повышения профессиональной подготовки работников. Это связано с усложнением содержания труда, которое отражает взаимодействие человека и орудий труда в процессе трудовой деятельности и представляет собой состав трудовых функций – совокупность выполняемых работником действий, их соотношение и взаимосвязь.

Главные факторы, изменяющие содержание труда, развитие средств производства, научно-технический прогресс, преобразование техники и технологии производства. Под действием этих факторов труд постепенно освобождается от ограничений, сдерживающих человеческие возможности. Человек со своими способностями и навыками к труду по-прежнему остается главным элементом производства, но содержание труда меняется. Оно реализуется в действия по приложению научных знаний, осуществлению контроля и регулированию в точном соответствии с требованиями достижений науки и техники.

По содержанию различают: труд в сфере материального производства, в сфере услуг, в сфере науки, культуры и искусства, в других сферах; труд в отдельных отраслях материального и нематериального производств, например, труд в машиностроении, в легкой и пищевой промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве, на транспорте; труд по видам деятельности – труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, служащего, ученого, инженера, рабочего, фермера; наконец, труд по профессиям и специальностям. Содержание труда, например, инженера-технолога, слесаря-сборщика, тракториста-комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера может быть строго обозначено путем описания отличительных особенностей каждого вида деятельности.

Характер труда

Экономическая наука, рассматривая процесс общественного развития, выделяет в нем периоды не только по уровню разРлгия производительных сил (характеру орудий труда), но и по форме их применения (характеру отношений людей в процессе создания материальных благ и услуг).

Общественное разделение труда привело к обособлению различных видов трудовой деятельности в самостоятельные сферы. И, в первую очередь, в физический и умственный труд. С развитием мануфактуры разделение труда на умственный и физический происходило уже непосредственно на производстве. Крупное машинное производство, углубляя общественное разделение труда, отделив производителя от средств производства, превратило его в исполнителя, лишенного возможности проявлять свою общественную волю.

Сложная кооперация труда предполагает его разделение, когда в едином производственном процессе объединяются различные, но взаимосвязанные конкретные виды труда. В современном труде между отдельными работниками утверждаются определенные производственные отношения, прежде всего отношения кооперации и разделения труда.

Под характером труда понимается его социально-экономическая сторона, выражающая тип общественной организации труда и отношение к нему работников. Характер труда определяется системой производственных отношений и зависит от степени развития материально-технической базы данного способа производства. При этом тип общественной организации труда проявляется в способе соединения работников со средствами производства, в специфических формах разделения труда и его социальной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.

Характер труда выражает степень развитости производственных отношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом.

К показателям характера труда относят:

– форму собственности;

– отношение работников к труду;

– отношения распределения произведенных продуктов и услуг;

– степень социальных различий в процессе труда.

Различают следующие разновидности труда: свободный и подневольный; личный и общественный; индивидуальный и коллективный; содержательный и бессодержательный; умственный и физический; творческий и рутинный; престижный и не престижный; разной степени тяжести и вредности; напряженный и ненапряженный.

Общая классификация труда может быть представлена схемой (схема 2.2).

Характер труда определяют размеры и своеобразие расходования рабочей силы, факторы внешней среды, особенности технологического процесса. Расходование человеком нервной и мускульной энергии в больших количествах находит проявление в развитии отрицательных состояний: переутомлении, эмоциональном стрессе, повышенной психической напряженности, тревожности, отсутствии мотиваций.

Кроме того, они влияют на активность человека во внерабочее время, развитие его творческих способностей, структуру потребления, ритм жизни, способ проведения свободного времени.

Труд – это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию, и обществу.