Николай кузанский. Биография

Николай Кузанский (1401-1464 гг.) родился в селении Куза в Южной Германии. По месту своего рождения он и получил прозвание - Кузанский или Кузанец. Достоверных сведений о детских годах жизни будущего мыслителя нет. Известно лишь, что отец его был рыбаком и виноградарем, а сам Николай подростком бежал из родного дома. Его приютил граф Теодорик фон Мандершайд.

Николай Кузанский автор многих философских и богословских сочинений, написанных в разных жанрах - диалоги, трактаты, размышления: "Об ученом незнании", "О предположениях", "Об искании Бога", четырех диалогов под общим названием "Простец", "О согласии веры", "О видении Бога", "О вершине созерцания" и др. Кроме того, ему принадлежат сочинения по математике. В частности, интересен его диалог "Об опыте с весами", в котором Кузанец предлагал введение количественных мер для более точного познания природных явлений. Неоспоримы и заслуги Николая Кузанского в истории естествознания - он первым составил географическую карту Европы, предложил реформу юлианского календаря (проведенную спустя 150 лет). По мнению исследователей, идеи Николая в области космологии стали одним из источников учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной.

Философские и богословские воззрения Николая Кузанского могут служить ярким примером кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения - стремления примирить в русле одного учения разнообразные научные и религиозные течения. В науке отмечается, что на развитие мировоззрения Кузанца оказали влияние античные учения Пифагора, Анаксагора, Прокла, работы неоплатоников. Сильное воздействие имели античные и позднеантичные мистические учения, а также мистическое учение немецкого мыслителя XIV в. Иоганна (Мейстера) Экхарта. Из патристической литературы Кузанец отдавал явное предпочтение "Ареопагитикам" (сочинениям Дионисия Ареопагита). Внимательно он относился и к размышлениям предшествующих и современных ему византийских мыслителей-неоплатоников. В то же время вполне заметно критическое восприятие Кузанским идей схоластики, в частности, Фомы Аквинского.

В методологическом плане базой всего учения Николая Кузанского послужила идея совпадения противоположностей, которую он использовал и в теоретическом аспекте, и стремился применить на практике, в качестве обоснования политики объединения всех верующих ради прекращения войн и раздоров.

По мнению Кузанца, весь мир соткан из противоположностей. Однако противоположности не просто противостоят друг другу, но - и это крайне важно! - совпадают. Именно совпадение противоположностей является важнейшим условием появления конкретных вещей, каждая из которых и представляется собой определенное сочетание противоположностей. Например, живую противоположность представляет сам человек, ибо он конечен в качестве телесного существа и бесконечен в высших стремлениях своего духа к постижению божественного абсолюта.


Из этих рассуждений Николай Кузанский выводил и тезис о том, что Бог присутствует во всех конкретных вещах, иначе говоря, вновь утверждал совпадение противоположностей - единство бесконечного Бога и мира конечных вещей

ничто не случится иначе как согласно Божиему провидению". Следовательно, Кузанский выступает сторонником абсолютной предопределенности развития реального мира, так как Бог изначально содержит весь мир в себе в свернутом виде: "В Боге свернуто все, даже противоположности, ничто не может избежать Его провидения".

Божественное присутствие в мире обеспечивает единство всего мира. В работах Николая Кузанского неоднократно можно встретить рассуждения об "удивительном единстве вещей", которое является следствием единства, целостности мира. Размышляя над этим важнейшим качеством природы, Николай Кузанский, использовавший в своей философии математические модели, пришел к выводу, что вселенная представляет собой космическую "машину мира", которая как бы имеет повсюду центр и нигде окружность, ибо "ее окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде".

Неотъемлемой частью природы, созданной Богом, является и человек. Размышления о сущности человека у Николая Кузанского наполнены истинным гуманистическим пафосом, стремлением к обожествлению самого человека. По его мнению, человек - это "малый мир", "микрокосм", в котором сочетаются все качества "макрокосма": "Человеческая природа, вознесенная над всеми созданиями Бога и немного уступающая ангелам, свертывает в себе и разумную и чувственную природы, сочетает внутри себя все в мире и за то справедливо именуется древними философами микрокосмом, малым миром". Таким образом, Кузанский отступает от традиционного христианского понимания сущности человека, подчеркивая популярную в эпоху Возрождения идею о единстве духовного и плотского начал в человеке. Развивая свое представление о человеке, Николай Кузанский пишет о том, что весь мир имеет "трехсложное" строение: "малый мир" - это сам человек; "большой мир" - универсум, вселенная; "максимальный мир" - Бог, божественный максимум. И далее мыслитель утверждает идею совпадения "малого мира" и "максимального мира", т.е. человека и Бога: "Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он - человеческий Бог (humanus Deus)". В человеке, в свернутом виде, присутствует все: "внутри человеческой потенции есть по-своему все". А в человечестве, также соединяющимся с божественным максимумом, все достигает своей высшей степени.

Важнейшим свойством человека является "ум", который Кузанский считал "образом Божественного ума", простейшим "среди образов Божественного свертывания". Поэтому ум есть "первообраз Божественного свертывания, охватывающего в своей простоте и силе все образы свертывания". Ум человека обладает разными способностями познания, главными из которых являются три: чувство, рассудок и разум. В отличие от предшествующей схоластической традиции, как впрочем, в отличие и от неоплатонизма, Кузанский большое значение придает чувственному познанию. Чувственные ощущения (sensus) играют роль своего рода инициатора познания, ибо чувственные представления приводит в действие силы ума. Недаром он говорил, что "в рассудке нет ничего, чего раньше не было в ощущении".

Рассудок (ratio) - это способность к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений. Николай Кузанский говорил, что "логика есть не что иное, как искусство, в котором развертывается сила рассудка". На основе рассудочных (рациональных) рассуждений, человек способен к научному познанию мира вещей, универсума. Из всех наук сам Кузанец придавал особое значение математике, которая для него была самой достоверной из наук, ибо число возникает как "развертывание рассудка". Кстати, именно на силе рассудка, по мнению мыслителя, основана и вся схоластическая философия.

Но высшей формой познавательных способностей человека является разум (intellectus). От чувств и рассудка разум отличается двумя важными качествами: во-первых, разум не связан со сферой чувственно-телесного, "не принадлежит ни времени, ни миру, будучи абсолютно свободным от них"; во-вторых, разум "постигает только всеобщее, нетленное и постоянное". Таким образом, разум - это способность человека познавать божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу.

По сути дела, разум, в понимании Николая Кузанского, представляет собой способность к мистическому озарению, или - интуицию. Это загадочная, таинственная и вместе с тем глубинная сила, дарованная Богом человеку. Именно в разуме, т.е. интуитивно, человек может познать главное качество мира - совпадение противоположностей. Рассудочное, рациональное мышление, наоборот, неспособно справиться с противоположностями и стремится устранить их. Собственно говоря, иначе как с помощью мистической интуиции невозможно и приближение к Богу, ведь Бог - принципиально непознаваем. В этом отношении, Кузанец полностью следует за учением об апофатической теологии, изложенным в "Ареопагитиках".

Впрочем, исходя из общего методологического убеждения в совпадении противоположностей, Николай Кузанский приходит к выводу о творческом взаимодополнение друг друга разных познавательных свойств человека. Если чувства служат основой рассудочного познания, то и рассудок является неким посредником между чувствами и разумом. В свою очередь, если рассудок должен господствовать над чувствами, управлять ими, то и разум должен направлять рассудок.

В итоге, опять же основываясь на идее совпадения противоположностей, Николай Кузанский формулирует концепцию "ученого незнания". Суть концепции состоит в том, что познаваемость мира реализуется на признании непознаваемости Бога. Иначе говоря, никакое, даже самое глубокое научное знание, не устраняет незнания. Более того, самая глубокая ученость необходимо приводит человека к осмыслению своего незнания: "Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание", - говорил Николай Кузанский.

"Ученое незнание" доступно лишь разуму и недоступно рассудку. Поэтому разум, постигающий совпадение противоположностей и руководствующийся концепцией "ученого незнания", полностью лишен ограниченности рассудка, ведь "разум относится к рассудку, как Сам Бог к разуму". По мнению Николая Кузанского, задача использования способностей разума и состоит в преодолении догматической ограниченности рассудка, ибо приводит человека к пониманию процесса познания истины, как процесса все большего углубления знания на пути к принципиально непознаваемому Богу, являющемуся высшей, абсолютной истиной.

Утопия (лат. eutopos) - место, которого нет, или же, по-иному, благословенное место. Различные оттенки смысла, вкладываемого в понятие утопии, возникли при переводе греческого термина на латынь. Термин "утопия" ведет происхождение от названия книги Томаса Мора (1516). Утопия - это подробное и всестороннее описание воображаемого, но имеющего гипотетические пространственно-временные координаты общества, являющегося воплощением идеала, желаемого будущего. В основе конкретного образа желаемого общественного устройства лежит особый тип сознания, особое мироотношение - утопическое сознание. Утопическое сознание основано на принципе тесной связи человека и условий его жизни, внутреннего и внешнего. Причина несчастий человека кроется не столько в нем самом, его ошибках и слабостях, сколько в неблагоприятных внешних обстоятельствах; человек способен радикально изменяться при изменении условий его жизни; нет непреодолимого противоречия между благом индивида и благом общества; разум - основной "родовой" признак человека, поэтому, опираясь на разум, можно преобразовать все окружающее на рациональной основе. Как правило, утопия предполагает полное неприятие существующей системы социальных отношений. Для утопического сознания характерно тотальное несогласие с социально-исторической данностью, для него важно не частичное улучшение, а полная замена существующих порядков новыми. Утопия, по словам известного немецкого философа и социолога К.Манхейма (1893-1947), всегда "трансцендентна бытию"; переходя в действие, она "частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей" . В связи с этим для утопии не характерно внимание к процессам перехода от наличного состояния общества к идеальному. Утопическое сознание, его отдельные проявления неотделимы от социально-философской мысли , это один из тех "призраков рода", которые Фр.Бэкон считал неискоренимыми слабостями человеческой мысли.

Принципы классификации утопий разнообразны. Возможен исторический подход к классификации: античные утопии ("Государство" Платона), средневековые утопии ("Град Божий" Августина), утопии Возрождения ("Утопия" Т.Мора, "Город Солнца" Т.Кампанеллы), утопии Нового времени ("Новая Атлантида" Фр. Бэкона). Возможна классификация утопий в зависимости от преобладающей в них проблематики : коммунистические и социалистические утопии, в которых центральным является вопрос о частной собственности, анархистские, где речь идет об освобождений человека от политического насилия, от власти государства. В ряде утопий в центре находится особая образовательная программа, другие реализацию всех человеческих потребностей считают невозможной без усилий социального контроля; существуют также экологические утопии, урбанистические утопии, эстетико-художественные утопии. В зависимости от того, в какой точке исторического времени утописты ищут идеал - в прошлом, в "золотом" веке или в будущем, - можно выделить ретроспективные, нацеленные на возрождение исчезнувших форм ("Возвращение Дон Кихота" Г.Честертона), проспективные утопии и консервационистские, направленные на сохранение существующих форм. Возможно также сочетание в утопии черт желаемого будущего и утраченного прошлого ("Новое Средневековье" Н.Бердяева). Можно дать классификацию утопий по характеру основного системообразующего компонента желаемого будущего : одни утопии дают модель условий счастливой жизни, другие (эвпсихии) дают образец нового сознания, говорят о переустройстве психики.

(Насчет утопии, на мой взгляд, это основное. Но если вам мало, смотрите здесь

http://society.polbu.ru/kirilenko_philosophy/ch49_all.html)

Первый утопист эпохи Ренессанса - это Томас Мор (1478 - 1535), весьма либерально настроенный английский государственный деятель, сторонник наук и искусств, пропагандист веротерпимости и яркий критик тогдашних феодальных и зарождавшихся капиталистических порядков. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода Генриха VIII от католической церкви был беспощадно казнен за свои католические убеждения. В целом его деятельность относится либо к гражданской истории, либо к истории литературы. В 1516г . под названием "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии", поскольку вся эстетика Ренессанса основана на стихийном самоутверждении человеческой личности в том государстве, которое сам Мор считал идеальным.

На самом деле изображение утопического человека у Мора представляет собою причудливую смесь всякого рода старых и новых взглядов, от яркого возрожденческого артистизма в утопическом государстве Мора ровно ничего не осталось . Рисуется человек довольно серого типа , по-видимому, управляемый государством все же достаточно абсолютистским . Все должны заниматься физическим трудом по государственному распределению, хотя науки и искусства вовсе не отрицаются , но даже превозносятся у Мора, особенно музыка . Общество разделено на семьи , но семь и эти понимаются скорее производственно, в силу чего принадлежность к той или иной семье определяется не только естественным происхождением членов семьи, но в первую очередь также и государственными декретами, в силу которых члены семьи могут быть переводимы из одной семьи в другую ради производственных или других государственных целей. В брачные дела государство у Мора тоже вмешивается самым существенным образом, и многое в них определяется просто государственным декретом . Религия, вообще говоря, допускается любая, включая языческое поклонение небесным светилам. Требуется полная веротерпимость. Священники должны избираться народом.Деятельность атеистов ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества. Во всяком случае, открытые выступления атеистов запрещаются. Кроме того, высшей религией признается христианство или вообще монотеизм .

Семьям рекомендуется столоватьсяв общих столовых. Кроме некоторых отдельных случаев, и одежда должна быть у всех одинаковой . В этом идеальном государстве рабы тоже играют не последнюю роль. Не только утверждается самый институт рабства, но показывается даже и весьма выгодным как для государства , получающего в лице рабов дешевую рабочую силу, так и для всего населения страны , для которого рабы оказываются примером того, чего не нужно делать. Материальные удовольствия признаются. Однако у Мора мы читаем: "Утописты особенно ценят духовные удовольствия, их они считают первыми и главенствующими, преимущественная часть их исходит, по их мнению, из упражнения в добродетели и сознания беспорочной жизни". Другими словами, яркая и блестящая артистическая эстетика Ренессанса сведена здесь только на моралистику, которая и объявлена высшим "духовным удовольствием".

Бросается в глаза превознесение производства в сравнении с потреблением . Вместе с тем у Мора выпирает на первый план уравниловка в трудах и обязанностях, а также примат государства над любыми общественными организациями и над семьей. Но для нас важнее то, что это является модифицированным Ренессансом и что модификация эта направлена у Мора в сторону ликвидации стихийно-личного и артистически-субъективного индивидуализма классического Ренессанса.

Другой представитель возрожденческого утопизма - Томмазо Кампанелла (1568 - 1639). Это крупный писатель и общественный деятель своего времени, пострадавший за подготовку антииспанского заговора в Неаполе и проведший 27 лет в тюрьме, монах и убежденный коммунист раннего утопического типа. Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602г. под названием "Город Солнца" Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде, об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т.е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. В яркой форме ничего этого не было у Мора. Говорили о влиянии на Кампанеллу идей раннего христианства. Однако внимательное изучение идей Кампанеллы свидетельствует о том, что это влияние почти равно нулю. А что, несомненно, повлияло на Кампанеллу, так это, конечно, учение Платона в его "Государстве".

В идеальном Государстве Солнца Кампанеллы, как и у Платона, во главе стоят философы и мудрецы , созерцатели вечных идей и на этом основании управляющие всем государством не столько светские правители, сколько самые настоящие жрецы и священнослужители. Они - абсолютные правители решительно всего государства и общества вплоть до мельчайшей бытовой регламентации. Браки совершаются только в порядке государственных декретов, а дети после вскормления грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними. Мужей и жен вовсе не существует как таковых. Они являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга, как не должны знать и своих собственных детей. Что же касается Ренессанса, то человеческая личность была тут уже во всяком случае на первом месте. А поэтому то, что мы находим у Кампанеллы, есть, конечно, отказ от идей Возрождения.

Тем не менее, сказать, что Кампанелла совсем не имеет никакого отношения к Ренессансу, тоже нельзя. Он не только проповедник позитивно понимаемого труда; вся его утопия, несомненно, носит на себе следы возрожденческих воззрений. Поэтому точнее будет сказать, что тут перед нами именно модифицированный Ренессанс и именно Ренессанс, критикующий сам себя в общественно-политическом отношении.

C точки зрения Кампанеллы, человеческое общество должно быть превращено в идеальный конный завод. "Начальник деторождения", подчиненный правителю Любви, обязан входить в такие интимности половой жизни, о которых мы здесь не считаем нужным рассказывать, причем астрология применяется в половых делах в первую очередь. Чистейшей наивностью являются указания на то, что люди днем должны ходить все в белых одеждах, а ночью и за городом - в красных, причем шерстяных или шелковых, а черный цвет запрещается совсем. Такого же рода советы о труде, торговле, плавании, играх, лечении, о вставании утром, об астрологических приемах при основании городов и много других. Палачей при осуществлении смертной казни не полагается, чтобы не осквернять государства, а забивает преступника камнями сам народ, и в первую очередь обвинитель и свидетели.Солнце почитается почти на языческий манер, хотя истинное божество считается все-таки выше . Коперниканство отвергается, и небо признается в средневековом смысле.

У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений. Тем самым эстетически модифицированный Ренессанс обрисован в этой утопии самыми яркими чертами. Главное же - это игнорирование того стихийно человеческого и артистического индивидуализма, которым эстетика Ренессанса отличалась с самого начала. Если мы скажем, что здесь мы находим самокритику и даже самоотрицание Ренессанса, то в этом мы едва ли ошибемся.

Понятие гуманизм” (лат. humanism - человечный, людсь­кий) в философской литературе употребляется в двух значен­нях. В широком - это система идей и взглядов на человека как наивысшую ценность, в более узком - это прогрессивное течение западноевропейской культуры эпохи Возрождения, направленное на утверждение уважения к достоинству и уму человека, его права, на земное счастье, свободное проявление естественных человеческих чувств и способностей.

Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви.

Идейным течением эпохи Возрождения был гуманизм, в частности антропоцентризм и индивидуализм, в которых преобладал интерес к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинства. Появилось принципиально новое научно-материалистическое понимание окружающего мира, широкое распространение получили идеи равенства. Ренессансный индивидуализм будил мысль и волю, был нацелен на максимальное раскрытие возможностей человека, лучших сторон неповторимого своеобразия личности. Другая сторона индивидуализма – сосредоточение внимания на человеческой личности. Гуманистический индивидуализм требовал от человека самих высоких моральных качеств, побуждал каждого усилием собственной воли, своим трудом достигать вершин добродетели и благородства . Гуманистический индивидуализм требовал от человека напряжения сил и воли, творческого подвига во имя высокой добродетели и благородной славы. «Зажги сам свет доблести», - призывал Петрарка, - «всеми силами пробивайся сквозь трудности, поднимайся над высоким». Не к пассивной созерцательности, восхваляемой церковью, звал человека гуманизм. Доблесть, писал Петрарка, «всегда в неуспокоенности и всегда больше других волнуется… всегда находится в действии»

Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".
Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума. Оно отбрасывало средневеково-богословское отношение к человеку, как к греховному сосуду, обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира. Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции, получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую связь материи и духа. Признавая материальность и бесконечность мира, они наделяли материю способностью воспроизводить самою себя, а вместе с тем и жизнью, создав учение о живом космосе . Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального, потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным, потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало быть чудесным. Такие суждения шли вразрез с церковной догмой. Средневековой схоластике, опиравшейся на книжные знания и авторитеты, гуманизм и натурфилософия противопоставили рационализм, опытный метод познания мира, базировавшийся на чувственном восприятии и эксперименте. Вместе с тем, одушевление космоса приводило к мысли о наличии таинственной связи между человеком и природой, признанию оккультных наук. Наука понималась как естественная магия, астрономия переплеталась с астрологией, и т.д. В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных сил, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.

ВВЕДЕНИЕ

Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.

Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.

Именно противоречивость, свойственная данной эпохе, - одна из особенностей философии Николая Кузанского, представляющих борьбу разных тенденций. Антифеодальное в основе своей содержание его философии еще сковано средневековыми представлениями.

Спекуляции об ангелах, восхваление веры, призывы к аскетизму, придание в развитии организма человека числу семь особого значения, призывы к умерщвлению плоти, несовместимые с жизнерадостным духом Возрождения и в тоже время - свойственные новым временам критическое отношение к схоластике, интерес к античности, к познанию природы, высокая оценка математики, человеческого разума характерны для философии Кузанца. Недаром горячий поклонник Николая Джордано Бруно писал о нем: "Он был подобен пловцу, которого бурные волны кидают то вверх, то вниз, ибо он не видел непрерывного, открытого, ясного света, он не плавал в спокойной, ясной воде" .

В наши дни философское творчество Николая Кузанского представляет большой интерес и занимает прочное место в истории философии: ни один историк философии, анализирующий мировоззрение эпохи Возрождения, не может пройти мимо философского учения Николая из Кузы, поскольку именно философия Кузанского демонстрирует путь перехода от средневековья к возрожденческим представлениям.

Однако чтобы лучше понять значение философского творчества Кузанца в истории Возрождения, следует рассмотреть и исследовать не только его философию, но и обстоятельства личной жизни, его взаимоотношения с различными слоями тогдашнего общества.

1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

1.1 Начало пути

Николай Кузанский родился в 1401 году в Германии - в местечке Куза Трирской епархии, в семье зажиточного крестьянина - рыбопромышленника Иоганна Кребса. Биографы сообщают , что незаурядные способности Николай обнаружил еще в детстве: он много читал, и очень скоро его интересы вышли за пределы отцовских занятий. Отцу не удалось заставить сына идти по своим стопам. Подростком Николай бежал из родного дома и нашел прибежище у графа Теодориха фон Мандершайда, который занялся образованием подающего надежды подростка.

Граф покровительствовал Николаю в течение многих лет, способствуя его карьере. Предполагают, что на первых порах граф отдал способного подростка в школу "братьев общей жизни" в Девентере (Голландия), где впоследствии обучался Эразм Роттердамский. Это была школа мистиков, владевших имуществом сообща, отвергающих богатство, славу, а вместе с ними и все светское, мирское. Наставники этой школы проповедовали аскетизм и благочестие, с помощью которых надеялись приблизиться к Христу. Обучали в Девентере "семи свободным искусствам" и в то же время отвергали знание, считая его недостаточным для постижения бога. Возможно, здесь Николай проникся ненавистью к роскошной, разнузданной жизни высших сановников римской церкви, здесь получил первые уроки аскетизма, отсюда вынес неприязнь к премудростям схоластиков.

Вернувшись в Германию, Николай некоторое время изучал философию в Гайдельбергском университете. Шестнадцатилетним юношей, подобно знаменитым соотечественникам Пурбарху и Региомонтану, будущий философ устремился в Италию, известную своими гуманистами по всей Европе. Здесь, в Падуанском университете в школе церковного права Николай завершил свое образование.

Именно в Падуе проявилось увлечение Кузанца естественными науками математикой, медициной, астрономией, географией. Одним из его друзей стал Паоло Тосканелли (1377-1446), будущий знаменитый математик, физик, географ, первый наблюдатель-астроном в Европе, которому многим был обязан Кузанец. Тосканелли обратил его внимание на ошибки астрономических альфонсовых таблиц, которые Кузанец пытался исправить. В Падуе Кузанец познакомился и со своим будущим другом, профессором права Джулиано Цезарини (1398 - 1444), который пробудил в ученике любовь к классической литературе и философии. Свои основные философские трактаты "Об ученом незнании" и "О предположениях" Николай посвятил именно Цезарини.

В годы учебы Николая в Падуе преподавал лучший эллинист и латинист своего времени Филельфо (1398 - 1481), лекции которого, возможно, слушал Николай.

Окончив университет в 1423 году и получив степень доктора канонического права, Николай посетил в следующем году Рим, где познакомился с гуманистом Поджо Браччолини, в то время канцлером Римской сеньории.

1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского

Вернувшись на родину и проиграв здесь судебный процесс, затеянный его покровителем-графом, Кузанец решил посвятить себя богословской деятельности. В течение года будущий кардинал изучал богословие в Кельнском университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого . Получив звание священника, в 1426 году Кузанец поступил секретарем к папскому легату в Германии кардиналу Орсини. Став через некоторое время священником, а затем деканом церкви св. Флорина в Кобленце, Николай не утратил своего увлечения античностью. По примеру других гуманистов он разыскивал в монастырских библиотеках древние рукописи; ему удалось найти 12 неизвестных в то время комедий Плавта.

Близко был знаком Кузанец и с крупными гуманистами того времени Амброджо Траверсари (ум. 1439) и Лоренцо Валла (1407-1457). Именно благодаря содействию Траверсари Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию.

Необычайно одаренный, преданный церкви и энергичный священник делает успешную церковную карьеру, много сил уделяя попыткам реформирования церковных нравов и учреждений, и становится (в 1448 году) кардиналом.

Его многообразная церковно-политическая деятельность была направлена к попыткам восстановления единства и авторитета католицизма, достижению мира и согласия вероисповеданий. Например, когда в 1437 году церковное руководство решило послать в Константинополь миссию для переговоров с греками по поводу объединения западной и восточной церквей, в это посольство включили и Николая, учитывая его прекрасное знание греческого языка. Необходимо отметить, что Кузанец был к тому же знатоком арабского и древнееврейского языков, что позволило ему глубоко вникнуть в существо средневековой арабской и еврейской философии. В Константинополе он собрал ценные греческие рукописи, которые привез в Италию. Возвращаясь из Константинополя, после изучения работ Псевдо-Дионисия он приходит к одному из основных положений своей философии - к идее совпадения противоположностей .

Кроме того, Кузанец ведет переговоры с гуситами в Чехии (результаты которых были неудачными), выдвигает планы имперских реформ, борется с развращенностью духовенства.

Благодаря покровительству пап (особенно папы гуманиста Пия II) Николай Кузанский играл выдающуюся роль в церковно-политической жизни Европы своего времени, вместе с тем уделяя большое внимание научным занятиям. В 1459 году Кузанский даже замещал в Риме отлучившегося на некоторое время папу Пия II. Уже на склоне лет Николай путешествовал по монастырям Германии с целью реформировать их, чтобы удержать духовенство от падения нравов.

Видную роль играл Кузанец на Базельском соборе, куда прибыл в 1433 году. Здесь он выступал сначала как сторонник верховной власти соборов и противник папского абсолютизма, но затем встал на сторону папы Евгения IV. Возможно, здесь сыграло роль покровительство римских пап этого времени гуманистам.

Николай, начиная с 1437 года и вплоть до своей смерти в Тоди в 1464 году, связывает свою судьбу с римскими папами. При этом он отличался честностью и принципиальностью и не боялся выступить с критикой папы и римской курии.

1.3 Гуманисты и Николай Кузанский

Связи Николая Кузанского с великими гуманистами Энеем-Сильвием Пикколомини (впоследствии папой Пием II), с Лоренцой Валлой, Амброджо Траверсари и другими не исчерпывались личным знакомством и дружбой.

Филологическая культура гуманизма сказалась в том, что кардинал из Кузы изучил греческий язык и обратился к подлинным памятникам античной философии (известно, что он читал в оригинале Платона и Прокла), а имевшие прочную средневековую традицию "Ареопагитики" предпочитал читать в новом латинском переводе, сделанном для него его другом гуманистом Амброджо Траверсари. Но собственно филологические занятия играли для Кузанца роль подсобную.

С гуманизмом Николая Кузанского связывает обращение к диалогической форме в ряде важных его сочинений (цикл диалогов, объединяемых участием в них "Простеца"). Само обращение в этих диалогах к образу "неученого", "простака", которому открыты глубочайшие истины философии, имело полемический, антисхоластический характер и, несомненно, связано с гуманистической полемикой против "профессиональной" философии университетов. Правда, стиль его латинских сочинений далек от легкости и изящества творений итальянских гуманистов.

С гуманистами связывают Николая Кузанского и общность научных интересов, углубленное внимание к проблемам астрономии, космографии, математики - при этом речь идет не о "литературном", "филологическом" движении в гуманизме, а о гуманистах-ученых, таких, как его друг и соученик Паоло Тосканелли. Естественнонаучные и математические интересы Николая Кузанского ближе к новой науки итальянского Кватроченто , чем к схоластической науке средневековья.

Николай Кузанский (1401-1464) - философ эпохи Ренессанса. Собственное имя Кребс. Прозвище получил от местечка Куза, где был рожден. Священник, кардинал римской католической церкви. Серьезно занимался изучением математики, астрономии, медицины, географии. Его вклад в философию эпохи Возрождения весьма значителен.

Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Боге. В соответствии с философией этого периода Кузанский утверждает, что Бог играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Однако он отходит от ортодоксальных схоластических идей и развивает идеи близкие к пантеизму. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге» - говорил Николай Кузанский. Философ деперсонализирует Бога, который теперь выступает как «абсолютный максимум». Наш мир же в этом случае является «ограниченным максимумом», потенциальной бесконечностью. Рассуждая в этом ключе Кузанский приходит к противоречию Бога. Бог являясь высшим существом, бесконечностью, «абсолютным максимумом» не страдает от конечных операций. Но Бог так же конечен и неделим, что являет собой «абсолютный минимум». Таким образом Бог представляет собой единство противоположностей. Эти размышления позволяют заключить:

  • 1) Бог пребывает во всем
  • 2) Бог есть единство причины и следствия, творящего и сотворенного
  • 3) Сущность видимых вещей и Бога совпадает

Это свидетельствует о единстве мира и ослабляет творящие личностные функции Бога, отталкивает Кузанского от принципа креационизма. Таким образом, не расставаясь с теистическими взглядами, философ выдвигает идею мистического пантеизма, отождествляя творца с творением. В философии Кузанского Бог - это начало, середина и конец всех вещей.

Развивая свое представление о человеке, Николай Кузанский пишет о том, что весь мир имеет «трехсложное» строение: «малый мир» - это сам человек; «большой мир» - универсум, вселенная; «максимальный мир» - Бог, божественный максимум. И далее мыслитель утверждает идею совпадения «малого мира» и «максимального мира», т.е. человека и Бога: «Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он - человеческий Бог». В человеке, в свернутом виде, присутствует все. А в человечестве, также соединяющимся с божественным максимумом, все достигает своей высшей степени.

Исходя из своих размышлений Кузанский утверждает бесконечность Вселенной и отрицает идею о Земле - центре Вселенной («Машина мира имеет, так сказать, свой центр повсюду, а свою окружность нигде, потому что Бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде») . Впоследствии его идеи оказали большое влияние на Джордано Бруно.

Природный мир, по мнению философа, являет собой живой организм, единство противоречий, существующий в постоянной динамике.

По мимо рассуждений о Боге Кузанец задается вопросом о том, как протекает процесс познания, какие стадии он проходит, как обретает истину? Вещи в его философии выражают бесконечное содержание жизни, которое заключает в себе таинственность божественного бытия. Кузанский утверждает, что осознание трагического противоречия между конечным человеческим умом и бесконечностью мира, в которую он включен и к познанию которой стремится, - это и есть «ученое незнание». Так или иначе безграничный божественный ум рано или поздно превзойдет все частные утверждения и определения. Так как человек рассуждает путем уподоблений, то он не может в полной мере постичь истину вещей, т.к. она едина и неделима (как круг нельзя постичь не-кругом).

«Правило ученого незнания» сформулированное Кузанским говорит о том, что нельзя прийти к бесконечности путем прогрессивных приращений. Для ее постижения необходим скачек к несоизмеримым величинам творения и Творца.

Кузанский говорит об одном из важнейших свойств человека - ум.». Ум человека обладает разными способностями познания, главными из которых являются три: чувство, рассудок и разум. Разум - это способность к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений. Он является высшей формой познавательной способности человека и по сути являет собой интуицию. Таким образом, разум - это способность человека познавать божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу.

Последовательно развивая учение о «совпадении противоположностей» в бесконечном, Кузанец рассматривает проблемы тождества «максимума» и «минимума» (онтология), абсолютного и относительного в познании («Ученое незнание»), «микрокосма» (человек) и «макрокосма» (мир). Рассмотрение этих и других проблем, содержание которых направлено против господствующего догматизма, делает Н. Кузанского одним из основателей новоевропейской диалектики /См. Антология мировой философии.

Таким образом, Н. Кузанский дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:

  • * не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же);
  • * «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
  • * исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
  • * едины идея и материя;
  • * реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
  • * Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
  • * Вселенная - это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире);
  • * бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т.д.);
  • * бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
  • * невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» - термин Николая Кузанского).

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

пантеизм философ кузанский ренессанс

Николай Кребс (1401 -1464) по прозвищу Кузанский (Кузанец) родился в семье рыбака в поселке Куза на р. Мозель (Германия). Учился в Гейдельбергском, К льнском и Падуанском университетах, где изучал юриспруденцию, древние языки, математику и астрономию. В 1426 г. он стал священником, а в 1448 г. - кардиналом, с 1450 г. - папским легатом по всей Германии.

Николай Кузанский много внимания уделял занятиям математикой и, в частности, проблеме бесконечного; он отстаивал значение опытного знания и экспериментальной науки; предложил проект замены юлианского календаря; выступал за объединение христианских церквей (католической и православной). Но в это же время его нельзя отнести к гуманистам, хотя он был дружен с Лоренцо Валло и некоторыми другими гуманистами.

Основные труды. «Об ученом незнании», «О католическом согласии», «Об искании бога», «О Богосыновстве», «Апология ученого незнания», «Простец», «Начало», «О видении Бога», Поскольку все работы написаны на провинциальной латыни, это было одной из причин их небольшой известности.

Онтологическое учение Николая Кузанского выросло на базе средневекового платонизма, реализовав заложенную в последнем тенденцию к пантеизму. Бог и Вселенная при этом отождествляются, и Бог = Вселенная понимается как Абсолютное бытие и как Абсолютный максимум.

Распространенная в античности идея о том, что «все есть во всем» (например, у Анаксагора), получает свое развитие в учении Кузанца о совпадении минимума и максимума. «Абсолютный максимум есть то единое, которое есть; в нем все, поскольку он - максимум; а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум. Тем самым он пребывает во всем». Возможность совпадения максимума и минимума для бесконечности иллюстрируется Кузанцем на математических примерах. Тождество трех различных геометрических фигур используется им для иллюстрации возможности триединства Бога.По мнению Кузанца, процесс познания состоит в основном в сравнении неизвестного с известным, неопределенного с определенным. Выявляя определенные соотношения между ними (пропорции), мы и приходим к истине. Поэтому, когда мы рассуждаем о простых конечных вещах, истину вывести не трудно, когда о сложных конечных вещах - труднее, но все-таки возможно. Иначе обстоит дело, когда предметом исследования становится бесконечное: его нельзя представить ни в какой пропорции, и потому всегда остается для нас неизвестным. Осознавая принципиальную непостижимость бесконечного конечным человеческим умом, Николай Кузанский утверждает необходимость процесса познания, который он трактует как бесконечное приближение к истине. Эту свою познавательную установку он называет «ученым незнанием».

В основе его гносеологии лежат онтологические представления о том, что в бесконечности противоположности совпадают, и, поскольку Бог является бесконечным, все различия, которые в тварном мире противопоставлены друг другу, совпадают в Боге - так, как совпадают в Нем минимумы и максимумы.

Процесс познания Вселенной = Бога проходит, по Кузанскому, в четыре этапа

Этапы познания Вид познания

Выполняемая функция

1. Чувственное познание Воспринимает конечное и единичное

2. Рассудок Разделяет противоположности

3. Разум Соединяет противоположности

4. Интеллектуальная интуиция Непосредственно созерцает совпадение противоположностей

Учение о человеке. Как и большинство гуманистов, Николай Кузанский понимал человека как микрокосм. С одной стороны, он является микрокосмом, как и любой другой реально существующий объект, поскольку «все есть во всем». Но, с другой стороны, человек - это специфический микрокосм, поскольку он обладает сознанием, в котором содержатся образы всех вещей, в том числе Бога, ангелов, животных, Неодушевленных вещей. В человеке тем самым специфическим человеческим образом развернут весь мир

Идеи Кузанца оказали большое влияние на дальнейшее развитие пантеизма (Джордано Бруно, Спиноза), а его учение о минимумах и максимах - на развитие учения о бесконечно малых величин.

Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения - со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 - 1592), Бернардино Телезио (1509 - 1588), Франческо Патрици (1529 - 1597), Джордано Бруно (1548 - 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 - 1639), Якоба Беме (1575 - 1624), Галилео Галилея (1564 - 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой.

Значительное приращение философского знания с середины XVI в. шло по линии развития представления о философии природы.

В наибольшей степени дело Коперника развивал великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642 г.). Он разработал принципы механики, ее важнейший раздел - динамику (трактат «О движении«). Галилей сформулировал первые законы свободного падения тел, дал строгую формулировку понятия скорости и движения, исследовал закон инерции. Особую важность представляет высказанная им идея относительности движения. Кроме того, Галилей сконструировал подзорную трубу (лучшая из них давала 30-кратное увеличение) для наблюдения за небом. Он открыл факт присутствия звезд в Млечном пути, обнаружил спутники Юпитера; на Луне им были открыты кратеры и горные хребты, а также пятна на Солнце; обнаружены фазы Венеры, световые явления вокруг Сатурна (позже названные кольцами). Спутники Юпитера и фазы Венеры он объяснил как доказательство истинности копернианской теории.

Таким образом, идеи Коперника были подкреплены научными фактами. Многочисленные и неожиданные итоги исследований как самого движения, так и космоса давали толчок к дальнейшему движению природы, стимулировали пытливую мысль в направлении, удаленном от традиционного пути, указанного церковью.

Инквизиция преследовала Галилея за его убеждения и пыталась заставить его отречься от них.Галилей выбрал путь компромисса. Формально он подчинился требованиям, но фактически оставался верным себе. Таким образом, он сохранил себя для науки. ибо считал, видимо, что истина должна восторжествовать не путем принесения жертв, как это было с Дж.Бруно, а через убедительность ее аргументов. Главным делом его жизни была наука, и он служил ей даже вопреки обстоятельствам.

И Кеплер, и Галилей заложили научные основы механической картины мира, а довершил ее создание великий английский ученый Исаак Ньютон

Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.

Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы.

19.Классическая европейская философия: великие системы XVII столетия (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Дж. Локк).

Новое время получило свое название в силу грандиозных перемен в области экономики, политики и науки, произошедших в Западной Европе

в XVII – первой половине XVIII в. Это время, вошедшее в историю как время второй интеллектуальной революции человечества, основанием которой является наука.

Учение о познании – гносеология – стало основным и наиболее важным компонентом всех философских систем Нового времени. Ориентация на науку приняла две формы: опытного естествознания, опирающегося на эксперимент, и теоретического построения, подчиненного законам логики. Опора на естествознание породила эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк). Рационализм (Р. Декарт, Г. Лейбниц) ориентировался на теоретические принципы организации научного знания. Как следствие в философии XVII в. возникают и развиваются два направления – эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (опыт) – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. Эмпиризм преувеличивает роль чувственного познания и недооценивает роль мышления.

Рационализм (разумный) – это направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником истинного знания.

В философии XVII в. гносеология была связана с онтологией. Широко обсуждалась, в частности, проблема субстанции (то, что лежит в основе). По этой проблеме выявились три точки зрения: монизм, дуализм и плюрализм.

Монизм (один) – учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю, либо дух. Дуализм (двойственный) – учение, считающее дух и материю, идеальное и материальное двумя самостоятельными, независимыми началами.

Плюрализм (множественный) – учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых субстанций.

Николай Кузанский (1401-1464) – философ эпохи Ренессанса. Собственное имя Кребс. Прозвище получил от местечка Куза, где был рожден. Священник, кардинал римской католической церкви. Серьезно занимался изучением математики, астрономии, медицины, географии. Его вклад в философию эпохи Возрождения весьма значителен.

Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Боге. В соответствии с философией этого периода Кузанский утверждает, что Бог играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Однако он отходит от ортодоксальных схоластических идей и развивает идеи близкие к пантеизму. "Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге" - говорил Николай Кузанский. Философ деперсонализирует Бога, который теперь выступает как «абсолютный максимум». Наш мир же в этом случае является «ограниченным максимумом», потенциальной бесконечностью. Рассуждая в этом ключе Кузанский приходит к противоречию Бога. Бог являясь высшим существом, бесконечностью, «абсолютным максимумом» не страдает от конечных операций. Но Бог так же конечен и неделим, что являет собой «абсолютный минимум». Таким образом Бог представляет собой единство противоположностей. Эти размышления позволяют заключить:

1) Бог пребывает во всем

2) Бог есть единство причины и следствия, творящего и сотворенного

3) Сущность видимых вещей и Бога совпадает

Это свидетельствует о единстве мира и ослабляет творящие личностные функции Бога, отталкивает Кузанского от принципа креационизма. Таким образом, не расставаясь с теистическими взглядами философ выдвигает идею мистического пантеизма, отождествляя творца с творением. В философии Кузанского Бог - это начало, середина и конец всех вещей.

Развивая свое представление о человеке, Николай Кузанский пишет о том, что весь мир имеет "трехсложное" строение: "малый мир" - это сам человек; "большой мир" - универсум, вселенная; "максимальный мир" - Бог, божественный максимум. И далее мыслитель утверждает идею совпадения "малого мира" и "максимального мира", т.е. человека и Бога: "Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он - человеческий Бог ". В человеке, в свернутом виде, присутствует все. А в человечестве, также соединяющимся с божественным максимумом, все достигает своей высшей степени.

Исходя из своих размышлений Кузанский утверждает бесконечность Вселенной и отрицает идею о Земле – центре Вселенной(«Машина мира имеет, так сказать, свой центр повсюду, а свою окружность нигде, потому что Бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде») . Впоследствии его идеи оказали большое влияние на Джордано Бруно.


Природный мир, по мнению философа, являет собой живой организм, единство противоречий, существующий в постоянной динамике.

По мимо рассуждений о Боге Кузанец задается вопросом о том, как протекает процесс познания, какие стадии он проходит, как обретает истину? Вещи в его философии выражают бесконечное содержание жизни, которое заключает в себе таинственность божественного бытия. Кузанский утверждает, что осознание трагического противоречия между конечным человеческим умом и бесконечностью мира, в которую он включен и к познанию которой стремится, - это и есть «ученое незнание». Так или иначе безграничный божественный ум рано или поздно превзойдет все частные утверждения и определения. Так как человек рассуждает путем уподоблений, то он не может в полной мере постичь истину вещей, т.к. она едина и неделима (как круг нельзя постичь не-кругом).

«Правило ученого незнания» сформулированное Кузанским говорит о том, что нельзя прийти к бесконечности путем прогрессивных приращений. Для ее постижения необходим скачек к несоизмеримым величинам творения и Творца.

Кузанский говорит об одном из важнейших свойств человека – ум. ". Ум человека обладает разными способностями познания, главными из которых являются три: чувство, рассудок и разум. Разум - это способность к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений. Он является высшей формой познавательной способности человека и по сути являет собой интуицию. Таким образом, разум - это способность человека познавать божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу.

№ 13. ФИЛОСОФИЯ МАКИАВЕЛЛИ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ.

Макиавелли прежде всего вошел в историю своей политической мыслю, он первый, кто создал новую науку о политике, которая называется политология. Великий мыслитель говорит, что политика отделяется как от теологии, так и от этики тоже. Мыслитель в своих работах доказывает, что политические исторические события, изменения и передвижения в государстве происходят не сами собой, или по Божьей воле, и даже не из прихоти или фантазии людей-политиков, а имеют конкретный, объективный характер. Будет и неуместно и недопустимо решать политические проблемы, только руководствуясь моральными соображениями, так как власть и политика уже являются аморальными явлениями.

Введение термина,государство"" в политическую науку нашего времени мы связываем именно с именем Николло Макиавелли. Великий ученый считал, что все государства создавал не Бог, его создавали люди, исходя из потребности общего человеческого блага.

Сначала люди жили отдельно друг от друга, но потом, в течение веков объединились, чтобы лучше защищаться от врагов. Они избирали из своей среды главаря, самого сильнейшего и храбрейшего из них, и стали ему подчиняться. Люди, создавав государства, считали, что целью государства является обеспечение каждого члена имуществом. Безопасность своих членов тоже является обязательством государства. Чтобы достичь этой цели, люди принимают законы и назначаются наказания. Но со временем, потомки вождей все больше отклонялись от справедливости после того, как власть стала наследственной, и они перешли к угнетению собственного народа.

Все государства в результате монархия со временем превращается в тиранию, не имеющую права на существование и которая должна быть уничтожена со стороны тирана. После уничтожения тирании, много лет спустя наступает аристократическое правление государств, со временем оно превращается в олигархию, которая испытывает участие тирании. Годы спустя народ вводит новое, народное правление, после чего круговорот форм государства год за годом повторяется.

Николло Макиавелли различает друг от друга аристократию, монархию, народ.

Эти три формы государственного правления он считает правильными, но в то же время считает их неустойчивыми. Самый лучшей из этих трех форм государств, по его мнению, это смешанная форма государства, в этой форме сочетаются элементы всех правильных форм. Макиавелли сравнивает все преимущества различных форм государственного правления, и отдает предпочтения виду нынешней республики, так как она наиболее соответствует требованиям свободы и равенства членов государства. Вид республика, как вид правления государством, является более устойчивой, чем монархия. Государство лучше приспосабливается к некоторым различным условиям жизни, обеспечивает мощь и единство государства. Республика, как феномен равенства людей в государстве, порождает в людях патриотизм. Исходя из этого, Макиавелли ставит народ на вышине, даже выше монарха, так как считает его более умным, но не важнее.

Эти идеи изложены со стороны Макиавелли в его разных исторических трудах. Основное содержание его работ составляют описание образа идеального, по его мнению, правитель должен сам осуществлять и укреплять свою власть.

В своих учениях Макиавелли утверждал о том, чтобы достичь своих целей в политике, правитель должен или может несмотря на требования собственной морали использовать любые средства: прибегать к ничтожному обману, действовать ложью и грубой силой, и даже физическим образом уничтожать своих политических противников.

Такая позиция Макиавелли объясняется одной из основных аксиом его собственной политической философии. Объясняется мыслью о том, что люди, по своей природе, являются эгоистичными, злыми и порочным и существами, их беспокоит не само благо государства, а прежде всего свои собственные материальные интересы. Макиавелли говорит о том, что люди могут смириться с потерей собственной власти и свободы, даже со смертью родного отца, но никогда и никому не могут простить потери собственного имущества.

Политика на самом деле призвана отвечать порочной природе обычных людей. Правитель должен быть убежден, что знать очень честолюбивая, а народ чернь, которая может увлекаться внешними успехами и эффектами. Покорность государственных подданных лучше гарантируют страх и принуждение.

Однако, правитель должен сам опекать своих подданных и он должен постараться, как можно больше без крайней нужды не прибегать к их притеснении. Государственный правитель должен свои действия направлять таким образом, чтобы эти поступки со стороны людей были восприняты как благие дела и благотворительность.