Гигиена и предупреждение заболеваний органов чувств. Как беречь орган чувства: инструкция к применению

Элементарным правилам ухода за собой ребенка обучают с пеленок. Личная гигиена, в том числе и гигиена органов слуха – важная составляющая этого обучения. В данном случае, ежедневные процедуры, направленные на поддержание чистоты ушей, есть ни что иное, как профилактика проникновения в них различных инфекций. К дополнительным мерам профилактики относится защита органов слуха от неблагоприятных воздействий извне: переохлаждения, производственного шума, других громких звуков, попадания токсичных веществ и т. п.

Рассмотрим правила гигиены органов слуха подробнее.

Основы гигиены ушей

Мыть уши, так же как и умываться, нужно каждый день. Это основа основ всех правил гигиены относительно органов слуха. Неукоснительное его соблюдение – залог здоровья всех отделов уха и самая надежная профилактика различных заболеваний.

Что касается чистки ушных раковин специальными ватными палочками, то здесь необходимо проявлять некоторую осторожность. Неправильные действия могут способствовать образованию плотной верной пробки, нарушить естественный процесс выделения ушной серы, которая защищает внутренние органы слуха от проникновения микробов и пыли, привести к повреждению барабанной перепонки.

Но и отказываться от чистки ушей ватными палочками тоже не следует. При избыточном выделении железами серной массы и накоплении её в наружном слуховом проходе может образоваться пробка, что приводит к ухудшению слуха. При появлении подобной проблемы нельзя пытаться самостоятельно удалить серную пробку из уха – необходимо обратиться к врачу (ЛОРу), который быстро и безболезненно устранит скопившуюся в слуховом проходе серу.

Нельзя допускать попадания в уши воды. Это вызывает не только неприятное ощущение заложенности и некоторое ослабление слуха, но и может привести к появлению сильной боли. Если вода все же попала в ухо, необходимо лечь на спину, а затем медленно-медленно повернуть голову в сторону, чтобы больное ухо оказалось внизу, и вода могла беспрепятственно вытечь из него.

Профилактика заболеваний органов слуха

Профилактика ЛОР-заболеваний и гигиена органов слуха во многом зависят от нормального носового дыхания. При насморке в воспаленных пазухах носа происходит накопление слизи, которая может проникнуть и в слуховую трубу. В результате происходит разбалансировка наружного давления и давления в среднем ухе. Возникает чувство заложенности, из-за чего человек испытывает заметный дискомфорт.

Но это не самое опасное. Инфекция, вызвавшая воспаление слизистых оболочек носоглотки может распространиться во внутренние отделы органов слуха, спровоцировав серьезное заболевание. Поэтому сильно сморкаться при насморке, а также сморкаться одновременно обеими ноздрями нельзя. Правильно делать это попеременно, прижимая сначала одно, а затем второе крыло носа к перегородке и осторожно освобождая ноздри от слизи.

Особое внимание профилактике ЛОР-болезней нужно уделять при инфекционных и вирусных заболеваниях, таких как корь, грипп, ангина. Болезнетворные бактерии — возбудители данных заболеваний — могут проникнуть в среднее ухо через слуховую трубу и вызвать сильное воспаление.

Немалый вред здоровью органов слуха может нанести производственный шум. Постоянные громкие звуки и шумы могут привести не только заметное ослабление слуха или полную его потерю, но и стать причиной быстрой утомляемости, нарушения аппетита и сна, проблем с нервной системой, ухудшению работоспособности человека. Кроме того, производственный шум может стать причиной развития ряда системных заболеваний, таких как гипертония, заболевания желудочно-кишечного тракта и т. д.

Для защиты органов слуха от производственных шумов существуют определенные правила техники безопасности, включающие, в том числе, и использование специальных звукопоглощающих средств защиты – общих и индивидуальных.

Транскрипт

2 Тема 3.Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. - 1 час. 1. История развития знаний о строении и функциях организма 1 человека. Тема 4.Общий обзор организма человека. - 4 часа. 1. Клеточное строение организма Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная Органы человеческого организма Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа 1 гомеостаза. Тема 5.Координация и регуляция часов + 2 часа резерв 1. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его 1 особенности. 2. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная 1 регуляция, её нарушения. 3. Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы Спинной мозг Строение и функции головного мозга Полушария большого мозга Кора больших полушарий.значение коры больших полушарий и ее 1 связи с другими отделами мозга. 8. Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный 1 анализатор. 9. Анализаторы слуха и равновесия Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Гигиена органов чувств. 1 Тема 6.Опора и движение. - 8 часов. 1. Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета. 2. Строение, свойства костей Типы соединения костей Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, 1 переломах костей. 5. Мышечная система.строение и развитие мышц 1 6. Основные группы мышц, их функции Работа мышц Значение физических упражнений для формирования аппарата 1 опоры и движения. Тема 7.Внутренняя среда организма. - 3 часа + 2 часа резерв 1. Внутренняя среда организма и её значение 1 2. Плазма крови, ее состав. 1 1

3 3. Форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты), 1 их строение и функции. 4. Иммунитет Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. 1 Тема 8.Транспорт веществ. - 4 часа. 1. Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения Работа сердца Движение крови по сосудам Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. 1 Первая помощь при кровотечениях. Тема 9.Дыхание. - 5 часов. 1. Потребность организма человека в кислороде. Строение органов 1 дыхания. 2. Строение лёгких Газообмен в лёгких и тканях Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь 1 при нарушении дыхания и кровообращения. Тема 10.Пищеварение. - 5 часов. 1. Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в 1 организме. Пищеварение. 2. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в 1 ротовой полости. 3. Пищеварение в желудке Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. 1 Тема 11.Обмен веществ и энергии. - 2 часа. 1. Обмен веществ и энергии Витамины. 1 Тема 12.Выделение. - 2 часа. 1. Выделение. Строение и работа почек Заболевания почек, их предупреждение. 1 Тема 13.Покровы тела. - 3 часа. 1. Строение и функции кожи. Гигиена кожи Роль кожи в терморегуляции организма Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. 1 Тема 14.Размножение и развитие. - 3 часа. 1. Система органов размножения, строение и гигиена Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. 1 Тема 15.Высшая нервная деятельность. - 5 часов. 1. Поведение человека. 1

4 2. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в 1 приспособлении к условиям жизни. 3. Торможение, его виды и значение Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна Особенности высшей нервной деятельности человека. 1 Познавательные процессы. Тема 16. Человек и его здоровье.- 4 часа. 1. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового 1 образа жизни. 2. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, 1 отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. 3. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. 1 Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. 4. Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в 1 окружающей среде. Итого 68

5 Утверждаю Директор МОУ Школы 128 Полстьянова Л.А. 2011/2012 год Календарно - тематическое планирование по биологии 8 класс. 1 час в неделю; всего 34 часа. Учебник: Биология. Человек. 8 класс. Авт. М.Р.Сапин, Н.И.Сонин. Москва, изд. Дрофа. 2009г. Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, изд. Москва, «Дрофа» г. Тема 1. Место человека в системе органического мира. 1 час 1.Человек как часть живой природы. Тема 2. Происхождение человека. 1 час 1. Эволюция человека. Расы человека. Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. 1 час 1. История развития знаний о строении и функциях организма человека. Тема 4. Общий обзор организма человека. 2 часа 1. Клеточное строение организма. 2. Ткани и органы. Системы органов. Организм. Тема 5. Координация и регуляция. 5 часов 1. Гуморальная регуляция. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения. 2. Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. Спинной мозг. 3. Строение и функции головного мозга. 4. Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор, Анализаторы слуха и равновесия. 5. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус, Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость.

6 Тема 6. Опора и движение. 3 часа 1. Скелет человека, его значение и строение. 2. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. 3. Мышцы. Строение и работа мышц. Тема 7. Внутренняя среда организма. 2 часа 1. Внутренняя среда организма и ее значение. 2. Иммунитет. Группы крови Переливание крови. Резус- фактор. Тема 8. Транспорт веществ. 2 часа 1. Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. Работа сердца. 2. Движение крови по сосудам. Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Тема 9. Дыхание. 3 часа 1. Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. 2. Дыхательные движения. 3. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Тема 10. Пищеварение. 3 часа 1. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. 2. Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ. 3. Гигиена питания. Профилактика желудочно - кишечных заболеваний. Тема 11. Обмен веществ и энергии. 2 часа 1. Пластический и энергетический обмены. 2. Витамины. Тема 12. Выделение. 1 час 1.Строение и работа почек. Заболевания почек, их предупреждение. Тема 13. Покровы тела. 2 часа 1. Строение и функции кожи. 2. Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание организма. Тема 14. Размножение и развитие. 1 час 1.Половая система человека. Возрастные процессы. Тема 15. Высшая нервная деятельность. 4 часа 1. Поведение человека. Рефлекс- основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. 2. Торможение, его виды и значение. 3. Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. 4. Особенности высшей нервной деятельности человека. Типы нервной деятельности. Тема 16. Человек и его здоровье. 1 час 1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.


П/п Наименование разделов, тем Тематическое планирование по биологии 8 класс Количество часов Формы контроля ЭОР Тема 1. Место человека в системе органического мира 2 Тема 2. Происхождение человека 2 Индивидуальный

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (на 2016-2017 учебный год) Наименование разделов и тем Всего часов Сроки (дата проведения) урока Оборудование Тип урока Примечание План. Факт. 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов, 2 часа в неделю) Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 8 Г. КОНАКОВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ «Согласовано» на ШМО учителей естественных наук Протокол от 2017 г. Руководитель ШМО

Аннотация к рабочей программе по Биологии 8-9 класс Настоящая рабочая программа по (биологии) для средней общеобразовательной школы (8 класс) составлена на основе: 1. Федерального компонента государственного

РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения МБОУ «Златоруновская СОШ» протокол от «24» августа 2018г СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УВР МБОУ «Златоруновская СОШ» Соловьѐва Л.В. / «29»августа

Пп Календарно тематическое планирование по биологии. 8 класс. Тема урока Количество часов Планируемые сроки проведения (месяц, неделя) 7 Класс (Царство Животные). 2 ч 1. Происхождение млекопитающих. Особенности

1 Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Содержание учебного предмета 4 3. Организация контроля 6 4. Требования к уровню подготовки обучающихся 7 5. Учебно-методическое обеспечение 8 6. Материально-техническое

ГБОУ ГСГ 2015-16 учебный год варианты билетов для проведения промежуточной аттестации учащихся 8-го класса дисциплина Биология (Человек и его здоровье) Билет 1 1. Эволюция человека. Факторы антропогенеза.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» «РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» на заседании ШМО учителей заместитель директора по УВР приказ от 2018

Тематическое планирование по биологии Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом, базисным учебным планом 2004 года, программой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Березовская средняя общеобразовательная школа Рассмотрена и принята на заседании ШМО Протокол от 05 сентября 2016 1 Руководитель ШМО Кондрахина И.С.

Пояснительная записка Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.И. Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек». 8 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений М. Дрофа 2006, 2009.

Тема урока Кол-во урока Раздел: Введение час Биологическая и социальная природы человека. Науки об организме человека. Инструктаж по ТБ. Раздел 2: Обзор организма человека 5 2 Общий обзор организма человека.

Комитет по образованию Ханты Мансийского района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа д. Согом» Приложение 2 к основной образовательной

«Биология 8 кл. Человек» Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа реализуется при работе с УМК: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс,

I. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Биология» для 7 класса составлена на основе следующих документов: Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012

Рабочая программа по биологии Человек 8 класс Автор Н. И. Сонин ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

МКОУ «Уржумская средняя школа» Рабочая программа по биологии 8 класс (базовый уровень) Учитель: Л.В.Зимина 2016-2017 учебный год Введение. Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по биологии для 8х классов составлена на основе примерной программе среднего общего образования на базовом уровне по биологии, соответствует Федеральному

Рабочая программа по биологии, 8 класс Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе: 1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Биология 8 класс Человек» разработана на основе следующих нормативных документов: 1.Федеральный Закон от 29.12.2012 273 Ф3 «Об образовании в Российской

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Классическая школа» г. Гурьевска Рабочая программа учебного предмета биология в 8 классе (базовый уровень) (наименование предмета) Составила Гофман

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа» Рекомендовано: методическим объединением НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» Протокол

8 класс Человек Пояснительная записка Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального

Автономная некоммерческая организация Средняя общеобразовательная школа «Феникс» с группами дошкольного образования Обсуждено на заседании ШМО Согласовано Зам. директора по УВР Козаченко Е.В. Утверждаю

Пояснительная записка Изучение предмета проводится в течение одного учебного года. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Биология. Человек» для 8 класса составлена с учетом следующих нормативных документов и методических материалов: приказа Минобрнауки Российской

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский городской округ» 238210, Калининградская область, тел/факс:

Содержание учебного материала. 9 класс. Человек (2 ч в неделю). Тема 1. Введение (2ч). Тема 2. Общий обзор организма человек (5ч) Тема 3. Опора тела и движение (14ч) Тема 4. Кровь и кровообращение (8ч)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Биология. Человек. 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Раздел 1. Введение (9 ч) Тема 1.1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (2 ч) Человек как часть живой природы, место человека

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Н.Д. Лицмана» МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана» РАССМОТРЕНО на кафедре Зав.кафедрой Махмутова З.К. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора

Рабочая программа по биологии для 9 «А», класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида учитель: Мешкова Ольга Сергеевна Первая квалификационная категория Рабочая программа по

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 8 класс Фурлетова Т.Н. учитель биологии 2016 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе: 1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта

Настоящая рабочая программа разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 8 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицей при УлГТУ города Ульяновска.

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.12 273 - Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный компонент государственных

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лутовская средняя общеобразовательная школа» Согласовано Зам. директора по УР Н.В. Подколзина Утверждаю и.о. директор МКОУ «Лутовская СОШ» Бабынин

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 8 классе Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего

Раздел Номер урока Тема урока Даты проведения план Дата проведения факт Оборудование ВВЕДЕНИЕ 1ч 1 Введение. Биосоциальная природа человека. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР 5ч 2 Науки об организме человека.

Пояснительная записка к экзаменационным билетам по биологии. Экзаменационные билеты по биологии для переводного внутреннего экзамена составлены в соответствии с федеральным компонентом государственных

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предназначена для обучающихся 8-х классов общеобразовательной школы, базовый уровень и составлена на основе: -Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012

Календарно-тематическое планирование ФК ГОС УМК: Пасечник В.В., Каменский А.А., Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. М.: Дрофа, 2006 Изучаемый раздел, тема урока Количество часов ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

П/п Наименование раздела, темы Дата Колво часов 1. Введение 4 1 Введение. Науки о человеке. История и методы изучения человека. 1 нед 1 Познакомить учащихся с краткой историей развития знаний о человеке,

Отдел образования администрации Невельского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.горнозаводска Невельского района Сахалинской области»

Человек и его здоровье Введение в науки о человеке Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Ученик научится: выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности,

БИОЛОГИЯ 9 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В программе раздела «Человек» предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека.

Планируемые результаты освоения учебного предмета Изучение биологии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе: 1. Федерального компонента Государственного стандарта, 5 марта 2004 г. приказ 1089 2. Примерной программы основного общего образования по

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 8 класс (Учебник: «Биология», Д.К. Беляев) Составитель: учитель биологии и химии Рюмкина А.А. 2016\2017 учебный год ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Изучение биологии направлено на достижении

Рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику М.Р. Сапина, Н.И. Сонина «Биология. Человек.» Пояснительная записка Данная программа соответствует Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ С ЗПР по биологии 8 класс Разработчик: Бобринева В.В., учитель биологии 2017 г. 1.Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе авторской

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п.теплая Гора Рассмотрено Согласовано Утверждаю ШМС Заместитель директора по УВР Директор МАОУ «СОШ» Протокол Шаньгина

Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; требованиями к результатам освоения основной

Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;

1.Результаты освоения курса биологии в 8 классе: Должны знать: главные анатомические понятия, термины; этапы развития человека до рождения и после рождения; общую анатомию органов, систем и аппаратов человеческого

Гигиена органов чувств.

Обобщающий урок по предмету: здоровье и охрана безопасности жизнедеятельности.

Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по теме гигиена органов чувств.

Задачи:

  • образовательные:

Актуализировать знания учащихся о видах органов чувств;

Формировать представление о правилах ухода за органами чувств (глаза, кожа, уши, язык, нос)

Актуализировать знания детей о том, что такое гигиена.

  • Коррекционно-развивающие:

Продолжить развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), через выполнение практических заданий в ходе урока;

Развивать внимание, восприятие учащихся путём работы с презентационным материалом;

Продолжить работу по развитию памяти учащихся кратковременной и долговременной, обогащению словарного запаса.

  • Воспитательные:

Прививать у учащихся аккуратность и бережное отношение в своему организму, к органам чувств в частности.

Место проведения занятия : кабинет

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: цветок с карточками-органы чувств, закрытые пластиковые стаканчики с кусочками лимона, чеснока и кофе, соль, сахар, лимонная кислота, одноразовые ложки, МР3 записи – морской прибой, звуки леса, шум города.

Ход урока.

  1. Введение

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте!

Мы друг другу сказали:

Здравствуйте!

И как будто светлее на улице стало.

Здравствуйте!

Этим словом здоровья мы всем пожелали!

Здравствуйте!

А вроде совсем ничего не сказали.

Здравствуйте!

Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок. Сегодня к нам на урок пришёл гость. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто же это.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор...

Дети: Айболит. (Слайд 2)

  1. Актуальность

Учитель: Правильно. Сегодня у нас в гостях Доктор Айболит. Посмотрите ребятки, он принёс с собой цветок. (цветок с лепестками – «органы чувств» закреплён на магнитной доске). Этот цветок не простой, он волшебный. С помощью этого цветка мы вспомним, какие органы чувств есть у человека.

А вы помните, для чего нам нужны органы чувств? С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.

Доктор Айболит: Ребята, вы же знаете, что здоровье – это великая человеческая ценность. Природа наделила человека огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно, если человек умеет правильно ухаживать за своим телом. Поэтому, мы с вами сегодня поговорим не только о органах чувств человека, но и о том, как правильно ухаживать за ними. Ребята, а как по- другому называется уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Учащиеся: личная гигиена (Слайд 3)

Доктор Айболит: Правильно. Гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

  1. Основная часть урока

Учитель: А теперь, давайте вспомним, какие органы чувств есть у человека. Отгадайте загадку:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (глаза) (Слайд 4)

Учитель переворачивает лепесток цветка «Глаз – зрение» на доске.

Правильно, глаза являются органом зрения. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир.

Доктор Айболит: (Слайд 5)

Правила гигиены органа зрения

К глазам необходимо относиться бережно. Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, которая является рассадником многих заболеваний. Грязь заносится в глаза, когда мы их трём грязными пальцами, когда вытираем их грязным полотенцем, спим на грязной подушке.

  • Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками.

Большое значение имеет для сохранения зрения освещение. При плохом освещении глаза напрягаются и очень быстро утомляются. А при очень ярком, могут заболеть.

  • Не читать, рисовать, играть при плохом освещении.
  • Не находиться на ярком солнце без солнцезащитный очков.

Нужно беречь глаза от попадания в них пыли и песка, от повреждения острыми предметами.

  • Беречь глаза от травм и попадания инородных предметов.

Чтобы зрение оставалось хорошим, нельзя много смотреть телевизор, нельзя сидеть близко у телевизора, сидеть прямо перед экраном, а не с боку. Во время просмотра телепередач должен быть включён свет.

  • Не переутомлять глаза.

Учитель: А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

Гимнастика для глаз

Учитель: Продолжим. У меня есть для вас ещё одна загадка. Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это - ... (ухо) (Слайд 6)

Учитель переворачивает лепесток «Ухо – слух».

Учитель: Правильно ребята, это ухо – это орган слуха. Сейчас закройте пожалуйста глаза. Я включу вам запись звуков, а вы расскажете, что вы услышали, где побывали.

Игра «Где мы находимся?» (дети закрывают глаза. Учитель ставит МР3 записи: звуки леса, звук морского прибоя, звуки города и просит детей после прослушивания рассказать где они находились).

Доктор Айболит: (Слайд 7)

За ушами нужно тоже бережно ухаживать.

Правила гигиены органа слуха

  • Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку
  • Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
  • Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.
  • В случае болезни обязательно обращаться к врачу

Учитель: Отгадайте, а о каком органе чувств мы сейчас поговорим.

Меж двух озёр стоит утёс,

В нём две пещеры, это - ... (нос) (Слайд 8)

Правильно нос является органом чувства обоняние. Обоняние - это способность человека чувствовать запахи.

Учитель переворачивает лепесток «Нос-обоняние».

Практические задания:

Определить, что лежит в стаканчике. (Детям раздаются пронумерованные стаканчики с перфорированной крышкой. Внутри лежат 1. ЛИМОН 2. ЧЕСНОК 3. КОФЕ. Ученики по запаху должны определит, что находится в стаканчиках.)

Доктор Айболит: (Слайд 9) А теперь давайте посмотрим какие правила нужно соблюдать, чтоб сохранить наш орган обоняния.

Правила гигиены органа обоняния

  • Нельзя резко вдыхать пахучие вещества
  • Необходимо регулярно проветривать помещение.
  • Особенно опасна для здоровья человека пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.
  1. Учитель: А теперь немного отдохнём и наше тело разомнём. Физкультминутка

Учитель: Что ж, продолжим наш урок. Наш следующий орган чувств отгадайте.

Всегда во рту,

Но его не проглотишь.

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (язык) (Слайд 10)

Учитель переворачивает лепесток «Язык - вкус».

Учитель: Правильно, это язык. Он является органом вкуса. Благодаря ему мы можем понять, что мы едим. А давайте сейчас проверим как работает наш язык.

Практическое задание. Учитель просит учеников определить на вкус сладкое (сахар), солёное (соль), кислое (лимонная кислота или лимон).

Доктор Айболит: (Слайд 11) Вы ребята молодцы. А теперь я расскажу вам о правилах гигиены органа вкуса.

Правила гигиены органа вкуса

  • Не употребляй слишком горячую пищу.
  • Соблюдай режим и рацион питания.
  • Мой руки перед едой.
  • Не бери в рот незнакомые растения.
  • Содержи в порядке полость рта.
  • Соблюдай правило «Когда я ем - я глух и нем».

Учитель: Ну что же, на нашем цветке осталось перевернуть только один лепесток.

Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу,

Пот наружу выделяю,

Температурой руковожу. (Кожа) (Слайд 12)

Учитель: Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений. Через кожу удаляются вредные для организма вещества. А давайте проведём небольшой эксперимент.

Практические задания:

Задания на тактильное восприятие.

1. «Тепло\холодно». Дети закрывают глаза. Им предлагают потрогать бутылки с водой тёплой и холодной водой и определить где и какая.

2. « По ладошке побежала белка\ёжик». Учитель проводит по ладони ученика поочерёдно мягкой кисточкой, кисточкой для клея /или щетиной / и спрашивает: «Кто побежал по ладошке? Белочка или ёжик?»

Доктор Айболит: (Слайд 13) За кожей необходимо ухаживать: содержать в чистоте!

Правила гигиены органа осязания

  • Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры
  • Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.
  • Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.
  • Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
  • Не трогай незнакомых животных на улицах.

5. Подведение итогов

Учитель: Ну вот мы и вспомнили с вами все органы чувств человека. (Слайд 14) Все лепестки нашего волшебного цветка открылись. А замечательный Доктор Айболит рассказал нам какие правила мы должны соблюдать, чтоб сберечь наши органы чувств. Ребята, давайте поблагодарим его и пообещаем соблюдать все эти правила.

Доктор Айболит: (Слайд 15)

«Пожелание друзьям»

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

Правила гигиены органа зрения Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками. Не читать, рисовать, играть при плохом освещении. Не находиться на ярком солнце без солнцезащитный очков. Беречь глаза от травм и попадания инородных предметов. Не переутомлять глаза.

Ухо является органом слуха. Слух позволяет нам познавать окружающий мир и ориентироваться в нем.

Правила гигиены органа слуха Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку. Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки. В случае болезни обязательно обращаться к врачу

Нос орган - обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

Предварительный просмотр:

Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений.

Правила гигиены органа осязания Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой. Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм. Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи. Не трогай незнакомых животных на улицах.

О рганы чувств

«Пожелание друзьям» Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!


Общие понятия о гигиене слуха

Определение 1

Гигиена органов слуха – предостережения органов слуха от попадания инфекций и вредного воздействия окружающей среды.

Слух – одно из основных чувств, которым одарила нас природа. Возможность слышать помогает нам защититься от опасности, которая нас подстререгает.

Основным правилам гигиены ребенка необходимо обучать с пеленок. Личная гигиена, в этом числе и гигиена слуха, – одна из элементов данного обучения. Ежедневные процедуры, которые направлены на чистоту ушной раковины, является профилактикой от проникновения инфекций и потери слуха.

К дополнительным мерам по защите органов слуха относятся факторы, которые воздействуют извне, а именно:

  • переохлаждение;
  • производственным шум;
  • громкие звуки;
  • заболевание носоглотки.

Основы гигиены ушей

Для того чтобы не допустить потерю слуха, защитить себя от попадания вирусов, и возможности развития различного рода заболеваний, необходимо придерживаться основных правил гигиены ушной раковины. Прежде всего, необходимо мыть уши каждый день. Это одна из основ гигиены органов слуха. Правильная гигиена ушной раковины, залог здоровья всех отделов уха.

Уши необходимо чистить ватной палочкой. Но делать это необходимо осторожно. Одно неправильное движение может привести к нарушению барабанной перепонки, что способствует ухудшению естественного процесса выделения ушной серы. Сера является барьером, она защищает от попадания инфекции, микробов, пыли. Избавляться полностью от серы, что находится в ушном канале, нельзя.

Наружное ухо необходимо чистить правильно и осторожно, чтобы его не травмировать.

При избыточном выделении серы и скоплении ее в наружном слуховом канале может произойти ухудшение слуха.

Нельзя допускать попадание воды в уши. Это вызывает ощущение заложенности уха, что также может привести к сильной боли. Необходимо принять меры по извлечению воды из уха.

Профилактика заболеваний органов слуха

Ухо тесно связано с носом и горлом, поэтому гигиена ушей подразумевает здоровую носоглотку. Если воспалилась слизистая носа или горла, это может привести к воспалению евстахиевой трубы, которая соединяет среднее ухо и носоглотку. В результате все микробы проникают в органы слуха, которые могут вызвать такое заболевание, как отит среднего уха.

При воспалении среднего уха или носоглотки сильно сморкаться и сморкаться двумя ноздрями одновременно запрещено. Необходимо это делать по очереди.

На здоровье органов слуха оказывает влияние производственный шум и громкие звуки. Постоянное пребывание в местах, где слишком громко, приводит к ослаблению слуха или полной его потере. У человека появляется быстрая усталость, нарушение аппетита, раздражительность, потеря сна, снижается работоспособность.

Для защиты органов слуха необходимо использовать специальные звукопоглощающие средства защиты (беруши).

Замечание 1

Мир окружает нас большим количеством всевозможных звуков и шумов, которые мы слышим. Все эти звуки и шумы несут в себе как полезную информацию, так и негативно сказываются на нашем здоровье. В результате постоянного воздействия производственного шума, громкой музыки, громких звуков может наступить потеря слуха. Поэтому гигиена органов слуха должна соблюдаться каждый день.

Для этого необходимо выполнять следующие действия.

  1. Тщательно следить за чистотой ушной раковины.
  2. Избегать мест, где существует угроза громкого шума.
  3. При появлении воспалительных процессов необходимо сразу обращаться к специалисту.
  4. Запрещено использовать металлические предметы для чистки уха.
  5. Своевременно лечить заболевания носоглотки.
  6. При контакте с токсическими веществами необходимо пользоваться защитной маской и очками, которые будут препятствовать попаданию пыли в носоглотку.
  7. Заниматься самолечением нельзя.

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый,про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цели:

Осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

Формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные : обладать определенными эко-логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие : развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературой и интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об-щества.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

Установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу-чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урок - традиционная

Технология - проблемного обучения

Изучение нового материала

(ОРГАНЫ ОБОНЯНИЯ И ВКУСА)

Строение и функция обонятельного анализатора.

Строение и функция обонятельного анализатора.


Способность различать запахи обеспечивает обонятельный анализатор. Он состоит из воспринимающего (рецепторного) аппарата, проводящих путей и отдела головного мозга, где осу-ществляется высший анализ и синтез информации о запахах. Воспринимающий аппарат анализаторарасполагается в начальном отделе воздухоносных путей — в носовой полости. Носовая полость разделена носовой перегородкой на две половины, каждая из которых через задние носовые отверстия (хоаны) сообщается с носоглоткой: На боковых стенках полости носа имеются выступы — носовые раковины. Это тонкие, покрытые слизистой оболочкой костные пластинки, которые, располагаясь одна над дру-гой, образуют нижний (/), средний (2) и верхний (3) носовые ходы. Обонятельная область находится в верхнем отделе полости носа (4) и занимает площадь примерно в один квадратный сантиметр.

В этом месте в толще слизистой оболочки залегают обонятель-ные рецепторные клетки (5), чередующиеся с опорными (6); они достаточно плотно прилегают друг к другу, образуя обонятельный эпителий. Здесь же находятся и мелкие железки, выделяющие так называемую обонятельную слизь. Она увлажняет и защищает обо-нятельный эпителий и служит фильтром для пахучих молекул.

Процесс восприятия запаха начинается с рецепторной обонятель-нойклетки, по форме напоминающей веретено с двумя отростками: один—-короткий (периферический) направляется к поверхности сли-з истойоболочки, другой (длинный) -центральный — в головной мозг.

Периферические отростки |94.2| имеют на конце утолщение в виде булавы (7) с 10—12 тонкими волосками ресничками (8). Реснички эти чрезвычайно подвижны: они сгибаются, выпрямляют-ся, поворачиваются в разные стороны, как бы отыскивая и улавли-ваямолекулы пахучих веществ. В результате такого контакта в рецепторной."клетке рождается нервный импульс, который устрем-ляетсяпо центральному отростку в головной мозг,

Центральные отростки обонятельных клеток собираются в 15—20 стволиков и через мелкие отверстия решетчатой пластинки в верхних отделах полости носа уходят в полость черепа, достигая следующего отдела обонятельного анализатора —обо-нятельной луковицы (9). Их две, и лежат они на нижней поверх-ности правой и левой лобных Долей коры головного мозга.

Обонятельная луковица представляет собой сложно орга-низованный центр, где осуществляется предварительная обра-ботка всей поступающей информации о запахах.

Из луковиц сигналы поступают в кору головного мозга (10), где располагается высший отдел обонятельного анализатора и после обработки и синтеза информации формируется ощущение того или запаха.

Строение и функция вкусового анализатора.

Вкусовой анализатор, благодаря которому человек различает вкус разных веществ, оценивает вкусовые качества пищи, также состоит из периферического воспринимающего аппарата, проводникового и центрального отделов.

Воспринимающий аппарат вкусового анализатора находится в пищеварительном отделе пищеварительного тракта—ротовой полости, в ее слизистой оболочке.

Ротовая полость (94) выстлана слизистой оболочкой (II), ко-торая покрыта многослойным эпителием. Поскольку-клетки эпите-лия легко обновляются, замешаются новыми достаточно устойчива к действию механических, термических и хи-мических раздражителей. В толще слизистой оболочки в определен-ных местах находятся вкусовые почки, рецепторные клетки которых осуществляют восприятие вкуса..

Язык |94.4| — это мышечный орган. В нем различают ко-рень, средний отдел, или тело, и кончик. Тело и кончик языка более подвижны, чем его корень. По спинке проходит срединная борозда, делящая его на две симметричные половины. Слизис-тая оболочка языка покрыта многослойным эпителием и обра-зует многочисленные выросты — сосочки. Они-то и придают поверхностям языка характерную шероховатость, бархатистость: Сосочки языка неодинаковы по форме. Среди них различают нитевидные (12), грибовидные (13), желобовидные (И) и листовид-ные (/5). Все сосочки, за исключением нитевидных, содержат вкусо вые почки

Каждая вкусовая почка }