Эвристический метод. Формы эвристического обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ЭВРИКА «Эврика!» (εὕρηκα или ηὕρηκα, букв. «нашёл!») - легендарное восклицание Архимеда по случаю открытия им гидростатического закона, ставшее общеупотребительным для выражения радости в случае разрешения трудной задачи.

3 слайд

Описание слайда:

Эвристическое обучение Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет родителям и учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую - лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных методик обучения - это эвристическое обучение. В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Он называл используемый им метод обучения майевтикой, что буквально переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы, побуждал их к рассуждению; так в беседе рождалось знание.

4 слайд

Описание слайда:

Эвристическое обучение Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).

5 слайд

Описание слайда:

Эвристическое обучение Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт деятельности - гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.

6 слайд

Описание слайда:

Эвристическое обучение Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда - отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (скажем, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников. Часто путают эвристическое обучение с проблемным. Но между этими методами есть различия. В проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю.

7 слайд

Описание слайда:

Эвристическое обучение Конечная цель эвристического обучения - не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.

8 слайд

Описание слайда:

Эвристическое обучение Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Среди них: личностное целеполагание ученика; выбор индивидуальной образовательной траектории; метапредметные основы содержание образования; продуктивность обучения; первичность образовательной продукции учащегося; ситуативность обучения; образовательная рефлексия.

Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и рассуждений Сократа, или, другими словами, «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Он вначале задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа.

Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося становится компонентом его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности.

Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью. Однако первое понятие является более широким и имеет ряд отличий:

1. Эвристическая деятельность включает в себя сами творческие процессы по созданию образовательной продукции.

2. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества.

3. В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

В эвристическом обучении есть одна главная особенность – изучение образовательных стандартов и личное творчество ученика меняются местами. Вначале ученик самостоятельно создает образовательную продукцию, а уже после сопоставляет ее с культурно-историческими достижениями человечества, закрепленными в образовательных стандартах. В этом случае усваиваются и стандарты, и способы самостоятельной творческой деятельности ученика.

Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося . Это осуществляется следующим образом. Ученик получает материал для конструирования, однако ему не дают готовых знаний о нем. Он создает продукт деятельности (гипотезу, сочинение, поделку), а затем с помощью учителя сопоставляет его с историческими аналогами в этой области. В результате ученик переосмысливает свой результат и происходит его личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте). Итогом деятельности учащегося может выступать и общекультурное приращение, когда ученик оказывается вовлеченным в культурно-исторические процессы.



Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее – рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста и т.д. Образовательный результат в эвристическом обучении непредсказуем, каждый ученик может получать абсолютно разные итоги.

Эвристическое обучение строится на основе открытых заданий. Практически любой элемент изучаемой темы может выражаться в форме открытого задания. Например, сочините пословицу.

Контролю в эвристическом обучении подлежит не степень усвоения готовых знаний, а творческое отклонение от них. Таким образом, проверке и оценке подлежат развитие личностных качеств ученика, его творческие достижения по изучаемым предметам, а также уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

Современное постиндустриальное общество, характерной чертой которого является стремительное развитие информационных систем, значительно повышает спрос на творческую инициативу.

Исследовательский подход в образовании .

Одним из условий решения задач , стоящих перед современным образованием является использование исследовательского подхода к обучению.

Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

К функциям исследовательского подхода в обучении относятся:

Воспитание познавательного интереса;

Создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

Развитие интеллектуальной сферы личности;

Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;

Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

Во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

В организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

В актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

В усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

В изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает студенту увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.

Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы ; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы : анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

На завершающем этапе исследования от студента требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.).

Пути реализации исследовательского подхода в обучении :

Дидактический анализ темы

Предварительное информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода

Изучение материала крупным блоком

Организация лекционных и семинарских занятий, а также нестандартных уроков использование групповой, коллективной и фронтальной форм организации учебного процесса.

Развитию у студентов навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Исследовательская деятельность студентов рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности студентов, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеучебное время.

Если рассматривать деятельность с личностной точки зрения, то необходимо осознать единство интериоризации – формирование личностных характеристик человека с учетом условий его жизни и деятельности, и экстериоризации, т.е. реализацию способностей и замыслов человека в продуктах его деятельности. Продуктом исследовательской деятельности студента являются не только, а может быть, и не столько знания, которые он приобретает, сколько способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие личности.

Сформировать у студентов необходимые умения познавательной целенаправленной деятельности можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого студента. Все сказанное означает, что предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная (акцент делается на способе приобретения знаний, на том, как ими пользоваться).

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее :

Учащийся выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

Предлагает возможные решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

Делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным;

Делает обобщения.

24. Сущность и содержание управленческой деятельности.

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления». Поэтому основная цель определения предмета психологии управленческой деятельности и его взаимосвязей с другими предметами изучения.

Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной. Основные из них состоят в следующем:

Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена.

Во-вторых , проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихологические ее аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотех-нический и др.

В-третьих , психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание

С древнейших времен ученые и философы задумыва­лись над вопросами: как осуществлять исследования, что­бы они вели к открытию нового знания? Как правильно решать возникающие проблемы? Как организовать свою мыслительную деятельность, чтобы она протекала более целенаправленно и продуктивно? Подобные вопросы не получали однозначного ответа, но постепенно их прора­ботка обретала все более глубокий характер. Так, было признано, что существуют закономерности мышления, отличные от логических операций, которые позволяют организовывать мыслительную деятельность так, чтобы она выводила человека к новому знанию. Эти качественные процессы мышления назвали эвристическими. Изучением этих процессов начали заниматься научные дисциплины, в задачу которых входило исследование интеллектуально­го поведения человека, его мышления, процессов его про­текания. Так, на пересечении ряда научных дисциплин возникла эвристика, которая и синтезировала знание этих областей в своем специфическом объекте исследования.

Эвристика (греч."- обнаруживаю, отыскиваю, откры­ваю) - наука, изучающая закономерности построения но­вых действий в новой ситуации, т. е. организацию продук­тивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса генерирования идей (гипотез) и последовательное повышение их прав­доподобности (вероятности, достоверности).

С самого зарождения эвристики наряду с анализом про­цессов эвристической деятельности исследовались и воз­можности целенаправленного обучения этой деятельнос­ти, т. е. эвристика соприкасалась с педагогикой. Постепенно ярко обозначилось одно из направлений в развитии эври­стики - педагогическая эвристика, которая помогает от­ветить на вопрос: как обучать эвристической деятельности? Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в процессе обучения, т. е. в процессе освоения тех учебных предметов, которые со­ставляют систему профессиональных знаний.

Педагогическая эвристика сегодня, как и эвристика в целом, переживает тот период становления, когда на ос­нове большого экспериментального и практического ма­териала формируются теории и определяются стратегичес­кие направления исследований. Назовем некоторые из них. В объективной оценке, переосмыслении с точки зрения современных педагогических идей нуждается история эв­ристики и ее педагогическая ветвь. Многие работы уче­ных прошлого, связанные с эвристикой, мало изучены либо вследствие того, что они опережали свое время и не были поняты современниками и теперь представляют боль­шой и важный пласт человеческой мысли, либо из-за отсутствия изданий на русском языке, что фактически закрыло на долгие годы доступ к разностороннему и объек­тивному исследованию. Насущной проблемой сегодня яв­ляется научная (а не эмпирическая!) разработка методи­ческого уровня эвристических исследований, т. е. перевод теорий, идей, научных положений на «инструментальный язык», на уровень педагогических технологий. Дальней­шей разработки требует теория учебных эвристических систем и методов. Необходимо создать научно обоснованные системы поиска решения задач в различных предметных областях (математике, физике, химии и др.). Эти системы служат хорошей основой для развития профессиональных творческих навыков студентов соответствующих специаль­ностей. Одновременно существует проблема создания и развития эвристических систем и методов для различных профессиональных направлений.

Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы ученики всякий раз открывали новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели.

Рассмотрим методический подход к обучению, в основе которого лежит эвристика – наука о создании нового. Дидактическая эвристика . Термин «эвристика» ввел в III в. н. э. древнегреческий математик Папп Александрийский, который обобщил труды античных математиков. Методы, отличные от чисто логических, Папп объединил под условным названием «эвристика». Его трактат «Искусство решать задачи» можно считать первым методическим пособием, показывающим, какие приемы следует использовать, если задачу нельзя решить с помощью математических и логических способов.

Эвристика – наука об открытии нового. Творчество – процесс создания нового.

Сегодня более известно легендарное восклицание «Эврика!», принадлежащее Архимеду (287–212 гг. до н. э.) и связанное с открытием им основного закона гидростатики. «Эврика» (греч. heureka – «я нашел») в переносном смысле означает выражение радости при возникновении новой идеи, решении сложной задачи. Внутреннее озарение, просветление мысли, обнаруживающее суть вопроса, – неизменные атрибуты творческого процесса. В архимедовой «эврике» заключен весь смысл действия, связывающего воедино накопленный ученым опыт и его интуицию. Во взаимодействии точного и интуитивного мышления кроется загадка так называемых ага-решений, обуславливающих скачки в науке и образовании.

Прообразом эвристического обучения является метод вопросов и рассуждений Сократа. Теоретические предпосылки и элементы такого обучения содержатся в работах Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, С. Френе, Р. Штайнера, Г. С. Альтшуллера, М. И. Махмутова, В. И. Андреева, А. В. Хуторского и др. Психологические проблемы эвристической деятельности ученика рассматривались П. К. Энгельмейером, А. Н. Луком, К. Г. Юнгом, А. В. Брушлинским, В. С. Юркевич, В. Н. Пушкиным, Ю. К. Кулюткиным и др.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом обучения, но и методологией всего образования. В этом случае эвристика соотносится с элементами, присущими любой дидактической системе – целями, закономерностями, принципами, содержанием, технологией, формами, методами, системой контроля и оценки результатов обучения. Ученик выстраивает траекторию своего образования в каждом из изучаемых курсов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

Дидактическая теория, предполагающая построение образования на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности, называется дидактической эвристикой (А. В. Хуторской)*.

* Хуторской А, В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. – М,: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.

Термин «дидактическая эвристика» отличается по смыслу от термина «эвристика». Эвристика в общепринятом понимании – это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью получения новых результатов в исследуемых ими областях: кибернетике, психологии, криминалистике, медицине и др. Дидактическая эвристика имеет другую цель: раскрытие индивидуальных возможностей самих творцов – учеников и учителей с помощью их деятельности по созданию образовательных продуктов.

Задача эвристической образовательной деятельности – конструирование учеником своего образования через создание продуктов, входящих в содержание этого образования. Внешний образовательный продукт участника образования обеспечивает получение им внутреннего продукта – изменение знаний, опыта, способностей, способов деятельности, других личностных качеств. Внутренний продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, которого достигает дидактическая эвристика.

Таким образом, если эвристика имеет целью создание внешних материализованных продуктов деятельности, отчужденных от их создателей, то дидактическая эвристика как педагогическая теория ориентирована на получение внутренних продуктов – личностных новообразований ученика.

Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т. п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие – материальная и личностная – создаются одновременно в ходе конструирования учеником индивидуального образовательного процесса.



Из сказанного следует, что рассматривать образовательную продукцию ученика необходимо во взаимосвязи ее внешнего материализованного проявления с внутренним, – личностными качествами, которые проявлялись, формировались и развивались в его деятельности.

Творческая самореализация ученика как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трех основных целях:

¨ создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

¨ освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;

¨ выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего. Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения – усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.

«Обучение в самом общем виде, – пишет М. И. Махмутов, один из основоположников проблемного обучения, – это передача опыта старших поколений молодому поколению»*.

* Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1977. - С. 15.

Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, я создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование Lnvuiero в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.

М. И. Махмутов считает, что «навыки продуктивного и творческого мышления поиобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения (поскольку знание - основа продуктивного мышления) и частично - в ходе решения задач»*.

* Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977. - С. 9.

Аналогачных взглядов придерживаются его последователи в частных методиках: «Репродуктивная деятельность - подготовительный этап к проявлению познавательной деятельности более высоких уровней: эвристический и исследовательский»*.

* Аксенова И. В. Сочетание репродуктивных, эвристических и исследовательских самостоятельных работ учащихся при обучении химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1995. - С.4.

Эвристическая деятельность школьников не предполагает от них предварительных умений действия по образцу. Наоборот, репродуктивная деятельность детей, если она предварительно осваивается и закрепляется, отрицательно влияет на возможность последующего творчества, создавая у детей шаблонные представления о требуемом образовательном продукте. Репродуктивная деятельность в эвристическом обучении может способствовать творчеству только в том случае, когда с ее помощью ученики усваивают способы деятельности, но не содержание образования.

Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, требующих интеллектуального подхода: в математике, физике, естествознании, в проблемных темах по истории, русскому языку и т. п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной ориентации Например, дети могут создавать художественные произведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц.

Проблемное обучение чаще всего затрагивает только держание учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знании.

И наконец главное отличие. Объектами поисковой познавательной деятельное в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях «незнания» истины.

Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения (В. В. Давыдов Л. В. Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором своего образования; он – полноправный источник и организатор своих знаний не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности, например: разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполняет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает техническую конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала.

Эвристические способности. Способность открывать новое заложена в природе человека. Поэтому эвристические способности являются личностным качеством человека. Под эвристическими способностями понимаются комплексные возможности ученика в совершении деятельностей и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов.

Чтобы проиллюстрировать комплексный интегративный характер эвристических способностей, приведем пример. Ученик в процессе обучения создает различные образовательные продукты: придумывает знаковый символ на уроке математики, изготавливает подарочную салфетку на домоводстве, ставит цель своей творческой работы по естествознанию. Является ли основой создания перечисленных продуктов одна и та же эвристическая способность? Скорее нет. Даже если предположить, что это одна и та же способность, нельзя исключить ее связи с другими качествами ученика. Поэтому следует говорить не об отдельных эвристических способностях, а об их наборе, включающем широкий спектр качеств личности, как по отдельности, так и в совокупности обеспечивающих ученику продуктивную деятельность различных типов и видов. Например, целеполагание как личностная способность еще не гарантирует продуктивной образовательной деятельности ученика, в совокупности же с целеустремленностью она может обеспечить создание учеником собственных образовательных продуктов.

Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одаренность и талант. В данном вопросе среди отечественных и зарубежных ученых нет однозначного понимания. Одни исследователи говорят, одаренных детей около 3%, другие считают одаренным каждого нормального ребенка. Если применять эвристические методики и технологии продуктивного обучения, вряд ли можно обнаружить детей, которые не смогли бы создать собственную образовательную продукцию в тех или иных областях деятельности.

Понятие одаренности развивается в понятиях «талант» и «гений». Ученик с высокой степенью одаренности может быть назван талантом, с наивысшей – гением.

Поскольку возможностью творческой самореализации наделены практически все дети, то термины «одаренность», «талант» и «гений» означают не что иное, как систему качественных оценок творческой самореализации любого ученика, применяемую к нему в каждой из образовательных областей.

Под одаренностью детей понимается степень их творческой самореализации в образовательной области. Чем в большей степени ребенку удается выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным и талантливым в этом направлении его следует считать. Одаренность в данном смысле связана с творческими возможностями и способностями ученика.

Творческая деятельность ученика нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие созидательному творчеству:

1. Диагностика и самодиагностика ученика, позволяющая ему узнать свой образовательный потенциал, строить собственный путь в образовании, чувствовать веру учителей и родителей в реализацию своих возможностей.

2. Формирование у учащегося личностной системы самооценок с целью уменьшения зависимости его творческой самореализации от внешних условий.

3. Овладение учителем технологией сопровождающего отношения к индивидуальному образовательному процессу каждого ученика.

4. Освоение и применение учащимися методик выражения внутренних качеств, состояний и процессов с помощью внешних продуктов деятельности, в том числе знакового и символического типа.

Эвристическая образовательная деятельность . Выясним отличия понятий «творческая деятельность» и «эвристическая деятельность»: Под творческой деятельностью, или творчеством, обычно понимается «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей»*.

* Психология. Словарь / Под общ. ред А. В. Петровского. 2-е изд. – М.: Политиздат, 1990. – С. 393.

Эвристическая деятельность – более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: а) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах; б) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; в) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность. Другими словами, эвристическая деятельность включает не только творческую деятельность, но и метатворческую (от греч. «мета» – стоящее за), то есть когнитивную и методологическую деятельности, которые «стоят за» творчеством и обеспечивают его реализацию.

Разграничим также понятие «эвристическая образовательная деятельность» и его родовое понятие «эвристическая деятельность». Эвристическая образовательная деятельность является разновидностью последней наряду с эвристической научной деятельностью, эвристической изобретательской деятельностью и др. В дальнейшем, говоря об эвристической деятельности, мы будем иметь в виду деятельность, относящуюся к образованию, то есть эвристическую образовательную деятельность.

В эвристической образовательной деятельности могут одновременно присутствовать эвристические и репродуктивные компоненты, и учителю важно различать их в целостном учебном процессе. Например, учитель предложил первоклассникам сформулировать себе домашнее задание. У одного из них возникает желание написать дома прописью 100 одинаковых цифр, он ставит себе соответствующую цель и выполняет дома запланированную репродуктивную деятельность. Но сама постановка им данной цели является эвристическим элементом деятельности (если ее не подсказал ему учитель или другой ученик), то есть предметом эвристической деятельности здесь служит не математический, а оргдеятельностный, методологический ее компонент. Аналогичным образом задание учителя – изобразить с помощью всего одной цифры орнамент или рисунок на тетрадном листе, – вызывает творчество не столько математического, сколько композиционного или художественного плана.

В то же время 100 написанных одинаковых цифр в нашем примере – это новый внешний для ученика образовательный продукт по математике, которого ранее у него не было, и этому внешнему продукту соответствует внутренний – приобретение навыка написания определенной цифры. Однако степень творчества ученика при создании им данного продукта низкая, поскольку в данной деятельности он двигался не к новому творческому результату, а к заранее известному образцу. Продуктом такой деятельности является количество написанных цифр, то есть новый объем известного продукта. Продуктом эвристической деятельности является сформулированная ребенком цель, которой ранее у него не было и которая была найдена им как способ решения проблемы в возникшей учебной ситуации.

Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем учебным предметам, научить их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы. Обеспечить достижение этой цели помогает следующий принцип: по всем вопросам учебной программы ученики могут создавать свои аналоги. Они могут определить индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, отобрать темы, спланировать, проконтролировать и оценить свою работу. Чем большую степень включения учеников в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается их индивидуальная самореализация.

В традиционном обучении учитель «дает» материал по предмету, сообщает «знания», излагает правила и законы, а дети их усваивают. Считается, что приращение знаний как личных, так и общечеловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися. В эвристическом обучении по всякому важному вопросу ученики изначально излагают свое мнение, суждение или предположение. Для этого им предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т. п.), но неготовые знания о нем. Например, изучая состав предложения, ученики конструируют свое правило его устройства; решая задачу, извлекают способы ее решения; изучая понятие или явление, предлагают свое определение или объяснение.

С детскими версиями и суждениями учитель работает как с особым личностным содержанием образования, помогает ученикам оформить и выразить свою мысль. Особое внимание уделяется неординарным, нестандартным суждениям и работам. Ученики с помощью учителя внимательно анализируют продукцию своих одноклассников, относятся к ней критически, но доброжелательно.

Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т. п.) сопоставляются с культурно-историческими аналогами. Каждый ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой первичный результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результатом данного этапа обучения является, с одной стороны – личностное развитие и продукция самих учеников, с другой – усвоение и личностная оценка ими общепринятых достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов.

Завершает цикл эвристического обучения рефлексия – осознание учениками способов собственной деятельности, фиксация достигнутых образовательных результатов. Рефлексия обнаруживает «сухой остаток» деятельности, обозначает осознанные детьми образовательные результаты, выявляет возникшие проблемы.

Результат деятельности ученика выступает не только личностным, но и в определенном смысле общекультурным приращением, а ученик оказывается включенным в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.

Ученику нет нужды переоткрывать все знания и опыт человечества. Но главные вопросы бытия и фундаментальные проблемы изучаемых курсов первично начинают решаться в личной деятельности ученика.

Творчество – всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки – личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат: а) развитие личностных качеств ученика; б) его творческие достижения по изучаемым предметам; в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

Границы применимости дидактической эвристики определяются конкретным учителем, родителем или школой, которая выбирает ориентацию на развитие одаренности учащихся и продуктивный тип образования. Сами ученики, как правило, с удовольствием воспринимают возможность творческого самовыражения, достигая и перекрывая при этом общепринятые образовательные нормативы. Проведенные исследования показали, что практически любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету и в любом возрасте может быть рассмотрен с позиций детского творчества, организуемого педагогом.

Резюме

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом обучения, но и методологией всего образования. Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Дидактическая теория, описывающая систему эвристического обучения, называется дидактической эвристикой.

Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности.

Эвристическое обучение отличается от развивающего, поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одаренность, талант, гений. Ученик с высокой степенью одаренности может быть назван талантом, с наивысшей – гением.

Эвристическая деятельность – более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: 1) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах; 2) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; 3) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

В эвристическом обучении последовательность изучения образовательных стандартов и собственное творчество ученика меняются местами.

В эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них.

Вопросы и упражнения

1. Что вы понимаете под эвристикой: догадку, возникающую при решении задачи; прием решения задачи; метод открытия нового; метод обучения; продуктивную деятельность; дидактическую теорию; раздел психологии; науку о творчестве; научную область?

2. Считаете ли вы, что знания содержатся (обнаруживаются) внутри человека, а не вокруг него? Объясните в этом случае механизм извлечения скрытых в человеке знаний.

3. Существует точка зрения, что любая деятельность человека является творческой и продуктивной, поскольку всегда приводит к некоторому продукту деятельности (А. В. Брушлинский). Можно ли в данном случае считать, что любая деятельность ученика является эвристической?

5. Если творчество – это всегда выход за рамки, тогда каким образом необходимо их задавать в обучении, чтобы не ограничивать, а стимулировать творчество учеников?

Сущность эвристического обучения

Принципы эвристического обучения

Проблемное и эвристическое обучение: общее и различное

Использование технологии эвристического обучения в современной школе

Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет родителям и учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую - лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных методик обучения - это эвристическое обучение .

В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа . Он называл используемый им метод обучения майевтикой , что буквально переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы, побуждал их к рассуждению; так в беседе рождалось знание.

Современное эвристическое обучение основано как раз на сократовской майевтике.

Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).

Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.

Цель эвристического обучения:

    не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно- историческими аналогами.

    помочь ученику сконструировать собственный смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и осознания.

Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда - отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собойформу обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (скажем, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников .

Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность . Учитель не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт деятельности - гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.

Конечная цель эвристического обучения - не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика . Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.

Эвристическое обучение базируется на определенных принципах . Среди них:

    личностное целеполагание ученика;

    выбор индивидуальной образовательной траектории;

    метапредметные основы содержание образования;

    продуктивность обучения;

    первичность образовательной продукции учащегося;

    ситуативность обучения;

    образовательная рефлексия.

Часто путают эвристическое обучение с проблемным . Но между этими методами есть различия. У познавательной задачи - проблема, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю.

Задача проблемного обучения - передача опыта учителя ученику нестандартным способом (путем постановки познавательной проблемы). А эвристическое обучение подразумевает создание учеником личного опыта. При этом проблемное обучение часто выступает подготовительным этапом для эвристического : прежде чем создавать собственный продукт, ребенок должен усвоить способы его создания. В этом ему и помогает решение познавательных проблем.

Эвристическое обучение можно использовать при обучении практически любому школьному предмету, главное - придумать хорошее открытое задание . К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания - придумать общество будущего, на уроке физкультуры - составить свой комплекс упражнений для развития определенной группы мышц.

Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно и нужно. Ребенку всегда приятно чувствовать себя полноправным участником процесса обучения , когда в него не пытаются «впихнуть» знания насильно, а дают ему получить их самостоятельно, пусть даже методом проб и ошибок. В конце концов, многие великие открытия были сделаны совершенно случайно!