Дмитрий быков с женой и детьми. Дмитрий Быков: «У моей жены сибирский характер

Как известно, настоящая фамилия этого замечательного животного человека — Зильбертруд. А псевдоним «Быков» он себе взял, чтобы быть ближе к народу, наверное. Вот он высказался о большинстве (т.е., собственно, о простом народе) на митинге 15 сентября 2012 г.:

«Спасибо за то, что у страны появилось гражданское общество. Трусливому большинству, которое запаслось поп-корном и наблюдает за происходящим, я хочу сказать: потом будет стыдно.»

Хочу тебе напомнить, неув. Зильберлень, что большинство не запасалось поп-корном, большинству уже давно все стало понятно и ему, этому большинству, похер на вас, клоунов и педерастов всех мастей. Хотелось бы еще разобрать словосочетание «трусливое большинство». Неув. Зильбертьфу, ты намекаешь на то, что вы со своей кодлой педерастов и креаклов «смелое меньшинство»? Спешу расстроить, все наоборот. Мужественное большинство трудится на благо своей семьи и Родины, а ссыкливое меньшинство, вооруженное айфонами и занимаются тем, что маршируют по улицам Москвы и ретвитят твиты. Прям мужественные спартанцы против орд персов.

UPD спустя полгода:

Этот жирный моральный педераст написал стишок про резню в Одессе:

Вы сразу встанете с колен. Все завершится общей мессой. Вы захотели перемен? Они кончаются Одессой. Стремились в рай - попали в ад. Ведь ясно было: очень скоро вас в каждой смерти обвинят за то, что вы погнали вора. Пройдется красным колесом мятеж, подпитанный с востока: вас обвинят теперь во всем необратимо и жестоко. Не то беда, что вы давно искали помощи у НАТО: свобода тянет вас на дно, свобода будет виновата!

А вот, Вбыков, моральный урод и подонок, высказался по поводу малазийского боинга:

И про смерть ёбнутой гипножабы:

Владимир Кара-Мурза: Москва простилась с Валерией Новодворской , бесстрашным обличителем тоталитарных режимов. <…> Высоко ставит пример самоотверженности, явленный противницей режима, писатель Дмитрий Быков.

Дмитрий Быков: Валерия Новодворская показала многим силу слабых и слабость сильных. Она доказала, что никакая власть ничего не сделает с принципиальным человеком. Это пример для многих, я уверен, оказался очень важен.

This entry was posted on Пятница, Май 3rd, 2013 at 17:34 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. You can , or from your own site.

Вокруг нового романа Быкова «Сигналы» («Эксмо», М. 2013 г.) складывается своеобразный заговор молчания.

Казалось бы, о чем писать журналистам и рецензентам, как ни о новой прозе популярнейшего литератора?

Тем не менее, как раз ничего парадоксального в этой гробовой тишине нет. Она рациональна и легко объяснима.

Во-первых, потенциальных рецензентов может смущать проблема авторства. Обложка, сразу под фамилией Быкова, презентует читателям и Валерию Жарову, шрифтом, впрочем, помельче. Если предположить, что авторство представлено в пропорциях и третях, получается, что Быкова/Жаровой в «Сигналах» — два к одному.

Однако сам Дмитрий Львович предпочел другой вариант литературного подельничества: на форзаце указано «автор выражает искреннюю благодарность Валерии Жаровой за помощь в создании книги».

Я же буду упрямо называть «Сигналы» романом Дмитрия Быкова, поскольку он - стопроцентно быковский.

Во-вторых, тот же Дмитрий Львович, на обложке же, только задней, высказался о своей книжке почти исчерпывающе, искусно маскируя точную рецензию под анонсирование: «История пропавшего в 2012 году и найденного год спустя самолета „Ан - 2“, а также таинственные сигналы с него, оказавшиеся обычными помехами, дали мне толчок к сочинению этого романа, и глупо было бы от этого открещиваться. Некоторые из первых читателей заметили, что в „Сигналах“ прослеживается сходство с моим первым романом „Оправдание“. Очень может быть, поскольку герои обеих книг идут, не знаю куда, чтобы обрести не пойми что. Такой сюжет предоставляет наилучшие возможности для инвентаризации страны, которую, кажется, не зазорно проводить раз в 15 лет».

Тут добавить особо нечего, остается разве что полемизировать. Сходство с «Оправданием» и впрямь прослеживается, но гораздо больше «Сигналы» напоминают фантастический роман «Эвакуатор». Как на уровне фабулы - ритуальными плясками вокруг мифических летательных аппаратов и братско-стругацких могил. Так и общей торопливостью и некоторой небрежностью исполнения - все-таки «Оправдание» был несравненно лучше прописан.

И пафос его - возвышающий, а не уничижительный.

В «Сигналах» же на каждую загадку, способную хоть немного приподнять над собой и равниной, обнаруживается скушный и объективно постыдный ответ: строитель пасторального рая оказывается перекрывающимся должником. Закрытый город - не осуществленной мечтой или хотя бы памятником славным временам, а дырявой ловушкой. И даже позывные бедствия, «сигналы» - трансляцией бытового и неопрятного российского безумия.

Третья причина молчания - сам Дмитрий Быков как индустрия. Его собственный кризис перепроизводства. На быковское многописание прежде реагировали восхищенно, потом восхищение сменялось скептически-завистливым «он из каждого утюга», откуда один шажок - к обвинению этого литературного бизнеса в инфляции.

Дмитрий Львович, надо полагать, подобно герою его будущей ЖЗЛ, и сам чувствует себя заводом, вырабатывающим... Не счастье, разумеется, но некую продукцию, прежде всего для внутреннего потребления, способную остановить энтропию и депрессию.

Потому образ закрытого комбината в романе «Сигналы», чья производственная цепочка замкнута сама на себя - символичен и автобиографичен. Один из флагманов социалистической индустрии, не покинувший советского измерения, но ушедший в потустороннее состояние, описан Быковым весьма амбивалентно, на грани сатиры, не социальной, впрочем, а метафизической. Завод из «Сигналов» - довольно точный индикатор отношения Дмитрия Быкова к самому себе, нынешнему.

Максима о том, что это литература для Быкова, а уж затем - Быков для литературы, работает по-прежнему, но героя ее совершенно уже не удовлетворяет.

Любопытно, что бренд «Дмитрий Быков» сделался индикатором общественных настроений. Именно Быков, а не Навальный и Собчак, был для рассерженных горожан сезона 2011/12 наиболее крупной - во многих смыслах - фигурой митингов-шествий. Трубадуром протеста - его стихотворные сатиры из «Новых и новейших писем счастья», равно как из проекта «Гражданин поэт», во многом определили стилистику тогдашнего гуманитарного карнавала...

Синусоида читательского отношения двинулась вниз вместе с угасанием болотных настроений.

Быков, как художник чрезвычайно чуткий, во многом и творчески подпитываемый подобной интерактивностью, на мой взгляд, остро переживает эти (вполне естественные в любой писательской судьбе) процессы. И пребывает ныне, по-есенински выражаясь, в неустойчивом периоде, поиске новых форм, импульсов и площадок.

Сегодняшнее быковское ревизионистское переосмысление мира направлено не только вовнутрь, но и вовне - собственно, на Россию. В этом смысле фраза из обложечного анонса о новой инвентаризации страны очень показательна.

Книги истории «О» - «Оправдание», «Орфография», «Остромов» - были классическими русскими «толстыми» романами (а в обойму русского и классического ныне входят и модернизм, и постмодерн. На самом деле критерий здесь не формальный, а содержательный - наличие идей, характеров, сплав политики, мистики и эротики). Однако в текстах последних двух лет - «Икс» и «Сигналы» - автор демонстративно и подчас навязчиво уходит от русской романной матрицы.

Методом сухого отжима, так сказать. Или отжима досуха.

Быков сознательно прячется под личину англоязычного романиста, ищет речи точной и нагой (опять Маяковский, вообще масса у них, сегодняшних, пересечений), пытаясь создать текст самого товарного объема, лаконичный, а главное - свободный.

В качестве фабульного старта и материала для осмысления сегодняшний Быков выбирает не цепочку исторических фактов (с обязательным набором ингредиентов «спецслужбы - колдуны - художники»), но, так сказать, «случаи». Не столько в хармсовском, сколько фольклорном смысле - эдакие народные бродячие истории, байки с моторчиком. И в этом плане, уходя от одной национальной традиции, попадает в другую - была в популярном у подростков 70-х журнале «Техника - молодежи» актуальнейшая рубрика «Антология таинственных случаев». Бермудский треугольник, снежный человек, сигналы с Тау Кита, космогония племени догонов.

Собственно, и англоязычный стилевой ориентир, и байка, в мифы себя продвигающая, равно как интернациональный жанр роуд-муви, позволяют совершенно свободно обходится с материалом. Тут не столько означенная инвентаризация, сколько импровизация по текущим вопросам, Быкова интересующим.

Деятельность Евгения Ройзмана, чуть закамуфлированного под Евгения Ратманова - идеолога и практика нового крепостничества. Апофеоз сырьевой экономики в виде воскрешения ариев и мамонтов - для нужд туристического бизнеса. Очередная пародийная педагогическая поэма (традиционно не доверяющий педагогам-новаторам Быков в соответствующих эпизодах лютует явно меньше, чем умеет). Наивно-уродливое современное сектантство - последователи некоей Перепетуи. Перепетуя-мобиле: «эти бодрые ребята, как сорняки, первыми бросались на пустоши, но такой пустошью была сейчас более или менее вся территория, в особенности те места, где прежде гнездились НИИ».

Дмитрий Львович, преподавательским говорком, как на лекции, постулирует де-факто свершившийся распад страны, отпадение бескрайних и вечных пространств от временщицы Москвы: «все давно жили так, в сочетании звероватой изобретательности и цветущей дикости (...) - просто непривычна еще была эта картина полного зажима в центре и абсолютной, ничем не ограниченной свободы на прочей, отпущенной в никуда территории».

Конечно, йети, как же без него в антологии таинственных случаев. И главное - люди, уходящие в подпочвенно-подболтные слои, и слои эти, как-то невзначай новые биомассы производящие - всё как-то уравнялось, срослось, сдвинулось - плинтусом и ватерлинией.

Написано лихо, с традиционными быковскими умениями делать брендовые вещи из языкового сора - пресловутые сигналы - не только лейтмотив, поддерживающий сюжетное напряжение, но и сочные словесные конструкции, микс из камланий, центурий Нострадамуса и топонимики пейзажного дурного сна...

Можно пульнуть почти из Гоголя: «Иной человек шел в комнату, попал в другую, за триста километров, а почему туда попал - сказать не может, пришла внезапная блажь; двадцать лет спустя вернулся на родное пепелище - семья давно уехала, соседи позабыли, - и с ужасом узнал, что никто его не искал: дело возбуждается по факту трупа, а факта трупа нет, еще не умер или не нашли; пропавшего без вести взрослого мужика не станут искать никакие добровольцы, это девочку малолетнюю ищут с собаками по всему району, подвергают самосуду отчима, который нехорошо на нее поглядывал и наверняка растлил где-то в лесополосе, и находят несчастную через двадцать лет почтенной матерью семейства, почему-то в удивительном поселке с названием Примыкание, Саратовской области; что заставило ее туда примкнуть, или туда все примыкают, кого вдруг закружило по России?»

А можно - из Сорокина: история девушки Даши Антиповой, которая, подобно всем жителям «опустевших и заброшенных деревень, думала не одной только головой, а всем телом», очень напоминает новеллу из «Теллурии» про девочку Варьку, которой «купил папаня на базаре умницу».

Романы, впрочем, писались одновременно, поэтому сходство не намеренное, а знаковое.

Надо сказать, быковская «страшная история» (кстати, еще один жанровый ориентир - из пионерлагерного детства), на мой взгляд, куда убедительней сорокинской антиутопии с «новым средневековьем». Сорокин - в известной традиции - пугает, а нам не страшно, Дмитрий же Львович эсхатологические предчувствия приручил и одомашнил. Белый Зверь превратился у него в старую домашнюю болонку неопределенно-грязной масти: колтуны, стершиеся резцы, угасающее тявканье.

Тем не менее. Каково ему - жить-то с такой животиной рядом?

Алексей Колобродов

«Новая» предложила мне обсуждать с сыном происходящее в молодежной культуре. В первой колонке мы говорим об удачных дебютах и стартапах последнего года — главным образом в искусстве. Он молодой, ему видней. Сыну семнадцать лет, он мальчик сдержанный и об искусстве вслух высказывается неохотно. Но тут я припер его к стенке: существует ли сегодня рецепт успеха?

— Почему?

— Не знаю. Но точно одно: если раньше успех был просчитываем хоть в какой-то степени, сегодня это вообще непредсказуемая вещь. Раньше прогремел «Гарри Поттер» — и все пишут про мальчика-волшебника, потом рванул Дэн Браун — все пишут про код имени собственного. Теперь практически любая франшиза обречена, или уж это должен быть миф вроде «Звездных войн». Повторять успех, тиражировать достижения вообще уже невозможно. Кто собирается так делать, передай, что не получится.

— У тебя есть объяснение?

— Никакого. Ну или так: сегодня может выстрелить только безупречно новая вещь, потому что, подозреваю, что это так везде, не только в России, — очень высока неопределенность. С равной вероятностью может жахнуть, может пронести. Ну это как с девушкой, если ты еще помнишь, как это вообще бывает. На известном уровне отношений одинаково легко…

— Пожениться и разбежаться.

— Да. Так и бывает, все этапы пройдены, надо уже что-то делать, и тогда — вот такая развилка. Сейчас, грубо говоря, весь мир в таком состоянии. И значит, цениться будет только то, что контактирует с этой твоей внутренней неуверенностью. Только то, в чем есть это же противоречие. Объяснить понятней не могу.

— Ничего, я понимаю.

— И вот поэтому — сейчас вообще время оксюморона, если хочешь. Оксимирона. Ты его слышал?

— Слышал, не понимаю, от чего вы все сходите с ума.

— Во-первых, это абсолютно новый жанр — рэп-поэма. Ты в курсе сюжета «Горгорода»?

— Совершенно его не уловил. Есть ужасный Горгород, в нем герой, который влюбляется…

— Он поэт, его упрекают в том, что он никак не участвует в общественной жизни, потому что там мэр бандит, вообще власть бандитов. И он влюбляется, этот герой, в анархистку. Она его вовлекает, его сажают, тут оказывается, что она дочь мэра…

— Лихо.

— …Его выпускают, а потом убивают. Рэп — он как бы не рассчитан на сквозной сюжет, на крупную форму, а тут одиннадцать треков, все разные. Во-вторых, Оксимирон все-таки в Англии учился, он просвещенный чел.

— Это уже было у Шнура.

— Но в нем — в отличие, прости, от Шнура — чувствуется культура. Чувствуется хотя бы на уровне стиха.

— Андрей, какая там культура стиха? Там плохие рифмы…

— Там полисиллабические рифмы, отец.

— Многоударные?

— Составные. В рэпе это принято. Это как раз по твоей части.

— А это нормальный рэпчатый голос. И это тоже оксюморон: классная музыка, очень свежий звук — при действительно таком довольно режущем голосе. И это почти на грани китча, но не переходя туда никогда. И все-таки там есть общественная, что ли, проблема, потому что это сейчас непременная часть любого успеха.

— Но все-таки Оксимирон — это не совсем стартап. Его знали.

— Чистый стартап — это Монеточка.

— Кто?

— Лиза Гырдымова, она же Монеточка, екатеринбургская лицеистка. Вот это действительно звезда YouTube, раскрутившаяся с нуля. Она поет таким зверюшиным голосом, if you know what I mean…

— Не забывай, сынок, что зверюш придумали мы с твоей матерью.

— Ну вот. Но то, что она поет, совсем не зверюшливо. Оно насмешливо, в меру цинично. «Я поднимаю свой милкшейк за то, чтоб было все кавайно». Внешне она рыжая, бледная, очень благовоспитанная, интересуется опять же анархизмом, много читает, песни довольно социальные, кстати, и в них виден ум.

— Что ты называешь умом?

— Не знаю. Ну, допустим, есть три вида ума. Есть ум-эрудиция, который примерно, как жилетка у Вассермана. Это нечто отягощенное множеством карманов и предметов в этих карманах, большинством из которых человек вообще не умеет пользоваться. Есть ум как умение себя вести, делать то и не делать се. И есть ум-самонаблюдение…

— Это называется рефлексия.

— Допустим. Это когда ты наблюдаешь за собой и на себе видишь закономерности. Вот у нее такой ум. Она в одном интервью, когда ее тупо спросили, как ей приходят темы песен, — сказала: иногда услышишь обрывок чужой фразы, и приходит тема. Вот это действительно так бывает, я знаю. То есть она все знает про себя.

— А оксюморон в чем?

— Ну в том, что она такая как бы дитя со взрослыми и довольно жесткими стихами. Монеточка, но довольно дорогая.

— Хорошо. А в кино?

— Чтобы стартап? Безусловно «Чайка».

— Чеховская? Кто сделал?

— Навальная «Чайка». Кино Навального. Вот тут уже чистый оксюморон, потому что сделано вроде как в стиле энтэвэшного расследования, но расследование при этом настоящее, хотя обставлено пародийно и со всяческим стебом. Наши все посмотрели. То есть вообще почти нереально увидеть человека лет двадцати, чтобы он это не смотрел. Это хит сезона.

— А мне казалось, что удачный стартап в кино — это «Три»…

— Это Хвалеев, да. Это хороший триллер, местами страшный, сделанный на медные деньги с непрофессионалами. Но я не думаю, что это хит.

— Нет социалки?

— Социалка есть. Нет оксюморона. Он нормальный профессиональный фильм. А надо, чтобы в этом профессиональном была трещина.

— Зачем?

— Иначе не срезонирует. Раньше надо было быть профессионалом. А сейчас надо, чтобы тебя разрывало пополам.

Российский писатель, журналист, поэт, кинокритик, сценарист, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы, Владимира Маяковского. Яркий представитель либеральной оппозиции.

Семья

Родился в семье Льва Моисеевича Зильбельтруда и Натальи Иосифовны Быковой. Родители вскоре развелись и Дмитрия воспитывала мать, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г.Москвы. Взял фамилию матери.

Женат, двое детей. Жена - писательница и журналистка Ирина Лукьянова - автор повестей, рассказов, романов и художественных переводов, а также колумнист газеты "Собеседник". В соавторстве с мужем написала две книги: "Зверьки и зверюши" (АСТ и "Астрель", 2008) и "В мире животиков" (2001).

Биография

Родился 20 декабря 1967 года в Москве. В 1984 году окончил школу с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ (специализировался по кафедре литературной критики). В 1991 году окончил университет с красным дипломом.

В 1987–1989 годах служил в армии.

В 1985 году, еще во время учебы в университете, Быков начал работать в газете "Собеседник" в качестве корреспондента, в 2000 году стал в ней креативным редактором.

В 1989–1992 годах Быков был активным участником поэтического объединения "Орден куртуазных маньеристов" . Его стихи вошли в поэтические сборники, опубликованные орденом.

Член Союза писателей СССР с 1991 года.

Дебютировал на ТВ в 1992 году в программе Киры Прошутинской . Участвовал в ТВ-проекте Сергея Лисовского в качестве ведущего и автора программ. На ATV вёл собственную программу "Хорошо БЫков" и работал соведущим программы "Времечко" .

В 2003-2006 годы вел мастер-класс "Журналистское мастерство" в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ).

В 2005-2006 годах был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции "Юность" (ВГТРК ).

С 2006 по 2008 годы - главный редактор арт-проекта "Moulin Rouge".

В 2008 году вышел документальный фильм "Девственность" , сценарий которого был написан Быковым в соавторстве с Виталием Манским.

В 2009 году был приглашённым ведущим в программе "Рождённые в СССР" (канал "Ностальгия").

C 2010 года по январь 2011 года вёл телевизионное ток-шоу "Картина маслом" на Пятом канале. Вел программу "Сити шоу с Дмитрием Быковым" на радио Сити-FM .

В 2011 году Дмитрий Быков начал работать в проекте "Поэт и гражданин" на телеканале "Дождь" совместно с актером Михаилом Ефремовым . Во время подготовки шестого выпуска программы между автором стихов и редакторами телеканала возникли разногласия, которые привели к прекращению сотрудничества.

С апреля 2011 года новые выпуски передачи стали выходить в эфир на радиостанции "Эхо Москвы" под названием "Гражданин поэт" . Одновременно на портале F5 медиагруппы "Живи!" появлялись видеозаписи выступлений. Всего было опубликовано 45 выпусков.


В 2011 году в рамках проекта состоялось несколько концертных выступлений в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре.

С февраля 2012 года - соведущий радиопрограммы "Новости" в классике на Коммерсантъ FM.

Преподаёт в московских средних школах "Интеллектуал" и "Золотое сечение" русский язык и литературу, ранее работал в школе № 1214. Является профессором кафедры мировой литературы и культуры МГИМО МИД России, также является преподавателем МПГУ . Быков считает, что "эта работа более осмысленная, чем журналистика, более насыщенная пользой ".

Автор публицистических, литературоведческих, полемических статей, которые были напечатаны во множестве журналов и газет, от элитарных ежемесячников вроде "Fly&Drive" до экстравагантных таблоидов типа "Московской комсомолки"; регулярно печатается- в качестве колумниста во многих изданиях.

Декабрь 2014 года. Дмитрий Быков представил на интеллектуальной ярмарке "Нон-фикшн" свой новый сборник под названием "Ясно. Новые стихи и письма счастья". В него вошли стихотворения, написанные за последние два года, а также ранее не публиковавшаяся полная версия перевода пьесы Мольера "Школа жен", выполненного по заказу театра-студии Олега Табакова .

Политическая и общественная деятельность

Дважды отказался от персонального приглашения на встречу деятелей культуры с Владимиром Путиным 7 октября 2009 и 29 апреля 2011.

В августе 2011 года Дмитрий Быков вместе с другими журналистами и политиками участвовал в создании общественного движения "Голосуй против всех!" , которое призывало бойкотировать предстоящие выборы в Государственную Думу как нечестные. Быков предложил сделать эмблемой придуманного персонажа - поросенка Нах-Нах , имя которого вскоре стало использоваться как название самого движения.

10 декабря 2011 года - принял участие и выступал на митинге протеста на Болотной площади против фальсификации результатов выборов в Госдуму РФ шестого созыва. Вошёл в оргкомитет следующих манифестаций. Свою активность мотивировал тем, что "надоело такое ощущение власти и такая атмосфера в стране ". На "прямую линию" Владимира Путина, запомнившуюся телезрителям репликой о бандерлогах, откликнулся сатирическими стихами "Свежий закон джунглей" , прозвучавшими 19 декабря в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

По результатам интернет-голосования на странице Facebook вошёл в топ-10, кого граждане хотят видеть и слушать на протестном митинге на проспекте Сахарова 24 декабря 2011. В своём выступлении на митинге Быков предсказал скорое появление новой политической элиты, а завершил речь словами "История поставила на нас - и положила на них ".

В январе 2012 стал одним из учредителей Лиги избирателей .

4 февраля 2012 принял участие в "антипутинском" протестном митинге на Болотной площади , где присоединился к требованию освободить всех политзаключённых.


В октябре того же года вошел в состав Координационного совета российской оппозиции , заняв второе место по числу отданных за него голосов (больше всего голосов на выборах получил Алексей Навальный ). Координационный совет провозгласил своей главной задачей разработку и обнародование детального плана политических реформ.

2014 год: О присоединении Крыма и ситуации на Украине высказался следующим образом: "Экономически он (Крым) для России скорее убыточен, политически - сомнителен, ибо усилил изоляцию и рассорил с Украиной окончательно ". И далее: "Если на том же Майдане многие клялись в любви к России и ненависти только к отдельным ее представителям, то сегодня мысль о рабской природе России и полной ее неисправимости владеет в Украине чуть не всеми умами - благодарить за это следует отнюдь не украинские власти… последствия нынешнего противостояния нам предстоит расхлебывать еще десятилетия, если не столетия. Хороша геополитика, которая так ссорит с ближайшим соседом, а в перспективе и со всем миром ".

"Донецк – это российский Израиль, где пассионарное меньшинство пытается восстановить ту Россию, которая существует в воображении представителей этого меньшиства ", - так Дмитрий Быков прокомментировал ситуацию в Новороссии на "Эхе Москвы".

Дмитрий Быков так охарактеризовал "парад" пленных по улицам Донецка: "По улицам Донецка – вели граждан своей страны. Марш пленных немцев в центре Москвы – это предвестие победы в страшнейшей из войн над страшнейшим противником. Парад пленных украинцев в Донецке – это глумление над пленными, и дело не только в том, что таким образом нарушается Женевская конвенция. Суть происходящего в том, что идеологам и командирам этих двух республик вообще очень нравится расстреливать (ссылаясь при этом на сталинские приказы) и публично унижать: в этом суть их политики и морали. И парад по случаю дня независимости Украины, когда сотню пленных под улюлюканье гнали по городу, стал лучшей иллюстрацией этой практики. Напомнить хочется только о том, что аналогии с великими событиями истории даром не проходят. И тех, кто развязал и поддерживает эту войну, ждет такой же эпохальный позор, такая же масштабная катастрофа, какие постигли агрессоров 70 лет назад ". ("Собеседник".28.08.2014г.)

По своим взглядам, Дмитрий Быков - убеждённый антисталинист. По его мнению, "Сталин принял Россию страной с высочайшим интеллектуальным потенциалом, с лучшей в мире культурой, с фантастическим энтузиазмом масс… Сталин 30 лет превращал Россию в скучнейшую и гнуснейшую страну мира - страну, в которой пятилетняя военная пауза, со всеми кошмарами войны, воспринималась как глоток свежего воздуха ".

По мнению Быкова, Россия - особая страна, в которой даже "физические законы действуют весьма избирательно ", сама же "Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен ", он считает, что "российский народ охотно идет вслед за любым вождем, лишь бы не думать самому ". По его мнению, "российская реальность отвратительна, сделать революцию очень хочется и не так уж трудно, но это решительно ни к чему не приведет, кроме моря крови и нескольких десятилетий интеллектуального мегасрача ".

Отношение к либеральному движению претерпело у Быкова ряд пертурбаций. От заявлений после трагедии Норд-Оста, 2002: "Либерализм сегодня - это точный, трусливый и подлый выбор слабака. Он знает, где сила, и противостоять этой силе боится ", до радикально противоположных позиций в 2010-х годаx.

В июле 2015 года Быков выступил с колонкой в издании "Собеседник", в которой задался вопросом "Разве может честный человек любить Родину?!". По мнению, публициста - конечно же нет. Далее, автор размышляет на примере закрытия фонда "Династия" о том, что гуманность становится антироссийским явлением в нашей стране. "Потому что любая гуманитарная, гуманистическая и прочая цивилизационная деятельность является по определению антироссийской ".

Скандалы, слухи

Недоброжелатели утверждают, что Дмитрий Быков писатель, журналист, поэт, общественный деятель, человек с активной гражданской позицией, активной ровно на столько, сколько ему за эту самую позицию заплатят.

Однажды Быкову позвонил неизвестный молодой человек и, представившись помощником бизнесмена Сергея Соловьева , попросил выступить с творческим вечером в маленьком провинциальном городке Нижняя Тура в Свердловской области. Якобы, его руководитель собирается принять участие в выборах в городскую Думу города Качканара, что в сорока километрах от Нижней Туры, и ему очень хочется преподнести жителям двух городов подарок ко Дню защитника Отечества - благотворительный вечер Дмитрия Быкова, замечательного писателя, публициста и поэта.

Не вникая глубоко в то, кто и зачем ему звонит, Быков согласился. Спустя несколько дней помощница Быкова - Татьяна озвучила сумму требуемого гонорара - двухчасовое выступление поэта-гражданина оценили в полмиллиона рублей. Кроме того, были оговорены условия встречи: самолет и автомобили исключительно бизнес-класса, номер люкс в гостинице, бутерброды и минеральная вода за сценой, чтобы артист мог подкрепиться во время антракта, и обязательный VIP-прием в ресторане после выступления.

По договоренности, Быков был обязан публично поблагодарить Соловьева за приглашение в Нижнюю Туру и поддержать кандидата. Что Быков и сделал. Таким образом, во время выступления московского гостя зрители впервые с удивлением узнали о новом прогрессивном кандидате в депутаты гордумы Сергее Соловьеве. На следующий день, Дмитрий Львович не отказался взять в знак глубокой благодарности еще немного денежек, сверх уже оплаченного.

Вот и получается, что все красивые слова об активной гражданской позиции и высоких нравственных устоях у борца за справедливость прекрасно измеряются в денежном эквиваленте, - передают отдельные СМИ.

Представитель оппозиции. Дмитрий родился 20 декабря 1967 года в Москве в семье детского лор-врача, кандидата медицинских наук Льва Иосифовича Зильбертруда и школьного преподавателя русского языка и литературы Натальи Иосифовны Быковой. Брак родителей распался вскоре после рождения сына, и мать воспитывала ребенка одна.

В детстве Дмитрий начал проявлять интерес к написанию прозы и стихов, в старших классах устроился на Всесоюзное радио в совет передачи для юношества «Ровесники». После школы, которую Быков окончил с золотой медалью, в 1984 году поступил на журфак МГУ. В 1987 году отслужил положенный срок на морфлоте, после чего вернулся в вуз. В 1991 году получил красный диплом о высшем образовании.


В начале 90-х преподавал русскую словесность в московской школе № 1214, где работала Наталья Иосифовна. Позднее перевелся в спецшколу «Золотое сечение» и гимназию «Интеллектуал», где стал учителем литературы и истории советской литературы. В середине 2000-х преподавал в Институте журналистики и литературного творчества. Получил звание профессора кафедры мировой литературы и культуры МГИМО(У) МИД России, регулярно читает лекции в МПГУ.

Журналистика

В 1985 году Дмитрий Быков начал сотрудничество с еженедельником «Собеседник». Печатал статьи в изданиях «Московская комсомолка», «Столица», «Общая газета», «Труд», «Новая газета» и других. С начала 2000-х Дмитрий занял должность креативного редактора «Собеседника», заместителя главного редактора в газете «Консерватор», затем получил пост редактора отделов «Культура» и «Общество» в издании «Огонек». В 2005 году начал сотрудничество с «Компанией», в 2008 году - с изданием «Профиль».


Регулярно выступал в «Новой газете» с оппозиционными статьями. В 2013 году в ответ на скандал с расхищением госимущества министерства обороны написал стихи о Васильевой, ранее объяснив свою позицию по отношению к в эфире шоу «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы». В 2016 году выпустил публицистический стих об , который в эфире ток-шоу «Время покажет» высказывался о погибшем бойце ДНР Мотороле как о герое.


Дмитрий Быков на радио "Эхо Москвы"

В 1992 году Дмитрий впервые появился на телевидении в передаче . Позднее стал ведущим телепроекта Сергея Лисовского. С начала 2000-х вел авторскую программу на телеканале ATV «Хорошо, БЫков», был соведущим проекта «Времечко» канала ТВЦ. В 2009 году получил место в программе «Рожденные в СССР» телеканала «Ностальгия», через год перешел на «Пятый канал» в шоу «Картина маслом».


В 2011 году стал ведущим передачи канала «Ностальгия» «Колбы времени». В 2015 году на телеканале «Дождь» начался цикл передач «Сто лекций с Дмитрием Быковым», в которых писатель подробно знакомит зрителей с литературой 90-х годов. На радиоэфире Дмитрий Львович впервые появился в 2005 году в авторских программах радиостанций «Юность», «Сити-FM» и «Коммерсантъ FM». В 2015 году на радио «Эхо Москвы» стартовала передача «Один» с Дмитрий Быковым в роли ведущего.

Литература

В 1991 году был принят в Союз писателей СССР. В начале 90-х годов Дмитрий Быков издал три сборника стихотворений – «Декларация независимости», «Послание к юноше», «Военный переворот». В это же время под псевдонимом Мэтью Булл выпустил первые книги на основе киносценариев – «66 дней», «Дикая Орхидея–2», «Харлей и Мальборо».


В начале 2000-х продолжил выпуск сборников стихов («Отсрочка», «Призывник», «Письма счастья») и создал ряд романов – «Оправдание», «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», за три из которых получил международную премию им. братьев Стругацких. В это же время издает сборники рассказов и публицистических статей – «Блуд труда», «Как Путин стал президентом США», «Хроники ближайшей войны», «Вместо жизни». Вместе с женой Ириной Лукьяновой выпустил две книги зоологических рассказов для детей и взрослых.


В 2005 году в серии ЖЗЛ вышла книга Дмитрия Быкова, посвященная биографии Бориса Пастернака, за которую автор получил премии «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Через три года состоялся выпуск работы «Был ли Горький?» о жизни Алексея Пешкова, после чего Быков взялся за описание биографий Булата Окуджавы и Владимира Маяковского.


В конце 2000-х Быков выпускает романы «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс», «Квартал: Прохождение», а также поэтические сборники «Последнее время», «Отчет», «На самом деле», «Блаженство». В 2010 году Дмитрий Львович выпустил сборник пьес «Медведь», в 2012 году – два учебника по советской литературе.

В 2011 году на телеканале «Дождь» стартовал видеопроект «Гражданин поэт» продюсера Андрея Васильева, в котором артист читал стихи Дмитрия Быкова. Аудиоверсия проекта появилась в эфире радиостанции «Эхо Москвы». После разногласий с редакцией телеканала видео было приобретено порталом F5 медиагруппы «Живи», который транслировал его на видеохостинге YouTube. Живые концерты проходили в «КиноКлубе на Винзаводе» и в Московском театре эстрады. Через год состоялась премьера следующего проекта подобного формата «Господин хороший».

Личная жизнь

В середине 90-х годов Дмитрий Быков познакомился с рассказами талантливой писательницы из Новосибирска Ирины Лукьяновой, которая в 1996 году стала колумнисткой газеты «Собеседник». Через некоторое время молодые люди поженились. В семье родилось двое детей – дочь Евгения и сын Андрей.


Помимо авторских проектов, Быков и Лукьянова создали две совместные книги «В мире животиков» (2001) и «Зверьки и зверюши» (2008). Семейные фото Быкова редко попадают в СМИ, но в интернете можно найти несколько снимков Дмитрия Львовича в окружении домочадцев.

Дмитрий Быков сейчас

В 2016 году вышли две книги Дмитрия Быкова: трагедия-буфф «Тринадцатый апостол. Маяковский» и сборник «Я вомбат» из серии «Занимательная зоология». Журналист продолжает работать креативным редактором издания «Собеседник», в том числе курирует интернет-портал еженедельника. В середине 2016 года Дмитрий Быков выступил в рамках шоу «Дилетантские чтения» в выпуске «В ожидании 17-го», которое транслировалось на независимом интернет-канале Nevex TV.


В ЖЖ Дмитрий ведет собственный блог, где подробно освещает все последние события свой журналистской деятельности. Журналист по-прежнему выпускает передачу «Один» на «Эхе Москвы», колонку в «Новой газете». Сейчас писатель продолжает работу над циклом передач «Сто лекций», также выпустил сборник «Если нет: новые стихи». В июле 2017 года на радио «Свобода» вышла передача «Культ личности» с Дмитрием Быковым под названием «Глубоко советский человек».

Библиография

  • «Оправдание» - 2001
  • «Орфография» - 2003
  • «Эвакуатор» - 2005
  • «ЖД» - 2006
  • «Списанные» - 2008
  • «Остромов, или Ученик чародея» - 2010
  • «Икс» - 2012
  • «Квартал: Прохождение» - 2014