Биография тойнби. Мир катится в тар-тарары

Тойнби Арнолд Джозеф (1889-1975), английский обществовед, историк и социолог, автор теории цивилизационного подхода к истории.

Родился 14 апреля 1889 г. в Лондоне. Дядя будущего обществоведа - Арнолд Тойнби, историк и экономист, профессор Оксфорда, без сомнения, оказал огромное влияние на племянника. Сам Арнолд Джозеф подчёркивал влияние на формирование его взглядов матери, которая «принадлежала к первому в Англии поколению женщин, получивших университетское образование». «Я историк, ибо моя мать была историком», - замечал Тойнби.

Он окончил Оксфорд, был профессором Лондонского университета (1919-1955 гг.) и научным руководителем Королевского института международных отношений (1925-1955 гг.).

Во время двух мировых войн работал в Министерстве иностранных дел, участвовал в Парижских мирных конференциях (1919 и 1946 гг.).

Помимо множества статей, лекций и заметок Тойнби последовательно писал и издавал части философско-исторического труда «Постижение истории» (т. 1-12,1934-1961 тт.). Это фундаментальное исследование учёный начал в 1927 г. Его итоги подведены в книге «Изменения и привычки» (1966 г.).

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Безусловной у него выглядит лишь «западная цивилизация». По мнению Тойнби, ей присущи единство культурного развития начиная с античности, она господствует ныне и сохранит лидерство в будущем.

Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. Например, коммунизм Тойнби рассматривал как «контрудар», отбивающий назад то, что Запад навязал в XVIII в. России.

Экспансия коммунистических идей лишь один из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами».

Идеи обществоведа взяли на вооружение американские политологи, признавшие готовность дать Ответ на Вызов краеугольным камнем истории США.

Свидетель гибели викторианской Англии, двух мировых войн и распада колониальной системы, Тойнби утверждал, что «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик».

Тойнби предсказывал, что в XXI в. определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай.

Применяет эмпирический метод исследования. Любое понятие, вводимое им, не дается a priori, а возникает с необходимостью из множества подобранных примеров. Многие сущности, вводимые Тойнби, не имеют четких формулировок, а становятся понятными лишь после изучения большого количества исторических примеров. Такой стиль изложения мыслей имеет как свои достоинства, так и недостатки. С одной стороны, большой фактический материал является хорошим подкреплением постулатов теории Тойнби . С другой стороны, нечеткость формулировок допускает неоднозначность интерпретации и зачастую затрудняет понимание некоторых положений его теории.

Согласно Тойнби , цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Тойнби сравнивает цивилизацию с биологическим видом, который имеет собственную среду обитания. В этом отношении концепция Тойнби не оригинальна, она продолжает идеи и . Другими словами цивилизация — это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности. А что такое культура? Культура это то, что создано руками человека, это основная часть цивилизации. Она изменяется, как цивилизация и развивается по тем же законам, что и цивилизация. Из этого можно сделать вывод, что в своей концепции как бы объединяет два этих понятия.

Изучая в своей работе цивилизацию, он изучает культуру. Истинными объектами истории, по утверждению А. Тойнби , являются общества, цивилизации. В отличие от своих предшественников он выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле, Впрочем, по ходу своих исследований А. Тойнби сокращает это число до тринадцати. А в настоящее время их осталось пять, не считая две реликтовые:

  • западная христианская цивилизация;
  • православная христианская цивилизация;
  • исламская цивилизация;
  • дальневосточная цивилизация;
  • индуистская цивилизация.

Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Тем не менее, А. Тойнби также не приемлет и концепцию «единства цивилизации».

Подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации он отличал тем, что они оказали заметное влияние на другие цивилизации и ход мировой истории в целом. К ним относятся шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, христианская, исламская и некоторые другие.

Локальными цивилизациями А.Тойнби называл те, которые характеризуются замкнутостью в национальных рамках. К ним он относил русскую, немецкую, американскую и другие цивилизации. не отрицал существования мировой цивилизации. В ней он видел не предпосылку, а результат мировой истории. Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути следующие стадии: Стадия зарождения — генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации.

За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая, как правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство). А. Тойнби отвергает судьбу в вопросах развития цивилизации, считая, что последнее слово всегда остается за человеком.

Английский историк, родился в Лондоне 14 апреля 1889. Получил образование в Уинчестерском колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1913 женился на Розалинде Мёррей, дочери Гилберта Мёррея, оксфордского профессора-классика. Их сын Филип стал известным романистом. Они развелись в 1946, и в том же году Тойнби женился на своей давней помощнице Веронике Марджори Боултер. В 1919–1924 был профессором византиноведения, греческого языка, литературы и истории Лондонского университета, с 1925 до своей отставки в 1955 – научным руководителем Королевского института международных отношений и научным сотрудником Лондонского университета. В 1920–1946 – редактор «Обзора международных отношений». Во время Второй мировой войны Тойнби – директор научного отдела министерства иностранных дел Великобритании. В 1956 стал кавалером ордена Кавалеров почета. Умер Тойнби в Йорке 22 октября 1975.

Многочисленные публикации Тойнби включают научные монографии, в том числе Западный вопрос в Греции и Турции (The Western Question in Greece and Turkey , 1922), Греческая историческая мысль (Greek Historical Thought , 1924), Исследование истории (A Study of History , 12 vols., 1934 – 1961), а также несколько томов очерков и лекций, опубликованных после того, как под руководством Д.Сомервелла было выпущено ставшее бестселлером сокращенное (в одном томе) изложение первых шести томов Исследования истории. Наиболее интересна публикация Гиффордовских лекций – Подход историка к религии (An Historian"s Approach to Religion , 1956). Из поздних работ Тойнби отметим следующие: Америка и мировая революция (America and the World Revolution , 1962); Между Нигером и Нилом (Between Niger and Nile , 1965); Изменяющиеся города (Cities on the Move , 1970) и Константин Багрянородный и его эпоха (Constantine Porphyrogenitus and His World , 1973).

Тойнби последовал за О.Шпенглером и его Закатом Европы в отрицании традиционной концепции единства мировой истории, предложив взамен сравнительное исследование культур, обнаруживающих поразительное сходство в жизненном цикле – возникновении, развитии и упадке. Однако он отвергал шпенглеровскую теорию культур как организмов, имеющих продолжительность жизни в 1000 лет, и в качестве причин их упадка называл нравственное вырождение и утрату творческого подхода к возникающим проблемам. По сравнительным таблицам Тойнби выходило, что в Западной Европе во времена Наполеоновских войн и в Габсбургской монархии в 1526–1918, несмотря на Тридцатилетнюю войну, Первую мировую войну и т.п., царил мир. Однако и сам Тойнби, и многие его поклонники были склонны отмахиваться от указаний на неточности, считая эти поправки заурядными общими местами; по их мнению, имело значение только то, что более или менее явно следовало из томов 1– 6, а именно что возвращение к католицизму в той или иной его форме могло бы остановить закат западной цивилизации, начавшийся вместе с эпохой Реформации.

Тома 7–10, опубликованные в 1954 после 15-летнего перерыва, уже не содержали ни этой концепции, ни многих других прежних идей. Показав в «Приложении» к 6-му тому, что множество высказываний и эпизодов жизни Иисуса Христа можно найти в дохристианском эллинистическом фольклоре и что само христианство возникло из религиозного синкретизма, Тойнби отвергал претензии христианства на исключительность. Наша цивилизация, считал он, погибнет; но она, подобно эллинизму, сослужит свою историческую роль, если, умирая, породит новую синкретическую религию.

Необыкновенная эрудиция Тойнби несомненна, однако его концепция и методы были подвергнуты уничтожающей критике. Популярность Тойнби – в значительной мере феномен американской культуры, в Англии у него больше критиков, чем поклонников. Тем не менее его идеи об историческом значении религии и плодотворности надматериальных ориентиров, разумеется, были вполне здравыми, и даже его критики признавали, что ему удалось их популяризировать.

Биография

Автор множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение ученого-специалиста, вовлечённого в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления.

Последовательно писал и издавал части философско-исторического труда «Постижение истории» (т. 1-12, 1934-1961 гг.). Это исследование он начал в 1927 г. Итоги подведены в книге «Изменения и привычки» (1966 г.). В «Постижении истории» разработал и изложил собственную теорию цивилизации.

Сын А. Дж. Тойнби и Р. Мюррей, Филип Тойнби, был журналистом, писателем и коммунистом, а их внучка Полли Тойнби является левой публицисткой и колумнисткой «The Guardian ».

А. Дж. Тойнби о войне

Оглядываясь назад, на историю последних пяти тысяч лет, я больше не считаю, что у какого бы то ни было правительства существовало когда-либо моральное оправдание, чтобы начать войну - даже с самыми чистыми целями. Я по-прежнему нахожу оправданным, а в некоторых случаях отношу даже в ранг моральных обязательств сопротивление агрессии (примером может служить сопротивление агрессии Германии, Японии и Италии во Второй мировой войне), но отныне я расцениваю даже «справедливую» войну в защиту своей собственной страны или какой-то другой страны как трагическую необходимость. А теперь я к тому же с опаской отношусь к подобным оценкам, потому что убедился на практике, что справедливость редко оказывается безусловной; что существуют войны (например, война во Вьетнаме), в которых обе страны заявляют - и более или менее верят в это, - что сопротивляются агрессору, а на деле оказывается так что либо одна из воюющих сторон, либо обе они фактически совершают агрессию, а не противостоят ей.

Теория локальных цивилизаций Тойнби

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло. Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская , андская , древнекитайская , минойская , шумерская , майянская , сирийская , индская , хеттская , эллинская , западная , дальневосточная (в Корее и Японии) , православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах), православная христианская, дальневосточная (основная) , иранская , арабская , индуистская , мексиканская , юкатанская , вавилонская . Также, кроме перечисленных, Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов » - середины II тысячелетия до н. э.), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы , кочевники Великой степи, османы , спартанцы , полинезийцы). В некоторых случаях сменяющие друг друга цивилизации образуют последовательности. Максимальное число цивилизаций в этих последовательностях не превышает трёх. Последними членами последовательностей являются ныне живущие цивилизации. Таковы последовательности: минойская - эллинская - западная цивилизации, минойская - эллинская - православная цивилизация, минойская - сирийская - исламская цивилизации, шумерская - индская - индуистская цивилизации. Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю. Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту , стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат . Правящая элита создаёт универсальное государство , внутренний пролетариат - вселенскую церковь , внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды.

Тойнби о России

Критика

Теоретические построения А. Тойнби вызвали неоднозначную реакцию у профессиональных историков. В частности, известный французский историк, один из основателей школы «Анналов» Люсьен Февр оставил следующие комментарии :

Сравнительная история глазами Тойнби... Что это такое, как не воскрешение в XX веке старого литературного жанра, бывшего в свое время популярным, давшим столько шедевров? От Лукреция до Фонтенеля жанр этот именовался «Диалогами мертвых». Подытожим в двух словах. То, что в «A Study of History» достойно похвалы, не представляет для нас ничего особенно нового. А то, что есть в нем нового, не представляет особенной ценности... Нам не преподнесли никакого нового ключа. Никакой отмычки, с помощью которой мы бы могли открыть двадцать одну дверь, ведущую в двадцать одну цивилизацию. Но мы никогда и не стремились завладеть такой чудодейственной отмычкой. Мы лишены гордыни, зато у нас есть вера. Пусть до поры до времени история остается Золушкой, сидящей с краю стола в обществе других гуманитарных дисциплин. Мы отлично знаем, почему ей досталось это место. Мы сознаем также, что и ее коснулся глубокий и всеобщий кризис научных идей и концепций, вызванный внезапным расцветом некоторых наук, в частности физики... И в этом нет ничего страшного, ничего такого, что могло бы заставить нас отречься от нашего кропотливого и нелегкого труда и броситься в объятия к шарлатанам, к наивным и в то же время лукавым чудотворцам, к сочинителям дешевых (но зато двадцатитомных) опусов по философии истории

Примечания

О Тойнби

  • Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж.Тойнби. М.: Наука, 1976
  • Емельянов-Лукьянчиков М.А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К.Леонтьева, Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. М., Русский мир, 2008, 700 с.

Основные работы

Переведённые на русский

  • Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001-640 с., ISBN 5-7836-0413-5 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. - М.: Рольф, 2002-592 с., ISBN 5-7836-0465-8 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. / Пер. с англ. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 672 с., ISBN 5-8112-0076-5 , тир. 5000 экз.

Остальные

  • «Зверства в Армении: Убийство нации» (The Armenian Atrocities: The Murder of a Nation, 1915).
  • «Национальность и война» (Nationality and the War, 1915).
  • «Новая Европа: Эссе о восстановлении» (The New Europe: Some Essays in Reconstruction, 1915).
  • «Балканы: История Болгарии, Сербии, Румынии и Турции» (A History of Bulgaria, Serbia, Greece, Rumania, Turkey, 1915).
  • «Депортации в Бельгии» (The Belgian Deportations, 1917).
  • «Немецкий террор в Бельгии» (The German Terror in Belgium: An Historical Record, 1917).
  • «Немецкий террор во Франции»(The German Terror in France: An Historical Record, 1917).
  • «Турция: Прошлое и будущее» (Turkey: A Past and a Future,1917).
  • «Западный вопрос в Греции и Турции: исследование контактов цивилизаций» (The Western Question in Greece and Turkey: A Study in the Contact of Civilizations, 1922).
  • «Греческая цивилизация и характер» (Greek Civilization and Character: The Self-Revelation of Ancient Greek Society, 1924).
  • «Греческая историческая мысль от Гомера до времени Гераклита» (Greek Historical Thought from Homer to the Age of Heraclius, 1924).
  • «Неарабские владения Османской империи после перемирия 30 октября 1918» (Non-Arab Territories of the Ottoman Empire since the Armistice of the 30th October 1918, 1924).
  • «Турция» (Turkey, в соавторстве, 1926).
  • «Введение во внешнюю политку Британской империи в послевоенное время» (The Conduct of British Empire Foreign Relations since the Peace Settlement, 1928).
  • «Путешествие в Китай, или Заметные детали» (A Journey to China, or Things Which Are Seen, 1931)
  • «Постижение истории» (Сокращенная версия Д. С. Сомервелла, 1946, 1957, окончательная сокращенная версия 10 томов 1960).
  • «Цивилизация на суде истории» (Civilization on Trial, 1948).
  • «Перспективы западной цивилизации» (The Prospects of Western Civilization, 1949).
  • «Война и цивилизация» (War and Civilization, 1950).
  • «Двенадцать действующих лиц греко-римской истории» (по Фукидиду, Ксенофону, Плутарху и Полибию) (Twelve Men of Action in Greco-Roman History, 1952).
  • «Мир и Запад» (The World and the West, 1953).
  • «Историческое исследование религии» (An Historian’s Approach to Religion, 1956).
  • «Христианство в среде мировых религий» (Christianity among the Religions of the World, 1957).
  • «Демократия атомного века» (Democracy in the Atomic Age, 1957).
  • «От Востока до Запада: Кругосветное путешествие» (East to West: A Journey round the World, 1958).
  • «Эллинизм: История цивилизации» (Hellenism: The History of a Civilization, 1959).
  • «Между Оксом и Джумной» (Between Oxus and Jumna, 1961).
  • «Америка и мировая революция» (America and the World Revolution, 1962).
  • «Современный эксперимент западной цивилизации» (The Present-Day Experiment in Western Civilization, 1962).
  • «Между Нигером и Нилом» (Between Niger and Nile, 1965).
  • «Наследие Ганнибала: Вляние Пунических войн на жизнь Рима» (Hannibal’s Legacy: The Hannibalic War’s Effects on Roman Life, 1965):
  • Т. I. «Рим и его соседи накануне вторжения Ганнибала» (Rome and Her Neighbours before Hannibal’s Entry).
  • Т. II. «Рим и его соседи после ухода Ганнибала» (Rome and Her Neighbours after Hannibal’s Exit).
  • «Изменения и традиция: Вызовы нашего времени» (Change and Habit: The Challenge of Our Time, 1966).
  • «Мои встречи» (Acquaintances, 1967).
  • «Города и судьбы» (Cities of Destiny, 1967).
  • «Между Мауле и Амазонкой» (Between Maule and Amazon, 1967).
  • «Испытания Христианства: Иудаизм, эллинизм и исторический фон испытаний» (The Crucible of Christianity: Judaism, Hellenism and the Historical Background to the Experiences, 1969).
  • «Христианская вера» (Christian Faith, 1969).
  • «Некоторые проблемы греческой истории» (Some Problems of Greek History, 1969).
  • «Города в развитии» (Cities on the Move, 1970).
  • «Спасая будущее» (Surviving the Future, диалог между А. Тойнби и проф. Кей Вакайзуми, 1971).
  • «Постижение истории.» Иллюстрированный однотомник (в соавторстве с Джейн Каплан)
  • «Половина мира: История и культура Китая и Японии» (Half the World: The History and Culture of China and Japan, 1973).
  • «Константин Багрянородный и его мир» (Constantine Porphyrogenitus and His World, 1973)
  • «Человечество и Мать-Земля: Очерки по истории мира» (Mankind and Mother Earth: A Narrative History of the World, 1976, посмертно).
  • «Греки и их наследие» (The Greeks and Their Heritages, 1981, посмертно).

Британский культуролог и историк Арнольд Джозеф Тойнби, родившийся ровно 125 лет назад — 14 апреля 1889 года в Лондоне — имел пытливый ум, разносторонние интересы, блестящую эрудицию. Он оставил после себя двенадцатитомный труд «Постижение истории», описывающий сравнительную историю цивилизаций. Именно за этот труд он был удостоен Ордена Кавалеров Почета.

Тойнби родился в семье, которая имела средний достаток. Однако его дядя, также носивший имя Арнольд, был широко известен в Англии как исследователь экономической истории и яркий сторонник социального реформаторства, предполагавшего улучшение положения рабочего класса. Только благодаря своим способностям, Тойнби смог начать обучение в привилегированной школе. С 1902 по 1907 он учится в колледже Винчестер, а затем поступает в Бейлиол-колледж в Оксфорде, где, как он считает, окончательно определяется его жизненный путь как историка.

Будучи в 1911-1912 годах студентом Британской археологической школы, он совершает путешествие в Турцию, Италию, Грецию. В том же 1912 году Тойнби возвращается в родные пенаты в Бейлиол-колледж в Оксфорде в качестве преподавателя. Позже он переходит преподавать в Кингс-колледже, где читает ученикам историю Византии и Средних веков. В 1913 годе выходит в свет его первая крупная статья, которая носит название «Рост Спарты». В том же году Тойнби женится на Розалинде Мюррей, дочери Гилберта Мюррей. Его опыт был востребован в годы первой мировой войны, когда он работает в Британском МИДе, консультируя по проблемам, возникающим на Среднем Востоке. Но в то же время он не оставляет и свои исследования, публикуя новые работы, такие, как «Новая Европа» и «Национальность и война».

В 1919 году Тойнби приглашают на пост профессора в Лондонский университет, где он работает до 1924 года. А с 1925 года Тойнби поступает на службу в Королевский институт международных отношений, директором которого он становится в 1929 году и пребывает на этом посту до 1955 года. После этого Тойнби решает покинуть службу, чтобы полностью посвятить остаток жизни историческим исследованиям.

Помимо многочисленных статей и публикаций, изданных за долгую жизнь ученого, основным трудом его, принесшим мировую славу, стало его «Постижение истории» Арнольда Джозефа Тойнби, начало которой было положено еще в 1927 году (закончено в 1961 году). В этом многотомном труде он излагает свое собственное видение цивилизационной теории.

Основы теории локальных цивилизаций Тойнби.

Арнольд Джозеф Тойнби в «Постижении истории» предлагает рассматривать всемирную историю не как единую цивилизацию, а в качестве системы условно выделяемых цивилизаций. Он считал, что каждая выделяемая цивилизация проходит фазы от своего рождения до гибели, причем у каждой цивилизации эти фазы одинаковы. Согласно теории Тойнби, цивилизация представляет собой замкнутое общество, в котором характеризуется с помощью основных критериев.

В качестве таких основных критериев он выделяет только два:

— Религии и форма ее организации

— Территориальный признак, характеризующийся степенью удаленности от места, где зародилось данное общество своем первоначальном виде.

Кроме развитых цивилизаций, по классификации Тойнби, были еще неродившиеся и задержанные цивилизации. К неродившимся цивилизациям он относит дальнезападную христианскую, дальневосточную христианскую, скандинавскую, сирийскую «эпохи гиксов». Задержанные цивилизации он определяет как рожденные, но впоследствии остановленные в развитии в силу разных причин. К таким цивилизациям Тойнби относит эскимосов, кочевников Великой степи, османов, спартанцев, полинезийцев.

Иногда цивилизации, сменяющие друг друга, образуют последовательности. Эти последовательности могут содержать не более трех цивилизаций, последними же в таких последовательностях являются цивилизации, существующие в современном мире.

В «Постижении истории» Арнольда Джозефа Тойнби мы можем проследить сразу несколько таких последовательностей:

Минойская - эллинская - западная цивилизация;
минойская - эллинская - православная цивилизация;

Шумерская - индская - индуистская цивилизация;
минойская - сирийская - исламская цивилизация.

Ученый оценивал цивилизации по особым критериям, среди которых основным критерием была устойчивость цивилизации, как во времени, так и в пространстве в ситуациях взаимодействия с другими народами и Вызова. Развитие каждой цивилизации определено способностью творческого меньшинства общества найти ответ на Вызовы человеческой среды и природы. Ученый считал, что каждая цивилизация имеет стадии возникновения, роста, надлома и последующего разложения . Именно в этом он видел весь смысл существования цивилизации, сравнивая сопоставимые единицы истории, называемые монадами, со сходными этапами развития.

В теории Тойнби определены и типы Вызовов. К ним относятся:

— Вызов сурового климата, определяющего развитие египетской, шумерской, китайской, майянской, андской цивилизаций;

— Вызов новых земель, характеризующего развитие минойской цивилизации;

— Вызов ударов от соседних обществ, которому подвергалась эллинская цивилизация;

— Вызов постоянного внешнего давления, оказывающего влияние на развитие русской православной и западной цивилизаций;

— Вызов ущемления, при котором общество, осознав утерю нечто жизненно важного для себя, направляет свои возможности на выработку свойств, способных возместить потерю.

Основной движущей силой цивилизации исследователь считал т.н. «творческое меньшинство». Именно это меньшинство, если судить по «Постижению истории» Арнольда Джозефа Тойнби, способно сформулировать Ответ на Вызов, который для каждой цивилизации бывает своим. Сначала творческое меньшинство работает на рост своего авторитета, находя ответы на вызовы окружения на стадиях возникновения и роста цивилизации. По мере роста авторитета творческого меньшинства поднимается и цивилизация на другой уровень развития. Когда же наступают стадии надлома и разложения, творческое меньшинство теряет свою способность к нахождению ответов на вызовы, превращаясь в элиту, которая хоть и возвышается над обществом, но уже не имеет авторитета для управления, переходя к управлению не силой авторитета, а силой оружия. В этот период большинство населения, составляющего данную цивилизацию, становится внутренним пролетариатом. И тогда этот внутренний пролетариат создает вселенскую церковь, правящая элита отвечает на это созданием универсального государства, а внешний пролетариат переходит к созданию мобильных военных отрядов. Таким образом, Тойнби ставит развитие цивилизации от нахождения адекватного ответа на Вызов «творческим меньшинством». Когда же это меньшинство вырождается в надстройку, именуемую элитой, и не способную найти адекватный ответ на Вызов, тогда и происходит надлом цивилизации с последующим неминуемым ее распадом.

Взгляд на Россию как Цивилизацию, изложенный в книге «Постижение истории» Арнольдом Джозефом Тойнби.

На территории России, по мнению Тойнби, существует русская православная цивилизация. В качестве основного вызова, определившего ее развитие, ученый называет непрерывное внешнее давление. Первый вызов Россия получила в 1237 году со стороны кочевых народов, когда хан Батый организовал поход на славянские земли. Ответом на Вызов стало изменение образа жизни и социальной организации. Именно тогда произошел первый случай за всю историю цивилизаций, заключавшийся в победе оседлого общества над евразийскими кочевниками. Но не только победа стала определяющим фактором в развитии цивилизации, итогом стало завоевание земель этих кочевников, изменение лица ландшафта, заключавшееся в преобразовании кочевых пастбищ в крестьянские села, а стойбищ – в оседлые деревни. Следующий этап вызова для православной русской цивилизации, заключающееся в том же давлении на Россию со стороны, Тойнби считает давление со стороны западного мира, произошедшее в 17 веке. Оккупация Москвы польской армией на протяжении двух лет не прошла для страны даром. Адекватным ответом на вызов стало основание Петром I города Петербурга и последующее создание русского флота на Балтике.

Коммунистическую фазу в России Тойнби считал «контрударом», который отбивал назад все, что со стороны Запада было навязано России в 18 веке. Это был лишь один из вариантов ответа, который неизбежен при создавшемся противоречии между агрессором — западной цивилизацией, и жертвами – другими цивилизациями.

Ответом Росси на постоянное давление кочевых племен ученый считал возникновение казачества, как создание нового образа жизни и новой социальной формы.

Тойнби был свидетелем гибели викторианской Англии, распада колониальной системы, двух мировых войн, и поэтому у него сформировалось свое видение гибели цивилизации. Он считает, что в то время, когда Запад находится на вершине своего могущества, ему противостоят незападные страны. У этих стран достаточно всего – ресурсов, стремления, воли, чтобы придать всему миру другой, незападный облик. Основываясь на своей теории, Тойнби заглядывал и в будущее, определяя, что в 21 веке будут свои определяющие Вызовы. Таким Вызовом он считал Россию, исламский мир и Китай, которые выдвинут свои собственные идеалы.

Основные положения теории Тойнби.

Не всегда название труда A Study of History Тойнби переводят правильно. Обычно люди именуют труд Арнольда Джозефа Тойнби как «Постижение истории», тогда как более правильным можно считать перевод «Исследование истории», трактуя исследование в качестве законченного научного труда, а не в качестве процесса. Этот фундаментальный труд, принесший мировую славу британскому историку, культурологу, социологу, философу Арнольду Джозефу Тойнби, состоит из 12 томов, которые писались с 1934 по 1961 годы. Это исследование до сих пор вызывает жаркие споры в научных кругах всего мира.

Вкратце повторим суть «Постижения истории» Арнольда Джозефа Тойнби.

Исследователь отказался от линейности мировой истории, поделив человечество на ряд цивилизаций, которые находятся в противостоянии примитивным обществам. При этом каждая из цивилизаций имеет историческую шкалу, появляющиеся в качестве ответа на вызовы внешней среды. При этом чрезмерный вызов может стать фактором задержки цивилизации. На всем процессе развития цивилизации происходит расслоение общества. Тогда, когда творческое меньшинство способно находить адекватные ответы на Вызовы, дающие возможность решения возникшей проблемы, цивилизация переходит на новый, более высокий уровень развития. Но когда не найдено правильного ответа на Вызов, творческое меньшинство становится правящим меньшинством, и наступает период надлома цивилизации.