Как появилась ложка история. Конспект нод "история ложки"

Сколько лет ложке?

Кто изобрел ложку, не известно. Археологи полагают, что первыми ложками нашим предкам служила скорлупа крупных орехов. Древние египтяне уже вовсю пользовались ложками бронзовыми, а не менее древние греки – серебряными. Русские люди, вопреки распространенному мнению, хлебали щи не лаптем, а деревянными ложками. Причем тогда, когда в Европе еще ели руками. Русские ложки делались из осины, березы и клена; у знати на столах можно было увидеть серебряные.

Прообраз современной столовой ложки появился в Европе примерно в 1760 году. Тогда ложки изготовлялись из олова, золота, серебра. А 1825 году немец Э.Гейтнер открыл в Саксонии фабрику по выпуску столовых приборов из сплава меди с никелем и цинком, и спустя несколько лет по всей Европе стали делать столовые приборы из этого сплава. Сегодня приборы из этого материала называют мельхиоровыми. Ложки и вилки из алюминия, которые одно время пользовались популярностью, в конце концов прижились только в дешевых столовых.

Но если никаких сомнений в целесообразности такого прибора как ложка ни у кого не возникало, о вилке сказать этого нельзя. Почему-то еда с вилки долгое время считалась глупой и даже позорной. Говорят, что впервые вилка появилась в 1071 году на столе у венецианского дожа Доменико Сильвио. Двузубую вилку, которую тут же окрестили "расщепленной ложкой", привезла с собой из Константинополя невеста венецианца. Гости дожа только диву давались, наблюдая, с какой ловкостью дама управляется с этим прибором. Но подражателей у женщины не нашлось, европейцы по-прежнему предпочитали обходиться собственными руками и ножом. Более того, поведение дамы было воспринято как чрезмерно высокомерное. А когда спустя небольшое время после свадьбы с Сильвио византийка умерла, это было воспринято как кара Божья за пользование вилками. Очевидно, набожным европейцам вилка напоминала изображенное на картинах орудие дьявола, которым враг рода человеческого колол в аду грешников.

Спустя триста лет после случая с супругой венецианского дожа вилка была замечена во Франции у жены Людовика Х. Затем, к концу XIV века, несколько серебряных вилок появилось при дворе Карла V. Но общественное мнение по-прежнему было против этого столового прибора. Духовенство же вообще видело в вилке воплощение дьявола, а посему в монастырях до XVIII века строго-настрого запрещалось этим предметом пользоваться. Долгое время никакого проку в вилках не видел Людовик XIV, который только к концу своего правления признал сей предмет полезным. Вилка понадобилась, чтобы за едой не пачкать огромных кружевных воротников, вошедших в моду.

В Англию вилки попали в 1611 году, но повсеместного распространения не получили, более того – люди, пользующиеся вилками, являлись объектом насмешек. Впрочем, простые люди и не могли использовать вилки, так как они были слишком дороги. И лишь когда в 1742 году Томас Баулзовер из английского Шеффилда придумал способ изготавливать столовые принадлежности из дешевого сплава, вилки начали появляться и на столах простолюдинов. А вот среди офицеров британского флота пользование вилкой вплоть до ХХ века считалось признаком недопустимой для мужчины изнеженности. Кстати, в Таиланде до сих пор считается неприличным доносить еду до рта с помощью вилки – вы должны пользоваться вилкой только для того, чтобы переложить еду из нее в вашу ложку.

В России вилки появились во времена петровских реформ, то есть в


«История деревянной ложки»

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

    Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

    Воспитывать чувство любви и гордости к Родине,

    Продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

Ход занятия:

Воспитатель : Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?

Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись.

Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие “В историю ложки”

Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.

Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси, как на средневековом Западе, не было до очень позднего времени. Пищу резали ножом, который обычно носил с собой каждый человек (обычно за поясом, иногда в кожаных ножнах). Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

Делали ложки из разных пород деревьев. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут.

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда нечистая сила сумеет сесть с людьми за один стол. Также нельзя было класть ложку внутренней частью вверх, так как считалось, что злой дух непременно захочет положить в неё отраву; или класть ложку черенком на стол, а головой на край блюда, потому что так нечистая сила может забраться со стола в кушанье. Кроме того, ложки были непременным атрибутом в гаданиях, народном лечении и многочисленных русских обрядах.

В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь. Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Парни и девушки свои ложки применяли в любовной магии. На вечеринках девушка, которая задумала приворожить парня, кормила его из своей ложки. Потом она эту ложку прижигала и никому уже ее не давала. Не разрешалось оставлять ложку на столе или на бортике миски. Это значило открыть доступ для враждебных человеку сил. Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам"

Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими - большая радость. Сегодня есть мастера ложкари, кто вырезает настоящие деревянные ложки, которыми можно есть.

Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Воспитатель:

Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.

А вы слышали, как играют на ложках?

А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить упражнение “Собери загадку”

Загадки

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Кто такая?
Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.

Кто такая?
Каши зачерпнет
И отправит в рот.

Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Воспитатель: Идет время, и благодаря знаниям и умениям человека все вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, путешествуя с вами, мы увидели, как появилась русская деревянная ложка.

Елена Нешатаева
Беседа «История деревянной ложки»

История деревянной ложки

Цель : прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке .

Задачи :

Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас приветствовать.

Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!

Дети : А как?

Ведущий : Ах, я совсем забыла приготовить ложки . Мы ведь не сможем есть без них варенье!

Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку , и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была . А Вы, хотели бы узнать что-то интересное о ложках ?

Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие “В историю ложки ” Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

И обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше,

Хлеб – кормилец, пища наша.

Чем же ели на Руси?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка )

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки , которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные , они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки . Эти ложки были тяжёлые , неудобные и тоже ломались. Первые ложки , похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки , а у бедных деревянные . Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех .

Ложками ели жидкую пищу , мясо – руками : вилок на Руси не было до очень позднего времени. Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол . Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук , то он считался прожорливым.

Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу .

Делали ложки из разных пород деревьев : яблони, липы, рябины. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки, обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - мужчинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало : делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик , рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки , начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Ложки получались легкими , удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой : расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари , ложечники”

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки . Верили, что тогда придет незваный гость.

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок : "Запасливый гость без ложки не ходит " или "Со своей ложкой по чужим обедам "

Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.

Особенно любили те ложки , которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Такие ложки были праздничными , а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными , из простого дерева .

Игра «Виды ложек» :

Столовая, десертная, чайная, кофейная, ложка разливная , ложка соусная , ложка для сахара или икры , для оливок, барная, для заваривания чая

Сувенирные

Материал для изготовления ложек :

- деревянные , мельхиоровые, фарфоровые, пластмассовые, серебряные, алюминиевые, нержавеющая сталь, позолоченные

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева . Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках .

Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится Нижегородской области. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими - большая радость.

(Просмотр видеоролика “Игра на ложках” )

Ведущий : На самый великий, светлый праздник Пасхи среди маленьких детей устраивались игры-забавы с ложками : “Пронеси воду в ложке” . “Пронеси яйцо в ложке” . Мы сейчас тоже с вами поиграем в игру “Пронеси – не урони”.

А теперь я спрошу вас :

1. Каши зачерпнет

И отправит в рот.

Сама не ест,

А людей кормит.

Кто такая?

2. Как называли специалистов по изготовлению ложек? ложечники

3. Как называется маленькая чурка, из которой изготовляют ложку ? баклуша

4. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос, Что можно кушать ложкой ?

Я ложкой люблю есть пирожное .

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку,

Вот сколько всего можно выхлебать ложкой !

5. Кроме еды, где еще используют ложки ?

Ведущий : У меня есть большая деревянная ложка , она волшебная кто её возьмёт должен зачерпнуть конфет и угостить всех ребят за плодотворную работу.

Была березовая чурка,

Валялась, где лежат дрова.

Потом из чурки вышло чудо,

Точнее не одно, а два.

Два чуда –

Две чудесных ложки !

Округлых, звонких расписных!

Чечетку даже без гармошки,

Я так отплясывал под них!

Бежали по дорожке, собирали ложки .

Ложки не простые , ложки хохломские

Вятские, смоленские, ложки деревенские .

Ложки сосчитаем , в ложки вам сыграем .

Ой, же – говори, заиграем ложкари .

Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси - древесина.

В Европе ложка появилась в средние века. Тогда ложки были в основном деревянными и роговыми. В XV веке приобрели популярность ложки из латуни и меди. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки с изображением Христа и его учеников, которые зачастую дарили на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа.


В период барокко ложка превратилась в произведение искусства. Изысканный стиль в архитектуре, дизайне, мебели, одежде и манерах не позволял ложкам оставаться с широкими ручками. Держать их требовалось всей ладонью, что, принимая во внимание наличие широких манжет, жабо, длинных воротников и вообще утонченный внешний вид владельцем, сделалось совершенно неудобным. Поэтому в первой половине XVII века ручка ложки удлинилась в несколько раз. Вообще мода не раз меняла форму ложки. Например, этикетное правило держать ложку тремя пальцами привело к появлению более широких и плоских ручек.

Общая черта всех ложек барокко (как и всего, окружавшего аристократию в это время) - необычайная пышность украшений и разнообразие форм рукояток (были ложки и в виде лотоса, и ракушки, и скрипки и т.п.). Пышный декор барокко не обошел и ложку. Ее украшали сложными эмблемами, цветочными и фруктовыми орнаментами, аллегорическими фигурами и т.п.

Открытие кофейных и чайных домов в XVIII веке привело к появлению новой посуды, необходимой для чая, кофе, горячего шоколада. Культура чаепития положила начало производству кофейных и чайных ложек и появлению новых правил этикета. Так, ложку при размешивании сахара нужно было легко придерживать двумя пальцами. Ложка, положенная гостем поперек чашки, означала, что чай доливать ему чай больше не нужно.


Рококо, изящный стиль, девизом которого было «жизнь - театральная ширма», открыл новую страницу в истории столовых приборов. Декор ложки теперь включал главный символ эпохи - маленькую изящно-воздушную раковину (именно от слова «раковина» и произошло название стиля). Принятие пищи превращается в театральную постановку, а это значит, что столовые приборы должны были стать достойной декорацией к ней. Появляются хрупкие, изощренно изогнутые чайные ложки, и миниатюрные ложечки для сахара, украшенные перламутром.

На смену рококо пришли строгие ясные формы нового Возрождения - классицизм выровнял изогнутые линии и лишил ложку излишков украшений времен барокко и рококо. Виньетки, игривые раковины и пузатые ангелочки уступили место ровным скрещенным шпагам и геральдическим мотивам (львам, грифонам, знаменам).


Несколько позже, когда, устав от четкости классицизма, Европа обратилась к своим средневековым корням, и в моду вошла неоготика, появились великолепные образцы ложек, имитировавших своих предшественниц позднего средневековья. Причем стилизация достигала такого высокого уровня, что копии с трудом можно было отличить от оригиналов.

В том же XIX веке вырос спрос на сувенирные ложки. Первые из них появились еще примерно в конце XVII - начале XVIII веков. Их родиной считается Фрисландия, историческая область на севере Нидерландов и один из центров Северного Возрождения. Здесь впервые ложки стали украшать изображениями реальных местных ландшафтов. В новом, XIX веке, такие ложки распространились по всем лавкам Европы. Именно в это время европейцы, в период средневековья путешествовавшие с образовательными целями, начали превращаться в туристов.

Около 1900 года в Европе и Северной Америке было произведено огромное количество подобных изделий с гравюрами исторических и ландшафтных достопримечательностей, видами городов и эмблемами государств. Излюбленным украшением стали портреты знаменитых людей.


Когда же ложка добралась до Руси-матушки?

В период царствования Алексея Михайловича у бояр столовая посуда была оловянная. О существовании столовых приборов, конечно, все знали, но эта атрибутика воспринималась исключительно как роскошь, поэтому ложки, вилки и ножи подавались только почтеннейшим гостям. Даже Иван Грозный за своим столом не имел ни персональной тарелки, ни ложки, а «пользовался ими от сидевшего подле него боярина». Поэтому шикарный пир с «заморской икрой» и изобилующим посудой столом в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» – выдумка режиссера, несоответствующая духу времени.


При Петре I почти у всех вельмож посуда была серебряная. У придворных Екатерины I зачастую и золотая. На одном из праздников графа Шереметьева в Кусково стол был сервирован на 60 персон исключительно золотой посудой. В середине стола стоял рог изобилия из чистого золота, украшенный вензелем императрицы из крупных бриллиантов.


Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери... Традиционные цвета: черный (иногда зеленый) и красный на золотистом фоне. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрешка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты.


Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля гласит, что «ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. Белая, т. е. некрашеная, из первых рук идет 9-18 руб. ассигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75 руб. ассигнаций тысяча. Ложки, у песенников, скоморохов кастаньетки, пара деревянных ложек, или надеваемых на пальцы кружков, унизанных гремушками».

На ложках также гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет или умрет и т.д.). В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни; ямка сверху – к смерти».


Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

Так на Руси существовал обычай: мужчине во время родов его жены вручали столовую ложку и заставляли есть смесь из горчицы, перца, хрена, соли, уксуса и сахара, чтобы тот почувствовал, каково приходится его жене. Ох и тяжко было наверно есть подобную баланду.

Не менее интересны ложечные приметы.

Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина.
Две ложки в одном соуснике – к свадьбе.
Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
Пролить соус из соусной ложки – накликать семейную ссору.
Нельзя стучать ложками – от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни».
Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.


Шотландские няньки всегда замечали, какой рукой ребенок в первый раз брался за ложку. Считалось, что если он сделает это левой рукой, он лишит себя удачи на всю оставшуюся жизнь. Это суеверие записал магистр Уилки: «Ложка играла заметную роль в обрядах восточных славян, олицетворяя собой конкретного члена семьи – живого или умершего... Ложки помечали, избегали пользоваться чужими, причем ложка мужчины подчас противопоставлялась остальным по размерам и форме; ее охотно применяли в народной медицине, полагая, что с помощью ложки умершего хозяина можно избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле и т. п.» В контексте представления о том, что ложка метафорически «замещает» своего хозяина, становится понятным смысл английского поверья о двух ложках в соуснике – они олицетворяют молодую чету.

При сватовстве если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.

Как оберег ложку использовали во время крещения ребенка, в тех случаях, когда крестная мать была беременной. Эта традиция жива до сих пор – во время крещения малышу дарят серебряную ложечку, напрочь забыв о таком атрибуте, как беременность.

Ну и как же не вспомнить игру на ложках! С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте и в обрядах. Использование инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию. Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, самоварные трубы, всё, что может издавать звук. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента не установлено. Первые сведения о них появляются в конце 18 века, некоторые исследователи считают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.


И напоследок, несколько пословиц о ложках.

Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая. (русская)
Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская)
В один рот двух ложек не впихнёшь. (китайская)
Дорога ложка к обеду. (русская)
Каши мало, зато ложка большая. (малайская)
Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам. (русская)
Ложка дёгтя в бочке мёда. (русская)
Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски. (абхазская)
Пустая ложка губы царапает. (осетинская)
Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. (русская)
Состояние котла лучше всего знает разливная ложка. (лакская)
Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку. (казахская)
Красна ложка едоком, лошадь ездоком. (русская)
Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. (русская)


Знаете ли Вы что:

В Кембридже существовал обычай дарить деревянную ложку студенту, получившему самую низкую оценку на экзамене по математике. Традиция существовала до 1909 года (на фото как раз зафиксирована эта самая последняя ложка, которая сейчас хранится в одном из музеев университета).

В России тоже не отстают от Америки и тоже используют ложку для сдачи экзамена. Студенты Казанского университета в позапрошлом веке клали чайные ложки под книжный шкаф как залог удачного исхода экзамена. Помогало ли? Наверно да, если был такой обычай.

Когда Сальвадор Дали ложился спать, он брал в руки ложку, засыпал, и когда ложка падала, он просыпался и зарисовывал все, что увидел во сне. Надо сказать сны у него были очень неординарные.

Ложка и герб? Было и такое. Турецкий султан Урхан создав войско янычар, в качестве его герба утвердил ложку, которая должна была напоминать воинам, что воевать они обязаны за султанское вознаграждение.

Прекрасный выход придумали французы и именно для тех, кто не знаем меры в еде. По мнению французов без ложки никак не похудеть. Но надо использовать ложку несколько необычную: совсем недавно в Париже продавались столовые наборы из вилки с обломанными зубьями, совершенно тупого ножа и дырявой ложки.


На протяжении своего развития ложка постоянно претерпевала подчас кардинальные изменения, зависевшие как от изменения моды на одежду, так и от перемены стиля жизни вообще. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.

Пояснительная записка

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Так начался мой проект.

Почему именно ложка?

Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.

В нашем саду есть музей в который мы ходим на экскурсии, проводим тематические занятия. Наша главная задача пополнение нашего музея экспонатами. Для детей сложно подготовить экспозицию понятную и доступную, а в развитии детей важную задачу играет воспитание культурно-гигиенических навыков.

История ложки.

Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). Интерес представляют коронационные ложки, использовавшиеся для помазания английских королей. В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки - ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.

Проект “История ложечки” был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Задачи проекта: помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая); обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды; в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса); совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества.

Что такое ложка, какими были ложки раньше, из чего изготавливают ложки, где можно увидеть разнообразные ложки.

Название проекта: “История ложечки”.

Тип проекта: коллективный, познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети детского сада, родители.

Длительность проекта: краткосрочный

Цель проекта: поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.

Ожидаемые результаты:

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:

  • ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
  • ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
  • ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
  • ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментированию.

Этапы работы.

  1. Подготовительный:
  2. Подбор художественной литературы для чтения.
  3. Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
  4. Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
  5. Основной (практический):
  6. Чтение художественной литературы: Кристиан Пино “История деревянной ложки” в сокращении, сказка “Жихарка”.
  7. Дидактические игры на классификацию: “Какая бывает посуда”, “Ложки разные бывают” (по размеру), “Из чего ложечка?” (материал), “Для чего и почему?” (по назначению).
  8. Игры-забавы: “Пронеси – не урони!”

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

Вопросы к детям по презентации:

Что делают люди на картине? (слайд 2)

Чем они пользуются за столом?

Как вы думаете, когда появились первые ложки?

Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)

Рассказ воспитателя: очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4) .

Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5) , добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6) , которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7)

В них можно было хранить и варить еду (слайд 8) , а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9)

В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10) , или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)

Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)

И напоследок, несколько загадок и пословиц о ложках.

Загадки:

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Кто такая?

Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.
Кто такая?

Каши зачерпнет
И отправит в рот.
Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

Пословицы:

  • Был бы мир пловом, а я - ложкой! (даргинская)
  • В один рот двух ложек не впихнёшь (китайская)
  • Дорога ложка к обеду (русская)
  • Каши мало, зато ложка большая (малайская)
  • Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам (русская)
  • Ложка дёгтя в бочке мёда (русская)
  • Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)
  • Пустая ложка рот царапает (осетинская)
  • Нечего хлебать, так дай ложку полизать (русская)
  • Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)
  • Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку (казахская)
  • Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)

Используемая литература.

  1. Белая К.Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 104 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
  4. Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”, М.: АРКТИ, 2002.
  5. М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова “Красна изба” – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: “Детство-пресс”, 2004.
  6. Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.