Словарный запас все слова. Словарный запас: как его подсчитать, пополнить и зачем это нужно


Задачей исследования было определить объём пассивного словарного запаса носителей русского языка. Измерение проводилось с помощью , в котором респондентам предлагалось отметить знакомые слова из специальным образом составленной выборки. По правилам теста слово считалось «знакомым», если респондент мог дать определение хотя бы одному его значению. Методика теста подробно описана . Чтобы повысить точность теста и выявить респондентов, проходящих его неаккуратно, в тест были добавлены несуществующие слова. Если респондент отмечал хотя бы одно такое слово как знакомое, его результаты не учитывались. В исследовании приняло участие более 150 тысяч человек (из них прошло тест аккуратно — 123 тысячи).

Для начала, проанализируем влияние возраста на словарный запас.

На графике показаны перцентили полученного распределения. Например, самая нижняя кривая (10-ый перцентиль) для 20 лет даёт 40 тысяч слов. Это означает, что 10% респондентов этого возраста имеют словарный запас ниже этого значения, а 90% — выше. Выделенная синим центральная кривая (медиана) соответствует такому словарному запасу, что половина респондентов соответствующего возраста показали результат хуже, и половина — лучше. Самая верхняя кривая — 90-ый перцентиль — отсекает результат, выше которого показали только 10% респондентов с максимальным словарным запасом.

Из графика видно следующее:

  1. Словарный запас растет с практически постоянной скоростью до примерно 20 лет, после чего скорость его набора уменьшается, сходя на нет к 45 годам. После этого возраста словарный запас уже практически не меняется.
  2. Во время обучения в школе подросток учит по 10 слов в день. Эта величина кажется неестественно большой, но объясняется тем, что в тесте производные слова учитывались отдельно, как самостоятельные.
  3. К моменту выпуска из школы подросток в среднем знает 51 тысячу слов.
  4. За время обучения в школе словарный запас увеличивается примерно в 2.5 раза.
  5. После выпуска из школы и до достижения среднего возраста человек в среднем узнаёт 3 новых слова а день.
  6. После достижения 55 лет словарный запас начинает несколько снижаться. Это может быть связано с забыванием слов, которые не используются достаточно долго. Интересно, что этот возраст примерно совпадает с выходом на пенсию.

Теперь разделим всех респондентов на группы по уровню образования. На следующем графике изображены медианы словарного запаса этих групп. Кривые начинаются и заканчиваются в разных местах из-за того, что статистика по всем группам разная — например, респондентов с неоконченным средним образованием старше 45 было недостаточно много, чтобы результаты были статистически значимы, поэтому пришлось оборвать соответствующую кривую так рано.


Из графика можно узнать, что

  1. Возможно, насыщение словарного запаса наступает в разном возрасте в зависимости от образования. Так, у респондентов со средним специальным образованием насыщение можно определить в районе 43 лет, с высшим — в 51 год, у кандидатов и докторов — в 54 года. Это можно было бы объяснить спецификой работы респондентов — скорее всего, обладатели ученой степени продолжают штудировать различную литературу даже в зрелом возрасте. Или постоянная жизнь в университетской среде, с ее обилием общения с образованными людьми разных специализаций, постоянно подбрасывает новые слова. Однако с технической точки зрения такие выводы пока делать не стоит — получившиеся кривые достаточно шумные, и очень сложно определить точно, где же начинается насыщение. Возможно, дальнейший набор статистики позволит увидеть зависимость возраста насыщения от уровня образования (если она есть) более чётко.
  2. Разницы в словарном запасе между теми, кто поступил в университет, но не доучился, и теми, кто прошел этот путь до конца, практически нет (студентам: это не значит, что можно не ходить на лекции).

Теперь исключим влияние возраста, оставив в выборке только респондентов старше 30 лет. Это позволит сконцентрироваться на образовании.


Из графика мы видим следующее:

  1. Закончившие только школу респонденты знают в среднем на 2-3 тысячи слов больше, чем не закончившие ее в своё время.
  2. Словарный запас у получивших среднее или среднее специальное образование практически не отличается и составляет в среднем 75 тысяч слов.
  3. Учившиеся в университетах и институтах (и необязательно закончившие их) знают в среднем 81 тысячу слов.
  4. Кандидаты и доктора наук знают в среднем 86 тысяч слов. Таким образом, ученая степень прибавляет около 5 тысяч единиц словарного запаса по сравнению с высшим образованием.
  5. Образование, конечно, влияет на размер словарного запаса. Однако разброс внутри каждой группы с одинаковым образованием значительно больше, чем разница между средними значениями групп. Иными словами, не закончивший школу человек вполне может знать больше слов, чем кандидат наук. Вот конкретные цифры — 20% респондентов с незаконченным средним образованием, показавшие лучший результат для своей группы, имеют словарный запас, превышающий словарный запас половины респондентов с ученой степенью. Скорее всего, они больше читают на разные темы, интересуются и разбираются в большем количестве областей.

Получившиеся в результате исследования величины словарного запаса — десятки тысяч слов — кажутся довольно большими. Этому есть две причины. Во-первых, измерялся пассивный словарный запас (слова, которые человек узнаёт в тексте или на слух), а не активный словарный запас (слова, которые человек использует в речи или на письме). Эти запасы отличаются в разы — пассивный всегда значительно больше. Подсчитанные словарные запасы писателей, например, являются именно активными. Во-вторых, в тесте все производные слова учитывались отдельно (например, «работа» и «работать», или «город» и «городской»).

Отдельно хочется заметить, что полученные результаты не дают представление о словарном запасе «среднестатистического» (если такой вообще существует) носителя русского языка. Например, уровень образования респондентов, прошедших тест, значительно выше общероссийского — 65% респондентов имеют высшее образование, тогда как в России таких только 23% (по данным всероссийской переписи населения 2010 года). Затем, очевидно, что респонденты, прошедшие интернет-тест, в основном являются активными пользователями интернета, и это также делает выборку специфичной (в основном для пожилых людей). В конце концов, далеко не всем интересно определить свой словарный запас, среди наших же респондентов таких — 100%. Логично предположить, что полученные по такой особенной выборке результаты словарного запаса должны быть несколько выше «среднестатистических».

Итак, полученные данные выявили сильную зависимость словарного запаса от возраста, и более слабую — от уровня образования. Очевидно, что есть и другие факторы, влияющие на словарный запас — чтение, общение, работа, хобби, образ жизни. Всё это — темы для следующих исследований.



«Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарный запас негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…»

Вам не хватает слов, чтобы правильно выразить свои мысли? Если перед вами встал вопрос «?», эта статья будет вам полезна.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека , тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Пополнить словарный запас русского языка вам помогут следующие рекомендации:

Методы, способы и приемы увеличения словарного запаса

  1. Подумайте о том, какие из банальных, избитых, заезженных слов и выражений вы привыкли ежедневно употреблять в стандартных ситуациях общения. Запишите их на листке бумаги. Записали? Теперь возьмите с полки толковый словарь или словарь синонимов. Найдите эти слова, которые вам самим уже режут слух и которые надоело слышать изо дня в день. Изучите длинный список альтернативных вариантов и произнесите каждое из этих слов вслух. Какое из них отражает вашу индивидуальность? Какое подходит лично вам? Попробуйте употребить каждое из них, как вы примеряете костюм, и посмотрите, какие из них покажутся вам удобными и уютными. Выберите несколько таких слов и поупражняйтесь, произнося их вслух, пока они не станут естественной частью вашего словарного запаса;
  2. Общение - это основной источник пополнения словарного запаса человека .Вовремя разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними. Как можно больше говорите с друзьями, знакомыми, родными. Употребляйте новые в вашем лексиконе слова, знание о слове ничто без его использования;
  3. Читайте, чтение книг полезно . Начните с тех авторов, которые более понятны и близки Вашим интересам. Постепенно добавляйте литературу сложнее. Текст где встречаются интересные слова и выражения, которые вы хотите запомнить и в дальнейшем применить, перечитайте вслух (читая про себя, мы тоже пополняем свой лексикон, но не так быстро, потому что таким способом мы слова только видим, при чтении же вслух, мы их помимо этого еще и слышим и, что самое важное, - произносим, поэтому лучше запоминаем);
  4. Когда замечаете новое слово, не просто смотрите на его определение в словаре. Обратите внимание, в каком обороте речи используется это слово, попробуйте заменить его для себя соответствующим синонимом. Пробуйте рифмовать, придумывать как можно больше подходящих словосочетаний. Чем больше знаешь о слове - тем быстрее научишься пользоваться им, не затрудняя при этом свою память . Это незамедлительно отразится на красоте и индивидуальности вашей речи;
  5. Пишите. Переписывайте чужие статьи и ваши любимые литературные произведения по примеру Демосфена, который переписал «Историю» Фукидида целых восемь раз подряд.
  6. Кроссворды - это не просто развлечение, но и способ развития словарного запаса . Используйте эту возможность в дороге, на отдыхе. Выбирайте кроссворды в известных изданиях или тех, что имеют хорошую репутацию;
  7. Для тех, кто проводит много времени в дороге, за рулем или совершенно не имеет свободного времени, чтобы пользоваться книгами и словарями есть уникальная возможность развить свою речь и увеличить словарный запас с помощью аудиокниг. Подобный способ будет так же приемлем для аудитории, которая воспринимает лучше на слух. В любом случае, коротать время в пробках под чтение хорошей литературы много полезнее и эффективнее для Вашего развития.

Способы запоминания новых слов

Конечно, данная статья не содержит все способы и приемы увеличения и развития словарного запаса . Но и они вполне достаточны для появления в вашем лексиконе новых слов и обогащения словарного запаса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Каждый язык, диалект, наречие, сленг на нашей планете сам по себе уникален и интересен. И каждый из перечисленных вариантов имеет свой определённый набор слов, которыми наполняются словари и головы студентов. Но прежде чем начать говорить непосредственно об английском языке, хотелось бы начать с нашего родного – родного для меня и для вас, читающих эту статью, - и великого русского языка.

Ответьте сами себе на вопрос: сколько слов родного языка вы знаете и используете абсолютно свободно в вашей речи? Как вы будете их считать? Первый способ – берём самый большой словарь и начинаем ставить галочки напротив тех слов, которые нам знакомы. Проходит 3 недели, когда мы доходим до слов «яшма», «ящик», «ящур» (кто что знает), снова открываем первую страницу и начинаем считать. Ещё через 3 недели каждый выйдет на определённую огромную цифру слов и подумает, для чего он проделал все эти манипуляции. Для чего, я расскажу чуть позже. Второй способ – не берём словарь, ничего не считаем, потому что нам, лично, это не нужно и у нас веские аргументы. Почему это всё-таки нужно, я тоже поведаю в этой статье. И наконец-то третий способ – находим в интернете тест на определение , проходим его и точно знаем, в каких пределах варьируется доступное нашему сознанию количество слов. Но и тут возникает проблема: как правильно выбрать тест, ведь их десятки, что такое пассивный и активный запасы слов и т.д. Итак, обратимся к теории и разберёмся всё-таки, что же такое словарный запас и почему я решила сегодня поговорить именно об этом.

Говоря простым ненаучным языком, словарный запас – это тот определённый набор слов, которым владеет определённый человек. Именно владеет, а не просто «слышал звон, не знаю где он». Т.е. понимает значение того или иного слова, умеет применить его в устной и письменной речи, воспринимает его при живом общении. Весь в целом словарный запас конкретного человека можно разделить на активный и пассивный. Активный словарный запас – это набор слов, которые он использует в устной и письменной речи, когда он является источником этой речи. Пассивный же словарный запас – это набор тех слов, которые человек распознаёт, читая ту или иную литературу, или услышав их в устной речи, но сам источником этих слов не является, т.е. не использует в своей собственной речи. Данное разграничение применимо как для родного, так и для изучаемого вами в качестве иностранного языка, так как в обоих случаях есть те слова, которыми пользуемся лично мы с вами, и те, значения которых мы распознаём нашей памятью.

Если говорить о составе языка в целом, то русский язык практически невозможно подсчитать, так как он слишком богат и разнообразен, и по разным источникам в нём насчитывается от 2,5 до 4,5 миллионов слов и словарных единиц. В английском языке всё намного проще, последний раз официальный подсчёт проводили в 1999 году, и по его данным в этом языке насчитывается чуть больше одного миллиона слов и словарных единиц. Поэтому может смело радоваться тому, что изучаем именно английский язык, ведь миллион – это не так уж много. А если говорить серьёзно, то из этого «чуть больше миллиона» в обыкновенной повседневной речи даже самый образованный человек использует не более 20-30 тысяч слов и словарных единиц (и не более 50 тысяч хранится на жёстких дисках его памяти) – и при том, что английский для него родной. Если же мы говорим об английском языке, как об иностранном, изучаемом нами, то самые высокие показатели для активного словарного запаса составляют 8-10 тысяч слов, а для пассивного до 15 тысяч. Т.е. вы видите, что показатели не так уж велики и страшны, как может показаться на первый взгляд.

Теперь стоит поговорить о том, как же подсчитать ту самую заветную цифру, на которую вы выходите с вашим объёмом знаний. Существует множество различных способов, тестов, подсчётов. Я предлагаю вам обратить внимание на два из них, и я аргументирую почему выбрала именно эти варианты. Первый из этих вариантов подсчёта вы можете найти на сайте , который посвящен совместному американско-бразильскому исследовательскому проекту, направленному именно на подсчёт слов вашего пассивного словарного запаса. Построен он очень просто – вам лишь нужно отмечать те слова, значение которых (хотя бы одно) вам достоверно известно. Единственная проблема в том, сможете ли вы быть честны сами с собой и действительно правдиво выбирать узнанные вами слова. В конце система сама считает ваш результат и выдаёт примерное значение +/- 500 слов. Второй вариант подсчёта слов позволяет сделать это по уровням и конкретно увидеть, в чём же ваши упущения. Этот вариант подсчёта вы можете найти на сайте . Данный тест позволит вам пройтись по уровням и точно определить, где мы ставим точку и продолжаем обучение. Каждая версия теста состоит из 6 уровней, и проходить их необходимо, начиная с самого первого, даже если вы уверены, что знаете гораздо больше. Результат даст вам возможность понять, каков ваш словарный запас и на что стоит обратить своё внимание.

Но для чего же считать? Вот вопрос, который многих из вас сейчас заботит. Ведь цифры никому не важны, думаете вы. Но это не так. Во-первых, такой подсчёт позволяет объективно оценить ваш уровень знания , во-вторых, при прохождении определённых тестирований британских и американских школ, вас буду просить указать результаты подсчёта словарного запаса. И я никому из вас не советую делать это навскидку, так как после выполнения тестирования может случится конфуз несоответствия указанных вами данных и результатов теста. Поэтому знать свой словарный запас (особенно активный), не просто полезно, но в некоторых случаях необходимо.

  • словарный запас в размере 350-700 слов – активный словарный запас необходимый для начального (базового) уровня владения иностранным языком.
  • словарный запас в размере 700-1300 слов – достаточный для того, чтобы объясниться (если он активный для вас); и для чтения на базовом уровне (если это ваш пассивный словарный запас).
  • словарный запас в размере 1300-2800 слов – активный словарный запас, достаточный для бытового повседневного общения; в случае, если он пассивный, достаточен для беглого чтения.
  • словарный запас в размере 2800-5500 слов – вполне пригоден для свободного чтения прессы или научной литературы.
  • словарный запас в размере до 8000 слов – достаточно для нормального полноценного общения человека, изучающего английский как иностранный, что позволит понимать практически любую литературу, ТВ-программы и прессу.
  • словарный запас в размере до 13 000 – активный словарный запас человека с высоким уровнем образования, который изучает английский как иностранный язык.

Но даже если вы прошли данное тестирование успешно, следует помнить, что только слова, зафиксированные в вашей памяти, не дадут вам возможности свободно общаться по-английски, так как у этого навыка множество других аспектов. Однако, овладев 2000 правильно подобранных часто используемых слов, при наличии определенной грамматической базы и практики, вы без труда сможете общаться на великолепном языке Туманного Альбиона.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.

Словарный запас среднестатистического человека

Русский язык

«Толковый словарь живого великорусского языка » В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов. Наиболее употребительными слова, согласно "Частотному словарю русского языка" под редакцией Л. Н. Засориной - являются около 40 тысяч слов, а наибольшую частоту имеют чуть более 9 тысяч слов, покрывающих более 90% обработанных при составлении словаря текстов. По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет около 5000 слов. Высокообразованный человек знает порядка 8000 слов. Интересно, что "Словарь языка Пушкина", содержащий используемые классиком слова, содержит непревзойденный пока показатель - приблизительно 24 тысячи слов. Не изданный "Словарь языка В. И. Ленина" по некоторым данным должен был содержать около 30 тысяч слов.

Английский язык

По официальным данным Оксфордского словаря, в английском языке насчитывается 250 тысяч слов и около 615 тысяч словообразований. Но некоторые исследователи утверждают, что при подсчёте английских слов необходимо учитывать все неологизмы , включая слова из интернет-блогов и других неофициальных ресурсов, а также слова, употребляемые только в разновидностях английского языка, к примеру, в Китае и Японии. Так, компания Global Language Monitor насчитала в английском 986 тысяч слов.

Японский язык

Японский язык содержит около 50 тысяч иероглифов. Активный словарный запас японцев формирует Министерство просвещения, именно оно рекомендует своим соотечественникам 1850 иероглифов для повседневного использования, из которых 881 изучается в начальной и средней школе. В среднем японец обходится 400 иероглифами в повседневной жизни, а газеты и журналы используют 3000 иероглифов.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Словарный запас" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 5 активный словарь (5) запас слов (5) лексика (10) … Словарь синонимов

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. То же, что потенциальный словарь …

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - совокупность слов естественного языка, значение которых данное лицо понимает и может объяснить. Подразделяется на активный слова, употребляемые в повседневной устной речи и при письме, и пассивный слова, понятные при чтении и устном восприятии … Профессиональное образование. Словарь

    Словарный запас - – 1. все слова, значение которых понимает и/или использует индивид в своей языковой практике; 2. любой специально ограниченный список слов (например, словарь, глоссарий); 3. полный список слов какого либо языка. Число таких слов, а также динамика …

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - 1. Полный компендиум слов, которые знает индивидуум. 2. Полный перечень слов, используемых в языке. 3. Любой специально ограниченный список слов. Когда имеется в виду это последнее значение, обычно используется уточняющее слово, чтобы обозначить… …

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС АКТИВНЫЙ - СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС АКТИВНЫЙ. См. активный словарный запас … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПАССИВНЫЙ - СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПАССИВНЫЙ. См. пассивный словарный запас … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ПАССИВНЫЙ - Вообще – словарный запас (1), используемый пассивно, то есть при чтении и слушании. Пассивный словарей запас индивида значительно больше, чем активный словарный запас. Также называется словарным запасом узнавания … Толковый словарь по психологии

    Словарный запас, читаемый с листа - у начинающих читать – слова, которые они могут читать быстро («с листа») без эксплицитного фонетического декодирования. Дети, которых учат читать методом «целых слов», обычно имеют больший словарный запас, читаемых с листа, нежели дети,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, АКТИВНЫЙ - Вообще словарный запас (1), используемый активно, то есть в разговоре и на письме. Ср. с пассивным словарным запасом … Толковый словарь по психологии

Книги

  • Словарный запас для начальной школы , Зиновьева Лариса Александровна. Данное пособие по лексике английского языка составлено в соответствии с действующей программой для начальной школы. Подача материала "от простого к сложному" поможет постепенно овладеть всем…

Словарный запас представляет собой набор слов родного для человека языка, понятных ему по значению и применяемых в общении. Он состоит из слов, постоянно используемых в устной и письменной речи, а также слов понятных по значению во время разговора или чтения литературы.

Выделяют два вида словарного запаса:

  • Активный. Это запас слов, ежедневно используемых человеком в речи при общении с окружающими людьми.
  • Пассивный. Это слова, не используемые в общении, но знакомые на слух и содержание.

Активный и пассивный словарный запас содержат неодинаковые показатели объема слов. Активный словарный запас взрослого человека сильно превышает пассивный. Объемы слов в обоих словарях склонны к постоянным переменам. Они способны увеличиваться, если человек узнает новые термины, читает, развивается или уменьшаться.

Уменьшаться активный и пассивный словарь может вследствие возраста, когда происходит забывание слов или при прекращении использования в общении. В этом случае слова исчезнут из словарного запаса человека или заменятся на новые.

Оценить точные объемы запаса слов у среднестатистического человека трудная задача. Никто не знает конкретно, каким он обязан быть по содержанию и количеству слов. Ориентиром в этом вопросе является словарь русского языка В. И. Даля, который содержит в себе около двухсот тысяч слов и толковый словарь Ожегова, объемом в 70 тысяч русских слов.

Конечно, понятно, что такой объем слов не под силу даже самому умному человеку. Человеческая память не способна вместить в себя такое количество информации, без вреда для здоровья.

Для определения объема слов у носителей русского языка недавно было проведено интересное исследование. Оно проводилось в форме тестирования, где желающие отмечали в предоставленном списке понятные и используемые ими слова. Слова отмечались только в случае полного понимания определения.

Для повышения качества тестирования и отсортировки недостоверной информации в списках присутствовали несуществующие обозначения. Присутствие в анкете испытуемого хотя бы одного слова из несуществующих и отмеченного как знакомого ему, считалось недостоверной информацией и не учитывалось.

В ходе проводимой работы были получены следующие данные:

  • Пассивный словарь человека увеличивается с каждым годом вплоть до 20 летнего возраста. Далее темп развития снижается, постепенно исчезая после 40 лет. В этом возрасте и до конца жизни запас слов у человека остается неизменным.
  • Учеба в школе добавляет детям в пассивный словарь до 10 слов каждый день. Активный и пассивный словарный запас школьника постоянно растет.
  • К концу учебы подростки владеют в среднем 50 тысячами слов.
  • Школьное время увеличивает рост объема слов почти в 3 раза.
  • После окончания школы пассивный словарь человека приостанавливается в росте и составляет в среднем 3–4 слова ежедневно.
  • В 55 лет запас слов продолжает свое снижение, за счет необратимого ухудшения памяти и применения некоторых слов на практике.

Проведенное исследование оценило уровень образования испытуемых, получив интересные выводы. Оказывается, что обладание наибольшим объемом слов у людей происходит в неодинаковый момент жизни. Средне специальное образование подразумевает окончание роста слов в 40 летнем возрасте, а высшее немного позже – после 50 лет. Такой разрыв в 10 лет объясняется в расхождении выполняемой работы и занимаемой должности у людей с разным образованием. Некоторые люди в 50 лет читают научные книги и получают новые знания из-за специфики работы или по собственному желанию для самообразования.

Также был выявлен интересный факт, который показал, что испытуемые, доучившиеся в учебном заведении и не закончившие его по личным причинам, имеют одинаковый по объему пассивный словарь.

Запас слов взрослых людей с разным уровнем образования:

  • Пассивный запас слов имеет одинаковые показатели у людей со средним образованием и средне специальным. Он варьируется в пределах 70–75 тысячи слов.
  • Люди, получившие высшее образование, или не окончившие институт имеют в своем багаже запас из 80 тысяч слов.
  • Образованные люди, кандидаты наук имеют богатый словарный запас в 86 тысяч слов, что на 6 тысяч больше, чем у получивших высшее образование.

Полученное образование, конечно, влияет на запас слов человека, но не на все 100%. Огромный вклад в развитие лексикона вносит сам человек, постоянно самосовершенствуясь и занимаясь самообразованием. Поэтому легко повстречать человека, заканчивавшего только школу со словарным запасом больше в несколько раз, чем у получившего высшее образование. Главную роль в этом вопросе играет общительность, род занятий и образ жизни человека.

Проведенное исследование не дает полное представление о словарном запасе среднестатистического русского человека, так как содержит небольшие погрешности. Но несмотря на это помогает определить связь запаса слов с возрастом и уровнем образования.

Как расширить свой лексикон

Нет универсальных способов для увеличения слов в лексиконе родного языка. Каждый человек выбирает то, что подходить только ему. Для пополнения словарного запаса поможет несколько методов, разработанными полиглотами для изучения иностранного языка.

Для увеличения пассивного словарного запаса:

  • Чтение литературы.

Чем больше и чаще читает человек книг, тем богаче и интереснее звучит его речь. С начитанными людьми приятно общаться и проводить время. Это универсальный способ обогащения запаса новых слов. Качество выбираемой литературы имеет не последнее значение. Предпочтение в выборе лучше отдавать научно-популярным книгам, классической литературе, избегая современных «мыльных» романов или детективов в них, точно не найти новых слов в правильном применении.

  • Интересоваться значением непонятных слов.

Всегда интересуйтесь значением непонятных слов или новых терминов у собеседника, не нужно пропускайте их мимо ушей. В ходе общения намного легче усвоится новая информация и можно быстрее восстановить при необходимости в памяти. Если новое интересное слово прозвучало от дикторов на радио, то его значение можно подсмотреть в специальном словаре.

  • Словари.

У каждого грамотного человека должен присутствовать дома набор словарей, которыми нужно периодически пользоваться. Это толковый словарь В. И. Даля, Ожегова, а также «Словарь ударений для работников радио и телевидения». Он поможет восстановить пробелы в постановки ударений и содержит много интересных слов.

«Словарь ударений для работников радио и телевидения» выпускается с 1960 года. Его авторами являются М. В. Зарва и Ф. Л. Агеенко. История создания словаря ударений для работников радио и телевидения началась с выпуска в 1951 справочника диктора, а уже через 3 года выпущен «Словарь ударений. В помощь диктору».

В основу всех словарей для работников радио и телевидения легли запасы «тяжелых» слов, накопленных в картотеке в период образования первого радио в эпоху СССР. Пополнение картотеки радио и телевидения происходило постоянно. Многие слова так и не вошли в словари. «Словарь радио и телевидения» содержит название географических названий, названия произведений искусства, фамилии и имена людей.

Как расширить активный словарный запас

Для увеличения словарного запаса понадобится умение человека переводить слова из пассивного словаря в активный. В этом помогут приведенные ниже способы:

  • Записки.

Записывайте на листочки новые слова вместе со значением и расклеивайте по дому в тех местах, где они чаще будут бросаться в глаза. Такой способ поможет эффективнее и быстрее запомнить информацию без заучивания.

  • Ассоциативный ряд.

Для запоминания слова выстраивайте к нему подходящую ассоциацию. Она может быть направлена на обоняние, вкусовые, моторные, тактильные характеристики или привязана к цветовой гамме. Результат зависит от воображения человека, и желания закрепить полученную информацию. Ассоциативный ряд помогает запомнить трудные слова и легче вспомнить в нужное время.

Также существуют упражнения для развития запаса слов. Одним из самых эффективных считается устное упражнение на сочинение истории. Для этого нужно попытаться рассказать маленькую историю, пользуясь одними существительными, потом только глаголами или прилагательными. Это непростое упражнение. Оно помогает задействовать имеющийся запас слов, при этом освежая их в памяти человека.