Направление в философии демокрита. Демокрит: философские идеи философа Демокрита

Указанные учения в древнегреческой философии и в римской.

Практика :

Философия как система включает различные элементы - составные части: учение о бытии (о субстанции, существенных свойствах) - онтология. Учение о познании - об истине -гносиолоогия. Учении о мышлении (формы и законы мышления) - логика. Эстетика - учение о прекрасном и безобразном. Философское учение о человеке-философская антропология. Философское учение о ценностях - аксиология.

Вопрос об отношении материи и сознания называется ОСНОВНЫМ ВОПРОСОМ ФИЛОСОФИИ.

Этот вопрос имеет 2 стороны:

1. СТОРОНА ОВФ.

Вопрос о том, что первично, а что вторично-материя или сознание? В зависимости от ответа 2 школы философии: материализм и идеализм.

2 вида идеализма:

1. Объективный идеализм (в качестве первичного-духовное, существующее независимо от человека, объективный идеализм - учение Платона)

2. Субъективный (духовное идеальное начало зависит от человека - воля - т.е первоначало зависит от субъекта).

2. СТОРОНА ОВФ.

Вопрос о том как наше знание о мире относится к миру: соответствуют они этому миру или нет. По сути это вопрос о познаваемости мира: если знания соответствуют окружающему миру, то они истинны и мир познаваем человеком. Если знания не соответствуют положению дел, значит мир непознаваем человеком. Большей частью философские учения (и материалистические и идеалистические) признают познаваемость мира, хотя сам процесс познания истолковывают по-разному. Вместе с тем в философии есть учения которые утверждают принципиальную непознаваемость мира. Такое философское течение - агностицизм

УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.
Рубрика (тематическая категория) Философия

Демокрит во многом исходил из идей Парменида. В частности, он признавал и лишь мысленное, логическое постижение бытия, и то, что бытие неделимо и неподвижно. Вместе с тем, стремясь преодолеть вышеназванное противоречие, Демокрит выдвинул и ряд отличных от Парменидовских утверждений, которые впоследствии оказались гениальными догадками.

1) Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота.

2) Бытие состоит из дискретных элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие дискретные элементы бытия Демокрит называл АТОМЫ. В учении Демокрита атомы качественно тождественны, они абсолютны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, а также неделимы, неизменны. Атомы - ϶ᴛᴏ по сути есть субстанция. Вместе с тем, атомы объективны, материальны, ᴛ.ᴇ. несотворимы и неунитожимы. Атомы, находясь в пустоте сталкиваются, чем обусловлено постоянное, непрерывное их движение. Насколько вечны неуничтожимы атомы, настолько же вечно и неуничтожимо движение, в процессе которого атомы существуют. По сути, это первое утверждение о единстве и вечности субстанции и движения . В учении Демокрита атомы количественно различны: по форме, размерам, последовательности в своих взаимодействиях и сочетаниях. В процессе движения количественно различные атомы образуют многообразные сочетания (по количеству, конфигурации и т.д.), которые и представляют из себямногообразные чувственно воспринимаемые вещи. Т.о. бытие лишь логически, умозрительно мыслимо, но тем не менее сочетания и многообразие сочетаний образуют различные вещи.

3) В учении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и всœе боги. При этом, атомы души, атомы, из которых состоят боги круглые, в связи с этим взаимодействия между ними эфемерны (неустойчивы). Демокрит первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического.

Материализм – концепция философского миропонимания, а также направления в философии, согласно которому первична материя, природа и вторичен дух, душа, сознание, боги и т.д. Первичное - ϶ᴛᴏ то, что вечно и порождает вторичное. Между первичным и вторичным отношение порождения.

В учении Демокрита это заключалось в том, что душа, боги, ᴛ.ᴇ. духовное, порождены, образованы атомами как материальным. В дальнейшем материалистический принцип миропонимания сохранился в учениях других философов. Демокрит воспринимается как родоначальник материализма в философии (линия Демокрита в философии).

В серединœе и начале 5 века до н.э. происходят заметные изменения в хозяйственной жизни городов. В связ с ростом городов-полисов происходит усложнение политической, государственной жизни. В связи с этим распространение приобретает образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было призвано подготовить свободных граждан к участию в различных видах деятельности.

В связи с этой материальной потребностью, в древнегреческом обществе появляются люди, которые специализировались на обучении других людей, на передаче знания другим людям. Такие люди называли себя мудрецами (софистами). Софисты за соответствующую плату обучали учеников умению убедить других в правильности своей точки зрения. Особенно наглядно эта практика софистов обнаружилась при подготовке адвокатов. Под эту практику софисты подводили и определœенные идеи. Суть: наиболее полно эти идеи изложены в учении Протагора. В первую очередь, всœе в мире изменяется и вещи по базе своей противоречивы. Поскольку всœе вещи противоречивы и изменчивы, постольку о каждой вещи можно высказать 2 противоположных суждения – всœе зависит от того, на какие из противоположных свойств вещи обратит внимание человек, каковы цели и интересы человека.

Лекция №5

Протагор опирался на мнение Гераклита о том, что всœе вещи противоречивы, сочетают в себе противоположные свойства, а потому об одной и той же вещи можно сделать противоположные суждения. Одно опирается на одни свойства вещи, другое – на другие. Вместе с тем, всœе вещи изменчивы, изменчивы условия, в которых они существуют, сами люди постоянно меняются, а потому любое суждение о вещах условно, изменчиво, субъективно. Об одной и той же вещи разные люди могут судить противоположным образом исходя из того, как человеку выгоднее, в чем он заинтересован. Исходя из таких рассуждений, Протагор выдвинул принцип: ʼʼЧеловек есть мера всœех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуютʼʼ. Именно человек исходя из своих интересов, выгоды ʼʼизмеряетʼʼ вещи, определяет то, какой она существует. Т.о. общезначимой объективной истины нет.

Практика и идеи софистов подчеркнули то обстоятельство, что мышление человека, оперирование понятиями в процессе мышления не может и не должно быть произвольным, субъективным. Оно, видимо, подчиняется определœенным законам , которые и гарантируют не субъективность, а объективную истинность знаний. Позднее в античной философии такой подход получил развитие и в учении Аристотеля впервые были сформулированы законы формальной логики.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Сократ (469 – 399 гᴦ. до н.э.)

Платон (427 – 347 гᴦ. до н.э.)

Аристотель (384 – 322 гᴦ. до н.э.)

Именно в учениях классической античной философии были достигнуты наиболее существенные ее идеи. Существенное место в развитии античной философии занимает учение Сократа. С его учением связан принципиальный поворот в развитии античной философии: Сократ обосновал идею о том, что центральной проблемой философии является проблема человека. В случае если до Сократа разрабатывали натурфилософию (учения о природе, космосœе), то начиная с Сократа философия изучает природу для того, чтобы полнее раскрыть, исследовать проблему человека.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ УЧЕНИЯ СОКРАТА

Какого-либо текста͵ содержащего учение, Сократ не оставил. Об идеях Сократа судят главным образом по тому, как они изложены в произведениях его ученика Платона. Вступая с различными людьми в беседу, Сократ стремился к тому, чтобы человек попытался выразить свои мысли, показать свои знания по тому или иному вопросу.

1) Сократ исходил из того, что мышление человека, как его важнейшее качество, имеет диалогичную природу, ᴛ.ᴇ. человек мыслит и получает новые знания тогда, когда он пытается ответить на вопрос либо заданный другим, либо поставленный самим собой. По этой причине для того, чтобы получить новые знания, человек должен использовать метод диалога . В процессе диалога сталкиваются противоположные точки зрения, мнения, аргументы и в споре рождается истина. В случае если Гераклит выявил универсальную противоречивость вещей природы, то Сократ выявил противоречивость мышления, которая проявляется в диалоге.

2) Сократ подчеркивал, что для человека важно не просто усвоить знания, но гораздо важнее уметь самостоятельно получать новые знания. По этой причине Сократ и указывал, что человек всœегда должен отдавать себе отчет в собственном незнании и стремится к самостоятельному получению новых знаний, а для этого человек должен прежде всœего не природу познавать, а способности собственного мышления. Всвязи с этим Сократ выдвинул тезис: ʼʼПознай самого себяʼʼ .

3) Стремясь к новому знанию в процессе диалога, человек должен это новое знание уметь выразить в форме понятия. Сократ – первый мыслитель, который показал роль понятия как универсальной основной фундаментальной формы выражения знаний. По этой причине получение нового знания – по сути есть умение строго определить соответствующие понятия. Позднее ученик Сократа Платон показал, что понятие выражает общие существенные признаки некоторого класса вещей, а ученик Платона Аристотель сформулировал те логические требования, правила, которые крайне важно соблюдать при определœении понятий.

Дальнейшее развитие идеи Сократа получили в учении Платона.

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА

Открыл философскую школу, которую назвал АКАДЕМИЕЙ. Идеи Платона изложены в его произведениях, которых более 30. Все произведения написаны в форме диалога, причем, как правило, во всœех диалогах одно из участвующих лиц – Сократ. Пример: ʼʼТеэтетʼʼ, ʼʼТимейʼʼ (космология Платона), ʼʼПарменидʼʼ, ʼʼФедонʼʼ (учение о душе), ʼʼГосударствоʼʼ (социально-политические идеи Платона, типология государства).

Центральной проблемой в учении Платона является проблема познания. Именно ей посвящен диалог ʼʼТеэтетʼʼ. Платон, анализируя процесс познания, подчеркивает, что наряду с мнением существуют и вечные неизменные истины и прежде всœего математические. Всвязи с этим Платон ставит вопрос: ʼʼкакой же источник этого истинного знания?ʼʼ. Единственным источником такого знания должна быть только мышление. Человек обладает способностью непосредственно , ᴛ.ᴇ. минуя чувственное восприятие, иметь понятия, суждения о сущности вещей, непосредственно логически постигать общую сущность того или иного класса вещей. Стремясь объяснить эту логическую познавательную способность человека, Платон развивает свои учения об идеях и душе и формулирует особый философский способ миропонимания, получивший название ʼʼИДЕАЛИЗМʼʼ. Суть: поскольку человек непосредственно разумом постигает сущность вещей, и она выражена в форме понятия, постольку, полагает Платон, эта сущность как нематериальная существует в виде идеи , которая предшествует чувственно воспринимаемым вещам. Всему многообразию чувственно воспринимаемых вещей мира соответствует многообразие идей. Идеи образуют собственный идеальный мир.
Размещено на реф.рф
Идеи нематериальны, вечны, неизменны. Каждая вещь чувственно воспринимаемого мира существует только потому, что в мире идей имеется соответствующее этой вещи идея. Идеи предшествуют миру чувственно воспринимаемых вещей, определяют, порождают их . Первичны духовные сущности – идеи, вторичны материальные чувственно воспринимаемые – вещи. Принцип философского миропонимания и соответствующее ему философское направление, признающее первичность духовного, идеального, сознания и вторичность материи, природы, принято называть идеализмом.

Платон считается родоначальником линии идеализма в философии.

Платон полагал, что душа человека бессмертна, проста͵ вечна, нематериальна. Души изначально обитают в мире идей (в идеальном духовном мире). С рождением человека душа попадает в его тело (темницу души) и, став душой отдельного человека, душа ʼʼзабываетʼʼ всœе то многообразное знание об идеях, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ она получила пребывая в мире идей. Когда человек в процессе жизни сталкивается с конкретным предметом, то под влиянием чувственного восприятия этого предмета͵ душа ʼʼвспоминаетʼʼ уже имеющееся у нее знание о сущности этого предмета. Чувственное восприятие знания не дает. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек и обнаруживает в своем разуме знание об определœенной сущности вещей, выраженное в понятиях. Такое учение о познании обычно называют ʼʼТЕОРИЯ ПРИПОМИНАНИЯʼʼ. Также как Парменид и Сократ, Платон является представителœем рационализма в философии: он признает только логический источник знаний. Т.о. Платон следует принципу Сократа – ʼʼПознай самого себяʼʼ, ᴛ.ᴇ. познай в собственном разуме имеющиеся уже там знания о сущности вещей.

Какую роль в учении Платона о познании выполняют идеи?

1. Идеи составляют сущность материальных вещей. Каждая материальная вещь есть единство материи и идеи, причем определяющая роль принадлежит идее.

2. Идеи – причины существования вещей.

3. Идеи – идеал, ᴛ.ᴇ. тот совершенный образ вещи, который задан идеей и к которому стремится вещь в процессе ее развития.

4. Как идея, существующая в разуме человека, она есть в понятии.

Учение Платона об идеях вызывало критическое отношение и его современников, и его ученика Аристотеля. Надо отметить, что и сам Платон признавал определœенную уязвимость своей концепции идеи. Платон полагал, что в мире идей они определœенным образом организованы и подчинœены высшей идеи – благу. Именно божественная идея Блага освещает весь мир идей, придавая ему истинность, красоту, совершенство.

Как объяснить заблуждения?

В мире существует зло (фундаментальная проблема, которая идет от Платона через всю историю философии). Платон определœенным образом отвечает на данный вопрос: чувственный мир – единство идей и материи. В случае если человек руководствуется знанием сущности (разумом), у него нет заблуждений и в его действиях нет зла. Человек, который руководствуется разумом, истинным знанием, всœегда совершает добро. Этот принцип этического рационализма характерен и для Сократа͵ и для Платона. В случае если же человек руководствуется не разумом, а чувствами, мнениями, он впадает в заблуждение и зло.

Лекция №

Основные идеи фил. Учения Аристотеля.

Нельзя отнести ни к материализму, ни к идеализму.

Аристотель занимает особое место, тк в учении Аристотеля систематизированы основные идеи древнегреческой философии, получили дальнейшее развитие ее основные проблемы. Учение Аристотеля это вершина достижений античной философии. В отличии от своих предшественников Аристотель был ученым-энциклопедистом. Им написан ряд работ, посвященный проблемам физики, политики, экономики и тд.

Учение Аристотеля оказало существенное воздействие на западноевропейскую философию и заложило фундамент средневековой философии. Аристотель родился в городе Стагиры. Учение Аристотеля включает всœе основные разделы философского знания. То наиболее развитая философия. Затронуты проблемы бытия, познания, этические, о человеке.

В качестве базовых работ можно назвать:

Органон(орудие)-работа о логике, законах логики

Метафизика

Политика

Экономика

Аристотель первым попытался классифицировать знания. Он разделял науки на:

1.Практические

2. Творческие

3. Теоретические а) знания о самостоятельном и подвижном-физика б)знание о неподвижном, но несамостоятельном-математика в)знание о самостоятельном и неподвижном-философия-наиболее ценное

В такой классификации Аристотель отрывает математику от физики. Только в новое время устанавливается тесная связь физики и математики +в такой классификации отсутствует логика, в то время как она присутствует в каждом виде знания.

Определив философию как науку о бытии Аристотель подчеркивал, что главная задача философии -узнать причины бытия. Говоря о бытии, Аристотель имел в виду бытие чувственно воспринимаемого мира. Хотя Аристотель во многом исходил из идей Платона - некоторые его идеи Аристотель не принимал, к примеру учение об идеях. (В первую очередь, признание мира идей отрывает идеи-сущности от самих чувственно воспринимаемых идей. Это приводит к удвоению мира. Во-вторых, учение об идеях никак не объясняет, почему вещи находятся в движении). Платон мне друг, но истина дороже. Поддерживал многие идеи Платона и Сократа. Подчеркивал, что Платон ввел понятие сущности как общего для некоторого класса вещей, подчеркнул самостоятельность сущности, и то, что сущность как общее в вещах, выражается в понятиях.

Аристотель выделил 4 причины, которые объясняют, почему существует реально воспринимаемый мир

1. Сущностная (формальная)

2. Материальная

3. Движущая

4. Целœевая

Аристотель исходит из того что любая чувственно воспринимаемая вещь существует благодаря сущности, тк сущность определяет самостоятельность любой вещи. Определяет качество отличие вещи от любой другой. В след за Сократом и Платоном Аристотель признает, что сущность-это то, что является общим для некоторого класса вещей. Сущность только логически познаваема и выражена в понятии. Также как Сократ Аристотель особое внимание уделяет определœению ПОНЯТИЮ (знание о сущности). Именно Аристотель впервые вводит родовидовое определœение понятия.

Сущность-это наименьшая степень общности для некоторого класса вещей. Именно эта степень общности представляет собой видовые признаки определœенного класса вещей. Эти признаки и должны быть выражены в определœении понятия. Вместе с тем в определœении понятия должен быть указан и ближайший род как более высокая степень общности, как более высокая степень общности как класса предметов.

Кроме требования указать род и видовые признаки правило определœения понятий включает и другие требования, в частности нельзя определять понятия через сравнения, нельзя чтобы в определœении была тавтология, нельзя определять через предмет.

Через определœение понятия раскрывается его содержание. Понятие также имеет объём. Чем шире объём-тем беднее содержание. Чем уже объём-тем шире содержание.

Помимо сущности любой чувственно воспринимаемы предмет имеет и другую причину, которую Аристотель называет материальной. Материальна причина - это то из чего образован предмет. Аристотель вводит понятие ʼʼпервая материяʼʼ и ʼʼпоследняя материяʼʼ. Последняя материя-конкретный материал, из которого образованы вещи. Первая материя-мысленно постигаемый принцип объективного материального существования, лишена формы, вечна и непознаваема.

Учение Аристотеля: материя пассивна, инœертна. Активная роль в порождении вещей принадлежит сущности: именно сущность оформляет материю (материал), благодаря чему и возникают различные вещи. По этой причине, объясняя возникновение и существование различных вещей Аристотель рассматривает 2 понятия - материя и форма (сущность). Материя-это лишь возможность многообразных вещей. Эта возможность становится действительностью благодаря активности формы. Материя-возможность, форма-действительность. Сущность формы по природе активна и определяет становление движение, развитие вещи. Форма-это движущая причина. Сущность формы заключает в себе и то совершенство вещи, ту цель, к которой направлено движение и развитие речи, те сущность выступает и как целœевая причина. Т.о. Аристотель, говор о причинах бытия чувственно воспринимаемого мира, указывает 2 причины: 1. Материальная 2.Движущая-сущностная-целœевая. В учении Аристотеля материя вечна, хотя и не познаваема, поскольку не имеет формы. Сущность нематериальна, но она познаваема, а знания выражены в форме понятия. Существует иерархия, в которой имеет место переход от одной общности к более высокой. Иерархия сущности существует в разуме. Бог-универсальный разум, именно в его разуме заключена вся иерархия форм. Каждый предмет имеет причину движения. Восходя по цепочке причин мы логически причем к первопричинœе, которая является причиной самой себя. Бог-первопричина и перводвигатель и источник всœех форм. При этом Аристотель имеет в виду ʼʼфилософскогоʼʼ бога, ᴛ.ᴇ. не личностного бога, как в религии. В учении Аристотеля содержатся определœенные учения о душе. Душа воспринимается как сущность-форма естественных тел, способных обладать жизнью. Аристотель выделяет 3 вида души:

1. Растительная

2. Животная

3. Разумная

Разумная душа в отличии от других обитает в телœе, но с ним не связана. После смерти разумная душа соединяется с мировым разумом. Человек обладает всœеми тремя видами души. В философии Аристотеля присутствует определœенная концепция познания, которая близка к ʼʼТеории припоминанияʼʼ Платона. Аристотель полагал, что душа обладает всœеми знаниями о сущности вещей, и припоминает.

Важное место в учении Аристотеля занимает Этика. В этических идеях Аристотель исходит из того, что человек разумное и свободное существо, хотя по природе своей человек потенциально добродетелœен, тем не менее добродетельность автоматически не реализуется в поведении человека. Добродетельное поведение есть результат определœенного воспитания и образования, а также усилий разумной воли. Для того, чтобы быть добродетельным, человек усилием разумной воли должен следовать определœенным принципам поведения, и важнейшим из них является принцип умеренности, соразмерности, гармонии:ни в чем и нигде сверх меры, никаких крайностей. Умеренность-золотая середина.

В учении Аристотеля свобода человека определяется его разумом, это то, что человек совершает добровольно. Т Е Свобода человека-в разумной воле.

Исходя из учения о сущности и душе Аристотель признавал, что в душе человека, как в его сущности, уже заложена благая цель. Чтобы реализовать эту цель человек должен участвовать в различных видах деятельности, однако не всякая деятельность реализует заложенную в человеке благую цель. Деятельность должна быть выполняема максимально лучшим способом и должна быть самоценной, те ценной сама по себе. Одним из первых увидел соотношение цели и средства.

Также как и в учении Платона в учении Аристотеля разрабатываются социально-политические проблемы: природа государства, принципы организации государства, анализ достоинств и недостатков различных типов государства. Аристотель выделял государства правильные и неправильные. Критерий их различия-это забота о благе граждан и государства, защита граждан.

Именно Аристотель впервые поставил вопрос о том, что такое истинное знание. Истина-это знание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по своему содержанию соответствует познаваемым предметам. Такая концепция истины получила название классической (или корреспондентской).

Конец творчества Аристотеля приходится на новую историческую эпоху в развитии древней Греции-это эпоха эллинизма, для которой характерно то, что прекращается независимое политическое существование полисов.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

1. Эпикур (341-270 г до нэ)

2. Стоицизм

3. Скептицизм

Указанные учения в древнегреческой философии и в римской.

Практика:

Философия как система включает различные элементы-составные части: учение о бытии (о субстанции, существенных свойствах)-онтология. Учение о познании-об истинœе-гносиолоогия. Учении о мышлении (формы и законы мышления)-логика. Эстетика-учение о прекрасном и безобразном. Философское учение о человеке-философская антропология. Философское учение о ценностях-аксиология.

Вопрос об отношении материи и сознания принято называть ОСНОВНЫМ ВОПРОСОМ ФИЛОСОФИИ. Этот вопрос имеет 2 стороны:

1 СТОРОНА ОВФ

Вопрос о том, что первично, а что вторично-материя или сознание?? Учитывая зависимость отответа 2 школы философии: материализм и идеализм. 2 вида идеализма:

1.объективный идеализм (в качестве первичного-духовное, существующее независимо от человека, объективный идеализм-учение Платона)

2. Субъективный (духовное идеальное начало зависит от человека-воля-те первоначало зависит от субъекта).

2 СТОРОНА ОВФ

Вопрос о том как наше знание о мире относится к миру: соответствуют они этому миру или нет. По сути это вопрос о познаваемости мира: если знания соответствуют окружающему миру, то они истинны и мир познаваем человеком. В случае если знания не соответствуют положению дел, значит мир непознаваем человеком. Большей частью философские учения (и материалистические и идеалистические) признают познаваемость мира, хотя сам процесс познания истолковывают по-разному. Вместе с тем в философии есть учения которые утверждают принципиальную непознаваемость мира. Такое философское течение- агностицизм

УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ." 2017, 2018.

  • Вопрос 6.Философия Платона, учение об идеях, познании и человеке.
  • Вопрос 7.Философия Аристотеля, учение о материи и форме, познании, этические взгляды.
  • Вопрос 8.Философия эпохи эллинизма. Эпикур и его школа. Стоицизм и скептицизм. Неоплатонизм.
  • Вопрос 9. Особенности средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного. Схоластика: Философия Фомы Аквинского.
  • Вопрос 10.Философия эпохи Возрождения. Пантеизм и диалектика в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно.
  • Вопрос 11.Философия хvii- XVIII вв. Решение проблемы познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (ф. Бэкон, р. Декарт).
  • Вопрос 12. Учение о субстанции и её атрибутах в философии Нового времени (р. Декарт, б. Спиноза, г. Лейбниц).
  • Вопрос 18.Философия марксизма, ее исторические судьбы. Марксистская философия в России.
  • Вопрос 19.Своеобразие русской философии, этапы её развития. Русская философия 18 века: Ломоносов, Радищев.
  • Вопрос 20.Славянофилы (а.С.Хомяков, и.В.Киреевский) и западники: философские и социально-политические взгляды.
  • Вопрос 21. Русская материалистическая философия х1х века. А.И.Герцен, н.Г.Чернышевский.
  • Вопрос 22. Русская религиозная философия. Философия Всеединства в.С.Соловьева. Религиозный экзистенциализм и социальная философия н.А.Бердяева.
  • Вопрос 23. Позитивизм, его исторические формы. Неопозитивизм.
  • Вопрос 24. Основные идеи философии постпозитивизма (к.Поппер, т.Кун, п.Фейерабенд). Влияние постпозитивизма на современную философию.
  • Вопрос 25. Философская герменевтика как методология социально-гуманитарных (юридических) наук
  • Вопрос 26. Философия Шопенгауэра. Её развитие в философии жизни(ф. Ницше)
  • Вопрос 27. Учение о бессознательном з. Фрейда. Неофрейдизм.
  • Вопрос 29. Бытие. Его основные формы. Решение проблемы бытия. То или иное философское рассуждение выходит с понятия о бытие, например как содержание его неисчерпаемо.
  • Вопрос 32.Философские и научные концепции пространства и времени.
  • Вопрос 33. Понятие сознания, его происхождение, сущность и структура. Общественная природа и активность сознания.
  • Вопрос 34. Природа бессознательного, его основные проявления. Психическая деятельность как единство сознательного и бессознательного.
  • Вопрос 35. Бытие человека. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций.
  • Вопрос 37. Истина и заблуждение. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное, абстрактное и конкретное в истине.
  • Вопрос 38.Философские концепции истины. Проблема критериев истины.
  • Вопрос 39. Понятие методов познания. Классификация методов. Эмпирические и теоретические методы познания. Методология права.
  • Вопрос 40. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический урони научного познания.
  • Вопрос 41 Метафизика и диалектика как философские методы познания. Основные принципы и законы диалектики.
  • Вопрос 42. Категории единичного, o6щero и особенного, их роль познании.
  • Вопрос 43. Система. Структура, элемент, их взаимосвязь. Сущность системного подхода.
  • Вопрос 44.Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве.
  • Вопрос 45.Категории причины и следствия. Проблема причинности в судебном исследовании.
  • Вопрос 46.Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.
  • Вопрос 47.Сущность и явление, их противоречивая взаимосвязь.
  • Вопрос 48. Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.
  • Вопрос 49. Природа и общество, этапы их взаимодействия.
  • Вопрос 50. Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении.
  • Вопрос 51. Общественные отношения (экономические, политические, социальные, духовные) их особенности и роль в обществе.
  • Вопрос 52. Человек в системе социальных отношений. Понятие личности. Личность как субъект и объект общественных отношений.
  • Вопрос 53. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность личности.
  • Вопрос 54. Сущность и предназначение человека. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.
  • Вопрос 55. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания.
  • Вопрос56. Специфика политического и правового сознания, их взаимообусловленность и социальная детерминация.
  • Вопрос 57. Нравственное сознание. Противоречивое единство морального и правового сознания.
  • Вопрос 58. Эстетическое сознание, его взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Роль искусства в жизни общества.
  • Вопрос 59. Религия и религиозное сознание. Свобода совести.
  • Вопрос 60. Общество как исторический процесс. Концепции исторического процесса.
  • Вопрос 5.Атомистическая философия Демокрита. Учение о свободе, необходимости и познании.

    Атомизм Демокрита (V-IV в. До н.э.): существуют только атомы – мельчайшие неделимые частицы, и пустота , в которой находятся и движутся атомы. Движения атомов определяются исключительно механическими причинами и строго детерминированы (предопределено). Ничто происходящее в мире не происходит беспричинно, все появляется в силу необходимости. Случайность люди придумали для оправдания своего невежества. Свобода – познанная необходимость. Проблема души. Источник движения для людей и животных – душа. Душа также состоит из атомов, но шарообразных. В трактовке познания Демокрит стремится преодолеть разрыв чувственного и рационального, свойственный элеатам. Достоверностью обладает лишь познание посредством мысли, но оно опирается на эмпирические наблюдения, на чувственную картину мира, общую для всех людей: одинаковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чувств порождают одни и те же ощущения. Демокрит отдавал себе отчет в трудностях процесса постижения истины. Субъектом познания для него является не любой человек, а мудрец – мера всех существующих вещей. При помощи чувств он – мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума – мера умопостигаемых вещей. Ценность знания крайне высока для Демокрита. Выявление подлинных причин происходящего является главное целью познания. Он предпочитает найти одно причинное объяснение обладанию персидским царством.

    Вопрос 6.Философия Платона, учение об идеях, познании и человеке.

    Платон (427-347гг. до н.э.) – ученик Сократа, считается фактическим основателем западной метафизики. Философские воззрения:от Пифагора – орфические элементы: религиозная направленность, вера в бессмертие, в потусторонний мир, уважение к математике и смешение рационального и мистического; от Парменида – убеждение в том, что подлинная реальность вечна и вневременна, а всякое изменение – иллюзорно; от Гераклита – в этом чувственном мире нет ничего постоянного, знание не может быть получено через органы чувств, достигается только разумом; от Сократа – идея «блага». Платон развивает идею Сократа и приходит к выводу, что основа мира – идея или понятие. Родовое понятие – «эйдос»(категория). По мнению Платона идея – прекрасна, неизменна, активна; идея –отец, материя – мать. Первоматерия – пассивна, изменяется во времени, ничего сама создать не может, может быть безобразной. Идея пронизывает первоматерию и таким образом возникают явления, процессы и т.д. Чем является идея для конкретных вещей? Моделью, смыслом, цельностью вещи, законом для возникновения вещи, целью, к которой должны стремиться вещи. Действительностью являются идеальные начала. Платон является основоположником объективного идеализма – мир идее, понятий, мыслей первичен к миру вещей. Человек живет в мире теней, и они не могут достичь красоты и идеала идей. Бытие – мир идей, небытие – мир, в котором живет человек. Знание связано со сверхчувственным, вечным и неизменным миром. Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, припоминая которые, он открывает для себя мир. Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом высших сущностей и делится этот процесс на два этапа: сначала познание осуществляется чистой душой, ибо до рождения тела она уже видела все, но вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. Платон советует напрямую обращаться к душе, через метод диалектики, через беседу. Априоризм – теория, по которой знание изначально существует, а не получается опытным путем. Человек – единство души и тела, в основе которого лежит душа. Тело же – тюрьма для души, оно порождает зло, от которого душа гибнет, если тело заботится, лишь об удовлетворении своих вожделений. Платон делит людей на три категории, в зависимости от того, что в них преобладает: Разум, страсть(воля) или вожделение.


    Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
    Античная атомистика: Левкипп, Демокрит

    Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей - их множеству, движению и изменению. «Атом» - по-гречески то, что не делится. Основатель атомизма - Левкипп (сер. V в. до н. э.) - считал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Все происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании. Продолжателем атомизма является Демокрит (втор. пол. V в. до н. э.) - философ и ученый, рассматривавший множество вопросов философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.

    Атомисты предполагали существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Атомы суть всевозможные малые тела, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся. Таким образом они производят все прочие сложные тела, в том числе и наши тела, их состояния и ощущения.

    Все вместе атомы образуют бытие в его полноте. Различия между ними имеются лишь по форме, порядку и расположению. В этом смысле они бесконечно варьируемы.

    Коль скоро атомы бесконечны, то бесконечны и из них образованные миры. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам. Это происходит циклично, бесконечно.

    Атомисты ввели понятие «случая», на котором стоит мир. Порядок (космос) - результат взаимодействия атомов - не проектируется и не продуцируется разумом. Ум, интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Однако есть привилегированные атомы (по Демокриту, божественные) - гладкие, сферические, легковоспламеняющиеся, из которых образованы душа и ум. Познание - результат контакта атомов тел с нашими чувствами.

    Учение Демокрита о жизни и душе

    Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводятся к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

    Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания, без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

    Демокрит понимает процесс познания состоящим из двух ступеней: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание является некой низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию «истинной сущности» (то есть к познанию атомов), открытию причинных связей можно лишь при помощи рационального познания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще.

    Демокрит стремится также «естественным» образом объяснить возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди на начальных стадиях своего развития жили неупорядоченной жизнью. Они объединялись, когда на них нападали звери, затем они вместе зимой прятались в пещерах и хранили там запасы, затем познали огонь, было изобретено искусство и все, что может быть полезным людям в совместной жизни. Таким образом, Демокрит считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Общество - совокупность индивидов. Но общество и законы, согласно ему, не являются инструментом развития индивидуальности, но, скорее, лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение вражды. Демокрит не осуждает накоплений, но осуждает приобретение их дурными способами. .....................................

    Демокрит, атомизм и биографию которого мы рассмотрим, - известный греческий философ времен античности. Годы его жизни - 460-371 до н. э. Именно он первым понял, что мир не имеет конца и что он является скоплением атомов - мельчайших частиц, из которых состоит и каждая песчинка на нашей планете, и каждая звезда на небе.

    Родина Демокрита, личные качества философа

    Демокрит родился во Фракии, в древнегреческом городе Абдере. Этот место в Греции считалось не просто глухой провинцией, но даже городом глупцов. Однако нарицательное "абдерит", в переводе означающее "глупец", "простофиля", "простак", стало именем собственным одного из выдающихся умов древности, Демокрита. Из многочисленных легенд и свидетельств мы узнаем, что Абдерит был "смеющимся философом".

    Ему казалось несерьезным все, что делалось всерьез. Сохранившиеся рассказы о нем свидетельствуют, что Демокриту была свойственна глубокая житейская мудрость, обширные познания, наблюдательность.

    Знакомство с достижениями философов

    Дамасипп, его отец, был одним из наиболее богатых горожан. Поэтому Демокрит получил хорошее образование для своего времени. философа были персидские мудрецы, которые жили в Абдере, когда там пребывал Однако настоящим учителем Демокрита является Левкипп, глава местной философской школы. Именно благодаря ему и познакомился с трудами греческих философов Демокрит. Атомизм его основан на тщательном изучении достижений его предшественников. Исследованием работ греческих философов его образование не ограничилось. Демокрит, атомизм которого будет рассмотрен чуть ниже, хотел познакомиться с достижениями мировой мысли, поэтому отправился в путешествие.

    Первое путешествие Демокрита

    Через некоторое время умер его отец. Он оставил значительное наследство своему сыну, и Демокрит решил отправиться в путешествие. Философ поехал в Вавилон, а затем и в Египет. Везде он встречался с мыслителями, а также знакомился с вавилонскими магами и египетскими жрецами. Из этого следует, что мировоззрение его было сформировано под влиянием множества культур как древнего, так и нового мира. Демокрит взял от каждой из них какие-то элементы и создал свою философскую систему.

    Преподавание, основные сочинения

    Возвратившись в Абдеру, он начал преподавать философию, а также создавать собственные сочинения. позже составил каталог трудов Демокрита. В него включены названия более 70 работ. Среди них главное место занимают следующие сочинения: "О логике, или Мерило", "Малый диакосмос", "Великий диакосмос". Просто удивительна широта интересов этого философа. Не было области знаний, которую он оставил бы без внимания.

    Философ Демокрит, как известно, пользовался большой славой в своем городе еще при жизни. В благодарность за его заслуги жители Абдеры поставили ему бронзовую статую. Кроме того, рассказывали, что он был одним из самых известных ораторов своего времени. Известно, что Демокрит занимался филологией, создал руководство по красноречию.

    Второе путешествие

    Через некоторое время он решил совершить еще одно путешествие, на сей раз в Афины. В то время здесь трудились самые знаменитые философы Греции. Диоген рассказывал, что Демокрит встречался с Сократом и Анаксагором. Однако они не разделили его взглядов. Ведь существование богов категорически отрицал Демокрит. Атомизм его совершенно не согласуется с божествами в общепринятом смысле.

    "Великий диакосмос"

    Возвратившись в родной город, философ создал труд "Великий диакосмос". В этом произведении изложена концепция устройства мира. Демокрит считал, что все предметы состоят из атомов, мельчайших частиц. Пока их было мало, они свободно двигались. Постепенно атомы стали притягиваться друг к другу, как птицы собираются в стаи - журавли с журавлями, голуби с голубями. Так появилась Земля.

    Атомизм Демокрита: основные положения

    Два вида свойств явлений различал Демокрит. Одни - "вещи в себе" - образ, величина, твердость, движение, масса. Другие свойства явлений связаны с различными органами чувств человека - запах, звук, яркость, цвет. Согласно философу, движениями атомов можно объяснить все, что происходит в нашем мире. На этом утверждении строится атомизм Демокрита. Кратко расскажем об основных идеях философа, которые следуют из этой мысли.

    Демокрит считал, что атомы находятся в постоянном движении, постоянно то разъединяющем, то соединяющем их. Процесс разъединений и соединений приводит к исчезновению и появлению отдельных предметов. В результате их взаимодействия получается все разнообразие существующего. Неподвижная земля - центр вселенной. По форме она является плоским цилиндром, который окружен воздухом. В этом воздухе движутся различные небесные тела. Философ считал эти тела массами вещества, которые находятся в раскаленном состоянии и увлечены в высоту быстрым круговым движением. Они состоят из вещества, подобного земному. Атомами огня проникнуты все части вселенной. Они гладкие, круглые и очень мелкие. Эти атомы выполняют важную роль - оживляют вселенную. В человеке их особенно много.

    Конечно, мы охарактеризовали атомизм Демокрита кратко. Говорить о нем можно долго, но нам нужно рассказать и об остальных достижениях этого философа.

    Человек в трудах Демокрита

    Следует отметить, что именно человек является главным предметом исследований древнегреческого философа. Он доказывал, что устройство нашего организма очень целесообразно. Вместилищем мышления является мозг, вместилищем страстей - сердце. Однако тело, по мнению Демокрита, лишь Философ считал самой важной обязанностью каждого человека заботу о своем душевном развитии.

    Демокрит утверждал, что изменчивый мир явлений - призрачный мир. Изучение его явлений не может привести людей к истинному знанию. Демокрит, признавая призрачным чувственный мир, считал, подобно Гераклиту, что человек должен сохранять душевное спокойствие, какими бы ни были обстоятельства. Тот, кто может отличать существенное от случайного, подлинное от призрачного, счастья ищет не в чувственных наслаждениях, а прежде всего в том, чтобы дать правильный ход своей душевной жизни.

    По Демокриту, целью нашего существования является счастье. Однако оно заключается не в наслаждениях и внешних благах, а в неизменном спокойствии души, в довольстве. Это достигается чистотой дел и мыслей, воздержанностью, умственным образованием. Согласно Демокриту, счастье каждого из нас зависит от того, как он себя ведет. Боги дают нам лишь хорошее, только собственным безрассудством человек превращает его в дурное. Применение к делам частной и общественной жизни этих мыслей составляет основу нравственной философии Демокрита.

    Божественные силы в учении Демокрита

    Естественно, что богам не было места в мире, каким этот мыслитель представлял его себе. Атомизм Деомкрита отвергает возможность их существования. Философ полагал, что люди сами придумали их, что они являются воплощениями человеческих свойств и явлений природы. Зевса, например, Демокрит отождествлял с Солнцем, а Афина, как считал он, - олицетворение разума.

    Согласно его учению, божественные силы - это силы человеческого разума и природы. А божества, созданные религией, или призраки, олицетворившие представления людей о силах природы, или духи ("демоны"), - смертные существа.

    Математические работы

    Этот философ, как свидетельствуют античные источники, написал немало и математических работ. К сожалению, только несколько фрагментов дошло до нашего времени. В них содержатся формулы объема ряда фигур, например, пирамиды и конуса, выведенные им.

    Социальные проблемы, рассматриваемые Демокритом

    Много задумывался и о социальных проблемах Демокрит. И философия атомизма, кратко изложенная выше, и другие его идеи впоследствии были восприняты многими мыслителями. Например, самой лучшей формой устройства государства, согласно этому философу, является государство-полис. Демокрит видел цель жизни человека в достижении эвтюмии - особого состояния, при котором люди не испытывают страстей и не боятся ничего.

    Разносторонние интересы Демокрита

    Последовательностью выводов, проницательностью ума, обширностью знаний Демокрит превосходил практически всех философов, как прежних, так и его современников. Весьма разносторонней была его деятельность. Он создал трактаты по естествознанию, математике, эстетике, естественным наукам, техническим искусствам, грамматике.

    Влияние на других мыслителей

    Демокрит и философия атомизма в частности сильно повлияли на развитие естествознания. Об этом влиянии у нас есть лишь смутные сведения, поскольку многие его труды погибли. Однако можно считать, что как натуралист Демокрит был величайшим из предшественников Аристотеля. Последний очень многим был ему обязан и говорил о его работах с глубоким уважением.

    Как мы уже сказали, многие сочинения мыслителя были утрачены впоследствии, нам известно о них только по сочинениям других философов, разделявших или оспаривавших его взгляды. Известно, что античный атомизм Демокрита и воззрения этого философа сильно повлияли на Тита Лукреция Кара. Кроме того, Лейбниц и Галилео Галилей, которые считаются основоположниками новой концепции земного устройства, опирались на его труды. Более того, создатель атомной физики Нильс Бор однажды заметил, что устройство атома, предложенное им, целиком следует из работ античного философа. Теория атомизма Демокрита, таким образом, намного пережила ее создателя.