1682 1725 причинно следственные связи. ЕГЭ

Петр I Великий (1682-1725)

Основные направления деятельности:

1. Азовские походы с целью обеспечения выхода в Азовское море (1695,1696)

2. «Великое посольство» в Европу (1697-1698) с целью ознакомления с жизнью в Европе и поиск союзников для войны с Османской империей

3. Северная война России со Швецией (1700-1721), Прутский поход (война с Османской империей), Каспийский поход (1722-1723)

4. Военная реформа.

5. Реорганизация системы управления государством. Создание Правительствующего Сената. Создание коллегий. Издание «Устава о наследии престола». Издание «Табели о рангах». Создание новой системы территориального деления страны (губер-нии, провинции, дистрикты)

6. Реформирование финансовой и податной системы для обеспечения нужд и потребностей воюющего государства. Введение подушной подати

7. Законодательная деятельность по консолидации дворянского сословия. (Указ «О единонаследии»)

8. Церковная реформа (Создание Святейшего Правительствующего Синода, учреждение должности обер-прокурора Святейшего Синода и издание «Духовного регламента»)

9. Учреждение гильдий и цехов, увеличение числа и развитие вотчинных и посессионных мануфактур

10. Начало европеизации России в бытовой сфере и культурно-духовной сфере

Итоги:

1. Временное утверждение России на Азовском море (до 1711 г.)

2. Создание (1699) и деятельность Северного союза (Дания, Саксония (Речь Посполитая), Россия, Пруссия (с 1714 г.),обеспечившего победу России в Северной войне

3. Победа России в Северной войне. Закрепление за Россией Прибалтики (Лифляндия, Эстляндия, Курляндия) и приобретение Россией выхода в Балтийское море. Приобретение территорий на Каспии. Превращение России в империю

4. Создание регулярной армии и флота. Создание современного русского офицерского корпуса. Формирование рекрутской системы формирования русской армии и повышения её мобильности. Создание правовой базы для функционирования регулярной армии и флота («Устав воинский», «Устав морской»)

5. Формирование «регулярного государства». Превращение воли правящего монарха в основу преемственности власти. Окончательное становление неограниченной самодержавной власти (приобретение российским самодержавием черт европейского абсолютизма). Превращение выслуги военных и гражданских чинов в способ продвижения по службе

6. Улучшение собираемости налогов. Модернизация налоговой системы страны. (В этой связи усиление личной зависимости крепостных крестьян от помещиков). Введение в стране новой денежной системы «Рубль-Гривенник-Копейка»

7. Консолидация дворянского сословия и его превращение в опору государства

8. Установление полного контроля государства над Церковью

9. Создание отечественной базы военной и гражданской промышленности.

10. Усиление эксплуатации основных слоев населения. Углубление религиозного и культурного раскола страны

*Сравните оценки, которые давали государственной деятельности Петра I западники и славянофилы.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех

различий).

ОТВЕТ:

1.Могут быть названы следующие общие характеристики:

Петр I- крупнейший государственный деятель России XVIII в, одна из наиболее ярких фигур в отечественной

истории.

Петр I- царь-реформатор, с именем которого связано проведение масштабных преобразований, охвативших

все сферы жизни российского общества.

При Петре I была решена важнейшая внешнеполитическая задача- Россия получила выход в Балтийское

море.

2.Различия:

Западники:

Реформы Петра I – поворотный пункт отечественной истории, благодаря которому Россия движется по

европейскому пути развития.

Заложены основы светской культуры и образования.

За минимально короткий срок Петр I вывел Россию на новый уровень развития, превратив ее в мощную

державу.

Во всех сферах жизни российского общества были достигнуты крупные успехи.

Славянофилы:

Реформы Петра Iзаставили Россию свернуть с «истинного пути развития»: насильственно были разрушены

традиционные порядки, уклад жизни россиян.

Насильственное насаждение западной культуры в ущерб национальной самобытности.

Усиление крепостнических порядков и деспотическая власть- вот главный результат реформ Петра I

1).Назовите не менее трех направлений проведенных Петром I преобразований. Приведите не менее

трех примеров преобразований в сфере государственного управления.

ОТВЕТ:

Могут быть названы направления проведенных Петром I преобразований: государственно-административные,

социально-экономические, военные, церковные, в сфере культуры и быта.

Могут быть приведены примеры преобразований в сфере государственного управления:

1.упразднение Боярской думы;

2.учреждение Сената;

3.создание коллегий вместо упраздненной приказной системы;

4.образование губерний;

5.упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода;

6.изменения порядка престолонаследия;

7.создание новых органов управлении на местах.

2).В каких сферах жизни общества Петром I были проведены преобразования в первой четверти XVIII

в.? Назовите не менее трех сфер. Назовите основные реформы в области государственного

управления (не менее трех).

ОТВЕТ:

1.Могут быть указаны сферы жизни общества:

Политическая (государственное управление), финансовая, военная, социальная, культуры и духовной жизни;

бытовая.

2.В области государственного управления могут быть названы реформы:

Учреждение коллегий, учреждение Сената и Синода, проведение губернской реформы, учреждение городских

магистратов, принятие «Указа о престолонаследии», введение «Табеля о рангах», провозглашение России

империей и др.

3).Назовите причины реформ системы государственного управления в первой четверти XVIII в.(не

менее двух причин). Какие новые органы управления были созданы в указанный период? (назовите не

менее трех таких органов).

ОТВЕТ:

1.Причины реформ: чтобы лучше собирать налоги, необходима была централизованная система управления и

система контроля; максимальная централизация управления и усиление личной власти монарха(для победы в

Северной войне).

2.Новые органы управления: 1711г.-создание Сената; 1717-1721 гг.- создание коллегий; 1721 г.- создание

Синода;

4).Какие изменения произошли в положении социальных групп российского общества в первой

четверти XVIIIв.? Назовите не менее трех изменений. Укажите не менее трех законодательных актов

социальной политики Петра I.

ОТВЕТ:

1.В 1714 г. издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской

вотчиной. Указ ознаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс(дворяне)

2.В 1722 г.издание Табели о рангах, разделивший военную, гражданскую и придворную службу. Так

господствующий слой укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей

других сословий.

3.1718-1724 гг.- подушная перепись мужского населения.(население России составляло 15 млн.чел., 3% -

жители городов.

4.1721 г. был создан Главный магистрат(горожане подразделялись на отдельные категории, оставались

сословными группами феодального общества).

5.1724 г.- указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного

разрешения(положено начало паспортной системе в России).

5).Сравните положение дворян-помещиков и бояр-вотчинников. Запишите ответ в форме таблицы.

ОТВЕТ:

Общее: и бояре, и дворяне были землевладельцами, на землях которых работали крестьяне; они были

служилыми людьми «по отечеству» и должны были служить в царском войске.

Различия: бояре: владели вотчинами- крупными наследственными земельными владениями. Занимали

руководящие посты в государстве. Дворяне: владели сравнительно небольшими поместьями, которые

получали от царя за службу. В случае прекращения службы дворяне теряли поместья. Они не могли

продавать, дарить или передавать по наследству свои поместья. Могли занимать некоторые важные

должности.

6).Ниже приведены две точки зрения на значение преобразований Петра I:

1.Славянофилы в середине XIX в. Резко отрицательно оценили преобразования Петра I , возложив на

них ответственность за всесилие бюрократии и ужасы крепостничества.

2.Многие исследователи считают, что преобразования Петра I были подготовлены всем

предшествующим развитием, они способствовали преодолению отставания России от развитых

стран, превращению ее в великую европейскую державу.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не

менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную

вами точку зрения.

ОТВЕТ:

При выборе первой точки зрения:

В правление Петра в России окончательно сложился абсолютизм, неразрывно связанный с формированием

бюрократии, бюрократического аппарата управления страной.

При проведении преобразований усилилось крепостничество, несвобода всех сословий, в том числе

дворянства.

Одним из последствий реформ Петра I стал культурный раскол российского общества на европеизированную

элиту и массу населения, чуждого новым европейским ценностям.

Основным методом проведения преобразований было насилие, применявшееся в отношении всех слоев

общества, опора на карательную мощь государства.

При выборе второй точки зрения:

Реформы Петра I опирались на те изменения во всех сферах жизни страны, которые произошли в середине и

второй половине XVII в. В царствование его отца Алексея Михайловича.

В результате Петровских преобразований был сделан значительный шаг в развитии экономики

(мануфактуры, политика протекционизма, развитие национального производства и др.). государственного

управления (провозглашение империи, коллегии, Сенат и др.).

Российская культура обогатилась новейшими для того времени достижениями европейской науки, искусства,

образования (открытие школ. Издание первой печатной газеты, создание Академии наук и др.).

Петровские преобразования в области военного дела создали армию, которая сумела завоевать выход к

Балтийскому морю и превратить Россию в одну из сильнейших держав.

Преобразования Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием, они способствовали преодолению отставания России от разных стран Европы, превращению её в великую европейскую державу. Реформы Петра I опирались на те изменения во всех сферах жизни страны, которые произошли в середине и второй половине XVII в. в годы царствования его отца Алексея Михайловича; 2. петровские преобразования в области военного дела создали армию, которая сумела завоевать выход к Балтийскому морю и превратить Россию в одну из сильнейших держав Европы; 3. в результате Петровских преобразований был сделан значительный шаг в развитии государственного управления (Сенат, коллегии, провозглашение империи и др.), экономики (мануфактуры, развитие национального производства, политика протекционизма и т.д.) 4. благодаря реформам Петра I российская культура обогатилась новейшими для XVIII в. достижениями европейской науки, образования, искусства. (открытие школ, издание первой печатной газеты, создание Академии наук и т.д.)

Значение преобразований эпохи Петра I имеет резко отрицательный характер, поскольку на реформы Петра I возлагается вся ответственность за всесилие бюрократии и ужасы крепостничества. Основным методом проведения преобразований было насилие, применявшееся в отношении всех слоев общества, опора на карательную мощь государства; 2. в годы правления Петра I в России окончательно сложился абсолютизм, неразрывно связанный с формированием бюрократии (бюрократического аппарата управления государством); 3. при проведении реформ усилилось крепостничество, а также несвобода всех сословий, в том числе дворянства; 4. последствием реформ Петра I был культурный раскол российского общества на европеизированную элиту и массу населения, которой новые европейские ценности были чуждыми.

Резкие приемы проведения реформ ничем не оправданы, многие

реформы были бесплодны, носили негативный характер, способствовали формированию в общественном

развитии противоречий, чреватых мощным взрывом. Аргументы.

1.Петр разрушил традиционные национальные устои;

2.Заимствование западного образа жизни было выборочным, поверхностным, различия между Россией и

странами Запада в политическом и социально-экономическом строе сохранялись и даже углубились;

3.Стана понесла в ходе реформ огромные людские и материальные потери;

4.Петр не провел самую важную реформу: не отменил крепостное право, усиливается эксплуатация

собственного населения традиционными методами;

5.Были свернуты капиталистические тенденции в экономике;

6.Производство, основанное на государственном принуждении, сохраняет экстенсивный феодальный

характер;

7.Происходит огосударствление общественной жизни. Формируется система тотального контроля царя за

населением, усиливается самодержавие, централизация и бюрократизация управления, регламентируется не

только государственная жизнь, но и личная, государство противопоставляется обществу;

8.Культурное обособление образованного меньшинства от большинства, хранившего верность заветам

старины, петровские преобразования нанесли урон культуре, прервалась традиция, без которой культура жить

не может.

Аргументы для оценки, изложенной в задании: В исторической науке существует мнение, что жестокие меры проведения петровских реформ

оправдываются их прогрессивным характером.

1.реформы ускорили развитие России. Привлекли к экономическому подъему;

2.реформы в области культуры (в частности поездки на учебу за границу) способствовали приобщению

россиян к достижениям западной культуры;

3.выход России к берегам Балтийского моря способствовал развитию промышленности, торговли. Повышению

обороноспособности и международного авторитета страны;

4.создание армии и флота способствовало усилению обороноспособности страны.

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности

Результаты

Усиление царской власти.

Дальнейшая централизация власти. Контроль царя за всеми сферами жизни.1721- царь стал называться императором, что значительно повысило его роль в стране.1722-Указ о престолонаследии: император сам назначал наследника, исходя из интересов государства.

Совершенствование системы государственного и местного управления.

1. Реформы центрального управления : вместо Боярской думы сначала создана Ближняя канцелярия, а затем в 1711 создан Правительствующий Сенат ; вместо 44 приказов- 11 (затем 14) коллегий в 1717-1721;1720- Генеральный регламент, документ, закреплявший принципы коллегиальности и определявший функции коллегий.

  1. Реформы местного управления : создание Ратуши в Москве и земских изб в городах в 1699-1700; административная реформа 1708-1710, по ней страна разделена на 8 губерний, во главе - губернатор. С 1719-трёхзвенная система местной власти: уезд-провинция- губерния.(1 привинция = 5 дистриктам,с нем. Районам, так с 1719 назывались уезды, с 1727- возвращено название уездов).

1714-появление фискалов - чиновников, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и лиц в финансовой и судебной деятельности.

1718-учреждена Тайная канцелярия (политический сыск).

1720- создан Главный магистрат, главное учреждение над магистратами других городов (это органы самоуправления в городах)

Формирование бюрократического аппарата, способного решить поставленные задачи.

1714- Указ « О единонаследии», по которому имение предавалось в наследство старшему сыну. Остальные должны служить стране.1722- Табель о рангах, позволяющий поддерживать талантливых людей из разных сословий. По нему 8 ранг давал право на потомственное дворянство.Появление коллегий, административное деление страны значительно увеличило бюрократический аппарат.

Ухудшение положения крестьян.

Насильственная работа на предприятиях (приписные и посессионные крестьяне).1724- запрет крестьянам уходить на заработки без разрешения помещиков.Вводилась паспортная система.Крестьяне без паспорта не имели права удаляться далее 30 вёрст, а получить их не было возможности, так как выдавали паспорта порой за 100 км.Итогом стали многочисленные выступления народа, наиболее значительные: Астраханское восстание в 1705-1706 и восстание под предводительством К.Булавина в 1708-1709 г.

Проведение церковной реформы.

1721- создание Синода, руководящего церковью. Ликвидация патриаршества, во главе Синода - светский человек, обер-прокурор.

Укрепление обороноспособности и военной мощи страны, проведение военной реформы.

1696- создание военно-морского флота.1705- создание регулярной армии . Введение рекрутских наборов. Пожизненная служба крестьян-рекрутов.1725- сознание одновременно нерегулярной армии.Появление многих учебных заведений, готовящих офицеров армии (1701-первая артиллерийская школа в Москве, 1712- в Петербурге, 1698-первое мореходное училище в Азове. 1701- в Москве школа навигационных и математических наук, где готовили кадры для армии, и др).Для дворян служба становилась пожизненной.1716- «Устав воинский», о порядках в армии. Особенно морально – нравственных качествах солдат и офицеров.1718-1722-« Устав морской» и « Регламент адмиралтейский».1707- в Москве появился первый военный госпиталь.

Совершенствование финансовой системы.

Накопление золотого запаса страны.1704- денежная реформа. Уменьшение содержания драгоценных металлов в монетах. Появились медные деньги.1711-денежная реформа, чеканка золотых, серебряных и медных монет.1718-1724-перпись населения, введение нового вида налога- подушной подати.

Дальнейшее развитие промышленности

Создавались новые промышленные центры, новые отрасли(судостроение, стеклоделие, производство бумаги).1699-первый на Урале железоделательный завод Виниуса.
Создавались государственные металлургические заводы на Урале-1723-1725-казённые медеплавильные заводы.1700-начало разработок Нерчинских рудников1716-железоделательный завод Демидовых в Тагиле.1723-1725-казённые медеплавильные заводы на УралеПоощрялось частное предпринимательство.1719- указ о передаче убыточных государственных предприятий в частные руки.

Поддержка отечественной торговли.

Проводилась политика меркантилизма и протекционизма ,1703-в Санкт-Петербурге появилась первая биржа купцов.1721- торговый устав1724- первый протекционистский таможенный тариф.Строились каналы и пути сообщения, позволяющие активно вести торговлю.

Начинается формироваться государственная политика в области образования, способствующая его дальнейшему развитию.

Формируется система профессионального образования.Однако в учебные заведения, где обучались будущие офицеры, могли поступать только дети дворян.Обучение для дворян стало обязательным. Без диплома об образовании священники не могли дать право заключать брак.Усиление светских начал в образовании.1696- Указ о посылке за границу дворянских детей для учёбы.

Поддержка научных открытий, создание условий для научной деятельности в России.

Подготовлено открытие Академии наук России. Однако Пётр не успел сделать этого, открыта Академия в год смерти императора – в 1725 году – Екатериной 1.1699-открытие сподвижником Петра 1 П. Брюсом навигацкой школы- там изучалась астрономия.1702- на Сухаревской башне оборудована первая в России обсерватория1700- составлена Брюсом первая в России карта звёздного неба. А с 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.1703- выпуск « Арифметики» Л.Магницкого, эту книгу М.Ломоносов назовёт « вратами учёности».1712-1725- А.Мартов первым в мире изобрёл и построил токарный станок.1724- первая русская подводная лодка(механик Никонов)С 1722- начался сбор материалов по истории России.

Дальнейшее открытие месторождений полезных ископаемых и их переработка

1700- создана горноразведочная служба, цель которой - поиск полезных ископаемых.1703- на Урале крестьянином Шиловым было открыто меднорудное месторождение.1714-в Петрозаводске были открыты минеральные воды мастером Рябовым.На юге России месторождение каменного угля в начале 20-хг. открыл рудознатец Григорий Капустин. Тогда же бурый уголь найден в Подмосковье.

Дальнейшее развитие культуры.

Насильственное насаждение образа жизни по западному образцу.1700-перход на новое летосчисление.1708- введение гражданского, более облегчённого шрифта.1719- создание первого музея- Кунсткамеры.1702- выходит первая печатная периодическая газета « Ведомости».1702- начало массового приобщения к театру(открыт в Москве общедоступный театр)1714- открыта первая публичная библиотека.1717- появился свод правил поведения за столом и других общественных местах – « Юности честное зерцало».1718- начали организовываться ассамблеи- светские балы, встречи, приобщение дворян к европейскому образу жизни высшего света, впервые приглашались женщины.

Новаторство в архитектуре: впервые Санкт-Петербург строится по плану, появились дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.

Расцвет живописи, особенно портретной (А.Матвеев, И.Никитин)

2. Внешняя политика

Направления деятельности

Результаты

Южное направление.Цель: добиться выхода к Чёрному морю, присоединить территории.

1695-первый Азовский поход , неудачный, так как не было флота.1696- второй Азовский поход . Удачный. За зиму был создан флот. Взят Азов, построена крепость Таганрог.1697-1698- Великое посольство в Европу с целью найти союзников для борьбы против Турции. Не решило задач. В состав посольства входило 250 человек, среди них Лефорт, Головин, Возницын; Пётр I под именем урядника Петра Михайлова.1699-Карловицкий конгресс, подписан мир с Турцией на два года.1700- Константинопольскиое перемирие на 30 лет.1710-1713- русско-турецкая война . Турция требует возвращения Азова.1711- Прутский поход. Русская армия окружена турками на реке Прут, около Ясс. Ясское перемирие , по которому Россия уходит из Молдавии, возвращает Азов, уничтожает Азовский флот, крепость Таганрог и другие.1724- Константинопольский договор с Турцией. Россия признала завоевания Турции в Закавказье, а Турция- завоевания России в Прикаспии.

Северное направление.Цель: добиться выхода к Балтийскому морю, присоединить территории.

1699- Севрный союз (Россия, Дания, Саксония)1700-1721- Северная война со Швецией.Ноябрь 1700- поражение под Нарвой.1702-Взятие Миренбурга и Нотебурга(Шлиссельбурга)1703-взятие Ниеншанца1704-взятие Навры и Дерпта1706- Альтранштадтский мир между Швецией и Польшей, по которой Польша разрывала отношения с Россией и обязалась помогать Швеции.28 сентября 1708 - сражение у деревни Лесной, крупная победа России.27 июня 1709- Полтавская битва . Победа России.

1710-взятие Риги, Выборга, Ревеля.

1710- первая морская победа - Гангутский бой.

1718-1719- Аландский конгресс, по которому Швеция и Россия хотели завершить войну. Однако смерть Карла 12 и приход к власти новых лиц не позволили подписать мирный договор, хотя он был значительно мягче для шведов, чем Ништадский мир.

1720- Гренгамский бой, победа России.

1721- Ништадский мир со Швецией. По нему Россия закрепилась на Балтийском море от Выборга до Риги(это часть Карелии, Ингрия, Эстляндия - Эстония, Лифляндия- Латвия, за западные территории Россия выплатила 1.5 млн. рублей. Финляндия возвращалась в состав Швеции.

Южное направление.Цель - закрепление на берегах Каспийского моря.

1722-1723 – русско-персидская война. Персия признала право России на западное и южное побережье Каспийского моря.1722- каспийский (персидский) поход Петра 1. Взят Дербент.1723- поход возобновлён, завоёваны южное и западное побережье Каспийского моря(Баку, Решт, Сальян)1723- Петербурсгкий договор с Персией, по которому Россия закрепляет за собой завоёванные территории.

Восточное направление: стремление обеспечить торговый путь с Индией,

1716-1717- экспедиция князя А.Бековича- Черкасского в Среднюю Азию(Хивинский поход ). Неудачный, гибель князя. Завершение похода. Восточное направление не очень интересовало Петра, так как главное для него было - добиться выхода к Балтийскому и Чёрному морям.


Комментарий к фрагменту

Ваше сочинение изобилует причинно-следственными построениями, но критерию К-3 можно поставить только два балла. А вот формулировки исторических ролей - Софьи и Петра - нуждаются в доработках. Роль заключается в конкретном действии. Если подписание Вечного мира я могу зачесть, потому что действие дано с указанием его значения и по-любому относится к сфере компетенции государыни. А вот славяно-греко-латинская академия была задумана (т.е. была осмысленным выбором!) при Фёдоре Алексеевиче, а действие это скорее относится к деятельности Симеона Полоцкого. Если писать о Софье, то более мотивированными, а значит, и личностно обоснованными являются её действия в период с мая по сентябрь 1682 года. Подумайте над моим предложением. Балл по К-2 за Софью поставлю, но выполнили Вы этот критерий неидеально.

Комментарий к фрагменту

Безусловная причинно-следственная связь. Результаты войны указаны в международном и внутриполитическом контекстах. Балл по К-3.

Комментарий к фрагменту

Все эти позиции могут быть оценены только по критерию К-1. А вот посчитать исторической ролью Петра руководство Синодом не могу. Все положения типа ""создал"", ""разработал"", ""руководил"" в рекомендациях эксперту чётко названы несоответствующими требованиям критерия К-2.

Комментарий к фрагменту

Уверенно засчитываю причинно-следственную связь - развёрнутую, протяжённую. Вы предложили две позиции (дело царевича Алексея = Устав 1722), показали их значение и для последующей эпохи, чем вложились и в критерий К-4 = обозначили историческую перспективу.

Комментарий к фрагменту

Этим выводом Вы остаётесь исключительно внутри периода, а требования критерия К-4 указывают, что значение периода должно быть указано в перспективе. Балл по К-4 Вам можно поставить отнюдь не за этот абзац, а за указание на последующие за Уставом 1722 г. дворцовые перевороты. Чтобы уверенно получить этот балл, надо было показать, какая судьба ждёт установления петровской эпохи - Сенат, Синод, губернское административно-территориальное деление, присоединённые земли Ингерманландии, Эстляндии, Лифляндии.

Комментарий к фрагменту

Об этом Вы ничего не пишете в основной части сочинения, поэтому и в выводе это не срабатывает.

Историческое сочинение: 1682-1725

Показать текст целиком

Это период царствования Петра Первого, период масштабных реформ, затронувших все сферы жизни общества. Петр начал свое правление вместе с братом Иваном Пятым, болезненным и слабоумным подростком. Такой порядок двоецарствия сложился как компромисс между боярскими родами Нарышкиными и Милославскими - родственниками двух царей. До совершеннолетия царей регентом при них была назначена их старшая сестра Софья Алексеевна. Период ее царствования ознаменован заключением "Вечного мира" с Польшей в 1686 году, который закрепил за Россией новые территории и послужил основой русско-польского союза в Северной войне. Также во время ее царствования была основана Славяно-греко-латинская академия, ставшая началом высшего образования в России.

С 1696 года начинается период самостоятельного царствования Петра Первого. В 1697-1698 гг. было организовано Великое посольство в Западную Европу, главной целью которого был поиск союзников среди европейских государств против Крымского ханства и Турции. Помимо этого, во время Великого посольство произошло знакомство царя с жизнью и порядками европейских стран. Это событие стало одной из причин осуществления великих петровских реформ. Также к причинам проведения реформ относятся: отсталость России в социально-экономическом, военном и культурном отношении от Западной Европы; ликвидация международной изоляции; предшествующие попытки преобразований Алексея Михайловича и Федора Алексеевича; личные качества Петра Первого, его желание превратить Россию в великую державу.

В 1700 г. начинается Северная война. Ее причинами стали: необходимость России добиться выхода к Балтийскому морю и вернуть побережье Финского залива; имперская политика шведского короля Карла Двенадцатого и ее стремление к господству на Балтике. Война длилась до 1721 году и завершилась победой России, добившейся выхода к Балтийскому морю и получившей территории в Прибалтике(Лифляндия, Ин

Критерии

  • 2 из 2 К1 Указание событий (явлений, процессов)
  • 1 из 2 К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
  • 2 из 2 К3 Причинно-следственные связи
  • 1 из 1 К4 Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
  • 1 из 1 К5 Использование исторической терминологии
  • 2 из 2 К6 Наличие фактических ошибок
  • 1 из 1 К7 Форма изложения
  • ИТОГО: 10 из 11

Историческое сочинение по периоду 1682-1725 г.

1682-1725 - это период правления Петра I. Этот царь провел многие преобразования практически во всех сферах общественной жизни государства, благодаря которым Россия стала мощной экономической и морской державой, отодвинула свои границы на север и восток, вернула земли, потерянные во время Смуты, получила выход в Балтийское море. В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный флот Назову наиболее важные из них. Будучи сторонником регулярного государства, он провел реформу государственного управления (1699-1721г.), губернскую реформу (1708-1715 и 1719-1720), военную реформу ((начиная с 1699 года) и многие другие, которые способствовали укреплению и государства, и власти царя.

Самое важное событие петровского времени – Северная война (1700-1721 г), которая велась со Швецией за выход в Балтийское море и имела два этапа:

1 этап :

1700 - поражение под Нарвой
1702-взятие Нотебурга
1708-взятие Ниеншанса
1709-взятие Дерпта и Нарвы
1708-битва у деревни Лесной, разгром шведского корпуса генерала Левенгаупта
27.06.1709-Полтавская битва, полностью разгромлена армия во главе с королем Карлом XII. 2 этап :
1711-прутский поход Петра
27.07.1714-сражение у мыса Гангут (1 морская победа русских войск)
1720-победа у мыса Гренгам
1721-Ништадский мир, Россия стала империей.

В результате войны Россия получила выход в Балтийское море, присоединила территорию , часть , и . Россия стала великой европейской державой, в ознаменование чего 22 октября ( ) года Пётр по прошению сенаторов принял титул Отца Отечества, Всероссийского, Петра Великого .

В Северной войне (1700-1721 гг.) нельзя не отметить роль Карла XII, шведского короля-полководца. Именно под его руководством была одержана блестящая победа над русскими под Нарвой в 1700 году, хотя по численности его войско (8,5 тыс.) в 4 раза было меньше (у русских 35 тыс). Таким образом, Карл XII был достойным противником, не случайно после победы в Полтавской битве Петр, пригласив во время пира шведских военачальников, предложил тост за шведов, которых назвал своими учителями в военном искусстве.

В Северной войне проявился и военный талант соратника Петра – Меншикова А.Д., который в 27 июня 1709 командовал конницей и показал необыкновенную храбрость и распорядительность. После битвы он преследовал шведов и заставил Левенгаупта с остатками армии сдаться у Переволочной. Царь, кроме богатых поместий, пожаловал Меншикова в фельдмаршалы и назначил президентом военной коллегии.

Другим важным событием петровского времени была военная реформа, в результате которой (начиная с 1699 года) произошло введение рекрутской повинности (1705 г), создание военно-морского флота ; учреждение Петром I в 1718 году Военной коллегии, в ведении которой находились полевая армия, "гарнизонные войска" и все "воинские дела". Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года, а первым ее президентом стал Александр Меншиков. Очень важным было введение с помощью "Табели о рангах"(1722) воинских званий, единых для всей России. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности. Не менее важным стало создание военно-промышленных предприятий (Тульский оружейный завод и др), а также военных учебных заведений. Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге – вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).

Для подготовки Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге – Морскую академию. Необходимо отметить введение армейской дисциплины и воинских уставов (Воинского (1716) и Морского (1720), благодаря чему была создана законодательная база регулярной армии. В результате Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Эти реформы способствовали победе России в Северной войне, а также создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Большую роль в реализации военной реформы сыграл барон Остерман Андрей Иванович: он был постоянным советником Петра I в делах внутреннего управления: по его указаниям составлена « », преобразована и сделано много других нововведений.

А.В. Макаров, один из сподвижников Петра, внес немалый вклад и в победы русского оружия на полях сражений Северной войны, и в успешные действия русской дипломатии, и в строительство регулярной армии и флота, и в новшества культурной жизни страны. Таким образом, он участвовал во всех преобразовательных начинаниях царя. К этому его обязывала занимаемая должность: он являлся кабинет-секретарем Петра I и, следовательно, был причастен к составлению указов, к переписке с агентами и послами царя за границей, к составлению реляций и отправке царских повелений на театр военных действий, к проверке, как выполнялась воля царя.

Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями в период правления Петра I . Оба события - Северная война и военная реформа взаимосвязаны: во-первых, участие в Северной войне, а именно, первые неудачи русских войск, выявившие неорганизованность, неподготовленность русской армии, способствовали серьезным военным преобразованиям: созданию регулярной армии на основе рекрутской повинности; военно-морского флота; во-вторых, армия и флот нуждались в обеспечении оружием, формой, поэтому необходимо было создать военно-промышленный комплекс; в-третьих, чтобы подготовить профессиональных воинов, сформировать их боевой дух, необходимо было организовать специальное обучение в военных заведениях, разработать воинские указы и т.д.

Оба события были продиктованы общими причинами : обеспечить полную победу на море и на суше над Швецией, сильнейшим государством Европы, а также поднять военную мощь России.

Результатами этих событий (то есть их следствием) стали: превращение постоянной армии в регулярную и строительство флота вывели Россию на новый уровень развития. Благодаря созданию регулярной армии завершился переход к новому способу ведения войны – линейной тактике. К этому времени в стране сложились необходимые материальные предпосылки: мануфактурное производство полностью обеспечивало армию оружием, боеприпасами, одеждой и снаряжением. Переход к калиброванному огнестрельному оружию, типовому снаряжению и единой форме позволили ввести единую систему боевой подготовки войск. Выход России к Балтийскому морю способствовал оживлению ее торговых связей с Европой. В связи с ростом торговли возросло значение таких портов, как Петербург, Рига и Архангельск, а также роль военно-морского флота, базирующегося на эти порты.

Петр I правил в течение продолжительного времени - 43 года. Его правление нельзя оценить однозначно:

С одной стороны, он, действительно, много сделал для развития России: создана сильная армия и флот, мощное промышленное производство, что позволило добиться выхода к морю, превратиться в мировую державу, сократив отставание от стран Запада.

    Россия стала одной из сильных цивилизованных стран мира, чему способствовали многочисленные преобразования и реформы в социальной, культурной сфере.

    Удачная политика на западе и юге: Россия получила выход к Балтийскому морю, завоевала территории около него, присоединила западные и южные территории Каспийского моря.

Но, с другой стороны, значительно усилилось закабаление крестьян, ухудшилось их положение, итогом чего стали многочисленные народные выступления.

    Реформы проводились часто насильственно, без учёта традиций, веками сложившихся в стране.

    Сама фигура Петра I также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого, так и современности. Образ Петра I в историографии довольно противоречив. Энергия, богатство натуры, трудолюбие, активность, пытливость ума сочетались в нём с жестокостью, порой с грубостью, с праздностью. Ряд историков, например , указывали, что петровские реформы являлись лишь естественным продолжением изменений, протекавших в ходе XVII века. Другие историки (например, ), напротив, подчёркивали революционный характер преобразований Петра. Несмотря на различные точки зрения на деятельность Петра I, нельзя не отдать ему должное как великому реформатору, преобразившему Россию.

Таким образом, эпоха 1682-1725 г. в целом стала важным и переломным периодом, в течение которого Россия стала великой державой.

1689—1725 годы в отечественной истории относится к периоду единоличного правления Петра I. В это время в стране было проведено множество реформ (изменения в какой-либо сфере жизни, вводимые законодательным путем) и преобразований.

Роль Петра Первого

Роль Петра Великого в истории России можно назвать ключевой, своей политикой смог не только добиться выхода к Балтийскому морю, но и коренным образом преобразовать страну в передовую державу. Одним из наиболее значительных событий во внутренней политике государства стало издание указа о единонаследии 1714 года, по которому дворянское поместье (разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу и не передаваемое по наследству) уравнивалось в правах с боярской вотчиной (родовым наследственным земельным владением), и передаваться они теперь могли только одному из сыновей. Причиной принятие указа стало стремления Петра I не допустить дробления имений, которое, по его мнению, приводило дворян к разорению; однако главной целью царя было принудить к государственной службе молодых дворян(представителей привилегированного сословия), оставшихся без наследства. Последствием проведения такой социальной политики стало резкое повышение числа служащих среди дворян и формирование российской бюрократии. Вместе с тем данный указ вызвал массовые недовольства дворян, из-за чего и был отменен при Анне Иоанновне в 1731 году.

Северная война: внешняя политика периода 1689—1725 гг.

Самым важным и судьбоносным событием данного периода, да и русской истории в целом стала победа в Северной войне, продолжавшейся 21 год. Главной причиной вступления в войну против Швеции для России была необходимость выхода в Европу через Балтийское море. Для борьбы с такой могущественной державой в 1699 сложился Северный союз, куда помимо России вошли Дания, Саксония и Речь Посполитая. За время войны состоялись битвы, которые продемонстрировали возросшую мощь русской армии и укрепили тем самым международный авторитет России. Русскими войсками, помимо самого Петра, руководили такие полководцы как Ф. Апраксин и А. Меншиков, благодаря мастерству которых Россия в конечном счете одержала победу. Война завершилась подписанием Ништадтского мирного договора в 1721 году. Последствиями победы в войне стал выход России в Балтийское море, что способствовало торговле и связям с Европой. Россия вошла в число мировых держав, а Петр I получил титул императора.

Оценка политики периода

В целом, политика Петра I вызывала споры как среди современников, так и в будущем среди историков. Такие историки как: В.Н.Татищев, Ломоносов считали реформы Петра основой для расцвета государств, другие (В.О.Ключевский, М.М.Щербатов, Н.М.Карамзин) склонялись к мнению, что его нововведения разорили страну и разрушили русские национальные устои. Но несмотря на противоречия относительно реформ, все историки признают величие Петре I во внешней политике, так как именно при нем Россия стала великой европейской державой

Поправка от февраля 2016: в методических рекомендациях указано, что для каждой личности (К2) необходимо указать 2 направления деятельности, вывев их в роль (!)

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!


1682 – 1725 годы – это период правления Петра I, прозванного Великим. С 1721 года он становится императором. Это период больших преобразований. Назову наиболее важные из них.

В 1697 – 1698 годах Пётр отправился с Великим Посольством в Европу. Причиной Великого Посольства была нужда в союзниках против Турции. Целью посольства был найм офицеров, солдат и матросов на русскую службу, закупка оружия. Пётр хотел обучиться у иностранных мастеров корабельному строительству и сам поехал с посольством. Это был первый в истории России выезд царя за рубеж. Итогом этого события был союз России против Швеции (союзников в борьбе против Турции не удалось найти). Также Пётр I, посетив Голландию, обучился плотницкому мастерству, встречался с Ньютоном, посетил Гринвичскую обсерваторию, побывал в парламенте Англии.
Другим значительным событием этого периода является Северная война, которая началась в 1700 году и завершилась в 1721 году подписанием Ништадтского мирного договора. Шведскому королю Карлу XII в начале войны удалось у России союзников и одержать ряд побед. Пётр I, назвав шведов «своими учителями», стал принимать меры, сделавшие армию сильной и боеспособной. Стала создаваться регулярная армия, открывались навигацкие школы, был основан Санкт – Петербург, шло интенсивное строительство кораблей. Всё это усилило русскую армию и позволило ей вырвать победу в Полтавской битве и в ряде других сражений на суше и в море (в 1714 г. при Гангуте, а в 1720 г. у острова Гренгам). Итогом этого события была победа России в войне. По условиям Ништадтского мира к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингреманландия, часть Карелии с Выборгом, острова Эзель и Даго.

Выдающимися личностями первого события, то есть Великого Посольства, являются глава Посольского приказа Фёдор Головин и генерал – адмирал Франц Лефорт. Головин был главным руководителем русской внешней политики с 1699 года. Он лично наблюдал и руководил вербовкой на русскую службу 800 инженеров, врачей, офицеров. При его участии были закуплены десятки тысяч ружей со штыками, которых в то время не было в России. Головин после Меншикова стал вторым подданным России, возведенным в графский титул Священной Римской империи. Франц Лефорт был главным официальным лицом посольства. Он вёл активные политические переговоры, устраивал приёмы, переписывался с европейскими политиками, беседовал с теми, кто хотел поступить на русскую службу.

Центральными фигурами во время Северной войны были фельдмаршал Б.П. Шереметьев, А.Д. Меншиков, В.В. Голицын. Шереметьев руководил наступлением в Лифляндии и нанёс шведам сокрушительное поражение. Меншиков захватил ставку Мазепы – город-крепость Батурин, командовал русской кавалерией и участвовал во всех основных сражениях со шведами. В Полтавской битве Меншиков взял в плен 16 тысяч шведов, при этом под его командованием в это время было 9 тыс. солдат. Как видим, роль названых личностей эпохи велика.

Рассмотрим, какие существуют причинно – следственные связи между данными событиями. Оба события – и Великое посольство, и Северная война – были продиктованы общими причинами, среди которых необходимость выхода страны на европейский уровень, расширение торговых связей и дипломатии, желание Петра поставить Россию на новый международный уровень. Следствием стало рост международного авторитета России, выход в Балтийское море («окно в Европу») и укрепление России в целом.

Правление Петра I нельзя оценить однозначно. С одной стороны, благодаря петровским реформам Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации. Эти преобразования носили прогрессивный характер. Так считают Татищев, Ломоносов, Соловьев. С другой стороны, защищая Отечество от врагов, Пётр I опустошил его больше всякого врага. После Петра государство стало сильнее, но народ беднее. Это по мнению Ключевского. Карамзин подчёркивал, что были разрушены русские национальные устои.

Но в целом, эпоха Петра Великого подняла Россию на новый уровень развития и укрепила авторитет страны среди других государств.

Учитель истории МКОУ "Мюрегинская СОШ" Абидова П.Г.